2002-02

01-02

дн2002

03-02

04-02

05-02

06-02

07-02

08-02

09-02

10-02

11-02

12-02


01.02.02.
   
1:0:6. 
Пренебрегаю  зарядкой.  Заметно  растолстел.
  Молодость  любит,  о  Боге  не  помышляя.  И  беда  не  в  этом,  беда  в  том,  что  молодость  не  стремится  хранить  целомудрие.  Я  рано  понял  это,  но  поздно  осознал.  Но  это  уже  цель  воспитания.
  Никит. I: Примечания. С. 534: «Речь  шла  о  принятии  царским  правительством  предложения  Австрии  заключить  мир  на  следующих  четырёх  основаниях:  1) согласие  России  на  нейтрализацию  Черного  моря,  2) отказ  России  от  права  ис-ключительного  протектората  над  Молдавией  и  Валахией,  3) согласие  России  на  объявление  сво-боды  плавания  по  Дунаю  (это  было  связано  с  потерей  части  Бессарабии),  4) согласие  России  на  коллективное  покровительство  всех  великих  держав  живущим  в  Турции  христианам  и  христиан-ским  церквам».  С. 535: «Благонамеренно-либеральная  комедия  В. А. Соллогуба  «Чиновник»  была  написана,  по  остроумному  замечанию  современника,  "с  большою  претензиею  обратить  чиновниче-ство  на  путь  истины  и  убедить  его  отречься  от  взяток,  показать,  что  и  между  чиновниками  бывают  порядочные  люди"».  С. 539: «В  результате  протестов  Никитенко  упоминание  об  А. И. Красовском,  цензорская  деятельность  которого  стала  символом  мракобесия  и  тупости  цензуры  в  эпоху  николаевской  реакции,  в  "Отчёте"  Отделения  русского  языка  и  словесности  было  сведено  к  нескольким  строкам,  содержащим  фактические  данные  о  прохождении  им  государственной  службы  и  об  изданных  им  двух  книгах.  Имеется  в  виду  "рескрипт"  Александра II  20 ноября  1857 г.  на  имя  генерал-губернатора  В. И. Назимова  с  предписанием  образовать  в  Виленской,  Грод-ненской  и  Ковенской  губерниях  комитеты  из  выборных  представителей  дворянства  для  разра-ботки  проектов  крестьянской  реформы  на  основе  общих  начал,  уже  сформулированных  в  записке  министра  внутренних  дел  Ланского.  Опубликование  в  печати  этого  рескрипта  было  первым  официальным  заявлением  царского  правительства  о  готовящейся  реформе»

02.02.02. 
1:0:7.  Заказал  билеты  в  Буй.  Боюсь,  при  моей  жизни  освоить  землю  не  смогу,  а  «наследники»  не   оценят   важности   владения  землёй  и  забросят  её.
   Возможности  рынка  определяют  общест-венно-политический  строй.  И  в  Германии,  я  думаю,  диктатура   долго  бы   не   продержалась.  Только  до  окончания  делёжки  сфер  влияния. 
Б-ев, С.94: «Но  познание  есть  не  только  радость  и  освобождение.  Познание  приносит  и  горькие  плоды».  Эту  истину  можно  назвать  бесспорной,  почти  теми  же  словами  её  выражали  Екклизиаст,  Спиноза,  Ф. Бэкон.  Не  знать  этого  Бердяев  не  мог.  Упрёк  здесь  не  уместен,  поскольку  и  я,  возможно,  кого-то  повторяю,  ведь  я  так  мало  читал  настоящие  книги.  «Свою  русскость  я  вижу  в  том,  что  проблема  моральной  философии  для  меня  всегда  стояла  в  центре».  В  "русскости"  Бердяева  я  вижу  не  патриотизм,  а  неприкрытый  национализм,  хотя  и  против  того,  и  против  другого  он  горячо  выступал  в  своей  работе  "Оправдание  человека".  Дистервег  по  этому  поводу  выражался  предельно  ясно:  "Моё  имя – человек,  немец – моё  прозвище".  Это  мог  сказать  только  великий  духом  человек.  Только  культура  должна  быть  национальной.  Я  ещё  раз  с  убеждением  подчёркиваю,  что  философия  не  может  быть  ни  моральной,  ниже  аморальной.  Аморальным  может  быть  человек,  излагающий  своё  аморальное  миросозерцание.  С.98: «Это  есть  неприятие  никакой  групповой  морали,  противление  установленным  этой  моралью  обязательным  связям.  Это  приводило  меня  к  отрицанию  обетов,  как  противных  свободе  человека,  обетов  брачных,  обетов  монашеских,  присяг  и  прочих».  Наличие  определённых  норм  поведения  в  обществе  отличают  человека  от  животного.  Государственное  право  накладывает  на  гражданина  определённые  обязательства.  Те  обязатель-ства,  которые  предписывает  религия,  непременного  исполнения  не  требуют,  это  дело  совести  отдельного  лица.  Но  попы  по  этому  выражают  недовольство,  особенно  мусульманские.  

03.02.02. 
У  Марьи   Алексеевны   д/р.  Алексей  приобрёл  ПК. 
Все  функции,  как  и  у  моего.  Узнал  Бетхо-вена 
по  почерку:  впервые  услышал  1-й  концерт  для  ф-но,  это  божественная  музыка.  Получил  ответ  из  канцелярии  Путина.  Как  и  в  старые  добрые  времена,  моё  письмо  спущено  вниз,  в  администрацию  Яковлева,  в  соответствие  с  этим  и  результат  нулевой.  Ведь  мы  же  держим  диких  животных  в  клетках,  не  позволяем  им  проникать  в  наши  населённые  пункты.  Почему  же  мы  должны  делать  исключение  для  двуногих  зверей.  Да,  любую  жизнь  надо  беречь,  сохранять,  но  содержать  её  в  определённых  рамках,  границах,  решётках.  Организовать  содержание  таким  об-разом,  чтобы  оно  было  самоокупаемым.
  Но  прежде  всего  выработать  правовую  норму  лишения  статуса  человек.  [Мессия,  сын  Марии,  есть  Пророк  и  Апостол  Божий,  подобный  пророкам  преж-де  его  бывшим,  матерь  его  свята  есть,  но  оба  пили  и  ели  в  жизни  своей  (1–93).  (Отважные  игры – азартные  суть). …не  просите  сведения  о  всех  веществах,  вредно  бо  есть…(1–96).  Лучше  вещати  истину,  нежели  боятися,  что  ложь  ваша  откроется…(1–97).  VI  Награды  и  одарения  (1–100).  Господь  твой  ведает  всё  происходящее  на  земле,  народ  ему  не  нужен,  милосерд  бо  есть…(1–115). …позволено  человекам  ясти   вмещаемое   в   утробах  животных,  но  женам  ясти  оное  запрещено… (1–116). …естьли  бы  Бог  восхотел,  не  были  бы  мы  неверные,  ниже  отцы  наши…(1–117). Благодетельствуйте  отцем  и  матерям  вашим,  не  отъемлите  жизни  ни  у  кого…(1–118).  VII  Преисподняя  (1–121).  Турки  верят,  что  Магомет  не  умел  ни  читать,  ни  писать.  VIII  Добычи  (1–144).  Боишься  ли,  дабы  кто-либо  не  изменил  тебе,  не  нарушил  данного  тебе  слова – не  утверждайся  на  обещаниях  таковых;  не  обещай  же  ничего  и  ты  таковым (1–150).  IX  Обращение  (1–153).  Нечестие  обилует  леностью  и  забвением  (1–158).  Х  Иония  (1–170).  (Проповеди  Аввакума – подобие  Корана).  Бог  есть  истина  сама…(1–174).] 

04.02.02. 
Погода  мерзопакостная:  после  морозов  и  снегопада – туман  и  оттепель.  Парфёнов  (Намедни)  рассуждает  согласно  с  моими  мыслями.  Однако,  возможно  ли  правовое  государство  с  закрытым   для   мирового   рынком?  Есть  профессии,  в  которых,  во-первых,  концентрируются  хорошие  люди,  а  во-вторых,  такие  коллективы  самосовершенствуются.  Это  профессии  связанные  с  риском  для  жизни.  Но  и  там  встречается  дерьмо,  правда,  на  руководящих  должностях,  где  всяческий  риск  исключён. 
Б-ев, С.107: «Я  не  произошел от  Руссо,  не  верю  в  естественную  доброту  человеческой  природы,  не  считаю  природу  "божественной"  и  не  обоготворяю  силу  жизни,  мне  чужда  экзальтация  эмоциональной  жизни».  Естественная  доброта  присуща  человеку  ровно  на  столько,  насколько  ею  обладают  животные.  А  отрицать  наличие  этого  чувства  у  животных  начисто  нельзя:  это  и  отношения  родителей  и  детёнышей,  это  и  взаимоотношение  родителей  между  собой.  То  есть  ипостасям  родитель  и  ребёнок  доброта  присуща,  как  животным,  так  и  людям.  Одним  словом,  в  этом  вопросе  я  скорее  приму  точку  зрения  Руссо,  что  доброта  естественна.  Об  этом  же  говорит  обряд  захоронения.  Что  касается  экзальтации,  то  я  этот  феномен  считаю  отклонением  от  психической  нормы,  так  как  она  не  присуща  ни  одной  ипостаси  нормального  человека.  Но  вовсе  без  эмоций  жить  нельзя;  чопорные  англичане  вызывают  улыбку.  А  отклонения  от  нормы  мы  не  рассматриваем.  «"Природа",  не  преображенная  природа  есть  необходимость, она  подчинена  каузальным  связям  (определение  Канта).  Дух  же  есть  свобода».  Природа,  может  быть,  к  счастью,  тоже  не  свободна,  но  даже  в  условиях  этой  несвободы  она  проявляет  такое  разнообразие  и  многообразие  форм,  что  эти  её  ограничения  совершенно  нивелируются.  Относительно  свободы  духа  тоже  следует  судить  с  осторожностью.  Очень  легко  и  просто  эта  свобода  может  обернуться  своеволием,  примеров  чему  в  Истории  очень  много.

05.02.02. 
А  главные  цифры  ставить  не  пришлось.  На  моих  глазах  развивались  два  примера.  В  первом  случае я  настаивал  на  окончании  института  любым  способом.  В  советское  время   это  гарантировало  прожиточный  минимум.  В  другом  случае  я  был  против  работы  над  кандидатской,  тем  более,  что  это  было  уже  в перестроечное  время,  когда  деньги  ничего  не  стоили.  Первый  случай  оказался  удачным,  а  второй  закончился  трагически:  Люда  Казакова  потеряла  здоровье  и  вскоре  умерла.
  Никит. II: 1858 г., С. 5: «Панаев  рассказывал  про  своё  первое  свидание  с  К. В. Чевкиным,  главноуправляющим  путями  сообщения.  Сей  государственный  муж  доказывал  ему,  что  нынешнее  направление  литературы,  заключающееся  в  преследовании  всяческих  крадств,  вредно».  Сегодня  модно  обличать  казнокрадов,  они  принимают  в  этом  участие  тоже.  С. 7: «Граф  Блудов  и  Ковалеский  вспоминали  о  графе  Е. Ф. Канкрине.  По  мнению  первого,  это  был  лучший  министр  финансов  в  России.  Между  прочим,  кто-то  припомнил  и  его  слова:  "Я  министр  финансов  не  России,  а  русского  императора".  Вечером  был  приглашен  на  совещание  по  устройству  "Общества  литературного  фонда  для  пособия  нуждающимся  литераторам  и  ученым  и  их  семействам".  Собрание  наше  состояло  из  А. А. Краевского,  К. Д. Кавелина,  А. Д. Галахова,  А. В. Дружинина,  П. В. Анненкова,  С. С. Дудышкина  и  меня.  Мне  поручили  написать  проект  устава».  Канкрин  не  боялся  сказать  правду,  сегодня  таких  нет.  С. 10: «Я  худо  верю  в  те  учения,  которые  обещают  обществу  беспредельное  счастье  и  усовершенствование,  но  верю  в  необходимость  для  человечества  развития,  на  всякой  степени  которого  для  него  воздвигается  известная  мера  благ  с  неизбежной  примесью  известных  зол;  верю,  что  не  идти  путём  этого  развития – значит  противиться  закону  природы  и  подвергаться  произвольно  таким  опасностям  и  бедствиям,  которых  избежать  есть  долг  разумного  существа». 

06.02.02. 
Присутственный  день  прошёл  довольно  активно.  Домой  вернулся  в 9:00.  Водку  пить  нельзя.  Выпил  маленькую  на  двоих  с  Дорофеевым,  и  ночью   побаливала  головка.  Я  родился  24 февраля  1938 г.  Как  начал  ходить,  стала  заметна  моя  хромота.  В  год  и  два  месяца  отдали  меня  в  институт  Турнера.  Выписался  из  ЛИХТа  в 1946 г.  Ровно  семь  лет.
  Вольтер  говорил,  что  легко  любить  человечество,  но  трудно  любить  человека.  В  то  время  на  планете  проживало  менее  400 млн  человек.  Теперь  же  на  Земле  около  7 млрд,  и  я  говорю,  что  легче  любить  ближнего,  чем  всё  человечество.  Природа  уже  ополчилась  на  него.  Печально  то,  что  неразумная  Природа  вместе  с  социальными  существами  уничтожит  и  человека.
  Б-ев, С.107: «Должен  оговориться,  что  природу  я  ставлю  выше  кошмарных  законов  цивилизации  и  общества.  Мой  романтизм  есть  романтизм  свободы».  Законы  цивилизации,  как  показывает  История,  предписывают  переходить  от  одной  ступени  к  другой  в  полном  соответствии  с  развитием  экономики  и  государственности.  Попытки  перешагнуть  через  две  ступеньки  не  дали  ожидаемых  результатов,  избежать  крови  по-мог,  как  это  ни  странно,  тоталитаризм.  В  Африке  демократия  не  справилась  с  этим:  постоянные  кровавые  межродовые  конфликты.  С.108: «Слишком  сильно  у  меня  было  чувство  личности  и  чувство  свободы.  Отсюда  и  значение  этического  момента,  всегда  связанного  с  личностью  и  свободой.  Поэтому  у  меня  всегда  были  разногласия  и  столкновения  с  "романти-ками"  моей  эпохи».  Я  же,  напротив,  был  воспитан  в  духе  коллективизма  и  отсутствия  свободы.  "Так  он  писал  темно  и  вяло, / Что  романтизмом  мы  зовём".  (6 23)  Воспользуюсь  случаем  и  повторю  из-бранные  мною  параллели.  Человек:  тело – живая  душа  (эмоции) – разум.  Философия:  материализм – идеализм  (утопии) – гуманизм.  Искусство:  классицизм – романтизм  ("и  нечто,  и  туманну  даль") – интеллект  (гуманизм).  Я  не  считаю  такое  сочетание  случайным  и  искусственным. 

07.02.02.
1:0:8.  Имел  беседу  с  Почиваловой  Надеждой  Васильевной,  отдел  по  делам  инвалидов.  Она  в  ужасе,  что  на  неё  выпало  давать  ответ  по  моему  письму  Путину.
  Это  чиновник,  который  за-нимается  делами  инвалидов  в  горисполкоме,  но  видеть  их  физически  не  может.  Первые  имена  моего  детства:  Алька  Плискин,  Женька  Петров,  Ираида  Андреевна  (медсестра),  Евдокия  Никола-евна  Романова  (лечащий  врач).  Как  недавно  выяснилось,  (я  обращался  в  архив  института  Тур-нера)  с  Петровым  у  меня  была  общая  история  болезни,  то  есть  в  одном  скоросшивателе.  Но  самого  Петрова  мне  встретить  не  довелось.
 [Если  бы  Господу  твоему  было  угодно,  весь  бы  род  человеческий  в  него  возверовал…  никто  не  приобщится  к  закону  его  без  его  же  воли…(1–180).  XI  Гад  (1–182).  …Он  создал  небо  и  землю  в  шесть  дней,  престол  его  прежде  носился  по  водам…(1–183).  …по  два  от  каждого  рода  и  отродья…(1–186).  XII  Иосиф  (1–196).  (Похищение  сосуда  Эзопом  и  Вениамином.  Сопоставить  даты).  XIII  Гром  небесный  (1–208).  XIV Авраам  (1–214).  XV  Бегство  Магометово  или  Эгира  (название  долины  близ  Мекки) (1–220).  …аз  создах  человека  из  брения,  прежде  его  диавола  от  огня  без  дыма  (1–221).  Ад  имеет  семь  врат,  каждые  устроены  на  особый  конец  намерения… (1–222).  I  Пчела  (2–1).  Размысли  о  конце  нечестивых:  трудящийся  в  привидении  их  на  путь  правый  тратит  токмо  время  (2 – 5).  Вещают:  Бог  имеет  дщерей;  однако  же  недовольны  бывают,  егда  рождается  у  кого-либо  из  таковых  не  сын,  а  дщерь  (2–6).  Есть  ли  бы  Бог  казнил  народ,  егда  оскорбляет  его,  не  осталось  бы  души  живыя  на  земле…(2–7).  Раб  нищенствующий   не   может   давать   милостыню.  …глух   и   нем – бремя   питателю  своему…(2 – 8). …напутствует  и  совращает  кого  хочет…(2–10).  Воздавай  зло  за  зло…(2–13).  II  Путешествия  нощи  или  о  детях  израильских  (2–14). …нощь  уступает  место  дню…  дабы  могли  вы  исчисляти  столетия,  годы  и  месяцы  (2–16).] 

08.02.02. 
Мы  отвергаем  чужую  точку  зрения  «с  порога»  только  потому,  что  она  чужая,  даже  если  она  совпадает  с  нашей.  Вчера  это  блестяще  демонстрировал  Ильин.  Намедни  меня  прострелило  от  шеи  до  левой  лопатки.  Теперь  больно  ворочать   шеей.  Моё   детство   целиком  прошло  в  боль
-нице.  Первые  имена – это  уже  лет  пять – семь.  Ираида  Андреевна,  медсестра,  была  очень  круп-ного  телосложения  и  больно  крута,  тем  и  запомнилась.  По  фамилии  помню  только  лечащего  врача  Романову  Евдокию  Николаевну.  Она  сопровождала  меня  из  института  Турнера  в  ЛИХТ.  Тогда  же  я  запомнил  и  адрес  института,  Гисляровский  проспект, 28.  Переезд  осуществлялся  в  тёмное  время  суток.  
Б-ев, С.111: «Все  политическое  устройство  этого  мира  рассчитано  на  сред-него,  ординарного,  массового  человека,  в  котором  нет  ничего  творческого.  На  этом  основаны  государство,  объективная  мораль,  революции  и  контрреволюции».  Этого  ординарного,  массового  человека  я  назвал  бы  социальным  существом,  чтобы  не  оскорблять  его  термином животное.  Эти  существа  составляют  основную  массу  населения  планеты,  подавляющее большинство,  98.6%.  Государство  и  служит  целям  подавления  этих  существ,  управления  ими.  Человек  должен  это  понимать  и  воспринимать  как  неизбежное  неудобство.  С.113: «Когда  я  еще  мальчиком  подходил  к  какому-нибудь  государственному  учреждению,  хотя  бы  самому  невинному,  то  я  уже  находился  в  состоянии  отвращения  и  негодования  и  хотел  разрушения  этого  учреждения».  Я,  будучи  инвалидом,  рано  столкнулся  с  этими  учреждениями  и  глубоко  прочувствовал  их  враждебность  человеку.  Каждое  соприкосновение  с  бюрократией  вызывает  у  меня  чувство  безысходной  тоски.  Основное  её  средоточие – исполкомы.  С  другом  моим  Л.  Руновским  мы  их  называли  цитаделью  бюрократии.  А  всякая  цитадель,  говорил  он,  должна  быть  разрушена.  Этот  факт  подтверждается  всем  ходом  истории.  Цитадели  и  сооружаются  для  того,  чтобы  быть  разрушенными.  

09.02.02.
1:0:9.  Иногда  я  испытываю  отрицательные  эмоции,  но,  во-первых,  я  их  легко  преодолеваю,  а,  во-вторых,  это  с  лихвой  компенсируется  ощущением  здоровья.  Опять  заговорили  об  инфляции  и  спаде  производства.  Если  учесть,  что  подъёма  производства  не  было,  то  понятна  и  инфляция.  Безусловно,  с  тем   или  иным  явлением  в  собственной  жизни  можно  бороться   и  можно 
побе-дить,  но  иногда  этого  делать  не  хочется.  Пусть  уж!  Пришвин: «С.255: "Кто  человека  понимает,  уважает,  тот  и  самовару  не  даст  убежать"
так  я  сказал,  а  мужик  в  кухне  ответил:  "Разумно  и  великолепно".  Всякая  нравственность,  истекающая  как  догма,  коренится  в  каком-то  органическом  недостатке  преподающего  её  человека.  Рассмотреть  под  этим  углом  зрения  мораль  Толстого,  Гоголя,  Достоевского  ("Дневник  писателя")».  [Разорю  и  искореню  все  грады  на  земле,  прежде  нежели  наступит  день  судный…(2–19).  Вещают:  Магомет  человек,  а  не  Ангел.  Скажи  им:  если  бы  Ангелы  населяли  землю,  Бог  послал  бы  к  ним  Ангела  же…(2-23).  Бедаой?  III  Пещера.  проповедует  мучения  адские,  особенно  для  признающих  Сына  у  Бога…(2-26).  Богатства  и  чада  суть  украшения  жизни  сей,  но  дела  благие  вечно  составляют  богатство  человека…  поверхность  земная  гладка  будет,  как  поверхность  воды;  в  день  той  соберутся  злые  и  благие,  камуждо  последует  воздаяние  по  слову  Господню.  Тогда  дастся  каждому  книга,  означающая  все  содеянные  им  грехи  (2–31). …населял  народ,  едва  понимаемым  языком  глаголющий.  IV  О  Марии  (2–38). …аз  есмь  служитель  Божий,  Господь  Бог  учинил  меня  пророком  своим,  благословляет  меня  и  благословляти  будет  на  всех  местах  моего  пребывания,  заповедал  молиться  ему,  заповедал  хранение  чистоты  душевной  и  телесной  во  всё  время  жития  моего;  заповедал  чтить  отца  и  матерь;  не  создал  он  меня  насильственна,  ниже  злобна;  да  будет  благословен  день  рождения  моего,  дни:  моей  смерти  и  воскресения  (2–40).] 

10.02.02. 
Тонечка  по-прежнему  не  разговаривает,  но  для  меня  это  благо.  Хочется  надеяться,  что  это  моё  последнее  пристанище:  здесь  уютно,  светло,  ухожено.  В  больнице  (
ЛИХТ)  в  обед  давали  по  два   кусочка   хлеба,  и,  не   сговариваясь,  все   в  палате  оставляли  по  кусочку  для  медперсонала.  Одна  девочка,  ей  было  года  2.5–3,  съедала  всё.  Мы  звали  её  фашистка.  Вот  образец  детской  жестокости,  подтверждающей  наше  животное  происхождение.  Спорт  необходим  лишь  в  таком  объёме,  чтобы  поддерживать  тело  чистым,  здоровым  и  красивым.  Об  этом,  оказывается,  и  теми  же  словами  говорил  Сократ.  Миграционные  процессы  нивелируют  национализм,  но  этот  процесс  всегда  будет  отставать  от  неудержимого  роста  населения.  Миграция  оседлых  народов  невозмож-на;  только  постоянно  сидя  в  седле,  легко  принять  решение  скакать  в  ту  или  другую  сторону.
  Б-ев, С.113: «Всякое  государственное  учреждение  представлялось  мне  инквизиционным,  все  представители  власти – истязателями  людей,  хотя  в  семейных  отношениях,  в  гостиных  светского  общества  я  встречал  этих  представителей  власти  как  людей  часто  добродушных  и  любезных».  Это  так  и  есть  на  самом  деле:  я  знаю  случаи,  когда  люди  умирали  в  этих  учреждениях,  дове-дённые  служителями  этого  культа  до  истерик.  Всего  один  раз  мне  довелось  видеть  бюрократа  в  семейной  обстановке:  зять  моего  детдомовского  друга,  Ю. Максимова, – один  из  них.  Но  этот  случай  непоказателен,  так  как  я  не  видел  его  "в  деле".  Я  уверен,  что  среди  них  порядочные  люди  не  могут  ужиться,  их  выталкивают  вон.  С.114: «Я  всегда  терпеть  не  мог  "символов"  в  человеческих  обществах,  условных  знаков,  титулов,  мне  они  представлялись  противными  реальностями».  Я  всё  это  отождествляю  с  пером  в  носу  американского  индейца.  Но  толпа  не  может  обходиться  без  знаков  отличия,  толпа  должна  иметь  ясное  представление  о  том,  кто  на  какой  ступени  иерархии  находится.  "Кость  белая,  кость  чёрная, / Им  разный  и  почёт".  (чI глV)   

11.02.02.  
Был  у  Бахуриани.  Сафоновы  подарили  мне  Берна.  Хотел  бы  иметь  и  Пайпса.  Крепкая  зараза.  Приехал  поздно.  Людочка  проводила  до  электрички  и  посадила.  Мишенька  очень  терпелив,  как,  впрочем,  и  я.
  Достоевский  не  укладывается  в  мистическое  ложе  Бердяева.
  Никит. II: 1858 г., С. 11: «Бывшим  студентам  С.-Петербургского  университета  запрещено  собраться  вместе  в  память  его  основания  и  вместе  пообедать.  Причина  тому,  как  говорится,  покрыта  мраком  неизвест-ности.  Между  тем  московцы,  казанцы  и  харьковцы  преспокойно  отпраздновали  себе  свои  дни.  Сегодня  у  графа  Блудова  было  много  говорено  о  графе  Панине,  который  пылает  такой  ненавистью  к  просвещению  и  литературе,  что  беспрестанно  предлагает  какие-нибудь  новые  стеснительные  цензурные  меры.  Он  предлагает  за  всякое  упущение  немедленно  подвергать  их  (цензоров)  взысканию,  а  потом  уже  исследовать,  точно  ли  дело  стоило  такого  взыскания.  Боже мой!  как  посмотришь, – к  каким  странностям  приводит  слепая  ненависть  к  истине  и  разуму».  У  нас  в  прессе  цензуры  нет:  никто  не  читает,  только  кроссворды.  Цензура  на  TV,  да  ещё  хотят  добраться  до  Интернета.  С. 12: «Люди  ни  дурны,  ни  хороши,  а  точно  таковы,  какими  им  надлежит  быть  по  условиям  их  природы  и  жизни.  Неприятности  следуют  всегда  за  излишней  доверчивостью.  Прежде  прочитана  была  записка  князя  П. А. Вяземского  о  состоянии  направления  нынешней  литературы,  представленная  министром  народного  просвещения  государю.  Он  опровергает  ею  мнение  многих,  будто  он  сделался  простым  аристократом-царедворцем,  особенно  Герцена,  который  беспощадно  казнит  его  в  каждом  номере  "Колокола".  Любопытны  также  замечания  государя  на  эту  записку.  Вообще  он  считает  необходимым  бдительное  цензурное  наблюдение  за  ней  (литературой)».  Невозможно,  да  и  не  нужно  всё  время  оставаться  неизменным,  даже  хорошим.  Изменяешься  сам,  меняются  и  мнения  об  окружающем.

12.02.02. 
1:0:10.  Убог  и  жалок  «человек»,  особенно  с  мощным  загривком
,  конечно,  сам  себя  он  таковым  не  считает,  как  и  насекомое,  которое  склёвывает  птица.  А,  кстати,  сейчас  много  таких  депутатов,  как  в  ЗакСе,  так  и  в  МО.    Даже  Петросян  спрашивает:  вам  помочь,  или  не  мешать?  Помогать
не  помогали,  а  мешали  постоянно,  пока  не  уронили.  Вот  тот  «гумус»,  на  котором  зиждется  наша  общественная  деятельность.  Навоза  много,  а  здоровой  растительности  нет.  Пришвин: «С.256: Мне  удалось  в  этом  году  написать  вещь,  «Корень  жизни»,  которая  сама  по  себе  лучше  других  моих  вещей.  Вы  теперь  в  современной  литературе  назовёте  очень  немного  имён  писателей,  кто  был  до  революции  небезызвестным  и  сейчас,  не  отставая,  идёт  в  уровень  со  временем.  "Каким  образом  вы  уцелели,  Михаил  Михайлович,  и  как  это  вы  сохранились?"  Гёте,  «Из  моей  жизни.  Поэзия  и  правда»:  "Сколько  бы  человек  ни  бросался  то  в  одну,  то  в  другую  сторону,  чтобы  ни  предпринимал,  всё  равно  он  вернётся  на  путь,  предназначенный  ему  природой"».  Горький  знал,  что  спрашивал:  уж  не  сохраниться,  хотя  бы  уцелеть.  Люди  понимали  мощь,  наехашего  на  них  катка.  [Он  Господь  Бог  и  мой  и  всех  вас…(2–41).  V  Блаженство  и  Ад  (2-46).  (изуй – разуй – обуй).  О  сыне  матери  моей!  (2–53)  не  исторгай  влас  со  главы  моей  и  брады…  VI  Пророки  (2–57). …дал  жизнь  всем  посредством  дождя…(2–59).  Я  написал  в  завете  ветхом,  потом  же  в  Аль-Коране,  что  человецы  благие  наследят  землю  (2–65).  VII  Странствование  ко  святым  местам  (2–67).  Образование  и  вероисповедание  несовместимы  (как  приятно  отметить  совпадение  взглядов  с  Алфёровым).  Если  образованный  человек  отправляет  какие-либо  религиозные  обряды,  значит,  он  либо  отдаёт  дань  обычаям,  либо  преследует  определённую  цель.  Уверен,  что  Ломоносов  был  атеистом,  но  носил  общепринятую  маску  верующего,  ибо  в  то  время  не  ходить  в  церковь  было  равносильно  ходить  без  штанов.] 

13.02.02.
Присутствие.  Опять  какая-то  суета.  И  всякий  раз  вновь  поднимается  надежда,  хотя  это  уже  было  и  ничего  не  дало.  Помню  взвешивание  на  весах-люльке.  Весы  стоят  вдоль  окна.  Окно  от  меня  справа.  Съехала  пелёнка,  и  я  почувствовал  прикосновение  холодного  металла.  Видимо,  бедро  было  воспалено  и  имело  повышенную  температуру.  По-видимому,  это  было  в  процессе  приёма  меня  на  лечение  в  Институт  им. Турнера,  в  мае  1939 года.  О  моих  ощущениях  никто  рассказать  мне  не  мог.  Тогда  же  вспоминается  большой  зал  и  великанша,  накатывающая  на  меня  огромные  мячи,
я  сижу  на  полу  застланным  ковром.  И  в  этом  эпизоде  об  огромных  размерах  пространства  и  предметов  мне  никто  рассказать  не  мог,  это  были  мои  ощущения,  моё  восприятие.  Б-ев, С.114: «Обыкновенно  думали,  что  человек  может  быть  дурным,  но  пред-ставляемый  им  чин  хорош.  Я  же  думал  и  думаю,  что  к  плохому  человеческому  прибавляется  еще  плохое  чина».  Бюрократ – это  в  высшей  степени  социальное  существо.  Становясь  на  тропу  бюрократа,  чиновник  начинает  погоню  за  чинами.  Представляю,  как  переживал  полковник  Ревуцкий  (начальник  налоговой  службы  в  г. Пушкине),  видя  генерал-полковника  Починка.  Подозреваю,  что  эта  ревность  и  свела  Ревуцкого  преждевременно  в  могилу.  С.121: «Генерал  Драгомиров  сказал  нам  целую  речь,  из  которой  мне  запомнились  слова:  "Ваша  ошибка  в  том,  что  вы  не  видите,  что  общественный  процесс  есть  процесс  органический,  а  не  логический,  и  ребенок  не  может  родиться  раньше,  чем  на  девятом  месяце".».  Здесь  генерал  выказал  себя  умным  чиновником,  что,  конечно,  большая  редкость.  С  некоторой  гордостью  за  своего  чиновника  отмечаю,  что  то,  что  известно  было  "нашему  человеку"  в  конце  XIX в.,  стало  известно  немцу  в  середине  ХХ в.,  а  американцу  ещё  и  сейчас  приходится  объяснять.  И  это  созвучно  закону  о  единстве  развития  Природы  и  общества,  открытому  Сталиным. 

14.02.02. 
Подготовка  к  поездке  в  Буй.  Кажется,  всё  предусмотрел,  однако,  забыл  командировочные  удостоверения,  пришлось  беспокоить  Люду.
  Эта  моя  забывчивость  стала  проявляться  довольно  рано.  Съехал  нормально.  Помню  огромную  комнату  всю  в  коврах,  и  на  меня  катится  огромный  мяч.  Пришвин:
«С.257: Похороны  Андрея  Белого.  Он  смотрел  на  всё  через  себя,  как  на  материал  свой:  во  всё  входил  и  выходил  из  всего,  оставляя  книгу,  как  след  своего  переживания.  Белый  сгорел,  как  бумага.  Он  всё  из  себя  выписал,  и  остаток  сгорел,  как  черновик.  Как  сделать,  чтобы,  не  уступив  ничего  из  себя,  завоевать  широкого  читателя?  Это  было  всегда  моим  сокровенным  желанием,  прикрытым  с  поверхности  формулой  Мережковского:  "что  пóшло,  то  пошлó" и  убеждением  Иванова-Разумника,  что  оценка  писателя  настоящая  возможна  только  в  будущем  («на  том  свете»).  Охотничьи  и  детские  рассказы  мои  были  в  опровержение  этого  демонизма  и  в  особенности  "Корень  жизни"».  Эта  формула  вполне  отражала  пошлость  самого  Мережковского.  [То,  что  я  излагаю  сейчас,  было  написано  раньше  или  в  начале  1970 г.  В  этих  записках  следовало  бы  не  только  излагать  свои  мысли,  но  и  причины,  их  вызвавшие.  Но  очень  часто  причины  ускользают,  а  мысль  остаётся  и  просится  на  бумагу.   Философия – мать  наук.  Развиваясь,  она  породила  всё  их  множество.  Самостоятельные  науки  расширились,  углубились  на  столько,  что  стали  соприкасать-ся,  перекрывать  друг  друга  и  сливаться  в  нечто  общее,  образуя  новые  науки,  что  позволяет  думать,  что  науки  суть  различные  точки  зрения  на  один  и  тот  же  предмет.   То  есть,  мы  пришли  в  исходную  точку  на  более  высоком  уровне.  Приятно  сознавать,  что  я  живу  в  такое  время,  когда  заканчивается  виток  спирали  открытой  Энгельсом.  Я  бы  назвал  её  Энгельсовой  спиралью.  Прошло  почти  двадцать  лет,  но  я  не  изменил  своих  взглядов  на  это  (а  вот  теперь  я  думаю  несколько  иначе).] 

15.02.02. 
Приехал  очень  рано:  05:22.  До  восьми  сидел  в  зале  ожидания.  Такие  же  бомжи  и  такие  же  менты-крохоборы
:  подходят  к  буфету,  пьют  по  стакану  водки,  закусывают всё  на  халяву.  Всё, что  предусмотрел – сделал.  К  10:00  освободился  полностью.  Отобедал  в  местном  ресторане.  Убожество.  В  Питере  в  былые  времена  в  пельменной  было  чище,  а  меню  разнообразнее.  И  так  по  всей  России.  И безработица.  Встретился  с  доверенными  лицами.  Обсудили  дальнейшие  действия.  Всё  начинается  и  кончается  разговорами.  Одно  утешает:  принимают  по-дружески.  И  в  обратный   путь.  Вспоминается  Новый  Год,  огромные  мандарины.  Следовательно,  это  был  1942,  ибо  мы  знаем,  что  на  этот  новый  год  Грузия  прислала  нам  мандарины.  В  полночь  ещё  исполнялся  «Интернационал».  Тарелка  висела  справа  от  двери  прямо  передо  мною.  Я  лежал  рядом  с  печкой,  украшенной  еловыми  ветками.  Если  Путин – лицо  государства,  то  Матвиенко – его  жопа.  В  XIX в.  безграмотность  населения  России  стала  камнем  на  шее  государства.  Народники  пытались  по-своему  бороться  с  этой  проблемой,  но  только  Революция  смогла  родить  ликбез.  "Пора,  товарищ  бабушка,  садиться  за  букварь".  В  своё  время  сыграло  положительную  роль  и  поповство,  организуя  церковно-приходские  школы. 
Б-ев, С.126: «Характерно,  что  меня  никогда  не  опьяняло  вино.  Я  мог  выпить  очень  много  и  никогда  не  пьянел,  оставался  трезвым  среди  пьяных.  В  этом  отношении  во  мне  есть  что-то сократовское.  Я  также  никогда  не  поддавался  никакой  заразе,  особенно  коллективной.  Меня  нельзя  загипнотизировать.  Я  слишком  "индивидуалист".  Но  мне  свойственно  настоящее  опьянение  мыслью,  опьянение  творческим  подъемом,  опьянение  мечтой,  опьянение  ароматным  воздухом».  Как  красиво,  и  всё  про  меня.  У  меня  в  юности  было  ещё  сильное  головокружение  от  любви.  Но  от  алкоголя  никогда  не  терял  память.  Хорошая  научная  книга  производила  на  меня  неизгладимое  впечатление.

16.02.02.
1:0:11.  Поезд  внутренних   линий  отличается  от  международного
:  на  внутренних  линиях  нет  ни  ковриков,  ни  горячей  воды.  Если  в  Буе  такая  нищета,  то  почему  ей  не  быть  в  других  рай-онных  центрах?  Благодаря  В. П. Васильеву,  я  видел  много  городов  Ленинградской  области,  по-хожих  на  Буй.  Тогда  встаёт  другой  вопрос:  откуда  подъём  производства?  Сновидения  становятся  ярче,  чем  действительность.  Пришвин:
«
С.258: Человек,  не  только  управляя,  но  даже  просто  как  пассажир,  садясь  в  машину,  всегда  заметно  глупеет.  С.260: Прошло  два  года,  я  стал  тосковать  по  болотам,  как  будто  действительно,  как  журавль,  заблудился  и  потерял  свою  родину.  До-брался  до  мысли  о  машине,  и  мне  показалось,  что  ведь  это  возможно:  теперь  их  делают  у  нас  и,  если  я  теперь  заявляю,  меня  запишут  в  очередь  и  рано  или  поздно  дадут.  Уже  через  три  дня  пришла  бумага  от  Совнаркома  с  распоряжением  дать  мне  машину.  С.261: Но  есть  па-костники, – в  этом  остатке  обывателя  в  художнике  производят  раскопки  и  судят,  как  обы-вателей:  Вересаев  Пушкина».  [«Милая  Т,  о  наших  отношениях  с  тобой  начались  различные  разговоры.  Очевидно,  кто-то  из  нас  дал  повод  к  этому  неосторожным  поведением.  Если  в  этом  виноват  я,  то  меня  не  спеши  обвинять.  Ведь  я  люблю  тебя,  а  в  этом  состоянии  человек  теряет  голову,  а,  следовательно,  и  всякий  контроль  над  собой.  Если  же  источником  разговоров  явилась  ты,  то  я  тоже  не  могу  винить  тебя:  всё,  что  ты  ни  делаешь,  с  моей  точки  зрения – всё  правильно.  И  даже  если  ты  будешь  затаптывать  меня  в  грязь,  я  буду  обнимать  и  целовать  твои  ножки.  22.04.70. Моисей  Погостов».  Моисей  Погостов – философ,  а  как  пишет  лирику!  Я  познакомился  с  ним  в  Саратове,  будучи  в  командировке.  С  тех  пор  мы  ведём  переписку,  и  я  надеюсь  ещё  не  раз  привести  здесь  его  произведения.  А  это  письмо  попало  ко  мне  случайно,  он  положил  его  не  в  тот  конверт.  Конечно  же,  я  вернул  ему  письмо,  не  читая.] 

17.02.02. 
Вот-вот  распустятся  почки,  синицы  поют  по-весеннему.  Человек  без  комплексов  тот,  который  легко  наплюёт  в душу  приятелю,  предаст  друга,  бросит  семью  и,  в  конце  концов,  может  убить  другого  человека.  Помнится  одна  из  бомбёжек,  после  чего  нас  перевезли  в  другую  больницу:  из  института  Турнера  в  ЛИХТ.  Перевозили  ночью:  за  окном  скорой  помощи  было  темно.
 Пришвин: «С.262: Пусть  лучше  будет  кино  без  идей,  как  американские  фильмы,  чем  идеи  эти  будут  доста-ваться  из  литературы.  Исходить  кино  должно  от  документа».  Кино  должно  быть  документаль-ным,  а  главным  документом  должна  выступать  Природа.  Конечно,  экранизация  хорошей  литера-турной  классики,  в  первую  очередь  нашей.  Б-ев, С.131: «В  моей  жизни  всегда  был  контраст,  связанный  с  пересечением  разных  кругов.  Я  обедал  у  своего  двоюродного  брата  князя  С. В. К.  вместе  с  Треповым,  директором  одного  из  департаментов  Министерства  внутренних  дел.  Вече-ром  встречался  с  П. Струве  и  М. Туган-Барановским».  Я  не  могу  похвастаться  такими  зна-комствами,  но  у  меня  было  несколько  совершенно  различных  по  интеллекту  и  интересам  кругов  общения,  хотя  и  на  одном  общественном  уровне.  Но  и  с  моего  уровня  были  хорошо  видны  "блеск  и  нищета"  высших  сфер.  Признаю  только  достоинство  высших  сфер  искусства.  Вот  там  пообщаться  с  корифеями  было  бы  заманчиво.  С.136: «За  хлеб  соглашаются  отказаться  от  свобо-ды  духа.   Это  и  есть  интегральный  коммунизм  и  национал-социализм».  Когда  человек  почувство-вал,  вкусил  свободу  духа,  он  этой  свободы  уже  не  утратит,  ибо  он – человек.  Совсем  другое  дело  социальное  существо,  оно  может  говорить  о  свободе  духа,  но  только  по  написанному  для  него  тексту.  Но  об  этом  довольно.  Удивляет  то,  что  Бердяев  так  и  не  увидел  идентичности  коммунизма  и  фашизма.  Об  этом  кричат  все  внешние  признаки:  символика,  шествия,  репрессии.  Об  этом  же  говорит  и  положение  населения: забитость,  униженность,  бесправие. 

18.02.02. 
Рядовой  день:  прогулка,  чтение,  музыка.  К  обеду   приехали  внуки.  Приятно  сознавать,  что  есть  продолжение  рода,  хотя  в  рамках  человечества  это  не  играет  никакой  роли  и  не  имеет  никакого  значения.  Я  хорошо  помню  этот  день.  Радио-тарелка  проиграла  воздушную  тревогу.  Нянечка  завесила  окно  чёрной  бумажной  шторой  и  села  у  дверей  палаты.  Вдруг  штора  со  звоном  стекла  влетает  внутрь  палаты.  Началась  суматоха.  Затем  я  уже  в  карете  скорой  помощи,  рядом  Евдокия  Николаевна.  Меняем  дислокацию.  Нас  заставляли  заучивать  адрес  нашего  местонахождения.  Помню  до  сих  пор:  Гислеровский  проспект,  дом  28,  институт  Турнера.
  [Люди  сами  творят  себе  кумиров.  Думаю,  что  матриархат  и  патриархат  возникали  на  такой  вот  почве.  Как  мне  кажется, сторонников  и  того  и  другого  одинаково.  Я – сторонник  матриархата.  Женщина – это  лучшее,  что  создал  Бог  (Как  изменился  я,  как  изменились  мои  взгляды!).  Женщина  создана  быть  любимой,  мужчина  же,  чтобы  любить  эту  женщину.  А  это  уже  предпосылка  к  возникновению  матриархата.  Психология – это  тот  инструмент,  с  помощью  которого  можно  проникнуть  в  самые  сокровенные  мысли  человека.  По  его  действиям,  словам,  по  любым  другим  внешним  проявлениям  можно  научиться  судить  о  его  переживаниях,  но  только  в  том  случае,  если  эти  же  или  подобные  переживания  терзали  и  сердце  исследователя.  Во  главе  самого  сложного  предприятия  может  стоять  дурак,  но  как  только  нарушается  нор-мальное  функционирование  этого  предприятия,  к  управлению  им  необходимо  приходит  мудрей-ший.  Диалог  с  тёщей:  «Чево  городят!  Не  пойми  что. – Может  быть  выключить? – Не-не,  пусть  болтают».  Цель  и  достижение  цели – вот  два  понятия,  разделившие  демократию  на  социалистов  и  коммунистов.  Цель – это  всё  для  коммунистов,  следовательно,  для  них  приемлем  лозунг  Игнатия  Лойолы  (они  не  только  так  говорили,  но  и  делали).] 

19.02.02. 
1:0:12.  Как  важно  начать  утро  с  хорошим  настроением!  Путин  очень  высоко  задрал  планку:  Рузвельт,  Эрхардт,  де  Голль.  Юра  Козырев  получает  квартиру.  Сможет  ли  это  повлиять?
 Коли-чество  школ  и  университетов  растёт,  но  растёт  и  народонаселение.  Что  быстрее?  Сомнений  нет,  что  уровень  серости  стремительно  повышается.  Индикатором  этого  является  поп-культура.  Удивительно,  что  при  этом  у  нас  в  Пушкине  закрывают  школы. 
Б-ев, С.138: «Она  по  натуре  была  душа  религиозная,  перед  смертью  приблизилась  к  святости,  перешла  в  католичество,  признавала  себя  членом  церкви  Святого  Духа».  Это  своего  рода  интродукция,  чтобы  стало  сразу  понятно,  что  в  этой  главе  рассматриваются  вопросы  религии.  Я,  было,  хотел  вовсе  опустить  эту  главу  из  рассмотрения,  но  используемая  Бердяевым  терминология  может  ввести  в  заблуждение,  на  что,  собственно,  всегда  и  рассчитывает  философия  религии.  Но  философия  тут  не  присутствует, хотя  о  религии  говорится  много.  С.140: «В  эти  годы  России  было  послано  много  даров,  религиозного  беспокойства  и  искания,  интереса  к  мистике  и  оккультизму.  Изначально  в  этот  русский  ренессанс  вошли  элементы  упадочности.  Слишком  многие  вдруг  стали  эстетами,  мистиками,  оккультистами,  презирали  этику,  пренебрежительно  относились  к  науке».  Мракобесия в  России  было  достаточно  во  все  века,  да  и  не  только  в  России.  И  вот,  главное:  Бердяев  говорит  о  ренессансе.  Но  этот  термин  мы  привычно  связываем  с  искусством  и  науками,  он  и  переводится  на  русский  язык  как  возрождение.  Допустимо  ли  сочетать  прямо  противоположные  понятия  как  возрождение  и  упадок?  Однако  если  мы  говорим  о  возрождении  религии,  о  нравственной  реакции,  то  оказывается  возможным  совместить  несовместимое.  Ещё  постоянно  следует  иметь  в  виду,  что  Бердяев  говорит  о  своём  круге  общения,  за  пределами  которого  жизнь  била  ключом  и  развивалась  по  своим  незыблемым  законам.

20.02.02. 
Присутствие.  Опять  разговоры.  Нарастает  чувство  невозможности  общественной  работы.  Люди  приходят,  просят  помочь,  а  ты   не   можешь.  Государство  делает  всё,  чтобы  разрушить  общество,  не  дать  людям  объединяться.
  Структурированное  общество  представляет  опасность  для  власти,  для  неё  проще  управляться  с  быдлом.  Правда,  быдло  иногда  бодается,  но  для  этого  есть  броневики.  И  то,  что  сокращается  количество  вагонов  в  электричках,  подтверждает  отсутствие  всякого  роста  экономики.  Пришвин:
«С.263: Читаю  Гоголя  и  думаю  о  смехе.  Вещь  может  быть,  конечно,  талантливой  и  без  юмора,  но  юмор  есть  признак  таланта.  А. М. Коноплянцев  восхищён  "Жень-шенем"  и  считает,  что  повесть  войдёт  в  мировую  литературу.  Я  сам  это  думаю  и  стараюсь  только  не  придавать  этому  большого  значения,  а  то  возомнишь  о  себе,  и  это  будет  мешать  дальнейшим  исканиям.  С.264: Русский  человек,  ну,  что  такое:  бедность  какая,  смотреть  не  на  что,  а  совесть  живая  и  без  товарища  не  может  и  не  понимает,  как  и  зачем  жить  без  товарища:  кусочек  достанет  чего-нибудь  и  поделится  с  другом  и  благодарности  не  примет,  а  только  скажет:  ну,  да  ладно,  когда-нибудь  сочтёмся,  мне  будет  плохо – к  тебе  приду.  Есть,  есть  и  у  немцев  тоже,  но  только  это  в  закон  у  них  перешло,  и  к  человеку  там  надо  подойти  через  закон».  Это  капитальная  идея:  на  Западе  человек  обязан  быть  добрым,  а  на  Руси  это  идёт  от  сердца.  В  Европе  гостя  угостят  бутербродом,  а  у  нас  тащат  к  столу.  У  них  в  словаре  гость – враг,  а  у  нас – купец.  Никит. II: 1858 г., С. 13: «На  днях  был  у  меня  митавский  губернатор  П. А. Валуев.  Он  пожелал  со  мной  познакомиться.  Вчера  я  отдал  ему  визит».  "Мы  с  ним  накоротке"  означает,  что  между  ними  демократические  отношения.  Но  демократические  отношения  не  обязательно  хорошие.  С. 14: «Решительный  приговор  вовсе  не  служит  доказательством  знания,  а  часто  служит  только  доказательством  притязаний  на  знание».  Это  и  есть  надувание  щёк.

21.02.02. 
1:0:13.  Нарушается  график  зарядки,  а  всему  виной  стул.
  Я,  фактически,  перешёл  на  больничное  положение,  то  есть  большую  часть  времени  суток  нахожусь  в  горизонтальном  положении.    Путин  заставляет  размышлять  о  себе.  Уже  в  этом  есть  польза.  Хотя  начальник-клоун  для  России  обычное  явление.  У  нас  нет  объективных  источников  информации,  любой  заставляет  сомневаться  либо  из-за  правдоподобия,  либо  из-за  очевидной  ахинеи.  Помню  рыбий  жир  и  маленький  кусочек  хлеба  перед  обедом.  Мне  это  казалось  верхом  блаженства.  Потом  смазывание  дёсен 
ё
дом,  во  рту  становилось   сладко  и   тепло.  Б-ев, С.141: «Это  был  разрыв  с  традицией  "просвещения".  Он  (Мережковский)  пытался  раскрыть  религиозный  смысл  творчества  великих  русских  гениев».  Мы  видели,  что  только  революция  смогла  решить  проблему  тотального  про-свещения  населения  Империи.  Но  что  вызывает  у  меня  одновременно  сарказм  и  негодование,  когда  книжный  червь  берётся  раскрывать  смысл  произведения  гения,  будь  то  Мережковский  или  Бердяев.  Гений  потому  и  гений,  что  понятен  всем.  Черви  же  ищут  в  них  то,  чем  заражена  их  собственная  душа,  дабы  через  эту  заразу  приобщиться  к  гениям.    «Я  имел  жизненные  встречи  с  оккультными  течениями.  Значение  имело  общение  с  Л. Шестовым  и  С. Булгаковым».  Как  тесно  переплетаются  оккультизм,  мистицизм  и  религия.  Я  не  сомневаюсь,  что  эти  растения  произрастают  на  одной  поляне  и  являются  родственными.  «Наибольшее  значение  для  меня  в  Петербурге  имела  встреча  с  Мережковскими.  Мережковские  всегда  имели  тенденции  к  образованию  своей  маленькой  церкви.  У  них  было  сектантское  властолюбие».  В  Одессе  говорят:  "С  кем  поведёшься,  с  тем  и  наберёшься".  Мне  чета  Мережковских  представляется  с  очень  сильными  психическими  отклонениями.  То,  что  они  нашли  друг  друга,  говорит  зато,  что  их  психозы  однонаправлены.  Общение  с  ними  для  Булгакова  не  прошло  бесследно. 

22.02.02. 
Был  на  допросе  по  делу  о  мошенничестве  в  «ДСИ-ФОНД».  Следователь,  молодой,  симпатичный  человек  заставил  ждать  себя  45 мин.  В  окно  светило  яркое,  жаркое  солнце,  но  он  не  предло
-жил  снять  пальто.  Не  люблю  дома,  где  не  предлагают  снять  верхнюю  одежду.  Беседа  (допрос)  длилась  более  четырёх  часов.  Кажется,  всё  выяснили,  всё  определили.  Обещал  помочь  избавить-ся  от  этих  назойливых  типов.  Но  из-за  него  сорвалась  важная  встреча  при благоприятных  усло-виях,  которые  складываются  так  крайне  редко.  Квартира  полна  солнца.  Открыл  для  него  все  двери.  Благодать!
 Никит. II: 1858 г., С. 15: «До  сих  пор  ещё  не  отметил  случай,  доставивший  мне  и  развлечение  и  некоторое  удовольствие:  обед  бывших  студентов  С.-Петербургского  универси-тета,  состоявшийся  ещё  16 февраля.  Это  не  был  большой,  парадный  обед,  который  нам  запрети-ли,  а  простая  дружеская  трапеза,  на  которую  собралось  человек  до  тридцати  в  квартире  Вель-брехта.  В  честь  мою  был  выпит  тост  и  сказано  несколько  слов,  от  которых  у  меня  стало  тепло  на  душе.  Спасибо,  господа!  Затем  последовали  другие  тосты,  пение…  В  числе  певцов  особенно  отличались  князь  Васильчиков  и  братья  Уваровы.  Важная  новость:  Норов  подал  в  отставку,  и  просьба  его  принята.  Говорят,  на  место  его  назначается  Ев. П. Ковалевский,  попечитель  москов-ский.  Всеобщее  мнение:  хуже  того,  что  было,  быть  не  может.  Князь  Вяземский  сказал  мне  сегодня,  что  он  тоже  подал  в  отставку  и  получил  её.  Жаль.  Он  не  много  делал  и  не  много  мог  сделать,  но  он  человек  благородный,  просвещенный  и  умный.  Говорят,  государь,  решая  отставку  Норова,  сказал:  "Это  почтенный  человек  по  своему  сердцу,  по  благонамеренности;  я  душевно  люблю  его  и  уважаю.  Но  он  неспособен  быть  министром,  и  я  дольше  оставить  его  на  этом  месте  не  могу".  Митрополит  Григорий  в  одной  своей  проповеди,  говоря,  как  мало  люди  расположены  к  Богу,  сказал:  "Иной  думает  больше  о  собаке,  чем  о  Боге"».

23.02.02.
1:0:14.  Сглазил  погоду.  Теперь  сильный  ветер  в  нашу  сторону.  Холодно.  Счастье – это   когда  ни
-кто  не  мешает.  Денис  Волчек  говорит:  «давайте  помогать  друг  другу».  Я  бы  сказал:  «давайте  не мешать  друг  другу».  Помогать  следует  тому,  кто  просит  о  помощи.  Ещё  Белинский  отмечал,  что есть  занятия  несовместимые  с   возрастом.  Однако,  с  некоторыми  из  них  трудно  расстаться,  даже  вполне  сознавая  правоту  Критика.  Об  этом  и  Пушкин  говорил:  "
Но  в  возраст  поздний  и  бесплодный, / На  повороте  наших  лет, / Печален  страсти  мёртвый  след".  Б-ев, С.142: «Я  вижу  ее  (3. Гиппиус)  иногда  во  сне,  и  в  этом  есть  что-то  тяжелое».  Когда  я  вижу  эротический  сон,  то  просыпаюсь  в  отличном  настроении  и  считаю  это  явление  показателем  здоровья,  независимо  от  того,  что  я  видел.  С.143: «Он  (Мережковский)  никого  не  слушал  и  не  замечал  людей.  Так  дол-жна  была  сложиться  новая  церковь  Святого  Духа,  в  которой  раскроется  тайна  плоти.  Но  я  тоже  считал  себя  выразителем  "нового  религиозного  сознания"  и  в  каком-то  смысле  остался  им  и  до-ныне.  Атмосфера  Мережковских, в  силу  реакции,  очень  способствовала  моему  повороту  к  Право-славной  церкви».  Я  думаю,  что  всякое  отклонение  от  традиций,  в  которых  вырос  человек,  гово-рит  о  его  психических  отклонениях.  А  что  у  Мережковских  не  всё  в  порядке  с  головой,  отмеча-ли  и  их  современники.  Да  это  видно  и  из  приведённого  отрывка.  С.144: «В  центре  была  тема о  плоти,  о  поле.  Эту  тему  Мережковский  получил  от  Розанова,  который  был  более  первороден  и  оригинален.  Новое  религиозное  сознание  есть  религия  духа.  Но  и  само  противоположение  "духа"  и  "плоти"  мне  представлялось  ложным.  Проблема  в  другом,  в  противоположении  свободы  и  рабства».  Я  признаю  только  религию  разума,  это  то,  что  свойственно  homo  sapiens.  Но  удивляет  и  то,  как  не  видит  Бердяев  параллели  между  духом  и  свободой,  плотью  и  рабством.  Это  можно  считать  очень  важным  открытием.  За  такие  проблески  разума  я  Бердяева  и  уважаю.  

24.02.02.  
Сатирик  сказал:  «У  них  даже  пододеяльники  совпадают  по  размеру  с  одеялами».  Бесспорно,  это  мелочь,  но  как  она  раздражает.  Вследствие  забастовки  вчера  холодец  делал  сам  от  начала  до  конца.  Результат  сообщу  завтра.
  Пришвин:
«С.266: Мои  вечные  спутники – поэты:  Лермонтов,  Блок,  Есенин;  Пушкин  тоже  бы,  но  тут  начинается  вопрос,  который,  усиливаясь,  делает  мне  совсем  недоступными  Брюсова,  Маяковского  и  других  подобных  больших,  в  том  числе  и  Гёте.  Этот  вопрос  о  рукотворности  вещи,  мне  поэзия  должна  быть  как  молитва.  Из  прозаиков  у  меня  живут:  Шекспир,  Толстой,  Достоевский,  Гамсун  (Гоголь).  Один  поэт  напечатал  в  «Из-вестиях»  поэму  "Мой  путь  в  РАПП",  а  на  другой  день  эти  же  «Известия»  напечатали  распоря-жение  правительства  о  роспуске  РАППа  (Этот  поэт – В. Луговской)».  Этот  Луговской  подражал  Маяковскому.  [Достижение  цели,  сам  процесс  движения  к  ней – вот  установка  социалистов.  Как  ни  странно,  но  обе  группировки  отстаивают  не  свойственные  им  убеждения.  Эту  идею  мне  высказал  Моисей  Погостов,  но  теперь  она  стала  моим  убеждением.  Ибо  жизнь  даёт  тому  подтверждение.  Вот  пример.  Я  люблю.  Горе  это  или  радость?  Я  люблю,  но  не  могу  обладать  любимой  женщиной,  даже  не  могу  свободно  об  этом  говорить  с  нею.  Но  я  добиваюсь  её.  Редкие  счастливые  минуты  встречи  и  долгое  размышление  о  ней  в  одиночестве  доставляют  мне  неизъяснимое  наслаждение.  И  я  уверен,  что  в  случае  успеха,  то  есть,  по  достижении  цели,  наступит  разочарование  или,  в  лучшем  случае,  скорое  пресыщение,  привычка,  что  ли.  Так  радость  гибнет,  когда  цель  достигнута.  Однако  я  допускаю,  что  другие  чувствуют  иначе  и  испытывают  радость  только  добившись  чего-то  или  кого-то.  До  первого  ноября  стояла  солнечная,  довольно  тёплая  погода.  Первого  числа  ещё  было  солнечно,  но  уже  задул  ветер.  Второго  было  пасмурно  и  влажно,  на  почве  это  не  ощущалось,  но  асфальт  был  мокр.] 

25.02.02. 
1:1:14.  Отметил  д/р,  потом  удрал  от  стола  со  Славкой.
 
Б-ев, С.145: «Ни  оккультная  атмо-сфера  моей  ранней  юности,  ни  тоталитарная  революционность  социал-демократов,  ни  атмосфера  нового  религиозного  сознания  Мережковских,  ни  гностическое  сектантство  антропософов,  ни  разлитая  повсюду  дионисическая  стихия,  ни  магическое  православие  П. Флоренского,  ни  могущественная  магия  разыгравшейся  революционной  стихии  большевизма  не  могли  мной  овладеть  и  принудить  отречься  от  свободы  духа  и  от  личной  совести».  Конечно,  эти  строки  читать  приятно,  но  нужно  помнить,  что  Бердяев  был  экономически  независим.  Это  значит,  что  он  не  испытывал  рабства  плоти,  что  позволяло  ему  сохранять  свободу  духа.  С.146: «Мережковский  был  русским  писателем,  стоявшим  вполне  на  высоте  европейской  культуры.  Он  один  из  первых  вводит  в  русскую  литературу  ницшеанские  мотивы».  Есть  выдающиеся  люди,  которые  создавали  свои  творения,  находясь  в  ясном  разуме,  но  потом,  с  приходом  старости,  теряли  эту  ясность.  Но  есть  и  такие,  всё  творчество  которых  проходит  в  состоянии  умопомрачения.  Приходится  констатировать,  что  творчество  творчеству – рознь.  Соответственно,  усложняется  определение  творческой  личности.  «С  Мережковским  исчезает  из  русской  литературы  ее  необыкновенное  правдолюбие  и  моральный  пафос».  Бесспорно,  что  мораль  подвижна,  но  колебания  эти  происходят  относительно  незыблемых моральных  устоев,  которые  отличают  человека  от  животного.  Периодически  происходят  попытки  низвергнуть  эти  устои.  Таких  ниспровергателей  по  всей  Европе  и  во  всех  видах  искусства  в  эпоху  Декаданса  была  тьма.  Одним  из  них  явился  и  Мережковский.  О  нём  очень  язвительно,  но  справедливо  говорил  Розанов.  Формула  стара,  как  мир:  будешь  казаться  великим  среди  пигмеев.  Этим  и  занимались  на  литературном  поприще  Мережковский  и  Набоков:  обсерали  русскую  литературу. 

26.02.02. 
1:2:14.  Узнал  о  кончине  Румянцева,  он  на  полгода  младше  меня.  Последнее  время  сильно  пил.  Холодец  получился  нормальный.  Все  хвалили,  только  Тонечка  нашла,  в  чём  упрекнуть.  У  че-ловека  инстинкты  обращаются  во  зло.  Зло – это  очеловеченный  инстинкт.  И  не  в  процессе  совокупления  нужно  искать  зло.  Это  месть  попов,  которых  религия  ограничивает  в  сексе.
  Пришвин: «С.268: Одно  время,  когда  я  был  на  просеке,  явилось  солнце,  и  в  оснеженном  еловом  лесу  на  просеке  было  до  того  прекрасно.  Вот  бывает  красиво  так,  что  хочется  из  этого  что-нибудь  делать  и  тут  же  записывать  в  книжечку,  но  бывает  до  того  красиво,  что  и  в  голову  не  приходит  записывать,  а  только  жить  хочется,  и  вот  это  именно  и  есть  настоящее  счастье.  Сильно  талантливый  человек  и  не  может  быть  очень  умным,  потому  что  при  уме  должна  быть  злость  и  холод,  а  талант  греет,  и  ум  на  таланте  как  бы  на  тёплой  лежанке».  [А  вот  сегодня  наступила  настоящая  ленинградская  погода:  низкая  свинцовая  облачность,  без  просветов,  и  идёт  дождь.  Началась  осень.  «Любимая  Т.,  чем  больше  времени  проходит  с  тех  пор,  как  я  увидел  Вас  впервые,  тем  меньше  надежды  добиться  Вашей  благосклонности  остаётся  в  моём  сознании.  Но,  в  то  же  время,  Вы  становитесь  мне  день  ото  дня  роднее,  потому  что  нет  ни  одного  часа,  ни  одной  минуты,  чтобы  я  не  думал  о  Вас.  Вы  всегда  со  мною.  Я  разговариваю  с  Вами,  я  обнимаю,  я  целую  Вас.  Наверное,  не  осталось  места  на  Вашем  теле,  которое  я  не  целовал  бы.  Я  утешаю  себя  тем,  что  если  я  сойду  с  ума,  то  причиной  этому  будете  Вы,  моя  любимая,  моя  царица.  27.05.70.  Моисей  Погостов».  На  другой  стороне  письма  приписка.  «Если  бы  Вы  выслушали  меня  внимательно,  Вы  бы  поняли,  как  мало  я  у  Вас  прошу,  и  как  много  это  значит  для  меня.  15.01.71».  Я  не  вижу  здесь  ничего  странного,  философ  тоже  имеет  право  на  любовь.  Тем  более,  что  излагает  он  прекрасно.  Я  ему  сочувствую  от  души.]   

27.02.02. 
Присутствие,  как  ни  странно,  прошло  без  чаепития.  Зато  чувствую  себя  нормально,  отдохнув
-шим.  Общественная  работа  требует  определённой  активности,  которой  у  меня  уже  нет.  Хочется  сохранять  силы  для  другого. 
Б-ев, С.146: «Более  всего  меня  оттолкнуло  от  него  отсутствие  темы  о  свободе».  О  какой  свободе  может  идти  речь  у  человека,  чьи  мысли  целиком  посвящены плоти,  о  чём  несколько  выше  говорил  сам  Бердяев.  «Розанов  исповедовал  религию  вечного  рождения».  Женщина  создана  Природой  для  того,  чтобы  сделать  человечество  бессмертным.  Нет  женщин  некрасивых.  Каждая  полноценная  женщина  обязана  производить  здоровое,  красивое,  жизнеспособное  потомство.  Государство  должно  поощрять  таких  женщин.  Если  женщина  пренебрегает  своим  предназначением,  её  следует  определённым  образом  штрафовать.  Следует  отдать  должное  Розанову,  свою  жену  он  боготворил.  С.148: «Мне  всегда  казалось,  что  он  (В. В. Розанов)  зародился  в  воображении  Достоевского  и  что в  нем  было  что-то  похожее  на  Федора  Павловича  Карамазова,  ставшего  гениальным  писателем».  В  том  гениальность  Достоевского,  что  он  не  выдумывал  своих  героев,  а  видел  их.  А  с  этим  наблюдением  Бердяева  я  полностью  согласен.  Читая  мемуары  Розанова,  я  видел  перед  собой  Ф. П. Карамазова.  А  герои  романа  "Бесы" – это  стопроцентное  попадание,  в  каждом  мы  можем  видеть  главных  действующих  лиц  Революции.  «Я  очень  ценил  розановскую  критику  исторического  христианства,  обличение  лице-мерия  христианства  в  проблеме  пола.  Но  в  остром  столкновении  Розанова  с  христианством  я  был  на  стороне  христианства.  Розанов  был  врагом  не  церкви,  а  Самого  Христа,  Который  заворожил  мир  красотой  смерти».  Розанов  не  просто  обличал,  он  был  доказателен.  Его  критика  христианства – убийственна  и  неопровержима.  А  Бердяева  понять  трудно:  как  можно  восторгаться  смертью?  Как  можно  признавать  Христа  и  отрицать  христианство?   

28.02.02.
Приходили  Саары,  слушали  музыку,  проводили  мой  д/р.  Надеюсь,  теперь  режим  нормализуется.  Как  гигантские  снегири,  сидят  на  липах  садовые  работники  и  корнают  их.
  Говорить,  что  это  вредно  для  деревьев,  бесполезно:  они  выполняют  задание.  Очевидность – это  одна  из  граней  здравого  смысла.
 Никит. II: 1858 г., С. 16: «Читал  разбор  Герценом  истории  14 декабря  Корфа.  Герцен  слишком  строго  судит  о  Ростовцеве.  В  письме  последнего  много  ребяческого,  в  по-ступке  его  больше  несостоятельности,  чем  подлости,  какую  приписывает  ему  Герцен.  Он  пред-варил  заговорщиков,  что  намерен  донести  на  них,  и,  донёсши,  сообщил  им  о  том.  Тут  забота  о  самосохранении,  но  вряд  ли  какие-либо  дальнейшие  расчеты.  Иное  дело  после,  когда  у  него  в  глазах  мелькнули  флигель-адъютантские  аксельбанты  (тотчас  после  14 декабря).  Был  у  нового  министра.  Речь  о  цензуре.  Государь  сильно  озабочен  ею.  В  нём  поколебали  расположение  к  литературе  и  склонили  его  не  в  пользу  её.  Теперь  он  требует  со  стороны  цензуры  огра-ничений,  хотя  и  не  желает  стеснить  мысль.  Как  это  согласить?  Министр  сказал,  что  он  на-деется  на  меня.  С. 17: «Ясно  одно:  стеснениями  не  направишь  и  не  сдержишь  умов,  очнувшихся  от  вековой  дремоты.  Соответственное  противодействие  они  могли  бы  встретить  только  в  той  же  литературе,  которая,  предоставленная  самой  себе,  конечно,  не  замедлила  бы  из  своей  же  среды  выдвинуть  против  них  нужных  борцов  и  обуздателей.  Мы  хотим  улучшений  и  думаем,  что  можем  достигнуть  их  без  помощи  общественного  мнения,  посредством  той  же  бюрократии,  которая  так  погрязла  в  крадстве.  Если  наложить  на  печать  путы,  она  начнёт  действовать  скрытыми  путями  и  сделается  недоступною  никакому  контролю.  Ведь  мы  не  знаем  ещё,  чем  кончится  страшная  система  полицейского  преследования  мысли  и  слова  во  Франции.  А  у  нас  хотят  позволить  и  не  позволить,  стеснить  и  не  стеснить.

 

van-osmos@yandex.ru

ПРОДАЁТСЯ  ЗЕМЛЯ  В  ЛЕНИНГРАДСКОЙ  ОБЛАСТИ

Hosted by uCoz
Hosted by uCoz