2002-12

01-02

02-02

03-02

04-02

05-02

06-02

07-02

08-02

09-02

10-02

11-02

дн2002


01.12.02.
 *
С  Астафьевым  нельзя   не  соглашаться.  Солдатчина – самая   жестокая  форма  рабства.  А  кадры,  показывающие  тренировку  перуанских  десантников  на  собаках,  это  верх  жестокости.  Хотя  нечто  подобное  описывал  и  Резун,  рассказывая  о  нашей  армии.  Тупость  и  апатия,  апатия  и  тупость,  и,  как  следствие,  безумная  жестокость.  И  это  на  протяжении  веков.  Опять  сидел  дома.  "Бог  хочет  от  человека  продолжения  его  творения,  и  для  этого  дал  ему  творческую  способность  (свой  образ).  В  этом  смысл  всего  трагического  эксперимента,  каким  является  создание  богом  свободного  существа".  В  каждом  народе,  в  любой  точке  нашей  планеты  религия  начиналась  с  шаманизма:  пляски  вокруг  костра  под  бубен.  Но  то  были  некие,  совершенно  неопределённые  духи,  которых  можно  было  задобрить  и  использовать  по  любому  поводу.  В  Древнем  Среди-земноморье  была  предпринята  попытка,  независимо  друг  от  друга  у  греков  и  евреев,  очело-вечить  бога.  Никит. II: 1863 г., С.382: «Человек  бывает  хорош,  и  то  ненадолго,  только  один  раз  в  жизни – в  молодости.  Потом  он  становится  всё  хуже  и  хуже,  портится,  воняет».  С.383: «Надобно  очень  любить  Россию,  чтобы  не  чувствовать  отвращения  ко  всей  безалабер-ности  нашей  администрации,  умственному  и  нравственному  разврату  так   называемого  образо-ванного  общества,  глубокому  невежеству  и  дикости   масс  и  вообще  отсутствию  всякого  понятия  законности  и  честности  во  всём  народе».  С.384: «Довериться  в  чём   бы   то   ни   было   своему  соотечественнику  в  большом  деле  или  малом – значит  непременно  остаться  в  дураках.  Если  женщина   захочет   завладеть  теми  же  правами,  как  мужчина,  ей  придётся  хуже:  она  лишится  тех  услуг  и  покровительства,  которые  получает  от  мужчины  взамен  некоторых  недостающих  ей  прав.  Мне  кажется,  таким  образом,  что  те  худую  услугу  ей  оказывают,  которые  стараются  о,  так  называемой,  её  эмансипации  и  об  уравнении  прав  ей  с  правами  мужчины».    

02.12.02.
Приезжали  внуки,  сделал  для  них  ключи  от  входной  двери.  Сходил  на  почту – холодно.  Вообще  в  этом  году  топят  плохо.  А  каково  по  весям!  Инвалиду – хана.  Получил  письмо  от  Почива-ловой:  и  опять  ответ  не  по  существу  вопроса.  Я  понимаю,  эта  тактика  направлена  на  то,  что-бы  отбить  у  просителя  желание  просить.  В  отношении  меня  она  добилась  своего.
  Берд.: «Ста-рый  дуализм  духа  и  тела,  идущий  от  Декарта,  совершенно  ложен  и  устарел.  Дуализм  сущест-вует  не  между  душой  и  телом,  а  между  духом  и  природой,  свободой  и  необходимостью».  Меня  просто  бесит,  когда  более  поздний  философ  поносит  своих  предшественников.  Это  ступени  раз-вития  философии,  по  которым  прошёл  и  автор.  «Личность  есть  победа  духа  над  природой,  свободы  над  необходимостью.  Лицо  человеческое  есть  самое  изумительное  в  мировой  жизни,  через  него  просвечивает  иной  мир».  «Через  лицо  мы  воспринимаем  не  телесную,  а  душевную  жизнь  человека.  Морят  голодом,  бьют  и  убивают  прежде  всего  человеческое  тело,  и  через  тело  распространяется  это  и  на  всего  человека.  Духа  самого  по  себе  нельзя  ни  бить,  ни  убивать».  ап. Павел:  Дух  силён,  плоть  слаба.  «Но  всегда  нужно  помнить,  что  язык  нас  очень  запутывает,  мы  постоянно  употребляем  слова  не  в  том  смысле,  какой  в  них  вкладываем».  Должен  созна-ться,  я  частенько  недопонимаю  Бердяева  из-за  неопределённости  его  терминологии.  А  этот  при-мер  необходимо  иметь  в  виду.  Здесь  Бердяев,  пожалуй,  единственный  раз  сознаётся  в  расплыв-чатости  своей  терминологии.  «Карус  был  более  прав,  чем  многие  школьные  учения,  почитающи-еся  научными.  Он  говорит,  что  душа  находится  не  в  мозгу,  а  в  форме.  Форма  тела  не  только  душевна,  но  и  духовна.  Лицо  человека  есть  вершина  космического  процесса,  оно  не  может  быть  порождением  лишь  космических  сил,  оно  предполагает  действие  духовной  силы.  Через  лицо  мы  воспринимаем  не  телесную,  а  душевную  жизнь  человека».  Люди  умеют  притворяться.

03.12.02. 
Сидел  дома.  Всё  болит.  Я  полагаю,  что  к  интимным  вещам,  требующим  целомудренного  отно-шения,  относится  и  подготовка  к  небытию.  Пришвин:
«С.517: Вся  задача  в  том,  чтобы  исправить  всё  самому  и  не  дать  другим  изуродовать.  И  я  это  сделаю.  Н.  объявил  о  «Канале».  Необходи-мо  выдернуть  всю  географ-историческую  часть  и  навертеть  всё  на  другое.  Это  был  такой  удар  по  голове,  что  я  заболел.  Забывать – это  значит  прощать.  Но  есть  люди,  которые  не  прощают  и  нравственным  долгом  считают  своим  не  прощать.  Этой  верой  питалась  революция:  не  про-стить».  Революция  не  прощает,  потому  что  знает:  ей  не  будет  прощения.  Революция  овладевает  властью  с  кровью.  Бескровная  передача  власти  происходит  в  одни  и  те  же  руки.  Никит. II: 1863 г., С.385: «Где  неодинаковые  силы,  там  неодинаковые  права».  Естественное  право.  Видно,  Гоббса  не  читал.  С.386: «Говорят,  что  Россия  есть  страна  чиновников  без  правосудия  и  хорошего  управ-ления».  Сам  он  этого  не  видит.  С.387: «Читаю,  между  прочим,  «Записки»  Ермолова.  Они  ниче-го  не  прибавляют  к  его  славе.  Язык  чрезвычайно  напыщенный,  и  резкие  приговоры  о  всех  дея-телях  двенадцатого  года  не  возбуждают  особенного  доверия».  В  нём  продолжает  говорить  цен-зор.  С.388: «В  опере.  Было  «Риголетто»  Верди.  Если  шум,  треск,  крики  и  завывание  составить  могут  хорошую  оперу,  то  «Риголетто»,  без  сомнения,  опера  очень  хорошая».  Его  мнение  относи-тельно  «Риголетто»  я  проигнорирую.  С.389: «Греч  написал  ко  мне  письмо,  прося  моего  содейст-вия  о  избрании  его  в  члены  Академии».  Вот  сфера  его  обращения  в  обществе.  С.391: «Был  Вальц;  велел  остаться  дома  и  велел  принимать  по  две  капли  какого-то  бромина  через  каждые  два  часа.  Я  думаю,  что  это  вздор.  Тому  назад  недели  три  он  (Вальц)  просил  у  меня  взаймы  тысячи  три.  Это  уже  в  другой  раз,  что  он  думал  поживиться  от  меня  деньгами.  За  визит  я  плачу  ему  исправно  и  более  договорного.  Но  человек  всегда  свинья».  Человек  сам  себе  мера.  

04.12.02.  
Всё  крепче  и  сур
овее  прикосновение  вечности.  Но  когда  с  ней  соприкасается  жизнь,  то  жизнь  побеждает.  Да,  я  хочу  жить,  но  не  как  дерьмо,  и  в  своих  глазах  тоже.  А  жизнь  прекрасна,  этому  много  подтверждений.  Пришвин: «С.517: В  среду  29-го  будет  заседание  в  редакции  с  разбором  моего  романа.  Январь  придётся  посвятить  доработке.  Вчера  вечером  начал  читать  «Царя»  с  новым  задором,  идёт  хорошо,  не  знаю  только,  куда  воров  девать».  Опять  светится  надеждой,  простец.  [Там,  в частности, было  сказано,  что  урон,  который  пьянство  наносит  народному  хозяйству,  исчисляется  десятками  миллиардов  рублей.  Но  выгода  от  торговли  водкой,  должно  быть,  гораздо  большая,  если  мы  миримся  с  потерей  десятков  миллиардов.  Никак  не  могу  заставить  себя  добру  и  злу  внимать  равнодушно,  хотя  это  считается  у  нас  беспринцип-ностью.  На  мой  взгляд,  беспринципность – это  тот  случай,  когда  человек  может,  но  не  хочет. Этому  определению  полностью  отвечает  председатель  нашего  месткома  Рябинина  Софья  Степа-новна.  Когда  её  переизбрали  на  новый  срок  и  делегировали  на  профсоюзную  конференцию  отделения  дороги,  она  совершенно  откровенно  заявила  нам,  членам  союза,  что  и  не  подумает  выдвигать  на  этой  конференции  какие-либо  наши  предложения.  Это  уже  беспринципность  возведённая  в  ранг  цинизма.  И  что  удивительно,  мы  сами,  сознательно  выбираем  себе  таких  руководителей,  только  бы  нас  оставили  в  покое.  Надо  быть  альтруистом,  чтобы  самоотверженно  заниматься  чужими  заботами  и  делать  это  добросовестно.  Я  таких  людей  пока  не  встречал.  Попадаются  люди,  которые  творят  добро,  но  делают  они  это  из  корыстных  побуждений.  Пиша  эти  строки,  я  принял  решение  больше  ни  разу  не  напоминать  начальнику  о  доплате  за  ведение  пропагандистской  работы  на  станции.  Но  всё  равно,  если  присмотреться,  корысть  остаётся:  это  дешевый,  как  принято  говорить,  авторитет  знающего  чуть  больше,  чем  домохозяйка.]

05.12.02. *
1:7:56.  Отметили  Тонечкин  д/р – 65 лет.  Приходил  Капустин  подписать  договор  о  юридическом  обеспечении.  Приехали  Нинушка  со  Славкой.  Время  пролетело  незаметно,  как  вечернее,  так  и  ночное.  Пришвин:
1949, «С.518: "Мужики"  Чехова.  Тоже  мужики  есть  и  сейчас,  и  есть  на  них  писатель,  как  Чехов,  но  написать  нельзя:  не  туда  идёт  история».  Прежде  писатель  не  мог  не  писать,  прежде  читала  написанное  вся  читающая  публика.  Нынче  нет  читателя,  нет  читающей  публики.  Школьное  образование  деградирует,  литературная  культура  на  нуле.  Берд.: «Форму  тела,  как  явление  эстетическое,  знала  Греция,  и  это  входило  во  всю  её  культуру.  Для  материализма  форма  тела  непонятна  и  необъяснима.  Дух  формирует  личность,  её  целостность,  в  которую  входит  и  тело,  входит  лицо  человека.  Личность  духовно-душевно-телесна».  Я  не  рассматриваю  материализм  как  нечто  косное,  чуждое  личности.  «Персонализм  должен  признать  и  достоинство  человеческого  тела,  недопустимость  дурного  с  ним  обращения,  права  тела  на  истинно  чело-веческое  существование».  «Поэтому  и  проблема  хлеба  делается  духовной  проблемой.  Права  чело-веческого  тела  потому  уже  связаны  с  достоинством  личности,  что  самые  возмущающие  пося-гательства  на  личность  прежде  всего  бывают  посягательствами  на  тело».  Человеческое  тело  божественно:  "Нет  на  свете  прекрасней  одёжи, / Чем  свежесть  мускулов  и  бронзовость  кожи".  Тело  нужно  любить  на  столько,  чтобы  поддерживать  его  в  чистоте  и  здоровье.  Спорт  должен  быть  любительским.  «Слово  persona  получено  через  схоластику  от  Боэция,  который  уже  определял  личность,  как  разумное,  индивидуальное  существо.  Для  Лейбница  сущность  личности  есть  сознание  самого  себя.  Кант  переходит  от  интеллектуалистического  понимания  личности  к  этическому».  Я  не  вижу  ничего  нового  в  том,  что  предложил  для  определения  личности  Бердяев.  Все  его  рассуждения  направлены  на  мистификацию  этого  понятия,  затуманивание. 

06.12.02.
1:7:57.  Пропустил  утреннюю  зарядку,  так  как  в  гостиной,  где  обычно  я  это  делаю,  ночевала  Нинушка.  А  Славка  ночевал  у  меня  в  кабинете.  Теперь  я  знаю  что  такое  «болят  вены»,  не  смотря  на  то,  что  сосуды  иннервированы.
  Никит. II: 1864 г., С.393: «Что  ты  не  очень  умный  человек, я  узнаю  это  из  того, что  ты  считаешь  себя  очень  умным.  Никогда, кажется,  в  Петербурге  не  совершалось  столько  мерзостей, как  ныне, в  управление  гуманного  болвана  генерал-губернатора  Суворова.  Воровство  дённое   и  ночное,  в  огромных  размерах  каждый  день,  каждую  ночь  разбой,  пьянство,  небывалое  даже  в  России,  так  что  пьяные  толпами  скитаются  по  улицам,  валяются   и  дохнут  как  скоты,  где  попало.  Между  опивающимися  есть  мальчики  пятнадцати  лет, а  сегодня  извозчик  мне  говорил, что  он  видел  четырёхлетнего  ребёнка.  Все-возможные  уличные  беспорядки:  скорая  и  сломя  голову   езда   по   улицам,  вследствие   которой  беспрестанно  случаются  несчастия,  стаи  собак  бродячих,  как  в  Константинополе,  и  проч.»  Отмена  крепостного  права  способствовала  появлению  слоя  населения  подобного  нашим  бомжам.  Согнанные  с  земли,  не  имея  никакой  собственности,  они  полностью  соответствуют  этому  понятию.  С.395: «Правительству, особенно  в  известных  обстоятельствах,  бывают  нужны  цепные  собаки,  как  Муравьёв  и  Катков.  Оно  и  спустило  их  с  цепи,  теперь  не  знает,  как  их  унять. Нам  не  нужно  преобладание  ни   аристократов,  ни   демократов;  нам   нужно   одно – расширять  и  усиливать  класс  образованный,  не  держась  никаких  сословных  принципов.  Гладя  по  головке  и  возвышая  грубую  полуварварскую  массу,  не  видим,  какое  опасное  и  дикое  господство  в  ней  приготовляем.  Господство  массы  отзовётся  великою  бедою  для  России».  Автор  сложнее,  чем  кажется  с  первого  взгляда.  В  своём  дневнике  он  не  стесняется  в  оценке  людей,  с  которыми  при  встрече  раскланивается  нижайше.  Вот  только  причин  упадка  он  не  видит.

07.12.02.
1:7:58.  Гулял  несмотря  на…  Пытаюсь  установить  связь  по  e-mail  с  А. А. Праховой.  Ну  нечего  писать!  Ни  мыслей,  ни  чувств.  Вечером  забежала  Л  и  скрасила  серые  будни.
  В  интиме  нет  свободы:  там  обе  стороны  находятся  во  власти  страстей.  Зная,  что  Гулаг – ад,  следует  ли  вдаваться  в  рассмотрение  его  инструментов  и  деталей  подробно  не  историку,  но  рядовому  гражданину?  Подобные  знания  снижают  веру  человека.  Берд.: «Философия  жизни  ведет  к  рас-творению  человеческой  личности  в  косми-ческом  и  социальном  процессе».  В  социальном  про-цессе  личности  рождаются,  а  не  растворяются.  Растворить  в  себе  может  толпа,  но  толпа – это  обочина  социального  процесса.  Толпа  принимает  участие  в  социальном  процессе  только  как  дес-труктивный  элемент.  «Для  понимания  того,  что  такое  личность,  очень  важно  установить  раз-личие  между  личностью  и  индивидуумом.  Индивидуум  есть  неделимое  в  отношении  к  какому-то  целому,  атом».  «Он  непременно  мысли-тся,  как  часть  целого,  и  вне  этого  целого  не  может  быть  назван  индивидуумом.  Индивидуум  рождается  от  отца  и  матери,  имеет  биологическое  проис-хождение».  Просто  и  ясно.  Но  личность  может  иметь  духовных  родителей.  «Эспинас  говорит,  что  настоящий  индивидуум  есть  клетка.  Личность  не  есть  животная  особь.  Личность  в  человеке  не  детерминирована  наследственностью,  биологической  и  социальной,  она  есть  свобода  в  чело-веке» «Ш. Пеги  говорит,  что  индивидуум  есть  собственный  буржуа  в  каждом  человеке,  которого  он  призван  победить».  Здесь  буржуа  приравнивается  к  совокупности  инстинктов,  с  чем  я  вполне  согласен.  Буржуа  требует  свободы  действий  на  рынке,  называя  это  демократией  и  тем  опошляя  её.  Эта  "свобода"  подкрепляется  буржуазным  законодательством.  Буржуа-капиталист  старается  наладить  отношения  с  буржуа-рабочим,  для  этого  предлагается  иная  терминология:  работодатель  и  сотрудник.  За  этой  новой  ширмой  буржуа  расправляет  плечи. 

08.12.02. 
Что  же  было  вчера?  Помылся,  потом  занимался  привычными  делами.  Приезжали  обедать  Бахуриани  с  Леной.  Объяснил  ей  (Бахуриани)  ситуацию  с  моим  здоровьем  и  возможности  вклю-чения  в  работу.
  Но  работать  уже  никто  не  хотел.  Боли  во  всём  теле  говорят  о  том,  что  душа  отлепляется  от  плоти,  то  есть,  так  и  должно  быть.  А  кто  знает,  как  должно  быть?  Пришвин: «С.519: В  общем,  я  уверен  в  одном,  что  честно  старался  сохраниться  в  своём  мастерстве,  чтобы  люди  сразу  узнавали  работу  и  говорили:  это  делал  Пришвин.  Но  было  на  работе  столько  заплат,  что  и  совсем  уже  не  могу  судить  сам.  Пусть  люди  судят.  Разговор  по  телефону  выяснил,  что  роман  мой  встретил  преграду  и  что  меня  хотят  заставить  его  переделать.  Это  срезало  меня  до  чувства  смертной  тоски  (знакомое  редкое  и  страшное  чувство)».  Кто  же  пишет  литературное  произведение:  автор  или  цензор.  [Каждый  человек  должен  хоть  что-нибудь  делать  для  других,  только  тогда  будет  прогресс  в  развитии  общества.  Даже  на  клеточном  уровне  организации  какие-то  клетки  жертвуют  собой  для  обеспечения  нормального  развития  других.  Помнится,  при  вступлении  в  комсомол,  я  изучал  краткую  историю  ВКП(б)  и  автобиографию  И. В. Сталина.  В  одной  из  этих  книг  говорилось  об  открытии  Сталиным  нового  диалектического  закона,  а  именно  о  единстве  законов  развития  природы  и  общества.  Я  понимаю  это  как  един-ство  законов  биологических  и  социальных.  Затем,  после  двадцатого  съезда,  перестали  говорить  об  этом  законе,  как  его  и  не  было.  Но  ведь  он  существует,  и  доказательством  тому:  воз-никновение  новой  науки – социобиологии.  Меня  удивляют  не  экономические  достижения  Запада,  но  развитие  их  наук,  и,  главным  образом,  не  экономических  или  технических,  что  вполне  естественно,  но  общественных.  Почему  же  наше  «передовое»  общество,  призванное  самой  историей  развивать  общественные  науки,  признаёт  их  необходимость  в  последнюю  очередь?]       

09.12. 02. 
Доходил  до  почты,  купил  карпа  на  90 р. (56 р/кг).  Рыбу  торгуют  с  Ладоги,  она  дома  оживает.  К  обеду  приехали  внуки.  У  Любы  новая  прихоть:  сокращать  потребление  белка,  мол,  Бог  создал  человека  (а  кстати,  и  волка)  вегетарианцем.  Если  не  лицемерить,  то  Люба,  как  только  узнала,  что  нельзя  есть  наших  меньших  братий,  тут  же  должна  была  прекратить  это  кощунство,  а  не  сокращать  постепенно.  Пришвин:
«С.521: Большинство  учёных  критиков  первой  выжности  в  оценке  работы  писателя  ставят  его  происхождение.  Анна  Алексеевна  Капица  прислала  мне  письмо  с  приглашением.  Только  сегодня  мы  решили  поехать  к  ним  на  Николину  Гору  и  познакомиться  с  Петром  Леонидовичем  Капицей».  Таким  знакомствам  можно  позавидовать.  Никит. II: 1864 г., С.396: «На  днях  разнёсся  слух,  что  Герцен  умер,  а  теперь  говорят,  что  это  ложь.  Умер  ли,  жив  ли,  впрочем,  совершенно  всё  равно:  он  превратился  в  политическое   ничтожество  для  России.  Ни  пользы,  ни  вреда  от  него  нет  никакого.  С  польского  восстания   он  так  упал  в  общественном   мнении,  что  о  его  существовании  почти  забыли.  В  низших  классах,  например,  каждый  день  вкачивают  десяти-  и  двенадцатилетним  детям  в  головы  по  пяти  предметов,  и  как  каждый  учитель  заботится  о  том,  чтобы  пройти  больше,  а  не  о  том,  чтобы  пройти  лучше,  то  дети  ходят  как  пьяные,  отуманенные  словами,  не   понятиями,  и  ничего  не  в  состоянии  выразумить  порядочно».  Гул  "Колокола"  Герцена  мог  по  понятным  причинам  до  России  не  доходить.  Школьные  классы  следует  постоянно  дифференцировать  по  успеваемости,  может  быть,  каждую  четверть.  С.398: «Костомаров всё-таки  отстаивает  любимую  мысль  малороссийских  литераторов  о  введении  преподавания  в  малороссийских  школах  на  тамошнем  наречии».  Это  совершенно  излишне,  язык  неизбежно  сохраняется  на  бытовом  уровне.  С.401: «В  доценты  гражданского  права  избран  А. И. Вицын».  Это  я  выписал  ради  совпадения.   

10.12.02. 
Стал  ветераном  войны.  В  нашем  округе  победил  Озеров,  за  которого,  по  наводке  Сааров,  голосовал  и  я.  Собираюсь  к  нему  на  приём.  День  прошёл  в  обычном  ритме:  кажется  успел  всё,  что  хотел.  Приходил  Бубнов,  вернул  уставной  взнос – приятная  неожиданность.
  Берд.: «Личность  более  индивидуальна,  чем  индивидуум.  Внутреннее  единство  и  целостность  присущи  личности,  индивидуум  же  может  быть  растерзан  силами  мира.  Личность  есть  элемент  революционный».  Революцию  готовят  и  осуществляют  яркие  индивидуальности.  Личности  в  этот  период  гибнут  или  уходят  в  себя.  Можно  согласиться  с  тем,  что  сея  разумное,  доброе,  вечное  личность  спо-собствует  пробуждению  масс,  понимая  в  то  же  время  разрушительность  наступающих  ката-клизмов.  В  этом  я  вижу  безысходное  противоречие  личности.  Она  видит,  но  не  может  влиять,  и  от  этого  страдает.  «Непреодолимые  противоречия  связаны  с  понятием  Бога,  с  идеей  Бога…»  Очевидно,  что  Бердяев  мыслит  совершенно  иного  Бога,  нежели  представленного  в  Библии.  «Унижает  человека  и  унижает  Бога  та  теологическая  доктрина,  которая  утверждает,  что  Бог  сотворил  человека  для  самопрославления.  Поразительно,  что  всякое  учение,  унижающее  чело-века,  унижает  и  Бога.  В  глубине,  скрытой  от  моего  сознания,  я  погружен  в  океане  мировой  жизни».  Собственно,  это  и  есть  Мировой  Разум.  «Эгоцентрическая  самозамкнутость  и  сосре-доточенность  на  себе,  невозможность  выйти  из  себя  и  есть  первородный  грех…»  Впервые  здесь  первородный  грех  трактуется  не  в  половой  связи  Адама  и  Евы.  Но  формулировка  этого  греха  в  устах  Бердяева  для  моего  ума  недоступна.  «Личность  из  глубины  созидает  своё  сознание».  Конечно,  всё  наоборот.  И  действительно,  личность  сначала  должна  стать,  чтобы  потом  что-то  созидать.  А  вот  сознание  формируется  под  воздействием  социума,  и,  наконец,  количество  переходит  в  качество – возникает  личность,  которая  влияет  на  социум. 

11.12.02.
1:7:59.  Был  на  приёме  у  Озерова – нового  депутата  в  ЗакСе  от  г. Пушкина  (20  округ).  Вялая  встреча,  желания  работать  в  этом  направлении  у  него  нет.  В  связи  с  этим,  как  грустно  смотреть  на  отчаянные  попытки  Путина  вразумить  чиновников.  Доходил  до  почты – получил  пенсию.  Филимонов  говорит,  что  в  Кировском  районе  блокадные  удостоверения  меняют  не  всем.  Собственно,  если  эта  замена  не  ведёт  к  увеличению  пенсии,  то  зачем  она?  Все  другие  льготы  мы  и  так  имеем.  Пришвин:
«С.521: Опять  сижу  за  работой  над  поправками  романа  перед  чтением  Симонова».  Это  муки,  но  не  муки  творчества.  Муки  творчества,  в  конце  концов,  приносят  удовлетворение,  а  здесь унижение  и  головная  боль.  И  это  в  возрасте,  когда  человек  уже  себе/себя  не  изменяет.  Никит. II: 1864 г., С.406: «Вот   разница   между  Тургеневым   и  Гон-чаровым:  один   настоящий  джентльмен.  Он  приятен  без  всяких  усилий,  прост  и  благороден.  С  ним  приятно  быть  и  говорить. Гончаров – толстенький, надутенький  господин  вроде  провин-циального  дворянина.  Он  непременно  хочет  давать  вам  чувствовать,  что  вы  имеете  дело  с  знаменитостью  в  его  особе.  Весь  же  его  характер  может  быть  обозначен  следующими  чертами:  эгоист,  трус  и  завистник».  С.407: «Медики  уверяют,  что  каждая  эпоха,  кроме  общих  обык-новенных  недугов,  имеет  ещё  свои  собственные,  проистекающие  из  обстоятельств  времени.  Таковы  ныне  нервные  болезни  и  размягчение  мозга».  Мы  давно  знаем,  что  все  болезни – от  нервов,  и  только  венерические – от  удовольствия.  С.408: «Востоков  был,  неоспоримо,  досто-почтенный  ученый  и  достопочтеннейший  человек.  Но  зачем  же  стулья  ломать?»  С.411: «Итак,  Блудов  умер.  В  час  была  панихида.  Тут  видимо-невидимо  было  чиновного  народу.  Был  государь  с  государынею  и   всем  своим  семейством.  Из  знакомых  я  бонжурился  здесь  с  Княжевичем,  Ковалевским,  Корфом».  Приятно  отметить,  что  автор  не  чужд  словообразования.

12.12.02.
1:7:60.  Отдал  на  обмен  паспорт  и  сразу  пожалел  об  этом:  как  буду  брать  в  банке  деньги?  Мирошниченко  меня  съест.  День  на  день  не  приходится:  когда  густо,  когда  пусто.  Но  и  тогда  приятно.
  Это  я  даю  намёк  на  качество  свиданий.  Должен  заметить,  что  если  свидание  состо-ялось,  то  я  получаю  удовлетворение  всегда
.  "Блажен,  кто  делит  наслажденье, / Умён,  кто  чувст-вовал  один"  (4 6).  Может  быть  это  не  корректно,  но  я  редко  интересуюсь  её  чувствами.  Берд.: «Сознание  возникает  в  отношениях  "я"  и  "не-я",  оно  означает  выход  из  "я",  но  оно  вместе  с тем  может  быть  препятствием  для  выхода  "я"  к  "ты",  как  внутреннего  общения».  А  это,  с  моей  точки  зрения,  абсолютная  абракадабра,  которую  время  от  времени  позволяют  себе  мыслители,  когда  забывают,  что  этот  вопрос  уже  исследован  специалистами  в  области  психологии.  Философ  должен  разъяснять,  а  не  затуманивать.  «Личность  находится  в  сообщениях,  коммуникациях  с  другими  людьми  и  в  общениях,  коммунионе  с  ними».  Личность  не  может  быть  изолированной  от  общества.  Она  имеет  право  на  интимную  жизнь;  в  период  социализации  приобретает  друзей  и  врагов,  заводит  семью;  неизбежно  принимает  участие  в  публичной  деятельности,  где,  главным  образом,  себя  и  реализует.  Личность  проявляется  в  ипостаси  взрослый,  но  это  совсем  не  обя-зательно,  что  она  всегда  должна  быть  в  этой  ипостаси,  ведь  она  же  живой  человек.  «Гуманизм  есть  диалектический  момент  в  раскрытии  человеческой  личности».  Поскольку  мы  выделяем  в  живом  человеке  тело  (строение),  душу  (физиология)  и  дух  (разум),  постольку  философия  чело-века  содержит  в  себе  три  аспекта:  материализм,  идеализм  и  гуманизм.  Эти  аспекты  не  могут  быть  ошибочными,  ошибаться  может  тот,  кто  этими  методами  пользуется.  «До  понимания  пара-доксальной  истины  о  богочеловечестве  никогда  не  поднималась  гуманистическая  философия».  Гуманизму  нет  нужды  заниматься  парадоксами,  его  объект – разум  субъекта.

13.12.02.
Зарегистрировался  в  Интернете,  через  две  недели  должны  дать  ответ.  Но  как  работать  на  сайте – пока  не  знаю
,  но  лиха  беда  начало,  "и  не  с  такими  дралися".  Вчера  сидел  дома.  Обедала  у  нас  М. Г.  Температура  воздуха  поднялась  до  нуля.  Не  гулял.  Пришвин: «С.522: Говорили  о  братьях  Хаксли,  что  оба  они  живут  в  области  сенсации,  и  теперь  брат  Олдос  выпустил  сенсационный  роман  о  сущности  обезьяны  в  том  смысле,  что  обезьяна  в  человеке  остаётся  неизменной  и  на  фоне  обезьяньем  выделяются  от-дельные  люди,  выросшие  из  хромосомы  милосердия».  О  тесных  родственных  связях  человека  и  животного  говорили  многие  учёные,  начиная  с  Ч. Дарвина.  Человечество  своими  нравственными  взлётами  и  падениями  подтверждает,  что  ещё  на  98.6%  оно  близко  к  обезьяне.  Но  уже  1.4%  населения  планеты  имеют  право  носить  гордое  звание  человек.  [Мне  кажется,  что  мы  слишком  сильный  упор  делаем  на  сознательность  человека,  совершенно  забывая  его  биологическую  сущность.  В  экономическом  обществе  это  экономически  зависимое  звено,  и  это  забывать  нельзя.  Именно  эта  забывчивость,  а  точнее,  пренебрежение  экономическими  связями  всех  членов  общества,  и  явилось  причиной  застоя,  если  не  кризиса,  в  нашей  экономике.  Сознательное  отношение  к  труду,  это  миф,  порождённый  Великой  революцией  и  Великой  войной.  Безусловно,  дюжина  здоровых  молодцов  с  радостью  и  удовольствием  выкатят  груженую  машину  из  канавы,  но  катить  её  всю  дорогу,  даже  если  дорога  гладкая,  они  даром  не  согласятся.  В  этом  случае  может  помочь  только  экономическая  заинтересованность.  16.05.86.  Я  не  случайно  упомянул  науку  социобиологию.  Как  раз  я  только  что  прочёл  о  ней  статью  в  журнале  «Природа».  Из  всех  известных  и  доступных  мне  журналов  это  самый  мною  уважаемый. Так  вот,  автор,  как  и  я,  выделяет  в  человеке  несколько  начал,  только  других.  А  именно:  агрессивное,  сексуальное  и  альтруистическое.]

14.12.02.
1:7:61.  В  копилку  памяти  всё  годится – и  большое  и  малое,  и  хорошее  и  плохое.  Сижу  дома,  надеюсь,  что  язва  заживёт.  Помылся.  Настроение  хорошее,  чувствую  себя  квазиздоровым.  Еди
-ница  «самсон»  тем  отличается  от  калории,  что  в  ней  используется  не  градус  температуры,  а  градус  крепости.  Таким  образом,  1самсон  (сн.)  = 1 гр.  (жидкости) × 1°  (крепости).  Никит. II: 1864 г., С.413: «В  университете  опять  между  студентами  начинаются  беспорядки.  Вот  оно,  молодое  поколение!  Ведь,  право,  это  мерзость!  Вчера  услышал  я  от  Делянова,  что  в  президенты  Ака-демии  назначен  Ф. П. Литке.  Да  и  что  такое  Литке?  Он  известен  как  хороший  моряк  и  как  очень  неуживчивый  человек,  а  главное,  как  большой  покровитель  своих  соотечественников-немцев.  Что  поляки  не  могут  снести  вида  русского  мужика,  что  они  питают  к  нему  вместе  и  антипатию  и  презрение, – это  понятно,  потому  что  действительно  они   образованнее,  а  русский  мужик  или  масса  народа  покоится  ещё  в  древнем  варварском  киммерийском  мраке».  В  наше  время  беспорядков  политико-административного  свойства  не  бывает.  Беспорядки  в  наших  ВУЗах  носят  либо  алкогольный  характер,  заканчивающийся  поножовщиной,  либо  сексуальный,  самого  развратного  свойства  с  участием  деканов.  С.418: Заседание  в  Академии  в  присутствии  нового  президента  Литке.  Он  открыл   заседание  весьма  пристойною  и  скромною  речью.  Потом  я  про-читал  речь  в  память  графа  Блудова.  Успех  был  огромный.  После  заседания  все  руки  потянулись  ко  мне,  чтобы  пожать  мою,  все  окружили  меня  с  изъявлением  глубокого  сочувствия  и  благодарности.  Даже  холодный  Я. К. Грот  расчувствовался  и  сказал  мне:  "Одного  жаль,  Александр  Васильевич!  это  то,  что  вы  мало  пишете"».  Да,  каков  скромняга,  и  правда,  почему  бы  ему  не  писать.  Ведь  знает,  как  правильно  писать,  чтобы  пройти  цензурные  препоны  беспрепятственно.  Тем  более,  что  главным  цензором  является  его  друг,  Гончаров.  

15.12.02. 
Отметили  с  Тонечкой  37  лет  совместной  жизни.  Была  её  подруга  из  Колпино.  Приснился  чудный  сон. 
И,  как  это  часто  бывает  и  в  жизни,  прервался  на  самом  интересном  месте,  но  оставил  хорошее  настроение.  Все  трагические  (многие)  события  из  социальной  жизни  страны  мо-жно  было  бы  предотвратить,  если  бы  было  местное  самоуправление.   Берд.: «Человек  есть  мно-госоставное  существо,  он  несет  в  себе  образ  мира,  но  он  не  только  образ  мира,  он  также  образ  Божий.  В  нем  происходит  борьба  мира  и  Бога,  он  есть  существо  зависимое  и  свободное».  На  эту  тему  много  поговорок,  например:  "С  волками  жить – по  волчьи  выть",  "С  кем  поведёшься,  с  тем  и  надерёшься".  В  нормальном  человеке,  действительно,  происходит  постоянная  борьба  инс-тинктивного  начала  с  разумным,  независимо  от  государства  и  его  гражданского  права.  Бердяев  считает,  что  если  он  назовёт  инстинкты  миром,  а  разум  Богом,  то  процесс  социализации  станет  более  понятным.  «Человек  подвергается  насильственной  социализации,  в  то  время  как  личность  человеческая  должна  быть  в  свободном  общении,  в  свободной  общности…»  Это  как  раз  то,  что  может  обеспечить  'Демон  Сократа'.  «Личность  связана  с  характером.  Сильная  личность  есть  вы-раженный  характер.  Характер  есть  победа  духовного  начала  в  человеке,  характер  есть  овладение  собой,  победа  над  рабством  самому  себе,  которая  делает  возможным  и  победу  над  рабством  окружающему  миру».  Эмоции  предполагают  наличие  плоти.  «Темперамент  есть  природная  данность,  характер  есть  завоевание  и  достижение,  он  предполагает  свободу.  Человек  должен  быть  свободен,  не  смеет  быть  рабом,  ибо  должен  быть  человеком.  Бог  разделяет  страдания  людей.  Самый  большой  ужас  человек  испытывает  перед  смертью.  Есть  тоска  смерти,  смертная  тоска».  Я  нахожусь  в  почтенном  возрасте,  утомлён  и  преследуем  многими  болезнями,  имею  далеко  идущие  планы  по  самореализации,  но  пока  не  испытываю  смертной  тоски.  

16.12.02. 
Доходил  до  почты. Отделения  из  язвы  продолжаются,  хотя  общее  самочувствие  вполне удов-летворительное.  Расцвет  цивилизации  придётся  на  время,  когда  будет  нивелирована  физическая  сила  меж  отдельных  индивидов,  когда  доминирующую  роль  будет  играть  интеллект.  Когда  цивилизация  станет  синонимом  культуры.  Наш  народ  (население)  ведёт  сейчас  истошную  жизнь.  Спасти  его  может  только  МСУ.
  Пришвин: «С.523: "Человек  не  курица:  той  голову  отрубишь,  она  воскреснет  и  будет  другая  курица.  Человеку  же  отрубишь  голову – он  не  воскреснет".  Прошло  с  тех  пор  более  десяти  лет,  а  я  всё  помню  слова  старика:  человек  незаменим.  Нас  поражает  не  Сервантес,  а  что  нашлась  для  Сервантеса  среда,  в  которой  его  Дон  Кихот  ожил  и  едет  на  своём  Росинанте  в  веках  из  поколения  в  поколение.  Нас  поражает,  что  Сервантес  оказывается  не  случайным  конечным  существом,  а  бессмертным  духом  всего  объединённого  человечества».  Сервантес,  Шекспир,  Достоевский,  для  кого  они  писали?  [Он  не возражает,  то-чнее,  он  согласен  с  зарубежными  авторами  относительно  наличия  этих  начал,  но  не  согласен  с  ними  относительно  их  трактовки.  И  вот  тут  начинается  самое  возмутительное  и  антинаучное,  с  моей  точки  зрения.  Критикуя  их  трактовку,  автор  не  высказывает  свою.  Если  ты  считаешь  чью-то  точку  зрения  неправильной,  значит,  ты  знаешь,  в  чем  она  неправильна  и,  следовательно,  знаешь  правильный  ответ.  А  если  ты  не  имеешь  своей  точки  зрения,  не  берись  критиковать  чужую. Между  работой  в  техникуме  и  на  станции  у  меня  был  год  перерыва,  когда  я,  имея  вторую  группу,  решил  заняться  работой  настройщика  фортепиано.  Первоначальные  азы  в  этой  профессии  преподал  мне  Трегин  Леонид  Иванович.  Пусть  не  вводит  вас  в  заблуждение  его  русское  имя,  он  чистокровный  еврей.  Я  познакомился  с  ним  в  санаторке,  этом  прибежище  бедных  и  больных.  Сам  он – профессиональный  настройщик.]

17.12.02.
1:7:62.  С  каждым  днём  период  стабилизации  состояния  организма  (в  смысле  здоровья)  всё  короче  и  короче,  на  всё  более  низком  уровне.  Пришли  первые  деньги;  в  четверг  еду  получать.  Дай  Бог  нам  удачи.  Закончил обработку  Пушкина  по  десятитомнику  1964 г.,  без  первого  тома.  Не  гулял  ради  язвы.
  Пришвин: «С.524: С  удивлением  заметил  в  себе  "твёрдые"  убеждения  и  не-много  испугался,  спрашивая  себя  самого:  что  это,  старость  или  склероз?  Мне  всегда  казалось,  что  убеждения  имеют  только  старики  и  сумасшедшие,  а  нормальные  люди,  если,  бывает,  и  но-сят  какие-то  «убеждения»,  то  их  очень  таят,  как  уединённое  отхожее  место».    Никит. II: 1864 г., С.420: «Всеобщая  революция – радикальная  реформа  всей   цивилизации   и  образованности – вот  к  чему  влечет  так  называемый  дух  времени,  к  чему  стремятся  современные  умы.  Это  движение  всемирное.  Примеры  подобных  движений  есть  в  истории.  Хорошая,  сознаваемая  или  не  сознава-емая  стороны  результатов  этого  движения:  а) В  государстве  и  обществе (политическая  и  социаль-ная  реформа) – торжество демократии, уничтожение  всяких  общественных  привилегий,  управление  из  выбранных  лиц  под  контролем  общества;  b)  Политико-экономическая – свобода  труда  и  более  правильное  распределение  народного  богатства;  с)  Религиозная – полная  свобода  совести;  христи-анство,  очищенное  от  мифа,  чудес  и  метафизических  догматов…  d) Реформа  нравственная – признание  нравственного  закона  из  уважения  к  нравственному  достоинству  и  значению  человека  без  всяких  чаяний  наград  или  опасения  наказаний; е)  Реформа  в  науке – достоверность  знания  и  истины  на  наблюдении  и  опыте  с  признанием  высших  прав  и  требований  разума,  соединение  анализа  с  синтезом; f) Реформа  в  искусстве – сочетание  реального с идеальным  и  уничтожение  в  последнем  всего  фантастического,  произвольного  и  истреблённого».  В  этой  схеме  не  в  моём  вкусе  революция  и  торжество  демократии.  Власть  не  допустит  ни  того,  ни  другого.  

18.12.02.
Терплю  фиаско:  не  могу  сам  создать  свой  сайт  в  Интернете.  Вначале  казалось,  что  всё  полу-чается,  и  вдруг – заело.  Такое  впечатление,  что  ПК  не  хочет  со  мной  разговаривать.  Пришвин:
«С.524: Встал,  наполненным  довольством  тем,  что  у  меня  есть  такой  друг,  как  Мравинский.  Никогда  не  видели  друг  друга,  а  встретились,  будто  всю  жизнь  вместе  росли,  и  благодаря  только  тому,  что  я  пишу  и  он  читает».  Берд.: «Смерть  не  есть  прекращение  внутреннего  существования  личности».  Вот  мы  и  пришли  к  бессмертию  души.  «В  известном  смысле  можно  сказать,  что  религия  вообще  социальна,  есть  социальная  связь».  Тут  иного  мнения  быть  не  может.  Религия  изначально  взяла  на  себя  функции  опоры  власти,  функции  нравственного  подавления  масс,  управления  массами  таким  образом,  чтобы  власть  могла  спокойно  отправлять  свои  диктаторские  функции.  Власть  и  религия  неразделимы.  «Психическая  жизнь  человека  заключает  в  себе  активное  творческое  начало,  синтезирующее  личность,  это  есть  активность  духа  в  человеке,  пронизывающая  не  только  душевную,  но  и  телесную  жизнь».  Мы  видим,  что  речь  идёт  о  разуме,  синтезирующем  личность,  хотя  несколько  выше,  автор  утверждал  прямо  противо-положное:  "личность  формирует  сознание".  Как  может  сознание  пронизывать  телесную  жизнь,  я  понять  не  могу,  хотя  слыхал,  что  существуют  специальные  упражнения  ёги,  которые  позволяют  ощущать  каждый  внутренний  орган  и  тем  самым  стимулировать  его  функционирование.  «Именно  рабство  есть  требуемое  человеком  право.  Свобода  не  должна  быть  декларацией  прав  человека,  она  должна  быть  декларацией  обязанности  человека,  долга  человека  быть  личностью».  Вот  такое,  праведное  пламя  души  зажигает.  Рабство – естественное  состояние  подавляющего  большинства,  толпы.  Институт  рабства  поддерживается  законодательством.  Свободный  человек  видит  своим  внутренним  оком  справедливости  границы  своей  свободы.    

19.12.02.
1:7:63.  Вчера  неожиданно  пришла Л:  договорённости  не  было.  Тем  более  приятно.  А  ещё  раньше  приезжала  Л. И. Енгалычева,  привезла  кое-какие   документы.  Лёша  Васильев  вечером  отремонтировал  на  кухне  кран.  Самочувствие  сносное,  хотя  ещё  не  выхожу  на  улицу.  Пришвин:
«С.524: Лариса  Леонидовна  сказала:  на  самом  деле  люди  соединяются  надолго  в  очень  сложном  чувстве,  составные  части  которого  никак  не  похожи  на  то,  что  вы  называете  любовью.  С.525: Читаю  Стерна  и  нахожу  для  себя  среди  родных  (Стерн,  Ричардсон,  Руссо,  Гёте,  Гамсун,  Карамзин,  Жуковский,  Радищев,  Гоголь  и  все  наши  "реалисты").  Прочёл  о  Марксе  старую  кни-гу,  читанную  в  1910 году,  забытое  вернулось  сквозь  пережитое,  и  я  увидел  всего  Маркса,  каким  он  вошёл  в  историю  и  открыл  собою  новую  борьбу».  Анархист  предпочитает  борьбе  сеять  ра-зумное,  доброе,  вечное.  Никит. II: 1864 г., С.422: «Великолепный  парад  в  память  взятия  Парижа.  Говорят,  что  праздник  по  этому  случаю  сделан  в  соответствии  с  празднованием  взятия  Сева-стополя  в  Париже,  из  чего  выводят   не  слишком  благоприятные  признаки  отношений  наших  с  Францией.  Впрочем,  мысль  о  всеобщей  европейской  войне  висит  над  Европой,  как  туча,  уже  несколько  лет.  Надобно  же  ей  когда-нибудь  разразиться.  Говорят  также,  что  французское  посоль-ство  уехало  в  Москву  на  этот  день,  чтобы  не  быть  свидетелем  празднеств  в  память  взятия  Парижа».  Поддержка  патриотизма  в  возбуждённом  состоянии.  Собственно,  также  поступают  и  наши  правители.  С.423: «Право,  искусство  убивать  людей,  как  никакое  другое  искусство,  делает  честь  человеческому  гению».  Сатирик!  Тонкий  сатирик.  С.424: «Я  придерживаюсь  охранительных  начал,  но  каких?  Не  тех,  которые   противодействуют  всяким  реформам,  а  тех, которые  противодействуют  насилию  и  деспотизму, с  какими  их  хотят  производить».  А  таких  охранительных  начал  не  бывает.  Охранительные  начала  нужны  неправедной  власти.

20.12.02. 
Первая  операция  прошла  удачно,  несмотря  на  отсутствие  паспорта.  Мирошниченко  ничего  не  заметил.  Посидели  в  «Бистро»  довольно  хорошо  и  дёшево,  что  сегодня  можно  встретить  редко..  Помылся.  Надо  готовить  письмо  Путину.  Ни  одно  государство  с  иероглифической  "письмен-ностью"  не  дало  миру  ни  одного  учёного.  Да,  есть  японские  и  китайские  учёные,  но  только  из  тех,  что  учились  в  Европе  или  США.  Это  ещё  одно  блестящее  подтверждение  того,  что  иероглиф  не  есть  письменность.  И  строительное  искусство  у  них  не  подымалось  выше  второго  этажа.  Философствовать  можно  и  без  письменности,  распространяя  философские  знания  изустно  или  образно.  Потому  философия  на  Востоке  такая  своеобразная,  направленная  больше  на  внутренний  мир  человека.
  Берд.: «Величайшие  из  людей  всегда  слушали  исключительно  внутрен-ний  голос».  Если  будет  реализован  "Демон  Сократа",  то  внутренний  голос  будет  звучать  громче  и  в  каждом  человеке.  Человек  перестанет  сомневаться  в  правильности  принятого  решения,  а  его  социализация  будет  более  успешной  и  начнётся  с  более  раннего  возраста.  «Личность  по  суще-ству  своему  непокорна  и  непослушна,  она  есть  сопротивление,  непрерывный  творческий  акт».  Напротив,  личность  лабильна,  избегает  конфронтации.  Единственным  источником  сопротивления  для  личности  является  комплекс  животных  инстинктов,  которые  должны  быть  преодолены.  «Ницше,  столь  важный  для  проблематики  персонализма,  пришел  к  философии,  разрушающей  личность».  Я  не  вижу  смысла  в  подобной  философии,  но  не  сомневаюсь,  что  она  найдёт  массу  последователей  в  среде  подавляющего  большинства.  Так  и  поступали  яркие  индивидуальности,  увлекая  за  собой  фактически  деклассированные  массы.  «Личности  нет,  если  нет  трансцендент-ного».  Перевожу:  вне  социума  личности  нет.  Мне  это  тоже  кажется  очевидным:  без  внешнего  (трансцендентного)  нет  и  внутреннего  (экзистенциального).    

21.12.02.
Что  было  вчера?  Ничего  не  было.  Сидел  дома,  делал  кассу.  Да!  Написал  письмо Путину. 
И. П.  опять  ругает  за  несдержанность.  Никого  не  упоминал,  никого  не  задевал.  Просто  он  страшный  перестраховщик.  Как  с  таким  характером  отстаивать  свою  позицию!  Сохну:  скоро  стану  Дзасо-ховым.  Это  мрачный  каламбур.  К  нам  никто  не  ходит.  Тонька  неоправданно  крута.  Её  вытер-петь  может  только  Самсонов.
  Пришвин: «С.526: Читаю  взасос  Рёскина.  Искусство  обладает  осо-бенной  силой,  если  выступает  как  искусство,  невозможно  искусство  принудить  быть  моралью».  [Не  находя  в том  ничего  плохого,  он  решил  показать  мне  и  Мише (Сафонову),  как  это  делается,  и  сопроводить  этот  процесс  необходимыми  объяснениями.  Однако  его  работа  показалась  мне  на-столько  простой,  что  я  решил  овладеть  ею.  С  этой  целью  я  целый  сезон  ходил  вместе  с  ним  по  его  точкам  и  практиковался  в  настройке.  И  всё  же,  какой  я  был  наивный,  надеясь  устро-иться  работать  по  новой  специальности.  Хотя  там  и  не  требуется  какой-то  особенный  диплом  с  музыкальным  или  настроечным  образованием,  зато  нужно  быть  евреем.  Я  не  сомневаюсь,  что  Лёня  Трегин – мужик  не  плохой,  но  он  не  рискнул  нарушить  кастовый  принцип  ради  меня.  Этот  год,  1980-й,  был  довольно  тяжелым  для  меня  как  в  физическом,  так  и  в  моральном  плане.  Приходилось  много  ходить  и  при  этом  не  получать  никаких  денег.  А  вы  можете  понять,  как  тяжело  мужчине  без  червонца  в  кармане.  И,  тем  не  менее,  этот  год  оказался  и  очень  счастливым  для  меня.  Должен  признаться, мне  не  приходится  жаловаться  на  судьбу.  Пусть,  временами,  жизнь  была  и  очень  трудна,  а  я  признаю  трудности  только  в  моральном  плане,  но  все  эти  трудности  с  лихвой  компенсированы  счастливыми  мгновениями.  Итак,  новая  профессия,  хотя  и  не  даёт  постоянного  и  уверенного  дохода,  но  вполне  обеспечивает  меня  карманными  деньгами  и  является  надёжным  прикрытием  моей  неспецифической  деятельности.]   

22.12.02. 
Доходил  на  почту:  отправил  письмо  Путину.  Прозябал. 
Никит. II: 1864 г., С.428: «Если  вы  не  хотите  иметь  врагов, так  не  старайтесь  сделать  что-нибудь  лучше  других.  Цивилизация  ведёт  за  собою  полнейшее  и  всестороннее  развитие  человека,  а  следовательно,  и  развитие  страстей.  И  вот  где  необходимость  сдерживающей, ограничивающей  власти  на  самых  высших  ступенях  циви-лизации.  В  сегодняшнем  № (81)  "Северной  почты"  напечатан  рескрипт,  читанный  при  закрытии  финляндского  сейма.  Он  содержит  в  себе  выговор  сейму  за  его  неприязненность  к  России,  обна-руженную  во  время  прений. Это  очень хорошо.  Всякая  тварь,  пользующаяся  всевозможными  льготами  в  соединении  с  Россией,  считает  долгом  своим  при  всяком  удобном  и  неудобном   случае   плюнуть  в   неё,  и   государь  прекрасно  напомнил  чухонцам,  что  это  глупо  и  неправиль-но.  Россия,  кроме  добра,  ничего  им  не  сделала,  а  они,  получая  от  неё  всё  благое,  воротят  от  неё  своё  рыло.  Это  нам  праведное  наказание  за  то,  что   мы  мало  уважаем  самих  себя».  Вот,  где  корень  зла,  не  мы,  то  есть  народ,  мало  себя  уважаем,  а  власть  в  лице  чиновника  спесива.  С.431: «Ничто  столько  не  содействует  распространению  поверхностных, смешанных,  неоснователь-ных  и  нелепых  понятий о  предметах  серьёзных,  как  так  называемые  популярные  книги.  Вся  эта  громадная   масса   народа  производит  странное  впечатление.  Чувствуешь  силу,  но  силу  грубую,  почти  дикую».  Понемногу  колется:  "Уж  коли  зло  пресечь: / Забрать  все  книги  бы  да  сжечь(дIII явл21) С.434: «Вечер  у  А. И. Чивилева.  Нас  трое  только  и   было:  он,  я  и  С. М. Соловьёв,  недавно  приехавший  из  Москвы.  Я  не  знаю,  есть  ли  существо  на  свете  столь  неприятное,  как  московский   ученый,  литератор   или   московский  так  называемый  передовой  человек?  Детская  заносчивость,  бабское  умничанье,  дух  нетерпимости,  хвастовство  и  дерзость  их  нестерпимы,  ещё  нетерпимее  петербургской  распущенности  и  глупого  западничанья».  Сам  ничего  не  сделал. 

23.12.02. 
Было  поймал  сайт,  нет, – опять  ускользнул.  Опять  сидел  дома.  И  давно  не  было  душевного  заряда.
   Берд.: «Личность  связана  с  любовью.  Личность  есть  существо  любящее  и  существо  нена-видящее.  Личности  нет  без  страсти,  как  без  страсти  нет  гения.  Любовь  есть  путь  реализации  личности:  любовь  к  красоте,  к  верховному  благу,  к  божественному  совершенству,  восхищение».  Страсть – это  тот  инстинкт,  от  которого  личность  не  может  и  не  должна  освобождаться  потому,  что  страсть  связана  с  любовью,  а  через  неё  с  творчеством.  Личность  не  может  ненавидеть,  но  может  игнорировать.  «Личность  укрепляется  в  сопротивлении  власти  мирового  зла,  которое  всегда  имеет  свою  социальную  кристаллизацию».  Несомненно,  это  бюрократия,  кристаллизация  власти.  «Ужас  (Angst)  перед  тайной  бытия  и  небытия,  ужас  испытывается  перед  вечностью».  Ужас  перед  вечностью  может  только  тёмный,  суеверный  человек.  Вечность  поражает  вообра-жение  до  восторга.  «Никакой  человек  не  может  быть  воплощением  и  персонификацией  зла,  зло  в  нём  всегда  частично».  Но  именно  эту  частицу  он  и  взывает  к  жизни  и  лелеет.  И,  тем  не  менее,  персонифицируем:  Гитлер,  Сталин,  Пол-Пот  и  множество  других  маньяков  и  серийных  убийц.  «Поэтому  персонализм  решительно  и  радикально  против  смертной  казни».  Я  тоже  против  смертной  казни,  я  за  содержание  выродков  в  особом  зверинце,  отдельно  от  зоосада,  в  клетках,  как  было  принято  на  Востоке..  «Источник  рабства – объектность.  Объективация  всегда  есть  образование  господства,  противоречащего  достоинству  личности.  Человек  есть  существо  противоречивое  и  находится  в  конфликте  с  самим  собой».  Враг  сам  себе.  «Человек  ищет  свободы…  <но>  не  только  легко  попадает  в  рабство,  но  он  и  любит  рабство.  Платон  верно  говорил,  что  тиран  сам  раб.  Прометей – свободный  и  освобождающий.  Воля  к  могуществу  есть  всегда  рабья  воля».  Воля  к  могуществу  Разума! 

24.12.02.
Сидел  дома,  но  это  не  значит,  что  ничего  не  делал.  Много  занимался  ПК.  Тонечка  сломала  звонок  в  дверь.  Надо  лезть  к  распределительной  коробке,  а  я  не  могу.  Юрский  стал  очень  стар.  Вообще  вдруг  заметил,  что  моё  поколение  превратилось  в  стариков.  Леонид  Филатов – это  сильная  в  искусстве  личность.
  Никит. II: 1864 г., С.435: «Празднование   столетия   Смольного   монастыря.  За  несколько  ещё  дней  я   получил  пригласительный  билет.  Как  хороша  эта  церковь!  Я  не  видел  нигде  подобной  по  величественности,  простоте  и  лёгкости  архитектуры,  кроме  разве  Пантеона  в  Париже.  К   молебну  приехал   государь,  государыня   и  вся  императорская   фамилия.  В  зале,  против  входа,  в  тени  прекрасной  зелени  стояла  статуя  Екатерины  II,  а  на  всём   пространстве  залы  были  накрыты  столы  для   завтрака.  Все  места  были   заняты  женщинами,  кроме  одного  стола,  назначенного  сановникам,  между  коими  поместился  и  я,  маленький   и  тёмненький   человек, – между  сановнейшим   мужем   Языковым,  директором   училища   правове-дения,  и  министром  юстиции  Замятиным».  С.439: «Во  всей  Европе  свирепствует  холод.  Получил  известие,  что  около  Турина  замерзло  два  человека.  В  Ницце  и  Пизе  шёл  снег».  С. 440:  «Сегодня  в  полицейских  газетах  «Ведомости  С.-Петербургской   городской   полиции»  объявлено,  что  19  мая,  во  вторник,  в  восемь  часов   утра  будет   на   Мытнинской   площади  объявлен  приговор  Чернышевскому.  Он  осуждён  на  семь  лет  каторжной   работы   и   потом  на  вечное  житьё  в  Сибири.  Суд  приговорил  его  к  четырнадцати  годам  каторжной  работы,  но  государь  половину  уменьшил.  Надобно  признаться,  что  цензура  находится  в  руках  людей,  глубоко  невежественных.  Особенно  вредит  ей  председательство  в  комитете  такого  человека,  как  Турунов, который  в  литературе  и  науке  ничего  не  смыслит  и  как  самый  пошлый  чиновник  смотрит  на  них».  Себя  таковым  он  не  считает.  А  давно  ли  тележного  скрипа  боялся?  

25.12.02. 
1:7:64.  Научился  пристёгивать  информацию,  так  новая  беда:  нет  связи  с  Путиным.  Хоть  от-душина  иногда  является.
  Берд.: «Цезарь,  герой  империализма,  есть  раб,  раб  мира,  раб  воли  к  могуществу,  раб  человеческой  массы,  без  которой  он  не  может  осуществить  воли  к  могу-ществу.   Пол  есть  ущербность,  и  он  порождает  тоску  по  восполнению».  Автор  ведёт  происхож-дение  слова  пол  от  половина.  «Любовь  же  жалость,  любовь  нисходящая  может  быть  направлена  на  весь  страдающий  мир».  Я  признаю  только  любовь  вдохновляющую.  А  жалость  есть  жалость,  тут  и  мудрить  нечего.  «Острое  сознание  личности  предполагает  существование  греха  и  вины.  Человек может  совершить  преступление,  но  человек,  как  целостная  личность,  не  может  быть преступником,  личностью, совершившей  преступление».  Процесс  социализации  завер-шается  ста-новлением  личности.  Для  подавляющего  большинства  этот  процесс  остаётся  незавер-шённым.  Если  наступает  время  острого  осознания  вины,  это  значит,  что  процесс  становления  личности  завершился.  Совершить  преступление  личность  не  может,  она  скорее  сама  погибнет.  «Общее благо  прикрывало  многие  тирании  и  рабства».  Это  тернистый  путь  всего  человечества.  Власть  своей  жестокостью,  беспринципностью,  цинизмом,  лицемерием  сама  способствует  взрослению  человечества,  сама  способствует  становлению  личностей.  Положительное  качество  власти  в  отно-шении  деструктивного  большинства – это  сила.  Нет  силы – нет  власти.  «Приходится  постоянно повторять,  что  человек  есть  существо  противоречивое  и  находится  в  конфликте  с  самим  собой».  Это  противоречие  заключается  в  том,  что  человек  стремится  получить  больше,  чем  может  освоить.  Но  как  раз  это  то  и  является  движущей  силой  прогресса.  Человек  конфликтует  сам  с  собою  только  в  процессе  преодоления  животных  инстинктов,  без  которых  он  может  и  должен  обходиться  в  социуме,  то  есть  в  процессе  самопознания.

26.12.02. 
Потихоньку  все  же  продвигаюсь  вперёд:  как  кажется,  почтой  овладел.  Теперь  овладеть  бы  сай-том.  Здоровье   в  норме,  настроение  тоже.  Внутренне  все  люди  одинаковы.  Индивидуальность  проявляется   в  типах  раздражителей,  силе  реакции  на   раздражители  и  устойчивости  психики.  Чем  дольше  живу,  тем  больше  в  этом  убеждаюсь.  Внутри  себя  человек  грязен,  но  воспитан-ность  помогает  это  скрывать,  а  если  её  нет – мы  видим   неандертальца.
  Пришвин: «С.526: Читал  у  Стэнли  Холла,  что  воображение  есть  орган  сердца  и  путь  разума.  Да  и  всё,  о  чё м  говорит  С. Х.,  мне  кажется,  он  взял  у  меня.  Разница  только  в  том,  что  он,  как  англичанин,  ищет  морального  руководства  над  всеми  народами,  а  я,  скорбно  любя  свой  народ,  считаю  всех  выше  нас.  Как  много  высказано  в  Европе  великих  мыслей  о  воспитании,  и  какие  прекрасные  люди  воспитались,  и  как  мало  это  вошло  в  массы.  Как  писатель  получаем  в  этом  чтении  толчок:  писать  языком  простым:  языком  сердца,  как  говорят  между  собою  о  себе  люди  простые  и  хорошие».  [Конечно,  это  бегство  от  трудностей.  Я  бы  предпочёл  быть  домохозяином,  чтобы  иметь  досуг  для  чтения  и  писания,  чтобы  не  было  у  меня  забот  о  ненужном,  чтобы  меня  не  заставляли  делать  то,  что  я  считаю  неразумным,  чтобы  не  встречаться  с  дураками  так  часто,  как  это  происходит  сейчас,  когда  я  вынужден  работать.  Но  поскольку  я  не  могу  жить  без  посторонней  помощи,  я  должен  платить  за  эту  помощь.  Это  и  есть  мирное  семейное  сосу-ществование.  Многие  склонны  скрывать  такое  положение  вещей.  А  может  быть,  я  дейст-вительно  ошибаюсь  и  опыт  своей  семейной  жизни  переношу  на  окружающих?  Тем  не  менее,  здесь  я  излагаю  свою  точку  зрения  и,  значит,  для  себя  я  прав.  В  теперешнем  моём  положении  самое  приятное  время,  когда  я  один,  как  сейчас,  либо  когда  я  с  друзьями.  Может  ли  у  человека  быть  много  друзей?  Думаю,  что  нет.] 

27.12.02. 
Консервативность  всё  же  ближе  уравновешенному  человеку.  А  то,  что  она  есть  борьба…  Да,  в  молодости  она  необходима.  Борьба  за  место  под  солнцем,  борьба  за  свою  избранницу.  А  сейчас  хочется  покоя  и  размеренности.  Хотя  иногда  зигзаги  приемлемы,  если  они  укладываются  в  рамки  размеренности.  ПК  доставляет  мне  и  радости  и  огорчения.  Но  огорчения  временные,  а  радости  более  продолжительные.
 
Никит. II: 1864 г., С.441: «Я  спрашивал  у  Любощинского,  дока-зано  ли  юридически, что  Чернышевский  действительно  виновен  так, как  его  осудили?  Он  отвечал  мне,  что  юридическое  доказательство  не  найдено,  хотя,  конечно,  моральное  убеждение  против  него  совершенно.  Как  же,  однако,  осудили  его?  В  Государственном   совете   некоторые  из   членов  не   находили   достаточных  улик  и  доказательств  на  приговорение  его  к  тому,  к  чему  он  приговорён.  В  приговоре,  читанном  публично  во  вторник,  говорят,  упомянут  даже  ряд  статей  в «Современнике»;  но  тогда  виновата  цензура.  Пусть  верховное   существо   будет   пре-мудрое,  благое,  всё,  что  вам  угодно,  только  никак  не  всемогущее:  потому  что  если  бы  оно  было  таково,  то  как  бы  оно  допустило  такие  страшные  беспорядки  и  страдания  в  человеческом  роде?  Ведь  правду  надобно  сказать, род  человеческий  задуман  хорошо, но  выполняется  как  нель-зя  хуже.  Неужели   это  было  и  в   плане  верховного  существа?  Ведь  это   комедия,  исполненная   иронии  и  слёз,  шутка,  даже  не  остроумная».  Здесь  автор  подымается  чуть  ли  не  до  атеис-тических  высот.  Да  и  в  казни  Чернышевского  царь  проявил  своё  малодушие.  С.448: «Объявлено  распоряжение  министра  о  прекращении  полемики  между   газетами   остзейскими  и  московскими.  Первые  открыто  проповедовали   сепаратические   идеи,  обособление  Остзейского  края,  нераспо-ложение  и  ненависть  немцев  русских  к  России,  вторые – восстали  против  этого».  Обратите  внимание:  и  речи  нет  о  литовцах,  латышах,  эстонцах.

28.12.02.
1:7:65 и 66.  Старый  год  вступил  в  заключительную,  деятельную  фазу.  Вчера  отослал-таки  письмо  Путину.  Появилось  ощущение,  что  ПК  постепенно  уступает  моей  настойчивости,  а  это  приятно  осознавать.  Душу  наполняет  вдохновение,  о  котором  я  совсем  недавно  мечтал.  Это  редкое  явление,  когда  в  один  день  происходит  два  сеанса  связи.  Кроме  того,  это  говорит  о  взаимной  заинтересованности.  Теперь – Гарант.  Если  они  выполнят  свои  обещания,  то  независимость  наша  расширит  пределы.  А  независимость  даёт  ощущение  свободы.
  Берд.: «Я  вижу  три  состояния  человека,  три  структуры  сознания,  которые  можно  обозначить  как  "господин",  "раб"  и  "сво-бодный"».  Ступени  рабства – это  ступени  иерархии,  мы  с  полным  основанием  можем  назвать  эту  лестницу  лестницей  рабства.  Тогда,  как  об  этом  говорил  и  автор,  в  структуре  сознания  раба  и  господина  разницы  мы  не  увидим.  Чем  выше  ступень,  тем  меньше  экономическая  зависимость,  но...  «Экономическое  рабство  человека,  бесспорно,  означает  отчуждение  челове-ческой  природы  и  превращение  человека  в  вещь».  Когда  мы  так  говорим,  то  предполагаем,  что  человек  когда-то  был  свободен.  Но  человек  никогда  не  был  свободен.  До  того,  как  он  стал  человеком,  он  был  вольным  зверем.  Рабство  надо  осознавать,  а  для  этого  необходим  разум.  Архимед  прослыл  умным,  потому  что  понял  силу  рычага.  «Но  свобода  предполагает  духовное  начало  в  человеке».  Мы  уже  говорили,  что  дух – это  разум.  Таким  образом,  свобода  предполагает  разумное  начало.  А  кто  спорит?  Только  разум  может  понять  и  оценить  свободу.  «Только  свободный  есть  личность,  хотя  бы  весь  мир  хотел  его  поработить».  Отсюда  следует  один,  неколебимый  вывод:  свобода  может  быть  только  интеллектуальной.  Тот,  кто  стоит  на  иерархической  лестнице,  находится  в  рабстве  либо  экономическом,  если  низко  стоит,  либо  в  интеллектуальном,  если  стоит  высоко.              

29.12.02.
Год  бурно  финиширует:  вчера  получил  из  КУГИ  обнадёживающее  письмо.  Хотя  в  нашей  стране  очевидные  вещи  трактуются  населением  в  прямом  смысле,  а  государство,  их  выдумавшее,  трактует  в  своём,  часто  противоположном  смысле.  И,  тем  не  менее,  я  доволен,  очень  доволен.
 
Никит. II: 1864 г., С.451: «Сибирская  язва  приняла  в  Петербурге  большие  размеры.  Приняты  полицейские  меры,  особенно  относительно  лавок  с  мясом.  Но  этих  мер  никто  из  торговцев  не  соблюдает,  а  начальство  довольно  тем,  что  разослало  надлежащие  циркуляры».  Нет  на  них,  мяс-ников,  нашей  санитарно-эпидемиологической  службы,  вмиг  оставили  бы  жителей  без  мяса,  а  мясников  без  денег.  С.452: «Это  ведь  не  более  как  мода  говорить,  что  воспитание  человека  надобно  предоставить  обществу,  а  не  государству.  Но  Валуеву  захотелось  меня  уколоть.  Глав-ное,  он  не  любит,  чтобы  кто-нибудь  смел  иметь своё  мнение  там,  где  он  министерствует.  Правду  сказать,  какой   же  он  дурак!  Не  умеет  обуздать  своего   крошечно   чиновничьего   само-любия;  и   во  всякой  чужой  мысли  он  видит  личное  себе  оскорбление.  Хорош  государственный  человек!  Тем   не   менее,  однако   ж,  мне   надобно   держать  ухо  востро  с  этим  пошляком!  Добра  он  сделать  мне  не  захочет,  а  зло  и  захочет  и  может  сделать».  Пожалуй,  при  жизни  издавать  такой  дневник  опасно,  особенно  при  жизни  тех,  кого  ругаешь.  С.453: «Удивительный  этот  русский  народ!  Ума  не  приложишь  к  нему.  Ведь  вот,  например,  теперь  заворовался,  запил,  заплутовался   так,  что   ей-богу,  серьёзно   говоря,  тяжело   с  ним  жить.  А  между  тем  чувствуешь,  что  в  нём  есть  что-то,  которое  так  и  тянет  к  нему,  что-то  до  того  доброе,  умное,  обаятельное,  что  никакой  немец,  никакой  француз  и  даже  англичанин  не  могут  с  ним  сравняться».  Восхищаться  надо  не  народом,  а  культурой,  которую  он  создал,  опираясь  на  свой  язык.  И  в  этом  плане  русскому  народу  есть,  чем  гордиться.   

30.12.02. 
Состоялась  встреча  с  «ПМК-6».  Они  хотят  выкупить  исковое  заявление  на  участок  застройки.  Звонил  тут  же  Черепанов.  Должен  заехать  ко  мне  на  предмет  обсуждения  суммы.  Черепанов  выбил  под  социальный  дом  участок  земли,  но  преодолеть  барьеры  он  не  смог,  хотя  связан  с  КГБ.  Посидели  на  Гороховой.  Потом  за  мной  заехал  Дима,  и  мы  вместе  приехали  домой.  Я  был  в  приличной  норме.  Звонил  Славка:  не  приедут,  уже  накушались.  Да  и  мне  впору  было  отдыхать.
  [Может  быть  много  хороших  товарищей  по  работе,  по  месту  жительства,  по  наклонностям,  но  друг – это  нечто  особенное.  Даже  любимая  женщина  может  и  не  быть  другом.  Друг – это  человек,  присутствие  которого  не  мешает  никогда,  радостен  ты  или  расстроен,  при  деньгах  или  без  таковых.  И  тем  больший  друг,  чем  больше  общих  мнений,  суждений,  мыслей.  Мне  кажется,  что  друзьям  и  женщины  одни  и  те  же  нравятся.  А  может  быть  и  дружба,  как  любовь,  бывает  не  взаимною.  А  может  быть  и  под  словом  «дружба»  каждый  понимает  нечто  своё,  особенное.  Я  свою  точку  зрения  на  сей  предмет  уже  изложил,  и,  в  соответствие  с  этим,  могу  назвать  своими  друзьями  кума  Аркадия,  Мишу  Сафонова  и  Лёню  Руновского.  20.05.86.  Иногда  мне  кажется,  что  наше  правительство  осуществляет  грандиозный  блеф,  когда  говорит  о  наших  возможностях  противостоять  гонке  вооружений  и  способностью  ответить  ударом  на  удар.  На  1987 г.  Конгресс  США  утвердил  военный  бюджет  в  сумме  285 млрд  долл.,  что  составляет  третью  часть  всего  бюджета.  Таким  образом,  весь  бюджет  около  900 млрд,  то  есть  почти  вдвое  больше  нашего.  Теперь  умножьте  это  на  разницу  в  покупательной  способности,  а  фарцовщики  определяют  её  в  десять  раз,  затем  учтите  производительность  нашего  труда,  которая  даже  по  официальным  оценкам  ниже  их  в  два  раза,  и,  наконец,  примите  в  расчёт  качество  продукции,  и  вам  станет  ясно,  как  трудно  поверить  в  наше  преимущество  в  области  вооружений.]   

31.12.02.
1:7:67.  Последняя  запись  в  этом  году.  Финишем  года  доволен,  хотя  произошли  и  сбои,  правда,  не  принципиальные.  Л  меня  восхищает,  порою  она  так  смела,  что  пугает  даже  меня.  Всё  ещё  не  гуляю,  и  не  потому,  что  стоят  сильные  морозы – берегу  ногу.  С  ПК  остаётся  проблема  сайта.
  Надеюсь,  год  грядущий  окажется  в  этом  плане  переломным.  Берд.:  «Есть  вечная  тен-денция  к  тиранству.  Он  тиран  если  не  в  большом,  то  в  малом,  если  не  в  государстве,  не  в  путях  мировой  истории,  то  в  своей  семье,  в  своей  лавке,  в  своей  конторе,  в  бюрократическом  учреждении,  в  котором  он  занимает  самое  малое  положение».  «Свободный  ни  над  кем  не  хочет  господствовать».  Никогда  не  было  у  меня  желания  быть  начальником,  я  даже  не  умею  им  быть,  и  сам  не  хочу  быть  подчиненным.  Господство  (иерархия) – инстинкт,  свойственный  только  жи-вотным,  то  есть  и  людям  не  достигшим  стадии  развития  человека,  не  ставшим  личностью.  «Че-ловек  имеет  непреодолимую  склонность  играть  роль  и  в  этой  роли  придавать  себе  особое  зна-чение,  тиранить  окружающих». «Человек – тиран  не только  в  ненависти,  но  и  в  любви».  Факти-чески  Бердяев  рассматривает  психологические  ипостаси  человека.  «Человек  есть  тиран  и  самого  себя.  Он  тиранит  себя  ложным  сознанием  вины,  ложными  верованиями,  суевериями,  мифами,  страхами,  болезненными  комплексами,  завистью,  самолюбием.  Больное  самолюбие  есть  самая  страшная  тирания.  Существует  вечная  тенденция  к  деспотизму,  жажда  власти  и  господства».  Если  автор  говорит  не  о  себе,  то  о  подавляющем  большинстве.  «Ницше  был  обращен  к  немногим,  он  был  аристократическим  мыслителем,  он  презирал  человеческую  массу,  без  которой  нельзя  реализовать  империалистической  воли.  Он  называл  государство  самым  холодным  из  чудовищ  и  говорил,  что  человек  начинается  лишь  там,  где  кончается  государство».  Я  не  могу  сформировать  окончательное  мнение  о  Ницше  и  в  этом  вопросе  полагаюсь  на  автора.

 

van-osmos@yandex.ru

ПРОДАЁТСЯ  ЗЕМЛЯ  В  ЛЕНИНГРАДСКОЙ  ОБЛАСТИ

Hosted by uCoz
Hosted by uCoz