2002-07

01-02

02-02

03-02

04-02

05-02

06-02

дн2002

08-02

09-02

10-02

11-02

12-02


01.07.02. *
Приезжали  внуки.  Готовился  к  госпитализации.  Б-ев, С.287: «Меня  давно  уже  ранил  прозаизм,  некрасивость,  рабье  обличье  официальной  церковности».  Разум  не  совместим  с  религией,  рели-гией  попов  всех  мастей  и  конфессий.  Религия  всегда  была  прислужницей  власти.  Ненавидеть  власть  и  искать  союза  с  религией абсурд,  нонсенс.  Это,  что  касается  сущности  религии.  Но,  учитывая  тот  факт,  что  на  самых  ранних  стадиях  религия  являлась  нравственным  ориентиром  человека,  она  стала  неотъемлемой  частью  его  культуры  и,  следовательно,  цивилизации.  Религи-озные  храмы  являют  собой  блестящие  образцы  архитектуры.  Бесспорно  и  то,  что  и  сегодня  религия  не  потеряла  своей  актуальности  и  сейчас  она  нужна  государству  для  обеспечения  послушания  подавляющего  большинства  населения.  Но  наличие  религиозных  взглядов  у  широко  образованного  человека  я  воспринимаю  как  атавизм,  как  наличие  психоза,  синдрома,  одним  словом ненормальность.  «Но  я  всю  мою  жизнь  ставил  в  ничто  и  презирал  всякое  общественное  мнение».  Здесь  Бердяев  высказался  очень  неопределённо.  Только  благодаря  общественному  мнению,  сохраняются  моральные  нормы  и  принципы.  Пушкин  в  письмах  презирал  общественное  мненье,  но  вынужден  был  по  воскресеньям  ходить  в  церковь  под  давлением  этого  обществен-ного  мнения.  Можно  презирать  общественное  мнение,  но  нельзя  ниспровергать  существующую  мораль.  Я  презираю  однополые  браки,  но  общественное  мнение  их  принимает.  Это  как  раз  тот  случай,  когда  муравьи  тянут  добычу  в  разные  стороны,  но  та  продвигается  к  муравейнику.  С.289: «Правда  "природы"  в  человеке  получила  возможность  восставать  против  неправды  в  цивилизации  и  обществе».  Правда  "природы"  в  человеке это  его  животные  инстинкты,  потому  зверь  в  человеке  восстаёт  против  общества  и  цивилизации.  Для  того  и  создаются  законы  и  религия,  чтобы  обуздать  этого  зверя. 

02.07.02.
Прописка  в  санаторке.  Ездил  в  банк,  отдал  письмо  охраннику.  А  назови  охранника  сторожем – обидится.  А  ведь  это  и  по  смыслу  и  по  сути – одно  и  то  же.  "Бесы" – это  симфония  души  До
-стоевского.  Пришвин:
«
С.387: Всюду  обсохли  следы  вчерашнего  дождя,  только  блестела  каплями  одна  немолодая  берёзка  при  дороге.  Это  проезжий  сломил  с  неё  прутик,  чтобы  подстегнуть  свою  лошадь  усталую  на  грязной  дороге.  Теперь  из  поломанных  веток  капал  берёзовый  сок,  разбегался  по  сучкам,  останавливался  каплями  на  конечных  острых  зеленеющих  почках.  Живительный  сок,  нагнетаемый  корнями,  вытекая  из  ран,  разукрасил  всё  деревцо  бриллиантами,  и  оно  далеко  сверкало  среди  волнистых  зеленеющих  полей.  Слава  богу,  мне  в  церковь  не  нужно  ходить:  всё  лучшее,  что  люди  в  церкви  находят,  дано  в  нерукотворной  природе».  Как  просто  автор  объяснил  заблуждения  человека.  Интуитивно  человек  тянется  к  Природе,  он  бы  с  большей  теплотой  обнял  и  поцеловал  берёзу,  а  не  поповскую  руку  или  слюнявый  крест.  [В  феврале  Димка  проходил  медицинскую  комиссию,  и  у  него  признали  отклонение  от  нормы  в  сердце.  Тоже  больница,  тоже  расстройства  и  переживания  в  семье.  В  марте – тёща.  Когда  всё  плохо,  то  можно  надеяться  на  перемены  к  лучшему.  Канцлер  Коль  назвал  себя  духовным  внуком  Аденауэра.  В  связи  с  этим  я  думаю,  что  духовные  связи  гораздо  прочнее  родственных.  Доказательством  служат  многочисленные  родственные  убийства  и  передача  наследства  совершенно  посторонним  людям,  связанным  с  передающим  лишь  духовной  близостью.  И  ярчайший  пример – гражданская  война  в  России.  Я  получаю  истинное  удовлетворение,  когда  вижу,  что  мои  мысли  совпадают  со  взглядами  передовых  людей  прошлого,  да  и  настоящего  времени.  Такие  мысли  я  не  считаю  чужими,  так  как  они  пришли  мне  на  ум  раньше,  чем  я  познакомился  с  первоисточником.  По  этой  причине  я  не  всегда  буду  называть  автора.]

03.07.02.
Очень  болит  опорное  бедро.  Какая простая  и,  вместе  с  тем,  глубокая  мысль:  Каин – плод  любви  Евы  и  Змия,  Сатаны,  возможно  в  образе  обезьяны.  Откуда  и  пошли  все  наши  зверино-инстин
-ктные  беды.  Конечно,  Бог  допустил  здесь  досадную,  непростительную  промашку.  Надо  отдать  ему  должное,  женщину  он  творил  с  большим  искусством,  но  совершенно  пренебрег  её  внутрен-ним  изяществом.  Поиск  Истинного  Пути:  слияние  с  общим  Разумом,  Богом,  Душой.  Думаю,  это  стремление  обоюдное.  Ещё  раз  подчеркну:  я  обожествляю  Разум.  Природа – разумна.
 Никит. II: 1860 г., С. 114: «В  подозрительном,  жестком,  себялюбивым  и  вместе  лукавом  характере  Гончарова  закрепилась  мысль,  что  Тургенев  с  намерением  заимствовал  у  него  чуть  не  всё  или,  по  край-ней  мере,  главное,  что  он  обокрал  его».  Я  слышал,  что  у  Тургенева  были  трения  с  Л. Тол-стым,  которые  почти  подвели  их  к  дуэли,  но  о  спорах  с  Гончаровым  не  слыхал.  Мимо  такого  факта  литературная  братия  спокойно  пройти  не  смогла  бы.  С. 115: «Тургенев  написал  Гончарову  весьма  серьёзное  письмо,  назвал  его  слова  клеветой  и  требовал  объяснения  в  присутствии  избранных  обоими  доверенных  лиц;  в  противном  случае  угрожал   ему  дуэлью.  Впрочем,  это  не  была  какая-нибудь  фатская  угроза,  а  последнее  слово  умного,  мягкого,  но  жестоко  оскорблён-ного  человека».  Бесспорно,  что  ни  Гончаров,  ни  Тургенев  не  созданы  для  подобного  рода  рис-талищ.  С. 116: «Вообще  надобно  признаться, что  мой  друг Иван  Александрович  в  этой  истории  играл  роль  очень  незавидную;  он  показал  себя  каким-то  раздражительным,  крайне  необсто-ятельным  и  грубым  человеком, тогда  как  Тургенев  вообще,  особенно  во  время  этого  объяснения,  без  сомнения  для  него  тягостного,  вёл  себя  с  большим  достоинством, тактом, изяществом  и  какой-то  особенной  грацией,  свойственной  людям  порядочным   высоко  образованного  общества».  Осведомленность  Никитенко  можно  объяснить  совместной  службой  с  Гончаровым.

04.07.02.  
Пожарники  зверствуют:  инвалидам – по  максимуму.
  Речь  идёт  о  выдаче  документа  о  госпожконт-роле,  хотя  это  помещение  должно  быть  ими  контролируемо  постоянно  как  подвальное  в  жилом  доме.  Читаю  очередного  святого:  Сант  Такар  Синкх.
 Б-ев, С.289: «Отрицание  предшествующего  века  и  предшествующего  поколения  вообще  очень  характерно  для  человека,  для  человеческого  общества,  для  пожирающей  природы  времени. Время  очень  неверно,  неблагодарно  и  неблагород-но».  Сейчас  Бердяев  напомнил  мне  Ксеркса,  сердившегося  на  море,  которое  уничтожило  его  флот.  На  времена  и  нравы  сетовали  ещё  древние  греки  и  римляне.  Времена  всегда  одинаковы,  в  каждом  времени  живёт  человек  и  в  каждое  время  вносит  свои  изменения.  Действительно,  прошедшие  времена  кажутся  лучше  потому,  что  мы  не  представляем  там  плохой  погоды,  нищеты,  безработицы.  Я  часто  задумывался  над  вопросом:  когда  было  проще  жить,  в  каменном  веке,  когда  угрожали  саблезубые  тигры  и  пещерные  медведи,  или  сегодня,  когда  в  подъезде  "убьют  за  рупь".  И  не  могу  дать  себе  однозначного  ответа.  Бердяев  сетует  на  то,  что  с  ним  обошлись  не  по  его  заслугам.  А  что  претерпевает  население  страны,  которую  он  считает  своей  родиной?  Задача  философа  показать  всю  мизерабильность  положения  этого  населения. 
«Идеи,  высказанные  и  развитые  мыслителями  XIX века.,  XX век  исказил  и  вульгаризировал».  И  тут  я  не  согласен  с  философом.  Идею  можно  приспособить  под  новые  формы  государственности,  можно  извращать  её  смысл  некомпетентному слушателю,  но  исказить  первоисточник  нельзя.  Взять,  к  примеру,  идею  анархизма.  Большевики  и  Бердяев  с  ними  представляют  анархизм  как  охлократию,  и  непросвещённое  население  уже  боится  самого  слова  анархизм.  В  то  время  как  анархист  понимает  необходимость  законов  для  толпы,  но  в  то  же  самое  время  может  обходиться  без  этих  законов,  понимая,  что  есть  свобода  интеллекта,  которая  не  нуждается  в  законах  власти.

05.07.02.
С  Лёней попили  пиво.  Был  в  присутствии,  захватил  кое-какие  документы.  Думать  о  том-о  сём   помогают  те   замечания,  которые   прочтёшь  или  услышишь.  В  человеке  если  и  есть  что  божест-венное,  так  это  разум.  Пришвин:
«С.390: Первое  было,  это  пришло  ясное  сознание  войны,  как  суда  народа.  Ещё  подумалось  о  причинах,  что,  вероятно,  Гесс  договорился  с  англичанами  и  они  согласились  мириться  за  счёт  России,  если  немцы  сумеют  свергнуть  коммунизм.  Читал  речь  Чер-чилля  о  нападении  на  Россию  Гитлера  и  не  поверил  искренности,  как,  наверное,  и  никто  не  верит.  Думаю,  что  Гитлер  войною  с  Россией  хочет  заработать  себе  мир  с  Англией.  А  впрочем,  как  и  в  1914 году,  чего-то  мы  не  знаем».  Затевают  войны  правители,  народ  никогда  ясно  не  представляет  себе,  для  чего  война  ведётся  и  каковы  могут  быть  последствия.  Гитлер  имел  спо-собность  убедить  свой  народ  в  справедливости  своих  намерений,  в  их  обоснованности.  Поднять  народ  на  защиту  своей  страны  неизмеримо  легче.  Самая  большая  потеря  в  войнах это  памят-ники  культуры.  [Глупо  после  сорока  взывать  к  Гиппократу  о  здоровье.  Что  растеряно  в  молодо-сти,  то  не  соберёшь  в  старости.  Здоровья  нет,  но  смерти  я  не  боюсь.  Правильно  заметил  кум  Аркадий:  «С  годами  круг  интересов  сжимается  в  точку,  а  как  исчезнет  эта  точка,  её  владелец  и  не  заметит».  Счастливые  мгновения – это  любовь;  счастливые  минуты – это  вдохновение;  счаст-ливая  жизнь – это  жизнь  без  страха.  Были  в  этом  году  и  хорошие  моменты:  достал  Советский  Энциклопедический  словарь  и  прочёл  «Письма»  Плиния  Младшего,  который  оставил  в  моей  душе  глубокий  след,  чем  и  хочу  поделиться  с  тобой.  Не  упрекай,  этим  занимались  и  древние.  Книга I,  письмо 9. «Оставь  же  при  первой  удобной  службе  этот  грохот,  пустую  болтовню,  нелепейшие  занятия;  сохрани  себя  для  литературы  и  предайся  досугу!  лучше  ведь,  по  остроум-ному  глубокомысленному  слову  нашего  Атилия, – ничем  не  заниматься,  чем  заниматься  ничем».]   

06.07.02.
Лечусь,  гуляю
,  собственно,  только  в  прогулках  я  и  вижу  смысл  и  пользу  моего  пребывания  в  санаторке.  Делал  кассу,  в  неё  я  стараюсь  вносить  все  свои  расходы,  которые  могут  быть  отнесены  на  счёт  ДСИ.  Я  в  этом  не  вижу  ничего  плохого,  ведь  я  работаю  на  своей  жил-площади. 
Б-ев, С.291: «Я  очень  дорожу  своим  кабинетом  с  окнами  в  сад,  своей  библиотекой.  Но  собственность  меня  интересует  исключительно  как  независимость,  которая,  впрочем,  у  меня  была  очень  относительной».  Если  начать  рассматривать  материальное  положение  Бердяева  и  сравнивать  его  со  своим,  то  меня  могут  заподозрить  в  зависти.  Бесспорно  то,  что  для  свобод-ного  творчества  нужна  независимость,  и  Бердяев  её  имел.  Я  достиг  некоторой  независимости  только  к  концу  жизни.  Имею  свой  кабинет  в  своей  квартире  и  материальное  положение  моё  вполне  сносное.  Есть  у  меня  своя  библиотека,  может  быть,  не  такая  обширная  как  у  Бердяева,  но  в  ней  нашлось  место  и  для  Бердяева.  Бердяев  обрёл  независимость  к  48-ми  годам,  а  я  ощутил  её  к  64-ём  годам.  Но  главное  наше  различие  в  том,  что  он  мог  публиковать  свои  работы,  а  я  такой  возможности  не  имею,  в  этом  вопросе  моей  материальной  независимости  не  хватает.  С.292: «Подлинная  жизнь  есть  творчество,  и  это  единственная  жизнь,  которую  я  люблю.  Я  не  могу  пассивно  воспринимать  красоту:  в  творческом  восприятии,  в  воспоминании,  в  воображении  я  ее  творю.  Без  творческого  подъема  нельзя  было  бы  вынести  царства  мещанства,  в  которое  погружен  мир».  Именно  воображение  творит  красоту.  Но  красоту  следует  рассмат-ривать  сквозь  призму  философских  граней.  Красота  классическая,  материальная,  красота  форм;  красота  романтическая,  идеальная,  красота  воображения;  красота  гуманистическая,  красота  челове-ка  мыслящего.  У  меня  складывается  такое  понимание  творчества:  самопознание,  познание  бытия,  распространение  знаний.  Полнота  творчества  наступает,  когда  присутствуют  все  три  компонента.

07.07.02. 
Проработал  тему  «Горшелев».
  Мои  юристы  возились  с  ним  более  года,  мне  потребовалось  одно  заседание,  чтобы  разоблачить  подонка.  «Ищут  пользы  от  инвалидов  без  пользы  для  инвалидов».  Закончил  вчерне  Онегина  (учить  наизусть).  С  Алексеичем  (Слугин  Валентин)  не  скучаю.  Приш-вин:
«С.392:  Когда-то  смешная  сторона  немецкого  национального  характера  теперь  складывается  как  ненавистный  образ  врага.  И  хочется  им  «утереть  нос».  Завыла  сирена,  и  в  радио  голос  сказал:  "Тревога!"  140-й  день  войны.  По  замыслу  Гитлера  в  14-й  день  должно  было  им  взять  Москву,  а  бои  на  Березине  за  700 – 800 вёрст  от  Москвы.  Их  расчёт  был  на  ненависти  к  боль-шевикам.  В  этом  они  просчитались.  С.393: В  метеорологических  записях  за  250 лет  тому  назад  не  было  случая,  чтобы  в  июле  месяце  под  Москвой  цвели  ландыши.  Мы  должны  победить,  и  мне  кажется,  мы  уже  победили:  лучшие  дивизии  немцев  разбиты.  С.398: Из  московских  впечатлений  самое  главное,  что  известие  о  падении  Смоленска  всех  придавило.  Заметно  очень,  что  средний  человек  стал  лучше».  [Вот  настоящее  горе!  Мне  всю  жизнь  кажется,  что  я  занимаюсь  ничем.  Двадцать  лет  строил  никому  не  нужные  ракеты.  Бросил  ненастоящую  работу,  а  на  настоящую  здоровья  не  осталось.  Опять  приходится  заниматься  чёрт  знает  чем.  Работаю  кассиром  на  ж/д  станции.  Одно  утешение:  пятнадцать  выходных  дней,  остаётся  время  на  настройку  фортепиано.  Эта  работа  удовлетворяет  меня  и  в  моральном  и  в  финансовом  плане.  Но  вынужден  заниматься  ею  неофициально.  Книга I,  письмо 12. «Эта  болезнь  у  него  от  отца;  болезни,  как  и  прочее,  передаются  по  наследству».  Многое  постигается  сначала  интуитивно,  а  потом  добываются  строго  научные  факты,  подтверждающие  интуицию.  Интуиция – это  не  сформулированный  закон.  Человек,  который  долго  и  упорно  обдумывает  свои  интуитивные  догадки,  рано  или  поздно  приходит  к  открытию  закона.]

08.07.02. 
Отдыхал.  Уколов  нет,  лекарств  нет,  но  я  от  этого  не  страдаю.  От  уколов  я  сам  отказываюсь:  дают  только  витамины,  а  они  очень  болезненны.  Я  считаю,  что  стресс  от  укола  приносит  больше  вреда,  чем  польза  от  витамина.  Похудеть  бы:  85  кг.,  но  одного  хотения  мало,  в  этом  вопросе  важна  целеустремлённость.  Миграционные  процессы  нивелируют  национализм,  подменяя  его  патриотизмом.  А  патриотизм  неистребим,  пока  уровень  просвещения  отстаёт  от  роста  населения  планеты,  и  пока  существуют границы.
  Исчезнут  границы,  пропадёт  почва  патриотизма.  С  населением  планеты  сложнее,  его  не  уничтожишь.  Б-ев, С.294: «Я  говорил  уже,  что  не  принадлежу  к  авторам,  которые  являются  собственными  почитателями.  Мысль  необходимо  изрекать,  человек  должен  совершать  этот  акт,  но  в  известном  смысле  остается  верным,  что  "мысль  изреченная  есть  ложь".  Так  хочется  себя  выразить  и  так  трудно  это  сделать».  Тютчев  имел  в  виду,  что  невозможно,  порою,  точно  выразить  словами  свою  мысль.  Мыслительный  процесс  должен  давать  удовлетворение.  Для  меня  авторитетами  являются  Пушкин,  Толстой,  Пуанкаре.  И  я  сам  бываю  очень  доволен,  если  в  голову  приходит  новая,  свежая  мысль.  Прав  Бердяев  в  том,  что  мысль  нужно  фиксировать  тут  же,  как  она  пришла.  С.295: «Но  всегда  есть,  трагическое  несоответствие  между  творческим  горением,  первичными  интуициями  и  объектив-ными  продуктами  мысли.  Но  тем  не  менее  в  книгах,  написанных  за  последние  пятнадцать  лет,  удалось  гораздо  более  отчетливо,  терминологически  более  ясно  и  последовательно  выразить  свою  философскую  мысль».  Мне  кажется,  что  это  хорошо,  когда  чувствуешь  в  себе  творческий  потенциал,  когда  ощущаешь  в  себе  возможности  мыслить.  Я  считаю,  что  даже  установление  точной  терминологии,  уже  есть  творческое  достижение.  Большой  недостаток  Бердяева  состоит  именно  в  этой  терминологической  неопределённости.

09.07.02.
Дождь.  Играли  в  преф:  ещё  помню.  Пожарники – сволочи
,  но  об  этом  я  уже  говорил.  У  Бер
-дяева  разработана  для  Достоевского  определённая  религиозно-нравственная  схема.  Но  Достоев-ский  необъятен  и  не  укладывается  в  эту  схему.  Но,  как  "истинный  философ",  Бердяев  не  обра-щает  на  это  внимания  и  продолжает  втискивать  его  туда:  рисует  портрет.  Пришвин:
«С.399: Про-стые  люди  ждут  переворота  (Минина  и  Пожарского).  Людей  хороших  гораздо  больше,  чем  нам  об  этом  говорят  и  чем  мы  сами  об  этом  думаем  тайно.  С.400: Со  всех  сторон  в  Москву  бегут  добрые  вести:  мы  взяли  обратно  Оршу,  Гомель,  Днепропетровск.  Жизнь  повернулась  к  нам  такой  своей  стороной,  когда  поэзия  Пушкина,  Тургенева  и  даже  Льва  Толстого  почему-то  не-приятны,  и  хочется  читать  Гоголя,  Лермонтова  и  Достоевского.  Почему  это?  С.401:  С  полдвенад-цатого  до  полвторого  ночью  была  стрельба  и  тревога,  но  я  пролежал  в  кровати, – это  первый  раз  за  всё  время.  Начинаем  привыкать.  С.403: С  утра  до  ночи  движутся  мимо  наших  окон  эше-лоны  эвакуируемых  из  Калининской  области  колхозных  стад».  [Книга VI,  письмо 21. «Я  при-надлежу  к  людям,  которые  восхищаются  древними,  но  я  не  презираю,  как  некоторые,  талантли-вых  современников.  Нельзя  думать,  что  природа  устала,  истощена  и  ничего  заслуживающего  по-хвалы  создать  не  может».  Вот  настоящий  альтруизм.  Сам,  будучи  великим,  он  не  отнимал  та-кую  возможность  у  других,  сам,  будучи  тяжело  больным,  он  постоянно  и  искренне  пёкся  о  здо-ровье  своих  друзей.  Некоторые  называют  себя  альтруистами.  Это,  на  мой  взгляд,  абсурдно.  Это  имя  может  присвоить  только  народ,  только  окружающие  люди.  Книга VI,  письмо 22. «…целиком  полагайся  только  на  себя  и  никогда  вполне  не  доверяй.  И  затем  знай:  если  тебя  кто-нибудь  обманет  (да  не  будет  этого!),  то  отмщение  готово.  Но  следи,  прилежно  следи,  чтоб  в  нём  не  оказалось  нужды.  Не  столь  приятно  получить  удовлетворение,  сколь  горестно  быть  обманутым».] 

10.07.02.
Всё  хорошо,  но  нет  главного:  нет  вдохновляющих  свиданий  на  природе.  Это  опустошает,  мысли  только  об  этом.  Ездил  в  присутствие:  Дарутина  выезжает  в следующий  вторник.  Бороться  будет  сложнее.
  Собственно,  я  уже  смирился  с  мыслью  о  прекращении  активной  деятельности  орга-низации.
 Б-ев, С.295: «Объективной  реальности  не  существует,  это  лишь  иллюзия сознания,  существует  лишь  объективация  реальности,  порожденная  известной  направленностью  духа.  Объ-ект  есть  порождение  субъекта».  Я  не  думаю,  что  здравомыслящий  человек  может  отрицать  существование  объективной  реальности.  Возможно,  я  недопонимаю  бердяевской  мысли  опять  же  из-за  разной  трактовки  предлагаемых  им  терминов.  Я  отказываюсь  признавать  Бердяева  фило-софом  в  обычном  понимании  этого  слова.  Если  бы  он  назвал  себя  философом  богословия,  с  этим  можно  было  бы  смириться.  Ибо  богословие,  исходя  из  абсурда  вынуждено  громоздить  одну  нелепость  на  другую.  Сектантство  и  порождается  непониманием  одних  участников  дискуссии  другими.  Я  не  сомневаюсь  в  существовании  Бердяева,  отправляю  свои  физические  и  физио-логические  потребности,  наслаждаюсь  окружающей  природой,  иногда  обо  что-нибудь  ударяюсь  и  испытываю  боль.  С.296: «Реальность  бытия  есть  реальность  предиката  и  означает,  что  что-то  существует,  а  не  то, что  существует.  Моя  философия  не  принадлежит  к  онтологическому  типу,  к  типу  философии  Парменида,  Платона,  Аристотеля,  Плотина,  Фомы  Аквината,  Спинозы,  Лейбница,  Гегеля,  Шеллинга,  Вл. Соловьева,  хотя  это  не  мешает  мне  высоко  ценить  всех  этих  философов».  Из  этого  ряда  я  выделил  бы  Платона  как  выразителя  идей  Сократа,  Аристотеля,  пусть  и  заблуждавшегося,  но  на  уровне  науки  своего  времени  был,  бесспорно,  гением  и  Спинозу  как  истинного  философа,  поднявшего  знамя  борьбы  с  поповщиной.  Псевдо  научная  терминология,  вот  что  отличает  философию  богословия.

11.07.02.  
Весь  вечер  играли  в  преф.  Суд  по  земельному  участку,  видимо,  отложили.  От  продажной  водки  страшно  болит  голова.  Установилась  жаркая  погода.  Миграция  оседлых  народов  невозможна;  но  если  ты  в  седле,  то  принять  решение  ехать  (скакать)  в  ту  или  другую  сторону  легко.  Хотя,  в  конечном  итоге,  на  перемещение  народов  влияют  климатические  условия.
  Но  и  то  правда,  что  сидя  в  седле  письменность  не  изобретёшь.  Никит. II: 1860 г., С.117:  «Нельзя  обязывать  людей  ни  к  чему  более  того,  что  мы  сами  в  состоянии   сделать.  Никто  не  бывает  совершенен,  даже  из  тех,  которые  требуют  совершенства  от  других.  На  земле  не  может  быть  ни  всеобщего  довольства, ни  всеобщего  образования, ни  всеобщей  добродетели.  Из  многих  всегда  будут  выделяться  некоторые  с  перевесом  того,  чего  недостаёт  другим.  Народ  должен  быть  управляем,  а  не  управлять.  Но  он  должен  иметь  право  предъявлять  свои  нужды,  указывать  правительству  на  пороки  и  злоупотребления  тех  лиц,  которые  поставлены  для  охранения  и  исполнения  законов.  Но  изобретать  меры  и  постановлять  решения  он  не  должен:  ему  для  этого  недостаёт  ни  времени,  ни  просвещения».  Это  идеальная  картина  взаимодействия  власти  и  населения.  На  самом  деле  население  хочет  больше  необходимого,  а  власть  стремиться  дать  меньше  необходимого.  С.119: «Если  вы  раздражаетесь,  то  откажитесь  от  претензий  руководить и  управлять  другими.  Мужество  состоит  в  том,  чтобы  уже  не  колебаться,  ступив  на  путь».  С  этим  я  согласен.  С. 121:  «Ветер  был  противный,  и  поэтому  мы  шли  на  парах.  Иногда  он,  по  видимому,  переменял  направление,  и  тогда  тотчас  ставили  паруса».  Разумно.  С. 123: «Туда  ехали  мы  по  правому  берегу  Эльбы,  среди  богатых  нив,  сквозь  почти  непрерывный  ряд  деревенек,  а  оттуда  возвращались  левым  подгорным  берегом.  Что  за  прелестные  места – сады,  парки,  рощи,  скаты  гор,  деревеньки,  дачи!»  Теперь  понятно,  почему  разумно немцы.

12.07.02.
Приехала
 Люда – делаем  баланс,  а  в  балансе  ничего  нет,  но  главное
отчитаться.  Всё  больше  склоняюсь  к  мысли – отстать  от  КУГИ  по  поводу  помещения.  Существовать  в  спорообразном  виде  можно  и  дома.  Побеждает  старость,  она  же  и  диктует  поведенческую  линию:  пофигизм.  Тоже  идеология.  Б-ев, С.296: «Моя  философия  есть  философия  духа.  Дух  же  для  меня  есть  свобода,  творческий  акт,  личность,  общение  любви».  Конечно,  я  не  прав,  лишая  Бердяева  звания  философа,  тем  более,  что  я  сам  определил философию  как  обоснование  своего  миро-воззрения.  Мне  кажется,  что  многие  поповствующие,  и  Бердяев  в  том  числе,  часто  путают  понятия  дух  и  душа.  Тело,  лишённое  жизни,  конституция,  строение  человека,  в  философии  я  отождествляю  это  явление  с  материализмом,  в  культуре  с  классицизмом.  Дух это  совокупность  физиологических  процессов  в  организме,  что  позволяет  считать  тело  живым,  в  философии это  идеализм,  в  культуре романтизм.  Душа это  то,  что  отличает  человека  от  животного,  это  разум,  и  в  философии,  и  в  культуре это  гуманизм.  С.297: «Православные,  католики,  протестанты,  чувствующие  себя  ортодоксальными,  очень  нападали  на  мою  идею  несотворенной  свободы,  видели  в  ней  нехристианский  дуализм,  гностицизм,  ограничение  всемогущества  Божества».  Умный  человек  сказал:  "Если  хочешь  быть  счастливым будь  им".  Свобода,  как  и  счастье это  состояние  души,  то  есть  разума.  Ещё  раз  обращаюсь  к  образу  Эзопа:  будучи  рабом,  он  был  свободен  своим  разумом,  душа  его  была  свободна.  А  такое  состояние  души  есть  плод  самопознания,  то  есть  процесс  творческий.  Эзоп  делал  себя  свободным,  творил  свою  свободу.  А  что  могут  понимать  о  свободе  религиозные  деятели  любых  конфессий?  На  знамёнах  каждой  религии  начертано:  "раб  божий".  Спор  всех  религий  идёт  лишь  о  том,  чей  бог  более  гуманный.  И  этот  спор  почти  всегда  заканчивается  войною.

13.07.02. 
У  Лёни  д/р.  Познакомился  с  его  приятелем
:  Роберт 
милый  человек.  У  Лёни  иных  и  не  может  быть.  Пришвин: «С.410: Получили  свежие  газеты,  из  которых  видно,  что  немцев  под  Москвой  мы  с  помощью  мороза  действительно  поколотили.  1942, С.412: Сколько  зла,  сколько  злобы  в  зиме,  столь  красивой  для  того,  кто  живёт  в  тепле,  и  столь  ужасной  для  застигнутого  врасплох  в  поле  путника!  Снежинки  (шестигранные  звёздочки),  падающие  с  неба,  в  совокупности  своей  Mater’ия».  [В  связи  с  этим  вспоминаются  слова  Авраама  Линкольна:  «Можно  всю  жизнь  обманывать  одного  человека,  можно  долго  водить  за  нос  группу  людей,  но  народ  обмануть  нельзя».  И  из  Библии:  «Нет  ничего  тайного,  что  бы  не  стало  явным».  Последнее  изречение  кажется  мне  особенно  сильным.  А  это  говорит  за  то,  что  у  меня  есть  что  скрывать,  есть  нечто,  о  чем  я  не  могу  говорить,  и  больше  из-за  того,  что  боюсь  быть  непонятым.  12.04.86. У  человека  вся  жизнь – личная, только  она  имеет  различные  аспекты.  Общественный  аспект,  о  нём  знают  многие,  и  поэтому  он  оказывает  более  сильное  воздействие  на  людей  морально  чувствительных.  Семейный  (частный)  аспект,  о  нём  знают  немногие,  хотя  многие  стремятся  знать  о  нём  как  можно  больше.  Интимный  аспект,  о  нём  не  должен  знать  никто  другой  (кроме,  разумеется,  участников  интима).  Конечно,  все  эти  аспекты  переплетаются  между  собой  самым  невероятным  образом  и  оказывают  друг  на  друга  сильнейшее  влияние.  Книга VII, письмо 17. «…толпа  от  самой  многочисленности  своей  приобретает  некий  большой  здравый  смысл,  и  те,  у  кого  по  отдельности  рассудка  мало,  оказавшись  вместе,  имеют  его  в  изобилии».  Это явление  удивительно,  но  вполне  объяснимо.  Дело  в  том,  что  народ  опирается  на  здравый  смысл,  который  накапливал  тысячелетиями,  а  отдельный  человек  может  противопоставить  этому  лишь  свой  собственный  жизненный  опыт,  накопленный  за  несколько  десятков  лет.] 

14.07.02.
Будучи  уличенным,  человек  впадает  в  озлобление  и  старается  всячески  мстить  своим  уличите-лям:  толи  насилием  (как  Сталин
:  гноит  в  концлагерях),  толи  клеветой,  когда  нет  сил  унич-тожить  обличителя.  Прощальная  гастроль  в  преф  Димы.  Очень  добрый  и,  следовательно,  тихий  человек.  Особенно  наглядно  я  ощущаю  переход  количества  моих  лет  в  качество  моего  здоровья.  Б-ев, С.297: «Для  меня  приобрели  особенное  значение  идеи  несотворенной  свободы  и  объ-ективации.  Несотворенная  свобода  объясняет  не  только  возникновение  зла,  непонятное  для  тра-диционных  философских  учений,  но  и  возникновение  творческой  новизны,  небывшего».  Тра-диционные  философы,  особенно  те,  что  творили  до  Дарвина  и  Фрейда,  могли  не  понимать  причин  возникновения,  я  бы  сказал  наличия зла,  но  не  знать  это  Бердяеву  непростительно.  Свобода  как  раз  и  предполагает  преодоление  в  человеке  зверя.  Фрейд  и  сказал:  "Прогресс  человека  лежит  на  пути  преодоления  животных  инстинктов".  «О  несотворенной  свободе,  ввиду  ее  совершенной  иррациональности,  нельзя  составить  рационального  понятия.  Объективация  есть  гносеологическая  интерпретация  падшести  мира».  Туманизм  (по-ихнему мистицизм)  это  способ  слыть  глубокомысленным,  применяя  научную  терминологию,  это  метод,  позволяющий  произво-дить  подмену  понятий  в  пределах  одной  фразы.  Опять  взываю  к  разуму.  Может  ли  разумный  человек  здраво  рассуждать  о  предметах  иррациональных,  то  есть,  как  бы  не  существующих,  как  о  вещах  реальных,  о  которых  можно  делать  вполне  рациональные  выводы.  Я  могу  понять  мистификации  Проспера  Мериме,  которые  побудили  многих  литераторов  на  их  основе  создать  самобытные  произведения,  но  мистификация  в  философии,  в  этом  я  уверен,  не  допустима,  ибо  это  граничит  уже  с  шарлатанством.  Ещё  и  ещё  раз  перечитываю  эти  фразы  Бердяева  и  не  могу  понять,  что  он  сказал,  хотя  слова  все  знакомые.

15.07.02.
Проводили  Диму-преферансиста.  Я  люблю  играть  в  преферанс,  но  не  люблю  проигрывать.  Приезжала  Люда  с  балансом,  проявила  синдром  Ефимовских
:  выпивши,  начинает  плакать,  как  её  отец.  Пришвин:
«
С.415: Ужас  войны  не  в  этой  физической  смерти,  иногда  даже  героической  и  радостной,  а  в  том,  как  страдают  в  тылу  те,  кто  их  любит,  и  особенно  страшно  то  нравст-венное  уродство  тех,  кто  затевает  войну,  руководит  и  пользуется.  С.416: Весть  о  том,  что  мой  дом  в  Старой  Рузе  сгорел,  и  ни  малейшего  впечатления.  Удивлялись,  слушая  о  Ленинграде,  живучести  человека.  Скорее  умирают  мужчины,  потом  женщины  и  всего  выносливее  оказываются  дети.  С.419: Утром,  наверно,  был  порядочный  мороз,  но  когда  ободнялось,  началась  частая  золотая  капель  и  начались  обвалы  с  крыш.  С.420: Правда  и  обман  между  собой  отличаются  только  силой:  если  силы  достаточно  у  человека,  творящего  правду, – удаётся  правда,  если  не  хватает – выходит  обман,  и  утомлённый  человек  говорит:  суета  сует».  [Книга VII,  письмо 26.  «Недавно  недомогание  одного  друга  показало  мне,  что  мы  бываем  лучше  всего  тогда,  когда  хвораем».  В  горе  растворяется  эгоизм.  На  фронте  все  были  друзьями,  в  мирной  жизни  каждый  стремится  обособиться.  Книга VIII,  письмо 20. «Мы  имеем  обыкновение  отправляться  в  путешествие  и  переплывать  моря,  желая  с  чем-нибудь  познакомиться,  и  не  обращаем  внимания  на  то,  что  находится  у  нас  перед  глазами.  Так  ли  уж  устроено  природой,  что  мы  не  интересуемся  близким  и  гонимся  за  далёким;  слабеет  ли  всякое  желание,  если  удовлетворить  его  легко;  откладываем  ли  мы  посещение  того,  что  можно  всегда  увидеть,  в  расчете,  что  мы  часто  можем  это  видеть…»  Сейчас  это  кажется  прописной  истиной,  а  в  юности,  когда  я  постигал  азы  любви,  для  меня  было  открытием  моё  собственное  отношение  к  доступному  и  недоступному.  Мысль,  ставшая  прописной  истиной,  откладывается  в  копилку  здравого  смысла.] 

16.07.02. 
Очень  болело  опорное  бедро,  даже  вынужден  был  прервать  прогулку.  Я  уже  где-то  отмечал,  что  во  сне  я  испытываю  ощущения  с  тою  же  полнотой,  что  и   наяву,  как   положительные
 эмоции, так  и  отрицательные.  И  ныне  сон  позволяет  мне  испытывать  то,  на  что  у  меня  в  своё  время  не  хватало   решимости.  А  как  решительно  улучшают  настроение  подобные  сны!
  Пришвин: С.421: «Кончил  «Бесы».  Вся  жизнь  русского  народа  выразилась  в  двух  её  пророках:  Достоевском  и  Толстом.  В  «Бесах»  "общее  дело"  вскрыто  как  личное  дело  властолюбцев.  Властолюбие  как  сила  греха.  Истоки  властолюбия – самообман.  (13.05)  Родник  уверенности  в  близком  конце  германского  нашествия.  (05.06)  В  этом  рёве  коровьем,  слышном  теперь  уже  издали,  продолжает  чудиться  заключённый  в  темницу  родной  человек.  Хорошо,  что  я  хотя  и  поздно,  а  всё-таки  это  чувствую».  Б-ев, С.297: «Я,  кажется,  первый  сделал  опыт  гносеологического  объяснения  грехопа-дения».  Можно,  наверное,  задаться  целью  и  объяснить,  почему  вдруг  гора  пошла  к  Магомету.  А  почему  нет?  Ведь  он  звал  её!  Повторяюсь  вслед  за  нашим  философом.  Если  бы  бог  Бердяева  создал  Адама  во  фраке,  с  бакенбардами,  а  нам  явился  бы  в  звериных  шкурах,  с  дубиною  в  руках,  то  можно  было  бы  говорить  о  падении,  деградации.  Но  и  в  этом  случае  мы  потребовали  от  Бердяевых  доказательств  наличия  фрака  и  других  сопутствующих  атрибутов  более  высокой  ступени  цивилизации.  С.298: «Но  этому  нужно  дать  мистико-метафизический  смысл.  Я  ре-шительно,  не  только  философски,  но  морально,  жизненно  против  реализма  понятий».  Это  заявление  следует  рассматривать  как  кредо  нашего  философа.  И  я  решительно  против  того,  чтобы  разбираться  в  туманно-философских  измышлениях  отвергающих  реализм  категорически.  Я  не  согласен  называть  Бердяева  философом.  Эдак  всякий  начнёт  вслух  нести  ахинею  и  называть  себя  философом.  Будь  философом  для  себя,  но  не  вводи  в  заблуждение  окружающих. 

17.07.02.
Дарутина  выехала.  Телефон  отключен.  В  лиственном  лесу  больше всяких  птах  затем,  что  там  сосредоточена  большая  часть  всех  насекомых.  Поэтому  поют   берёзы  и  липы  и  молчат  сосны  и  ели.  Природа  своими  катаклизмами  помогает  подъёму  экономики:  возникают  новые  производ-ства,  появляются  новые  рабочие  места,  возникшая  промышленность  может  развиваться  дальше.
  Но  это  теоретически.  Наша  Россия  вся  в  катаклизмах,
и  безработица.  Инвестиции:  государства  и  страховых  кампаний.  Но  жажда  воровства  сильнее  сострадания  и  здравого  смысла.  Никит. II: 1860 г., С. 124:  «В  квартире  три  чистенькие,  светлые  комнатки  в  нижнем  этаже  (по-здешнему  партер),  кухня,  садик,  вся  мебель,  бельё  столовое  и  на  четыре  постели,  вся  посуда – хозяйские.  И  за  это  25  талеров  в  месяц».  С. 125:  «Поутру  был  у  меня  граф  А. А. Апраксин  и  принёс  мне  последний   номер  "Колокола".  В  этом  номере  мало  остроумия  и  правда  сильно  перемешана  с  ложью».  А  здесь  чистая  ложь.  С. 126:  «С  этого  гребня  виден  весь  Киссинген:  долина,  по  которой  извивается  шаловливая  Саала…  Читал  русские  газеты.  Мало  хорошего.  Плутовство  и  бестолковость  наших  акционерных  обществ…»  С. 130:  «Значит,  уважение  к  правам  других,  чест-ность, столь восхваляемая  в  Европе, особенно  в  Германии, происходят  вовсе  не  от  той  высокой  гуманности,  которую  в  ней  видят  наши  ультразападники,  а  единственно  от  утвердившихся  взаимных  отношений  друг  к  другу».  С. 133:  «Народонаселение  в  Интерлакене, по-видимому,  не  пользуется  избытком  и  довольством.  Бедность  повсюду  бросается  в  глаза.  Жилища  их – хижины,  столь  живописные  на  картинках  и  в  декорациях,  в  действительности  имеют  печальный  вид.  Лица  взрослых  изнурены,  а  у  детей   почти   все  с  каким-то  идиотским   выражением.  Одежда  мужчин   и  женщин  состоит  большею  частью  из  тряпья  в  заплатах.  Хотя  цирюльник,  который   приходит   меня  брить,  и  говорит,  что  здесь  такая  мода,  но  это  всегдашняя  мода  нищеты».

18.07.02.  
"Ни  шло,  ни  брело" – а   выпил. 
Наше  государство  никогда  не  будет  богатым,  потому  что  наши  чиновники  постоянно  ощущают  себя   бедными.  В  XIX в.  безграмотность  населения  на  фоне  до-вольно  просвещённого  дворянства  стала  особенно  заметной.  Миссия  народничества  и  заключа-лась  в  ликвидации  безграмотности:  "сейте  разумное,  доброе,  вечное".  История  показала,  однако,  что  этот  вопрос  можно  решить  только  на  государственном  уровне.  Так  возник  "ликбез".  Можно  только  удивляться,  что  на  этой  почве  довольно  быстро  выросла  в  общем-то  успешная  высшая  школа.  Но  разрушили  эту  школу  ещё  быстрее  и  ещё  успешнее.  Власть  учится  по  заграницам,  а  население  занимается  самообразованием  в  тюрьмах.  Б-ев, С.298: «Но  реализм  понятий,  который  признает  примат  общего  над  индивидуальным  и  подчиняет  личность  общим  quasi-реальностям,  я  считаю  источником  рабства  человека
».  Любое  сообщество  млекопитающих  находится  в  рабстве  у  Природы.  Даст  Природа  пропитание сообщество  процветает;  не  даст  Природа  пропитания сообщество  вымирает.  Очевидно,  что  это  экономическая  зависимость.  В  отличие  от  неразумных  сообществ,  человек  пытается  уменьшить  эту  зависимость,  но  она  существует.  Экономическая  за-висимость  порождает  общественную  иерархию,  которая  преобразует  эту  зависимость  в  физичес-кое  рабство.  «Но  я  уверен,  что  все  основы  философии  требуют  пересмотра  в  этом  указанном  мной  направлении».  Слава  богу,  что  этот  пересмотр  не  зависит  от  Бердяева.  Это  равносильно  пересмотру  строения солнечной  системы.  Пересмотреть  можно.  Взять,  например,  за  точку  отсчёта  Юпитер,  но  на  строение  солнечной  системы  это  не  повлияет.  С  этим  не  спорит  даже  Папа.  Философские  понятия  складываются  не  на  основе  туманизма,  но  из  реальных  явлений  окружа-ющей  действительности,  из  понятий  здравого  смысла,  житейского  опыта,  а  не  воспалённого  воображения.  Я  не  слышал,  чтобы  у  Бердяева  в  этом  вопросе  были  последователи.

19.07.02. 
Навестил  Лёня.  Проводили  Николая  Ивановича  с  супругой.  Играли  в  преф  с  Лёвой  Пиастро.  Заболела  спина.  Нахожусь  в  анабиозе.  «На  повороте  наших  лет / Печален  страсти  мёртвый  след»
  (
9 35) Пришвин: «С.423: И  ещё  прошло  много  времени,  пока  я  понял,  что  желание  быть  как  все  во  мне  было  желанием  любви.  И  ещё  совсем  недавно  я  наконец-то  понял,  что  это  стрем-ление  любить  и  было  действием  души  моей  и  что  душа  это  и  значит  любовь.  С.425: Наступ-ление  голода  страшно  своим  разделением  на  сильных  и  слабых.  Увидев  это  начало  Ленинграда,  ясно  представляешь  себе  время,  когда  будут  умирать  по  35 тыс.  в  день  и  в  то  же  время  какие-то  существа  будут  за  200 гр.  хлеба  скупать  каракулевые  саки.  Большинство  не  хочет  уехать  и  потерять  свой  угол,  который  потом  сделается  гробом  ему.  Но  есть  немногие,  кто  остаётся  в  своём  углу,  презирая  смерть.  Я  знаю  таких.  Мы  вышли  в  Купань  фотографировать.  Положение,  хотя  бы  вот  это – странствующего  по  деревням  фотографа, – должно  вообще  радовать».  [«Ты,  так  же,  как  и  я,  ничем  не  увлекаешься  так,  как  творениями  природы».  Бог – это  Природа  потому,  что  творит,  а  Природа – это  Бог  потому,  что  творит.  Космос,  горы,  море, огонь,  леса,  поля  и,  наконец,  человек.  Я  часто  благодарю  Природу  не  только  за  то,  что  она  творит  прекрасное,  но  и  за  то,  что  она  дала  мне  способность  восхищаться  её  творениями.  Книга VIII, письмо 22.  «Я  считаю  самым  лучшим  и  самым  безупречным  человека,  который  прощает  другим  так,  словно  сам  ежедневно  ошибается,  и  воздерживается  от  ошибок  так,  словно  никому  не  прощает».  Здесь  я  согласен  лишь  с  первой  частью  высказывания.   Что  касается  второй,  то  мнение  пана  Профессора  из  кабачка  «13 стульев» мне  импонирует  больше.  А  он  сказал,  что  если  бы  ему  дали  возможность  прожить  жизнь  сначала,  он  стал  бы  совершать  ошибки  как  можно  раньше,  чтобы  успеть  совершить  их  как  можно  больше.] 

20.07.02.
1:2:34.  Стоило  подумать  об  этом,  и  вот…
  Я  понимаю,  что  это  просто  совпадение,  но  всё  же  хочется  думать,  что  и  обо  мне  кто-то  заботится.  Слово  «взятка»  в  устах  народа  звучит  так  обыденно,  так  часто…  Никакие  угрозы  с  Запада  не  заставят  наших  чинуш  не  воровать  и  не  брать  взяток:  они  воруют  везде,  где  есть  деньги  и  государственные  чиновники.
  Б-ев, С.298: «По  сравнению  с  этой  революцией  (персоналистической)  ничтожны  все  революции,  происходившие  в  мире.  Моя  окончательная  философия  есть  философия  личная,  связанная  с  моим  личным  опытом».  "Никто  и  спорить  тут  не  станет"  (5 41), действительно,  у  каждого  индивидуума,  обладающего  разумом своя  философия.  Но  главное  в  том,  что  для  этого  нет  необходимости  делать  революцию.  Ведь  и  "человек  из  подполья"  философствовал  и  не  спрашивал  на  это  дозволения  ни  у  кого.  Здесь  я  вижу  сильное  влияние  Апокалипсиса,  Бердяев  воспринимает  свой  жизненный  конец  как  конец  света.  И  с  этим  я  согласен,  но,  видимо,  не  согласен  Бердяев,  он  хочет,  как  и  каждый  смертный,  обрести  себя  где-то.  Пожелаем  ему  успеха.  С.299: «Мне  очень  свойственно  эсхатологическое  чувство,  чувство  приближаю-щейся  катастрофы  и  конца  света.  Историю  я  вижу  в  эсхатологической  перспективе».  Мне  очень  приятно  сознавать,  что  я  предвосхитил  эту  мысль  Бердяева  о  конце  света.  Можно  ли  тут  чего-нибудь  добавить?  Скажу  о  себе,  я  не  боюсь  смерти  потому,  что  понимаю,  что  всё  смертно.  Я  не  отрицаю,  что  лично  для  меня  это  будет  конец  света,  но  окружающий  мир  не  перестанет  существовать.  Обидно  за  Бердяева,  когда  он  связывает  конец  своего  жизненного  пути  с  концом  истории.  Ясперс  таких  мыслей  не  высказывал.  И  что  удивительно,  Бердяев  творил  в  условиях  определённой  независимости,  а  Ясперс  в  условиях  тоталитаризма.  Бердяев  стонет  от  страха  надвигающегося  конца  света,  а  Ясперс  рассматривает  перспективы  развития  человечества. 

21.07.02. 
Принимал  Лёню  и  Роберта:  Тонечка  ездила  в  Колпино.  Продолжил  в  санаторке  с  Мишей.
  Мо-жет  сложиться  впечатление,  что  тормозов  нет.  Пришвин: С.426: Удачное  наступление  немцев  на  Ростов  мало-помалу  плесневеет,  как  все  их  удачные  наступления.  Я  утонул  в  фотографической  работе,  как  Ляля  утонула  в  дом. хозяйстве.  Дома  набросились  женщины  на  меня  снимать  своих  маленьких  детей,  чтобы  послать  на  фронт  фотографии  малюток.  Чем  же  плох  этот  мой  труд, – снимать  карточки  детей  для  посылки  их  отцам  на  фронт?  И  так  все,  всякий  труд,  если  нау-читься  подходить  к  нему  с  благоговением.  С.427: Зашумел  бор,  видно,  погода  меняется.  Увидим.  Вчера  был  у  нас  разговор  о  победителе,  которого  не  судят.  Так  представилось  всё,  что  война  идёт,  конечно,  за  единство  хозяйственного  управления  миром:  Англия  давно  стремится  к  этому,  Америка  этим  тоже  теперь  занята,  Россия  и  Германия, – и  говорить  нечего!  [Хочу  подчеркнуть,  что  не  собираюсь  писать  нечто  назидательное,  но  просто  излагаю  свои  мысли  по  поводу  и  без  повода.  И  не  будет  никакого  деления  на  темы  и  тому  подобное.  И  пусть  читатель,  если  тако-вой  окажется,  сам  разбирается,  где  правда,  а  где  вымысел,  где  мои  мысли,  а  где  чужие.  Книга VIII, письмо 23.  «Много  ли  найдётся  таких,  которые  уступят  возрасту  или  авторитету?  Они  сра-зу  всё  понимают,  сразу  же  знают  всё,  никого  не  уважают,  никого  не  берут  за  образец  и  сами  себе  пример».  Похоже,  что  это  вечная  проблема.  Сам  был  таким  и  теперь  вижу  перед  собой  такого  же  сына.  Ах!  Если  бы  старость  могла,  а  молодость  умела!  «Но  нету  чудес,  и  мечтать  о  них  нечего…»  Книга  IX,  письмо 6.  «Были  цирковые  игры,  а  этим  родом  зрелищ  я  отнюдь  не  увлекаюсь:  тут  нет  ничего  нового,  ничего  разнообразного,  ничего,  что  стоило  бы  посмотреть  больше  одного  раза».  14.04.86. Я  выписываю  чужие  мысли  не  только  по  тому,  что  они  мне  нравятся,  но  и,  главным  образом,  за  то,  что  они  созвучны  моим,  то  есть,  я  тоже  так  думаю.]

22.07.02.
Погода  испортилась  для  того,  чтобы  я  не  мог  выйти  из  анабиоза.  «Янтарная  лоза» – чудесное  вино,  хотя  мы  знаем,  что  хорошие  вина  нам  недоступны,  они  не  могут  быть  массовыми.
 Мой  друг,  Л. И. Руновский  довольно  часто  высказывает  подлинные  афоризмы.  Вот,  например:  "Выживет  только  русский  народ,  потому  что  он  привык  к  самым  худшим  формам  рабства".  Б-ев, С.299: «Я  ясно  видел,  что  в  мире  происходит  не  только  дехристианизация,  но  и  дегуманизация,  потрясение  образа  человека. 
Я  всегда  философствовал  так,  как  будто  наступает  конец  мира  и  нет  перспективы  времени.  В  этом  я  очень  русский  мыслитель  и  дитя  Достоевского».  Дехристианизация  происходила  в  тех  государствах,  в  которых  власть  сочла  возможным  взять  функции  церкви  и  религии  на  себя.  В  этих  же  государствах  происходила  и  дегуманизация  человека,  происходил  возврат  к  естественным  инстинктам  и  отношениям.  Но  почему  так  тревожит  Бердяева  дегуманизация,  ведь  он  сам  выступает  против  гуманизма?  Власть  обнажилась  до  предела.  Но  это  был  не  первый  случай  противостояния  гуманизма  и  новых  идеологий.  С.300: «Элемент  садизма  занимает  большое  место  в  истории  религии,  он  силен  и  в  истории  христианства.  Его  можно  найти  в  псалмах  и  он  вошел  в  систему  ортодоксального  богословия».  Я  вижу  садизм  не  в  истории  религии,  а  в  самой  религии.  История  только  констатирует  факты.  В  христианстве  он  выразил  себя  в  инквизиции,  а  в  исламе в  шариате.  В  Писании  садизм  присутствует  на  каждой  странице.  Религия спутница  рабства,  а  рабство  подразумевает  садизм.  Садизм основа  иерархии,  основа  государства.  Бердяев  не  хочет  видеть  взаимодействия  религии  и  государства,  в  противном  случае  его  религия  встанет  в  один  ряд  с  другими.  С  ростом  населения  планеты  значение  религии  в  управлении  массами  возрастает,  идёт  поиск  новых  религиозных  форм,  не  запятнавших  себя  поповскими  извращениями.

23.07.02.
Ничего  вчера  не  было!  Долго  прождал  обхода,  потерял  время  для  прогулки,  попил  молока,  играл  в  преф.  Думал,  что  Лёва  на  высоком  уровне,  а  он  не  выше  нас.
 Никит. II: 1860 г., С.135:  «Поразительная  противоположность:  глубокая  зима  на  вершине  Юнгфрау,  а  по  бокам  её  и  по  скатам  других  Альп  роскошная  летняя  зелень.  Снега  почти  врезываются  в  неё».  Вот  чему  можно  позавидовать:  видеть  своими  глазами.  С.143: «И  потому  нет  ничего  несообразнее  того  консерватизма,  который  хочет  не   сдерживать только  и  умерять  излишества  в  порывах  новых  идей, а  уничтожать  их  и  поворачивать  вещи  назад  или  удерживать  их  в  одном  и  том  же  положении».  Консерватизм – это  не  возврат  к  старому,  а  сохранение  существующего.  С.144:  «Гарибальди – славный   человек.  Это  не  гений,  это   нечто  больше  и  выше  того – это  человек  добра,  герой  человечества  в  самом  разумном,  благороднейшем  смысле  этого  слова».  Гений  не  может  быть  военным.  С.145: «Премилые  дети  эти  французята:  резвые,  живые  как  котята…  Вообще  во  французах  есть  что-то  привлекательное.  В  них  нет  той  угловатости  и   аляповатости,  какую  видишь  в  массе  немцев,  ни  той  демократической  грубости,  какая  заметна  в  швейцарцах.  Их  живость  имеет  какую-то  свою  грацию,  доказывающую  эстетическое  превосходство  этой  расы.  Смотря  на  них  так,  со  стороны  и  в  спокойное  время,  трудно  себе  представить,  что  французы – это  люди,  наделавшие  столько  революций».  С.146: «Наполеон  царствует  с  полным  авторитетом  самодержавного  государя:  на  уста французов  он  наложил  печать  молчания;  мысли  их  предписал  границы;  деятельности  их  указал  материальные  цели, а  из  всех атрибутов  свободы  оставил  им  только  одно  трёхцветное  знамя.  Французский  народ…  любит  шум,  блеск,  гоняется  за  отличиями  чести  и  славы,  но,  кажется,  лишен  чутья  к  тому  доброму  и  доблестному,  которое  хорошо  само  по  себе  и  которое  за  это  именно  должно  быть  уважаемо  человеком»

24.07.02.
Большую  часть  глупостей  я  совершил  будучи  в  нетрезвом  состоянии.  Черепанов  раздевает  наше  помещение  на  Гороховой,  а  я,  наивный,  думал,
 что  это  соседи.  Началась  разруха  нашей  деятельности  физическая.
  Б-ев, С.301: «Вопрос  о  бессмертии  и  вечной  жизни  был  для  меня  основным  религиозным  вопросом.  И  я  никогда  не  понимал  людей,  которые  осмысливают  свою  перспективу  жизни  вне  решений  этого  вопроса.  Нет  ничего  более  жалкого,  чем  утешение,  связанное  с  прогрессом  человечества  и  блаженством  грядущих  поколений».  Бессмертие  человека  и  человечества  заключается  в  постижении  бытия,  в  самопознании.  Утешение  в  личном  бессмертии  находят  те,  кто  в  этот  краткий  миг  жизни  ничего  не  понял,  ничего  не  успел.  Бердяев  исходит  из  того,  что  человечество  деградирует.  В  этом  случае  надежда  на  личное  бес-смертие  оправдана,  поскольку  всё  равно  всё  плохо.  Но  доказательств  деградации  у  него  нет.  Он  удивлён  новыми  идеологиями,  но  сам  же  восхищался  философией  Ницше.  Человек  возвёл  на  торн  зверя  в  своём  обличье  и  ужаснулся.  «Самый  прогресс  приемлем  в  том  лишь  случае,  если  он  совершается  не  только  для  грядущих  поколений,  но  и  для  меня.  У  меня  никогда  не  было  особенного  страха  перед  собственной  смертью,  и  я  мало  о  ней  думал.  Но  победа  над  смертью  представлялась  мне  основной  проблемой  жизни».  Лукавит  наш  философ,  что  ни  строчка,  то  о  бессмертии.  Он  понимает,  что  религия  чарует,  но  не  спасает.  При  чём,  чары  религии  не  возможны  без  желания  очаровываться.  Создавая  новые  религии,  для  себя  ли,  для  других,  творцы  изощряются  в  придумывании  более  реальных,  с  их  точки  зрения,  переходов  из  этого  мира  в  иной.  Но  любая  религия  предполагает  определённые  заслуги  за  бессмертие  в  ином  мире.  Но  все  эти  иллюзии  есть  не  что  иное  как  попытка  скрыть  животный  страх  перед  смертью.  И  в  этом  нет  ничего  постыдного,  это  один  из  базовых  инстинктов.

25.07.02. 
КУГИ  отсылает  в  арбитражный  суд,  а  тому,  я  думаю,  всё  равно.  А  это – шанс.
  Я  продолжаю  надеяться  на  благополучный  исход,  хотя  уже  решил  перейти  в  личиночное  состояние.  Хочется  выиграть  из  принципа,  хотя  выигрыш  не  изменит  ситуацию.  Детское  упрямство,  но  что  с  этим  поделать!  Таков  человек.  Я  думаю,  такой  психоз  свойствен  многим:  чтобы  было  по-моему,  как  я  сказал.  Так  и  чувствуется  упрямый  ребёнок.  [Ну  что,  например,  цирк!  Какое  дело  читателю  до  цирка?  Но  в  том  то  и  дело,  что  я  тоже  равнодушен  к  цирковому  искусству.  И,  насколько  я  помню,  это  чувство  у  меня  неизменно  с  юношеских  лет,  когда  формируются  вкусы  и  при-вычки,  до  сего  дня.  Вот,  например,  отношение  к  фотографии  у  меня  изменилось  коренным  образом.  С  пеной  у  рта,  до  хрипоты  доказывал  я  Володе  Солохаю,  мы  вместе  учились  в  УМЛ,  в  1964 г.,  что  фотография  есть  прислужница  репортёра,  являет  собой  жалкую  пародию  на  искус-ство  живописи.  И  только  позднее,  под  явным  воздействием  журнала  «Чехословацкое  фото»,  я  изменил  своё  отношение  к  ней,  оценил  её  достоинства  и  элементарную  необходимость  для  Человечества  как  фиксатора  фактов.  При  этом  моё  отношение  к  живописи  не  изменилось,  здесь  я  стою  на  тех  же  позициях  академизма  и  считаю,  что  развитие  этого  вида  искусства  пре-кратилось  в  прошлом  веке,  а  актуальность  его  исчерпана  в  связи  с появлением  фотографии. Сохраняет  право  на  существование  монументальная  живопись,  но  как  декоративный  вид.  Чего  я  добиваюсь?  Для  чего  пишу  всё  это?  А  для  того,  чтобы  выз-вать  тебя  на  спор,  чтобы  ты  тоже  думал  о  своём  отношении  к  рассматриваемому  предмету  и  либо  согласился,  либо  предложил  своё  суждение.  А  это  будет  означать  прогресс  в  твоём  развитии.  Как  говорил  Плиний Старший: «Нет  такой  плохой  книги, чтобы  в  ней  не  было  чего-нибудь  хорошего».  Потому  что  правильная  оценка  отрицательных  явлений  приводит  к  положительным  выводам.] 

26.07.02.
Надцарства  объединяются  в  явление,  именуемое  «жизнь».
  Но  ведь  можно  предложить  подобную  классификацию  и  неживой  природы:  элементы,  соединения,  минералы.  Трава  начала  ржаветь.
  Пришвин: С.430: По  радио  передавали  о  новой  нашей  победе  на  Дону:  прорвали  фронт  на  70 км,  продвинулись  за  Дон  на  90 и  взяли  в  плен  10 тыс.  В  беде  люди  становятся  такими  легковерными,  и  особенно  мы,  русские.  Вот  хотя  бы  эта  зима:  только  началась,  и  так  хорошо  началась,  так  тепло!  М  все  уже  надеются  и  все  говорят,  что  зима  будет  сиротская.  Так  и  с  войной:  чуть  пошатнулось  у  немцев,  и  мы  уже  кончаем  войну.  1943, С.430: Продолжается  и  в  январе  сиротская  зима,  только  снег  не  тает, – так  тепло!  И  понемногу,  но  не  сильно  подсыпает  снежок.  (03.01)  Вы  возмущаетесь  жестокости  древнего  закона  «око  за  око»,  но  закон  есть  сила  греха,  есть  ответ  мечом  тому,  кто  поднял  меч.  Б-ев, С.302: «Если  представить  себе  совершенную  вечную  жизнь,  божественную  жизнь,  но  тебя  там  не  будет  и  любимого  тобой  человека,  не  будет,  ты  в  ней  исчезнешь,  то  эта  совершенная  жизнь  лишается  всякого  смысла».  Бессмертие это  прибежище  для  идиотов.  Даже  самый  умный  и  работоспособный  на  земле  человек,  имея  перед  собой  вечность  бессмертия  очень  скоро  даже  по  земным  меркам  станет  идиотом.  Ему  не  нужно  будет  ничего  познавать,  ни  к  чему  не  стремить-ся,  даже  самая  любовь  потеряет  смысл,  а  с  нею  исчезнет  и  стимул  к  творчеству.  И  называть  эту  жизнь  совершенной кощунство.  Знания,  силы  и  время,  потраченные  на  обоснование  "того  света",  на  необоснованные  упования  на  него,  представляются  мне  глупыми  и  недостойными  философа  и  потраченными  впустую.  Такой  философ  не  делает  чести  русской  культуре.  И  если  уж  его  и  называть  русским,  то  лишь  по  национальной  принадлежности.  Знание,  силы  и  время  следует  тратить  на  познание  окружающего  мира,  в  этом  я  вижу  стопроцентную  пользу  жизни.

27.07.02.
«Казачья  честь, да  нечего  есть»;  «
Честь  казачья,  да  жизнь собачья».  Говорил  с  Мироновичем:  ещё  и  ещё  раз  убеждаюсь,  что  наше  государство – гавно.  По  сути  своей  дворянство  на  Руси – та  же  мафия.  Большой  интерес  представляют  для  меня  высказывания  древних,  ибо  в  них  я  нахожу  больше  соответствия  здравому  смыслу  и  своим  мыслям.
 Никит. II: 1860 г., С.147: «Фран-цуз  по   природе  своей   сух  и  фальшив.  Он  искренен  только  в  своих   усилиях  выказать  своё  превосходство  и  когда  бросается  в  наружный  блеск».  Я  в  это  не  верю,  люди  везде  одинаковы  и  везде  любят  хвалить  свою  страну.  С.148: «Это   Бельгия.   Везде  довольство   и   труд.   Деревни  и  города  смотрят  весело,  точно  улыбаются…»  А  вот  отношение  к  труду  зависит  от  климата.  В  Африке  не  любят  работать,  потому  что  и  так  всё  растёт.  В  России  не  любят  работать,  потому  что  плоды  труда  всё  равно  отнимут.  С.149: «Но  кроме  собора  и  этой  картины  Рубенса,  в  Кёльне  решительно  нет  ничего  замечательного.  Это  один  из  скучнейших,  да,  пожалуй,  и  грязнейших  городов  в  Европе   или,  по  крайней  мере, в  Германии.  В  нём  даже  нет  тротуаров  и  ни  одной  порядочной  улицы.  Словом,  это  ультранемецкий  город,  крайность  безвкусия  и  равнодушия  ко  всему,  кроме  денег  и  торговых  расчетов».  Сегодня,  я  не  сомневаюсь,  Кёльн  значительно  изменился  в  лучшую  сторону,  что  нельзя  сказать  о  наших  городах.  С.150: «Мы  взяли,  однако,  с  Кёльна  дань – разумеется,  за  свои  деньги – купили  вид  собора  да  склянку  знаменитого  одеколона».  С.151: «Странное  противоречие  в  вещах  человеческих!  Счастием   мы  редко  обязаны  самим  себе,  но  несчастий  наших  мы всегда  строители  сами».  Я  думал,  что  это  свойство  советского  человека.  С.153: «Цель  жизни  не  есть  ли  самая  жизнь?  Какое  дело  природе  до  того,  живёшь  ли  ты,  живут  ли  или  будут  жить  Иван  и  Исидор,  жук  или  слон, – лишь  бы  поток  жизни  не  иссякал  и  не  прерывался».  Это  сказал  Гёте.

28.07.02. 
Выезжали  на  пленер,  в  Баболовский  парк.  Повсюду  убожество  и  мерзость  запустения.  Теперь  будем  восстанавливать.  Открылась  возможность,  а  я  ею  не  пользуюсь.
  Б-ев, С.302: «Смысл  может  быть  лишь  в  субъективности,  в  объектности  есть  лишь  издевательство  над  смыслом.  По-разительно,  что  люди  с  такой  легкостью  подчиняются  преподносимому  им  смыслу,  не  имею-щему,  в  сущности,  никакого  отношения  к  их  неповторимой  индивидуальной  судьбе.  Мировая  гармония,  торжество  мирового  разума,  прогресс,  благо  и  процветание  всякого  рода  коллективов – государств,  наций,  обществ, – сколько  идолов,  которым  подчиняют  человека  или  он  сам  себя  подчиняет!  О,  как  я  ненавижу  это  рабство!  Проблема  вечной  судьбы  стоит  перед  всяким  человеком,  всяким  живущим,  и  всякая  объективация  ее  есть  ложь.  Если  нет  Бога,  то  есть  если  нет  высшей  сферы  свободы,  вечной  и  подлинной  жизни,  нет  избавления  от  необходимости  мира,  то  нельзя  дорожить  миром  и  тленной  жизнью  в  нем».  С  какой  лёгкостью  перечёркивает  наш  философ  тернистый  путь  человечества  к  разуму,  чтобы  потом  наслаждаться  вечной  жизнью  идиота.  Нет  сомнения,  что  его  тревожит  приближение  вечности.  «О,  Бог  совсем,  совсем  не  то,  что  о  нем  думают».  Бердяеву  бог  нужен  для  обеспечения  лично  ему  бессмертия.  Но  уже  этим  желанием  Бердяев  ставит  своего  бога  в  тупик.  Поставить  ли  его  в  раю  старым,  но  мудрым,  или  молодым  горячим  марксистом.  У  каждого  человека  должен  быть  в  земной  жизни  ориентир.  Многие  для  простоты  называют  этот  ориентир  богом.  Есть  такой  ориентир  и  у  меня это  абсолютная  истина,  которая  концентрирует  в  себе  Всемирный  Разум.  Конечно,  хотелось  бы  сохранить  свою  индивидуальность,  может  быть,  даже  повторить  эту  земную  жизнь,  но,  хотя  бы,  на  пять  лет  умнее  десяти  лет  возраста.  Но  представьте  себе  всех  сохранившими  свою  индивидуальность!  Не  то,  что  на  Земле,  во  Вселенной  для  них  не  достало  бы  места.

29.07.02.
Василий  Каменский,  пиша  о  Пушкине  («Пушкин  и  Дантес»),  взял  за  основу  Евгения  Онегина  и  пересказал  его  своими  словами  и  в  прозе,  приправив  всё  это  рядом  фактов  и  имён  всем  известных.  И  меня  это  возмутило  до  крайности,  я  считал  В. Каменского  достойным  линчевания.  Но  то  же  самое  хотел  я  сделать  с  Грибоедовым,  с  его  комедией.  И  мне  это  казалось  разумным. Как  объяснить  такие  движения  души?  Им,  наверное,  нет  объяснения.  В  этом  вопросе  не  поможет  ни  Фрейд,  ни  Юнг,  ни  же  Бёрн.  Режим:  подъём  в  06:00;  туалет,  чай,  прогулка  до  08:30;  завтрак  в  09:00;  процедуры,  обход  до 12:00,  чай,  прогулка  до 13:30;  обед  в  14:00;  тихий   час  до  16:20,  прогулка  исполненная  надежд  и  ожиданий;  ужин  в  18:00;  прогулка  в  19:30,  чай,  отбой  в  21:00.
  А  вкратце:  после  завтрака отдых,  после  обеда тихий  час,  после  ужина отбой.  Но  главное режим,  только  благодаря  ему,  я  сохраняю  работоспособность  до  сих  пор.  [А  это  письмо 12  из  книги  IX,  оно короткое,  я  приведу  полностью.  «Некто  бранил  своего  сына  за  то,  что  тот  немного  переплатил  за  лошадей  и  собак.  Когда  юноша  ушёл,  я  говорю  ему: – Послу-шай,  разве  ты  никогда  не  делал  того,  за  что  тебя  мог  поругать  отец?  Делал  ведь!»  «И  разве  иногда  ты  не  делаешь  того,  в  чём  твой  сын,  если  бы  вдруг  он  стал  отцом,  а  ты  сыном,  не  мог  бы  укорить  тебя  с  такой  же  суровостью?  Разве  все  люди  не  подвержены  каким-нибудь  ошибкам?  Разве  один  не  потакает  себе  в  одном,  а  другой  в  другом? – Мы  так  любим  друг  дру-га,  что  я  не  мог  не  написать  тебе,  находясь  под  впечатлением  этой  неумеренной  строгости:  не  обходись  никогда  со  своим  сыном  слишком  жестоко  и  строго.  Подумай  о  том,  что  мальчик,  как  и  ты,  был  когда-то  таким,  и,  пользуясь  своим  положением  отца,  помни,  что  ты  человек  и  отец  человека».  Кажется  мне,  что  дети,  интуитивно  чувствуя  слабости  своих  родителей,  перенимают  их,  так  как  овладеть  слабыми  чертами  характера  легче,  нежели  воспитать  в  себе  сильные.]    

30.07.02. 
Лес  умолк.  Утр
а  хорошие,  а  днём  жара.  Макаров  пропал.  Фанатизм говорит  о  том,  что  в  голове  не  всё  в  порядке.  Хотя,  это  может  быть  и  временным  явлением.
  Б-ев, С.303: «
Возможно  ли  бессмертие,  вечная  жизнь  для  человека,  для  человеческого  в  человеке  Может  быть,  Бердяев  оговорился,  но  оговорка  эта  сродни  пророчеству.  Именно  человеческое  в  человеке  должно  быть  бессмертным,  именно  этот  путь  ему  предначертан,  именно  по  этому  пути  через  кровь  и  грязь  человеческих  отношений,  которые  так  гнетут  не  только  Бердяева,  человек  идёт,  обеспечивая  се-бе  бессмертие.  «Окончательная  судьба  человека  не  может  быть  решена  лишь  этой  кратковремен-ной  жизнью  на  земле».  Как  было  показано  выше,  под  словом  человек  следует  понимать  чело-вечество,  и  тогда  всё  встаёт  на  свои  места.  Как  сказал  мудрец:  "Земля колыбель  человечества,  но  не  всё  же  время  быть  ему  в  колыбели".  Все  мы  теперь  переживаем  за  то,  чтобы  челове-чество  в  своей  колыбели  не  обгадилось  и  не  погубило  себя  в  своих  нечистотах.  И  если  чело-вечество  благополучно  минует  свой  земной  период  жизни,  то,  обосновавшись  в  космосе,  оно  сможет  беспрепятственно  наблюдать  эволюцию  Вселенной  до  её  естественного  конца.  А  когда  прекратит  своё  существование  Вселенная,  то  человечество  уже  никакой  бог  не  спасёт.  С.304: «Наибольшее  противление  у  меня  вызывает  всякая  объективация  ада  и  всякая  попытка  постро-ить  онтологию  ада,  что  и  делают  традиционные  богословские  учения.  Я  вижу  в  этом  догматизи-рование  древних  садических  инстинктов  человека».  Бердяев  подходит  к  рассмотрению  религии,  как  учения,  имеющего  под  собой  базу,  смысловую  и  научную.  Никакая,  даже  самая  гуманная,  в  теории,  религия  не  достойны  такого  серьёзного  рассмотрения.  Все  вечные  муки ничто,  к  ним  можно  привыкнуть.  Самое  страшное обратиться  в  один  миг  в  ничто.  Этого  и  боятся  отрав-ленные  религией  стада  овец  христовых.  Этого  боится  и  Бердяев,  уподобляясь  одной  из  них.

31.07.02.
Твёрдое  ядро  так  же  является  волчком,  как  и  твёрдая  оболочка.  Думаю,  что  ось  вращения  ядра  не  совпадает  с  осью   вращения  Земли  и  перпендикулярна  к  эклиптике;  кроме  того,  скорость  вращения  ядра  в  четыре  раза   выше  таковой  у  Земли,  с  учётом  торможения  в  мантии.  Именно  эти  несоответствия  (их  можно  рассчитать)  вызывают  возмущения,  приводящие  к  различным  внешним  проявлениям.
 Никит. II: 1860 г., С.154: «Я  читаю  перевод  библии,  издаваемый  в  Лондоне  и  которого  до  сих  пор  вышло  ещё  одно  "Пятикнижие".  Под  переводом  подписано  имя  Вадима,  и  он  печатается  в  Герценовской  типографии.  Перевод  делается  с  еврейского  подлин-ника,  при  пособии  перевода  на  английский  язык  еврея,  доктора  Бениша.  В  сущности,  это  есть  история  и  законодательство  народа,  управляемое  теократией,  и  в  этом  смысле  библия  понятна  и  естественна.  Моисей  (или  Моше),  конечно,  имел  причины  представить  его  (Бога)  таким  для  евреев.  Они  нуждались  в  правителе  строгом,  всегда  готовым  на  казни,  не  щадившим  никого  и  ничего  в  порывах  гнева, – и  Бог  действительно,  по  Моисею,  был  для  них  таким  правителем».  Неожиданное  свободомыслие,  влияние  свободного  воздуха  Европы.  С.155: «Те только  произведе-ния  вполне  соответствуют  истинному  назначению  литературы,  в  которых  идеальное  не  противно  действительному  и  действительное  не  уничтожает  идеального.  Таковы  произведения  Пушкина.  За  Пушкиным  мы  признаём  два  значения: 1)  значение  как  художника,  образователя  эстетического  чувства  в  своём  обществе  и  2)  как  общественного  деятеля, развивавшего  в обществе  известные  нравственные  принципы, склонявшего  общество  к  известным   задачам  и  вопросам   жизни,  давав-шего  направление  мыслям  и  чувствам  своего  поколения.  Пушкин  первый  смотрит  на  них  с  серьёзной  стороны,  первый  учит  сочетать  лучшие  стремления  духа,  идеалы,  с  действительностью  на  почве  нашей  общественной  и  исторической  жизни».  Неожиданно,  но  приятно. 

 

van-osmos@yandex.ru

ПРОДАЁТСЯ  ЗЕМЛЯ  В  ЛЕНИНГРАДСКОЙ  ОБЛАСТИ

Hosted by uCoz
Hosted by uCoz