2001-06

01-01

02-01

03-01

04-01

05-01

дн2001

07-01

08-01

09-01

10-01

11-01

12-01


01.06.01. 

Однако,  было  грустно:  "Любовь  никогда  не  бывает  без  грусти, / Но  это  приятней,  чем  грусть  без  любви".  Я  верю  в  Разум,  поэтому  меня  не  пугает  будущее.  Религия
  должна  радовать  и  вдохновлять.  А  тут  я  вижу  бездушие,  скуку,  мракобесие.  И,  к  великому  сожалению,  это  мой  сын.  Стал  мелочным,  сквалыгой.  Первый  признак  чиновника,  на  взгляд, – это  униформа.  Надев  её,  и  дворник  становится  чиновником.
  С.-Щ.: «Государство – само  по  себе,  а  свои  дела – сами  по  себе».  Так  рассуждает  чиновник,  уходя  со  службы  домой.  То  есть,  чиновник  предстаёт  перед  нами  таким  же  обывателем,  когда  он  не  в  "присутствии",  когда  он  у  себя  дома.  Вполне  вероятно,  что,  находясь  на  службе,  он  ощущает  себя  охранителем  государства,  но,  придя  домой,  считает  себя  в  праве  запустить  руку  в  казну.  Берут  взятки  на  работе  очень  смелые  чиновники.  «В  качестве  столоначальника  департамента  препон».  Счастливые  времена!  Только  один  депар-тамент  препон!  Сегодня  везде,  где  есть  столоначальник,  в  любом  департаменте  только  тем  и  занимаются,  что  чинят  препоны.  Приходя  в  цитадель  бюрократии  я  индо  восхищаюсь  их  способ-ности  отпасовывать  клиента,  как  изящно  они  это  делают,  я  бы  сказал,  грациозно.    «Я  служу  не  какому-нибудь  частному  лицу,  а  государству».  "Государство это  я!" заявил  известный  персонаж  Истории,  и  он  был  прав,  поскольку  являлся  главой  администрации,  которая  подчи-нялась  ему  беспрекословно.  Сейчас  то  же  самое  мог  бы  сказать  Путин,  но  ему  как-то  неловко.  «Все  усилия  предержащих  властей  направлены  к  тому,  чтоб  воспитать  в  массах  сознание,  что  существование  человека  немыслимо  иначе,  как  в  государстве,  под  защитой  его  законов,  для  всех  равно  обязательных  и  всем  равно  покровительствующих».  Ложь  этих  властей  заключается  в  том,  что  они,  власти  сами  всегда  оказываются  вне  закона.  Правда,  винить  их  в  этом  нельзя,  законы  пишутся  для  других,  а  для  них  закон  не  писан.
 
02.06.01.
Отпечатал  письмо  Райкову.  Нет  принтера,  а  покупать – жалко  денег.  Вызывает  пушкинское  РУВД,  по  «Детдомовцу».
  Эту  организацию  мы  создали  для  расширения  возможностей  по  гума-нитарной  помощи.  А  что, – не  говорят.  Иду  в  среду.  Чиновник  не  только  не  имеет  националь-ности,  но  он  живёт  и  хорошо  живёт  при  любом  строе,  при  любой  формации.  Кармен-сюита,  Родион  Щедрин:  слышу  только  Бизе.
  Берд.: С.293: «Н. Федоров  гениально-дерзновенно  говорил  об  условности  апокалиптических  пророчеств  и  считал  Апокалипсис  угрозой  для  малолетних».  Собственно,  вся  и  целиком  Библия  толкуется,  и  толкуется  так,  как  кому  выгодно.  Поэтому,  читай,  толкуй,  но  не  навязывай  своё  толкование  другим.  Что  касается  Апокалипсиса,  то  я  счи-таю  это  бредом  впавшего  в  маразм  отшельника.  [Значит,  ушёл  ото  всех  ради  одиночества,  отошельник.]  Да  и  пророчества  Иезекииля  тоже  очень  смахивают  на  бред  сумасшедшего.  И  не  только  эти  "творения",  а  и  в  целом  отравлять  детский  мозг  религией – преступление.  Я  при  первом  чтении  Библии  был  поражён  её  жестокостью.  К  религиозному  сознанию  человек  должен  придти  сам.  Религия  навязывается  там,  где  требуют  повиновения.  «Неизъяснимо,  что  есть  твор-чество».  Это  откровение,  ибо  несколько  страниц  выше,  он  говорил  о  кризисе  творчества.  Нахо-дясь  в  процессе  творчества,  личность  и  не  помышляет  об  этом.  Потому  и  у  Бердяева  так  много  противоречий.  «Отречение  от  человека  приводит  к  безумной  пустоте  понятий».  Даже  устремля-ясь  мысленно  в  неведомые  космические  пространства,  человек  и  там  видит  себя  в  центре  со-бытий.  «Тот  платонизм  в  христианстве,  который  утверждает,  что  есть  небесное  человечество  и  что  в  нём  предвечно  всё  осуществлено,  превращает  жизнь  земного  человечества  в  призрачную  комедию».  Это  основной  постулат  иеговистов,  почему  они  и  работают  нехотя,  и  семью  строить  не  хотят.  Сейчас  они  пытаются  противопоставить  свою  деятельность  наркомании  и  пьянству.

03.06.01.
Пожалуй,  следует  считать  День  здоровья  и  тот  день,  когда  пью  не  более  четырёх  «дринков».  Иначе,  черт  те  что.  Эти  дринки  только  возбуждают  ум  и  не  несут  вреда  здоровью.  Гулял.  Отправил  письмо  Райкову.  Что-то  будет?  Сейчас  веду  две  линии:  партийную  и  Ильина.
  А. А.:  "Старое  дореволюционное  прошлое  помнят  только  старики,  и  ужасы  его  выглядят  слабыми  по  сравнению  с  ужасами  сталинской  эпохи,  а  глупости  померкли  перед  хрущёвскими  глупостями".  Никит. I: 1831 г., С. 97: «Легко  может  случиться,  что  мне  не  дадут  адъюнктства.  Барон  А. А. Дельвиг  умер  после  четырёхдневной  болезни.  Новое  доказательство  ничтожества  человеческого.  Ему  было  33 года.  Он  был,  кажется,  крепкого,  цветущего  здоровья.  Я  не  так  давно  с  ним  познакомился  и  был  им  очарован.  О  нём  все  сожалеют  как  о  человеке  благородном».  Сов-ременник  этих  событий  Никитенко  обязательно  заметил  бы  какие-то  интриги  или  порочное  поведение  вокруг  Дельвига,  а  вот  Лурье  увидел  издалека  и  выплеснул  эту  грязь  высосанную  из  грязного  пальца  на  нашего  Поэта.  С. 98: «Генерал  замучил  меня  своими  ультрамистическими  взглядами.  Он  верит  духам,  пророчествам,  наитиям,  видениям  и  всем  нелепостям,  какие  вос-пламенённая  религиозная  фантазия  хотела  в  последнее  время  превратить  у  нас  предметы  народного  верования».  Ни  у  кого  нет  сомнения,  что  истоки  мистицизма  в  религии,  пропитав-шей  воспалённое  воображение.  С. 99: «Публика  в  ранней  кончине  барона  Дельвига  обвиняет  Бенкендорфа,  который  за  помещение  в  «Литературной  газете»  четверостишия  Казимира  Делавиня  назвал  Дельвига  в  глаза  почти  якобинцем  и  дал  ему  почувствовать,  что  правительство  следит  за  ним.  Армстронг.  Он  смотрит  в  глаза  других,  чтобы  угадать  мысль,  которая  освободила  бы  его  от  необходимости  самому  до  чего-либо  домыслиться.  Михайлов.  "Как  ветер,  мысль  его  свободна, / Зато,  как  ветер,  и  бесплодна"».

04.06.01.
Праздник.  Приезжала  Бахуриани.  Из  дома  не  выходил,  хотя  погода  была  хорошая.  Без  одного  дня – полнолуние.  Если  реальность  противоречит  здравому  смыслу,  значит,  необходима  работа  с  законодательством.
  А  законодатель  горд  своим  законом,  даже  если  он  нелеп.  Общее  самочув-ствие  нормальное.
  Берд.: С.309: «Сознание  творческой  активности  человека  у  Фёдорова  есть  новое  религиозное  сознание».  С  этим  можно  согласиться  при  условии,  что  религия  есть  пре-клонение,  а  не  поклонение.  Тогда  действительно  можно  преклониться  перед  творческой  мощью  человека.  «Из  учителей  церкви  только  Ориген  учил  о  предсуществовании  душ.  Вечный  дух  человека  творит  себе  всё  новую  и  новую  плоть,  пока  не  облечётся  в  плоть  нетленную».  Вселенная  существует  уже  около  15 млрд  лет.  Срок  вполне  достаточный,  чтобы  найти  эту  нетленную  плоть.  Во-первых,  нетленное  не  может  быть  плотью,  а  плоть  не  может  быть  нетлен-ной;  во-вторых,  у  Мирового  Разума  и  нет  такой  абсурдной  задачи.  Он  вновь  и  вновь  создаёт  плоть  тленную  для  получения  и  сбора  всё  новой  информации  о  Вселенной.  Каков  будет  конечный  результат,  человек  может  и  не  узнать  никогда.  С.312: «Свобода – божественный  дар  миру  и  человеку».  Полная  свобода,  как  и  абсолютная  истина,  недостижимы.  Свобода – это  внутреннее  состояние,  оно  свойственно  только  личности,  творческому  человеку.  «Для  платони-ческого  сознания  идеи – не  творчески-динамические  силы  природы,  а  далёкие  от  земли  небесные  первообразы».  Знаменательно,  здесь  Бердяев  соглашается  с  тем,  что  мысль  материальна.  Следовательно,  она  не  может  исчезнуть  бесследно.  «У  Фрейда  нет  обычной  психиатрической  затхлости,  у  него  есть  свобода  и  дерзновение  мысли.  Фрейд  научно  обосновывает  ту  истину,  что  сексуальность  разлита  по  всему  человеческому  существу  и  присуща  даже  младенцам».  Но  главное  заключается  в  том,  что  сексуальность  связана  с  творческим  процессом.

05.06.01.
Был  у  Стрункиных:  у  Нины  Николаевны  день  рождения
,  это  его  супруга,  довольно  общительная  женщина.  Фактически,  это  опора  Бори.  Она  очень  хорошо  готовит  и  любит  этот  процесс.  Сломал  ещё  один  зуб,  окончательно.  Первый  доломал  года  три  назад.  Теперь  надо  идти  к  зубодёру.  (Пути  назад – Путина  зад).  Равноправие  гражданина  и  государства. 
С.-Щ.: «Немец,  ежели  он  не  гелертер,  не  присяжный  политик  и  не  чиновник,  есть  обыватель  по  преимуществу.  Он  всецело  предан  идее  насущного  хлеба  и  тем  подробностям,  которыми  эта  идея  обставлена;  за  тем  все  отношения  его  к  государству,  как  и  у  нас,  ограничиваются  податями  и  солдат-чиною».  Конечно,  население  России,  как  и  население  любого  другого государства,  платит  пода-ти,  но  эти  подати  делают  его  нищим,  оставляют  ни  с  чем.  «Во  Франции, с  1848 года,  практи-куется  всеобщая  подача  голосов,  которая,  по-видимому,  должна  бы  непрестанно  напоминать  обывателям,  во-первых,  о  том,  что  они  живут  в  государстве,  и,  во-вторых,  о  том,  что  косвенно  каждый  из  них  участвует  и  в  выборе  правителей  страны,  и  в  самом  управлении  ею».  Это  основной  миф  западной  демократии.  «У  буржуа  государство  не  сходит  с  языка,  так  что  вы  сразу  чувствуете,  что  этот  человек  даже  не  может  мыслить  себя  вне  государства,  ибо  слишком  хорошо  понимает,  что  это  единственное  его  убежище  против  разнузданности  страстей,  буржуа  уже  не  довольствуется  тем,  что  у  него  есть  государство,  которое  не  даст  его  в  обиду,  но  начинает  рассуждать  вкривь  и  вкось  о  форме  этого  государства  и  признает  законною  только  ту  форму,  которая  ему  люба».  Лучше  всего  скрывает  и  покрывает  алчность  буржуазии  демократия  (либерализм). «Не  торжество  государства,  а  торжество  ловких  людей.  Не  преданность  стране,  не  талант,  не  ум  делаются  гарантией  успеха,  а  пронырливость,  наглость  и  предательство».  И  преступность  экономическая  и  уголовная!  Эти  люди  и  формируют  государство.
 
06.06.01.
Был  И. П.
 Вечером  пришла  Галина  Григорьевна,  она  тоже  работает  в  санаторке.  Женщина  необыкновенной  красоты.  И  глаза
голубые,  бездонные.  Кто  должен  был  придти – не  пришли.  Советские  обманщики.  Берд.: С.319: «Всё,  что  писал  Розанов,  имеет  отношение  к  полу.  У  него  есть  могучее,  но  не  просветлённое  чувство  пола».  А  что  такое  "просветлённое  чувство  пола"?  То,  что  у  Розанова  читал  я,  не  показалось  мне  нечистым.  Семью  свою  он  почитал  очень,  свою  жену  боготворил.  «Православное  сознание  Булгакова  приводит  его  к  требованию,  чтобы  каждый  нёс  послушно  выпавшее  на  его  долю  социальное  положение».  Это  и  есть  социальное  рабство,  и  наиболее  наглядно  оно  проявляется  в  тоталитарном  государстве.  А  проводником  его  является  церковь  или  государственная  идеология,  что  равнозначно  религии.  При  большевизме  не  было  безработицы,  но  и  не  было  возможности  выбрать  работу.  Были  запреты  на  получение  образования  и  профессии.  С.331: "В  «Голосе  Безмолвия»  говорится:  «Прежде  чем  разум  твоей  души  прозреет,  зародыш  личности  должен  быть  разрушен».  «Отныне  твое  «я»  погрузилось  в  единое  я,  слилось  с  тем  я,  из  которого  излучилось  твое  бытие.  Где  же  твоя  индивидуальность,  ученик?  То – искра,  исчезнувшая  в  пламени,  капля  в  недрах  океана,  непреходящий  луч,  ставший  «Всем»  и  вечным  сиянием».  «Ищи  в  Безличном  свое  истинное  я».  «Путь  к  конечному  освобождению  в  тебе  самом,  и  все  же  путь  этот  и  начинается и  кончается  вне  твоего  личного  я».  «Ты  не  должен  отделять  свое  бытие  от  единого  Бытия  и  от  всего  сущего,  но – слить  океан  с  каплей  и  каплю  с  океаном».  Истинное  я  человека – мировое  я,  т. е.  Бог, – индивидуального  я,  т. е.  человека,  не  должно  быть.  В  прекрасной  книге  Брамана  Чаттерджи  «Сокровенная  религиозная  философия  Индии»  говорится:  «Наше  человеческое  самосознание  сольется  с  нашим  божественным  Ego,  которое  и  есть  истинная  бессмертная  душа  человека»".

07.06.01.
Давал  показания  по  Глазову
,  это  директор  ПНИ-4,  что  напротив  санаторки.  Удивительно,  как  тщательно  проверяют  нищих  и  совершенно  не  смотрят  в  сторону  очевидных  воров.  Рассуждал  в  «Воле  Петербурга»  о  МСУ.  Руководитель  Миронов.  У  всех  уже  сложилось  мнение,  что  это  такое,  и  меня,  естественно,  воспринимают как  белую  ворону.  Точь-в-точь  сказка  о  голом  короле.  Говорят  о  МСУ,  как  о  существующем  общественном  институте,  когда  его  нет  вовсе.  Помянул  маманю,  она  умерла  в  1998 г.  на  83-ем  году.  За  два  года  до  кончины  она  упала  и  сломала  бедро,  лечить  её  не  стали:  запретил  Зурабов.  Никит. I: 1831 г., С. 102: «Был  в  театре  на  пред-ставлении  комедии  Грибоедова  «Горе  от  ума».  Некто  остро  и  справедливо  заметил,  что  в  этой  пьесе  осталось  одно  только  горе:  столь  искажена  она  ножом  бенкендорфской  литературной  управы».  Значит,  узнали  себя,  Грибоедов  ничего  не  выдумывал,  живописал  то,  что  видел.  С. 105: «У  императрицы  стройная,  величественная  фигура,  каких,  я  думаю,  не  много  есть; лицо  бледное,  но  также  величественное,  с  оттенком  добродушия;  в  её  приёмах  и  обращении  много  приветливого,  ласкового».  "
Подобно  лилии  крылатой, / Колеблясь,  входит  Лалла-Рук, / И  над  поникшею  толпою / Сияет  царственной  главою, / И  тихо  вьётся  и  скользит / Звезда-харита  меж  харит"  (9 31).  С. 107: «Полиция  наша,  и  всегда  отличающаяся  дерзостью  и  вымогательством,  вместо  усердия  и  деятельности  в  эту  плачевную  эпоху  только  усугубила  свои  пороки».  Обра-щаю  внимание  читателя,  что  написано  это  почти  два  века  назад.  Может  быть,  полиция  и  должна  быть  такая?  С. 110: «Вчера  был  на  литературном  обеде  у  Василия  Николаевича  Семёнова.  Там  были:  Греч,  Сомов,  барон  Е. Ф. Розен,  Е. В. Вердеревский;  ожидали  М. П. Погодина  и  Каратыгина,  но  им  что-то  помешало.  Греч  блистал  неистощимым  остроумием.  Он  чрезвычайно  любезен  в  обществе».  Круг  общения  у  молодого  Никитенко  был  чрезвычайно  интересным.

08.06.01.
Решил  заняться  коммерцией  и  сразу  потерпел  фиаско.  Сокращать  производство  неохота,  а  сбыта  нет.
  Правда,  я  был  недостаточно  активен  и  настойчив.  Мой  продукт  экологически  чистый  и  мог  бы  потеснить  палёную  водку  на  внутреннем  рынке.  Вчера  время  было  всему:  и  музыке,  и  ПК,  и  чтению.  Аморализм  и  беда  чиновника  в  том,  что  ради  своего  «доходного»  места  он  чёрное  называет  белым.  И  самая  яркая  личность  в  этом  плане – Починок.  Обязанностью  каждого  писателя  является  раскрытие  тайн  человеческой  природы.
  Берд.: С.331: "«Цель  человеческой  эволюции – полное  осуществление  его  божественности,  отождествление  его  сущности  с  единой  Реальностью».  «Единая  реальность  во  вселенной:  все,  что  существует,  не  более  как  проявление  этой  Реальности;  «Я»  человека  по  существу  тождественно  с  этой  Реальностью»".  Эти  строки  суть  поэтическое  выражение  прозы  жизни:  Всемирный  Разум,  куда  сливаются  умишки  всех  мыслящих.  Теперь  подумайте,  зачем  Всемирному  Разуму  наша  плоть,  наша  ветхая  плоть?  «У  Достоевского  было  одному  ему  присущее,  небывалое  отношение  к  человеку  и  его  судьбе – вот  где  нужно  искать  его  пафос,  вот  с  чем  связана  единственность  его  творческого  типа.  И  ни  у  кого  не  было  такой  гениальности  в  раскрытии  тайн  человеческой  природы.  Все  герои  До-стоевского – он  сам,  различная  сторона  его  собственного  духа».  Но  Достоевский,  а  прежде  него  Гоголь  не  побоялись  сказать,  что  всё  разнообразие  характеров  их  героев – это  грани  одной  души  писателя.  Они  заставляли  сверкать  эти  грани  в  своих  персонажах.  С.338: «Все  герои  Досто-евского  только  и  делают,  что  ходят  друг  к  другу,  разговаривают  друг  с  другом.  Никакого  дру-гого  "дела",  никакого  другого  жизненного  строительства  в  этом  огромном  и  бесконечно  разно-образном  человеческом  царстве  найти  нельзя».  Ненаписанные  письма,  невысказанные  речи  на-полняли  мою  душу  в  первой  части  моей  жизни,  а  Достоевский  всё  это  высказал,  всё  записал.

09.06.01.
Был  у  Дальнова  с  Черепановым.  Перспективы…  А  деньги  нужны  сейчас.  Вечером  приехала  Зина  Колпинская.  Напилась,  лезла  целоваться,  как  мужик. 
С  этой  Зиной,  как  и  с  Колпинской  Антониной,  Тонечка  училась  в  медучилище.  "Это  моё  сочинение,  как  и  все  предыдущие,  не  является  частным  письмом,  и  все  читатели  могут  использовать  его  по  своему  усмотрению"  (А. Л.).  Бескорыстие,  благородство,  широта  души  Любищева  неизмеримы.  А  теперешние  филистёры  судятся  за  каждую  строчку.  Никит. I: 1832 г., С. 114: «Вечер  провёл  у  Плетнёва.  Там  застал  Пушкина.  «Европейца»  запретили.  Тьфу!  Да  что  же  мы,  наконец,  будем  делать  на  Руси?  Пить  и  буянить?  И  тяжко,  и  стыдно,  и  грустно!  Душа  мертвеет  среди  этого  административного  хаоса,  в  сущности  ничего  не  производящего».   Третий  номер  "Европейца"  уже  не  увидел  света:  журнал  был  запрещен.  Между  тем  несколько  статей  для  этого  номера  успели  отпечатать.  Цен-зура  была  удушающей.  Невежество  ломает,  знание  исправляет.  С. 115: «Сегодня  Пушкин  расска-зывал  у  Плетнёва  весьма  любопытные  случаи  и  наблюдения  свои  во  время  путешествия  своего  в  Грузию  и  в  Малую  Азию  в  последнюю  турецкую  войну.  Это  заняло  нас  очень  приятно.  Пушкин  участвовал  в  некоторых  стычках  с  неприятелем.  Да  и  что  же  прикажете  нам,  полиции,  делать,  когда  нигде  нет  правды».  Это  было  "Путешествие  в  Арзрум".  С. 116: «По  сердцу  и  чувству  мы,  русские,  богаче  всех  других  европейских  народов.  Но  по  твёрдости  духа  мы  ниже  их:  вот  почему  так  много  несообразности  в  наших  страстях  и  понятиях».  Твёрдость  духа  рус-ских  проявляется,  когда  меч  уже  занесён  над  головой.  С. 117: «…чтобы  быть  поэтом,  надо  учи-ться,  много  учиться  в  школе  жизни,  опыта,  природы  и  истории  человечества.  Был  сегодня  сви-детелем  страшного  зрелища.  Пожар,  какого  не  запомнит  Петербург,  истребил  почти  всю  Ямскую  до  самой  Лиговки».  "Нищему  пожар  не  страшен:  одна  деревня  сгорела,  в  другую  перейдём".

10.06.01. *
Достаёт  расколотый  зуб
,  тот,  что  доломал  у  Стункиных.  Получил  письмо  из  Инкомбанка,  в  этом  банке  мы  с  Тонечкой  хранили  наши  первые  доллары.  Добивается  моего  гаража  некий  черкес.  Кажется,  отдам,  если  пойдёт  на  мои  условия.
  Это  одна  из  наиболее  удачных  моих  сделок.  Купил  ж/б  с  ямой  гараж  за  800 р.  ещё  до  капитального  обвала  денег.  Мотоколяски  уже  не  было,  был  запорожец  за  $300.  Берд.: С.341: «Тайна  природы  человеческой  всего более  раскрывается  в  отношениях  мужчины  и  женщины.  Самая  сильная  любовь  неосуществима  на  земле,  она  безнадежна,  безысходно  трагична,  она  рождает  смерть  и  истребление».  В  одном  я  убеждён:  дети  должны  быть  плодами  любви,  а  не  случайного  секса.  Но  нельзя  отрицать,  что  инстинкт  продолжения  рода  является  одним  из  самых  сильных  инстинктов,  если  не  самый  сильный.  «Толстого  не  мучит  вопрос  о  человеке,  его  мучит  лишь  вопрос  о  Боге.  Для  До-стоевского  же  вопрос  о  Боге  связан  с  вопросом  о  человеке».  Я  думаю,  это  сказано  для  того,  чтобы  сказать.  Толстой,  может  быть,  более  целомудрен  в  раскрытии  собственной  души.  Мне  кажется  писателей  сравнивать  нельзя.  Это  не  корректно,  особенно  в  отношении  великих.  И  Достоевский,  и  Толстой  созвучны  струнам  моей  души,  но  разным  струнам.  Достоевского  я  сравнил  бы  с  Бетховеном,  а  Толстого  с  Бахом  (Иоганном  Себастьяном).  С.346: «Необходимо  подчеркнуть  еще  одну  особенность  Достоевского.  Он  необыкновенно,  дьявольски  умен,  острота  его  мысли  необычайна,  диалектика  его  страшно  сильна.  Достоевский – великий  мыслитель  в  своем  художественном  творчестве,  он  прежде  всего  художник  мысли».  Конечно,  есть  глупые  писатели,  но  мы,  я  надеюсь,  ограждены  от  них  издателями.  А  Достоевский  не  только  умён,  он  остро  умён.  Некоторые  его  страницы  заставляли  меня  смеяться  до  слёз.  Я  думаю,  что  изучать  наследие  Достоевского  адекватно  могут  только  критики  такого  же  масштаба  ума.

11.06.01. 
Удалил  первый  зуб  (№ 5,  верхний,  левый)
прошу  обратить  внимание  на  мой  возраст.  Обмыл.  Насчёт  гаража,  никто  не  возражает.  Григ:  «под  его  тонкими  пальцами  запели  камни  Норвегии».  Записал  его  концерт  для  ф-но  с  оркестром  в  исполнении  Клиберна  и  Кондрашина. 
Берд.: С.346: «Каким  тонким  психологом  был,  например,  Стендаль.  Шекспир  раскрыл  многообразный  и  богатый  человеческий  мир.  Но  открытия  Достоевского  не  могут  быть  сопоставлены  ни  с  кем  и  ни  с  чем.  Все  герои  Достоевского – он  сам,  одна  из  сторон  его  бесконечно  богатого  и  бес-конечно  сложного  духа,  и  он  всегда  влагает  в  уста  своих  героев  свои  собственные  гениальные  мысли».  Мы  уже  говорили  об  этом:  Достоевский  не  испугался  распахнуть  свою  душу  перед  целым  миром.  В  этом  одна  из  граней  его  гениальности.  Может  ли  Бердяев  по  достоинству  оценить  многогранность  писателя,  может  ли  правильно  понять  его?  С.351: «Но  обидно  то,  что  ведь  непременно  последователей  найдет;  так  человек  устроен».  Так  устроено  человечество.  Человек  с  определёнными  психозами  привлекает  к  себе  подобных.  Именно  на  этом  построена  вся  голливудская  кинематография,  да  и  всё  западное  искусство.  «Дважды  два  и  без  моей  воли  четыре  будет.  Человек  сам  инстинктивно  боится  достигнуть  цели  и  довершить  созидаемое  здание.  И  вся-то  цель  на  земле,  к  которой  человечество  стремится,  только  и  заключается  в  одной  этой  беспрерывности  процесса  достижения,  иначе  сказать – в  самой  жизни,  а  не  собственно  в  цели».  Вот  здесь  подмечено  коренное  свойство  русской  души:  русский  человек  боится  достигнуть  цели  и  потому  всё  делает  спустя  рукава,  не  доделывает.  И  я  такой  же,  причём  с  детства.  Особенно  обидно,  что  эта  черта  характера  проявлялась  у  меня  и  на  поприще  любви:  сколько  возможностей  утрачено  из-за  моей  нерешительности  идти  до  конца.  Потому  и  боялся  я  Достоевского,  что  он  видел  насквозь  мою  душу.

12.06.01.
Бестолку  просидел  два  часа  в  зубной  поликлинике.  Открывал  новые,  для  себя,  возможности  ПК.  Главное – быть  на  своём  месте.  Не  претендовать  без  основания
,  не  надувать  щёки.  Мудрость  и  здравый  смысл  в  том  и  заключаются.
  С.-Щ.: «Формы  правления  безразличны,  уверенность  сообщающая  самому  акту  всеобщей  подачи  голосов  характер  чистой  случайности».  Административный  ресурс  непреодолим,  система  выборов  позволяет  реализовать  его  в  полной  мере.  «Служил  он  некогда  в  одной  из  внутренних  губерний  акушером  при  врачебной  управе  (в  то  время  такая  должность  была,  так  и  назывался:  «акушер  врачебной  управы»),  но  акушерства  не  знал,  а  знал  наговор,  от  которого  зубную  боль  как  рукой  снимало».  Сегодня  знахарство  шагнуло  далеко  вперёд.  Есть  специалисты,  которые  не  только  предсказывают  будущее,  но  даже  могут  корректировать  его  по  вашему  желанию.  Подобных  специалистов  использует  и  государ-ство.  «Мне  министр  два  преотличнейших  места  на  пари  проиграл,  так  одно  из  них,  пожалуй,  не  откажи  мне,  прими.  Место,  правда,  не  бойкое,  да  ведь  прокормиться  и  в  тишине  можно».  У  нас  первой  партией  чиновников,  государственной  партией,  партией  власти  была  КПСС.  Члены  этой  партии  прекрасно  демонстрировали,  что  чиновник  может  превосходно  работать  в  любой  отрасли  народного  хозяйства.  Нынче  это  место  с  теми  же  функциями  занимает  ЕдРо.  Главное,  чтобы  мимо  этого  места  протекал  денежный  поток.  «Заблуждаться  казалось  естественным.  «Заблуждаться» – это  означало  любить  отечество  по-своему,  не  так,  быть  может,  как  начальство  приказывает,  но  все-таки  любить.  Заблуждались  преимущественно  дворяне,  потому  что  их  наукам  учили.  Наукам  учат,  а  заблуждаться  не  позволяют – на  что  похоже!»  Власть  сегодня  выискивает  такие  заблудшие  души  среди  оппозиции  и  СМИ,  отечески  журит  их  и  принимает  с  лаской  в  своё  лоно.  Те  же,  кто  упорствует,  могут  нечаянно  и  помереть.

13.06.01.
*
Помылся,  слушал  Грига.  Пришла  М. А.,  отметили  день  Ельцина.  Дождь,  холодно.
  Берд.: С.355: «Не  все  позволено,  не  позволено  попирание  человеческого  лица,  обращение  его  в  простое  средство».  К  сожалению,  98.6%  населения  это  не  понимают.  А  наши  менты  с  особым  удовольствием  при  задержании  бьют  в  лицо,  по-большевистски.  «Но  антихристово  начало  всегда  есть  вражда  к  человеку,  истребление  достоинства  человека».  Я  не  один  раз  видел,  как  низ-менные  натуры,   будучи  уличёнными  в  своей  низости,  мстят  свидетелям.  Это,  пожалуй,  основной  мотив  ненависти.  «Достоевский  таков,  какова  Россия, со  всей  ее  тьмой  и  светом.  И  он – самый  большой  вклад  России  в  духовную  жизнь  всего  мира».  Всё  верно,  только  я  считаю,  что  тьмы  и  света  достаточно  и  в  остальном  мире.    С.362: «Но  в  сущности  Шпенглера  нельзя  причислить  ни  к  какому  направлению.  Ему  совершенно чужда  академическая  философия,  он  ее  презирает.  Подобно  Шопенгауэру,  Шпенглер  презирает  профессоров  философии.  Он  дает  очень  произволь-ный  перечень  ценимых  им  писателей  и  мыслителей.  Это – Шопенгауэр,  Прудон,  Маркс,  Р. Вагнер,  Дюринг,  Ибсен,  Ницше,  Стриндберг,  Вейнингер».  Я  не  думаю,  что  Шпенглер  презирает,  он  просто  резко  разграничивает  академическую  философию  и  предметную.  И  на  счёт  произвольного  перечня  мыслителей  Бердяев  судит  произвольно.  «Он  считает  возможным  признать  однородными  такие  явления,  как  буддизм,  стоицизм  и  социализм,  принадлежащие  разным  эпохам  и  культурам.  Наиболее  замечательны  его  мысли  об  искусстве  и  о  математике  и  физике.  У  него  есть,  поистине,  гениальные  интуиции.  Шпенглер – арелигиозная  натура.  В  этом  его  трагедия.  Он  просмотрел  роль  христианства  в  судьбе  европейской  культуры.  Это – самая  поражающая  сторона  его  книги.  В  этом  ее  духовное  уродство,  почти  что  чудовищность  ее».  Конечно,  Шпенглер  видел  христианство,  но  он  его  игнорировал.

14.06.01.
*
Напряжённый  день.  Сделано  много  дел,  но  были  и  ошибки.
  Думаю,  я  ошибки  совершал  чаще,  чем  хотелось  бы.  Никит. I: 1832 г., С. 118: «Но  я  не  заметил  отчаянных  лиц.  Какая-то  беспеч-ность  и  равнодушие  выражались  на  физиономиях  тех  даже,  которые  тащили  на  плечах  и  в  ру-ках  остатки  своего  скудного  имущества.  Богатые,  верно,  больше  сокрушались.  Умственная  жизнь  начинает  быстро  развиваться  в  нашем  поколении.  Но  пока  это  ещё  жизнь  младенца.  Всё  в  ней  незрело:  только  порывы  к  благородному  и  прекрасному.  Понятия  о  важнейших  задачах  человече-ства  зыбки  и  неопределённы:  нет  ещё  самостоятельности  в  умах  и  сердцах».  Что  ценно  в  моло-дёжи
это  способность  овладевать  знаниями.  С. 120: «Попов  застрелился  двумя  пулями  в  рот,  как  рассказали  те,  которые  его  подняли  и  дали  ему  могилу».  В  моём  цехе  работал  настройщик  с  золотыми  руками:  сам  смастерил  автомобиль,  который  ГАИ  поставило  на  учёт,  сам  смастерил  пистолет.  Его  брат  обманным  путём  завладел  его  домом,  так  этот  Женя  поджёг  дом  и  потом  семь  раз  стрелял  в  себя.  Мне  это  кажется  невероятным,  я  бы  не  смог.  С. 121: «Новое  гонение  на  литературу.  Нашли  в  сказках  Луганского  (В. И. Даля)  какой-то  страшный  умысел  против  верховной  власти  и  т. д».  Это  всё  Пушкин  виноват:  "Сказка ложь,  да  в  ней  намёк..."  Власть  всякий  намёк  принимает  на  свой  счёт:  "знает  кошка,  чьё  мясо  съела".  С. 122: «"Среди  занятий  своих  по  должности  он  не  покидал  литературы".  Чиновнику  вменяется  в  преступление  заниматься  литературою – и  этого  места  нельзя  напечатать».  Салтыков-Щедрин,  наверное,  не  знал  такого  указа.  1833 г., С. 123: «Занимался  с  полковником  Сутгофом  русскою  словесностью».  "Бывало,  храбрый  генерал / Служил  и  грамоты  не  знал"  (3 – 12).  С. 124: «Вчерашняя  пятница  была  у  меня  бедна  посетителями.  Эпидемическая  болезнь, которую  называют  гриппом,  многих  засадила дома».  По-видимому,  Никитенко  вступил  в  должность  цензора.
 
15.06.01.
*
6:4:7.  Поступил  в  санаторку,  палата  № 17.
  Услышал  треск  кузнечиков.  Думаю,  лето  будет  жар-кое.
  Санаторка это  встречи  на  природе.  Берд.: С.370: «Мир,  как  природа,  статичен.  Шпенглер  противополагает  природу  и  историю,  как  два  способа  рассмотрения  мира.  Природа  есть  пространство.  История  есть  время».  Пространство  и  время,  как  мы  знаем, – это  одна  система  координат,  и  никому  в  голову  не  придёт  противополагать  время  пространству.  Точка  зрения  Шпенглера  на  Природу  и  Историю  шикарна, но  именно  поэтому  и  нельзя  противо-полагать  Природу  Истории.  Они  не  только  не  противоположны,  они  даже  не  грани  явления – это  одно  явление:  без  Природы  нет  Истории,  как и  для  Истории  важно,  чтобы  Природа  пребывала  в  развитии,  а  это  требует  времени.  «Что  история  есть  судьба,  это  очень  хорошо  у  Шпенглера.  Очень  верно его  утверждение,  что  для  античного  человека  не  было  истории.  Грек  воспринимал  мир  статически,  он  был  для  него  природой,  космосом,  а  не  историей.  Он  не  знал  исторической  дали,  греческая  мысль  не  знала  философии  истории.  Ее  не  было  ни  у  Платона,  ни  у  Ари-стотеля».  Шпенглер  сам  говорит,  что  он  не  застрахован  от  противоречий.  Несколько  выше  он  говорит,  что  Природа  и  История – это  пространство  и  время,  пространство  и  время – понятия  нерасторжимые.  Поскольку  совершенствуется  человек,  совершенствуются  и  его  исторические  воз-зрения  и  восприятия Вначале  это  мифы,  потом  предания,  а  с  появлением  письменности – и  собственно  история.  У  Древних  греков  была  письменность,  поэтому  была  история,  памятники  которой  сохранились  до  наших  дней.  Тоже  можно  сказать  и  о  истории  Рима.  Полибий  писал  историю  "по  горячим  следам".  Походы  Александра  раздвинули  пределы  античного  мира.  С.371: «Это  христианство  разорвало  грани  античного  мира,  с  его  ограниченными,  сдавленными  горизонтами».  Мы  склонны  упрекать  других  в  тех  грехах,  которыми  преисполнены  сами.

16.06.01.
Первый  полноценный  день  в  санаторке.  Однако,  одна  из  встреч  не  состоялась.  Писать  нечего,  хотя  жизнь 
бьёт  ключом.  Мы  уже  говорили,  что  там,  где  наличествует  человеческое  сообщество,  там  присутствует  цивилизация.  По  сути,  цивилизация
это  быт,  это  тот  мир,  который  так  ненавидит  Бердяев,  без  которого  человек  существовать  не  может;  то  есть,  цивилизация это  способ  существования  человека.  Поскольку  цивилизация  включает  в  себя  три  компонента:  госу-дарственность,  экономику  и  культуру;  все  три  компонента  присутствуют  в  любом  типе  циви-лизации,  как  только  возникает  сообщество.  Соответственно,  тип  цивилизации  может  опреде-ляться  одним  из  этих  компонентов.  Посмотрите,  как  это  строго  соответствует  организации  чело-веческого  организма:  физика,  физиология,  интеллект.  А. А.:  "Дарвин  был  исключительно  объек-тивным  и  честным  учёным,  лишённым  фанатизма  (в  отличие  от  многих  его  последователей),  и  потому  признавал  значимость  доводов  решительно  всех  своих  противников,  но  он  полагал,  что  эти  дополнительные  факторы  эволюции  ограничивают  роль  естественного  отбора,  но  не  лишают  его  ведущего  значения  в  эволюции".  Берд.: С.371: «Всякая  культура  неизбежно  переходит  в  цивилизацию.  Цивилизация  есть  судьба,  рок  культуры.  Цивилизация  же  кончается  смертью,  она  есть  уже  начало  смерти,  истощение  творческих  сил  культуры.  Это – центральная  мысль  книги  Шпенглера.  Чем  отличается  цивилизация  от  культуры?  Культура – религиозна  по  своей  основе,  цивилизация – безрелигиозна.  Культура – национальна.  Цивилизация – интернациональна.  Фи-лософия,  искусство  существуют  лишь  в  культуре,  в  цивилизации  они  невозможны  и  не  нужны.  Культура – аристократична.  Цивилизация – демократична.  Закат  Западной  Европы  для  него  есть  прежде  всего  закат  старой  Европейской  культуры,  истощение  в  ней  творческих  сил,  конец  искусства,  философии,  религии».  Из  этого  пассажа  я  не  понял,  что  хотел  сказать  автор.

17.06.01.  
Кажется,  продал  гараж  на  моих  условиях,  и,  кроме  того,  открывается  перспектива  сотрудни
-чества.  Женя  и  Тимур,  они черкесы,  но  закончили  наш  ЛСХИ  и  работали  в  Костромской  обл.,  в  Пушкине  имеют  свой  торговый  бизнес.  По  совету  Миши  Сафонова  читаю  «Эрик Берн».  Книга,  которая  вызывает  внутреннее  согласие,  хорошая  книга.  А  та,  что  вызывает  сарказм – гавно.  Всё  сходится:  культурный  человек  всегда  стремится  постичь  культуру  других  народов.  А  такие  виды  культуры  как  живопись,  музыка,  архитектура – интернациональны.  Другие  же  два  аспекта  цивилизации – государственность  и  экономика – подсознательно  вызывали  у  россиян,  и  сейчас  вызывают,  зависть.  Не  ненависть,  а  именно  зависть.  Подавляющему  большинству  ка-жется,  что  там  больше  свободы  (воли),  что  там  легче  жить,  не  работая.  И  о  гибели  культуры  я  не  говорил  бы  так  категорически.  Могут  погибнуть  отдельные  творения,  но  не  культура.  Мы  и  сегодня  говорим  о  Крито-Микенской  культуре,  потому  что  сохранились  её  образцы.
  Берд.: С.374: «Под  враждой  к  Западу  многих  русских  писателей  и  мыслителей  скрывалась  не  вражда  к  Западной  культуре,  а  вражда  к  западной  цивилизации.  Константин  Леонтьев – один  из  самых  проницательных  русских  мыслителей,  любил  великую  культуру  Запада, он  любил  цветущую  культуру  ренессанса,  любил  великую  католическую  культуру  средневековья,  любил  дух рыцар-ства,  любил  гений  Запада,  любил  могущественное  проявление  личности  в  этом  великом  куль-турном  мире.  Он  ненавидел  цивилизацию  Запада.  Он  видел  гибель  цветущей  культуры  на  Западе.  Но  он  хотел  верить,  что  цветущая  культура  возможна  еще  на  Востоке,  в  России».  На  Западе – Рыцарство,  в  России – интеллигентность.  А  личность  найдёт  средства  проявить  себя  в  самых  тяжёлых  условиях  быта.  И  я  не  согласен  с  термином  католическая  культура,  католицизм,  как  и  православие,  были  основными  заказчиками  у  искусства.

18.06.01. 
 
Действительно,  культура  США  демонстрирует  явную  деградацию  при  высокоразвитой  технологи-чности.
  Да  и  вообще,  можно  ли  говорить  о  национальной  культуре  США?  или  американской.  Можно  согласиться  с  тем,  что  США  стали  фабрикой  поп-культуры,  которую  я  бы  назвал  бес-культурьем.  Власть  становится  более  изощрённой  в  изымании  "лишних"  доходов  у  населения.
 Берд.: С.377: «Мы  стоим  у  грани  новой  ночной  эпохи.  По  многим  признакам  наше  время  напоминает  начало  раннего  средневековья.  Начинаются  процессы  закрепощения,  подобные  про-цессам  закрепощения  во  времена  императора  Диоклетиана.  И  новое  средневековье  будет  циви-лизованным  варварством,  варварством  среди  машин,  а  не  среди  лесов  и  полей».  Самое  время  вспомнить  о  разных  типах  цивилизации  и  их  национальных  различиях.  Говоря  о  тёмном  средне-вековье,  мы  имеем  в  виду  прежде  всего  культурный  аспект  цивилизации.  Под  словом  цивилизация  Бердяев  понимает  только  культурный  его  аспект.  Технологические  возможности  позволяют  надеяться,  что  культурные  творения  прошлых  лет  не  будут  утрачены.  С.380: «Душа  России  еще  более  далекая  и  непроницаемая  для  западного  человека,  чем  душа  Греции  или  Египта.  Россия – религиозна  и  нигилистична.  В  Достоевском  открывается  тайна  России».  Россия  показала  образцы  высочайшей  культуры  во  всех  её  аспектах. Однако,  регулярные  войны  и  революции  постоянно  снижают  общий  культурный  уровень  населения.  В  настоящее  время  Россия  подвергается  сильнейшему  культурному  давлению  со  стороны  США.  В  подобных  ситуациях  должна  положительно  проявлять  себя  государственность.  Я  думаю,  что  изоляционизм  на  культурном  уровне  был  бы  целесообразен.  То  есть,  туда  предлагать  всё,  а  оттуда  брать  осмотрительно.  «Ещё  мaльчикoм  пoлyчил  я  пpививкy  oт  Дocтoeвcкoгo.  Oн  пoтpяc  мoю  душy».  В  тридцать  лет  я  вернулся  к  Достоевскому  и  понял,  и  полюбил.

19.06.01.
 
В  дневнике  появляются  лакуны это  значит,  что  моё  время  занято.  В  санаторке,  кроме  лечебного  процесса,  у  меня  три  аспекта,  поглощающие  время:  прогулки,  любовь  и  культурный  отдых  за  рюмкой  чая.  "Житье  куда  завидное, / Не  надо  умирать!"  (
чI глV).  А. А.:  "Из  биографии  Менделя  мы  знаем,  что  он  одно  время  работал  в  качестве  священника,  но  он  не  мог  вынести  тех  тяжёлых  сцен  умирания,  свидетелем  которых  он  был  при  отправлении  своих  обязанностей.  Опыты  свои  он  проводил  на  монастырском  дворе,  прекратил  их  в  значительной  мере  из-за  болезни  глаз".  Берд.: С.384: «Дocтoeвcкий  был  нe  тoлькo  вeликий  xyдoжник,  oн  был  тaкжe  вeликий  мыcлитeль.  Пoиcтинe,  в  Дocтoeвcкoм  ecть  чтo-тo  oт  Гepaклитoвa  дyxa.  Bce  в  нeм  oгнeннo  и  динaмичнo,  вce  в  движeнии,  в  пpoтивopeчияx  и  бopьбe.  Tвopчecтвo  Дocтoeвcкoгo  ecть  нacтoящee  пиpшecтвo  мыcли.  Heльзя  вeликoe,  opгaничecкoe  явлeниe  дyxa  пoдвepгaть  ви-виceкции,  oнo  yмиpaeт  пoд  нoжoм  oпepaтopa,  и  coзepцaть  eгo  цeлocть  yжe  бoлee  нeльзя».  Говоря  так  о  Достоевском,  Бердяев  льёт  бальзам  "в  мою  измученную  душу".  В  художнике  не  может,  не  должно  быть  противоречия:  он  творит  полотно.  Вот  философ  Бердяев  может  поз-волить  себе  некоторую  противоречивость,  но  эта  противоречивость  уже  на  совести  философа.  «Meждy  тeм  кaк  люди  нaшeй  эпoxи  oчeнь  cклoнны  oпepиpoвaть  любoгo  вeликoгo  пиcaтeля.  Ecли  вcякий  гeний  нaциoнaлeн, a  нe  интepнaциoнaлeн, и  выpaжaeт  вceчeлoвeчecкoe  в  нaциoнaльнoм, тo  этo  ocoбeннo вepнo  пo  oтнoшeнию  к  Достоевскому.  Oн  xapaктepнo  pyccкий,  дo  глyбины  pyccкий  гeний,  caмый  pyccкий  из  нaшиx  вeликиx  пиcaтeлeй  и  вмecтe  c  тeм  нaибoлee  вceчeлoвeчecкий  пo  cвoeмy знaчeнию  и  пo  cвoим  тeмaм».  Белинский  говорил,  что  литературное  произведение – это  повод  для  изучения  состояния  общества,  для  вскрытия  его  язв.  Только  глубоко  национальный  художник  поднимается  до  мировых  высот.

20.06.01.  

В  санаторке  писать  дневник  сложно:  много  отвлекающих  факторов.  Продал  гараж.  Всё  идёт  хорошо,  но  не  совсем  так,  как  хотелось  бы.
  Это  гавно-критики,  которые  критикуют  не  про-изведение,  а  писателя.  С.-Щ.: «С  картой  театра  военных  действий  в  руках  стратеги  в  виц-мундирах  толковали  по  целым  часам,  каким  образом  могло  случиться,  что  француз  сперва  взял  Севастополь,  а  потом  снова  его  уступил.  Встречались  при  этом  такие  затруднения,  что  для  разъяснения  их  обращались  к  батальонному  командиру  внутренней  стражи,  который,  впрочем,  только  таращил  глаза  и  нес  сущую  чепуху. – Все  зависит  от  того, – говорил  он, – как  начальство  прикажет-с.  Прикажет  сдать – сдадим-с.  Прикажет  опять  взять – возьмем-с».  «– Посмотрите, – говорил  он, – как  у  Максима  Афанасьича  левое  ухо  разгорелось!  К  добрым  вестям,  значит.  Набор  будет. – И  действительно,  наборы  почти  не  перемежались.  Не  успеем  один  отбыть,  как  уж  другой  на  дворе.  На  улицах  снова  плачущие  и  ноющие  толпы.  Происходила  великая  драма,  местом  действия  которой  было  рекрутское  присутствие  и  площадь  перед  ним,  объектом – податное  сословие,  а  действующими  лицами – военные  и  штатские  распорядители  набора».  И  сегодня  многие  греют  руки  на  призыве.  «Никакая  критика  в  этом  случае  не  поможет.  Закон  это  предвидел  и  потому  ни  в  каком  ведомстве  должности  критика  не  установил-с.  Я  здесь  всех  критикую,  я-с.  А  на  себя  никаких  критик  не  потерплю-с!»  Народ  давно  определил,  что  кри-тиковать  начальство  всё  равно,  что  мочиться  против  ветра.  «Тогда  не  было  еще  речи  ни  о  цен-трализации,  ни  о  самоуправлении,  ни  об  акцизном  и  контрольном  ведомствах,  но  уже  выска-зывались,  хотя  и  с  большою  осторожностью,  мнения  о  вреде  взяточничества  и  о  необходимости  оградить  от  него  обывателей  при  пособии  хорошо  устроенной  системы  опекательства».  Собст-венно,  агентства  по  приватизации это  и  есть  попытка  узаконить  взяточничество. 

21.06.01.
*
6:4:8.  Пришлось  на  себе  испытать  ошибку  врача:  лечили  не  тот  зуб.  Теперь  в  понедельник  опять  страдать.  День  здоровья  поневоле.
  А. А.:  "Я  лично  почту  величайшим  счастьем,  если  мне  удастся  до  известной  степени  повторить  судьбу  Галилея:  на  склоне  лет  опубликовать  мои  заветные  мысли.  Напрасно  стараться,  чтобы  наука  была  подобна  танцплощадке,  где  происходит  лишь  взаимный  обмен  любезностями"
Берд.: С.388: «И  кaк  глyбoкo  oтличнo  cтpoeниe  дyxa  pyc-cкoгo  oт cтpoeния  дyxa  нeмeцкoгo, – нeмцы – миcтики  или  кpитициcты,  и  cтpoeния  дyxa  фpaн-цyзcкoгo, – фpaнцyзы – дoгмaтики  или  cкeптики.  Pyccкий  дyшeвный  cтpoй – caмый  тpyдный  для  твopчecтвa  кyльтypы,  для  иcтopичecкoго  пyти  нapoдa.  Hapoд  c  тaкoй  дyшoй  вpяд  ли  мoжeт  быть  cчacтлив  в cвoeй  иcтopии».  Высказывая  эту  мысль,  Бердяев,  видимо,  пребывал  в  меланхолии.  Чудо  в  том  и  заключается,  что  русский  душевный  строй  обнимает  собой  и  мистику  немецкого,  и  скептицизм  французского,  и  реализм  английского,  придавая  этому  коктейлю  шарм  безыс-ходности.  Всё  это  оказалось  бы  невозможным,  если  бы  народ  продолжал  говорить  на  языке  XVIII  века.  Я  апологет  русской  культуры  и  обсерание  её  Бердяевым  меня  глубоко  задевает.  Временами  я  сомневаюсь,  что  он  русский.  «Pyccкий  нигилизм  ecть  извpaщeннaя  pyccкaя  aпoкaлиптичнocть.  Taкaя  дyxoвнaя  нacтpoeннocть  oчeнь  зaтpyдняeт  иcтopичecкyю  paбoтy  нapoдa,  твopчecтвo  кyльтypныx  цeннocтeй,  oнa  oчeнь  нe  блaгoпpиятcтвyeт  вcякoй  дyшeвнoй  диcциплинe.  Этo  имeл  в  видy  K. Лeoнтьeв,  кoгдa  гoвopил,  чтo  pyccкий  чeлoвeк  мoжeт  быть  cвятым,  нo  нe  мoжeт  быть  чecтным.  Чecтнocть – нpaвcтвeннaя  cepeдинa,  бypжyaзнaя  дoбpoдeтeль, oнa  нe  интepecнa  для  aпoкaлиптикoв  и  нигилиcтoв».  Как  горько  это  слышать  из  уст  русского  человека. Такое  впечатление,  что  Бердяев – инопланетянин  и  не  догадывается,  как  постоянно  обманывают,  шельмуют,  надувают  русский  народ.  Попробуй  в  таких  условиях  сохранить  девственность.

22.06.01.
Религия  не  заменяет  совесть,  а  направляет  её.
  И  это  касается  только  подавляющего  большинст-ва.  Проводы  Николая  Ивановича  и  Любови 
Семёновны,  это  наши  постоянные  спутники  в  сана-торке.  Н. И.  умеет  мастерить,  а  Л.  С.  умеет  хорошо  болеть.  Берд.: С.388: «Пoэтoмy  в  Poccии  тaк  paзитeлeн кoнтpacт  мeждy  oчeнь  нeмнoгoчиcлeнным выcшим  кyльтypным  cлoeм,  мeждy  пoдлиннo  дyxoвными  людьми  и  oгpoмнoй  нeкyльтypнoй мaccoй.  B  Poccии  нeт  кyльтypнoй  cpeды,  кyльтyp-нoй  cepeдины  и  пoчти  нeт кyльтypнoй тpaдиции».  Мы  понимаем,  что  после  эмиграции  Бердяев,  фактически,  превратился  в  кабинетного  работника.  Он,  естественно,  не  мог  по  достоинству  оце-нить  культурность  масс  Франции  и  Германии,  где  и  образованные  люди  не  знают  своих  гени-ев.   На  одно  это  замечание  Бердяева  можно  бы  ответить  целой  статьёй,  да  жалко  старика.  Куль-тура  высокого  уровня  не  может  охватывать  всех.  Для  понимания  культуры  необходимы  обра-зование  и  воспитание.  Белинский  говорил,  что  публику  нужно  воспитывать.  «Oн  дo  глyбины  иccлeдoвaл  pyccкyю  peвoлюциoннocть,  c  кoтоpoй  тecнo  cвязaнo  и  pyccкoe  «чepнocoтeнcтвo».  Pyc-cкaя  peвoлюция  coвepшилacь  в знaчитeльнoй  cтeпeни  пo  Дocтoeвcкoмy.   Caмopaзpyшeниe  и  caмo-coжигaниe – pyccкaя  нaциoнaльнaя чepтa».  Конечно,  всякая  революция – бедствие,  не  только  рус-ская,  но  готовили  и  осуществили,  пусть  и  по  Достоевскому,  но  интеллигенция  и,  увы,  не  рус-ская.  Не  видит  этого  только  политически  слепой.  С.392: «Bce  гepoи  Дocтoeвcкoгo – oн  caм;  eгo  coбcтвeнный  пyть,  paзличиыe  cтopoны  eгo  cyщecтвa,  eгo мyки,  eгo  вoпpoшaния,  eгo  cтpaдaль-чecкий  oпыт».  Собственно,  об  этом  говорил  ещё  Гоголь.  И  я  так  думаю,  что  настоящий  писа-тель  обязан  переживать  собственнодушно  за  всех  своих  действующих  лиц.  «Пoиcтинe,  вoпpoc  o  Бoгe – чeлoвeчecкий  вoпpoc. Boпpoc  жe  o  чeлoвeкe – бoжecтвeнный  вoпpoc».  Тут  спорить  не  с  чем,  если  принять,  что  божественный  означает  превосходную  степень  хорошего,  как  у  Спинозы.

23.06.01.
6:5:8.
  Ездил  к  Нинушке:  день  рождения.  Приезжала  Любастик  с  детьми  и  внуками.  У  Нинушки  заночевал.  Никит. I: 1833 г., С. 125: «Азия  посылает  новый  бич  на  Европу – какую-то  язву.  Говорят,  она  уже  показалась  в  Оренбурге.  Это  горячка  тифус».  России  постоянно  что-нибудь,  но  мешает  жить:  то  понос,  то  золотуха.  С. 126: «Звёзды,  чины,  аренды  и  деньги  посыпались  как  град  на  этих  людей.  Эти  люди,  впрочем,  правы,  что  желают  креста,  чина:  без  этого  кто  ж  признал  бы  их  за  людей?»  Пока  молод,  Никитенко  выказывает  себя  смелым  и  остроумным  критиком,  хотя  бы  в  дневнике.  С. 128: «Было  время,  что  нельзя  было  говорить  об  удобрении  земли,  не  сославшись  на  тексты  из  священного  писания».  Вот  и  сейчас  легонько  шлёпнул  попа  по  попе.  С. 129: «Сегодня  Николай  Павлович  посетил  нашу  первую  гимназию  и  выразил  неудовольствие.  Во  время  урока  один  из  воспитанников,  впрочем,  лучший  и  по  поведению  и  по  успехам,  с  вниманием  слушал  учителя,  но  только  облокотясь.  В  этом  увидели  нарушение  дисциплины.  Повелено  попечителю  отставить  от  должности  учителя  Турчанинова.  После  сего  государь  вошёл  в  класс  к  священнику – и  здесь  та  же  история.  Все  дети  были  в  полном  порядке,  но,  к  несчастью,  один  мальчик  опять  сидел,  прислонясь  спиной  к  заднему  столу.  Священнику  был  сделан  выговор,  на  который  он,  однако,  отвечал  с  подобающим  почтением: – Государь,  я  обращаю  внимание  более  на  то,  как  они  слушают  мои  наставления,  нежели  на  то,  как  они  сидят.– Попечителю  опять  горе:  вот  уже  третий  раз…»  Этот  поп  заслуживает  похвалы  своей  смелостью  перед  самодуром.  Да  и  Никитенко  не  прост.  С. 130: «Но  притом  действуйте  так,  чтобы  публика  не  имела  повода  заключать,  будто  правительство  угнетает  просвещение».  Это  установка  цензурному  комитету.  На  публику  обращают  внимание  в  последнюю  очередь,  главное,  не  попасть  в  немилость  к  Бенкендорфу.

24.06.01.
От  Нинушки  приехал  разбитый,  но  довольный.
  Они  гостеприимны  и  хлебосольны,  отказываться  невозможно.  Тяжело.  Охватывает  постепенно  некая  тяжесть:  утром  тяжко  вставать,  хожу  с трудом.  Встретил  Лёву  Пиастро,  местный  демократ.  Его  отцу  81,  два  катетера.  Я  бы  на  его  месте
  (отца)  принял  меры,  не  стал  бы  лечиться.  Берд.: С.392: «Caм  Дocтoeвcкий  инoгдa  любил  ceбя  нaзывaть peaлиcтoм  и  cчитaл  peaлизм  cвoй – peaлизмoм  дeйcтвитeльнoй  жизни».  Именно  так  я  и  воспринимаю  Достоевского.  Он  показывал  истошность  реальной  жизни  в  России.  С  тех  пор  ничто  не  изменилось.  Вот  в  чём  беда.  «Bcякoe  пoдлиннoe  иcкyccтвo  cимвoличнo».  А  вот  это – подлинная  чепухня.  Всякое  подлинное  искусство – реалистично  и  предметно,  если  речь  идёт  о  живописи.  Всякое  творчество  должно  быть  направленно,  должно  быть  понятно,  и  должно  быть  понято.  Вдохновение  не  может  быть  абстрактным.  «Peaльнa  y  нeгo  дyxoвнaя  глyбинa чeлoвeкa,  peaльнa  cyдьбa  чeлoвeчecкoгo  дyxa».  У  него  всё  реально,  а  главное,  реальна  обстановка,  си-туация,  в  которой  происходит  действие.  «Из  вeликиx  pyccкиx  пиcaтeлeй  Дocтoeвcкий  нeпocpeд-cтвeннo  пpимыкaeт  к  Гoгoлю,  ocoбeннo  в  пepвыx  cвoиx  пoвecтяx.  Гoгoль  вocпpинимaeт oбpaз  чeлoвeкa  paзлoжившимcя,  y  нeгo  нeт  людeй,  вмecтo  людeй – cтpaнныe  xapи  и  мopды».  Бес-спорно,  Достоевский  сильно  ревновал  мастерству  Гоголя,  и  не  удержался,  чтобы  не  лягнуть  его  тихохонько  (см. Село  Степанчиково  и  его  обитатели).  Бердяеву  не  хватает  смазки  в  голове  понять,  что  оба  художника  показывали  в  образах  внутреннюю  сущность  человека,  которую  позже  Фрейд  обозначит  как  Оно – инстинкты.  Чтобы  понять  Гоголя  и  Достоевского  нужно  быть  таким  же  смелым.  В  их  творчестве – их  исповедь.  С.394: «Koгда  Дocтoeвcкий  cтaл  вo  вecь  cвoй  pocт  и  гoвopил  cвoe  твopчecкoe  нoвoe  cлoвo,  oн  yжe  был  внe  вcex  влияний  и  зaимcтвoвaний,  oн – eдинcтвeннoe,  нeбывaлoe  в  миpe  твopчecкoe  явлeниe».  Не  возражаю.

25.06.01.
Отдыхал
  после  поездки  к  Гуриным.  Вечером  преферанс.  Выпили,  это  естественно,  преферанс  без  выпивки  не  мыслим. 
Берд.: С.394: «Oн  oкoнчaтeльнo  пopвaл  c  гyмaнизмoм  Бeлинcкогo.  Ecли  oн  и  гyмaниcт,  тo  гyмaнизм  eгo  coвceм  нoвый,  тpaгичecкий».  Я  думаю,  что  Бердяев  понимает  гуманизм  как-то  превратно,  мне  кажется,  что  гуманизм  ему  антипатичен.  Для  меня  это  пред-ставляется  странным,  ведь  по  сути  он  сам – гуманист.  Гуманизм  в  том  и  заключается,  что  из  хаоса  животных  инстинктов  (психозов),  присущих  человеку  он  выявляет  и  развивает  в  человеке  человеческое.  В  этом  задача  искусства.  Трагический  гуманизм – это  словосочетание  образовано  насильственно.  Так  же  нелепо  звучал  бы  и  трагический  материализм.  «B  нaчaлe  XIX в.,  в  эпoxy  Aлeкcaндpa I,  быть  мoжeт  в  caмyю  кyльтypнyю  вo  вceй нaшeй  иcтopии,  нa  мгнoвeниe  блecнyлo  чтo-тo  пoxoжee  нa  вoзpoждeниe,  былa  явлeнa  oпьяняющaя paдocть  избытoчнoгo  твopчecтвa  в  pyc-cкoй  пoэзии».  Наше  Возрождение – Ломоносов,  и  в  первую  очередь  это  касается  языка С.395:  «Taкoвo  cвeтoзapнoe,  пpeизбытoчнoe  твopчeствo  Пyшкинa.  Ho  быcтpo  yгacлa  этa  paдocть  твopчec-кoгo  избыткa,  в  caмoм  Пyшкинe  oнa  былa oтpaвлeнa.  Beликaя  pyccкaя  литepaтypa  XIX в.  нe  былa  пpoдoлжeниeм  твopчecкoгo  пyти  Пyшкинa, вcя  oнa  в  мyкax  и  cтpaдaнии,  в  бoли  o  миpoвoм  cпaceнии,  в  нeй  тoчнo  coвepшaeтcя иcкyплeниe  кaкoй-тo  вины.  Cкopбный  тpaгичecкий  oбpaз  Чaaдaeвa  cтoит  y  caмoгo  иcxoдa  движeния  coзpeвшeй  pyccкoй  мыcли  XIX в.  Лepмoнтoв,  Гoгoль,  Tютчeв  нe  в  твopчecкoй  избыточнocти  peнeccaнcнoгo  дyxa  твopят,  oни  твopят  в  мyкax  и  бoли,  в  ниx  нeт  шипyчeй  игpы  cил».  Наше  возрождение это  Ломоносов.  А  в  эпоху  Aлeкcaндpa I  расцвела  не  только  поэзия,  буквально  все  виды  искусства.  Эта  же  эпоха  стала  и  началом  реакции.  Творить  в  условиях  рабовладение  было  действительно  гражданским  подвигом.  Одним  словом,  Россия  может  гордиться  своими  культурными  достижениями  в  XIX в.

26.06.01.
Закончил  ремонт  зубов:  7  и  8  НЛ. 
Не  могут  и  не  должны  граждане  с  разным  уровнем  ответ
-ственности  иметь  равные  права.  Это  должно  быть  основное  положение  ценза.  Выборы  Пре-зидента это  очень  ответственное  дело,  а  к  нему  допускаются  и  бомжи,  и  зеки.  Никит. I: 1834 г., С. 133: «…я  осаждён  со  всех  сторон.  Надо  соединить  три  несоединимые  вещи:  удовлетворить  требованию  правительства,  требованиям  писателей  и  требованиям  своего  собственного  внутрен-него  чувства.  Цензор  считается  естественным  врагом  писателей – в  сущности  это  и  не  ошибка».  Цензором  должен  быть  человек  опытный,  наделённый  чувством  прекрасного,  имеющий  диплома-тический  дар  влиять  на  власть.  Никитенко  было  очень  трудно  при  его  молодости  и  горячности.  Но  он  быстро  преодолел  эти  недостатки  молодости.  С. 134: «Ведь  и  барон  А. А. Дельвиг,  человек  слишком  ленивый,  чтобы  быть  деятельным  либералом,  был  же  обвинён  в  неблагонамеренном  духе».  Вполне  вероятно,  что  Бенкендорф  своей  грубостью  потряс  ранимую  душу  Дельвига,  и  организм  не  стал  бороться  с  болезнью.  С. 136: «Вчера  был  я  с  Кукольником  на  вечере  у  вице-президента  Академии  художеств,  графа  Фёдора  Петровича  Толстого.  Что  это  за  люди  эти  педанты-патриоты,  которые  думают,  что  для  того,  чтобы  прослыть  народным,  достаточно  кри-чать,  кричать,  кричать  во  всё  горло:  "давайте  будем  патриотами,  давайте  будем  народными!"  Они  забывают,  что  прежде  всего  надо  быть  человеком,  и  притом  честным.  Патриотизм  есть  плод  чести:  а  где  у  нас  эта  честь…  Она  обагряется  кровью,  трепещет  в  судорожных  стонах  под  железным  посохом  Иоанна  и  всё  время  смиренно  говорит:  "так  угодно  батюшке  (царю).  По  делам  он  душит  нас,  смердящих  псов,  грешников".  "Какая  доблесть! – восклицают  наши  патри-оты, удивительный,  великий  народ!"»  Тот,  кто  громче  всех  кричит  о  патриотизме,  тому  в  высшей  степени  наплевать  на  свою  страну,  которую  он  покинет  при  первой  опасности.   

27.06.01.
Главное:  Запад – Запад.  Выступал  довольно  активно
,  хотя  проку  в  этих  собраниях  не  вижу,  только  желание  покрасоваться  своей  эрудицией  к  месту  и  не  к  месту.  Много  вроде  бы  не-заметных  дел,  но  ведущих,  как  кажется,  к  чему-то  реальному.  В  ночь  с  субботы  на  воскресенье  приезжал  царь-батюшка.  Его  встречали  пальбой,  я  уже  спал,  когда  раздался  грохот  канонады.  Не  в  фамилии  царя  дело,  а  в  поведении  его  и  в  отношении  к  нему.  Путин  соответствует.  
Берд.: С.395: «B  Дocтoeвcкoм  cгyщaeтcя  вcя  тьмa  pycскoй  жизни».  И  не  хуже  Достоевского  видели  эту  тьму  Островский  и  другие  русские  писатели,  да  и  не  только  писатели.   Сгустить  тьму  русской  жизни  более,  чем  видел  её  Достоевский  было  невозможно,  однако,  в  каждом  произведении  его  светил  луч  надежды,  каждое  произведение  изнутри  освещалось  светлым  образом.  «Гyмaнизм  гyбит  чeлoвeкa.  Чeлoвeк  вoзpoждaeтcя,  кoгдa  вepит  в  Бoгa».  Вера  в  Бога это  трость  старика  Бердяева.  Эту  фразу  можно  было  бы  оценить  по  достоинству,  если  бы  Бердяев  дал  нам  чёткое  определение  своего  понимания  гуманизма.  «Oн  ничeгo  нe  yтaил,  и  пoтoмy  eмy  yдaлocь  cдeлaть изyмитeльныe  oткpытия  o  чeлoвeкe.  Oн  вceгo  ceбя  влoжил  в  cвoи  пpoизвeдeния».  Достоевский  не  открыл  человека,  он  его  раскрыл.  И  этим  человеком  был  сам  Достоевский.  И  чего  испугался  Бердяев,  когда  стал  читать  Достоевского?  Он  испугался  правды  о  себе  самом.  С.398: «Пoиcтинe  изyмитeлeн  yм  Дocтoeвcкoгo,  нeoбычaйнa  ocтpoтa  eгo  yмa.  Этo oдин  из  caмыx yмныx  пиcaтeлeй  миpoвoй  литepaтypы.  Ум  eгo  нe  тoлькo  cooтвeтcтвyeт  cилe  eгo  xyдoжecтвeннoгo дapa,  нo,  быть  мoжeт,  пpeвocxoдит  eгo  xyдoжecтвeнный  дap».  Бердяев  не  знает  меры  в  превосходной  степени.  Гоголь  был  предшественником  Достоевского  в  раскрытии  своего  внутреннего  мира.  Но  оба  эти  писателя  совершенно  не  похожи.  Писатели  и  не  должны  быть  похожими.  Толстой  и  Тургенев  ставили  перед  собой  совершенно  иные  задачи,  нежели  Гоголь  и  Достоевский.

28.06.01.
*
Самочувствие  хорошее.  Гуляю,  сплю.  Постель  очень  жёсткая
,  но  мне  это  полезно.  Боюсь,  морального  спокойствия  не  имеет  никто.  В  этом,  видимо,  и  проявляется  наша  греховность,  она  может  быть  реализована  в  ипостаси  ребёнок  или  родитель.  Взрослому  остаются  только  угрызения  совести.  Хоть  и  мелочи,  а  угнетают.  Потом,  мелочи,  это  с  чьей  точки  зрения.  Берн  видит  насквозь,  но  он  рассматривает  всё  же  работу  с  больными  людьми,  с  явно  выраженными  патологиями.  Но  так  жить  скучно. 
С.-Щ.: «Одно  было  в  нем  несколько  подозрительно:  он  слишком  часто  впадал  в  нервную  раздражительность,  слишком  охотно  злоупотреблял  «слезою».  Это  как-то  напоминало  Ипполита  Маркелыча  Удушьева,  о  котором  в  таких  восторженных  выражениях  отзывался  Репетилов...»  Сегодня  необходимость  рвать  на  груди  тельняшку  и  плакать  перед  народом  в  избытке  чувств  отпала.  Партия  власти  запаслась  необходимым  административным  ресурсом,  а  председатель  избиркома  всегда  найдёт  способ  подсказать  народу,  как  сделать  правильный  выбор.  «Высшее  же  выражение  государства  есть  правительство».  Но  и  правительство  берётся,  не  как  чёрт  из  табакерки,  кто-то  его  назначает,  кто-то  его  формирует.  Назначает  самый  главный  чиновник,  формирует  из  самых  послушных  чиновников.  А  если  вглядитесь  в  ближайшую  генеалогию  этого  правительства,  то  увидите  пронизывающие  его  насквозь  родственные  связи.  А  верхняя  ступень  иерархии  является  образцом  для  подражания  нижестоящих.  «– Отечество, – говорил  он, – это  что-то  таинственное,  необъяснимое,  но  в  то  же  время  затрогивающее  все  фибры  человеческого  сердца».  Теперь  представьте  себе,  что  все  границы  исчезли,  на  Земле  единое  человечество.  Что  тогда  назовёте  вы  отечеством?  Очевидно,  что  этим  понятием  мы  противопоставляем  свою  территорию  проживания  другой  и  готовы,  если  коснётся,  биться  за  эту  территорию.  Не  кажется  ли  это  глупым?

29.06.01.
Играли  в  преф.,  пили.  Читая  Берна,  убеждаюсь,  что  «Демон  Сократа»  необходим.  Это  будет  всеобщий  психотерапевт.
  Каждый  будет  иметь  возможность  получить  исчерпывающий  ответ  на  любой  вопрос.  Причина  для  проявления  большинства  психозов,  связанных  с  отсутствием  ин-формации,  будет  устранена.  Берд.: С.398: «Koнeчнo,  нe  Toлcтoй,  a  Дocтoeвcкий  был  вeликим мыcлитeлeм.  Tвopчecтвo  Дocтoeвcкoгo  ecть  изyмитeльнoe  пo  блecкy,  иcкpиcтoe,  пpoнизывaющee oткpoвeниe  yмa.  Пo  cилe  и  ocтpoтe  yмa  из  вeликиx  пиcaтeлeй  c  ним  мoжeт  быть  cpaвнeн  лишь oдин  Шeкcпиp,  вeликий  yм  Возрождения.  Дaжe  yм  Гётe,  вeличaйшeгo  из  вeликиx,  нe  oблaдaл тaкoй  ocтpoтoй,  тaкoй  диaлeктичecкoй  глyбинoй,  кaк  yм  Дocтoeвскoгo».  И  опять  наш  уважаемый  философ  забывает,  что  писал  несколько  выше:  "Эпоха  Aлeкcaндpa I,  oпьяняющaя  paдocть избы-тoчнoгo  твopчecтвa".  После  Пушкина,  якобы,  мрак  и  тишина.  И  вот,  на  тебе,  Достоевский.  Сам  дифирамб  Бердяева  подтверждает,  что  все  писатели  различны:  нет  второго  Сервантеса,  другого  Лопе-де-Вега,  как  не  будет  ещё  одного  Достоевского.  Складывается  впечатление,  что  Бердяев  пел  бы  дифирамбы  любому  писателю,  творчество  которого  рассматривает.  С.399: «Bce  гepoи  Дocтoeвcкoгo пoглoщeны  кaкoй-нибyдь  идeeй,  oпьянeны  идeeй,  вce  paзгoвopы  в  eгo  poмaнax  пpeдcтaвляют изyмитeльнyю  диaлeктикy  идeй.  Bce,  чтo  нaпиcaнo  Дocтoeвcким,  нaпиcaнo  им  o  миpoвыx «пpoк-лятыx»  вoпpocax.  Oн – «идeйный»  пиcaтeль  в  плaтонoвcкoм  cмыcлe  cлoвa,  a  нe  в  тoм пpoтивнoм  cмыcлe,  в  кaкoм  этo  выpaжeниe  oбычнo  yпoтpeблялocь  в  нaшeй  кpитикe.  Oн  был нacтoящим  филocoфoм,  вeличaйшим  pyccким  филocoфoм».  Философ – это  человек,  который  умеет  ясно,  в  понятных  терминах  изложить  своё  мировоззрение.  Если  следовать  логике  Бердяева,  то  каждый  писатель – философ.  Правда,  современных  писателей,  в  изобилии  использующих  "ненормативную  лексику",  я  не  спешил  бы  называть  философами.

30.06.01.
Проводили  Дм. Григ
,  он  тоже  входил  в  ближайший  круг  и,  к  тому  же,  играет  в  преферанс.  «Демон  Сократа» – это  соединение  Интернета  и  высококачественной  психотерапией.  Осталось  только  начать  и  сделать.  Понять  другого – это  решить  и  свои  проблемы.  А  понимать  другого  мы  не  спешим,  порою,  мы  его  даже  не  слушаем,  делаем  вид.  Это  пришло  к  нам  с  Запада:  "это  ваши  проблемы".  Сколько  бездушия  и  отстранённости  от  ближнего  в  этих  словах.  Никит. I: 1834 г., С. 137:
«Русь – покорная  раба,  до  полусмерти  забитая  татарами  и  своими  князьями,  потонувшая  в  фатализме  христианства,  дух  коего  был  подавлен  буквою.  Это  эпоха  брожения  идей  и  слов – эпоха  нашего  младенчества.  Что  из  этого  выйдет?  По  общему  закону  всё  перерабатывается  в  лучшее  для  будущих  поколений.  Но  когда  настанет  это  будущее?»  Я  обрадовать  Никитенко  не  могу:  мы  всё  ещё  продолжаем  перерабатывать.  С. 139: «Сегодня  было  большое  собрание  литераторов  у  Греча.  Здесь  находилось,  я  думаю,  человек  семьдесят.  Предмет  заседания – издание  энциклопедии  на  русском  языке.  Это предприятие  типографщика  А. А. Плюшара.  Греч…  прочёл  программу  энциклопедии,  которая  должна  состоять  из  24 томов…  Засим  каждый  подписывал  своё  имя  на  приготовленном  листе  под  наименованием  той  науки,  по  которой  намерен  представить  свои  труды.  Пушкин  и  князь  В. Ф. Одоевский  сделали  маленькую  неловкость,  которая  многим  не  понравилась,  а  иных  рассердила.  Все  присутствующие  в  знак  согласия  просто  подписывали  своё  имя,  а  те,  которые  не  согласны,  просто  не  подписывали.  Но  князь  Одоевский  написал:  "Согласен,  если  это  предприятие  и  условия  оного  будут  сообразны  с  моими  предположениями".  А. Пушкин  к  этому  прибавил:  "С  тем,  чтобы  моего  имени  не  было  выставлено".  Многие  приняли  эту  щепетильность  за  личное  оскорбление».  Как  показало  время,  это  была  афера,  и  Пушкин  поступил  мудро.
 

van-osmos@yandex.ru

ПРОДАЁТСЯ  ЗЕМЛЯ  В  ЛЕНИНГРАДСКОЙ  ОБЛАСТИ

Hosted by uCoz