2002-01

дн2002

02-02

03-02

04-02

05-02

06-02

07-02

08-02

09-02

10-02

11-02

12-02


01.01.02.  
Новый  Год  встретили,  как  принято  на  Руси.  Угомонился  в  пятом  часу.  Святая  Русь  Ильина  вызывает  улыбку.  Напрашивается  термин  «наивный  национализм».  Этот  национализм  привёл-таки  его  к  фашизму.  Сфера  влияния  религии – мораль,  этика,  но  не  политика.  Но  коль  скоро  мораль  и  этика  утвердятся  в  обществе,  надобность  в  религии  отпадёт.  Вторжение  религии  в  сферу  политики  ведёт  прямо  к  национализму  со  всеми  его  извращениями.  Собственно,  иудаизм  стоит  на  национализме.  Об  этом  говорит  история  и  современная  действительность.  Только  бла-годаря  крайнему  национализму,  евреи  сохранились  как  нация.  Но  нужно  помнить,  что  наци-онализм  агрессивен.  Б-ев, С.60: «В  мире  религиозном  затрагивается  самая  глубина  человеческой  души».  Я  не  говорю,  что  у  людей  религиозных  нет  души.  Она  есть,  но  находится  в  суме-речном  состоянии,  когда  легко  могут  возобладать  животные  инстинкты  (Оно).  Назначение  ре-лигии  в  том  и  заключается,  чтобы  удержать  эту  сумеречную  душу  от  животных  поползновений,  угрожая  различными  карами,  но  религия  не  стремится  и  не  заинтересована  в  том,  чтобы  вывести  душу  из  этого  состояния,  просветить  её.  Государство  же  обязано  просвещать население,  хотя  бы  ради  того,  чтобы  оно  умело  читать  издаваемые  им  законы.  В  этом  вопросе  и  про-является  коренное  разделение  мрака  невежества  и  блага  просвещения.  «Я  увидел,  что  эмиграция  в  преобладающей  массе  так  же  ненавидит  и  отрицает  свободу,  как  и  русский  коммунизм».  Это  была  ненависть  одной  власти  к  другой,  свергнувшей  предыдущую.  Этому  состоянию  дал  в  своё  время  убийственную  характеристику  В. В. Шульгин:  "Не  играет  роли,  какую  фамилию  носит  император – Романов  или  Ульянов".  Возвращаясь  в  наше  время  можно  смело  продолжить:  "или  Путин",  он  также  отрицает  свободу,  но  только  с  демократическим  фиговым  листочком.  Эту  формулу  можно  распространить  на  все  государства  мира.

02.01.02. 
Проводили  Цветковых.  Слушал   музыку.  День   не  стандартный:  не  варил  кашу,  не  делал  зарядку,  то  есть  расслабился.  Можно  ли  терпеть  зло?  Праздный  вопрос,  мы  его  постоянно  терпим  и  на  бытовом  уровне.  Должно  ли  давать  ему  постоянный  отпор?  А  какой  отпор  можно  дать  власти?  Она  пишет  законы,  она  же  определяет  и  нарушителей.  Если  не  будет  нару-шителей,  отпадёт  надобность  во  власти.  «Нет  такой  плохой  книги,  в  которой  не  было  бы  чего-нибудь  хорошего».  Нечто  подобное  хочется  сказать  об  Ильине.  Не  в  пример  ему,  Бердяев  завладел  моим   вниманием  сразу  и  до  конца.  И  потом,  эта  нарочитая  святость.  Рассуждать  о  Боге  допустимо,  
но  не  в  связи  с  конкретным  народом,  тем  более  советским.  [*Смешно  и  жалко  видеть  бесплодные  усилия  старичков  прошлого  века  восстановить  славу  корифеев  их  юности  на  счёт  славы  новых  талантов;  смешно  и  жалко  видеть,  как  они  силятся  соблазнить  новое  поколе-ние  умершею  поэзиею  прошедшею;  но  в  то  же  время  можно  уважать  имена  тружеников,  кото-рые  своими  сочинениями,  каковы  бы  они  ни  были,  размножали  в  обществе  число  грамотных  людей,  возбуждали  в  нём  любовь  к  благородным  наслаждениям  и  способствовали  к  произведе-нию  того,  что  называется  «публикою»  и  без  чего  невозможна  никакая  литература. *Говорят  о  воровстве,  о  убийстве,  о  грабеже,  о  ябедничестве  беззазорно  во  всяких  беседах;  неужели  такие  разговоры  благороднее  речей  любовных?  (Сумароков).  *Но  время  идёт,  новые  идеи  вторгаются,  и  так  как  не  было  и  никогда  не  будет  гения,  который  бы  всё  сказал,  всё  решил,  на  всё  дал  ответ,  исчерпал  бы  все  стороны  бытия,  так  что  уничтожил  бы  возможность  явления  других  гениев,  а  следственно,  и  возможность  дальнейшего  развития  народа  и  человечества,  то  и  гений,  после  стольких  усилий  и  битв  сделавшийся  властителем  дум  своего  времени,  является,  наконец,  представителем  уже  минувшей  эпохи  не  удовлетворяющим  нового  времени.] 

03.01.02. 
Гулять  три   дня  к  ряду  тяжело.  Опять  потёк  входной  шланг  на  кухне  в  газовой  колонке.  Век  высокой  культуры  возник  сравнительно  недавно  и  не  может  пронизывать  всё  население  планеты,  даже   отдельного  государства.  Интеллигенция  является  носителем  этой  культуры, 
а  весь  народ  стать  интеллигентным  если  и  сможет,  то  лет  через  пятьсот.  Следует  уточнить,  культура  всегда  сопровождает  человека,  уровень  её  разный.  Идеальное  состояние – это  сочетание  культуры  с  мудростью.  Мне  кажется,  что  образцы  такой  культуры  явила  миру  Россия  трудами  наших  писателей.  Б-ев, С.61: «После  [Первой]  мировой  войны  народилось  поколение,  которое  возне-навидело  свободу  и  возлюбило  авторитет  и  насилие».  Это  не  новое  поколение,  это  вернув-шиеся  с  войны  солдаты,  которых  кормила  война.  Эти  люди  и  определили  форму  власти  ряда  государств  мира.  Солдат  привык  повиноваться  и  требовал  строгого  начальника.  Тоталитарная  власть  не  может  существовать  без  войны,  если  не  с  внешним  врагом,  то  хотя  бы  с  внут-ренним.  К  авторитетам  отношение  сохранилось  то  же  самое,  религиозное,  только  Бог  стал  ближе  и  реальнее.  Насилие  и  есть  война.  В  СССР  потери  населения  в  мирное  время  были  как  в  полномасштабной  войне.  Вот  уже  в  условиях  тоталитаризма  родилось  новое  поколение,  которое  не  подозревало,  что  может  быть  иная  форма  власти.  Хочу  давать  малыми  порциями  (в  квадратных  скобках)  дневниковые  записи  докомпьютерного  периода.  Самому  интересно  наб-людать  изменения,  рост,  созревание.  «Всякая  группировавшаяся  масса  враждебна  свободе.  Скажу  более  радикально:  всякое  до  сих  пор  бывшее  организованное  и  организующееся  общество,  враждебно  свободе  и  склонно  отрицать  человеческую  личность».  В  толпе  нет  личностей,  у  толпы  своё  лицо,  лицо  вожака.  Поднял  вожак  булыжник,  то  же  делает  и  толпа.  Так  происходит  побивание  камнями.  Общество вынужденная  форма  противостояния  власти.

04.01.02.  
Чистил  правое  ухо.  Наиболее  интенсивно  засериваться  уши  стали  к  старости.  Выручает  меня  в  этом  вопросе  медсестра  всё  той  же  санаторки  Лигарева  Елена  Даниловна.  Она  необыкновенно  расторопна,  отзывчива  и  в  своём  роде  специалист  на  все  руки.  Мысли,  как  сухой   песок  сквозь  пальцы,  наверное,  ещё  не  воспринял,  что  начался  следующий  год..  Новый  Год  выдался  снежным.  С Тонечкой  опять  не  разговариваем,  и  опять  по  тому  же  поводу:  не  умеет  себя  вести  при  посторонних.  Кирицев,  кажется,  вот-вот  откроется,  но  это  ожидание  длится  столько  же  времени,  сколько  мы  знакомы  с  ним.  
Новый  год – новые  ожидания.  Думаю,  религия,  в  конце  концов,  трансформируется  в  почтительное,  любовное  отношение  к  Природе,  ибо  толпа  должна  кому-то  поклоняться.  И  здесь  должны  лидировать  «зелёные».  [*1739 г.  Ломоносов  написал  первую  оду  «На  взятие  Хотина».  *…готовы  поверить  на  слово  всякому,  у  кого  горло  широко…  *Только  маленькие-великие  люди,  фокусники  и  потешники  праздной  толпы,  только  они  сомневаются  во  всём  легко  и  весело,  забываясь,  а  не  страдая…  (80)  Наше  время – время  не  мудрецов,  а  философов,  не  людей,  а  книжников,  учёных…  Это  потому,  что  многосторонние  и  бесконечно  разнообразные,  в  сравнении  с  древностию,  элементы  новой  жизни  до  сих  пор  ещё  в  брожении,  до  сих  пор  ещё  не  примирились  и  не  слились  в единое  целое.  В  наше  время  все – или  штатские,  или  военные,  или  мещане,  купцы,  художники,  учёные,  земледельцы – все,  что  угодно – только  не  «люди»;  титло  «человека» священно  и  велико  только  на  словах  да  в  книгах,  а  в  жизни  о  нём  никто  не  заботится,  никто  не  спрашивает (89) Довольство  тем,  что  есть,  без  требования  того,  чего  ещё  нет,  но  без  чего  не  для  чего  жить,  примирение  с  окружающею  действительностию,  терпимость  посредственности – вот  первые  страшные  предшественники  наступающей  старости.  (Вот,  я  старый,  и  с  этим  не  согласен).] 

05.01.02. 
Катя   Андреева  (ОРТ) объявила  как  сенсацию 1.4%, хотя  мы  с  вами  знаем  это  уже  давно. Полу-чил  паспорт  на  квартиру. Теперь  можно  заниматься  приватизацией.  Как  говорил  великий  Ленин,  Надежда  Константиновна – самая  умная  женщина,  да  и  та  дура.  Объемлет  апатия,  но  человек  должен  действовать,  а,  следовательно,  постоянно  впитывать  новую  информацию,  покуда  жив.  Как  Сократ,  нет,  Сенека,  
даже  умирая, он  делился  получаемой  вновь  информацией  со  своими  близкими.  Я  не  умею   выражаться   поэтическим  языком,  но  я  его  прекрасно  понимаю.  Б-ев, С.61: «Демократический  век – век  мещанства,  и  он  неблагоприятен  появлению  сильных  лич-ностей».  Мы  уже  решили  и,  кстати,  вместе  с  Бердяевым,  что  личность  может  быть  творческой,  а  не  сильной.  Можно  говорить  о  силе  творчества.  Сильной  личностью  мы  называем  яркую  индивидуальность,  а  таких  в  наш  век,  век  мещанства  и  демократии  вполне  достаточно.  Тот  же  Гитлер  был  яркой  индивидуальностью.  Приходит  на  ум  Пол-Пот.  Яркой  индивидуальностью  был  первый  Президент  РФ,  он  мог  пить  везде  и  в  любое  время.  Не  погрешим  против  истины,  если  включим  сюда  Рейгана,  да  и  Путин  в  этом  ряду  не  окажется  лишним.  Мне  кажется,  что  Бер-дяев  просто  в  очередной  раз  запутался  в  терминологии.  С.62: «С  свободой  связана  тема  о  чело-веке  и  творчестве».  К  пониманию  свободы  может  придти  только  творческая  личность,  причём,  к  совокупному  пониманию,  к  пониманию  всех  её  аспектов  и  их  взаимозависимости.  «Я  объяв-лял  восстание  против  всякой  ортодоксии,  все  равно  марксистской  или  православной,  когда,  она  имела  дерзость  ограничивать  или  истреблять  мою  свободу».  Бердяев  делает  вид,  что  не  пони-мает,  что  марксизм  и  православие  суть  религии.  Позволяя  себе  пусть  даже  совершенно  иной,  самый  что  ни  на  есть  благородный  вид  религии,  он  тем  самым  ставит  себя  в  зависимость  от  этой  религии,  то  есть,  ограничивает  свою  свободу.  В  этом  противоречии  весь  Бердяев.   

06.01.02.  *
0:0:1.  Сезон  открыт,  Л
просто  прелесть:  захотела пришла.  Она  очень  остро  чувствует  опас-ность  и  приходит  когда  Тонечки  нет  дома.  Всё  должно  быть  в  соответствии  друг  с  другом.  Борьба  за  самобытность,  в  сущности,  есть  консерватизм  в  духовной  области.  Самобытность это  особенности  культуры,  эти  особенности  должны  оседать  в  фольклоре.  История  лишь  тогда  становится  таковой,  когда  есть  прогресс,  когда  нечто  уходит  в  прошлое,  когда  это  прошлое  перестаёт  влиять  на  настоящее.  Почти  из-под  каждого  дома  лужа,  как  из-под  пьяного  мужика.  Естественно,  эти  лужи  разливаются  по  тротуару  и  препятствуют  моим  пешим  прогулкам.  В  таких  случаях  я  постоянно  вспоминаю  администрацию,  а  она  меня нет.  [(96) Прочувствовать  великого  поэта,  вполне  выразившего  собою  момент  общественного  развития – это  значит,  пере-жить  целую  жизнь,  принять  в  себя  целый,  отдельный  и  самобытный  мир  мысли,  следовательно,  дать  своему  нравственному  существованию  особенную  настроенность,  отлить  дух  свой  в  особую  форму.  И  потому  только  слишком  глубокая  и  сильная  натура  способна  бывает  принимать  в  себя  всё,  ничем  не  переполняясь,  и  носить  в  груди  своей  целые  миры,  всегда  жаждая  новых.  *Пусть  он  во  всём  разочаровался,  пусть  всё,  что  любил  и  уважал  он,  оказалось  недостойным  любви  и  уважения,  пусть  всё,  чему  горячо  верил  он,  оказалось  призраком,  а  всё,  что  думал  знать  он,  как  непреложную  истину,  оказалось  ложью, – но  да  обвиняет  он  в  этом  свою  ограни-ченность  или  своё  несчастье,  а  не  тщету  любви,  уважения,  веры,  знания!  (107)  Байрон,  он  лю-бил  человечество,  но  презирал  и  ненавидел  людей.  *Слов  недостаёт  у  людей  только  тогда,  ко-гда  они  выражают  то,  чего  сами  не  понимают  хорошенько.  *У  какого  писателя  нет  ошибок  про-тив  грамматики? – да  только  чьей? – вот  вопрос!  Карамзин  сам  был – грамматика,  перед  которой  все  ваши  грамматики  ничего  не  значат;  Пушкин  тоже  стоит  любой  из  ваших  грамматик.   

07.01.02.  *
Гулял  на  почту.  Следы  так  называемого  местного  самоуправления  видны  на  каждом  шагу.  И. А. Ильин  напоминает  «неистового  Виссариона»  в  первом  его  периоде.  Затевахин  сообщил  допол-нительные  подробности  об  обороте  гуано  в  природе.  Он  (оборот)  может  быть  не  только  меж-видовой,  но  и  внутри  видовой,  даже  внутри  семейный.  В  отрочестве,  
на  даче  в  Вырице,  я  видел,  как  хозяйская  собака  «Дружба»,  такова  была  её  кличка,  с  жадностью  поедала  гуано  хозяйкина  дитяти.  О  подобном  же  сообщал  Виктор  Матвеенков:  в  геологической  партии  его  полюбила  собака  и  подбирала  за  ним  его  испражнения.  Пришвин: «С.240: Будучи  личностью  не-повторимой,  являясь  в  мире  единственный  раз,  привносил  бы  в  мировое  хранилище  чело-веческого  сознания,  в  культуру  что-нибудь  от  себя  самого.  Человек  науки  часто  даже  имя  своё  переплавляет  в  сделанное  им  изобретение:  так  вот  физик  Реомюр  до  того  скрылся  в  ртутный  термометр,  что  редкий  при  слове  Реомюр  подумает  о  человеке.  В  искусстве  нет  никаких  законов,  и  форм,  и  тем,  укрывающих  личность.  Ни  за  какой  темой,  самой  великой,  даже  за  богом,  не  скроется  художник.  Весь  РАПП  держится  войной  и  существует  врагом  (разоблачает  и  тем  самоутверждается);  своё  ничто,  если  оно  кого-нибудь  уничтожает,  превращается  в  нечто» Б-ев, С.63: «Свобода  не  есть  самозамыкание  и  изоляция,  свобода  есть  размыкание  и  творчество,  путь  к  раскрытию  во  мне  универсума».  Давно  ли  Бердяев  убеждал  нас,  что  надо  бежать  от  мира,  порвать  с  ним  как  с  косным  явлением!  И  вот  прямая  противоположность.  Не  может  творческая  личность  жить  в  изоляции.  Именно  человеческие  отношения  во  всём  их  многообразии  питают  её,  являются  стимулом  творчества.  Раскрывайся,  пусть  все  видят  твой  "универсум",  пусть  все  восторгаются  тобой  и  стараются  подражать.  Пользуйся  моментом  и  сей  разумное,  доброе,  вечное,  "и  будут  чтить  тебя  потомки".

08.01.02. 
Встал  попозже,  чтобы  не  обедать.  Светка  готовит  вкусно  и  кормит  обильно,  не  хотел  их  огорчать.  В  11:00 стартовал  к  Сафоновым.  Всё  было  прекрасно.  Вернулся  около  восьми.  Тоска  по  сталинизму  объясняется  слабостью  законодательства  и  государства,  которые  не могут  обеспечить  безопасность  граждан.  При  Сталине  уличный  разбой - явление  крайне  редкое.  Гибнет  ботанический  сад.  Не  гад  ли  Яковлев?  Не  его  ли  это  вопрос?
  Никит. I: 1856 г., С. 431: «– Давно  бы  пора  говорить  это,– сказал  государь.  Воровство,  поверхностность,  ложь  и  неуважение  закон-ности – вот  наши  главные  общественные  раны.  На  днях  был  на  двух  литературных  чтениях:  у  князя  Вяземского,  где  читал  своё  произведение  граф  Лев  Толстой,  и  у  Тургенева,  где  читал  Островский  сперва  небольшую  пьесу  "Семейная  карти-на",  а  потом  драму,  тоже  заимствованную  из  русских  нравов  и  быта.  Вымышленная  опасность  всегда  более  пугает,  чем  действительная».  Однако  действительность  страшнее  любого  вымысла.  С. 437: «Жизнь  так  ничтожна,  что  и  скорби  её  не  стоят  того,  чтобы  долго  заниматься  ими».  Это  когда  речь  идёт  не  о  твоей  жизни.  С. 449: «Поутру  видел  А. И. Войцеховича  и  долго  с  ним  говорил.  Он  рассказал  мне  прелюбопытные  вещи  о  раскольниках,  делами  которых  года  три  тому  назад  занимался  по  поручению  прави-тельства.  По  словам  Войцеховича,  они  составляют  огромную  силу  в  государстве.  Их  около  десяти  миллионов.  Они  имеют  сношение  с  Австрией,  где  нахо-дится  одно  из  их  центральных  управлений.  Иные  из  их  верований  очень  грубы,  другие  в  высшей  степени  рациональны».  "Законы,  прежде  строгие / К  раскольникам,  смягчилися"  (чI – глI).  С. 450: «Печальна  судьба  русского  просвещения.  Не  раз  страдало  оно  в  тяжком  плену:  то  был  плен  татар,  обскурантов  и  т. д.,  а  ныне  оно  томится  в  плену  подьячих».  И  ведь  есть  же  образцы  высокого  уровня  образования,  но  как  только  бразды  образования  попадают  в  руки  власти конец.

09.01.02. 
Серёжа  даёт  гарантии.  Мне  кажется,  приятно  жить  на  свете,  когда  знаешь  наперёд,  что про-изойдёт  завтра,  особенно,  если  это  событие  вдохновляющее.  Несколько  дней  полного  спокой-ствия:  Тонечка  не  разговаривает,  а  это  то,  что  нужно.  Пришвин:
«С.241: Культура – это  связь  людей  в  пространстве  и  времени.  Вчера  Фаворский  сказал,  что  фотография  передаёт  случай,  а  живопись  событие  и  что  на  этом  пути  фотография,  конечно,  может  считаться  самостоятельным  искусством.  С.242: Вчера  100 лет  со  дня  смерти  Гёте.  Что  происходит  (причина),  как  мы  живём  на  земле  (качество).  Хочу  продумать  своё  отвращение  к  учительству.  (Хочу  не  учить,  а  ду-шевно  беседовать,  размышлять  сообща  и  догадываться)».  И  я  этого  хочу,  но  власть  не  хочет.  Б-ев, С.64: «Мой  бунт  есть  бунт  духа  и  бунт  личности».  Могут  подумать,  что  я  цитирую  Бердяева  с  намерением  уличать  его  в  чём-то,  упрекать  за  что-то.  Конечно,  нет.  Бердяев  является  для  меня  источником  глубоких  мыслей,  неожиданных  открытий.  Но,  временами,  так  и  хочется  треснуть  его  по  башке,  когда  он  начинает  нести  ахинею.  Личность  может  констатировать,  но  никогда  не  бунтовать,  она  может  обличать,  но  не  призывать.  Возьмём  в  пример  Достоевского,  он  так  выразительно  обличал,  что  Ульянов  жаждал  его  расстрелять.  "Бунт  духа  и  бунт  лич-ности"  должны  проявляться  в  творчестве,  чтобы  тот,  кто  соприкасается  с  творением,  чувствовал  себя  участником  этого  процесса.  С.65: «У  меня  всю  жизнь  было  отвращение  к  церемониям,  к  торжественным  собраниям,  юбилеям,  свадьбам,  к  условным  риторическим  речам,  к  мундирам,  к  орденам».  Тут  всё  свалено  в  одну  кучу.  Если  разбирать  по  отдельности,  то  мундиры,  ордена,  атрибуты  власти,  гимны,  знамёна – всё  это  равносильно  перу  в  носу  индейца  обеих  Америк.  Церемонии,  собрания,  речи  суть  шабаши,  дьявольские  игрища,  то,  что  отождествляется  с  толпой.  А  вот  посидеть  за  обильным  столом  рядом  с  друзьями – это  я  очень  обожаю. 

10.01.02. 
0:0:2.  Пошли  деньги,  но  размер  не  тот.  Кругом  обман.  Никто  не  желает  честно  делить  за-работанные  деньги.  Каждому  кажется,  что  он  сделал  больше.  Тренирую  мозжечок  в  надежде, что  мозг  будет  работать лучше.  Но  это  самообман.  Настала  пора,  когда  читаю  по  принуждению,  то  есть,  книгу  дают  на  время,  а  её  ещё  надо  обработать.  Пришвин:
С.243: «Сами  слова  не  конец,  а  скорее  мосты,  соединяющие  концы  и  начала  (культуры):  одно  пережилось,  кончилось,  другое  рождается,  и  между  ними  слово,  как  мост.  Мы  все,  например,  переходим  по  мосту  Пушкина.  Лично  я  ненавижу  резкие  споры  с  умственной  истерией  и  насилием  темпераментов:  это  война.  Где  писатели,  под  пером  которых  правда  является  в  образе  поэзии,  и  мы  видим,  что  за  словами  стоит  человек,  как  это  было  у  Пушкина,  Гоголя,  Достоевского».  Это  говорит  умуд-рённый  жизненным  опытом  человек.  А  в  молодые  годы,  небось,  спорил  до  хрипоты,  а  возражений  не  слушал.  Никит. I: 1856 г., С. 451: «Вечер  у  князя  Щербатова.  Но  не  люблю  я  всех  этих  собраний.  В  них  ничего  искреннего,  а  только  каждый  старается  казаться  в  глазах  других  значительнее,  чем  он  есть».  Ну  точно  наш  "Запад Запад",  это непреходяще.  С. 452: «Всё  должно  "идти  к  концу,  как  угодно  творцу",  по  выражению  Шекспира.  Эгоизм  с  жадностью  хватается  за  это  убеждение,  чтобы  освободиться  даже  от  желания  что-нибудь  делать  в  пользу  общую».  1857 г.,  С. 453: «Между  прочим,  был  у  Позена  и  просидел  у  него  около  часу.  По  его  проекту  об  освобождении  крестьян  назначен  комитет  под  председательством  самого  государя.  Члены  комитета:  граф  Орлов,  Ростовцев,  П. Ф. Брок,  П. П. Гагарин,  князь  Долгорукий,  Адлерберг».  Это  всё  люди  менее  всего  заинтересованные  в  освобождении  крестьян.  С. 455: «По  мнению  толпы,  тот  непременно  должен  быть  очень  умён  и  даровит,  кто  ни  в  ком  не  признаёт  ни  ума,  ни  дарования».  Толпа  не  вникает,  ей  важно  громче  и  пестрее. 

11.01.02. 
1:0:3.  Право  и  государство – вещи  несовместные.  Государство – это  совокупность  всех  служащих,  получающих  денежное   вознаграждение  из  бюджета.  Но,  несмотря  на  то,  что  право  вырабаты-вается  и  законодательно  закрепляется  государством,  оно,  государство,  не  склонно  соблюдать  и  не  соблюдает  это  право,  поскольку  состоит  из  чиновников,  чья  основная  служба  состоит  в  том,  чтобы  нарушать  это  право.
  Составитель  законов  считает  себя  вправе  не  соблюдать  их.  Пришвин: «С.244: Если  мне  хорошо,  то  и  всё  хорошо,  и  если  плохо,  то  и  всё  плохо.  Значит,  надо,  чтобы  человек  чувствовал  себя  по  возможности  хорошо,  по-хорошему  судил  других,  а  не  по  слабости.  С.245: Замираю  на  тёмное  зимнее  время  и  жду  со  всей  страдающей  тварью  весны – вос-кресения».  Сейчас  со  мной  разговаривает  единомышленник,  я  его  ощущаю  рядом,  как  живого  собеседника.  Б-ев, С.65: «Мне  всегда  хотелось,  чтобы  оголенная  правда  была,  наконец,  обна-ружена».  Личная  жизнь  человека  имеет  три  аспекта  (опять  триединство):  интимный,  о  котором  знают  только  участники  интима;  частный,  здесь  круг  посвящённых  шире  и  охватывает  родных  и  близких  знакомых;  общественный  или  публичный,  он  должен  быть  абсолютно  прозрачным.  Публичный  аспект  получает  своё  отражение  в  истории,  поэтому  мы  говорим исторические  факты.  За  искажение  исторических  фактов,  фактов  деятельности  публичных  людей  должно  наказывать  больно.  «Мне  чужд  лик  Божества  всемогущего,  властного  и  карающего  и  близок  лик  Божества  страдающего,  любящего  и  распятого.  Я  могу  принять  Бога  только  через  Сына».  То  есть,  через  распятого  Сына  Бердяев  может  принять  Бога  "всемогущего,  властного  и  карающего",  каким  он  и  представлен  в  Библии.  Либо  автор  должен  нам  назвать  иное  имя  отца  Иисуса  Христа.  Но  как  к  этому  отнесётся  Дева  Мария?  Удивительно,  как  легко  ставит  себя  в  безвыходное  положение  человек,  когда  берёт  себе  в  помощники  религию. 

12.01.02. *
1:0:4.  Ходил  на  почту  за  пенсией.  Вчера  приходила  Ю,  я  её  очень  люблю,  но  она  посещает  меня  всё  реже.  Умный  человек  тем  и  отличается  от  заурядного,  что  видит  то,  что  лежит  на  поверхности  и  мимо  чего  большинство  людей  проходит,  не задумываясь.
  Вот  и  я,  сам  себе  кажешься  значительным,  но  стоит  прочесть  книгу,  написанную  вдумчивым  человеком,  художест-венный  аспект  меня  уже  почти  не  занимает,  как  пузырь  лопается,  остаются  только  брызги.  Правда,  о  сильной  зависимости  нашей  экономики  от  климата  говорили  и  при  царях.  [(121)  Поэзия  не  падает  готовая  прямо  с  неба,  а  вырастает  на  земле,  переходя  через  все  степени  развития,  как  всё  растущее.  *Слова  «поэзия»  и  «поэт»  звучали  довольно  дико  и  были,  к  тому  же,  несколько  опошлены  характерами  первых  русских  “пиитов” – Тредиаковского  и  Сумарокова.  *Язык  сделал  большие  успехи  через  Карамзина  и  Державина.  *О  характере  французов  с. 616;  о  характере  англичан  и  немцев  с. 616 – 617.  *«Осёл  останется  ослом, / Хотя  осыпь  его  звездами; / Где  должно  действовать  умом, / Он  только  хлопает  ушами».  (122)  Кто  льёт  часто  душевные,  глубокие  слёзы,  тот,  кажется,  более  всех  смеётся  на  свете!..  (128)  Побуждений,  которые  заста-вляют  у  нас  сочинительствовать  людей  без  призвания,  без  образованности,  без  всего,  что  нужно  для  занятия  литературою, – таких  побуждений  два:  «деньги»  и  собственно,  так  называемое,  вну-шаемое  самолюбием  желание  печататься,  слыть  «сочинителем».  1959 г.,  Стендаль,  «Прогулки  по  Риму»,  Т. 10.  «Я  хочу,  чтобы  меня  понимали  только  люди,  созданные  для  музыки;  я  хотел  бы  писать  на  священном  языке.  Сюжет  никак  не  связан  с  достоинствами  художника;  это  почти  то  же,  что  слова  либретто по  отношению  к  музыке.  Мадонна – большее  божество,  чем  сам  Бог.  Слабость  человеческая  испытывает  потребность  в  любви,  а  какое  божество  более  достойно  любви?  В  Италии  удовольствие  видят  в  труде,  а  не  в  награде  за  него.] 

13.01.02.
Я  не  сомневался,  что  падение  производства  у  нас  продолжается.  Теперь  я  получил  этому  подтверждение  у  Паршева  и  понимаю,  почему  это  происходит.  Неожиданно  приехали  внуки.  С  ночуем.  Но  многое  спорно.  И,  главное,  совершенно  нет  справочного  аппарата,  что  значительно  снижает  ценность  книги,  она  не  повышает  уровень  знаний,  а  создаёт  настроение. 
Б-ев, С.66: «Я  не  выносил  холодной  жестокости  государства.  Я  никогда  не  мог  переносить  жестоких  наказаний». Я  долго  думал,  что  всё  зависит от  "хорошего"  царя,  пока  мне  не  раскрыл  глаза  Спиноза  на  происхождение  и  свойства  власти.  В  принципе,  государство  наказывает  и  карает  во  устрашение  подавляющего  большинства.  Личности  под  наказание  попадают  "под  гребёнку"  или,  как  говорят  в  народе:  "лес  рубят – щепки  летят".  «Мне  противна  религия,  понимающая  человеческую  жизнь  как  судебный  процесс».  Я  такой  религии  не  знаю,  разве  что  языческие  религии.  (Страшный  суд,  главный  судия – Иисус  Христос.)  У  греков  вопрос  решался  просто:  переехал  через  речку  и  вниз,  независимо  от  рангов  и  поведения.  Чего  хочет,  о  чём  хлопочет  Бердяев,  понять  затруднительно.  Однако,  чего  бояться  ему,  творческая  личность  безгрешна,  её  везде  примут  без  суда.  С.67: «Во  мне  все-таки  всегда  мысль  преобладала  над  чувством,  воображение  над  сердцем».  Я  согласен  почти  полностью,  кроме  интима.  В  этом  случае  я,  порою,  был  близок  к  обмороку.  Правда,  это  только  при  первой  встрече,  потом  разум  брал  верх,  а  я  всё,  что  можно.  Но,  порою,  я  принимал  поспешные,  необдуманные  решения.  С.67: «Ад  существует  как  человеческий  опыт,  как  человеческий  путь».  Каким  глупым  надо  быть,  чтобы  не  видеть,  что  все  религиозные  построения  копируются  с  человеческих  отношений,  что  всякая  религия  есть  дань  невежественной  поре  человечества.  Но  консерватизм  человеческой  натуры  да  и  Природы  заставляют  следовать  по  проторенному  пути.  Этим  пользуются  попы  и  власть. 

14.01.02. 
Следуя   рассуждениям  Паршева,  рабство  со   всеми   вытекающими  последствиями  у  нас  оправда-но  климатическими  условиями.  Такими  же  рассуждениями  можно оправдать  нашу  лень:  ведь  зимние холода  и  короткий  световой  день  способствуют  впаданию  в  спячку.  Если  мы  признаем,  что  экономическая  зависимость  есть  форма  рабства,  то  любое  государство  угнетает  своих  граж-дан  в  той  или  иной  степени.  Конкурирует  качество,  но  не  цена.  Отсюда  поговорка:  я  не  на  столько  богат,  чтобы  покупать  дешёвые  вещи.
  Никит. I: 1857 г., С. 462: «Настоящий  год  богат  у  нас  гибельными  происшествиями.  Неслыханным  образом  потонул  восьмидесятичетырёхпушечный  корабль  со  всеми  пассажирами  и  командой  (всего  800 человек).  Ему  велено  было  так  скоро  собраться  в  путь,  что  он,  видите  ли,  не  успел,  как  следует  расположить  балласт  и  прикрепить  пушки,  отчего  он  наклонился  на  один  бок,  опрокинулся  и  пошёл  ко  дну.  Летом  два  ком-панейские  парохода – один  сель  на  мель  на  пути  из  Петергофа  в  Петербург,  а  другой  чуть  не  потонул  где-то  на  пути  из  Штеттина.  На  Каспийском  море  потонул  фрегат  со  всеми  людьми.  В  пожаре  около  Думы  погибло,  говорят,  двенадцать  человек.  Потонул  пароход  на  Неве,  у  Охты,  шедший  из  Шлиссельбурга,  и  потонул  оттого,  что  шкипер  был  пьян  и  не  распорядился,  когда  стемнело,  зажечь  фонари,  отчего  наткнулся  в  темноте  на  другой  пароход.  Потонуло  много  пассажиров,  и  в  том  числе  всеми  уважаемый  пастор  Мориц.  Но  и  из  спасшихся  многие  умерли  в  последующие  дни,  кто  от  ушибов,  кто  от  простуды,  кто  от  испуга».  У  моряка - это  его  работа  и,  следовательно,  судьба,  а  пассажиров  жаль,  они  не  виноваты  в  том,  что  шкипер  был  пьян.  С. 466: «В  нумере  270 "С.-Петербургских  ведомостей"  напечатал  я  возражение  против  мысли  Даля  о  вреде  грамотности  для  нашего  простого  народа».  А  вот  этого  от  любителя  и  патриота  русского  языка  мы  никак  не  ожидали.  Тогда  теряет  всякий  смысл  его  работа  над  словарём.

15.01.02. 
Который  день  не  гулял.  Нахожу  оправдание:  погода,  здоровье,  занятость,  но  известно,  что  оправдывается  в  бездействии  тот,  кто  не  хочет  действовать.  Путин  говорит,  что  у  отношений  Бразилии  с Россией  «большое  будущее».  Это  словосочетание  не  имеет  никакого  смысла.  Либо  пусть  объяснит  нам  непонимающим,  в  каких  единицах  это  будущее  он  намеревается  измерять.  В  минимизации  затрат  мы  можем  конкурировать  только  при  создании   уникальных   технологий,  уникальных  изделий,  а  у  нас  к  этому  нет  ни  расположения,  ни  опыта,  ни  кадров.  В  США  сгорела  лаборатория  с  материалами  по  расшифровке  ДНК  человека.  Я  думаю,  что  всё  это  блеф.  Не  может  быть  ДНК  человека  проще  любого  другого  животного.
  Конечно,  это  поспешная  ре-акция,  я  в  этом  вопросе  ещё  не  разбирался.  Б-ев, С.67: «Христиане  часто  бывали  утонченными  садистами».  Невольно  повторяюсь.  Все  языческие  религии  были  пропитаны  солнцем;  все  новей-шие  религии  пропитаны  садизмом.  Садизм  этот  проявляется  не  только  в  самобичевании,  но  и  в  издевательстве  над  себе  подобными.  Чего  стоит  инквизиция  в  христианстве,  шариат  в  исламе.  С.72: «Я  не  выношу  жестокости,  но  в  борьбе  за  свободу  я  мог  доходить  до  жестокости,  рвал  с  друзьями».  Я  никогда  не  рвал  с  друзьями  из-за  разнонаправленности  взглядов.  Единственным  поводом  разрыва  для  меня  является  обман.  Если  веду  дискуссию,  то  требую  аргументации  мне-ния.  Дискуссия,  где  один  говорит  "стрижено",  а  другой – "брито",  не  выдвигая  никаких  пред-ложений,  для  меня  неприемлема.  Таких  людей  считаю  умственно  ограниченными,  могу  поддер-живать  товарищеские  отношения,  но  избегаю  тематических  бесед.  Есть  у  меня  кум  Аркадий,  который  просто  противоречит,  не  знаю,  из  каких  соображений.  Есть  у  меня  друг  Миша,  который  спорит  до  хрипоты,  утверждая  чью-то  точку  зрения:  своей  у  него  не  было  никогда.  Меняй  тему,  но  не  меняй  друга.  В  моём  возрасте  приобретать  друзей  проблематично.

16.01.02. *
Старый  Новый  Год  принёс  сюрприз:  обвалился  в  моём  кабинете  потолок.   Тем  не  менее,  от-метили.  Полянчуков  к  нашему  вопросу  относится  с  прохладцей,  и  его   понять  можно.
 Довольно  мы  его  эксплуатировали,  фактически,  за  спасибо.  [“Верую,  ибо  это  абсурдно”.  Тертуллиан.  Даже  любовь  там  (во  Флоренции)  знают  так  плохо,  что  её  именем  называют  наслаждение.  …рококо,  введённый  в  моду  Бернини.  18  апреля  1506 г. – начало  стройки  собора  св.  Петра  в  Риме  (Юлий II).  Античность  не  знала  ни  инквизиции,  ни  Варфоломеевской  ночи,  ни  пуританского  уныния.  Она  не  знала  и  фанатизма,  этой  страсти,  порождающей  самые  неслыханные  жестокости.  Фана-тизм  был  создан  следующей  фразой:  “Много  званых,  но  мало  избранных” – вне  церкви  нет  спа-сения.  Гиббон,  “История  упадка  и  разрушения  Римской  империи”.  Через  пять  минут  после  смер-ти  человек  чувствует  себя  также,  как  за  пять  минут  до  рождения.  «Верить  на  слово  часто  бы-вает  удобно  в  политике  и  в  морали,  но  в  искусстве – это  столбовая  дорога  к  скуке.  Ум  не  яв-ляется  качеством  необходимым  для  того,  чтобы  наслаждаться  (искусством)».  Я  слегка  глуховат  и  не  слышу  того,  что  мне  говорят,  когда  не  вижу  лица  говорящего  В  1509 г.  люди  слишком  лю-били  живопись,  а  любовь  не  знает  пределов.  Первым  достоинством  молодого  художника  являет-ся  умение  точно  копировать.  С  развитием  цивилизации  душа  увядает.  Рим  основан  в  768 г.  до  р. Х.,  но  до  сих  пор  в  Неаполе  и  даже  в  Риме  слову  предпочитают  жест.  Могучие  крылья  которого  (воображения)  раскрываются  только  в  одиночестве.  Древнеримская  миля  равна  пяти  английским  милям  и  23  футам,  современная – четыре  английские  мили  и  883  фута.  Свобода  меньше,  чем  через  столетие  уничтожает  любовь  к  искусству.  Чувство  это  безнравственно,  так  как  оно  располагает  к  обольщениям  любви,  погружает  в  лень  и  побуждает  к  преувеличениям.  Может  ли  скульптура  заставить  нас  предпочесть  голову  Сократа  голове  Аполлона?»]  

17.01.02.
Был  в  ЗакСе,  видел  Шинкунаса.  Всё,  что  намечал,  сделал.  Можно   ли  при  жестком  управлении  экономикой  оставаться  правовым  государством  и  продолжать  сотрудничать  с  мировым  сообщест-вом?  При  Ельцине  это  было   нереально,  поскольку  он  сам  воровал.  Сможет  ли Путин  преодо-леть  воровскую  тенденцию  своего  правительства  и  окружения?   Кто  главнее?  Путин  говорит,  что  прибавит  пенсию  всем  блокадникам,  а  Матвиенко прибавляет  только  имеющим  медаль  «За  оборону  Ленинграда».  Путин  говорит,  что  прибавит  пенсию  инвалидам  детства 
I и  II гр.,  а  Мат-виенко  прибавляет  только  инвалидам  I гр.  Кроме  того,  манипуляции  с  составом   пенсии   позво-ляют  свести  на  нет  всесветные  разговоры  об  увеличении  пенсии.  Человечество  в  целом  состоит  из  homo  brutals,  так  как  homo  sapiens  составляет  всего  1.4%.  Такова  точка  зрения  Бердяева,  и  я  с  нею  полностью  согласен.  Б-ев, С.74: «Я  не  собираюсь  писать  об  эротической  стороне  своей  жизни.  Мне  противны  всякие  признания  в  этой,  области».  Думаю,  Бердяев  недоговорил.  Я  не  только  не  люблю  сам  рассказывать  о  своей  интимной  жизни,  но  и  слушать  об  этом  мне  противно.  Хотя  в  молодости  я  хвастался  своими  похождениями,  как  настоящий  гусар.  Я  не  чуждаюсь  эротики,  даже  пишу  на  эту  тему  стихи.  Но  я  воспринимаю  её  как  область  культуры.  И  поскольку  такая  область  культуры  существует,  я  не  собираюсь  её  ханжески  замалчивать.  Но  и  в  этой  области  должно  быть  определённое  целомудрие.  Пошлость  меня  коробит  даже  в  устах  моих  друзей.  Я  им  сразу  говорю  об  этом.  С.75: «В  самом  сексуальном  акте  есть  что-то  уродливое.  Леонардо  да  Винчи  говорит,  что  половые  органы  так  уродливы».  Человек  стыдится  полового  акта  потому,  что  этот  акт  прямо  показывает  на  его  органическую  связь  с  животным  миром.  Здесь  стыд  не  только  за  родственную  связь,  стыд  за  религиозное  несоответствие:  говорят,  что  сотворил  Бог,  а  половые  отношения,  как  у  животных.

18.01.02.
Приехала  Людочка.  Крепко  поддали.  Она,  однако,  вынослива.  А  я  должен  сокращать  норму  потребления.  Пришвин:
«С.247: Пусть  свинцом,  железом  и  сталью  будут  люди  добывать  новую  свободу,  но  победу  будут  трубить  журавли,  и  сейчас  мы  охотимся  там,  где  раньше  боролись,  а  в  будущем  мы  добьёмся  общей  радости  в  природе.  У  Ценского,  как  и  у  Андреева,  нет  юмора,  и  у  Ценского,  кажется,  ещё  недостаток  в  преднамеренности.  Толстой  и  Достоевский  не  смеются  тоже,  а  Гоголь  смеётся,  Лесков  шутит,  Пушкин…  есть  юмор  у  Пушкина?  Должен  быть:  у  Пушкина  есть  всё.  Дождь  и  хлопья  мокрого  снега,  растворились  все  хляби  небесные.  Седой  старик  в  лаптях,  в  юбке  из  грязных  мешков,  с  корзиной  в  руке,  стучит  под  окнами  и  собирает  ради  Христа.  Ему  жизнь  есть  тяжкое  бремя,  и  он,  если  бы  не  веровал  в  бога,  с  наслаждением  лёг  бы  под  забором  в  грязь  и  к  завтраму  умер».  Никит. I: Примечания. С. 474: «Главный  педа-гогический  институт,  высшее  учебное  заведение,  готовившее  преподавателей  гимназий  и  универ-ситетов;  воспитанники  института  вербовались  преимущественно  из  духовных  семинарий.  Осно-ванный  в  1816 г.,  главный  педагогический  институт  8 февраля  1819 г.  был  преобразован  в  уни-верситет,  причём  соответственно  значительно  были  расширены  программы  преподавания,  коли-чество  студентов  увеличено,  социальный  их  состав  изменён  за  счёт  привлечения  дворян.  В  1828 г.  институт  был  восстановлен  и  просуществовал  до  1859 г.»  Это  просто  интересно.  С. 480: «Бен-кендорф, – рассказывает  А. И. Дельвиг, – самым  грубым  образом  обратился  к  Дельвигу  с  вопросом:  "Что  ты  опять  печатаешь  недозволенное?"  Выражение  "ты"  вместо  общеупотребительного  "вы"  не  могло  с  самого  начала  этой  сцены  не  подействовать  весьма  неприятно  на  Дельвига…  Бен-кендорф  сказал,  что  "ему  всё  равно,  что  бы  ни  было  напечатано,  и  что  он  троих  друзей:  Дельвига,  Пушкина  и  Вяземского,  уже  упрячет,  если  не  теперь,  то  вскоре,  в  Сибирь"».

19.01.02.
Был  в  МО-3,  Декабристов, 18.  Договорились  на  комиссию  на  22,  вторник.  У  Люды  Енгалычевой  там  оказался  однокашник.  Появилась  надежда  на  составление  акта  по  потолку.  Ильин  постоянно  противоречит  себе.  На   одной   странице  он   говорит,  что  критик  не  должен  быть  ругателем,  а  на  следующей – обрушивается  чуть  ли  не  с  площадной  бранью  на  поэзию  начала  20-го  века.  Обнаруживая  противоречия  у  таких  фигур,  как  Бердяев,  Ильин,  я  считаю  и  себя  вправе  заблуждаться  и  искать  выход  "на  большак". 
Б-ев, С.76: «Когда  мне  рассказывали  о  романах  знакомых  мне  людей,  я  всегда  защищал  право  их  на  любовь,  никогда  не  осуждал  их,  но  часто  испытывал  инстинктивное  отталкивание  и  предпочитал  ничего  не  знать  об  этом».  Эрос  посетил  меня  очень  рано.  Сначала  я  обалдел,  не  понимал,  что  такое  целомудрие,  но  после  нескольких  поучительных  уроков,  я  глубоко  осознал,  что  это  только  моё  и  ничьё  больше.  И  хотя  я  бравировал  своими  успехами  в  юности,  но  то  были  поверхностные  рассказы  без  конкретных  имён  и  без  сексуальных  подробностей.  Я  грешил  бы  гораздо  меньше,  будь  я  знаком  с  Бёрном  хотя  бы  к  тридцати  годам.  «Мне  противны  были  люди,  находящиеся  в  безраздельной  власти  любви.  И  многие  проявления  любви  вызывали  возмущение».  Да,  с  этим  согласен,  мне  тоже  противно  видеть,  как  люди,  особенно  пожилые  идут  "рука  в  руке",  тем  более,  когда  начинают  целоваться  "при  народе".  Все  такие  отношения  и  действия  должны  быть  отнесены  в  область  интимных  отношений.  Но  с  другой  стороны – это  базовый  инстинкт,  который  подавляющее  большинство  контролировать  не  может,  и  вряд  ли  можно  судить  их  за  эту  их  слабость.  И  ещё,  власть  любви  являлась  могучим  двигателем  творчества.  Если  под  влиянием  любви  человек  становится  Коперником,  это  хорошо.  Но  если  под  влиянием  любви  он  начинает  секс  под  ближайшим  деревом,  то  это  будет  противно  человеку. 

20.01.02. 
Приезжала  Лидия  Яковлевна  Фёдорова.  Её  сюсюканье  раздражает,  хотя  она  женщина  неглупая  и  иногда  задаёт  умные  вопросы.  А  вот  у  Ларисы  Григорьевны  Нестеровой  этот  феномен  удивляет:  она – женщина  мужеподобная,  роголомательница,  и  вот,  на  тебе! – везде  лепит  уменьшительные  суффиксы.
  [Мои  записи  политинформации  сейчас  никому  не  интересны,  кроме  меня  самого.  Но  были  отступления,  их  я  представлю.  Плохо  работает  тот,  кто  или  не  хочет  или  не  может  (не  умеет)  работать.  Хорошо  работает  не  тот,  кем  довольны  окружающие,  а  тот  кто  сам  доволен  собой  (вспомните  Пушкина,  Толстого).  Счастлив  тот,  кто  недоволен  собой,  несчастлив  тот,  кто  недоволен  окружающими.  Кое-что   из  Корана  печатанного  в 1790 г.  в  типографии  Горного  училища:  арабский – французский – русский.  Магомет  страдал  падучей  и  прикрывался  беседами  с  ангелом  Гавриилом.  Эгира – бегство  в  Медину,  начало  магометанского  летоисчисления  (16 июля  622 г.).  630 г. – Мекка.  Отравлен  в  632 г.  на  63-м  году  жизни.  Единый  Бог  в  единой  ипостаси.  (В  этом  вопросе  магометане  более  последовательны,  чем  иудеи,  но,  тем  не  менее,  рай,  ад,  и  прочая…).  Обязательные  молитвы:  утром,  в  полдень,  перед  вечером,  по  захождении  солнца,  час  ночи.  Рамазан – месяц  поста  раз  в  году.  Ночью  есть  можно  всё,  кроме  свинины  и  вина.  Затем  Пасха – Байрам.  В  первый  день  Нового  года  раздают  десятую  часть  доходов  минувшего  года.  Перед  молитвой  обязательно  омовение.  Обрезание  между  7  и  8  лет.  Коран – то,  что  должно  читать. 114  сур.  Бисмилаг:  «Во  имя  премилосердного  Бога»,  формула,  характерная  для  персид-ских  магов  перед  началом  действа.  «Красоту  слога  разумеют  все  магометане  выше  сил  челове-ческих  к  подражанию,  и  который  един  сам  по  себе  довлеет  ко  уличению  рода  человеческого,  что  происхождение  его  небесное  есть».  «Чудные  происходят  действия  искусства  от  выбора  слов  и  оных  расположения,  ибо  оным,  подобно  музыке,  как  бы  очаровывается  слух».]

21.01.02. 
Помылся,  слушал  музыку,  ПК,  ф-но.  Прекрасно!  Но!  Надвигаются  заботы.  Ечкалов  не  объявляется.  Черепанов  обманывает.  Потолок  рушится.  Первая,  низшая  свобода  есть  воля,  свобода  проявления  инстинктов.  Кстати,  инстинкты  не  могут  быть  низменными,  ибо  они  выработаны  Природой  для  Природы.  Низменными  их  делает  человек.  Обратите  внимание,  как  логично  соотносятся  понятия:  добро  и  зло,  свобода  и  воля,  творчество  и  инстинкты.  Бердяев  этого  не  видит,  а  потому  и  говорит,  что  свобода – не  добро.  Творчество – это  свобода  Разума  от  химер,  психозов,  аффектов  и  прочего,  связывающего  человека  с  животным. 
Б-ев, С.76: «Меня  всегда  возмущало,  когда  общество  вмешивалось  в  эротическую  жизнь  личности.  Я  вооб-ще  не  люблю  "общества"».  Церковная  исповедь  равносильна  письму  в  партком.  Отрицая  общест-во,  но  признавая  религию,  Бердяев  противоречит  сам  себе.  Но  отрицая  поповство,  Бердяев  религию  индивидуализирует,  делает  её  частью  своего  интима.  Церковная  исповедь  попирает  целомудрие  интимной  жизни.  Народ  это  понимает  и  создал  на  эту  тему  много  остроумных  анекдотов.  Общество,  как  понимает  его  Бердяев,  я  тоже  не  люблю.  В  таком  обществе  всегда  присутствует  иерархия,  всегда  появляется  с  командирским  голосом  лидер,  даже  если  ранги  и  чины  не  обозначены  явно.  С.77: «Любовь  всегда  нелегальна».  Золотые  слова!  Эта  нелегальность  отличает  человека  от  животного.  Легальная  любовь – это  секс,  пошлые  формы  которого  навязывает  нам  Западная  культура.  Но  я  оговорюсь,  что  понимаю  в  данном  контексте  под  словом  любовь  интимные  отношения.  Наличие  загсов  и  церквей,  регистрирую-щих  отношение  полов,  необхо-димо  до  тех  пор,  пока  существует  семья.  Одним  из  видов  пошло-сти,  атакующим  Россию,  является  однополый  брак.  Противоестественность  такой  "семьи"  очевидна,  к  продолжению  рода  она  не  способна,  усыновление  детей  такими  "семьями" – продолжение  извращения. 

22.01.02.   
Играл,  занимался  с  Паршевым.  Кончил  читать  Паршева.  Конечно,  книга  очень  и  очень  спорная,  но  даёт  богатую  пищу  к   размышлению.  А   это – главное.  Сообщить  нечего,  кроме  того,  что  производство  продолжает  падать.  Государство  не  правит,  а  выправляет.  Подумать  только,  какие  колоссальные  источники  дохода  оно  не  использует.  На  таможне  расцветали  беднейшие  государ-ства.  Главное,  не  давать  таможне  воровать.  Но  как  не  дать,  ведь  все  свои,  КГБешники.  Воро-бей  начинает  чирикать  в  три  часа  ночи.  Думаю,  сказывается  оттепель.
  Никит. I: Примечания. С. 481: «А. А. Дельвиг  скончался  14 января  1831 г.  Общественное  мнение  справедливо  винило  Бен-кендорфа  в  том,  что  он  недостойным  обращением  с  поэтом  ускорил  его  смерть.  «Горе  от  ума»  "полностью"  (т. е.  все  четыре  действия,  однако  со  значительными  цензурными  сокращениями)  было  представлено  на  петербургской  сцене  26 января  1831 г.»  С. 483: «Журнал  "Европеец",  изда-вавшийся  И. В. Киреевским,  был  запрещен  7 февраля  1832 г.  Основанием  запрещения  явились  две  статьи  Киреевского:  «Девятнадцатый  век»  и  о  московской  постановке  «Горя  от  ума».  Последнюю  статью  сам  Николай I  квалифицировал  как  "самую  неприличную  и  непристойную  выходку  на  счёт  находящихся  в  России  иностранцев"».  С. 484: «Речь  идёт  о  книге  В. И. Даля  «Русские  сказки  из  предания  народного  изустного,  на  грамоту  гражданскую  переложенные,  к  быту  житейскому  приноровленные  и  поговорками  народными  разукрашенные  казаком  Владимиром  Луганским.  Пяток  первый».  Ближайший  помощник  Бенкендорфа  А. Н. Мордвинов  сообщал  последнему:  "Я  принял  смелость  поднести  её  (книгу)  его  величеству,  который  приказал  арестовать  сочинителя  и  взять  его  бумаги  для  рассмотрения".  27 октября  Даль  был  арестован,  но  в  тот  же  день  освобождён,  так  как  внимательное  ознакомление  с  его  бумагами,  да  и  с  самими  «Русскими  сказками»  обнаружило  беспочвенность  возведенных  на  него  обвинений».

23.01.02. 
Присутственный  день  закончился  поздно,  на  станции  Детское  Село.  Комиссия   не  состоялась.  Перенесли   на   следующий  вторник.  Контролировать  себя  не  могу.  Это  очень  печальный  факт,  так  как   всё   может  плохо  кончиться.  Я  имею  в  виду  позор.  Вёз  получку,  на  станции  пристал  мент,  едва  отвязался. 
Паршев  вносит  в  моё  сознание  смятение.  С  одной  стороны  очевидные  вещи,  с  другой – чувство  обманутого.  Ведь  жили  же  здесь  (в  Восточной Европе)  люди  всегда.  И  торговали,  и  воевали  за  обладание  этой  территорией.  Человек  счастлив,  когда  радуется  и  раду-ется,  когда  счастлив.  Человек  станет  свободным,  когда  даст  свободу  Природе.  Иногда  мне  каже-тся,  что  Бердяев  нарочно,  чтобы  позлить  меня,  называет  своеволие  свободой.  Невозможно  отри-цать  истину,  поскольку  она  недостижима,  непостижима.  Можно  дискуссировать  о  промежуточ-ной  истине,  скажем,  2
×2=4.  Вот  очередной  его  бред:  "В  мире  так  много  зла  и  страдания,  потому  что  в  основе  мира  лежит  свобода".  Согласитесь это  нонсенс.  Зло дитя  своеволия,  добро дитя  свободы.  Найти  границу  между  свободой  и  своеволием  значит  найти  границу  между  добром  и  злом.  Ответственность это  не  инстинкт,  это  понимание  закона.  Б-ев, С.77: «Семья  есть  необходимый  социальный  институт  и  подчинена  тем  же  законам,  что  и  государ-ство,  хозяйство  и  прочее».  Об  этом  уже  давно  и  более  вразумительно  говорили  Герцен  и  Энгельс.  Семья  как  ячейка  государства – это  не  праздные  слова.  Государство  определяет  экономи-ческие  отношения,  семья  их  одушевляет.  Государство  заинтересовано  в  напряжённости  экономи-ческих  отношений.  С  исчезновением  экономической  зависимости  исчезнет  государство.  Государ-ство  живёт  на  налогах  с  экономических  отношений.  Но  уже  сейчас,  когда  гражданское  право  всё  более  упрочивается,  можно  и  нужно  говорить  о  регламентации  деятельности  государства,  определять  границы  его  компетенции.  В  этом  главная  задача  Думы  как  представителя  народа.

24.01.02. 
ЗакС,  суд.  Срочно  заканчивал  выписки  из  Паршева.  Поэтому  устал,  рано  лёг  спать. Тэтчер, напротив, 
объясняла  необходимость  национализации  снижением  рентабельности.  Предприниматель должен  иметь  прибыль:  это  основной  закон  прогресса  экономики.  Но  на  прибыль  должен  рассчитывать  и  второй  участник  процесса – рабочий.  Пришвин: «С.250: Общий  путь  всех  русских  больших  писателей – это  выйти  из  сферы  искусства  к  чему-то  более  важному  для  человека (Гоголь,  Толстой,  Достоевский).  Пишет  В. Г. Белинский  в  статье  «Выбранные  места  из  пере-писки  с  друзьями  Н. Гоголя»:  "…горе  человеку,  которого  сама  природа  создала  художником,  горе  ему,  если,  недовольный  своею  дорогою,  он  ринется  в  чуждый  ему  путь!  На  этом  новом  пути  ожидает  его  неминуемое  падение,  после  которого  не  всегда  бывает  возможно  возвращение  на  прежнюю  дорогу…"»  Я  Гоголю  сочувствую,  это  его  беда.  Но  некоторые  такими  рождаются  и,  ничего,  живут.  Никит. I: Примечания. С. 489: «Об  организационном  собрании  сотрудников  "Лексикона"  рассказал  в  своём  "Дневнике»  также  А. С. Пушкин:  "Нас  было  человек  со  сто,  большею  частью  неизвестных  мне  русских  великих  людей.  Греч  сказал  мне  предварительно:  "Плюшар  в  этом  деле  есть  шарлатан,  а  я  пальяс  (паяц):  пью  его  лекарство  и  хвалю  его".  Так  и  вышло.  Я  подсмотрел  много  шарлатанства  и  очень  мало  толку.  Предприятие  в  миллион,  а  выго-ды  не  вижу.  Не  говоря  уже  о  чести.  Охота  лезть  в  омут,  где  полощутся  Булгарин,  Полевой  и  Свиньин. – Гаевский  подписался,  но  с  условием.  Князь  Одоевский  и  я  последовали  его  примеру.  Вяземский  не  был  приглашен  на  сие  литературное  сборище"».  С. 501: «В  своей  характеристике  Ю. Ф. Адлерберг  Никитенко  умолчал  о  её  грязной  своднической  роли  в  отношениях  между  Николаем I  и  подопечными  ей  институтками».  Много  ли  мы  прочли  об  императоре?  а  сколько  уже  грязи  узнали  о  нём.  Это  был  образованный  человек,  но  совершенно  бескультурный.

25.01.02. 
Намечалась  поездка   к  Сафоновым,  но  Миша,  жалеючи  меня,  отменил  её  в  виду  гололёда.  Сидел дома,  много  играл.  "Своеобразие  моего  философского  типа  прежде  всего  в  том,  что  я  положил  в  основание  философии  не  бытие,  а  свободу", – говорит  Бердяев.  Здесь  очевиден  выбор,  а  сде-лать  выбор  адекватный  своим  представлениям  можно  только  основательно  познав  оба  предмета.  Свобода – это  отсутствие  угнетения,  угнетения  духа.  Эзоп  был  рабом,  но  дух  его  был  свободен.  Оценить  свободу  можно  только  пребывая  в 
мире.  Можно  тяготиться  миром,  но  презирать  его,  как  это  делает  Бердяев – кощунство.  Мир  является  источником,  поставщиком  самой  разнообраз-ной  информации,  а  главное,  здравого  смысла.  В  основании  философии  всегда  лежит  разум.  Раз-мышлять  и  значит  философствовать.  Бытие – это  путь  к  свободе.  Бытие – это  способ  становления  человека,  человечества,  преобразование 
homo  brutals  в  homo  sapiens.  Пришвин: «С.251: Юбилей…  вдруг  позвонился  с  поздравлением  Семашко.  С  первым  наркомом  здравоохранения  Н. А. Семашко  (1874–1949)  Пришвина  связывали  долгие  годы  дружбы.  Семашко  был  земляком  Пришвина,  они  вместе  учились  в  Елецкой  гимназии».  Пришвин  прожил  долгую  жизнь  потому,  что  перестал  об-щаться  с  властью.   Б-ев, С.79: «Я  всегда  считал  ревность  самым  отвратительным  чувством,  рабь-им  и  порабощающим».  Я  вижу  нечто  родственное  между  ревностью  и  конкуренцией.  Ревность – это  очевидный  животный  инстинкт,  с  которым  можно  и  нужно  бороться.  Личность  не  ревнует,  личность  любит  и  творит.  Ревность  драматична  в  пределах  семьи.  Если  семья  ещё  не  создана,  то  ревность  абсурдна.  Как  похожи  рыцарские  турниры  на  бой  баранов  за  первенство  в  стаде.  Тем  более  ревность  не  обоснована  в  условиях  эмансипации  женщины.  Ревность – это  поведен-ческая  характеристика  ребёнка,  когда  у  него  отбирают  игрушку.  Это  ещё  раз  подтверждает  её  животное  начало,  ибо  ребёнок  ещё  далёк  от  социального  состояния  и  близок  к  животному. 

26.01.02. 
Встречались  в  555-й  школе,  то  есть,  детдомовцы.  Организатор
Максимова  Валя.  Её  жизне-радостность  и  энергия  меня  поражают.  Как  будто  бы   держался   в  норме,  хотя   приехал  поздно  и  сильно  навеселе.  Когда  приснится  обнажённое  тело,  просыпаюсь  в  приподнятом,  радостном  настроении.  Это  первый  показатель  здоровья.  Пришвин: «С.252: Великие  дни  света:  разгар  полдней,  утренний  аромат  снега,  мороза  и  света.  В  этом  смысл  брака:  кто  мог,  кто  умел,  кому  удалось, – живёт  по  линии  счастья,  которая  во  всякий  момент  может  оборваться,  кому  не  пришлось, – живёт  по  линии  долга  и  "в  поте  лица",  но  с  надеждой  на  возможное  счастье».  "Если  хочешь  быть  счастливым,  будь  им".  Счастье - это  душевный  импульс  с  постепенным  понижением.  [Писался  Коран  23 года.  Систематизировал  его  Абу-Бекир.  «Снисходи  к  идолопо-клонникам,  беги  от  невежд».  «Но  поглумится  таковыми  Бог».  «И  самый  мелкий  клоп  есть  творение  рук  господних».  (с. 16)  Хочу  создать  человека. – Зачем?  Он  осквернит  землю,  прольёт  кровь.  Мало  тебе  нас,  поющих  тебе  славу  и  превозносящих  тебя.  Речь  Магомета:  «Веруем  в  Бога,  коего  исповедовали  Авраам,  Измаил,  Исаак,  Иаков  и  поколения  сих,  веруем  учению  Моисея,  Иисуса  и  всех  пророков,  полагаемся  во  всём  на  Бога…  Кто  нечестивее  утаивающего  чудеса  проявленные  им?  Наго  перед  ним  всё  творимое  вами.  Восток  и  Запад  божии  суть.  Пророк – свидетель  дел  ваших  в  судный  день.  Он  запрещает  вам  есть  мертвечину,  кровь,  свиное  мясо  и  всё  закланное  без  призывания  его  имени,  разве  по  крайней  необходимости».  Кровная  месть,  компенсация,  подделка  завещания.  Пост – Рамазан  или  удобное  другое  время.  «Не  возбраняю  вам  соития  с  жёнами  во  время  поста  вашего,  но  по  ночам  токмо.  Жёны  для  вас  потребны  как…  вы  потребны  для  них…  в  пост  ешьте  пока  не  сможете  различать  белую  и  чёрную  нить  на  заре  утренней.  Бывая  в  храме  молитвы,  не  знайте  жён  ваших.]    

27.01.02. 
Помылся,  отдыхал,  не  гулял.  Был  маленький  приём  на  пять  персон.  По  TV
  одна  чушь.  Имел  долгую  беседу  с  Ильиным  об  Ильине.  Взгляды  тоже  каменеют.  Зданович   достаточно  подлый   человек.  Это   написано   на  его  лице.  Пытаясь  достать  Березовского,  он  клеит  ему  связь  с  бен-Ладеном,  в  расчёте  на  то,  что  Запад  начнёт  его преследовать  как  террориста  и,  в  конце  концов,  выдаст  нам.  Хотя  нам  нужны  его  деньги,  а  не  он  сам.  Б-ев, С.84: «Однажды  на  пороге  отрочества  и  юности  я  был  потрясен  мыслью:  пусть  я  не  знаю  смысла  жизни,  но  искание  смысла  уже  дает  смысл  жизни,  и  я  посвящу  свою  жизнь  этому  исканию  смысла».  Наш  соци-альный  быт  накладывает  очень  сильный  отпечаток  на  формирование  личности.  Нет  сомнения,  что  у  Бердяева  было  своё,  индивидуальное  жилище,  у  него  не  было  угнетающей  экономической  зависимости,  ему  была  с  детства  доступна  литература, о  существовании  которой  я  не  подозревал  до  30 лет.  Только  в  этом  возрасте  я  обрёл  отдельное  жильё  и  получил  доступ  к  достижениям  зарубежной  мысли.  Конечно,  я  был  этим  ошеломлён,  но,  рассуждая,  я  сразу  понял,  что  смысл  жизни  в  познании,  и  что  познание  доступно  только  мужчинам,  за  очень  редким  исключением.  За  очень  редким.  С.85: «Я  навеки  сохранил  убеждение,  что  нет  религии  выше  истины».  Наслаждайтесь!  Это  редкий  случай,  когда  мы  можем  видеть  чистый  разум  Бердяева,  без  какого-либо  туманизма.  Но  я,  в  отличие  от  него  под  словом  религия  подразумеваю  преклонение  перед  Разумом,  хотя,  в  сущности,  религия  и  преклонение – синонимы.  «Истина  предстоит  мне  вечно  новой,  впервые  рожденной  и  открытой».  Это  и  есть  сам  процесс  постижения  истины.  Открытая  истина – это  промежуточная  истина.  Как  хорошо  процессу  познания  соответствует  русская  поговорка:  "Век  живи,  век  учись,  а  дураком  помрёшь".  Глубину  её  смысла  я  с  каждым  прожитым  годом  постигаю  лучше  и  лучше.  Это  сказал  взрослый  человек.

28.01.02.
Солнце,  весенне-голубое  небо,  и  снежинки  падают  ниоткуда.  У  меня  часто  простуда  сопро-вождается  расстройством  желудка.
  Пришвин: «С.253: Прочитал  Пушкина  «История  Пугачёвского  бунта»  и  «Капитанскую  дочку».  Наконец-то  дожил  до  понимания  «Капитанской  дочки».  Пушкин  отсылает  своего  Онегина  и  вообще  "героя  нашего  времени"  к  Пугачёву  (Швабрин)  и  оставляет  себе  то  простое,  что  есть  в  «Капитанской  дочке».  Моя  родина  есть  повесть  Пушкина  "Капитанская  дочка"».  «С.254: Когда  весть  пришла,  что  Лев  Толстой  умер,  я  вдруг  не  выдержал  и  зарыдал.  Главное,  что  Толстого  никак  жалеть-то  было  нельзя,  до  того  он  гордо  прожил  и  много  взял».  [Неистово  входить  в  домы  чуждые  с  задней  оных  страны:  боящийся  Бога  входит  дверми.  Бог  ненавидит  беспорядков,  мятежи  хуже  убийства».  Месяц  Магарам:  великие  побоища  будут, затворят  путь  народу  закона  божьяго,  нечестие  воспрепятствует  миру  странствовать  в  Мекку.]  [Бог  весть,  чего  не  ведаете  вы.  Если  бы  Бог  не  ополчил  народы  одних  противу  других,  вся  бы  земля  наполнилась  раздорами  и  неустройствами  (1–32).  Тагот – дьявол.  Авраам:  «Бог  подъемлет  солнце  с  востока,  подними  его  с  запада».  Чёрт  смутился.  Коран  обещает  в  раю  жён-красавиц,  завсегда  чистых  (1–41).  …в  пеленах  своих  возглаголит  яко  человек  тридцати  пяти  лет…(1–44).  Авраам  не  был  ни  Еврей,  ниже  Христианин…(1–46).  …не  облекайте  истины  покровами  лжи…(1–47).  Бог…  не  даёт  дара  вежества  и  пророчества…(1–48).  Предисловная,  Крава  (корова),  Поколение  Иоакимово…  Лица  благих  убелятся,  лица  злых  почернеют  (1–51).  Не  скрывайте дел  ваших,  (но)  милостину  давайте  тайно.  С  досады  грызут  ногти  перст  своих  (1–52).  Не  даждь  от  имения  своего  слабоумным,  а  обращайте  то  в  пользу  сирот… (1–62).  …предпочитает  Бог… воюющих  за  его  закон  тем,  которые  покоятся  в  домах  их  (1–73).  V  Брашно  (1–81). …умерщвляет  и  сопричисляет  к  погибшим  (1–86).  (по  том – после  того). ]   

29.01.02. 
1:0:5.  Путин,  кажется,  понимает  необходимость  определённой  изоляции  России  от  внешнего  мира.  Его  внимание  к  улучшению  здоровья  нации  мне  говорит  об  этом.  В  своё  время  этому  уделяли  много  внимания  такие  изоляционисты  как  Гитлер,  Сталин.
  Библия – это,  прежде  всего,  исторический  документ,  показывающий  становление  единобожия  (монотеизма)  вообще  и  христианства  в  частности.  И  если  этот  документ  восхищает  читателя,  то  в  первую  очередь  представленным  в  Книге  богатейшим  жизненным  опытом  народа.  Монотеизм  не  получился  и  у  мусульман.  Религия  к  монотеизму  неспособна,  размышления  на  эту  тему  приведут  её  к  атеизму.  Б-ев, С.86: «Смешно  думать,  что Спиноза  добыл  свое  познание  геометрическим  методом.  В  своих  истоках  философское  познание  Спинозы  так  же  интуитивно,  как  и  философское  познание  всякого  подлинного  философа».  Кант  и  Гегель  (не  только  они)  публиковали  свои  размышления,  почему  и  получили  статус  философов-профессионалов.  Спиноза  готовил  себя  совсем  к  иному  поприщу,  но,  постигая  Писание,  нашёл  множество  несуразностей,  повторов,  несоответствий.  И  он  стал  размышлять.  С  этого  момента  он  стал  философом.  Беда  Спинозы  в  том,  что  он,  думая  открыть  народу  глаза,  вызвал  на  себя  губительное  гонение  церкви.  Обратите  внимание,  как  опять  облекается  в  туманные  одежды  разум  Бердяева.  С.89: «Последствием  пережитого  перево-рота  было  страстное  желание  не  только  познать  истину  и  смысл,  но  и  изменить  мир  согласно  истине  и  смыслу».  Я,  может  быть,  поздно,  но  понял,  что  любой  переворот,  любая  революция  тормозят  прогресс,  пусть  и  медленный,  но  прогресс.  Ставить  себе  целью  изменение  мира – преступление.  И  без  подобных  целей  мир  катастрофически  под  воздействием  человека  меняется  не  в  лучшую  сторону.  И  потом:  "согласно  истине",  то  есть  Бердяев  полагает,  что  уже  познал  истину.  Смелый  человек,  а  я  до  сих  пор  уверен,  что  истина  непознаваема.

30.01.02. 
Присутствие.  МО-3  постепенно  спускает   всё  на  тормозах.  Комиссия  не  состоялась,  управдом  не  думает  составлять  протокол.  Власть  во  всех  её  ветвях  проявила  единодушную  монолитность.  Надежд  никаких.  Хочется  всё  послать  к  чёрту.  С  каким  злорадством  говорили  работники  ж/д  о  предстоящих  отменах  льгот  на  проезд  пенсионерам  и  инвалидам,  как  будто  он  никогда  сам  пенсионером  не  будет.  Конечно  так,  человек  ещё  на  пути  от  обезьяны  к 
homo  sapiens
.  Но,  к  сожалению,  в  самом  начале  этого  пути.  Никит. I: Примечания. С. 522: «В своей  резолюции  Ни-колай I  разъяснял  Уварову,  что  требует  от  общества  слепого  и  безропотного  повиновения  любым  мероприятиям  правительства.  "Должно  повиноваться,  а  рассуждения  свои  держать  при  себе.  Объявить  цензорам,  чтобы  впредь  ничего  подобного  не  пропускали,  а  в  случаях  недо-умений  спрашивали  разрешения".  Комитет  2 апреля  не  найдя  в  содержании  брошюры  ничего  противоцензурного,  поставил  всё  же  в  докладе  Николаю I  общего  характера  вопрос:  "может  ли  быть  полезно  и  благодетельно  для  умственного  и  нравственного  образования  юношества  препо-давать  ему  философию?.."  Николай I  поспешил  согласиться  с  Комитетом:  "Весьма  справедливо;  одна  модная  чепуха.  Министерству  народного  просвещения  мне  донести,  отчего  подобный  вздор  преподаётся  в  лицее,  когда  в  университетах  мы  его  уничтожаем"».  С. 527: «…а  разве, – говорил  Тургенев, – николаевский  гнёт  не  был  для  образованного  общества  своего  рода  чумой?»  С. 533: «Александр II,  уступая  общественной  ненависти  к  министру,  имя  которого  было  в  глазах  общества  символом  николаевского  режима,  предложил  ему  подать  в  отставку.  Насколько  широка  была  эта  ненависть,  свидетельствует  дневник  А. Ф. Тютчевой,  человека  чрезвычайно  близкого  ко  двору:  "Негодование  против  него  было  всеобщее…  Нельзя  было  дольше  идти  против  общественного  мнения  и  против  явных  интересов  страны"».

31.01.02.
 
Был  в  ЗакСе.  Никто  не  хочет  понимать.  А  может  быть,  так  и  надо?  Так  и  должно  быть?  Да,  действительно,  всё  суета.  Всё  равно,  поставленных  целей  не  достичь,  стоящих  задач  не  решить.  Это  не  уныние,  а  констатация   факта.  С  моим   здоровьем   в  России  моих  задумок  не  осущест-вить.  Какой  был  детина  Ломоносов,  и  здоровый  физически,  и  напористый,  и  с  хитрецой.  Однако  и  он  многое  из  того,  что  задумал,  осуществить  не  смог.
  Б-ев, С.89: «Более  всего  меня  интересует  объяснить  связь  моего  типа  философского  миросозерцания  с  типом  моей  душевной  и  духовной  структуры».  Здесь  я  хочу  остановиться  на  том,  что  философское  мировоззрение – представляется  мне  активной  позицией  философа,  который  стремится  свою  точку  зрения  навязать,  доказывая.  А  философское  миросозерцание  несёт  в  себе  нечто  пассивное,  аморфное,  необязательное  для  доказательства.  Я  не  возражаю,  когда  автор  сам  объявляет  свою  позицию  пассивной,  но  я  не  согласен,  когда  Бердяев  обзывает  этим  термином  Достоевского.  С.94: «Бесстрастие  в  познании,  рекомендованное  Спинозой, мне  всегда  казалось  искусственной  выдумкой,  и  оно  не  применимо  к  самому  Спинозе.  Философия  есть  любовь  к  мудрости,  любовь  же  есть  эмоциональное  и  страстное  состояние.  Источник  философского  познания – целостная  жизнь  духа,  духовный  опыт.  Страдание,  радость,  трагический  конфликт – источник  познания».  Я  думаю,  Спиноза  старался  быть  беспристрастным,  ведь  он  исследовал  такой  щепетильный  вопрос,  на  основании  такого  щепетильного  объекта,  что  он  был  обязан  быть  осторожным.  Это  показала  его  последующая  жизнь  и  смерть.  Живой  человек,  мыслящий  человек  не  может  и  не  должен  быть  бесстрастным.  Внешне – да,  но  в  его  творчестве  страсть  необходима.  Вдохновение – это  страсть.  А  последней  фразой  Бердяев  вновь  разоблачает  себя:  бежа  от  быта,  он  теряет  источник  познания.  Но  это  слова,  на  самом  деле  он  был  частью  быта,  им  жил.  

 

van-osmos@yandex.ru

ПРОДАЁТСЯ  ЗЕМЛЯ  В  ЛЕНИНГРАДСКОЙ  ОБЛАСТИ

Hosted by uCoz
Hosted by uCoz