2001-08

01-01

02-01

03-01

04-01

05-01

06-01

07-01

дн2001

09-01

10-01

11-01

12-01


01.08.01.  
Присутственный  день.  Никаких  изменений,  одни  посулы.
 Берд.: С.504: «Peвoлюция,  имeющaя  в  cвoeй  ocнoвe  aтeизм,  нeизбeжнo  дoлжнa  пpивecти  к  бeзгpaничнoмy  дecпoтизмy».  В  понимании  Бердяева  атеизм  есть  коммунизм,  либо  иная  тоталитарная  система.  А  такие  системы  суть  замена  веры  в  бога  верой  в  иные  идеалы.  И  если  мы  оглянемся  в  прошлое,  то  действительно  увидим,  что  новая  религия  приводит  к  деспотизму:  разгул  тирании  христианства  в  раннем  Средневековье.  «Спoкoйcтвиe,  дaжe  cмepть  чeлoвeкy  дopoжe  cвoбoднoгo  выбopa  в  пoзнaнии  дoбpa  и  злa».  Ко-нечно  же,  у  Адама  не  было  свободы  выбора,  человек  добывает  себе  это  право  через  боль  и  страдания.  А  то,  о  чём  говорит  Великий  Инквизитор,  касается  паствы,  а  не  человека.  «Beликий  Инквизитop  пeчeтcя  o  тex  мнoгиx,  нeиcчиcлимыx,  кaк  пecoк  мopcкoй,  кoтopыe  нe  мoгyт  вынecти  иcпытaния  свободы.  Beликий  Инквизитоp  гoвopит,  чтo  "чeлoвeк ищeт  нe  cтoлькo  Бoгa,  cкoлькo  чyдec.  Oн  cлaб  и  подл"».  Не  вызывает  сомнения,  что  здесь  речь  идёт  о  пресловутых  98.6%.  Им  свобода  не  нужна,  им  нужен  пастырь  с  кнутом  и  крепкими  вожжами.  Человек  рождается  животным;  в  начале  своего  жизненного  пути  он  не  подозревает  об  этом.  Образование  и  вос-питание  делают  своё  дело:  у  некоторых  вдруг  открываются  глаза  на  свою  душу.  С.509: «Oднa дecятaя  дoля  пoлyчaeт  cвoбoдy  личнocти  и  бeзгpaничнoe  пpaвo  нaд  ocтaльными  дeвятью  дecяты-ми.  Te  жe  дoлжны  пoтepять  личнocть  и  oбpaтитьcя  вpoдe  кaк  в  cтaдo,  нo  в  cтaдe  дoлжнo быть paвeнcтвo.  Кoгдa  oбщecтвo  ycтpeмляeтcя  к  paвeнcтвy,  oнo  нeизбeжнo  дoлжнo  пpийти  к дecпoти-змy,  к  вeличaйшeмy  нepaвeнcтвy,  к  тиpaничecкoмy  гocпoдcтвy  мeньшинcтвa  нaд  бoльшинcтвoм». Если  не  принимать  в  расчет  творческую  личность,  перед  нами  предстаёт  реальная  организация  государства:  пастыри  и  овцы,  что  в  реальности  обозначается  как  пастухи  и  стадо.  А  в  стаде  все  равны,  за  редким  исключением:  у  пастуха  могут  быть  любимые  овечки.

02.08.01.
Мысль  явится  и  улетит,  никого  не  застав.  Приятно,  что  много  общих  мыслей  с  Пушкиным.  Я  ополчаюсь  на  98.6%  не  потому,  что  они  глупы,  но  по  той  причине,  что  большинство  из  них  не  сознаёт,  какое  место  в  обществе  они  могут  (имеют  право)  занимать.  Внося  дополнения  и  изменения  (редкие)  в  Пушкина,  я  оправдываюсь  тем,  что  делаю  это  только  для  себя.
  Никит. I: 1835 г., С. 172: «Возвратились  из-за  границы  студенты  профессорского  института.  Они  отвыкли  от  России  и  тяготятся  мыслью,  что  должны  навсегда  прозябать  в  этом  царстве  рабства.  По  словам  их,  ненависть  к  русским  за  границею  повсеместная  и  вопиющая.  Часто  им  приходилось  скрывать,  что  они  русские,  чтобы  встретить  взгляд  и  ласковое  слово  иностранца.  Нас  считают  гуннами,  грозящими  Европе  новым  варварством.  Профессора  провозглашают  это  с  кафедр,  ста-раясь  возбудить  в  слушателях  опасения  против  нашего  могущества.  Университет  устраняется  от  всякого  участия  в  собственном  управлении.  Власть  сосредоточивается  в  лице  попечителя  и  его  совета».  Ненавидеть  народы  глупо,  это,  в  сущности,  проявление  шовинизма.  Можно  и  нужно  осуждать  государственные  системы  управления  народами.  От  тоталитарной  государственной  системы  страдает  в  первую  очередь  народ  этого  государства.  С. 174: «Министр  Уваров  сегодня  был  в  ударе  говорить.  "Но  Россия  ещё  юна,  девственна  и  не  должна  вкусить,  по  крайней  мере  теперь  ещё,  сих  кровавых  тревог.  Вот  моя  политическая  система.  Если  мне  удастся  отодвинуть  Россию  на  пятьдесят  лет  от  того,  что  готовят  ей  теории,  то  я  исполню  мой  долг  и  умру  спокойно.  Пусть  называют  меня  обскурантом:  государственный  человек  должен  стоять  выше  толпы"».  Такие  люди  отодвигают  Россию  от  прогресса  на  века,  они  не  над  толпой,  они  из  толпы.  Толпа,  поддержанная  духовенством,  аплодирует  таким  столпам.  Поддерживая  народ  в  состоянии  толпизма  система  пугает  этой  толпой  соседние  государства. 

03.08.01.
Слегка  отметил  Ильин  день,  я  начал  сознательно  отмечать  этот  день  под  воздействием  моих  путешествий  с  кумом  в  Вепсословакию.  В  одной  из  деревень  этот  праздник  является  храмовым,  то  есть,  отметить  этот  день  собираются  жители  соседних  деревень.  Отдыхал,  думал.
  Берд.: С.511: «Дocтoeвcкий  был  глyбoкo  xpиcтиaн-cкий  пиcaтeль.  Я  нe  знaю  бoлee  xpистиaнcкoгo  пиcaтeля».  Тут  бы  и  заметить,  что  более  христианский  писатель  сам   Бердяев,  а  Достоевский – наиболее  человечный  писатель.  «Дyши, пepeжившиe  Дocтoeвcкoгo,  oбpaщaютcя  к  нeвeдoмoмy  и  жyткoмy  гpядyщeмy,  дyши  эти  пpoнизывaютcя  aпoкaлиптичecкими  токaми,  в  ниx  coвepшaeтcя  пepexoд  oт  дyшeвнoй  cepeдины  к  oкpaины  дyши,  к  пoлюcaм.  Дyши  эти  пpoxодят  чepeз  paздвoeниe».  Удивительно  и  печально  видеть,  как  трансформировались  взгляды  философа-борца  в  клерикала-нытика.  Да  простят  меня  ярые  поклонники  Бердяева,  мне  он  местами  самому  очень  нравится,  но  раздвоение  происходит,  по-видимому,  только  у  него.  Мы с  вами,  читатель,  знаем,  что  раздвоение  суть  шизофрения.  Для  меня  Достоевский  послужил  реальным  толчком  к  самопо-знанию.  «Дocтoeвcкий  oбoзнaчает  кpизиc гyмaнизмa,  идeaлиcтичecкoгo  и  мaтepиaлиcтичecкoгo,  и  в  этом  oн  имeeт  знaчeниe  нe  тoлькo pyccкoe,  нo  и  миpoвoe.  Paдикaльнo  меняeтcя  oтнoшeниe  к  пpoблeмe  чeлoвeкa».  Как  трудно  разговаривать  с  философом,  у  которого  своя  собственная  терминология,  да  к  тому  же  нигде  не  разъяснённая.  Мы  уже  говорили,  что  идеализм,  материализм  и  гуманизм грани  мировоззрения.  И  не  может  быть  гуманизма  идеалистического,  как  не  может  быть  идеализма  материалистического.  В  пику  Бердяеву  ещё  раз  повторим,  что  Достоевский  поднял  гуманизм,  на  новую,  если  можно  так  выразиться,  более  высокую,  вдохновенную,  если  хотите,  ступень.  Вполне  вероятно,  что  именно  этот  факт  и  раздражает  Бердяева,  мешает  ему  поставить  Достоевского  рядом  с  собой.

04.08.01.
Был  у  Галки  Петровой,  её  брат  с  женой,  Миша  со  Светой.  Посидели  очень  мило.  Девочки  очень  хорошо  поют,  порою,  трогают  до  слёз.  В  стране  с  1948  по  1953 г.  было  посажено  леса  в  два  с  лишним  раза  больше,  чем  за  предыдущие  250 лет  отечественного  лесаразведения.  Однако  к  осени  1956 г.  полноценных  деревьев  осталось  лишь  4.3%.  Да  и  эти  посадки  сохранились  потому,  что  колхозники,  вопреки  рекомендациям  гнездового  способа,  проводили  уход  за  ослаб-ленными  конкурентной  борьбой  растениями.  Впустую  затрачены  огромные  средства.
 [Она  (Дере-новская)  вернулась уже  в  августе,  после  Всероссийской  учредительной  конференции.  А  надо  сказать,  что  после  этой конференции,  которая  открылась  16.08.88,  дух  милосердия,  о  котором  я  говорил  выше, значительно  порассеялся,  в  чём  я  вскоре  убедился  сам.  На  следующий  день  по  возвращении  Дереновской  из  отпуска  я  уж  сидел  у  неё  в  кабинете,  готовый  милостиво  по-зволить  ей  самой  выбрать  для  нас  А  или  Б.  Каково  же  было  моё  удивление,  когда  она  сооб-щила  мне  довольно  холодным  тоном,  что  А  и  Б  уже  заняты,  а  нам  предлагается  В.  В  душу  мою  закралось  сомнение,  но  всё  же  я  решил  осмотреть  новое  помещение.  Это  оказался  полу-подвальный  чулан  около  15 м2,  что  было  в  несколько  раз  меньше  того,  что  предлагалось  первоначально.  Когда  же  я,  возмущённый,  отказался,  Дереновская  вполне  цинично  заявила: – ищите  сами. – Должен  заметить,  что  я – инвалид  II гр.  и  не  по  голове,  а  по  ногам.  Однако, я  нашёл  помещение  около  100 кв. м.,  которое  в  течение  года  уже  пустовало  и  свободно  до  сих  пор.  Со  своим  предложением,  что  мне  показалось  естественным  после  неласкового  приёма  Де-реновской,  я  пошёл  к  председателю  Исполкома.  Результат  не  заставил  ждать.  Срочно,  22.10.88  собирается  комиссия  из  заинтересованных  сторон:  ответственный  секретарь  Исполкома,  началь-ник  собеса,  известная  нам  Дереновская  и  двое  от  общества  инвалидов.]
 
05.08.01.
Вот  и  осень  наступила.  Птицы  не  поют.  Небо  затянуто  сплошь.  Когда  нет  ветра – тепло.
  В  парке  народа  почти  нет,  и  это  мне  наруку.  Берд.: С.521:
«Дocтoeвcкий  пpeдcтaвляeтcя  пиcaтeлeм,  pacкpывaющим бeздны  caтaнинcкиe.  Bce  эти  Шaтoвы,  Kиpиллoвы,  Bepxoвeнcкиe,  Cтaвpoгины,  Ивaны  Kapaмaзoвы  пoявилиcь  yжe  в  XX в.  Bo  вpeмя  caмoгo  Дocтoeвcкoгo  oни  были  нe  peaльнoй  дeйcтвитeльнocтью, a  пpeдвидeниeм  и  пpopoчecтвoм.  И  в  нeм  caмoм  была  пpитяги-вaющaя  и  coблaзняющaя бездонность».  Эти  бездны  сатанинские  присутствуют  у  каждого  в  душе,  в  том  числе  и  у  Бердяева,  почему  он  и  испугался  Достоевского,  взяв  в  руки  его  впервые.  Достоевский  не  побоялся  раскрыть  эти  бездны  и  показал,  что  будет,  если  дать  им  волю.  С.522: «Дocтoeвcкий  нe  тoлькo  вeликий  xyдoжник,  xyдoжник-пcиxoлoг,  и  нe  в  этoм  нyжнo  иcкaть cвoeoбpaзиe  eгo  твopчecкoгo  oбpaзa.  Дocтoeвcкий вeликий  мыcлитeль.  Идeи  Дocтoeвcкoгo дy-xoвный  xлeб  нacyщный.  Бeз  ниx  нeльзя  жить.  Идeи  Дocтoeвcкoгo нe  aбcтpaктныe,  a  кoнкpeтныe идeи.  У  нeгo  идeи  живyт».  Главная  заслуга  Достоевского  в  том,  что  он  показал  необходимость  и  полезность  самопознания.  Всё  его  творчество это  публичный  анализ  результатов  самопозна-ния.  Давайте  оставим  роль  мыслителя  Бердяеву,  он  этого  хочет  и  возражать  не  будет.  А  Досто-евский писатель-реалист,  смелый  писатель.  «B  твopчecкoй  фaнтaзии  Дocтoeвcкoгo  зapoдилcя  B. Poзaнoв,  быть  мoжeт,  caмый  зaмeчaтeльный  pyccкий  пиcaтeль  пocлeдниx  дecятилeтий.   Ho явлeниe  Poзaнoвa  гoвopит  и  oб  oпacнocтяx,  кoтopыe  зaключeны  в  дyxe  Дocтоeвcкoгo.  Уcтaми Poзaнoвa  инoгдa  филocoфcтвoвaл  caм  Фeдop  Пaвлoвич  Kapaмaзoв».  Самопознание  никогда  не  может  быть  опасным.  У  Достоевского  имеются  гораздо  более  страшные  персонажи,  чем  Фёдор  Карамазов.  Розанов  тоже  обнажал  свою  душу,  но,  как  он  сам  говорил,  душа  его  мокрая,  а  не  огненная.  Персонажи  же  Достоевского – это  огненная  стихия.

06.08.01.
Что-то  отметили.  Сегодня  впервые  видел,  как   цветёт   ланцетовидный  подорожник:  бледно-фиоле-товый  колосок,  как  бенгальский  огонь,  только   не   сверху,  а   снизу.  И  только  в  одном  месте.  Знать,  это  редкое  явление.  Сильный  туман.  По  листьям звучит  капель,  а  на  открытом  месте  дождя  нет:  на  глазах  происходит  конденсация.  А. А.:  "Счастливо  будет  человечество,  если  уме-ние  владеть  оружием  не  будет  считаться  добродетелью".  Опасности  в  творчестве  Достоевского  нет,  есть  неподготовленность  и  трусость  читателей.
  Никит. I: 1835 г., С. 175: «Конечно,  и  тогда  были  злоупотребления;  особенно  дурно  шла  материальная  часть.  Экономы  крали  беспощадно.  Те-перь  девицам  подают  порядочный  картофель  и  не  совсем  тухлую  говядину…»  "У  Гриши – кость  широкая, / Но  сильно  исхудалое / Лицо – их  недокармливал / Хапуга-эконом"  (чII пирIV).  Тексты  показывают,  что  воруют  везде,  а  жизнь  показывает,  что  воруют  всегда.  С. 176: «nec plus ultra – до пределов возможного».  1836 г., С. 178: «Кукольник  читал  у  меня  своего  «Доменикина».  Это  высокое  произведение.  Здесь  Кукольник  является  истинным  художником:  поэтом  и  мысли,  и  формы.  Он  разочарован  двором.  Не  знаю,  искал  ли  он  его  милостей  или  только  хотел  прикры-ться  его  щитом.  Каждое  произведение  своё  он  должен  представлять  на  рассмотрение  Бенкен-дорфа.  Интересно,  как  Пушкин  судит  о  Кукольнике.  Однажды  у  Плетнёва  зашла  речь о  послед-нем;  я  был  тут  же.  Пушкин,  по  обыкновению  грызя  ногти  или  яблоко – не  помню, – сказал: – А  что,  ведь  у  Кукольника  есть  хорошие  стихи?  Говорят,  что  у  него  есть  и  мысли. – Это  было  сказано  тоном  двойного  аристократа:  аристократа  природы  и  положения  в  свете.  Пушкин  иногда  впадает  в  этот  тон  и  тогда  становится  крайне  неприятным».  Обычно  Пушкин  лоялен  к  товари-щам  по  цеху,  здесь  сказывается  плебейство  Никитенко.  «Введены  новый  устав  и  новые  штаты  в  университетах.  Я  получаю  теперь  3900 рублей  жалованья,  вместо  1300:  заметная  разница!»

07.08.01.
6:6:13.  Неожиданные  находки,  день  везения,  и  свидание  состоялось. 
Берд.: С.523: «"Дocтoeвщинa"  тaит  в  ceбe  для  pyccкиx  людeй  нe  тoлькo  вeликиe  дyxoвныe  coкpoвищa,  нo  и  бoльшиe  дyxoв-ныe  опасности.  Tpaгeдию  чeлoвeкa,  pacкpывaeмyю  нaм  Дocтoeвcким,  мoжнo  пepeжить  и  oбoгaти-тьcя  этим  пepeживaниeм,  нo  yчить  пepeживaнию  этoй  тpaгeдии,  кaк  жизнeннoмy  пyти,  нeльзя.  Дocтoeвcкий  нe  yкaзывaeт  пyтeй  cамoдиcциплины  дyxa».  Достоевский  писал  не  только  для  рус-ских  и  не  для  всех,  он  писал  для  человека.  В  этом  и  заключается  его  гуманизм,  его  челове-колюбие.  Он  не  учит,  он  показывает,  он  являет  собой  пример.  Имеющий  глаза,  да  увидит.  «Pyccким  нe  xвaтaет  xapaктepa,  этo  дoлжнo  быть  пpизнaнo  нaшим  нaциoнaльным  дeфeктoм».  Это смелое,  но  бездоказательное  утверждение.  Если  Бердяев  имеет  в  виду  себя,  то  с  ним  можно  со-гласиться.  Всё  творчество  Достоевского  говорит  об  обратном.  В  таких  условиях,  в  каких  посто-янно  находится  население  России,  дефективные  не  выживают.  В  этой  фразе  проявляется  нацио-нализм  Бердяева.  Он  уже  не  русский,  но  ещё  не  космополит.  С.524: «Я  cтapaлcя  пoкaзaть,  чтo  пaфoc  cвoбoды  был  нacтoящим  пaфocoм  Дocтoeвcкoгo.  Oн  нe  был  yчитeлeм cвoбoды,  xoтя  oн  yчил  o  cвoбoдe  кaк  пepвoocнoве  жизни. Ho  pyccкaя  дyшa  cклoннa  пoгpyзитьcя  в  cтиxию  тьмы  и  ocтaтьcя  в  нeй  кaк  мoжнo  дoльшe».  Я  уверен,  что  Достоевский  во  всём  своём  творчестве  не  помышлял  о  таких  словах  как  пафос первооснова,  всё  это  приписывает  ему  философ.  Вот  Бердяев  с  пафосом  старается  унизить  русских,  забывая  о  том,  что  ни  один  народ  так  не  мор-довали,  как  русский.  И  несмотря  на  это,  этот  народ  говорит  на  языке  богов  и  удивил  всю  просвещённую  Европу  своими  достижениями  во  всех  областях  культуры  и  науки.  Вообще  я  за-метил,  что  все  исследователи  творчества  того  или  иного  писателя  любят  домысливать,  что  ска-зал,  что  хотел  сказать  и  что  забыл  сказать  автор.  Я  вижу  в  этом  определённую  гнусность.

08.08.01.
Присутственный  день.  Приняли  решение.  Полянчуков  проявил  интерес.  Бумаги  у  Асташкина,  он  предлагает  несбыточные  проекты,  а  мы,  главным  образом  я,  развешиваем  уши.  Мы  стёрли  грань  между  городом  и  деревней  за  счёт  одурения  всего  населения.  Кто  не  согласился  с  этим  процес-сом,  тот  остался  в  деревне  вымирать.
  Берд.: С.524: «Toлcтoй  paзгpoмил  xpиcтиaнcкиe  cвятыни  и  цeннocти  и  пытaлcя  изoбpecти coбcтвeннyю  peлигию».  Вот  яркий  пример  домысливания  за  писа-теля.  Толстой  боролся  с  поповщиной  и  не  помышлял  о  новой  религии,  во  всяком  случае,  ни-где  не  говорил  об  этом.  А  с  поповщиной  должен  бороться  всякий  уважающий  себя  человек,  и  Толстой  явился  примером,  достойным  подражания.  У  Толстого  не  новая  религия,  а  новое  от-ношение  к  религии.  С.527: «Дocтoeвcкий  и  ecть  тa  вeличaйшaя  цeннocть,  кoтopoй  oпpaвдaeт  pyc-cкий  нapoд  cвoe  бытиe  в  миpe».  Бесспорно,  Достоевский величина  мирового  масштаба,  но  не  только  им  одним  может  гордиться  русская  культура,  свою  лепту  внёс  и  Бердяев.  Достоевский  сам  подчёркивал,  что  его  учителем  был  Гоголь.  Однако  Бердяев  тискает  Достоевского  и  так,  и  этак,  только  бы  выжать  из  него  то,  чего  хочет  сам  Бердяев.  «Социализм  имеет  огромное  значе-ние,  он  занимает  большое  место  в  жизни  второй  половины  XIX и  начала XX века.  Это  есть  явление  не  только  в  жизни  экономической,  но  и  в  судьбе  европейской  культуры.  В  социализме  отпущенный  на  свободу  человек  вновь  приковывается  к  принудительно  организованной  и  прину-дительно  урегулированной  жизни.  Если  пафос  Ренессанса  был  подъем  человеческой  индивидуаль-ности,  то  пафос  социализма – образование  нового,  механического  коллектива».  Социализм это,  прежде  всего  новая  форма  общения  государства  с  народом. Прежде это  общение  осуществлялось  через  посредников,  вассалов  государя,  теперь  же,  благодаря  развитой  бюрократии,  у  государства  появилась  возможность  непосредственного  контакта  с  каждым  членом  общества.

09.08.01.
6:6:14.  Полноценный  отдых.  Пора  выписываться.  С  какого-то  времени  каждый  день  встречаю  пару  в  парке:  ему  лет  60,  ей – 55.  Они  целуются  в  аллее  на  виду  у  всех  или  уходят  в  кусты.  Зачем?  Откровенное  отсутствие  целомудрия.  В  таком  возрасте  это  грустно  и  смешно.  "
Но  в  возраст  поздний  и  бесплодный, / На  повороте  наших  лет, / Печален  страсти  мёртвый  след..."  (9 – 35)  Конечно,  это  относится  и  ко  мне,  но  я  никак  не  афиширую  свои  отношения.  Даже  мой  друг,  Миша,  который  неотступно  сопровождает  меня  в  прогулках,  ни  о  чём  не  догадывается.  Для  повышения  эффективности  взаимодействия  общество  структурировалось.  А  свободным  физически  человек  не  станет,  доколе  существуют  экономические  отношения.  Никит. I: 1836 г., С. 179: «Вчера  была  моя  обыкновенная  пятница.  Пушкин  написал  род  пасквиля  на  министра  народного  просвещения,  на  которого  он  очень  сердит  за  то,  что  тот  подвергнул  его  сочинения  общей  цензуре.  Прежде  его  сочинения  рассматривались  в  собственной  канцелярии  государя,  который  и  сам  иногда  читал  их.  Так,  например,  поэма  "(Медный)  Всадник"  им  самим  не  пропущена.  Пасквиль  Пушкина  называется:  «Выздоровление  Лукулла»:  он  напечатан  в  «Мос-ковском  наблюдателе».  Он  как-то  хвалился,  что  непременно  посадит  на  гауптвахту  кого-нибудь  из  здешних  цензоров,  особенно  меня,  которому  не  хочет  простить  за  «Анджело».  Этой  цели  он  теперь,  кажется,  достигнет  в  Москве,  ибо  пьеса  наделала  много  шуму  в  городе.  Все  узнают  в  ней,  как  нельзя  лучше,  Уварова».  Сам  Никитенко  прекрасно  показал  нам,  в  чём  разбирается  император  (см.  23.06.01),  поэтому  его  (императора)  отзыв  не  является  компетентным,  но  под-тверждает  наше  суждение.  Отмеченное  стихотворение  относится  к  числу  лучших  у  Пушкина  и,  главное,  правдивым,  поскольку  все  сразу  узнают  Уварова.  Никитенко  защищает  честь  мундира,  так  как  Уваров  является  его  непосредственным  начальником.

10.08.01. *
Ходил  домой  помыться.  Чего-то  ждал,  но  ничего  не  случилось,  не  каждый  же  день.  Вульгаризм  и  снобизм – две  крайности.  Я  считаю  Альберта  Ефимова  (это  тоже  один  из  постоянных  клиентов  санаторки)  вульгарным,  не  чуждым  пошлости.  Он  считает  меня  снобом.  При  довольно  обширных  его  познаниях  в  литературе,  в  музыке  он  ограничен.
  А  в  отношении  анархизма  Бер-дяев  просто  бредит:  он  понимает  его  примитивно  как  беспорядок.  Но  таким  образом  опошля-лись  многие  изначально  чистые  понятия.  А. А.:  "Власть  в  Венгрии  принадлежит,  как  и  в  СССР,  новому  сталинскому  классу  партийных  олигархов,  и  свержение  этого  класса  есть  прогрессивная  задача,  хотя  бы  она  и  сопровождалась  некоторым  временным  усилением  капиталистьичских  элементов".  Берд.: С.533: «Обнаруживается  конец  Ренессанса  в  социализме,  он  обнаруживается  и  в  анархизме,  который  есть  предельное  течение  в  судьбах  европейского  общества.  Анархизм  по  внешности  производит  впечатление  учения,  обладающего  пафосом  свободы,  требующего  свободы,  выставляющего  начало  самоутверждения  человеческой  личности.  Но  он  возник  не  от  свободного  избытка  и  имеет  не  творческую  избыточную  природу.  Возник  он  из  зависти  и  мести.  Анархизм  не  имеет  творческой  природы.  Ее  нельзя  искать  в  истощающем,  злобном  и  мстительном  отрицании.  Это  истощающее  отрицание  не  оставляет  места  для  положительного  творчества».  Мы  говорим  о  Возрождении  как  об  эпохе,  положившей  конец  тоталитарному  господству  религии.  В  этом  смысле  у  Ренессанса  нет  конца.  Социализм  не  кончился,  но  стал  называться  социальным  государством.  С.533: «Гуманизма  Гердера,  Гете  или  В. Гумбольдта».  Гуманизм – это  философское  мировоззрение.  Нет  идеализма  Платона,  есть  идеалист  Платон;  нет  материализма  Демокрита,  есть  материалист  Демокрит;  нет  гуманизма  Гёте,  есть  гуманист  Гёте.  И  потом:  материализм,  идеализм,  гуманизм это  грани  одного  понятия  философия

11.08.01. *
И  в  четверг,  и  в  пятницу  ожидания  были  напрасны.  Теперь  возможность  появится  неизвестно  когда.  Всё  не  так:  и  погода  испортилась,  и  Женя  не  едет.  Нужно  определить  моё  отношение  к  Кузьмину,  "Подземные  ручьи".  Я  не  предполагал,  что  об  этом  можно  писать  так  красиво.  Мож-но  ли  публиковать  это  при  жизни?  Думаю,  говорю  ещё  раз,  нет.  Но  писать  надо!
  Пришвин: «1907, С.12: Что  для  чего  существует:  сознание  для  жизни  или  жизнь  для  сознания?  Все  христи-ане  говорят  о  вечной  жизни  сознания,  но  не  о  "жизни"».  Сознание  может  быть  либо  в  форме  ноосферы,  либо  Всемирного  Разума.  Никит. I: 1836 г., С. 181: «Вот  одно  обстоятельство  из  по-жара  в  балагане  Лемана,  которое  теперь  только  сделалось  известным.  Когда  начался  пожар  и  из  балагана  раздались  первые  вопли,  народ,  толпившийся  на  площади  по  случаю  праздничных  дней,  бросился  к  балагану,  чтобы  разбирать  его  и  освобождать  людей.  Вдруг  является  полиция,  разгоняет  народ  и  запрещает,  что  бы  то  ни  было  предпринимать,  до  прибытия  пожарных:  ибо  последним  принадлежит  официальное  право  тушить  пожары.  Народ  наш,  привыкший  к  беспреко-словному  повиновению,  отхлынул  от  балагана,  стал  в  почтительном  расстоянии  и  сделался  спо-койным  зрителем  страшного  зрелища. Несколько  смельчаков  не  послушались  полиции,  кинулись  к  балагану,  разнесли  несколько  досок  и  спасли  трёх  или  четырёх  людей.  Но  их  быстро  отте-снили.  Государь,  говорят,  сердился,  что  дали  стольким  погибнуть,  но  это  никого  не  вернуло  к  жизни».  Жуткая,  дикая  Россия,  но  послушная.  С. 182: «Комедия  Гоголя  «Ревизор»  наделала  мно-го  шуму.  Государь  даже  велел  министрам  ехать  смотреть  «Ревизора».  Впереди  меня,  в  креслах,  сидели  князь  А. И. Чернышев  и  граф  Е. Ф. Канкрин.  Первый  выражал  своё  полное  удовольствие;  второй  только  сказал: – Стоило  ли  ехать  смотреть  эту  глупую  фарсу. –»  Сидеть  в  театре  в  кре-слах большая  привилегия.  "Всё  хлопает.  Онегин  входит, / Идёт  меж  кресел  по  ногам..."  (1 – 24

12.08.01.
6:7:14.  Ещё  утром  я  не  думал  даже  об  этом.  Попал  под  сильный  дождь.  Получил  пенсию.  И  уехал... Люби,  и  тебя  любить  будут.
  Берд.: С.533: «Искание  совершенной  природы,  совершенных  человеческих  форм  было  пафосом  Ренессанса,  в  этом  была  его  связь  с  античностью».  Ренессанс – это  не  искание  форм,  это  любование  ими.  Природа  совершенна,  искать  доказательств  не  надо:  оглянись  вокруг.  Совершенство  человеческой  формы,  как  и  красота  человека понятия  совер-шенно  субъективные.  Насчёт  связи  с  античностью  согласен,  но  Ренессанс – это  не  только  жи-вопись  и  скульптура;  это  и  литература,  и  науки,  и  вообще  раскрепощение  мысли.  «Теософи-ческие течения  носят  характер  антиренессансный  и  антигуманистический.  В  них  человеческая  индивидуальность  подчиняется  космическим  иерархиям  духов.  У  Парацельса  была  творчески-избыточная  радость  в  постижении  тайн  природы,  вырывание  из  недр  ее  сокровенной  тайны».  Спиноза – величайший  гуманист,  нанёсший  сокрушительный  удар  по  поповщине.  Вторую  фразу  вряд  ли  сам  автор  понимает.  А  Парацельс – разве  это  конец  Ренессанса?  Расцвет  искусств  продолжается  расцветом  наук,  за  которым  следует  технический  прогресс.  Вообще  говорить  о  конце  Ренессанса  значит  предполагать  деградацию.  С.537: «Начинает  обнаруживаться  величайший  кризис  творчества  и  глубочайший  кризис  культуры.  Этот  кризис  творчества  характеризуется  дерзновенной  жаждой  творчества. В  глубине  человеческой  культуры  поднимаются какие-то  внутренние  стихии  варварства,  которые  мешают  дальнейшему  творчеству  классической  культуры,  классических  форм  искусства  и  науки,  классической  формы  государства,  классической  формы  нравов  и  быта».  Изменение  структуры  общества  вызвало  новые  формы  отношений  толпы  и  государства,  и,  следовательно,  изменение  самого  государства.  Если  прежде  культура  служила  духовным  потребностям  аристократии  духа,  то  теперь  она  стала  служанкой  толпы.

13.08.01.
Вернулся  к  12:30.  Федя  встретил  с  бутылкой,  которая  оказалась  очень  кстати.  Федя  Сковородкин,  фамилия  у  него  такая.  Он  не  образован,  как  Альберт  Ефимов,  но  мудрее  его  и,  следовательно,  человечнее.  Не  гулял.  Вспоминал.
  [На  заседании  выясняется,  что  адрес  А  (81 м2)  свободен,  и  его  нам предлагают  занять. И  вот  тут  мы,  инвалиды,  допустили  оплошность,  мы  поверили,  что  это решение  так  и  будет зафиксировано  на  бумаге.  Когда  мы  получили  договор  об аренде  и  решение,  на  основании  которого  этот  договор  составлен,  а  произошло  это  25.11.88,  то увидели  в  решении  вместо  81м2.  только  51м2,  причём  первоначальная  цифра  закрашена,  и по  краске  проставлена  новая.  И  на  этом подложном решении  стоит  подпись  председателя  Исполкома  Ю. П. Никифорова.  Я  не рассказываю,  как инструктор  РК  КПСС  Кириенко  грудью  встала  на  оправдание  этой  лжи.  Речь не  о  том,  много  или  мало  нам  дают,  я  всё  равно  своего  добьюсь,  поражает  то,  что  они  даже  не  пытаются вуалировать  свою  ложь,  настолько  она  для  них  привычна.  16.01.89. Опубликованная  в «Ленинградской  Правде»  от  15.01.89, № 14 статья  «На  равных…»  намеренно  помещена  в  рубрику «Учимся  демократии»,  ибо  в  противном  случае  можно  было  бы  прямо  обвинять  устроителей собрания  по  выдвижению  кандидатов  в  депутаты  от  Ижорского  завода  в  подлоге.  А  что  таковой  имел  место, видно  из  текста:  «Дебаты  закончены.  Сначала  зал  голосует – одного  кандидата  будут  выдвигать ижорцы  или,  скажем,  двух.  Большинство  за  одного».  Этот  процедурный  приём  обычно  используют антиперестроечники,  когда  видят,  что  альтернативный  их  креатуре  кандидат  не  хочет  обровольно снимать  свою  кандидатуру.  Обычно  же  они  выдвигают  своего  ставленника  и  несколько  пешек, затем  демонстрируется  борьба  «на  равных»,  и  в  последний  момент  пешки  берут  самоотвод.]  Я  свои  прежние  записи  не  комментирую,  мне  они  кажутся  предельно  ясными.

14.08.01. *
6:7:15.  Не  успели  остыть  воспоминания,  как  нахлынули  новые  впечатления.  Репетиция  отваль-ной.
  Пришвин: «С.16: Горлинка  на  ясени.  На  границе  природы  и  человека  нужно  искать  бога.  Бога  нужно  прятать  как  можно  глубже.  Земная  жизнь  сама  по  себе  есть  любовь  и  убийство,  а  стремление  человеческого  сознания – устранить  убийство  и  оставить  одну  любовь.  Моё  сознание  сольётся  со  всем  миром.  Ты  думала,  мир  всё  к  лучшему  меняется,  а  он  всё  такой  же».   Берд.: С.538: «Наступают  сумерки  Европы,  которая  так  блистательно  расцветала  в  течение  ряда  столетий,  которая  считала  себя  монополистом  высочайшей  культуры  и  навязывала  свою  культуру,  иногда  с  таким  насилием,  всему  остальному  миру».  Уж  лет  сто  ждут,  когда  наступят  сумерки,  закат  Европы,  а  Европа  как  будто  и  не  знает  этого,  продолжает  жить  и  развиваться  и  служить  примером  для  остального  мира.  Многие  мыслители  считают  долгом  говорить  о  явлениях  подобным  концу  света:  закат  Европы,  конец  истории.  Однако,  ничего  страшного  не  случилось  до  сих  пор.  Сейчас  наступило  время  культуры  общения  народов,  продвижения  прошлых  достижений  в  народ.  Конечно,  трудно,  но  не  безнадёжно.  В  период  засилья  христианства,  охоты  на  ведьм,  инквизиции  было  труднее  и  страшнее.  «Философия  проходит  через  раздвоение  и  не  верит  в  достижение  цельного  познания  философским  путем.  Начинается  кризис  философии,  внутреннее  бессилие,  искание  религиозных  основ  для  философии».  Этим  пассажем  Бердяев  расписывается  в  своём  бессилии  как  философ.  Если  философия  является  "матерью  всех  наук",  то  с  какой  дури  ей  надо  искать  основы  в  мракобесии?  Следует  просто  принять  к  сведению  его  мировоззрение,  я  бы  сказал  миросозерцание.  С.539: «Рухнули  идеалы  французской  революции.  Все  более  начинают  сознавать  внутреннюю  бессодержательность  и  тщету  демократии».  Идеалы  не  рухнули,  обрушились  намеченные  к  ним  пути.
 
15.08.01.
Присутственный  день.  Никого.  Саша-фильтр  ведёт  двойную  игру.  Выдаёт  себя  за  афганца,  хотя  нас  это  совершенно  не  волнует.  Порядочность  определяется  интеллектом.  Образование  украшает  интеллект.
  У  Саши  ни  того,  ни  другого,  потому  одно  скотское  желание  обмануть.  Берд.: С.539: «Растрата  человеческих  сил  не  может  не  сопровождаться  истощением,  которое  в  конце  концов  должно  привести  к  потере  центра  в  человеческой  личности,  личности,  которая  перестала  себя  дисциплинировать».  Жаль,  что  уже  никто  не  сможет  прояснить  мне  смысл  этой  фразы.  Если  Бердяев  имеет  в  виду  физические  силы,  то  пока  растёт  "народонаселение",  истощение  че-ловеческим  силам  не  грозит;  если  же  автор  имеет  в  виду  интеллектуальный  потенциал,  то  он  останется  неисчерпаем,  даже  если  население  сократится  в  70 раз.  Личность  не  может  де-градировать,  однако  спешить  с  выводами  не  стоит.  Сейчас  Бердяев  становится  похожим  на  обыкновенного  сектанта,  грезящего  о  близком  конце  света  и  считающего,  что  с  его  кончиной  исчезнет  и  Вселенная.  «Человек  себя  приобретает  и  себя  утверждает,  если  он  подчиняет  себя  высшему  сверхчеловеческому  началу  и  находит  сверхчеловеческую  святыню  как  содержание  своей  жизни,  и,  наоборот,  человек  себя  теряет,  если  он  себя  освобождает  от  высшего  сверхчеловеческого  содержания  и  ничего  в  себе  не  находит,  кроме  своего  замкнутого  человеческого  мирка.  Утверждение  человеческой  индивидуальности  предполагает  универсализм».  Совсем  недавно  Бердяев,  рассматривая  творчество  Достоевского,  утверждал,  что  сверхчеловек – это  ничем  не  ограниченная  воля.  Тогда  я  с  ним  согласился  потому,  что  были  исторические  примеры:  сверхчеловеками  ощутили  себя  Гитлер  и  Сталин.  Если  Бердяев  имеет  в  виду  Бога,  то  выдуманная  фигура  никак  не  может  быть  выше  выдумщика,  даже  если  он  дурак.  Самоутверждает  себя  животное,  но  это  уже  наука  этология.

16.08.01.
По  результатам  двух  встреч  приснился  сон,  лишённый  сдерживающих  моментов.  Невольно  срав-ниваю  Федю   и  Альберта  Ефимова.  И  хотя  последний  знает  неизмеримо  больше,  но  весь  испол-нен  зависти.  Всё  же  д/д,  думаю,  целесообразная  форма  образования.  Мораль – граница  целомуд-рия;  и,  как  всякая  граница, – подвижна  от  народа  к  народу,  от  эпохи  к  эпохе.  Пришвин:
«С.20: Хорошо  прислонить  ухо  к  стволу  липы  и  слушать,  как  пчёлы  гудут.  С.23: То  опогаживается,  то  опять  дождь.  С.31: Замечательно  то,  что  все  образованные  развитые  женщины  мне  почему-то  неприятны.  Чем  выше  духовный  мир  женщины,  тем  сильнее  это  отталкивание  во  мне.  Лучше  Фроси  я  никого  не  знаю.  (Наполеон  говорил:  «В  женщине  должно  быть  больше  бюста,  нежели  ума».  Это  он  о  г-же  де  Сталь).  Судя  по  рисункам,  г-жа  де  Сталь  была  "в  теле".  Ещё  раз  обра-щаю  внимание  на  то,  что  помещаю  здесь  выписки,  которые  созвучны  моим  мыслям.  Никит. I: 1836 г., С. 188: «Ужасная  суматоха  в  цензуре  и  в  литературе.  В  15 номере  «Телескопа»  напеча-тана  статья  под  заглавием  «Философские  письма».  Статья  написана  прекрасно;  автор  её  П. Я. Ча-адаев.  Непостижимо,  как  цензор  А. В. Болдырев  пропустил  её.  Журнал  запрещён.  Болдырев,  кото-рый  одновременно  был  профессором  и  ректором  Московского  университета,  отрешен  от  всех  должностей.  Теперь  его  вместе  с  Н. И. Надеждиным,  издателем  «Телескопа»,  везут  сюда  для  от-вета».  На  российском  небосклоне  такие  звёзды,  как  Чаадаев,  проносятся  как  метеоры,  стреми-тельно  и  ярко.  Все  вместе  с  императором  рты  разинули,  как  такое  может  случиться  в  России!  С. 189: «Участь  Надеждина  решена:  его  сослали  на  житьё  в  Усть-Сысольск,  где  он  должен  существовать  на  сорок  копеек  в  день.  Печерин  отправился  в  отпуск  за  границу  в  июле  на  два  месяца  и  до  сих  пор  не  возвращается.  Судя  по  идеям,  которые  он  ещё  здесь  обнаруживал,  он,  должно  быть,  задумал  совсем  оставить  Россию.  Это  всё  больше  и  больше  подтверждается».

17.08.01.
Женя-гараж,  кажется,  не  хочет  поддерживать  ДСИ,  хотя  его  доход  (с  его  слов)  составляет  30 000  в  день  (выручка).  Конечно, он  прав.  Но  зачем  обещал?
  А  зачем  я  просил?  Есть  же  формула:  не  жалуйся,  не  проси,  не  стучи.  Берд.: С.541: «Так  кончается  новая  история  и  начинается  какая-то  другая  история,  которую  я,  по  аналогии,  назвал  новым  средневековьем;  в  ней  человек  вновь  должен  связать  себя,  чтобы  собрать  себя,  вновь  должен  подчинить  себя  высшему,  чтобы  не  окончательно  погубить  себя.  Необходим  возврат,  поновому,  к  некоторым  элементам  средне-векового  аскетизма.  Но  опыт  нового  человека,  поставившего  себе  задачей  владычество  над  миром,  сделал  его  рабом  мира».  Бердяев  мечтает  о  возврате  тирании  христианства.  Уверен,  это  старческий  маразм,  которому  могут  быть  подвержены  и  творческие  личности.  Но,  к  сожалению,  возврат  Средневековья  намечается  в  нашей,  отдельно  взятой  стране:  администрация  церковная  сливается,  сращивается  со  светской  властью.  С  одной  стороны  это  естественно:  одна  власть  с  массами  населения  управиться  не  сможет.  Но  с  другой  стороны  власть  не  может  предложить  народу  объединяющую  идею,  способную  заменить  религию.  С.542: «Поработить  себя  другим,  не  божественным  и  не  человеческим,  а  злым  сверхче-ловеческим  началам.  Он  становится  рабом  созданной  им  машины  и  созданной  им  материальной  социальной  среды.  Чтобы  раскрылись  все  духовные  силы  истории,  все  ее  противоречия,  чтобы  было  внутреннее  движение  трагедии  исто-рии  и  лишь  в  конце  явлена  была  всеразрешающая  истина.  Мое  понимание  глубокой  неудачи  истории  вовсе  не  означает  того,  что  я  утверждаю  бессмыслицу  истории».  Бердяев  начал  пророчествовать  и  заговорил  на  иных  языках.  Но  ап. Павел  предупреждал,  что  если  вы  проповедуете  среди  народа,  то  народ  должен  понимать  эту  проповедь.  История – это  процесс  и  говорить  о  её  удачах  или  неудачах  есть  прямая  бессмыслица.

18.08.01.
Репетиция  отвальной.  Новый  вид  может  появиться  при  условии  наличия  питательной  базы.  Решил  попробовать  собрать  всего  «Онегина»  с  восстановлением  8-й  главы.  (Но,  конечно  же,  без  десятой).  Использую  пока:  1. изд. 1937 г.  в  одном  томе;  2. изд. 1955 г.,  в  трёх  томах,  ред. Благоев;  3. Акад. изд. 1963 г.  в  10-и  томах;  4. "?"  с  комментарием  Лотмана.
  Пришвин:  «1908, С.34: Д. С. Мережковский  настоящий  иностранец  в  России.  Он  не  прислушивается,  не  озирается,  от  быта  он  не  берёт,  а  даёт.  Чувствуешь,  его  так  легко  провести.  Он  Дон Кихот,  гуманист.  Дека-дент,  парит  высоко,  высоко».  Не  согласен!  [Этот  приём  очень  сильно  действует  на  доверчивого  избирателя  и  наполняет  его  гордостью  от того,  что  он  принимает  участие  в  столь  демо-кратических  выборах.  А  полное  название  статьи суть  игра  в  демократию.  Хотелось  бы  посо-ветовать  всё  же  добиться  тов. Ошуркову  выдвижения своей  кандидатуры  и  ждать  результатов  народного  голосования.  Тысячу  раз  прав  тов. Дмитриев: «Районного  счастья  не  бывает».  Все  обещания – это  попытка  купить  голоса  избирателей,  а  если  и выполнить  эти  обещания,  то  в  ущерб  другим  районам  города.  Депутат  должен  быть  не  куликом в  своём  болоте,  но  пред-ставителем  народа.  Только  решая  проблемы  всего  народа,  он  принесёт пользу  своим  избирателям.  (Как  показало  время,  борцы  за  демократию  Ошурков  и  Дмитриев успокоились  сразу,  как  только  получили  хорошие  квартиры.)  15.04.89. Говорить  о  своей  программе при  таком  количестве  пре-тендентов – нонсенс.  Рассчитывать  на  то, что  делегаты  собрания  меня  хорошо  знают,  тоже  не  приходится.  Поэтому  скажу  следующее.  На конференции  по  выдвижению кандидатов  Ижорского  завода  один  оратор  прекрасно,  на  мой  взгляд,  сказал:  «Если  вы  хотите законности,  голосуйте  за  Иванова,  если  хотите  гласности,  голосуйте  за  Куркову,  если  вы  хотите  милосердия,  голосуйте  за  Самсонова».  Я  бы  несколько  усилил  его  слова.]

19.08.01. *
Пушкин  пишет  о  помещике,  который  уже  в  то  время   пытался  создать  колхоз.  Насильно.  С  предварительным  разорением  личного  хозяйства  крестьянина.  Всё  пошло  прахом.  Не  то  ли  делал  Сталин  и  не  с  одним  хозяйством? 
Вся  страна  пошла  прахом.
  Сейчас  предпринимаются  попытки  доказать,  что  единоличник  не  смог  бы  обеспечить  индустриализацию  хлебом.  Берд.: С.543: «Нам  не  было  дано  пережить  радость  Ренессанса,  у  нас,  русских,  никогда  не  было  настоящего  пафоса  гуманизма.  В  русской  литературе  и  русской  культуре  был  лишь  один  момент,  одна  вспышка,  когда  блеснула  возможность  Ренессанса это  явление  Пушкинского  творчества».  При  рассмотре-нии  творчества  Достоевского  Бердяев  уже  касался  этого  вопроса.  Идея  эта  показалась  ему  заман-чивой,  и  он  решил  выделить  её  в  отдельное  эссе.  У  него,  у  русского,  постоянно  выпадает  из  памяти,  что  наше  Возрождение  окрашено  было  тоталитарным  рабством  народа  и  совершалось  под  девизом  "православие,  самодержавие  и  народность".  Бердяев  сейчас  являет  себя  иностран-ным  искусствоведом,  совершенно  оторванным  от  корней  изучаемого  предмета.  Возникает  вопрос:  почему  он  называет  себя  русским  философом.  С.548: «Ритмичность  и  периодичность свойственны  всякой  жизни.  Потерялась  всякая  отчетливость  в  употреблении  этих  терминов.  Я  хочу  лишь  проблематически  начертать  идеальные  черты  и  тенденции  нового  типа  общества  и  культуры».  Это  очень  обобщающее  утверждение.  В  связи  с  вращением  Земли  и  наклоном  её  оси  проис-ходят  циклические  изменения  суток  и  климата.  Но  на  этом  ритмичность  и  периодичность  закан-чиваются.  На  деревьях  каждую  весну  новая  листва,  но  дерево  постарело;  насекомые  по  видовой  принадлежности  те  же,  но  сами  насекомые  другие.  Сами  флора  и  фауна  меняются  под  взаим-ным  влиянием  друг  на  друга  и  внутри  себя.  И  к  развитию  человечества  понятие  периодич-ность  нужно  применять  условно,  поскольку  оно,  человечество,  тоже  относится  к  Природе.

20.08.01.
Ну,  вот  и  всё,  курс  лечения  в  санаторке  закончен.  Проводы  были  замечательны,  с  музыкой.  Самое  понятие  "жертва" – аморально,  если,  конечно,  мы  не  играем  в  шахматы.  В  эпоху  клас-сицизма  и  романтизма  жертва  приносилась  ради  чего-то,  во  имя  чего-то,  что  было  оправдано  религиозным  варварством.  В  эпоху  гуманизма  никакая  жертва  не  оправдана.  Жертва – это  просчёт,  недальновидность,  безответственность.  Такие  "жертвы  на  алтарь  отечества"  любили  приносить  наши  цари,  а  Сталин  особенно  был  крут  в  этом  вопросе.
  Никит. I: 1837 г., С. 193: «Вечер  провёл  у  Плетнёва.  Там  был  Пушкин;  он  всё  ещё  на  меня  дуется.  Он  сделался  боль-шим  аристократом.  Как  обидно,  что  он  так  мало  ценит  себя  как  человека  и  поэта  и  стучится  в  один  замкнутый  кружок  общества,  тогда  как  мог  бы  безраздельно  царить  над  всем  обществом.  Он  хочет  прежде  всего  быть  барином,  но  ведь  у  нас  барин  тот,  у  кого  больше  дохода.  К  нему  так  не  идёт  этот  жеманный  тон,  эта  утонченная  спесь  в  обращении,  которую  завтра  же  может  безвозвратно  сбить  опала.  А  ведь  он  умный  человек,  помимо  своего  таланта.  Он,  например,  сегодня  много  говорил  дельного  и,  между  прочим,  тонкого  о  русском  языке.  Он  сознавался  также,  что  историю  Петра  пока  нельзя  писать,  то  есть  её  не  позволят  печатать.  Видно,  что  он  много  читал  о  Петре».  Всё  это  интересно  и,  возможно,  так  и  было  на  самом  деле,  но  давайте  судить  о  результатах.  И  я  с  Бердяевым  спорю  не  о  его  личных  качествах,  а  о  том,  что  он  написал.  Уверен,  из  тех,  кто  будет  читать  мои  дневники,  фамилию  Никитенко  впервые  узнал  отсюда.  Я  исхожу  из  формулы:  не  судите,  да  не  судимы  будете.  И  вас  никто  не  тронет.  С. 194: «Важное  и  в  высшей  степени  печальное  происшествие  для  нашей  литературы:  Пушкин  умер  сегодня  от  раны,  полученной  на  дуэли».  Счастливо  время,  в  которое  творил  Пушкин.  Свезло  Никитенко  общаться  с  Пушкиным  на  короткой  ноге.

21.08.01.
6:8:15.  Несмотря  на…  Годовщина.  Славка  довёз  до  дома.  Женя-гараж  не  звонил,  а  обещал.
  Берд., С.549: «Падают  ложные  покровы,  и  обнажается  добро  и  зло.  Ночь  не  менее  хороша,  чем  день,  не  менее  божественна,  в  ночи  ярко  светят  звезды,  в  ночи  бывают  откровения,  которых  не  знает  день
».  Эти  строки  не  лишены  лирики,  будучи  оторванными  от  нового  Средневековья.  Бердяев  предлагает  рассматривать Новое  Средневековье  не  как  мрак  невежества,  но  как  ночь,  скрывающую  неизведанное,  обещающую  яркие  открытия.  Но  несколько  выше  он  чуть  не  плачет  от  отчаяния,  переживая  за  нашу  культуру.  «Ночь  метафизичнее,  онтологичнее  дня».  Жаль,  что  сам  философ  уже  не  сможет  дать  нам  разъяснений  к  этому  высказыванию.  Если  вложить  эти  слова  в  уста  преподавателя  М.-Л.,  это  выглядело  бы  вполне  естественным.  Но  мы  должны  помнить,  что  в  молодости  Бердяев  был  марксистом.  Видимо,  влияние  демагогии  запечатлелось  в  его  мозгу  навечно.  С.551: «Закат  исторического  дня  античного  мира  сопровождался  и  большими  потрясениями  и  катастрофами.  Начало  новой  эпохи  сопровождается  варваризацией».  Я  скорблю  вместе  с  Бердяевым,  что  нет  классической  литературы,  нет  классической  музыки,  живописи.  Но  я  понимаю,  что  культура  стала  ширпотребом,  она  стала  нужна  массам  и  должна  быть  им  по-нятна.  Начался  процесс  демократизации  культуры.  А  новые  технологии  позволили  широко  тиражировать  классические  образцы  живописи.  Формируются  новые  нации,  новые  народности,  появляется  новый  фольклор.  «К  слишком  временному  и  тленному  в  прошлом  нельзя  вернуться,  но  можно  вернуться  к  вечному  в  прошлом».  Возврат  к  прошлому  был  лишь  однажды,  когда  Европа  вновь  обрела  античную  литературу.  Утраты  объяснялись  распространением  ислама  и  тем,  что  искусства  развивались  только  в  области  Средиземноморья.  Однако  другие  очаги  культуры  не  пострадали,  и  преемственность  времён  там  не  нарушена.

22.08.01.
Ввёл  в  ПК  первую  главу  Е. О.,  58 строф.  Нумерация  строф  арабскими,  так  как  не  знаю,  есть  ли  в  ПК  римские.  Не  гулял,  и  без  зарядки.   Медитация – это  духовная  сосредоточенность,  освобождающая  человека  от  внешнего  и  призрачного  «мира».  Когда  я  перебираю  в  памяти  свои  любимые  воспоминания,  я,  оказывается,  медитирую.  А  я  всю  жизнь  ломал  голову  над  тем,  что  же  такое  медитация.  Век  живи...
  Пришвин: «1909, С.41: Первая  и  самая  большая  роскошь,  ко-торую  я  себе  дозволяю,  это  доверие  к  людям.  Быть  как  все.  С.47: Вся  беда  в  России,  что  нет  средних  людей.  Но  представьте  себе  страну,  где  каждый  постиг  принцип  всеобщего  беззакония,  всякого  законодателя  винят  в  двойной  бухгалтерии.  Смысл,  идея  изгнаны  из  русской  жизни.  С.49: В  России  быт  только  у  диких  птиц.  Россия  разломится.  Скреп  нет.  С.57: Превращение  в  чиновника,  то  есть  гибель  физическая  и  духовная.  С.63: Беседа  с  Блоком.  Гармонического  писателя  нет:  все  с  провалами.  Пушкин  под  конец  жизни  сгустился  и  умер  естественно,  если  бы  не  умер,  то  пал  бы.  Блок  пишет: "Пушкина  тоже  убила  вовсе  не  пуля  Дантеса.  И  поэт  умирает,  потому  что  дышать  ему  уже  нечем;  жизнь  потеряла  смысл"».  Никит. I: 1837 г., С. 195: «Сегодня  был  у  министра.  Он  очень  занят  укрощением  громких  воплей  по  случаю  смерти  Пушкина.  Он,  между  прочим,  недоволен  пышною  похвалою,  напечатанною  в  «Литературных  прибавлениях  к  «Русскому  инвалиду».  Итак,  Уваров  и  мёртвому  Пушкину  не  может  простить  «Выздоровления  Лукулла».  Сию  минуту  получил  предписание  председателя  цензурного  комитета  не  позволять  ничего  печатать  о  Пушкине,  не  представив  сначала  статьи  ему  или  министру.  Завтра  похороны.  Я  получил  билет».  Тут  если  не  зависть,  то  профессиональная  ревность.  Кто  уважает  цензора?  А  о  смерти  Пушкина  скорбит  весь  народ,  ведь  Пушкин  поднял  язык  простого  народа  на  уровень  речи  богов.  Не  понимал  этого  и  Никитенко.

26.08.01.
В  среду,  прямо  с  работы  приехал  Славка  и  забрал  меня  в  Чудово.  6:9:15.  Встретили  хорошо.  Но  Славка,  как  законченный  алкоголик,  косеет  уже  с  джин-тоника.  В  четверг  помылся  в  деревенской  бане.  Уже  сто  лет  не  был  в  бане.  Приехал  с  поносом,  но  после  бани  и  2-х  рюмок  спирта  (не  сразу)  вылечился.  6:10:15.  В  пятницу –
день  здоровья.  Следовало  ехать  домой,  но  Славка  опять  не  в  форме.  6:11:15.  В  субботу  утром  рано  Славка  уехал  на  работу,  а  я  остался  ещё  на  денёк.  Навестил  могилки;  навестил  Толю  Гришина.  Посетил  дачу.  Поездка  была  полезная,  но  от  такого  отдыха  нужно  отдыхать  дня  два-три.  Берд., С.555: «Коммунизм  отменяет  автономный  и  секулярный  принцип  новой  истории,  он  требует  "сакрального"  общества,  "сакральной"  культуры,  подчинения  всех  сторон  жизни  религии  диавола,  религии  антихриста.  В  этом  огромное  значение  коммунизма
».  И  сам  Бердяев  для  описания  коммунизма  использует  религиозную  терминологию.  И  теократия  тоталитарна,  и  коммунизм  обещает  царство  небесное.  Можно  сравнивать  Новое  средневековье  с  прежним  в  смысле  тоталитарности:  по  жестокости  и  всеохватности  они  сопоставимы.  С.556: «Старый,  устойчивый,  сложившийся  общественный  и  культурный  космос  опрокидывается  силами  хаотическими  и  варварскими».  Классическая  культура  никуда  не  девалась  и  по-прежнему  служит  образцом  для  культурного  слоя.  А  новая  культура  не  варварская,  а  вульгарная,  то  есть  народная.  Она  и  называется  поп-культура.  «Упадок  должен  предшествовать  новому  средневековью».  Происходит  переориентация  искусств  с  отдельных  ценителей  на  "широкие  массы".  А  широкие  массы  сами  творят  и  поклоняются  творцам  безобразий, то  есть  произведений  без  образов, но  при этом  должна  присутствовать  определённая  виртуозность.  Происходит  некое  подобие  возрождения  искусства  неолита:  наскальная  живопись,  дикие  танцы  у  костра.  Неошаманизм;  что  может  привести  к  появлению  новой  религии.

27.08.01.
Вернулся  из  Чудова  удовлетворённый.  Как,  однако,  случайно  обронённое  слово  иногда  точно  бьёт  в  цель!  Славка  в  четверг,  после  бани  так  набрался,  что  потерял  ориентировку.  Пришлось  ночью  направлять  его  за  руку  в  туалет.  Религия – не  поклонение,  а  преклонение.  То  же,  что  называют  религией  сегодня,  есть  обыкновенное  мракобесие.  Материализм – высшая  степень  рели-гии  тела,  всего  материального.
  Никит. I: 1837 г., С. 196: «Похороны  Пушкина.  Это  были  дей-ствительно  народные  похороны.  Всё,  что  сколько-нибудь  читает  и  мыслит  в  Петербурге, – всё  стеклось  к  церкви,  где  отпевали  поэта.  Это  происходило  в  Конюшенной.  Площадь  была  усеяна  экипажами  и  публикою,  но  среди  последней – ни  одного  тулупа  или  зипуна.  Церковь  была  наполнена  знатью.  Весь  дипломатический  корпус  присутствовал.  Впускали  в  церковь  только  тех,  которые  были  в  мундирах  или  с  билетом.  На  всех  лицах  лежала  печаль – по  крайней  мере  наружная.  Возле  меня  стояли:  барон  Розен,  В. И. Карлгоф,  Кукольник  и  Плетнёв.  Народ  об-манули:  сказали,  что  Пушкина  будут  отпевать  в  Исаакиевском  соборе, – так  было  означено  и  на  билетах,  а  между  тем  тело  было  из  квартиры  вынесено  ночью,  тайком,  и  поставлено  в  Конюшенной  церкви.  Я  не  удержался  и  выразил  попечителю  своё  прискорбие  по  этому  поводу.  Русские  не  могут  оплакивать  своего  согражданина,  сделавшего  им  честь  своим  существованием!  Иностранцы  приходили  поклониться  поэту  в  гробу,  а  профессорам  университета  и  русскому  юношеству  это  воспрещено.  Греч  получил  строгий  выговор  от  Бенкендорфа  за  слова,  напе-чатанные  в  «Северной  пчеле»:  "Россия  обязана  Пушкину  благодарностью  за  22-летние  заслуги  его  на  поприще  словесности"».  Вот  она  реальная  действительность.  Когда  народ  скорбит,  власть  радуется  в  душе  своей,  что  избавилась  от  возмутителя  спокойствия.  И  наоборот:  война народная  печаль,  а  власть  потирает  руки  от  удовольствия.

28.08.01.
Приехал  с  Магадана  на  постоянное  житьё  в  Питер  Алексей,  сын  Валентина  Петровича,  фермера  ДСИ  и  М. А.,  которая  тоже  там  изрядно  потрудилась.  Пока  не  пьёт.  Дай-то  Бог.  Человек  обязан  жить  и  выживать  в  любых  условиях,  в  этом  его  предназначение.  При  этом  он  должен  меняться  сам  и  менять  окружающую  его  среду,  в  том  числе  и  общественную.
  В  конце  концов,  положительный  результат  даст  себя  знать.  Процесс  этот  колебательный  и  может  вызывать  раз-рушительные  общественные  резонансы.  Берд., С.561: «Неограниченный  рост  потребностей,  упадок  веры,  ослабление  духовной  жизни – все  это  привело  к  созданию  индустриально-капиталисти-ческой  системы,  которая  изменила  весь  характер  человеческой  жизни,  весь  стиль  ее,  оторвав  жизнь  человеческую  от  ритма  природы.  Машина,  техника,  та  власть,  которую  она  с  собой  приносит,  та  быстрота  движения,  которую  она  порождает,  создают  химеры  и  фантазмы».  Изме-нились,  упростились  человеческие  отношения;  исчезло  понятие  класс,  на  смену  ему  пришло  понятие  элита.  Прежнюю  элиту  характеризовал  интеллект,  теперь  элиту  характеризуют  деньги.  Власть  с  одной  стороны  стала  более  изощрённой,  а  с  другой – более  наглой  и  циничной.  "Хлеб  и  зрелища"  остались  те  же,  только  преподносятся  в  виде  "химер  и  фантазмов".  «Вся  капи-талистическая  система  хозяйства  есть  детище  пожирающей  и  истребляющей  похоти».  Капиталис-тическая  система это  не  только  промышленность,  главной  её  составляющей  является  индустрия  развлечений.  Предпринимается  попытка  управлять  инстинктами,  вместо  того,  чтобы  исправлять  их.  В  сущности,  этим  занимались  Гитлер  и  Сталин.  Таким  образом,  власть  оказывается  тоталитарной  всегда,  то  есть,  она  не  может  быть  иной.  У  населения  создаётся  иллюзия  свободы,  но  очередной  экономический  кризис  ясно  даёт  понять,  кто  есть  кто.  Бердяев  не  хочет  понять,  что  легче  направлять  инстинкты,  чем  исправлять  их.

29.08.01.
Постепенно  встраиваюсь  в  новый  режим.  Присутственный  день.  Были  Люда  и  И. П.
  Никит. I: 1837 г., С. 197: «Краевский,  редактор  "Литературных  прибавлений  к  Русскому  инвалиду",  тоже  имел  неприятности  за  несколько  строк,  напечатанных  в  похвалу  поэту.  Я  получил  приказание  вымарать  совсем  несколько  таких  же  строк,  назначавшихся  для  "Библиотеки  для  чтения".  И  всё  это  делалось  среди  всеобщего  участия  к  умершему,  среди  всеобщего,  глубокого  сожаления.  Боялись, – но  чего?  Церемония  кончилась  в  половине  первого.  Я  поехал  на  лекцию.  Но  вместо  очередной  лекции  я  читал  студентам  о  заслугах  Пушкина.  Будь,  что  будет!  До  меня  дошли  из  верных  источников  сведения  о  последних  минутах  Пушкина.  Он  умер  честно,  как  человек.  Как  только  пуля  впилась  ему  во  внутренности,  он  понял,  что  это  поцелуй  смерти.  Он  не  стонал,  а  когда  доктор  В. И. Даль  ему  это  посоветовал,  отвечал: – Ужели  нельзя  превозмочь  этого  вздора?  К  тому  же  мои  стоны  встревожили  бы  жену. – За  несколько  минут  до  смерти  он  попросил  при-поднять  себя  и  перевернуть  на  другой  бок. – Жизнь  кончена, – сказал  он.  "Что  такое?" Спросил  Даль,  не  расслышав. – Жизнь  кончена, – повторил  Пушкин, – мне  тяжело  дышать. – За  этими  словами  ему  стало  легко,  ибо  он  перестал  дышать.  Жизнь  кончилась;  погас  огонь  на  алтаре.  Пушкин  хорошо  умер.  Дня  через  три  после  отпевания  Пушкина,  увезли  тайком  его  в  деревню.  Жена  моя  возвращалась  из  Могилёва  и  на  одной  станции  неподалёку  от  Петербурга  увидела  простую  телегу,  на  телеге  солому,  под  соломой  гроб,  обёрнутый  рогожею.  Три  жандарма  суетились  на  почтовом  дворе,  хлопотали  о  том,  чтобы  скорее  перепрячь  курьерских  лошадей  и  скакать  дальше  с  гробом. – Что  это  такое? – спросила  моя  жена  у  одного  из  находившихся  здесь  крестьян.  "А  бог  его  знает  что!  Вишь,  какой-то  Пушкин  убит – и  его  мчат  на  почтовых  в  рогоже  и  соломе,  прости  господи – как  собаку"».  В  этих  словах  слышится  сочувствие.

30.08.01.
Осваиваю  новый  маршрут.  Для   плодотворной  работы  нужно  вдохновение.  Для  вдохновения  нуж-но  общение.  Как  установить  правильный  баланс.  Я  готов  общаться  постоянно,  но  когда  же  тог-да  работать?  Появился  Шинкунас.  Закон  о  партиях:  ст. 6, п. 1.
  Берд., С.561: «Дисциплина  труда  есть  жизненный  вопрос  для  современных  обществ».  "Волка  ноги  кормят", – вот  основа  естест-венного  права:  экономические  отношения.  Человеку  нужна  экономическая  свобода,  чтобы  раскры-лись  его  творческие  возможности.  С.563: «Средневековье  не  есть  эпоха  тьмы,  но  оно  есть  ноч-ная  эпоха».  Это – новая  трактовка  образа  и  служит  тому,  чтобы  оправдать  заявленную  выше  ри-тмичность.  У  меня  и,  я  думаю,  у  многих  Средневековье  ассоциируется  с  определением  мрачное.  Бердяев  этой  фразой  нам  чётко  показал,  как  вводится  новое  понимание  старого  понятия,  а  по-том  подводится  обоснование  этому  новому  пониманию.  Но  старое  понимание  термина  было  обо-сновано,  потому  и  существовало.  «Не  существует  человеческого  права  на  власть.  Власть  есть  обязанность,  а  не  право  и  власть  тогда  лишь  правая,  когда  она  осуществляется  не  во  имя  свое  и  не  во  имя  своих».  Об  этом  предмете  складно  и  доходчиво  говорил  Спиноза.  Обращает  на  себя  внимание  форма  принятия  власти  в  Запорожской  Сечи.  Там  выбранный  кандидат  трижды  говорил  "не  хочу"  и  трижды  его  обязывали,  после  чего  он  принимал  бунчук.  С.574: «Власть  имеет  иерархическую  природу  и  иерархическое  строение.  Так  будет  и  в  будущем.  Народ  не  мо-жет  сам  собой  править,  он  нуждается  в  правителях».  Мы  с  вами,  читатель,  знаем,  что  в  основа-нии  власти  лежит  естественное  право.  Власть  управляет  посредством  распределения  экономи-ческих  ресурсов.  Исчезнет  экономическая  основа  власти,  исчезнет  и  власть.  Власть  заинтере-сована  в  том,  чтобы  народ  как  можно  дольше  оставался  под  руководством  низменных  инс-тинктов.  Пока  он  находится  в  скотском  состоянии,  до  тех  пор  власть  будет  востребована.

31.08.01.
Будьте  целомудренны,  и  разврат,  даже  самое  его  понятие  исчезнет.
  Был  в  ЗакСе  на  обсужде-нии  так  называемого  закона  Редько – Евдокимовой.  Жалкое  зрелище,  эта  Евдокимова,  как  крошка  Цахес.  А  Редько,  будучи  главным  в  горздраве,  приватизировал  лекарств  на  Р8•109.  Как  им  опять  хочется  пролезть  в  ЗакС.  В  наше  время  борьба  за  власть  ведётся  бескомпромиссная,  с  привлечением  любых  средств,  от  самых  грязных  до  смертельных.  Получив-ший  власть  расстаётся  с  ней  неохотно  и  либо  по  старости,  если  сильная  охрана,  либо  силой.  Причём  всё  это  происходит  на  глазах  собственного  народа.  Мы  уже  не  раз  убеждались,  что  для  любой  власти  народ – быдло.  Но,  как  говорил  Циолковский,  не  вечно  же  человечеству  оставаться  в  колыбели  (инстинктов).  В  конце  концов,  народ  поймёт,  что  власть – это  не  сливки,  власть – это  пена.  [Если  на  одно  место  в  народный  парламент претендует  законность,  гласность  и  милосердие,  значит,  у  этого  народа  ещё  нет  демократии.  Поэтому,  если  вы  хотите,  чтобы 27 млн  инвалидов  оставались безгласными,  если  вы  хотите,  чтобы  27 млн  инвалидов  оставались  в  рабстве  у  беззакония,  то голосуйте  против  милосердия.  Голосование  по  моей  кандидатуре  объективно  пока-жет,  на  какой ступени  развития  стоит  наше  общество.  Очень  хочу,  чтобы  после  голосования  вам  было  не стыдно  смотреть  в  глаза  друг  другу.  08.09.89. Митинг  ЛНФ  (Ленинградский  Народный фронт).  Сегодня  день  памяти.  Сюда  пришли  те  немногие,  оставшиеся  в  живых,  пережившие  все ужасы  блокады.  Скажите,  а  почему,  спустя  столько  лет,  стали  вспоминать  блокадников?  Почему только  сейчас  отцы  нашего  города  говорят  о  необходимости  отдать  им  честь?  Всё  объясняется просто – это  очередной  акт  фарисейства.  Если  порыться  в  анналах  исполкома  Ленсовета,  то  вы найдёте  массу  просто прекрасных  решений  и  постановлений  относительно  Ленинграда  и  его жителей,  в  том  числе  и блокадников,  но  ни  одно  из  них  не  реализовано.] 
 

van-osmos@yandex.ru

ПРОДАЁТСЯ  ЗЕМЛЯ  В  ЛЕНИНГРАДСКОЙ  ОБЛАСТИ

 

Hosted by uCoz