2002-04

01-02

02-02

03-02

дн2002

05-02

06-02

07-02

08-02

09-02

10-02

11-02

12-02


01.04.02. *
Последний  день  марта  отметили,  даже  Алексей  (сын  М. А.)  нарушил  питейный  пост.  Гулял,  восстанавливал  Онегина.  Во  время  прогулки  я  имею  при  себе  отпечатанный  текст  главы,  которую  в  данное  время  заучиваю.  Пушкин  усваивается  легко.  Пришвин: «С.290: Солнце  вос-ходит  со  степи  из  земледельческой  Кабарды,  и  горы  Балкарии  расцветают  в  лучах  степной  Кабарды.  Отъехав  десяток  километров  от  города,  увидели  всю  цепь  главного  хребта  от  Эльбруса  до  Казбека.  Это  весеннее  самое  лучшее  время,  чтобы  смотреть  горы.  Три  рода  гор,  первые – лесистые,  вторые – голые  камни,  третьи – снежные;  летом  бывают  покрыты  снегом  только  отдельные  вершины  из  третьего  ряда».  [И  счастлив  человек  в  том,  что  он  в  любой  ситуации  может  видеть  преимущественно  хорошее.  Вы,  наверное,  заметили,  как  улучшается  настроение  ваше  с  утра,  если  вы  ночью  увидите  хороший  сон.  А  хорошее  стоит  того,  чтобы  о  нём  вспомнить.  Делайте  это  перед  сном,  и  сон  ваш  станет  приятным  и  глубоким,  делайте  это  в  свободное  от  труда  и  забот  время,  и  лучшего  отдыха  нельзя  желать  (это,  оказывается,  и  есть  медитация).  С  течением  лет  я  убеждаюсь,  что  все  мои  любовные  ухищрения  не  есть  какое-то  откровение,  данное  только мне,  но  уже  давно  испытаны  и  постоянно  испытываются  другими.  "Признаться  ль  вам,  я  наслажденье / В  то  время  лишь  одно  имел, / Мне  было  мило  ослепленье..."  (4 – 4)  Знание  это  снимает  узы  стеснительности  и  делает  нас  более  черствыми  и  циничными.  Скрытность  и  общественное  мнение – полюса  одного  и  того  же  явления.  Скрытность  показывает  несогласие  с  общественным  мнением.  Сущность  общественного мнения  меняется,  меняются  и  поступки,  которые  нам  приходится  скрывать.  Так,  например,  в  Древней  Греции  не  скрывали  любовь  к  мальчикам.  Природа  различает  людей  по  половым  признакам,  по  размерам,  по  темпераменту,  уму.  Люди  же  различают  друг  друга  по  родственным  связям.]

02.04.02.  *
Искусство  начинается  с  песни.  В  этом  смысле,  как  мне  кажется,  ибо  основательных  знаний  по  этому  вопросу  не  имею,  наш  народ  занимает  исключительное  место.  У  каждого  народа  есть  свои  пляски,  сопровождающиеся  припевками,  песнями  шуточного  характера,  но  теперь,  в совре-менном  мире  иметь  городской  романс  такого  глубокого  содержания!  Я  другой  такой  страны  не  знаю.  Мы  можем  гордиться  Высоцким,  Окуджавой.
  Б-ев, С.189: «Все,  что  писал  Феофан  За-творник  не  об  аскезе  и  внутренней  жизни,  а  о  практической  морали  и  об  отношении  к  об-щественной  жизни,  ужасно  своей  непросветленностью,  своим  мракобесием  и  рабством».  Фа-натизм – это  самая  яркая  и  самая  грубая  форма  невежества,  он  всегда  претендует  на  лидерство.  «У  меня  нарастало  восстание  против  некоторых  сторон  православия,  против  состояния  Право-славной  церкви,  против  обскурантизма  иерархии,  против  синодального  рабства».   «Преодоление  самоутверждения  и  гордыни  есть  главное  в  христи-анстве.  Это  самоутверждение  и  гордыня  скрываются  и  за  смирением».  Самоутверждение – это  стремление  занять  более  высокую  ступень  в  иерархии.  Самоутверждение  свойственно  детям,  детской  психологии,  ипостаси  ребёнок.  С.190: «Я  не  могу  признать  всю  сферу  оккультных  явлений  шарлатанством  или  самообманом,  не  могу  объяснить  эти  явления  исключительно  психопатологией».  А  я  могу.  Я  объясняю  психопатологией потребителей  этого  вида  услуг,  а  шарлатанами  считаю  поставщиков  этих  услуг.  Но,  как  и  в  случае  с  религией,  спрос  определяется  невежеством.  «Популярность  оккультических  и  теософи-ческих  течений  я  объяснял   неспособностью  церковного  богословия  ответить  на  запросы  совре-менной  души».  Никакая  религия  не  может  удовлетворить  всего  разнообразия  тёмных  запросов  невежественной  души.  Если  человек  умеет  читать  и  писать,  он  пытается  создать  свою  химеру,  ищет  согласных  с  его  заблуждением.  Таким  образом  возникают  секты  и  часто  жестокие. 

03.04.02.
1:2:23.  Не  ходил  гулять, так  как  мылся.  Кроме  того,  ожидал  неожиданных  звонков:  ведь  я  пропустил  присутствие.  И  дождался:  позвонила  и  пришла  вечером  Л.  «Озверевшие  от  власти  чиновники», – это  я  услышал  по НТВ.  «Я – игрок».  Это  может  говорить  человек  недалёкого  ума:  афишируют  свои  недостатки  только  дураки.
  Азарт это  инстинкт.  Я  рано  и  основательно  по-знакомился  с  Библией  и  так  же  рано  понял  её  истинное  назначение.  Я  любил  вести  библейские  диспуты  с  моей  верующей  тёткой,  Марией  Ивановной.  Я  кипятился,  а  она  улыбалась.  Я  и  сейчас  часто  обращаюсь  к  Библии,  чтобы  ещё  и  ещё  раз  убедиться  в  её  примитивности.  Никит. II: 1858 г., С. 47: «Заезжал  к  Александру  Максимовичу  Княжевичу:  он  сегодня  именинник.  Боже  мой,  сколько  к  нему  набрело  чиновников!  И  какие  всё  умильные,  сладкие  лица!  От  них  так  и  веет  благонамеренностью,  усердием,  преданностью!  "Всякий  народ, – говорит  Лютер, – имеет  сво-его  дьявола".  Мы  стоим  на  том,  что  лучше  повиноваться  чужому  произволу,  чем  уступить  в  чем-либо  своему  собрату».  Всё!  Молодой  Никитенко  кончился.  А  о  Лютере  мы  знаем,  что  это  человеконенавистник,  я  бы  сказал  людоед.  С. 48: «Государь  видит  в  некоторых  лицах  прямое  противодействие  своим  великодушным  намерениям,  а  между  тем  лица  эти  крепко  сидят  на  своих  местах.  Дело  на  этот  раз  шло  о  балетной  труппе.  Нам  предстоит  сократить  её.  В  ней  огромное  число  лиц – 222,  тогда  как  в  парижской  не  более  150,  а  в  берлинской  всего  70 с  чем-то.  Содержание  нашей  труппы  стоит  114 тысяч  рублей  серебром  в  год,  кроме  монтировки  балетов».  С. 49: «…произошла  стычка  на  пожаре.  …студенты  бросились  спасать  имущество  своих  товарищей  в  горящем  доме;  солдаты,  составлявшие  около  пожара  цепь,  не  только  не  пустили  их  туда,  но,  отталкивая,  ещё  били  их  прикладами,  к  чему  особенно  поощрял  солдат  офицер,  командовавший  цепью.  "Бей  этих  канальев!" – неоднократно  повторял  он».

04.04.02. 
Удивляет,  сколько  гадостей  говорится  о  чиновниках  вообще,  и  ни  один  из  них  не  вступится  за  свой  профсоюз.  Хотя,  это  не  профсоюз,  а  корпорация.  И  тем  не  менее.  Я  пытался  заводить  с  ними  разговор  на  эту  тему.
  Б-ев, С.193: «Хотели  быть  обманутыми  и  соблазненными.  Терпеть  не  могли  критики».  Какой  начальник  переносит  или  допускает  критику? – Никакой!  Критика  с  низу  только  тогда  эффективна,  когда  критикующий  уверен,  что  займёт  место  начальника.  А  поскольку  есть  спрос  на  обман,  и  появляются  различные  глобы  и  каш-пировские.  «У  людей  есть  неистребимая  потребность  играть  в  жизни  роль».  Сегодня  нас  это  не  удивляет,  мы  по-нимаем,  что  иерархические  отношения  в  человеке  заложены  на  генетическом  уровне.  Человек  не  избавляется  от  животных  инстинктов,  он  может  только  контролировать  их.  И  мне  было  при-ятно,  когда  в  д/д  меня  называли  профессором,  а  в  техникуме – академиком.  Играть  роль – полбеды,  а  вот  бороться  за  более  высокую  ступень  в  иерархии – это  беда.  Мне  пришлось  это  пережить.  С.197: «Народные  собрания  в  трактире  назывались  Ямой.  Прежде  всего,  меня  поразил  народный  язык  сектантов – сильный,  красочный,  образный,  по  сравнению  с  которым  интел-лигентский  язык  был  бледным  и  отвлеченным.  "Хозяйкой  светской  и  свободной / Был  принят  слог  простонародный, / И  не  пугал  её  ушей / Живою  странностью  своей (9 – 24).  Никита  Пустосвят,  так  именовали  одного  из  сектантов,  давал  такого  рода  реплики:  "Не  паши  мне  по  голове"».  Чему  дивится  наш  философ,  обыкновенной  воровской  "фене".  Сегодня,  правда,  го-ворят:  "Не  дуй  мне  в  уши",  но  смысл  тот  же.  Это  подтверждает  моё  мнение,  что  руко-водителями  сект  становились  прощелыги,  жулики  и  шарлатаны.  Да  и  место  собрания  говорит  само  за  себя.  Не  оттуда  ли  идёт  выражение:  "Падла  в  яме?"  (Начальник  на  месте?)  По-видимому,  бледным  и  отвлечённым  был  язык  окружения  Бердяева,  да  и  его  самого.

05.04.02.
Выпал  снег.  Тепло  отключили.  Конечно,  сейчас  это  не  смертельно,  но  подчёркивает  необ-ходимость  личного  управления  этим  процессом.  Как  все дороги  ведут  в  Рим,  так  все  вопросы  социальной  (общественной)  жизни  ведут  к  местному  самоуправлению.
  Пришвин: «С.293: Земля  у  них  прямо  без  навоза,  прямо  хлеб  по  хлебу  родит,  да!  если  бы  такую  землю  да  не  им,  лентяям,  а  нам,  смолякам,  так  мы  много  людей  кормили  такой  землёй.  С.294: Думая  об  этом  ручейке,  я  думал  о  творчестве  и,  конечно,  о  себе,  потому  что  это  моя  вечная  мысль…»  [Финн  восемьдесят  лет  любил  Наину,  но  любовь  его  исчезла,  как  только  он  её  увидел  спустя  эти  80  лет.  У  Вс.  Кочетова  («Братья  Ершовы»)  персонаж  требует  суп  из  воблы,  которым  он  восхи-щался  в  голодное  время,  и  который  в  сытое  время  представляется  ему  противным.  Воспо-минания  наши  окрашивают  прошлое  в  розовые  тона.  Так,  и  я  любил  своё  воспоминание  25  лет,  но  стоило  вновь  увидеть,  и  любовь  прошла  (Но  прошло  ещё  время,  и  любовь  получила  новую  жизнь  и  продолжение).  Если  вокруг  тебя  плохие  люди,  посмотри  на  себя  внимательно:  не  плох  ли  ты  сам.  Если  же  вокруг  тебя  хорошие  люди,  не  сомневайся  в  том,  что  ты  сам  хороший  человек.  Труслив  не  тот,  кто  боится,  но  тот,  кто  не  может  преодолеть  свой  страх.  Мы  не  можем  говорить  о  счастливой  жизни,  ибо  постоянно  счастливы  только  дураки.  Но  мы  можем  говорить  о  счастливых  минутах.  У  меня  их  было  много.  И  познакомился  я  со  счастьем  очень  рано.  И  ещё:  что  для  одного – счастье,  для  другого  безразлично,  а  третьему – может  казаться  странным  или  даже  печальным.  Даже  поступая  бескорыстно,  люди  получают  вознаграждение  либо  в  виде  общения  с  лицом,  которому  оказывается  услуга,  либо  в  виде  похвального  общественного  мнения.  Попробуйте  совершать  благодеяния  тайно  ото  всех,  даже  (на  сколько  это  возможно)  и  от  себя.  Да  нет,  это  невозможно  быть  бескорыстным.]

06.04.02.  
Первая,   за  долгое  время,  приятная  весть:  КУГИ  предлагает  помещение,  да  ещё  пять  вариантов.  Теперь  нужно  проявить  определённую  расторопность,  которой  у  нас  как  раз  и  нету.
  На  ум  приходит  Лумумба.  Б-ев, С.197: «Более  всего  поражало,  что  представитель  каждой секты  сознавал  себя  в  абсолютной  истине,  а  других  в  заблуждении  и  лжи».  Как  это  естественно.  Ведь  при-знать  правоту  другого  равносильно  потере  авторитета  и,  пусть  небольшого,  стада.  «Официальное  казенное  православие  было  бессильно  бороться  с  сектантскими  религиозными  движениями  в  народе,  оно  могло  лишь  запрещать  и  преследовать».  В  то  время  церковь  не  имела  такого  силь-ного  влияния  на  внутреннюю  политику  власти.  Сегодня  картина  радикально  изменилась:  цер-ковь,  фактически,  представляет  собой  одно  из  министерств  в  кабинете  министров.  Однако  борьба  с  сектантством  затруднена  слишком  демократичной  Конституцией,  а  Путин  погорячился,  дал  слово  Конституцию  не  менять.  С.200: «Все  целиком  отдавали  себя  исканию  истины  и  осуществлению  праведной,  божественной  жизни».  Искание  истины  подобным  образом  объясня-ется  деятельным  бездельем.  Мы  с  вами,  читатель,  установили,  что  смысл  жизни  заключается  в  познавании  сущего,  как  внутри  человека,  так  и  вне  его,  ибо  сущее  познаваемо.  Нам  также  известно  со  слов  попов,  что  бог  непознаваем,  то  есть,  не  существует.  Таким  образом,  наши  богоискатели,  и  Бердяев  в  их  числе,  ищут  в  тёмной  комнате  чёрную  кошку,  зная,  что  там  её  нет,  но  для  гарантии  ещё  завязали  себе  глаза.  «Он  был  безграмотный,  [но]  он  стоял  на  высоте  самых  трудных  мистических  тем,  характерных  для  германской  мистики».  Мне  кажется,  что  здесь  Бердяев  невзначай,  ненароком  вылил  ушат  грязи  на  так  сильно  почитаемых  им  германских  мистиков,  которые,  я  думаю,  не  считали  себя  безграмотными.  По-видимому,  мистицизм  (туманизм)  нивелирует  образованность  и  не  считает  её  обязательной.

07.04.02. 
Обедали  у  М. Г.  Вечером  приехали  внуки.  Продолжение  рода – это  отрада  сердцу.  Общение  со  внуками  возрождает  надежду  на  преемственность.  Всё  кажется,  что  твои  соображения  самые  правильные.
  Революция,  как  и  война – явления  социальной  природы.  Великая  революция,  великая  война – великое  несчастье.  Как  и  всякий  живой  организм,  социальное  образование  влияет  на  окружающую  среду,  изменяя  её.  Окружающей  средой  социального  образования  яв-ляются  социальные  отношения.  Никит. II: 1858 г., С. 50: «Обедал  у  графа  Блудова.  Были  Плетнёв  и  Тютчев.  Разговор  о  знаменитом,  только  что  состоявшемся  учреждении  для  сдерживания  писа-телей,  которые,  по  мнению  Чевкина,  Панина  и  других,  подготовляют  в  России  революцию.  Теперь  вздумали  создать  комитет,  который  бы  любовно,  патриархально  и  разумно  направлял  литературу  нашу,  особенно  журналистов,  на  путь  истинный.  Он  будет  входить  в  непосред-ственные  с  ними  сношения  и  действовать  мерами  короткого  назидания,  не  вступая  ни  в  какие  цензурные  права.  Но  кто  же  члены  этого  "троемужия",  как  называет  его  Тютчев?  Это  всего  любопытнее:  Н. А. Муханов  (товарищ  нашего  министра),  гр. А. В. Адлерберг  (сын  В. Ф. Адлерберга)  и  А. Е. Тимашев.  Если  бы  нарочно  постарались  отыскать  самых  неспособных  для  этой  роли  людей,  то  лучше  не  нашли  бы.  Они  будут  направлять  литераторов,  советовать  им,  рассуждать  с  ними  о  важнейших  вопросах,  нравственных,  политических,  литературных, – они,  которые  никогда  ни  о  чем  не  рассуждали,  ничего  не  читали  и  не  читают.  Смех  и  горе!»  Чарли  Чаплин  сказал:  "Издали комедия,  вблизи трагедия".  Он  имел  в  виду  Россию.  С. 52: «Они  хотели  присвоить  себе  контрольную  власть  над  всеми  министерствами,  а  литература  служила  так,  предлогом.  В  университете  вывешено  повеление,  воспрещающее  студентам  аплодировать  профессорам  на  лекциях  и  вообще  изъявлять  своё  одобрение  или  неодобрение».

08.04.02. 
Рядовой  день.  Приходила  к  обеду  М. А.  Потом  долго  и  нудно  разговаривал  с  её  сыном.  Алексей  не  развивается,  работает  инженером  по  обслуживанию  котельных,  там  же  и  пьёт.  А  в  юности  занимался  дельтапланеризмом.  Наша  действительность  не  позволила  заниматься  любимым  делом.   Ничего  не  происходит  ни  у  меня  дома,  ни  же  в  мире.
  Умные  люди  говорят,  что  это  хорошо,  когда  ничего  не  меняется.  Вот  только  возраст  меняется.  Стремительно!  Б-ев, С.202:
«Испорченный  наследственным  барством  и  эгоизмом  философа  и  писателя,  дорожащего  прежде  всего  благоприятными  условиями  для  своего умственного  творчества  и  писательства».  Тут  Бердяев  сам  признаётся  в  том,  что  он  был  экономически  независим.  Но  тем  острее  он  должен  был  понимать,  что  большинство  человечества  и  те  самые,  его  знакомые  сектанты  чаще  всего  поступали  так  а  не  иначе  под  гнетущим  воздействием  экономической  необходимости.  «Я  никогда  не  любил  церковных  собраний,  меня  отталкивала  их  малая  духовность.  Я  решил  ни-когда  больше  церковных  собраний  не  посещать».  Любое  скопление  мало  знакомых  людей  уже  есть  толпа.  А  толпа  своего  мнения  не  имеет:  её  мнение это  мнение  вожака.  Я  и  за  обе-денным  столом  терплю  не  более  пяти  человек.  С.204: «Когда  я  попал  за  границу  и  со-прикоснулся  с  русской  эмиграцией,  то  это  было  одно  из  самых  тяжелых  впечатлений  моей  жизни.  Ищут  не  правды,  а  порядка  и  сильной  власти».  Предполагаю,  что  эмиграцию,  с  которой  столкнулся  Бердяев,  представляли  военные  и  чиновники  царской  России.  Русская  интеллигенция  в  эмиграции  искала  места  приложения  своих  духовных  сил.  Это  нам  известно  помимо  Бердяева.  Но  почему  он  сам  этого  не  видит.  Может  быть,  просто  не  понимает?  В  наше  время  подобные  чувства  в  отношение  советской  волны  эмиграции  описывает  С.  Довлатов,  когда  все  стали  антикоммунистами,  потеряв свою  индивидуальность. 

09.04.02.  *
1:2:24.  Как  мне  кажется,  к  концу  жизни  я  имею  всё,  к чему  стремилась  моя  душа:  дом,  общест-венные  хлопоты  и  прочее.
  Обычно,  под  словом  прочее  скрывают  самое  главное.  Если  на  Восток  придёт  эмансипация,  Восток  развалится,  как  развалилась  Россия.  Сегодня  там  работают  хотя  бы  женщины.  Дело  мужчин  воевать  (грабить)  и  курить  наркоту.  Понятно,  что  речь  идёт  о  подавляющем  большинстве.  Пришвин: «С.297: Читая  у  абхазского  писателя  о  радости,  с  которой  встречают  старики  невесту,  радости,  то  есть  будущей  жизнью  своего  рода,  я  вдруг  понял,  что  большие  строители,  вроде  Бетала,  в  глубине  себя  именно  и  живут  этим  самым  чувством  хозяев  рода  («государственный  человек»  и  есть  трансформированный  родовой  человек:  "хозяин").  В  2 часа  дня  выезжаем  в  Москву.  У  самой  Москвы  узнали  о  смерти  Горького,  сегодня  кремация,  завтра  похороны.  «И  я  думал  также,  что  здесь,  в  Советском  Союзе,  есть  нечто  новое  и  неожиданное:  до  сих  пор  во  всех  странах  света  крупный  писатель  почти  всегда  был  в  той  или  иной  степени  мятежником  и  бунтарём.  Сейчас  в  Советском  Союзе  вопрос  впервые  стоит  иначе:  будучи  революционером,  писатель  не  является  больше  оппозиционером».  Это  из  речи  Андре  Жида  на  похоронах  Горького.  В  этих  словах  меня  что-то  затронуло  очень  больно.  Спрашиваю  себя:  «Кто  же  мой  враг,  лишающий  меня  возможности  быть хоть  на  короткое  время  совсем  безмятежным?»  И  отвечаю  себе:  мой  враг – бюрократия».  [Монтень, 1, XXV:  «…Женщина  достаточно  образована,  если  не  путает  рубашку  своего  мужа  с  его  фуфайкой».  Я  никогда  не  мог  насытиться  зрелищем  бушующего  моря,  пылающего  огня  и  беспредельности  ночного  неба.  От  этих  чудес  меня  могла  оторвать  только  необходимость  неотложных  дел  и  любовь.  Большое  удовлетворение  доставляет  совпадение  собственного  мнения  с  мнением  предшественников.  И  тем  сильнее  это  удовлетворение,  чем  более  велик  этот  предшественник.]

10.04.02.  * 
Присутствие.  Были  Медведев  и  Мирошниченко.  Не  хочется  верить,  но  Медведев  тоже  чок-нутый.  Почему,  не  знаю,  они  ко  мне  так  и  липнут.  Может  быть,  видят  во  мне  родственную  душу?  Это  не  тот  Медведев,  это  Медведев-инвалид.  Похоже,  один  Путин  чего-то  хочет  для  России.  Остальные  при  нём,  как  болваны. 
Б-ев, С.205: «Большая  часть  эмиграции  рассматривала  Православную  церковь  как  орудие  желанного  государственного  порядка».  Это  и  есть  основная  функция  религии.  Неужели  Бердяев  этого  не  понимает?  «Я  всегда  особенно  хотел  реформации,  глубокая  духовная  реформа  необходима».  Для  религии  нужна  одна  радикальная  реформация:  полное,  в  том  числе  и  финансовое  отделение  от  государства.  Оставить  за  ней  право  иметь  собственную  систему  образования  и  подготовки  кадров,  попечительство  за  кладбищами  и  бого-угодными  заведениями,  курирование  бездомных,  иметь  свою  судебную  службу  для  решения  конфессионных  споров.  Оставить  возможность  привлечения  государства  в  качестве  третейского  судьи.  Религия  может  присутствовать  как  часть  культуры  народа,  территории.  С.208: «Тема  о  творчестве,  о  творческом  призвании  человека – основная  тема  моей  жизни».  Творчество это  создание  нового,  в  том  числе  и  новых  человеческих  отношений.  Творчество  невозможно  без  познания  окружающей  действительности,  но,  главным  образом,  без  познания  самого  себя.  Твор-чество  не  может  быть  объективным  и  несёт  на  себе  отпечаток  творческой  личности.  «Это  есть  тема  об  отношении  человека  к  Богу,  об  ответе  человека  Богу.  Тема  об  отношении  к  чело-веческой  культуре,  к  культурным  ценностям  и  продуктам  есть  уже  вторичная  и  производная».  Как  тяжелы  поповские  вериги.  Творит  отдельная  личность,  а  обогащается  культура  всего  человечества.  Творческая  личность  вызывает  восхищение,  удивление  и  преклонение,  если  её  творения  отвечают  времени  и  понятны  потребителям  этого  творчества. 

11.04.02. *
Ездил  к  ментам.  Возбуждают  уголовное  дело  против  Сенкевича,  это  один  из  проходимцев,  хо-тевших  нагреть  руки  на  инвалидах.  У  Сенкевича  не  получилось.  Волошинов  проклюнулся,  лезет  с  поцелуями.  У  Тонечки  ещё  одно  прекрасное  качество:  не  шарить  по  карманам.  В  противном  случае  мне   пришлось  бы   хуже,  чем   герою  Набокова.  Пришвин: «С.300: Ни  герой,  ни  изобре-татель  самолёта  ещё  не  личности,  потому  что  герой,  достигнувший  такого  положения  тем,  что  "покрыл"  9 тысяч  км.,  предполагает  следующего  героя,  который  покроет  его  рекорд.  Наоборот,  личность  не  может  перекрыть  другую  личность,  потому  что  личность  неповторима  (индиви-дуальности  могут  повторяться)».
  [Я  давно  собирался  записывать  свои  мысли  с  тем,  чтобы  на  досуге  развивать  их  в  более  или  менее  распространённых  текстах.  И  вот  я  читаю  Монтеня.  Интересное  положение  существует  сейчас  на  литературном  фронте.  Если  ты  хочешь  быть  на-печатанным,  ты  должен  стать  членом  Союза  писателей;  а  чтобы  стать  членом  Союза  писателей,  ты  должен  иметь  печатные  работы.  О  занятиях  бесполезных.  Монтень  рассказывает,  что  некто  метал  просяное  зёрнышко  сквозь  иголье  ушко.  Александр  Македонский  наградил  его  двумя  мерами  пшена,  чтобы  он  мог  и  дальше  изощряться  в  этом  искусстве.  Некто  в  период  Конвента  изготовил  миниатюрную  модель  Парижа  с  удивительной  точностью  и  преподнёс  её  Конвенту  в  дар.  Конвент  дар  принял,  но  мастера  присудил  к  6 месяцам  заключения,  что  он  в  период  народных  бедствий  тратит  время  на  никому  ненужные  занятия  (под  этим  же  лозунгом  был  казнён  Лавуазье).  А  у  нас  есть  целый  музей  подобных  изделий,  и  он  постоянно  пополняется.  Каждый  человек – это  концентрация  окружающих  его  внешних  явлений.  Но  каждый  человек  проявляет  себя  по-своему,  так  как  чувствительность  его  к  различным  явлениям  различна  и,  кроме  того,  на  одно  и  то  же  явление  каждый  человек  реагирует  по-разному.]

12.04.02. 
Отправил  исковое  заявление  на  Перекалова.  Зашла  М. А.  В  мыслях  застой.  Пришвин:
«С.309: Продолжаю  разбирать  драму  Толстого  по  дневникам  1910 года.  Очень  тяжело,  но,  читая,  сам  становишься  на  высоту  и  видишь  свои  поступки  в  прошлом  смешными:  заключить  бы  и  на  сегодня, – но  нет:  сегодня  кажешься  себе  мудрецом.  С.310: Несомненно,  моё  охотничье  юродство  приходит  к  концу  не  потому,  что  стало  особенно  жалко  убивать,  а  просто  я  достаточно  воспитался,  чтобы  находить  интерес  в  природе  и  без  охоты.  Стала  мешать  охота.  Но,  отходя  от  охоты,  очень  постепенно,  ни  в  коем  случае  не  надо  из  этого  делать  какой-нибудь  "перелом".  Попробую  заняться  рыбой.  Кстати,  почему  все  рыбаки  всегда  как-то  интеллигентней  охотников?»  Б-ев, С.208: «Меня  беспокоил  вопрос  об  отношении  творчества  и  греха,  творчества  и  ис-купления».  Когда  встаёт  вопрос  об  искуплении  греха,  это  значит,  что  грешник  заглянул  в  свою  душу,  осознал  свой  грех.  Искупить  грех  невозможно,  но  осознание  своей  греховности  может  стать  мощным  творческим  стимулом.  Многие  грехи  наши  остаются  вместе  с  нами,  во  глубине  измученной  души,  но  плод  творчества  является  перед  всеми,  многое  объясняя  и  содействуя  новым  человеческим  отношениям.  «Меня  всегда  беспокоил  один  вопрос:  как  преодолеть  подавленность  и  перейти  к  подъему?»  Содеянный  грех  осознаётся  не  сразу,  в  противном  случае  совершенствование  человека  шло  бы  гораздо  быстрее.  Мудрость  приходит  с  годами,  и  Сократ  предстаёт  перед  нами  уже  в  почтенном  возрасте.  И  восточная  мудрость  гласит:  "Переживать  нужно  о  том,  что  можно  исправить",  но  грехи  свои  человек  забыть  не  может.  «Творчество  человека  есть  обязанность  человека.  Свобода  человека  есть  обязанность  человека».  Я  позволил  себе  высказывание  Бердяева  очистить  от  поповской  шелухи,  чтобы  была  яснее  глубина  мысли.  Если  человек  свободен,  то  он  творит;  если  человек  творит,  значит,  он  свободен. 

13.04.02.
1:2:25.  Тонечка  ходила  вечером  к  врачу.  Она  совершенно  легкомысленно  садится  на  скамейки,  где  её  снизу  хорошо  продувает.  Воспаление  мочевого  пузыря  её  обычная  болезнь.  На  бульварах – ни  одной  скамейки.  Только  напротив  Исполкома.  И  то  их  постоянно  опрокидывают  за  выхо-дные.  Вот  он,  показатель  цивилизации.  Нижний  парк  (Отдельный)  прозрачный,  весь,  как  на  ладони  и  кажется  меньше.  Много  «обломочного  материала»,  но  уже  довольно  сухо.  Сегодня  видел  шмеля,  крапивницу,  пёстрого  дятла.  Канавы  с  водой  затянулись  свежей  ряской.  На  фоне  безлистья  уже  выделяется  ветла.
  Пришвин: 1937, «С.311: 6 февраля  (23 января)  день  моего  рождения,  мне  будет – страшно  сказать! – 64 года.  Уймись  же,  Михаил,  пора  собираться»Никит. II: 1859 г., С. 53: «Обедал  вчера  у  Гончарова,  где  собралось  несколько  литераторов,  а  именно:  Тургенев,  Боткин,  Анненков,  Панаев,  Некрасов,  Полонский,  Дружинин.  Обед  был  роскошный  и  довольно  оживлённый.  Между  прочим,  был  выпит  тост:  "в  честь  лучшего  гражданина",  которым  хотели  почтить  меня.  Литературный  обед  у  Некрасова.  Были  почти  все  наши  наличные  из-вестности:  Панаев,  Полонский,  Чернышевский,  Гончаров,  Тургенев  и  т. д.  Из  московских  был  Н. Ф. Павлов,  к  которому  я  питаю  антипатию  и  которого  старался  здесь  избегать,  как  в  Дрездене  его  жены».  Блестит  отражённым  светом.  Мы  помним,  Пушкин  сказал:  Никитенко  глупее  Биру-кова.  С. 54: «По  секрету  получено  в  университете  высочайшее  повеление,  чтобы  не  делать  под-писки  на  денежное  вспомоществование  отставленному  московскому  цензору  Н. Ф. фон Крузе».  Явное  экономическое  давление.  С. 55: «Как  скоро  прошли  эти  двадцать  пять  лет!  Пошлое  вос-клицание!  Его  повторяют  все  миллион  раз.  О  жизнь!  Что  ты  и  какое  твоё  назначение?..»  С. 56: «Зала  была  битком  набита  слушателями».  С. 57: «Меня  не  забывают  старые  приятели:  Краевский,  Панаев  и  Катков  прислали  мне  билеты  на  свои  журналы».

14.04.02. 
На  входной  двери  обнаружил  следы  попытки  взлома.  Димочка  уволился  с  работы  только  потому,  что  она  мешает  ему  регулярно  посещать  шабаши.  А  место  было  отличное.  О  новом  месте,  кажется,  и  не  помышляет.  По  своей  профессии  работать  не  позволяет  здоровье,  другой  нет.  Мне  это  удивительно:  не  желать  знаний.  Ждут  с  Любочкой  конца  света:  там  нет  нужды  работать,  всё  даст  Бог.  Убогая  философия.  В  детстве  мы  говорили:  «А  ты  что  дашь  за  это?».  Взрослые,  если  не  говорят  это,  то  обязательно  подразумевают.  Эти  люди  никогда  не  смогут  стать  взрослыми.  Я  согласен  с  Иисусом  Христом:  будь  счастлив,  если  никто  не  знает,  что  ты   дал  или  сделал  доброе  дело.  Я  счастлив!  Я  имею  возможность  беспрепятственно,  когда  хочу, нет, это  не  передать!  Я  слушаю  5-й  фортепианный  концерт  Бетховена.  Меня  поймёт  тот,  кто  это  испытал  на   себе.  Ломоносов – это  начало,  это  тот  элемент,  который  возбудил  научный  интерес  и  обязал  нас  не  быть  мракобесами.  Пришвин: «
С.313: Пушкиным  я  никогда  не  занимался,  потому  что  всегда  казалось,  что  Пушкин – это  именно  то,  что  «само  собой  разумеется».  Я  не  говорю,  что  литератор  должен  быть  прост:  Гоголь,  Достоевский  не  простые  писатели,  а  гениальные.  Но  и  Гоголь  и  Достоевский  с  наслаждением  забросили  бы  всю  свою  гениальность,  если  бы  могли.  «Я»  Пушкина – это  «мы»,  и  не  хочется  говорить  от  своего  имени  без  стыда,  надо  учиться  у  Пушкина  простоте».  [Поэтому  трудно  найти  в  двух  различных  сосудах  по  имени  «человек»  одинаковую  концентрацию  впечатлений.  Чтобы  проверить  человека,  напои  его  и  проследи  все  стадии  его  опьянения  до  засыпания.  Сделай  это  незаметно  для  подопытного.  Сам  же  старайся  пить  меньше,  чтобы  правильно  оценить  результаты  опыта.  Если  человек  становится  болтливым,  начинает  хвастаться,  перебивает  тебя  и,  наконец,  буйствует,  брось  с  ним  водиться,  в  конце  концов  он  тебя  подведёт.]

15.04.02. 
Неожиданный  звонок:  Людмила  Яковлевна (кассы  Д. С.) пригласила  на  юбилей (50 лет) в  ресторан  «Царскосельский».  Приятная,  дружественная  атмосфера.
  Я  ни  сколько  не  жалею,  что  какое-то  время  работал  в  чисто  женском  коллективе.  Пришвин: «С.315: Бедняк – это,  прежде  всего,  зави-стник…  С.316: Окаянство  жизни  не  в  том  одном,  что  есть  люди,  творящие  зло,  а  и  в  том,  что  напуганные  ими  люди  приготовились  к  злу,  стали  очень  подозрительны  и  уже  не  в  состоянии  встретить  человека  незнакомого  с  доверием».  "Стучись  же,  гость  неведомый! / Кто  б  ни  был  ты,  уверенно / В  калитку  деревенскую / Стучись!  Не  подозрителен / Крестьянин  коренной".  (чII – пирIIБ-ев, С.209: «Идея  Бога  есть  величайшая  человеческая  идея.  Идея  человека  есть  величайшая  Божья  идея».  Первоначально  место  бога  занимали  духи,  злые  и  добрые,  и  общался  с  ними  шаман.  Религиозное  воздействие  заключалось  в  коллективном  гипнозе.  Элементы  этого  кол-лективизма  сохраняются  в  поповских  богослужениях.  И  к  идее  бога  человек  пришёл  срав-нительно  недавно.  Что  касается  бога,  то  о  ничтожестве  его  как  творца  говорить  не  приходится;  кто  мешал  ему  сразу  сотворить  человека  во  фраке,  с  высоким  интеллектом,  а  не  в  шерсти  с  разумом  гориллы.  С.210: «Мыслить  можно  лишь  символически,  и  символическое  мышление  может  означать  лишь  приближение  к  Тайне.  Мистерия  творчества  не  противополагается  мисте-рии  искупления».  Бердяев  вновь  и,  кажется,  с  удовольствием  погружается  в  туман.  Грош цена  творчеству,  если  оно  понятно  только  автору.  Я  такое  творчество  не  приемлю  и  не  считаю  его  творчеством.  Тайна  творчества  заключается  в  самом  процессе  творчества,  а  не  в  плодах  его.  Но  особенно  важное  значение  приобретает  понятность  и  доступность  материала  в  творчестве  писателей  и  философов,  в  этом  случае  их  творениями  сможет  воспользоваться  гораздо  более  широкий  круг  потребителей  их  творчества.

16.04.02.
1:2:26.  День  выдался  пасмурный  и  холодный,  но,  тем  не  менее,  прошёл  на  высшем  уровне.  Тонечка  приехала  около  семи.  Одна.  Ей  бы  жить  во  времена  Вассы.  Окуджава,  своим  жизнен-ным  и  поэтическим  примером  подтверждает,  что  людей  мало,  и  что  не  все  они  оказываются  на  виду.
 Пришвин: «С.317: Если  взять  словесное  искусство,  то  Пушкин – Толстой  характерны  радостью  жизни,  которой  закрыта  личная  трагедия:  мы  видим  готовую  вещь,  совершенством  которой  закрылась  личная  трагедия  мастера.  Напротив,  у  Гоголя,  Достоевского  природа,  счастье  и  вся  жизнь  планеты  и  вселенной  существует  как  среда  и  условие  страдающей  личности».  Мне  кажется,  что  восприятие  искусства  сугубо  индивидуально.  [Жить  или  не  жить  мы  должны  выбирать  не  от  того,  мешаем  ли  мы  сами  себе,  а  от  того,  мешаем  ли  мы  окружающим.  Если  мы  окружающим  не  мешаем,  то  должны  до  конца  использовать  этот  краткий  миг,  отпущенный  нам  на  жизнь.  А  наше  небытиё  бесконечно,  как  до  нашей  жизни,  так  и  после  неё.  Монтень, 2, III:  «С  нас  достаточно,  чтобы  наши  дамы  позволяли  всё,  что  угодно,  но  говорили  при  этом:  “Нет,  нет,  ни  за  что!”  Насилие  для  женщины – это  наслаждение  без  греха».  Монтень, 2, VI:  «…неправильно  осуждать  вино  за  то,  что  многие  напиваются  им  допьяна.  Злоупотреблять  можно  только  хорошими  вещами.  Оценивать  себя  ниже  того,  чего  ты  стоишь,  есть  трусость  и  малоду-шие».  Пишут  у  нас  о  девальвации  выговора  или  иного  наказания,  но  молчат  о  девальвации  вы-соких  наград,  которыми  были  награждаемы  даже  фашисты.  Я  считаю  себя  средним  гражданином  во  всех  отношениях:  и  в  смысле  образования,  и  в  смысле  обеспечения  работой,  в  быту,  в  смысле  удачливости,  умствен-ных  способностей.  И  если  меня  иногда  ставят  выше  среднего  уровня,  то  лишь  потому,  что  я  умею  скрывать  недостатки,  присущие  тем,  кто  стоит  ниже  этого  уровня.  Во  всяком  случае,  я  считаю,  что  средний  гражданин  должен  быть  не  хуже  меня.]      

17.04.02.
Приехала  Люда.  Начинаем  квартальный  отчёт.  Нет  движения  в  решении  вопроса  с  помещением,  а  это  грозит  неприятностями.  Идёт  снег:  всё  замело,  как  зимой.  Когда  наступает  угроза  потери  целомудрия,  следует  остановиться  и  осмотреться.
  Пришвин: «С.319: Читаю  «Соки  земли»  Гам-суна,  перечитав  перед  этим  «Власть  земли» Успенского,  и  ясно  вижу,  насколько  же  выше,  свободнее,  легче,  убедительней  искусство  Гамсуна  в  сравнении  с  морально-народническим  ныть-ём  Г.Успенского.  С.320: Не  понимаю,  как  можно  любить  Андрея  Белого  и  Щедрина!»  На  счёт  А. Белого молчу;  а  Салтыков-Щедрин это  необыкновенно  глубокий  писатель,  как  по  форме,  так  и  по  содержанию.  Б-ев, С.210: «Я  пережил  период  сознания  подавленности  грехом.  Сознание  гре-ховности  должно  переходить  в  сознание  творческого  подъема,  иначе  человек  опускается  вниз».  Я  и  сейчас  переживаю  свои  ошибки  остро  и  часто  краснею,  но  чувства  подавленности  нет.  Есть  большое  желание  просить  прощение  у  тех,  перед  кем  виноват.  Жаль,  что  в  этом  мире  это  сделать  уже  невозможно.  Я  думаю,  подавленным  можно  оказаться  вскоре  после  совершения  про-ступка  и  мгновенного  осознания  его.  Да  и  что  такое  нужно  совершить,  чтобы  быть  подав-ленным  грехом? С.211: «Творчество  противоположно  эгоцентризму.  Творец  одинок  и  творчество  носит  не  коллективно-общий,  а  индивидуально-личный  характер».  Эгоцентризм это  амбиции  лидера,  что  не  совместимо  с  творчеством.  Нет,  конечно,  можно  быть  лидером  в  конкретной  области  творчества,  но  эту  оценку  дают  уже  потребители  творчества:  "Радуюсь  я это  мой  труд / Вливается  в  труд  моей  Республики".  «Пережитое  мною  откровение  творчества  нашло  себе  выражение  в  книге  "Смысл  творчества.  Опыт  оправдания  человека"».  Что  ещё  можно  сказать  о  творчестве,  кроме  того,  что  мы  уже  сказали?  Я  не  представляю  себе,  как  можно  так  долго  жевать  и  обсасывать  одну  и  ту  же  мысль,  да  ещё  в  разных  произведениях.

18.04.02. 
1:2:27.  Глянул  в  зеркало  и  вдруг  увидел,  что  я  старик.  Нет,  не  я  старик,  это  моя  оболочка  сильно  поизносилась,  того  и  гляди,  где-нибудь  порвётся.  Люди  ищут  смысла  жизни  здесь,  на  Земле.  Не  находят  и  надеются,  что  он  там,  за  чертой.  Но  уверенности  в  этом  нет.  А  всякие  спекуляции  на  эту  тему  только  обнажают  скудоумие,  беспомощность  и  трусость  человека.  Как  и  при  Советской  власти,  выступление  начальника  ликвидирует  все  новости:  только  его  доклад  является  новостью.  Пришвин: «С.321: Нет,  никогда  в  лесу  не  бывает  пусто,  и  если  кажется  пусто – это  ты  сам  виноват.  С.322: Хорошее  в  русском  народе – это  что  если  ты  встретил  неиз-вестного  человека  и  через  минуту  ты  с  ним  говоришь,  будто  всю  жизнь  знал  его.  Хорошее  чувство:  "вместе  несём".  Русский  человек  хорош  для  незнакомого,  готов  открыть  всё  и  слу-жить…  Наступает  самое  напряжённое  время  перед  возможностью  войны…»  До  войны  ещё  четыре  года,  а  писатель  уже  ощутил  её  приближение.
  [Монтень, 2, Х:  «Можно  умалчивать  о  тайных  делах,  но  не  говорить  о  том,  что  всем  известно,  и  о  вещах,  которые  повлекли  за  собой  последствия  большой  государственной  важности – непростительный  недостаток».  Общество  получит  дополнительный  стимул  в  своём  развитии,  когда  преодолеет  животный  инстинкт  “своё  дитя”.  Уже  сейчас  у  государства  есть  средства  и  возможности  коллективного  воспитания  всех  без  исключения  детей  от  одного  года  до  армии  или  ВУЗа.  Преимущества  такого  воспитания  трудно  перечесть:  это  и  ликвидация  базы  преступности,  и  подготовка  кадров  в  нужные  государству  отрасли  народного  хозяйства,  и  идеологическая  обработка,  и  воспитание  (я  в  этом  убедился  лично,  воспитываясь  в  д/д).  Мало  познать  вещь,  нужно  ещё  овладеть  ею.  Тогда  она  перестаёт  казаться  сверхъестественной,  ты  становишься  её  богом,  а  не  она  твоим.  Например,  огонь,  вода;  некогда  они  владели  нами,  теперь  мы – ими.]

19.04.02. 
С  Путиным,  слава  Богу,  такое  не  случилось.  Слова  его  вселяют  надежду.  Но!  «Судите  по  делам».  Не  гулял  в  связи  с  плохой  погодой.  Депутаты  Госдумы  зашевелились:  знать,  выборы  близко.  Звонили  от  С. А. Попова,  хотя,  случайно,  по  справочнику.
  Б-ев, С.213: «Меня  не  удов-летворяла  эта  книга.  Терминология  в  ней  недостаточно  выработана».  Я  ощущаю,  что  Бердяев  так  и  не  смог  выработать  окончательную  терминологию.  Поэтому  и  полемизировать  с  ним  до-статочно  сложно:  приходится  давать  своё  понимание  терминов  и  смысла.  Я  его  вовсе  не  осу-ждаю,  просто  это  значительно  сужает  круг  его  читателей.  А  главное,  что  он  сам  осознаёт  этот  недостаток  своих  работ.  «В  "Смысле  творчества"  я  уже  вы-разил  основную  для  меня  мысль,  что  творчество  есть  творчество  из  ничего,  то  есть  из  свободы.  Критики  приписывали  мне  нелепую  мысль,  что  творчество  человека  не  нуждается  в  материи,  в  материалах  мира.  Но  ничего  подоб-ного  я  никогда  не  утверждал».  Даже  в  этом  отрывке  Бердяев  показывает,  что  критики  были  правы,  давая  такой  отзыв  его  работе.  Творчество  создаёт  новое,  то,  чего  не  было  ранее.  Но  это  не  значит  "из  ничего".  По  мысли  Бердяева  выходит,  что  и  свобода – ничто.  Для  творчества  свобода – это  всё.  Когда  человек  творит,  он  намеревается  создать  нечто  неординарное.  Бог  же  сотворил  ещё  одну  человекообразную  обезьяну,  хотя  мог  сразу  наделить  его  достаточным  для  созидательной  жизни  разумом.  С.214: «Творчество  есть  ответ  человека  на  призыв  Бога».  Бесспорно,  что-то  заставляет  человека  творить.  Вначале  память  накапливает  материал,  причём,  выборочно,  по  интуитивному  влечению  творящего.  Творческий  процесс  возможен  только  в  минуты  вдохновения.  Вдохновение  сообщается  творцу  любовью,  за  редким  исключением – ненавистью,  но  вызванной  любовью.  Если  мы  вспомним,  что  божественный  есть  превосходная  степень  хорошего  (см. Спиноза),  то  назвать  любовь  божественной  нам  ничто  не  мешает. 

20.04.02.
Я  мог  бы  эффективно  работать  только  с  толковыми  помощниками,  которым  было  бы  доста-точно  сказать,  что  сделать,  и,  может  быть,  как  сделать,  а  у  меня  были  помощники,  за  которых  всё  надо  было  делать.  Объявилась  Римка,  сводная  сестра.  Ивана  уже  нет.  Он  очень  любил  Римку  и  всё  ей  прощал.  А  Римка  была  красавица.  Я  любил  у  них  бывать  и  любоваться  их  взаимоотношениями.  Конечно,  я  проявляю  мало  активности,  и  этого  «мало»  явно  не  достаточно,  чтобы  делать  самое  необходимое,  для  того,  чтобы  организация  оставалась  на  плаву.
  Не  лежит  у  меня  душа  к  общественной  активности.  Эта  активность  вынуждает  постоянно  контактировать  с  чиновниками,  что  повергает  меня  в  уныние.  Должен  отметить  удивительную  (для  невежды,  то  есть  для  меня)  актуальность  журнала  «Коллегия».  Только  у  меня  возникает  какой-то  юридический  вопрос – и  тут  же  в  очередном  номере  я  нахожу  разъяснение.  Никит. II: 1859 г., С. 58: «Поступки  мои  соразмерялись  не  с  требованием  лиц  и  обстоятельств,  а  с  личным  моим  одушевлением.  Я  не  хотел  или  не  умел  делать  уступок,  но  это  не  из  гордости  или  непо-нимания  вещей,  а  в  силу  принципов  и  наклонностей,  выработавшихся  во  мне  с  детства.  Одним  словом,  я  всегда  был,  есть  и,  кажется,  навсегда  останусь  тем,  что  называется  доктринёром…  В  конце  концов,  однако,  стоит  ли  сама  жизнь  того,  что  человек  о  ней  передумает  или  для  неё  предпримет?  Ведь  это  только  наши  страсти,  наши  пристрастия  и  привычки  заставляют  нас  так  много  ценить  и  уважать  то,  что  не  заслуживает,  в  сущности,  ни  цены,  ни  уважения.  Надо  же  быть  мужем  и  справляться  со  всем  этим,  как  подобает  мужу.  Отношения  мои  к  Плетнёву  давно  уже,  как  говорится  на  дипломатическом  языке,  натянутые».  Работая  цензором,  он  привык  указывать  и  диктовать,  ему  ничего  не  угрожало,  он  всем  угрожал:  за  его  спиной  стоял  Бенкендорф  и  сам  император.  Он  стал  махровым  чиновником.

21.04.02.  
Приезжала  Люда,  работали  над  балансом.  Поработали  плодотворно:  она  уехала  в  девять.  Все  мысли  невольно  вращаются  вокруг  одного:  непорядочности  нашего  государства.  Путин  только  заикнулся  о  послаблении,  а  государство  испугалось,  что  не  доберёт  и  бросилось  жать,  дабы  не  остаться  внакладе.
  Б-ев, С.214: «Я  непосредственно  предпочитал  романтизм  классицизму».  Можно  предпочитать,  главное,  не  отвергать.  Наши  предки  говорили:  "Кому  нравится  поп,  кому  попадья,  а  кому  и  попова  дочка".  Классицизм,  романтизм  и  гуманизм – грани  одного  понятия:  искусство.  Классицизм – искусство  формы,  романтизм – искусство  содержания,  гуманизм – искусство  восприятия.  С.216: «Для  меня  шла  речь  о  чем-то  третьем,  о  реальном  изменении  этого  мира».  К. Маркс  говорил:  "Философы  лишь  различным  образом  объясняли  мир,  но  дело  заключается  в  том,  чтобы  изменить  его".  Абсолютное  сходство,  торчат  уши  Мидаса.  Теперь  мы  на  собст-венной  шкуре  убедились,  что  реальное  изменение  мира  возможно  только  через  революцию.  Для  некоторых – это  эксперимент,  а  для  народа – это  катастрофа.  Что  это?  Может  быть,  опять  терминологическое  недопонимание?  Но  покажите  мне  то  слово  в  этой  фразе,  которое  мы  не  так  воспринимаем!  Кажется  мне,  что  тут  дело  не  только  в  терминологии.  «Я  убежден  и  убеждаюсь  все  более  и  более,  что  человеку  мало  свойственна  человечность».  Я  понимаю,  что  человек  находится  в  начале  пути  своего  развития.  А  Бердяеву  надо  пенять  на  бога,  почему  не  сотворил  человека  человечным.  Возможно,  дело  в  том,  что  бог  творил  без  вдохновения.  Кто  мог  вдохнуть  в  него  любовь?  А  без  любви,  какое  творчество?  Я  полагаю,  что  только  Утешитель  был  создан  им  в  порыве  любви.  «Исторические  катастрофы  обнаруживают  большой  динамизм,  но  совсем  не  благоприятны  для  творчества».  Сказано  веско!  Но  ещё  раньше  некто  сказал  изящнее:  "Когда  пушки  грохочут,  музы  молчат".

22.04.02. 
Хорошо  отдыхал.  Конечно,  можно  бы  и  наплевать,  да  жаба  душит:  много  вложено,  хотелось  бы  вернуть.  Это  я  имею  в  виду  бухгалтерскую  кассу  "ДСИ",  я  включал  туда  все  расходы,  связанные  с  делопроизводством.  Пришвин:
«С.323: Мар. Дм. Менделеева  прислала  философское  письмо,  в  котором  называет  меня  очень  добрым  человеком.  (Речь  идёт  о  письме  М. Д. Менделеевой  (Кузьминой;  18861952),  дочери  Д. И. Менделеева,  Пришвину  от  3 июля  1937 г.,  в  котором  она  писала:  «Конечно,  всё  живое – родственники – я  и  растения  сюда  причисляю.  Конечно,  речь,  отвлечённое  мышление  (абстракция) – громадный  кладут  промежуток  между  человеком  и  животными – но  разве  нервная  деятельность  только  в  этом  и  состоит?  Разве  это  не  только  небольшая  надстройка  в  человеческом  мозгу?  А  всё  остальное – инстинкты,  например, разве  человек,  подобно  всем  животным,  не  доверху  ими  полон?  Чувства  везде – одни.  И  знаете,  Вы  очень  добрый  человек,  слишком  добрый,  Вы  всем  всё  прощаете;  я  же  человеку  ничего  не  могу  простить.  Преступление  было – приручать  зверей;  преступление  забавляться  охотой  на  них.  Все  мы – звенья  одной  цепи  жизни  (я  сама  до  сих  пор  охочусь),  но  и  это  меня  мучит».)  Я  пишу  о  зверях,  деревьях,  птицах,  вообще  о  природе  от  лица  такого  человека.  Я  не  беру  такого  человека  из  головы,  не  выдумываю,  это  я  сам  лично,  поместивший  занятие  своё  искусством  слова  в  ту  часть  своего  существа,  которая  осталась  не  оскорблённой».  Ф. Раневская  не  любила  дочку  Д. И. Менделеева,  жену  Блока,  а  за  что,  я  не  знаю.  Возможно,  за  легкомысленное  отношение  к  браку,  подобно  Н. Н. Гончаровой.  [Время  имеет  линейные  размеры.  Когда  мы – не  велики  ростом  и  возрастом,  дни  месяцы  и  годы  кажутся  нам  большими,  как  и  окружающие  нас  деревья.  А  в  зрелом  возрасте,  чем  старше  мы  становимся,  тем  короче  становятся  временные  единицы,  так  же  как  короче  становятся  растущие  рядом  с  нами  деревья.]

23.04.02.
За  этим  делом  (преступная  деятельность)  забыл  про  нужные  звонки.
  Пришвин: «С.324: По  ту  сторону  добра  и  зла  хранятся  запасы  мировой  красоты,  лучи  которой  проходят  через  облака  добра  и  зла.  Замечаю  себе,  что  надо  стараться  записи  делать  как  можно  лучше,  имея  целью  научиться  сразу  писать:  посмотрел  и  написал.  Начал  работу  над  книгой  «Канал»  (в  ходе  работы  сменилось  несколько  названий:  «Быль»,  «Былина»,  «Аврал»,  «Падун»,  «Царь  природы»  и,  наконец,  «Осударева  дорога»)  и  должен  выжать  из  неё  все  соки,  какие  в  ней  есть».  Да,  красота  Природы по  ту  сторону  добра  и  зла.  Б-ев, С.216: «Я  никогда  не  был  ни  политическим  деятелем,  ни  политическим  публицистом,  я  был  моралистом,  защищавшим свою  идею  человека  в  эпоху,  враждебную  человеку».  Принимая  терминологию  Бердяева,  скажем,  что  любая  эпоха  враждебна  человеку.  Это  непременное  условие  его  развития.  Теперь  становятся  понятными  богоискания  Бердяева,  ведь  церковь  обязана  стоять  на  страже  морали.  Другого  её  назначения  я  не  вижу.  С.219: «Я  замечаю  связь  моего  исключительного  отношения  к  творчеству  с  моим  пессимистическим  отношением  к  мировой  данности,  к  тому,  что  называют  "действительно-стью"».  Думаю,  не  только  Бердяева  угнетала  действительность,  особенно  в  России,  особенно  в  условиях  крепостного  права,  но  это  не  помешало  расцвету  русского  искусства  в  XIX в.  Плоды  этого  расцвета  будут  долго  ещё  восхищать  просвещённое  человечество.  Труды  же  Бердяева  будут  интересовать  только  узких  специалистов.  Эта  фраза  очень  похожа  на  заключительную.  «Творчество  связано  с  воображением».  Можно  мне  предъявить претензию,  что  я  вырываю  отдельные  фразы  из  контекста,  и  они  при  этом  приобретают  иное  звучание.  Но  окружающие  фразы  настолько  неудобочитаемы,  настолько  пропитаны  туманом,  что  отбрасывание  их  только  улучшает  видимость.  Ну  кто  станет  утверждать,  что  творить  может  дебил  или  олигофрен? 

24.04.02. 
Присутственный  день.  Был  Игорь  Петрович,  работать  с  ним  трудно,  а  просто  разговаривать  легко  и  интересно.  Проверки,  проверки…  Это  ещё  один  увесистый  предлог,  чтобы  не  зани-маться  общественной  работой.  Как  всё  забросил,  почувствовал  себя  человеком.  Как  точно  Шекспир  в  своих  сонетах  описал  мои  переживания.
  Чем  больше  душ  задевает  произведение,  тем  более  оно  гениально.  С. Я. Маршак  очень  хороший  поэт  и  переводчик,  но  вынужден  был  приспосабливаться  к  давлению  идеологии.  Не  лучшим  образом  повёл  себя  и  К. И. Чуковский.  Они  свой  талант  положили  к  ногам  глупости.  Никит. II: 1859 г., С. 59: «У  меня  давно  мелькала  мысль  объясниться  с  ним  откровенно,  дать  ему  возможность  оправдаться,  с  тем,  чтобы  с  моей  стороны  совершенно  забыть  его  кошачьи  покушения.  Дома  нет – у  обедни.  На  возвратном  пути  я  заехал  к  М. Е. Звегинцеву,  где  случайно  узнал  нечто,  что  совсем  охладило  мой  сенти-ментальный  порыв  и  ещё  раз  доказало  мне,  что  я  имею  дело  с  сухим,  холодным  эгоистом,  испорченным  долгим  трением  о  всякие  житейские  мерзости,  с  лицемером,  который  внутренно  осмеёт  твой  порыв  и,  при  случае,  всё-таки  опять  тебя  обманет,  расточая  сладкие  речи,  а  на  деле  вредя  тебе.  Я  избран  вчера  советом  университетским  в  профессоры  заслуженные  ещё  на  пять  лет.  Получил  тринадцать  утвердительных  шаров  против  десяти  отрицательных.  Видно,  сильно  поработал  Плетнёв,  чтобы  на  меня  упало  столько  черных  шаров.  Обедал  у  нашего  министра  Ковалевского.  После  обеда  он  отозвал  меня  в  сторону  и  сказал  мне,  что  Комитет  наблюдения  над  печатью  (Адлерберг,  Муханов  и  Тимашев)  желают  со  мною  посоветоваться  насчет  своего  устройства  и  дел.  Евграф  Петрович  не  дал  вымолвить  мне  слова  в  ответ  и,  взяв  меня  за  руку,  прибавил:  "Пожалуйста,  пожалуйста,  не  отказывайтесь"».  "Служба  и  чины,  кресты души  мытарства"  (дIV явл6).  Себе  он  кажется  скромнягой,  но  со  стороны  виднее.

25.04.02.  
Самочувствие  общее  становится  неважным.  Как  хорошо  сказано:  хочется  покоя.  Пожалуй,  целомудрие – это  главное,  если  не  единственное,  что  отличает  человека  от  животного.  Чем  больше  отличий – тем  более  человек.  Слушая  Федотова,  подумал,  что  скрипка – это  целый  оркестр.  Когда  я  один,  в  моей  душе  преобладает  любовь.
  Б-ев, С.219: «Человек  может  давать  ответ  не  на  призывы  Бога,  а  на  призыв  Сатаны».  В  этом  случае  Бердяев  оставляет  за  собой  право  назвать  сатанинскими  плоды  творчества  нелюбимых  им  творцов.  Тоже  выход.  «Никто  не  соглашался  со  мной  вполне,  хотя  некоторые  находили,  что  я  поднял  интересный  вопрос».  Речь  идёт  о  ближайшем  окружении  Бердяева.  Люди  его  круга  в  это  время  сами  находились  в  поисках  своего  бога  и  видели  в  Бердяеве  обычного  конкурента.  Реакцию  на  свою  книгу  нужно  видеть  не  среди  родных  и  близких,  но  среди  широкого  круга  читателей.  Об  этом  говорил  ещё  Пушкин.  Естественно,  поиски  бога  Бердяевым  были  интересны  тем,  кто  был  занят  подобными  проблемами.  С.220: «Я  всегда  сознавал  себя  прежде  всего  философом,  всегда  сознавал  свое  философское  призвание. Философы  акаде-мического  типа  предпочитали  меня  называть  мыслителем,  моя  философия  никогда  не  была  профессорской».  Мыслитель тоже  не  плохо.  Я  считаю,  что  каждый  человек  обязан  высказывать  своё  мировоззрение,  только  спокойно,  без  надрыва,  аргументировано.  Что  касается  Бердяева,  то  по  туманности  изложения  с  ним  может  тягаться  только  Гегель.  То  есть,  хошь-нехошь,  а  профессорский  стиль  очевиден.  С.221: «Я,  в сущности,  не  могу  развивать  своей  мысли,  доказывать».  Генератор  идей!  Сегодня  это  звучит  модно.  Философ  обязан  уметь  не  только  высказать,  но  и  обосновать  своё  мировоззрение,  как  это  делали  древние  в  своих  диалогах.  А  чуть  выше  Бердяев  называет  себя  философом.  Следовательно,  и  в  трактовке  понятия  философ  мы  с  ним  тоже  расходимся.

26.04.02. 
В  банке  одержал  маленькую  победу  над  бюрократами:  суда  испугались.  Но  любая  победа  стоит  крови.  Опадают  с  тополей  серёжки,  но  нет  того  запаха,  какой  запомнился  мне  с  детства.  Как  сильно  пахли  тополя  на  Глинской  улице,  где  я  был  в  д/д  в  1947
1949 гг.!  Как-то  слышал  из  СМИ  рекомендации  девушкам  во  избежание  насилия  маскировать  свои  прелести.  Разве  это  воз-можно?!.  А  как  бы  мы  узнавали  приход  весны?  И  потом,  вопрос  о  насилии  очень  спорный,  бо-льшинство  женщин  так  не  считает.  [Скептицизм – это  фильтр,  который  пропускает  в  сознание  только  факты,  значимые  слова  и  задерживает  утверждения,  основанные  на  вере,  пустую  болтов-ню,  необоснованные  заявления.  Скептицизм  раздражает  тех,  кто  хотел  бы  пустить  пыль  в  глаза,  обмануть,  купить  за  здорово  живёшь.  Когда  табун  лошадей  взбесится,  опытный  табунщик  не  ос-танавливает  их,  но  постепенно  закручивает,  заставляя  бежать  по  кругу,  радиус  которого  медлен-но  уменьшается.  В  конце  концов,  усталые,  но  довольные  бегом,  лошади  образуют  одну  спокой-ную  кучу  голов.  Так  и  наша  демократия:  ей  дали  порезвиться,  а  затем  развели  по  стойлам.  Ге-ниальность  натуры,  как  у  Достоевского,  в  том, что  он  ясно  и  живо  представляет  себе  пережива-ния  каждого  героя,  будь  то  женщина  или  мужчина,  ребёнок,  отрок,  подросток  или  зрелый  лета-ми,  образованный  или  нет,  здоровый  или  больной.  Именно  диапазоном,  широтой  охвата  характе-ров  и  поражает  Достоевский.  Как  ни  люб  мне  Тургенев,  но  не  найдём  у  него  этой  широты,  как  ни  велик  Толстой,  но  и  у  него  пейзаж  характеров  более  ровный.  Существуют  ли  бесспор-ные  истины?  Если  русский  называет  этот  цвет  белым,  немец – weis,  англичанин – white,  означает  ли,  что  при  этом  имеется  в  виду  одно  и  то  же?  Возможно,  что  каждый  человек  воспринимает  цвет  по  своему,  возможно – не  только  цвет.  Запахи  всех  людей  одинаковы  (мы  рассматриваем  только  здоровых  людей)  и  при  этом  противны,  но  запахи  любимого  человека  приятны.]

27.04.02.
Начал  подготовку  к  санаторке.  Вся  подготовка  вмещается  в  поговорку:  "Нищему  собраться
только  подпоясаться".  Главным  моментом  тут  выступает  предвкушение:  свидания  будут  проис-ходить  на  природе,  что  увеличивает  их  прелесть.  Получил  уведомления  ото  всех  корреспон-дентов  по  поводу  отправленных  отчётов.  С  Тонечкой  отношения  нормализовались.  Что  ещё  нужно?  Б-ев, С.221: «Явления  жизни  вызывают  во  мне  интуитивные  прозрения  универсального  характера,  интуиция  носит  интеллектуально-эмоциональный,  а  не  чисто  интеллектуальный  харак-тер».  Понятие  интуиция  я  склонен  применять  в  научной  области  творчества,  в  области  гуманитарной  мне  кажется  более  подходящим  понятие  вдохновение.  Хотя  и  в  науке  без  вдохновения  не  обойтись.  Красиво  об  этом  говорил  Пуанкаре.  «Когда  я  начинаю  писать,  я  иногда  чувствую  настолько  сильный  подъем, что  у  меня  кружится  голова».  Это  вдохновение,  это  божественное  состояние,  это  минуты  настоящего  творчества.  Уже  за  одно  это,  за  способность  творить  Бердяев  достоин  уважения,  достоин  звания  человек.  «Я  всю  жизнь  пишу.  Писание  для  меня  духовная  гигиена,  медитация  и  концентрация,  способ  жить».  Счастлив  тот,  кто  может  беспрепятственно  делать  любимое  дело.  Я  обрёл  такое  счастье,  но  поздно.  Голова  уже  скрипит,  на  мысли  надо  сосредоточиваться,  а  не  записывать  слёту.  Но  вдохновение  мне  знакомо.  «Верно  ли  противоположение  творчества  и  созерцания?  Думаю,  что  нет».  Я  полагаю,  что  это  прямо  противоположные  ипостаси  человека.  Вдохновение  отнимает  много  сил,  не  только  духовных,  но  и  физических.  Созерцание  необходимо  для  восстановления  этих  сил,  для  обретения  нового  источника  вдохновения.  Я  несколько  поспешил:  для  обретения  нового  предмета  вдохновения,  ибо  источник  вдохновения  всегда  находится  при  нас.  Вдохновение  сравню  с  бурей,  штормом,  а  созерцание – со  штилем  или  лёгким  ветерком.

28.04.02.
Сначала  я  знал  только  1-й  концерт  Чайковского  и  считал,  что  это  верх  искусства.  Потом  услы-шал  Грига  и  долго  думал,  как  Рахманинов,  что  это  лучший  концерт.  Сейчас  не  могу  оторваться  от  5-го  концерта  Бетховена.  Здесь  всё:  и  мощность  оркестра,  и  самостоятельность  ф-но,  и  мело-дичность  (первая  часть – просто  божественна),  и  виртуозность,  которой  нет  у  обозначенных  вы-ше.  А  Плетнёв,  ну  просто  вне  всякого  сравнения  с  Циммерманом  и  Дугласом.  О  Рубинштейне  молчу  из  уважения  к  сединам.  Пришвин: «С.327: Американизм  характерен  исчезновением  культурной  линии,  исходящей  от  личности,  как  в  Западной  Европе.  Это  даёт  возможность  индивидуальности  как  грубо-животной  силе  не  стесняться.  А  принудить  себя  надолго  к  чему-нибудь  я  не  могу,  для  этого  мне  нужен  принудитель.  И  мы  все  такие,  русские.  Рабство  не  в  том,  что  один  человек  другого  заставляет  работать  и  даже  посылает  на  смерть.  Если  мысль  соединяет  людей  и  один  ей  предан  более  другого,  то  почему  же  одному  более  сильному  своему  единомышленнику  не  послать  другого,  если  так  надо?  Рабство  тогда,  если  один  бессмысленно  подчиняется  воле  другого».  Да,  Пришвин  мне  очень  понятен  и  тем  и  близок.  Он,  в  сущности,  поднимает,  порою,
  те  же  вопросы,  что  и  Бердяев,  но  рассматривает  их  ясным  взглядом  и  излагает  чистым  языком.  Чувствуется,  что  он  корнями  весь  в  русской  культуре,  в  русской  природе.  Надо  бы  дать  почитать  его  куму  Аркадию.  [Чтобы  уяснить  себе,  что  есть  Бог,  нужно  исходить  из  того,  что  он  создал  Вселенную.  Тогда  Богом  мы  должны  называть  совокупность  взаимно  влияющих  полей  сильных  и  слабых  сил,  действующих  на  бесконечно  большую  массу  рассредоточенную  на  бесконечно  большом  пространстве.  Монтень, 2, XII:  «Ты  ссылаешься  на  местный  закон,  но  не  знаешь,  каков  закон  всеобщий.  Существуют  люди,  которые  с  лёгкостью  превращаются  в  волков  или  кобыл,  а  затем  снова  становятся  людьми  (Эпиграфом  к  сказке.)».]

29.04.02.
Вернулся  к  Онегину.  Берёзки  выпустили  серёжки.  Вот  этот  «пух».  Отметили  вербное  вос-кресенье,  помянули  Лебедя.
  Пришвин: «С.330: У  Пушкина  говорится  о  двух  единственных  цен-ностях:  воля  и  покой.  Человек,  охваченный  смертью,  говорит:  помирать  собираешься – рожь  сей!  Ночью  читал  Некрасова  «Рыцарь  на  час»  и  восхищался.  Человек  в  несчастиях  радостно  крепнущий  духом,  независимый  от  внешнего  мира.  Вот  настоящие  большие  поэты  наши  и  были  именно  такими  людьми».  Да,  нам  есть  кем  гордиться.  Б-ев, С.224: «В  свободе  сокрыта  тайна  мира.  Бог  захотел  свободы,  и  отсюда  произошла  трагедия  мира».  Тайна  мира  не  в  свободе  сокрыта,  тайна  в  том,  что  98.6%  под  свободой  понимают  волю.  А  это  уже  непростительный  промах  творца,  что  не  сумел  вложить  в  голову  человека  разума,  достаточного  хотя  бы  для  различения  этих  понятий.  Мог  ли  творец  предвидеть  все  несчастья,  которые  произойдут  от  этого  непонимания  разницы?  Если  мог,  но  не  сделал – это  непорядочно  по  отношению  к  верующим  в  него.  Если  не  мог,  то  достоин  жалости,  как  все  неудачники.  Я  думаю,  что  когда  Каин  убил  Авеля,  бог  схватился  за  голову,  но  было  уже  поздно,  процесс  пошёл  по  независящей  от  него  траектории.  С  ростом  населения  несчастья  людей  только  множились.  С.226: «Мне  глубоко  антипатична  точка  зрения  слишком  многих  эмигрантов,  согласно  которой  боль-шевистская  революция  сделана  какими-то  злодейскими  силами,  чуть  ли  не  кучкой  преступников,  сами  же  они  неизменно  пребывают  в  правде  и  свете».  Относительно  кучки  большевиков  известно  уже  достаточно  много.  Но  вызывает  удивление,  если  не  изумление,  тот  факт,  что  на  всех  главных  политических  постах,  на  высших  должностях  армии  от  Тихого  океана  до  При-балтики,  да  и  в  самом  правительстве  оказались  евреи.  Я  не  юдофоб,  не  антисемит,  но  вопрос  этот  заинтересовал  меня  чисто  статистически.  Откуда  столько  управленцев,  и  каких?

30.04.02.
1:2:28.  У  Людмилы  Яковлевны  погибла  в  автокатастрофе  младшая  дочь.  Как  ей  сейчас  тяжело!
  А  давно  ли  мы  отмечали  её  юбилей  и  радовались  жизни?  Л. Я.  работает  старшим  билетным  кассиром  с  тех  пор,  как  ушла  из  жизни  Аида  Анатольевна  Шевченко.  Пришвин: «С.331: У  фашистов  стоит  вопрос  о  своём  народе,  у  нас  же  поставлен  вопрос  не  о  себе,  а  о  человеке.  Мы  с  чрезвычайной  скоростью  куда-то  мчимся,  я  это  замечаю  по  вехам  прошлого,  возьмёшь  что-нибудь,  например,  Толстого,  и  ужасаешься,  как  далеко  эта  веха  от  нас».  Время  не  только  стремительно  летит,  но  и  разительно  меняет  планету,  не  только  нашу  страну.  Социальные  изменения  мне  не  любы.  С.332: Культура – это  есть  та  атмосфера,  в  которой  живут,  которая  связывает  высокоразвитых  людей.  Никит. II: 1859 г., С. 60: «Муханов  пользуется  милостью  двора,  но  в  публике  он  известен  как  человек  пустой.  Вечер  у  Щебальского.  Он  живёт  ужасно  далеко,  на  даче  за  Нарвскою  заставою.  Там  был,  между  прочим,  П. И. Мельников,  редактор  "Дневника",  человек  умный  и  очень  лукавый,  как  кажется.  Он  принадлежит  к  типу  русских  умных  людей-кулаков.  Комитет  вступил,  наконец,  гласно  в  свои  негласные  права.  Он  отнёсся  к  министру  с  требованием  объявить,  кому  следует,  чтобы  цензоры  и  литераторы  являлись  к  нему  по  его  призыву  для  объяснений  и  вразумлений».  Вот  в  чём  соль,  и  Никитенко  сотрудничает  с  теми,  которых  почитал  за  ничто.  С. 61: «Правительство  испугано  движением,  какое  у  нас  с  некоторого  времени  образовалось.  Оно  не  понимает,  что  действовать,  значит  управлять,  направлять…  и  окружено  непроницаемой  стеной  из  слабых  голов  и  сердец.  Студенческий  обед.  Собралось  человек  шестьдесят  в  доме  одного  из  бывших  студентов.  Был  провозглашен  тост…  за  меня.  Я  в  ответ  предложил  тост  в  честь  Тургенева.  Потом  пели  и  разъехались  в  десять  часов».  Конечно,  Никитенко  должен  гордиться,  что  оказывался  в  обществе  великих  писателей.

 

van-osmos@yandex.ru

ПРОДАЁТСЯ  ЗЕМЛЯ  В  ЛЕНИНГРАДСКОЙ  ОБЛАСТИ

Hosted by uCoz
Hosted by uCoz