01.07.02. *
Приезжали внуки. Готовился к госпитализации.
Б-ев,
С.287:
«Меня давно уже
ранил прозаизм, некрасивость, рабье
обличье официальной церковности». Разум
не совместим с религией, рели-гией
попов всех мастей и конфессий.
Религия всегда была прислужницей власти.
Ненавидеть власть и искать союза с
религией
–
абсурд, нонсенс. Это, что касается
сущности религии. Но, учитывая тот
факт, что на самых ранних стадиях
религия являлась нравственным ориентиром
человека, она стала неотъемлемой частью
его культуры и, следовательно,
цивилизации. Религи-озные храмы являют
собой блестящие образцы архитектуры.
Бесспорно и то, что и сегодня
религия не потеряла своей актуальности
и сейчас она нужна государству для
обеспечения послушания подавляющего
большинства населения. Но наличие
религиозных взглядов у широко
образованного человека я воспринимаю как
атавизм, как наличие психоза, синдрома,
одним словом
–
ненормальность.
«Но я всю мою
жизнь ставил в ничто и презирал
всякое общественное мнение». Здесь
Бердяев высказался очень неопределённо.
Только благодаря общественному мнению,
сохраняются моральные нормы и принципы.
Пушкин в письмах презирал общественное мненье, но вынужден был по воскресеньям
ходить в церковь под давлением
этого обществен-ного мнения. Можно
презирать общественное мнение, но нельзя
ниспровергать существующую мораль. Я
презираю однополые браки, но
общественное мнение их принимает. Это
как раз тот случай, когда муравьи
тянут добычу в разные стороны, но
та продвигается к муравейнику.
С.289:
«Правда "природы" в
человеке получила возможность восставать
против неправды в цивилизации и
обществе». Правда "природы" в человеке
–
это его животные инстинкты, потому
зверь в человеке восстаёт против
общества и цивилизации. Для того и
создаются законы и религия, чтобы
обуздать этого зверя.
|