2002-03

01-02

02-02

дн2002

04-02

05-02

06-02

07-02

08-02

09-02

10-02

11-02

12-02


01.03.02. 
1:2:15. Человек  должен  быть  образованным;  не   натасканным,  не   дрессированным,  а  именно  образованным.  А  для  того  нужно  знать,  что  такое  образование,  и  чем  оно  отличается  от  обу-чения,  тренировки.  Образование – это  получение  новых  знаний,  тренировка – это  поддержание  инстинктов  на  надлежащем  уровне.  Можно  наверстать  упущенное,  но  я  не  рассматриваю  это как  компенсацию.  Что  не  сделал  в  своё  время,  то  не  сделал.  Музыка  требует  умственного  внимания  и  сосредоточенности.
  Заставить  поступить  так,  а  не  иначе,  значит  преградить  все  другие  воз-можные  пути.  Именно  в  этом  заключается  руководящая  идея  государства.  Б-ев, С.149: «Розанов  производил  впечатление  человека, который  постоянно  меняет  свои  взгляды,  противоречит  себе,  приспособляется.  Но  я  думаю,  что он  всегда  оставался  самим  собой  и  в  главном  никогда  не  менялся.  В  его  писаниях  было  что-то расслабляющее  и  разлагающее.  Он  много  способствовал  моде  на  проблему  пола.  Я  как-то написал  о  нем  статью  "О  вечно  бабьем  в  русской  душе"».  Мне  импонирует,  что  Розанов  с  точки  зрения  пола  вдрызг  разнёс  всепрощающую  религию  православия.  Особенно  досталось  Иисусу  Христу.  Имея  возможность  спасти  человечество,  Христос  не  захотел  пожертвовать  своими  амбициями.  А  Иуда  смог.  «Розанов  мыслил  не  логически,  а  физиологически.  У  него  были  замечательные  интуиции  о  юдаизме  и  язычестве».  Независимо  от  того,  как  он  мыслил,  свои  мысли  он  излагает  ясно  и  понятно  на  хорошем  русском  языке.  Чего  нельзя  сказать  о  Бердяеве.  Правда,  Розанов  признаётся,  что  часто  перечитывает  Пушкина,  особенно  "Капитанскую дочку".  Хотелось  бы  посоветовать  делать  это  и  Бердяеву,  ибо,  порою,  слог  его  настолько  туманен,  что  доступен  пониманию  разве  что  только  самого  автора.  И  ещё  у  Розанова  хорошая  находка:  я  тоже  убеждён,  что  юдаизм  суть  язычество  евреев.  Моисею  не  удалось  сделать  то,  что  спустя  многие  века  проделал  Магомет.

02.03.02.
Зло  может  причиняться  физически  и  морально.  Моральное  зло
это  ложь.  Причём,  моральное  зло  может  причинять  физически  слабый  физически  сильному.  В  Международном  Праве  должна  быть  закреплена  норма:  за  определённый  род  злодеяний  против  человечества,  и  человека  лишать  звания  человека,  а  вместе  с  этим  и  прав  человека.  Такой  тип,  как  и  всякая  божья  тварь  не  подлежит  умерщвлению,  но  может  содержаться  в  определённом  зверинце,  как  и  другие  наиболее  дикие  животные.  Мало  того,  такой  зверинец  может  быть  открыт  для  посетителей,  принося  средства  на  своё  содержание.  На  табличке  клетки  могут  быть  перечислены  все  его  злодеяния.  Эта  мысль  занимает  меня  давно  и  мне  очень  нравится:  и  зло  за  решёткой,  и  смертной  казни  нет.  [Только  спустя  какое-то  время,  понимаешь  ничтожность  сказанного  или  написанного  тобой.  И  не  должно  это  огорчать,  но  радовать:  значит,  сделан  ещё  один  шаг  по  пути  умственного  развития.  19.09.70.  Сегодня  чудесный  день.  Опять  у  меня  в  гостях  была  моя  первая  любовь…  А  потом  была  встреча  с  Шекспиром.  Теперь  уже  какая  разница,  кто  написал  Илиаду,  Гомер  или  группа  писателей,  кто  написал  Гамлета,  Шекспир  или  иной  гений.  Подобные  творения – достояние  народов,  породивших  авторов.  И  я  бы  сказал,  автор  их – народ.  Пушкин  велик,  но  родил  его  народ  для  выражения  своей  зрелости.  Человек  в  своём  развитии  сначала  овладевает  жестом,  потом  речью  и,  наконец,  мимикой.  Человек  с  развитой  речью  скуп  на  жесты,  человек  с  развитой  мимикой  скуп  на  слова.  Совмещение  жеста  и  речи  и  речи  и  мимики  допустимо  при  минимуме  первого  или  вообще  недопустимо.  Можно  ли  любить  конкретную  женщину,  считая  её  совершенством?  Нет!  Нужно  любить  женщину  вообще,  уважая  конкретную,  с  которой  имеешь  дело  в  данное  время.  Любовь – это, когда  обладаешь  телом  того,  кто  обладает  твоей  душой.  Не  может  быть  любви  у  людей  бездушных  (но  любить  их  можно).] 

03.03.02. 
Гулял.  По   хлопотам  Тонечки  на  кухне  догадался,  что  приедут  внуки.  Так  и   вышло.  Не  верю  в   искренность  «свидетелей».  По  всем  признакам  их  деятельности  я  вижу  пирамиду.  Люба  гораздо  более  фанатична  в  отстаивании  этих  взглядов.  Дима,  как  кажется, –  прагматичен.
  Очень  обидно,  что  такая  зараза  завелась  в  моей  семье.  Это  религия  бездельников.  Дима  с  Любой  созданы  друг  для  друга.  Б-ев, С.151: «Ленин  философски  и  культурно  был  реакционер,  человек  страшно  отсталый,  он  не  был  даже  на  высоте  диалектики  Маркса,  прошедшего  через  герман-ский  идеализм».  Относительно  Ленина  с  Бердяевым  спорить  не  буду:  они  варились  в  одном  котле  социал-демократии.  Его  единственную  философскую  работу  нас  заставляли  учить  наизусть.  Маркса  уважал  до  тех  пор,  пока  не  прочёл  его  "Капитал".  В  этой  работе  он  мне  предстал  как  примитивный  бухгалтер.  А  вот  "Манифест коммунистической  партии"  мне  показался  вдохно-венным  произведением.  «Упадочные  элементы  русского  ренессанса  разлагали  личность».  Мы  уже  говорили,  что  если  речь  идёт  об  упадке,  то  это,  конечно,  не  ренессанс,  но  стоит  сопоставить  это  с  религией, как  всё  становится  на  свои  места.  Революция  смела  православие  и  прочие  кон-фессии,  заменив  их  идеологией  коммунизма.  Религии  прятались  по  уголкам  и  не  имели  ника-кого,  даже  традиционного  значения.   «Соборность  связана  с  идеями  Р. Вагнера  о  всенародной  коллективной  культуре  и  о  религиозном  возрождении  через  искусство».  Мне  вспоминается,  что  коммунистическая  идеология  трепетно  относилась  к  фольклору  всех  народов,  представленных  в  СССР.  Я  думаю,  что  понятие  коллективная  культура  к  этому  опыту  неприменимо.  Возрож-дение  высокого  искусства  неизбежно,  но  не  на  религиозной  основе.  Религия  может  быть  представлена  отдельным  мотивом. Мне  представляется  забавным,  что  безбожник  Гитлер  так  ценил  такую  сумасбродно-религиозную  личность,  как  Вагнер.

04.03.02.
Занимался  с  внуками  английским.  Вечером  приходил  Кирицев  модернизировать  мой  ПК.  В  связи  с  этим  некоторая,  записанная  прежде,  информация  утрачена.  Пришвин:
1935, «С.276: Я  сидел  под  уцелевшей  лиственницей,  разминал  пальцами  зелёные  почки  листика  смородины  и  смутно  думал  о  том:  почему  переход  культуры  от  маленького  окошка  к  более  светлому  непременно  сопровождается  таким  злом,  что  у  некоторых  возникает  вопрос:  да  стоило  ли  из-за  более  светлого  окошка  столько  губить.  Часть  вещей  и  продовольствия  оставляем  в  клети  при  маленьком  замочке  (для  виду).  Все  кругом  с  гордостью  говорят,  что  у  нас  никто  ничего  не  возьмёт».  Никит. II: 1858 г., «С. 18: В  заключение  министр  ещё  раз  просил  меня  поусерднее  заняться  цензурным  уставом  и  прибавил,  что  он  и  государю  докладывал,  что  дело  это  лежит  на  мне.  Государь  на  это  заметил,  что  он  меня  знает,  и  приказал  поспешить  уставом.  Вечером  у  графа  Блудова,  который  пригласил  меня,  Давыдова  и  К. С. Веселовского  на  совещание  о  надписи  на  медали,  выбиваемой  в  честь  покойного  государя.  В  1830 г.  было  уже  готово  положение,  заключавшее  в  себе  первый  и  важный  шаг  к  освобождению,  как  то:  воспрещается  брать  крестьян  в  дворовые  люди,  вообще  личная  свобода.  Но  Н. С. Мордвинов  отсоветовал  императору  Николаю  обнародовать  это  постановление  до  возвращения  государя  из  путешествия:  он  собирался  тогда  в  Вильну.  Это  дело  после  затянулось.  Между  тем  вспыхнула  революция  во  Франции,  а  там – в  Польше,  и  об  освобождении  крестьян  уже  не  было  речи  до  1847 г.»  Вот  и  государем  замечен,  теперь  прощайте  юношеские  грёзы.  С. 19: «Ошибки  и  заблуждения  тем  и  сильны,  что  в  них  всегда  есть  своя  доля  истины».  Ошибки  и  заблуждения  говорят  о  том,  что  человек  ищет.  С. 20: «Хотите  пользы,  так  не  делайте  вреда.  Не  трудно  возбуждать  страсти,  но  труднее  их  направлять.  Они  хотят  свободы  мнений  своих,  но  не  чужих».  Для  направления  и  нужны  попы.

05.03.02.
1:2:16.  На  Кирицева  было нападение:  отобрали  сумку  с  документами  и  печатью.  Опять  задержка  в  развитии.
  Б-ев, С.153: «Лозунг  о  "неприятии  мира",  провозглашенный  мистическим  анархизмом,  был  изначальным  лозунгом  моей  жизни,  был  моей  метафизической  природой,  а  не  увлечением  какой-то  эпохи».  Из  быта  никуда  деться  нельзя,  быт – это  сфера  нашего  обитания.  Лозунг  "долой  быт"  не  означает  отказ  от  мира  вовсе.  Речь  идёт  о  разрушении  старого  во  имя  нового  быта.  Потому  и  пели:  "Отречёмся  от  старого  мира".  Мистический  анархизм  не  есть  какая-то  определённая  концепция.  В  эти  слова  каждый,  кто  их  употребляет,  вкладывает  свой  смысл,  а  все  вместе  они  опошляют  понятие  анархизм.  Бердяев  часто  употребляет  это  слово,  не  понимая  его  содержания,  хотя  и  применяет  к  своей  персоне.  Анархизм – это  свобода,  а  не  своеволие.  Братки  с  Балтфлота – не  анархисты,  они – бандиты  (шпана).  «Я  защищал  свободу, как  верховный  принцип,  против  всякого   освящения  авторитета  и  власти».  Фраза  очень  сильная,  но  если  выбросить  слово  "освящения",  то  она  станет  конкретней  и  яснее.  Но  это  слово,  думаю  я,  по  мнению  Бердяева,  придаёт  фразе  философскую  глубину.  Эта  фраза  и  выражает  начало  анар-хизма.  Но  анархизм  не  отрицает  авторитета  философской  мысли,  научного  открытия  и  его  автора.  В  этом  случае  авторитет  нужно  понимать  как  глубокое  уважение.  «Я  и  сейчас  мис-тический  анархист  в  том  смысле,  что  Бог  для  меня  есть  прежде  всего  свобода  и  Освободитель  от  плена  мира,  Царство  Божье  есть  царство  свободы  и  безвластия».  Если  бы  Бердяев  всегда  говорил  так  ясно  и  откровенно,  то,  неверное,  стал  бы  настольной  книгой  homo  sapiens.  Освободителем  от  плена  мира  является  сам  человек.  Плен  мира – это  экономическая  несвобода,  Бердяев  должен  был  бы  это  понимать.  И  эта  вставка  снижает  уровень  пафоса  фразы.  Прошу  простить  меня  за  употребление  любимого  термина  Бердяева.

06.03.02.
Присутствие.  Отметили  какой-то  праздник.  Заболел.  Ночью  было  трудно  спать.  В  1961г.  я  был  в  санатории  в  Нальчике  и  там  ещё  работала  директором  столовой  жена  Бетала  Эдыковича  Калмыкова,  а  санаторий  носил  его  имя.
  Путёвка  в  этот  санаторий  была  горящая,  потому  только  мне  и  досталась.  Даже  перенесли  экзаменационную  сессию:  Оводенко  был  в  приятелях  с  Рыжковым,  ректором  ЛИАПа.  [В  отношении  любимого  человека  пропадает  чувство  брезгливости.  Если  в  результате  какого-либо  инцидента  остался  неприятный  осадок,  значит,  ты  в  чём-то  виноват,  и  если  повнимательней  рассмотришь  свои  действия  при  этом,  то  найдёшь  причину  виноватости.  Не  повторяй  одинаковых  ошибок.  Человек  крупных  размеров  с  мелкой  душой  производит  отталкивающее  впечатление;  человек  мелких  размеров  с  мелкой  душой  производит  жалкое  впечатление.  Истинное  удовольствие  видеть  крупного  человека  с  большой  душой.  Гармония  впечатляет.  Тамара – та  редкая  женщина,  в  которой  удачно  сочетаются  форма  и  содержание.  Прекрасная  форма,  наполненная  глубоким  содержанием.  18.02.71. – Я  всё  знаю, – сказал  знатный  грек,  увидав  Сократа, – нам  есть  о  чем  поговорить. – «Нам  не  о  чем  говорить» – отвечал  Сократ. – Почему?  Или  ты  не  хочешь? – «Нет,  от  чего  же,  но  дело  в  том,  что  я  ничего  не  знаю».  Любовь  быстро  гаснет,  если  цель  легко  достижима.  А  вот,  что  я  думал  и  записал  27.05.71:  Я  давно  уже  не  доверяю  Советской  власти.  Нет,  не  её  идеям,  но  методам,  которыми  эти  идеи  воплощаются  в  жизнь.  Ещё  Энгельс  говорил:  «…от  малого  к  большому,  от  простого  к  сложному».  У  нас  же  всё  наоборот.  Если  наверху  всё  как  будто  бы  благополучно,  то  внизу – бардак.  Сегодня  я  окончательно  убедился,  что  в  своих  суждениях  не  одинок.  Я  чувствую,  что  могу  выступить  против,  но  не  чувствую,  что  это  может  что-либо  изменить.  Заслуги  перед  обществом  непреходящи,  личные  обиды  забываются  в  течение  одного-двух  поколений.]

07.03.02.
Нахожусь  под  воздействием  болезни:  не  гуляю,  не  делаю  зарядку,  предоставил  организму  воз-можность  справиться  самому.  Раздражал  ПК,  конечно,  он  меня,  а  не  я  его.  Вечером  приехал  страдалец  Кирицев,  приводил  в  чувство  ПК.  Исповедуя  рэкет,  наше  государство  не  гарантирует  защиту  от  несанкционированного  и  неспровоцированного  разбоя.  Советская   власть  грабила  одна. 
Рыночная  экономика  тем  и  отличается,  что  позволяет  всем  грабить  всех.
  В  этой  экономике  присутствуют  элементы  демократии  (все
всех)  и  либерализма  (грабить).  Прежде  я  не  вникал  в  эти  понятия,  но  жизнь  заставила.  Как  может  быть  плохой  демократия? думал  я.  Б-ев, С.153: «С  каждым  он  мог  говорить  по  его  специальности».  Это  говорит  о  высоком  интеллекте,  ибо:  "Ум-ный  с  каждым  человеком  говорит  на  языке  собеседника,  дурак – на своём".  «Я  не  любил  чтения  стихов  поэтами,  потому  что  они  ждали  восхвалений».  Любое  публичное  выступление  предпо-лагает  реакцию  публики.  И  в  толпе  можно  быть  одиноким.  Совсем  не  обязательно  делиться  своими  впечатлениями  с  соседями  по  креслу.  Но  обсуждения  в  фойе,  за  рюмкой  коньяку это  обязательная  процедура  ценителя.  Вот  пример:  фраза  совершенно  пустая,  но  порождает  массу  мыслей.  Да,  где-то  и  сам  Бердяев  говорит,  что  только  интеллигентному  человеку  свойственны  интеллектуальные  беседы  "ни  о  чём".  Я  просто  не  люблю  слушать  поэтов,  читающих  свои  сти-хи.  Поэт не  артист,  от  него  нельзя  требовать  исполнительского  искусства.  Редкое  исключение В. В. Маяковский.  «Я  вообще  совсем  не  учитель.  У  меня,  вероятно,  много  равнодушия  и  нет  никакого  деспотизма и  склонности  к  насилию».  Странный  вывод.  Получается,  что  учитель  обязательно  должен  быть  деспотом  и  насильником.  Трудно  поверить,  что  так  думает  Бердяев.  Написанное  необходимо  перечитывать,  хотя  бы  ради  устранения  стилистических  ошибок.  Этого  требует  простое  уважение  к  читателю.  А  если  читателем  окажется  учитель?     

08.03.02.
1:2:17.  Одно  чувство  осталось  в  душе – любовь,  любовь  к  Природе.  Думаю,  следует  особо  заме-тить,  что  человек  есть  часть  Природы.  Удивительно  то,  что  надзирающие  органы  в  чиновнике  вора  не  видят,  а  народ  видит,  но  не  имеет  права  карать.  Недаром,  мудрецы  стремились  к  одиночеству.  Не  видеть  кровь  и  грязь,  ложь  и  подлость.  Ибо  бороться  с  общественным  злом  бесполезно.  Оно  (зло)  сконцентрировано  в  государстве.  Его  лицо – чиновник.
 Пришвин: «С.277: Лес  в  своём  понятии  содержит  столько  поэзии,  что  только  самый  простой  человек  может  вос-хищаться,  подсчитывая  кубометры.  Не  только  лес  рубить  надо,  если  он  поспел  и  если  пра-вильно  рубить,  а  если  время  пришло,  оправдалась  жизнь,  то  и  самому  умереть  ничего.  Я  в  том  возрасте,  когда  одобрения  и  поощрения  от  людей  ожидать  нечего,  и  всё  зависит  от  себя  самого.  Какое  это  счастье  совсем  одному  в  такой  невероятной  глуши.  Вот  на  короткое  время  даже  кукушка  смолкает,  и  красная  вечерняя  заря  из-за  леса  ложится  впереди  меня  в  воду.  Это  малиновое  пятно  в  воде  между  лесными  берегами  так  и  остаётся,  и  пока  оно  побыло  немного – это  и  была  ночь,  а  потом  вокруг,  не  светлея – куда  же  больше  светлеть! – стало  белеть,  здоро-веть,  и  со  всей  силой  во  всех  сторонах  забили  кукушки.  Восторг,  безмерная  радость».  [07.06.71.  Наличие  исключений  говорит  о  существовании  какого-то  более  общего  правила.  «Ленинград.  19.04.72.  Милая  А.  мне  кажется,  что  я  совершил  непоправимую  ошибку.  Я  чувствую  это  всем  сердцем.  Но  в  чём  заключается  эта  ошибка,  я  никак  не  пойму.  Не  в  том  ли,  что  я  подошёл  к  Вам,  а  Вы  этого  не  хотели?  Но  я  не  мог  не  подойти.  Вы  такая  обаятельная,  Ваши  глаза  зачаровывают,  и  когда  видишь  Вас,  то  не  можешь  ничего  больше  замечать  вокруг,  а  на  лице  появляется  идиотская  улыбка.  Может  быть,  эта  улыбка  Вас  компрометирует?  Был  давно  такой  старик  Боккаччо,  так  он  говорил,  что  самое  прекрасное,  что  создал  Бог – это  женская  красота.]    

09.03.02. 
Отметил  женский  праздник.  Людочка,  однако,  вынослива,  но  у  неё  каждодневная  тренировка  и  на  свежем  воздухе.  Меня  беспокоит  кровотечение  в  носу  ночью.  Если  это  простуда – это  одно,  и  можно  терпеть.  А  если  это  что-либо  опасное?  Надо  значительно  сократить  потребление  алко-голя.  Не  может  быть  такого,  что  у   начальника  все  подчинённые  воры,  а  он – нет.  Ну,  допустим,  что  так.  Тогда  он  должен  раньше  прокурора  знать  о  воровстве  и  принимать  соот-ветствующие  меры,  которые  и  обнаружат,  воровал  ли  он  с  ними  или  нет. 
Б-ев, С.158: «У  меня  была  сильная  тяга  к  религиозной  серьезности  и  религиозному  реализму».  Если  говорить  о  религии  серьёзно,  то  необходимо  понять  её  назначение  и  становление.  Ещё  Древние  определили  религию  как  узду  народа.  В  религиозном  процессе  принимают  участие  пастыри  и  паства.  То  есть,  верующий оказывается  либо  пастырем,  либо  членом  паствы.  Это  зависит  от  его  интеллекта.  Судя  по  словам  самого  Бердяева,  он  избегал  церкви  и  сам  не  являлся  служителем  культа.  Следовательно, он  говорит  о  религии  какой-то  другой.  «Меня  всегда  отталкивали  опыты  создания  сектантской  церкви».  В  одном  месте  Бердяев  говорил,  что  исповедует  свободу  духа.  Но,  судя  по  его  рассуждениям  о  церкви,  религии  и  прочих  поповских  атрибутах,  он  тогда  оговорился.  Говорить  о  религии  как  о  своей  вере  может  либо  ханжа  (пастырь),  либо  баран  (паства).  А  что,  как  не  сектантство,  отвергать  православие,  но  сохранять  культ  Иисуса  Христа  и  упиваться  красотой  его  смерти.  Это  и  есть  секта  религиозного  мазохизма.  В  то  время  многие  русские  интеллигенты  занимались  богоискательством  и  богостроительством.  Я  их  не  сужу,  они,  каждый  по-своему,  искали  своё  место  лидера.  Я  же  твёрдо  стою  на  том,  что  в  поповской  религии  один  подлец,  другой  дурак.  Я  признаю  религию  Разума.  Как  говорил  Гёте:  перед  чином  склоняю  голову,  перед  разумом  преклоняю  колени.

10.03.02. 
Помылся,  отдыхал.  Приехали  внуки.  Тут  уж  не  до  размышлений.  Нужен  кондоминиум.  Только  МСУ  в  состоянии  обуздать  власть.  И  власть  это  понимает.
 Никит. II: 1858 г., С. 21: «Он  (И. Л. Янышев)  был  несколько  лет  за  границею,  священником  при  нашей  висбаденской  церкви,  и  успел  сдружиться  с  наукою  и  с  европейскою  образованностью.  Его  православие  есть  высокое  и  святое  христианское  верование.  Я  сказал,  что  любовь  не  есть  добродетель,  а  талант  и  блажен-ство.  Её  нельзя  вменять  в  заслугу  и  нельзя  достигнуть  преднамеренно».  С. 25: «Великий  князь  Константин  Николаевич  пользуется  репутацией  защитника  и  главы  партии  всех  мыслящих  людей – главы  так  называемого  прогресса».  С. 26: «…что,  по  предложению  Панина,  делят  Россию  на  военные  генерал-губернаторства;  что  в  уездах  учреждаются  военные  начальства…»  С. 27: «На  Невском  проспекте  и  на  Исаакиевской  площади  большая  суматоха – приготовления  к  завтрашнему  дню,  к  освящению  Исаакиевского  собора.  Запрещено  употреблять  в  печати  слово  "прогресс".  У  нас  поворот  назад  становится  очевидным  из  некоторых  мер,  например  из  военного  управления,  которому  предаётся  Россия,  по  примеру  Франции,  из  цензурных  стеснений  и  пр.»  У  нас  давно  поняли,  что  не  в  словах  дело:  говори,  что  хочешь.  С. 30: «Вчера  в  двенадцать  часов  дня  выехали  мы  из  Петербурга  по  московской  железной  дороге  и  сегодня  в  половине  девятого  утра  приехали  в  Корчеву.  Эта  бедная  Корчева  скучна,  как  могила.  Она  бедна,  грязна,  бестолкова.  Но  положение  Корчевы  тем  не  менее  остаётся  крайне  неприглядным.  Около – ни  рощ,  ни  полей.  Волга  лежит  в  грязи,  и,  смотря  на  неё,  удивляешься,  как  такая  почтенная  река,  матушка  и  кормилица  многих  губерний,  решается  пролагать  себе  путь  по  этому  гнусному  болоту.  Прилично  ли  такой  знаменитой  реке  ведаться  с  такими  скучными  берегами,  да  ещё  держать  у  себя  на  плече  эту  Корчеву,  с  её  кабаками  и  пьяным  народом».  Наш  быт  мешает  нашему  прогрессу.

11.03.02.
Безделье:  ПК  в  ремонте.  Ждал  «Азазель»,  Акунин  настаивал  на  своём  выборе  артиста  на  главную  роль.  Вся  философия  Акунина  сводится  к  тому,  что  не  все  должны  жить  на  Земле,  точнее,  не  столько  много  народу,  но  только  те,  кто  полезен  для  развития  общества.  Дурак  бьётся  за  место  под  солнцем,  выражает  самого  себя;  умный  живёт,  наслаждается  природой.  Анархия,  то  есть  безвластие,  в  чистом  виде  представлена  у  муравьёв.  И  этот  вид  насекомых  является  самым  процветающим.  Тут  я  погорячился:  весь  муравейник  находится  в  рабстве  у  королевы.
  Б-ев, С.158: «Были  образованы  Религиозно-философские  общества  в  Москве,  в  Петер-бурге,  в  Киеве.  Главным  лицом  тут  был  С. Н. Булгаков».  Булгаков  впоследствии  определился,  он  стал  православным  священником,  проявив,  тем  самым,  сущность  богоискательства.  Это  было  искательство  места  под  солнцем,  спокойного  места  для  стрижки  овец.  Я  не  могу  поверить,  что  разумный  человек  может  искренне,  не  при  народе,  исповедовать  бога  иудеев  и  христиан.  «Флоренский  был  утонченный  реакционер».  Сказывается  марксистская  закваска  Бердяева:  навеши-вание  ярлыков.  В  этом  у  него  сказывается  ипостась  ребёнок.  Все  эти  общества  очень  быстро  развалились,  ибо  каждый  считал  правильной  только  свою  религиозную  точку  зрения.  С.161: «Флоренский  был  универсальный  человек,  он  талантливый  математик,  физик,  филолог,  оккуль-тист,  поэт,  богослов,  философ.  Одно  время  он  пил».  Очень  интересная  характеристика:  богослов  и  оккультист,  богослов  и  философ.  Судя  по  этим  несовместимым  характеристикам,  круг  поиска  у  этих  религиозных  революционеров  был  достаточно  широк.  Флоренского  жаль:  будь  он  просто  учёным,  сделал  бы  гораздо  больше  полезного  и  жил  бы  значительно  дольше.  В  то  кромешное  время  много  умных  голов  пропало  зря  только  потому,  что  помешались  на  поповской  блажи.  Пили  многие,  видимо,  не  могли  постичь  протекающих  социальных  процессов. 

12.03.02. 
1:2:18.  Таким  образом,  дурак  живёт  инстинктами,  как  животное,  в  то  время  как  умный  живёт,  как  человек – разумом.  Но  в  то  же  время  умный  вычисляет  опасность  путём  размышлений,  а  дурак  чувствует  опасность  инстинктивно,  что,  порою,  оказывается  эффективнее.  Пришвин: «С.278: Отлежался,  отоспался,  отъелся,  и  опять  всё  заиграло  вокруг.  (Норвежский  путешествен-ник,  океанограф,  исследователь  Арктики  Фритьоф  Нансен  (1861–1930)  в  1893–1896 гг.  руководил  экспедицией  к  Северному  полюсу  на  специально  построенном  для  этой  цели  корабле  «Фрам»  («Вперёд»).  Корпус  этого  судна  напоминал  скорлупу  ореха  и  не  боялся  сжатия  льдами.  Выйдя  из  Норвегии  летом  1893г.,  «Фрам»  в  сентябре  вмёрз  в  лёд  и  начал  дрейф  к  северо-западу  от  Новосибирских  островов.  Ледяной  дрейф  продолжался  два  года,  во  время  которого  экипаж  «Фрама»  собрал  ценные  научные  сведения  о  природе  Арктики.)  Архангельск,  как  и  прежде,  не  содержит  в  себе  ничего  терпко-провинциального  (как  Вологда  и  особенно  Пинега).  Архангельск,  как  Петербург, – окно  в  Европу.  Всё  время,  пока  мы  ходили,  был  тёплый  дождь  при  жаре:  настоящий  парник.  Давно  ли,  ведь  ещё  только  на  Вые  берёзки  определённо  начали  зеленеть,  а  теперь  они  в  полном  листе,  и  тоже  тополя.  И,  в  сущности,  это  же  конец  нашему  путешествию.  41 день  путешествия  в  "Чащи",  чтобы  увидеть  лес,  незнакомый  с  топором».
 [Великий  Гёте  говорил,  что  он  может  творить  только  тогда,  когда  находится  под  обаянием  женской  красоты,  а  лучшие  свои  произведения  он  создал,  будучи  влюблённым.  Маяковский  говорил,  что  перед  женской  красотой  его  сердце  становится  мягче  воска;  и  они,  жестокие,  пользовались  этим  и  мяли,  мяли  его  своими  нежными  пальчиками,  пока  оно  не  сломалось.  Я  напугал  Вас,  как  то  Чудище  из  сказки  Аксакова,  и  мне  стало  больно.  Мне  будет  трудно  не  замечать  Вас,  но  для  Вашего  спокойствия  я  готов  пойти  на  это.] 

13.03.02. 
Приходил  следователь  Ястребов.  Жажда  воровства,  по-видимому,  одна  из  ярчайших  и  неистребимых  черт  характера  человека-животного.  Недаром  этот  грех  упоминается  в  Десяти  Заповедях  одним  из  первых.  Но  чиновник  не  читает  Библию.  Кстати,  воровство  и  разбой  очень  распространены  в  животном  мире  у  хищников.  А  хищники  стоят  на  более  высокой  ступени  развития,  чем  травоядные  и  грызуны. 
Б-ев, С.162: «Мой  антиклерикализм  особенно  сказался  в  эмиграции,  захваченной  клерикальными  настроениями.  Внутренне  я  остался  религиозным  анархис-том».  С  эмиграцией  всё  ясно:  у  неё  оставалась  последняя  надежда – на  Бога.  А  вот  религиозный  анархизм  мне  непонятен.  Религия это  узы,  определённые  обязательства,  обеты,  против  которых  говорил  и  сам  Бердяев,  то  есть,  религия  с  анархизмом  несовместна.  У  анархиста  может  быть  одна  религия – религия  Разума,  одна  жажда – жажда  творческого  познания.  «Религиозное  воз-рождение  было  христианообразным,  обсуждались  христианские  темы  и  употреблялась  христиан-ская  терминология».  Этот  вопрос  для  меня  не  интересен,  мне  стало  ясно,  что  этот  "ренессанс"  не  коснулся  наук  и  искусств.  Тогда  станет  понятно  выражение  упадок  ренессанса православие  того  времени  действительно  находилось  в  страшном  упадке:  его  пожирала  новая  идеология – тоталитарная,  идеология  безжалостная,  нетерпящая  конкуренции.  Носителем  православия  оставалась  разрозненная  русская  эмиграция.  С.165: «Русский  народ,  подобно  народу  еврейскому, – народ  мессианский».  Мессианским  еврейский  народ  считают  только  сами  евреи.  Русский  народ  считают  мессианским  изгои  и  различного  рода  сектанты.  Ныне  и  мусульмане  считают  мессианской  свою  религию.  Очевидно,  что  мессианство это  вид  национализма,  окрашенного  в  религиозные  цвета.  К  такого  рода  национализму  очень,  на  мой  взгляд,  подходит  определение  шовинизм.  Итак,  шовинизм – это  религиозный  национализм.  Это – маленькое  открытие.     

14.03.02. 
Встреча  д/д-блокадников  на  Смолячкова,  13.  Мужиков  почти  не  осталось,  процентов  десять.  Обнаружились  документы  Волошинова.  Жив  ли,  курилка?  Пришвин:
«С.279: В  Архангельске  зацветает  черёмуха,  у  нас  под  Москвой  доцветает  сирень  и  начинается  сенокос.  По  всему  видно,  по  широким  листьям,  по  густоте  и  силе  зелени,  по  высоте  цветущих  трав,  что  жили  они  тут  без  нас  очень  хорошо.  Ничего  не  могу  сказать  вам  о  том,  как  мне  после  севера  по-казалось  в  нашем  берёзовом  лесу  с  высокой  цветущей  травой:  это  счастье  пришло.  А  когда  счастье  приходит – уходят  слова».  Когда  мне  особенно  хорошо,  я  молчу.  [Наши  встречи  так  мимолётны,  разговоры  так  незначительны,  что  мне  захотелось  поговорить  с  Вами,  не  стоя  на  лестнице  или  в  корридоре  и  смущая  себя  и  Вас,  но  в  более  подходящей  обстановке.  Я  хотел  сказать  Вам  об  этом,  и  только.  «Но  глаза  Ваши  сковали  мой  язык,  и  я  не  смог  объяснить  Вам,  чего  хочу.  Простите  меня  и  не  думайте  обо  мне  очень  плохо»  (Моисей  уже  достал  меня  своей  лирикой.  Вообразил  себя  Вертером).  Движение  прогрессивно,  если  оно  народно  (Бахтин).  Соци-ализм  как  экономическая  формация  не  есть  нечто  необыкновенное,  но  продолжает  собой  раз-витие  экономики,  представляет  собой  логическую  экономическую  систему,  которой  свойственны  все  известные  раньше  экономические  зависимости.  Единственное  радикальное  отличие  его  от  капитализма  есть  отсутствие  эксплуатации  человека  человеком,  то  есть,  изменилось  отношение  к  прибавочному  продукту  (в  этом  вопросе  мои  взгляды  значительно  изменились).  Все  остальные  черты  исходят  из  этого  или  являются  надуманными.  Чтобы  создать  нового  человека,  мы  вправляем  ему  мозги,  но  не  меняем  направление  течения  крови,  не  отрубаем  ему  руки  или  ноги.  Человек  не  может  работать  только  для  себя.  Он  или  работает,  то  есть,  приносит  пользу  обществу,  или  паразитирует.  Паразитирующий  тунеядец  не  может  наложить  на  себя  руки.]   

15.03.02. 
1:2:19.  И  до  чего  же  народ  замордован,  всё  сносит.  С  таким  прекрасным,  выразительным,  тонко  передающим  нюансы  языком  живём  в  унижении  и  бесправии.  И  этот  язык  дан  такому  народу!  Пишут  неполитизированную  историю!  А  какая  иная  история  может  быть,  если  она  хронологи-зирует  политику. 
Б-ев, С.165: «Русская  революция,  социально  передовая,  была  культурно  реакци-онной,  ее  идеология  была  умственно  отсталой».  На  момент  совершения  революции  это  было  действительно  так.  Но  уже  к  началу  ВОВ  культурный  уровень  был  достаточно  высок,  хотя  и  односторонен.  Любая  идеология,  хотя-щая  управлять  толпой,  является  умственно  отсталой,  соответствующей  уровню  толпы.  «Коммуни-стическая  революция  истребила  свободу  духа  и  мысли  и  сделала  невыносимым  положение  деятелей  культуры  и  мысли.  Но  значительная  часть  эмиграции  так  же  ненавидит  свободу  и  хочет  ее  истребить,  так  же  проникнута  элементарными  идеями,  так  же  подчиняет  дух  интересам  политики,  так  же  не  принимает  наследия  культурного  ренессанса».  Согласен  с  Бердяевым:  все  идеи  элементарны,  кроме  моих.  Кроме  того,  толпа  может  воспринимать  только  элементарные  идеи,  на  уровне  первого  класса:  отнять  и  разделить.  Любая  борьба – уже  не  свобода.  Свободу  нужно  выносить,  выстрадать,  потом  наслаждаться  ею.  С.168: «Я  начинаю  писать  эту  главу  в  страшные и  мучительные  дни  европейской  истории.  Достаточно  сказать,  что  это  июнь  1940 года.  Стоит  передо  мной  вопрос,  подлинно  ли  реален,  первичен  ли  этот  падший  мир,  в  котором  вечно  торжествует  зло  и  посылаются  людям  непомерные  страдания?»  Наша  писанная  история  и  состоит  из  одних  кровавых  событий,  как  индивидуального,  так  и  государственного  масштаба,  но  при  этом  сама  История  остаётся  беспристрастной.  А  чтобы  убедиться  в  реальности,  стоит  просто  ущипнуть  себя  или  побывать  в  концлагере.  В  это  время,  оккупация  Франции,  Бердяев  переживал  за  своё  благополучие.

16.03.02. *
1:2:20.  Помылся,  сидел  дома,  музицировал,  читал.  Если   действительно  арендаторы  имеют  рав-ные  права  с  жильцами,  то  и  этот  путь  (кондоминиум)  к  МСУ  оказывается  отрезанным.  Возму-щаются  двойными  стандартами  на  Западе,  но  сами  точно  с  такой  же  меркой  подходят  к  своему  народу.  Зло  может  исходить  от  человека  и  от  социума.  Как  и  в  Природе:  от  волка  и  от  стаи  волков.  Бытие  материи  характеризуется  тремя  взаимосвязанными  и  взаимоопределяемыми  субстан-циями:  пространство,  время  и  движение.  То  есть,  пространство – это  время  движения  материи;  время – это  движение  материи  в  пространстве; движение – это  время  нахождения  материи  в  про-странстве.
 
Никит. II: 1858 г., С. 31: «Вообще  в  провинции  видишь  и  слышишь  мало  утеши-тельного.  Плутни,  злоупотребления  в  делах  правосудия  и  администрации  здесь  в  полной  силе.  В  простом  народе  особенно  неприятно  поражает  повальное  пьянство».  (!!!)  С. 32: «Огромный  при-лив  желающих  поступить  в  университет.  Большинство  приготовлено  дурно – неразвито,  мало  знаний.  Много  поляков,  немцев,  иностранцев.  Эти  ещё  лучше,  так  же  как  и  те,  которые  учи-лись  в  гимназиях.  Чей-то  голос:  "Павловск  горит!"  Но  тут  меня  встретили  домашние  и  по-спешили  успокоить,  что  пожар  не  на  нашей  стороне,  а  в  Конюшенной  и  Госпитальной  улицах».  С. 33: «В  Петербурге  страшное  происшествие.  В  окрестностях  Петербурга,  верстах  от  пяти,  в  Выборгской  стороне,  на  Пороховых  заводах,  взорвало  до  1800 пудов  пороха.  В  домах  разбиты  окна,  а  на  самих  заводах,  говорят,  последовало  страшное  разрушение.  Убитых  или  разорванных  на  части  людей,  по  умеренным  известиям,  до  сорока.  Раненых  около  того.  Вообще  нынешнее  лето  у  нас  много  бед.  Везде  пожар  лесов  и,  что  ужаснее  всего,  пожар  торфа,  отчего  погибли  многие  деревни.  На  московской  железной  дороге  сгорела  станция  и  на  несколько  вёрст  сгорела  деревянная  настилка  самой  дороги,  так  что  принуждены  были  остановить  поезда».

17.03.02. 
Масленица,  но  моя  Тонечка  страсть  как  не  любит  пекчи  блины,  а  я  так  люблю  их  есть.  Первое  музыкальное  впечатление  в  ЛИХТе,  до  1945 г.  Солнечный  день.  Моя  постель  вдоль  окна.  Над  головой  радио,  из  которого  льются  дивные  звуки.  То  была  увертюра  к  опере  Бизе  «Арлезианка».  Это  я  узнал  гораздо  позже.  Так  же  рано  я   познакомился  с  Берлиозом:  «Ракоци-марш».  Уже  в  этом  возрасте  я  любил  музыку,  классическую  музыку.  В  тот  же  незабываемый  день  я  видел  на  крыше  соседнего  дома  девчонку  в  белом  платье  в  красный  горошек.  Ветер  всё  время  намеревался  задрать  подол  её  платьица,  и  мне  казалось,  что  я  видел  под  платьем  белые  трусики.  И  ещё   меня  поразило  явление:  человек  стучал  по  крыше  молотком,  но  стук  слышался,  когда  он  молоток  поднимал.
  Б-ев, С.168: «Мы  окружены  тайной.  Наш  мир,  которым  для  слишком  многих  исчерпывается  реальность,  мне  представляется  производным».  Сейчас  Бердяев  напоминает  мне  того  интеллигента,  который  хотел  попросить  у  соседки  утюг,  погладить  брюки.  Идя  до  её  квартиры,  он  накачивал  себя  разными  резонами:  что  она  подумает,  как  к  этому  отнесётся,  да  не  подъезжает  ли  он  к  ней  и  тому  подобное.  Поэтому,  когда  соседка  открыла  ему  дверь,  он  только  смог  сказать:  "Да  подавись,  ты,  своим  утюгом".  Мир  не  реален  для  Бердяева,  потому,  что  он  так  считает.  Но  мы-то  почему  должны  так  считать?  Заблуждения  такого  рода  называются  добровольными.  С.169: «Я  никогда  не  мог  идти  путем  имманентного  изживания  жизни,  всегда  стремился  выйти  за  грань  всякой  имманентной  данности  жизни,  то  есть  к  трансцендентному.  Но  переживание  трансцендентного  есть  имманентный  духовный  опыт,  трансцендентное  не  есть  авторитет.  Отношения  имманентного и  трансцендентного  относительны  и  парадоксальны».  Когда  человек  отрекается  от  реальности,  он  и  мыслить,  и  выражаться  начинает  "языками",  непонятными  читателю.  Такую  ли  цель  видит  писатель? 

18.03.02. *
Невежество,  вот  наше  животное  наследство.  Невежество
это  нежелание  пользоваться  разумом,  действовать  инстинктивно  легче.  Это  капитальная  идея!  Культурный  человек  везде  умеет  себя  вести.  Собственно,  социализация  и  добивается  умения  вести  себя  в  обществе.  Пришвин: «С.280: В  9 утра  вышел  на  свой  круг  и  вернулся  в  1ч.  дня – забыл  книжку,  и  мысли  какие-то  не  мог  записать  и  забыл  по  возвращении.  Не  почувствовал,  но  вспомнил  тоску  и  что  около  двух  месяцев  путешествия  её  не  было:  значит,  в  пути  её  не  бывает,  и  вот  почему  Онегин  так  много  странствовал.  Путешествие  ценно  не  так  тем,  что  оно  обогащает  человека  новым  знанием,  как  тем,  что  открывает  глаза  на  близкое.  И  есть  путешествие  в  такую  отдалённую  страну,  воз-вращаясь  откуда,  люди  могут  понимать  любовь  к  ближнему  и  даже  к  врагу, – только  надо  очень  далеко  уехать:  я  там  не  бывал.  Единственно  опасным  для  всех  зверем,  на  которого  нет  охоты  и  выходят  на  которого  лишь  поневоле, – это  зверь,  обитающий  в  человеке».  Ну  точно  так  же  случалось  неоднократно  и  со  мною,  когда  выходишь  на  Природу  с  одной  целью  отвлечься  ото  всего  и  записывать  мысли.  И  вот  мысль  пришла – шасть  по  карманам,  а  записать  не  на  чем  и  нечем.  А  мысль  ждать  не  любит,  улетела  к  другому.  [Высшая  степень  неудовлетворённости  собой  может  привести  к  мысли  о  самоубийстве.  Если  не  рассматривать  душевно  больных,  то  покончить  с  собой  может  только  сильная  натура.  Нищие  духом  могут  только  рассуждать  об  этом.  «Рождённый  ползать  летать  не  может».  03.11.77.  Можно  писать  историю  государств  и  народов,  историю  Земли  и  Вселенной,  но  можно  писать  и  историю  своего  времени.  До-стоверность  истории  основывается  на  фактах,  число  очевидцев (и  приверженцев)  которых  с  течением  времени  уменьшается.  Конечно  же,  особый  интерес  приобретают  факты,  не  зафиксированные  в  архивах  и  других  носителях  информации.] 

19.03.02.
Кровотечение  в  носу  по  ночам  уменьшается,  значит,  это  была  простуда.  Бестактность – это,  прежде 
всего,  попытка  проникнуть  в  чужую  интимную  жизнь.  Невежественность  включает  в  себя  и  бестактность.  Но  невежественный,  не  значит  необразованный.  Образование  делает  невеже-ство  изощрённым.  Нельзя  не  согласиться  с  Шушкевичем:  Лукашенко  крайне  невежественный  человек,  брутальный,  то  есть  животное.  Как  с  ним  может  общаться  Путин?  Я  согласен  с  Бехтеревым,  что  психически  здоровых  людей  не  бывает.  Мы  рождаемся  с  психическими  откло-нениями,  поскольку  являемся  родственниками  животных.  Норма  неопределима.  Поэтому  я  не  буду  в  претензии,  если  кто-то  скажет:  "Он  ненормальный,  потому  что  думает,  не  так,  как  я".  Психика  индивидуальна,  как  отпечатки  пальцев. 
Б-ев, С.169: «Весь  мир  с  его  массивностью,  его  давлением  на  меня  есть  лишь  символика  процессов  духа,  лишь  экстеориоризация,  самоотчуж-дение  и  отяжеление  духа».  Бердяев  поражает  не  только  обилием  терминов,  которые  неискушён-ному  читателю  кажутся  дикими,  он  и  русские  слова  умудряется  ставить  в  такие  сочетания,  где  они  становятся  похожими  на  иностранные.  Если  Бердяев  писал  для  своих  немецких  единомис-тиков,  так  они  уже  давно  в  "лучшем  мире",  где  один  туман.  «Я  мог  говорить  о  войне,  о  поли-тике,  об  обыденной  жизни  так,  как  будто  бы  я  верил,  подобно  многим  людям,  в  первичную,  подлинную  реальность  всего  этого».  Обретаться  в  реальном  мире  и  не  верить  в  его  реальность  могут  только  люди  с  психическими  заболеваниями.  С.170: «Ошибочно  было  бы  думать,  что  для  меня  религия  и  философия  отождествлялись,  как  для  Гегеля».  Для  меня  Спиноза  является  ярким  представителем  философии  религии.  отождествлять  же  философию  и  религию  просто  нелепо,  как  отождествлять  реальное  с  нереальным.  Мне  кажется,  что  подсознательно  это  чувствует  и  Бердяев:  иногда  сквозь  его  туманизм  блещет  луч  истинной  философии. 

20.03.02.  
Присутственный  день.  Много  разговоров.  Юра  Козырев  во  всё  встревает,  ничего  не  понимая.  Я  сказал  ему  об  этом,  на  что  он  страшно  обиделся.  Однако  до  вокзала  довёз.  Мне  кажется,  что  я  никогда  не  обижался  на  подобное.  Боюсь,  депутатство  всё  схвачено,  и  Мирошниченко  ничего  не  светит.  Началась  весна:  солнце  и  пение  птиц  (воробьёв  и  синиц).  Хочется  думать,  что  гололёда  уже  не  будет.
  Как  квалифицировать  зло,  совершаемое  признанными  по  суду  недее-способными?  Никит. II: 1858 г., С. 34: «Никто  в  России  не  выносит  своего  величия.  Это  грустно,  но  несомненно.  Сейчас  опять  с  пожара.  Шестнадцать  домов  в  пламени.  Говорят,  что  поджи-гают.  Нашли  где-то  в  другом  квартале  целый  ком  горючих  веществ,  но  успели  не  дать  им  воспламениться.  Солдаты  здешнего  образцового  полка,  призванные  для  помощи,  производят  страшные  грабежи.  Вечером  у  Гончарова  слушал  новый  роман  его  "Обломов".  Много  тонкого  анализа  сердца.  Прекрасный  язык».  Будучи  русским,  Никитенко  мог  по  достоинству  оценивать  качество  произведения  с  точки  зрения  языка.  С. 35: «Фейербах  и  многие  другие  умствователи  отвергают  разумную  божественную  личность.  Но  если  существует  моя  личность,  почему  же  не  быть  другой,  совершеннейшей  личности?  Я  не  понимаю,  как  она  может  быть,  но  также  не  понимаю,  как  она  может  не  быть.  Я  могу  ещё  стерпеть,  если  квартальный  станет  следить  за  мной  на  улице,  надоедать  мне  напоминанием,  что  тут  нельзя  ступить  или  надо  ступить  так,  а  не  так,  но  решительно  не  могу  допустить,  чтобы  кто-либо  вторгался  в  мою  внутреннюю  жизнь  и  распоряжался  там  по-своему.  Только  та  свобода  и  прочна  и  богата  благими  последствиями,  которую  выработала  история,  которой  никто  не  навязывал  людям,  которая  явилась  не  в  виде  отвлеченной  доктрины,  а  как  плод  действительного  кровного  труда,  а  не  искусственного  возбуждения».  Свобода это  атрибут  человека,  его  можно  утратить.
 

21.03.02.

Тонечка  на  учёбе,  у  неё  изменился  график.  Приходится  перестраиваться  и  мне,  и  не  только  мне.  Из  всех  разговоров  у  Президента  ли,  в  Правительстве  ли  становится  ясно,  что  наша  экономика  если  не  падает,  то,  во  всяком  случае,  лежит,  нет  никаких  признаков  подъёма,  и  Геращенко  поэтому  ушёл.
  Геращенко  боятся  трогать.  В  сущности  Юра  был  просто  невежда,  то  есть,  он  много  знал,  но  понемногу,  у  него  есть  высокое  мнение,  но  только  о  себе.  Поэтому  с  ним  трудно  говорить.  Таким  образом,  невежду  характеризует  бестактность,  желание  принимать  участие  в  любом  разговоре,  причём  заявлять  своё  мнение  громко  и  безапелляционно.  Судя  по  описаниям  современников,  невеждой  был  и  демократ  Стасов.  "Ходячее  ведро  с  помоями", говорил  Чехов.  На  жаргоне  это  называется  «жлоб».  Б-ев, С.171: «У  меня  осталось  оттал-кивающее  воспоминание  о  генералах  в  лентах  и  звездах,  которые  ходили  в  церковь  по  долгу  службы».  Это  значит,  вовсе  не  понимать  ту  эпоху,  когда  быть  атеистом  было  равносильно  ходить  нагишом.  Меня  и  сегодня  коробят  целующие  крест  Медведев  и  Путин,  но  я  понимаю,  что  без  тотальной  идеологии  народ  в  повиновении  не  удержать.  Хотя  уверен,  что  и  тот,  и  другой атеисты.  С.172: «Слишком  сильно  у  меня  было  чувство  зла  и  падшести  мира,  слишком  остро  было  чувство  конфликта  личности  и  мира.  Думаю,  что  я  сильнее  чувствую  зло,  чем  грех.  Я  поражен  глубоким  несчастьем  человека  еще  более,  чем  его  грехом».  Нет  сомнения,  что  Бердяев  знаком  с  работами  Дарвина.  Для  меня  вообще  удивительно,  даже  непостижимо,  когда  высокообразованный  человек  начинает  говорить  на  поповском  жаргоне.  Я  допускаю,  что  есть  люди,  которые  только  краем  уха  слышали  о  Дарвине,  но,  страшась  правды,  не  приемлют  её  с  порога.  Для  этих  людей  религия хлеб  насущный.  Подавляющее  большинство  людей  о  Дарвине  и  не  слыхали,  вот  им  пастух  со  своими  сказками  просто  необходим.

22.03.02.  
Погода  пасмурная,  снегопожирательная.  Воробьи  кричат  редко  и  отрывисто,  как  будто  обижают-ся  на  отсутствие  солнца.
  Знаком  Бердяев  и  с  Фрейдом,  но  признать  своё  родство  с  обезьяной  стыдится,  ему  более  импонирует  божественное  происхождение.  Но  это  мешает  ему  понять,  что  зло  и  грех  ведут  своё  начало  от  животных  инстинктов.  Пришвин: «С.281: Результат  моей  статьи  "Переславские  кручи":  бор  от  озера  до  Усолья  объявлен  запретной  зоной».  Интересно,  жив  ли  этот  бор  сейчас.  «С.283: Начал  "Войну  и  мир".  Так  бывает,  заблудишься  в  лесу,  и  те  же  самые  знакомые  полянки,  перелески,  деревья  представляются  невиданными.  Сила  толстовского  рассказа  и  заключается  в  необычайном  порядке  раскрытия  мысли».  И  я  решил  перечесть  это  произведе-ние.  С.285: «Первая  любовь  для  мужчины  только  в  редчайших  случаях  делается  любовью брач-ной».  Мой  личный  опыт  подтверждает  эти  слова.  [04.11.77.  Примечательным  представляется  то,  что  все  без  исключения,  от  уборщиц  до  парторгов,  ругают  заглазно  Брежнева,  но  кричат  ему  ура  с  трибуны.  Вы  спросите,  а  как  себя  веду  я? – Я  не  рвусь  на  трибуну.  "(Брежневу  вручили  золотой  комсомольский  значок):  Мне  слёзный  спазм  дыхание  сдавил, / Когда  я  телевизор  свой  включил. / Когда  ж  я  выключил  его  обратно, / Мне  многое  представилось  понятным. / Я  не  боюсь  уколов  и  резекций, / И  мне  не  страшен  голый  скальп  врача, / Я  не  ищу  защиты  и  протекций, / Когда  гляжу  на  Леонида  Ильича. / И  чтобы  поняла  хулителей  толпа, / Кто  ж  выше  Лексан-дрийского  столпа, / Я  славу  Леониду  Ильичу / С  трибуны  этой  громко  прокричу. / Как  жаль,  сказал,  затылок  я  скобля, / Не  слышен  голос  мой  в  окрестностях  Кремля.  1977  (из  поэзии  иди-ота)"  И  ещё.  За  всю  свою  жизнь  я  не  видел  сам  и  не  слыхал  от  окружающих  о,  пусть  самой  маленькой  организации,  где  бы  не  боролись  с  бесхозяйственностью.  Бесхозяйственность  и  воров-ство – вот  два  постоянно  действующих  фактора,  которые  создают  нам  временные  трудности.

23.03.02. 
1:2:21.  Недееспособность  уже  признаёт,  что  перед  нами  не  человек.  Я  уверен,  что  необходима  международная  юридическая  норма,  позволяющая  чётко  разграничить  людей  и  животных.  Да,  это  большая  ответственность,  но  потому  и  международная.  Тогда  сразу  станет  понятным,  что  от 
homo  sapiens
  зло  исходить  не  может.  В  этом  случае  никогда  не  произойдёт  роковой  ошибки.  Если  под  рабством  мира  понимать  комплекс  человеческих  отношений,  то  Бердяев  рубит  сук,  на  котором  сидит.  Он  не  стал  бы  Бердяевым,  если  бы  провёл  всю  свою  сознательную  жизнь  в  изоляции.  Другое  дело,  что  этот  мещанский  газон  должен  быть  тщательно  ухожен  общим  уров-нем  нравственно-морального  образования.  На  почве  педерастии  и  лесбиянства  высокий  разум  не  вырастет.  Можно,  а  порою,  необходимо  уединение  для  обработки  накопленного  материала.  Б-ев, С.174: «Я  не  отрицаю  реальности  магического».  Как  вам  нравится  такая  философия?  Отрицает  реальность  мира,  но  не  отрицает  реальности  магического.  Но  ведь  ест  реальную  пищу  а  запивает  реальным  выдержанным  вином.  Как  хотите,  но  это  не  философия,  это  миросозерцание.  А  зрение  у  каждого  своё:  может  быть  дальтонизм,  а  то  и  слепота  куриная. «Бог  есть  свобода  и  дает  свободу.  Он  не  Господин,  а  Освободитель,  Освободитель  от  рабства  мира».  Мы  уже  понимаем,  что  свобода  может  быть  экономическая  и  интеллектуальная.  Я  не  думаю,  что  Бердяев  испытывал  экономические  трудности.  Что  же  касается  интеллектуальной  свободы,  то  у  нас  перед  глазами  пример  Эзопа.  С.175: «Я  представитель  свободной  религиозной  философии».  Мы  уже  говорили,  что  философия  есть  философия.  Она  может  рассматривать  различные  предметы  на  их  соответствие  научным  реалиям,  в  том  числе  и  религию.  Свободная  религиозная  философия это  плод  воображения  Бердяева.  В  рамках  религии  не  может  быть  свободы  вовсе.  И  я  боюсь,  что  Бердяев  будет  единственным  представителем  этого  направления. 

24.03.02. 
Навестил  Г. И. Петрову.  Были  Сафоновы.  Вернулся   домой,  а  там   уже  внуки.  Ничто  не   предвещало  несчастья.  Но  вот  Тонечка,  в  который  уже  раз,  полезла  на  стул  вешать  бельё.  Конечно,  всему  приходит  конец.  Допрыгалась:  свалилась  со  стула  и  сломала  руку.  Нормальное  философское  произведение  должно  быть  понятно  и  доходчиво  после  первого  прочтения.  Сан  Саныч  Бубнов  говорил,  что  постиг  "Капитал"  только  после  пятого  прочтения.  У  меня  первое  прочтение  отбило  охоту  брать  в  руки  эту  книгу.  Правда,  справочно-иллюстрационный  материал  там  приведён  отменный.  Только  эти  примеры  и  заслуживают  прочтения:  они  актуальны  для  сегодняшней  России.
 Никит. II: 1858 г., С. 36: «В  первый  раз  видел  сегодня  комету  во  всём  её  блеске.  Хвост  её  чуть  не  задевает  Медведицу».  С. 39: «В  одних  местах  крестьяне  отказывались  по-прежнему  работать,  в  других – не  хотели  платить  управляющему  оброка,  а  где  так  чуть  не  поколотили  исправника  и  становых.  Но  большинство  этих  случаев  у  помещиков,  у  которых  крестьяне  на  барщине.  Читал  кн. Н. Н. Щербатова  и  Радищева,  изданных  в  Лондоне  Герценом.  Щербатов  озлоблен  против  Екатерины.  Допустив,  что  её  у  нас  чересчур  прославляли,  её  все-таки,  кажется,  не  следует  порицать  так,  как  Щербатов  и  Герцен.  Пусть,  по  их  мнению,  в  её  лучших  государственных  мерах  было  много  искусственного,  много  внушенного  желанием  подделаться  под  ходячие  идеи  вре-мени,  последствия  которых  она  не  предвидела,  много  тщеславного,  но,  тем  не  менее,  нельзя  же  отрицать  в  её  характере  гуманности,  а  в  её  уме  такта  и  возвышенности.  Несмотря  на  разврат  и  фаворитизм,  Россия  все-таки  многим  ей  обязана».  С. 40: «Радищев – человек  умный  и  с  характером,  несмотря  на  бездну  пустословия  в  его  сочинении  и  на  желание  блистать  красноречием.  Радищев  написал  её  (свою  книгу)  вследствие  каких-то  неприятностей  по  службе».  Перед  нами  вполне  сформировавшийся  охранитель  устоев.

25.03.02.
В  выходной  день,  порою,  хочется  дать  отдых  и  мозгам.  Хотя  всё  это  условно,  просто  лень  садиться  за  ПК.  Интересно,  как  изменится  ситуация,  в  связи  с  травмой  Тонечки?  
Б-ев, С.175: «Я  давно  заметил,  что  представители  ортодоксии  и  авторитета,  в  сущности,  никакого  авто-ритета  для  себя  не  признают;  они  себя  считают  авторитетом».  Одного  не  заметил  Бердяев,  что  наличие  иерархии  говорит  о  наличии  естественного  права,  права  сильного,  животного  права.  И  случись,  что  Бердяеву  удалось  создать  свою  религию,  как  об  этом  в  то  время  помышляли  многие,  стал  бы  он  в  ней  иерархом  и  получал  бы  свою  долю  добычи  не  в  очередь.  С.177: «Бог  никакой  власти  не  имеет.  Он  имеет  меньше  власти,  чем  полицейский».  Если  эту  мысль  довести  до  ума  подавляющего  большинства,  то  никакая  полиция  не  справится  со  своеволием  безбожной  толпы.  Полиция  только  тогда  и  имеет  силу,  если  рядом  с  нею  бог.  «Государство  есть  довольно  низменное  явление  мировой  действительности».  Всё  верно.  И  низменность  эта  определяется  на-шим  кровным  родством  с  животным  миром.  До  знакомства  со  Спинозой  я  тоже  считал  госу-дарство  человеческим  изобретением.  В  ту  пору,  когда  возникло  государство,  человек  только-толь-ко  додумался  до  набедренной  повязки.  «Бог  есть  моя  свобода,  мое  достоинство  духовного  су-щества».  В  пределах  отпущенных  ему  прав раб  тоже  ощущает  себя  свободным.  Я,  родившийся  в  условиях  коммунистического  рабства,  рабом  себя  не  ощущал,  пока  не  заглянул  за  занавес.  Бер-дяев  же  понимает,  что  есть  занавес,  но  не  хочет  заглянуть  за.  Тут  я  ощущаю  преимущество  пе-ред  ним. «Самое  истолкование  грехопа-дения  носит  социоморфический  характер,  то  есть,  понима-ется  как  непослушание  верховной  власти,  как  неподчинение  высшей  силе.  Это  есть  наследие  первобытных  верований».  Более  близки  к  истине  те,  что  толкуют  о  рождении  во  грехе.  Ниже  своих  животных  инстинктов  пасть  невозможно.  А  не  подчинение  власти  карается  законом. 

26.03.02.
Общество,  как  тесто  в  кастрюле:  только  начнёт  подниматься,  а  его  сверху,  да  по  башке,  да  по  башке!  Я  имею  в  виду  наше  Отечество,  хотя  это  можно  видеть  по  всему  миру.  Власти  лучше  народа  знают,  что  нужно  народу,  поэтому  народ  мрёт,  морги  переполнены.  Лекарства  не  по  карману:  "Ну  что  ж,  не  живи,  никто  не  неволит".  А  может  быть  это  и  не  зло?  Может  быть,  мы  не  для  этой  планеты?  Может  быть,  постоянная  борьба  со  злом  и  есть  тот  внутренний  двигатель  прогресса  общества?
  Пришвин: 1936, «С.286: Народ  валил  весь  день  из  леса  с  ёлками  (после  18 лет  запрещения  можно  рубить).  Чувствовался  глубокий  перелом  жизни  и  пока  в  хорошую  сторону.  (Вариант  неотправленного  письма  к  Горькому  от  15 июня:  "Дорогой  Алексей  Максимович…  В  этом  письме  мне  хочется  Вам  раскрыть,  почему  же  это  меня,  писателя,  ныне  столь  признаваемого  почти  всеми,  так  больно  задевает  мнение  Маршака.  Давайте,  условно  раз-делим  всех  наших  писателей:  национальных  и  гениев.  Из  национальных  писателей  я  могу  на-звать  Пушкина,  Толстого,  Лескова,  Горького,  себя.  Из  «гениев»  Гоголя,  Достоевского,  Белого.  Стрелы  Маршака,  возглавляющего  детскую  литературу,  попадают  в  самое  моё  сердце…")  Пуш-кин  ходил  на  базары,  Толстой – на  большие  дороги…»  Маршак  по-своему  старался  делать  дет-скую  литературу  целомудренной.  [06.11.77.  Идея  божества  как  обратной  связи  и  обратной  связи  как  божества – очень  интересная.  Теперь  остаётся  только  предположить,  что  обратная  связь  мо-жет  на  каком-то  уровне  осознавать  своё  собственное  существование  (наличие),  то  есть,  осозна-вать  самоё  себя.  07.11.77.  Главная  беда  нашего  времени  в  том,  что  мы  не  можем  одинаково  нежно  относиться  к  своим  и  чужим  детям.  Преодолей  мы  это  препятствие,  и  с  национализмом  будет  покончено  навсегда.  Причём  решение  этой  проблемы  должно  идти  по  пути  преодоления  животных  инстинктов  (Как  созвучно  идеям  Конрада  Лоренца!  и,  особенно,  Фрейда!).] 

27.03.02.
Присутственный  день.  Изображаем  деловитость.  Опять  авария  на  водопроводе.  Уже  третья  после  окончания  ремонта.  У  нас  делать  не  умеют,  а  дать  ремонту
пожалуйста.  Заморские  шланги – гавно.  Пришвин: «С.287: Толстой.  То  самое  лучшее,  вокруг  чего  я  с  трепетом  хожу  всю  жизнь,  он  назвал  богом.  Русский  народ  жив  не  единым  хлебом,  хотя  живёт  безобразно  и  своего  лучшего  не  сознаёт,  и  это  лучшее  потому  как  бы  ни  во  что  ставит,  и  если  придётся  его  выказать,  никакой  платы  за  него  не  берёт» Б-ев, С.178: «Это  человек  бесчеловечен».  Редкий  проблеск  философского  разума.  Если  человек  бесчеловечен,  его  место  либо  в  клетке,  либо  на  поводке.  «Германская  мистика  глубоко  сознала  ту  тайну,  что  не  только  человек  не  может  жить  без  Бога,  но  и  Бог  не  может  жить  без  человека».  Германские  мистики  доказали  Бердяеву,  а  он  теперь  пытается  убедить  в  этом  нас,  что  в  тумане  блуждать  совершенно  безопасно  и,  где-то,  интересно.  При  этом  вспоминается:  слепой  поводырь  у  слепых.  Да,  я  процитировал  Новый  Завет,  но  напоминаю,  что  там  полно  житейской  мудрости  и  здравого  смысла.  Всегда  следует  помнить,  что  религия это  продукт  власти,  но,  тысячелетиями  обретаясь  в  народе,  она  впитала  в  себя  здравый  смысл  и  житейскую  мудрость.  С.179: «Религиозный  гуманизм».  Насколько  абсурдно  это  словосочетание.  Сразу  на  память  приходят  другие  слова  и  словосочетания:  святая  инквизиция,  мракобесие,  охота  на  ведьм,  сжигание  на  кострах,  религиозные  войны.  Причём,  в  Достоевском  гуманизм  изжил  себя,  утверждает  Бердяев,  а  вот  религиозный...  «И  Священное  Писание  есть  уже  преломление  откровения  Бога  в  ограниченной  человеческой  среде  и  ограниченном  человеческом  языке».  Откровенничать  можно  с  себе  подобным.  Правда,  по  пьяни  можно  делиться  переживаниями  и  с  псом  бродячим.  Что  остаётся  нам  думать  о  боге  Бердяева?  Либо  он  был  изрядно  пьян,  чего  не  исключает  и  Бердяев,  либо  сам  недавно  слез  с  дерева. 

28.03.02.
Оказывается,  это  отечественные  шланги.  И,  к  тому  же,  нам  просто  не  повезло.  У других  они  стоят  годами.  Носителем  культуры  может  быть  только  человек,  а  не  человекообразное  существо.  Культуру  творит  разум,  а  разум  присущ  только  человеку.  Ибо  культура  по  природе  своей  гуманна.
  А  то,  что  творят  неандертальцы  для  неандертальцев не  культура.  Здесь  присутствует  некоторая  горячность,  конечно,  подавляющее  большинство  тоже  несёт  в  себе  некую  культуру,  которую  по  причине  её  массовости  и  лишённой  национальной  окраски,  мы  называем  поп-культурой,  культурой  масс.  Никит. II: 1858 г., С. 43: «Был,  между  прочим,  разговор  о  Герцене  и  его  «Колоколе».  Государь  крайне  огорчен  и  недоволен  его  последними  выходками.  Хотели  литографировать  какую-то  записку  по  крестьянскому  комитету,  чтобы  членам  удобнее  было  её  читать.  Государь  этого  не  велел,  сказав,  что  "только  литографируй,  а  там  она  и  появится  в  «Колоколе»".  Граф  (Блудов)  сказал,  что  насчитывает  у  нас  три  рода  литераторов:  одни – злона-меренные  и  упорные  в  своих  крайних  желаниях,  другие – не  имеющие  никаких  желаний,  кроме  желания  набить  себе  карман,  и  третьи – люди  благородные  и  даровитые,  которые  могут  действо-вать  только  по  убеждению.  Мулат  или,  как  называли  его  в  афише,  африканец  Ольридж,  прие-хавший  сюда  на  несколько  дней,  играл  Отелло  на  английском  языке  с  немецкими  актёрами.  В  третьем  акте  в  сцене  с  Яго  он  до  того  страшен,  что  людям  слабонервным  трудно  его  выносить,  а  в  сцене  отчаяния  в  последнем  акте  вас  душат  слёзы».  С. 44: «Дело  в  том,  что  Безобразов,  известный  противник  освобождения  крестьян,  отказывался  принять  от  Думы  грамоту  на  звание  городового  обывателя,  говоря,  что  "он  принадлежит  к  древнему  московскому  дворянству  и  не  хочет  состоять  в  числе  людей  среднего  рода"».  С. 46: «Иной  хлопочет  вовсе  не  из-за  того,  чтобы  поддержать  какое-нибудь  начало,  а  из-за  того,  чтобы  сказать:  "это  я,  господа,  это  моё"».

29.03.02.
1:2:22.  Основным  способом  сокращения  численности  населения  (мы  рассматриваем  только  гуманные)  является  сокращение  рождаемости,  которая,  в  свою  очередь  зависит  от  уровня  жизни  и  культуры  населения.  Но  с повышением  культурного  уровня  и  благосостояния  будет  сокращаться  смертность.  Возникнет  проблема – куда  девать  стариков.  А  чем  старее  стрик,  тем  более  ему  жить  хочется.  Таким  образом,  чтобы  достичь  приемлемого  уровня  населённости  земли,  понадобится  не  менее  тысячи  лет.  Но  Природа  уже  вздохнёт  свободно,  когда  заметит  эту  тенденцию.  Пришвин: «С.288:  В  Москве  на  ходу  перечитал  "Гамлета"  с  упоением.  От  Гамлета,  вероятно,  и  начинаются  все  Фаусты  и  демоны  индивидуализма,  мировая  скорбь  и  всё  такое…  Читал  эту  библию  искусства – Шекспира,  считал  себя  счастливым  обладателем  такого  сокровища.  Шекспир – вот  родина  индивидуальности.  С.289: …мы  заплатили  за  купе  по  140 р.  от  Москвы  до  Нальчика…  Нальчик,  значит  подковка…» 
Б-ев, С.181: «Необъяснима  личность  Христа-Бого-человека».  Эта  необъяснимость  и  привлекает  людей  необразованных,  пустые  мозги  которых  требуют  заполнения.  Но  как  в  их  числе  оказался  Бердяев,  я  не  понимаю.  «Христианство  впитало  в  себя  не  только  еврейский  мессианизм,  но  и  все  античные  религии».  Этот  вопрос  пусть  разбирают  специалисты.  Я  же  убеждён,  что  любая  религия  даёт  образ  тоталитарной  вла-сти.  С.185: «Существование  мира  не  может  быть  самодостаточным,  не  может  не  иметь  за  собой  в  еще  большей  глубине  Тайны,  таинственного  Смысла.  Эта  Тайна  есть  Бог».  Мир  такой,  какой  есть,  и  должно  изучать,  а  не  выдуманный.  Да,  окружающая  действительность  полна  неизве-данного,  но  человек  уже  приступил  к  познанию  мира,  как  вокруг  себя,  так  и  в  себе.  Человек  встал  на  путь  познания  Природы,  и  остановить  его  на  этом  пути  сможет  только  сама  Природа.  Религиозные  туманы  и  химеры  могут  тормозить  этот  процесс,  но  остановить  не  в  силах. 

30.03.02. 
Яковлев  противодействует  закону  об  индивидуальном  учёте  расхода  воды  и  тепла.  Это  будет  мешать  ему  воровать.  Любое  сокращение  численности  считается  негуманным.  Но  есть  и  не  гуманные  способы  сокращения  численности.  Это  войны,  насильственная  стерилизация,  то  есть,  если  Земля  станет  планетой  обезьян.  Либо  сама  Природа  возьмётся  защищать  себя  путём  панэпидемий  и  моров,  как  она  осуществляет  это в  виде  эпизоотий  среди  животных.  То  есть,  к  этому  надо  относиться  философски. 
[Известно,  чем  больше  серия,  тем  меньше  себестоимость  отдельного  изделия  и  выше  рентабельность  производства.  Особенно  заметно сказывается  это  в  книгопечатании.  Все  должны  быть  заинтересованы  в  росте  тиража.  Поэтому  мне  представляется  удивительным  ограничение  подписки  на  отечественные  (да  и  зарубежные)  периодические  из-дания.  А  Библиотека  Всемирной  литературы,  например,  издана  тиражом  300 000  при  населении  у  нас  в  250 млн.  Бесхозяйственность  и  нужна  для  удобства  воровства 08.11.77.  Насколько  я  себя  помню,  по  крайней  мере,  с  5–6  лет  я  постоянно  ис-пытываю  чувство  влюблённости.  И  оно  мне  не  мешает,  не  надоедает  и  не  становится  обычным.  И  это  постоянное  чувство  делает  мою  жизнь  радостной,  полной  и  целенаправленной.  Счастлив  тот,  кто  может  постоянно  любить.  Алла  Валентиновна  Ерохина!  Встретил  её  в  1970 г.  Удивительно  красивая  девушка.  Красива  не  только  каждой  частью  своего  тела  в  отдельности  и  в  целом,  не  только  удивительными  глазами,  но  и  речью  своей.  А  это  уже  редкое  явление.  (А  сейчас  не  могу  вспомнить,  хоть  убей,  даже  приблизительно,  кто  она,  что  она.  Нет,  припоминаю,  она  из  Брянска.)  Должен  заметить,  что  год  1970  был  для  меня  необыкновенно  счастливым.  27.11.77.  Если  бы  я  не  был  инвалидом,  я,  пожалуй,  не  имел  той  возможности  узнать  столько  разного  и  интересного  народа.  Воистину,  нет  столь  плохой  вещи,  которая  не  имела  бы  положительных  аспектов.] 

31.03.02.
Гулял,  потом  много  спал. 
Дня  три  назад  услышал  голос  заморской  птички.  Всё  забывал  записать.  Хочу  найти  в  Интернете  возможность  идентификации  птиц  по  голосам.  Беспокоит  выход  из  режима  зарядки.  Эзоп – предтеча  Сократа. 
Б-ев, С.187: «Голос  традиционного,  мона-шески-аскетического  православия,  враждебного  знанию,  науке,  культуре.  Это  был  обскурантизм».  Бердяев  предлагает  из  устаревшего  религиозного  сооружения  перебраться  в  новое  жилище,  пред-полагая  там  совершенно  новые  отношения.  Но  это  утопия.  Христианство  пришло  на  смену  язычеству,  но  религия  осталась.  Не  то  же  ли  самое  происходит  и  с  властью:  антураж  со  временем  меняется,  но  суть  власти  остаётся  неизменной.  В  США  власть  тоже  не  меняется,  меняется  главный  подписант  документов.  «Люди  искали  духовных  учителей  и  руководителей».  Я  не  искал  себе  духовных  руководителей,  поскольку  ощущал  в  себе  достаточно  разума  самому  принимать  необходимые  решения.  Хотя  следует  признаться,  что  часто  я  следовал  воле  прови-дения.  Меня  успокаивает  авторитет  Грассиана:  "Если  не  знаешь,  что  делать,  ничего  не  делай".  Б-ев, С.188: «Я  не  принадлежу  к  людям,  которые  отдают  свою  волю  духовному  руководству  старцев».  Я  даже  не  могу  представить  себе,  как  можно  кому-то  доверить  свою  душу  для  руководства.  Главное  в  том,  что,  по  моим  понятиям,  душа  суть  разум.  Я  могу  обогащать  свои  знания,  принимая  их  от  учителей,  либо  их  книг.  Это  полезно  и  естественно.  Всякое  моральное  руководство  предполагает  интеллектуальное  рабство.  Учиться  уму-разуму  у  умных  людей  стоит,  но  при  этом  нужно  сохранять  своё  внутреннее  Я,  ипостась  взрослый.  Бесспорно,  есть  уму-дрённые  годами  люди,  с  которыми  хотелось  бы  пообщаться.  К  сожалению,  рядом  со  мной  таких  не  оказалось.  Решил,  вот,  пообщаться  заочно  с  Бердяевым,  но  оказалось,  что  он  передаёт  не  свой  личный  опыт,  а  свои  измышления,  что  меня  никак  не  устраивает. 

 

van-osmos@yandex.ru

ПРОДАЁТСЯ  ЗЕМЛЯ  В  ЛЕНИНГРАДСКОЙ  ОБЛАСТИ

Hosted by uCoz
Hosted by uCoz