2001-10

01-01

02-01

03-01

04-01

05-01

06-01

07-01

08-01

09-01

дн2001

11-01

12-01


01.10.01.    

Вера,  Надежда,  Любовь  и  мать  их  Софья.  Всех  поздравил,  все  были  благодарны,  кроме  Софьи  Румянцевой.  Она  тоже  ударилась  обо  что-то  и  стала  свидетельницей.  Обратите  внимание  на  уровень  мотивации:  в  Библии  ничего  не  говорится  о  дне  Ангела.  Такая  же  точно  мотивация  по
-ступков  и  у  наших  чиновников – рассчитанная  на  идиотов.  Гулял.  Приезжали  внуки.  Настроение  хорошее,  если  бы  только  не  Тонечка.  Она  умеет  нагадить  в  душу. 
Берд., С.610: «Токвиль  и  Милль,  которых  нельзя  назвать  врагами  демократии,  с  большим  беспокойством  говорят  об  опас-ностях,  которые  несет  с  собой  демократия,  об  опасностях  для  свободы  человека,  для  индивиду-альности  человека» В  условиях  гражданского  права  для  населения  и  естественного  права  для  власти  даже  о  физической  свободе  можно  говорить  лишь  условно.  Поскольку  существуют  наци-ональности,  можно  говорить  о  национальной  свободе.  Но  и  эта  свобода  сегодня  не  везде  реша-ется  положительно:  уйгуры,  курды,  узбеки,  азербайджанцы  и  т. д.  Причём,  это  можно  видеть  и  в  государствах,  которые  считаются  демократическими:  Великобритания,  Испания,  Франция.  «Демократия свободолюбива,  но  это  свободолюбие  возникает  не  из  уважения  к  человеческому  духу  и  человеческой  индивидуальности,  это свободолюбие  равнодушных  к  истине».  Демократия  свободолюбива  ровно  на  столько,  на  сколько  свободолюбива  власть,  а  власть  не  любит  никаких  ограничений.  Естественно,  речи  о  свободе  населения  нет.  Равнодушие  к  истине  мне  не  понять.  «Демократия  и  есть  арена  борьбы, столкновение  интересов  и  направлений.  В  ней  все  непрочно,  все  нетвердо,  нет  единства  и  устойчивости.  Это – вечное  переходное  состояние.  Демократия  создает  парламент,  самое  неорганическое  из  образований,  орган  диктатуры  политиче-ских  партий».  Там,  где  борьба,  соревнование,  там  уже  нет  демократии,  там конкуренция.  В  парламент  проходят  победившие,  чтобы  продолжить  борьбу  на  новых  условиях.

02.10.01.
Доедали  именинный  холодец.  Такт  и  жлобство
,  эти  две  черты  человека  характеризуют  наличие  или  отсутствие  разума.  Тактичный  человек  высше
го  общества  будет  тактичен  в  любом  общес-тве.  Жлоб – везде  жлоб.  В  СССР  было  жлобское  правительство,  но  народ  держался  в  рамках  приличия.  Теперь  и  правительство  и  народ  едины  в  жлобстве.
  Никит. I: 1843 г., С. 262: «Перовский  составил  себе  прекрасную  репутацию  в  публике  тем,  что  смотрит  строго  за  весами,  за  мерами,  за  тем,  чтобы  русские  купцы  не  мошенничали,  без  чего  они,  впрочем,  как  без  воздуха,  не  могут  жить.  Вот  первый  министр,  обращающий  свою  деятельность  туда,  куда  надо,  то  есть  на  настоящие  народные  нужды, – и  это  привело  всех  в  восторг.  А  кажется,  тут  нет  ничего  необычайного:  это  только  простое  выполнение  своего  долга.  Однако  это  величайшая  редкость  у  нас».  Это  не  художественная  литература,  это  свидетельство  очевидца.  Купец  никогда  не  пропустит  случая  украсть,  обмануть;  как  вчера,  так  и  сегодня.  С. 263: «Государь  приехал  сердитый,  везде  ходил,  обо  всём  спрашивал  с  явным  намерением  найти  что-нибудь  дурное.  Ему  не  понравилось  лицо  одного  из  воспитанников.  "Это  что  за  чухонская  рожа?" – воскликнул  он,  гневно  глядя  на  него».  Никитин  недавно  восхищался  образованностью  императора,  а  теперь  по-казывает  нам,  насколько  он  умён.  С. 267: «Прочел  у  Мармье  следующие  заметки  о  России:  "Все  дома  в  русских  деревнях  серые,  вытянутые  в  одну  линию,  построенные  по  одному  образцу,  кажутся  вышедшими  из  земли  по  повелению  русского  офицера".  Очень  верно!  Во  время  голода  государь  велел  раздать  пособие  казённым  крестьянам:  проходя  множество  рук,  оно  не  дошло  до  них».  В  Огрызкове  центральная  улица  Мира  тянется  более  километра  с  такими  именно  домами  по  обе  стороны.  В  случае  пожара  сгорает  сразу  до  десятка  домов.  А  денежные  потоки  всегда  скудеют,  проходя  мимо  множества  рук  чиновников.  Это  называется  греть  руки.

03.10.01.
Присутственный  день.  Звонил  Полянчукову  по  поводу  перевода;  Черепанову – утепление  окон.  Приходили  «Профсоюз  работников  культуры».  Правда,  работники  культуры,  наверное,  не  знают,  что  у  них  есть  такой  профсоюз.  Слуги  народа – депутаты  сидят  в  тепле,  а  господа – народ  жмётся  от  холода:  Яковлев  экономит  энергоносители.
  Яковлев  не  смог  бы  стать  бандитом,  а  вот  вор  из  него  получился  хороший.  Приходила  Л. Г. Нестерова.  Она  тоже,  видать,  любит  выпить:  всегда  приходит  к  обеду.
 Берд., С.610: «В  демократиях  нет  народа».  Это  сказано  прекрасно.  Демократию  устанавливает  власть,  устанавливает  для  себя,  а  не  для  народа.  И  вообще,  демокра-тия  может  быть  реализована  в  пределах  обособленного  общественного  слоя,  устанавливаются  демократические  отношения.  А  вот  у  бомжей  реализуется  очевидное  естественное  право.  С.611: «Социализм  по  природе  своей  не  может  допустить  парламента  мнений,  свободной  арены  борьбы  партий  и  интересов,  которую  так  любит  скептическая  демократия».  Следует  иметь  в  виду,  что  под  социализмом  Бердяев  понимает  коммунистическую  идеологию,  это  видно  и  по  его  коммен-тарию  к  социализму.  Сегодня  открыто  проповедовать  тоталитарную  идеологию  не  принято,  поэтому  выработался  новый  термин тоталитарная  демократия.  И  это  соответствует  реальности,  ибо  демократия  есть  лишь  прикрытие  тоталитаризма.  Особенно  это  проявляется  в  период  кризисов.  Но  и  в  тоталитарном  режиме  в  пределах  одного  социального  слоя  присутствуют  элементы  демократии.  Правда,  конкуренция  там  жёстче.  С.614: «Социализм  в  принципе  отрицает  суверенитет  народа,  свободное  изъявление  воли  народа  и  право  каждого  гражданина  участвовать в  этом  волеизъявлении».  Это  как  раз  то,  о  чём  мы  говорили  выше.  Современный  социализм  подразумевает  социальное  равенство  в  отношении  образования  и  медицины.  Такое  государство  называют  социальным.  А  суверенитет  народа  не  нужен  и  демократическим  режимам.

04.10.01.
В  ЗакС  слегка  опоздал:  они  разошлись  на  перерыв,  но  Владислава  встретил-таки,  получил  от  него  новую  информацию.  Вечером  был  в  «Доме  архитектора»,  «Запад –Запад».  Выступал  Семенцов.  Нельзя  не  согласиться  с  ним,  что  Санкт-Петербург  город  уникальный  и  имеет  право  претендовать  на  столицу  мирового  масштаба.  Тем  более,  что  именно  он  является  образцом  градостроительства,  ему  подражают  современные  города.  А  его  упадок  объясняется  отсутствием  МСУ. 
С  Полянчуковым  происходит досадная  задержка.  А  я  раскатывал  губы  ещё  в  сентябре  закрыть  кассу.  Сезон  закрыт  окончательно.
  Пришвин: «С.134: Когда-то  я  принадлежал  к  той  ин-теллигенции,  которая  летает  под  звёздами  с  завязанными  глазами.  Однажды  повязка  спала  с  моих  глаз».  Потом  он  добровольно  вновь  напялил  её  на  свои  глаза,  чтобы  не  видеть  окружа-ющей  реальности.  «Интеллигенция  ничего  не  видит  оттого,  что  много  думает  чужими  мысля-ми».
  [12.10.89. Уважаемый  товарищ  редактор!  Недавно,  совершенно  случайно,  в  руки  мне  попал  листок  Общества  инвалидов  "Контакт" № 4.  Меня  просто  удивила  мелочность  проблем,  в  нём  обсуждаемых.  Это  не  листок  людей,  готовых  отстаивать  свои  человеческие  права,  но  нищих  духом,  смирившихся  со  своим  рабски-обывательским  положением.  Вы  печатаете  слезливо-сенти-ментальные  заметки,  не  замечая,  что  Система  совершает  очередной  злодейский  акт,  направлен-ный  на  удушение  движения  инвалидов,  на  сохранение  его  в  коленопреклоненном  состоянии  с  протянутой  рукой.  Разъясняю:  Во  всех  районах  под  маской  "Акции  милосердия"  образуются  фонды  социальной  помощи,  и  все  предприятия  района  обязаны  вносить  в  этот  фонд  опреде-лённый  взнос.  Из  этого  вытекает:  1. Предприятия,  внёсшие  взнос,  оказываются  не  в  состоянии  помочь  инвалидам  своего  района.  2. Этот  фонд  социальной  помощи  оказывается  в  руках  тех,  кто  и  так  съедает  более  30%  средств,  направляемых  на  нужды  социального  обеспечения.] 

05.10.01.
Бомж  не  свободен,  а  волен
,  проявить  своеволие  ему  мешает  закон.  Кроме  того,  он  привязан  к  месту  своего  обитания.  Вот  им  действительно  терять  нечего.  «Пролетариату  терять  нечего» – это  призыв  к  своеволию.  И  он  был  услышан.  Люда  не  едет,  Полянчуков  тянет,  всё  рушится.
  Берд., С.614: «Они  (большевики)  наиболее  приспособлялись  к  интересам  масс,  к  инстинктам  масс,  к  русским  традициям  властвования».  Здесь  спорить  нечего,  но  следует  заметить,  в  который  уже  раз,  что  любая  власть  играет  на  низменных  инстинктах  масс,  потакая  таким  образом  постоянному  присутствию  зла,  с  одной  стороны,  и  скотского  послушания с  другой.  «Нет  уж,  нужно  выбирать – или  социализм  или  свобода  духа,  свобода  совести  человеческой.  Это  гени-ально  понимал  Достоевский.  Социализм  хочет  владеть  всем  человеком,  не  только  телом,  но  и  душой  его.  В  этом  выступает  он  с притязаниями,  подобными  притязаниям  Церкви».  Я  думаю,  что  здесь  никто  не  выбирает.  Выбор  производится  сознательно.  98.6%  готовы  идти  за  пово-дырём  в  светлое  будущее,  а  1.4%  настолько  поглощены  самопознанием,  что  никаких  властей  не  признают.  С.618: «Страшно  человеку  попасть  в  зависимость  исключительно  от  человеческой  воли,  от  человеческого  произвола».  Страшно  человеку,  и  об  этом  говорил  Спиноза,  но  не  страшно  барану,  по  терминологии  Ф. Раневской неандертальцу.  «Маркс – антигуманист,  в  нем  человеческое  самоутверждение  переходит  в  отрицание  человека».  Казалось  бы  вся  стать  полю-бить  Маркса  всей  душой,  ведь  Бердяев  сам  и  везде  подчёркивает  свой  антигуманизм  и  Достоевского  постоянно  порочит  этим  термином.  В  чём  же  дело?  В  противоречивости  философа  или  его  забывчивости?  Всё  различие  с  фашистами  в  том,  что  Гитлер  исповедовал  национализм,  а  Маркс  интернационализм.  Если  Маркс антигуманист,  то  и  Гитлера  трудно  назвать  гуманистом.  Вывод  кажется  очевидным,  но  Бердяев  его  не  делает.

06.10.01.  
Кончил  свитер  Саару.  День  тёк  в  обычном  ритме.  И  вдруг,  звонок  по  телефону.  Только  голос – и  душа  моя  затрепетала,  а  тело  отреагировало  соответствующим  образом.  Потом  приснился  чудесный  сон  в  духе  Фрейда.  Был  во  сне  и  такой  фрагмент:  подползает  ко  мне  мой  внук  Витя  и  вполне  взрослым  голосом  спрашивает,  а  почему  в  Думе  нет  фракции  просвещения?
   Каждый,  кто  любит,  отдаёт  любимому  и  тело  и  душу.  Правда,  бараны  любят  по  недоразумению.  Ещё  раз  замечаю,  что  Бердяев  ведёт  речь  о  тоталитарной  власти.  Под  это  понятие  подпадает,  как  боль-шевизм,  так  и  милый  его  сердцу  фашизм.  Как  легко  русские  философы  поддались  обаянию  фашизма!  Никит. I: 1843 г., С. «268: Важную  роль  в  русской  жизни  играют  государственное  воров-ство  и  так  называемые  злоупотребления:  это  наша  оппозиция  на  протест  против  неограничен-ного  своевластия.  Власть  думает,  что  для  неё  нет  невозможного,  что  её  воля  нигде  не  встре-чает  сопротивления;  между  тем  ни  одно  её  предписание  не  исполняется  так,  как  она  хочет.  Исполнители  притворяются  в  раболепной  готовности  всё  сделать,  что  от  них  потребуют,  а  на  самом  деле  ничего  не  делают  так,  как  от  них  требуют».  Ни  отнять,  ни  прибавить.  Хотя  при-бавить  можно.  С. 269: «Случаи  о  покушении  на  жизнь  государя.  Об  этом  говорят  шепотом.  Государь  вышел  из  своей  кареты  и  пересел  в  другую.  Когда  экипажи  поехали  по  мосту,  раздалось  семь  выстрелов,  и  семь  пуль  пролетело  в  ту  карету,  в  какой  обыкновенно  ездит  государь.  Но  его  там  на  этот  раз  не  было,  и  злое  дело  кончилось  ничем.  Оконтузили  только  какого-то  писаря.  Человеку  нужна  не  столько  истина,  сколько  убеждение.  Сколько  поколений  жило,  считая  за  истину  нелепые  суеверия  и  предрассудки.  Но  они  жили  хорошо,  когда  сле-довали  им  с  сердечною  верою  и  опирались  на  них  всеми  своими  нравственными  силами.  Да  и  не  в  том  ли  состоит  истина,  чтобы  верить  и  действовать  по  вере?  Истина  есть  то,  что  есть».

07.10.01.
Приходили  Саары.
  Я  познакомился  с  ними  и  подружился,  когда  работал  билетным  кассиром  на  станции  Детское  Село.  Сдал  свитер,  делают  вид,  что  довольны.  Послушали  музыку.  Который  день  не  выхожу  на  улицу,  думаю,  поэтому  нет  стула.  Не  помогает  и  ПК.  Просвещение,  это  не  только  знакомство  с  новым,   но  и  обращение  внимания  на  очевидное,  но  незамечаемое.  Амери-канцы  говорят:  в  России  лучше  всего  дети,  ибо  их  делают  не  руками.  Можно  обижаться,  лезть  в  бутылку,  но  наше  отставание  не  скрыть  за  горами  оружия.  Берд., С.618: «Социализм  есть  плоть  от  плоти  и  кровь  от  крови  капитализма.  Они  стоят  на  одной  и  той  же  почве,  один  и  тот  же  дух  или,  вернее,  одно  и  то  же  отрицание  духа  движет  ими».  Здесь  мы  опять  видим  нечёткость  терминологии.  Если  иметь  в  виду  идеологию  социализма большевизм,  то  с  капи-тализмом  они  прямо  противоположны.  А  плоть  от  плоти  капитализма социальное  государство,  идея  которого  наиболее  успешно  реализуется  в  Северной  Европе.  С.619: «В  нем  (капитализме)  уже  нарушено  было  должное  отношение  человека  к  человеку  и  человека  к  материальной  при-роде, в  нём  извратился  иерархический  строй общества,  и  родился   экономический  материализм».  Можно  подумать,  что  изначально  отношение  человека  к  человеку  было  идеальным,  но  со  временем  стало  портиться,  особенно  при  капитализме.  Я  так  не  думаю,  ибо  я  знаю  и  рабство  и  крепостное  право.  Промышленная  революция  действительно  оказала  сильное  давление  на  Природу,  но  как  можно  извратить  иерархический  строй,  я  не  понимаю:  начальник,  он  и  в  Африке  начальник.  И  административная  вертикаль  в  демократических  государствах  не  уступает  африканским.  У  демократов  только  судебная  власть  сильнее  и  объективнее.  Экономический  же  материализм это  просто  сцепление  двух  понятий  совершенно  не  связанных  друг  с  другом.  Я  думаю,  что  автор  стоит  на  пороге  создания  новых  философских  категорий.  

08.10.01.
*
Гулял.  Приезжали  Т
. Большакова  с  Г. Лавренюк.  Осень  прекрасна,  только  не  позволяет  всего  того,  что  можно  летом.  Каким  бы  диким  ни  был  капитализм,  его  нельзя  назвать  тоталитарным.  Если  мы  будем  рассматривать  социализм  как  социальную  демократию,  то  впервые  социальная  узда  была  наброшена  на  капитализм  в  Англии,  когда  призывник  пошёл  мелкий  и  худосочный.  Это  первый  случай  в  истории,  когда  парламент  проявил  конкретную  заботу  о  своём  народе.  Никит. I: 1843 г., С. 272: «Некто  (Николай I)  увидел  в  Варшаве  на  сцене  певицу  Ассандри,  которая  очень  красива,  и  захотел,  чтобы  она  была  в  Петербурге.  Её  жестоко  ошикали.  Публика  знала,  каким  образом  она  попала  в  Петербург,  и  в  шиканье  её,  может  быть,  сказывалось  и  другое,  тайное  намерение.  …когда  Алессандри  вторично  выступила  на  сцену  в  «Норме»,  ей  хлопали  такие  руки,  которые  могут  всю  Россию  отхлопать  по  щекам».  Перефразируя  поговорку  я  скажу:  то,  что  можно  быку  не  достойно  бога.  С. 274: «…Жуковский  автор  нашего  народного  гимна:  "Боже, царя  храни"».  1844 г., С. 280: «Вышел  или  выйдет  на  днях  указ  об  увеличении  пошлин  с  отъезжающих  за  границу.  Всякий  платит  сто  рублей  серебром  за  шесть  месяцев  пребывания  за  границею.  Лицам  моложе  двадцати  пяти  лет  совсем  воспрещено  ездить  туда.  Сверх  того,  отныне  местные  генерал-губернаторы  не  могут  более  выдавать  паспортов  на  выезд  за  границу.  Одним  словом,  приняты  все  меры  к  тому,  чтобы  сделать  Россию  Китаем.  Говорят,  поводом  к  этому  послужили  последние  прения  в  английском  парламенте,  где  сильно  досталось  нашему  правительству.  Везде  насилия  и  насилия,  стеснения  и  ограничения – нигде  простора  бедному  русскому  духу.  Когда  же  и  где  этому  конец?  Хотеть  управлять  народом  посредством  одной  бюрократии,  без  содействия  самого  народа,  значит  в  одно  и  то  же  время  угнетать  народ,  развращать  его  и  подавать  повод  бюрократам  к  бесчисленным  злоупотреблениям»

09.10.01.
Это  благо  жить  в  Пушкине,  осень  бесподобна!  Какие  краски!  Кажется,  уже  по  цвету  осени  могу  определять  породу  дерев.  Ничто  не  задевает  сознания,  только  Пайпс.  Но  он  отнесён  в  другой  портфель.  Работаю  над  Конституцией:  делаю  выписки.  Какая  пропасть  между  тем,  что  пишут,  и  тем,  что  есть!
  Пришвин: «1922, С.143: Тут  я  вспомнил  Блока, – вот  кто  единственный  отвечал  всем  без  лукавства  и  по  правде,  вот  был  истинный  рыцарь».  Потому  правдолюбы  и  выделяются  как  белые  вороны,  что  вокруг  все  лгут,  хоть  немного,  но  лгут.  «1923, С.145: Дон Кихот – это  я…»  Берд., С.619: «Социализм  предполагает  добрую  природу.  Духовного  содержания  нет  ни  в  социализме,  ни  в  демократии.  Социализм  в  роковой  своей  диалектике  лишь  рас-крывает  духовную  бессодержательность  современной  цивилизации».  Напоминаем,  что  природа  социализма  (социальной  демократии) в  христианстве.  И  социализм,  и  демократия атрибуты  власти,  поэтому  искать  в  них  духовность  не  вижу  смысла.  Мы  помним,  что  цивилизация  включает  в  себя  три  основных  аспекта:  государственность,  экономика  и  культура.  На  каждом  этапе  развития  человечества  цивилизация  имеет  то  или  иное  содержание,  как  духовное,  так  и  бездуховное.  Всё  зависит  от  людей,  творящих  цивилизацию.  Нас  может  не  удовлетворять  уро-вень  цивилизации,  но  это  уже  не  проблемы  цивилизации.  С.620: «Никаких  признаков  наро-ждения  новой  души  нет,  душа  остается  старой  душой  ветхого  Адама,  полной  корысти,  зависти,  злобы  и  мести».  Новая  душа  народилась  и  довольно  давно.  Конечно,  и  сейчас  многие  требуют  конкретных  доказательств,  когда  обезьяна  стала  человеком.  С  такими  оппонентами  разговаривать  трудно.  Но  ещё  раз  хочется  обратить  внимание  на  то,  как  низко  ценит  Бердяев  творческие  способности  Бога.  Да  и  сам  Господь  даёт  повод  так  думать.  Он  мог  бы  остановить  ложный  путь  развития  на  Каине  и  не  оправдывать  свою  глупость  свободой  выбора. 

10.10.01.
Присутственный  день.  Появилась  информация  о  Людмиле.  Профсоюз  культработников  изъявляет  желание  сотрудничать.  Затея  с  социальным  домом,  кажется,  проваливается.  Р. Штейнер,  "Истина  и  наука":  «...познание  является  самым  совершенным  членом  в  организме  вселенной».
  Пришвин: «1924, С.152: Узнавать  самого  себя  в  жизни  других  людей.  Бедность  я  не  люблю  за  то,  что  показывается  скелет  человека  и  его  подзаборное  я.  Во  всём  претензия  на  власть  и  шипучая  злость  в  бессилии  радоваться»
[Просто  необходимо,  смертельно  важно,  чтобы  подобные  фонды  создавались  при  районных  организациях  инвалидов.  Только  когда  сами  нуждающиеся  будут  конт-ролировать  распределение  социальной  помощи,  только  тогда  эта  помощь  будет  эффективна.  Со-вершенно  не  уверен,  что  Вы  опубликуете  моё  письмо,  судя  по  предыдущим  публикациям  Ва-шего  листка.  Однако,  надеюсь,  что  этот  вопрос  решаете  не  Вы  один.  06.12.89. Товарищи!  Если  вы  проанализируете  сущность  самодержавия,  то  легко  убедитесь  в  том,  что  самые  одиозные  черты  его  присущи  монопольному правлению  партийно-административно-бюрократического  комплекса.  И  наиболее  ярко  проявляется  это  в  вопросе  о  собственности  на  землю.  Ни  для  кого  не  секрет,  что  пропуском  в  этот  комплекс  служит  партбилет,  что  все,  не  только  ключевые,  но  даже  мало-мальски  заметные  посты  в  этом  комплексе  занимают  члены  КПСС.  Все  знают,  что  это  правление  отмечено  своекорыстием  и  жестокостью.  Но  вот  народ  пробуждается  от  долгой  летаргической  спячки,  погружённый  в  неё  психотерапевтом,  до  которого  Кашпировскому  очень  далеко.  Народ  хочет  сбросить  иго  монопольного  правления.  Для  этой  же  цели  объединяются  и  прогрессивные  силы  Ленинграда.  И  вот  тут  (как  чёрт  из  табакерки)  появ-ляется  претендент  на  лидерство  в  перестройке  нашего  региона.  Я  имею  в  виду  Гидаспова.  Поставленный  на  свой  очень  высокий  пост  аппаратом,  он  вдруг  начал  выступать  против  этого  аппарата.] 

11.10.01.
Исполнилось  десять  лет  нашей  Маргаритке,  а  даже  поздравить  нельзя.  Удивительны  зигзаги  человеческой  мысли.  Пирамида,  наверное  самое  популярное  финансовое  сооружение  в  наше  время.  Она  (пирамида)  находит  применение  и  в  наркомании,  и  в  религии
,  то  есть,  она  строится  по  принципу  иерархии.  Мавроди
пахан,  потому  его  не  трогают.  Преступная  дея-тельность:  опять  выход  незначительный.  В  чём  дело – не  знаю.  Берд., С.622: «Личность  и  общество  не  могут  быть  оторваны  и  изолированы  друг  от  друга».  Поскольку  личность  живёт  среди  людей,  постольку  она  оказывается  связана  с  обществом.  Но  личность  обречена  на  ду-ховную  изоляцию  в  обществе.  "Исполнен  мыслями  златыми, / Непонимаемый  никем, / Перед распутьями  земными / Проходишь  ты,  уныл  и  нем. / С  толпой  не  делишь  ты  ни  гнева, / Ни  нужд, ни  хохота,  ни  рева, / Ни  удивленья,  ни  труда"  (2 – 25).  Как  видим,  это  понимал  и  А. С. Пушкин.  Но  вполне  вероятно,  что  и  Пушкин  не  для  всех авторитет.  Но  удивительнее  всего  то,  что  сам  Бердяев  утверждал  это  в  своей  превосходной  работе  "Самопознание".  Но  что-то  случилось,  и  взгляды  переменились.  А  так  не  хочется  видеть  Бердяева  в  одной  компании  с  Ильиным.   «От  теократии  до  социализма».  Почему  мы  ставим  в  один  ряд  теократию  и  большевизм?  да  потому,  что  и  та,  и  другая  идеология  претендует  на  владение  умами.  И  та,  и  другая  для  достижения  цели  использует  террор.  Неправомерно,  ниспровергая  одну,  пользоваться  оружием  другой.  Злом  зла  не  искоренить.  «Но  социализм  рушится  вслед  за  капитализмом  не  только  в  силу  своей  хозяйственной  негодности,  но  также  в  силу  своей  духовной  порочности».  Жизнь  показала,  что  капитализм  в  узде  социальной  демократии  достаточно  жизнеспособен.  Что  касается  большевизма,  то  действительно,  его  экономическая  организация  оказалась  не  на  высоте,  но  успехи  социальной  демократии  очевидны,  и  сегодня  наша  власть  пытается  их  возродить.

12.10.01.
День  рождения  Славки.  Отметили  и  его  и  Маргушку.  Жорес  Алфёров  смелый  человек,  не  боится  сказать  то,  о  чём  другие  могли  бы  пожалеть.  Хот
я  об  этом  и  говорят  все,  но  не  в  камеру  телевидения.  Как  правило,  таких  смелых  государство  убивает.  Философия  должна  быть  органом  творческой  активности  человека,  говорил  Н. Фёдоров  (Философия  общего  дела).
  Никит. I: 1844 г.
, С. 281: «Это  мечта  думать,  что,  приближаясь  к  источнику  власти,  можно  открыть  себе  путь  к  полезной  деятельности:  сама  власть  эта  до  того  опутана  сетями  противоположных  влияний,  что  решительно  не  в  состоянии  ничего  делать.  Она  может  гневаться,  грозить, – а  дела  всё-таки  пойдут  своим  порядком.  А  порядок  этот  странный,  удивительный,  но  прочно  уко-ренившийся  у  нас.  Он  состоит  из  злоупотреблений,  беспорядков,  всяческих  нарушений  закона,  наконец  сплотившихся  в  систему,  которая  достигла  такой  прочности  и  своего  рода  пра-вильности,  что  может  держаться  так,  как  в  других  местах  держатся  порядок,  закон  и  правда».  Надо  отдать  должное  Никитенко  хотя  бы  за  то,  что  он  видит  и  отмечает  в  своём  дневнике.  Здесь  польза  дневника  очевидна.  С. 282: «Нет  такого  зла,  которого  люди  не  могли  бы  снести:  всё  дело  только  в  том,  чтобы  привыкнуть  к  нему.  Я  отдал  перстень  в  Кабинет  и  получил  взамен,  за  обыкновенными  вычетами,  800 рублей.  Между  прочим,  ездил  в  гавань  осматривать  пароход  «Камчатку».  Он  выстроен  в  Америке,  стоит  три  миллиона  с  половиною,  но  зато  и  представляет  чудо  искусства.  Недавно  в  цензуре  случилось  громкое  происшествие.  Кто-то,  под  вымышленным  именем,  написал  книгу  под  заглавием:  "Проделки  на  Кавказе".  В  ней  довольно  резко  описаны  беспорядки  в  управлении  на  Кавказе  и  разные  административные  мерзости».  Псевдоним  для  того  и  выдуман,  чтобы  можно  было  сказать  правду  не  опасаясь  за  свою  жизнь.  Псевдоним  не  требует  награды,  ему  важно  сказать.  

13.10.01.  
*
Был  на  работе:  готовили  материалы  с  Людой  к  балансу.  Эрик  Берн,  несомненно,  большую  долю  исследований  (наблюдений)  проводил  на  себе.  То  же  можно  сказать  и  о  Достоевском.  Мы  видим  самые  низменные  движения  души,  но  представлено  это  мастерски.  И  совсем  другое – Кончаловский.
  Берд., С.628: «Русский  народ,  как  народ  апокалиптический».  У  меня  апокалипсис  ассоциируется  со  старческим  маразмом.  Действительно,  автор  Откровения  писал  его  в  возрасте  95 лет,  когда  естественно  старческое  слабоумие.   Читатель  может  убедиться  сам:  в  этом  творе-нии  нет  никакого  связанного  смысла,  конечно,  если читатель  непредвзятый.  Поэтому,  термин  апокалиптический  в  применении  к  любому  народу  я  рассматриваю  как  оскорбительный.  Но  вполне  вероятно,  что  Бердяев  связывает  с  этим  термином нечто  возвышенное  и  хотел  похвалить  русский  народ.  Я  не  хочу  думать,  что  у  Бердяева  проявился  старческий  маразм,  но  отравление  его  ума  ядом  поповщины  очевидно.  Хотя,  временами,  щеголять  православием  становится  модным,  и  примером  в  этом  сегодня  служат  нам  самые  верхние  эшелоны  власти.  С.631: «Может  ли  человек  спасаться  и  в  то  же  время  творить,  может  ли  творить  и  в  то  же  время  спасаться?  Церковь  занята  спасением,  творчеством  же  занят  светский  мир».  Творчество  невозможно  без  Разума,  а  где  присутствует  Разум,  там  Богу  нет  места.  Творчество  заключается  не  только  в  создании  произведений  искусства.  Главный  мотив  творчества:  познай  самого  себя.  Если  присутствуют  при  этом  талант  самовыражения.  то  получаем  гениальное  произведение  искусства.  Например,  А. С. Пушкин,  Ф. М. Достоевский. «Спасение  есть  дело  первого  сорта,  единое  на  потребу,  творчество  же  есть  дело  второго  и  третьего  сорта,  приложение  к  жизни,  а  не  самое  существо  ее».  Это  точка  зрения  заурядного  клерикала,  потому  что  почитаемые  отцы  Церкви  и  в  первую  очередь  ап. Павел  были  творческими  личностями. 

14.10.01.
Отметили  71 г.  М
. Г.  у  неё  дома.  Люди  не  хотят  быть  хорошими,  даже  не  хотят  таковыми  казаться.  У  многих  (таких)  Чубайс  является  образцом  для  подражания.  Погода  пасмурная,  дав
-ление  низкое.  Записал  «Эгмонт»,  Бетховена.  Впервые  видел  в  деле  Караяна.  Дирижёр – душа  оркестра:  Мравинский,  Темирканов,  Караян.  Пришвин: С.154: «Красит  человека  только  любовь,  всё  остальное  уродует  человека,  приводит  его  к  гибели,  т. е.  к  власти  над  другим  человеком,  понимаемой  как  насилие».  Зла  не  замечает  и  не  понимает  злой  человек.  «С.155: Мы  знаем,  например,  в  творчестве  природы  чудесные  дни,  но  их  мало:  серых  дней  больше.  А  кино  выки-нет  серые  дни,  и  весна  станет  прекрасной».  Также  и  в  былинах  и  сказаниях.  Искусство.  «С.156: Всё  хорошее  русского  человека  сберегается  в  глухих  местах,  в  стороне  от  цивилизации,  но  это  при  малейшем  соприкосновении  с  цивилизацией  прокисает.  1925, С.163:  Понимаю  ошибку  Руссо,  Толстого  и  всех,  кто  зовёт  людей  к  "простоте":  они  думают,  что  жизнь  проще,  значит,  и  легче,  между  тем  как  проще  жить  гораздо  труднее.  И  самое  трудное,  что  стремление  к  простоте  жи-зни  является  у  сложнейших  душ,  а  всё  простое  стремится  к  сложности».  Я  стремлюсь  к  про-стоте  жизни,  но  понимаю,  что  с  моим  здоровьем  я  этой  простоты  не  выдержу.  Никит. I: 1844 г., С. 283: «Военный  министр  прочел  книгу  и  ужаснулся.  Он  указал  на  неё  Дубельту  и  сказал: – Книга  эта  тем  вреднее,  что  в  ней  что  строчка,  то  правда. – Наша  юстиция,  как  известно,  зависит  от  расположения  духа,  от  пищеварения  и  прочих  оснований  волчьего  нрава».  Так  и  сегодня  никто  не  сомневается,  что  все  воруют,  важно,  чтобы  об  этом  молчали.  С. 284: «То  идея,  а  то  сила.  Идеи  даются  нам  веками  и  положением  нашим  в  обществе,  а  сила  от  бога.  Она  принадлежит  избранным.  Беда  в  том,  что  многие  считают  идею  за  силу  и  воображают,  что  они  могут  действовать,  когда  они  только  могут  думать».  И  то  благо,  что  думать  можно.

15.10.01.

Тонечка  ездила  ко  внукам  на  пироги,  а  я  принимал  Люду.  Закончил  перенос  дневника  в  ПК
,  но  для  гарантии  снимаю  копию  на  бумажный  носитель,  хотя  это  моё  поведение  ничем  не  обосновано.  На  бумажном  носителе,  даже  если  мелким  шрифтом  и  с  обеих  сторон – это  гора  бумаги.  Вполне   вероятно,  и  даже  скорее  всего,  подобные  идеи  приходят  не  только  в  мою  голову.
  Берд., С.631: «Грех  побеждается  с  великим  трудом  и  побеждается  он  лишь  силой  благодати».  Если  человек  заглянул  в  свою  душу  и  понял,  что  её  заполняют  инстинкты,  то  преодолеть  в  себе  животное  он  всегда  сможет  и  без  посторонней  помощи.  Чем  и  ценен  Достоевский,  что  он  заставляет  человека  заглянуть  в  свою  душу.  Фрейд  доходчиво  и  красиво  определил  будущее  человека:  преодоление  инстинктов.  А  что есть  сила  благодати  я  не  понимаю,  не  дано.  Может  быть  сила  благодати  и  есть  способность  к  самопознанию!  «Когда  свирепствует  чума  и  ежесекундно  грозит  смерть,  человеку  не  до  творчества,  он  исключительно  занят  мерами  спасения  от  чумы.  Иногда  и  христианство  понимается,  как  спасение  от  свирепствующей  чумы».  Прекрасная  аллегория,  только  слова  расставлены  неправильно.  Религия это  чума,  а  творчество – это  пир  во  время  чумы.  С.642: «Богу  нужны  сыны,  свободные  и  творящие,  любящие  и  дерзновенные.  Человек  страшно  исказил  образ  Бога  и  приписал  Ему  свою  собственную  извращенную  и  греховную  психологию».  Бердяев  боится  признать  то,  что  уже  признано  всем  просвещённым  миром:  человек  создал  бога  по  образу  и  подобию  своему.  Утверждать,  что  бог  создал  Каина,  Немврода  и  множество  других  насильников  и  убийц,  значит,  почитать  его  ниже  праха  земного.  Но  правда  и  то,  что  нарисовав  себе  портреты  Каина,  Немврода  и  множество  других,  им  подобных,  человек  ужаснулся.  Прошу  заметить,  ужаснулся  человек,  а  не  Бог,  он  даже  не  поморщился  от  мерзости  своего  творения.

16.10.01.

Помянули  тёщу,  Устинью  Осиповну.  Гулял,  помылся.  Пропали  последние  перчатки.
  Наверное,  оставил  у  этих  двух  тёток,  что  пытались  затащить  меня  в  свою  пирамиду.  Звонил  в  Москву  Украинскому,  помощнику  депутата  (фамилию  забыл),  который  создаёт  "Народную  партию".  Всё  пустое.
  [Причём,  речь  его  стала  настолько  правой,  что  этому  факту  могут  позавидовать  члены  ДС  (Демократический  Союз).  И  это  может  ввести  вас  в  заблуждение.  У  вас  может  сложиться  впечатление,  что  не  Ходырев  превратил  Ленинград  в  многомиллионное  захолустье.  И  чтобы  раскрыть  вам  глаза,  я  расскажу  о  личном  опыте.  Утомлённые  саботажем  и  равнодушием  к  нашим  проблемам  со  стороны  Ленгорисполкома,  мы,  инвалиды  городского  общества  26 июля  обратились  за  помощью  к  депутату  Гидаспову.  Полтора  месяца  мы  ждали  его  ответа  (его  нет  и  сейчас)  напрасно.  Тогда  мы  решили  встретиться  с  ним  в  Смольном.  Перед  группой  инвалидов  ворота  Смольного  закрыли.  Ни  один  охранник  не  помог  нам  на  огромной  парадной  лестнице  без  перил.  Естественно,  Гидаспов  нас  не  принял.  А  как  отнёсся  к  инвалидам  Ходырев,  вам  известно  по  телевидению  и  газетам.  Вот  они,  истинные  поборники  демократии  и  гуманизма.  Так  почему  же  всё-таки  Гидаспов  хочет  стать  лидером  ленинградских  перестроечных  сил?  Ответ  прост.  Задача  Гидаспова  в  том,  чтобы  став  во  главе  движения,  как  говорят  табунщики,  закрутить  табун  взбесившихся  лошадей  и  пустить  его  в  который  уже  раз  по  давно  проторенному,  истоптанному,  избитому  пути  и  говорить  при  этом,  смотрите,  как  быстро  мы  движемся  вперёд.  И  я  призываю  вас,  товарищи,  будьте  бдительны,  смотрите,  кто  стоит  за  спиной  очередного  вождя,  судите  не  по  словам,  а  по  делам  его.  Вот  свежий  пример,  принятая  митингом  коммунистов  Ленинграда  резолюция  не  включила  в  себя  наиболее  радикальные  выступления,  которые,  хоть  и  в  малом  числе,  но  всё  же  звучали.]

17.10.01.

Встретил  Виктора  Богатырёва.
  Мы  работали  в  одном  цехе.  Он  подвизался  в  самодеятельности  и  меня  туда  сватал.  Он,  как  кажется,  не  бедствует.  Приятно.  Пировали  так,  как  будто  уже  всё  отремонтировано  и  стабильно.  Пришвин:
«С.164: …как  это  отлично  придумано  устроить  нам  жизнь  конечную  сроком,  за  которую  ни  одному,  даже  самому  гениальному,  мудрому  и  дол-говечному,  невозможно  исчерпать  разнообразие  мира,  отчего  каждая  коротенькая  жизнь  может  быть  бесконечна  в  своём  разнообразии».  И  поэтому  драгоценна.  «Я  живу  один  во  дворце,  устроенном  когда-то  для  приёма  царей.  Весной,  в  марте,  когда  я  тут  поселился,  из  подвала  вылетел  в  окошко  русак.  В  большом  зале  подвесились  летучие  мыши.  В  ста  шагах  токовал  тетерев,  и  куропаток  всяких  множество.  Налево  за  можжевельником  лисьи  норы,  на  склоне  оврага  Гремячей  горы,  на  которой  стоит  дом – норы  барсучьи.  С  крыльца  вид  на  всё  озеро,  окружённое  с  левой  стороны  дремучими  неисходимыми  болотами  и  боровыми  лесами.  Гуси,  лебеди  летят  через  усадьбу.  Скажите,  охотники,  кто  из  вас  не  позавидует  мне,  и  кто  не  поймёт,  из-за  чего  я  довольствуюсь  скромными  своими  доходами». Кум  Аркадий  точно  по-завидовал  бы.  Но  и  он  отказался  от  гарантированного  оклада  и  доброжелательного  коллектива  ради  жизни  в  своём  Огрызково,  но  рядом  с  лесом.   Берд., С.642: «Апостол  Павел  по  духовному  своему  типу  был  в  большей  степени  религиозным  гением  творцом,  чем  святым».  Эта  личность  сделала  для  понимания  сущности  христианства  больше,  чем  Иисус  Христос,  это – личность,  творческая  личность.  Его  боялись  доже  братья  Христа  и  прочие  отцы-основатели.  Боялись,  что  затмит  их  своими  делами,  видели  в  нём  сильного  конкурента  и  по  законам  конкуренции  хотели  устранить  его.  Павел  принуждён  был  бежать  от  них,  спасая  свою  жизнь.  И  что  удивительно,  бог  смотрел  на  это  сквозь  пальцы.  Находясь  в разуме,  поклоняться  такому  Богу  невозможно.

18.10.01.
Заленился  и  не  пошёл  в  ЗакС.  Погода  угнетает,  но  гулял.
  Никит. I: 1844 г.
, С. 285: «Крылову  нынешним  летом  вздумалось  купить  себе  дом  где-то  у  Тучкова  моста,  на  Петербургской  стороне.  Но,  осмотрев  его  хорошенько,  он  увидел,  что  дом  плох  и  потребует  больших  переделок,  а,  следовательно,  и  непосильных  затрат.  Крылов  оставил  своё  намерение.  Несколько  дней  спустя,  к  нему  является  богатый  купец  (имени  не  знаю)  и  говорит: – Я  слышал,  батюшка  Иван  Андреич,  что  вы  хотите  купить  такой-то  дом? – "Нет, – отвечал  Крылов, – я  уже  раздумал". – Отчего  же? – "Где  мне  возиться  с  ним?  Требуется  много  поправок,  да  и  денег  не  хватает". – А  дом-то  чрезвычайно  выгоден.  Позвольте  мне,  батюшка,  устроить  вам  это  дело.  В  издержках  сочтёмся.– "Да  с  какой  же  радости  вы  станете  это  делать  для  меня?  Я  вас  совсем  не  знаю". – Что  вы  меня  не  знаете – это  не  диво.  А  удивительно  было  бы,  если  б  кто  из  русских  не  знал  Крылова.  Позвольте  ж  одному  из  них  оказать  вам  небольшую  услугу. –  Крылов  должен  был  согласиться  и  вот  дом  отстраивается.  Купец  усердно  всем  распоряжается,  доставляет  превосходный  материал:  работы  под  его  надзором  идут  успешно,  а  цены  за  всё  он  показывает  половинные, – одним  словом,  Иван  Андреевич  будет  иметь  дом  отлично  отстроенный  без  малейших  хлопот,  за  ничтожную  в  сравнении  с  выгодами  сумму.  Такая  черта  уважения  к  таланту  в  простом  русском  человеке  меня  приятно  поразила.  Вот  что  значит  народный  писатель! Впрочем,  это  не  единственный  случай  с  Крыловым.  Однажды  к  нему  явились  два  купца  из  Казани. – Мы,  батюшка  Иван  Андреич,  торгуем  чаем.  Мы  наравне  со  всеми  казанцами  вас  любим  и  уважаем.  Позвольте  же  нам  ежегодно  снабжать  вас  лучшим  чаем. – И  действительно,  Крылов  каждый  год  получает  от  них  превосходного  чая  такое  количество,  что  его  вполне  достаточно  для  наполнения  пространного  брюха  гениального  баснописца».  

19.10.01.
Информационное  собрание  инвалидных  организаций.  Есть  интересные  сообщения,  требующие  вни
мательного  отношения.  День проходил  по  схеме.  Вот  только  в  этой  схеме  мало  места  для  чтения.  Мы  гордимся  своей  отсталостью  и  не  зря.  Вот  и  теперь  она  спасла  нас  от  террористов:  по  почте  хрен  нам  пришлёшь  заразу.  Мы  видели,  что  составляющие  цивилизации – государ-ственность,  экономика,  культура – соответствуют  организации  человека:  конституция,  физиология,  интеллект.  Но  мы  знаем,  что  человек  рождается  и  умирает,  следовательно,  и  цивилизация  рож-дается  и  умирает,  проходя  все  возрастные  стадии,  которые  мы  называем  типами  цивилизации,  её  ступенями.  Тот  тип,  который  мы  переживаем  сегодня,  соответствует  возрасту  человека  не  старше  десяти  лет.  Но  мы  также  знаем,  что  человечество  теоретически  бессмертно,  следователь-но,  и  цивилизация  будет  существовать,  пока  существует  человечество.  Ступени  роста  человечест-ва  естественно  сравнивать  с  таковыми  у  отдельно  взятого  человека,  поскольку  мы  находим  массу  примеров  подтверждающих  "единство  законов  Природы  и  Общества".  Конечно,  всё  это  справедливо,  если  признать,  что  человек  прогрессирует  в  своём  развитии,  а  не  сразу  сотворён  гениальным,  а  теперь  деградирует.
  Берд., С.654: «Боязнь  муки – есть  путь  раба,  а  желание  на-грады  в  царствии  есть  путь  наемника.  А  Бог  хочет,  чтобы  мы  шли  к  Нему  путем  сыновним».  Бердяев  цитирует  неизвестного  философа.  Не  много  слов  нужно  человеку,  чтобы  показать  свою  мудрость,  но  нужно  исписать  горы  бумаги  и  пролить  море  чернил,  чтобы  проявить  своё  неве-жество.  Сыновний  путь это  жизнь,  которую  человек  должен  прожить,  не  помышляя  о  награде.  Награда  его  в  душе  его:  раскаяние,  если  жизнь  пошла  прахом;  мудрость,  если  жил  по-совести.  Счастлив  человек,  если  он  руководствуется  мудростью,  и  несчастен,  если  им  руководят  инстинк-ты.  Правда,  во  втором  случае  человек  не  видит  своих  заблуждений  и  считает  себя  счастливым. 

20.10.01.  
Пью  Пайпса  по  капле.  Как  можно  отвергать  достижения  человеческой  мысли!  Я  имею  в  виду  всё  тех  же  ваххабитов,  свидетелей  и  тех,  о  которых  писал  ещё  Пушкин.  И  сам  отвечаю  себе:  только  в  корыстных  целях.  Ибо  заблуждаются  и  умные,  но  тем  легче  обманывать  невежд.  Буль
-вары  голые;  по  дорожкам  летают  стайки  сухих  листьев;  но  кое-где  с  подветренной  стороны  ещё  стоят  совершенно  зелёные  кусты,  в  частности,  сирени.
  Теперь  немножко  самого  Шпенглера.  Думаю  ограничиться  введением  в  книгу  "Закат  Европы".  Шп.: «В  этой  книге  впервые  делается  попытка  предопределить  историю.  Существует  ли  логика  истории?  Имеют  ли  основополагающие  для  всего  органического  понятия  "рождение" "смерть" "юность",  "старость""продолжительность  жизни"  и  в  этом  круге  некий  строгий  и  никем  еще  не  вскрытый  смысл?  Лессинг,  неоднократно  называвший  свое  время  наследием  античности,  заимствовал  эту  идею  для  своего  "Воспитания  человеческого  рода"  (со  ступенями  детства,  юности  и  возмужалости)  из  учения  мистиков  XIV столетия».  Поскольку  термин  не  определён  предельно  точно,  его  следует  понимать  либо бук-вально,  либо  в  меру  образованности  читателя.  По-моему,  предопределить  значит  предсказать. Но  мы  с  вами,  читатель,  уже  определились,  что  история  не  имеет  будущего  времени,  потому  она  и  называется  историей.  «Если  мы  намерены  в  дальнейшем  заниматься  вопросом  о  смысле  всякой  истории,  то  сначала  предстоит  решить  другой  вопрос.  Для  кого  возможна  история?  Твердо  уста-новлено,  что  земля  и  солнце,  природа,  пространство,  вселенная – все  это  личные  переживания,  причем  их  существование  в  определенном  виде  зависит  от  человеческого  сознания.  Но  то  же  самое  справедливо  и  по  отношению  к  исторической  картине  мира.  Конечно,  не  только  для  первобытного  человека,  но  и  для  человека  некоторых  высоких  культур,  не  существовало  никакой  всемирной  истории,  никакого  мира  как  истории».  История  была,  её  не  умели  читать.

21.10.01.
Умерла  Лидия  Ивановна  Ускребкова,  прекрасно  разбиралась  в  музыке.  Говорят,  работала  журналистом. 
Но  по  её  рассказам,  страшно  бедствовала.
  В  санаторке  мы  вместе  слушали  музыку.  Записывал  А. Рубинштейна.  Мы  с  Л. И.  по  технике  исполнения  поставили  его  ниже  Клиберна.  Он говорит  о  своих  музыкальных  переживаниях,  как  и  Пуанкаре  о  своих  мате-матических.  И  тут  Фрейд  на  высоте.  А  какое  чувство  сближает  нас  сильнее  с  животными,  чем  это?  Музыкант – интерпретатор.  Заиграешь,  когда  мелодия  запоёт  в  душе.  Тоже  вспоминал  поговорку:  век  живи…  Художник  индивидуален.  Школа – это  уже  подражание.  Гениальность – это  творческое  проявление  личности,  демонстрация  творческих  возможностей  её.  И  согласимся  с  Вейнингером  в  том,  что  потенциально  гениальность  присуща  каждому  человеку,  но  далеко  не  каждый  человек  может  совладать  со  своими  инстинктами.  История  существует  независимо  от  человека,  но  рассматривает,  изучает  её  человек.  Человек  же  и  предлагает  рассматривать  историю  Вселенной,  историю  Млечного  Пути,  историю  Солнечной  системы,  историю  Земли,  историю  Человечества,  историю  цивилизаций,  историю  государств,  историю  Человека.  Как  и  все  достойные  философы,  Шпенглер  недоговаривает  до  конца,  оставляя  место  недоумениям  и  загадкам.  Я  предполагаю,  что  его  интересует  история  цивилизаций.  [Резолюция  оказалась  левее  и  речей  самого  Гидаспова.  И  чтобы  не  получилось  такого  и  у  нас,  я  предлагаю по  каждому  пункту  резолюции  голосовать  сразу,  как  только  он  вносится.  И  я  вношу  следующее:  долой  статью  6 Конституции  СССР,  как  это  сделали  со  своими  конституциями  в  Болгарии,  Венгрии,  ГДР,  Польше,  Чехословакии.  Чтобы  доказать  свою  дееспособность,  совсем  не  обязательно  держаться  за  руль,  можно  управлять  парусами,  готовить  пищу,  а  можно  и  драить  палубу.  Прошу  ведущего  проголосовать  моё  предложение.]

22.10.01.
Помылся,  не  гулял.  Приходила  М. А.,  потом  Алексей.  Забавно  на  него  глядеть:  всё  знает.  Помнится,  сам  был  таким.
  Всё  знают  только  дураки.  Шп.: «Все  эти  всеобщие  истории  не  что  иное,  как  внешнее  и  механическое  соединение  нескольких  отдельных  явлений,  отдельных  искусств,  не  имеющих  между  собой  ничего  общего,  кроме  имени  и  некоторых  ремесленных  технических  приемов.  Мы  знаем,  что  жизненные  явления  животного  и  растения  позволяют  делать  аналогичные  заключения  по  отношению  к  родственным  видам,  что  во  всем  живущем  царит  таинственный  порядок,  не  имеющий  ничего  общего  с  законом,  причинностью  и  числом,  и  извлекаем  из  этого  морфологи
ческие  выводы.  Никто  не  ожидает  от  гусеницы,  с  каждым  днем  растущей  на  его  глазах, что  этот  рост  может  продолжиться  еще  несколько  лет.  Но  по  отношению  к  высшему  человечеству  в  смысле  будущего  царит  безграничный  тривиальный  оптимизм».  Шпенглер  элементарно  передёргивает:  сравнивает  отдельно  взятую  гусеницу  и  род  человеческий,  он  просто  забыл  о  возможности  размножения  и  у  гусениц.  И  отдельно  взятый  человек  живёт  не  долго.  То  есть детский  лепет.  «Здесь  находят  место  для  безграничных  возможностей – но  никогда  для  естественного  конца – и  из  условий  каждого  отдельного  момента  выводят  в  высшей  степени  наивно  построенное  продолжение.  Но  у  "человечества"  нет  никакой  цели,  никакой  идеи,  никакого  плана,  так  же  как  нет  цели  у  вида  бабочек  или  орхидей.  "Человечество" – пустое  слово».  Нигилизм  почище  русского  народничества.  Жизнь  гусениц  и  бабочек  мы  изучаем  уже  тысячи  лет  и  долгое  время  думали,  что  мыши  заводятся  от  грязи.  В  изучении  окружающей  нас  Природы  мы  уже  достаточно  преуспели,  а  жизнь  человечества  наблюдаем  впервые,  и  можно  надеяться,  что  оно  докажет  свою  жизнеспособность.  Но,  главное,  будущее  человечества  к  Истории  не  имеет  никакого  отношения.

23.10.01.
Ничего  необычного.  А  глаза  у  Аксёненко,  как  у  вора,  пойманного  на  месте  преступления.  У  нас 
чиновник  считается  честным  на  столько,  на  сколько  чисто  он  умеет  воровать.  Приехал  Починок  говорить  о  социальной  защите,  а  тех,  кого  он  хочет  защищать  не  пустили  на  встречу  с  ним.  Думаю,  по  его  просьбе.   Жизнь  не  даёт  ни  одного  отрадного  примера.  Никит. I: 1845 г., С. 289: «В  последнем  заседании  цензурного  комитета  Плетнёв,  заступивший  на  время  место  председателя,  уже  поднял  вопрос  об  усилении  строгости  и  бдительности  цензуры,  так  как  она  лишилась  своего  покровителя  и  защитника».  После  смерти  Пушкина  не  прошло  и  десяти  лет,  а  Плетнёв  стал  другим.  С. 290: «У  нас  всякий  отдельный  начальник  избегает  гласности  и  старается  окружить  непроницаемым  мраком  все  свои  действия.  Так,  конечно,  лучше:  во  мраке  всё  позволительно.  Чудная  это  вещь  русская  администрация!»  Да,  это  так,  она  непроницаема,  а  потому  непознаваема.  С. 294: «Я  начинаю  думать,  что  12 год  не  существовал  действительно,  что  это – мечта  или  вымысел.  Он  не  оставил  никаких  следов  в  нашем  народном  духе,  не  заронил  в  нас  ни  капли  гордости,  самосознания,  уважения  к  самим  себе,  не  дал  нам  никаких  общественных  благ,  плодов  мира  и  тишины.  Страшный  гнёт,  безмолвное  раболепство – вот  что  Россия  пожала  на  этой  кровавой  ниве,  на  которой  другие  народы  обрели  богатства  прав  и  самосознания.  Нас  бичуют,  как  во  времена  Бирона;  нас  трактуют,  как  бессмысленных  скотов.  Право,  мы,  кажется,  только  путём  разврата  можем  выйти  из  этого  оцепенения,  из  этого  хаоса  нашей  гражданственности…  Продажность,  отсутствие  чести,  отсутствие  веры – разве  это  не  разврат?  А  раболепство?»  Это  крик  души  ещё  не  отравленной  административным  ядом.  И  вместе  с  тем  никаких  предложений,  хотя  бы  для  себя,  хотя  бы  в  дневнике.  Наполеон  обещал  отмену  крепостного  права  на  Руси,  но  народ  не  захотел  принять  свободу  из  рук  врага.

24.10.01.
Мороз  и  солнце  действительно  чудесное  сочетание,  от  него  исходит  здоровье  и  бодрость.  «Сытому  да  пьяному  никакой  мороз  не  страшен», – говаривала  моя  тёща.  Звонили  Сафоновы,  приглашали  на  рандеву  к  Галке  Петровой.  «Какое  низкое  коварство / Полуживого  забавлять…»
  (
1 – 1)  Это  глупая  шутка,  неуместная.  Галку  мы  любим.  Пришвин: «С.165: Да,  если  дома  тепло  и  можно  быть  сытым  и  есть  хорошая  лампа,  то  зима  куда  интереснее  лета».  Сразу  вспоминаю,  как  мы  с  Румянцевым  Вадимом  навещали  в  Верево  Сашу  Виноградова.  Шп.: «Я  вижу  феномен  множества  мощных  культур,  с  первобытной  силой  вырастающих  из  недр породившей  их  страны,  к  которой  они  строго  привязаны  на  всем  протяжении  своего  существования,  и  каждая  из  них  налагает  на  свой  материал – человечество – свою  собственную  форму  и  у  каждой  своя  соб-ственная  идея,  собственные  страсти,  собственная  жизнь,  желания  и  чувствования  и,  наконец,  собственная  смерть.  Есть  расцветающие  и  стареющие  культуры,  народы,  языки,  истины,  боги,  страны,  как  есть  молодые  и  старые  дубы  и  пинии,  цветы,  ветки  и  листья,  но  нет  стареющего  человечества».  Культура  не  умирает,  если  жив  народ,  носитель  этой  культуры.  Грани  циви-лизации,  одной  из  которых  является  культура, – это  части  одного  целого:  изменились  эконо-мические  отношения,  изменилась  государственность,  меняется  и  культура.  «В  настоящее  время  мы  мыслим  землю  не  в  целом,  а  разделенною  на  части  света.  Только  философам  и  историкам  это  остается  еще  неизвестным».  Тут  просто  необходимо  ещё  раз  подчеркнуть, что  философия  и,  следовательно,  все  иные  науки  и  дисциплины  являются  частью  культуры  рассматриваемой  цивилизации.  Есть  и  у  нас  востоковеды,  китаеведы,  но  уверен,  что  они  плохо  себе  пред-ставляют  историю  Тевтонского  ордена,  хотя  деятельность  этого  ордена  развивалась  у  них  под  боком.  По-видимому,  Всемирная  история  будет  развиваться  обруку  с  глобализацией.

25.10.01. 
Больше  в  среду  без  особой  необходимости  в  ЗакС  не  пойду.  Или  я  занимаюсь  не  тем  делом,  или  мне  не  найти  общего  языка  с  государством.  «Только  интуиция,  родственная  инстинкту,  может  познать  творческое  развитие  в  мире.  Интеллект  не  в  силах  постигнуть  жизни», – такую,  простите  за  выражение,  чепуху  мог  городить  только  Бергсон.  Во-первых,  инстинкты – это  свой-ства  животных,  а  вряд  ли  животные  могут  творить.  Во-вторых,  интуиция – это  несформули-рованный  закон,  приписывать  такие  свойства  животным  не  решался  даже  К. Лоренц.  Культуры  не  гибнут.  Возникает  новая  цивилизация  и  сопровождается  новой  культурой.  Это  сегодня  можно  видеть  на  примере  Соединённых  Штатов  Америки.  Можно  предположить,  что  революция  есть  момент  рождения  новой  цивилизации,  а  следовательно,  и  культуры.  Я  не  считаю,  что  культура  Древней  Греции  постарела  или  даже  умерла.  Нет,  она  дала  жизнь  многим  другим  культурам.
  [02.03.90. Теледебаты.  Друзья!  мы  живём  в  стране  бесправия  и  вседозволенности:  бесправия  масс  и  вседозволенности  партийно-административного  аппарата.  Он  потому  так  и  называется,  что  пропуском  в  этот  аппарат  служит  партбилет.  За  время  тоталитарного  правления  аппарат  сделал  всё  чтобы  стереть  грань  между  городом  и  деревней,  уничтожив  деревню,  между  умственным  и  физическим  трудом,  уничтожив  умственный,  а  физический  превратил  в  непроизводительный,  бессмысленный,  наносящий  вред  экономике  и  окружающей  среде.  В  следствие  этого  наше  общество  деградировало,  утратив  свойственные  ему  раньше  структуры.  Советы  превратились  в  придатки  партийных  комитетов,  которые,  не  принимая  участия  в  народном  хозяйстве,  жируют  на  счёт  своего  народа.  Для  восстановления  дееспособности  Советов  достаточно  порвать  эту  порочную  связь.  Партийно-административному  аппарату  принадлежит  всё:  и  экономика,  и  при-родные  ресурсы,  и  суд,  и  право.  Народу  же – ничего.  В  богатой  стране – нищее  население.]

26.10.01.
В  ЗакСе  слушал  рассуждения  о  бюджете.  Сделали  строку  о  финансировании  избранных  организаций.  Скорее  всего,  это  будут  те,  кто  меньше  всего  в  этом  нуждается.  Навестил  Галку.  Мило  побеседовали.  Он
и  со  Светой  пели.
  Как  хорошо,  душевно  они  поют,  и  репертуар  довольно  разнообразный.  Миша – чудесный  бездельник.  Как,  впрочем,  и  я  (бездельник).
  Шп.: «Философский  вопрос  есть  только  скрытое  желание  получить  определенный  ответ,  уже  заклю-ченный  в  самой  постановке  вопроса».  Не  то  же  ли  самое  демонстрирует  и  сам  Шпенглер!  Другое  дело,  что  добросовестный  философ  пашет,  выворачивая  на  поверхность  массу  ин-тересного,  широкой  публике  неизвестного  прежде  материала,  в  то  время  как  не  творческие  натуры  находят  удовлетворение  в  схоластике.  «Гёте,  в  своей  художественной  деятельности  выявлявший  жизнь,  развитие  образов,  становление,  а  не  ставшее,  как  мы  видим  это  на  примере  "Вильгельма  Мейстера"  и  "Правды  и  вымысла",  ненавидел  математику.  У  него  миру  как  механизму  противостоял  мир  как  организм,  мертвой  природе – живая,  закону – образ».  Это  говорится,  как  говорится,  для  красного  словца.  Гёте,  будучи  учёным  необходимо  опирался  на  математический  аппарат.  И  вообще,  как  может  повернуться  язык  назвать  Природу  мёртвой.  Тем  более,  что  Гёте  обожествлял  Природу.  «Вот  здесь  надо  искать  сравнений,  предоставив  миру  человеческих  культур  свободно  и  глубоко  воздействовать  на  наше  воображение,  а  не  втискивая  его  в  предвзятую  схему;  надо  за  словами:  юность,  развитие,  увядание,  бывшими  до  сего  времени,  и  теперь  более,  чем  когда-либо,  выражением  субъективной  оценки  и  чисто  личного  интереса  социального,  морального,  эстетического  характера,  признать,  наконец,  значение  объективного  наименования  для  органических  состояний».  Как  настоящий  советский  человек,  Шпенглер  нагородил  словесных  трудностей  на  ровном  месте,  а  потом  просто  обошёл  их.

27.10.01.
Я,  в 
который  уже  раз,  сам  себя  обманывал  надеждами.  В  связи  с  чем  сидел  дома.  «Я  не  ропщу…»  Вернулся  к  русскому  языку.  Тонечка  ездила  к  Валентине  на  д/р.  Н. Фёдоров:  «Философия  должна  исследовать  причины  неродственного  состояния  мира  и  найти  пути  к  воскрешению  умерших».  Не  философия,  а  Природа  нашла  бессмертие  на  пути  продолжения  рода.  А  если  говорить  о  бессмертии  отдельного  индивидуума,  то  скажите  мне,  что  сталось  с  Лазарем,  которого  воскресил  Иисус  Христос?  А  как  мучился  своим  долголетием  Захария?  На  этого  Фёдорова  ссылается  Бердяев,  наверное,  тоже  мечиает  о  загробной  жизни.  [Игнорируются  законы  экономики,  аппарат  вверг  страну  в  экономическую  катастрофу,  и  призывы  "не  рас-качивать  лодку"  есть  демагогия,  ибо  лодка  давно  уже  на  дне.  Вместо  признания  своей  вины  и  оставления  власти  партийно-административный  аппарат  прикладывает  все  силы  для  сохранения  тирании,  идя  на  провокации  и  кровопролитие.  Пока  реальная  власть  находится  в  руках  Политбюро,  невозможно  творить  законное  право.  Партия  отняла  у  народа  нечто  главное,  нечто,  лежащее  близко  к  сердцу  человеческому.  Это  "нечто"  есть  принцип  "свобода  для  всех" – принцип,  открывающий  дорогу  всем – вселяющий  надежду  во  всех – и,  как  следствие,  побу-ждающий  всех  к  предприимчивому  труду.  Но  птенец  демократии  проклюнулся,  скорлупа  неведения  треснула,  и  всем  ясно,  что  режим  обречён.  Осознанный  выбор  депутата  определит  путь  к  демократии.
 08.04.90. Митинг  на  Дворцовой  площади.  «Рассвет  на  Москва-реке  после  долгой  полярной  ночи  вспыхнул  и  вновь  погас.  Псевдоперестройка  в  Кремле  закончилась,  мебель  передвинута,  портреты  отретушированы,  первый  испуг  прошёл,  и  руки  снова  потянулись  к  горлу  народа.  Партия,  ввергнувшая  страну  в  экономический  хаос,  угрожающая  стране  экологическим  убийством,  продолжает  оставаться  у  власти».]   

28.10.01.
Неожиданно  приехали  внуки  со  своими  родителями.  Как  говорит  Тонечка,  приехали  поесть.  Закончил  черновую  сборку  Онегина.  Погода  стоит  тяжёлая,  угнетающая.  Начинают  болеть  зубы,  которые  лечил  в  санаторке.  А
ртур  Рубинштейн  исповедует  бесстрастное  исполнение,  как  он  говорит:  «Не  строить  рожи».  Но  музыка  не  может  быть  бесстрастной,  ведь  она  и  есть  сама  страсть.  Никит. I: 1845 г., С. 295: «В  XVIII  веке  идеи  боролись  с  верованиями,  преданиями,  пред-рассудками – одним  словом,  с  идеями  же…  Ныне  идеи  борются  с  могуществом  вещественным.  Грубая  физическая  сила  угрожает  штыками  и  пушками  человеческому  разуму.  Кто  преодолеет?  Вопрос  этот  не  скоро  разрешится.  И  разрешение  его  будет  стоить  много  жертв  и  крови».  Хорошо,  красиво  сказал,  бестия.  Как  уже  говорил,  хорошо,  что  пишет  дневник.  1846 г., С. 296: «Что  такое  М. Н. Мусин-Пушкин?  Не  страдает  ли  он  по  временам  умопомешательством?  Как  он  обращается  со  своими  подчинёнными!  Недавно  он  позвал  к  себе  нескольких  учителей  гимназии  и  разругал  их  "болванами",  дураками,  пустыми  головами,  шутами  и  пр.  Дамам,  которые  к  нему  приходят  с  просьбами,  он  кричит:  "поди  вон!"  словом,  это  зверь!  Он  начал  было  обращаться  так  же  и  со  студентами:  ему  погрозили,  что  сначала  освищут  его,  а,  наконец,  поколотят.  Он  притих.  И  этого  человека  выбрали  попечителем  университета  в  столице!»  Просвещение  у  нас  всегда  находилось  и  находится  в  крепких  руках,  и  руки  эти  у  него  на  горле.  С. 298: «Третьего  дня  я  познакомился  с  А. И. Герценом.  Он  был  у  меня.  Замечательный  человек.  Вчера  обедали  мы  вместе  у  Леграна.  Были  ещё  литераторы,  между  прочим  граф  В. А. Соллогуб.  Ума  было  много,  но  он  в  заключение  потонул  в  шампанском».  "Фу!  сколько,  братец,  там  ума! / Всю  ночь  толкуют,  не  наскучат, / Во-первых,  напоят  шампанским  на  убой, / А  во-вторых,  таким  вещам  научат, / Каких,  конечно,  нам  не  выдумать  с  тобой"  (дIV явл5). 

29.10.01.
Но  самочувствие  отвратное:  кололо  под  левой,  теперь  под  правой  лопаткой,  болят  зубы,  на  губе  простуда,  носоглотка  не  в  порядке,  нос  мокнет.  Однако  гулял.
  Говорят,  что  надо  шевелиться.  Аксёненко  не  исключение,  он  подтверждает  правило:  воруют  все  чиновники.  Пекущихся  о  благе  отечества  начиная  с  1613 г.  было  не  более  десятка:  Ордын-Нащокин,  Матвеев,  Ягужинский,  Радищев,  Грибоедов,  Мордвинов,  Тимошенко,  Столыпин.  Больше  я  не  знаю,  может  быть,  их  может  и  не  быть.  Как  Артур  Рубинштейн,  рассуждал  Сальери  и,  возможно,  Танеев.  Темпы  роста  у  нас  (5%)  самые  низкие  среди  стран  СНГ,  кроме  Белоруссии.  Но  там  всё  ещё  строят  социализм!  А  у  нас? 
Достоевский  не  жесток,  он  просто  не  для  детей. То, что  Бердяев  называет  жестокостью,  является  художественным  мастерством  писателя,  заглянувшего  на  самое  дно  человеческой  души.  В  предисловии  к  данному  эссе  Бердяев  сам  говорит,  что  был  напуган  первой  встречей  с  Достоевским.  Я  тоже.  Потом  оправился  от  испуга  и  заглянул  в  свою  душу  и  начал  думать.  Теперь  благодарю  Достоевского  Шп.: «Увлечение  неглубоким  сходством,  вот  где  лежит  опасность,  и  все  исследование  древнего  мира  сделалось  ее  жертвой.  И  почти  не  удостаивают  взглядом  презренную  повседневность,  это  мучительное  последствие  земного  несовершенства».  Сходство  цивилизаций  неизбежно,  поскольку  в  основе  каждой  лежит  государственность  и  экономика.  Неизбежно  и  различие  из-за  различия  культур.  В  истории  о  погоде  и  прочей  повседневности  пишут  очень  редко,  потому,  чем  дальше  от  нас,  тем  светлее  представляются  далёкие  события  даже  военные.  «Вопрос  и  тогда,  как  теперь,  заключается  не  в  том,  германского  ли  вы  происхождения  или  романского,  грек  вы  или  римлянин,  а  в  том,  кто  вы  по  воспитанию».  Эта  мысль  глубока.  Её  прекрасно  выразил  мой  современник  Булат  Окуджава:  "Папа  у  меня  грузин,  мама армянка,  а  я  русский".

30.10.01.
Если  вернуться  к  темпам  нашего  роста,  то  оказывается,  что  везде  торчат  уши  Мидаса.  К  вечеру  появилось  чистое  небо,  предвестник 
Луны,  и  мне  стало  легче.  Бюджет  СПб  вырос  на  14%,  а  инфляция  за  год – 14.5%.  Какие  ещё  нужны  тут  доводы?  Св. Исаак  Сирианин  говорит:  «
мир  есть  имя,  собирательно  обнимающее  собою  страсти».  Как  прекрасно  сказано!  Ведь  мир – это  способ  сосуществования  людей,  их  общественная  среда.
  [Но  если  нищету  населения  можно  рассматривать  как  внутреннюю  проблему,  то  надругательство  над  Природой  грозит  смертью  всему  человечеству.  Вся  история  правления  КПСС  отмечена  кровавыми  следами,  и  нынешний  её  руководящий  состав  не  только  не  собирается  отмежеваться  от  этой  истории,  но  продолжает  творить  её  в  том  же  духе  и  стиле.  Опора  и  надежда  КПСС,  её  неотъемлемая  часть – армия,  прошедшая  выучку  в  Афганистане  и  показавшая  себя  в  Грузии,  Армении  и  Азербайджане,  теперь,  впервые  с  1945 года  проводит  учения  в  Литве,  охраняя  от  народа  награбленную  у  народа  "собственность  КПСС".  Идеология,  исповедующая  геноцид,  должна  быть  судима  между-народным  трибуналом,  а  улик  более,  чем  достаточно,  ведь  КПСС  даже  не  пытается  скрывать  свою  антинародную,  антигуманную  политику,  продолжая  цинично  и  жестоко  бороться  за  право  угнетать  свой  народ.  Тем  более  странным  кажется  призыв  группы  депутатов  избрать  "демократический  Обком".  КПСС  как  форма  выражения  власти  остаётся  неизменной.  Нам  любой  обком  не  нужен,  нам  чужды  любые  организационные  формы  КПСС.  Эта  партия  должна  быть  судима  и  распущена.  20.07.90. Председателю  Исполкома  Ленсовета  А. А. Щелканову.  Памятная записка  (реорганизация  УСО).  «Управление  социального  обеспечения  при  Исполкоме  Ленсовета  представляет  собой  в  настоящее  время  пассивную  организацию,  выполняющую  свои  функции  средствами  и  методами  далеко  отстающими  от  требований  данного  состояния  общества».]   

31.10.01.
Присутственный  день:  кто  обещал – не  пришли.  С  обонятельным  нервом  мы  слегка  погорячи
-лись:  оказывается,  там  было  положено  такое  вонючее  лекарство – йодоформ.  Путин  излучает  оптимизм,  но  это  может  обмануть  только  нашего  обывателя.
  Если  для  примера  взять  Грецию,  то  мы  должны  отметить,  что  народ  остался  прежним,  но  государственность,  экономика  и  куль-тура  изменились.  То  есть  налицо  другая  цивилизация,  которую  вполне  можно  назвать  более  зре-лой.  Конечно,  мы  можем  отметить,  что  этому  уровню  цивилизации  соответствуют  многие  госу-дарства  нашей  Планеты.  Никит. I: 1847 г., С. 300: «Толки  о  стихотворении  графини  Ростопчиной  не  умолкают.  Государь  был  очень  недоволен  и  велел  было  запретить  Булгарину  издавать  "Пче-лу".  Но  его  защитил  граф  Орлов,  объяснив,  что  Булгарин  не  понял  смысла  стихов.  Говорят,  что  на  это  замечание  графа  последовал  ответ: – Если  он  не  виноват  как  поляк,  то  виноват  как  ду-рак! –»  Сошлись  и  не  разъехаться.  "Два  дурака  съедутся – инно  лошади  одуреют"  (С.-Щ., гл. 10).  С. 302: «Теперь  весь  город  занят  толками  о  казённых  воровствах.  Наши  администраторы  подняли  страшное  воровство  по  России.  Высшая  власть  стала  их  унимать,  а  они,  движимые  духом  оппо-зиции,  заворовали  ещё  сильнее.  Сначала  председатель  здешней  управы  благочиния,  Клевецкий,  украл  полтораста  тысяч  рублей  серебром:  он  вынул  их  из  портфеля,  который  вёз,  чтобы  поло-жить  на  хранение  в  узаконенное  место…  Затем  огромные  суммы  своровали  начальники  (генера-лы  и  полковники)  резервного  корпуса.  Они  должны  были  препроводить  к  князю  Воронцову  сем-надцать  тысяч  рекрут  и  препроводили  их  без  одежды  и  хлеба,  нагих  и  голодных,  так  что  толь-ко  меньшая  часть  их  пришла  на  место  назначения, – остальные  перемёрли».  Следует  обратить  внимание,  что  как  и  сегодня,  воруют  начальники.  " – Посмотрите, – говорил  он, – как  у  Максима  Афанасьича  левое  ухо  разгорелось!  К  добрым  вестям,  значит.  Набор  будет"  (С.-Щ., гл. 17).
 

van-osmos@yandex.ru

ПРОДАЁТСЯ  ЗЕМЛЯ  В  ЛЕНИНГРАДСКОЙ  ОБЛАСТИ

Hosted by uCoz