2002-05

01-02

02-02

03-02

04-02

дн2002

06-02

07-02

08-02

09-02

10-02

11-02

12-02


01.05.02. 
Закончил,  так  кажется,  с  основным  текстом  Е. О.  Моих  внедрений,  то  есть  конкретной  отсебя-тины,  наберётся  строфы  на  три.  Питаю  иллюзии,  что  читатель  не  сможет  отличить  их.  Тут  дебатировали  думские  депутаты.  Один  говорит, что  происхождение  наших богачей – бандитизм  и  воровство.  А  представитель  СПС,  прямо  в  духе  КПСС,  начинает  говорить  об  отсутствии  сред-него  класса.  Таким  образом,  главный  вопрос,  характеризующий  наше  время,  обходится  молчани-ем.  [Если  существуют  сходные  миры,  то  они  подчиняются  сходным  законам. Монтень, 2, XVI:  «Существует  название  вещи  и  сама  вещь;  название – это  слово,  которое  указывает  на  вещь  и  обозначает  её.  Название  не  есть  ни  часть  вещи,  ни  часть  её  сущности.  Это  нечто  присоединён-ное  к  вещи  и  пребывающее  вне  вещи».  Человечество  потому  до  сих  пор  одиноко  и  таковым  останется,  пока  существует  наша  планета,  что  время  его  развития  до  той  ступени,  когда  оно  сможет  преодолеть  все  космические  препятствия  на  своём  пути,  гораздо  больше  времени  сущест-вования  планеты,  его  колыбели.  Пока  что  прогресс  человечества  идёт  по  кривой  (экспоненте).  Та  популяция  во  Вселенной,  которая  сможет  пройти  путь  своего  развития  по  прямой,  имеет  шанс  сохраниться  и  после  гибели  своей  колыбели.  Невозможно  излечить  болезнь,  наличие  кото-рой  в  себе  не  подозреваешь.  Также  и  недостатки  искоренить  в  себе  невозможно,  если  ты  их  не  признаёшь  за  собой.  Но  погляди  на  недостатки  ближнего  и  ты  увидишь  свои.  Обонятельные  рецепторы  при  выдохе  отключаются, чтобы  обоняние  не  страдало  от  миазмов,  исходящих  от  внутренних  органов.  Катулл  в  ст. XIII  хочет  весь  превратиться  в  нос,  дабы  полнее  наслаждаться  запахами  своей  подружки,  которые  ей  подарили  Утехи  и  Венера.  В  одном  из  произведений  И. Эркеня  главный  герой  говорит  своей  любимой,  что  хотел  бы  быть  её  трусиками.  Маяковский  хотел  быть  одной  большой  губой.  А  мне  хотелось  бы…  Ах,  мало  ли  кому  чего  хочется.]   

02.05.02.
Первомай  отмечали  у  М. А.  Утром  совершил  пешую  прогулку  от  Павловска.  Ещё  рано!  Б-ев, С.226: «Старая  историческая  плоть  России,  называвшаяся  священной,  разложилась,  и  должна  была  явиться  новая  плоть».  Не  только  новая,  но  иная.  Разложилась  потому,  что  была  без-грамотная,  суеверная,  отсталая  во  всех  отношениях.  Такой  толпе  вождь  просто  необходим,  и  он  пришёл.  Вождь  был  плотоядный,  но  он  дал  всеобщую  грамотность  и  индустриализацию.  Вряд  ли  это  смогла  бы  сделать  демократия  и  в  такие  короткие  сроки.  «Характер  русской  революции  определился  тем,  что  она  была  порождением  войны».  К  началу  революции  под  ружьём  было  11 млн  человек.  Это  не  только  определило  кровопролитность  революции,  но  дало  начало  граж-данской  войне,  которая  унесла  6 млн  жизней  россиян.  С  этой  революции  началась  демогра-фическая  катастрофа  Империи.  С.227: «Самодержавная  монархия  не  столько  была  свергнута,  сколько  разложилась  и  сама   пала».  Критическая  масса  вооружённого  населения  превысила  возможности  власти  сдерживать  и  управлять.  Взрыв  коснулся  не  только  России,  но  и  Германии,  и  Австро-Венгрии.  Но  поскольку  уровень  развития  европейских  стран  был  неизмеримо  выше,  чем  России,  то  и  преобразовательные  процессы  там  шли  достаточно  гладко,  без  потоков  крови.  «Вспоминаю,  что  приблизительно  за  месяц  до  февральской  революции  у  нас  в  доме  сидели  один  меньшевик  и  один  большевик,  старые  знакомые, и  мы  беседовали  о  том,  когда  возможна  в  России  революция  и  свержение  самодержавной  монархии.  Меньшевик  сказал,  что  это  возможно,  вероятно,  не  раньше,  чем  через  25 лет,  а  большевик  сказал,  что  не  раньше,  чем  через  50 лет».  Это  очень  важное  свидетельство,  тем  более,  что  и  Ленин  называл  такие  же  сроки.  А  это,  в  свою  очередь,  подтверждает  моё  мнение,  что  была  не  революция,  а  дворцовый  переворот,  после  которого  сразу  же  развернулась  гражданская  война.

03.05.02. 
Боюсь,  праздники  испортят  показатели  моей  любовной  активности,  Л  это  понимает  и  в  праздники  не  заходит  и  не  звонит.  Зеленеет  сначала  ива,  затем  тополь,  берёза.  Тополь  источает  ностальгический  аромат.  Земля  ещё  кажется  влажной,  встречи  на  природе  ещё  невозможны.  Пришвин:   «С.333: Самим  невозможно  судить  властителя,  если  он  даже  тиран,  можно  только  кряхтеть,  и  ворчать,  и  сулить:  "Ужо  тебе!",  и  невозможно  судить,  потому  что  невозможно  учесть,  какими  жертвами  сохранено  будет  отечество.  Если  же  война,  то  всё  само  собой  скажется,  и  если  война  проиграна,  то  жертвы  тирана  встают,  как  мстители.  Где-то  Гамлет  говорит  о  том,  что  самое  удивительное  у  людей,  что  все  они  знают  неизбежный  свой конец  и  всё-таки  живут,  как  будто  они  никогда  не  умрут.  До  того  мерзко!  а  спросишь:  «Чего  же  бы  ты  хотел?»  И  ясно  видишь,  что  и  там,  в  хорошем  прошлом,  и  теперь,  в  благополучных  государствах,  и  было,  и  есть».  Я  думаю,  это  отражение  репрессий,  хоть  и  больно,  но  своё.
 [Мутации  случайны.  Новый  вид  может  выжить  и  приспособиться,  но  чаще  погибает.  Всё  многообразие  видов  (в  том  числе  и  человек) – результат  случайных  мутаций.  Природа  создавала  человека  вслепую.  Задача  человека  продолжить  начатое  Природой  дело  с  открытыми  глазами.  Будда:  «Побеждай  гнев  отсутствием  гнева,  несправедливость – добротой,  подлого  человека – даром,  лжеца – истиной».  Любое  событие  есть  следствие  предыдущих.  Если  нам  известны  предыдущие  события  (причины),  мы  говорим,  что  данное  событие – закономерно,  если  же  они  нам  неизвестны,  мы  называем  данное  событие  случайным. Где-то  в  июле  1980-го  получил  письмо  от  Межоева:  «Здравствуй,  Г. В.!  Не  стал  писать  тебе  на  временный  адрес  в  Москву,  так  как  боялся,  что  письмо  моё  тебя  там  не  застанет.  Решил  не  спеша,  подумав  и  раскачавшись,  написать  прямо  тебе  домой.  Ты  пишешь,  что  никаких  изменений  нет  и  писать  не  о  чем».] 

04.05.02.  
К обеду  приехали  Г. А. Лавренюк  и  Таня  Большакова.  Потом  заскочил  Шинкунас.  К  вечеру,  как   всегда,  приехал  Дима  со  всем  семейством.  Тонечке  расстройство,  так  как  прихожую  завалили  всяким  старьём,  в  котором  нужно  разбираться  и  с  которым  нужно  что-то  делать.  Дима  рас-сматривает  нашу  квартиру  как  пункт  приёма  вторсырья. 
Б-ев, С.226: «Большевики  не  столько  непосредственно  подготовили  революционный  переворот,  сколько им  воспользовались».  У  всех  претендентов  были  равные  шансы,  многие  мешали  друг  другу,  но  не  мешали  большевикам  ра-ботать  с  армией  и  флотом.  На  руку  большевикам  сыграл  Керенский,  помешавший  сделать  своё  дело  Корнилову.  «Меня  очень  отталкивало,  что  представители  рево-люционной  интеллигенции  стремились  сделать  карьеру  во  Временном  правительстве  и  легко  превращались  в  сановников.  Трансформация  людей – одно  из  самых  мучительных  впечатлений  моей  жизни».  По-видимому,  в  подобных  социальных  условиях  происходят  идентичные  превра-щения.  Все  мои  знакомые  "демократы",  которые  на  митингах  стучали  себя  в  грудь  и  рвали  на  себе  тельняшку,  как  только  "утихомирились  бури  революционных  лон",  преобразились:  ожирели,  перестали  здороваться  и  засели  в  кабинетах.  С.228: «Был  очень  деятелен  в  Союзе  писателей».  Этой  выпиской  я  показал,  что  наша  интеллигенция  не  могла  жить  без  сою-зов.  Писатели,  объединявшиеся  в  союзы  не  могли  быть  гениальными.  Помешательство  на  союзах  привело  к  образованию  СССР.  «Я  также  и  сейчас  думаю,  что  равенство  есть  метафизически  пустая  идея  и  что  социальная  правда  должна  быть  основана  на  достоинстве  каждой  личности,  а  не  на  равенстве».  Это  пресловутое  равенство  является  общей  платформой  для  большевиков  и  демократов.  Даже  природа  обеспечивает  демократию  в  пределах  рода  только  способом  появления  на  свет,  а  дальше – каждый  за  себя.  Этим  природа  позволяет  каждому  проявить  себя  как  индивидуальность  или  как  личность.

05.05.02.
Приезд  внуков  нарушает  обычный  ритм:  не  гулял,  не  делал  зарядку.  Димочкино  религиозное  лицемерие  так  и  режет  глаз.  Не  думать  о  благополучии  семьи – это,  на  мой  взгляд,  тот  грех,  который  должен  входить  в  десятку  «Заповедей».
  Никит. II: 1859 г., С. 62: «Как  всё  это  жалко,  ничтожно – красота,  ум,  высшие  качества  сердца.  "Смертный!  силе,  нас  гнетущей, / Покоряйся  и  терпи!"  В  этом  вся  наука  жизни.  Похороны  Марии  Антоновны  Корсини.  Её  хоронили  на  Волковом  кладбище,  направо,  между  малою  и  большою  новыми  церквами.  После  я  зашёл  поклониться  праху  моих  детей.  Две  живые  развалины  подошли  ко  мне  на  похоронах:  Л. В. Дубельт,  столь  некогда  страшный, – впрочем,  страшный  только  своим  местом,  а  не  сердцем  и  характером,– и  Н. И. Греч,  тоже  некогда  знаменитый.  Обменявшись  общими  местами,  мы  расстались.  Получил  официальную  бумагу,  что  "государь  император,  в  уважение  причин,  изло-женных  мною  в  письме  к  Жихареву,  изъявил  высочайшее  соизволение  своё  на  увольнение  меня  от  звания  члена  комитета  для  преобразования  театров"».  Начинается  брюзжание.  C. 63: «Хоро-шему  ещё  можно  доверять,  не  доверяй  очень  хорошему – ни  очень  хорошему  здоровью,  ни  очень  хорошему  обращению  людей,  ни  очень  хорошим  обстоятельствам.  Тут  непременно  скрывается  или  коварство  природы,  или  коварство  людей,  или  коварство  судьбы.  Это  для  того,  чтобы  на-пасть  на  тебя  врасплох.  Меня  призывал  министр  народного  просвещения  для  объяснений.  Явился  к  нему  в  час. – Дело  об  определении  вас  в  Комитет  печати, – сказал  мне  министр, – приняло  серьёзный  и  щекотливый  оборот.  На  это  изъявил  своё  желание  государь,  и  теперь  я  вам  это  передаю  именно  как  его  желание,  о  котором  мне  сообщил  граф А. В. Адлерберг.  Муханов  старался  доказать,  что  Комитет  не  имеет  никаких  ретроградных  намерений;  что  в  нём  ничего  нет  похожего  на  комитет  2 апреля;  что  государь  слишком  далёк  от  подобного  учреждения».

06.05.02.
Люблю,  когда  Светлое  Воскресение  выпадает  на  май,  тогда,  обычно,  и  Троица  бывает  тёплой  и  солнечной.  Вовсю  цветёт  черёмуха,  видел  сам,  но  об  этом  мне  говорили  ещё  два  дня  назад.  Праздник  прошёл  удивительно  спокойно,  без  посторонних  и,  соответственно,  без  алкоголя.  У  человека  два  главных  врага:  он  сам  и  государство.  И  если  человек  вредит  себе,  как  правило,  бессознательно,  то  государство  делает  это  намеренно,  цинично  и  жестоко.  Вот  оно,  будущее  человека:  в  Берлине  Венский  симфонический  оркестр,  Японский  Главный  дирижер,  Русская  музыка!!!  Когда  происходит  такое  гармоничное  слияние  культур,  вера  в  человека  возрастает. 
Б-ев, С.229: «Повторяю,  что  перевоплощение  людей – одно  из  самых  тяжелых  впечатлений  моей  жизни.  Он  разжирел,  появилась  жесткость  и  важность».  Согласен,  это  самое  отвратное  впечатление.  Забыты  "баррикады",  в  речах  появляются:  "ждать",  "чем  хуже,  тем  лучше",  "тащить  и  не  пущать".  Слышатся  речи  об  обуздании.  Во  власть  стремятся  голодные  и  завистливые,  их  первое  желание хорошо  поесть  и  сладко  поспать.  С.230: «Личность  есть  неизменное  в  изменениях».  Неизменное  в  личности – личность,  изменения – в  глубине  самопознания.  «Новый  антропологический  тип  вышел  из  войны,  которая  и  дала  большевистские  кадры.  Это  тип  столь  же  милитаризованный,  как  и  тип  фашистский».  Были  большевики  сознательные,  которые  шли  на  захват  власти.  Среди  них  подавляющее  большинство  были  евреи.  Когда  переворот  был  совершён,  обнаружилось,  что  все  эти  евреи  имели  бесконечное  количество  родственников,  что  им  даже  не  хватало  долж-ностей  ни  в  аппарате,  ни  в  армии.  Были  большевики  стихийные,  это,  в  основном,  "человек  с  ружьём".  Эти  большевики  в  форме  ЧК  потом  ГПУ  обеспечивали  стабильность  на  местах.  Авторитет  им  обеспечивал  "товарищ  Маузер",  который  они  применяли  безбоязненно  и  безответственно,  что  обеспечивало  постоянную  текучку  кадров  в  их  системе.

07.05.02. 
Следует  разделять  понятия  «родина»  и  «отечество».  Родина – понятие  инстинктивное,  у  человека  проявляется  как  ностальгия.  Отечество – понятие  интеллектуальное  и  требует  разумного  отноше-ния.  Всё  шло  не  по  плану.  Ждали  Химичеву,  но  она  не  пришла.  Если  я  чего  решил,  то  выпью обязательно.  Выручила  М. А.  Пришвин: «С.334: Перечитал  по-новому  речь  Тургенева  при  откры-тии  памятника  Пушкину.  (Пришвин  имеет  в  виду  речь,  прочитанную  Тургеневым  7 июня  1880 г.  на  публичном  заседании  Общества  любителей  российской  словесности  по  поводу  открытия  памятника  Пушкину  в  Москве,  в  которой  писатель  сказал:  «Какой  же  великий  поэт  читается  теми,  кого  мы  называем  простым  народом?  Немецкий  простой  народ  не  читает  Гёте,  французс-кий – Мольера,  даже  английский  не  читает  Шекспира.  Это  вершина,  к  которой  надо  приблизи-ться.  И  все-таки  Гёте,  Мольер  и  Шекспир – народные  поэты  в  истинном  значении  слова,  то  есть  национальные».)  Как  хорошо!  И  куда  всё  девалось!  И  ещё  что  "простой  народ"  ни  в  какой стране  не  читает  своих  гениев.  Не  в  писателе  дело  теперь, – довольно  написано! – а  в  читате-ле».  Но  коснулось  дело  до  читателя,  и  сразу  стало  ясно,  что  читатель  читает  только  анекдоты  и  разгадывает  кроссворды,  лузгая  при  этом  семечки.  [Конечно,  если  смотреть  на  то,  что  было  вчера  в  сравнение  с  днём  нынешним,  то  усмотреть  здесь  какие-либо  изменения  трудно,  хотя,  всё  же,  возможно.  Но  со  дня  нашей  последней  встречи  прошло  восемь  лет.  А  это  срок  очень  большой.  И  хотя  я,  возможно,  писал  тебе  о  моих  хождениях,  но  раз  уж  собрался,  то  вкратце  повторюсь.  В  1978 г.  я  перешёл  работать  в  техникум.  Это  была  моя  давнишняя  мечта:  стать  преподавателем  я  постановил  для  себя  ещё  в  1969 г.  Но,  как  видишь,  на  решение  проблем  такого  рода  уходят  десятилетия.  Но,  тем  не  менее,  я  стал преподавателем.  Я  был  доволен  рабо-той  и  собой,  так  как  мне  казалось,  что  мои  ученики  относятся  ко  мне  с  большим  уважением».]   

08.05.02. 
Присутственный  день  с  Мирошниченко.  Опять  всплывает  Ример.  Вернулся  вечером,  а  дома –  внуки.
  Пришвин: 1938, «С.335: Я  могу  с  большой  пользой  для  себя  и  для  всех  жить,  как  Гамлет,  как  Фауст,  как  всякий  центростремительный  тип,  пока  хранится  во  мне  достаточный  запас  Дон-Кихота.  Печорин,  нигилист  и  всякий  такого  рода  пораженец  в  своём  отечестве  возникают,  когда  иссяк  родник  Дон-Кихота.  Вот  у  Тургенева  более  свободный  талант,  чем  у  Достоевского,  но  удельный  вес  письма  Достоевского  больше  тургеневского».  Б-ев, С.231: «Коммунизм  для  меня  был  не  только  кризисом  христианства,  но  и  кризисом  гуманизма».  С  христианством  всё  ясно:  одна  религия  пришла  на  смену  другой.  А  с  гуманизмом  сложнее.  Тоталитарный  режим  угнетает  личность,  и  тем  острее  проявляется  её  гуманизм.  Мы  видим  это,  как  в  Германии,  так  и  в  России.  «Возникновение  на  Западе  фашизма,  который  стал возможен  только  благодаря  русскому  коммунизму,  которого  не  было  бы  без  Ленина,  подтвердило  многие  мои  мысли.  Вся  западная  история  между  двумя  войнами  определилась  страхом  коммунизма».  Фашизм  и  коммунизм "близнецы-братья",  оба  режима  стремились  к  глобализации,  оба  друг  другу  мешали  и  друг  друга  боялись.  Вокруг  Ленина  ещё  при  его  жизни  шла  борьба  за  верховенство.  При  полном  успехе  Гитлера  Европа  пала  бы  к  его  ногам,  и  это  пугало  многих  политиков,  хотя  и  Черчилль  мечтал  о  Соединённых  Штатах  Европы.  «Русская  революция  была  также  концом  русской  интел-лигенции.  Русская  революция  отнеслась  с  черной  неблагодарностью  к  русской  интеллигенции,  которая  ее  подготовила,  она  ее  преследовала  и  низвергла  в  бездну».  Тут  возразить  нечего.  Если  бы  тоталитарный  режим  сохранил  толерантность  к  инакомыслию,  он  перестал  бы  быть  тоталитарным.  Абсолютно  точно  так  же  обошёлся  со  своей  интеллигенцией Гитлер.  Те  же,  кто  остался  в  Германии  вынуждены  были  скрывать  свои  взгляды.  Яркий  пример Ясперс.

09.05.02. 
Встреча  с  д/д.  Было,  не  хотел  ехать,  да   уговорили.  Это  редкая  возможность  пообщаться  с  Максимовыми.  Устал  от  нездоровой  жизни,  пора  начинать  новую,  однако,  знаю,  что  ничего  в  моей  жизни  не  изменится  по  моему  хотению.  Жестокость  Достоевского  в  том,  что  он  показал  всю  мерзость,  какая  только  есть  в  тайниках  человеческой  души.  И  это  не  жестокость,  это  откровенное  признание  и  желание  помочь  познать  свою  собственную  душу.  Конечно,  До-стоевский 
не  для  слабонервных.  Его  даже  можно  использовать  как  тест  на  устойчивость  психики.  Пришвин: «С.336: Кто  был  Антиной?  Купил  из-за  него  словарь  Брокгауза  86 томов.  С.338: Был  Дмитрий  Иванович  Свешников.  Говорили,  конечно,  и  о  войне,  не  исключая  возможности  провала  фашистов:  и  что  правды,  идеи  какой-нибудь  универсальной  у  них  нет.  И  что  цивилизация  со  своими  газами  и  машинами,  быть  может  спасует  перед  силой  сопро-тивления  примитивного  человека  (немцы мы)».  [«Объективным  показателем  была  посещаемость.  Хотя  мой  предмет  был  не  ахти  как  интересен  (технология  производства  радиоаппаратуры),  тем  не  менее,  пропусков  у  меня  было  меньше,  чем  в  других  дисциплинах.  (Я  сам  видел  журналы  и  подтверждаю,  что  посещаемость  у  Межоева  достигала  90%,  в  то  время  как  у  других  пре-подавателей  едва  превышала  40%.)  Конечно,  это  вызывало  зависть  у  тех  преподавателей,  которые  читали  предмет  с  кашей  во  рту,  я  не  говорю  уже  о  полном  отсутствии  интеллекта.  Такие  люди,  как  ты,  может  быть,  знаешь,  берут  своё  в  народном  контроле.  И  случай  пред-ставился.  Так  как  я  заведовал  вечерним  отделением,  то  имел  некоторую  свободу  действий,  которой  и  воспользовался:  помог  получить  диплом  своему  другу,  начальнику  цеха.  Мужик  он  толковый,  деловой.  А  сколько  бестолковых  получают  дипломы  официально,  но  зря.  Так  вот,  народный  контроль  раскопал  это,  и  меня  из  техникума  выперли».]

10.05.02. 
Нет  здоровья.  Здоровье  угнетает  по  двум  аспектам:  боли  в  суставах,  когда  даже  в  постели  повернуться  не  хватает  сил;  либо  одолевает  микрофлора.  Против  первого  врага  единственное  лекарство
время,  против  второго  выручает  фторокорт.  Есть,  конечно,  ещё  одно  универсальное  лекарство,  но  оно – на  крайний  случай.  Всё  надоело.  И  не  только  мне  все  противны,  но  и  я  всем  противен.  Мне  это  кажется  достаточно  веским  основанием  для...  В  такие  минуты  необы-чайно  близок  и  понятен  Екклизиаст,  Библия  должна  гордиться  таким  соавтором.  Б-ев, С.231: «Она  низвергла  в  бездну  всю  старую  русскую  культуру,  которая,  в  сущности,  всегда  была  про-тив  русской  исторической  власти.  Опыт  русской  революции  подтверждал  мою  давнюю  уже  мысль  о  том,  что  свобода  не  демократична,  а  аристократична.  Свобода  не  интересна  и  не  ну-жна  восставшим  массам,  они  не  могут  вынести  бремени  свободы. Это  глубоко  понимал  До-стоевский».  Русская  культура,  развивавшаяся  в  условиях  рабства,  всегда  была  глубоко  гумани-стична.  При  новой  тоталитарной  идеологии  сложилась  новая  интеллигенция,  которая  сохранила  преемственность  традиций  гуманизма  русской  интеллигенции.  Новая  власть,  естественно,  афиши-ровала  свободу,  но  под  этим  словом  скрывался  махровый  патриотизм.  С.232: «В  коммунисти-ческой  стране  разного  рода бумажки  имели  священное  значение.  Это  было  в  значительной  сте-пени  бумажное  бюрократи-ческое  царство».  Бюрократизм – это  первый  и  самый  яркий  признак  тоталитаризма.  Коммунизм  и  фашизм – это  тоталитаризм  без  камуфляжа.  Но  любая  власть  тота-литарна,  либо  стремится  к  этому,  всячески  маскируя  свои  намерения.  Но  следует  признать,  что  в  условиях  тоталитаризма  легче  реализовать  социальные  функции  государства,  легче  контроли-ровать  преступность  и  иные  социальные  отклонения.  И  как  это  ни  парадоксально,  но  тотали-тарная  бюрократия  сохраняет  больше  исторически  ценного  документального  материала.

11.05.02. 
День  выдался  прохладный,  но  солнечный.  Я,  не  посмотрев  температуру,  отправился  в  довольно  далёкий  поход.  Но,  тепла  оказалось  достаточно,  чтобы  не  простудиться.  Государство  берёт  по-боры  неадекватные  той  безопасности  населения,  которую  оно  должно  обеспечивать,  хотя  очень  много  тратит  на  войска  МВД.  Всё  дело  в  том,  что  МВД  охраняет  власть  от  народа,  в  то  вре-мя  как  нас  хотят  убедить,  что  эти  органы  охраняют  правопорядок.  Но  народ  судит  не  по  сло-вам,  а  по  делам,  и  рад  бы  поверить,  но...  Это  именно  тот  случай,  когда  народ  обмануть  нельзя. 
«Матфей, 16. 26:  какая  польза  человеку,  если  он  приобретет  весь  мир,  а  душе  своей  повредит?»  В  этих  словах  заключается  ответ  на  гневный  выпад  В. В. Розанова  против  Иисуса  Христа,  когда  он  отказался  от  всех  царств  мира.  Но,  с  другой  стороны,  конечной  целью  Христа  является  встать  над  всеми  царствами  мира.  Это  можно  было  бы  сделать  сразу,  избавив  таким  образом  человечество  от  незаслуженных  мук  и  страданий.  О  чём,  собственно,  и  говорит  Розанов.  Задача  демократии  убедить  рабочего,  что  он  не  раб.  Христианство – религия  рабства,  социализм – религия  рабочего  класса.  Социализм  вытекает  из  христианства.  [Приспосабливается  быстрее  и  вообще  приспосабливается  к  окружающим  условиям  тот  организм,  у  которого  шире  диапазон  мутаций.  Старое  имеет  право  на  существование  до  тех  пор,  пока  не  противоречит  новому.  Удивительное  явление – человечество.  Его  можно  уподобить  годовалому  малышу  в  изумлении,  широко  раскрытыми  глазами  взирающему  на  окружающий  его  мир.  Это  человечество  берётся  «со  знанием  дела  и,  якобы,  глубоко  и  серьёзно»  рассуждать  о  боге  и,  ошибаясь  в  очевидных  вещах,  заявляет  о  своей  непогрешимости  в  неведомом.  Чем  выше  уровень  организации  живой  материи,  тем  более  она  неразборчива  в  питании.  Возьмите  растения,  они  более  специали-зированы  в  питании,  нежели  животные,  насекомые  более – нежели  птицы.  А  человек  всеяден.]

12.05.02. 
Подключился  к  Интернету.  Теперь  надо  овладевать.  Но  много  времени  потерял,  ожидая  Кирицева.  Я  из  кожи  вон  лезу,  чтобы  не  опоздать,  вовремя  предупредить,  что  не  приду  или  задержусь,  а  моё  время  никто  не  бережет.  Тем  более,  что  связаться  по  телефону  так  легко.
  К  этой  необязательности  нас  приучили  традиционное  невежество,  вызванное  рабством.    Б-ев, С.234: «Глава  государства  Калинин  сказал  нам  изумительную  фразу:  "Рекомендация  Луначарского  не  имеет  никакого  значения,  все  равно  как  если  бы  я  дал  рекомендацию  за  своей  подписью, – тоже  не  имело  бы  никакого  значения,  другое  дело,  если  бы  товарищ  Сталин  рекомендовал".  Глава  государства  признавал,  что  он  не  имеет  никакого  значения».  Бердяев  был  выслан  в  1922 г.,  но  уже  в  это  время  всё  зависело  от  воли  Сталина.  А  Калинин,  всесоюзный  староста,  уже  тогда  был  подтиркой  Сталина.  С.238: «Была  большая  умственная  жажда,  потребность  в  сво-бодной  мысли.  Впоследствии  эту  жажду  и  эту  потребность,  вероятно,  удалось  задавить».  В  человеке  постоянно  должна  присутствовать  умственная  жажда  и  потребность  в  свободной  мысли.  Я  думаю,  что  эту  потребность  в  свободной  мысли  не  задавили,  а  направили  в  другое  русло.  Народ  учили  не  постигать,  а  отстаивать.  Вместе  с  коллективизацией  были  задавлены  последние  очаги  местного  самоуправления.  Ликвидация  местного  самоуправления  на  селе,  а  сельское  население  до  войны  составляло  большую  часть  народа,  казалась  власти  более  важной  задачей,  чем  продовольственный  вопрос.  Это  был  второй  мощный  удар  по  нашей  демографии.  С.240: «Начальник  тюрьмы,  бывший  гвардейский  вахмистр».  Маленький  штрих,  но  говорит  о  многом.  Никакая  революция,  нигде  не  касается  бюрократического  и  полицейского  аппарата.  Не  явилась  исключением  и  Октябрьская  революция,  хотя  большевики  при  любом  удобном  случае  говорили  о  необходимости  репрессий  в  отношении  полицейского  аппарата.

13.05.02. 
Делая  зарядку,  я  имею  в  виду  не  долго  жить,  а  недолго  умирать.  Если  бы  я  делал  всё,  что  от  меня  зависит,  многое  не  пришлось  бы  потерять.  Иногда,  правда,  мы  просто  не  знаем,  что  предпринять,  и  это  служит  оправданием.  Ибо  сказал  мудрец:  «Если  не  знаешь, что  делать,  ничего  не  делай».  Я  же,  порою,  совершал  промахи.  Зацвела  сирень,  отцветает  черёмуха,  и  нет  похолодания.  Пришвин:
«С.339: В  природе  душа  раскрыта:  это  ветер,  свет  и  вода – вот  и  всё!  У  человека  душу  не  видно,  всякая  бывает  у  человека  душа,  но  каждый  зовёт  её  одним  именем: "Я".  Неважно  прошло  у  меня  детство,  и  отрочество,  и  юность,  и  вся  молодость – всё  суета.  Но  старости  начало  (65 лет)  меня  радует – первое:  спешить  стало  некуда,  второе – на  всяком  месте  приблизительно  одинаково,  в  том  смысле,  что  не  место  человека  красит,  а  человек  место.  Рабом  называется  тот,  кто,  не  любя  своего  дела,  работает  только  ради  средств  существования.  Свободным – кто  действует  за  свой  страх  и  совесть».  Я  не  испытывал  трудности  детства  и  отрочества,  потому  что  постоянно  находился  во  власти  любви.  А  рабство  ощутил,  когда  понял,  что  есть  настоящие  книги,  которые  мне  не  давали  читать  и  не  говорили,  где  их  можно  взять.  [Если  бы  каждый  высказал  своё  мнение,  и  если  бы  каждый  выслушал  мнение  другого,  людям  не  о  чём  было  бы  вздорить.  Мнения  и  факты – вот  чистый  родник  информации.  Пока  душа  подвержена  соблазнам,  пока  она  стремится  к  новому  и  неизведанному,  до  тех  пор  она  молода,  а,  следовательно,  молод  и  её  владелец.  Говорить  о  себе  логичнее  и  более  подобает  человеку  скромному,  нежели  судить  и  рядить  о  других.  Тем  более,  что  никто  не  знает  тебя  лучше,  чем  ты  сам.  Желание  властвовать  порождается  глубоким  внутренним  невежеством.  Угнетение  и  истязание  себе  подобных – вот  опора  невежества.  Шаг  вперёд – два  шага  назад,  или  Л. Толстой – «Война  и  мир»  и  Л. Брежнев – «Малая  земля»  и  «Возрождение».]

14.05.02.
1:2:29.  Два  дня  назад  видел  первый  пух  с  тополей.  Во  всех  странах  существует  запрет  на  посадки  тополей  женской  линии,  и  только  у  нас  этим  не  озабочен  никто.  В  парке  вполне  можно  загорать, но  не  везде:  трава  ещё  низковата,  да  и  кусты  прозрачны.  У  меня  уже  выбраны  места  свиданий,  где  я  могу  видеть  обстановку  и  предвидеть  помехи,  но  меня  обнаружить  трудно.  Пока  обстановка  не  созрела.  Услышал  анекдот  из  уст  Винокура.  Вопрос:  Вот  ты  уже  пятьдесят  лет  живёшь  со  своей  женой,  мелькала  ли  у  тебя  мысль  развестись  с  ней? Ответ:  Развестись – никогда,  вот  убить – часто.  Думаю,  это  не  анекдот,  это  сама  жизнь.  А  вот  и  первая  гроза.
  Б-ев, С.240: «Дзержинский  произвел  на  меня  впечатление  человека  вполне  убежденного  и  искреннего.  Думаю,  что  он  не  был  плохим  человеком  и  даже  по  природе  не  был  человеком  жестоким.  Это  был  фанатик.  По  его  глазам,  он  производил  впечатление  человека  одержимого.  В  нем  было  что-то  жуткое.  Он  был  поляк  и  в  нем  было  что-то  тонкое.  В  прошлом  он  хотел  стать  католическим  монахом,  и  свою  фанатическую  веру  он  перенес  на  коммунизм».  Подобную  характеристику  в  советских  источниках  не  найдёшь.  Этот  "неплохой"  человек  хладнокровно  проводил  политику  красного  террора.  Удивительно,  однако,  Сталин семинарист,  Дзержинский монах,  и  Бердяев  ищет  бога.  «Я  был  выслан  из  своей  родины  не  по  политическим,  а  по  идеологическим  причинам».  Политику  определяет  идеология.  Просто  это  слово  широко  употре-бляться  стало  недавно.  У  Розанова  идеологические  расхождения  были  гораздо  глубже,  но  он  их  держал  при  себе,  в  то  время  как  Бердяев  был  активен  и  этим  представлял  угрозу  новому  режиму.  Поэтому  одного  выслали,  а  другого  оставили  догнивать  в  своей  землянке.  И  Горький  не  помог,  может  быть,  не  захотел.  Правда,  Розанов  умер  за  три  года  до  отправки  "корабля  философов",  может  быть  и  его  постигла  бы  такая  участь. 

15.05.02. 
Некто  хочет  иметь  лес  с  нашей  помощью.  Этот  некто – Олег  Никифоров,  он  каким-то  образом  сотрудничает  с  Федотовым,  который  ремонтировал  нашу  квартиру.  Кстати,  ремонтом  мы  довольны,  хотя  заметно,  что  он  нас  нагревает  по  мелочам.  Говорил  с  Буем,  намечается  поездка.  Решили  перенести  присутственный  день  на  четверг.
  Пришвин: «С.340: И  каждый  местный  человек  привязывается  к  месту,  и  бессознательно  любит  свой  край,  и  здесь  уравновешивается,  и  это  спокойство  равновесия,  в  сущности,  и  питает  чувство  родины.  Вооруженное  восстание  офи-церов  (Николай I):  пять  человек  повешены,  и  Пушкин  чуть  с  ума  не  сошёл  от  гнева  («Про-рок»):  что  же  было  делать  Николаю?  Иначе,  как  объяснить  иллюзии  и  сны  о  свободе  Пушкина  в  отношении  их  к  "правде"  царя  Николая I:  разве  как  глава  государства  Николай  был  неправ,  что  он  казнил  пять  человек  из  офицеров,  выступивших  с  оружием  в  руках  против  государ-ственного  строя,  который  они  обязаны  были  защищать?  И,  тем  не  менее,  мы  сочувствуем  до  сих  пор  Пушкину,  потрясённому  той  казнью,  назвавшему  того  царя  убийцей».  Все  сии  рас-суждения  для  оправдания  Сталина,  попытка  понять  его  жестокость.  [Монтень, 3, IX:  «Следовало  бы  иметь  установленные  законами  меры  воздействия,  которые  обуздывали  бы  бездарных  и  никчёмных  писак,  как  это  делается  в  отношении  праздношатающихся  и  тунеядцев».  25.05.78  в  14:40  я  наблюдал  довольно  разреженное  облако,  по  моим  предположениям  на  высоте  не  менее  3 км.  Оно  занимало  по  небосклону  ~30°.  Облако  двигалось  на  юго-запад  под  воздействием  сильного  ветра,  и  северо-восточный  край  его  был  как  бы  смят.  И  вдруг  через  всё  облако  проходит  фронт  волны,  у  которой  были  ярко  выражены  уплотнение  и  разряжение.  Радиус  кривизны  волны  был  достаточно  велик,  чтобы  заметить  кривизну.  Эта  волна  (одиночная)  заняла  всю  ширину  облака  и  прошла  его  ~ за 1 сек,  то  есть  со  скоростью  ~5400 км/час.]

16.05.02. 
Приезжал  И. П.:  славно  посидели.  Он  сильно  переутомлён.  Я  временами  думаю,  что  его  томит  сугубое  женское  окружение,  он  находится  в  постоянной  интеллектуальной  изоляции  и  у  меня  находит  отдушину.  Но  зачем  маскировать  это  какими-то  тяжбами,  усложнять  свою  жизнь?  Не  могу  его  понять:  с  одной   стороны – коммунист,  с  другой – сочувствует  политзаключённым.  Интеллектуальная  свобода – это  свобода  от  психозов,  химер,  ясность  и  чистота  разума.  Это  высшая  свобода.  Низшая  свобода – это  свобода  проявления  инстинктов,  воля,  как  у  животных.  Человека  отпускают  на  свободу,  животное  выпускают  на  волю.  Высшая  свобода  достижима  при  наличии  физической  и  экономической  свободы.
 Б-ев, С.241: «Я  был  поражен,  что  коридор  и  приемная  Гепеу  были  полны  духовенством.  Это  все  были  живоцерковники.  На  меня  это  про-извело  тяжелое  впечатление.  К  Живой  церкви  я  относился  отрицательно,  так  как  ее  пред-ставители  начали  свое  дело  с  доносов  на  патриарха  и  Патриаршую  церковь».  Наивные,  они  надеялись  на  сотрудничество  с  властью,  которая  не  терпит  конкуренции.  В  наше  новейшее  время  попы  тоже  стали  частыми  посетителями  исполкомов,  с  тех  пор  как  наши  правители  стали  ходить  по  церквам  и  креститься.  И  в  этот  раз  попы  не  ошиблись:  власть  принимала  их  ласково.  Дошло  до  того,  что  говорят  о  введении  закона  божия  в  школах.  Отрекшись  от  своей  веры,  бывшие  коммунисты  спешат  заместить  её  религией.  Наверняка,  Шаймиев  стал  право-верным.  На  историческом  фоне  эта  поспешная  смена  френча  на  рясу  выглядит  убогой.  С.242: «Особенно  тяжело  было  для  меня  расставание  с  любимым  племянником».  Если  принять  во  внимание,  что  Бердяев  не  был  женат,  что  у  него  не  было  детей,  то  расставание  с  единственным  родным  существом,  действительно  представляется  тяжёлой  утратой.  У  меня  же  один  сын,  а  племянников  и  племянниц  не  счесть,  но  и  среди  них  есть  любимчики.

17.05.02. 
Май  выдался  тяжелым:  даже  вчера  не  удалось  отдохнуть.  В  Природе  время  самое  благоприятное:  зелень  распустилась  полностью,  во  весь  рост,  но  ещё  свежая,  сочная.
  Никит. II: 1859 г., С. 64: «Затем  я  сказал,  что  если  бы  мне  пришлось  участвовать  в  Комитете,  то  не  иначе,  как  с  правом  голоса.  Это  их  смутило.  Муханов  заметил,  что,  так  как  государь  уже  утвердил  положение  коми-тета  и  состав  его,  то  трудно  внести  в  него  новое  начало».  С. 65: «Комитету  следует  разве  толь-ко,  по  воле  государя,  наблюдать  за  движением  умов  и  направлять  к  общему  благу  не  литера-туру,  а  общественное  мнение.  Жребий  брошен.  Я  на  новом  поприще  общественной  деятельнос-ти.  Много  будет  толков.  Возможно,  что  многие  станут  меня  упрекать  за  то,  что  я  решился  с  моим  чистым  именем  заседать  в  трибунале,  который  признаётся  гасительным,  но  в  том-то  и  де-ло,  господа,  что  я  хочу  парализовать  его  гасительные  вожделения».  Конечно,  это  не  обществен-ная  деятельность,  хотя  публичная.  А  репутация  Никитенко  устойчива  и  всеми  понимаема  в  пра-вильном  смысле,  её  точно  охарактеризовал  А. С. Пушкин.  А  разговоры  о  сдерживании это  само-оправдание:  правит  император.  С. 66: «Будет  возможность  действовать  благородно – буду,  нельзя – пойду  прочь.  Говорят,  что  редактор  польской  газеты  И. П. Огрызко  посажен  в  крепость».  Сажает  в  крепость  царь-освободитель.  С. 67: «Это  первая  жестокая  мера  по  отношению  к  печати  в  ны-нешнее  царствование.  Главный  недостаток  царствования  Николая  Павловича  тот,  что  всё  оно  было – ошибка.  Восставая  целые  двадцать  девять  лет  против  мысли,  он  не  погасил  её,  а  сделал  оппозиционною  правительству».  Усилия  В. А. Жуковского  тоже  не  принесли  ожидаемых  плодов.  С. 68: «До  меня  доходят  слухи,  что  назначение  меня  в  Комитет  вообще  встречено  с  радостью  в  литературном  кругу.  Комитет  желает  иметь  особых  чтецов,  которые  бы  следили  за  всеми  жур-налами  и  отмечали  вредные  места.  И  у  комитета  2 апреля  были  особые  чтецы  с  этою  целию».

18.05.02. 
Кирицев,  кажется,  скоро  начнёт  работать,  мы  надеемся  на  это  уже  не  первый  год.  Никифоров  дал  деньги  на  поездку  в  Буй.  Приехали  внуки – никакого  отдыха.  Пришвин:
«С.341: Будем  ли  мы  жить,  если  нас  займут  немцы,  ни  один  политик  сейчас  не  может  сказать».  Розанов  считал  это  благом.  Правда,  в  Европе  в  ту  войну  не  было  национального  антагонизма,  воевали  цари.  Б-ев, С.242: «Что  я  противопоставлял коммунизму,  почему  я  вел  и  продолжаю  вести  борьбу  против  него?  Я  противопоставлял  прежде всего  принцип  духовной  свободы,  для  меня  изначальной,  абсолютной,  которой  нельзя  уступить  ни  за  какие  блага  мира».  Личность  не  опускается  до  борьбы.  Личность  показывает  недостатки,  изобличает  пороки,  предлагает  новые  решения.  Борьба  унижает,  она  ставит  враждующих  на  одну  доску.  Вот  самоунижающий  лозунг:  "И  вся-то  наша  жизнь  есть  борьба".  Свобода  приходит  к  тем,  кто  ей  служит.  Максимально  свободен  был  Достоевский.  «Коммунизм,  как  он  себя  обнаружил в  русской  революции,  отрицал  свободу,  отрицал  личность,  отрицал  дух.  В  этом,  а  не  в  его  социальной  системе,  было  демоническое  зло  коммунизма».  Да,  перспективы  коммунизма  рисовались  бледно-серыми.  Когда  здание  комму-низма  лежит  в  развалинах,  мы  плачем  об  утраченных  социальных  завоеваниях.  Социальная  система  была  мощной,  но  специалисты,  работавшие  в  ней,  были  плохие.  Как  говорил  мой  друг,  Миша:  "Медицина  у  нас  хорошая,  но  врачи гавно".  «Это  совсем  не  значит,  что  я  антисоциалист.  Я  сторонник  социализма,  но  мой  социализм  персоналистический,  не  автори-тарный,  не  допускающий  примата  общества  над  личностью».  Приятно  отметить,  что  соци-алистические  мечтания  Бердяева  реализованы  в  странах  Северной  Европы  и  к  этому  приближается  остальная  Европа.  А  наша  страна,  инициатор  этих  идей,  и  в  этом  вопросе  оказывается  позади  планеты  всей  (за  исключением,  может  быть,  Африки).

19.05.02.  
Сильно  похолодало.  Обедали  с  выпивкой.  В  моём  кабинете – генеральная  уборка.  В  этот  раз  дети  проявляли  инициативу  и  всё  делали  сами,  но  Тонечка,  жалея  внуков,  старается  всё  делать  сама.
  Кабинетом  я  называю  свою  комнату  в  нашей  квартире,  иногда,  на  больничный  манер палатой.  Пришвин: «С.342: Кармен  и  любовь,  а  в  природе  вода,  как  такая  любовь:  вся  види-мость  души  и  нет  её.  И  так  в  любви  всё  светит,  и  весь  мир  прелестью  становится  и  всё  хорошо,  но  пройдёт – и  нет  ничего,  будто  сошёл  паводок.  В  человеческом  же  чувстве  любви  есть  настоящая  вечность  и  долг.  Между  личностью  и  обществом  есть  люфт,  когда  и  личность  может  наделать  беду  обществу,  и  общество  может  погубить  личность:  и  тут  вся  игра,  стоящая  целой  жизни».  Медный  Всадник  и  Евгений,  берега  и  вода.  Пришвин  в  своих  глазах,  в  своей  душе  хочет  оправдать  жестокость  Сталина.  Эта  мысль  преследует  его  постоянно:  "Осударева  дорога".  [Через  несколько  минут  явление  повторилось,  и  мне  удалось  обратить  на  него  вни-мание  других.  Затем  облако  растаяло.  (Позже,  в  журнале  "Природа",  я  встретил  объяснение  этого  феномена.)  За  40  лет  моей  жизни  я  наблюдал  это  явление  впервые  и  никогда  ранее  об  этом  ничего  не  слыхал  (Много  времени  спустя  я  прочёл  об  этом  в  журнале  «Природа»).  Нет  двух  равных  вещей,  но  чем  мельче  объекты,  тем  более  подобия  между  ними.  Переход  коли-чества  мутаций  внутри  одного  вида  в  качество  приводит  к  появлению  нового  вида.  Пишет  Евграф  Сазонов:  «(Эпиграф)  О  женщина!  Как  ты  прекрасна!..  (Сенека)  1. Женщина – это  про-изведение  искусства,  и  автор  его – Творец.  2. И  миниатюры,  и  монументальная  живопись  могут  быть  прекрасны.  Так  и  женщина.  3. Длинные  ноги  и  длинные  волосы – основа  женской  красоты.  4. Хорошие  ноги  не  растут  из  плохой  попы  (явное  заимствование  из  Омара  Хайяма).  5. Длин-ные  волосы  делают  красивую  женщину  прекрасной,  дурнушку – очаровательной».]   

20.05.02. *
Болячки  мои  заживают  плохо;  это  нехорошо.  Приобрёл  билеты  в  Буй,  на  28-е.  «Ей-богу,  это  было  б  славно.  Посмотрим…»  Решил  свой  комментарий  к  Онегину  не  давать.  Это  получится  соревнование  с  Лотманом,  а  у  меня  нет  такой  подготовки,  а  теперь  и  времени,  чтобы  её  иметь.  Автономия
– элемент  естественного  права.  К  старому  возврата  не  бывает.  Большевизм – это  новая  теократия.  Церковь  воспитывает  по  воскресеньям  и  праздникам,  большевизм – каждый  день  и  весь  день.  Б-ев, С.242: «Совесть  есть  глубина  личности».  Я  бы  уточнил:  совесть  есть  глубина  самопознания.  Я  уверен,  что  процесс  самопознания  можно  инициировать  в  более  раннем  возра-сте,  но  ради  этого  следует  после  грудного  периода  воспитывать  детей  в  закрытых  учреждениях,  по-возможности,  исключая  появление  лидеров  по  физическому  аспекту,  что  обеспечит  пери-одическая  перегруппировка.  Кроме  того,  основы  психологии  следует  преподавать  уже  в  средней  школе  и  тем  самым  побуждать  к  самоанализу.  С.243: «Коммунизм  как  религия,  а  он  хочет  быть  религией».  Начните  сравнивать  и  сразу  придёте  к  убеждению,  что  нет  разницы  никакой:  те  же  боги,  образа,  коллективные  представления  и  служения,  даже  молитвы  свои.  «Но  социально  в  коммунизме  может  быть  правда,  несомненная  правда  против  лжи  капитализма,  лжи  социальных  привилегий.  Ложь  коммунизма  есть  ложь  всякого  тоталитаризма».  Этот  вывод  мне  нравится.  В  социальных  институтах  было  единственное  оправдание  тоталитаризма;  именно  социальные  инсти-туты  СССР  понудили  капитализм  заняться  строительством  социального  государства.  Тоталитаризм отрыжка  естественного  права,  причём,  основанного  на  самой  демократичной  Конституции  своего  времени.  «Современный  тоталитаризм  есть  обратная  сторона  кризиса  христианства».  Я  бы  сказал:  кризис  традиционных  религий.  В  особом  положении  оказался  ислам,  сказалась  его  молодость.  Он  смог  построить  тоталитаризм  на  основе  религии,  ставшей  государственной.

21.05.02. 
1:2:30.  В  такой  день  приятно  жить  и  ничего  не  страшно.  Л  доставляет  мне  истинное  наслаждение,  а  на  природе  это  вдвойне  прекрасно.  Сделал  необходимые  звонки,  теперь  следует  хорошо  подготовиться  к  поездке:  постоянно  забываю  оформить  командировку.
  Никит. II: 1859 г., С. 69: «Шли  рассуждения  в  Комитете  по  делам  книгопечатания  об  обществах  трезвости,  которые  быстро  распространяются  в  империи,  чем  правительство  поставлено  в  большое  затруднение.  С  одной  стороны,  угрожает  подрыву  откупу,  а  с  этим  вместе  значительные  убытки  для  казны,  а  с  другой – нельзя  же  правительству  препятствовать  благородному  порыву  народа  не  пьянствовать».  Окажись  на  тот  момент  у  царя  нефть  или  газ,  кто  знает,  может  быть  и  не  пила  бы  Россия  сегодня.  С. 70: «Обед  у  Дюссо,  данный  литераторами  в  честь  актёра  Мартынова.  Я  за  обедом  сидел  между  Шевченко  и  Языковым.  Все  литераторы  приняли  меня  радушно,  по-братски.  Многие  выражали  удовольствие  по  случаю  моего  нового  назначения».  Вот  оно,  благотворное  влияние  чинов  на  окружающих.  С. 72: «Трудно  передать  кротость,  благородство  и  любезность,  с  какими  государь  говорил.  В  нём  ни  малейшего  напускного  царственного  величия».  Даже  сейчас  слеза  прошибает:  хочется  вскочить  на  ноги  и  запеть  "Боже  царя  храни".  С. 73: «После  я  откровенно  высказал  министру  моё  мнение  о  Муханове.  Мои  мысли  были  совершенно  согласны  с  его.  В  деле  Огрызко  он  играл  неблаговидную  роль.  На  графа  Адлерберга,  кажется,  можно  будет  действовать  сердцем,  на  Тимашева – умом,  а  на  этого  ни  тем,  ни  другим,  потому  что  у  него  нет  ни  сердца,  ни  ума».  Это  благо  для  подчинённого,  когда  ему  удаётся  угадывать  мысли  начальника.  С. 77: «Статью,  разумеется,  писал  не  Ржевусский;  она  всё-таки  грамотна,  а  почтенный  граф  не  может  быть  обвинен  в  грамотности».  Это  несомненный  предок  нашего  Ревуцкого.  Фамилия  обрусела,  а  нутро  не  изменилось.

22.05.02.
С  течением  времени  сны  становятся  всё  реальнее,  прошедший  день,  не  говоря  о  более  поздних,  всё  призрачнее.  Приехала  Люда,  надо  заканчивать  с  налоговой.  Кажется,  это  последняя  серь-ёзная  проблема.
  Пришвин: «С.344: В  душе  моей  начинается  музыка,  я  весь  наполнен  ею,  и  да-лёкие  где-то  звуки  моторов,  на  фабрике,  на  шоссе,  в  воздухе  и  звуки  радио  (учат  гимнастике),  и  переклички  паровозов.  Из  разговора  с  Ц.  узнал,  что  умер  Шаляпин.  "Нет,  в  газетах  не  было:  кто-то  сказал"».  О  смерти  Ф. И. Шаляпина  сообщалось  14.04.38 в  «Известиях»  и  др.  Б-ев, С.244: «Я  же  был  и  остаюсь  крайним  персоналистом,  признающим  верховенство  личной  совести,  при-мат  личности  над  обществом  и  государством».  Хорошо,  когда  личность  это  понимает,  но  как  быть  с  подавляющим  большинством,  которое  не  может  жить  без  государства?  "Надоело  жить  лягушкам  без  царя".  Если  личность  это  понимает,  то  смирится  с  теми  неудобствами,  которые  доставляет  ей  государство,  будет  сквозь  пальцы  смотреть  на  союз  церкви  и  государства,  будет  удивляться  дикости  толпы  и  жестокости  сил  подавления.  Если  личность  это  понимает,  то  будет  продолжать  сеять  разумное,  доброе,  вечное,  творить  добро  и  милосердие  и  не  вступать  в  кон-фликт  с  государством.  Оно  того  не  стоит.  А  личность  должна  это  понимать,  на  то  она  и  личность.  С.246: «Группа  высланных  выехала  из  России  в  сентябре  1922 года.  Представители  рус-ской  эмиграции  нас  не  встретили.  Большая  часть  эмиграции  встретила  группу  высланных  подо-зрительно  и  недоброжелательно.  Были  даже  такие,  которые  позволяли  себе  говорить,  что  это  не  высланные,  а  подосланные  для  разложения  эмиграции».  Пять  лет  при  Советах это  большой  срок,  тем  более,  что  ЧК  на  самом  деле  внедряла  в  ряды  эмигрантов  своих  людей  и  физически  уничтожала  наиболее  активных  её  членов.  Конечно  удивляет  тот  факт,  что  такие  кровожадные  лидеры  коммунистов  как  Ленин,  Троцкий  и  Сталин  не  стали  убивать  этих  интеллигентов.

23.05.02. 
1:2:31.  Тонечка  уехала  ко  внукам,  но,  тем  не  менее,  всё  было  прекрасно.  В  моём  возрасте  быть  одному – благо.  Вечером   пришла  Люда:  посидели.  Секс  и  насилие – это  вид  культуры,  растущей  на  голой  почве  не  удобренной  ни  религией,  ни  же  искусством.  А  государство  заниматься  этим  не  может  и  не  хочет.
  [«6. Любоваться  красивой  женщиной  всё  равно,  что  утолять  жажду  хорошим  вином.  Чем  больше  пьёшь,  тем  больше  хочется.  7. Замужняя  женщина – городской  парк,  незамужняя – берёзовая  роща.  8. Какие  глаза  самые  красивые?  Вы  думаете  серые.  Нет,  любимые.   9. Для  мужчины  прикосновение  к  женщине  всё  равно,  что  для  Антея  прикосновение  к  Земле.  10. Разве  мужчина  тот,  кто  не  видит  женскую  красоту?  11. Что  такое  ножки? – это  красивые  ноги;  что  такое  ноги? – это  просто  ноги;  а  что  такое  глупые  ножки? – это  ножки  молодой  девушки.  12. Счастлив  тот,  чей  путь  лежит  через  берёзовую  рощу. 13. О  женщина!  Как  ты  прекрасна!..  когда  молчишь.  14. Не  суди  о  прекрасном  поспешно:  Аполлон  убил  детей  Ниобы,  Диана  затравила  собаками  Актеона.  15. Виждь  внутреннюю  красоту:  удивляйся  Сократу,  вос-хищайся  Мадонной  Бенуа.  16. Разве  растут  пышные  деревья  на  тощей  почве? – так  и  красивые  ножки  (Сазонов  повторяется,  но  делает  это  красиво).  17. Посмотри,  как  красиво,  когда  длинные  волосы  касаются  длинных  ножек.  18. Любить  один  раз,  значит  не  отличать  хорошего  от  прекрасного.  19. Девушка  бежит!  А  когда  девушка  бежит,  мелькают  не  только  пятки.  20. О  Создатель!  Я  благодарю  тебя  за  то,  что  ты  дал  мне  глаза  упиваться  её  красотой,  нос – впи-тывать  ароматы  её  тела,  осязание – наслаждаться  упругостью  её  форм  и  язык…  говорить  о  ней.  21. Жив  не  тот,  кто  может  есть,  жив  тот,  кто  любит».  Каков  финал!  Основой  религии  является  попытка  примитивных  людей  объяснить  свои  собственные  инстинкты.  Вместо  того,  чтобы  объяснять  обычаи  инстинктами,  они  инстинкты  объясняют  обычаями.]

24.05.02.
Присутственный  день  не  принёс   никаких  неожиданностей:  опять  тот   не  успевает,  этот  не  может  и  так  далее.  Идеальный  образец  бездельника – Ечкалов.  Но  всё  же,  я  думаю,  у  него  это  связано с  головой,  ибо  его  безделье  не  подкреплено  ни  знаниями,  ни  же  природной  смекалкой.  Он  принимал  участие  в  ликвидации  последствий  Чернобыльской  аварии,  возможно,  это  сказалось.  Тонечка  приехала  после  восьми.  Я  рано  лёг  спать.  Пришвин:
«С.345: Конечно,  люди,  только  люди  одни  виноваты  в  безобразии  мира».  Конечно,  это  издержки  роста,  уже  благо,  что  понимаем.  Б-ев, С.247: «Я  относился  совершенно  отрицательно  к  свержению  большевизма  путем  интервенции».  Судя  по  его  автобиографии,  Бердяев  был  достаточно  активным  философом  и  не  просто  сеял  разумное,  но  и  подготавливал  почву  под  посев.  Мне  кажется,  что  к  творчеству  и  самопознанию  порою  понуждают  обстоятельства,  а  до  этой  поры  происходит  процесс  накопления  информации  и  её  осмысление.  Я  сужу  об  этом  не  только  по  высказываниям  философов  Древней  Греции,  но  и  на  основании  своего  личного  опыта.  До  определённого  возраста  я  считал,  что  могу  воздействовать  на  политику  власти.  «Я  почувствовал,  что  эмиграция  правого  уклона  терпеть  не  может  свободы  и  ненавидит  большевиков  совсем  не  за  то,  что  они  истребили  свободу.  Свобода  мысли  в  эмигрантской  среде  признавалась  не  более,  чем  в  большевистской  России».  Радикальное  отличие  в  социальном  развитии  России  от  всех  других  народов  и  государств  мира  заключается  в  многовековом  рабстве,  которое  стало  сказываться  уже  на  генетическом  уровне.  Рабами  были  не  только  крестьяне,  рабство  пронизывало  дворянство,  исповедовало  рабство  и  православие.  Поэтому  и  бюрократия  у  нас  цветёт  пышным  цветом  с  момента  своего  рождения,  что  ей  свойствен  дух  подчинённости.  Философ,  размышляющий  на  русские  темы,  об  истории  России,  постоянно  должен  учитывать  это  обстоятельство.

25.05.02.
1:2:32.  Тонечку  выписали  на  работу;  пришла  после  семи.  Я  уже  всё  закончил  и  собирался  спать,  но  задержался  с  Онегиным  до  00  часов,  что  со  мной  случается  редко.
  Никит. II: 1859 г., С. 84: «Право  издания  журнала  ничего  не  значит,  потому  что  его  может  получить  всякий,  а  Плетнёв  всё-таки  требует  с  Некрасова  и  Панаева  денег.  Надо  знать,  что  издатели  «Современника»  ничего,  кроме  имени  журнала,  в  сущности,  от  Плетнёва  не  получили:  у  него  тогда  было  всего  двести  подписчиков,  они  же  имеют  их  теперь  пять  тысяч  пятьсот».  И  Плетнёв живой  человек.  С. 87: «Но  беда  с  нашими  влиятельными  людьми!  Они  не  способны  к  труду  мыслей,  мало  образованы  и  чужды  всякой  глубины  взгляда».  Власть  в  этом  не  нуждается.  С. 88: «Мне  пришлось  ехать  во  дворец  вместе  с  моим  почтенным  домовладельцем,  бароном  Фредериксом,  и  генералом  Броневским.  Кареты  были  очень  кстати,  потому  что  шёл  сильный  дождь  и  ехать  на  лире  или  на  гитаре  значило  бы  подвергать  крайней  опасности  от  грязи  белые  штаны  и  с  золотым  позументом  шляпу.  Государь  вышел  в  половине  первого.  Он  был  в  белом  мундире  и  в  брюках  с  желтыми  лампасами.  Одних  он  удостоил  улыбкою,  других  только  поклоном,  а  с  иными  сказал  несколько  слов.  Смотря  на  этих  людей,  ещё  раз  пришёл  к  заключению,  как  трудно  в  этих  головах  под  этими  блестящими  мундирами  зародиться  мысли  об  общественном  благе,  о  котором  если  в  эту  минуту  здесь  кто-нибудь  думал,  то  один  только  государь.  Им  некогда  заниматься  серьёзно  этою  мыслью;  они  все  поглощены  заботами  о  выставлении  себя,  о  представлениях,  выходах,  о  своих  местах,  лентах,  мундирах  и  т. д.  Нет!  не  отсюда,  а  из  недр  народа  могут  вытекать  истины  о  нуждах  его  и  слагаться  мысли,  как  удовлетворять  этим  нуждам.  Тем  то  и  хороша  конституционная  форма.  Но  надо,  чтобы  и  народ  созрел  для  неё».  А  вот  и  изюминка:  народ  не  созрел  для  свободы.

26.05.02.  
Не  гулял  из-за  ноги:  натёр  опорную  ногу,  и  она  не  заживает.  Эта  ортопедическая  обувь,  хоть  и  бесплатная,  но  как  каторга.  И  на  прогулку  меня  гонит  только  любовь,  а  так  бы  сидел  сиднем  дома.  Не  помогает  и  фторокорт – моя  палочка-выручалочка.
  Б-ев, С.247: «Я  более  всего  дорожил  независимостью  и  свободой  мыслителя  и  ни  для  какого  лагеря  не  подходил,  никогда  не  подходил».  Конечно,  уровень  моего  общения  был  интеллектуально  гораздо  ниже  бердяевского,  но  и  на  этом  уровне  я  никогда  не  мог  обрести  единомышленников  и  либо  прекращал  отношения,  либо  насильственно  проводил  свою  точку  зрения.  Теперь  жду  только  аргументов.  Ещё  следует  учитывать,  что  в  условиях  развитого  социализма  свобода  мышления  расцветала  только  на  кухне.  А  кухонные  дебаты  никогда  не  имели  практического  применения.  «Мучительно  было  также  страшное  понижение  умственных  интересов,  уровня  культуры,  элементарность,  отсутствие  всякой  проблематики  у  большей  части  молодежи».  Молодёжь  всегда  и  везде  помышляет  не  о  свободе,  а  о  воле,  и  поэтому  не  только  нуждается  в  лидере,  но  требует  его,  и  если  он  не  является,  выставляет  лидера  из  недр  своих.  С.252: «Русские  рассматривают  проблемы  по  существу,  а  не  в  культурном  отражении».  А  была  ли  русская  философия,  а  могла  ли  она  быть? Чаадаев  начал  философию  в  России,  но  кончил  в  психушке.  Герцен,  Бакунин  были  русскими  по  национальности,  но  философами  были  европейскими.  Как,  например,  Бодуэн  де Куртене  был  поляк  французского  происхождения,  но  филологом  был  русским.  Чтобы  быть  русским  философом  надо  жить  и  творить  в  России,  знать  историю  России,  истоки  её  рабства.  Русский  философ  должен  говорить  в  первую  очередь  не  о  прелестях  свободы,  а  о  позоре  её  рабской  истории.  Переход  от  Империи  к  Советам  был  не  утратой  свободы,  а  сменой  одной  формы  рабства  другой.  У  нас  и  образование  было  односторонним. 

27.05.02.
Правда,  попил  с  сыночком  пивка,  но  это,  думаю,  не  в  счёт.  Причина – приехали  внуки.  Их  приезд  радует,  но  вносит  определённые  неудобства  в  распорядок.  Я  стараюсь  не  выходить  из  своего  кабинета  и  общаюсь  с  ними  только  за  столом.  Если,  конечно,  не  возникает  срочная  необходимость  такого  общения.  Отсюда  вывод:  человек  должен  жить  один,  и  общаться  с  себе  подобными  лишь  по  необходимости.  Несомненно,  это  проявление  инстинкта  своей  территории  и  индивидуализма.  Но  при  этом  легко  сохранять  целомудрие  и  не  болтать  лишнее.
  Пришвин: «С.346: Человек – господин  Вселенной.  В  то  же  время  сам  он  постепенно  делается  рабом  им  же  сотворённых  вещей,  они  вовлекают  господина  Вселенной  в  мясорубку  современной  войны.  Я  не  знаю  никакого  решения,  кроме  того,  которое  определит  мой  поступок  в  ближайшее  время.  Не  то  ли  самое  Гёте  сказал,  что  простой  человек  в  своём  простейшем  поступке  всегда  имеет  верную цель».  Погрешность  единичного  вектора  к  цели  ничтожна,  но  помноженная  на  массу  населения,  обращается  в  хаос.  [Антисфен: «Следует  сходиться  только  с  такими  женщинами,  которые  будут  вам  за  это  признательны».  Расул  Гамзатов:  «Два  года  нам  нужно,  чтобы  научиться  говорить,  и  шестьдесят  лет,  чтобы  научиться  держать  язык  за  зубами».  Любой  ум  только тогда  чего-нибудь  стоит,  если  он  умеет  фиксировать  себя  на  бумаге.  Всякое  истинное  знание  должно  вести  к  полезному  умению.  Я  уважаю  людей  за  достоинства,  которых  у  меня  нет,  и  ненавижу  за  недостатки,  которыми  страдаю  сам.  13.08.81. «Уважаемая  Редакция!  Волею  судьбы  я  стал  кассиром  на  станции  "Детское  Село".  Работа  эта  не  интересная,  и  я  не  хочу  писать  о  ней.  Я  хочу  рассказать,  как  выглядит  пассажир  через  окошко  кассы.  У  нас  работает  молодая  женщина,  которая  только  начинает  жить  и  видеть  жизнь.  Вчера,  когда  происходила  пересменка  ей  пришлось  работать  одной  в  течение  десяти  минут».

28.05.02. 
Проводили  внуков.  Кончилась  суматоха,  конкретная  польза  от  таких  визитов – уборка  квартиры.  Не  гуляю  и  поэтому  вышел  из  графика.
  А  вот  Тонечка  и  кум  Аркадий  не  любят  графика.  Думаю,  шутят.  Б-ев, С.253: «Западные  люди  помешаны  на  культуре  (по  немецкой  терминологии),  на  цивилизации  (по  терминологии  французской),  они  раздавлены  ею.  Их  мышление  очень  отяжелено  и,  в  сущности,  ослаблено  традицией  мысли,  раздроблено  историей».  Цивилизация  и  культура  как  один  из  её  аспектов  не  могут  давить,  они  лишь  отражают  состояние  сообщества  в  рассматриваемый  момент.  Бердяев  окунулся  в  родную  для  себя  стихию  мистицизма:  Европа  бредила  Кьеркегором  (Кирхегардтом)  и  Ницше.  "Мышление  раздроблено  историей" может  ли  кто-нибудь  понять  и  разъяснить  смысл  этого  словосочетания?  Мистицизм это  не  русское  изобретение,  это  находка  немецкой  философии.  Мистицизм  возникает  не  от  избытка  знаний,  а  от  их  недостатка.  Окунаясь  в  волны  тумана,  как  в  родную  стихию,  Бердяев,  тем  самым,  по-казывает,  что  он  только  по  культурной  принадлежности  русский.  «Русские  очень  склонны  сое-диняться  в  кружки  и  группы,  спорить  в  них  о  мировых  вопросах».  Это  очень  точно  подмечено.  Мировые  проблемы  за  рюмкой  чая  русские  любят  решать  и  решают  легко:  "Бриан это  голова,  ему  палец  в  рот  не  клади".  Но  вот  свои,  насущные  проблемы  остаются  не  решаемые  веками.  «Но  во  мне  всегда  оставалось  неистребимо  мое  индивидуально-личное  и  мое  русское».  Я  горжусь  тем,  что  являюсь  носителем  русского  языка,  русской  культуры.  В  рамках  русской  культуры  я  согласен  мириться  даже  с  православием.  Родиной  своей  считаю  те  места,  где  я  полюбил  впервые.  Потому  мне  мил  и  дорог  мой  детский  дом,  хотя  там  были  привиты  мне  многие  советские  психозы.  Один  из  них антисемитизм.  Сейчас  всё  это  изжито,  преодолено,  вызывая  иногда  чувство  жгучего  стыда,  а  воспоминания  как  о  родине  остались.

29.05.02. *
Поехал  в  Буй.  Никифоров  хотел  ехать  машиной,  но  я  уговорил  поездом.  Пришвин:
«С.347: Язык – это  явление  народности,  и  на  этом  надо  стоять  так  же  твёрдо,  как  стоят  индейцы,  до  конца.  Вклинился  вопрос,  как  заноза  в  тело,  ничего  другого  не  впускает  в  душу:  быть  войне  из-за  Чехии,  или  помирятся  все,  чехи  с  утратой,  демократы  с  Гитлером.  Тот  не  страшен,  кто  живёт  своими  чувствами  и  согласным  с  ними  умом:  это  и  есть  человек,  каким  все  мы  должны  быть.  А  страшен,  кто  обошёл  свои  природные  страсти  холодным  умом  и  огонь  души  своей  запер  в  стены  рассудка.  Люди  умирают  не  от  старости,  а  от  спелости.  Напишу  и  хорошо,  а  когда  при-дут  и  скажут:  "Напишите!" – что-то  полоснёт  по  душе,  и  рад  бы  уважить,  а  не  могу.  Все  наро-ды  всего  мира  органически  не  хотят  войны  и  боятся  её  ужасно  (помнят  1914 год).  Люди  готовы  отдавать  последний  кусок  на  вооружение,  чтобы  охранить  себя  от  войны.  И  там,  где  прави-тельства  ослабляются  демократическими  принципами – там  летят  и  принципы  эти  как  пережиток.  Так  что  все  народы,  все  правительства  боятся  войны,  и  этим  страхом  пользуется  Гитлер,  чтобы  держать  все  правительства  в  своих  руках,  побеждать  и  забирать  без  пролития  крови  целые  госу-дарства».  А  стратеги  этого  не  понимают,  не  хотят.  [«Налетел  шквал  из  5–10 пассажиров  с  оче-редного  автобуса,  изругали  её  за  нерасторопность,  смешали  с  грязью  и,  довольные,  стали  бара-банить  во  все  другие  окошки  касс.  Когда  же,  пришедшая  на  смену  кассир  начала  работу,  через  минуту  в  кассовом  зале  уже  никого  не  было,  а  Наташа  М.  в  этот  день  уже  не  смогла  больше  работать.  А  ещё  раньше,  в  этот  же  день  ко  мне  подошла  женщина  и  поинтересовалась  насчёт  абонементного  билета.  Я  разъяснил  ей,  что  работница  этой  кассы  почувствовала  себя  плохо  (она  была  беременна)  и  пошла  к  врачу.  Однако,  эта  дама  не  была  удовлетворена  моим  ответом,  но,  видя  моё  нежелание  продолжать  разговор  на  эту  тему,  она  пошла  к  соседнему  окошку».] 

30.05.02. 
В  Буе  встретили  хорошо.  Опыт  общения  с  Буем  показал,  что  люди  везде  хорошие.  Те  же  чиновники,  но  работающие  на  своём  огороде  не  теряют  человеческого  лица.  Ощутил  сильное  желание  помочь  нам,  только  работайте.  Но  условия  работы  не  позволяют  реализовать  задумки.  Забыл  оформить  командировочные  удостоверения.  Нет  грани  между  свободой  и  своеволием:  это  совершенно  разные  понятия.  Свобода  безгранична, а  у  своеволия  есть  рамки  закона.
  Б-ев, С.256: «Я  никогда  не  принадлежал  к  мыслителям,  умеющим  группировать  единомышленников  и  последователей».  Я  думаю,  никакой  философ  не  задаётся  целью  создать  свою  школу,  иметь  последователей,  единомышленников.  Но  если  точку  зрения  философа  никто  не  разделяет,  значит,  философ  заблуждается,  значит,  его  точка  зрения  одиозна,  абсурдна.  Если  философ  изъясняется  внятно  и  понятно,  если  его  терминология  знакома слушателям  и  однозначна,  если  его  философия  опирается  на  жизненный  опыт  и  знания,  то  последователи  у  него  будут  всегда.  «Наиболее  боевыми  были  мои  собственные  статьи».  Сознаться  откровенно,  и  мои  публичные  выступления  казались  мне  самыми  горячими,  самыми  убедительными,  особенно  речи  невыс-казанные.  К  сожалению,  мои  статьи  газеты  публиковать  без  оплаты  отказывались.  «В  течение  20 лет  я  вел  борьбу  за  свободу,  за  свободу  духа,  свободу  совести,  свободу  мысли».  Я  же  на  протяжении  многих  лет  боролся  и  продолжаю  бороться  за  освобождение  своих  земляков-соотечественников  от  рабства.  Наше  население,  не  замечая  того,  перманентно  переходит  из  одной  формы  рабства  в  другую.  Сейчас это  рабство  ЖКХ.  Сбросить  это  иго  можно,  только  создав  действенные  формы  местного  самоуправления.  Но,  как  всегда  было  в  России,  кто  хочет  изменений  и  знает,  как  это  сделать,  тот  не  имеет  к  этому  средств,  а  кто  имеет  средства  и  возможности,  тот  не  заинтересован  в  переменах.

31.05.02. 
Поезд  опоздал  на  два  часа.  Произошёл  совершенно  небывалый  случай.  Я  вышел  на  платформу  как  раз  во  время  отправления  электрички.  Время  было  позднее,  и  следующую  пришлось  бы  ждать  долго.  Но  к  моему  удивлению,  поезд  не  отправлялся,  пока  я  не  дохромал  до  вагона.  Это  было  лёгкое  потрясение.  Как  только  я  вошёл  в  вагон,  мы  поехали.  Одно  такое  событие  покрывает  сотню  отрицательных.  Помылся,  и – спать.  Пришвин: «С.348: Жизнь  желанная – это  игра,  все,  кто  может,  играет,  а  кто  не  может,  трудится  в  надежде  когда-нибудь  поиграть.  Иные,  даже  вовсе  потеряв  надежду  когда-нибудь  поиграть,  переносят  мечту  свою  в  будущее  на  "после  нас",  или  даже  совсем  далеко,  на  тот  свет.  Сказку  делать – это  не  математика.  Мне  и  в  голову  тогда  не  приходило,  что,  может  быть,  не  он,  Тургенев,  лёгкий,  а  я,  как  читатель». 
[«Работница  соседней  кассы  на  её  требование  открыть  абонементную  кассу  пыталась  толковать  ей  о  финансовой  ответственности,  о  гуманности,  но  принципиальная  дама,  излагая  животные  взгляды,  вынудила  её  разрыдаться  и  закрыть  свою  кассу.  А  десятого  августа  произошёл  вообще  из  ряда  вон  выходящий  случай.  Я  открыл  свою  кассу,  и  часть  людей  из  очереди  в  соседнее  окошко  направилась  ко  мне.  Вперёд  вырвались  две  крупные  пожилые  женщины.  Окна  моей  кассы  они  достигли  одновременно,  и  здесь  бег  сменился  борьбой.  Сначала  они  отталкивали  друг  друга  корпусом,  затем  перешли  на  рукопашную.  Они  оттаскивали  одна  другую  от  кассы  сначала  за  пояс,  потом  за  плечи  и,  наконец,  за  горло.  Надо  отдать  должное  остальным  пассажирам,  они  вели  себя  вполне  лояльно  и  не  мешали дамам  выяснить  свой  приоритет  или  попытаться  воспользоваться  случаем  и  получить  билет  без  очереди.  Надо  ли  говорить,  что  за  время  этой  потасовки  очередь  увеличилась  значительно.  На  своём  веку  я  видел  достаточно  мерзопакостного,  но  взгляд  через  окошко  кассы  удивил  и  меня».]

 

van-osmos@yandex.ru

ПРОДАЁТСЯ  ЗЕМЛЯ  В  ЛЕНИНГРАДСКОЙ  ОБЛАСТИ

Hosted by uCoz
Hosted by uCoz