Hosted by uCoz

2001-09

01-01

02-01

03-01

04-01

05-01

06-01

07-01

08-01

дн2001

10-01

11-01

12-01


01.09.01.  

Работал  над  «Меморандумом».  На  следующий  день  кажется  уже  глупым.  Не  лезь  никуда!  Чтобы  воевать  с  гадами,  надо  самому  быть  таким.  Вечером  чуть-чуть  выпили.  Поел  макарон – давно  не  ел.  Сразу  чувствую,  поправился.
  Основа  жизни  не  философия,  а  макароны.  Даром  что  ли  Сократ  говорил:  "Я  живу  не  для  того,  чтобы  есть,  а  ем  для  того,  чтобы  жить".  Берд., С.577: «Для  наступления  нового  средневековья  характерно  также  распространение  теософических  учений, вкус  к  оккультным,  наукам,  возрождение  магии.  Сама  наука  возвращается  к  своим  магическим  истокам,  и  скоро  окончательно  выявится  магический  характер  техники».  Всё  это  мракобесие  ни-как  не  связывается у  меня  просто  с  ночью.  Это  явление  действительно  можно  назвать  мрачным  средневековьем,  если  бы  оно  не  сопровождало  человечество  всю  его  сознательную  жизнь.  Но  если  прежде  культуру  Европы  топтали  толпы  варваров,  которые  стояли  на  гораздо  более  низком  уровне  развития,  то  сегодня  культуре  угрожает  перенаселение  планеты.  Порою  я  не  верю,  что  "Самопознание"  и  разбираемую  вещь  написал  один  и  тот  же  человек.  Я  считаю  таких  "филосо-фов"  вполне  невежественными  людьми.  Причём,  у  него  обширные  знания,  богатый  личный  опыт  общения  с  людьми  разных  направлений  и  уровня  знаний,  и  вот...  С.579: «Читать  книги  по  истории  революции  приятнее, чем  переживать  революции.  Революции  вообще  направить  нельзя,  как  нельзя  ее  и  остановить,  революция  есть  рок  и  стихия.  Революция  никогда  не  бывает  такой,  какой  должна  быть».  В  принципе,  революция – это  радикальное  изменение  социальных  отношений  в  обществе.  Происходит  некоторая  демократизация  общества:  понижается  статус  одних  групп  населения  и  повышается  статус  других.  Пролив  море  крови,  общество  приходит  в  новое  равновесное  состояние.  Революция  способствует  усилению  власти,  обнажает  хищную  сущность  её.  Но,  в  то  же  время,  вынуждает  власть  менять  оперение  на  более  радужное.

02.09.01.
Приезжала  Нинушка  с  Егором.  Она  выписалась.  Я  выпил.  Утром  гулял,  поэтому  спал  после  обе-да  почти  до  десяти  часов  вечера.  ПК  барахлит,  а  я – неуч.  Чаще  всего  проверяющий  хочет  пока-зать  свои  знания.  Фильтры  угольные  хороши,  но  очень  низкая  производительность.  Я  всё  думал,  как  трудно  и  опасно  было  жить  пещерному  человеку.  А  как  тяжела  и  опасна  жизнь  сегодня?  Коллежский  асессор – майор – 8-й класс.  Действительный  статский  советник – адмирал.
  Никит. I: 1837 г., С. 198: «Видел  я  также  резолюцию  государя  насчет  нового  издания  сочинений  Пушкина.  Там  сказано:  "Согласен,  но  с  тем,  чтобы  всё  найденное  мною  неприличным  в  изданных  уже  сочинениях  было  исключено,  а  чтобы  не  напечатанные  ещё  сочинения  были  строго  рассмотре-ны".  Сегодня  держал  крепкий  бой  с  председателем  цензурного  комитета,  князем  Дондуковым-Корсаковым,  за  сочинения  Пушкина,  цензором  которых  я  назначен».  Ещё  молодой,  ещё  может  высказывать  своё  мнение.  С. 199: «Забавно  было,  когда  Куторга  сослался  на  общественное  мне-ние,  которое,  конечно,  осудит  всякое  искажение  Пушкина;  князь  возразил,  что  правительство  не  должно  смотреть  на  общественное  мнение,  но  идти  твёрдо  к  своей  цели.  Да  и  вообще  не  худо  бы  иногда  уважать  общественное  мнение – хоть  изредка.  В. А. Жуковский  мне  объявил  приятную  новость:  государь  велел  напечатать  уже  изданные  сочинения  Пушкина  без  всяких  изменений.  Это  сделано  по  ходатайству  Жуковского.  Как  это  взбесит  кое-кого.  Новый  цензурный  закон,  каждая  журнальная  статья  отныне  будет  рассматриваться  двумя  цензорами:  тот  и  другой  могут  исключить,  что  им  вздумается.  Сверх  того,  установлен  ещё  новый  цензор,  род  контролёра,  обя-занность  которого  будет  перечитывать  всё,  что  пропущено  другими  цензорами,  и  проверять  их».  Власть  со  смертью  Пушкина  вздохнула  свободно  и  с  новой  злостью  набросилась  на  литературу.  "Никитенко  глупее  Бирукова"  (0801
 
03.09.01.
Приезжала  тётушка  Вера  с  Кирой  Владимировной.  Конечно,  человек  она  необыкновенный,  но  эта  необыкновенность  так  из  неё  и  выпирает.  Хочется  побывать  в  Кабоне.  Тётушка  стала  совсем  старенькая.  Конечно,  такая  дочь – не  подарок.  А  как  красива  была  она,  как  жеманна!  Теперь  же  это  что-то  уродливое,  отталкивающее.  Дошёл  за  час  до  перекрёстка,  до  которого  от  ДКТСа  доходил за  полчаса.  Удастся  ли  воспользоваться  этим?  Ночевал  один:  Тоня  уехала  провожать  в  школу  Витеньку.  Пришвин:
«1911, С.66: Меньше  всего  видят,  как  это  ни  странно,  оккультисты,  теософы  и  тому  подобные:  у  них  стена  между  ними  и  жизнью…»  Стена  мрака  и  тумана.  По-научному  называется  мистицизм.  И  вот  этим  мистицизмом  некоторые  философы,  буквально,  гордятся,  в  том  числе  и  Бердяев.  «1913, С.70: Свобода  существует  исключительно  для  личности,  для  всех  нет  свободы,  потому  что  «все» – не  все  личности…  Потому-то  и  разделяется  мораль  на  личную  и  общественную».  А  ведь  Пришвин  Бердяева,  наверное,  не  читал.  «1914, С.78: …это  "я"  моё – часть  великого  мирового Я…»  Берд., С.581: «Не  утопичны  ли,  не  бес-смысленны  ли  были  мечты,  что  Россию  вдруг  можно  превратить  в  правовое  демократическое го-сударство,  что  русский  народ  можно  гуманными  речами  заставить  признать  права  и  свободы  че-ловека  и  гражданина,  что  можно  либеральными  мерами  искоренить  инстинкты  насилия  управи-телей  и  управляемых?»  Но  ведь  когда-то  надо  же  встать  на  этот  путь!  Революция  требует  не  свободы,  а  воли.  Главным  движущим  мотивом  масс  является  месть.  Новое  право  устанавливает  не  народ,  новое  право  даёт  народу  новая  власть.  И  это  новое  право,  подчас,  оказывается  жёстче  предыдущего.  Народ  слушает  не  речи,  а  призывы  и  указания  куда  и  на  что  направить  свою  бунтующую  мощь.  "Мир – хижинам,  война – дворцам!"  И  это – война  на  уничтожение.  Кроме  того,  помните,  что  революция  развивается  по  сценарию:  романтики – фанатики – негодяи.

04.09.01.
Со  вчерашнего  дня  пишу  дневник  прямо  на  ПК.  Прогулки  не  каждый  день,  но  гимнастику  стараюсь  не  пропускать.  Санаторский  зубодёр,  Николай  Александрович,  видимо,  убил  мне  нерв,  который  отключает  обоняние  на  выдохе. Я  припоминаю  этот  тяжёлый  запах  иногда  во  сне, когда  сон  особенно  глубокий,  это  нерв  отключается,  пока   мозг  спит.  А  он  вводил  мне  лошадиные  дозы  новокаина. 
  Никит. I: 1837 г., С. 200: «Не  выдержал:  отказался  от  цензурной  должности.  Я  сказал  князю  о  моём  намерении  выйти  в  отставку,  когда  мы  выходили  из  цензурного  комитета.  После  жаркого  объяснения  с  князем  заключен  честный  мир,  и  пока  я  ещё  остаюсь  цензором.  У  меня  с  князем  была  стычка  в  цензурном  комитете  по  поводу  нового  положения».  Это  честно.  С. 201: «…я  лучше  работаю,  когда  меня  сожмут  тиски  необходимости.  Человек  слаб  и  без  тисков  легче  уступает  усталости.  Новая  потеря  для  нашей  литературы:  Александр  Бестужев  убит.  Да  и  к  чему  в  России  литература!»  Тиски  необходимости  ощущает  молодость  особенно  остро.  Элемент  отчаяния,  но  душа  ещё  горит.  С. 202: «Я  предложил  соседям  тост  в  память  Гутенберга.  "Не  надо,  не  надо, – заревели  они, –  а  в  память  Ивана  Фёдорова!  На  обеде  присутствовал  квартальный,  но  не  в  качестве  гостя,  а  в  качестве  блюстителя  порядка.  Он  ходил  вокруг  стола  и  всё  замечал. – Беседа  сбивается  на  оргию, – заметил  я  Полевому.  "Что  же, – не  совсем  твёрдо  отвечал  он, – ничего,  прекрасно,  восхитительно!"  В  результате  у  меня  пропали  галоши,  и  мне  обменили  шубу.  Ночью  произошёл  пожар  в  Зимнем  дворце:  он  горел  целую  ночь  и  теперь  ещё  горит.  Теперь  горит  на  половине  государя,  его  кабинет  и  проч.  Я  встретил  государя;  он  ехал  в  санях  и  очень  приветливо  кланялся;  бледен,  но  спокоен.  Мне  показалось,  что  физиономия  его  была  менее  сурова,  чем  обыкновенно».  Приятно  отметить,  что  молодёж  во  все  времена  любила  больше  застолье,  чем  рабочий  кабинет.

05.09.01.
Присутственный  день.  Наметили  предварительные  шаги  по  реализации  программы  «Летний  сад».  Всё  это  утопия,  никто  за  здорово  живёшь  не  отдаст  денежный  поток.  Приходила  Л. Г.  со  своим  Днём  рождения.  Черепанов  занял  комнату.  И  опять  обещания,  обещания. 
Берд., С.582: «
Помогло  то,  что  у  русских  очень  слабо  иерархическое  чувство,  но  очень  сильна  склонность  к  автократической  власти  (противоречие).  Ни  о  каком  правовом,  конституционном  государстве  русский  народ  и  слышать  не  хотел.  Винить  во  всем  евреев,  масонов,  интеллигенцию  есть  такое  же   извращение,  как  во  всем  винить  буржуазию,  дворянство,  старую  власть».  Иерархическое  чувство  и  автократия – это  цветы  из  одного  букета.  Не  в  национальности  дело.  Конституцию  требует  буржуазия,  а  в  России  её  практически  не  было.  Народу  же,  находящемуся  в  рабском  положении,  конституция  не  нужна,  ему  нужен  царь-батюшка.  Собственно,  большевики  рассчи-тывали  на  дворцовый  переворот.  Но  неожиданно  вмешался  народ,  потому  что  был  вооружён.  Поскольку  речь  зашла  о  евреях,  то  от  Прибалтики  до  Дальнего  востока  в  ревкомах  сидели  одни  евреи,  да  и  командные  посты  в  армии  главным  образом  занимали  евреи.  Да  нет  же,  я  не  против  евреев,  но  революцию  делали  не  русские.  С.582: «Гражданские  войны  во  время  рево-люции  являются  роковой  неизбежностью,  и  во  время  войн  этих  может  быть  проявлено  само-пожертвование  и  большой  героизм.  Но  никакие  гражданские  войны  не  могут  положить  конец  революции,  не  могут  быть  выходом  из  трагедии  революций.  Гражданские  войны  революционных  и  контрреволюционных  армий  есть  обычно  борьба  сил  революционных  с  силами  дорево-люционными,  революцией  пораженными».  Гражданская  война  есть  обычный  финал  всех  рево-люций.  Следовательно,  Ильич  зря  кипятился,  когда  требовал  превратить  войну  империа-листическую  в  войну  гражданскую,  он  просто  плохо  знал  историю.
 
06.09.01.
Была  Галина  Алексеевна  Лавренюк-Сарбаш,  жена  моего  хорошего  друга  Владимира  Павловича,  потом,  после  его  гибели,  жена  моего  сослуживца,  старшего  товарища.    Ещё  год  назад  ей  можно  было  позавидовать:  Павел  не  пьёт,  имеет  хорошую  работу…  И  вдруг  всё  рухнуло:  детей  нечем  кормить,  семья  сына  развалилась,  затем  авария.  Павел  в  больнице,  детей  в  деревню  увезла  невестка.  Полный  крах.  На  фоне  таких  историй  как-то  неудобно  жить  хорошо.  Наша  советская  действительность  тем  и  отличается, что  на  самую  страшную  историю  найдётся  ещё  более  страшная.  «Жизнь,  как  в  сказке,  чем  дальше,  тем  страшнее».
 [До  сих  пор  40%  населения  города  живёт  в  коммунальных  квартирах,  и  среди  них большую  часть  составляют  блокадники.  Лице-мерная  программа  "Жильё-2000",  о  невыполнимости которой  в  условиях  Ленинграда  знают  лучше  нас  Ходырев  и  Cº,  если и  будет  реализована,  то лишь  в  отношении  их  родни  и  прихлебателей.  А  для  блокадников – только  обещания.  Среди блокадников  большую  часть  составляют  инвалиды  детства, так  как  из блокадного  города  вывозили в  первую  очередь  здоровых  детей. Сейчас  тем,  кто  остался  в  живых,  50 и  более  лет.  Средняя  продолжительность жизни  инвалида  в  СССР  47 лет,  ясно,  что  таких  осталось  не  много.  Для  вас  эта  цифра  кажется абстрактной,  а  в  1975 году  на  вечере  встречи  инвалидов  д/д № 2 мы  уже  недосчитывали  95 человек.  А  пенсионный  возраст  у  инвалида  такой  же,  как  у здорового.  Некоторым  инвалидам  разрешён  бесплатный  проезд  в  общественном  транс-порте,  но  только  тем,  кто  не  может  выйти  из  дому.  Стипендия  в  инвалидном  ПТУ – 25 руб., а  в обычном – 95 руб.  в  месяц.  Из  "гуманных  соображений",  чтобы  инвалиды  не  оскорбляли  своим видом  эстетических  чувств  отдыхающих,  закрыли  инвалидный  санаторий  в  Зеленоградске  под Калининградом,  единственный  в  РСФСР  на  берегу  моря.  Такую  же  участь  готовят  санаторию  в г. Пушкине,  последнему  в  Северо-Западном  регионе.]

07.09.01.
В  погоне  за  призраком  прошёл  большое  для  меня  расстояние,  был  на  ногах  более  трёх  часов,  но  своего  добился.  Теперь  ждать  результатов.  Был  Саар,  принуждает  тряхнуть  стариной:  переде-лать  свитер.  Будучи  в  ЛИХТе  в  1977-78 гг.  и  лёжа  в  гипсе,  я  имел  массу  времени.  Встретив  там  знакомую  даму,  я  попросил  её  научить  меня  вязать,  и  она  с  видимым  удовольствием  дала  мне  несколько  уроков.  Я  оказался  способным  учеником,  это  отмечала  даже  моя  тёща,  а  она  не  расставалась  со  спицами.  Ежедневные  обязательные,  за  редким  исключением,  занятия:  музыка,  ПК,  прогулки  утром  и  вечером,  зарядка. 
Страшна  не  старость,  страшна  беспомощность.
  Пришвин: «С.81: В  Галиции  есть  мечта  о  великой,  чистой  прекрасной  России.  Гимназист,  семнадцатилетний  мальчик,  гулял  со  мной  по  Львову  и  разговаривал  на  чистом  русском  языке.  Он  мне  рассказывал  о  преследовании  русского  языка,  не  позволяли  даже  иметь  карту  России,  перед  войной  он  принуждён  был  сжечь  Пушкина,  Лермонтова,  Толстого  и  Достоевского…»  Национализм  слеп.  Берд., С.583: «Бонапартизм – типичный  исход  революции.  Сила  Кромвеля  и  Наполеона  в  том,  что  они  являются  роковыми  людьми,  носителями  рока  революции».  Бердяев  вновь  напускает  туману,  то  есть,  одуряет  нас  мистицизмом.  Мы  помним,  что  революции  за-думывают  романтики,  осуществляют  фанатики,  а  их  результатами  пользуются  подонки.  Правда  и  то,  что  подонки  всегда  уходят  в  тень,  оставляя  места  руководителей  вождям.  Но  кто  же  эти  подонки?  спросите  вы.  Отвечаю:  правительство  и  депутаты  всех  уровней.  А  Кромвель  и  Наполеон  не  роковые  люди,  а  призванные  социальной  необходимостью.  «Революция  есть  догнивание  старого  режима».  Конечно,  гражданская  война  на  догнивание  не  похожа,  это,  скорее, агония.  Революция  без  гражданской  войны это  просто  дворцовый  переворот,  который  может  быть  даже  легитимным,  как,  например,  в  России  в  1801 году.

08.09.01.
6:11:16.
  Гулял  по  Нижнему  парку.  Отдельный  клён  кроваво-красный,  зелёные  ещё  берёзы  по-крыты  жёлтыми  мазками  осени.  Идея  моя  реализовалась  полностью:  вечерние  встречи  на  природе.  Теперь  сожалею,  что  не  занялся  этим  раньше.  Так  всегда.  Демократизм  Природы  проявляется  в  том,  что  все  люди  появляются  на  свет  одинаковым  образом.  Это  должно  служить  нам  примером  в  развитии  этого  института.  Берд., С.583: «Нельзя  жить  негативным  чувством,  чувством  ненависти,  злобы,  мести.  Наша  любовь  всегда  должна  быть  сильнее  нашей  нена-висти».  Приятно  слушать  речи  обыкновенного  человека.  Если  в  сердце  любовь,  а  она  должна  там  быть  всегда,  то  места  ненависти  нет.  С.584: «Революция  уничтожила  в  России  всякую  свободу,  и  потому  контрреволюция  в  России  должна  быть  освободительным  процессом,  должна  дать  свободу,  свободу  дышать,  мыслить,  двигаться,  сидеть  в  своей  комнате,  жить  духовной  жизнью».  Наивность  Бердяева  поражает:  как  он  мог  увидеть  свободу  в  рабовладельческом  государстве?  Народ  перманентно  перешёл  из  одной  формы  рабства  в  другую.  Даже  период  гражданской  войны  нельзя  назвать  свободой,  ибо  армия  есть  наихудшая  форма  рабства.  Если  уместно  здесь  говорить  о  миссии  русского  народа,  то  его  миссия  в  том,  чтобы  постоянно  пре-бывать  в  рабстве.  Мысли  о  мессианстве – это  мысли  раба.  Этого  мы  от  Бердяева  не  ожидали.  С.586: «Большевизм  есть  не  внешнее,  а  внутреннее  для  русского  народа  явление,  его  тяжелая  духовная  болезнь,  органический  недуг  русского  народа».  Я  исхожу  из  принципа,  что  нужно  критиковать  произведение,  но  не  автора.  Но  как  быть,  если  автор  обсерает  целый  народ?  Большевизм  переживает  и  Китай,  и  Северная  Корея.  Пережила  его  и  Камбоджа.  Таким  образом,  напрашивается  вывод,  что  у  самого  Бердяева  с  головой  не  всё  в  порядке.  Беда  русского  народа  в  том,  что  он  все  коллизии  развития  впервые  испытывает  на  собственной  шкуре.

09.09.01.
Отметили  год  новой  квартиры.  Были  Цветковы.  Юра  немного  выпил.  Как  только  утром  сяду  за  ПК,  так  сразу  проявляется  стул.  Погода  пасмурная,  хотя  Луна  в  высшей  точке.
  Боюсь,  погода  сорвёт  мои  планы.  Нижний  парк  дорог  сердцу  моему.  Когда  день  здоровья,  нужно  больше  вни-мания  уделять  ф-но,  если  же  наоборот,  всё  внимание  ПК.
 [Это  истинное отношение  государства  к  своим  гражданам.  А  вот  показуха.  Сейчас  делаются  попытки  заменить одних  чиновников  другими,  но  у  все  у  них  одна  болезнь – человеконенавистничество, все  они  на одно  бездушное  лицо.  Соловьёва  сменил  Гидаспов,  но  на  наш  вопль  о  помощи  инвалидам города  он  не  ответил  ни  единым  словом,  а  перед  народом  бьёт  себя  в  грудь  и  клянётся  в верности  ему.  То,  что  я  вам  сказал,  есть  малая  толика  того,  что  я  имею сказать.  Место,  где  мы  с  вами  находимся,  на-зывается  "Бездна".  Товарищи!  раскройте  глаза  и  вы увидите,  в  какой  духовной  нищете  вы  пре-бываете.  Если  вы  хотите  лучшей  жизни,  то  боритесь за  неё,  боритесь  за  лучшую  жизнь  не  блокадников,  не  инвалидов,  а  всех  нас!  18.09.89. Резолюция Конференции  демократических  дви-жений  и  организаций  страны  по  политической  ситуации  в стране  и  общим  задачам  демокра-тического  движения.  На  этой  конференции  я  представлял  Ленинградское  отделение  Всероссий-ского  общества  инвалидов.  Конференция  демократических  движений  и  организаций  (ДДО)  страны  считает,  что  политическая ситуация  в  стране  характеризуется  нарастанием  политической  напря-жённости  и  поляризацией противоборствующих  сил.  Наряду  с  ростом  демократических  движений  идёт  активизация  и консолидация  консервативных  сил.  Мы  считаем,  что  перестройка,  начатая  руководством  КПСС, имела  своей  целью  не  коренные  преобразования  в  обществе,  а  лишь  модер-низацию  существующей  системы,  вследствие  чего  проводимые  реформы  носят  половинчатый  непоследовательный характер.  Нет  гарантии  необратимости  демократических  процессов.] 

10.09.01.
Винно-банный  день.  Приходила  М. Г.  Переносил  записи  Дневника  из  тетради  в  ПК.  Занимался  «Лунной»  сонатой.  В  середине  сентября  А. Румянцев  обещал  проконтролировать  мои  успехи.  Пишу  вторую  главу  «Евгения  Онегина».  Каково  звучит!  Я  понимаю,  что  в  большой  степени  всё  это  самовнушение,  однако,  после  удачного  похода  в  парк  я  чувствую  себя  гораздо  бодрее,  свежее.
  Собственно,  и  болезни  мы,  порою,  внушаем  сами  себе,  я  не  говорю  об  очевидных  заболеваниях,  как  то:  понос,  золотуха.  Берд., С.587: «Авторитет  власти  всегда  держится  рели-гиозными  верованиями  народа».  Этот  тезис  кажется  бесспорным,  хотя  в  тоталитарных  государ-ствах  не  редко  используется  штык,  но  чаще  оказывается  достаточно  массового  промывания  мозгов.  Но  следует  понимать,  что  религия  была  создана  для  поддержания  власти,  для  управ-ления  народом.  Прекрасно  это  иллюстрирует  фраза  жреца  Александру  Великому:  "Ты  делай,  как  считаешь  нужным,  а  мы  скажем,  что  так  велели  боги".  Россия  была  необъятным  и  темным  мужицким  царством,  с  очень  слабо  развитыми  классами,  с  очень  тонким  культурным  слоем».  Если  бы  Бердяев  вгляделся  внимательнее,  то  убедился  бы,  что  и  в  Германии  культурный  слой  не  толще.  Даже  в  Англии,  простите,  в  Великобритании  этот  слой  не  превышает  1.4%.  На  данном  этапе  развития  человечества  эта  цифра  вполне  закономерна.  Я  думаю,  что  сегодня  в  США  этот  слой  ещё  тоньше.  Сам  же  Бердяев  говорил  об  аристократичности  культуры. С.588: «Культурный  слой,  более  утонченный,  верный  традициям,  не  мог  более  господствовать  в  России».  Бердяев,  рассуждая  о  самопознании,  о  творческой  личности,  сам  пришёл  к  выводу,  что  личность  не  командует  и  не  нуждается  в  руководстве.  Спиноза  говорил,  и  это  не  вызывает возражений,  что  личность  понимает  необходимость  соблюдения  законов  любой  власти.  И  ещё  говорил  Спиноза,  что  личность  во  власти  представлена  быть  не  может.

11.09.01.
Дождь  и  в  д/д  мне  вредил,  подвёл  и  вчера.  А  вот  сумерки  мне  помогали.  Впервые  сделал  документ  на  ПК  и  не  могу  найти.  Хорошо,  сразу  снял  распечатку.  Преступная  деятельность:  горе,  снял  почти  в  два  раза  меньше.  А  свобода  (юридическая)  без  собственности  это 
бомж.  Пришвин:  «1915, С.87: Окно  горячее,  жужжание  на  горячем  стекле  первой  проснувшейся  мухи…  Пар  земной  курится  на  проталинках  и  кряжý» Никит. I: 1838 г., С. 205: «Чудо!  В  русском  генерале,  да  ещё  казацком,  нашёл  человека  не  только  умного,  но  и  образованного.  Генерал  этот  Краснов».  Вот:  умный не  обязательно  образованный,  а  образованный не  обязательно  умный.  Это  редкая  удача,  когда  умный  ещё  и  образован.  1839 г., С. 208: «Прогулка  по  железной  дороге  в  Павловск  с  А. Н. Струговщиковым  и  Андриановым.  Печальное  происшествие.  Два  вагона  соскочили  с  рельсов  между  Павловском  и  Царским  Селом.  Три  человека  убиты,  и  несколько  получили  ушибы».  Первые  ж/д  катастрофы,  первые  жертвы.  С. 209: «Впрочем,  небо  здесь  печальное  и  зелень  бледная.  Везде  песок  и  глина;  в  деревнях  тишина  и  неопрятность;  города  по  пути  жалкие,  за  исключением  Порхова,  который  имеет  довольно  приличный  вид».  Неотъемлемая  черта  русских  весей убожество.  С. 210: «Я  входил  в  избы  здешних  крестьян:  что  за  нечистота  и  за  бедность!  Дети  в  отрепьях,  грязные;  почти  все  или  страдают  болезнью  глаз,  или  с  вередами  на  лицах  и  на  теле.  Лица  у  взрослых  безжизненны  и  тупы,  хотя  уверяют,  будто  они  под  этою  маскою  скрывают  ум  и  хитрость.  Эти  люди,  по-видимому,  терпят  крайнюю  нужду  и  угнетение:  о  том  свидетельствуют  их  лица,  движения,  одежда,  или,  вернее,  рубища,  которыми  они  прикрыты,  их  жилища.  Глубочайшее  невежество  и  суеверие  гнездятся  в  этих  душных  логовищах».  Это  печать  крепостного  права.  Все  современники  этого  рабства  пишут  о  жизни  крестьянина  согласно,  хотя  и  различаются  по  положению.

12.09.01.
Присутственный  день. Позвонила  Ю.,  назначили  встречу.  Обсуждали  с  Асташкиным  план  встре-чи  с  Севенардом.  Приехал  домой,  и  вот  эта  ужасная  новость.  Религия,  проповедующая  насилие,  не  должна  существовать,  то  есть,  её  носителей   необходимо  тщательно  изолировать  от  общества.
  Берд., С.588:«Стиль  советской  власти – военный  стиль.  Это – стиль  завоевателей».  Революция – это  завоевание.  Вспомните  речи  наших  вождей:  "Наши  завоевания  мы  никогда,  никому..."  Заво-евателями  были  и  Кромвель,  и  Наполеон. Поэтому  нет  ничего  удивительного  в  том,  что  стала  завоевателем  и  Советская  власть.  Беда  в  том,  что оккупационные  войска  остаются  в  России  до  сих  пор.  С.589: «Власть  не  демократична  по  своей  природе,  но  она  должна  быть  народна».  В  этой  фразе  Бердяева  заключается  парадокс,  я  бы  сказал  язвительный  парадокс.  И  тем  не  менее,  этот  парадокс  блестяще  разрешили  Ленин  и  Сталин:  "Впервые  в  истории  человечества  на  одной  шестой  части  Земли  осуществлено  реальное  народовластие".  «Я  все  силы  свои  должен  прежде всего  направить  на  обращение  моего  народа  к  истинным  и  добрым  верованиям.  Духу  принад-лежит  примат  над  политикой».  А  я  все  силы  свои  должен  направить  на  обращение  народа  мо-его  к  истинным  знаниям.  Ибо  сказано:  "Вера  не  начало  мудрости,  а  конец  её".  Дух  не  власт-вует,  дух  царит.  У  политики  не  только  власть,  но  и  сила.  А  как  сказал  ап. Павел:  "Дух  силён,  плоть  слаба".  Политика  властвует  над  плотью,  не  над  духом.  С.590: «Христианство  духовно спасло  мир  от  гибели  и  окончательного  разложения.  Варварские  начала  уже  вошли  в  дрях-леющую  и  падающую  культуру.  Аристократические  основы  культуры  потрясены».  Античное  ис-кусство  нельзя  назвать  аристократичным,  оно  было  доступно  всем,  ибо  творцом  этого  искус-ства  был  весь  народ.  Христианство  поработило  Европу  и  установило  там  тоталитарный  по-повский  режим.  Следов  духовного  роста  нет,  есть  следы  уничтожения  достигнутых  вершин.

13.09.01.
7:11:16.  После  ЗакСа  зашёл  на  работу.  Приехала  Ю,  пообщались.  Теперь  дневник  станет  суше:  завёл  рубрику  «Размышления».
  Никит. I: 1838 г., С. 212: «Много  наслушался  я  тут  любопытного  об  управлении  этого  края  и  особенно  о  генерал-губернаторе  П. Н. Дьякове.  Несколько  лет  уже  он  признан  сумасшедшим,  и,  тем  не  менее,  ему  поручена  важная  должность  генерал-губернатора  над  тремя  губерниями.  В  Могилёве  тоже  хорошо:  генерал-губернатор  сумасшедший;  председатель  гражданской  палаты  вор,  обокравший  богатую  помещицу,  у  которой  был  управляющим  (он  же  и  камергер);  председатель  уголовной  палаты  убил  человека,  за  что  и  находится  под  следствием.  В  провинции,  как  и  в  Петербурге,  упорно  держалась  молва,  что  по  случаю  высокого  бракосо-четания  на  народ  будут  излиты  великие  милости.  Чиновники  ожидали  денежных  наград.  Ничего,  однако,  не  вышло  из  этих  ожиданий,  кроме  двух  манифестов:  о  рекрутском  наборе  и  о  новой  денежной  системе».  "Сидел  на  губернаторстве / В  Якутске  генерал. / Так  на  кол  тот  коровушек / Сажал!  Долгонько  слушались / Весь  город  разукрасили. / Как  Питер  монументами, / Казненными  коровами, / Пока  не  догадалися, / Что  спятил  он  с  ума!"  (чII прII)  С. 213: «Новая  денежная  система  сводит  всех  с  ума.  Никто  не  понимает  этих  сложных  расчетов.  Неоспоримо  только  то,  что  все  сословия  более  или  менее  теряют,  по  крайней  мере  при  настоящем  кризисе, – и  потому  все  недовольны,  все  ропщут.  Между  тем  как  курс  на  монету  понизился,  съестные  припасы  остаются  в  прежней  цене…  России  необходим  ещё  новый  Пётр  Великий.  Первый  Пётр  Великий  её  построил,  второму  надлежало  бы  её  устроить.  Теперь  в  ней  всё  в  хаосе.  Кто  выведет  её  из  этого  хаоса?  Где  могущественный,  светлый  ум,  который  разделил  бы  стихии  и  связал  их  в  гармоническое  целое?  Закон,  изданный  самодержавной  властью,  отменяется  обер-прокурором  синода?  Но  такие  вещи  не  в  первый  раз  случаются  в  нашей  администрации».  Размечтался.

14.09.01.
«Запад – Запад»,  выступал  Кавторин  Владимир  Васильевич,  по  теме:  «Пайпс – Свобода  и  собственность».  Хорош  и  комментарий  Бермана  Владимира  Романовича,  хотя,  на  мой  взгляд,  не  совсем  по  теме.  Кавторин  импонирует  мне  тем,  что  не  боится  сказать:  «я  не  знаю,  над  этим  не думал».  Пришвин: «
С.88: Рожь  цветёт,  травы  цветут,  время  васильков.  В  лесу  мужики  делят  свои  покосы,  мечут  жребий.  По  утрам  чисто,  росисто  и  зарно  (зарное  утро – ни  одного  облачка;  осенью  бывают  зарные  дни).  Месяц  встаёт  и  не  светит.  Кричит  всю  ночь  коростель  на  мокром  лугу.  Посмотрите  на  птицы  небесные».  Берд., С.590: «Большевизм  нельзя  ликвидировать  хорошей  организацией  кавалерийских  дивизий.  Они  поддерживают  то  недолжное  и  опасное  состояние,  в  котором  власть  создается  лишь  внешней  военной  силой,  лишь  солдатчиной.  На  этом  пути  и  погибла  Римская  империя».  Бердяев  выдаёт  в  себе  100%-го  марксиста:  он  ищет  чёрную  кошку  в  тёмной  комнате,  зная,  что  её  там  нет,  однако  для  гарантии  завязал  себе  глаза.  Россия  была  самая  милитаризованная  страна,  примыкающая  к  Европе.  Только  благодаря  усилиям  Суворова,  срок  службы  солдатской  был  сокращён  с  25  до  17 лет.  Советской  власти  не  нужно  было  ничего  изобретать,  всё  продумали  предшественники.  Завесы  и  округа это  реализация  планов  Аракчеева.  «Господство  солдатчины  грозит  огрублением  всей  культуры  и  помимо  большевиков.  Вся  евро-пейская  политика  основана  на  насилии  и  лжи.  И  в  Европе  произошло  страшное  огрубение.  Это  мы  видим  и  на  таком  интересном  явлении,  как  фашизм».  Некий  европейский  политик  сказал,  что  война  слишком  ответственное  дело,  чтобы  доверять  его  военным.  А  в  Советской  России  они  вообще  пикнуть  не  смели.  Это,  что  касается  солдатчины.  На  насилии  и  лжи  основана  любая  власть,  любая  политика.  Вот  и  Бердяев  заинтересовался  фашизмом.  А  Ильин,  так  тот  был  просто  очарован  им.  Русская  эмиграция,  отвергая  большевизм,  не  принимала  и  демократии.
 
15.09.01.
Сидел  дома:  дал  возможность  зажить  трещинам  на  руке,  но  главное,  ждал  визита,  а  его  не  было.  Ночью  на  площади,  под  окном  почти  всегда  слёзы,  всегда  ругань,  изредка  нормальное  веселье  и  смех.  Обещал  поддержку  Полянчуков,  но  у  каждого  свои  заботы,  за  которыми  забы-ваются  чужие.
 Пришвин: «1917, С.98: В  тишине  безвременья  каждый  давно  уже  стал  отворачи-ваться  от  забот  государственных  и  жил  интересом  личным:  все  грабили».  Так  было  после  от-мены  крепостного  права,  и  так  же  было  в  конце  ХХ в. «1918, С.113: Есть  личные  тайны,  кото-рые  нельзя  рассказать  другому.  В  любви  можно  доходить  до  всего.  Опустошение  жизни  за  два  месяца  моего  отсутствия  в  Москве  ужасающее:  Москва  теперь  совершенно  умерший  город»[Конференция  отмечает, что  сегдняшняя  ситуация  содержит  возможность  перехода  к  парламент-ской  форме  правления, многопартийной  системе,  плюрализму  общественных  и  политических  дви-жений,  объединений  и организаций.  КПСС,  присвоившая  себе  72 года  назад  «руководящую  и  на-правляющую»  роль  в  обществе,  несёт  полную  ответственность  за  свершившуюся  в нашей  стране  историческую  трагедию,  за  всеобщий  экономический,  политический  и  нравственный  кризис  об-щества,  за  трагическое  обострение  межнациональных  отношений.  Мы  считаем,  что ответствен-ность  за  совершённые  ошибки  и  преступления  должны  обрести  конкретные политические  и  юридические  формы.  В  настоящее  время КПСС  не  является  однородной  политической  силой.  В  ней  ясно  выражены  с  одной  стороны консервативные,  с  другой – реформистские  тенденции.  Мы  выступаем  за  диалог  с реформистским  крылом  КПСС  и  сотрудничество  с  теми  её  членами,  которые  признают необходимость  ликвидации  монополии  на  власть,  деидеологизацию  всех  сфер  государственной жизни,  науки  и  культуры,  отмену  6-й  статьи  Конституции  СССР,  независимости прессы,  равный доступ  к  средствам  массовой  информации,  отмены  предварительной  цензуры.] 

16.09.01.
Парк  стал  прозрачным,  кажется,  нет  места,  где  бы  можно  было  отдохнуть  от  любопытства  людей.  Работал  с  ПК,  музицировал.  День  прошёл  не  в  безделье,  а  это  главное.
  Берд., С.590: «Мы  живем  в  эпоху  цезаризма.  И  значение  будут  иметь  лишь  люди  типа  Муссолини,  единст-венного,  быть  может,  творческого  государственного  деятеля  Европы,  который  сумел  подчинить  себе  и  государственной  идее  воинствующе-насильнические  инстинкты  молодежи,  дал  выход  энер-гии».  Допускаю,  что  Бердяев  не  знал  о  переписке  Муссолини  с  Лениным.  Но  ведь  он  прекра-сно  описал  тоталитарный  режим  Муссолини,  который  смог  подавить  даже  мафию,  хотя  она  и  бессмертна.  Власть  должна  уметь  управлять  хотениями  толпы  и  направлять  их  таким  образом,  чтобы  они  совпадали  с  хотениями  власти.  Не  видеть  того,  что  фашизм  и  большевизм  иденти-чны,  было  невозможно.  Где  не  хочет,  там  Бердяев  не  видит.  Философ  не  должен  быть  таким,  он  должен  видеть  всё  и  оценивать  по  достоинству.  «Россию  погубило  превращение  народа  в  войско.  Войско  разрушило  государство».  Народ  вооружила  война:  у  населения  оказалось  11 млн  винтовок.  Это  оружие  должно  было  найти  применение.  Разрушив  одно  государство,  войско  создало  новое:  это  естественный  итог  революции.  «Революция,  совершающаяся  в  Европе,  может  производить  впечатление  реакции,  как,  например,  фашизм.  Но  она,  во  всяком  случае,  направлена  против  начал  новой  истории,  против  бессодержательного  либерализма,  против  индивидуализма,  против  юридического  формализма».  Фашистскую  революцию,  совершающуюся  в  Европе,  Бердяев  воспринимает,  как  положительное  явление,  не  обращая  внимание  на  идентичность  фашизма  и  большевизма.  И  вообще  абсурдны  слова:  "против  новой  истории".  Двадцатый  век  знаменуется  парадом  тоталитаризма.  Каждый  режим  считает  себя  самым-самым  и  достойным  объединения  под  своей  властью  весь  мир,  не  спрашивая  его  желания. 

17.09.01.
Как  вернулся  из  Чудова,  ещё  ни  разу  не  пропустил   утреннюю  зарядку.  Самочувствие  хорошее,  хотя  беспокоит  короста  на  левой  ладони.  Вечером  приезжали  дети.  Тонечка  в  отпуске.  Погода  хорошая,  но  бесполезная,  безрезультатная.
  Что  руководит  такими  миросозерцателями,  как  Ильин  и  Бердяев?  Кого  они  больше  ненавидят  новую  власть  или  народ,  страдающий  под  гнётом  этой  власти?  Подумал  я  и  не  смог  дать  сам  себе  однозначного  ответа.  Никит. I: 1840 г., С. 221: «Ку-кольник  распоряжался  питьём,  не  кладя  охулки  на  свою  собственную  жажду.  Он  с  удивитель-ной  ловкостью  и  быстротой  осушал  бокалы  шампанского.  Но  ему  не  уступал  в  этом  и  Глинка,  которого  необходимо  одушевлять  и  затем  поддерживать  в  нём  одушевление  шампанским.  Зато,  говорят,  он  не  пьёт  никакого  другого  вина».  Сколько  эстетического  наслаждения  подарил  Глин-ка  людям,  а  ему  постоянно  мешали,  постоянно  лишали  единственной  утехи – шампанского.  1841 г., С. 228: «Печальное  зрелище  представляет  наше  современное  общество:  в  нём  ни  велико-душных  стремлений,  ни  правосудия,  ни  простоты,  ни  чести  в  нравах,  словом – ничего  свиде-тельствующего  о  здравом,  естественном  и  энергическом  развитии  нравственных  сил.  Всё  идёт,  говоря  русским  словом,  "на  шаромыжку".  Ум  и  плутовство – синонимы.  Слова  "честный  чело-век"  означают  у  нас  простака,  близкого  к  глупцу,  то  же,  что  и  добрый  человек.  Общественный  разврат  так  велик,  что  понятия  о  чести,  о  справедливости  считаются  или  слабодушием,  или  признаками  романтической  восторженности».  Простеца  разглядел,  это  свойственно  молодости,  помышляющей  ещё  о  справедливости.  С. 229: «Да  и  в  самом  деле,  зачем  заботиться  о  приобретении  познаний  в  школе,  когда  наша  жизнь  и  общество  в  противоборстве  со  всеми  великими  идеями  и  истинами,  когда  всякое  покушение  осуществить  какую-нибудь  мысль  о  справедливости,  о  добре,  о  пользе  общей  клеймится  и  преследуется  как  преступление?»

18.09.01.
7:11:17.  Прошёл  в  парк  туда  и  обратно  пешком.  Каждый  уголок  той  части,  которая  примыкает  к  санаторке,  навевает  чудные  воспоминания,  начиная  с  1964 г.  Все  сферы  взаимодействуют,  то  есть,  они  взаимосвязаны.  Не  является  исключением  и  ноосфера.  Но  и  в  том  случае,  когда  человек  перестанет  быть  потребителем  живой  природы,  он  останется  поставщиком  белкового  материала  в  неё.
  Берд., С.593: «Народы  никогда  не  достигают  того,  к  чему  стремятся.  Так  будет  и  у  нас.  Положительным  результатом  революции  будут  религиозное  углубление  и  возрождение.  Начнется  новая  эпоха  в  христианстве,  освобождена  будет  Церковь  от  власти  государства.  Все  старые  политические  формы,  будь  то  монархия  или  демократия,  отжили  свое  время  и  сами  по  себе  не  имеют  цены».  Зато  власть  всегда  получает  то,  что  хочет.  К  народу  сначала  взывают,  потом,  когда  результат  достигнут,  его  оболванивают,  а  потом,  как  и  прежде,  стригут.   У  нас  потребовалась  ещё  одна  революция,  чтобы  произошло  "религиозное  углубление  и  возрождение".  Любой  человеческий  опыт  положителен.  «Русская  революция  совершилась  по  Достоевскому».  Если  быть  точным,  то  не  самая  революция,  а  подготовка  к  ней  совершалась  по  Достоевскому.  Но  главное  состоит  в  том,  какие  люди  были  задействованы  в  этой  подготовке.  Достоевский  собрал  весь  букет:  романтики,  фанатики  и  подонки,  и  весь  этот  букет  был  представлен  в  новом  "народовластии"  России.  Всё  абсолютно  идентично  произошло  в  России  и  в  революции  1991 года.  «Европейский  человек  считает  свою  собственность  священной  и  не  позволит  без  жестокой  борьбы  отнять  ее  у  себя.  Русский  человек  в  глубине  души  думает,  что  лучше  уйти  в  монастырь  или  сделаться  странником».  А  почему  так?  Неужели  Бердяев  не  понимает  этого?  Неужели  он  не  знает,  что  у  раба  ничего  нет,  что  он  мог  бы  защищать!  Потому  с  такой  лёгкостью  восставшие  уничтожали  чужую  собственность.

19.09.01.
Присутственный  день.  Обсуждали  необходимость  встречи  с  помощником,  а  не  с  самим  Севенар-дом.  Севенард – это  депутат,  но  и  помощник  его  отказался  с  нами  общаться.  Пропал  важный документ – расписка  КУГИ  о  получении  от  нас  всех  документов.  Думаю,  найдётся,  однако,  всё  исчезает  в  нужный  момент.  Я  списываю  это  на  старость.
  В  Сибири  уже  жили  собственники,  так  там  и  была  настоящая  гражданская  война. 
Никит. I: 1841 г., С. 230: «В  обществе,  между  тем,  ходят  странные  слухи.  Говорят,  что  ко  дню  свадьбы  наследника  приготовлен  манифест  об  освобождении  крестьян.  Если  это  правда,  нынешнее  царствование  будет  ознаменовано  событием,  которое  возвеличит  его.  Но  многие  из  людей  образованных  находят  меру  эту  ещё  несвоевре-менною».  Мы  уже  отмечали,  что  образованный,  не  значит  умный.  И  император  доказал,  что  образован  и  только.  С. 231: «Государю  Николаю  Павловичу  приписывают  слова:  "Я  не  хочу  умереть,  не  совершив  двух  дел:  издания  Свода  законов  и  уничтожения  крепостного  права".  Музыка – это  совершеннейшее  из  искусств,  и  власть  её  над  человеческим  сердцем  безгранична».   Что  император  образован  и  только,  он  доказал  всему  свету  не  только,  запретив  разговоры  об  освобождении  крестьян,  но  и  карал  даже  за  разговоры  об  этом.  А  в  отношении  музыки  я  с  ним  согласен.  Однако,  образование  он  получил  неплохое.  С. 232: «Брюллов  был  занимателен,  остёр  и  любезен.  Он  слывёт  человеком  безнравственным – не  знаю,  справедливо  или  нет,  но  в  разговоре  его  не  замечаю  ни  малейшего  цинизма.  С  2 мая  я  на  новой  квартире,  в  доме  Фредерикса,  против  или  почти  против  Владимирской  церкви».  Понятие  о  нравственности  меняется  не  только  от  века  к  веку,  но  и  от  человека  к  человеку.  С. 233: «Государь  строжайше  запретил  разрешать  издания  новых  журналов».  Никитенко  гневается  и  одновременно  трепещет.  Сегодня  об  любую  власть  ноги  вытирают демократия.  Власть  отвечает  тем  же. 
 

20.09.01.
Был  в  ЗакСе,  встретился  с  Шинкунасом.  Удивительный  человек:  совершенно  добродушный,  незлобивый,  но  когда  дело  касается  борьбы  с  ретроградством – он  впереди.  Это  он  создал  «Запад – Запад»,  много  претерпел  за  это  от  властей,  в  том  числе  и  физически.
 Берд., С.595: «То,  что  европейскому  буржуа  представлялось  добродетелью,  то  русскому  человеку  представлялось  грехом.  И  русский  помещик  никогда  не  был до  конца  уверен,  что  он  по  правде  владеет  своей  землей.  Не  случайно  А. С. Хомяков  думал,  что  он  владеет  землями  лишь  по  поручению  народа  управлять  ими.  И  русский  купец  думал,  что  нажился  он  не  чистыми  способами  и  раньше  или  позже  должен  покаяться,  даже  сама  русская  буржуазия,  всегда  чувствовавшая  себя  нравственно  униженной».  Вывод:  предпосылок  для  революции  не  было.  Был  переворот,  поддержанный  вооружённым  народом,  которому  надоело  воевать.  Причём,  переворот  был  инспирирован  извне.  Конечно,  Хомяков  слегка  прилгнул,  дикими  крепостниками  их  называ-ли  не  по  недоразумению.  От  покаяния  убийцы  жертве  не  легче.  На  грабеже  народа  наживалась  церковь:  сами  грабители  несли  ей  часть  для  замаливания  грехов.  С.596: «Русским  людям  присущ  своеобразный  анархизм.  Русский  народ  устремлен к  Царству  Божьему».  Анархизм  и  Царство  Божье – прямо  противо-положные  направления.  Правда, никто  не  знает,  что  есть  своеобразный  анархизм.  А  религиоз-ности  в  избытке  у  каждого  тёмного народа.  «Не  духовно  пережил  революцию  тот,  кто  к  ней  приспособился,  не  сумел  отстоять  в  ней  свободу  своего  духа,  и  тот,  кто  мечтает  о  реставрации  старой,  дореволюционной  жизни,  полный  злобы  и  мести,  не  сознает  своего  собственного  греха».  Революция – это  насилие,  и  говорить  здесь  о  свободе  духа  неуместно.  Естественно,  что  насилие  вызывает  ответное  насилие.  Любое  насилие  сопровождается  злобой  и  местью.  А  злоба – это  инстинкт,  причём,  низменный  инстинкт,  который  не  должен  быть  свойствен  человеку.

21.09.01.
7:11:18.  Прокладываю  новый  маршрут,  хотя  скоро  уже  все  прогулки  прекратятся:  осень,  зима.  Как  прекрасна  природа  осенью в  солнечную  погоду!  Сколько  прошло  лет  с  1955 г.,  как  мы  уехали  оттуда,  а  до  сих  пор  я  вижу  во  сне  и  клуб  «Красный  Химик»,  и  Левую  Тентелевку,  и  сад  «9-е  января».  В  д/д  в  тёмное  время  территория  не  освещалась  и  уже  после  ужина  было  темно,  как  у  афро-американца  жопе.  Главное  было
найти  друг  друга.  [КПСС  фактически  не  является  политической  партией,  превратившись  в  часть  государственной  структуры,  посредством  которой  она узурпировала  власть,  отторгнув  её  от  народа,  и  осуществляя  её  над  народом  и  против  народа.  Оценивая  заявление  КПСС  от 28 августа  1989 г.,  мы  считаем  политические  процессы  в  республиках  Прибалтики  естественным явлением  политической  жизни  страны  в  ус-ловиях  объявленной  перестройки  и  уверены,  что проблемы  прибалтийских  республик  должны  решаться  путём  политического  диалога.  Конференция  выступает  за  отделение  КПСС  от  госу-дарства  и  законодательное  закрепление  равных  прав  для  всех  партий  и  политических  органи-заций.  Диалог  с КПСС  демократические  движения  страны  могут  вести  лишь  на  правах  само-стоятельной  политической  силы,  конструктивной  оппозиции.  Учитывая  текущий  момент,  Ленин-градская  конференция  призывает  все  демократические  движения  приложить  максимум  усилий  для  выработки  и  принятия  демократических  законов  о  выборах  в  Советы  всех  уровней.  Конфе-ренция  выступает  за  лишение  КГБ  идеологических  функций  и  прямое  подчинение  его  Вер-ховному  Совету  СССР.  Конференция  выступает  за  законодательное  закрепление  равноправного  существования  всех  форм  собственности,  за  создание  саморегулирующейся  рыночной  экономики,  за  немедленное  возвращение  земли  в  собственность  крестьянам  с  правом  наследования  и  передачи  части  предприятий  в  коллективную  и  частную  собственность.]    

22.09.01.
7:11:19.  Воздух  в  парке  прозрачный.  Ни  комары,  ни  мухи  не  мешают  наслаждаться.  В  четверг  купили  мебель  в  гостиную.  Осталось  приобрести  хороший  журнальный  столик.
  Берд., С.597: «Я  думаю,  что  не  только произошла  революция  в  России,  но  происходит  и  мировая  революция.  Происходит  мировой  кризис,  подобный  падению  античного  мира».  Бердяеву  очень  хотелось  ока-заться,  присутствовать,  может  быть,  быть  участником  Великого  социального  катаклизма.  Первая  мировая  война  ознаменовала  начало  новой  эпохи эпохи  национализма:  нации  по  всему  земному  шару  провозглашали  независимость  и  стремились  освободиться  от  иностранных  завоевателей.  Во-зник  своеобразный  национализм  и  на  территории  бывшей  Российской  империи:  родился  совет-ский  человек.  «Революции  совершаются  не  только  для  социальных  интересов  низших  классов  общества,  но  и  для  того,  чтобы  перестали  говорить  ты  и  начали  говорить  вы».  Вычурно  выражается  товарищ.  Мы  уже  установили,  что  революция  совершается  ради  изменения  общест-венных  отношений. С.599: «Появился  молодой  человек  в  френче,  гладко  выбритый,  военного  типа,  очень  энергичный,  дельный,  одержимый  волей  к  власти  и  проталкивающийся  в  первые  ряды  жизни,  в  большинстве случаев  наглый  и  беззастенчивый».  Нет,  это  не  Остап  Бендер,  щедрый  и  благородный.  Это  тот  негодяй,  который  пользуется  плодами  революции.  Сегодня  это  новый  русский,  и  действительно,  мы  видим  его  и  среди  депутатов,  и  в  правительстве.  Но  приходят  новые  времена,  и  этот  наглец  не  считает  нужным  скрывать  свою  внешность  и  на-мерения.  «Самая  зловещая  фигура  в  России – это  не  фигура  старого  коммуниста,  обреченная  на  смерть,  а  фигура  этого  молодого  человек».  В  условиях  советской  власти  этот  тип  тщательно  маскировался,  надевал  кожаную  куртку  и  такую  же  фуражку  и  именовался  чекист.  Они  делали  быструю  карьеру,  но  так  же  быстро  исчезали  навсегда.  Перспективы  им  открыл  Б. Н. Ельцин.

23.09.01. *
Сидел  дома.  Обычная  схема.  Читаю  Тульчинского.  Такие  же  мысли,  но  изложены  чётко,  красиво,  с  привлечением  подкрепляющих  авторов.  Это  результат  систематического  образования  и  работы.  Приятно  видеть,  что  ты  в  своих  мыслях  не  одинок,  а  это  гарантия  того,  что  рано  или  поздно  эти  мысли  найдут  достойное  применение.  Сажусь  утром  за  ПК,  чтобы  был  стул.  И  лавочник  нужен  в  социуме,  но  совсем  не  обязательно  давать  ему  управлять  государством,  достаточно  дать  ему  возможность  без  страха  говорить 
васиздас;  то  же  и  кухаркам.  Не  делайте  из  болезни  (инвалидности)  профессии.  Маккинон  для  разогревания  рук  исполняет  все  сонаты  Бетховена,  а  я  все  гаммы.
 
Никит. I: 1841 г., С. 234: «Чудаки  эти  москвичи  (даже  Шевырев).  Ругают  Запад  на  чём  свет  стоит.  Запад  умирает,  уже  умер  и  гниёт.  Они  похожи  на  школь-ников,  которые  считают  себя  всемирными  мудрецами,  всё  знают  и  всё  могут.  Сегодня  начались  в  университете  приёмные  экзамены.  Это  самая  тяжелая,  самая  нелюбимая  часть  моих  профес-сорских  обязанностей.  Рыться  в  мозгу  около  сотни  мальчиков  и  часто  приходить  к  крайне  неутешительным  выводам  относительно  научной  подготовки  и  степени  умственного  развития  этих  будущих  граждан…»  Это  естественно:  университет  открыли,  а  системы  образования,  даже  среднего,  не  было.  Церковно-приходская  школа  готовила  только  поповичей  себе  на  замену.  С. 236: «Все  общественные  волнения  проистекают  из  сокрытой  борьбы  права  с  властью,  которая  не  хочет  знать  никакого  права  или  которая  дурно  применяет  его.  Не  хочется  ехать  из  деревни,  и  я  охотно  оставил  бы  здесь  мою  семью.  Но  ночи  становятся  длинны  и  темны;  в  деревне  Кушелевка  почти  все  летние  обыватели  разъезжаются;  делается  небезопасно  от  воров,  которые  кое-где  уже  и  начинают  показывать  опыты  своего  искусства».  В  то  время  пренебрежительная  независимость  власти  была  очевиднее.  Однако,  о  цари  не  зря  решётки  на  окна  вешали.

24.09.01.
Получил  приглашение  получить  обувь.  Задержка  на  пять  месяцев.  Протяжка  делается  для  того,  чтобы  нуждающийся  не  успел  заказать  две  пары  в  год,  как  об  этом  трубили  в  соцобеспечении  на  весь  мир.  Сидел  дома  над  ПК.  Музицировал.  Все  в  Афганистане  восхищаются  усами  бен  Ладана.  Прошло  две  недели.  Все  в  ожидании.  Чего?
  Берд., С.600: «Коммунизм  есть  борьба  против  духа  и  духовной  жизни.  И  его  моральные 
последствия  более  ужасны,  чем  последствия  государственные,  правовые  и  экономические,  они  будут  длительнее.  Черное  чувство  зависти  становится  определяющей  силой  мира.  И  трудно  остановить  его  возрастающую  власть».  Не  в  защиту  большевизма,  а  в  защиту  справедливости  хочу  ещё  раз  сказать,  что  любая  тоталитарная  власть  претендует  на  порабощение  мысли.  Гитлер  не  исключение.  Нищета  духа  порождает  зависть.  Государство  лицемерно  именует  это  низменное  чувство  престижем.  «Процесс  варвари-зации  у  нас  неотвратимо  должен  произойти».  Общаясь  с  Бердяевым,  постоянно  ощущаю  присутствие  déjà vu:  это  я  уже  слышал,  это  уже  читал  у  того  же  автора.  Но  повторимся  вслед  за  ним.  В  виду  неограниченного  роста  населения  и  существенного  отставания  уровня  про-свещения,  культура  неизбежно  поворачивается  лицом  к  невежественным  массам,  точнее,  окра-шивается  невежеством  этих  масс,  приближается  к  их  запросам.  Этот  процесс  Бердяев  и  называет  варваризацией.  «Должна  народиться  новая  народная  интеллигенция,  но  она  будет  очень  понижена  в  своем  культурном  уровне,  ей  не  свойственны  будут  высшие  запросы  духа.  Ведь  и  интеллигенция  Чернышевского  была  уже  значительным  понижением  культурного  уровня  по  сравнению  с  интеллигенцией  Чаадаева,  Хомякова  и  Герцена».  Сквалыжничает  старик,  хочет  сам  выглядеть  получше  на  сером  фоне.  Хотелось  бы  знать,  как  высоко  ценит  себя  сам  Бердяев.  А  у  нас,  даже  в  такое  время  (новое  средневековье)  есть  кем  гордиться.

25.09.01.
Наши  предки  по  всей  Европе  говорили  на  одном  языке:  оратор,  окулист,  мать,  сестра,  брат,  вода,  эхо…  Сидел  дома,  делал  всё,  что  положено  по  схеме.  Похолодало.  Несчастье  объединяет,  хотя  и  тут  на  государственном  уровне  каждый  ищет  своей  выгоды.
  Пришвин:  «С.114: Я  всегда  чувствовал  безнадёжную  серость  русской  жизни…  Я  не  нуждаюсь  в  богатстве,  славе,  власти,  я  готов  принять  крайнюю  форму  нищенства,  лишь  бы  остаться  свободным,  а  свободу  я  понимаю  как  возможность  быть  в  себе…  1919,  С.117: Блудный  сын – образ  всего  человечества».  Никит. I: 1842 г., С. 243: «Профессор  Давыдов  в  большой  милости  у  Уварова.  Он  добился  этого  грубой  лестью,  которую  министр  всегда  принимает  с  простодушием  ребёнка…  Давыдов  особенно  завоевал  его  сердце  статьёю  "О  Поречье",  деревне  Уварова, – статьёю  до  того  льстивою,  что  она  насмешила  всех  в  Петербурге,  где  нравы  не  так  уж  наивны,  как  в  Москве».  Погорячился  Чацкий:  не  держит  стыд  в  узде,  наглеют  подхалимы.  Есть  спрос – есть  и  предложение.  С. 248: «Сегодня  в  первый  раз  слышал  Ф. Листа.  Это  настоящий  гений.  Какая  сила,  какой  огонь  в  его  игре!  Инструмент  под  его  пальцами  исчезает.  Он  переносит  вас  всецело  в  мир  звуков,  где  он  безграничный  властелин.  Наружность  Листа  очень  оригинальна.  У  него  тонкие  черты  лица;  он  худ  и  бледен;  длинные  светло-русые  волосы  стелются  у  него  по  плечам.  Когда  он  играет,  физиономия  его  оживляется  и  буквально  делается  горящею.  Все  приёмы  его  показывают  человека  европейски  образованного».  М. И. Глинка,  А. Г. Рубинштейн,  М. П. Мусоргский – это  всё  псу  под  хвост.  С. 249: «Много  есть  людей,  которые,  начав  свою  деятельность  с  хорошими  намерениями,  скоро  изменяют  им:  общество  и  жизнь  так  переворачивают  их,  что  они  начинают  действовать  в  смысле,  обратном  своим  первоначальным  целям.  У  нас  люди  удивительно  скоро  подвергаются  порче».  Не  избежал  этого  и  Никитенко.  Не  гений  потому  что.

26.09.01. *
Присутственный  день.  Подписал  договор  с  Полянчуковым,  по  которому  он  перечислит  нам  не-много.  Упрямые  слухи  о  выселении  с  Гороховой.  И  тут  Полянчуков  обещает  поддержку.  Холод-но,  походы  в  парк  придётся  прекратить.  Пришвин:  С.119: «…родина – место,  где  мы  родились,  отечество – родина,  мною  осознанная
».  Почти  слово  в  слово.  «С.121: Приехал  Калинин,  предсе-датель  ЦИКа,  говорят,  он  рабочий,  честный,  хороший  человек».  Говорят!  Берд., С.604: «Нельзя,  невозможно  и  недолжно  поставить  себя  вне  России  и  русского  народа,  вне  его  единой  судьбы».  Но  у  нас  есть  свидетельства,  что  Бердяев  неоднократно  легонько  лягал  своих  соотечественников.  Ставить  акцент  на  русском  народе  я  бы  не  стал,  я  говорил  бы  о  русской  культуре.  Судьба – это  другое  дело,  это  тяжкий  крест  народов  России.  Но  какие  бы  кошмары  ни  творились  в  той  или  иной  стране,  народу  следует  сочувствовать:  преступна  власть,  народ  всегда  страждет.  Я  не  устану  это  повторять.  «В  советское  строительство  верить  нельзя.  Оно  ужаснее  и  кошмарнее  советского  разрушения.  Это – система  Шигалева,  система  скотоводства,  примененная  к  людям».  Я  не  уверен,  что  мои  прения  с  Бердяевым  корректны,  ведь  он  пророчествовал  в  первой  трети  ХХ века,  а  я  привожу  свои  доводы  от  начала  XXI века.  Систему  скотоводства  во  все  времена  использовала  религия.  Её  формула  управления  всем  известна:  пастырь овцы.  Собственно,  народ  ничего  не  терял,  он  перманентно  перешёл  из  одной  формы  рабства  в  другую.  Индустриализация  СССР  говорит  сама  за  себя.    С.605: «Большевики  лишь  внешне  поражают  своей  силой.  Но  они  до  ужаса  бездарны.  Но  русский  народ  за  всем  этим  и  несмотря  на  все  это  живет,  он  остался  великим  и  одаренным  народом».  Во  власть  только  бездари  и  идут.  Но  опять  скажу:  это  в  любой  власти,  ибо  власть не  сливки,  власть пена.  А  русский  народ  спасает  русская  речь  и  мощная  культура.  А  свою  силу  народ  ярко  продемонстрировал  в  ВОВ.
 

27.09.01.
7:11:20.  Был  в  парке,  видимо,  в  последний  раз,  хотя  на  пятницу  поход  намечен.  Холод  мешает  реализовать  прогулку  в  полном  объёме:  ведь  приходится  обнажаться.
  Берд., С.605: «Нет ничего  безнравственнее  принципа:  чем  хуже,  тем  лучше.  Да  и  конец  большевизма  придет  от  улуч-шения,  а  не  от  ухудшения  положения  России.  Гнет  голода  и  нищеты  укрепляет  большевиков».  А  тут  Бердяев,  как  в  воду  глядел.  Тоталитарному  режиму  нужна  постоянная  война.  Перестали  воевать,  и  наступила  Беловежская  пуща.  Но  народы  России  привыкли  ко  всему,  нищетой  не  напугаешь.  Появилась  возможность  не  работать,  и  в  бомжи  подались  все.  А  без  войны - никак:  выдавили  из  Афганистана,  нашли  себя  в  Чечне.  С.606: «Свободный  же  дух  должен  действовать  независимо  от  того,  какие  силы  преобладают  и  торжествуют».  Я  понимаю  эти  слова  так:  творческая  личность  должна  действовать  независимо  от  формы  власти.  Некоторые  творили  даже  в  тюрьме.  «Демократия  носит  формальный  характер,  она  сама  не  знает  своего  содержания  и  в  пределах  утверждаемого  ею  принципа  не  имеет  никакого  содержания».  Я допускаю,  что  понятие  демократия  меняет  своё  содержание  с  течением  времени.  Основной  её  принцип:  равное  отношение  ко  всем  и  равные  условия  для  всех.  Следовательно,  демократию  должно  обеспечи-вать  гражданское  право.  Исходя  из  этого  мы  можем  утверждать,  что  в  условиях  демократии  конкуренция  исключена.  Но  на  самом  деле  демократия  провозглашает  конкуренцию  своим  глав-ным  принципом.  А  это – закон  джунглей.  С.607: «Демократия  безразлична  к  направлению  и  содержанию  народной  воли.  Демократия  остается  равнодушной  к  добру  и  злу».  Демократия – это форма  власти.  Власть,  провозглашающая  себя  демократической  должна  обеспечивать  общественные  отношения  на  демократических  началах.  А  воля  народа – это  анархия  в  том  смысле,  как  понимает  её  Бердяев.  Воля  народа – это  конец  государства.

28.09.01.
Получил  новую  обувь.  На  это  ушло  70 мин.  Как  любят  у  нас  чиновники  очередь:  именно  здесь  они  демонстрируют  свою  необходимость  народу.  Очень  мало  времени  уделяю  чтению:  «Не  то,  чтоб  денег  не  было...» 
[Конференция  выступает  за  разработку  и  принятие  новой  Конституции  СССР  на  основе  Всеобщей  декларации  прав  человека и  других  ратифицированных  СССР  между-народных  правовых  актов.  Конституция  СССР  должна основываться  на  Конституциях  союзных  республик  с  приоритетом  республиканских законодательств  перед  союзными.  Мы  выступаем  за  преобразование  СССР  в  конфедерацию  свободно  объединившихся  суверенных  государств.  Оцени-вая  сегодняшнюю  ситуацию  в  межнациональных  отношениях,  конференция  констатирует,  что  пра-вящая  номенклатура  сталкивает  народные  движения  на  межнациональной  почве,  проводя  импер-скую  политику  «разделяй  и  властвуй»,  с  тем,  чтобы  не  позволить  им  объединиться  для  дости-жения  демократических  целей.  Конференция  приветствует  и  поддерживает  развернувшееся  в  стра-не  рабочее  стачечное  движение  и  выражает  свою  поддержку  возникающим  независимым  рабочим  союзам.  Конференция  осуждает  создание  антидемократических  проаппаратных  организаций  и  инс-пирированных  забастовок  и  использование  их  в  борьбе  с  демократическими  движениями.  Конфе-ренция  приветствует  создание  межрегиональной  депутатской  группы  и  поддерживает  демократи-ческий  принцип  её  программы.  Мы  считаем,  что  образование  фракций  является  необходимым  условием  нормальной  парламентской  деятельности.  Мы  отрицаем  любые  насильственные  методы политической  борьбы  и  считаем,  что  применение  их  любой  из  политических  сил  приведёт  страну  к  катастрофе.  Конференция  призывает все  национально-демократические,  демократические  движения  и  организации  консолидировать  свои  силы  для  достижения  главной  цели – содейст-вовать  развитию  гражданского общества.  Нет  свободы  без  солидарности  и  справедливости!] 

29.09.01.
7:11:21.  Думаю,  сезон,  очень  удачный,  закончился.  Хотя  есть  вариант  прогуляться  в  парк  и  в  понедельник.  Дубы  и  тополя  стали  ржавыми,   но  ясени  сохраняют  как  бы  весеннюю  свежесть  зелени,  клёны – золотое  разнообразие.  Пришвин:  «
1920, С.129: И  ещё  сказано:  враги  человека – домашние  его».  Это  сказал  мудрый  человек,  я  это  испытал  на  себе.  «1921, С.132: Вера  без  дел  мертва,  а  вера  без  любви – зла  и  есть,  кажется  (надо  подумать),  основа  величайших  злодейств».  Я  признаю  только  научную  веру,  веру  в  разум.  Берд., С.607: «Демократия  не  знает  истины,  и  потому  она  предоставляет  раскрытие  истины  решению  большинства  голосов.  Признание  власти  количества,  поклонение  всеобщему  голосованию  возможны  лишь  при  неверии  в  истину  и  незнании  истины.  Верующий  в  истину  и  знающий  истину  не  отдает  ее  на  растерзание  коли-чественного  большинства».  Представления  о  демократии  у  Бердяева  туманны.  Демократия  не  в  большинстве,  а  в  том,  что  все  пришли  голосовать.  У  оппозиции  всегда  есть  право  победить  на  следующих  выборах.  "Заткнули  вновь  народу  рот, / Авось  опять  не  разберёт. / Народ  для  них – баранье  стадо, / Им  управлять  умело  надо: / Там  уступил,  а  здесь  зажал, / Там – в  морду,  ручку  здесь  пожал".    С.609: «В  основе  демократии  лежит  оптимистическая  предпосылка  о  естественной  доброте  и  благостности  человеческой  природы».  Вряд  ли  кому-нибудь  придёт  в  голову  называть  человеческую  природу,  даже  в  отрыве  от  последних  научных  знаний,  добродушной.  У  нас  перед  глазами  детская  хитрость  и  жестокость,  которые  превратятся  в  бандитизм  без  соответствующей  социализации.  Исторический  путь  человечества  сопровождается  кровожадными  войнами.  Старость  во  власти  равнодушия.  Даже  в  Древней  Греции  демократия  убивала  лучших  своих  пред-ставителей.  Демократия  должна  обеспечивать  равные  возможности  на  старте,  то  есть,  на  старт  должны  допускаться  все  желающие.

30.09.01.
И  у  Пришвина  не  встречал  ежедневных  записей,  а  ему  никто  не  мешал,  ни  же  домашние  его.  Жизнь  течёт  размеренно,  и  торопить  её  нет  надобности.   Работаю  над  Евгением  Онегиным.  Могут  сказать:  «За  то  ли  берёшься?  Имеешь  ли  право?»  Ответ  категорический:  Пушкин  писал  в  том  числе  и  для  меня,  и  я  имею  право  составить  своё  мнение  об  этом  романе.  Полная  Луна,  вот  она  передо  мной,  в  классической  облачной  тоге.  Наши  правители  опять,  в  который  уже  раз,  тешат  себя  иллюзиями.
  Никит. I: 1842 г., С. 250: «Четыре  бедствия  постигли  Россию  в  продолжении  последней  четверти  года:  пожар  в  Казани,  пожар  в  Перми,  крушение  корабля  «Ингерманландия»  и – приказы  Клейнмихеля.  Не  знаешь,  чему  больше  удивляться  в  этих  прика-зах:  цинизму  ли  тона  и  выражений,  или  слепоте  произвола,  который  идёт  напролом,  не  при-знавая  ни  причин,  ни  обстоятельств,  ни  закона.  Говорить  с  насмешкою  о  великом  госу-дарственном  зле,  профанировать  казни,  плевать  в  глаза  обществу,  издеваясь  над  тем,  что  оно  терпит, – это  уж  чересчур  гнусно.  Люди  осуждены  делать  глупости,  терпеть  и  умирать».  Дневник – это  его  отдушина,  на  службе,  уверен,  это  совсем  другой  человек,  тоже  не  чуждый  "чего  изволите".  С. 251: «Получил  приглашение  занять  место  профессора  во  вновь  учреждающейся  Римско-католической  духовной  академии.  В  ней  полагают  воспитывать  до  сорока  поляков,  с  целью  внушать  им,  что  папа  не  должен  считаться  их  господином  и  что,  кроме  императора,  не  существует  другого  главы  церкви».  Карьерные  успехи  прекрасно  снимают  все  противоречия  с  властью.  1843 г., С. 261: «Я  был  сегодня  у  князя  Г. П. Волконского,  горячо  объяснялся  с  ним  и  просил  уволить  меня  от  цензуры.  Что  остаётся  делать  в  этом  звании  честному  человеку?  Цензора  теперь  хуже  квартальных  надзирателей.  Князь  во  всём  согласен  со  мной,  но  крайне  огорчен  моим  намерением  подать  в  отставку».  Объятия  князя – это,  конечно,  льстит. 
 

van-osmos@yandex.ru

ПРОДАЁТСЯ  ЗЕМЛЯ  В  ЛЕНИНГРАДСКОЙ  ОБЛАСТИ