2002-11

01-02

02-02

03-02

04-02

05-02

06-02

07-02

08-02

09-02

10-02

дн2002

12-02


01.11.02. 
Я  спокойно  могу  сократить  потребление  алкоголя  до  150  дней  в  году.  Поэтому  принял  решение  больше  этот  момент  в  «дневнике»  не  отмечать.  Изучая  «Кому  на  Руси...»,  вижу  негативно  окрашенный  собирательный  образ  крестьянина  (ч. 1,  гл. V)  и  вспоминаю  далёкое  детство.  Это  было  уже  в  ЛИХТе,  я   познакомился  с  басней  Крылова  «Крестьянин  и  батрак».  Долго  я  нена-видел  крестьянина  и  любил  помещика,  когда  мне  преподавали  эти  фигуры  в  таком  сочетании.  Там  же  произошёл  и  этот  страшный  эпизод  с  крысой. 
Бердяев,  «О  рабстве  и  свободе  че-ловека»:  «Книга  написана  о  рабстве  и  освобождении  человека,  и  она  во  многих  частях  своих  относится  к  социальной  философии,  но  в  нее  вложено  моё  целостное  философское  миросозер-цание».  В  этой  работе  я  обнаружил  минимум  мистицизма  и  поповского  влияния,  хотя  всё  же  обнаружил.  Прошу  простить  за  отсутствие  нумерации  страниц.  «В  моём  философском  сущест-вовании  у  меня  не  было  желания  лишь  познать  мир,  но  желание  познания  всегда  сопро-вождалось  желанием  изменить  мир».  Об  этом  же  говорил  Маркс.  Мне  представляется  это  естественным:  если  ты  видишь  недостаток,  значит,  ты  знаешь,  как  его  исправить,  значит,  ты  обязан  предложить  способ  его  исправления.  «Личность  есть  неизменность  в  изменении.  Это  одно  из  существеннейших  определений  личности.  Изменения  происходят  в  одном  и  том  же  субъекте».  Как  это  созвучно  словам  Сартра:  "Я  изменяюсь  для  окружающих;  для  себя  я  остаюсь  всегда  в  одной  поре".  «Философ  совершает  измену,  если  меняются  основные  темы  его  фило-софствования,  основные  мотивы  его  мышления,  основоположная установка  ценностей.  Может  меняться  взгляд  на  то,  где  и  как  осуществляется  свобода  духа.  Но  если  любовь  к  свободе  заменяется  любовью  к  рабству  и  насилию,  то  происходит  измена».  Я  с  этим  не  согласен.  Философ  постоянно  расширяет  свой  кругозор,  увлекается  новыми  темами.

02.11.02. 
Опять  отмечали  д/р  (60 лет)  Миши  Сафонова,  но  теперь  у  меня.  Абдулка  Ахмедзянов  вернул  книги  по  химии.  Теперь  бы  вернуть  Дюранта,  да  не  помню,  кому  давал.
  Никит. II: 1863 г., С.311: «Совершенная  распутица.  Снег  почти  весь  стаял,  а  ночью  свирепствовала  буря.  Были  сигналы  из  пушек.  Вчера  весь  день  шёл  сильный  дождь,  ночью  бушевала  буря  и  с  крепости  раздавались  выстрелы,  служащие  сигналом  для  галерных  жителей,  что  вода  прибывает.  Русский  человек  не  выносит  трёх  вещей:  труда,  порядка  и  своего  величия».  С.312: «Образование  предполагает  науку,  нравственность,  искусство.  Обед  у  Дюссо,  который  давал  некоторым  из  своих  знакомых  и  членам  редакции  "Северной  почты"!  Клеванов.  Все  участники  газеты  сетуют  на  то,  что  она  теперь  пошла  по  стезе  полицейской  газеты,  и  упрекают  Валуева  за  то,  что,  намереваясь  сначала  создать  в  ней  орган  правительства  с  влиянием  на  общественное  мнение,  он  потом  спустил  её  так  низко».  С.314: «Получил  от  министра  внутренних  дел  предписание  о  назначении  меня  членом  в  высочайше  учреждённую  комиссию  для  рассмотрения  законов  о  печати,  под  председательством  князя  Оболенского.  У  князя  Оболенского.  Предварительные  объяснения  касательно  законов  о  печати.  Он  показывал  мне  массу  книг,  которыми  запасся  для  справок,  а  отчасти  и  прочел  в  продолжение  своего  председательствования  в  прежней  комиссии.  Тут  собрано  почти  всё,  что  было  написано  по  поводу  цензуры  в  Германии,  Франции,  Англии,  Бельгии,  равно  как  и  все  законодательства  по  этой  части.  Мне  кажется,  с  князем  Оболенским  можно  будет  ладить.  Он,  по-видимому,  человек  рассудительный,  умный,  образованный  и  чуждый  всяких  крайних  увлечений».  Назначение  членом  этой  комиссии  ясно  показывает,  что  разногласия  Никитенко  с  образовательными  идеями  правительства  были  глубоко  внутренними  и  внешне  никак  не  проявлялись.  Даже  близкие  его  друзья  не  догадывались  о  его  бунтарских  мыслях.

03.11.02. *
Да,  ведь  израильтяне  могли  бы  давно  убрать  Арафата,  однако  терпят,  ибо  воспринимают  его  не  как  террориста,  но  как  воюющую  сторону.  То  же  должно  быть  и  с  Чечнёй.  Главное,  вос-становить  в  полном  объёме  ритм  жизни,  чтобы  всё  успевать:  зарядка,  прогулка,  Интернет,  чтение,  музыка  и  т. д.  "В  жизни  нет  ничего  прекраснее,  чем  любовь,  и  ничего  правдивее,  чем страдание". – Это  сказал  Альфред де Мюссе.  "Я  знаю,  что  без  меня  Бог  не  может  прожить  ни  одного  мгновения,  превратись  я  в  ничто,  он,  лишившись  меня,  испустит  дух".  Жаль,  не  указан  автор  этих  слов.  А  как  точно  он  подчеркнул  антропоморфность  бога.  Берд.: «Основное  проти-воречие  философии  Гегеля  заключается  в  том,  что  в  ней  динамика  и  диалектика  мысли  принимают  форму  законченной  системы,  т. е.  как  бы  прекращается  диалектическое  развитие».  Гегель  писал,  как  профессор,  а  не  как  дилетант.  «До  конца  мира  противоречие  не  может  быть  снято».  Наличие  противоречий – это  жизнь,  конец  противоречий – смерть.  Как  бы  ни  был  красив  тот  свет,  но  без  противоречий  он  мёртв.  «Основное  противоречие  моего  мнения  о  социальной  жизни  связано  с  совмещением  во  мне  двух  элементов – аристократического  понимания  личности,  свободы  и  творчества  и  социалистического  требования  утверждения  достоинства  каждого  человека…»  Новое,  свежее  трактование  аристократизма,  оно  кажется  синонимичным  слову  "интеллигент".  Не  путать  с  интеллигенцией  как  прослойкой,  в  некотором  роде  промокашкой.  «Уравнительная  тирания  оскорбляет  моё  понимание  достоинства  личности.  В  основании  философского  познания  лежит  конкретный  опыт».  Подавляющее  большинство  живёт  и  не  подозревает,  что  пребывает  в  рабстве.  Даже  если  ему  объяснить  этот  феномен  и  показать  по  жизни,  оно  через  мгновение  обо  всём  забывает.  Конкретный  опыт – это  жизненный  опыт,  обретённый  здравый  смысл,  почерпнутый  из  постоянного  общения  с  себе  подобными.

04.11.02. 
Должна  начаться  деятельность  сторожевого  направления,  а  с  этим  можно  уже   думать  о  вос
-становлении  общественной  приёмной.  Помылся,  гулял,  но  из-за  отсутствия  памяти  не  отправил  письмо,  уже  готовое,  в  КУГИ.
  Никит. II: 1863 г., С.317: «Говорят,  Виктор  Гюго  написал  про-кламацию  к  полякам.  Что  же  делать  другого,  как  не  возмущать  общество  этому   высоко-парному  пустомеле,  который,  проповедуя  равенство,  так  хорошо  умеет  обделывать  свои  собст-венные  дела.  Вот  он  и  сейчас  преподнёс  Европе,  продав  его  за  400 т.  франков,  новый  ге-ниальный  продукт  своего  уродливого  воображения».  С.319: «О,  какой  глубокий  отвратительный  разврат  в  этом  поколении,  руководимом  мудрецами,  подобными  Герцену,  Бакунину  и  пр.  Боже  мой!  при  таких  государственных  людях,  какими  теперь  мы  богаты,  немудрено  и  пасть  России.  Ни  сильной  мысли,  ни  твёрдой  воли,  ни  живого  патриотического  чувства,  которые  бы  со-общались  другим!»  А  это  истинное  его  лицо,  на  котором  изображены  интеллектуальная  немощь  и  элементарная  зависть.  С.321: «Между  всеми  этими  великодушными  партиями,  препирающи-мися   за  права  и  благо  человечества,  в  сущности  дело  идёт  о  том,  кому  из  них  властвовать  в  мире.  Человечество  есть  добыча,  которая  должна  быть  наградою  победителя.  У  Державина  были  три  орудия  письма:  перо  золотое,  перо  гусиное,  прескверно   очиненное,  и  нечто  вроде   помела.  Ужасное  кровопролитие  (в  Польше)  продолжается».  С.323: «Какой  мы  следуем  политике – покрыто  мраком  неизвестности.  Но,  кажется, едва  ли  мы  не  избрали  несчастную  систему  уступок  и  мира  во  чтобы  то  ни  стало.  Ничто  не  может  быть  плачевнее  этой  системы,  если  мы  её  приняли.  Ею  не  только  нельзя  избежать  войны,  но  она  прямо  ведёт  к  ней.  Единственный  способ  избежать  её – это  показать  Европе,  что  мы  не  боимся  войны.  Но  непременно  показать,  дать  ей  почувствовать  это».  Война отрада  патриота,  сам  патриот  сидит  дома.

05.11.02.
Прекрасный  рассвет  прямо  перед
о  мной.  Мемуары  Керенского – это  сплошное  самооправдание.  Керенский,  как  и  Горбачёв,  случайно  оказался  у  власти.  И  руководили  они  одинаково  бездарно.  А  действия  Корнилова  просто  непонятны.  Даже  не  верится,  что  такой  человек  мог  потом  воз-главить  Белое  движение.  А  Корнилов  вел  себя  точно  так  же,  как  потом  ГКЧП.  А  все  вместе,  в  том  числе  и  правительства  Антанты,  играли  на  руку  большевикам.  История  знает  много  примеров,  когда  безнадёжное  в  самом  начале  предприятие,  благодаря  случайным  совпадениям,  оказывалось  реализованным.
  [Но  жизнь  опять  не  даёт  сосредоточиться  на  этой  плодотворной  мысли,  опять  повседневные  заботы  заглушают  сознание:  только  починил  газовую  колонку,  как  сломался  телефон.  Очень  много  усилий  мы  тратим  на  ремонт  того,  что  сломалось,  а  ломается  у  нас  почти  всё  и  сразу,  как  только  отрапортуем  о  готовности.  Один  инженер-строитель  расска-зывал  о  возведении  в  г. Тихвине  заводских  корпусов,  подобных  электросиловским.  По  техноло-гии  допускалось  ставить  на  фермах  на  25%  заклёпок  меньше,  чем  предусмотрено  чертежами.  Здание  рухнуло  ещё  недостроенным,  погибло  11  человек.  Атоммаш  обошёлся  государству  в  18 млрд  рублей.  Эта  стройка  века,  комсомольская  стройка  упала  тоже  недостроенной;  а  в  таких  случаях  даже  чинить-ремонтировать  нечего,  всё  надо  начинать  сначала,  как  в  той  сказке  про  Емелю.  Уже  на  протяжении  многих  лет  Советский  Союз  вывозит  за  рубеж,  то  есть  экс-портирует,  металлом.  Весь  мир  уже  понял,  что  производить  новую  сталь  дешевле  из  металлома Во-первых,  энергозатраты  меньше  более,  чем  в  двадцать  раз;  во-вторых,  нет  нужды  искать  и  добывать  как  руду,  так  и  уголь,  сохраняется  экологическая  обстановка,  экономия  в  транспорте  и  рабочей  силе.  Да  мало  ли  ещё  каких  преимуществ.  Все  это  понимают,  кроме  наших  экономистов.  Такое  впечатление,  что  у  нас  экономикой  заправляют  враги  народа.] 

06.11.02. *
Была  встреча  немногих  оставшихся  в  живых:  Станислав  Старосельский,  Виктор  Смирнов,  Галина  Лавренюк,  Татьяна  Большакова.  Ходил  в  магазин;  у  входа  сидит  один  из  колясочников,  которые  под  водительством  Дьячкова  хотели  меня  свергнуть.  Теперь  он  Дьячкову  не  нужен:  этот  побирается,  а  главарь  играет  в  баскетбол.  Утешает  то,  что  наш  ДСИ,  пока  не  мешали,  помогал  и  помог  большому  числу  инвалидов  и  пенсионеров.
 Судя  по  протоколу  проверки  одной  из  контролирующий  организаций,  наш  союз  оказывал  помощь  по  объёму  больше  райсобеса.  Пришвин: «С.497: А  раньше,  бывало,  не  только  людям  дивился,  но  и  собакам,  кончающим  жизнь  на  гону.  Это  самая  славная  смерть  на  гону».  Я  понял  тонкий  намёк:  буду  работать,  пока  есть  силы  общаться  с  ПК.  Берд.: «Обращаясь  к  самопознанию,  которое  есть  одно  из  главных  источ-ников  философского  познания,  я  открываю  в  себе  изначальное,  исходное:  противление  мировой  данности,  неприятие  всякой  объектности,  как  рабства  человека».  Самопознание  начинается  с  вопроса  самому  себе:  "Такой  же  ли  я,  как  все?"  Если  рядом  никого  не  будет,  если  не  будет  элементарного  общения  с  другими  людьми,  то  не  будет  и  самопознания.  «Свобода,  не  знающая  жалости,  становится  демонической».  Свобода – понятие  интеллектуальное.  Если  человек  пони-мает,  что  находится  в  зависимости,  значит,  он  обретает  свободу  духа.  Напоминаю:  в  моём  понимании  дух  есть  разум.  Человек:  тело – плоть,  душа – физиология,  дух – разум.  «Признание  верховенства  личности  означает  метафизическое  неравенство…»  Личность – одновременно  и  индивидуальность.  «Качественно  различные,  неравные  личности  не  только  в  глубинном  смысле  равны  перед  Богом,  но  равны  перед  обществом,  которому  не  принадлежат  права  различать  личности  на  основании  привилегий,  т. е.  на  основании  различия  социального  положения».  Личность,  по  определению,  не  может  быть  никому  равна,  потому  она  и  личность.   

07.11.02. 
Керенский  даже  в  своих  мемуарах  предстаёт  жалкой  личностью.  Вовремя  отдать  власть,  тем  более,  если  есть  претендент,  в  этом  вся  мудрость.  Когда  власть  отнимают,  это  может  привести  к  войне,  да  и  потерявший  власть  не  вызывает  сочувствия.  Ничего  нового,  вхожу  в  свой  ритм.  Сейчас  своё  мнение  может  высказать  только  СМИ.  Народ,  как,  впрочем,  и  всегда  на  Руси,  безмолвствует.  А  будь  местное  самоуправление,  а  на  его  базе  местное  TV,  и  народ  бы  имел  возможность  высказывать  своё  мнение  и  тем  самым   управлять  ситуацией.
  Пусть  молчит,  главное,  чтобы  не  бунтовал  и  исправно  платил  налоги.
  Никит. II: 1863 г., С.324: «Может  быть,  в  случае  войны,  племяннику,  как  и  дяде,  придётся  разбиться  вдребезги  об  этот  колосс,  который  они  называют  варварским  народом.  В  воскресенье  на  площади  у  Зимнего  дворца  была  огромная  манифестация. Несметные  толпы  народа  собрались  перед  балконом, выходящим  к  Адмиралтейству,  и  подняли  страшное  "ура",  так  что  государь  показался,  наконец,  на  балконе.  Толпы  встретили  его  с  неописанным  восторгом.  Во  время  концерта  в  пользу  инвалидов  государь  был  принят  также  с  необыкновенным  восторгом.  Музыканты,  между  прочим,  принуждены  были  четыре  раза  повторить  гимн:  "Боже,  царя  храни".  Обо  всём  этом  либеральные  петербургские  газеты  хранят  глубокое  молчание.  На  то  они  либеральные,  чтобы  быть  бесчувственными  к   народным   чувст-вам.  Если   уж  пошло  на  то,  так  Россия  нужнее  для  человечества,  чем  Польша».  Эк  его  по-несло,  чуть  не  захлёбывается  от  слёз  умиления.  С.325: «Нас  упрекают  могуществом  нашим,  как  преступлением.  Но   разве  мы  украли  наше  могущество? Мы  добыли  его  терпением  и  кровию  нашею».  С.326: «Восемь  часов  вечера.  Сейчас  принесли  указ  об  отмене  телесных  наказаний.  Это  составит  эпоху  в  истории  русского  народа.  Швеция  вооружается  не  на  шутку,  грозя  отнять  у  нас  Финляндию  и  чуть  ли  не  Петербург».  Казнокраду  розги  не  помешали  бы.

08.11.02.                              
Тонечка  поехала  ко  внукам:  Дима  был  на  работе,  а  где  была  их  мать?
  Зайчиха,  сказала  бы  У. О.,  зайчиха  своих  детей  не  знает.  Мы  с  Тонечкой  не  вмешиваемся.  А  я  пошёл  к  Марье  Алексеевне,  отмечали  революционный  праздник.  Приезжал  Миша  Кирицев,  привёз  мобильник  и  уверения,  что  время  Интернета  ещё  не  вышло.  Вечером  Тонечка  вернулась,  а  я  продолжил  пьянку  с  Алексеем,  его  останавливает  только  отсутствие  алкоголя,  а  это  наводит  на  грустные  мысли.
   Берд.: «Не  нужно  исходить  из  любви  к  миру,  нужно  исходить  из  противоположения  свободы  духа  миру».  Я  уже  отмечал,  что  терминология  Бердяева  ещё  не  устоялась,  в  чём  он  сам  признаётся.  Отвергать  любовь  даже  к  миру  вообще,  мне  кажется  кощунством.  Мы  должны  стремиться  сделать  мир  прекрасным,  достойным  того,  чтобы  его  населяли  личности.  «Так  прихожу  я  к  антииерархическому  персонализму».  «Личность  не  может  быть  частью  какого-либо  иерархического  целого,  она  есть  микрокосм  в  потенциальном  состоянии».  Как  бы  ни  превозносили  мы  личность,  но  она  обитает  среди  людей  и,  ради  добывания  хлеба  насущного,  может  быть  поставлена  в  условия  иерархии.  Личность  не  может  быть  вырвана  из  контекста  мира,  быта,  чему  постоянно  противится  Бердяев.  «Я  не  школьный  философ  и  ни  к  какой  школе  не  принадлежал  и  не  принадлежу».  «Шопенгауэр  был  первый  философ,  которого  я  глубоко  воспринял».  Сам  Бердяев  своей  философией  подтверждает,  что  все  философские  школы  являются  ступенями  в  развитии  философии  как  мировоззрения.  А  мировоззрение  имеет  каждый  человек,  даже  если  и  не  догадывается  об  этом.  «Дуализм  Канта,  пессимизм  Шопенгауэра  ближе  к  истине».  О  недостижимости  истины  говорили  многие,  в  том  числе  и  Бердяев;  о  какой  же  близости  может  идти  в  таком  случае  речь?  Это  никакая  не  истина,  это  типичное  субъективное  мнение,  которое  иногда  может  совпадать  с  течением  событий.

09.11.02.
Гулял,  музицировал,  занимался  с  ПК,  но  не  хватило  времени  на  чтенье. 
Это  благо,  когда  на  не  хватает  времени.  Пришвин: «С.501: Есть  в  моей  природе  личной  чувство  вечности,  и  я  говорю  о  нём,  когда  пишу  даже  о  собаках,  и  вот  почему  я  создаю  прочные  вещи,  и  моему  «Колобку»  уже  за  сорок  лет.  А  "Кладовую  солнца"  будут  читать  как  новое  и  через  сто  лет.  Вчера  с  утра  до  ночи  моросил  дождик,  и  я  под  этим  пахучим  дождём  ходил  за  грибами.  Всё  пахло  осенью:  стволы  деревьев,  ветви,  листья,  падающие  с  берёз,  какие-то  вянущие  травы.  Набрел  на  просеку  и  возле  неё  искал  по  холмам.  Тут  были  высокие  редкие  берёзы,  между  березами – низенькие  ёлочки,  между  ёлочками  там  и  тут  берёзовые  грибы,  а  изредка  и  подосиновики.  Набрал  на  жареное».  Никит. II: 1863 г., С.327: «Заседание  в  Академии,  там  то  же  и  то  же:  ловля  мух  и  комаров.  Возрождаются  некоторые  надежды  на  мир.  Замечательна,  между  прочим,  сегодняшняя  телеграмма,  извещающая,  что  шведский  сейм  решительно  отвергнул  всякую  мысль  о  помощи  Польше.  Всеобщее  негодование  на  слабость  нашего  управления  в  Варшаве.  В  самом  деле,  город  на  военном  положении, а  там,  как  и  во  всей  Польше,  главная  правительственная  власть  в  руках революционного  комитета».  С.328: «Польские  студенты  и  гимназисты  сожгли  Горыгорецкое  учи-лище,  перерезав  прежде  инвалидную  команду.  Зашёл  к  А. М. Кнежевичу.  Там  услышал  весьма  неприятную  новость,  что  наших  наголову  разбили  поляки.  Нашими  начальствовал  Э.-К. Л. Вит-генштейн».  С.330: «Весы,  по-видимому,  склоняются  на  мир.  Англия  и  Франция,  особенно  после-дняя,  сильно  смягчили  тон  своих  настояний.  Д. Россель  объявил  в  парламенте,  что  войны  не  будет.  Швеция,  получив  от  Финляндии  объявление,  что  та  вовсе  не  желает  отложения  от  России,  дала  знать,  что  она  не  имеет  повода  к  войне».  Польшу  волнует  обоснованная  гордыня:  стыдно  находиться  под  управлением  менее  развитого  государства.  Финляндия  этого  не  замечает. 

10.11.02. 
Выпал  снег,  похоже,  на  долго.  Погода  чудесная:  хорошая  зима.  Всю  ночь  снился  Лёня  Якушев,  детдомовские  времена.  Во  Флоренции  собралась  многотысячная  (более  150 000)  демонстрация  антиглобалистов
,  а  собрались  они  со  всего  глобуса.  Меня  интересует  финансирование.  Берд.: «Я  был  идеалистом  в  философии.  Я  пытался  соединить  свою  идеалистическую  философию  с  марксизмом  в  вопросах  социальных.  Низкий  тип  духовной  культуры  большей  части  революци-онеров-марксистов  меня  очень  мучил».  Вот  именно,  низкий  уровень  духовной  культуры  отли-чает  ортодоксов.  «…я  никогда  не  мог  принять  марксизма  тоталитарного.  Я  же  всегда  думал  и  продолжаю  думать,  что  истина  никому  и  ничему  не  служит,  ей  служат».  Нам  служат  ориен-тирами  промежуточные  истины,  подтверждая  правильность  движения  к  абсолютной  истине.  «Я  в  самом  начале  своей  жизни  восстал  против  дворянского  общества  и  ушёл  в  лагерь  рево-люционной  интеллигенции.  Но  я  с  горечью  увидел,  что  в  этом  лагере  также  не  было  уважения  к  достоинству  личности  и  освобождение  народа  слишком  часто  сочеталось  с  порабощением  человека  и  его  совести».  Общество,  лагерь – это  коллектив,  а  коллектив  всегда  против  лич-ности.  Я  не  указываю  страницы  извлечений,  так  как  работал  с  компьютерной  версией,  прошу  простить.  «Человек  есть  загадка  не  как  животное  и  не  как  существо  социальное,  не  как  часть  природы  и  общества,  а  как  личность,  именно  как  личность».  Действительно,  все  другие  его  ипостаси  соотносительны,  а  личности  не  сопоставимы.  «Он  двойственное  и  противоречивое  су-щество,  существо  в  высшей  степени  поляризованное,  богоподобное  и  звероподобное,  высокое  и  низкое,  свободное  и  рабье,  способное  с  подъёму  и  падению,  к  великой  любви  и  жертве  и  к  великой  жестокости  и  беспредельному  эгоизму».  Всё  это  совмещается  в  одной  душе.  Гоголь  и  Достоевский  не  боялись  сказать,  что  извлекали  образы  своих  персонажей  из  собственной  души.    

11.11.02. 
Со  всех  сторон  примеры  наглого  необоснованного  грабежа  населения  по  каждому  поводу.
  Хотя,  какое  может  быть  обоснование  у  грабежа?  Во-первых – перерегистрация  всех  юридических  лиц:  по  2 000  рублей;  во-вторых – перепаспартизация  населения,  тут  не  только  бессовестные  поборы,  но  и  кража  времени  до  трёх  месяцев;  в  третьих – устройство  на  работу  требует  множества  справок,  каждая  от  300  рублей  и  выше.  Бессовестно  и  нещадно  государство  грабит  свой  народ,  точнее,  население.  И  всё  это  сопровождается  шантажом  применения   кар  к  уклоняющимся.  Пре-жде  чем  говорить  о  МСУ,  следует  разобраться  в  том,  что  это  означает.  В  1922 г.  мы  пережи-вали,  что  Россию  покидает  элита,  ныне  же  об  этом  никто  не  восплачет, плакать  некому,  на-селение  осерело  на  столько,  что  не  понимает,  кто  уезжает,  кто  приезжает.  Пришвин:
«С.507: К  счастью,  талант  мой  включает  способность  выходить  из  себя  до  такой  степени,  что  после  я  сам  дивлюсь,  как  я,  вот  такой,  какой  я  существую,  глупый,  робкий  и  неугодливый,  мог  так  кра-сиво,  умно,  хорошо  написать» [Хлебозавод,  на  мой  взгляд,  самое  удачное  предприятие  для  про-ведения  экономического  эксперимента.  Продайте(!)  ему  сырьё,  но  дайте(!)  ему  возможность  са-мому  реализовать  свою  продукцию,  затем  дайте  ему  самому  формировать  штатное  расписание  и  увидите,  как  быстро  предприятие  разбогатеет  и  завоюет  авторитет  у  населения  своей  продук-цией.  Если,  конечно,  оно  захочет  того.  Директором  предприятия  должен  быть  экономист,  глав-ным  инженером – технолог.  Не  сокращать  людей,  а  сокращать  освободившиеся  ставки.  Только  экономическая  заинтересованность  может  устранить  дефицит  рабочей  силы.  И  на  фоне  всего  этого  смешными  выглядят  потуги  Рейгана  разорить  нас  посредством  гонки  вооружений,  если  даже  бесхозяйственность,  этот  самый  грозный  экономический  противник,  не  может  ничего  с  нами  сделать.  «Ты  не  в  силах  спорить  с  истиной,  а  спорить  с  Сократом  дело  не  хитрое».]

12.11.02.  
По  нашему  20-му  округу  новый  кандидат  в  ЗакС,  некто  Головин.  А  около  него  вьются  быв
-шие  дерьмократы  и  в  их  числе  Чеботарёв.  Этот  Чеботарёв  на  Измайловском, 8  крутился  около  богатого  корейца,  который  оказывал  нам  мелкие  услуги  по  канцелярии.  Что  с  очевидностью  доказывает,  что  их  мечта – личные  деньги,  а  не  судьбы  населения,  ибо  Головин  крупный  пред-приниматель.  Кстати,  первые  демруки  очень  по  поведению  напоминают  Керенского,  да  и  си-туация  была  очень  схожа  с  таковой  после  Февральской   революции.
  Берд.: «В  русской  эмиграции  я  увидел  то  же  отвращение  к  свободе,  такое  же  её  отрицание,  как  и  в  коммунистической  России.  Никакие  революции  никогда  не  любили  свободы,  миссия  революций  иная».  Революция  не  освобождает  от  рабства,  она  упрощает  взаимоотношение  людей,   составляющих  подавляющее  большинство  и  меняет  форму  рабства.  Кровь  и  насилие  не  совместимы  со  свободой.   «Ценность  человека,  человеческой  личности  выше  исторических  ценностей  могущественного  государства  и  национальности,  цветущей  цивилизации».  С  этим  можно  было  бы  согласиться,  если  бы  мы  также  понимали  цивилизацию,  как  Бердяев.  Цивилизация  включает  в  себя  государственность,  экономику  и  культуру.  Сравнивать  ценность  одного  человека  с  ценностями  человечества  некор-ректно.  «Но  я  не  верю  в  аристократизм  групповой,  в  аристократизм,  основанный  на  социальном  подборе».  «Нет  ничего  противнее  презрения  к  народным  массам  почитающих  себя  элитой».  Двойственность  позиции  автора  можно  увидеть  и  здесь.  С  одной  стороны  он  не  верит,  а  с  другой – презирает.  Кроме  того,  он  уже  определённо  признавал  аристократизм  интеллектуальный,  в  чём  с  ним  нельзя  не  согласиться.  «Я  очень  чувствую  грядущее  царство  мещанства».  Для  власти  важны  в  обществе  стабильность  и  спокойствие.  Это  гарантирует  экономический  подъём  и  уменьшает  экономическую  зависимость,  то  есть  рабство. 

13.11.02.
В  такой  день 
(разделение  фракций)  прогулка  отменяется.  Наметилась  тенденция  к  снижению  выхода  готовой  продукции.  У  Мирошниченко  проблемы  с  рабочей  силой.  Народ  подл  и  видит  только  свой  интерес,  не  понимая,  что  только  совместные  действия  приносят  пользу,  и  радуется,  когда  пострадал  ближний,  хотя  его  следующая  очередь.  Пришвин:
1948, «С.507: В  отношении  нашей  родины  у  нас  одно  устремление – что-то  открыть  в  ней  для  эксплуатации,  но  прошлый  год  состоялось  решение  Совета  Министров  об  охране.  Местами  наша  родина  начинает  лысеть».  А  в  наше  время  уже  покрывается  язвами.  «С.509: За  что,  например,  хвалят  Калинина?  За  то,  что  он  был  внимателен.  Вся  нравственность  общественного  деятеля  измеряется  этим  вниманием».  Никит. II: 1863 г., С.331: «К  какому-то  отставному  действительному  статскому  советнику  Гордиенко  ночью  на  даче  за  Лесным  корпусом  в  окошко  влез  кто-то  с  кинжалом  и  с пи-столетом  в  руках,  и  когда  хозяин  проснулся  и  бросился  на  разбойника,  то  последний  нанёс  ему 11 ран  кинжалом;  пистолет  хозяин   успел  выбить  у  него  из  рук.  Умы   в  настоящую   минуту  так  настроены  против  поляков,  что  и  в  этом  ночном  разбое  видят  дело  рук  польских  повстанцев».  С.333: «Говорят, мы  живём  в  переходное  время.  Каждый  век  есть  переходное  время.  Встретился  с  Ф. И. Тютчевым.  «Война  или  мир?» – Война,  без  всякого  сомнения, – отвечал  он.  А  он  имеет  случаи  кое-что  знать  о  подобных  вещах  и  при  дворе  и  в  министерстве».  Тютчев-поэт  и  Тютчев-дипломат – совершенно  разные  ипостаси,  соответственно,  и  поведение  у  них  разное.  С.335: «Поляки  совершают  неслыханные  варварства  над  русскими  пленными.  На  днях  сюда  привезли  солдата,  попавшего  к  ним  в  руки,  а  потом   как-то  спасшегося:  у   него   отрезаны  нос,  уши,  язык,  губы.  Что  ж  это  такое?  Люди   ли   это?  Но  что  говорить  о  людях?  Какой  зверь  может  сравниться  с  человеком  в  изобретении  зла  и  мерзостей?»

14.11.02.  *
Начал  хлопоты  по  перерегистрации.  Это уже  четвёртая  регистрация  нашей  организации.  Ещё один  кандидат  хочет  попасть  в ЗакС,  некто  Озеров,  серая  лошадь.  Народ,  то  есть  самоуправляе-мая  часть  населения,  презирает  остальную  часть  населения  за  отсутствие  в  ней  самоуправления,  но  всеми  силами  препятствует  стать  такой  же.  А  самоуправляемая  часть  населения  у  нас
организованная  преступность,  у  неё  есть  своя  территория,  с  которой  они  берут  свой  налог.  Фактически,  население  платит  налог  дважды:  государству  и  организованной  преступности.  Пришвин: «С.510: «Аще  сниду  во  ад,  и  Ты  тамо  еси».  Эпиграф  к  "Осударевой  дороге".  Этот  эпиграф  не  будет  опубликован,  но  пусть  будет,  как  веха  в  душе».  [Я  намеренно  ничего  не  говорю  об  аварии  на  Чернобыльской  АЭС.  Правду  у  нас  стали  говорить  совсем  недавно,  и  кто  знает,  может  быть  это  не  первый  случай.  Лишь  первый  случай  можно  рассматривать  как  не-счастный.  Есть,  конечно,  у  меня  и  свои  собственные  мысли,  пока  не  подтверждённые  словами  великих.  Вот  пример:  для  русского  все  грузины  на  одно  лицо,  для  армянина – все  на  одну  попу.  Все  красивые  тела  одинаково  красивы.  Через  красоту  тела – к  красоте  души.  Последнее  можно  сравнить  с  Сократом:  «Если  ты  некрасив,  старайся  красотой  души  компенсировать  недо-статки  внешности,  если  ты  красив,  старайся,  чтобы  душа  твоя  соответствовала  твоей  внеш-ности».  Как  мне  кажется,  Сократ  (как,  кстати,  и  Иисус  Христос)  не  умел  писать,  ибо  всё,  что  нам  известно  о  его  мыслях,  почерпнуто  нами  со  слов  других.  Но,  видимо,  настолько  высок  его  авторитет,  что  никто  из  его  учеников  и  противников  не  пытался  присваивать  его  мысли.  Это  был  человек  возвышенного  ума,  а  возвышенным  умом  считается  ум  сочетающий  мудрость  с  любовью  к  юношам.  В  человеке  присутствуют  два  начала:  духовное  и  физическое;  в  соот-ветствие  с  этим  в  нём  выделяются  два  места,  где  эти  начала  сосредоточены:  голова  и  попа.]

15.11.02.
Подписался  на  «субботние  Вести».  Не  хочет  и  не  должно  население  отдавать  деньги  безликому  ЖКХ.  Вот  будет  МСУ,  тогда  другое  дело,  люди  будут  видеть  и  знать,  на  что  расходуются  средства.
  Пришвин:
«С.510: В  новой  вещи  своей  я  хочу  дать  путь  к  коммунизму  не  тот,  какой  дают  его  доктринёры,  а  каким  я  иду  к  нему,  моя  работа  коммунистическая  по  содержанию  и  моя  собственная  по  форме».  Очевидно,  что  автор  понимает  коммунизм  по-своему,  не  как  осно-воположники  и  их  адепты.  Берд.: «Человек  есть  загадка  не  как  животное  и  не  как  существо  социальное,  не  как  часть  природы  и  общества,  а  как  личность,  именно  как  личность».  Дей-ствительно  так.  Как  животное  и  как  социальное  существо  человек  достаточно  статичен,  но  как  психоединица  он  постоянно  меняется.  «Он двойственное  и  противоречивое  существо,  существо  в  высшей  степени  поляризованное,  богоподобное  и  звероподобное,  высокое  и  низкое,  свободное  и  рабье,  способное  к  подъёму  и  падению,  к  великой  любви  и  жертве  и  к  великой  жестокости  и  беспредельному  эгоизму».  «Паскаль  лучше  всех  выразил  эту  двойственность  человека  (высокое  и  низкое,  свободное  и  рабье,  способное  к  подъему  и  падению,  к  великой  любви  и  жертве  и  к  великой  жестокости  и  беспредельному  эгоизму)».  Так  можно  сказать,  если  рассматривать  человека  вообще,  усреднённого.  Это  определяется  тем,  что  человек  находится  в  самой  начальной  стадии  своего  становления.  «Он  (человек)  казался  движущимся  исключительно  экономическими  интересами,  подсознательными  сексуальными  влечениями,  заботой».  Он  и  сегодня  мне  кажется  таким,  во  всяком  случае,  тот,  из  подавляющего  большинства.  «Если  бы  человек  не  был  личностью,  хотя  бы  невыявленной  или  задавленной,  хотя  бы  пораженной  болезнью,  хотя  бы  существующей  лишь  в  потенции  или  возможности,  то  он  был  бы  подобен  другим  вещам  мира  и  в  нем  не  было  бы  ничего  необычайного».  Намёк  на  разум.       

16.11.02. *
1:5:55.  Сдал  документы  на  перерегистрацию.  Много  времени  провёл  на  ногах,  и,  как  следствие,  сразу  открылась  язва.  Надеюсь,  однако,  что  душевный  настрой  поможет  преодолеть  физический  недуг.  С  экрана  TV  постоянно  вижу  подтверждение  моим  мыслям  о  перенаселённости  планеты.  Не  сомневаюсь,  скоро  об  этом  будут  говорить,  и  говорить  все.  Сейчас  налицо  этническая  экспансия  арабов.  Никит. II: 1863 г.,
С.339: «Меры  Муравьёва  начинают  приносить  плоды:  вос-стание  в   губерниях,  ему   вверенных, почти  прекращено. Его отношение  к  епископу  Красинскому  и  правила  о  том,  как  должны  поступать  власти  в  губерниях,  объявленных  на  военном  поло-жении,  превосходны».  С.343: «Гончаров  произведен  в  действительные  статские  советники.  Ну,  я  думаю,  он  очень  рад.  Ему  давно  уже  хотелось  быть  превосходительством».  С. 344:  «Видно,  Катков,  как  и  все  наши  великие  люди,  изнемог  под  бременем  своего  величия  и  не  выносит  его».  Вот  чего  не  хватает  нашему  автору величия.  С.347: «Ум  человеческий  любит  рыться  в  самом  себе.  Он   всё   вытаскивает  оттуда  на  свет  божий:  и  чистое  золото  и  грязь,  с  которою  оно  смешано.  Венчание  происходило  в  церкви  Инженерного  замка,  в  которую  превращена  ком-ната,  где  был  задушен  Павел.  Заглянул  в  публичный  сад,  за  вход  куда  платится  по  30 копеек  с  рыла,  как  говорится  в  нашей  серой  публике».   С. 349:  «Жизнь  только  сама  по  себе,  потому  что  она  жизнь,  что-нибудь  значит, а  не  по  результатам,  какие  из  неё  добываются.  Добывается  из  неё – ничто,  и  больше  ничего.  Подъезжая  к  Большой  Морской,  я  наткнулся  прямо  на  баталионы  павловцев.  Впереди  гремела  музыка,  а  перед  вторым  баталионом  звучали  удалые  песни;  впереди  солдатик  отплясывал  удалую  пляску.  Вид  солдат  мне  чрезвычайно  понравился:  простые,  добродушные,  скромные  загорелые  и  здоровые  лица.  "Что,  ребята,  из  похода?" – спросил  я  одного  усача  с  добродушнейшей  физиономией.  "Из  похода,  ваше  благородие".»  

17.11.02. 
Сидел  дома  из-за  язвы,  так  я  оправдываю
 своё  безволие.  Помылся,  музицировал,  читал.  Однако,  есть  же  у  меня  воля  музицировать,  читать,  работать  с  ПК!  У  меня  пропадает  воля  только  перед  любовью,  особенно,  когда  она  тут,  совсем  рядом,  что  даже  губы  достают.  Обедали  с  нами  М. А.  и  Л. И.  Закончил  обработку  «Человек».  У  животных  и  растений  существуют  способы  регулирования  численности,  плотности  заселения  территории.  У  человека  этого  нет,  и  не  может  быть  по  причине  разума.  И  по  этой  же  причине  он  должен  найти  другие  способы  решения  этой  проблемы.  Берд.: «Именно  сознание  личности  в  человеке  говорит  о  его  высшей  природе  и  высшем  призвании.  Человек  есть  личность  не  по  природе,  а  по  духу.  По  природе  он  лишь  индивидуум.  Личность  не  есть  часть  и  не  может  быть  частью  в  отношении  к  какому-либо  целому,  хотя  бы  к  огромному  целому,  всему  миру.  Это  есть  существенный  принцип  личности,  её  тайна.  Личность  есть  неизменное  в  изменении,  единство  в  многообразии.  Личность  есть  исключение,  а  не  правило».  Согласен,  но  личность  должна  делать  всё  возможное,  чтобы  стать  правилом,  а  не  исключением.  «Тайна  существования  личности  в  её  абсолютной  незаменимости,  в  её  однократности  и  единичности,  в  её  несравнимости.  Всё  индивидуальное  незаменимо.  Личное  оригинально,  связано  с  первоисточником,  подлинно».  К  сожалению,  личность  начинает  формироваться  слишком  поздно  и  у  неё  не  остаётся  времени,  чтобы  проявить  себя  как  личность.  «Для  личности  же  раскрывается  бесконечность,  она  входит  в  бесконечность  и  впускает  в  себя  бесконечность,  в  своем  самораскрытии  она  устремлена  к  бесконечному  содержанию,  личность  предполагает  форму  и  границу,  она  не  смешивается  с  окружающим  миром  и  не  раст-воряется  в  нем».  Стиль  изложения  Бердяева  называется  мистицизм.  «Личность  нельзя  мыслить,  как  субстанцию,  это  было  бы  натуралистическое  мышление  о  личности».

18.11.02. 
Мужчины  нынче  поют  лирические  песни  и  выглядят  нежно  и  утонченно,  а  женщины  носят  на  лице  волевую  маску,  курят  и  «
Над  их  бровями  надпись  ада: / Оставь  надежду  навсегда»  (
3 25).  Сегодня  приснился  А. С. Пушкин.  Некоторые  программы  TV  очевидно  похабные,  их  нельзя  назвать  даже  нецеломудренными.  Пропаганда  гомосексуализма  как  среди  мужчин,  так  и  среди  женщин,  выводит  из  оборота  большую  часть  населения.  Эти  явления  распространены  в  евро-пейской  (христианской)  цивилизации.  В  то  время  как  на  Востоке  непрерывный  рост  рожда-емости  и  вынужденная  миграция.  Франция  называет  себя  уже  мусульманской  страной.  Когда  такое  общественно-сексуальное  извращение  происходит  в  отдельных  странах,  то  это  вызывает  тревогу,  ибо  речь  идёт  о  замене  одной  части  населения  другой,  более  невежественной.    [У  тебя  свои  мысли  на  этот  счёт,  пожалуйста,  пиши  по-своему,  но  какого  чёрта  навязывать  мне  свои  пожелания  и  замечания.  А  коли  не  согласен,  так  не  читай  вовсе.  Странно  устроен  человек.  С  одной  стороны  он  хочет  выделиться  из  массы  себе  подобных  тем  или  иным  способом,  не  хочет  прозябать  в  неизвестности,  всячески  стремится  распространить  своё  влияние  на  максимально  возможное  число  людей.  С  другой  же  стороны  нет  ничего  приятнее  для  него,  как  быть  таким,  как  все,  ничем  не  выделяться  из  окружающих.  То  есть,  если  человек  не  выделяется,  ему  хочется  выделиться,  если  же  он  выделился,  ему  приходит  желание  спрятаться  за  спину  соседа.  Вот  и  я  не  могу  понять,  чего  хочу,  к  чему  стремлюсь.  Хочется  оставить  что-то  после  себя,  конечно,  хорошее,  но  ведь  живут  же  люди  без  всякой  известности,  живут  и  не  хотят,  чтобы  их  существование  было  замечено.  Всё  равно,  прогресс  определяется  не  отдельными  личностями,  но  уровнем  развития  основной  массы  населения,  которая  (масса)  складывается  из  тех,  кто  ничем  не  выделяется,  кто  являет  собой  посредственность.]   

19.11.02. 
Приезжал  Ильин:  подготовили  несколько  документов.  Выходил  на  связь
 Мирошниченко,  кажется,  дело  налаживается.  Звонил  Черепанов:  с  иском  надежды  нет,  помещением  занимается,  но  ни  шатко,  ни  валко.  Лариса  Григорьевна  переоценила  свои  возможности  и  всеми  силами  старается  связать  и  меня  своими  заботами  о  «Лоранте».  Тонечка  привезла  на  дом  Анну  Павловну  чи-стить  мне  уши.  Никит. II: 1863 г.,
С.350: «Вчера  напечатаны  ответные  наши  ноты  Англии, Франции  и  Австрии.  За  этим  только  остаётся  быть  войне.  В  этом  все  уверены  и  ожидают  войны  спокойно,  хотя  знают,  что  она   будет  тяжела.  Так  называемые  друзья  содержат  в  себе  прекрасный  материал  для  составления  отличного  врага.  Потом  пустился  проливной  дождь,  который  свирепствовал,  вместе  с  сильным  ветром,  целую  ночь.  Я  слышал  сигнальные  выстрелы  о  прибытии  воды».  Записи  о  погоде  читать  гораздо  приятнее,  хотя  и  неприятные  записи.  С.351: «В  Европе  все  опять  пустились  ругать  нас.  Ноты  наши  очень  не  понравились.  Там,  как  будто  не  шутя,  думали,  что  Россия  согласится  на  все  шесть  пунктов,  что  стоит  ей  пригрозить  и  пр.»  Европа  перед  Россией  будет  вечно  недовольной:  ей  развиваться  некуда,  а  у  нас  просторы  необъятные,  это  и  вызывает  ревнивую  зависть.  С.352: «Знание  движется.  Следователь-но,  перемещается?  Нет!  Оно  развивается,  как  всё  живое.  Вчерашнее  не  делается  ложным  оттого,  что  сегодня  наступило  новое.  Но  оно  уже  не  удовлетворяет  духа,  перешедшего  от  низшей  ступени  к  высшей.  В  развитии  нет  ничего  ненужного,  но  никакая  часть,  зато  развивающегося  организма  не  исчерпывает  всей  его  целости.  Организм  знания  бесконечен,  и  потому  нет  абсо-лютной  полноты  знания,  а  только-только  относительное,  то  есть  настоящее  полнее  прошедшего,  новая  ветвь  знания  пополняет  только  целую  систему  его,  не  делая  её  совершенно  полною.  Истина  не  есть  что-либо  познанное,  а – познаваемое».  Перед  нами  философ.  

20.11.02. 
Починил  пиджак.  Нет,  это  не  бедность,  а  старость.  Привыкаю  к  вещам,  и  становится  жалко  с  ними  расставаться.  Точно  так  же  привыкаю  к  болячкам  и  перестаю  их  замечать.  А  на  самом  деле  они  не  проходят  и  не  исчезают,  как  деньги  или  энергия.
  Пришвин: «С.511: С  "Осударевой  дорогой"  дела  идут  так  хорошо,  что  я  временами  ловлю  себя  на  сладостной  мечте  своей  победы.  К  счастью,  не  молод,  опытен  и  гашу  легко  свою  мечту,  опрокинув  на  её  огонь  тухлую  воду  неудач:  всё  это  уже  было,  и  то  и  другое».  А  всё  надеется!  Берд.: «Так  хотят  познавать  человека  антропологические  науки,  биология,  психология,  социология».  Если  у  Бердяева  вместо  термина  личность  поставить  homo  sapiens,  то  всё  сразу  станет  понятным.  Но  "Нормальные  герои  всегда  идут  в  обход".  Кроме  того,  между  собой  и  читателем  автор  ставит  завесу  тумана,  часто  не  скрывая  этого.  «Личность  самосозидается.  Личность  должна  себя  созидать,  обогащать,  напол-нять  универсальным  содержанием,  достигать  единства  в  цельности  на  протяжении  всей  своей  жизни».  Чтобы  читателю  стало  понятно,  о  чём  идёт  речь,  перевожу:  автор  говорит  о  само-познании,  о  полезности  и  непрерывности  этого  процесса  пока  человек  живёт.  «Черты  сходства  не  затрагивают  того  существа  личности,  которое  и  делает  её  личностью,  не  личностью  вообще,  а  этой  личностью».  Естественно,  психопортрет  индивидуален,  но  не  каждая  индивидуальность  является  или  становится  личностью.  Процесс  становления длительный  процесс.  Я  сужу  по  себе.  «Для  меня  это  всегда  было  столкновение  любви  и  свободы,  неза-висимости  и  творческого  призвания  личности  с  социальным  процессом,  который  личность  по-давляет  и  рассматривает  как  средство».  Любовь  и  свобода,  соединившись  в  одном  человеке,  рождают  вдохновение.  А  социальный  процесс  личность  не  замечает.  Социальный  процесс – это  жизнь  контингента.  «Не-обходимо  различать  в  человеке  глубинное  и  поверхностное  "я"». 

21.11.02.
Это  тоже  дело  (разделение  фракций),  ибо  работаю  не  только  на  себя.  Звонила  Почивалова  из  комитета  по  труду,  отдел  по  делам  инвалидов.  Как  ей,  наверное,  осточертел  этот  Самсонов  со  своим  Союзом  инвалидов!  Она  откровенно  не  хочет  заниматься  тем,  за  что  получает  зарплату.
  Вот  образец  чиновника,  который  хочет  быть  постоянно  нужным,  но  смертельно  не  хочет  эти  нужды  удовлетворять.  Звонили  из  налоговой:  дописать  бумаги.  Кирицев  обрадовал,  что  Яковлев  на  нас,  пушкинцах,  собирается  проводить  эксперимент.  И  вот  "человеческая"  черта:  Кирицев  рад,  что  не  он  будет  подопытным  кроликом.  А  это  значит – попытка  нового  вымогательства  денег  под  любым  соусом,  ведь  должен  же  кто-то  оплачивать  этот  эксперимент.
  Сфотографи-ровался  на  паспорт.  Без  всяких  проблем,  думаю,  потому,  что  частная  лавочка.  [Искусством  является  всё  то,  чему  нужно  обучаться  (говорят:  он  овладел  искусством),  то  есть,  искусство  не  может  быть  врождённым.  Врождённым  является  чувство  прекрасного.  Физическое  начало  делает  людей  подобными  друг  другу,  духовное  же – индивидуализирует.  Вот  почему  абстрактная  жен-щина – прекрасна,  а  конкретная – не  всегда.  Физический  образ  искажается  интеллектуальным.  Важно  не  то,  кто  высказал  мысль,  а  то,  насколько  глубоко  она  овладела  умами.  Ты  знаешь,  что  абсолютной  истины  не  существует,  она  всегда  относительна  и  у  каждого  своя.  Я  высказы-ваю  свои  взгляды  и  не  претендую  на  их  универсальность.  Меня  больше  всего  возбуждают  яв-ления  в  повседневной  жизни,  которые  подвергались  критике  тысячи  лет  назад,  но  сохранились  до  наших  дней,  хотя  именно  это  возбуждение  Экклезиаст  и  называл  суета  сует  и  всяческая  суета.  Чаще  всего,  например,  печатают  у  нас  в  газетах  судебные  очерки,  дабы  привлечь  вни-мание  общественности  к  несправедливости  и  произволу,  царящими  в  наших  судах.  А  ещё  Со-крат  говорил:  «В  судах  решительно  никому  нет  дела  до  истины,  важна  только  убедительность».] 

22.11.02. 
Осуществил  прямую  связь  с  Шинкунасом.  Меня  переполнял  восторг  от  гордости  за  человека.  Ездил  на  Литейный, 53 дописывать  документы  на  перерегистрацию.  Документы  составлял  чинов
-ник,  а,  следовательно,  по-идиотски.  Нормальному  человеку,  то  есть  мне,  они  кажутся  именно  идиотскими.  Всё  можно  было  бы  сделать  проще  и  эффективнее.  И  сама  процедура  приёмки  документов  и  ограничения  по  времени  направлены   на  то,  чтобы   хоть  часть  действующих  организаций  исключить  из  списка  таковых.  Никит. II: 1863 г.,
С.355: «Островский  у  нас  один  поддерживает  драматическую  литературу».  До  него  руки  нашего  автора  не  дотянулись.  С.356: «Павловск  премиленький,  чистенький  городок,  весь  в  садах  и  парках.  Вокзал  усовершенствовался и  украсился  так,  что  подобных  гуляньев  я  и  в  Европе  нигде  не  встречал».  Тут,  надо  признать,  ему  свезло,  в  то  время  его  загадить  ещё  не  успели.  С.359: «Я  слишком  хорошо  знаю  людей,  чтобы  ожидать  от  них  чего-нибудь,  кроме  желания  гадить.  Мне  чрезвычайно  нравится  изречение  Веспасиана:  "Император  должен  умирать  стоя".  Почему  же  этого  нельзя  применить  ко  всякому  сколько-нибудь  мужественному  и  честному  человеку!»  Это  каждый  применяет  к  себе  сам.  С.360: «А  выставлять  они  будут  то,  что  мой  образ  мыслей  слишком  консервативен  для  такого  ли-берального  университета,  каким  сделался  в  последнее  время  Петербургский.  А  многим,  не  шутя,  колет  глаза  даже  моя  Анненская  звезда».  Просто  все  помнят,  как  ты  душил  образ  мыслей.  С.361: «Поговаривают  о  выборе  в  ректоры  меня  или  Э. Х. Ленца.  В 10  часов  утра  я  отправился  в  заседание  Академии – одно  из  бесплоднейших  заседаний  в  мире,  потом  в  университет  для  бесплоднейшего  экзамена  каких-то  болванов,  которые  хотят  быть  кандидатами  и,  без  сомнения,  достигнут  этого.  В  совете  был   выбор   ректора:  избрали  Ленца  22  голосами  против  3-х.  Я  получил  8  шаров.  Но  были  и  менее  меня  получившие,  и  их  было  много».  Ленц  стоил  того!

23.11.02. 
На  улице  очень  скользко,  поэтому  сидел  дома.  Приходили  юристы,  кажется,  берутся  за  мои  (ДСИ)  безнадёжные  дела.  Вечером  приехали  внуки.  Витиньке  день  рождения,  но  их  родители  не  празднуют – берут  деньгами.
  Школа  лицемерия;  а  в  юном  возрасте  быстро  прививается,  как  хорошее,  так  и  дурное.  Но  за  столом  посидели  хорошо.  Пришвин:
«С.511: Осталась  одна  только  глава,  и  великий    мой  труд  будет  закончен.  «Осударева  дорога» повесть  о  том,  что  было  и  чего  не  было».  Берд.: «Слишком  часто  человек  обращен  к  другим  людям,  к  обществу  и  цивилизации  своим  поверхностным  "я",  которое  способно  к  сообщениям,  но  не  способно  к  общению».  Автор  по-своему  пытается  трактовать,  но  очень  примитивно  схему,  предложенную  Фрейдом.  «Групповые,  сословные,  профессиональные  типы  людей  могут  быть  яркими  индиви-дуальностями,  но  не  яркими  личностями.  Личность  есть  не  субстанция,  а  акт,  творческий  акт.  Личность  есть  усилие  и  борьба,  овладение  собой  и  миром,  победа  над  рабством,  осво-бождение».  «Личность  есть  не  только  существо  разумное,  но  и  существо  свободное.  Личность  не  есть  биологическая  или  психологическая  категория,  но  категория  этическая  и  духовная.  Человек  часто  играет  роль  в  жизни  и  может  играть  не  свою  роль.  Проблема  человека,  т. е.  проблема  личности,  первичнее  проблемы  общества».  Играть  не  свою  роль  человек  вынужден,  а  вынуждает  его,  принуждает  экономическая  зависимость.  Эта  зависимость  устанавливается  и  контролируется  государством.  «Раздвоение  личности  наиболее  поражает  в  первобытном  человеке  и  в  психически  больном,  двойственность  приобретает  нормативный  характер  приспособления  к  условиям  цивилизации  и  вызывается  необходимостью  лжи,  как  самозащиты».  Первобытный  человек  был  поражён,  когда  обнаружил  у  себя  разум.  Он  принял  своё  внутреннее  Я  за  нечто  внешнее,  более  могущественное  и  стал  пытаться  это  нечто  обмануть.

24.11.02.  
Отметили  д/р  Л. И. Цветковой.  Юра,  её  муж  ленив  и  не  сопротивляется  болезням.
 Пришвин: «С.511: Из  прошлого  встаёт  «Семибратский  курган»:  тоже  сколько  трудился!  А  теперь  вспоми-нать  стыдно,  какой  вздор  написал  под  Ремизова.  С.512: Свобода  есть  выход  из  необходимости,  и  в  этом  всё  значение  человека.  Два  выхода  из  необходимости,  бунт  или  творчество.  Сегодня  утром  хорошо  написал  половину  последней  главы.  И  наметил  всё  доделать  в  июле.  А  потом,  вернувшись  с  охоты,  всё  перечитать».  Никит. II: 1863 г., С.362: «Первое  впечатление  моё  при  встрече  с  каждым  человеком – это  то,  чтобы  думать  о  нём  хорошо  и  быть  с  ним  в  лучших  от-ношениях».  Думать  хорошо  можно,  но  не  полагаться.  С.363: «Напечатаны  ноты  трёх  держав  и  наши  ответы,  при  которых  приложен  особый   меморандум.  Как  первые  пошлы,  бесцветны  и  фальшивы,  так  наши  ответы  благородны,  умны  и  дышат  правдою.  Меморандум  особенно  напи-сан  превосходно.  Право,  старая  европейская  дипломатия  бледнеет  перед   нашею  молодою.  Да  и  то  сказать,  за  нас – право  и  правда,  за  них – покушение  к  насилию  и  ложь».  С.366: «Дай  Бог,  чтобы  я  ошибся,  а  мне  кажется,  война  неизбежна» С.367: «Война  за  Польшу  задумана  Наполе-оном  уже  во  время  или,  может  быть, ранее  итальянской  войны.  Успех  поощрил  его  только  в  этих  планах.  Освободитель  Италии  и  Польши,  организатор  Мексики  должен  быть,  без  сомнения,  властелином  Европы.  Это  та  же  завоевательная  теория  Наполеона  I,  только  в  другой  форме.  На  выставке  в  Академии   художеств.  Очень  хвалили  картину  Н. Н. Ге  «Тайная  вечеря».  Картина  эта  сделала  на  меня  неприятное  впечатление.  Разговор  с  Ф. И. Тютчевым.  Он  в  близких  отношениях  к  А. М. Горчакову  и  ко  двору.  Я  изъявил  ему  опасения  о  войне;  он  не  разделяет  этих  опасе-ний.  А  Пруссия?  Пруссия   тяготеет  к   нам – это   натурально.  Но  идиотское  нынешнее  правление  в  ней  делает  из  неё  что-то  нелепое.  Германское  единство – чистая  и  пустая  фантазия».

25.11.02.
1:5:56.  С  Мирошниченко  обсуждали  детали  сотрудничества.  Тонечка  ушла  к  Л. И.  продолжать  и  доедать.
 Неожиданно  заявилась  Л.  Последнее  время  я  предоставляю  ей  возможность  действовать  более  самостоятельно,  активно,  и  это  ей  нравится.  Пришвин:
«С.511: В  № 18 журнала  «Америка»  прочитал  статью  Ньютона  Арвина  о  ближайшем  будущем  американской  литературы.  Вот  заклю-чение:  "Итак,  неонатурализм – очеловеченный  и  опоэтизированный  натурализм,  основой  которого  будет  не  документальная  точность,  а  мифичность, – вот  что,  весьма  вероятно,  даст  нам  лите-ратура  ближайшего  будущего".  А  между  тем  я  этим  занимаюсь  уже  полстолетия.  «Осударева  дорога» – высшее  выражение  этого  моего  направления.  С.513: Работа  подходит  к  концу.  По  себе  чувствую,  что  писал  хорошо».  [Вот  и  я  хочу  убедить  тебя,  а  не  доказать  свою  правоту.  Вот  когда  истина  станет  однозначной  и  бесспорной  для  всех  и  каждого,  тогда  она  закрепится  в  наших  генах,  будет  передаваться  по  наследству  и  станет  врождённым  инстинктом.  Ибо  инстинкт  есть  врождённое  знание.  Посмотри  на  насекомых,  как  точно  они  строят  математические  модели.  Конечно,  это  идёт  не  от  знания  математики,  однако  очевидно,  что  в  их  генах  заложены  конкретные  формулы,  по  которым  они сооружают  свои  жилища:  пчёлы – соты,  паук – паутину,  и  т. д.  И  человек  без  специального  обучения  знает,  что  с  любовью  нужно  приставать  только  к  себе  подобным,  иначе  может  получиться,  как  у  того  пастуха,  который  пользовал  овечек,  но  как  только  заснул  утомлённый,  обиженный  баран  тут  же  размозжил  ему  голову.  Да  и  потомство  в  противном  случае  тоже  оказывается  чёрт  знает  каким,  только  не  человеческим:  "Родила  царица  в  ночь / Ни  то  сына,  ни  то  дочь, / Ни  мышонка,  ни  лягушку, / А  неведому  зверушку"  (0798).  14.05.86.  Образовался  небольшой  перерыв,  а  всё  та  же  причина:  домашние  обстоятельства.  Димка  занял  машинку  для  написания  диплома.  Да,  им  уже  выдали  темы,  и  он  пишет.]       

26.11.02.
Ходил  в  собес  менять  блокадное  удостоверение – неудачно.  Народу – тьма.  Хотя  бы  ради  этой  акции  установили  временно  ещё  один  приёмный  день.  Нет,  принимают  стариков  и  старух  только  два  раза  в  неделю.  А,  ведь,  собес,  как  кажется,  только  для  них  и  создан.  Потом  делал  кассу.  Работа  простая,  но  большая  по  объёму.  На  музицирование  и  чтение  времени  не  осталось.  А  вечером  пришла  соседка  Татьяна:  выглядит  молодо  и  привлекательно.
 
Берд.: «Объект  всегда  злой,  добрым  может  быть  лишь  субъект.  Существование  личности  предполагает  свободу.  Тайна  свободы  есть  тайна  личности.  Достоинство  человека  есть  личность  в  нём.  Только  личность  имеет  человеческое  достоинство.  Личность  предполагает  чувствилище  к  страданиям  и  радостям.  Ни  нация,  ни  государство,  ни  общество,  ни  социальный  институт,  ни  церковь – этим  чувст-вилищем  не  обладают».  Бердяев  как  бы  стреляет  фразами,  иногда  попадает  в  цель.  «Личность  есть  абсолютный  экзистенциальный  центр.  Личность  определяет  себя  изнутри,  вне  всякой  объективности,  и  только  определяемость  изнутри,  из  свободы  и  есть  личность».  Из  этой  фразы,  может  быть,  наиболее  очевидным  становится,  что  личность  и  разум  для  Бердяева  синонимы.  Экзистенциальный  значит  внутренний.  «Личность  не  только  способна  испытывать  боль,  но  в  известном  смысле  личность  есть  боль.  Борьба  за  личность,  утверждение  личности  болезненны».  «Согласие  на  рабство  уменьшает  боль,  несогласие  увеличивает  боль.  Свобода  порождает  страдание.  Можно  уменьшить  страдание,  отказавшись  от  свободы.  Унижение  моего  народа  или  моей  веры  вызывает  боль  во  мне,  а  не  в  народе…  личность  совсем  не  есть  душа  в  отличие  от  тела,  связывающего  человека  с  жизнью  природы.  Личность  есть  целостный  образ  человека,  в  котором  духовное  начало  овладевает  всеми  душевными  и  телесными  силами  человека».  Мне  это  чувство  знакомо,  мне  больно  и  стыдно  видеть  человека  не  на  своём  месте.     

27.11.02.  
Опять  мой  бедный  организм  подвергся  атаке  небытия:  болезненная  опухоль  на  правой  ноге  ближе  к  паху;  язва  на  левой  ноге  увеличивает  свои  владения;  в  носоглотке  следы  ночного  кровотечения.  И вместе  с  тем,  не  могу  этого  понять и объяснить,  общее  состояние  вполне  сносное.  Написал  письмо  в  местный  собес.  Разговаривал  с  городским   собесом.  Везде  одно – какой-то  испуг  перед  обратившимся  гражданином  и  явное  нежелание  с  ним  общаться.
 Никит. II: 1863 г.,
С.374: «Правительству  нужно  при  себе  держать  собаку  вроде  Каткова,  чтобы  она  лаяла  на  воров  или  на  тех,  которых  можно  подозревать  в  воровстве;  но  её  надобно  держать  на  цепи.  Взбесившись, она,  кусая  проходящих,  может  укусить  и  своих.  Пушкин,  восхищаясь  Баратынским,  изощрял  на  нём  своё  беспристрастие:  он  знал,  что  он  тут  ничего  не  потеряет.  Так  Пётр  Великий  украшал  князя  Ромодановского  атрибутами  своей  власти,  и  никто,  конечно,  от  этого  не  мог  вместо  настоящего  царя  в  самом  деле  считать  царём  Ромодановского».  Пушкин  вос-хищался  многими  поэтами,  которые  потом  унижали  его  перед  читающей  публикой.  С.376: «Сверху  собачья  старость  и  разврат,  снизу – грубое  и  глубокое  невежество.  Мудрено  ли,  что  Европа  считает  нас  варварами?»  Европа  поражена  завистью:  в  такой  отсталой  стране  с  таким  деспотизмом,  и  вдруг  такой  взлёт  искусств.  С.377: «Напечатаны  имена  лиц,  участвовавших  в  поднесении  образа  М. Н. Муравьёву  в  его  именины. Тут  всё  аристократические  имена, начиная  графом  Блудовым  и  оканчивая  Помпеем  Батюшковым.  Гуманнейшему  генерал-губернатору  Суво-рову  было  предложено  тоже  участвовать  в  этом  деле.  Он  отказался,  сказав,  что  не  может  сделать  этой  чести  такому  людоеду,  как  Муравьёв.  Тютчев  написал,  говорят,  прекрасные  стихи  по  поводу  отказа  гуманнейшего  генерал-губернатора  от  участия  в  поднесении  образа  Мура-вьёву».  Я  ощущаю  злую  иронию  в  отношении  Суворова  и  обиду  за  Муравьёва.

28.11.02.
В  виду  болезненного  состояния  моего  организма  не  пошёл  в  собес  менять  блокадное  удо
-стоверение.  Да  и  погода  стоит  мерзопакостная:  всё  тает  и  таит  угрозу  падения.  Склероз  объ-ясняю  я   не  забывчивостью,  а  тем,  что  одна  мысль  перебивается  другой.  Ибо,  в  конце  концов,  забытая  якобы  мысль  возвращается:  «Хорошая  мысля  приходит  опосля»,  как  любил  говаривать  В. Н. Румянцев.   Хочется  довести  до  логического  конца  расчёты  по  финансированию  ДСИ.  Тонечка  очевидно  на  всё  махнёт  рукой.  Хотя  всё  это  наживное  и  не  стоит  такого  пристального  внимания.  Через  собес  пытался  выяснить  изменившиеся  адреса  нужных  мне  пенсионеров – для  чиновников  у   меня  давно   нет  приличных  слов.  Пришвин: «
С.515: Сегодня  мороз  так  подсушил,  что  встречать  солнце  я  вышел  в  валенках.  Трава  была  белая,  но  река  не  даётся,  даже  нет  заберегов,  и  только  ямки  от  ног  людей,  когда-то  ходивших  купаться,  наполненные  дождевой  водой,  стали  от  мороза  белыми  пятнышками».  Берд.: «Человек  есть  существо,  себя  преодо-левающее,  трансцендирующее.  Реализация  личности  в  человеке  есть  это  постоянное  трансцен-дирование.  Человек  хочет  выйти  из  замкнутой  субъективности».  Автор  понимает,  насколько  тяжеловесно  звучит  фраза  с  использованием  латинских  терминов  и  повторяет  её  по-русски.  Поскольку  человек – существо  социальное,  то  вполне  естественно  его  стремление  к  общению.  Но,  как  правило,  человек  не  насилует  себя  вовсе,  чтобы  общаться  с  себе  подобными,  напротив,  некоторых  приходится  ограничивать  в  этом.  «Встреча  человека  с  тем,  что  его  превосходит,  носит  личный  характер,  сверхличное  не  подавляет  личности».  Автор  хочет  сказать  (прошу  про-стить  меня,  я  не  пытаюсь  угадывать,  я  просто  перевожу  на  понятный  русский),  что  встре-тившись  с  более  умным  человеком,  личность  должна  радоваться.  Но  это  происходит  далеко  не  всегда  так,  часто  в  этом  общении  ощущается  ревность.   

29.11.02. 
Я  не  пытаюсь  вызвать  сочувствие,  но  хочу  дать  возможность  потом  увидеть  и  понять,  где   же,  с  чего  началось  окончательное  падение  в  небытие.  Вчера  привезли  мебель по  моему  заказу:  журнальный  столик  и  две  табуретки.  Их  высота  завышена  на  толщину  столешницы.  Не  гулял,  но 
зато  было  время  на  всё.  Звонил  Черепанов:  надежда  на  благополучный  исход  сохраняется.  Пришвин: «
С.515: Должен  был  стараться  вместить  свою  душу  в  рамки,  поставленные  со  сто-роны».  Никит. II: 1863 г., С.378:  «Полонизм  и   русизм  не   могут  слиться  уже  по  одним  религи-озным  причинам.  На  обеде  у  вице-президента  Академии  медицинской  И. Т. Глебова.  Лукул-ловский  обед!  Он  так  пленил  физиолога  Н. М. Якубовича,  что,  вышед   из-за  стола   после  обеда,  он   обратился  к  толстяку-повару  и  обнял  его».  Н. М. Якубович  наш  человек,  а  Никитенко  не  мог  бы  так  поступить, Анна  на  шее  не  позволяет.  С.379: «Если  я  имел  какие-нибудь успехи  в  жизни,  то обязан  за  них  не  уму  моему,  не  способностям,  ни  даже  характеру  или  каким-нибудь  предварительным  соображениям  и  плану,  а  чистой  случайности».  Врёт  каналья,  были  отличные  способности  приспосабливаться,  а  для  этого  большого  ума  не  надо.  С.380: «Вот  уже  более  двух  недель,  как  продолжаются  прискорбные  толки  о  прекращении  в  Государственном  банке  плате-жей  звонкою  монетою.  Это  взволновало  весь город  или, лучше  сказать,  всю  Россию.  Между  тем  народ  страшно  их  ненавидит,  и  если  бы  не  правительство,  то  в  первом  взрыве  восстания  он  растерзал  бы  каждого  поляка.  Из  всего  этого  следует,  что  между  двумя  национальностями  не  может  быть других  отношений,  кроме  радикального  истребления  одной  другою.  Россия,  разуме-ется,  не  может  согласиться  на  уничтожение  себя,  и  как  она  сильнее,  то  дело  должно  кончиться  истреблением  польской  национальности».  И  на  счёт  народа  не  согласен.  Да,  религия непрео-долимое  препятствие  пока  народы  темны.  А  наш  автор  стал  уже  национал-патриотом.   

30.11.02.  
Не  гуляю!!!  Остальное  терпимо.  Вспоминали  Астафьева.  Он  тоже  говорит:  нет  народа,  есть  насе
-ление.  Сохранился  бы  язык, –  кто  будет  его  носителем,  тот  будет  русским.  Маркс  просто  наби-рал  печатные  листы:  многое  из  того,  что  вошло  в  «Капитал»,  не  имеет  прямого  отношения  к  теме.  Сама  заявленная  тема  в  представленном  тексте  занимает  не  более  0.5%.  Это,  видимо,  для  того,  чтобы  скрыть  плагиат – дымовая  завеса.  Давно  не  видел  жизнерадостных  снов.  Мирошни-ченко  всячески  и  настойчиво  пытается  оправдать  свою  жадность,  он  не  понимает,  что  жадность  его  видна  не  только  мне.
  Пришвин: «С.516: Чем  дальше  ухожу  от  работы,  тем  яснее  вижу,  что  и  тема  моя  (хочется – надо),  и  художественная  разработка – всё  современно  и  хорошо,  самое  же  главное:  вещь,  как  свидетельство  личного  живого  участия  автора  в  современной  жизни.  Опас-ность  грозит  единственно  со  стороны  сложности  вещи  для  понимания  её  судьями».  Как  трудно  быть  хорошим  писателем  в  России!  [В  принципе,  это  как  раз  тот  возраст,  когда  я  считал  себя  максимально  умным.  Причём,  окружали  меня  одни  дураки.  Я  и  тогда  знал  поговорку:  «Век  живи,  век  учись,  а  дураком  помрёшь»,  но  только  сейчас  до  меня  начинает  доходить  её  истинный  смысл.  Всё  чаще  я  вздыхаю,  вспоминая  глупые  действия  или  впустую  сказанные  слова.  Но  самое  удивительное  то,  что  я  всё  равно  продолжаю  совершать  ненужные  действия  и  говорить  пустые  слова.  Пустословие,  по-видимому,  свойственно  нашему  народу.  Сейчас,  говоря  о  вреде  алкоголя,  вопреки  принятым  постановлениям,  торгуют  водкой  в  дни  максимального  спроса  и  в  конце  месяца,  для  выполнения  плана.  Совершенно  очевидно,  что  нельзя  сразу,  вдруг  отказаться  от  такого  мощного  источника  доходов.  И  вот,  одной  рукой  мы  развешиваем  про-кламации  о  вреде  алкоголя,  а  другой – перечёркиваем  их  требованиями  плана  реализации.  Вчера  я  присутствовал  на  семинаре,  посвященном  именно  антиалкогольной  теме.]

 

van-osmos@yandex.ru

ПРОДАЁТСЯ  ЗЕМЛЯ  В  ЛЕНИНГРАДСКОЙ  ОБЛАСТИ

Hosted by uCoz
Hosted by uCoz