2002-09

01-02

02-02

03-02

04-02

05-02

06-02

07-02

08-02

дн2002

10-02

11-02

12-02


01.09.02. 
Думал,  что  дни  здоровья  потекут  теперь  один  за  одним,  ан  нет.  Из-за  язвы  пришлось  выпить  с  медсестрой  Надеждой  Валентиновной
,  и  ей  приятно,  и  мне  легче.  Погода  стоит  тёплая,  влажная,  но  без  дождя.  Зелёный  шум  напоминает  Зеленоградск.  Пришвин: «С448: Почему  это  бывает,  что  мысль  какая-нибудь  обыкновенная  и  постоянная,  если  напишешь  её,  становится  значительной?  С.449: Как  хорошо  сказал  Наполеон,  что  трагедия  с  какой-то  точки  зрения  может  быть  больше  истории.  Лелеял  я  идеал  летописца  Нестора,  когда  начинал  эту  повесть  нашего  времени,  и  потерял:  в  наше  время  не  может  быть  Нестора.  Немцы  заняли  Аландские  острова,  Румынию,  Болгарию,  то  есть  входы  в  Европу  с  севера  и  юга..  завеса  будущего  как  будто  шевельнулась,  скоро,  наверное,  подымется».  Б-ев, С.323: «Мне  смешно,  когда  коммунисты  или  национал-социалисты  с  гордостью  говорят,  что  они  создают  новый  мир.  Но,  ради  Бога,  освежите  свою  историческую  память.  Ваш  новый  мир  есть  самый  старый,  с  древних  времен  существу-ющий  мир.  Всякая  посредственность  есть  существо  вполне  коллективное,  отлично  социали-зированное».  Всякие  государственные  перетряски  подобного  рода  необходимы,  чтобы  убедить  население,  что  оно  освобождается  от  рабства.  Но  то,  что  ему  уготованы  уже  новые  формы  рабства,  об  этом  оно  не  подозревает.  И  так  до  следующей  перестройки.  С.324: «Личное  соз-нание,  личная  совесть  всегда  была лишь  у  немногих  избранников».  Избранников – довольно  противное  слово.  Кто  или  что  может  человека  сделать  достойным  свободы,  если  не  он  сам.  Совесть – это  продукт  самопознания.  С  углублением  самопознания  крепнет  разум,  появляется  необходимость  и  возможность  контроли-ровать  свои  инстинкты.  Человек  начинает  оправдывать  звание  homo  sapiens.  Бердяев  сам,  как-то  говорил  о  неприятии  формулы  "много  званных,  да  мало  избранных".  Действительно,  услышать  такое  из  уст  Христа  кажется  невероятным.

02.09.02.  
Конечно,  я  жаден.  Мне  бы  благодарить  Небо  за  то,  что  есть,  а  я  хочу  большего.  Прекрасно  сочетание  восходящего солнца  и  неровной  кромки  леса.  У  Бердяева  Бог  выступает  одним  из  главных  действующих  лиц,  у  Ясперса  Бог – один  из  предметов  обстановки.
 Никит. II: 1861 г., С. 202:  «Жалко  и  досадно!  Священника  тут  нельзя  винить:  он  так  воспитан,  так  направлен,  так  руководим…  Слава  Богу  ещё,  что  он  не  пьяница.  Вопрос  о  жалком  состоянии  нашего  сельского  духовенства – поистине  вопиющий  вопрос.  После  обедни  я…  пригласил  его  к  себе  вечером  на  чай.  Я  завёл  речь о  необходимости  поучать  народ  простым  и  удобопонятным  внушением  ему  ве-ры  и  христианской  нравственности.  Он   жаловался   на  то,  что  крестьяне  очень  неохотно  посе-щают  церковь  и  вообще  крайне  неразвиты.  Одновременно  была  у  нас  родственница  моей  жены, г-жа  Быковская, соседняя  помещица,  владелица  трёхсот  пятидесяти  душ  и  огромного  количества  земли.  Она, как  и  большинство  здешних  дворян, очень  недовольна  настоящим  положением  вещей.  По  мнению  её  и  многих  других  помещиков,  следовало  бы  дать  крестьянам  свободу  без  земли.  Помещикам  в  настоящую  минуту,  конечно,  приходится   круто,  но   такая  огромная  реформа  не  могла  быть  совершена  иначе,  а  они  не  хотят  этого  понять  и  сильно  негодуют  на  правительство.  Можно  надевать  на  себя  личину  какого  угодно  свойства,  какой  угодно  добродетели.  Но  под  любовь  и  ум  никак  нельзя  подделаться.  Чтобы  заставить  поверить  нашей  любви,  надо  иметь  в  сердце  хоть  сколько-нибудь  этого  чувства;  чтобы  прикидываться  умным,  надо  иметь  хоть  малую  толику  ума.  Я  всегда  был  того  мнения,  что  не  должно  ни  в  чью  голову  вбивать  убеждений  и  идей  или  заставлять  людей   насильственно  идти  по  известному  пути.  Образуйте  их  умы,  сделайте  их  способными   к   разумной   и   правильной   деятельности,  и  пусть  они  сами  устанавливают  себе  свои  нравственные  убеждения,  идеи,  цели».

03.09.02.
1:2:46.  Думаю  выписаться  10-го,  дома  лечить  язву  легче:  нет  нужды  носить  носки  и  отвлекаться  на  любовь.  Дома  мысль  фиксируется  сразу,  а  в  санаторке  до  бумаги  не  донести.  Религии  со
-путствует  обскурантизм,  за  редким  исключением:  отцы  церкви.  Все  психозы,  основанные  на  воле к  власти,  являются  инстинктами,  которые  человек  может  контролировать,  но  зачастую  не  хочет,  ибо  это  связано  с  избыточным  материальным  обеспечением.
  Самоконтроль  требует  определённого  усилия.  [(Диплом  получил  человек  достойный,  в  то  время  как  на  моих  глазах  к  диплому  тянули  за  уши  болванов.)  Но  потеря  работы  в  ту  пору  меня  не  особенно  волновала,  так  как  у  меня  была  вторая  группа  инвалидности,  и  прожиточный  минимум  мне  был  обеспечен.  Однако  в  1981 г.  вторую  группу  сняли  и  дали  третью,  что  вынудило  меня  искать  работу.  Я  не  знал,  что  у  инвалидов  стаж  не  прерывается,  и  к  концу  месяца  поисков  стал  волноваться  и,  увидев  на  станции  объявление  о  приёме  на  работу,  решил  устроиться  временно.  Когда  истекли  три  ме-сяца,  начальник  уговорил  меня  перейти  работать  постоянно.  Я  уже  открыл  в  этой  работе  до-стоинства,  о  которых  говорил  выше,  и,  сделав  дубликат  трудовой  книжки,  дал  согласие.  Но  вот  странности  жизни.  Когда  я  работал  временно,  за  меня  держались,  но  стоило  стать  постоянным,  от  меня  стремятся  избавиться.  И  сам  я  стал  жаднее.  Если  пять  лет  назад  меня  устраивала  пенсия  по  второй  группе,  то  теперь  мне  кажется  кошмарной  перспектива  жить  только  на  пенсию.  И  всё  же  на  судьбу  я  не  жалуюсь,  так  как  неурядицы  общественного  аспекта  моей  личной  жизни  уравновешиваются  спокойствием  семейного  и  радостью  интимного  аспектов. В  семье,  правда,  волнует  поведение  сына,  а  интимный  аспект  постоянно  грозит  исчезновением.  И  главный  виновник  тому – мой  возраст.  Говорят,  нет  худа  без  добра.  Димка  сомневается:  какое  же  добро  в  том,  что  умерла  бабушка.?  Он  лицемерит.]  

04.09.02.
Хотелось  бы  дотянуть  до  50-и,  хотя  бы  по  совокупности.
  Речь  идёт  не  о  возрасте,  мне  уже  64,  речь  идёт  о  количестве  сеансов  связи  за  год.  Конечно,  пл
ачу  я  необоснованно:  уже  было  49 сеансов,  а  до  конца  года  ещё  почти  четыре  месяца.  И  потом,  в  этом  вопросе  планировать  просто  невозможно.  Гуляю  мало,  стараюсь  сохранить  зарядку  и  вечерний  (после  тихого  часа)  поход.  Именно  этот  поход  может  представить  неожиданную  встречу.  После  ужина  читаю.  Никит. II: 1861 г., С. 204:  «В  деревнях  наших  ещё  долго  будет  царить  непроницаемый  мрак,  если  правительство  не  озаботится  открытием  там  школ.  Русский  чиновник – ужасная  личность.  Что  будет  впереди – ещё  неизвестно, а  до сих  пор  он  был  естественный  злейший  враг  народного  благосостояния».  С. 205:  «Сегодня  после  обедни  на  нашем  дворе  были  расставлены  столы,  а   на  них  пироги,  вино  и  разные  сласти,  и  всё  это  предложено  крестьянам.  В  начале  обеда  я  подошёл  к  одному  из  столов,  налил   рюмку   вина  и   провозгласил  тост  за  государя  императора,  нашего  общего  отца  и  освободителя  крестьян.  «Дай  Бог  ему  долго  жить  и  царствовать», – сказал  я.  Но,  увы,  и  эта  моя  попытка  вызвать  в  этих   добрых   людях  сочувствие  к  новому  порядку  вещей  ни  к  чему  не  привела.  Сегодня  посетил  здешнего   посредника   Рафаила  Осиповича  Богдановича.  Весь  разговор  мой  с  ним,  разумеется,  относился  к  крестьянскому  делу.  С. 207:  «Роль  честного,  зрелого  человека  в  этой  сумятице:  соблюдать  закон  равновесия…  Неуклонный,  но  разумный  либерализм,  не  разрушающий,  а  созидающий, – вот  мой  девиз…»  С. 211:  «Студентам  запрещены  сходки,  но  они  сегодня  опять  устроили  одну  и  сильно  нашумели.  Произведено  несколько  арестов.  Говорят,  взят  и  великий  проповедник  социализма  и  материализма  Чернышевский.  Подвизаясь  в  «Современнике»,  этот  передовой  человек  (так  назы-вают  себя  эти  господа)  взял  на  душу  немало  греха,  совратив  многих  из  "малых  сих"». 

05.09.02.
Думаю,  любой  человек  так  или  иначе,  с  той  или  иной  силой  переживает  прекращение  любов
-ных  отношений.  Я  нахожу  это  естественным:  Бог  дал
Бог  взял.  Я  не  оправдываю  себя,  но:  1. Государство  нас  грабит,  а  мы  стараемся  хоть  что-то  удержать.  2. Иметь  на  «чёрный  день»  не  предосудительно.  В  области  пожары.  Сердюков  пеняет  Яковлеву,  что  тот  не  помогает.  Был  бы  один  субъект,  не  было  бы  вопросов.  Но!..  каждому  хочется  воровать,  хочется  украсть  больше,  чем  другой,  иначе  засмеют.  Пришвин: «С.450: Вечером  от  7½–10  без  передышки  читал  «По-весть»  Асееву  и  Федину.  В  тот  момент,  когда  я  прочитал  последние  слова  повести,  в  10 вечера,  грянул  салют  по  случаю  взятия  Николаева.  Установили,  и  я  готов  этому  верить,  что  «Повесть» – лучшая  моя  вещь,  лучше  «Жень-шеня».  Ничего  не  поделаешь!  Приходится  помирать,  и  в  то  же  время  чувствуешь  право  своё  на  бессмертие.  С.451: Начало  освобождения  Крыма.  Во  время  обеда,  около  1 ч.  дня  передали  вызов  в  Кремль  к  Калинину.  Собрались  как  на  пожар,  прибыли  ровно  в  2.20  и  пробыли  у  Калинина  40 минут».  [Именно  он  и  в  наибольшей  степени  ощущает  это  добро.  Исчезла  постоянная  мелочная  опека  и  источник  раздражения.  В  некоторой  степени  ощущаю  это  и  я.  Мне  теперь  некого  стесняться  дома  в  смысле  одежды.  Я  продолжаю  цитировать  Б. Грассиана.  С.80:  «…и  если  удивление – чадо  невежества,  оно  же  отец  наслаж-дения».  Удивляться  и  наслаждаться – эти  две  способности  человека  я  считаю  самыми  ценными,  всё  остальное  в  человеке  можно  развить,  а  эти  способности – от  Бога.  С.86:  «Ибо  всякая  вещь  в  природе  имеет  смысл,  всякое  влечение – цель:  …магнитная  стрелка  стремится  к  северу,  рас-тение – к  солнцу,  рыба – к  воде,  камень – к  центру  земли  и  человек – к  Богу,  стало  быть,  Бог  су-ществует;  он  есть  север,  центр,  солнце,  которое  человек  ищет…»  И  далее: «Нет  такого  народа,  даже  самого  дикого, что  не  признавал  бы  божества, – главный  довод  …существования  Бога».] 

06.09.02.
1:2:47.  Кругом  пожары,  утром – смог.  С  Румянцевым  Алексеем  провели  интересный  вечер  встречи.  Листья  падают  зелёными,  скрученными.  Добыча  торфа  нарушила  водный  режим  почв.  Созданы  предпосылки  для  самовозгорания.
  Природа  тысячелетиями  формировала  флору  и  фауну  под  окружающие  климатические  условия,  а  человек  пришёл  и  всё  нарушил  в  одночасье.  Я  не  сомневаюсь,  что  Природа  сумеет  дать  под  зад  как  следует   этому  человекообразному  и  сократит  его  численность  до  приемлемого  уровня.
 Никит. II: 1861 г., С. 212:  «У  министра.  Он  обратился  к  нам  с  маленькой  речью,  в  которой  приглашал  содействовать  ему  в  водворении  порядка.  Затем  он  толковал  о  необходимости  и  справедливости  установления  платы  со студентов  за  слушание  лекций.  А  главное,  нам  тут  же  сделалось  известным,  что,  вследствие  беспорядков,  произве-денных  вчера  студентами,  университет  закрывается  на  некоторое  время.  Сейчас  от  Филипсона… – Знаете  ли, – сказал  он  между  прочим, – как  трудно  мне  даже  просто   знать  настоящее  положение  вещей  в  университете.  Верные  сведения  обо  всём  я  получаю  от  министра, а  министр  получает  их  из  III  отделения;  III  же  отделение  всё  знает  через  своих  шпионов.  Можете  себе  представить,  как  приятен  этот  путь».  Но  государство  иначе  не  может.  Сегодня,  правда,  в  шпионах  нет  надобности,  в  Интернете  можно  узнать  всё  про  всех:  никто  не  скрывает  своих  самых  одиозных  взглядов.  С. 214:  «Между  тем  молодые  люди  нахлынули  во  двор  и  в  швей-царскую   университета;  на  улице  тоже  было  их  множество;  народ  наполнял  все  ближайшие  места; кареты, дрожки  пересекали  мостовую. Всё  было  в  нестройном  движении  и  ожидании. Явился  обер-полицмейстер  А. В. Паткуль,  а  вслед  и  генерал-губернатор  П. Н. Игнатьев».  Наши  губернаторы  только  позируют,  полиция  знает  своё  дело  туго.      

07.09.02.
1:2:48.  Одно  угнетает,  что  не  могу  гулять.  Тонечка  рассказала  опять  страсти  господни.  У  Люба
-стика  новое  горе:  Сашку  избили  и  ограбили.  Он  работает  дальнобойщиком,  а  их  чаще  всего  и грабят  переодетые  под  ментов  бандиты.  Правда,  и  Сашка,  будучи  от  природы  здоровым,  часто  лезет  на  рожон.  Красота  женщины  скоротечна,  в  основном;  продукт  скоропортящийся,  как  гово-рили  классики.  В  этом  вопросе  я  себя  тоже  считаю  экспертом.  Вот  Любастик,  например,  в  14 лет  она  была  божественна.  Выпивать  можно,  даже  нужно,  для  здоровья.
 [С.115: «У  мудрецов  нет  книг,  у  невежд  же  библиотеки».  С.117: «Если  увидишь  человека,  кичащегося  учёностью,  знай,  что  это  невежда».  С.137: «…глупость  невыносима,  особенно  для  людей  разумных…»  Ты  думаешь,  что  я  приписываю  себе  некоторые  из  рассматриваемых  здесь  достоинств.  Отнюдь.  Когда-то  и  я  кичился  своей  ученостью,  пока  не  понял,  что  твоя  учёность  нужна  только  тебе  одному,  да  и  то,  чем  я  гордился,  у  меня  отсутствовало  вовсе.  Для  окружающих  тебя  людей  важна  не  твоя  учёность,  но  мудрость  и  терпимость.  И  всё  равно,  глупость  я  не  выношу.  Режь  меня,  жги  меня,  а  к  глупости  терпимым  быть  не  могу  и  не  буду.  (Глупость  приемлема  только  в  интимных  отношениях)  С.149: «…Лиссабон… – не  зря  основателем  города  был  Улисс  Хитро-умный».  Это  лишь  малая  толика  полезного,  что  я  почерпнул  из  несравненного  Грассиана.  Его  же  «Карманный  Оракул»,  следуя  моему  принципу,  пришлось  бы  перепечатывать  полностью.  Про-чти  и  убедись  сам,  какая  ценная  это  книга  как  источник  здравого  смысла,  народной  мудрости.  Именно  по  этим  критериям  литературное  произведение  либо  становится  классическим,  либо  предаётся  забвению  ещё  при  жизни  автора.  И  очень  хотелось  бы  понять,  что  же  заставляет  нас  считать  классической  эту  музыку.  28.04.86.  Сегодня  перечёл,  что  успел  написать,  и  увидел,  что  получается  то,  что  хотел.  Во  всяком  случае,  пока  не  вижу  причин  уничтожать  написанное.] 

08.09.02.
Утром  наблюдал  ступенчатое  увеличение  освещённости  на  открытой  местности.
  О  подобном  явлении  нигде  не  читал  и  не  слыхал.  Осталось  две  утренних  прогулки.  Домой!  Домой!  Только  бы  не  помешала  язва  моим  походам  в  парк.  Но  желание  преодолевает  и  не  такие  барьеры.  А  парк,  тем  временем,  наполняется  порохом:  опавшей  листвой  и  сухой  травой.  А  в  соседнем  садо-водстве  постоянно  что-то  горит.  Я  удивляюсь,  как  не  загорится  наша  местность.  Прошёл  д/р  Лёшки  Васильева,  Наташки,  его  сестры,  а  я  в  стороне.  Обычно  они  меня  всегда  приглашают.  Наташка  довольно  долго  сохраняет  свою  прелесть.  Она  частенько  является  мне  во  сне  в  обольстительном  виде.  Четыре  дня  кряду  день  здоровья – это  много:  чувствую,  как  здоровье  убывает.  Никит. II: 1861 г., С. 215:  «За  мной  присылал  Филипсон.  Несмотря  на  усталость,  я  тотчас  пошёл  к  нему.  Он  объявил  мне,  что  я,  по  распоряжению  министра,  назначаюсь  депутатом  от  университета  в  комиссию  для  исследования  происшедших  беспорядков.  Эх,  не  хочется! Тут  много  предстоит  трудностей  и  неприятностей,  а  здоровье  плохо.  Но  как  гражданин,  как  настоящий  честный  друг  учащейся  молодёжи,  я  не  имею  права,  жалея  себя,  отказываться  от  дела  потому  только,  что  оно  трудно  и  неприятно».  В  этом  пассаже  как  он  себе  нравится,  как  ощущает  свою  незаменимость.  Но  я  вижу  в  этом  только  лицемерие.  С. 216:  «Но  находившиеся  налицо  члены  все  показались  мне  людьми  порядочными.  Они  далеки,  по  крайней  мере  все  так  высказались,  от  мысли  обвинять  и  преследовать  заблудших  молодых  людей  как  государственных  преступников.  Комендант  говорил  тоже  в  тоне  простого  и  добродушного  человека.  Часу  в  десятом  вечера  ко  мне  явились  члены  университета  Спасович,  Березин  и  Павлов  просить  меня  сложить  с  себя  звание  депутата,  потому,  говорили  они,  что  тут  требуется  юрист,  член  юридического  факультета».  Слишком  мягок.

09.09.02.
1:2:49.  Вся  религиозная  философия  ап.  Павла  пронизана  здравым  смыслом: 
просить  легче  не  за  себя,  но  за  другого,  как   перед  смертными,  так  и  перед
 Богом.  Каждое  утро  не  похоже  на  другое.  И  не  только  убором  небес,  но  и  призрачно-сказочным  одеянием  тумана,  скоростью  восхода,  а  теперь  ещё  и  зловещим  окрасом  дыма  пожаров.  На  нашей  Российской  почве  подли-чали  и  подличают  не  только  русские,  но  и  поляки,  французы,  немцы,  греки,  итальянцы.  Это  подтверждает  то,  что  подл  наш  уклад.  Пришвин: «С.451: Очень  возможно,  что  я  нахожусь  в  по-ложении  той  бабы,  которая  вместо  двери  «входа»  попала  в  дверь  «выхода»  и  решила  одна  про-биться  через  встречную  толпу.  Вот  не  забыть  бы  из  беседы  с  Калининым.  «Почему  это, – гово-рит  он, – русская  литература  стала  такой  значительной  во  всём  мире?  Не  от  того  ли,  что  давле-ние  на  русского  писателя  было  так  велико».  (Я  понял  эти  слова  в  смысле:  «Этот  стон  у  нас  песней  зовётся…»)  Б-ев, С.324: «Иерархический  порядок  в  мире  есть объективация».  Как  легко  и  непринуждённо  Бердяев  превращает  простую  и  понятную  мысль  в  набор  слов,  пропуская  её,  эту  мысль,  через  туман  своего  миросозерцания.  Уже  Спиноза  показал,  что  иерархия – естественный  продукт  естественного  права,  права  сильного.  Это  явление  в  мире  животных  способствует  сохра-нению  вида.  А  поскольку  человек – плоть  от  плоти,  кровь  от  крови  животного  мира,  то  законо-мерно,  что  он  унаследовал  естественное  право,  а  с  ним  и  иерархию.  С.325: «Самое  горькое  знание,  которое  приобретается  с  возрастом, есть  возрастание  недовольства  собой,  самокритика».  Самые  горькие  плоды  приносит  самопознание.  Это  подтверждается  и  поговоркой:  "Век  живи,  век  учись,  а  дураком  помрёшь".  Кстати,  эта  поговорка  вселяет  надежду,  что  в  народе  проис-ходит  процесс  самопознания,  значит,  его  будущее  не  так  уж  и  мрачно.  Но  горечь  эта  напра-влена  на  себя,  а  не  на  окружающих.  Это  сожаление,  что  поздно  пришёл  к  самопознанию.

10.09.02. *
1:2:50.  Тело  страждет,  а  душа  поёт.  Душа,  естественно,  связана  с  телом.  Иначе  она  бы  поки-нула  его  при  первой  же  возможности:  сон,  обморок,  считание  ворон.  Но  где  эта  связь  реали-зуется?  Я  думаю,  в  гипофизе.  Пришвин:
«С.451: В  10 вечера  позвонили  мне  из  Союза  писателей:  «Умер  Новиков-Прибой».  С.452: Ночью  в  1 ч.  Нас  разбудил  салют:  наши  овладели  Севасто-полем.  На  электричке  ехал  в  детском  вагоне,  вошли  слепые,  один  играл  на  гармошке,  другой  пел  о  том,  как  на  Западном  фронте  геройской  смертью  погиб  молодой  человек  и  как  дома  пла-кала  его  мать.  Все  женщины  в  вагоне  плакали,  видно  было  насквозь,  как  много  в  стране  стра-даний  и  горя,  почти  каждая  женщина – сосуд  страданий  и  горя.  Никит. II: 1861 г., С. 217:  «В  таком  случае  вы  правы:  дело  может  так  усложниться  и  принять  такие   размеры,  что  действи-тельно  окажется  мне  не  по  силам.  Я  завтра  попрошу  министра  уволить  меня  по  расстроенному  здоровью.  Подал  просьбу  министру  об  увольнении  меня  от  звания  депутата  следственной  комис-сии о беспорядках  в  университете.  Он  сильно  негодовал  на  адрес,  поданный  ему  сегодня  за  подписью  профессоров  о  ходатайстве  за  студентов  сидящих  в  крепости.  Я  не  мог  его  подпи-сать,  потому  что  ещё  состоял  депутатом  и  в  этом  качестве  не  должен  был  принимать  участия  ни  в  каких  демонстрациях».  Вот  поведение  лицемера,  думаю,  своих  дневниковых  записей  он  при  жизни  никому  не  показывал.  С. 219:  «Приехал  из-за  границы  Плетнёв.  Вчера  я  видел  его  у  попечителя.  Посмотрим,  как-то  поведёт  себя  в  нынешних  обстоятельствах  этот  почтенный  человек,  всю  жизнь  свою  заботившийся  о  том,  чтобы  избегать  всяких  забот,  если  они  не  касались  получения   мест,  пенсионов  и  звезд».  С. 221:  «Совет   университета.  Происходил   выбор  членов  университетского  суда.  Я  получил  только  два  голоса. Хорошо  и  начальство:  сегодня  сделает  шаг  вперёд,  а  завтра  отступит  на  два  назад…»  Люди-то  видят,  кто  стоит  перед  ними.

11. 09.02. *
Выписался,  приступил  к  домашней  жизни.  Вес  79 кг.  Сохранить  бы.  И  текучка,  текучка.  В  первую  очередь – отчёт.  Бандит  уже  звонил.  Ерепенится,  а  в  итоге  сделает  так,  как  говорил  и  предлагал  я.
  Пришвин: «С.453: Сегодня  вся  Москва  едет  в  поле  с  железными  лопатами,  не  могилы  копать,  а  огороды.  Из  Кремля  звонок  от  Калинина – завтра  в  час  дня  на  приём.  Всю  ночь  шёл  тёплый  окладной  дождь,  и  утро  серое.  Ни  малейшего  волнения  не  чувствую  за  судьбу  повести:  сделал,  что  мог.  В  1 час  дня  мы  пришли  в  комнату  номер  50 (Кремль,  дом  Правительства).  Всё  ещё  чувствую  боль  от  поражения  в  Кремле.  Начало  решения  писать  «Канал  Сталина»  (Былина)».  Обидно  за  наивность  порядочных  людей,  хотя  сам,  не  редко,  проявляю  себя  подобным  образом.  Хочется  верить  в  хорошее,  но  из  кабинета  хорошее  исходить  не  может.  [Жизнь  и  книги  убедили  меня,  что  к  любому  начинанию  надо  подходить  решительно,  и  тогда  успех  обеспечен.  Об  этом  же  мне  постоянно  твердил  и  кум  моего  кума  В. Лавренюк.  А  в  «Исповеди»  Жан-Жака  Руссо  это  показано  очень  наглядно.  Он  начал  давать  уроки  музыки  и  научился  ей  и  стал  даже  писать  её.  И  я  вспоминаю,  когда  учился  в  техникуме,  объясняя  другим  работу  того  или  другого  прибора,  в  конце  концов,  сам  начинал  понимать  то,  о  чём  толковал  другим.  Так  же  смело  приступил  я  к  настройке  ф-но.  Чаще  всё  обходится  хорошо,  но  бывают  и  досадные  ляпсусы,  которые  терзают  мою  совесть  и,  тем  самым,  портят  мне  мою  жизнь.  Мой  собственный  жизненный  опыт  убеждает  меня  в  том,  что  сам  я  понимаю  и  нахожу  понимание  только  тех,  кто  чувствует,  мыслит  и  действует  почти  так  же,  как  я.  Но  стоит  столк-нуться  с  иным  мышлением,  как  понимание  мгновенно  исчезает.  По  моему  мнению,  в  браке  лю-бовь  может  присутствовать  только  в  самом  начале,  но  может  и  вовсе  отсутствовать.  Дальней-шее  существование  супружеской  пары  определяется  лишь  взаимовыгодой  и/или  уважением.]   

12.09.02. 
Отметили  прекращение  лечения.  Поход  в  парк  не  состоялся,  перенесён  на  пятницу.  Носиться  с  мощами  Николая II  и  думать  о  восстановлении  монархии – глупо  и  недостойно  президента  демократического  государства.  Достаточно  того,  что  соблюли  традиции  и  похоронили  рядом  с  предками.
 Никит. II: 1861 г., С. 222:  «Зачем,  например,  говорить,  или,  лучше  сказать,  кричать,  что  я  враг  студентов,  что  я  действую  против  них?  Я-то,  всю  жизнь  посвятивший  им  и  укреплению  науки!  И  это  только  потому,  что  я  не  одобряю  их  демонстраций  на  улицах  и  площадях…»  Судят  по  делам,  а  поведение  Никитенко  было  двуличным.  С. 223:  «И  между  тем  камергер  М. М.  сегодня  целый  вечер  у  меня  орал,  что  мне  следовало  в  совете  принять  сторону  Кавелина;  что  меня  бранят  в  обществе  и  проч.  До  часу  продолжались  у  меня  прения.  Горло,  грудь,  голова  устали.  Мне  всё  это  крепко  надоело,  и  я  рад  был,  когда  мои  гости  взялись  за  шляпы.  Нет,  я  не  ропщу  на  разглашаемые  обо  мне  нелепости:  ведь  в  общественных  тревогах  всего  больше  достаётся  честным  людям».  Даже  в  дневнике  своём  он  не  может  быть  искренним.  Но,  может  быть,  я  ошибаюсь,  может  быть,  им  так  глубоко  овладела  порядочность,  что  даже  в  дневнике  он  не  может  камергера  назвать  козлом.  С. 224:  «Филипсон  передал  мне  просьбу  министра  составить  записку о  преобразовании  университетов. Я передал Филипсону  свои  соображения  по  этому  поводу  и  обещался  изложить  их  в  записке».  Я  слишком  строг  к  нему,  он  был  одинок  в  своей  "борьбе"  за  просвещение,  а  объединиться  с  передовыми  профессорами  ему  мешало  крайнее  уважение  власти.  С. 225:  «Сегодня  открыт  университет.  Студентов  собралось  очень  немного.  У  меня  на   лекции  было  четыре  человека,  у  Благовещенского  два,  у  Ленца  тоже  человека  три,  у  Косовича  ни  одного.  Итак,  первый  день  открытия  университета,  которого  так  боялось  начальство  наше,  прошёл  благополучно». 

13.09.02.
Перевыборы  в  торгово-промышленной  палате:  снова  Блотнер.  Он  это  ожидал  и  приготовил  хороший  стол.  Там  встретил  Егорова  Владимира  Григорьевича,  директора  ПТУ,  пригласил  его  на  вторник  к  нам.
  Пришвин: «
С.454: Куст  смородины  разросся,  ветка  нижняя  отяжелела  и  склонилась  к  земле.  Тогда  на  месте  соприкосновения  живой  ткани  с  землёй  появились  корешки,  и  так  начался  новый  куст  смородины:  не  от  корней  произошли  в  этом  новом  кусту  ветви  и  листья,  а,  напротив,  корни  явились  из  веток.  Я  не  пользовался  ни  школами,  ни  приёмами,  я  соприкасался  своей  личной  жизнью  с  жизнью  всего  мира  и  записывал  это  сопереживание,  как  путешественник:  видит  новое,  удивляется  и  записывает».  Б-ев, С.326: «Я  продолжаю  вос-принимать  себя  юношей,  почти  мальчиком,  даже  в  зеркале,  за  чертами  своего  постаревшего  лица,  я  вижу  лицо  юноши.  Это  мой  вечный  возраст.  Старости  духа  нет,  в  духе  есть  вечная  юность.  Есть  лишь  старость  тела  и  той  части  души,  которая  связана  с  телом».  Вот  такие  строки  приятно  читать.  И  хотя  эту  мысль  Сартр  высказал  более  афористично,  слова  Бердяева  имеют  большое  значение  для  утверждения  оптимизма  в  читателе.  «Мир  есть,  прежде  всего  и  больше  всего, – страсть  и  диалектика  страсти.  Страсть  сменяется  охлаждением.  Обыденная  действительность  и  есть  это  охлаждение,  когда  начинают  господствовать  интересы  и  борьба  за  существование».  С  возникновением  разума  и,  как  следствие,  речи  начинается  интенсивный  обмен  информацией  между  отдельными  членами  сообщества.  Количество  знаний  постоянно  возрастает.  Возникает  понятие  быта,  что  так  не  любит  Бердяев.  Но  именно  быт  является  главным  источником  информации,  как  для  пастуха,  так  и  для  царя.  Я  допускаю  возможность  удаления  от  мира  для  спокойного  обдумывания  нако-пленной  информации,  оторванность  от  мира  на  вовсе  приведёт  к  деградации  человека.

14.09.02.
Ничего  не  успел,  так  как  мешало  присутствие  настройщика  TV.  Нет,  конечно,  много  читал.  Человекообразному  свойственны,  причём  в  равной  степени  алкоголизм,  вандализм,  воровство  и  лень.  Не  та  лень,  которая  оставляет  простор  для  работы  мысли,  но  нежелание  работать  вообще.  А  это  всё  признаки  рабской  натуры.
  Обстановка  в  России  в  период  с  1905  по  1917 гг.  очень  напоминает  нашу  перестроешную.  Даже  терминология  Керенского  и  Горбачёва  очень  схожа.  Никит. II: 1861 г., С. 227:  «В  "Русском  слове"  появился  новый  пророк  в  модном  направлении – Д. И. Писарев.  Он  в  прошедшем  году  кончил  курс  в  нашем  университете  и  теперь  поместил  в  "Русском  слове"  статью:  "Схоластика  XIX  века  и  процессы  жизни".  Прочитав  её,  признаюсь,  я   даже  раздражился…  уже  более  двух  недель,  как  я  принуждён  бороться  с  пошлым  и  грубым  стремлением,  которое,  как  мутные  волны,  всё  больше  и  больше  нас  охватывает  со  всех  сторон  и  которое  угрожает  нам  в  будущем  кровавым  потопом».  Вместо  того  чтобы  способствовать  распространению  просвещения,  Никитенко  объективно  оказался  строителем  плотины  невежества.  Теперь  он  боится,  что  знания  вырвутся  наружу.  И  предчувствие  его  не  обмануло.  С. 229:  «Вы  говорите,  что  надо  разрушать  всё  старое,  всё,  всё,  чтобы  потом  создать  новое.  Но  разве   это   возможно?  Старое  в  человечестве:  и  наука,  и  искусство,  и  всякие  опыты  и  открытия   веков.  Старое  всё  то,  откуда,  из  чего   вытекает  новое.  В  общественном  порядке  бывают  перестройки».  Конечно,  разрушают  вандалы.  Власть  должна  понимать,  когда  назрела  перестройка,  и  руководить  ею.  С. 230:  «Всего  посещающих   лекции  75  человек,  а  подавших  просьбы  около  700.  Отчего  же  они  не  ходят  в университет?  Это  большей  частью  юристы,  то  есть  самая  беспокойная  часть  студентов.  Едва  ли  они  не  решились  держаться  системы  пассивного  сопротивления,  по  примеру  Венгрии».  Видать,  лектора  такие,  что  к  ним  на  лекции  никто  не  ломится.

15.09.02. 
Вышел  на  прогулку – было  тяжело.  Прорезался  Макаров:  кажется,  можно  его  заставить  работать.  Приехала
  из  отпуска  Л. Г. Нестерова.  Она  руководит  неким  образованием  "Лоранта"  и  хочет  тесно  сотрудничать  с  нами,  но  мне  пока  удавалось  этого  избегать.  Всякое  подобное  сотрудниче-ство  оборачивается  нагрузкой  на  наш  бюджет.  Её  путёвка,  льготная,  почти  триста  в  день.  Не  слабо.  Конечно,  её  опять  там  ждут.  Пришвин: «С.455: Жара.  Узнал  о  нашем  наступлении  на  Финляндию.  Можно  сказать,  весь  народ  не  доверял  союзникам,  все  говорили,  что  2-го  фронта  не  будет.  Факт  6-го  июня,  казалось  бы,  должен  бы  убедить  в  обратном.  …увидел  себя  самого  собакой,  умными  глазами  следящей  за  речью  людей.  Стыдно  и  больно!  Русские  пережили  такое  отчаяние,  о  каком  и  не  снилось  союзникам,  и  этим – странно! – именно  этим  они  и  сильны».  Союзные  солдаты  хотели  помочь,  не  хотело  начальство.  [И  поэтому  смешными  и  жалкими  кажу-тся  мне  истории  о  долгой  супружеской  жизни  сопровождённой  любовью  от  начала  и  до  конца.  Любовь  возможна  только  вне  брака.  Трудности,  но  преодолимые,  на  пути  взаимного  влечения  делают  любовь  сильнее,  но  лёгкость  достижения  цели  убивает  любовь.  По  этой  причине  мы  всю  жизнь  помним  одних  и  стремимся  забыть  других.   Древнегреческий  философ  Антисфен  гово-рил:  «Следует  сходиться  только  с  такими  женщинами,  которые  будут  вам  за  это  признательны».  Как  видишь,  здесь  нет  и  речи  о  любви,  но  всё  зависит  от  сознания.  И  ещё  ты  можешь  уви-деть  пример,  что  любые  слова  можно  любому  трактовать  по  любому.  Неизменно  одно:  каждый  будет  вкладывать  в  них  свой  смысл  и  этим  обнаруживать  свои  собственные  мысли.  Но  если  на  людях  мы  должны  скрывать  свои  мысли  или,  во  всяком  случае,  быть  сдержаны,  не  даром  гла-сит  поговорка:  «простота  хуже  воровства»,  то  наедине  с  самим  собой  это  необязательно.  И  даже  это,  пожалуй,  единственный  случай,  когда  мы  можем,  должны  быть  предельно  откровенны.] 

16.09.02. 
Постоянно  беру  на  себя  обязательства:  теперь,  вот,  вяжу  Саару   воротник  к   свитеру,  перевожу  на  ПК  из  Ильина  целую  главку  о  врачах,  хотя  уверен,  что  никто  ею  не  заинтересуется,  во  всяком  случае,  в  моём  окружении.  Нога  болит  и  отбивает  охоту  идти  на  охоту.
 Никит. II: 1861 г.,
С. 232:  «Швейцар  Савельич  с  прискорбием  мне  говорил, что  некоторые  из  студентов  (смут-ников,  как  он  их  называет)  бродят  по  коридорам  и  уговаривают   товарищей   не  ходить  на  лекции».  Можно  саботировать  лекции  ретроградов,  но  дельные  лекции  пропускать  глупо.  С. 234:  «Государь,  говорят,  благодарил  на  параде  Преображенский  и   Финляндский  полки  и  жандармов  за  их  действия  во  время  студенческих  смут».  Это  тот  государь,  которого  называют  осво-бодителем.  Не  правда  ли,  хорошая  шутка  юмора?  С. 235:  «Я  монархист  (разумеется  не  абсо-лютный) по  принципу, а  к  Александру  Николаевичу  питаю  искреннюю  преданность  со  времени  освобождения  крестьян.  Но, право,  я  боюсь,  чтобы  мне  не  перестать  уважать  его.  Как  можно  делать  министром  таких  людей, как  граф  Путятин? Ведь  довольно  поговорить с  ним  четверть  часа,  чтобы  убедиться  в  его  ограниченности».  Зато  граф  Путятин  предан  государю  весь,  и  в  голове  его  не  зарождаются  мысли  об  "перестать  уважать".  Хотя  понятно,  что  Никитенко  просто  горячится.  С. 237:  «Вечером   у  Валуева.  Он   сказал  мне,  что  докладывал   государю  о  назначении  меня  главным  редактором  газеты,  и  государь  «с  особенным   удовольствием»  на   это  согласился.  Был  поутру  у  Плетнёва.  Он  рассказывал  мне  о  том, как  был  выбран  в  министры  Путятин».  Ну  как  можно  сердится  на  императора,  который  соглашается  «с  особенным   удовольствием»  на  редакторство  Никитенко.  С. 238:  «Князь  А. А. Суворов  назначен  генерал-губернатором  в  Петербурге  на  место  П. Н. Игнатьева.  В  публике  одобряют  этот  выбор».  Губернаторство,  как  и  во  все  времена,  место  прокормления  до  третьего  поколения. 

17.09.02.
Вылезал  из  ванны,  и  вдруг,  как  топором  по  спине.  Видимо,  в  санаторке  организм   расслаб
-ляется.  После  санатория  необходим  курс  реабилитации,  чтобы  привести  организм  в  рабочее  состояние.  Только  написал  предыдущую  фразу,  как  читаю  у  Ильина,  «О  призвании  врача»,  что  любое  изменение  в  жизненном  ритме  приводит  к  появлению  болезней.
  [А  подкрепит  мою  мысль  Расул  Гамзатов:  «Два  года  нам  нужно,  чтобы  научиться  говорить,  и  шестьдесят  лет,  чтобы  научиться  держать  язык  за  зубами».  Гёте  с  четырнадцати  лет  записывал  свои  мысли,  в  этом  и  заключается  его  гениальность.  Любой  ум  только  тогда  чего-нибудь  стоит,  если  он  фиксирует  себя  на  бумаге.  И  Макиавелли,  и  Казанова,  и  Талейран,  да  и  многие  другие  увековечили  себя  не  только  государственной  деятельностью,  но  в   большей  степени  своими  мемуарами.]   [За  меня  не  бойся,  меня  не  гложет  тщеславие,  но  гложет  сожаление,  что  поздно,  очень  поздно  принялся  за  это  дело.  Ведь  и  в  этом  деле  опыт  необходим,  а  он  дитя  времени.  Чтобы  писать,  нужно  знать,  о  чём  писать  и  что  писать.  Всякое  истинное  знание  должно  вести…  к  полезному  умению.  Диоген  Лаэрций  писал:  «Зачинателем  философии  был  Гефест,  сын  Нила.  От  него  до  Александра  Македонского  прошло  48863 года.  373 солнечных,  332 лунных  затмения.  От  Зороастра  до  падения  Трои – 5000 лет».  Зороастр  означает  наблюдающий  звёзды.   Фалес:  «За  три  вещи  благодарен  судьбе:  первое,  что  я  человек,  а  не  животное;  второе,  что  мужчина,  а  не  женщина  и  третье,  что  эллин,  а  не  варвар».  Мне  иногда  кажется,  что  женщиной  быть  лучше,  ведь  она  может  позволить себе  всё,  а  мужчина  только  то,  что  позволит  ему  женщина.  Помнится,  в  одном  из  писем  к  женщине  я  разбирал  этот  вопрос  достаточно  подробно  и,  как  мне  казалось,  красиво.  Если  найду  черновик,  то  приведу  выдержки  из  него.  Да!  Раньше  я  любил  писать  письма  и  писал  неплохо,  знаю,  что  некоторые  из  них  адресаты  хранят  до  сих  пор.]     

18.09.02.
Управлять  ПК  ещё  не  умею,  он  ведёт  себя,  как  хочет,  без  видимого  влияния  с  моей  стороны.  Вчера  были  Егоровы  Владимир  Григорьевич  и  Тамара  Ивановна.  Пообедали  хорошо.  Вечером  звонил  Славка.  Появилась  надежда  вырваться  к   нему  с  ночуем.  Правда,  Тонечка – против.  Да  и  я  сам  не  уверен,  что  смогу  перенести  путешествие  из-за  ноги.  Вечная  жизнь  приемлема  только  для  идиотов.  Ибо  даже  если  туда  попадёт  и  умный,  то,  уповая  на  вечность,  он   будет   откладывать  решение   интересующих  его  вопросов  дальше  и  дальше,  пока  не  встанет  вровень  с  идиотами
  (избранными).  Перед  Путиным  демонстрируют  очередной  сеанс  прогибания.  Никит. II: 1861 г.,
С. 239:  «Вечером  в  шесть  часов  заседание  у  министра   народного   просвещения.  Совещание  об открытии  университета  в Одессе. Университету  там  положено  быть из  двух  факультетов:  историко-филологического  и  физико-математического».  Есть  перспектива  развития.  С. 240:  «Сказать  министру  Валуеву:  мы  стоим  на  пути  широком – на  пути  чести  и  опасностей.  Правительству   предстоит   приобрести  общественное  доверие, – но  приобрести  его  оно  может  только  правдивостью».  А  это  утопия – власть  не  может  быть  правдивой,  это  противно  её  сущности.  С. 241:  «Процесс  перерождения  народа,  который  не  жил  до  сих  пор  жизнью  естес-твенного  и  здорового  развития,  народа,  которого  история  мучила,  а  не  воспитывала?..»  Вот  она,  картина,  которую  предстояло  перерисовать.  С. 242:  «Тут  должно  мужественно  мыслить,  муже-ственно  хотеть  и   действовать.  Но  всё  это  невольно   надламывает  во  мне   веру  в  нашу  на-циональную  способность  самим   устраивать  свою  судьбу.  Невольно приходит  на  ум,  что  русский  народ  в  самом  существе  своём  носит  невозможность самообладания, невозможность нравственной  и  политической  самозиждильности.  Не  общее  ли  это  на  всех  славянах  проклятие?»  Прозрачный  намёк  на  варягов.  Я  вижу  основу  этого  проклятия  в  религии.

19.09.02. 
Звонил  Бандит,  предлагает  новую операцию.  Устоять  невозможно – это  гарантия  старости.  Можно  ли  определить,  сколько  «весит»  один  акт  мышления,  его  энергетическая  ёмкость.  Каков  этот  акт по  продолжительности,  насыщенности,  зависит  ли  от  индивидуума.
  Пришвин: «
С.456: Конец  вой-ны  кажется  по  всему  смыслу  событий  очень  близким.  Всем  кажется  странным  упорство  немцев.  Чехов – поэт  нежных  прикосновений  к  страдающей  душе  человека,  но  ему  не  хватает  героичес-ких  порывов,  подобно  Горькому» Б-ев, С.328: «Мне  самое  общение  с  миром  животных  легче».  Джеймс  Олдридж  где-то  сказал,  что  только  среди  животных  можно  жить  по-человечески.  Но  для  того,  чтобы  придти  к  такому  заключению,  необходимо  провести  очень  много  времени  среди  большого  количества  людей.  Я  совсем  не  уверен,  что,  ведя  уединённый  образ  жизни,  мо-жно  иметь  обоснованное  мнение  о  мире,  в  том  смысле,  как  любит  трактовать  это  слово  Бердяев.  И  никакой  писатель  не  сможет  создать  стоящего  произведения,  не  имея  представления  о  челове-ческих  отношениях.  Бесспорно,  что  человеческое  общение  не  только  обогащает,  но  и  разочаро-вывает,  но  это  беда  быта,  а  не  моя.  «Говорить  же  о  своих  интимных  чувствах  публично,  в  ли-тературе,  мне  всегда  казалось  недостатком  стыдливости,  нецеломудренным».  Уровень  воспитания  в  это  время  был  высок.  Сегодня  об  этом  говорят  по  всем  каналам  TV,  пишут  в  газетах,  из-дают  книги.  Мало  того,  деятели  культуры,  призванные  держать  высоко  планку  нравственности  и  морали,  свободно  откровенничают  о  своих  постоянных  и  временных  связях  с  женщинами.  Да,  это  шаг  назад  в  нравственном  отношении,  это  деградация,  возврат  к  животным  пониманиям  о  семье  и  чести.  Это  обидно,  обидно  за  Фрейда,  который  видел  прогресс  человечества  в  постепен-ном  подавлении  животных  инстинктов,  за  Бёрна,  который  надеялся,  что  в  людях  возобладает  ипостась  взрослый,  обидно  и  за  ап. Павла,  который  так  проникновенно  говорил  о  целомудрии.

20.09.02.
1:3:50.  Приезжала  Нинушка  со  Славкой.  Нельзя  всё  оценивать  однобоко,  событие  проявляет 
себя  по-разному,  но  всё  равно,  это  событие.  Душе  бывает  достаточно  малого,  чтобы  ощутить  полёт.  Сделка  откладывается:  срок  не  вышел.  Погода  стояла  мерзостная,  но  дома  переносимая.  Отменили  референдумы,  хотя  и  разрешенная  форма  была  унизительна  и  мало  пригодна  для  осуществления.  Референдумы  на  уровне  МСУ  должны  быть  обычным  явлением.  Никит. II: 1861 г.,
С. 243:  «Тройницкий  сообщил  мне,  когда  я  был  у  него  в  воскресенье,  любопытный  статистический  факт,  извлеченный  им  из  официального  источника:  что  из  80 000  чиновников  империи  ежегодно  открывается  вакантных  мест  3000.  В  продолжение   двух   или   трёх   лет   с  1857 года  из  всех  университетов, лицеев  и  школы  правоведения  выпускалось  ежегодно  400  человек,  кроме   медиков.  Вывод   из   этого:  как  невелико  у  нас  число  образованных  людей  для  занятия  мест  в  государственной  службе.  Жиды  нашли,  за  что  распять  Христа,  афиняне, – за  что  отравить  ядом  Сократа  и  проч.  После  этого  следует  ли  нам,  ничтожным  людям,  удивляться,  что  находят  за  что  распинать  наше  имя  и  отравлять  всячески,  колико  возможно,  наше  сердце  злобой,  клеветой  и  т. п.»  С  той  поры  количество  чиновников  увеличилось  по  крайней  мере  в  25 раз.  С. 244:  «Удивительно  ли,  что  мы  не  обладаем   правдою  в  судах,  когда   вовсе  не  заботимся  о  ней  в  наших  суждениях  и  речах».  Очевидно,  что  автор  причисляет  себя  к  власти,  когда  говорит  об  истинности  своих  суждений.  С. 245:  «Нет  больших  врагов  у  свободы,  как  яростные  и  неразумные  её  глашатаи  и  защитники…  Кажется,  свободы  никто  не  дарит,  а  она  заслуживается  и  приобретается  самими,  кто  её  хочет  и  достоин.  Есть  отважные  мысли  разного  рода:  по  влечению  одних  идут  и  открывают  Америку,  по  влечению  других  попадают  в  дом  сумасшедших».  Свобода это  интеллектуальное  понятие  и  свойственна  творческим  личностям. 

21.09.02.
День  здоровья,  хотя  какое  здоровье  с язвой  на  ноге.  К  кропотливой  организационной  работе  я  уже  не  способен.  А  генерировать  идеи  у  нас  способен  каждый  человекообразный.  Юрий  Рост  говорит  об  адаптивности,  и  я  с  ним  согласен:  адаптироваться  и  быстро  может  человек,  но  не  человекообразное.
  Пришвин: «С.457: Как-то  случилось  вдруг  после  "Повести",  что  исчезла  всякая  охота  писать  для  печати.  Сколько  ума  в  стихотворениях  Лермонтова!  Этот  ум  у  поэта,  как  кость  у  борца,  как  сталь  у  кинжала.  С.458: Истинный  художник  не  может  быть  аполитичным.  С.459: Метерлинк:  «Жалкое  существование  людей,  живущих  в  забвении  своих  вечных  прав…»  На  всех  фронтах  немцы  разваливаются,  нависла  катастрофа  над  всем  гитлеровским  делом.  Порог  национализма  начинается  с  того  момента,  когда  национальная  особенность  превозносится,  как  превосходство  над  всеми,  дающее  право  господства».  [«Что  трудно? – познать  себя.  Что  легко? – советовать  другому.  Что  приятно? – удача.  Кто  счастлив? – тот,  кто  здоров  телом,  восприимчив  душою  и  податлив  на  воспитание.  Пусть  никакие  толки  не  отвращают  тебя  от  тех,  кто  тебе  доверился».  «Чем  поддержал  своих  родителей,  такой  поддержки  жди  и  от  детей».  Что  можешь  ты  изменить  в  этих  словах,  сказанных  две  с  половиной  тысячи  лет  назад?  С  чем  ты  не  согласен?  Солон:  «Что  не  клал,  того  не  бери.  Слово  есть  образ  дела.  От  богатства  родится  пресыщение,  от  пресыщения – спесь.  Прекрасным  и добрым  верь  больше,  чем  поклявшимся.  Заводить  друзей  не  спеши,  а  заведши, – не  бросай».  30.04.86.  Эти  древнегреческие  мудрецы,  чьи-ми  цитатами  я  сейчас  наполняю  свои  мемуары,  потому  и  стали  таковыми,  что  высказывали  про-писные  истины.  Если  истина  стала  прописной,  значит,  она  принята  народом  в  копилку  здравого  смысла.  Поговорка  гласит:  «Я  не  настолько  богат,  чтобы  покупать  дешевые  вещи».  Сегодня  её  смело  можно  перефразировать  так:  «Я  не  настолько  богат,  чтобы  покупать  советские  вещи».   

22.09.02. 
До  того  дошло,  что  от  безделья  забыл  вчера  сделать  зарядку.  Налицо  деградация,  опускание.  Ка
-нал  «Культура»  притягивает.  Это  интеллектуальная  отдушина.  И  ещё,  вечерние  звонки  Ильина.  Никит. II: 1861 г., С. 246:  «Дело  состоит  в  том,  что  меня  просят  быть  членом  комиссии,  наз-наченной  для  пересмотра  университетского  устава.  Поручение  это  так  важно,  что  я  не  могу  от  него  отказаться,  несмотря  на  множество  теперешних  моих  занятий».  Вы  уже  заметили,  что  авто-ру  поручают  только  важные  дела.  С. 247:  «Нам  объявили,  чтобы  мы  были  не  слишком  щедры  на  новые  кафедры,  так  как  правительство  всего  может  дать  на  университеты  только  500 000  рублей».  Это  равносильно:  "Когда  научитесь  нырять,  дадим  воду  в  бассейн".  С. 249:  «В  комис-сии  сильные  прения  по  поводу  двух  вопросов:  1)  допустить  ли   женщин  к  слушанию  лекций  или  нет,  и  2)  о  плате  за  студентов.  Первый  вопрос  большинство  решило  отрицательно.  О  втором  прения  ещё  не  кончились.  Мало,  однако,  как-то  сочувствия  облегчению  платы.  Я  стоял  за  смягчение,  особенно  в отношении  к  способным  бедным  людям.  Вечером  у  Валуева.  Многое  множество  звездоносцев.  Сегодня  я  уже  не  сделал  ошибки,  как  прошлый  раз, – приехал  в  белом,  а  не  в  черном  галстуке».  Нельзя  забывать  своё  происхождение  и  трудное  детство.  С. 250:  «Высочайшее  повеление  о  закрытии  С.-Петербургского  университета.  Фактически  он  был  уже закрыт  самими  студентами, которые  не  посещали  лекций.  Вечером  к  Плетнёву.  Читал  ему  академический  отчет.  Он  одобрил  и  весьма  похвалил.  Итак,  это  великолепное  разглагольствие  о  том,  что  в  сущности  очень  мало  стоит,  эта   фальшь,  облеченная   в  одежду  пышных  слов, – всё  это,  наконец,  кончено.  Ах,  нет!  не  кончено.  Ещё  надо  прочитать  президенту,  графу  Блудову,  который,  вероятно,  найдёт  что-нибудь  поправить  в  слоге;  он  это  любит,  так  как  считает  себя  прямым  наследником  Карамзина».  Прямая  ревность,  ведь  он  считает  себя  литератором.     

23.09.02. *
Приезжали  внуки,  но  не  надолго.
 Сынок  скорее  не  работает,  чем  работает;  его  жена – тоже.  Но  дети  ухожены,  не  голодны.  Бандит  опять  проявляет  активность.  Пришвин: «
С.459: Вовсе  и  не  надо  для  реалиста,  чтобы  в  действительности  было  то,  о  чём  он  говорит.  Нужно,  чтобы  он  верил  в  действительность  того,  о  чём  он  говорит,  и  обладал  способностью  уверить  в  этом  читателя.  То,  что  у  Гоголя,  нет  в  действительности,  но  он  всех  уверил,  что  это  так  и  есть.  И  вот  он  реалист».  Реалист  видит  всё,  мимо  чего  мы  проходим,  не  заметив.  Б-ев, С.328: «Странно  мое отношение  к  музыке,  музыка  глубоко  потрясает  мое  существо.  Трагический  и  страдальческий Бетховен  не  творил  для  праздных  часов  наслаждений  европейской  буржуазии.  Тем  же,  что  оста-ется  на  земле  от  гениальных  творческих  актов,  пользуются  менее  всего  этого  достойные».  К  музыке,  к  Бетховену  наше  отношение  совпадает.  Приобщаться  к  высокой  культуре  должны  все.  Но  высокая  культура  ныне  уступает  место  поп-культуре.  Одна  надежда,  что  это  явление – временное.  Не  затянулось  бы.  С.329: «Я  не  любил  читать  произведения  современных  писателей,  я  предпочитал  по  многу  раз  перечитывать  произведения  великих  писателей  (я  неисчислимое  количество  раз  перечитал  "Войну  и  мир")».  Когда  Бердяев  говорит  такие  простые  и  ясные  речи,  я  забываю  весь  его  туманизм  и  прощаю  его  поповскую  ересь.  Розанов  постоянно  перечитывал  "Капитанскую  дочку",  а  Бердяев  его  ругает.  Отношение  к  высокой  культуре  должно  высвечивать  людей  достойных.  «Русская  литература  XIX века  осталась  для  меня  неизменной  и  любимой,  всегда  готов  перечитывать  греческую  трагедию,  Сервантеса,  Шекспира,  Гете,  хотя  и  не  все».  В  юности  меня  увлекала  историческая  и  научно-популярная  литература,  но  и  перечисленную  Бердяевым  классику  я  тоже  читал  и  перечитывал.  Люблю  публицистику,  опирающуюся  на  фактический  материал.  Уверен,  что  Бердяев  оценил  бы  по  достоинству  и  фильмы  о  природе.

24.09.02.
Пропустил  зарядку:  рано  утром  ездил  с  Бандитом  в  город  оформлять  документы.  Всё  гладко  проходит  редко.  Сделали  половину.  Приехал  разбитым
,  и  это  при  том,  что  по  кабинетам  ходит  он.  Суд  над  Синкевичем  отложили,  и  не  я  тому  причиной.  Никит. II: 1862 г.,
С. 254:  «В  России  бездна  способностей,  но  людей,  приспособленных  к  делу,  очень  мало.  В  заключение  министр  объявил,  что  государю  угодно,  чтобы  цензура  усилила  свою  бдительность  и  строгость  против  периодической  литературы».  Постоянно  речь  идёт  об  усилении  бдительности  и  строгости,  а  вместе  с  этим  и  репрессий.  С. 257:  «Министр внутренних  дел  издал  циркуляр губернаторам, что-бы  те  посредством  полиции  заставляли  подписываться  на  "Северную  почту",  так  как  эта  газета  правительственная  и  должна  противодействовать  русской  прессе!  Так  сказано  в  циркуляре.  Это  меня  глубоко  огорчило.  Надо  принять  против  этого  меры».  Интересно  бы  знать,  какие  меры  принял  Никитенко.  Но  этот  момент  для  истории,  по-видимому,  утрачен  окончательно.  С. 258:  «Да  и  почему  бы  жизни  быть  лучше  здесь,  когда  она  скверна,  очень  скверна  в  тысяче  других  мест?  Вальц,  в  сущности,  так  же  мало  знающий,  как  и   все  его   собраты,  всё  хочет  уверить  меня,  что  это  так,  нервное  состояние,  даже  не  болезнь, а  слегка  неприятное  препровождение  времени».  Узнал  и  он  на  собственной  шкуре,  что  медицина  бессильна,  работают  отдельные  врачи,  единицы.  С. 259:  «Тринадцать  человек  дворян  вздумали  выразить  протест  против  "Положения  о  крестьянах  19-го  февраля".  Их  привезли,  посадили  в  крепость  и  предали  суду  сената».  И  речь  не  шла  об  обсуждении,  о  новых  предложениях просто  в  тюрьму.  С. 261:  «Три  элемента  образуют  характер:  природа  (природные  предрасположения,  наклонности),  воля  и  среда».  Под  волей,  в  данном  контексте,  я  понимаю  способность  получить  образование  и  использовать  его  по  назначению.  А  среда,  я  так  думаю,  условия  социализации.

25.09.02.
1:3:51.  Всё  надоело:  в  общественной  жизни,  то  есть  отношения  с  государством – всё  обрыдло;  в  частной  жизни – не  хочу  мешать,  быть  обузой;  в  интимной – тоже:  одно  и  то  же.  То  есть,  в  моральном   плане  я  себя  изжил.  С  нетерпением  и  некоторой  заинтересованностью  жду  развязки.  Надо  ли  повторять,  насколько  прав  Екклесиаст?  Даже  нет  охоты  приводить  в  порядок  бумаги.  Да  и  зачем  они,  если  ничего  в  моральном  плане  не  меняется  на  протяжении  тысячелетий.
  Пришвин:
«С.460: Позавчера  проводил  громадный  караван  журавлей  и  подумал:  «Вот  они  летят,  и  я  когда-то  летел,  а  теперь  я  уже  не  перелётная  птица».  Сколько  ужасно  несчастных  людей,  и  все  эти  горя,  как  реки  вливаются  во  всенародное  горе-море,  в  войну».  [Отношение  к  качеству  любой  продукции  у  нас  просто  удручающее.  У  населения  только  в  сберкассах  находится  около  двухсот  миллиардов  рублей.  И  не  потому,  что  народ  не  верит  в  завтрашний  день  и  копит  деньги,  а  по  той  простой  причине,  что  ему  некуда  тратить  деньги,  он  ничего  не  может  купить,  а  тратить  деньги  на  гавно  он  не  хочет.  Вот  причина  чёрных  рынков,  вот  почему  с  лёгкостью  тратятся  деньги  на  шарлатанов  и  шабашников.  Единственное,  что  у  нас  имеет  высокое  качество – это  водка.  Правда,  американцы  говорят,  что  у  нас  дети  хорошие,  потому  что  их  делают  не  руками.  Говорят  о  борьбе  с  пьянством,  а  выпуск  водки  не  снижают,  объём  торговли  водкой  не  сокращается,  усложняется  только  процесс  реализации  и  прибавляется  хлопот  тем,  кто  хочет  купить,  и  тем,  кто  хочет  продать.  В  итоге:  мышиная  возня.  Конечно,  два  месяца,  как  мы  вступили  на  «крутой  перелом»,  сравни  с  «крутым  подъёмом»  сельского  хозяйства  при  Хрущёве,  не  большой  срок,  и  делать  выводы  пока  рано.   Однако  удручает  говорильня,  и  больше  того,  что  болтают  о  хорошем  те,  кто  раньше  почти  сознательно  творили  зло,  те,  кого  в  первую  очередь  нужно  вешать  за  теперешнее  состояние  нашей  трудовой  марки.] 

26.09.02.
«Риск  забеременеть»,  какое  странное  словосочетание.  Понятно  бы,  если  «риск  заразиться».  Не  гуляю  и  начинаю  ощущать  расслабление  тазобедренных  мышц.  Нашелся  заместитель  ЛУКОЙЛа,  а  с  ним  и  новый  способ  обналичивания  крупных  сумм.  Звук,  сопровождающий  нашу  речь,  ведь  он  же  не  исчезает
  (принцип  суперпозиции),  но  переходит  в  иные  виды  энергии.  И  при  же-лании  можно  по  этим  следам  воспроизвести  и  некогда  сказанную  речь.  Нечто  подобное  должно  быть  и  с  мышлением.  Бандит  обещал  приехать  в  пятницу.  Никит. II: 1862 г.,
С. 262:  «Арсеньев  продолжает  волноваться. Он  утверждает, что  действительно существует  заговор  о  низвержении  всех  нынешних  редакторов "Северной  почты" и  что  главное  действующее  лицо   здесь  П. И. Мельников.  …слова  товарища  министра  о  дороговизне  издания  газеты  и  о  дефиците,  который  ожидает  министерство.  Всё  это  заставило  меня  поехать  к  министру.  Он  был  любезен,  говорил, что  доволен  газетою,  но  что  его  тоже  смущает  будущий  дефицит  и  что  он  желал  бы,  чтобы  мы  соблюдали  побольше  экономии  в гонорарах, особенно  по  политическому  отделу.  Затем  министр объявил,  что  намерен  похерить  Варадинова:  это  даст  нам  экономию  в  4000 рублей.  Речь  перешла  на  цензуру, то  есть  на  превращение  её  из  предупредительной  в  карательную.  Он, кажется, доволен  тем,  что  она  перейдёт  в  его  руки.  Академическая  газета «С.-Петербургские  ведомости»  стоила  в  прошедшем  году  184 000 рублей.  Обыкновенно  расход  её  простирался   от  140  до  150  тысяч:  печатание  32  тыс.,  бумага  несколько  больше.  Корреспонденты  заграничные  получают  в  год  тысячи  полторы;  гонорар  за  перевод  в  политическом  отделе  1.5  коп.  со  строки;  за  оригинальные  статьи – от  4  до  6  копеек.  В  прошедшем  году  академическая  газета  расходилась  в  числе  9600 экземпляров».  Читающая  публика  была  крайне  малочисленна.  Просто  поразительно,  что  в  таких  условиях  русская  литература  умудрялась  блистать.

27.09.02.
В  квартире  холодно, работоспособность  на  нуле;
 только  читаю.  Как  правильно  заметил  диктор  по  случаю  юбилея  Войновича,  театр  абсурда  продолжается,  только  сегодня  об  этом  пока   разрешают  говорить.  Программа  «Тушите  свет»  на  сей  день  единственная,  которая  критически   рассматривает  ситуацию  в  государстве  нашем.  Часто  я  говорю  себе:  «сделаю  это  и то»,  но  когда  приходит  время  это  делать, складываются  такие обстоятельства,  что  я  оказываюсь  не  в  силах  осуществить  свои   замыслы.  Поэтому   теперь,  в  преддверии  нужных  свершений,  я  ста-раюсь  об  этом  не  думать.  Б-ев, С.330: «Человеческая  природа  противоречива».  И  снова  перед  нами  прежний,  туманизированный  Бердяев.  В  чём  же  противоречивость  человеческой  природы?  Как  она  выражается?  Противоречивость  природы  человека  я  вижу  в  том,  что  происхождение  своё  он  ведёт  от  животного,  а  устремления  его  направлены  "сквозь  тернии  к  звёздам".  Это  противоречие  возни-кает  только  у  тех  людей,  которые  отведали  от  плода  самопознания.  В  душе  такого  человека,  в  составе  внутреннего 
Я  появилась  составляющая  взрослый,  которая  дала  ему  новое  понятие  совесть.  А  совесть,  в  свою  очередь,  понуждает  видеть  в  окружающих  людях  потенциальных  творцов,  а  не  просто  толпу  "женщин  и  детей".  «Путь  исторического  величия  и  могущества  есть  путь  объективации,  путь  выбрасывания  человека  во  вне  и  само-порабощения.  Этот  путь  влечет  к  царству  антихриста,  которое  есть  царство  античеловеческое.  Подлинное  же  творчество  человека  должно  в  героическом  усилии  прорвать  порабощающее  царство  объекти-вации,  выйти  на  свободу  к  царству  человечности».  Опять  перед  нами  полный  набор  тумана  и  поповщины.  Все  эти  величия  и  могущества – термины  естественного  права.  Свобода  и  человечность  не  завоёвываются.  Потому  Бердяев  и  недолюбливает  Гёте,  что  тот  учил,  что  жизнь  дана  для  того,  чтобы  жить.  А  кто  живёт  активно,  у  того  в  голове  всегда  ясно. 

28.09.02.
1:3:52. Тонечка  уехала  к  сыну  на  дачу.  Хочу  без  неё  совершить  выход  на  улицу.  Бандит, пользуясь  тем,  что  всё  идёт   через  его  руки,  не  выполняет   договорённостей.
  Трудно  человеку,  имея  деньги  в  руках,  вдруг  расстаться  с  ними,  я  испытывал  это  на  себе,  то  есть,  сужу  не  понаслышке.  В  деловых  отношениях  это  самое  плохое,  что  можно  придумать,  но,  к  сожалению,  в  нашем  государстве  это  норма.  И  когда  мне  говорят,  вот,  мол,  до  революции  слово  купечес-кое  было  надёжней  договора,  я  этому   не   верю.  Хотя,  должен  заметить,  что  обманывать  в  де-нежных  расчётах  принято  не  только  у  нас.  Вишь,  как  разболтался,  как  дело  коснулось  моего  кошелька.  Экономическая  зависимость  принуждает  человека  проявлять  свои  не  лучшие  качества.  Бескорыстных  людей  нет,  просто  некоторые  используют  своё  бескорыстие  в  корыстных  целях.  Пришвин:
«С.462: Самая  правдивая  поэзия  самый  большой  вымысел  (Шекспир.  "Как  вам  это  понравится").  Когда  перевалит  за  семьдесят,  то  кажется,  будто  смерть  людей  так  и  косит,  так  и  косит,  и  мир  мёртвых  становится  больше  намного  мира  живых  (так  оно  и  есть  в  дейст-вительности).  Никит. II: 1862 г., С. 263:  «Мне  кажется,  Головин  сделал  большую  ошибку,  открыв  университет  в  думе.  Он  этим  только  как  бы  утвердил  в  юношах  мысль,  что  учиться  можно  налегке,  на  бегу,  в  публичных  собраниях,  а  не  в  школе,  не  в  университете.  Это  опасный  шаг  по  направлению  к  лёгкому,  поверхностному  знанию,  вместо  серьёзной  науки,  в  которой  мы  чувствуем  такую  настоятельную   потребность.  Толки  о  происшествии  в  думской   зале  на  лекции  Костомарова.  Его  приняли  дурно,  уходя,  Костомаров  ещё  сказал:  "Вы,  господа,  начинаете  своё  поприще  Репетиловыми,  а  кончите  его  Расплюевыми".  Главное  управление  цензуры  уничтожено.  Цензура  окончательно  переходит  в  министерство  внутренних  дел  и  устанавливается  на  особых  началах».  Можно  ли  ещё  сильнее  законопатить  рты  писателям?!. 

29.09.02.  
1:5:52.  Приехал  Славка  с  ночуем.  Он  пока  трезв – достаточно  ленив,  я  же – наоборот.  Поэтому  начало  трапезы  готовил  я,  а  потом,  когда  уже  слегка  поддали,  я   полностью  доверился  ему.  По  ряду  причин,
 в  том  числе  и  по  этой,  я  гулять  не  пошёл.  Когда  предвкушаешь,  то  все  мысли  заняты  только  этим.  О  чем   бы  думать  ни  начинал,  ловил  себя   на  той   же  самой   мысли.  Как  тот  солдат.  Пришвин: «С.462: Какая-то  старушка  через  "Новый  мир"  прислала  мне  как  любимому  писателю  трогательное  поздравление  с  весной  света.  И  сколько  писем  таких  я  получаю.  1945, С.463: Разыгралась  катастрофическая  битва  за  Будапешт:  если  и  тут  немцы  будут  разбиты,  мо-жно  надеяться,  что  это  будет  началом  общей  немецкой  катастрофы.  Рузвельт  в  своей  новогод-ней  речи  сказал:  1) что  капитуляция  противника  будет  только  первым  шагом  в  деле  восстанов-ления  мира,  2) что  этот  год  может  быть  и  должен  быть  решающим  поворотом  от  войны  к  миру».  [Исправить  положение совсем  не  просто.  Уже  с  пеленок  советский  человек  питает  пренебрежение  ко  всему,  что  выпущено  советской  промышленностью;  даже  пищевые  продукты,  изготовленные  на  наших  комбинатах,  внушают  подозрение,  если  не  отвращение.  И  если  пример  социализма  вынудил  капиталиста  ввести  восьмичасовой  рабочий  день,  то  пример  капитализма  заставляет  думать  нас  о  качестве  товаров  для  населения.  В  противном  случае  нам  придётся  либо  свернуть  свою  промышленность,  либо  наглухо  закрыть  доступ  зарубежных  товаров,  чтобы  не  с  чем  было  сравнивать,  и  заставить  покупать  своё  гавно.  Хилон:  «Что  трудно? – хранить  тайну,  не  злоупотреблять  досугом,  терпеть  обиду.  Сдерживай  язык,  особенно  в  застолье.  Не  грозись:  это  дело  бабье.  Чужой  беде  не  смейся.  Языком  не  упреждай  мысль.  Когда  говоришь,  руками  не  размахивай – это  знак  безумства.  Не  спеши  в  пути».  Как  хочется  быть  откровенным,  и  как  часто  приходится  за  откровенность  расплачиваться.]  

30.09.02.
Приезжал  Кирицев:  кажется,  я  могу  выходить  в  Интернет.  Каждое  его  посещение  уносит  часть  моих  денег.  Не  жалко,  а  убывает.  Делаю  кассу.  Надежды  вернуть  деньги  нет,  но  положение  обязывает.
  Жизнь – (жизнь + разум) – разум.  Эта  линия  развития,  эволюции  представляется  реальной.  Фантазии  могут  завести  далеко,  теперь  мне  видится  несколько  иная  линия  развития:  энергия материя (материя + жизнь) (жизнь + разум) (разум + вечность) вечность.  Мне  кажется,  что  круг  замкнулся.  Пришвин: «С.463: Узнал,  что  Фадеев  читал  в  Союзе  свой  новый  роман  «Молодая  гвардия»,  и  с  большим  успехом.  Грохнуло  наше  наступление  в  Польше:  Кельце,  Радоме,  под  Варшавой.  Крещенье  вышло  не  водой,  а  огнём,  весь  вечер  час  за  часом  гремели  пушки  салютов  по  случаю  взятия  Кракова,  Лодзи,  почти  всей  Польши  и  начала  окружения  Восточной  Пруссии.  Взят  Тильзит  и  мало  ли  ещё  чего!  Всё  это  входит  в  историю,  и  мне  записывать  незачем.  Две  недели  наступления,  и  занята  вся  Польша,  почти  вся  Восточная  Пруссия,  и  в  Силезии  вышли  на  Одер.  С  шумом,  треском  и  блеском  мы  наступаем,  но  на  Западном  фронте  мрачное  молчание,  и  в  такой  момент!  (8 километров  от  Познани,  200 км  от  Берлина.)   Никит. II: 1862 г., С. 264:  «Движение,  волнение   тогда   хороши,  когда  в  потоке  их   вырабатываются  твёрдые  и  определённые  начала,  на  которых  впоследствии  может  построиться  новое,  лучшее  положение  вещей.  Настоящее  поколение  признаёт  одно  начало – оппозицию…  Тут  только  одно  отрицание,  а  зиждительного  ничего  нет.  …пусть  же  оно   несло  бы  с  собою  и   какие-нибудь  зачатки  нового, лучшего  порядка  вещей.  Быть способным  к  одному  отрицанию  значит  быть  ни  к  чему  не  способным.  …сперва  надо  быть  чем-нибудь,  чтобы  внести  что-нибудь  и  поставить  на  место  отринутого».  Рассуждения  разумные  с  точки  зрения  консерватора.  Теперь  и  я  сторонник  эволюционного  развития,  а  не  теории  катастроф.  

 

van-osmos@yandex.ru

ПРОДАЁТСЯ  ЗЕМЛЯ  В  ЛЕНИНГРАДСКОЙ  ОБЛАСТИ

Hosted by uCoz
Hosted by uCoz