2002-06

01-02

02-02

03-02

04-02

05-02

дн2002

07-02

08-02

09-02

10-02

11-02

12-02


01.06.02.
О  других  возможностях  временно  приходится  забыть.  Отправил  в  Буй  письмо  с  командировками.  Постоянно  предупреждаю  себя  о  внимательности  и  постоянно  что-нибудь  упускаю.  Хорошо,  там  люди  хорошие. Гулял.  Нога,  кажется,  заживает.  В   своём  «непротивлении»  противоречив  и  Толстой,  гневно  осуждая  насилие  государства.  Но  непоследователен  и  Ильин:  в  своих  про-изведениях  он  является  апологетом  той  мысли,  которая  ему  импонирует  сейчас.
  Б-ев, С.257: «По  основным  своим  эмоциям  и  оценкам – я  скорее  "левый",  революционный  человек,  хотя  и  в  особом,  духовном  смысле.  Я  человек  новых  времен».  Я  не  желаю  перемен  в  частной  жизни,  но  болею  за  судьбу  несчастного  населения.  Всю  свою  жизнь  я  подчинялся  судьбе:  никуда  не  ломился,  шёл  только  в  открытые  двери.  Себя  достаточно  современным,  своевременным  не  считаю,  я  не  сейчасный,  то  есть  несчастный.  Но  это  несчастье  сказывается  только  в  неудачах  на  публичном  поприще,  что  для  самопознания,  для  творчества,  для  распространения  знаний не  важно.  «Таким  людям,  как  я,  трудно  быть  пастухами».  Нежелание  быть  пастухом  и,  тем  более,  овцой  есть  первый  признак  человека  свободного.  Подчинение  для  меня  невыносимо.  Это  усугубляется  тем,  что  на  протяжении  всей  своей  жизни  я  не  встретил  ни  одного  начальника,  который  был  бы  достоин  управлять  людьми  такими,  как  я.  Возможно,  меня  неправильно  пой-мут,  прошу  не  считать  меня  нескромным.  Исключение  составляет  Аида  Анатольевна  Шевченко,  но  она  была  не  начальник,  а  мать  родная.  «Самое  главное,  меня  считали  не  настоящим  православным,  не  традиционным  человеком.  Меня  считали  модернистом,  вольнодумцем,  еретиком».  В  юности  я  относил  себя  к  воинствующим  атеистам,  а  сейчас  воевать  не  намерен,  хотя  при  случае  стараюсь  вскрыть  поповскую  глупость,  лицемерие  и  ханжество.  Но  при  этом  глубоко  уважаю  и  высоко  ценю  просветительскую  деятельность  о. А. Меня.

02.06.02. 
Тонечка  рано  уехала  ко  внукам.  Прошёл  по  парку:  как  много  там  памятных  мест.  Трава  уже  достаточно  высока,  чтобы  загорать  смело.  На  самом  деле  не  загорать,  а  вновь  обновлять  свиданиями  памятные  места  Получил  от  Пушкинского  КУГИ  приглашение  к  сотрудничеству.  Но  уже  нет  ни  сил,  ни  желания.  Пришвин:
«С.349: Мне  же  удалось  оправдать  лишнего  человека  своей  биографией:  это  я  нашёл  себе  такой  выход  сам  и  сам  его  описал.  Моё  писательство  и  есть  выход  и  оправдание  лишнего  человека,  то  есть  превращение  лишнего  в  личность».  Лиш-ний  человек,  по  определению,  не  приписанный  ни  к  военной,  ни  к  штатской  службе.  Из  таких  лишних  людей,  как  правило  и  рождались  наши  великие  писатели.  «С.350: …решение  поставлен-ных  вопросов  у  меня,  бывает,  растягивается  лет  на  30!  Иной  человек  длительностью  жизни  своей  разрешает  какую-нибудь  коренную  мысль,  иному  (например,  Лермонтову)  дано  выпить  всю  сладость  сознания  в  короткие  дни.  Я  беру  долготой  своих  дней».  Гениальность  подчёрки-вается  краткостью  дней  гения.  Это  понимает  и  с  этим  согласен  и  Пришвин.  Моя  гениальность  заключается  в  маниловщине:  мне  и  жизни  мало  для  реализации  моих  проектов.  Мне  всё  кажется,  что  они,  проекты,  реализуются  сами  собой.   Никит. II: 1859 г., С. 89: «И  это  собрание  походило  на  большинство  наших  собраний,  которые  представляют  из  себя  нечто,  похожее  на  жидовский  кагал.  Один  хочет  говорить  и  не  хочет  позволить  этого  другому,  а  как  этот  другой  того  же  хочет  и  все  хотят  того  же,  то  поднимается  крик,  от  которого  трещат  уши,  болит  голова  и  от  которого  одно  средство – бежать,  что  я  на  этот  раз  и  сделал.  Надо,  однако,  сказать,  что  Кавелин  как-то  младенчески  утопичен  и  либерален.  Он  принадлежит,  впрочем,  к  числу  тех  либералов,  которые  хлопочут  о  свободе  с  тем,  чтобы  все  были  свободны  от  деспотизма  того,  другого,  но  не  от  деспотизма  их  самих».

03.06.02.
Гулял  в  парке.  40%  наркомании  среди  голубых.  Если  бы  они  могли  хранить  целомудрие,  они  бы  не  подвергались  преследованию.  Но  для  преодоления  психологического  барьера  такого  рода  требуется  максимальное  раскрепощение,  что  и  достигается   различными  способами,  в  том  числе  и  наркотой.  Как   красиво  и  целомудренно  могли   рассказать  об  этом  Оскар  Уайльд,  Михаил  Кузмин.  Как  целомудрен  в  своих  фильмах  Жан  Габэн.  Большая  половина  морально-социальных  проблем  была  бы  снята – храни  люди  целомудрие.  Целомудрие
это  черта  человека  мыслящего.  Б-ев, С.258: «Мой  голос  в  этой  среде  был  гласом  вопиющего  в  пустыне.  Меня  в  лучшем  случае  почтительно  и  с  недоумением  слушали,  но  не  предполагали  руководствоваться  моими  идеями».  Проходят  столетия,  но  отношение  к  справедливости  такое  же  отрицательное.  Правда  в  том,  что  Бердяев  предлагал  реформацию  церкви,  без  чего  жить  можно,  а  я  предлагаю  вернуть  народу  достоинство,  без  чего  народа  нет.  С.259: «Победили  в  этом  движении  группировки  фашистского характера».  Фашизм  назревал  и  в  России:  "Чёрная  сотня"  под  знаменем  "Союз  Архангела  Гав-риила".  И  трудно  сказать,  что  было  бы  хуже/лучше  для  населения,  православный  фашизм  или  атеистический  коммунизм.  «Кружки  движения  начали  вырабатывать  идеологию  православного  государства,  идеологию  для  меня  отвратительную».  Поскольку  жизнь  в  нашем  мире  действи-тельно  не  сладкая,  то  даже  наиболее  просвещённый  и  независимый  ум  верит  во  что-то  лучшее,  при  этом  уповая  на  что-то  более  возвышенное.  То  есть,  элементы  религиозности  присутствуют  у  каждого  человека  и  у  каждого  человека  они  индивидуальны,  отражая  его  психофизическую  индивидуальность.  Поэтому  религиозные  начала  я  считаю  относящимся  к  области  интима,  как,  скажем,  исподнее  бельё.  Недаром  говорят:  "Чужая  душа потёмки".  В  чужую  душу  лезть  бестактно,  достаточно  труда,  чтобы  разобраться  в  своей.  

04.06.02. *
Есть  шанс  получить  помещение  в  Павловске,  на  ул.  Веры  Слуцкой,  около  ВОГ-а.  Есть  желаю-щие  сотрудничать.  Сотрудничать  с  инвалидами  желают  только  те,  кто  видит  конкретную  и  немедленную  выгоду  от  этого  сотрудничества.  На  таких  условиях  сотрудничал  с  нами  А. А. Мирошниченко,  но  он  и  сам  проводил  огромную  организационную  работу.  Выгода  была  и  нам.  Пришвин: 1939, «С.353:  Я  исходил  от  русской  речи  устной,  и  этого  оказалось  совершенно  достаточным.  Читаю  «Всадник  без  головы»  и  думаю  воспользоваться  его  динамикой  и  тем  начать  свою  большую  войну  с  формализмом.  Такая  динамика  в  романе,  что  умный  пожилой  человек  с  величайшим  волнением  следит  за  судьбой  дураков.  Форма  договоров:  Пушкин:  да  будет  воля  Твоя!  Не  моя,  не  художника.  Счастливый  договор,  неповторимый  итог.  Претенденты  на  роль  правды:  Гоголь,  Толстой,  Достоевский.  Мой  договор:  Правда  ловит  художника  слова – эту  иллюзию  надо  преодолевать  в  себе  и  ещё  надо  преодолеть  вообще  всё  "полезное".  Солнце  полное.  Тихо.  Пока  люди  спят,  с  деревьев  слетают  грачи  и  важно  разгуливают  по  улицам  города.  В  этом  и  есть  счастье  моё,  чувствовать  себя,  как  грач,  знать  время,  когда  можно  быть  самому  собой».
  [«В  один  из  первых  дней  моей  работы,  когда  я  ещё  был  недостаточно  опытен  и  расторопен,  у  моей  кассы  собралась  изрядная  очередь.  Вдруг  из  хвоста  очереди  к  окошку  подошла  молодая, симпатичная  девушка  и  стала  требовать  жалобную  книгу.  Согласитесь,  это  не  могло  ускорить  моей  работы.  Потом,  когда  к  её  присутствию  у  окошка  кассы  все  привыкли,  она  взяла  билет без  очереди  и  ушла  довольная.  А  в  очереди  уже  давно  звучал  низкий,  хорошо  поставленный женский  голос.  Конечно  же,  он  всячески  поливал  меня  грязью.  И  вот,  его  обладательница  перед окошком.  Хочу  заметить,  что  многие  пассажиры  почему-то,  называя  станцию,  куда  они  намереваются  ехать,  отворачиваются  от  кассы».]

05.06.02. 
Телевидение  всему  миру  кажет  бездушность  и  цинизм  нашего  государства,  и  находятся  люди,  призывающие  быть  к  такому  государству  лояльным.  В  молодости  мы  едим,  чтобы  насытиться;  в  зрелом  возрасте  мы  вводим  в  организм   витамины;  в  старости  едим  ради  стула.
  Б-ев, С.260: «Я  остался  одиноким,  как  и  всегда.  Мне  чужд  "мир".  Я  остаюсь  индивидуальным  мыслителем  и  всегда  возвращаюсь  к  себе,  в  свою  индивидуальную  мысль».
  Я  думаю,  что  Бердяев  хочет  ска-зать,  что  мир  ему  не  нравится.  Так  я  понимаю  слово  чужд  в  данном  контексте.  Но  мир  так  разнообразен,  так  многогранен,  что  трудно  согласиться  с  огульным  его  отторжением.  Качество  мира,  а  в  сущности  речь  идёт  о  цивилизации,  определяет  государственность,  а  государствен-ность  определяется  формой  власти.  Власть  же  во  все  времена,  в  любой  её  форме  враждебна  населению,  ибо  она  определяет  его  экономическое  благополучие,  она  даёт  народу  и  хлеб,  и  зрелища.  «Я  мыслю  о  времени,  о  своей  эпохе,  о  ее  проблемах  и  о  ее  зле,  но  я  несвое-временный  мыслитель.  Я  нахожусь  в  совершенном  разрыве  со  своей  эпохой.  Я  воспеваю  свободу,  когда  моя  эпоха  ее  ненавидит,  я  не  люблю  государства  и  имею  религиозно-анар-хическую  тенденцию,  когда  эпоха  обоготворяет  государство,  я  крайний  персоналист,  когда  эпоха  коллективистична  и  отрицает  достоинство  и  ценность  личности,  я  не  люблю  войны  и  военных,  когда  эпоха  живет  пафосом  войны,  я  люблю  философскую  мысль,  когда  эпоха  к  ней  равно-душна,  я  ценю  аристократическую  культуру,  когда  эпоха  ее  низвергает,  наконец,  я  исповедую  эсхатологическое  христианство, когда  эпоха  признает  лишь  христианство  традиционно-бытовое».  Каждый  мыслящий  и  уважающий  себя  человек  не  любит  государство.  Такие  люди  были  на  протяжении  всей  истории  цивилизации,  как  и  во  время  Бердяева.  Не  люблю  государство  и  я.  Что  касается  религии,  так  это  личное  дело  Бердяева,  и  мне  безразлично.

06.06.02. *
Всё  надеюсь,  что  нога  заживёт  и  не  гуляю.  Яковлев  мог  бы  выкупить  необходимое  количество  квартир  для  пострадавших.  Ещё  помню  в  техникуме  нам   приводили  пример  обрушения  перекрытий  в  одной  из  школ  на  В. О.,  так  там  нашли   виновных  строителей  и  наказали.  А  здесь  разводят  руками  и  вынуждают  остальных  жителей  испытывать  постоянный  животный  страх.  Пришвин:
«С.354: Наконец-то  понял  я  всё,  что  делаю:  я  раскрываю  душу  своей  матери  (Природы),  в  этом  и  есть  моя  сила  и  моё  счастье.  Годы  мои  проходят,  но  я  не  беднею  от  этого.  Мне  хотелось  бы,  чтобы  так  было  бы  и  до  конца:  все  мои  годы  пройдут,  а  мне  станет  лучше,  чем  было.  И  смерть  моя  стала  бы  новым  моим  рождением.  Художество – это  понятный  разговор  о  непонятных  вещах
».  Никит. II: 1859 г., С. 91: Он  (М. Н. Катков)  едет  в  Берлин.  Получив  в  канцелярии  министра  бумагу  для  получения  золота,  он  простился  со  мною,  чтобы  отправиться  в  казначейство.  Кстати  о  золоте.  Его  совсем  нет  в  обращении  и  очень  мало  в  казне;  поэтому  его  с  большими  затруднениями  выдают  следующим  за  границу.  Курс  на  наши  деньги  за  границею  страшно  упал,  и  здесь  золотой  полуимпериал  стоит  6 рублей  20 коп.  и  более.  Главное  затруднение, – где  достать  людей  и  довольно  талантливых,  и  довольно  благородных,  и  довольно  благоразумных,  которые  поняли  бы,  что  среди  современных  стремлений  можно  и  должно,  не  склоняясь  ни  в  ту,  ни  в  другую  сторону,  твёрдо  стоять  на  почве  собственных  бескорыстных  убеждений;  что  нам  ещё  рано  думать  о  радикальных  переворотах;  что  много  хорошего  ещё  возможно  на  постепенном  пути  к  ним,  что  наша  безалаберность  и  политическая  незрелость  ещё  не  в  состоянии  теперь  же,  сейчас,  вынести  полного  разрыва  с  сильною,  сосредоточенною  властью?»  Похоже,  в  России  всегда  были  проблемы  с  валютой,  никто  не  признавал  российские  рубли,  требовали  чистое  золото.

07.06.02. *
Присутственный  день.  Приезжала  Ванда.  Пили  водку, от  которой  потом  сильно  клонило  в  сон.  Записал  первый   концерт  Чайковского.  Насколько  раньше  он  представлялся  мне  грандиозным,  настолько  же  он  потерял  в  моём  мнении  после  знакомства  с  концертами  Бетховена,  Шопена,  Грига.
  Пришвин: «С.355: Ещё  я  думал  этой  ночью,  что  сила  числа,  как  у  нас  это  поняли,  непобедима,  потому  что  она  основана  на  любви  к  жизни:  соединились  все,  кто  хочет  есть,  пить,  учиться  и  достигать  счастья.  С  одной  стороны,  непобедимая  ничем  власть  Числа  (размно-жение),  с  другой – тоже  непобедимое  стремление  человека  быть  личностью  встречаются  и  силою  своего  выражения  дают  характер  эпохи».  Я  думаю,  автор  хотел  оценить  значение 
подавляю-щего  большинства Б-ев, С.260: «Мы  по-разному  осмысливаем  опыт  гуманизма.  Моя  постановка  проблемы  человека  совсем  иная,  чем  у  католиков-томистов  или  протестантов-бартианцев».  Поле-мизируя  с  попами  иного  толка,  Бердяев,  тем  не  менее,  обращается  ко  всему  мировому  сооб-ществу,  хотя  в  этом  сообществе  добрая  половина  атеистов,  другая  половина  язычников,  а  про-чие  вовсе  мусульмане.  Естественно,  что  его  религиозные  изыски  не  разделял  и  Мережковский.  Очень  хорошо  сказал  мудрец:  "Чтобы  создать  новую  религию,  надо  быть  распятым".  А  из  кабинета  новую  религию  не  создашь.  Всякого  рода  протестанты – не  новые  религии,  это  секты,  приспособленные  под  интересы  отдельного  государства.  С.262: «Мои  друзья  католики  в  конце  концов поняли,  что  меня  нельзя  считать  выразителем  православной  церковной  мысли,  что  меня  следует  рассматривать  как  индивидуального  христианского  философа».  Я  не  вижу  в Бердяеве  христианского  философа  постольку,  поскольку  у  него  нет  специального  труда,  посвященного  данному  вопросу.  У  него  нигде  не  явлены  ни  pro,  ни  contra,  ни  сравнения,  ни  сопоставления;  он  просто  вырвал  Иисуса  Христа  из  контекста  Библии  и  называет  это  новой  религией.

08.06.02. *
Ходил  смотреть  помещение  на  ул. Веры  Слуцкой.  Много  времени  потратил  впустую  в  виду  полного  отсутствия  сообразительности.  С  санаторкой  выходит  заминка. 
Пришвин:
«С.359: Если  я  чувствую  согласие  своего  духа  с  народом,  то  я,  конечно,  только  радуюсь  и  не  завидую  гению.  Как  дитя  своего  народа,  я  знаю:  в  народном  организме  в  момент  великого  напряжения  всегда  находится  щелка,  через  которую  радужным  пузырём  выдувается  гений.  В  метро  мне  сунули  газету,  я  прочитал,  что  2 сентября  в  5:45 утра  Гитлер  повёл  германские  войска  на  Польшу,  что  Англия  и  Франция  объявили  всеобщую  мобилизацию.  И  когда  я,  потрясённый,  поражённый,  поднял  голову,  меня  встретили  горящие  глаза,  понимающие  моё  душевное  состояние».  [«Так  поступила  и  эта  женщина.  Я  услыхал  только  "Вырица"  и  увидел  червонец.  Я,  естественно  выбил  один  билет  и  дал  полную  сдачу,  которую  она  взяла  нимало  не  сумняшеся.  Через  некоторое  время  она  вернулась  с  мужем  и  сыном.  От  их  возмущённого  крика  содрогался  кассовый  зал,  а  от  слов,  которые  мне  пришлось  выслушать  в  свой  адрес,  даже  я  покраснел.  Родители  нисколько  не  стеснялись  своего  ребёнка.  И  мне  даже  казалось,  что  он  чувствовал  их  правоту.  Оказывается,  им  нужно  было  три  билета.  В  этом  эпизоде  я  очень  жалел,  что  у  нас  нет  в  свободной  продаже  огнестрельного  оружия».  27.02.86. Идёт  двадцать  седьмой  съезд  КПСС.  Мощная  вспышка  критики  и  самокритики.  На  долго  ли?  Три  пуда  лет.  Всё  это  время  только  подготовка  к  жизни.  Будет  ли  жизнь,  не  знаю.  Может  быть,  это  и  есть  сама  жизнь?  Нет!  За  жизнь  нужно  постоянно  бороться,  а  я  жду,  что  произойдёт,  что  нового  преподнесёт  мне  она.  В  результате – полная  бездеятельность,  безынициативность,  лень  и – ничего.  Ничего  положительного,  чем  можно  похвалиться,  за  что  можно  похвалить.  Оправдание  одно,  если  это  может  служить  оправданием:  я  хотел  действовать,  мне  мешали.]

09.06.02. 
Ходил  на  почту  за  пенсией.  Вечером   слегка  поддали,  приходил  Лёша  Васильев.  И. П.  не  терпит  противоречий.  В  такие  его  минуты  приходят  на  ум  строки:  "Приятно  зреть,  как  он  упрямо, / Склонив  бодливые  рога, / Невольно  в  зеркало  глядится  / И  узнавать  себя  стыдится. / Приятней,  если  он,  друзья, / Завоет  сдуру – это  я…"  (
6 – 33)  Так  же  воет  Ильин,  выражая  своё  несогласие.
  Но  в  минуты  просветления  это  очень  интересный  собеседник.  Б-ев, С.263: «Но  перед  лицом  западных  христианских  течений  эпохи  я  все  же  чувствовал  себя  очень  "левым",  "мо-дернистом",  ставящим  перед  христианским  сознанием  новые  проблемы,  исповедующим  хрис-тианство  как  религию  свободы  и  творчества,  а  не  авторитета  и  традиции».  Приходится  воз-вращаться  к  уже  сказанному.  Протестанты  прежних  времён  не  отвергали  Писание,  но  трактовали  его  согласно  вновь  принятым  принципам.  Бердяев  же  говорит  о  чём-то  новом,  но  в  чём  эта  новизна?  Отвергая  Писание  и  ничего  не  предлагая  взамен,  он  гарантирует  себе  одиночество,  исключительность.  Но  в  этом  и  заключается  сущность  индивидуальной  веры.  Вера индивидуальна.  Приобщение  к  иной  вере  есть  насилие.  «И  католическая,  и  протестантская  мысль  были  захвачены  реакцией  против  гуманизма,  против  всех  веков  нового  времени».  Вера  в  творца,  в  создателя  отрицает  гуманизм  по  сути  изреченного.  Всякая  религия  антигуманна,  не  верит  в  человека,  низводит  его  до  уровня  раба,  овцы,  зомби.  О  какой  свободе  совести  может  идти  речь,  если  меня  ведут  не  по  моим  знаниям  и  убеждениям,  а  по  Писанию?  С.266: «В  спорах  он  не  находчив,  ему  не  приходит  в  голову  сразу  возражение,  оно  приходит  лишь  на  следующий  день».  Это  опять  про  меня:  силён  задним  умом,  тугодум.  И  что  удивительно,  играю  сильно  в  шахматы,  но  не  люблю,  потому  что  нахожу  красивое  решение,  когда  партия  уже  сыграна.  Но  не  считаю  это  недостатком,  своим  недостатком.  Есть  более  серьёзные.

10.06.02.
Народ  наш  всему  миру  продемонстрировал  свою  дикость  по  поводу  проигрыша  японцам.  Но  я  думаю,  ни  Лужков,  ни  же   начальник  ГУВД  Москвы  в  отставку   не  подадут.  Разбой  учинён,  как  после  взятия  Москвы  татарами,  и  никто  не  задержан.  Происхождение  символики  уходит  корнями   в  глубь  суеверий  и  дикости.  Тем  более  что  сегодня  наше  государство  уважения  не  за-служивает,  как  справедливо  заметил  Швыдкой.  Герб,  по  большому   счёту, – это   перо  в   носу,
  де Моз  доказывает,  что  первоначально  знаменем  служила  плацента.  Пришвин: «С.360: Лучшее  в  рус-ской  традиции, – скромность  при  тайном  сознании  силы,  вроде  того,  что  еду-еду  не  свищу,  а  наеду  не  спущу.  Решение  ждать  влияния  событий  на  писательскую  жизнь  и  писать.  Началась  великая  политическая  кутерьма:  сегодня  по  радио  сказали,  что  приехал  чрезвычайный  посланник  из  Румынии  в  Москву  и  сейчас  же  выехал  обратно.  Открывается  политика,  похожая  на  борьбу  двух  зверей.  Коварство  необычайное,  но  дипломатические,  военные  и  охотничьи  хитрости – явле-ние  обычное  между  зверьми.  Вот  чего  и  боится  наш  русский  человек,  когда  слышит  о  «друж-бе»  с  фашистами.  Декларация  Гитлера  в  Рейхстаге.  Похоже  не  на  мир,  а  на  новую  сторону  войны.  В  воздухе  висит:  война  или  мир?  Ждут  отставки  Чемберлена.
  [У  меня  не  хватило  напористости  преодолеть  противодействие.  И  я  обрёк  себя  на  бездействие.  Но  грядущему  поко-лению  грозит  нечто  худшее,  его  ожидает  паразитизм,  конечно  же,  в  большой  степени  подготов-ленный  нашим  бездействием.  Ты  заметил,  как  я  ловко  спрятался  за  всех.  Теперь  уже  не  я  один  виноват,  виноваты  мы  все  вместе.  Инсти-тут  экспериментальной  медицины  предполагал  директорство  И. И. Мечникова,  «…но  проученный  одесским  опытом  и  зная,  как  трудна  борьба  с  противодействиями,  возникающими  без  всякой  разумной  причины  со  всех  сторон,  я  предпочёл  поехать  за  границу  и  найти  там  себе  тихий  приют  для  научной  работы»  (1890 г.).] 

11.06.02. 
Я  ошибся,  начальник  ГУВД  подал  в  отставку,  но  её  не  приняли.  Теперь  думаю,  он  знал,  что  так  и  будет.
  Б-ев, С.266: «Но  меня  поражал,  отталкивал  и  возмущал  царивший  повсюду  в  Европе  национализм,  склонность  всех  национальностей  к  самовозвеличению  и  придаванию  себе  центрального  значения».  Хочется  скаламбурить:  национализм это  национальная  черта  каждой  нации.  Национализм это  прежде  всего  бескультурье.  Нация  определяется  не  по  ДНК,  а  по  принадлежности  к  национальной  культуре.  Булат  Окуджава  говорил:  "Мой  папа грузин,  моя  мама армянка,  а  я русский".  Здесь  национализмом  не  пахнет.  С.268: «У  меня  есть  настоящее  отвращение  к  национализму,  который  не  только  аморален,  но  всегда  глуп  и  смешон,  так  же  как  и  индивидуальный  эгоцентризм».  Поскольку  Вселенная  бесконечна,  то  каждый  человек  име-ет  право  считать  себя  центром  Вселенной,  но,  при  этом,  он  должен  учитывать,  что  рядом  нахо-дящийся  человек  тоже  претендует  и  с  тем  же  основанием  на  это  право.  Это  об  эгоцентризме.  Что  касается  национализма,  то  приведу  два  изречения.  Сократ:  "Я  не  грек,  я человек".  Дистервег:  "Моё  имя человек,  немец моё  прозвище".  А  социал-национализм  Гитлера  Бердяев  не  замечал.  С.269: «Мне  свойствен  органический  универсализм,  и  он  связан  с  моим  персона-лизмом.  Этот  универсализм  вполне  соединим  с  патриотизмом  и  народностью».  Очень  жаль,  что  в  связи  с  Бердяевым,  но  сразу  на  ум  приходят  два  изречения.  "Патриотизм последнее  прибежище  негодяев".  "Самодержавие православие народность".  Можно  извинить  блуждания  Бердяева  тем,  что  он  опять  был  окутан  туманизмом,  почему,  блуждая,  и  набрёл  на  эти  перлы.  Так  и  хочется  повторить:  "Такая  башка,  столько  в  неё  понапихано,  а  простых  вещей  не  понимает".  Ограждают  ли  нас  блуждания  предшественников  от  собственных  заблуждений?  Светочем,  гарантирующим  от  потёмок,  должна  быть  ясность  в  терминах,  в  определениях.

12.06.02.
С  точки  зрения  самопознания  Бердяев  и  глубже,  и  понятнее  Ильина.  Хоть  Ильин  и  призывает  к  простоте  изложения,  но  сам   использует  собственную  терминологию,  не  пытаясь  сопоставить  её  с  общепринятой.  Неприятно  то,  что  оба  они  опускаются  до  открытой  неприязни  друг  к  другу,  хотя  оба  симпатизировали  фашизму.  Зараза  атакует  со  всех  сторон:  на  ноге,  собственно,  можно  констатировать  появление  язвы,  на  руке  некий  кожеед  ничего  не  боящийся.
  Пришвин: «С.361: Человек,  который  замечает  свои  поступки  и  про  себя  их  обсуждает, – это  не  всякий  человек.  А  человек,  который  живёт  и  всё  за  собою  записывает, – это  редкость,  это  писатель.  Так  жить,  чтобы  оставаться  нормальным  и  быть  с  виду,  как  все,  и  в  то  же  время  всё  за  собой  замечать  и  записывать, – до  крайности  трудно,  гораздо  труднее,  чем  высоко  над  землёй  ходить  по  канату.  Барометр  опять  падает,  и  опять  болит  спина.  И  до  того,  кажется,  будто  и  в  душе  есть  тоже  спина  и  там  тоже  болит…  Но  я  видел  с  какими  чувствами  люди  идут  на  похороны  и  с  какими  на  свадьбу.  Вот  почему  с  первых  же  строк  своих  горе  своё  стал  я  оставлять  при  себе  и  делиться  с  читателями  только  своей  радостью.  Михал  Михалыч  постоянно  проливает  бальзам  на  моё  сердце.  Как  приятно  сознавать  единомыслие  с  таким  человеком!  [И  то,  что  не  хотящих  бороться  с  пресловутыми  противодействиями  много,  не  я  один,  не  утешает,  но  даже  угнетает.  Угнетает,  что  противодействия  сохранились  и  при  смене  капитализма  так  называемым  социализмом,  и,  наверное,  сохранятся  при  других,  более  прогрессивных  формациях.  Коллек-тивное  воспитание – это  не  только  и  не  столько  вместе,  но,  и  это  главное,  одинаково  ува-жительное  отношение  ко  всем  и  к  каждому.  Коллективное  воспитание  можно  осуществлять  и  в  семье.  Можно,  если,  проявляя  свою  индивидуальность,  члены  семьи  будут  сознавать,  что  рядом  живут  такие  же  индивидуальности,  жаждущие  проявить  себя  тоже.]

13.06.02. 
Был  некий  праздник.  Как  ёмок  наш  язык!  Праздновать – быть  праздным – ничего  не  делать – бездельничать.  Как  отчётливо  видно  на  этом  примере  превращение   белого  в  черное.  Пришвин:
«С.362: Сегодня  в  7 утра  по  радио  известие  о  германских  пушках  в  Финляндии.  Какой-нибудь  месяц  пройдёт,  оглянешься  на  себя  и  подумаешь,  каким  же  месяц  тому  назад  я  был  дураком.  Вот  и  теперь  быстро  жизнь  идёт  и  как  быстро  люди  умнеют.  Смерть – это  налог  на  живого  человека  в  пользу  будущей  жизни.  1940, С.364: –43°C  с  ветром.  В  лице  своём  каждый – гений,  но  трудно  добиться,  чтобы  лицо  это  люди  узнали.  Да  и  как  его  узнать,  если  не  было  на  земле  ещё  такого  лица.  С.369: Пошёл  в  лес.  В  полной  силе  весна  света,  и  голубеют  на  белом  снегу  следы  зверьков,  и  спускаются  лёгкие  пушинки  между  зелёными  стволами,  и  уже  не  «пинь-пинь»,  а  брачным  голосом  везде  распевают  синицы  и  овсянки  тоже  запели».  Человек  испыты-вает  подлинное  счастье  в  слиянии  с  Природой.  Б-ев, С.269: «Я  принадлежу  к  сравнительно  редким  людям,  для  которых  всякий  иностранец  такой  же  человек,  как  и  мой  соотечественник,  все  люди  равны,  и  в  своем  отношении  к  ним  я  не  делаю  никакого  различия  по  националь-ностям».  И  тут  не  соглашусь  с  Бердяевым:  все  люди  по  природе  интернационалисты.  Национа-листов  творит  государство,  власть.  «Я  не  националист,  но  русский  патриот».  Про  себя  скажу,  что  я – русский  по  принадлежности  к  русской  культуре  и  горжусь  тем,  что  являюсь  носителем  русского  языка.  По  большому  счёту  национализм  и  патриотизм – синонимы.  С.270:
 «За  25 лет  моей  жизни  на  Западе  я  часто  обращал  свой  взор  на  Россию,  и  именно  взор  на  Россию  из  Запада.  Это  давало  острое  чувство  сопоставления  разных  миров».  Человек  должен  путешест-вовать,  должен  знакомиться  с  различными  культурами,  чтобы  лучше  познать  свою.  Понятие  родина – инстинктивное,  ностальгия.  Понятие  отечество – интеллектуальное,  наживное.

14.06.02.
Присутственный  день.  С  Волошиновым  снова  затеваем  гуманитарную  помощь.  Хоть  таможню  нашу  изрядно  пошерстили,  однако  воруют  по-прежнему.  Чиновники   воруют,  а  инвалидам  запрещают  получать  помощь.  Швыдкой  констатирует,  что  у  нас  97%  кино  из  США.  Не  спорю,  но  я  смотрю  отдельные  фильмы,  которые  хоть  в  какой  то  мере  претендуют  на  сюжет  и  где  играют  герои,  которые  борются  со  злом  и  притом  не  истошно.  А,  поскольку  потребление  этой  дикой  продукции,  под  названием  «кино  из  США»,  идёт  и  идёт  успешно,  постольку  я  заключаю,  что  народ  у  нас  на  уровне  плебса  в  Древнем  Риме.  Что  с  него  взять!  Пришвин: «
С.373: Вот  как  помнится,  вот  как  влияет  на  жизнь  нашу  то,  что  с  нами  в  детстве  бывает» Как  сильно  на  себе  я  это  ощутил!  «С.375: Так  вот  отчего  все  бывают  так  глупы,  когда  говорят  о  любви:  оттого,  что  о  любви  говорят  лишь  в  меру  своего  опыта.  Речь  идёт  об  океане,  а  они  говорят  каждый  о  том,  что  мог  он  зачерпнуть  своей  личной  посудиной.  В  полдень  вышли  мы  все  с  собаками  на  улицу,  поглядели  на  землю:  пушки  везут,  и  сколько!  Поглядели  на  небо – всё  небо  закрыли  серебряные  птицы.  Не  до  красоты  нам  теперь,  но  всё-таки  утешение  какое-то  в  том,  что  хоть  знаешь,  на  что  уходит  наша  трудная  жизнь».  [Начиная  с  апрельского  пленума  1985 г.  происходит  революция,  так  как  налицо  все  её  признаки:  изменение  политики  и  проскрипции.  Энтузиазм – это  резонанс  общества  на  мысль  агитатора,  руководителя.  Если  мысль  несозвучна  настроениям  масс,  то  общество  застывает,  теряет  динамичность  и  становится лёгкой  добычей  шарлатанов,  паразитов  и  прочей  нечисти.  Анекдот:  «Ленин  показал,  как  надо  управлять  государством,  Сталин – как  не  надо.  Хрущёв  показал,  что  государством  может  управлять  всякий,  Брежнев – что  можно  вовсе  не  управлять.  Что-то  покажет  Горбачёв».  Народ  в  одно  и  то  же  время  является  носителем  высочайшей  мудрости  и  величайшей  глупости.]

15.06.02. 
Франк  предлагает  подзаработать,  а  я  уже  боюсь;  чего  боюсь – ответственности.  Погода  стоит  тяжелая:  постоянно   клонит  в  сон.  Приезжали  Егор  с  Анютой.  Мне  кажется  приятным,  что мы  можем  принять  и  накормить  гостей,  тем  более  родственников.  Хотя  Антонина  и  ворчит,  но,  по-моему,  тоже  довольна.  Если  философ  трудно  постигаем,  значит,  он  сам  ещё  не  вполне  овладел  предметом.  В  этом  плане  приятно  читать  Сократа  (Платона),  Сенеку,  Бердяева.  Ильин  утомителен,  а  первые  богословы,  те  просто  скука;  правда,  их  можно  понять  и  оправдать:  они  работали  как  бы  по  заданию,  выполняли  «социальный   заказ».
 Никит. II: 1859 г., С. 93: «Общественного  мнения  у  нас  нет,  да  едва  ли  оно  и  возможно;  что  толки,  какие  мы  ежедневно  слышим  и  читаем  в  журналах,  не  составляют  его,  и  т. д.  Это  говорил  граф  Адлерберг.  Ему  возражал  Муханов  и,  надо  сказать,  довольно  умно  и  удачно.  Откуда  набрался  этих  понятий  граф – не  понимаю».  Как  не  хотел  Никитенко  с  ними  работать,  но  государь  велел.  С. 94: «Заседание  наше  сегодня  не  состоялось,  потому  что  государь  позвал  к  себе  графа  Адлерберга  обедать.  Итак,  мир:  северная  Италия  полусвободна.  Наполеон  заключил  его,  никого  не  спросясь  и  без  всяких  посредничеств».  С. 95: «Я  желал  бы  быть  понят  друзьями  нашего  так  называемого  прогресса,  как  следует;  желал  бы,  чтобы  они  отдали  и  мне  справедливость».  Не  хочется  слыть  ретроградом.  С. 96: «Государь  в  личном  со  мною  объяснении  высказал  такие  благие  и  прекрасные  намерения,  что  это  решительно  возбудило  во  мне  надежды.  Но  если,  окруженный  людьми  ограниченными  и  своекорыстными,  он  обманет  мои  ожидания,  я,  по  крайней  мере,  останусь  чист  перед  своею  совестью:  она  не  станет  упрекать  меня  ни  в  малодушии,  ни  в  нерадивости.  Я  до  конца  пройду  путь,  который  считаю  правым».  Несомненно,  путь  его  совести  совпадёт  с  пожеланиями  императора.

16.06.02. 
При  Ельцине  говорили  о  150 млн.,  сегодня  Путин  говорит  о  145 млн.  своих  соотечественников.  Проблемы  были  всегда.  Настало  время,  что  на  них  стали  обращать  внимание.  Но  размер  проблем  не  тот,  и  силы  не  те,  что  могут,  но  не  противостоят  им.  Если  из  пятидесяти  человек  один  националист,  даже самый  крайний,  у  него  нет  шансов  провести  свою  точку  зрения.  Но  если  их  шестьдесят  на  три  тысячи,  когда  из  этих  трёх  тысяч  две  с  половиной – болото,  то  конфликт  неизбежен.
  Националист  умеет  выстраивать  баранов  в  ряды,  а  бараны  любят  ходить  за  вожаком.  [В  период  войн  и  революций  он  генерирует  гениев,  а  в  годы  мирного,  сытого  развития – выдвигает  дураков.  И  по  тому,  кто  стоит  у  власти,  можно  судить,  какой  период  переживает  государство.  Философские  концепции  создаются  с  целью  оправдания  взглядов  и  поступков  их  авторов.  В  зависимости  от  количества  последователей  концепция  становится  либо  течением,  либо  сектой,  либо  ничем.  Все  философские  взгляды  в  той  или  иной  степени  материалистичны.  Даже  самые  идеалистические  из  них  предполагают  элементарные  земные  блага.  07.03.86.  Одна  из  типичных  черт  России  прошлых  лет  и  сего  дня – это  непомерная  забота  о  фасаде  и  полное  или  почти  полное  забвение  внутренних  дел.  Примером  могут  служить  потёмкинские  деревни  в  XVIII в.  и  ВДНХ  в  ХХ в.  А  постоянные  диспропорции  в  развитии  нашей  экономики  не  требуют  комментария.  Не  успеет  воплотиться  в  жизнь  одна  идея,  как  ей  на  смену  грядёт  другая,  которую  ждёт  такое  же  забвение,  как  и  предыдущую.  А,  как  известно,  недоделанное  дело  хуже  не  начатого.  Застой,  если  не  кризис,  в  экономике,  оголтелый  бюрократизм  в  государстве,  равнодушие  в  народе.  Всё  это  я  вижу  с  первого  дня  сознательной  жизни  на  протяжении  вот  уже  почти  тридцати  лет..  Конечно,  хочется,  хочется  сильно,  чтобы  всё  изменилось,  но  нет  никакой  уверенности,  что  это  произойдёт.] 

17.06.02. 
Приезжали  внуки.  С их  родителями  опять  дискуссировали  по  поводу  их  глупости.  Бог  создал  человека,  дабы  отделить  его  от  животных,  они  же  стремятся  к  тому,  надеются  на  то,  что  будут  жить,  как  животные.  И  даже  постулат  бессмертия  не  выдерживает  критики:  либо  надо  перестать  рожать,  тенденция  к  чему  у  них  намечается  отчётливо,  либо  рано  или  поздно  наступит  перена-селение.
 Б-ев, С.272: «Атмосфера  Pontigny  была  очень  приятная,  культурный  уровень  очень  высо-кий.  Кормили  чудесно.  По  вечерам  были  игры  или  музыка  и  пение.  Бывало  много  элегантных  и  красивых  дам.  Ездили  на  автомобилях  осматривать  окрестности.  Это  было  культурное  буржу-азное  общество,  но  среди  него  бывали  некоторые  сочувствовавшие  коммунизму.  Кроме  собраний  с  докладами  и  прениями,  интересно  было  личное  общение,  были  новые  встречи  и  знакомства.  Было  общее  впечатление  жизни  в  довольстве  и  благополучии,  интеллектуальном  и  материаль-ном».  Спиноза  в  отличие  от  Бердяева  философствовал  в  условиях  прямо  противоположных,  но  выводы  его  были  гораздо  более  оптимистичны.  И  это  удивляет.  С.273: «Я  наблюдал,  что  фран-цузы  по  сравнению  с  нами,  русскими,  умеют  наслаждаться  жизнью,  извлекать  из  нее  максимум  приятного,  получать  удовольствие  от  вкушения  блюд  интеллектуальных  и – блюд  материальных».  Имея  в  виду  приведённый  вчера  отрывок,  понимаем,  что  речь  идёт  о  барах-господах.  Но  и  тут  я  имею  возражение:  "Французу  не  привидится / Во  сне,  какие  праздники, / Не  день,  не  два – по  месяцу / Мы  задавали  тут. / Свои  индейки  жирные, / Свои  наливки  сочные. / Свои  актеры,  музыка, / Прислуги – целый  полк!
"  (чI глV)  Сравнивать  же  веселие  населения  России  и  Франции  просто  некорректно.  Известно  всем,  что  в  России,  самой  богатой  стране  мира,  живёт  самое  нищее  население.  Так  было  при  Петре  и  Екатерине,  при  Александрах  и  Николаях,  при  большевиках  и  в  Новейшее  время.  Не  знать  это  Бердяев  не  мог,  не  имел  права  не  знать. 

18.06.02.
1:2:33.  «Когда  я  сел  есть  кашу  [манную],  часы  показывали  тысячу. – Действительно, время – деньги, – подумал  я».  Пришвин: «
С.377: Самое  злобное  хищное  существо  может  иметь  любовь  к  детям.  Так  неужели  же  и  это  называется  любовью?  (Любовь,  как  только  связь.)  Так  что  можно  заключить,  что  любовь  есть  одна,  как  нравственное  творчество,  а  любовь  как  только  связь  не  надо  называть  любовью,  а  просто  связь.  Вот  почему  и  вошло  у  нас  это  о  любви,  что  она  проходит:  потому  что  любовь  как  творчество  подменялось  постепенно  любовью-связью,  точно  так  же,  как  культура  вытеснялась  цивилизацией».  Мы  с  вами,  читатель,  что  культура  является  одной  из  составляющих  цивилизации,  её  лицо,  с  чем  согласен  и  автор.  «Литература,  искусство – это  выражение  лица  народа.  Я  люблю  тебя,  русский  народ,  я  люблю – значит,  ты  существуешь».  Никит. II: 1859 г., С. 97: «Был  у  Позена.  Туда  приезжал  киевский  губернский  предводитель  дворянства.  Оба  они  в  сильнейшем  негодовании  на  крестьянский  комитет,  который  отвергает  их  предложения.  Они  хотели  бы  обязать  крестьян  к  большому  денежному  вознаграждению  за  землю,  чего  комитет  не  хочет.  Говорят,  депутаты  намекнули  на  что-то  похожее  на  конституцию.  Но  государь  очень  спокойно  отвечал,  что  они  собраны  для  того,  чтобы  рассуждать  о  кресть-янском  вопросе,  и  должны  заниматься  этим,  а  не  посторонними  делами,  которые  до  них  не  касаются.  Князь  А. Ф. Орлов  выразил  свои  опасения,  что  освобождение  крестьян  может  навести  на  мысль  о  конституции,  и  что  государь  сказал: – Что  ж,  если  это  точно  будет  желание  России  и  если  она  к  этому  созрела, – я  готов!»  Степень  зрелости  народа  определяет  самодержец.  С. 98: «В  нём  (проекте)  слишком  сильно  говорится  о  невозможности  существования  Комитета  в  его  настоящем  виде,  следовательно,  он  оскорбителен  для  его  учредителей,  между  которыми  главный,  кажется,  был  Горчаков,  министр  иностранных  дел,  а  с  ним  очень  дружен  Муханов».

19.06.02.
Готовился  ко  встрече  с  Каратуевым.  Не  потеют  и  не  храпят  только  покойники.  В  этой  мысли  я  не  претендую  на  приоритет.  Кстати,  я  вообще  не  претендую  на  приоритет,  на 
know  how.
  Пришвин: 1941, «С.378: Истинной  радостью  может  располагать  только  тот,  кто  насыщен  готов-ностью  и  умереть  во  всякое  время.  С.379: Искусство  создано,  чтобы  заполнить  пустоту  между  жизнью  и  смертью».  Похоже,  что  и  М. М.  иногда  посещает  хандра.  Б-ев, С.273: «Бывали  и  люди,  очень  близкие  к  коммунизму,  коммунизм  был  одно  время  популярен  в  культурных  са-лонах,  но  никто  не  представлял  себе,  что  он  несет  с  собой  для  них  в  жизненной  практике.  Меня  это  раздражало».  Всех  прелестей  большевизма  Бердяев  не  испытал.  Он  не  умирал  от  голода,  как  Розанов,  он  не  сидел  в  лагере,  как  Флоренский,  где  и  помер.  Но  и  тех  пяти  лет,  которые  он  прожил  при  большевиках,  достаточно,  чтобы  понять  их  сущность.  Коммунистами  были  Теодор  Драйзер  и  Бернард  Шоу,  Ромен  Ролан  и  Жан-Поль  Сартр.  Эти  люди  были  очарованы  чистыми  идеями  коммунизма  и  не  видели,  во  что  большевики  превратили  эти  идеи.  С.277: «Чисто  интеллектуальная  среда  варилась  в  своем  соку.  Среда  профессионалов,  делавших  политику,  была  замкнута  в  себе,  поглощена  политической  игрой  и  оторвана  от  народной  жизни».  Власть  печётся  о  народе  ровно  столько,  сколько  необходимо  для  поддержания  порядка  и  получения  физически  полноценного  рекрута.  И  Бисмарк  заговорил  о  социальном  государстве,  потому  что  новобранец  пошёл  низкорослый  и  хилый.  Всё  остальное  время  власть  борется  за  удержание  власти  и  устранение  претендентов.  Если  говорить  о  науках  и  искусствах,  то  Западная  Европа  была  значительно  укреплена  в  этом  отношении  выходцами  из  России.  Бердяев  этого  мог  не  знать,  так  как  его  интересовали  сугубо  религиозные  проблемы. В  этом  плане  он  был  крайне  односторонен  и,  говоря  его  словами,  варился  в  собственном  соку.

20.06.02. * 
Оказался  день  рождения  Юры  Цветкова.  Сказал  неосторожное  слово  Юре  Гайдукову  и  он  оби-делся.  Был  на   приёме  у  Каратуева. 
Пришвин: «С.382: Юмор – это  орудие  в  борьбе  с  пошлостью.  Мне  казалось  всегда,  что  препятствия  времени  именно  и  являются  испытанием  личности,  и  если  ты  не  смог  перепрыгнуть  через  препятствия,  то  вини  только  себя.  С.383: Написано  при  воспоминании  виденного  в  Загорске:  очень  древний  священник  с  большой  седой  бородой,  сгорбившись,  шёл  по  улице,  вокруг  него  бесилась  куча  мальчишек,  прыгали,  бросали  в  старика  грязью  и  всё  кричали  на  него:  "Поп,  поп,  поп!"  Он  шёл  молча,  сгорбившись,  и  только  уж  когда  грязь  попадала  ему  в  лицо,  крестился,  поднимал  голову  и  повторял  вовсе  незлобиво:  "Ах,  деточки,  деточки!"»
 [Если  застой  в  экономике  можно  преодолеть  с  помощью  эконо-мических  же  мер,  как,  например,  делает  это  капиталист,  то  бороться  с  бюрократией  можно  только  сверху.  А  верхам  это  не  выгодно.  Пользу  в  этой  борьбе  могут  видеть  только  отдельные  личности,  но,  как  известно,  отдельные  личности  не  в  состоянии  преобразовывать,  но  могут  только  указывать  пути  преобразований.  Бюрократия – это  лабиринт,  путь  в  котором  известен  только  его  создателям.  И,  наконец,  основой  равнодушия  является  сытость.  Говорят  о  нарушении  экономических  законов.  Нарушить  закон  нельзя,  можно  его  игнорировать,  тогда  он  проявляет  себя  с  неожиданной  стороны,  что  приводит  к  экономическому  кризису,  если  закон  экономический,  или  к  аварии,  если  закон  физический.  Нельзя  путать  качество  строительства  с  качественными  характеристиками  жилья.  Низкая  квартплата – низкая  зарплата  строителя – низкое  качество  жилья.  А  нет  качества – нет  прибыли.  Некто  на  заводе  им. Лихачёва  (прежде – им. Сталина),  слесарь,  в  честь  открытия  съезда  выполнил  дневную  норму  на  180%  и  взял  обязательство  работать  в  таком  темпе  всё  время,  пока  работает  съезд. – Это  ли  не  пуля! – сказала  бы  моя  тёща.] 

21.06.02. 
Присутственный  день.  Получил  предписание  освободить  помещение  к  28.06.02.  В  противном  случае  насильственное  выселение  с  принудительной  оплатой  (конфискацией).  Если  одна  и  та  же  мысль приходит  независимо  в  несколько  голов  порядочных  людей  в  различное  время,  значит,  это  и   есть  здравый  смысл.  Макаров  хочет  въехать  в  рай.  Это  один  из  высоких  работников  104-го  ящика.  Я  пытался  заинтересовать  его  сотрудничеством,  благо  он  функционирует  в  Пушкине.  Но,  как  и  все,  он  не  хочет  ничем  рисковать,  то  есть,  сначала  дайте,  а  там  посмотрим.
 Б-ев, С.279: «Эту  большую  силу  злой  воли,  этот  прогресс  в  зле  я  видел  на  протяжении  всей  своей  жизни».  Двадцатый  век  породил  правителей,  которые  не  считали  нужным  скрывать  звериную  сущность  власти.  Для  удержания  масс  в  повиновении  были  применены  новые  идеологические  принципы,  которые  явились  полноценной  заменой  религии.  Толпа  была  поражена  идеями  национализма/патриотизма  и  превосходства.  К  ногам  толпы  обещали  положить  весь  мир.  Поскольку  мир  был  один,  а  претендентов  несколько,  война  оказалась  неизбежной,  но  её  никто  не  боялся.  С.282: «Русские  самый  общительный  в  мире  народ,  как  я  уже  говорил.  У  русских  нет  условностей,  нет  дистанции,  есть  потребность  часто  видеть  людей,  с  которыми  у  них  даже  нет  особенно  близких  отношений,  выворачивать  душу,  ввергаться  в  чужую  жизнь  и  ввергать  в  свою  жизнь,  вести  бесконечные  споры  об  идейных  вопросах».  Я  думаю,  что  так  можно  характери-зовать  подавляющее  большинство  (98.6%)  населения.  Розанов  приписывал  такие  качества  не  только  русским,  но  и  евреям.  Здесь  сказывается  одинаковое  вековое  угнетение  этих  народов.  Но  евреи  могут  плакаться  только  на  трезвую  голову,  а  русскому  необходимо  выпить  для  храбрости.  Что  касается  идейных  вопросов,  то  Бердяев  как  русский  раскрылся  здесь  во  всей  своей  полноте  и  огорчается,  что  его  плохо  слушают.
  В  эмиграции  он  был  одинок.

22.06.02.
Макаров  блестяще  объяснил  и  показал,  что  законная  деятельность  в  России  просто  невозможна,  но  он  рассуждал  с  точки  зрения  мазурика.  Пришвин:
«С.384: Весна  перестоялась,  всюду  в  лесах  нетронутые  глубокие  снега,  и  только  где-то  кто-то  видел  на  каком-то  дереве  грачей.  Воробьи  битком  набились  в  этот  след  человека,  купались,  брызгались  синими,  красными  и  радужными  каплями,  доставали  себе  что-то,  выпрыгивали.  Другие  вслед  за  ними  спускались  в  подвал,  дрались,  смеялись,  чирикали,  хохлились,  ходили  по  снегу  задиристо  петушками.  На  мгновение  даже  радуга  вспыхивала  в  брызгах».  [И  ещё  один  пример  работы  по-новому.  Все  основные  документы  перепечатаны  всеми  центральными  газетами  дважды  и,  кроме  того,  изданы  отдельными  брошюрами.  Исключение  составляет  Политический  доклад,  в  газетах  он  напечатан  один  раз.  Зато  трижды  напечатан  материал  по  Основным  Направлениям:  проект,  доклад  Рыжкова  и  собственно  Направления.  27.03.86.  Эксперимент!  Хочу  попробовать  вспоминать  не  по  течению  времени,  а  против.  Оправдание  вижу  в  том,  что  достовернее  воспроизвести  события  недавние,  нежели  «дела  давно  минувших  дней».  Итак,  сегодня  состоялось  собрание  по  поводу  сокращения  штатов.  Мы,  то  есть  Октябрьская  ж/д,  переходим  на  Белорусский  метод  работы.  Это  значит,  что  мы  должны  сократить  численность  работающих  на  25%,  чтобы  нам  прибавили  зарплату  на  25 – 20%.  Легко  расстаться  с  лодырем  и  пьяницей,  но  задача  усложняется,  если  работник  хороший,  но  «малостажный»,  если  выполняет  план,  скажем,  не  на  125,  а  на  120%.  Здесь  обнаруживается  явное  противоречие  с  гуманными  началами  социализма.  Естественно  сокращать  ставки  по  мере  разнопричинного  увольнения  работников,  нежели  увольнять  по  мере  сокращения  ставок.  Кандидатуры  на  увольнение  были  предложены  собранию,  однако  были  и  предложения  из  зала.  Была  названа  и  моя  фамилия.] 

23.06.02. 
Что-то  отмечали.  Встреча  с  Макаровым:  он  предлагает  работать  прямо  через  р/с  ДСИ.  Если  согласиться   на  это,  что,  по-видимому,  неизбежно,  опять  начнётся  ответственность,  к  которой  я  не  приучен.  Пришвин:
«С.385: И  надо  было,  чтобы  Вы  (Алексей  Максимович)  много  раз  в  своих  письмах  называли  меня  "сын  любимейший  своей  матери-земли",  чтобы  я  почувствовал  необходи-мость  раскрыть  в  себе  значение  этих  повторяемых  и  стираемых  слов.  С.386: Снег  валит  и  валит.  Коты  дерутся  на  крышах,  оставляя  глубокие  следы.  Но  снег  сейчас  же  вновь  закрывает  их.  Надо  бы  ехать  на  охоту  в  Малеевку,  но  снег,  и  не  хочется.  А  бывало,  раньше  я  обращал  ли  внимание  на  снег?»  Б-ев, С.283: «В  общении  (у  французов)  есть  большая  условность,  условная  вежливость  и  любезность.  Французы  любят  говорить  комплименты  и  очень  трудно  различить  их  настоящие  чувства.  У  них  совсем  нет  русской  душевности».  Сказывается  личная  свобода,  кото-рая  побуждает  уважать  права  на  свободу  других;  повышаются  моральные  нормы,  что  сказыва-ется  на  общении  друг  с  другом;  каждый  старается  показать,  что  он  не  претендует  на...  и  не  хочет,  чтобы  его...  Но  с  другой  стороны  улучшается  атмосфера  такта,  целомудрия,  создаются  предпосылки  для  обретения  внутренней,  интеллектуальной  свободы  побуждающей  к  самоанализу,  творчеству,  просвещению.  «Русские  всегда  считают  себя  призванными  быть  нравственными  судьями  над  ближними.  Русские  очень  легко  чувствуют  себя  грешниками  и  из  всех  народов  земли  они  более  всех  склонны  к  покаянию».  Сказывается  рабство  не  только  физическое,  но  и  духовное.  Русский  обязан  был  регулярно  исповедоваться,  это  вошло  в  привычку.  Исповедь  идёт  обруку  с  покаянием.  Вино  способствует  покаянию  со  слезой  и  битием  себя  в  грудь.  Пожалуй  действительно,  такое  не  встретишь  ни  в  каком  другом  народе.  Что  удивительно,  но  этот  ритуал  имеет  место  и  в  настоящее  время,  когда  причины,  его  вызвавшие  уже  давно  забыты.

24.06.02. 
Троицу  отмечали  порознь.  Без  юристов  мы  беспомощны.  Юристов  тьма,  но  все  они  хотят  сразу  и  много,  ещё  не  став  юристами.  Природа,  несмотря  на  свою  пышность,  очень  экономна:  для  выражения  горя  и  радости  используются  одни  и  те  же  мускулы  лица.  Насилие  и  любовь  должны  дополнять  друг  друга,  а  не  блуждать  каждые  сами  по  себе.
 Никит. II: 1859 г., С. 99: «Муханов  и  Тимашев  сильно  озлоблены  против  литературы,  особенно  против  так  называемой  обличительной  литературы,  последними  выходками  её.  Они,  кажется,  расположены  к  самым  жестким  мерам.  Муханов  на  мои  возражения  заметил,  что  во  мне  виден  литератор, – впрочем,  весьма  любезно,  шутя».  Злобно  лают  на  литературу  шавки,  а  натравливает  их  псарь.  С. 100: «Всякая  революция  нехороша,  но  нет  ничего  хуже,  как  революция  ускоренная,  преждевременная.  Она  опасна,  как  преждевременные  роды.  У  меня,  может  быть,  не  меньше  ненависти  к  дес-потизму,  бесправию  и  всякому  произволу,  как  у  любого  из  красных,  но  они  только  ненавидят,  а  это  мало – надо  действовать.  Заседание  у  министра  народного  просвещения  по  делу  о  слиянии  Комитета  по  делам  печати  с  Главным  управлением  цензуры.  Присутствовали:  министр,  Ти-машев,  граф  Адлерберг  и  я».  Нельзя  ненавидеть  того,  кто  кормит  и  время  от  времени  чешет  за  ухом.  С.104: «Министр  объяснил  мне,  как  произошло  отделение  цензуры  от  министерства  народного  просвещения.  Это  инициатива  самого  государя,  а  не  внушение  графа  С. Г. Стро-ганова».  Странно  звучит:  народное  просвещение,  когда  народ  сплошь  безграмотен.  1860 г., С. 105: «Я  был  под  гнётом  таких  физических  страданий,  которые  не  раз  приводили  меня  к  мысли,  что  для  меня  уже  всё  кончено,  что  ещё  один  толчок,  и  я  буду  переброшен  туда,  откуда  уже  нет  возврата  и  куда  обыкновенно  так  не  хочется  идти  всему  живущему».  Это  первый  старческий  ропот,  а  ему  ещё  нет  шестидесяти.  Так  что  я  ещё  о-го-го.

25.06.02.
Я  думал  летом  совершить  «колоссальный  бросок  вперёд»,  а  судьба  распорядилась  по-своему:  то  погода  не  такая,  то  она  не  может,  а  может  быть,  не  хочет.  Собственно,  получается  хорошо,  когда  обе  стороны  стремятся  к  общей  цели.  Молодость  любит,  не  помышляя  о  Боге,  но  выполняя  своё  природное  назначение:  продолжение  рода.  Только  благодаря  глупости  молодость  идёт  на  это.  Сколько  мудрых  поговорок  сказано  на  эту  тему.  Поговорки  говорят  старики.  Там,  где  любовь  подменяют  Богом,  и  родилось  это  направление – педофилия.  Попы  и  монахи,  лишённые  естественных  потребностей,  пошли  по  пути  извращения  любви.  В  сущности,  так  же  поступали  и  самцы  животных,  занимающих  низшие  ступени  иерархии.
 Б-ев, С.283: «Мне  всегда  было  легче  говорить  в  обществе,  чем  с  глазу  на  глаз».  Как  я  уже  говорил,  я – человек  общественный,  поскольку  воспитывался  в  детском  доме  в  условиях  социализма.  В  детском  коллективе  соблюсти  одиночество  было  невозможно,  но  мне  это  в  определённой  степени  удавалось.  Я  много  читал  и  интересовался  жизнью  водных  животных.  Поэтому  меня  всегда  можно  было  найти  либо  на  постели  с  книгой  в  руках,  либо  на  мостках  над  прудом,  если  позволяла  погода.  Но,  тем  не  менее,  я  люблю  беседовать  "с  глазу  на  глаз",  если  собеседник  соответствует  моему  культурному  уровню  или  выше.  Последнее  время  больше  слушаю,  чем  говорю.  С.284: «Я  непримирим  к  врагам  свободы».  А  кто  враги  свободы?  Ну,  власть это  понятно,  она  враг  свободы  по  определению.  Но  можно  ли  считать  врагами  свободы  тех,  кто  просто  её  не  хочет?  Я  не  хочу  пельмени  с  уксусом,  но  я  не  враг  этому  блюду.  Не  будем  же  мы  именовать  врагом  свободы  тюремщика,  находящегося  на  государственной  службе.  И  не  правы  были  революционеры-террористы,  убивавшие  государственных  служащих,  которые  после  революции  по-прежнему  верой  и  правдой  служили  новой  власти.

26.06.02. 
По  обоюдному  согласию  решил,  что  до  150 гр.  не  считается.  Обоюдное  согласие  было  достигнуто  между  моим  внутренним  и  внешним 
Я.  Внутреннее  Я  пыталось  меня  урезонить,  но  его  аргументация  показалась  мне  неубедительной.  Сейчас  проблема  только  в  сохранении  имуще-ства.  Макаров  утверждает,  что  в  Пушкинской  Администрации  меня  хорошо  помнят  и  не  любят.  Я  сомневаюсь,  никому  до  меня  дела  нет.  Бесспорно,  я  не  прав   в  том,  что  с  революцией  хотел  бороться  революционными  методами.  И  этот  настрой  ощущаю  в  себе  до  сих  пор.  Проклятое  воспитание.  А  с  другой  стороны,  такое  отношение  показывает,  что  на  прежних  местах  остались  прежние  люди.
  Пришвин: «С.387: Всюду  обсохли  следы  вчерашнего  дождя,  только  блестела  кап-лями  одна  немолодая  берёзка  при  дороге.  Это  проезжий  сломил  с  неё  прутик,  чтобы  подсте-гнуть  свою  лошадь  усталую  на  грязной  дороге.  Теперь  из  поломанных  веток  капал  берёзовый  сок,  разбегался  по  сучкам,  останавливался  каплями  на  конечных  острых  зеленеющих  почках.  Живительный  сок,  нагнетаемый  корнями,  вытекая  из  ран,  разукрасил  всё  деревцо  бриллиантами,  и  оно  далеко  сверкало  среди  волнистых  зеленеющих  полей.  Слава  богу,  мне  в  церковь  не  нужно  ходить:  всё  лучшее,  что  люди  в  церкви  находят,  дано  в  нерукотворной  природе».  [Это  сделала  Т. П. Незнамова,  старший  билетный  кассир,  ненавидит  меня  лютой  ненавистью.  Причина  в  том,  что  я  постоянно  подчеркиваю  и  высмеиваю  её  животный  консерватизм.  Хотя,  должен  признаться,  меня  следовало  бы  уволить  в  первую  очередь.  Не  за  то,  что  плохо  работаю,  а  за  то,  что  работаю.  Ведь  я  не  имею  права  работать  и  получать  пенсию  по  второй  группе  одно-временно.  08.04.86.  Умерла  моя  тёща,  Устинья  Осиповна  Соловьёва.  Случилось  это  29.03. между  23 и  24  часами.  Родилась  она  в  1913 г., 15.10.  Похоронили  её  на  Кузьминском  кладбище  г. Пушкина,  довольно  далеко  от  её  родины.  Умер  пожилой  человек,  а  без  него  стало  труднее.]   

27.06.02.
Прощать  следует  по  двум  причинам:  если  источник  зла  пресечен  окончательно,  если  хочешь,  чтобы  и  тебя  простили.
 Б-ев, С.284: «Горький  опыт  убедил  меня, что  люди  вообще  плохо  пони-мают  друг  друга  и  плохо  вслушиваются  в  то,  что  говорят  друг  другу».  Я  тоже  имел  такой  опыт и  тоже  отрицательный.  Этот  опыт  убедил  меня  в  том,  что  общественную  работу  плодотворно  можно  проводить  только  персонально.  И  сегодня  можно  убедиться  в  том,  что  за  руководящую  должность  люди  бьются  до  смерти.  Я  в  своё  время  удивлялся,  почему  муравьи  тащат  жертву  в  разные  стороны,  но  та,  тем  не  менее,  продвигается  в  сторону  муравейника.  Действующих  на  общественном  поприще  должно  быть  много;  как  сказал  некто,  в  общественной  деятельности  не  может  быть  конкуренции.  Общественная  организация,  не  выполняющая  своего  функционального  назначения,  обречена  на  исчезновение.  Мы  не  берём  в  расчёт  организации  типа  "Рога  и  копыта".  «Личность  другого  всегда  остается  для  нас  почти  непроницаемой  тайной.  Любовь  есть  опыт  проникновения  в  эту  тайну,  но  тайна  уходит  в  большую  глубину.  И,  может  быть,  это  так  и  нужно».  "Чужая  душа потёмки", гласит  народная  мудрость,  и  то,  что  сообщил  нам  Бердяев,  нас  не  удивляет.  Важно  заметить,  что  параллельно  гласному  диалогу  идёт  немой  диалог,  из  которого  только  некоторый  вопросы  бывают  озвучены.  Этот  немой  диалог  никогда  не  бывает  известен  сторонам  до  конца,  но  содержание  которого  может  отразиться  в  поступках.  Любовь,  действительно,  побуждает  к  предельной  откровенности.  Но  и  эта  откровенность,  порою,  приводит  к  непредсказуемым  результатам.  Прежде  чем  пытаться  проникнуть  в  чужую  душу,  познать  её,  гораздо  полезнее  познать  самого  себя.  Как  поздно  я  понял  это!  "Люди,  которых  понимаешь  сразу,  люди  без  остатка – неинтересны.  Человек  должен  вмещать  в  себя,  по  возможности,  всё,  плюс – ещё  нечто"  (Максим  Горький,  советский  писатель).
 

28.06.02.
Присутствовали  Боря  и  Черепанов.  Все  вопросы  остались  открытыми.  И  не  лежит  у  меня  душа  к  помещению  на  Марата:  больно  далеко.
  Нахожусь  на  распутье,  не  знаю,  что  делать.  А  как  говаривал  Балтазар  Грассиан,  если  не  знаешь,  что  делать,  ничего  не  делай.  А  этому  мудрецу  следует  доверять.  В  первый  раз  говоря  «люблю»,  я  чуть  не  умер  от  волненья,  а  теперь  в  любви  объясняются  с  экрана  TV.  Я  не  имею  в  виду  художественные  произведения.
 Никит. II: 1860 г., С. 108: «Образ  мыслей  графа  Панина  известен.  Он  постоянно  противодействовал  всякому  успеху  умственному,  вещественному,  юридическому  и  вообще  всякому.  Его  привыкли  считать  первым  на  поприще  тьмы,  безгласия,  безнравия  и  прочих  подобных  прекрасных  дел».  Такие  люди,  подобно  Пифагору  хотели  сделать  знания  уделом  избранных.  С. 109: «И  всё-таки  я  не  могу  расстаться  с  мыслью,  что  среди  всей  этой  страшной  путаницы,  неурядицы  и  бестолковщины  человеческой  жизни  есть  что-то  доброе  разумное,  примиряющее  и  покоющееся  на  прочных  основах…»  Это  и  есть  эволюция.  С. 110: «Так  называемые  радости  суть  призраки.  Одни  страдания  серьёзны  и  существенны.  В  судьбе  человеческой  так  много  нелепого,  или,  лучше  сказать,  так  всё  нелепо,  что  разум,  желающий  это  объяснить,  должен  прийти  в  отчаяние.  У  Чернышевского  есть  ум,  дарование,  но,  к  сожалению,  то  и  другое  затемнено  у  него  крайнею  нетерпимостью.  Он,  на  беду  себе,  считает  себя  первым  умником  и  публицистом  в  Европе».  И  тем  не  менее,  никто  не  осмелился  поставить  себя  рядом  с  ним.  С. 113: «Вчера  был  публичный  диспут  между  профессорами  Костомаровым  и  Погодиным.  Один  защищал  происхождение  Руси  из  Литвы  (Жмуди),  другой  из  Скандинавии.  По  поводу  этого  диспута  князь  П. А. Вяземский  разрешился  следующей  удачной  остротой:  «Прежде  мы  не  знали,  куда  идём,  а  теперь  не  знаем  и  откуда».  Вяземский умница,  он  ещё  не  остыл,  ум  его  ещё  пылал.

29.06.02.
Насколько  разные  люди:  в  банке  отнеслись  с  пониманием,  а  в  Пушкине  скрипят  зубами.  С  то-чки  зрения  целомудрия  человек  представляет  собой  сферу,  уплотняющуюся  к  центру.  Чем  боль-ше  область  непроницаемости,  тем  порядочнее  человек.  Прозрачный  человек – плохой  человек.  Прозрачность – это  честность  в  публичной  деятельности.  Прозрачность  человека  и  прозрачность  публичной  деятельности – это  разные  понятия. 
Б-ев, С.285: «В  громком  чтении  я  с  особенной  остротой  почувствовал  своеобразие  и  особенность  русской  литературы,  отражающей  русскую  стихию». "Громкое  чтение" практиковалось у  нас  в  д/д,  нам  часто  читали  М. А. Гладилина  и  М. И. Кмита.  Таким  образом  я  впервые  узнал  В. Гюго,  "Отверженные"  и  Э. По,  "Инквизиция".  Пришлось  и  мне  лично  выступить  на  этом  поприще.  В  возрасте  8 лет,  в  санатории  в  Ушкове,  я  читал  такой  же  аудитории,  как  я,  Жюля  Верна,  "Пятнадцатилетний  капитан".  Это  забыть  нельзя.  Чтение  развивает  воображение,  я  сам  себе  режиссёр.  И  в  преклонном  возрасте  говорю,  что  несмотря  на  высокий  уровень  нашего  кинематографа,  я  предпочитаю  читать.  С.287: «Дух  времени,  обоготворенный  Гегелем,  в  сущности,  всегда  заключает  в  себе  обманное  и  злое  на-чало,  потому  что  время  в  известном  смысле  есть  обман  и  зло.  Время  в  человеке,  а  не  человек  во  времени».  До  чего  приятно  читать  древних  философов!  Мысли,  излагаемые  ими,  не  только  поучительны,  но  предельно  просты  и  ясны.  Бердяев  же,  как  будто  поставил  перед  собой  цель  писать  так,  чтобы  прочесть  и  понять  правильно  было  невозможно.  Всё  приведённое  изречение  в  целом  представляется  мне  как  белиберда,  и  отдельные  словосочетания  (синтагмы)  не  вразумительны.  Я  не  могу  и  близко  поставить  Бердяева  рядом  с  Сенекой.  Собственно,  сквозь  туман  проступают  мысли  давно  известные  и  выраженные  проще  и  яснее.
  Возможно,  Бердяев  за  то  и  боготворит  Гегеля,  что  тот  выражался  тоже  довольно  тяжеловесным  языком.

30.06.02.
День  по  канцелярии  был  неудачным.  За  пределами  интимной  и  частной  личной  жизни  человека  подавляющая  часть  социальных  контактов  приходится  на  чиновников.  Вольтер  говорил,  что  лег-ко  любить  человечество,  но  трудно  любить  ближнего.  Тогда  на  Земле  проживало  не  более  500 млн.  Теперь – 6.5 млрд,  и  я  говорю,  что  легче  любить  ближнего,  чем  человечество.  Природа  уже  ополчилась  на  него.
  [Может  быть,  это  и  временные  трудности,  но  они  есть,  и  их  надо  преодолевать  всем  нам.  Тонечка  убивалась  очень,  но,  кажется,  стала  приходить  в  норму.  О  Димке  не  скажу  ничего,  внешне  спокоен.  У  меня  это  шестые  похороны.  Пётр  Иванович  Ефимовский,  отчим,  апрель  1962 г.;  Вадим  Михайлович  Серебряков,  муж  моей  тётки,  зима  1975  или  1976 г.;  Владимир  Павлович  Лавренюк,  кум  моего  кума  Аркадия,  14.06.79.;  в  этом  же  году  в  ноябре – мой  брат  Василий;  Владимир  Иванович  Хочков,  мой  хороший  приятель,  март  1985 г.  И  вот  теперь  тёща.  Устинья  Осиповна  носила  в  себе  много  здравого  смысла  и  народной  мудрости.  В  меру  сердилась,  но  быстро  отходила.  Единственное,  что  я  ей  в  упрёк  ставлю – это  непомерная  забота  о  внуке,  даже  перед  смертью,  несмотря  на  его  по  отношению  к  ней  крайнюю  грубость  и  неблагодарность.  Хотя  и  её  и  его  понять  и  объяснить  можно.  С  одной  стороны  инстинкт  матери,  с  другой – отсутствие  такта,  который  вырабатывается  с  годами.  Народная  мудрость,  здравый  смысл – именно  это  и  есть  самое  дорогое,  самое  ценное  приобретение  человечества.  Ценность  этого  сокровища  не  зависит  от  моды  и  политики.  Всегда  был  смешон  человек,  поступающий  вопреки  здравому  смыслу;  прогрессивна  та  идеология,  которая  опирается  на  опыт  предыдущих  поколений,  то  есть  на  народную  мудрость.  10.04.86. Наступил 1986 г. – год  тигра.  Для  нашей  семьи  он  открылся  несчастьями.  Будто  настоящий  тигр  напал  на  нас  и  терзает.  07.01  у  меня  лопнул  желчный  пузырь,  говорят,  едва  спасли.]  

 

van-osmos@yandex.ru

ПРОДАЁТСЯ  ЗЕМЛЯ  В  ЛЕНИНГРАДСКОЙ  ОБЛАСТИ

Hosted by uCoz
Hosted by uCoz