2001-04

01-01

02-01

03-01

дн2001

05-01

06-01

07-01

08-01

09-01

10-01

11-01

12-01


01.04.01.

Человек  несовершенен  не  потому,  что  не  летает,  как  птица,  не  плавает,  как  рыба.  Он  несовершенен  тем,  что  пока  не  может  быть  человеком,  ради  чего,  собственно,  и  создан.  Несовершенство  его  не  во  плоти  его,  но  в  душе.
  Берд.: С.69: «Человек  не  только  выше  всех  иерархических  ступеней  природы – он  выше  ангелов.  Ибо  ангелы – лишь  оправа  Божьей  славы.  Природа  ангелов – статическая.  Человек – динамичен.  Человеком,  а  не  ангелом  стал  Сын  Божий.  Человек  сотворен  по  образу  и  подобию  Божьему;  зверь – по  образу и  подобию  ангельскому.  Клерикализм  и  есть  господство  ангельского  начала  в  мире  вместо  начала  человеческого.  Последствие  его – озверение  человека.  Ибо  зверь  подобен  ангелу,  человек  же  подобен  Богу».  Как  мне  кажется,  Бердяев,  как  и  я,  не  любит  попов,  но,  тем  не  менее,  порою  впадает  в  поповскую  ересь.  Антропология  убедительно  доказала  эволюцию  человека  от  низших  форм  к  высшим.  И  вступать  по  этому  поводу  в  спор  даже  с  Бердяевым  как-то  неловко.  Я  понимаю,  когда  человек  утверждается  в  вере  какому-то  своему  богу,  но  плести  чушь  про  ангелов  и  прочую  чертовщину это  уже  слишком.  С.72: «И  смешны  для  нас  притязания  средневековых  людей  скрепить  свое  значение  с  наивной  наукой  детства  человеческого.  Истинная  антропология  может  быть  обоснована  лишь  на  откровении  о  Христе.  Мировой  факт  явления  Христа – основной  факт  антропологии.  Лишь  после  Христа  возможно  высшее  антропологическое  сознание.  Лишь  в  Христе  и  через  Христа  совершился  мировой  акт  божественного  самосознания  человека».  Се  человек!  То  он  стремится  сквозь  тернии  к  звёздам,  то  вдруг  барахтается  в  болоте  суеверий.  Иезуит  Шарден,  антрополог,  с  большим  пылом  утверждает  благородство  человека,  чем  здесь  Бердяев.  К  чести  антропологии,  она  в  своих  трудах  ни  прямо,  ни  косвенно  не  касается  вымыслов  об  Иисусе  Христе.  Такой  Бердяев  мне  противен.  Простите.

02.04.01.
Иногда  кажется,  что  достаточно  быть  просто  порядочным  человеком  (по  отношению  к  себе  и  окружающим)  и  совершенно  наплевать  на  общественную  жизнь,  политику.  Но  избежать  по
-следнего  невозможно.  Она  (политика)  вторгается  и  постоянной  инфляцией,  и  необходимостью  зарабатывать  на  сносную  жизнь.  Я  убеждён,  что  на  заре  своего  существования  homo  sapiens  по  своей  развратной  природе  совокуплялся  с  человекоподобными  обезьянами,  неандертальцами,  австралопитеками  и  прочими  «родственниками»  и  тем  резко  ухудшил  свой  хромосомный  набор,  обогатив  его  попутно  различными  болезнями.  А. А.:  "Выдающийся  генетик  Добржанский  перевёл  полностью  бредовую  книжечку  Лысенко  о  наследственности  и  её  изменчивости  на  английский  язык,  и  я сам  читал  рецензию  на  эту  книжку  в  одном  американском  журнале,  которая  гласит  примерно  следующее:  Мы  очень  благодарны  профессору  Добржанскому  за  его  перевод  сочинения  Лысенко.  Добржанский
выдающийся  генетик  и,  кроме  того,  превосходно  владеет  русским  язы-ком,  поэтому  мы  можем  вполне  положиться  на  правильность  перевода,  иначе  мы  могли  бы  подумать,  что  всё  это  выдумано,  так  как  трудно  поверить,  чтобы  такой  вздор  поддерживался  в  культурной  стране".  Как  давно  это  было,  а  до  сих  пор  стыдно  до  слёз  за  отечество:  Вавилова  безжалостно  убило,  а  безграмотного  подонка  на  руках  носит.  Сколько  добросовестных  учёных,  сделавших  славу  мировой  науке,  вынуждены  были  бежать  из  отечества.  (Д.):  С.5: "Бродячие  группы  ищущих  себе  места  молодых  особей – обычное  дело  у  многих  социальных  видов  живот-ных.  Такие  группы  этологи  называют  "бандами".  Банды  очень   агрессивны,  возбудимы.  Вспышки  гнева  в  них  так  сильны,  что  могут  обращаться  просто  в  слепое  разрушение  (вандализм)".  Такое  проявление  бандитизма  у  людей  не  только  подтверждает,  от  кого  мы  произошли,  но  и  показывает,  как  недалеко  ещё  мы  ушли  вперёд  в  своём  социальном  развитии.

03.04.01.
Гулял,  читал,  музицировал.
  Что  может  быть  лучше  такого  времяпрепровождения?  Берд.: С.82: «Пафос  всякого  гуманизма – утверждение  человека  как  высшего  и  окончательного,  как  бога,  отвержение  сверхчеловеческого.  Через  гуманизм  в  муках  рождается  активность  человека,  идущая  снизу  вверх,  а  не  сверху  вниз. Правда  гуманизма – часть  религии  богочеловечества,  пред-полагающая  веру  не  только  в  Бога,  но  и  в  человека».  Гуманизм – это  прежде  всего  отказ  от  суеверий,  это  вера  в  человека  без  привлечения  сверхъестественных  понятий  и  категорий.  Гуманизм это  человечное  отношение  к  человеку  и  Природе,  как  его  матери.  «Мы  накануне  антропологического  откровения.  Антропологический  религиозный  переворот  в  мире  есть  поворот  в  космосе  от  природной  необходимости  к  человеческой  свободе».  Совершенно  бессмысленный  набор  слов.  Кто,  кроме  Бердяева  знает,  что  такое  "антропологическое  откровение"?  Что  такое  "поворот  в  космосе"?  На  следующий  день  и  сам  не  поймёт,  что  городил.  Так  и  я,  порою,  перечитывая  дневник,  не  вдруг  пойму,  о  чём  идёт  речь,  если  нет  наводящих  слов.  «В  Евангелии  нет  ни  одного  слова  о  творчестве.  Как  жалки  все  оправдания  творчества  через  Евангелие!  Оправдания  эти  обычно  сводятся  к  тому,  что  говорят:  Евангелие  не  запрещает  и  не  исключает  того  и  того,  Евангелие  допускает  творчество,  Евангелие – либерально».  Я  рассмат-риваю  Новый  Завет  как  некое  собрание  житейской  мудрости  и  начатков  философии,  особенно  это  ярко  выражено  у  ап. Павла.  В  целом  же  это  призыв  к  повиновению.  Но  сам  же  Бердяев  говорит,  что  философия  доступна  только  творческим  людям.  Только  творческий  человек  может  сформировать  чёткое  мировоззрение.  Другие  ограничиваются  миросозерцанием.  Так  и  Бердяев,  порою,  теряет  философскую  мысль  и  становится  созерцателем,  а  созерцатель это  фантазёр.  Бердяеву-созерцателю  мешает  правильно  воспринимать  действительность  мистицизм.

04.04.01.
Компенсировал  поход  в  таможню.
  По  рассказам  Волошинова,  сам  я  в  это  время  нахожусь  в  машине,  в  таможне  он  оставляет  до  $7000  с  контейнера.  Мне  не  приходится  сомневаться,  если  уж  доверился  ему.  Вечером  страшно  болела  голова.
  Я  связываю  это  с  отравлением  от  пищи,  от  "самсоновки"  голова  не  болит.  Ну,  ещё  может  влиять  атмосферное  давление.  А. А.:  "Я  не  ультрапатриот,  но  именно  мой  патриотизм  не  допускает,  чтобы  я  сохранял  самую  элементарную  вежливость  к  вандалам,  разоряющим  Россию.  Наши  философы  разобраться  во  всём  этом  сум-буре  не  помогают,  да  и  не  могут  помочь,  так  как  они  и  сами  не  понимают.  Но,  как  известный  щедринский  тип,  они  не  понимают,  но  ответить  могут.  Сейчас  то,  что  называется  философией,
это  департамент  препон  и  препятствий,  предвиденный  Салтыковым-Щедриным,  "Центропупс"  Маяковского".  (Д.):  С.5: "Мы  унаследовали  этот  инстинкт.  В  человеке  при  встрече  с  плотной  группой  молодых  парней  инстинктивно  поднимается  тревога:  не  банда  ли  это?  В  современном  обществе  подростку  расселяться  рано  и  некуда.  На  улице  они  могут  образовывать  подобие  "банд"  в  игровой  форме.  Именно  в  этом  игровом,  модельном  формировании  он  прочувствует,  а  мозг  его  навсегда  запомнит  беспрекословное  подчинение,  безрассудную  преданность,  беспощадность  суда  "своих",  силу  власти  и  многое  другое".  Были  на  Руси  благодатные  времена,  когда  отец  при  достижении  сыном  совершеннолетия  отделял  его  и  строил  ему  собственный  дом.  В  семье  оставался  младший  для  ухода  за  престарелыми  родителями,  он  же  наследовал  и  дом  отца.  Слышал  я,  что  нечто  подобное  происходит  в  США,  когда  отец  покупает  сыну,  достигшему  18 лет,  квартиру,  и  живи,  как  знаешь.  У  нас  же  60%  семей  живут  в  коммуналках,  порою,  три  поколения  в  однокомнатной  квартире.  Такая  жилищная  проблема  может  взбесить  и  самого  кроткого  ягнёнка,  не  только  играющего  мускулами  молодца.

05.04.01.
Весь  день  провёл  в  таможне.  Видел,  как  трудно  и  за  деньги  оформить  документы,  каково  же  тем,  кто  делает  это  по-честному.  Киселёв – депутат  ЗакСа  по  Пушкину,  назвал  налоговую  службу  Ревуцкого  соковыжималкой.  В  сравнении  с  таможней  это  лёгкий  массаж.  Кстати,  Ревуцкий  на  своей  «соковыжималке»  за  очень  короткий  промежуток  времени  соорудил  (привати-зировал)  себе  двухэтажный,  восьми  квартирный  особнячок.
  Да  и  сам  Киселёв  отрастил  зад,  "крепкий,  как  умывальник",  которым  постоянно  поворачивается  к  народу.  На  сегодня  в  правительстве  просто  мудаки:  Лесин,  Починок,  Матвиенко,  что  удивительно,  у  них  и  рожи  соответствуют  их  подлой  сущности.  Нельзя  не  согласиться  с  Селезнёвым:  «для  Киселёва  (журналиста)  журналистский  корпус  НТВ  лишь  прикрытие  в  борьбе  за  доходное  место».  В  этой  ситуации  меняется  лишь  статус  Киселёва.  Михаил  Леонтьев  прав,  хотя  я  его  очень  не  люблю  за  природное  хамство.  Брилёв  тоже  блюдолиз  изрядный,  но  он  перед  камерой  хоть  держится  прилично.  Собственно,  он  сказал  то  же,  что  и  я  чуть  выше.
 Берд.: С.90: «Человек,  целиком  еще  пребывающий  в  религиозных  эпохах  закона  и  искупления,  не  сознает  свободы  своей  творческой  природы.  Тайна  творчества  по  существу  своему  эзотерична,  она  не  откровенна,  она – сокровенна.  Творчество  не  в  Отце  и  не  в  Сыне,  а  в  Духе  и  потому  выходит  из  границ  Ветхого  и  Нового  Завета.  Где  Дух,  там  и  свобода,  там  и  творчество».  Так,  наверное,  принято:  ценную  мысль  облекать  какой-то  жидкой  грязью  религиозных  слов.  Вот  мысль:  "Тайна  творчества сокровенна".  Все  остальные  слова  не  имеют  к  ней  никакого  отношения.  Но  плоды  творчества  должны  быть  понятны  не  только  творящему. "А  плод  его  бросаешь  ты / Толпе,  рабыне  суеты"  (2 25).  Я  думаю,  мистицизм  наступает  тогда,  когда  автор  теряет  нить  изложения,  когда  мысль  ускользает,  а  говорить  уже  начал.  В  этом  случае  я  рекомендую  немного  выпить  и  выспаться.

06.04.01.
Была  Валя,  красила.  Потом  Шураня
,  эта  женщина,  подруга  Тони,  давно  уже  живёт  без  одной  почки,  но  ведёт  правильный  образ  жизни  и  даже  не  болеет.  У  меня  самочувствие  нормальное.
  Берд.:  С.90: «Бог-Творец  актом  всемогущей  и  всеведущей  своей  воли  сотворил  человека – свой  образ  и  подобие  как  существо  свободное  и  обладающее  творческой  мощью,  как  призванного  царя  творения.  Творец  не  хочет  знать,  что  сотворит  человек,  ждет  от  человека  откровений  в  творчестве  и  потому  не  знает  того,  что  будет  антропологическим  откровением».  Все  науки  о  человеке,  и  главным  образом  антропология,  говорят  о  том,  что  человек  эволюционирует  от  примитивного  к  более  совершенному  как  в  животном,  так  и  в  социальном  понимании.  А  Творец  на  своё  творение  давно  уже  плюёт  как  на  неудачу.  Достоин  ли  почитания  такой  творец?  С.94: «Эта  крайность  и  узость  марксизма  имеет  значение  для  разрушения  той  наивно-поверхностной  веры,  что  «науки  и  искусства» – подлинное  творчество,  откровение  творческой  природы  человека.  Экономический  материализм  есть  выражение  подавленности  человеческого  духа.  Нет  ничего  дарового  и  нет  ничего  даровитого.  Тут  подводят  итоги  мировой  подавленности».  Материальная  зависимость  человека  от  мира  была  и  до  появления  денег  как  показателя  уровня  этой  зависимости.  Материализм,  марксизм  только  показал,  указал  на  эту  зависимость,  обойти  которую  в  своём  развитии  человечество  не  могло.  Берд.:  С.96: «А  религиозное  сознание  говорит:  красивым  и  знающим  можешь  и  не  быть,  нравственным  же  быть  обязан.  Все  суета  сует  перед  страшной  и  главной  задачей  искупления  греха,  все  не  ценно  и  не  нужно».  Очевидно,  что  религия  взрастает  на  той  же  почве,  что  и  философия:  на  почве  житейской  мудрости.  Таким  образом,  они  оказываются  сёстрами.  Но  если  детьми  философии  являются  науки  и  искусства,  то  детьми  религии  оказываются  шарлатанство  и  мракобесие.

07.04.01.
Поставили  новую,  индивидуальную  эфирную  антенну.
  Два  молодых  человека  сделали  всё  быстро,  аккуратно,  провели  кабель  по  всем  комнатам.  Оказывается,  тарелка  мне  и  не  нужна.  Ребята  не  стали  надувать  щёки,  могли  бы  установить  и  тарелку, это  дороже,  но  они  всё  объяснили  и  убедили.  Сжёг  кофейник.  В  квартире – вонища.  Самочувствие  нормальное.  Адекватный  ответ,  означает  «зуб  за  зуб».  То,  с  чем  выступает  Глоба  и  ему  подобные, – позор  для  них  самих;  то,  что  печатается  в  газетах  и  демонстрируется  по  TV, – позор  для  масс-медиа.  СМИ – проводники  шарлатанства  и  мракобесия.  «В  нашем  рабско-полицейском  государстве…»  Кстати,  наши  руководители  последнее  время  стали  употреблять  термин  "ассиметричный  ответ".  В  этом  можно  усмотреть  попытку  отойти  от  кровной  мести.
Почему  сразу  не  сотворить  человека  во  фраке!  Говорить  о  таком  творении  как  о  подобии  божьем,  значит  унижать  творца.  Наличие  прогресса  в  развитии  человека  и  человечества  отрицает  необходимость  в  творце.  В  этом  абзаце  Бердяев  просто  плюёт  в  своё  изображение  в  зеркале.  Мы  только  что  с  его  помощью  установили,  что  науки  и  искусства  суть  дети  философии,  которая  является  апофеозом  творчества.  Иначе  мы  должны  признать,  что  у  философии  дети  дауны.  Даром,  что  философия  доступна  только  1.4%  людей,  в  то  время  как  остальные  98.6%  пока  ещё  прозябают  в  религиозном  невежестве.  Обидно  за  Бердяева  в  те  минуты,  когда  он  погружается  в  религиозный  мрак:  у  него  и  выводы  получаются  странные,  не  его.   Но  шарлатанство  и  мракобесие,  завидуя  природной  красоте  двоюродных  родственников,  стараются  примерять  на  себя  их  наряды.  На  определённом  этапе  развития  человечества  наличие  религии  оправдано  тем,  что  она  устанавливает  определённые  моральные  и  этические  нормы  поведения  человека  в  обществе.  Но  гораздо  более  высок  уровень  морали  и  этики  в  философии.

08.04.01.
Здоровье  в  порядке…  Вчера  было  пасмурно.  Гулял.  Отметили  Благовещенье
,  это  д/р  моей  сестры,  Людочки.  Советская  бюрократия  так  отделала  свой  язык,  что,  порою  кажется,  сама  не  понимает,  что  говорит.  Своё  право  на  существование  этот  язык  сохраняет  и  сегодня,  и  сегодня  им  пользуются  представители  власти  "как  в  центре,  так  и  на  местах".  Вот,  Мащенко,  из  «Диалоги  о  животных»,  подтвердил  мою  гипотезу  о  неандертальцах.  Спаривание  только  внутри  вида;  половая  изоляция.  Человек,  прежде  всего,  употребил  свой  разум  на  разбой  и  разврат.  Это  прекрасно  запечатлено  в  Библии.  Не  мудрено,  если  он  совокуплялся  с  животными  (не  при-матами),  то  с  приматами  тем  более  (это  подтверждается  и  сейчас  получением  в  награду  СПИДа,  резус-фактора  и  др.)  и  с  близкими  видами,  с  которыми,  в  конце  концов,  смешался  до  такой  степени,  что  сохранил  за  собой  в  генофонде  менее  2%.  Кроме  того,  Бердяев,  как  мне  кажется,  часто  подменяет  понятия  человек  и  человечество.  Если  говорить  о  творении  человека,  то  каким  надо  быть  идиотом,  чтобы  сотворить  сначала  обезьяну,  а  потом  надеяться,  что  она  разовьётся  в  человека.  О  существовании  фраков  и  белых  сорочек  творец,  очевидно,  не  подозревал.  Берд.:  С.99: «Желание  и  ожидание,  чтобы  самим  Богом  было  сотворено  то,  что  должно  быть  сотворено  человеком, – нечестиво  и  богопротивно.  Такое  пассивное  религиозное  сознание  есть  потворство  человеческой  слабости  и  трусости.  «Тот  свет»  представляется  статически,  а  не  динамически».  Бердяев  оправдывает  Бога  тем,  что  тот  создал  человека  в  шерсти,  а  не  во  фраке.  Другое  дело,  что  помочь  можно  тому,  кто  хоть  что-то  делает.  С.103: «Творческий  акт  непосредственно  пребывает  в  бытии,  он  есть  самораскрытие  сил  бытия».  Творчество  предполагает  наличие  разума.  Серийный  убийца,  как  и  оса-наездница  гусеницу,  убивает  свою  жертву  одним  и  тем  же  приёмом:  полное  отсутствие  разума.  Почему  мы  должны  считать  его  человеком?

09.04.01.
Здоровье  в  порядке,  правда,  зависит  от  положения.  Теперь  должен  привыкать  спать  на  правом  боку
:  ночью  иногда  ощущаю  сильное  сердцебиение.  А  на  правом  боку  нос  плохо  дышит.
  А. А.:  "Этот  диалектический  процесс  смены  теорий,  конечно бесконечен.  В  большом  количестве  пунктов  высевался  материал,  полученный  им  из  разных  стран,  и,  конечно,  Н. И. Вавилов  не  мог  забыть  Саратова,  где  он  начал  свою  блестящую  научную  деятельность,  законченную  трагически  в  19401943 гг.  к  несчастию  и  позору  для  нашей  страны".  Мало  того,  что  Лысенко шарлатан,  он  ещё  и  убийца.  Точной  называется  наука,  умеющая  определить  меру  своей  неточности.  "Справедливый  диалектический  лозунг  "никакая  наука  не  может  развиваться  и  преуспевать  без  борьбы  мнений,  без  свободы  критики"  распространяется  также  и  на  философию"С.-Щ.: «Когда  мне  поручают  ведение  процесса,  я  не  имею  никакой  надобности  заглядывать  в  совесть  моего  доверителя.  Я  говорю  себе:  "Он  начинает  дело,  стало  быть,  он  искренно  думает,  что  он  прав"».  Я  и  сейчас  думаю,  что  показать,  кто  прав,  а  кто  неправ,  дело  суда.  Дело  адвоката  объяснить  клиенту  его  позицию,  её  недостатки,  но  защищать  эту  позицию,  как  защищали  наши  солдаты  Сталинград,  используя  всё  своё  умение,  все  свои  знания.  «Я  спрашиваю  себя:  "Может  ли  поручаемый  мне  процесс  быть  выигран  или  нет – и  только".  И  согласно  с  тем  или  другим  решением  этого  вопроса,  принимаю  ведение  процесса  или  не  принимаю  его».  Я  думаю,  что  такая  позиция  адвоката – честная.  Но  сегодня  всё  зависит  от  платёжеспособности  клиента.  «В  вопросах  гражданского  права  все  зависит  от  обстановки,  уменья  пользоваться  ошибками  противника  и  от  способности  делать  именно  те  выводы,  которые  наиболее  отвечают  интересам  клиента».  За  истёкшее  время  взгляд  на  судопроизводство  не  изменился,  разве  что  суды  стали  более  лояльны  к  власти,  другими  словами,  стали  ручными.   

10.04.01.
4:3:5.  Приехала  Люда.  Гулял.  Здоров
:  зашла  Ю.,  и  мы  с  нею  убедились  в  этом.  Берд.: С.103: «Романтическая  творческая  тоска  есть  жажда  выхода  из  болезненного  состоянья,  преодоление  трагедии  творчества».  Творчество  есть  вдохновение.  Другое  дело,  что  плоды  творчества  могут  оказаться  трагичными  для  творца.  История  даёт  тому  массу  примеров,  но  особенно  грандиозно  это  проявилось  в  российской  науке  и  культуре  в  период  господства  коммунистов.  И  в  этом  вопросе  мы  оказались  "впереди  планеты  всей".  Потому  в  философии  и  существуют  различные  течения,  платформы,  взгляды  и  т. п.,  что  в  творческом  процессе  принимают  участия  разные  по  темпераменту,  образованию,  воспитанию  и  другим  сугубо  личным  качествам  люди.  Я  рас-сматриваю  философию  как  человека,  имеющего  тело,  душу  и  разум.  Этим  субстанциям  наиболее  соответствуют  классицизм,  романтизм  и  гуманизм.  Бердяев  же  гуманизм  отвергает  с  порога,  а  разум  заворачивает  в  грязные  поповские  пелёнки.  «Творческая  природа  человека  уловима  лишь  для  творческого  познания  как  одного  из  выявлений  этой  самой  природы.  Познание  есть  творческое  развитие,  солнечный  рост  жизни».  Вот  таким  я  Бердяева  ценю  и  уважаю.  Задача  философа  представить  свои  светлые  мысли  тёмным  массам.  «Человек  родствен  и  подобен  космосу,  но  не  потому,  что  он  дробная  часть  космоса,  а  потому,  что  он  сам  целый  космос  и  одного  с  космосом  состава.  Эта  космичность  человека  была  придавлена  грехом,  и  она  окончательно  будет  раскрыта  лишь  в  творческую  эпоху».  Мы  помним,  что  греховность  человека  заключается  в  его  неспособности  преодолевать  низменные  инстинкты,  но  мы  также  знаем,  что  человек  эволюционирует  и  приближает  тем  самым  эпоху  торжества  творческой  личности.  Человек  является  центром  Вселенной  даже  не  потому,  что  он  Ego,  а  потому,  что  Вселенная  бесконечна.  Это  трудно  себе  представить,  но  человек  может  вместить  в  себя  весь  мир.

11.04.01.
Приезжали  Стрункины.  Звонила  налоговая  полиция.  Инспекция  нас  потеряла.  Чудеса!
  Берд.: С.112: «Творчество  не  есть  переход  мощи  творящего  в  иное  состояние  и  тем  ослабление  прежнего  состояния – творчество  есть  создание  новой  мощи  из  небывший,  до  того  не  сущей.  И  всякий  творческий  акт  по  существу  своему  есть  творчество  из  ничего,  то  есть  создание  новой  силы,  а  не  изменение  и  перераспределение  старой.  Во  всяком  творческом  акте  есть  абсолютная  прибыль,  прирост».  Если  творящий  безграмотен,  не  знает  жизни,  то  и  творение  его  будет  отражать  это  его  состояние.  Когда  Бердяев  начинает  оперировать  количественными  понятиями,  становится  ясно,  что  это  не  его  стихия.  Материя  при  определённых  условиях  может  переходить  из  одного  состояния  в  другое.  А  творить  из  ничего  могут  только  психи  и  шарлатаны.  За-думайся,  были  ли  у  Творца  понятия  о  жизни.  С.116: «У  Плотина  Божество  не  умаляется  в  своей  мощи  оттого,  что  лучи  его  эманируют  в  мир.  Но  последовательное  эманационное  учение  должно  привести  к  учению  об  умалении  Божества  в  силе.  Библейское  учение  о  творении  мира – не  последняя  истина,  в  нем  дан  лишь  один  из  тезисов  антиномии».  Я  уже  говорил,  что  прерогативой  философа  является  ясное  и  логичное  изложение  исследуемого  вопроса.  Не  говоря  уже  о  том,  что  идеи  этой  главы  густо  замешаны  на  поповщине,  автор,  к  тому  же,  подменяет  одно  понятие  другим  и  предлагает  нам  самим  разбираться,  что  он  имеет  в  виду  в  том  или  другом  предложении.  Мы  же  твёрдо  стоим  на  том,  что  творчество – это  процесс,  а  творение – результат  этого  процесса.  Творчество  есть  открытие, представление  неизвестного  известным.  Творчество  есть  постижение,  превращение внешнего  во  внутреннее,  переживание  и  сопе-реживание.  Даже  если  мы  будем  рассматривать  творение  как  процесс,  то  это  будет  процесс  физический,  в  то  время  как  творчество – процесс  духовный.

12.04.01.
*
Поставили  жалюзи.  Выпили.
  Пусть  не  думает  читатель,  что  если  часто,  значит  много.  Ей-ей,  только  для  аппетита:  120150 гр.  А. А.:  "Зам. редактора  журнала  "Природа"  до  сего  времени  стоит  Д. Трошин,  в  отношении  которого,  как  и  по  поводу  других  руководящих  философов,  можно  опять  вспомнить  И. А. Крылова:  ...они  немножечко  дерут, / Зато  уж  в  рот  хмельного  не  берут / И  все  с  прекрасным  поведеньем".  В  период  моей  подписки  в  "Природе"  был  уже  другой  дух,  хотя  ещё  проскакивала  лажа.  С.-Щ.: «Высокое  вознаграждение  за  адвокатскую  услугу  есть  налог  на  юридическое  невежество  общества».  Адвокат – профессия,  и,  как  в  каждой  профессии,  работник  должен  быть  честным  перед  самим  собой.  Строитель  не  помышляет  о  гонораре  за  построенный  им  дом,  не  думает  о  том,  кто  будет  в  нём  жить,  обеспеченный  или  нет  клиент.  Такой  же  нелицеприятной  должна  быть  и  деятельность  адвоката.  Но  адвокат,  особенно  из  бы-стро  вылупившихся,  сразу  видит,  каков  клиент,  где  живёт  и  как  одет.  А  поскольку  наше  на-селение  особенно  тёмное  в  сравнении  с  Европой,  то  и  налог  на  невежество  у  нас  бескрайний.  «Собственность – это  та  вещь,  при  несуществовании  которой  человеческое  общество  рисковало  бы  превратиться  в  стадо  диких  зверей-с».  Стая  волков  контролирует  территорию,  которую  можно  рассматривать  как  собственность  этой  стаи,  всей  стаи,  а  не  отдельного  её  члена.  «В  сороковых  годах  я  с  увлечением  аплодировал  Грановскому  и  зачитывался  статьями  Белинского.  В  конце  пятидесятых  и  в  начале  шестидесятых  годов  я  реял  и  трепетал  при  звуках:  «глас-ность»,  «устность»,  «свобода  слова»,  «вольный  труд»,  «независимость  суда»  и  т. д.,  которыми  был  полон  тогдашний  воздух».  Вот  она,  атмосфера  конца  восьмидесятых – начала  девяностых  ХХ века.  Такая  же  эйфория  охватила  общество  и  после  февральской  революции  1917-го.  Нам  достаточно  испытать  это  чувство  эйфории  хотя  бы  раз  в  сто  лет,  а  там...  опять  в  стойло. 

13.04.01.
Сделал  кассу.  Приезжал  И
горь  Петрович,  очень  интересная  личность.  Он  был  председателем  гаражного  кооператива  в  советское  время.  Но  в  период  Перестройки  два  еврея  из  этого  ко-оператива  его  обскакали  и  приватизировали  бесхозное  предприятие.  И. П.  в  одночасье  потерял  и  рабочее  место  и  источник  дохода.  Теперь  он  хочет,  используя  "ДСИ"  как  дубину,  вернуть  утраченное.  Он
инвалид,  и  мы  не  можем  ему  отказать  в  помощи.  Сложность  в  том,  что  он  хочет  заставить  нас  сражаться  за  его  призрачное  счастье.  Я  же  предложил  ему  помощь  только  в  составлении  его  документов  и  обращений,  не  противоречащих  нашему  уставу.  Берд.: С.120: «Ме-ханическая  эволюция  и  творчество – противоположны.  Творчество  есть  прирост  энергии  не  из  другой  энергии,  а  из  ничего,  а  потому  не  признает  абсолютного  и  вселенского  характера  за  законом  сохранения  энергии, преодолевает  его» Здесь  уважаемый  автор  посягает  на  авторитет  формулы  Эйнштейна  Е = mc2 И,  неудобно  сказать,  я  думаю,  что  Бердяев  вовсе  ничего  не  слыхал  о  теории  относительности.  А  великий  физик  от  души  посмеялся  бы,  прочитав  эти  рас-суждения  Бердяева.  Кроме  того,  закон  сохранения  энергии  ему  должен  был  быть  известным  со  школьной  скамьи:  и  от  Ломоносова,  и  от  Лавуазьё.  И  совершенно  непонятно,  что  автор  имеет  в  виду  под  механической  эволюцией.  Поскольку  автора  уже  нет  среди  живых,  этот  вопрос  можно  считать  неразрешимым.  «Только  с  Лицами  Божественной  Троицы  возможно  личное  общение  и  соединение».  Может  ли  разумный  человек  что-либо  понять  в  этой  фразе?  Остаётся  прибегать  к  методу  толкования,  который  использует  и  сам  автор.  Предположительно:  Бог – тело  (сотворил),  Сын  Божий – душа (одухотворение),  Дух – разум.  Тогда  общение  с  самим  собой  окажется  реальным  и  плодотворным.  "Тихо,  сам  с  собою, / Я  веду  беседу".  Но  мистические  толкования  любых  авторов  могут  закончится  помешательством  самого  толкователя.

14.04.01.
*
Познакомился  с  новой  пирамидой.  Она  замаскирована  возможностью  брать  кредиты,  но  это  связано  с  привлечением  новых  людей.  Да  и  процент  чрезвычайно  высок:  4%  в  месяц.
  И  дамы  из  себя  такие  культурные,  что  не  верится  в  их  невинность  и  простосердечие.  Это  тоже  бизнес,  чувствуется,  что  бабки  небогатые.  Берд.:  С.121: «Мир  насквозь  есть  иерархия  живых  существ,  оригинальных  личностей,  способных  к  творческому  приросту  бытия.  Творец  дает  человеку – своему  образу  и  подобию – свободную  творческую  мощь.  Творчество  человека  подобно  твор-честву  Бога,  не  равно  и  не  тождественно,  но  подобно.  Бог – не  хозяин,  не  господин,  не  повелитель.  Божье  управление  миром – не  самодержавие».  Заметим,  что  сам  же  автор  в  работе  "О  рабстве  и  свободе  человека"  говорит,  что  творческая  личность  и  иерархия  несовместимы.  Возможно,  автор  имеет  в  виду  таксономическую  иерархию.  Создаётся  впечатление,  что  у  Бер-дяева  в  голове  какой-то  иной  Бога,  отличный  от  того,  который  представлен  в  Ветхом  Завете.  Но  и  новый  его  бог  управляет  миром  из  рук  вон  плохо.  «В  религии  богочеловеческой  Богом  открывается  воля  Божья.  Но  воля  человеческая  должна  открыться  самим  человеком».  Воля  подразумевает  самодержавие,  это  в  отношении  начальника.  В  отношении  подчинённого  воля  подразумевает  вседозволенность.  Я  говорил  уже,  мне  кажется,  что  в  этой  работе  Бердяев  ещё  не  определился  с  терминологией.  С.124: «Саму  подчиненность  борьбе  за  существование  и  есте-ственному  отбору  можно  рассматривать  как  одно  из  состояний  творческого  субъекта,  как  его  падение,  погружение  в  низшие  планы  бытия  и  приспособление  к  последствиям  падения,  то  есть  как  ослабление  его  творческой  силы».  Бесспорно,  что  среди  отцов  церкви  были  выдающиеся  философы,  которые  пытались,  не  выходя  из  рамок  Библии,  объяснить  те  или  иные  библейские  положения,  игнорировать  которые  невозможно.  Но  говорить  о  падении чепуха.

15.04.01.  
Сидел  дома.  Погода  мерзкая.  Здоров
,  относительно.
  Рождение  во  грехе один  из  главных  поповских  постулатов.  Но  как  легко  он  объясняется  и  ставит  всё  на  свои  места.  Грех зло Оно,  всё  это  связующее  человека  с  животным,  его  инстинкты.  Да,  человек  рождается  во  грехе,  он  рождается  животным.  требуется  большая  работа  над  собой,  чтобы  преодолеть  инстинкты.  Образцов  для  подражания  не  много:  Сократ,  Будда,  Конфуций.  Среди  основной  массы  населения  Земли  их  последователей  не  более  1.4%.  Говорить  о  грехопадении  человека  просто  глупо:  человек  рождается  не  во  фраке,  он  рождается  в  шерсти.  Берд.:  С.128: «Тварное  существо  не  творит  существ – существа  творит  лишь  Творец.  Тварное  бытие  не  сильно  создать  лицо – лицо  создается  лишь  Богом».  Если  согласиться  с  этим  заявлением,  то  Творец  выглядит  бездарным  ПТУшником:  натворил  6.5 млрд  человечины,  которая  ещё  до  сих  пор  ест  себе  подобных.  Между  тем,  как  тварное  существо  при  определённой  затрате  усилий  может  из  себя  создать  лицо.  И  если  каждый  совершит  такой  подвиг,  то...  «Творчество  неотрывно  от  свободы.  Лишь  свободный  творит.  Творчество – тайна.  Тайна  творчества  есть  тайна  свободы.  Свобода  не  есть  царство  произвола  и  случая».  Ещё  и  ещё  раз  обозначим,  что  есть  творчество  и  что  есть  свобода.  Бердяев,  как,  впрочем,  и  большинство  философов,  не  любят  конкретизировать  свою  терми-нологию.  Отчего  потом  и  происходит  так  называемое  толкование,  подобие  философии.  Свобода это  прежде  всего  свобода  внутренняя,  моральная.  Эзоп,  будучи  рабом,  оставался  свободным  и  творил.  Творческий  процесс это,  прежде  всего,  процесс  самопознания.  Человек  тем  и  от-личается  от  человекоподобного,  что  стремится  к  самопознанию.  А  власть  любая  стремится  поработить.  Тайна  творчества  есть  целомудрие.  Раскрепощённые  крестьяне  не  имели  никакой  собственности,  поэтому  сразу  становились  рабами  государства.

16.04.01.
Надрался,  как  никогда.  Была  Людочка.
  У  читателя  может  сложиться  впечатление.  Нет,  всё  в  пределах  Людочкиной  нормы,  а  она  больше  моей.  Увы!  А. А.:  "Вам,  конечно,  хорошо  известно  имя Лион  Фейхтвангер.  По  моему  глубокому  убеждению  это бесспорный  классик,  творчество  которого,  несмотря  на  его  преклонный  возраст,  не  обнаруживает  ни  малейшего  признака  увядания.  Шедевр  его  творчества  "Narrenweisheit"... меня  буквально  потряс".
  Берд.: С.132: «Свобода – положительная  творческая  мощь,  а  не  отрицательный  произвол.  Отрицательное  сознание  своей  свободы  как  произвола  и  есть  падение,  грех.  Падение  первочеловека  Адама  имело  поло-жительный  смысл».  Это  всё  какая-то  чепуха.  Падение  есть  деградация.  Я  полагаю,  что  такое  возможно  только  вследствие  черепно-мозговой  болезни.  Имитировать  животное  можно,  имити-ровать  человека  нельзя.  Падение  Адама  нельзя  назвать  даже  условностью,  ибо  любой  человек  рождается  животным.  Свобода это  состояние,  а  не  какая-либо  физическая  величина,  которая  может  иметь  ещё  положительное  или  отрицательное  значение.  «Индивидуальность  и  индиви-дуализм – противоположны.  Индивидуализм – враг  индивидуальности.  Индивидуализм  не  говорит – «хочу  того-то» (содержание), он  говорит – «хочу  того,  чего  захочу»  (пустота).  Свободный  волевой  акт  хочет  «того-то»,  а  не  «того,  чего  захочет».  В  этом  отстаивании  своего  права  «хотеть  того,  чего  захочу»  есть  рабья  психология,  это  психология  утерявших  свободу,  психология  детского  возраста,  свобода  детского  мирового  возраста.  Индивидуализм    противоположен  универсализму,  он  есть  отъединение  индивидуальности  человека  от  вселенной,  ее  самообоготворение».  Личность враг  индивидуализма.  Мы  часто  говорим своевольный  ребёнок.  И  это  правда  и  естественно,  ибо,  как  уже  отмечалось,  ребёнок  наиболее  близок  к  животному.  Под  воспитанием  и  подразумевается  преодоление  инстинкта  своеволия  в  пользу  уважения  свободы  ближнего.

17.04.01.
День  здоровья – наконец-то.  Наш  премьер  Касьянов  буквально  слово  в  слово  повторил,  что  надо
закрепить  наметившуюся  тенденцию  к  уменьшению  темпов  спада  производства.
  Бюрократы,  же-лая  выразиться  красиво  и  при  этом  не  сказать  ничего,  порою,  творят  маленькие  шедевры.  Ка-сьянов пример.  Берд.:  С.140: «Познавать  что-нибудь  в  мире  значит  иметь  это  в  себе.  Познание  есть  творческий  акт.  Всякий  творческий  акт  имеет  универсальное,  космическое  значение».  Творчество это  создание  нового,  иметь  это  в  себе  заранее  невозможно.  Эта  мысль  приемлема  только  в  том  случае,  если  существует  Мировой  Разум.  Если  этого  нет,  то  любая,  самая  ценная  информация  и  самые  ценные,  рождённые  ею  мысли  пропадают  вместе  со  смертью  мыслителя.  Сохраняется  ничтожно  малая  доля  от  познавательного  процесса  человечества.  Компьютеризация  и  Интернет  безгранично  расширяют  возможности  сохранения  информации.  «Во  вселенной  человек  свободен,  в  секте  он  раб.  Секта  хочет  спастись  сама,  она  не  хочет  спасаться  с  миром.  В  психологии  сектантства  есть  самопогруженность,  самодовольство,  самоудовлетворение.  Поэтому свобода  не  есть  право,  а  есть  обязанность.  Свобода – религиозная  добродетель.  Несвободный,  раб  не  может  войти  в  царство  Божье».  Секта  функционирует  на  уровне  инстинкта  сохранения  вида  и  к  свободе,  творчеству  не  имеет  никакого  отношения.  Что  касается  раба,  то  "раб  Божий"  одно  из  многочисленных  устойчивых  словосочетаний  религии.  Именно  рабов  и  звал  к  себе  Иисус.  Свобода  не  может  быть  религиозной  добродетелью,  ибо  религия это  уже  рабство.  По  формуле  Бердяева  никто,  из  живущих  сейчас  на  нашей  планете,  не  сможет  войти  в  означенное  царство,  ибо  все  повязаны  экономической  взаимозависимостью.  Свободный  не  может  поклоняться,  поклонение это  обязанность.  Мне  ближе  всего  определение:  свобода это  состояние  души.  Если  мы  согласны  с  тем,  что  душа - это  разум,  то  всё  становится  на  свои  места.

18.04.01.
*
День  насыщен  неожиданными  звонками:  Макарыч,  Кирицев  и  проч.  Событий  нет.
  Макарыч это  Алексей  Макарыч.  Вместе  с  Игнатием  Павловичем  мы  были  назначены  в  одну  обойму  на  опе-рацию  в  1964 г.,  но  у  меня  нашли  грыжу  и  решили  прооперировать  сперва  её.  Грыжу  опери-ровали  в  Семашке.  В  санаторке  кормили  на  1.81,  а  в  Семашке  на  0.65.  Первые  два  дня  я  не  мог  есть.  В  палате  на  8  человек  я  сразу  стал  пользоваться  уважением.  Познакомился  с  хорошей  традицией,  кто  выписывается,  раздаёт  свои  продукты.  Все  несли  в  мою  тумбочку,  даже  было  неловко.  Естественно,  я  потом  поступил  также.
  Берд.:  С.145: «"Мир"  должен  быть  преодолен,  и  потому  неизбежна  борьба  со  страстями,  приковывающими  человека  к  этому  "миру"».  Не  будем  суетиться  и  ещё  раз  подчеркнём,  что  мир это  совокупность  человеческих  отношений.  Именно  этот  мир  имел  в  виду  Л. Н. Толстой  в  своём  романе.  Но  поскольку  человечество  на  98.6%  состоит  из  неандертальцев,  то  и  мир  выглядит  довольно  убогим,  почему  автор  и  советует  его  преодолеть.  Мир  личностей,  творческих  личностей  будет  совершенно  иной,  и  не  будет  надоб-ности  его  преодолевать.  Бердяев  под  словом  страсти  понимает  инстинкты,  которые  человек  обязан  преодолевать.  Но  совершенно  бесстрастный  человек это  робот.  Мы  этого  тоже  не  хотим. «Творчество  не  менее  духовно,  не  менее  религиозно,  чем  аскетика».  Слово  религиозно  здесь  совсем  неуместно.  Аскетика,  не  ханжество,  не  лицемерие,  как  в монастырях, это  процесс  самопознания,  то  есть  творческий  акт.  «Творчество  вполне  принимает  и  блюдет  евангельскую  заповедь – не  любить  "мира",  ни  того,  что  в  "мире"».  Здесь  одинаковое  отношение  к  миру – чистое  совпадение:  просто  мир  пока  ещё  скотский.  Теперь  я  думаю,  а  может  ли  быть  ду-шевный  покой,  если  сначала  я  грешу,  а  потом  каюсь  во  грехах.  Весь  вопрос  в  том,  насколько  я  виноват  в  том,  что  не  мог  в  молодости  успешно  преодолевать  свои  инстинкты.

19.04.01.
Сломалась  пишущая  машинка,  единственная.  А  тут  со  всех  сторон:  пришлите  по  факсу,  пишите  по  e-mail,  встретимся  в  Интернете.
  Как  сильно  всё  это  ранило  меня.  Как  не  крути,  а  это  была  зависть.  А. А.:  "Луначарский  в  своё  время  сказал,  что  социализм  есть  новая  религия.  Это,  правда,  было  осуждено  Лениным.  Великий  Махатма  Ганди  сказал:  "Индусское  вероисповедание
это  поиск  истины  ненасильственными  средствами.  Индуизм это  неустанная  погоня  за  истиной.  Индуизм  есть  религия  истины.  Отрицание  бога  нам  ведомо,  отрицание  истины  нам  не  ведомо".  Не  скрою,  что  прочтя  эти  строки  я  почувствовал  себя  индусом".  Берд.:  С.145:  «Но  творческие  ценности – не  "мирские",  не  "от  мира"».  Не  могу  согласиться.  "Война  и  Мир"  бесспорная  творческая  ценность,  созданная  под  воздействием  мира.  Примеров  масса.  Вообще  творчество  не  мыслимо  без  дотошного  понимания  бытия.  Всё  творчество  и  направлено  на  то  чтобы  показать  миру,  какой  он  есть,  и  постараться  исправить.  «И  критика  исторического  христианства  должна  быть  направлена  на  христианские  сделки  и  компромиссы  с  "миром",  а  не  на  христианское  отвержение  "мира"».  Вот  с  этим  совершенно  согласен.  Ведь,  уже  исходя  из  сути  Нового  Завета,  религия  должна  стоять  в  стороне  от  "мира",  от  государства.  Ибо:  "Кесарю кесарево..."  Но  и  изолированная  от  "мира"  религия  никому  не  нужна.  А  наши  попы  ещё  стремятся  примерить  на  себя  мирские  регалии.  «Отчаяние – самый  большой  грех».  Повторенье мать  ученья.  Грех это  тот  животный  инстинкт,  который  человек  может  и  должен  преодолеть,  чтобы  называться  человеком.  Различные  науки  называют  инстинкт  по-разному:  чувства,  эмоции,  страсти,  психозы,  программы.  Отчаяние  может  испытывать  только  человек.  Другое  дело паника,  панический  страх это  чувство  животное,  потому  и  говорят  животный  страх.  Человек  может  испытывать  благоговейный  ужас  перед  творческой  мощью  Природы  и  человека. 
 
20.04.01.
Приезжали  внуки. С  их  родителями  опять  диспут.  Религия  должна  способствовать  нравствен-ному  совершенствованию,  а  не  застить  глаза.
  Моя  сноха
заурядная  женщина,  лишённая,  к  тому  же,  обычной  женской  практичности.  Я  надеялся,  что  Дима  проявит  признаки  разума,  но  он  предпочёл  этому  обычную  лень,  как  у  Славки,  моего  племянника.  Прорезался  В. Румянцев.  Он  тоже  ударился  в  «свидетели».  Румянцеву  простительно,  он  последнее  время  запил,  а  это  может  ему  помочь.  Берд.: С.147: «В  начале  XIX века  жил  величайший  русский  гений – Пушкин  и  ве-личайший  русский  святой – Серафим  Саровский.   Если  бы  Александр  Пушкин  был  святым,  подобным  св. Серафиму,  он  не  был  бы  гением,  не  был  бы  поэтом,  не  был  бы  творцом».  Кощунство  ставить  рядом  с  именем  Пушкина  имя  ханжи,  лицемера  и  педофила.  Как  ни  противен  мне  Мережковский,  но  следует  признать,  он  основательно  разобрал  и  описал  жизнь  этого  развратника.  Бердяев  общался  с  Мережковским,  неужели  они  не  касались  в  своих  раз-говорах  темы  Серафима?  «Гениальность  всегда  есть  качество  человека,  а  не  только  художника,  ученого,  мыслителя,  общественного  деятеля  и  т. п.  Гениальность  есть  особая  напряженность  целостного  духа  человека,  а  не  специальный  дар.  Гениальность  и  есть  раскрытие  творческой  природы  человека,  его  творческого  назначения.  Гениальная  жизнь  знает  минуты  экстатического  блаженства,  но  не  знает  покоя  и  счастья,  всегда находится  в  трагическом  разладе  с  окружающим  миром.  Гениальность  присуща  многим,  которых  гениями  назвать  нельзя.  Потенция  гениальности  заложена  в  творческой  природе  человека,  и  всякий  универсальный  творческий  порыв  гениален».  Читая  этот  пассаж,  невольно  представляешь  себе  трагическую  судьбу  А. С. Пушкина.  Гениальность это  творческая  потенция,  это  свойство  активного  разума.  Гениальность это  активность  разума.  Разум  присущ  и  преступникам,  но  у  них  превалирует  рассудок.

21.04.01.
Оказывается,  Румянцев-Задунайский – сын  Петра I.  Это  для  меня  открытие.
  Мало  того,  его  ставят  в  один  ряд  с  выдающимися  полководцами  Европы  того  времени.  Он  немного  не  дошёл  до  проливов.  Сегодня  во  сне  пел  дифирамбы  русскому  языку,  его  способности  к  поэзии  и  неиссякаемости  в  совершенствовании.  Нам  в  20-ом  веке  мешали  (не  давали,  запрещали)  читать  то,  что  свободно  читали  в  3-ем(sic!)  веке.  Ингушетия – Осетия  был  бы  идеальный  полигон  для  проверки  идеи  оптации  на  основе  референдума.  Основой  этого,  как  и  любого  другого  права,  должно  быть  право  частной  собственности.  Ибо:  «Нищему  пожар  не  страшен – одна   деревня  сгорела,  в  другую  перейдём».  Частная  собственность
это  изобретение  человека.  А. А.:  "Он  (Эренбург),  конечно,  рассердился,  но  твоё  письмо  произвело  на  него  впечатление.  Однако  ответ  его  в  общем  отнюдь  не  эмоциональный:  письмо  продуманно,  и  цель  ответа  совершенно  ясна.  Оно  состоит  вовсе  не  в  том,  чтобы  высказаться  по  существу  поднятых  вопросов,  а  в  том,  чтобы  просто  отписаться".  (Д.):  С.6: "Народ,  считающий  себя  великим,  подлинно  велик  только  тогда,  когда  он  полностью  доверяет  своей  молодежи,  не  сомневается  в  том,  что  она  будет,  как  мы  и  лучше  нас".  Боюсь,  что  это  утопия.  Подобные  отношения  в  редкой  семье  складываются.  И  это  оправдано  проблемой  отцов  и  детей,  она  инстинктивна.  Преодолеть  этот  инстинкт  можно  при  условии,  что  дети  любят  родителей,  а  родители  уважают  детей.  Это  была  бы  высшая  ступень  социализации.  С.6: "Помните?  когда  появились  первые  проигрыватели  большой  громкости,  некоторые  открывали  окно,  ставили  их  на  подоконник  и   "врубали  на  всю  катушку".  С  первыми  транзисторами  расхаживали  по  улицам.  Теперь  этого  не  услышишь.  Что,  благовоспитаннее  стали?  Нет,  просто  теперь  этим  не  удивишь".  Эпатаж это  способ  выделиться.  Сегодня  такими  средствами  являются  наколки  и  пирсинги. 
  
22.04.01.
Здоров.  Гулял.  Были  у  М. А.  Час  обедали,  семь  часов  отдыхали:  "Ешь  три  часа,  а  в  три  дни  не  сварится".  (
дII явл1)  В  четверг  видел  пчелу.  В  нашей  округе  это  уже  вымирающий  вид.  Берд.:  С.157: «Гениальная  натура  может  сгореть,  не  воплотив  в  мире  ничего  ценного.  Талант  обычно  создает  ценности  и  оценивается.  В  таланте  есть  умеренность  и  размеренность. В  гениальности – всегда  безмерность.  Талант  есть  послушание.  Гениальность – дерзновение».  Это  гениальное  наблюдение.  Только  я  считаю,  что  философская  работа  должна  обходиться  без  возвышенной  риторики,  ей  должны  сопутствовать  ясность,  простота  и  строгость  изложения.  «Воля  к  бездарности,  всегда  связанная  с  духовной  робостью  и  трусостью.  Бездарность  есть  грех,  неверное  определение  своего  места  и  призвания  в  мире.  Боязливый  отказ  от  пути  творческой  гениальности  дает  безопасность  и  покой».  К  великому  сожалению,  первоначальную  ориентацию  нашего  образования  определяют  обстоятельства.  К  тому  моменту,  когда  наступает  прозрение,  ме-нять  ориентацию  становится  поздно,  и,  в  лучшем  случае,  призвание  становится  побочным  заня-тием,  хобби.  «Пол – источник  бытия;  половая  полярность – основа  творения.  Научно  невозможно  провести  такую  резкую  границу  между  «нормальным»  и  «естественным»  в  поле  и  «ненор-мальным»  и  «противоестественным».  Эта  граница  проводилась  не  естественным  положением  вещей,  а  обычной  социальной  моралью,  в  которой  всегда  так  много  условного.  В  сексуальности  человека  узнаются  метафизические  корни  его  существа».  Все  сексуальные  отклонения  от  нормы,  естественно,  проявились  первоначально  у  животных.  И  вызвано  это  было  тем,  что  у  животных  существует  социальная  иерархия,  и  стоящие  на  низших  ступенях  самцы  были  вынуждены  искать  иные  пути  удовлетворения  сексуальной  потенции.  Однако  Библия  не  осуждает  Онана,  но  где-то  даже  оправдывает,  приводя  мотивацию  его  действий.

23.04.01.
Музицировал.  Отметили  Ильича.  Видел  выползков.  Тепло.  Удивительно,  как  чувствительна  связь  организма  с  Природой.
  Только  силу  этой  связи  начинаешь  ощущать  под  старость.  В  Туле  простой  произвол  Вешневского  (Центризбирком);  он  показал,  что  может  всё,  что  хочет.  Главное,  он  не  скрывал  этого  весьма  цинично.  При  власти  всегда  существует  группа  довольно  крупных  чиновников  из  породы  шакалов,  которых  после  использования  со  сцены  убирают.
  С.-Щ.: «По-словица  говорит:  "Два  дурака  съедутся – инно  лошади  одуреют"».  Как  это  похоже  на  постоянно  повторяющуюся  ситуацию  на  наших  дорогах,  когда  не  могут  разъехаться  два  дурака!  Слава  богу,  теперь  страдают  не  лошади,  а  лошадиные  силы,  да  и  вместо  кнута  применяют  оружие.  «"Наши"  давно  махнули  на  меня  рукой».  Это  ещё  свезло.  Сегодня  наши  машут  даже  не  палками – железными  прутьями:  "Били  вас  палками,  розгами  кнутьями, / Будете  биты  железными  прутьями"  (чII глII).  Всё  сходится.  «Он  даже  не  либерал,  а  фрондер  или,  выражаясь  иначе:  почтительно,  но  с  независимым  видом  лающий  русский  человек».  На  телевидении  такими  представляются  Познер  и  Швыдкой.  В  "верхних  эшелонах  власти"  такими  представляются  Жириновский,  Миронов  и  Зюганов.  В  отношении  некоторых  из  них  термин  русский  человек  применим  относительно,  например,  у  Жириновского  мама  русская,  а  папа юрист.  «Ведь  начальство – оно  снисходительно;  оно,  чего  доброго,  все  позволит,  лишь  бы  ничего  из  этого  не  вышло».  Мы  восхищаемся  словами  Черномырдина:  "Хотели,  как  лучше,  а  получилось,  как  всегда".  А  ведь  и  было  задумано  так,  чтобы  получилось,  как  всегда.  "Как  молод  был,  ждал  лучшего, / Но  вечно  так  случалося, / Что лучшее  кончалося / Ничем  или  бедой"  (чII вст).  «Для  нас,  русских,  уже  одно  это  очень  и  очень  важно:  мы  так  чувствительны  к  браздам,  что  малейшее  изменение  в  манере  держать  их  уже  ценится  нами».  Безжалостно,  но  божественно.

24.04.01.
День  здоровья,  ибо  нельзя  же  брать  в  расчёт  одну  маленькую  рюмку  коньяку  (один  дринк,  как  говорят  американцы).
  Собственно,  штатные  сто  грамм  во  время  обеда  тоже  надо  рассматривать  как  ништо,  то  есть,  такой  день  тоже  относить  на  счёт  здоровья.  Все  СМИ – это  б
ольшая  или  меньшая  ложь,  правда  попадает  туда  случайно.  Но  тем  более  цинично  говорить  об  этом  журналисту.  А  какой  Невзоров  стал  гладкий  и  холёный.  Наверное,  сделаться  журналистом  легче  с  этакой  душой.  Великая  Отечественная  война – это  лак  из  крови  и  грязи.  Мы  говорим  о  грязи,  а  сами  сидим  в  грязи.  Местный  падеж – это,  прежде  всего,  смещение  ударения,  а  уж  потом  окончание  у.  А. А.:  "У  него  (Вавилова),  конечно,  были  ошибки,  в  значительной  степени  выте-кавшие  из  его  исключительно  благожелательного  характера.  Такими  ошибками сейчас  это  можно  определённо  утверждать были  чрезмерно  высокие  оценки  Мичурина  и  Лысенко;  можно  сказать,  что  подлинно  Н. И. Вавилов  пригрел  змею  на  груди."  Берд.: С.162: «Лучше  тебе  принять  смертоносный  яд,  нежели  есть  вместе  с  женщинами,  хотя  это  будет  матерь  или  сестра  твоя.  Лучше  тебе  жить  вместе  со  змием,  нежели  спать  и  лежать  под  одним  покровом  вместе  с  юным,  хотя  будет  это  брат  твой  по  плоти».  Сколько  поэзии  в  Коране.  Я  верю,  что  Мухаммед  был  поэтом.  Вполне  естественно,  что  человек  как  животное  проходил  через  все  ступени  со-вершенствования,  а  нормы  морали  помогали  ему  в  этом  довольно  мучительном  процессе.  Другое  дело,  что  современная  мораль  снимает  эти  ограничения,  что  удивительно.  Но  большее  удив-ление  вызывает  то,  что  церковь,  призванная  строго  следить  за  нравственностью  паствы,  сама  поощряет  эти  отклонения,  а,  порою,  подаёт  в  этом  пример.  Но  любые  моральные  ограничения,  даже  сказанные  поэтическим  слогом,  возбуждают  любопытство.  Я  думаю,  что  в  определённом  возрасте  через  это  проходят  все,  но  далеко  не  все  хранят  при  этом  целомудрие.

25.04.01.
Вчера  был  напряжённый  день:  до  десяти  посетителей.  Слов  много,  а  денег  нет.
  Прав  был  Христос,  говоря:  имеющим  прибавится,  у  от  не  имеющих  отнимется  последнее.  Берд.: С.162: «Когда  говорят,  что  человек  победил  в  себе  пол  силой  духовного  творчества,  то  в  этой  формулировке  остаются  на  поверхности  явления.  В  этом  случае  не  побеждается  пол,  а  лишь  дается  иное  направление  половой  энергии – она  направляется  на  творчество».  Примеры  из  истории,  опровергающие  Бердяева  лежат  на  поверхности.  Если  бы  художник  победил  в  себе  пол,  он  перестал  бы  творить.  Именно  источником  творчества  является  полноценная,  жизнеспособная  потенция.  Восхищает  Природа,  которая  сумела  использовать  возможности  главного  инстинкта  на  службе  у  творчества.  Потому,  по-видимому,  в  творчестве  Бердяева  ощущается  временами  некая  хилота,  что  он  забыл,  когда  был  полон  сил  и  энергии  и  не  хочет  об  этом  вспоминать.  «Целомудрие  есть  насквозь  половое  явление,  это  одно  из  направлений  половой  энергии.  Полюс  противоположный  целомудрию – разврат».  Несомненно,  что  первоначально  понятие  целомудрие  связывалось  с  интимной  жизнью.  Но  в  наше  время  целомудрие  ассоциируется  также  с  тактичностью.  "На  парней  я  не  вешалась, / Наянов  обрывала  я"  (чIII – глI).  Можно  назвать  целомудрием  и  конфиденциальность,  и  врачебную  тайну,  и  многое  другое,  нравственное,  разглашение  чего  может  повредить  репутации  человека.  И  тогда,  следуя  Бердяеву,  мы  можем  сказать,  что  полюс  противоположный  такту – цинизм.  И  сразу  становится  видно,  что  разврат  и  цинизм – это  понятия  одного  ряда.  «Сексуальный  акт,  сексуальная  функция  победимы,  но  пол  непобедим».  Согласен,  что  обстоятельства  могут  не  позволить  совершить  сексуальный  акт.  И  сексуальную  функцию  можно  пресечь  кастрацией.  А  вот  насчёт  пола  автор  поспешил:  сейчас  переход  из  одного  пола  в  другой, как  два  файла  отослать.

26.04.01.

Встретил  Лёню  Руновского.  Жарко.
  А. А.:  "1. Вавилов  имел  сравнительно  небольшую  власть,  но  своей  властью  не  злоупотреблял;  Лысенко огромную  и  использовал  её  по  принципу  "Пожил  бы  я  всласть,  ведь  на  то  и  власть!"  2. Вавилов  работал  в  период  революционной  перестройки  нашей  деревни,  Лысенко тогда,  когда  борьба  была  уже  закончена.  3. Вавилов  никому  не  зажимал  рта,  Лысенко  же  позаботился  о  том,  чтобы  никто  не  мешал  его  "творческой  работе".  4. При  Вавилове  был  существенный  подъём  урожайности,  при  Лысенко значительный  спад.  5. Вавилов  работал  при  свете  полной  гласности,  которой  он  всячески  способствовал;  атмосфера  Лысенко "ночь  и  туман".  6. Вавилов  не  только  не  зажимал  рта,  но  всячески  содействовал  критике  и  признавал  свои  ошибки.  Лысенко  даже  сейчас  решительно  ни  в  одной  ошибке  не  признаётся".  У  Вавилова  лицо  открытое,  умное,  красивое,  у  Лысенко крысиное,  с  бегающими  глазками,  подлое.  С.-Щ.: «Марья  Петровна  сама  знает,  что  она  хорошая  женщина,  и  нередко,  находясь  наедине  с  самой  собою,  потихоньку  умиляется  по  поводу  разнообразных  своих  до-бродетелей».  Бесспорно,  что  эта  черта  является  неотъемлемой  частью  психологии  женщины.  Но  вот  вопрос:  в  какой  ипостаси  в  этот  миг  она  пребывает,  кто  она родитель  или  ребёнок?  Скорее  всего второе,  самолюбование это  детское  занятие;  Нарцисс ребёнок.  «Он  держит  в страхе  своих  подчиненных,  но  что  всего  драгоценнее,  сам  повиноваться  умеет.  Начальство  на-шлось  вынужденным  наградить  его  чином  действительного  статского  советника».  Комментиро-вать  Салтыкова-Щедрина  очень  трудно,  настолько  он  злободневен.  Вспоминаю,  в  1986 г.  с  Мишей  читали  вслух  "Помпадуры  и  помпадурши"  и  удивлялись  его  актуальности.  Это  было  в  санаторке,  мы  лежали  в  одной  палате,  Миша  был  после  операции.  Салтыков-Щедрин  будет  актуален,  покуда  будет  жив  бюрократ.  Убить  бюрократа  сможет  только  компьютер.
 
27.04.01.
Попёрла  зелень.  Был  в  налоговой.  Бесспорны  достижения  русской  культуры:
  наука,  литература,  музыка,  живопись,  архитектура.  Здесь  мы  на  уровне  мировых  стандартов.  А  нашу  литературу  я  бы  поставил  даже  выше  европейской.  Но  зато  и  мракобесие  у  нас  мировое.
  Берд.: С.162: «И  в  познании  есть  начало  мужской  активности  и  женской  пассивности».  Это  предложение  построено  вопреки  русской  грамматики.  Познание это  понятие,  которое  не  может  быть  ни  активным,  ни  же  пассивны.  Сумма  знаний  одного  поколения  недостаточна,  чтобы  обеспечить  поступательное  развитие  человечества.  Природа  нашла  выход:  женщина  обеспечивает  бессмертие  рода,  а  муж-чина его  умственный  прогресс.  Упрекать  женщину  в  некоторой  умственной  пассивности  всё  равно,  что  упрекать  мужчину  в  нежелании  рожать.  У  женщины  и  мужчина  и  физиология  раз-лична:  мужчина  должен  быть  сильным,  чтобы  преодолевать,  а  женщина  мягкой,  тёплой,  уютной,  домашней.  «Корень  грехопадения  человека  связан  с  полом,  что  греховной  жизни  человека,  око-ванной  природной  необходимостью,  предшествовало  падение  андрогина,  разделение  мужского  и  женского,  искажение  образа  и  подобия  Божьего».  Хотя  мы  знаем,  что  Бердяев – правоверный  христианин,  но  здесь  он  впадает  в  явную  ересь.  Начать  с  того,  что  у  Бога  масса  детей,  и  Сатана – один  из  них.  Иисус  Христос  был  зачат  и  рождён  по  всем  правилам  человеческого  дето-рождения.  Далее,  мы  знаем,  что  человек  рождается  во  грехе  (ему  свойственны  все  животные  инстинкты),  то  есть,  он  не  может  совершить  грехопадения.  Остаётся  открытым  вопрос:  был  ли  Адам  (первый  человек) Сыном  Божиим.  Способ  его  творения  один  и  тот  же  во  всех  религиях  мира.  Также  в  Писании  нигде  не  говорится,  что  Адам  был  андрогин.  Кроме  того,  я  вижу  в  по-следней  фразе  Бердяева  явное  кощунство:  Бог  не  был  андрогином.  Правда,  сейчас  предпринима-ются  попытки  лишить  Бога  какого-либо  пола,  но  тогда  придётся  переписывать  Библию.  Я за!

28.04.01.
Был  у  Шинкунаса
,  то  есть  в  ЗакСе.  Господин  Великий  Новгород  не  был  ни  окном,  ни  же  дверью  в  Европу.  Он  был  сама  Европа.  Да,  люди  разные:  разнообразие – благо.  Демократизм  Бога  (Природы)  проявляется  в  том,  что  мы  все  входим  в  этот  мир  одними  и  теми  же  вратами.  Вот  основа  демократии.  Как  удивительно  похожи  друг  на  друга  новые  русские  и  чиновники,  олигархи  и  депутаты.  Не  говорит  ли  это  либо  об  общности  происхождения,  либо  об  одина-ковых  условиях  жизни.  Человек  рождается  для  добра.  Посмотрите,  как  непринуждённо  смеётся  ребёнок  и  по  любому  поводу…  Но  постепенно  в  его  душу  проникает  хитрость,  его  смех  приобретает   злобный  оттенок.  Над  всем  этим  может  возобладать  только  разум. 
Берд.:  С.166: «Древний  мир  создал  фаллический  культ.  Есть  просветленное  и  преображенное  переживание  фаллического  культа  во  всякой  сексуальной  влюбленности».  Приходится  признать,  что  довольно  часто  мы  путаем  причину  со  следствием.  Я  думал  сначала,  что  набедренная  повязка  есть  следствие  умственного  развития  человека.  Но  под  воздействием  работ  де Моза,  понял,  что  повязка – это  сакральная  занавеска,  которая  первоначально  скрывала  мужское  достоинство  вождя,  особенно,  когда  это  достоинство  приходило  в  упадок.  Затем  этот  обычай  скрывать  свои  половые  признаки  распространилась  на  всех  мужчин,  а  потом  и  на  женщин.  Таким  образом  появились  первые  моральные  ориентиры.  Но  жизнь  показала,  что  моральные  ориентиры  неустойчивы.  С  изменением  характера  власти  меняются  и  ориентиры.  «Бездонно  глубоко  учение  Я. Беме  об  андрогине  и  о  Софии.  "Ты  юноша  или  дева,  а  Адам  был  и  тем  и  другим  в  одном  лице"».  Я  не  сторонник  вычитывать  в  книге  то,  чего  там  нет.  Если  бы  Адам  был  андрогином,  то  этот  феномен  был  бы  разобран  ещё  до  появления  Нового  Завета.  Я  глубины  здесь  не  вижу  никакой,  и  если  Бёме  разрабатывает  эту  тему,  то  читать  его  нет  никакого  основания.

29.04.01.
Ездил  в  банк,  заказал  пропуска.  Поездка  в  банк  приятна,  если  обратно  везёшь  деньги.  Сон 
это  объективный  показатель  состояния  здоровья  организма.  Я  имею  в  виду  сновидение,  содер-жание  сна.  Опытный  врач-психиатр  поставит  по  этому  показателю  первичный  диагноз.  И  только  больное  воображение  может  вести  происхождение  человека  от  андрогинов.  Рабле  очень  хорошо  иронизировал  на  эту  тему.  Похоже,  что  ни  Бёме,  ниже  Бердяев  не  читали  "Гаргантюа  и  Пантагрюэль".  Богу  не  нужна  бисексуальность:  он  творит,  а  не  рожает.  Но,  с  другой  стороны,  откуда  берутся  у  Бога  дети,  много  детей? 
(Д.):  С.7: "Люди,  их  создала  природа,  она  создала  их  из  животных.  В  них  и  только  в  них  истоки  всего,  чем  мы  стали".  Религия  не  приемлет  ни-каких  доказательств.  Достаточно  принять  одно  какое-нибудь,  как  их  сооружение,  построенное  на  фантазиях,  рассыпется  в  пыль.  "Игнорировать  этологию,  если  занимаешься  детским  поведением,  столь  же  чревато  ошибками,  сколь  чревато  ими  игнорирование  экологии  в  экономике.  Человеку  обидно,  что  он  всеми  своими  корнями  уходит  в  мир  животных,  и  везде,  где  это  удается  "забыть",  он  забывает  с  удовольствием".  Я  думаю,  что  человеку  это  не  обидно,  человек  в  этом  видит  свою  кровную  связь  с  Природой.  Это  должно  быть  обидно  людям,  вышедшим  из  грязи  в  князи.  "Догмат  богоизбранности  отсекает  всякую  возможность  научного  прогресса  в  лечении  человека".  Особенно  это  бросается  в  глаза,  когда  гибнут  дети  у  родителей  изуверов-сектантов.  "Дети  и  подростки  пели  те  же  песни  и  плясали  те  же  пляски,  что  их  отцы  и  деды  когда-то.  Дедов  не  раздражали  пляски  детей,  они  сами  могли  войти  в  их  круг  и  сплясать  с  ними".  Это  один  из  способов  передачи  поведенческих  генов.  Пляски это  наследство  шаманизма.  "Но  они  будут  выходить  на  улицы. – Зачем? – Эпатировать  нас – без  этого  они  не  могут,  мы  им  нужны".  Эпатаж  нужен  и  взрослым,  чтобы  остановить  свой  выбор  на  том  или  ином  подростке.

30.04.01.
4:4:5.  День  здоровья  и  физического,  и  душевного.  Были  Гурины  в  полном  составе,  но  уже  без  свояка.  Всё  отлично,  Тонечка  любит  угощать  гостей,  особенно  родственников.  У  Любищева  вычитал:  "Украдёшь  на  грош – раздавят,  как  вошь;  украдёшь  сто  тысяч – не  посмеют  и  высечь".  А  почему  так?  А  потому,  что  грош  крадёт  народ  у  государства,  миллионы – государство  у  народа.  Потому  и  расправа  такова.  Спец – это  тот,  кто  хорошо  и  долго  спит.  Сравни:  и  швец,  и  жнец,  и  на  дуде  игрец.  Исходя  из  сказанного  делаю  вывод,  что  я  настоящий  спец. 
Берд.:  С.172: «Сексуальный  акт  насквозь  безличен,  он  общ  и  одинаков  не  только  у  всех  людей,  но  и  у  всех  зверей.  Нельзя  быть  личностью  в  сексуальном  акте,  в  этом  акте  нет  ничего  ин-дивидуального,  нет  ничего  даже  специфически  человеческого».  Я  с  этим  совершенно  не  согласен.  Не  зря  же  Природа  дала  возможность  интимных  отношений  человеку  в  любое  время  года  и,  главное,  связала  это  влечение  с  творческой  потенцией.  Библия  полезна  в  тех  пределах,  где  она  устанавливает  моральные  нормы  и  передаёт  фактический  материал  по  истории  народов.  «В  половой  жизни,  возникающей  из  жажды  наслаждения  и  удовлетворения,  торжествует  не  личное  задание,  а  интересы  рода,  продолжение  рода».  Это  справедливо  в  отношении  животных,  а  возможно  и  растений:  Природа  специально  сопроводила  процесс  продолжения  рода  макси-мальным  сладострастием.  Мне  кажется,  что  недотрога,  выбрасывая  семена  на  большое  рассто-яние,  тоже  испытывает  удовольствие.  Но  у  человека,  кроме  того,  это  связано  ещё  с  творческим  вдохновением.  Когда  половой  акт  становится  предметом  обсуждения,  он  превращается  в  секс,  животный  секс,  подтверждающий  животное  происхождение  человека.  От  обсуждения  полового  акта  предостерегало  и  Армянское  радио.  Если  встречаешься  с  человеком,  который  с  удо-вольствием  и  гордостью  говорит  о  своих  сексуальных  успехах,  знай,  это  ещё  не  человек.

van-osmos@yandex.ru

ПРОДАЁТСЯ  ЗЕМЛЯ  В  ЛЕНИНГРАДСКОЙ  ОБЛАСТИ

Hosted by uCoz