2001-11

01-01

02-01

03-01

04-01

05-01

06-01

07-01

08-01

09-01

10-01

дн2001

12-01


01.11.01. 

Приступил  к  лечению   зубов.  Скуповат  ты,  Генаша,  деньги  должны  работать.  Ведь  это  собствен-ность.  Перенаселённость – это  давняя  проблема.  Все  глобальные  движения  народов  были  вызваны  этим  фактором.  И  сейчас  все  говорят  об  этом,  но  решать  проблему  никто  не  берётся.  Всем  стыдно,  ведь  нужно  делать  выбор.
 Шп.: «Мы  желаем  не  впечатлений  от  чуждого,  а  выражения  своего  собственного».  Особенно  это  заметно  на  политических  посиделках:  чужую  точку  зрения  даже  не  пытаемся  выслушать,  не  то,  чтобы  понять.  «Новая  проблема  формы  истории».  Уровень  развития  Истории  зависит  от  уровня  развития  информационных  технологий.  История  станет  Все-мирной,  когда  будет  включён  "Демон  Сократа".  «В  мировом  городе  нет  народа,  а  есть  масса».  Правда  в  том,  что  в  мегаполисе  реализовать  местное  самоуправление  очень  трудно.  А  где  нет  самоуправления  там  нет  народа,  там  масса.  «В античности  риторика,  на  Западе  журнализм,  при-том  же  находящийся  на  службе  того  абстрактного начала,  в  котором  выражается  сила  циви-лизации,  а  именно – денег.  Дух  денег  незаметно  проникает  во  все  формы  существования  наро-дов».  «В  действительности  для  Forum  Romanum  совершенно  безразлично,  как  говорят,  решают  и  выбирают  на  форуме  в  Помпее,  а  в  ближайшем  будущем  у  нас  три  или  четыре  мировых  газеты  будут  направлять  мнения  провинциальных  газет  и  через  их  посредство  "волю  народа". Все  ре-шается  небольшим  количеством  людей  выдающегося  ума,  чьи  имена  может быть  даже  и  не  при-надлежат  к  наиболее  известным,  а  огромная  масса  политиков  второго  ранга,  риторов  и  трибу-нов,  депутатов  и  журналистов,  представителей  провинциальных  горизонтов,  только  поддерживает  в  низших  слоях  общества  иллюзию  самоопределения  народа».  Так  было,  так  будет.  Прежде  все-го  экономика,  потом  всё  остальное.  Политика – это  управление  финансами;  настоящий  политик  и  не  должен  быть  публичным.  Миша,  однако,  с  этим  не  согласен,  правда,  не  говорит – почему.

02.11.01.
Прочёл  вступительную  главу  В. В. Виноградова  «Русский  язык»  и  понял,  что  берусь  не  за  своё  дело.  Но  есть  у  меня  некоторые  несогласия,  и  я  хочу  их  сформулировать.  Учитывая,  что  язык – явление  живое,  помня  слова  Пушкина  о  грамматике,  и,  наконец,  высказывание  в  том  же  духе  Бодуэна  де Куртэнэ,  я  решил  все  же  попробовать.  Погода  мерзкая,  всего  ломает,  но  хожу  лечить 
зубы.  Пришвин: «1926, С.172: Жалость  наживается  с  годами,  потому  что  с  годами  наживается  и  опыт  страдания…  Во  всех  производствах  эксперты  выбираются,  конечно,  из  мастеров,  например,  если  возникает  спорный  вопрос  в  слесарном  деле,  то  слесарь  же  является  судьёй,  только  в  литературе  судит  писателей  не  мастер  литературного  дела,  просто  критик».  Высказывать  свою  точку  зрения  на  то  или  иное  произведение  искусства  имеет  право  каждый  потребитель  этого  искусства,  но  в  пределах  нравится-ненравится  и  почему.  А 
критик это  большое  искусство  использования  произведения  для  критики  власти.  Никит. I: 1847 г., С. 303: «Ещё  своровал  один  генерал.  Он  сделал  это  очень  оригинально.  Это  князь  Н. А. Долгоруков,  генерал-губернатор  харьковский  и  попечитель  тамошнего  университета.  Он  крал  деньги  из  приказа  общественного  призрения  и  накрал  их  140 тысяч.  Наконец,  устал  красть  и  жить.  Умер.  После  него  нашли  письмо  на  высочайшее  имя,  в  котором  он  откровенно  признаётся  в  своих  покражах.  Между  ними  оказались  и  университетские  деньги».  У  нас  не  один  генерал  ворует,  а  все,  и  никто  не  думает  оставлять  покаянные  письма,  оставляют  имущество  своим  наследникам.  С. 304: «На  юге,  в  Киеве,  открыто  общество,  имеющее  целью  конфедеративный  союз  всех  славян  в  Европе  на  демократических  началах,  наподобие  Северо-Американских  Штатов.  К  этому  обществу  принадлежат  профессора  Киевского  университета:  Н. И. Костомаров,  Кулиш,  Т. Г. Шевченко,  Н. И. Гулак  и проч.»  Владимир  Петрович  Гулаков  наверняка  его  родственник.  

03.11.01.
Полегчало.  Или  простуда  отступила,  или  помогло  интенсивное  лечение.
  Интенсивное  лечение – это  "самсоновка".  Несмотря  на  мой  огромный  опыт  общения  с  медициной,  а  может  быть  и  благодаря  этому,  я  стараюсь  воздерживаться  от  любых  лекарств.  Самый  большой  вред  организму  наносят  лекарства.
  Деньги это  экономика:  производство  и  потребление,  способ  регулирования  экономических  отношений.  С  этим  мы  пришли  из  животного  мира,  это  наше  Оно,  как  и  государственность.  Только  в  животном  мире  эти  отношения  регулируются  силой,  потому  и  называются  естественным  правом.  И  если  когда-нибудь  мы  станем  людьми,  то  эти  краеугольные  камни  цивилизации  изменятся  до  неузнаваемости,  если  не  исчезнут  вовсе.  Шп.: «Чем  меньше  город,  тем  бессмысленнее  для  него  занятие  этого  рода  живописью  и  музыкой».  С  этим  со-гласиться  нельзя,  особенно  в  связи  со  столь  высоким  уровнем  доставки  информации  к  пот-ребителю.  В  эпоху  Возрождения  все  города  были  небольшими.  «Римляне  совсем  не  завоевали  мир.  Они  только  завладели,  что  лежало  готовой  добычей  для  каждого».  И  снова  Шпенглер,  как  истинный  философ-профессор,  сначала  высказывает  оригинально  звучащую  мысль,  а  потом  си-лится  её  доказать.  Уже  слова  "для  каждого"  показывают,  что  предстояла  борьба  с  этим  "каж-дым".  «"Расширение, – это  все"  содержат  в  своей  наполеоновской формулировке  подлинную  тен-денцию  всякой  созревшей  цивилизации. Современные  немцы – блестящий  пример  такого  народа,  который  стал  стремиться  к  расширению,  не  зная  и  не  желая  этого».  Это  относится  ко  всем  народам.  Расширяться  стремятся  начальники:  им  нужны  налогоплательщики,  а  не  люди  и  тер-ритории.  «Где нет  фактов,  там  правит  чувство.  Современность  есть  фаза  цивилизации,  а  не  культуры».  Вторая  фраза  бездоказательна,  то  есть,  в  ней  только  чувство.  Это  очень  пока-зательная  противоречивость.  Нужны  не  просто  факты,  но  абсолютная  достоверность.

04.11.01.

Гулял,  ходил  в  поликлинику,  на  почту,  в  аптеку.  Устал.  Чинил  носки,  брюки.
  Это  не  от  жадности,  это  от  привыкания  к  вещам,  они  становятся  как  бы  частью  моего  тела.  А  с  брюками  статья  особая.  Брюки  нынче  шьют  таким  образом,  что  на  мою  попу  они  не  налезают,  а  на  брюхе  не  сходятся.  Так  что  тут  не  починка,  а  реконструкция.  Вечером  ПК  был  занят:  сидела  Саша.  Это  дочка  Натальи  Лобовой,  Александра  Сергеевна.  Записал  2-й  концерт  для  ф-но  Шопена.  Первое  впечатление – не  очень.  Но  также  было  и  со  скрипичным  концертом  Моцарта.  Анри  Бёйль  говорил,  что  ему  нужно  раз  восемь  прослушать  новую  вещь  (Россини),  чтобы  оценить  её  по  достоинству.
  Художественный  вкус  нужно  воспитывать.  К  новой  музыке  нужно  сначала  привыкнуть,  потом  слушать.  [«
Считаю  необходимым  совершенно  изменить  стиль  работы  УСО,  сделать  эту  организацию  динамичной,  инициативной,  активно  работающей  в  направлении  осуществления  идеи  максимальной  независимости  существования  каждого  члена  общества,  попа-дающего  в  сферу  деятельности  данного  управления.  Для  этого  предлагаю  осуществить  следую-щие  мероприятия.  1. Создать  свой  банк  данных,  обладающий  запасом  информации  гаранти-рующим  полный  охват  всех  нуждающихся  в  социальной  помощи.  В  этой  связи  использовать  все  возможные  источники  этой  информации  (ЗАГС,  паспортный  стол,  КОС)  и,  главным  образом,  результаты  переписи  населения,  постоянно  пополнять  запас  информации,  проводя  регулярные  анкетные  опросы  населения,  привлекая  для  этого  опытных  социологов.  2. В  виду  отсутствия  медицинской  техники,  необходимой  для  объективного  обследования  и  диспансеризации  нуждаю-щихся  в  этом  граждан,  в  виду  отсутствия  закона  о  больном  и  закона  о  враче  проведение  медицинской  экспертизы  оказывается  делом  субъективным,  часто  предвзятым,  что  способствует  возникновению  конфликтных  ситуаций  между  больным  и  комиссией».]

05.11.01.
Вчера  была  «Казанская»,  так  эту  икону  упрощённо  зовут  в  народе.  "
Филипп  на  Благовещенье /
Ушел,  а  на  Казанскую / Я  сына  родила
"  (чIII – глII).  Посетила  Вера  Николаевна,  бывшая  главная  медсестра.  Всё-таки,  Рубинштейн – исполнительская  машина.  При  моей  жизни  лучше  Святослава  Рихтера  уже  не  будет.  В  нём  есть  и  строгость  исполнения,  и  необыкновенное  вдохновение,  которое  и  не  следует  прятать.  Пришвин: «С.173: Письмо  Горького  о  "геооптимизме"  подчёркивает  одно  из  моих  самых  больших  волнений  в  жизни.  В  письме  от  22.09.1926 г.  Горький  писал  Пришвину:  "Когда-нибудь  некий  философствующий  критик  будет  писать  о  Вашем  "пантеизме"  или  "панпсихизме"  или  "гилозоизме"  и  замажет  человеческое  лицо  Ваше  патокой  похвал  или  горчицей  поучений.  А  для  меня  вот  вы  теперь,  в  этот  день  утверждаете  совершенно  справед-ливый,  крепко  Вами  обоснованный  геооптимизм,  тот  самый,  который – рано  или  поздно – чело-вечество  должно  будет  принять  как  свою  религию"».  Никит. I: 1847 г., С. 305: «Ф. В. Чижов  был  схвачен  по  повелению  правительства  на  границе,  у  таможенной  заставы,  и  в  качестве  опасного  славянофила,  с  своей  бородой,  привезен  в  III отделение.  …я  считаю  Чижова  хитрейшим  из  всех  настоящих  и  будущих  славянофилов  и  неславянофилов.  Он  разделил  свою  исповедь  на  три  части.  В  первой  он  как  бы  признавался  в  некоторых  заблуждениях,  а  именно  относительно  соединения  всех  славян  в  одну  монархию  под  скипетром  России.  Само  собою  разумеется,  что  это  заблуждение,  как  проистекающее  из  избытка  любви,  было  ему  охотно  прощено.  Во  второй  части  своей  исповеди  он  явился  горячим  патриотом,  совсем  в  духе  самодержавия,  православия  и  народности,  чуждой  всего  европейского  и  даже  враждебной  Европе.  Он  в  припадке  фанатизма  даже  воскликнул,  что  "Пётр I  был  величайшим  и  опаснейшим  революционером"  (это  уже  не  моё  предположение,  а  Чижов  действительно  сказал  это,  как  сам  мне  признался)».

06.11.01.
Главное – выпал  первый  снег,  мокрый  противный.  Некрасова  Валентина  Анатольевна,  она  лечит  мой  пародонтоз.  Дни  стали  такие  маленькие
:  ни  на  что  не  хватает  времени.  И  не  потому,  что  зима.  Шп.: «Архитектонические  способности  западноевропейского  человека  исчерпаны  вот  уже  столетие  тому  назад
».  Всем  известно,  что  шедевры  искусства  рождались  и  во  времена  Шпен-глера  и  сегодня  продолжают  удивлять.  «Нет  вечных  истин.  Каждая  философия  есть  выражение своего  и  только  своего  времени.  Чем  крупнее  человек,  тем  истиннее  его  философия.  Нет  ниче-го  легче,  как  взамен  отсутствующих  мыслей  создать  систему.  Но  даже  и  хорошая  мысль  имеет  мало  цены,  если  высказана  плоским  человеком».  Философия это  мировоззрение,  естественно,  чем  более  образован  и  культурен  человек,  тем  богаче  и  многогранней  его  мировоззрение.  Но  всё  это  давно  известно  и  всем  известно,  то  есть,  набило  оскомину.  «Но  не  мы  выбрали  это  время.  Мы  не  властны  изменить  того  положения,  что  родились  людьми  начинающейся  зимы  полной  цивилизации,  а  не  на  солнечных  высотах  зрелой  культуры  времени  Фидия  или  Моцарта.  Систематическая  философия  получила  свое  завершение  в  исходе  XVIII столетия.  Кант  заключил  ее  крайние  возможности  в  величественные  и – для  западно-европейского  духа – во  многих  слу-чаях  окончательные  формы.  Вслед  за  ней  следовала,  подобно  тому,  как  это  было  после  Платона  и  Аристотеля,  специфически  городская,  не  спекулятивная,  а  практическая,  иррелигиозная,  этико-общественная  философия.  Она  начинается,  в  параллель  3енону  и  Эпикуру,  с  Шопенгауэра,  который  первый  поставил  в  центре  своего  мышления  волю  к  жизни  ("творческую  жизненную  силу"),  однако,  под  впечатлением  большой  традиции,  удержал  в  силе  систематические  вопросы  о  явлении  и  вещи  в  себе,  форме  и  содержании  созерцания,  различии  между  рассудком  и  разумом,  каковое  обстоятельство  затушевало  более  глубокую  тенденцию  его  учения».

07.11.01.
Вот  раздался  гром  небесный:  ДСИ  выселяют.  Три  года  мы  жили  в  довольно  хорошем  по
-мещении,  не  платя  ни  аренды,  ни  коммунальных  услуг.  Только  телефон.  И  вот,  исковое  заявление  КУГИ.  Конечно,  это  положение  должно  было  как-то  разрешиться.  Процесс  пошёл.
  Пришвин: «С.175: …и  все  они  сами,  эти  люди,  были,  как  выразился  Розанов,  "говорящими  штанами"».  Теперь – говорящие  головы.  «1927, С.177: …важно,  через  какое  препятствие  пробился  талант.  Самое  главное  препятствие  для  выявления  таланта – интеллект  со  своей  логикой  и  нравственность  со  своей  стыдливостью,  целомудрием.  С.179: …в  бога  начинают,  должно  быть,  по-настоящему  верить,  когда  теряют  последнее  зерно  веры  в  человека… С.188: За  славой  го-няется  только  маленький  человек,  к  крупному  слава  сама  приходит  мимо  его  воли…  Никит. I: 1847 г., С. 306: «Читал  предписание  министра,  составленное  по  высочайшей  воле  и  где  объ-ясняется,  как  надо  понимать  нам  нашу  народность  и  что  такое  славянство  по  отношению  к  России.  Народность  наша  состоит  в  беспредельной  преданности  и  повиновении  самодержавию,  а  славянство  западное  не  должно  возбуждать  в  нас  никакого  сочувствия.  Оно  само  по  себе,  а  мы  сами  по  себе.  Мы  сим  самым  торжественно  от  него  отрекаемся.  Оно  не  заслуживает  нашего  участия,  потому  что  мы  без  него  устроили  своё  государство,  без  него  страдали  и  возве-личились,  а  оно  всегда  пребывало  в  зависимости  от  других,  неумело  ничего  создать  и  теперь  окончило  своё  историческое  существование».  Это  не  столпы  отечества,  а  столбы  его,  причём,  каменные.  С. 307: «…и  как  цензор  этот  отличный  человек,  то  сделать  ему  только  выговор  без  занесения  последнего  в  послужной  список.  [Теперь  личное  дело.]  Спорил  с  попечителем,  который  объявил,  что  "надо  совсем  вывести  романы  в  России,  чтобы  никто  не  читал  романов"».  "Уж  коли  зло  пресечь: / Забрать  все  книги  бы  да  сжечь"  (дIII явл21). 

08.11.01.
На  ум  приходит  такая  крамольная  мысль:  при  моём  теперешнем  физическом  состоянии  можно  бы  вести  все  дела  дома.  И  легче,  и  дешевле.  Юридический  адрес  есть,  не  нужны  никакие  коэффициенты  и  компенсации,  не  нужно  лишний  раз  связываться  с  чиновниками.  Но  возникнут  проблемы  с  архивом,  кое-каким  имуществом,  да  и  место  для  присутствия,  хоть  небольшое,  необходимо. 
Главное – желание  творить,  а  для  умения  существует  школа.  Настоящий  творец  сам  становится  школой.  Создавая  рамки  философии,  разбивая  философию  на  школы,  человек  под-сознательно  представлял  философию  человекоподобной.  То  есть,  человек  видел  в  ней  тело,  душу  и  разум.  И  только  Сократ  всецело  занимался  именно  человеком.
  Пришвин: «1928, С.194: …религия  убила  художников  в  Толстом,  в  Гоголе…»  У  Гоголя,  я  думаю,  религия  пала  на  почву  умственного  расстройства,  либо  спровоцировала  это  расстройство.  А  Толстой,  действительно,  как  ввязался  в  полемику  с  попами,  совсем  забросил  своё  призвание. «С.195: Тут  всё  дело  в  простоте,  чтобы  деревня  была,  коровы,  лес,  солнце  и  звук  выходил  из  коровьего  рога,  волчьего  дерева  и  тростника».  Шп.: «В  эпоху  эллинизма  скептическая  философия  проявляется  в  отри-цании  философии – ее  признают бесцельной.  Скептицизм  есть  выражение  чистой  цивилизации,  он  разлагает  картину  мира  предшествующей  культуры».  Шпенглер  представляет  философию  неким  научным  предметом,  то  есть  метафизично,  в  то  время  как  она  является  вместилищем  всех  наук  и  частью  культуры  как  грани  цивилизации.  «В  ставшем  отражается  становление.  Еsse  est  percipi.  Однако  "покидает"  ли  он  (человек)  мир,  свой  мир,  или  упраздняет  его,  умирая?  Вот  в  чем  вопрос.  Перед  вопросом  о  ценности  того,  что  "существует"  для  всех  или  для  отдельного  человека».  Это  уже  попахивает  мистицизмом,  на  кото-рый  растрачиваться  не  хочется.  Мой  сосед  умер,  а  мир  продолжает  быть,  то  же  будет  и  после  моей  смерти.  Но  всё  относительно.

09.11.01.  
Умерла  Катя  Картавкина.  Возраст  её  был  почтенный,  но  она  выглядела  очень  молодо.  Теперь  она  не  споёт:  «Сердце  моё  не стучи, / Глупое  сердце  молчи…»  Она  всегда  предпочитала  "самсоновку"  всяким  коньякам  и  другим  напиткам.  Записал  «Кармэн»  по-японски.  А  ведь  японцы,  как  и  шотландцы,  ходят  без  штанов.  Кажется,  ещё  никогда  я  так  тяжело  не  вос
-принимал  осеннюю  слякоть,  низкое  давление.  Здесь  мы  опять  сталкиваемся  с  ситуацией,  когда  автор  не  разъясняет  нам,  что  он  имеет  в  виду  под  словом  "цивилизация".  Скептицизм  не  отри-цает  философию,  он  отрицает  возможность  познания  окружающего  мира.  Но  это  действительно  так:  чем  больше  и  глубже  мы  познаём  мир,  тем  больше  вопросов  возникает.  Скептицизм - один  из  инструментов  философии.  Знаменитая  формула  Сократа:  "Я  знаю,  что  ничего  не  знаю",
никогда  не  перестанет  быть  актуальной.  Никит. I: 1848 г., С. 309: «Гроза  висит  над  "Оте-чественными  записками".  Краевского  призывал  к  себе  великий  князь  Михаил  Павлович.  Он  сделал  ему  несколько  суровых  замечаний  насчёт  духа  и  направления  издаваемого  им  журнала,  а  в  заключение  объявил,  что  питает  глубокое  отвращение  ко  всем  журналам  и  журналистам».  Откровение  неандертальца.  Сегодня  свобода  большая  врать  и  поливать  грязью.  С. 312: «С  первых  чисел  июня  в  Петербурге  начала  свирепствовать  холера  и  до  половины  июля  погубила  до  пятнадцати  тысяч  человек.  Ужас  повсюду  царствовал  в  течение  целого  лета.  Чудная  эта  земля  Россия!  Полтораста  лет  прикидывались  мы  стремящимися  к  образованию.  Оказывается,  что  это  было  притворство  и  фальшь:  мы  улепётываем  назад  быстрее,  чем  когда-либо  шли  вперёд.  Дивная,  чудная  земля!  Когда  Бутурлин  предлагал  закрыть  университеты,  многие  считали  это  несбыточным.  Простяки!  Они  забыли,  что  того  только  нельзя  закрыть,  что  никогда  не  было  открыто.  В. И. Далю  запрещено  писать».  Я  ощущаю  негодование  Никитенко  и  сопереживаю.   

10.11.01.  
По  пути  из  Чудова  в  Удельную  заехали  к  нам  наши.  Аркаша  Власов,  по  слухам,  уже  месяц,  как  не  пьёт.  Решил  за  помещение  на  Гороховой  не  бороться.  Надеюсь  на  благополучный  исход.  Договорился  на  девять  дней  ехать  к  Галке  Петровой,  а  сейчас  уж  неохота.  Боюсь  дальней  дороги.  Преемственность  цивилизаций,  точнее,  её  этапов,  заключается  в постоянности  её  состава:  государственность,  экономика,  культура.  Принципы  государственности  (иерархия)  и  экономики  (производство  и  потребление)  неизменны
,  они  определяют  ступени  цивилизации,  меняется  толь-ко  культурная  составляющая,  которая  и  определяет  суть  этапов.  Сущность  познаваема,  но,  доба-вил  бы  я,  не  может  быть  познана.  В  виду  моего  возраста,  вопрос  о  существовании  мира  после  моего  ухода  для  меня  важен,  но  не  мистичен.  Хочу  только  отметить,  что  в  переходном  возрасте  от  детства  к  отрочеству  типичны  попытки  самоубийства.  Это  атавизм  поединков  самцов  за  об-ладание  самкой:  явный  аутсайдер  уходит  сам.  Поэтому,  я  считаю  возможным  самоубийство  чело-вечества  как  понимание  своей  ничтожности  перед  могуществом  неизвестности,  но  это  маловеро-ятно.  [
«Для  объективизации  действий  подобных  комиссий  и  обеспечения  их  независимости  от  УСО  предлагаю  до  устранения  препятствий,  указанных  выше,  вывести  ВТЭК  из  подчинения  УСО  и  либо  передать  их  Здравоохранению,  либо  сделать  самостоятельными;  кроме  того,  пред-лагаю  ввести  в  состав  ВТЭК  врача-психолога  из  независимой  ассоциации  психологов  (психо-терапевтов).  3. В  виду  острого  дефицита  транспортных  средств,  идущих  на  удовлетворение  нужд  инвалидов,  предлагаю  отделить  транспортный  отдел  от  УСО  и  передать  его  дела  в  ведение  транспортной  подкомиссии в  составе  комиссии  по  социальной  политике.  Включить  в  комиссию  представителей  заинтересованных  общественных  организаций.  Обеспечение  транспортными  средст-вами  инвалидов  ВОВ  и  приравненных  к  ним  групп  передать  в  ведение  Горвоенкома».]   

11.11.01.
С  утра  был  ясный,  яркий  день,  «деревья  в  зимнем  серебре».  А  к  ночи  всё   разгрязило.  Всё  больше  и  больше  разочаровываюсь  в  А
. Рубинштейне,  но  хочется  записать  Грига  в  его  исполне-нии.  Вчера  записал  Сен-Санса.  Пришвин:
«С.196: Толстой  наивный  реалист,  сила  его  в  том,  что  он  удивляется  воспринимаемому  миру,  как  ребёнок,  как  "дикарь"…  С.198: …не  из  тщеславия  и  не  от  избытка  сознания  стал  я  летописцем.  Мне  нужно  было …в  новых  условиях  начать  по-немногу  догадываться  о  значении  минувшего,  скажу  яснее:  в  настоящем  из  прошлого  догады-ваться  о  будущем.  …"рождение человека" (сознания) – болезненно».  Шп.: «Таким  образом,  падают  претензии  высшего  мышления  на  отыскание  всеобщих  и  вечных  истин.  Истины  существуют  только  по  отношению  к  определенному  человечеству».  Я  для  себя  убедился  в  том,  что  Шпенглер  не  смог  подняться  выше  уровня  философов-профессоров,  которых  он  так  не  любит.  Он  построил  свою  схему,  подбирает  к  ней  "краеугольные  камни"  и  проходит  мимо  того,  что  может  эту  схему  нарушить.  Уже  давно  всем  известно,  что  истина  относительна,  что  нет  аб-солютной  истины.  На  этом  зиждется  скептицизм,  да  и  вообще  здравый  смысл.  Я  не  приемлю  мировоззрения,  отвергающего  здравый  смысл.  «Взаимоотношения,  которые  связывают  формы  изобразительных  искусств  с  формами  войны  и  государственного  управления».  Тот  факт,  что  государство  и  война синонимы,  отмечал  ещё  современник  Шпенглера  Бердяев.  Я  же  замечу  только,  что  культура это  зеркало  времени.  «Этот  скептицизм  представляет  собой  ядро  всех  живых  тенденций,  существующих  в  специальных  областях,  независимо  от  их  специальной  цели».  Я  не  осуждаю  противоречий  философа.  Они  говорят  за  то,  что  человек  мыслит.  Но  чуть  выше  Шпенглер  ругал  скептицизм,  без  которого,  как  говорит  и  он  сам,  нет  развития  ни  в  одной  области  знаний.  Шпенглер  не  мыслит,  он  подгоняет  существующее  под  свою  концепцию.  

12.11.01.
Приезжал  Кирицев:  опять  надежды,  надежды…  О  Маяковском  говорил  неприятные  вещи,  но  ссылался  на  достоверные  источники.  Наслаждаюсь  чтением  Пайпса.
  Пришвин:
«С.199: После  многих  глупейших  моих  опытов  учить…  Есть  несколько  детских  и  охотничьих,  написанных  мной  маленьких  рассказов,  которые,  по  моему  сознанию  и  множества  понимающих  искусство  людей,  совершенны.  Арсеньев,  между  прочим,  рассказал  мне,  как  он  написал  свою  книгу.  Она  вышла  из  дневников,  которые  вёл  он  в  экспедициях».  [«Провести  тщательную  ревизию  СТО-6  (Большая  Зеленина, 30),  обслуживающей  транспортные  средства  инвалидов.  4. Компетентным  орга-нам  тщательно  проанализировать  деятельность  совместного  предприятия  "Интерхелп",  включаю-щего  в  себя  неизвестные  организации  плюс  ЛИЭТИН,  и  председателем  которого  является  Г. В. Король,  директор  ПНИ-1,  так  как  деятельность  УСО  сейчас  поставлена  в  зависимость  от  этого  СП.  5. Активная  деятельность  предполагает,  прежде  всего,  самостоятельность.  В  соответствие  с  этим  предлагаю  вывести  УСО  Ленинграда  (Свободной  Экономической  Зоны)  из  подчинения  Мин.  СО  РСФСР  и  посадить  на  собственные  деньги.  УСО  должно  не  только  быть  деятельным  в  постоянном  улучшении  социального  положения  нуждающихся  граждан,  не  только  в  защите  и  гарантировании  гражданских  прав,  но  и  постоянно  работать  над  улучшением  соответствующих  законов  и  нормативных  актов».  26.08.90. Дворцовая  площадь.  «Уважаемые  сограждане!  Режим,  пожравший  более  60 млн  наших соотечественников,  продолжает  оставаться  у  власти.  Съезд  РКП  и  XXVIII  съезд  КПСС  показали, что  кровопийцы  не  собираются  уступать  власть  никому.  Генеральный  секретарь  режима  узурпировал должность  Президента  и  тут  же  издаёт  указ  о  защите  чести  и достоинства – пусть  думают,  что они  у  него  есть.  Узурпировав  власть,  КПСС  руками  своего  генсека  делает  всё,  чтобы  сохранить  высосанное  из  своего  народа».]

13.11.01.
Кажется,  с  эпизоотией  справились:  был  нормальный  выход.  Мысль  мелькнёт  и  улетела.  Чтобы  оценить  её  достоинства,  необходимо  её  зафиксировать.  Клялся  себе  и  божился,  что  на  новом  месте  не  буду  лениться.  Таки  нет,  лень  непреодолима.  Зимой  всё  застывает,  и  человеческие  отношения  тоже.
 Шп.: «Противоположности  истории  и  природы.  Человек  как  элемент  и  носи-тель  мира  есть  не  только  член  природы,  но  и  член  истории».  Человек  не  член  Истории,  а  её  объект  как  часть  Природы.  Мудрено  противопоставлять  Природу  и  Историю.  Природа  существо-вала  и  до  человека,  а  История  возникла  с  появлением  человека.  Исчезнет  человек,  прекратит  своё  существование  и  История,  а  Природа  будет.  То,  что  у  Бердяева  именуется  сверхчелове-ческим  началом,  на  самом  деле  есть  пробуждение  низменных  инстинктов.  После  него  нечто  подобное  говорил  доктор  Геббельс.  Это  совпадение  не  случайное.  Бердяев  не  нашёл  гуманизма  в  русской  культуре,  а  Геббельс  не  видел  его  в  германской.  А  Ильин,  которого  цитирует  Путин,  вовсе  оправдывал  тоталитарное  государство.  Может  быть,  потому  его  Путин  и  цитировал.   «До  сих  пор  еще  не  понято  значение  Гёте.  Говоря  о  философии,  даже  не  упоминают  его  имени.  Он,  по  несчастью,  не  заключил  своего  учения  в  застывшую  систему;  поэтому  систематики  проходят  мимо  него. Однако  он  был  философом.  По  отношению  к  Канту  он  занимал  то  же  положение,  какое  Платон  занимал  по  отношению  к  Аристотелю,  и  задача  привести  Платона  в  систему  представляет  столь  же  значительные  трудности.  Платон  и  Гёте  представляют  философию  становления,  Аристотель  и  Кант – философию  ставшего».  Я  тоже  люблю  Гёте  и  считаю,  что  совсем  не  обязательно,  чтобы  кто-то  признавал  или  не  признавал  его  философом.  "Чины  людьми  даются", – сказал  Поэт.  И  Платону  система  не  нужна.  О  глубине  сравнения  Платона  и  Гёте,  Аристотеля  и  Канта  молчу,  считаю  это  сугубо  личным,  субъективным.

14.11.01.
Собрание  ТПП  и  знакомство  с  новым  главой  администрации,  Михаилом  Ивановичем  Карату
-евым.  Ставленник  Путина,  да  теперь  все  ставленники  Путина.  Бывший  военный,  в  его  речи  проскальзывают  специфические  обороты.  Рядовой  день.  Пришвин: «С.200: Творчество  я  пред-ставляю  себе  как  жизнь,  пробивающую  себе  путь  к  вечности.  Японцы  нам  мало  знакомы  и  мы  не  привыкли  ещё  их  различать.  Юношу  поражает,  с  какой  цепкостью  пожилые  люди  держатся  за  образы  пережитого.  Непонятны  юноше  вообще  пределы  родственного  внимания  к  миру.  Способность  художника  видеть  мир  означает  бесконечное  расширение  обычной  способности  всех  людей  к  родственному  вниманию».  Никит. I: 1848 г., С. 313: «…не  тот  ли  это  самый  Даль,  который  служит  у  него  в  министерстве? …и  в  заключение  предложил  ему  на  выбор  любое:  "писать – так  не  служить;  служить – так  не  писать".  Последовало  повеление:  объявить  графу  Строганову  строжайший  выговор  через  московского  генерал-губернатора.  Это  неслыханный  случай  с  генерал-адъютантом.  Говорят,  что  А. А. Закревский  не  церемонился  и  послал  к  графу  Строганову  квартального  надзирателя  с  приглашением  явиться  к  нему  для  получения  выговора».  Кругом  и  всегда  мрак  невежества.  С. 317: «Теперь  в  моде  патриотизм,  отвергающий  всё  европейское,  не  исключая  науки  и  искусства,  и  уверяющий,  что  Россия  столь  благословенна  богом,  что  проживёт  одним  православием,  без  науки  и  искусства».  Об  этом  же  мечтают  сегодня  и  наши  попы.  С. 318: «Видно  по  всему,  что  дело  Петра  Великого  имеет  и  теперь  врагов  не  менее,  чем  во  времена  раскольничьих  и  стрелецких  бунтов.  Только  прежде  они  не  смели  выползать  из  тёмных  нор,  куда  загнало  их  правительство,  поощряющее  просвещение.  Теперь  же  все  подпольные,  подземные,  болотные  гады  выползли,  услышав,  что  просвещение  застывает,  цепенеет,  разлагается…»  По  таким  дневникам  и  нужно  изучать  свою  историю.

15.11.01.
7:11:22.  Присутственный  день.  Опять  с  Полянчуковым,  как  говорят,  «соскок».  Заходил
а  Л.,  просила  денег,  не  в  долг,  а  как  бы  за  службу.  Покончив  с  Онегиным,  получил  небольшой  бюджет  времени.
  Пришвин: «С.202: Ровно  четыре  утра,  сию  минуту  погаснет  электричество,  и  я  останусь  с  рыженьким  светом  керосиновой  лампы.  Вчера  весь  день  сидел  дома,  ничего  не  писал,  читал  стихи  и  согревал  флюс.  Дожди  угробили.  Неизвестное  в  себе,  к  чему  я  теперь  не  осмеливаюсь  подкрадываться,  я  ищу  в  ближайшей  от  меня  природе,  людях,  и  очень  много  дают  мне  мои  охотничьи  животные» Шп.,  гл. 1: «Возможное  называется  будущим,  осуществленное – прошедшим.  Само  же  осуществление,  сосредоточие  и  смысл  жизни  мы  называем  настоящим.  "Душа" – это  то,  что  подлежит  осуществлению,  "мир" – осуществленное,  "жизнь" – осущест-вление».  Я  люблю  рассматривать  схемы,  в  них  логика  рассуждения  очевиднее.  Мне  эта  схема  нравится.  Только  я  вместо  термина  душа  использую  разум.  С  моей  точки  зрения  это – синонимы,  я  где-то  это  объяснял.  «Первобытный  человек  и  ребенок  не  обладают  еще  ни  одной  из  этих  возможностей  в  достаточно  ясном  и  законченном  виде.  В  качестве  условия  такого  высшего  мироосознания  следует  принять  владение  языком,  и  притом  не  каким-либо  человеческим языком  вообще,  а  языком  культуры,  который  не  существует  еще  для  первого,  а  для  второго  хоть  и  существует,  но  еще  недоступен».  Постановка  в  один  ряд  первобытного  человека  и  ребёнка  не  корректна.  Спустя  тысячелетия  и  нашу  ступень  цивилизации  назовут  неоперво-бытной.  Первобытный  человек  реализовал  наскальную  живопись,  у  него,  судя  по  захоронениям,  были  определённые  верования;  одежда,  орудия  труда  и  охоты  также  являются  показателем  культуры.  Ничего  подобного  сотворить  ребёнок  не  может.  Ребёнка  логично  сравнивать  с  животным,  пока  он  не  достигнет  определённого  уровня  социализации.  

16.11.01.
Позвонила  Люда.  Тяжело  жить  вдвоём  на  одну  пенсию,  даже  при  наличии  огорода.  Гулял,  пого-да  позволяет.  Кажется,  настала  зима.  «Демон Сократа»  необходим  для  фиксации  мысли  сразу,  даже  не  имея  под  руками  никаких  средств  для  этого:  считывание  и  обработка.  Толчком,  пово
-дом  к  появлению  христианства  могло  стать  пророчество  Иезекииля,  где  Бог  представлен  необы-кновенно  жестоким,  что  противоречит  здравому  смыслу  и  библейским  заповедям,  и  любвео-бильное  христианство  стало  реакцией  на  эту  жестокость.  Государство  враждебно  homo  sapiens,  но  гораздо  опаснее 
тоталитаризм – власть  животного  над  человеком.  Право  и  законность – это  ширма,  приманка  для  "больших  чисел"  (98.6%);  то  же  и  демократия.  В  особенности  демократия!  Здравый  смысл  предполагает  в  ней  дружбу,  на  самом  же  деле – война.  Об  этом  толковал  и  ап. Павел.  Подобие  человека  Богу  заключено  в  творческом  начале,  а  не  в  его  физиономии.  Если  человек – творец,  то  ему  и  Бог  помогает.  Религиозный  гений – это  игра  слов,  могут  быть  гении  места  обитания:  домашние  лары  и  пенаты,  либо  демон  Сократа,  то,  что  мы  называем  совестью,  гений  как  творческое  явление  в  искусстве,  науке.
 [«Именно  этой  цели  служат  указ  о  защите  собственности  СССР,  читай  КПСС,  и  вмешательство  во  внутренние  дела  РСФСР – попытка  отнять  от  неё  её  собственные  природные  ресурсы.  Мы  возлагали  большие  надежды  на  новый  депутатский  корпус,  но,  похоже,  наши  ожидания  оказались  напрасными.  Время  идёт,  а  экономическое  положение  народа  не  улучшается,  даже  не  остаётся  просто  плохим,  но постоянно  ухудшается,  обещая  нам  новую  блокаду.  Видимо,  так  и  будет:  в  блокаду  родились,  в блокаду  и  умрём.  А  почему  это  происходит?  Да  потому,  что  наши  избранники  согласились сотрудничать  с  этой  шайкой  воров  и  убийц,  именуемой  КПСС.  Во  многих  советах  они сохранили  главенство,  а  аппарат  исполкомов  всех  уровней  остался  за  ними  почти  на  100%».]

17.11.01.
Приезжали  И. П.  и  Люда.  Петрович  пишет  стихи  с  оригинальной  рифмой.  Привёз  новое  о  гибели  Маяковского.  Даже  если  человек  накладывает  на  себя  руки  сам,  его  понуждает  к  этому  государство.  Любая  преждевременная  смерть  гражданина  лежит  на  совести  государства,  я  имею  в  виду  людей  разумных.  Государство – враг  человека.  Даже  гарантируя  ему  что-то,  оно  за  это  вынимает  из  него  душу.  Если  Большой  взрыв  продолжается,  то  понятно,  почему  мы  не  знаем  ничего  о  других  внеземных  цивилизациях,  если  они  и  есть,  то  в  таком  же  зачаточном  состоя-нии.  Поскольку  удаляющиеся  от  нас  галактики,  чем  дальше,  тем  моложе,  то  естественно,  что  область  не  разбегающихся  от  нас  галактик  и  будет  наиболее  старая.  Тут  и  надо  искать  братьев  по  разуму.  Когда  начальник – хороший  человек  (что  бывает  крайне  редко),  мне  его  жалко,  когда  плохой,  я  его  презираю. 
Свобода – начало  личности.  Свобода  творчества  и  творчество  свободы  есть  состояние  души.
  Никит. I: 1849 г. С. 320: «Наука  столь  же  виновата  в  приписываемых  ей  волнениях  и  зле,  сколько  виновато  солнце,  при  свете  коего,  как  известно,  совершаются  многие  разные  дела,  хорошие  и  дурные».  Познание – это  движение  вперёд,  оно  не  может  быть  реакционным  по  определению. С. 330: «Все  мы  до  гадости  малодушны.  Наша  эпоха – эпоха  мелких  душонок:  нет  ни  сильных  характеров,  ни  твёрдых  умов…»  Конечно,  это  не  так.  Я  не  осуждаю  Никитенко:  человек  слаб,  но  рядом  с  ним  работали  выдающиеся  умы  России,  по  мере  сил,  разгоняя  мрак  невежества.  С. 332: «Можно  ли  механически,  насильственно  спаять  с  Россией  немцев  поляков,  мусульман  и  проч.?  Их  можно  удержать  друг  возле  друга,  но  слить  в  одно  нераздельное,  нравственное  целое – невозможно.  Надо,  чтобы  они  чувствовали  себя  довольными  в  сожительстве  с  Россией:  вот  одно  доступное  при  таких  условиях  единство – единство  интересов».  И,  тем  не  менее,  немцы  Поволжья  прекрасно  ассимилировались.

18.11.01.  
Гулял.  Читал  о  Маяковском.  Какая  сволочная  и  безжалостная  это  система – государство.  Режим  играет  уже  второстепенную  роль.  Хотя  по  лицемерию  с  коммунистами  вряд  ли  кто  сравнится.  Записал  Грига.  Я  уже  говорил,  что  оцениваю  произведение  не  по  тому,  что  там  написано,  но  по  мыслям,  которые  оно  вызывает.  Вот,  например,  Бердяев  говорит:  "Познание  себя  не  безграни
-чно,  оно  предельно  в  силу  естественных  особенностей  человеческого  мышления". 
Последние  четыре  слова  кажутся  верхом  глубокомыслия,  но  на  самом  деле  просто  камуфляж,  ибо  нигде  потом  философ  не  пытается  представить  читателю  эти  особенности.  Даже  трудно  представить,  с  чем  сравнивал  человеческое  мышление  автор.  Разбойник  ищет  мысль,  охотится  за  нею,  её  преследует;  пастух  пасёт  мысль,  встреченную  случайно.  Нет  проблемы  отцов  и  детей  у  животных  и  богов.  Познавая  самого  себя,  человек  меняется,  совершенствуется,  а  это  требует  новых  актов  самопознания.  Бердяев  говорит,  что  человек  вмещает  в  себя  космос,  а  можно  ли  познать  космос.  [«Райкомы  продолжают  тунеядствовать,  пожирая,  но  не  производя.  В  связи с  этим  не  могу  не  вспомнить  опять:  с  каким  лицемерием  хлопал  себя  по  карманам  Горбачёв,  ища  1.5 млрд,  чтобы  прибавить  по  пятёрке  к  нищим  пенсиям,  и  с  какой  лёгкостью  нашёл  20 млрд,  чтобы  увеличить  себе  оклады  на  100%.  Сегодня  18 млн  мафии  могут  купить  всё  имущество  с  потрохами  остальной  части  населения  страны.  Нет,  я  не  призываю  к  насилию,  я  призываю  называть  вещи  своими  именами,  и  последние  два  съезда  дают  мне  на  это  право:  если  ты  член  КПСС,  значит  вор  или намерен  таковым  стать.  И  ещё  раз  вернусь  к  началу.  Все  указы  Президента – это  попытки сохранить  награбленное  КПСС.  И  не  добрая  воля  заставляет  их  поступиться  малым,  но  мировое  общественное  мнение  и  боязнь  потерять  всё».]

19.11.01.
Приезжал  Дима  со  своим  семейством.  Ритуля  сломала  руку.  Английский  усваивает  легко.  Закончил  о  Маяковском.  Думаю,  сказать  всю  правду  о  его  гибели  уже  невозможно.  Дима  с  Любой  не  работают  в  общепринятом  понятии  этого  слова.  Верно,  хотят  строить  свой  достаток  на  уловлении  в  религиозные  сети  других.  Посредственность  не  совместима  с  ответственностью,  если  под  ответственностью  мы  понимаем  правильную  организацию  процесса  производства.  А  вот  уголовной  ответственности  посредственность  не  боится.  Человек  живёт  в  эмоциях,  но  не  в  стрессах  и  равнодушии.  Греховность  не  в  том,  что  человек  не  без  греха,  а  в  том,  что  он  этого  греха  не  понимает.  [01.09.90. Международная  конференция  по  правам  человека.  «
Уважаемые  дамы  и  господа,  гости  и соотечественники!  Совершенствование  механизмов,  гарантирующих  права  и  свободы  человека, должно  стать  сутью,  смыслом  дальнейшего  развития  мирового  сообщества.  Самое  удивительное  в том,  что  конференция  по  правам  человека  проходит  в  стране,  где  до  сих  пор  сохраняется  и стоит  крепко  тоталитарный  режим  КПСС.  Недавно  этот  режим  реабили-тировал  несколько  человек  из  многих  сотен  и  тысяч  борцов  за  гражданские  права  в  СССР;  несколько человек,  чьи  фамилии  по  тем  или  иным  причинам  стали  известны  всему  миру;  реабилитированы сквозь  зубы,  нехотя,  оставаясь  далёким  от  того,  чтобы  принести  извинения  своим  жертвам.  Но  подавляющее  большинство  этих  жертв,  чьи фамилии менее известны,  не  получают  и  такой  реабилитации...  Я  представляю  здесь Демократический Союз инвалидов,  и  первоначально  хотел  рассказать  вам,  как  убого  и  бесправно  положение инвалидов  в нашей  стране,  как  трудно  инвалиду  найти  работу  и  как  легко  её потерять.  Но потом  я  поймал себя  на  мысли,  что  у  нас  нет  вообще  такого  социального  слоя, такой социальной  группы  людей, гражданские  права  которых  были  бы  гарантированы
».]

20.11.01.
7:11:23.  Ещё  о  менталитете.  Скуратов  опять  вылезает  в  политику.  После  всего,  что  с  ним  произошло,  надо  бы  тихонько  сидеть  в  углу,  выпрашивая  прощение  у  жены  и  детей,  а  он – на  тебе.  Это  что?  Другой  менталитет?  Я  думаю,  здесь  нет  менталитета  вообще.  Извечность  про
-блемы  отцов  и  детей  доказывает  ненужность,  вредность  совместного  проживания  по  достижении  детьми  определённого  возраста.
  Пришвин: «1929, С.203: У  наших  романистов,  начиная  с  Пуш-кина,  это  было  в  традиции,  сочиняя  роман,  посмеяться  вообще  над  романом,  как  иллюзией,  вероятно,  в  тайной  надежде,  что  вот  мой-то  роман,  моё  слово  будет  значить,  как  дейст-вительная  жизнь. В  русской  литературе  наметились  две  линии:  пушкинская,  в  которой  поэт,  творец  формы  остаётся  верным  до  конца  своему  служению,  и  другая,  в  которой  он  не  удовлетворяется  служением  и  выходит  из  сферы  искусства,  балансируя  между  смешным  и  великим.  Писать  надо  о  всём,  потому  что  на  свете  всё  важно»Шп.,  гл. 1: «Природа – это  то,  что  счислимо.  История  есть  совокупность  всего  того,  что  не  имеет  отношения  к  математике».  Историю  как  феномен  может  осознать  только  разум.  Поэтому  сближать  понятия  Природа  и  История  я  бы  не  стал.  «Точное  естествознание  простирается  как  раз  до  тех  границ,  в  пределах  которых  возможно  применение  математического  метода».  Галилей  сказал  так:  "Измеряй  всё  изме-ряемое  и  делай  неизмеряемое  измеримым".  «Это  на  основании  внутренней  очевидности  понял  Пифагор  при  помощи  величественной,  исключительно  религиозной  интуиции».  Интуиция  Пи-фагора  была  научной,  но  он  облёк  свои  знания  в  религиозные  оболочки,  чтобы  управлять  сознанием  людей.  «Существует  несколько  миров  чисел,  потому  что  существует  несколько  культур.  Мы  встречаем  индийский,  арабский,  античный,  западноевропейский  числовой  тип,  каждый  по  своей  сущности  совершенно  своеобразный  и  единственный».  Это – миф.

21.11.01.
Присутственный  день  опять  ничего  не  дал.  Как  ясно  цена  на  нефть  высветила  нашу  нищету.  Вот  прямое  доказательство  того,  что  в  нашей  промышленности  только  наметилась  тенденция  к  уменьшению  темпов  падения  производства.  Хотя  падать,  в  общем-то,  уже  и  некуда.  Отцы  и  дети – это  область  естественного  права,  она  чётко  демонстрирует  экономические  возможности  социума
,  точнее,  государства.  Власть  не  может  понять,  что  если  богаты  граждане,  богато  и  государство.  Может  быть  власть  и  понимает,  но  допустить  этого  не  хочет.  Никит. I: 1850 г., С. 334: «У  меня  был  Фишер,  теперешний  профессор  философии,  и  передавал  свой  разговор  с  министром.  Последний  главным  образом  опирался  на  то,  что  "польза  философии  не  доказана,  а  вред  от  неё  возможен"».  А  можно  так  и  сказать:  вред  от  философии  не  доказан,  а  польза  от  неё  возможна.  Но  спокойнее  запретить.  С.335: «Вышла  гадальная  книга.  От  цензурного  комитета  требуют,  чтобы  он  донёс,  кто  автор  этой  книги  и  почему  автор  думает,  что  звёзды  имеют  влияние  на  судьбу  людей?  Итак,  вот  сколько  у  нас  ныне  цензур:  общая  при  министерстве  народного  просвещения,  главное  управление  цензуры,  верховный  негласный  комитет,  духовная  цензура,  военная,  цензура  при  министерстве  иностранных  дел,  театральная  при  министерстве  императорского  двора,  газетная  при  почтовом  департаменте,  цензура  при  III  отделении  собственной  его  величества  канцелярии  и  новая,  педагогическая».  "
То  был,  друзья,  Мартын  Задека, / Глава  халдейских  мудрецов, / Гадатель,  толкователь  снов"  (5 22).  С. 336: «Ещё  цензура  по  части  сочинений  юридических  при  II  отделении  собственной  канцелярии  и  цензура  иностранных  книг, – всего  двенадцать.  Был  вчера  у  В. Д. Комовского.  Он  тоже  сильно  огорчен  этим  новым  учреждением  и  с  жаром  выражал  своё  негодование.  "В  Европе  напроказят, – заметил  он  в  заключение, – а  русских  бьют  по  спине"».

22.11.01.
7:11:24.  Закончил  лечение  пародонтоза.  В
. А. Некрасова  очень  внимательна  и  разговорчива.  Физически  и  нравственно  чувствую  себя  хорошо.  Путин  высказывает  мои  мысли,  хотя  до  самоуправления  ещё  не  додумался.  Уверен,  подсказывать  ему  никто  не  может  и  не  хочет.  Когда  Тонечка  на  работе,  Л  после  контрольного  звонка  приходит  ко  мне  домой.  Но  она  никогда  не  задерживается,  как  только,  так  сразу  уходит.  Вот  и  сегодня:  пришла,  увидела,  победила.  Пришвин: «С.205: Нашёл  книжку  на  поддержку  себе:  Лосев  "Диалектика  античного  космоса  и  современная  наука".   Самоутверждение  себя  имеет  значение  только  к  обществу,  где  судят  по  "больше  и  меньше".  Напротив,  Гоголь  постигает  мир  по-иному,  мне  его  постижение  недоступно,  я  смертный,  он – бог.  В  этом  нет  раболепства,  а  очень  хорошее  и  нужное  удивление.  Я  стал  вместо  библиотеки  посещать  поле  и  лес,  и  оказалось – там  читать  можно  так  же,  как  и  в  библиотеке».  Придётся  снова  пощупать  Лосева,  мне  он  показался  ещё  менее  вразумительным,  чем  Бердяев.  Но  Бердяев  вызывает  желание  спорить.   [«Единственным  человеком  в  СССР,  защи-тившим  свои  права,  является  Генеральный  секретарь  КПСС.  И  если  попрание  прав  отдельного  гражданина  можно  объяснить  ошибкой,  предвзятостью  и  т. п.,  то  бесправие  народа  оправдать  нельзя.  И  суть  не  в  том,  кто  является  генсеком  режима – Ленин,  Сталин  или  Горбачёв,  суть  в  том,  что  система  создана,  система  работает  и  постоянно  нуждается  в  новых  жертвах,  меняются  только  формы жертвоприношения.  А  те  незначительные  демократические  изменения  носят  косметический  характер  и  совершаются  в  угоду  мировому  общественному  мнению.  И  вряд  ли  наша  конференция сможет  повлиять  на  этот  режим.  
В  государстве,  где  защищают  президента  от  народа,  народ  будет  оставаться  беззащитным.  И  такое  положение  вещей  неизбежно,  неот-вратимо,  рано  или  поздно  приведёт  существующий  режим  на  скамью  подсудимых».]

23.11.01.

Заглянул  Шинкунас.  Посидели.  Метёт  метель,  и  сразу  стало  в  комнате  неуютно,  холодно.  Ка
-жется,  есть  шанс…  «убить  медведя»,  как  говорил  Пиня  Копман – «король  подтяжек».  Люди  думают,  что  речь  идёт  о  п
омочах.  Ничуть  не  бывало.  Речь  идёт  об  подтягивании  на  турнике.  Так  вот  Пине  Копману  не  было  равных  во  всей  Еврейской  АО.  В  произведениях  Бердяева  ощущается  не  одиночество,  а  самоизоляция.  Поэтому  часто  его  суждения  о  событиях  его  времени  кажутся  парадоксальными.  Никит. I: 1850 г., С. 338: «Новое  постановление  о  чиновниках.  Начальник  имеет  право  исключать  чиновника  из  службы  за  неблагонадёжность  или  "за  проступки,  которые  доказать  нельзя",  не  изъясняя  ему  даже  причины  его  увольнения.  А  если  бы  чиновник  всё-таки  захотел  оправдаться,  от  него  "не  велено  нигде  принимать  просьб  и  никаких  объяснений"».  Признаться, это  круто,  сегодня  в  среде  чиновников  царствует  либерализм.  С. 339: «В гимназиях приказано учить фронту».  У  нас  пытаются  восстановить  ДОСААФ,  но  как-то  вяло.  1852 г., С. 341: «Возвращаясь  из  университета  с  лекций  около  полудня,  я  наткнулся  на  парад.  Войска  заливали  всю  Исаакиевскую  площадь  и  набережную  от  Сената  до  Благовещенского  моста:  не  было  возможности  ни  пройти,  ни  проехать  на  ту  сторону  площади.  Такие  парады  обыкновенно  на  целые  полдня  прекращают  сообщение  между  главными  частями  города.  Какие  бы  ни  были  у  вас  нужды, – вас  не  пропустят  ни  пешком,  ни  в  экипаже».  Имидж.  С. 344: Офицер  Безобразов  в  маскараде  Дворянского  собрания  в  пьяном  виде  разрубил  саблею  череп  какому-то  молодому  человеку,  ничем  его  не  оскорбившему.  Говорят,  раненый  умер.  В  Париже  выдуман  какой-то  новый  танец  и  назван  мазепой.  Министру  показалось,  что  тут  скрывается  насмешка  над  Россией.  Он  позвал  к  себе  бедного  Очкина  и  сделал  ему  строжайший  выговор  с  угрозой  отдать  под  суд».  У  этого  Безобразова  император  соблазнил  жену.  Вспышка  гнева.

24.11.01.
7:11:25.
 Холодно,  оказывается,  потому,  что  перестали  топить.  А  я,  было,  подумал  на  старость.  Жильцы  об  этом  узнают  случайно,  нечаянно  прикоснувшись  к  холодной,  как  лёд,  батарее.  Директор  института  «Мозга»  как  бы  даже  хвалится  тем,  что  наш  народ  ко  всему  привык,  а  вот  американцы  избалованы.  Вместо   того  чтобы  смеяться  бен  Ладану  в  лицо,  они  его  боятся.  И  то  и  другое  противоестественно:  надо  понимать  опасность.  Зимние  дары  скромнее,  хотя  плата  за  них  та  же.  [20.09.90. Реплика.  «Я  давно  читаю  "Ленинградскую  Правду",  и,  надеюсь,  последний год.  За  это  время  я  научился  по  духу  материала  определять  автора:  вот  Кошванец, а  вот  Лосев... Статьи  Лосева  отличаются  специфическим  запахом,  их  трудно  не  узнать.  И  вот  в  номере  от 14.09.90 читаю  отчёт  о  митинге  Союза  коллективов  Ленинграда.  С  первых  же  строк  улавливаю  знакомые  нотки,  неизменное желание  облить  грязью,  стравить,  подчеркнуть  слабое  и  не  заметить  главное... Лосев  уже демонстрировал  свою  журналистскую  нечистоплотность,  и,  по-видимому,  закономерно  то,  что  он служит  своим  пером  нигде  не  работающему,  но  живущему  и  в  это  трудное  время,  как  сыр  в  масле,  Гидаспову.  И  это  не  зависть,  а  острое  чувство  не-справедливости,  когда  грабитель  не  скрывает  своей  профессии  и  открыто  живёт  на  награб-ленное.  Однако,  о  Лосеве.  В  своём  отчёте  он противопоставляет  избирателей  (Юдин)  депутатам  (Филиппов).  Лосев  или  не  понимает  действительно,  или  прикидывается  несведущим,  что  Юдин  и  Филиппов  предлагают  два  пути  одного  процесса.  Это  разгосударствление  экономики,  осво-бождение  её  от  оков монополизма,  предоставление  ей  возможности  жить  по  естественным  зако-нам  свободного  рынка. Или  здесь  злой  умысел дезинформировать  читателя,  дезориентировать  его  и,  тем  самым, возбудить в  нём  недоверие  к новому  составу  Ленсовета.  (В  этом,  на  мой  взгляд,  видит  главную  задачу  "Ленинградская  Правда".)»]

25.11.01.
С  утра  коченел,  даже  не  смог  сесть  за  ф-но.  Потом  праздничный  обед  у  Цветковых:  д/р  Людмилы  Ивановны.  Пришли  домой,  а  там  уж  тепло.  Уют  очень  много  значит  в  человеческом  быту,  без  уюта  теряешь  человеческие  качества.
 Шп.,  гл. 1: «Ничуть  не  утруждая  себя  дока-зательствами – каковые  и  сами  по  себе  невозможны, – Кант  делает  предпосылку  о  неизменяемости  формы  всякой  умственной  деятельности  и  о  ее  идентичности  для  всех  людей».  Физиология  мышления  и  рассудочной  деятельности  у  животных  одинакова,  но  результаты  этой  деятельности  зависят  от  объёма  мозга  и  от  физиологии  всего  организма  в  целом.  «Будь  математика  просто  наукой,  подобно  астрономии  и  минералогии,  ее  предмет  было  бы  легко  определить.  Но  по  от-ношению  к  ней  никто  не  может  и  не  мог  этого  сделать».  Никому  и  в  голову  не  придёт  зани-маться  этим  делом,  ибо  каждому,  занимающемуся  наукой,  известно,  что  математика – это  язык  науки.  Обвиняя  Канта  в  бездоказательности,  Шпенглер,  в  свою  очередь,  просто  городит  слова  на  слова.  «В  аналитической  и  начертательной  геометрии  XVII века  вскрывается  тот  же  распоря-док,  который  вызывает  к  жизни,  охватывает  и  стремится  насквозь  проникнуть  в  современную  ей  инструментальную  музыку  (фугированного  стиля)  и  родственную  ей  масляную  живопись,  первую  при  помощи  правил  контрапункта,  этой  геометрии  звукового  пространства,  вторую  при  помощи  известной  одному  только  Западу  перспективы,  этой  почувствованной  геометрии  пространства  картины».  Здесь  поразительно  точное  наблюдение.  Хорошо  темперированный  клавир – это  находка  и  достоинство  европейской  музыки,  ведущей  начало  от  Пифагора.  Это  же  можно  сказать  и  о  перспективе  в  живописи.  Никакие  образцы  живописного  искусства  не  могут  похвастаться  полноценной  перспективой.  Это  не  значит,  что  европейское  лучше,  оно  другое.  И  тем  не  менее  этот  философ  мне  надоел  своей  расплывчатостью.  Пока  с  ним  расстаюсь.

26.11.01.
Приходил  Кирицев.  Жду – не  дождусь,  когда  он  сделает  мне  Internet.  К  обеду  приехали  дети-внуки.  Потом   пожаловал  Дима  Иванов  с  неким  Мишей.  Инвалид-спортсмен.  Чего-то  хотят.  «Мир  не  есть  мысль,  как  думают  философы.  Мир  есть  страсть.  Охлаждение  страсти  даёт  обы-денность».  Поскольку  ссылки  нет,  я  думаю,  что  этот  афоризм  придумал  сам  Бердяев.  Я  думаю,  что  философы  так  не  думают.  "Бремя  страстей  человеческих",  сказал  Сомерсет  Моэм,  и  этим  подтвердил,  что  мир,  обыденный  мир,  с  его  войнами  и  мятежами  далёк  от  холодности.  Бремя  страстей  только  утверждает  нас  в  том,  что  человек  ещё  не  порвал  со  своим  животным  прош-лым.  Страсти  суть  инстинкты.  Освобождение  от  ненужных  инстинктов,  психозов,  программ,  аф-фектов  сделает  разум  человека  ясным,  а  не  холодным,  как  полагает  Бердяев.  Мне  порою  каже-тся,  нет,  я  почти  уверен,  что  Бердяев  оттачивал  свои  формулировки,  не  думая  о  том,  поймёт  ли  его  намерения  читатель.
 [
«Далее: "...лейтмотивом  митинга  всё-таки  был  антикоммунизм...  и  это  огорчает,  но  не  удивляет:  на  Руси  это  обычное  явление – сначала  обожествляем,  а  потом  втаптываем  в  грязь...  Нужен  виноватый,  вот  и  ищем".  Во-первых,  виноватых  искать  не  надо,  они  и  не  думают  прятаться,  и  на  митинге вещи назывались  своими  именами.  Во-вторых,  попра-ние  тирании  свойственно  не  только  русскому народу.  И,  наконец,  обожествление!  Что  это,  как  не лицемерие!  Или  Лосев  не  понимает,  каким  способом  КПСС  этого  добивалась!  Или  пустяк  те  миллионы  невинных  жертв,  чьи  физические  и  духовные  силы  стали  основой  благополучия партаппарата!  Нет,  не  случайно  он  ставит  на  одну  доску  жертву  и  палача  (забудем  прошлое).  В каждом  слове  отчёта  слышится  злобное  шипение:  "в  бараний  рог,  взбунтовавшиеся  рабы!"  Бес-спорно  одно,  пока  существует  спрос  на  подобных  журналистов,  будут  и  подобные  журналисты. Лосев  не  исключение.  (По  стопам  Лосева  сегодня  прётся  чуть  ли  не  весь  корпус  СМИ.)»]

27.11.01.  
7:11:26. 
Начал  дело  о  приватизации.  Вернулся  домой,  гладил  бельё,  помылся.  А  потом – подарок  судьбы:  Л  пришла  без  предупреждения.  До  сих  пор  под  впечатлением.  Никит. I: 1850 г., С. 347: «Нередко  знание  своего  незнания  есть  великое  знание».  Здесь  Никитенко  претендует  на  лавры  Сократа,  одновременно  показывая,  что  с  ним  не  знаком.  С. 349: «Вчера  Тургенев,  автор  "За-писок  охотника",  по  высочайшему  повелению,  посажен  на  съезжую  за  статью,  напечатанную  им  о  Гоголе  в  "Московских  ведомостях",  где  Гоголь  назван  великим.  Тургенева  велено  продержать  на  съезжей  месяц,  а  потом  выслать  из  столицы  в  деревню  под  надзор  полиции».  Несомненно,  что  всеми  возможными  комитетами  цензуры  управляет  воля  императора,  который  через  цензуру  являет  нам  свою  образованность.  С. 350: «В  Тургеневе,  конечно,  хотели  заклеймить  звание  литератора,  но  он,  кроме  того,  ещё  чистокровный  русский  дворянин,  и  унизительное  наказание,  какому  его  подвергли,  едва  ли  произведёт  на  публику  то  впечатление,  на  какое  рассчитывали.  В  нём  одновременно  оскорблены  чувства  дворянства  и  всех  образованных  людей.  Погодина  велено  отдать  под  надзор  полиции  за  статью,  напечатанную  в  "Москвитянине"  на  пьесу  Кукольника  "Денщик",  и  за  то  ещё,  что  он  выпустил  V нумер  своего  журнала  с  черным  бордюром  на  обложке,  по  случаю  смерти  Гоголя.  А  Булгарин  тем  временем  в  "Пчеле"  так  и  колотит  лежачих:  Гоголя,  Тургенева,  Погодина.  Последняя  статья  Булгарина  в  субботнем  фельетоне  возбудила  всеобщее  омерзение.  В  ней,  что  ни  строка,  то  донос».  У  беспринципного  императора  такие  же  и  лизоблюды.  Вот  они  лакеи,  Гоголь  писал  о  них  но  не  для  них.  С. 351: «Ещё  до  того  председатель  цензурного  комитета  объявил,  что  не  будет  пропускать  статей  в  похвалу  Гоголя,  "лакейского  писателя"».  С  каким  трудом  приходилось  России  пробиваться  к  свету  знаний,  восходить  к  высотам  искусства.  И  сегодня  образования  нет.

28.11.01.
Начал  отчёт  по  кассе:  Полянчуков  выполнил  обещание.  Но  это  не  заработанные  деньги,  а  подаяние.  Спасибо  Полянчукову,  он  мог  это  и  не  делать.  Были  ходоки,  звонки.  Но  всё  около. Пасмурно,  слякотно.  Мравинский  говорил:  «музыкальная  ткань  должна  быть  неразрывна».  А  Бетховен  чудесным  образом  нанизывает  на  эту  ткань  звуки. 
Кто  возжег  искру  разума,  тот  вправе  и  погасить  её.  Если  это  был  Бог,  то  с  него  станется.  Возможно,  так  и  происходит?!.  Нет,  Разум  бессмертен.  Б-ев, С.7: «Есть  несколько  типов  книг,  написанных  о  себе  и  своей  жизни.  Есть,  прежде  всего,  дневник,  который  автор  вел  из  года  в  год,  изо  дня  в  день.  Это  очень  свободная  форма,  которую  сейчас  особенно  любят  французы.  «Дневник»  Амиеля – самый  замечательный  образец  этого  типа,  из  более  новых – Journal  А. Жида.  Есть  исповедь.  Блаженный  Августин  и  Ж. Ж. Руссо  дали  наиболее  прославленные  примеры.  Есть  воспоминания.  Необъятная  литература,  служащая  мате-риалом  для  истории.  «Былое  и  думы»  Герцена – самая  блестящая  книга  воспоминаний».  «Былое  и  думы»  Герцена – это  художественное  произведение.  Так  и  должна  писаться  история.  Хронология это  скелет  Истории.  Самопознание  должно  опираться  и  на  дневник,  и  на  исповедь.  Сейчас  История  как  фактор  цивилизации  достаточно  поверхностна.  Её  обогатит  и  придаст  ей  глубину  "Демон  Сократа".  «Моя  книга  не  принадлежит  вполне  ни  к  одному  из  этих  типов.  Я  никогда  не  писал  дневника. Я  не  собираюсь  публично  каяться».  Пи-сать  дневник  полезно  хотя  бы  в  силу  необходимости  самопознания.  Затем,  дневники  необходимо  перечитывать  по  той  же  причине.  Конечно,  определённая  откровенность  вносит  в  дневник  элемент  покаяния,  но  это  и  есть  следствие  самопознания.  Дневник  должен  вести  каждый,  ибо,  хочет  того  автор  или  нет,  дневник  отражает  действительность.  Пришвин  в  своих  дневниках  тщательно  избегал  упоминать  членов  и  представителей,  и  это  говорит  о  многом.

29.11.01.
7:11:27. 
Сидел  дома,  имел  телефонный  обмен  информацией.  Привыкаю  к  работе  в  домашних  условиях.  Вечером  приезжала  Любовь  Павловна  с  Ромкой  и  Светкой.  Башкирию кто-то  обра-зумил  не  позориться  в  СФ  Скуратовым.  Зато  Питер  обосрался.  Теперь  его  ставленник  Миронов,  а  мне  было  бы  стыдно  иметь  такого  ходатая,  будет  вместо  Строева.  У  Строева  была  хотя  бы  внешность.  Позор  неизбежен.  Пришвин: «С.207: С  пользой  для  себя  читаю  только  те  научные  книги,  в  которых  нахожу  подтверждение,  а  чаще  расширенное,  более  умное  понимание  и  рас-крытие  моих  собственных  догадок.  "1885 – Второй  класс.  Влияние  Закса,  директора.  Счёт  годов  с  весны"».  У  нас  в  техникуме  был  преподаватель  Закс.  Изредка  попадаются  плохие  книги,  но,  как  правило,  их  мне  рекомендуют.  «С.208: Дорожу  своими  воспоминаниями  вовсе  не  из-за  их  сладости.  В  природе  этого  "от  великого  до  смешного  один  шаг"  совсем  нет».  А  я  преиму-щественно  из-за  этого.  В  Природе  нет  смешного.  Никит. I: 1853 г., С. 359:
«Жить  научает  одна  только  жизнь».  В  этом  и  есть  смысл  жизни.  Мы  видим  рождение  философа.  С. 360: «Ещё  новое  и  грандиозное  воровство.  Был  некто  А. Г. Политковский,  правитель  дел  комитета  18 августа  1814 года.  В  комитете  накопился  огромный  капитал  в  пользу  инвалидов.  Этот  Политковский – камергер,  тайный  советник,  кавалер  разных  орденов  и  пр.  и  пр.  Он  в  течение  многих  лет  крал  казённый  интерес,  пышно  жил  на  его  счет,  задавал  пиры,  содержал  любовниц.  На  днях  он  умер.  Незадолго  до  смерти  открылось,  что  он  украл  миллион  двести  тысяч  рублей  серебром!  Говорят,  государь  очень  огорчен  и  разгневан.  В  самом  деле,  горько  видеть  такой  разврат – и  не  где-нибудь  в  глуши,  между  приказной  мелочью,  а  в  кругу  людей  значительных,  в  своей  столице,  чуть  не  у  себя  в  доме».  При  дворе  всегда  только  и  ошиваются  проходимцы.  Честных  людей  двор  не  переносит,  потому  так  мало  их  мы  с  тобой  и  насчитали,  читатель.
 
30.11.01.
Ходил  лечить  зуб.  Всё  очень  мило  (цена  150 р.),  но  боль  та  же.  Вечером  приехал  Дима,  думаю,  за  деньгами. 
Как  он  говорит:  «Зарабатываем  много,  но  не  умеем  планировать».
  Пришвин: «1930, С.209: Оттепель  продолжается.  Вчера  сброшены  языки  с  Годунова  и  Карнаухого.  Карнаухий  на  домкратах.  В  пятницу  он  будет  на  Царя  с  целью  разбить  его.  (Речь  идёт  о  колоколах  Троице-Сергиевой  лавры  в  г. Загорске)».  Советская  власть  почувствовала  себя  настолько  крепкой,  чтобы  сокрушить  своего  конкурента  в  сфере  религии.  Б-ев, С.8: «Гёте  написал  книгу  о  себе  под  замечательным  заглавием  «Поэзия  и  правда  моей  жизни».  В  ней  не  все  правда,  в  ней  есть  и  творчество  поэта.  Я  не  поэт,  я  философ.  В  книге,  написанной  мной  о  себе,  не  будет  выдумки,  но  будет  философское  познание  и  осмысливание  меня  самого  и  моей  жизни».  Всё,  что  пишет  Гёте,  следует  читать.  Творчество  не  может  быть  неправдой.  Даже  фантазии  гения  основаны  на  реальности.  «И  тут  я  сталкиваюсь  с  основным  противоречием  моей  противоречивой  натуры.  С  одной  стороны,  я  переживаю  все  события  моей  эпохи,  всю  судьбу  мира  как  события,  про-исходящие  со  мной,  как  собственную  судьбу,  с  другой  стороны,  я  мучительно  переживаю  чуждость  мира,  далекость  всего,  мою  неслиянность  ни  с  чем».  Чуждость  мира  может  быть  оправдана  невозможностью  влиять  на  него.  Но  видеть  мир,  видеть  происходящее  и  постараться  понять,  можно  и  со  стороны.  С.9: «Я  видел  трансформации,  приспособления  и  измены  людей,  и  это,  может  быть,  было  самое  тяжелое  в  жизни».  То,  что  люди  меняются,  это  естественно.  Неизменным  от  рождения  до  смерти  остаются  только  олигофрены.  Если  моё  окружение  меняется  вместе  со  мною  и  в  одном  направлении  мыслей это  не  заметно.  Менялся  и  сам  Бердяев,  о  чём  он  рассказывает  сам.  «Меня  хранила  Высшая  Сила  и  не  допускала  погибнуть».  Что  такое  Высшая  Сила?  Судьба,  Бог,  Мировой  Разум?  Я  тоже  ощущаю  заботу  о  себе.   

van-osmos@yandex.ru

ПРОДАЁТСЯ  ЗЕМЛЯ  В  ЛЕНИНГРАДСКОЙ  ОБЛАСТИ

Hosted by uCoz