2001-12

01-01

02-01

03-01

04-01

05-01

06-01

07-01

08-01

09-01

10-01

11-01

дн2001


01.12.01.    
7:12:27.  Вчера  неожиданно  приехал  Славка  за  мной  на  д/р  Егора.  Едва  уговорил  немного  задержаться.  Утром  ходил  заказывать  паспорт  на  квартиру.  Вечер  прошёл  бурно,  с  ожидаемыми  результатами.  Пришвин: «С.211: Мы  отправились  снять  всё,  что  осталось  на  колокольне
».  Хорошо,  хоть  не  препятствовали.  «С.212: Читаю  Робинзона  и  чувствую  себя  как  Робинзон.  Это  свойство  всех  крупных  произведений  передавать  мысль  на  себя.  Так  что  бывает  недоумение:  что,  это  автор  открыл  твои  глаза  на  твою  вечную,  присущую  всем  черту  или  же  так  пришлось,  что  избранные  автором  черты  жизни  как  раз  были  твоей  особенностью.  Но  бывает  взгляд  на  детей  как  бы  со  стороны  и  как  на  чужих,  тогда  через  лицо  ребёнка  просвечивают  бесчисленные  пороки  его  предков.  Эти  дети  очень  страшны.  Вообще,  это  прозрение  очень  страшно.  У  меня  это  было  лишь  раз  (мистически),  а  так  для  всех  это  понятно,  если  смотреть  на  детей  беспризорных.  Гоголь  такими  глазами  смотрел  на  русских»[23.02.91. Дворцовая  площадь.  «Говорят,  что  Центр  не  имеет  программы  вхождения  в  рынок!  Это  заблуждение.  Центр  имеет  такую  программу,  реализует  её  целеустремлённо  и  защищает  надёжно.  Так  на  любые  шаги  правительства  РСФСР  по  стабилизации  экономики  Центр  реагирует  мгновенно  и  жёстко,  и  если  раньше  КПСС  прикрывалась  маской  демократии,  то  на  последнем  отрезке  времени  все  приличия  отброшены  и  борьба  ведётся  на  уничтожение,  уничтожение  конкурента.  Именно  этой  цели  служит  денежная  реформа,  которая  убрала  с  рынка  более  половины  конкурентов.  Этой  же  цели  служат  многочисленные  разбойные  указы  Генсека,  узаконивающие  грабежи  в  буквальном  смысле  слова,  с  нанесением  телесных  повреждений,  так  расправляются  с  подобными  Артёму  Тарасову.  И,  наконец,  референдум,  любой  исход  которого  позволит  поставить  точку  в  главе  "Перестройка"  и  начать  новую  главу – "откровенная  диктатура".]

02.12.01.
7:13:27.  Утром  Славка  отвёз  меня  домой.
  Он  очень  своенравный,  но  если  общаться  с  ним,  зная  особенности  его  характера,  то  он  оказывается  простым  и  добрым  парнем  и  даже  покладистым.  Вечером  пришла  М. А.  Потом  записывал  вальс  Равеля.  Об  этой  его  вещи  я  уже  высказывался  (какофония  в  ритме 3/4).  Правительство  блестяще  выходит  из  создавшейся  финансовой  ситуации:  бюджетникам,  только  одной  категории – учителям  повышают  оклады  в  два  раза,  остальным  обещанным – от  1.4  до  1.8.  Разрешённым  пенсионерам  пенсию  возвращают  меньше,  чем  урезали.  Никит. I: 1853 г., С. 361: «Душа  болит  от  мерзостей  и  страданий  человеческих.  И  вот  под  влиянием  нового  мировоззрения  в  литературе  нашей  начинается  новое  наслоение.  Переходным  звеном  здесь  является  Пушкин:  он  уже  недоволен,  тревожен,  язвителен,  хотя  и  в  личном  ещё  смысле.  За  ним  идёт  Лермонтов,  а  там  вдруг  вырастает  Гоголь…»  Наша  литература  отличалась  от  европейской  своим  философским  глубокомыслием.  Европейская  литература  изображает,  пока-зывает;  русская  литература,  показывая,  размышляет.  «Ещё  воровство,  и  на  этот  раз  вор  оказался  юмористом.  В  Киеве  уездный  казначей  украл  восемьдесят  тысяч  рублей  серебром  и  скрылся,  оставив  письмо  следующего  содержания:  "Двадцать  лет  служил  я  честно  и  усердно:  это  известно  начальству,  которое  всегда  было  мною  довольно.  Несмотря  на  это,  меня  не  награждали,  тогда  как  другие  мои  сослуживцы  получали  награды.  Теперь  я  решил  сам  себя  наградить"  и  пр.  Вора  не  нашли.  Говорят,  он  успел  скрыться  за  границу».  Вот  об  этом  Гоголь  и  писал.  С. 362: «Действия  цензуры  превосходят  всякое  вероятие.  Чего  этим  хотят  достигнуть?  Остановить  деятельность  мысли?  Вот  из  тысячи  фактов  некоторые,  самые  свежие.  Цензор  Ахматов  остановил  печатание  одной  арифметики,  потому  что  между  цифрами  какой-то  задачи  помещен  ряд  точек.  Он  подозревает  здесь  какой-то  умысел  составителя  арифметики».

03.12.01.  
Сидел  дома,  помылся.  Дочитал  Пайпса – хочется  ещё  и  ещё.  Кто  ясно  мыслит,  тот  также  и  пишет.  Как  сер  народ,  а  вместе  с  ним  и  я!  «Демон  Сократа»  необходим  хотя  бы  как  ликбез.  Пришвин:
«С.213: Купил  "Записки  писателя" Лундберга.  Вот  писатель:  умный,  образованный,  честный  и  не  безвкусный,  но,  по-видимому,  претензия  на  ум  всё  убивает.  Книги  его,  однако,  наводят  на  мысли  начать  свои  мемуары.  С.214: Борьба  со  злом  возможна  лишь  путём  творчества  жизни.  Зло  живёт  среди  нас  постоянно:  в  сущности,  это  бессильное,  нетворческое,  мелкое  повседневное  зло.  С.215: О  беспредметном  искусстве.  Быт  умирал,  и  с  ним  отмирали  художники-бытовики,  новые  художники  остались  без  быта,  "без  предмета".  Хорошие  люди  непременно  возвращаются  к  прошлому.  Литературный  критик – это  кто  словами  об  искусстве  (слóва)  пытается  возместить  в  себе  недостаток  таланта  или,  по  крайней  мере,  труд  и  риск  самому  создавать  новое».  Б-ев, С.9: «История  не  щадит  человеческой  личности  и  даже  не  замечает  ее».  Бердяев  склонен  одушевлять  философские  понятия  и  категории.  Мне  это  кажется  не  корректным.  Суд  Истории – это  прикрытие,  за  которым  прячется  человек  и  не  редко,  в  угоду  власти – фальсификатор.  Достоинство  истории  в  том  и  заключается,  что  она  нелицеприятна,  добру  и  злу  внимает  равнодушно.  Если  личность  достойна  того,  то  след  её  в  Истории  сохранится.  «Я  был  асоциален,  я  никогда  не  был  "общественником".  Общественные  течения  никогда  не  считали  меня  вполне  своим.  Я  всегда  был  "анархистом"  на  духовной  почве  и  "индивидуалистом"».  Творческий  процесс  требует  уединения,  но  материал  для  творчества  черпается  в  социуме.  Следует  признать,  что  анархистом  может  быть  только  творческая  натура.  С.10: «Наибольшую  трудность  я  вижу  в  том,  что  возможно  повторение  одной  и  той  же  темы  в  разных  главах.  Единственное  оправдание,  что  тема  вновь  будет  возникать  в  другой  связи  и  другой  обстановке». 

04.12.01.
Как  я  понимаю,  любовь  в  трезвом  состоянии  воспринимается острее.  7:13:28.  Варил  холодец.  Когда  Тонечка  не  вмешивается,  получается  всё  хорошо.  Путин  опять  говорил  хорошие  слова.  Они  так  воспринимаются  (с  надеждой)  потому,  что  говорит  их  новый  человек.  А  слова-то  всё  старые,  и  говорили  их  многие  люди,  в  том  числе  и  сволочи.
  Никит. I: 1853 г., С. 364: «Умер  В. А. Каратыгин-старший.  Русский  театр  в  течение  последних  десяти  дней  потерял  всех  талантливых  представителей.  Да  кстати,  и  Московский  театр  сгорел».  Это 
кстати  прозвучало  очень  мило.  С. 365: «Никогда  не  унывай  в  настоящей  скорби,  помня,  что  ты  ещё  счастлив  тем,  что  с  тобой  не  случилось  хуже,  ибо  худшее  всегда  возможно.  Отчаяние – признак  душевной  слабости;  надежда  есть  дитя  легкомыслия.  Лучше  всего  мужество,  которое  всё  сносит  и  не  нуждается  в  оболь-щении».  Минуты  отчаяния  я  пережил  в  пору  своей  ранней  юности.  Это  было  тем  более  тя-жело,  что  мы  все  жили  в  одной  комнате.  С. 368: «Узнал  сегодня  об  исходе  представления  меня  по  военному  министерству  к  чину  действительного  статского  советника.  Государь  на  пред-ставление  отвечал,  что  "ещё  рано",  а  когда  военный  министр  заметил,  что  я  уже  девять  лет  в  чине  статского  советника,  его  величество  повторил:  "всё-таки  рано  ещё".  И  впрямь,  рано:  ну  какой  я,  в  самом  деле,  генерал».  Скромняга,  это  первое  конкретное  упоминание  о  его  служеб-ной  карьере.  Теперь  пора  переходить  от  оппозиции  в  лёгкую  фронду.  С. 369: «Он  (князь  Шихматов)  собственно  не  был  государственным  человеком – да  и  где  же  у  нас  государственные  люди?– и  пост  министра  застал  его,  так  сказать,  врасплох,  неожиданно».  Пожаловать  нежданно  министром,  это  лучше,  чем  вдруг  оказаться  в  ссылке.  С. 371: «Какой-нибудь  невежда  может  пустить  в  ход  совсем  нелепое  понятие  и  колебать  им  целый  ряд  учреждений…»  Уже  осто-рожно,  не  называя  фамилий.  Опыт  показывает,  что  так  надёжнее,  да  и  генерал  на  носу.

05.12.01.
Отгуляли  Тонечкин  праздник.  Получил  приглашение  в  суд  на  07.12.01.  по  помещению  на  Го-роховой.  Дарутина  уже  проиграла  суд  по  выселению.  Татьяна  Дарутина,  соратница  Салье  Ма-рины  Евгеньевны,  со  своей  организацией  располагалась  по  соседству  с  нами.  Пришвин: «С.216: Хитрость  есть  низшее  свойство  ума  и  высшее  свойство  глупости».  Хитрость не  ум,  хитрость инстинкт.  Это  корни  лжи,  сначала  бытовой,  потом  государственной.  «И  есть  читатели,  и  долго,  долго  они  будут  рождаться  и  жить,  такие  невзыскательные  и  наивные;  они  берут  в  руки  роман  не  для  того,  чтобы  творить  возможные  пути  жизни  или  образцы  вслед  за  автором,  а  только  чтобы  отдохнуть,  забыться  и  потом  бросить  "книжонку".  Возьмёшь  Мериме,  Бальзака,  Диккенса,  Толстого,  Достоевского – и  читаешь  без  неловкости,  но  берёшь  современного  романиста,  который  строит  роман  во  всех  отношениях  лучше  классиков,  и  как-то  с  трудом  и  неохотой  расчитываешься».   [Осуществлять  эту  диктатуру  будет  любимое  детище  КПСС – советская  армия,  день  рождения  которой  мы  сегодня  отмечаем.  Если  во  всём  мире  одного  солдата  кормит  1000 человек,  то  в  нашей  стране  один  солдат  приходится  на  60 человек.  Естественно,  что  такой  солдат  не  может  быть  сыт  и  доволен,  но,  имея  оружие,  он  имеет  желание  поправить своё  положение  за  счёт  народа,  и  по  этой  причине  народ  уже  не  может  быть  богатым.  Это  любимое  дитя  КПСС  уже  73 года  переводит  в  дерьмо  70% наших  людских  и  экономических  ресурсов.  И  нет  сомнения,  каков  бы  ни  был  результат  референдума,  диктатура  КПСС  неизбежна,  ибо  только  так  эта  структура  понимает  регулируемый  рынок.  И  всё  же  я  приглашаю  вас  бойкотировать  референдум,  чтобы  не  давать  КПСС  даже  мнимого  права  от  имени  народа,  руками  народа  душить  народ.  (И  в  этом  вопросе  я  оказался  прав:  при  Ельцине  закончилась  перестройка,  при  Путине  началась  диктатура.  Триумвирата  ещё  нет,  но  раздвоение  личности  налицо.)
»]

06.12.01.
Встречался  с  д/д  в  кафе  «Василина».  Всё  было  прекрасно.  Потом  Дима  довёз  меня  до  метро.
  Чиновник – вынужденный  шизофреник.  Он  всегда  говорит  одно,  а  делает  прямо  противополож-ное.  Потому  и  ворует  он  «с  чистой  совестью»,  ворует  как  бы  не  он,  а  чиновник,  которого  он  представляет.  История – это  то,  что  было.  Исторические  дали,  исторические  перспективы – это  риторические  штампы,  которые  мне  не  кажутся  красивыми  и  в  сути  своей  представляющие  нонсенс.  Как  сказал  бы  "и  примкнувший  к  ним  Шепилов":  жареный  лёд.  У  Истории  нет  буду-щего.  Б-ев, С.10: «Я  русский  мыслитель  и  писатель.  И  мой  универсализм,  моя  вражда  к  наци-онализму – русская  черта».  Это  звучит  очень  мило:  я  не  националист,  но  это  моя  русская  черта.  Ибо  русская  черта  и  есть  национальная  черта.  Я  это  разъяснил  для  большинства,  которое  не  любит,  читая,  вникать.  «Но  главное  в  книге  не  это,  главное – самопознание,  познание  собствен-ного  духа  и  духовных  исканий».  Теперь  и  я  понимаю, что  в  жизни  две  главных  вещи:  познание  окружающего  мира  и  самопознание.  И  если  первое  по  каким-либо  причинам  может  быть  затруд-нено,  то  самого  себя  можно  и  должно  изучать  постоянно.  С.14: «Христиане  должны  себя  чувст-вовать  не  имеющими  здесь  пребывающего  града  и  града  грядущего  взыскующими».  Это – откро-венное  признание,  которым  любая  религия,  обещающая  рай  после  смерти,  ставит  её  привержен-цев  вне  мира,  вне  общества:  добровольные  изгои.  Монастыри – этому  подтверждение.  Это  не  уединение  ради  самопознания, это сознательный  отказ  от  творческой  деятельности,  это  удовлетво-рение  врождённого  бродяжничества.   «Черты  родового  сходства  мне  представлялись  противореча-щими  достоинству  человеческой  личности».  Во-первых,  лицо,  физиономия – ещё  не  личность.  А  во-вторых,  хотелось  бы  знать,  на  кого  хотел  бы  походить  сам  Бердяев?  Салтыков-Щедрин,  и  тот  не  отрекался  от  своих  корней,  но  всей  своей  творческой  деятельностью  показал  себя  личностью. 

07.12.01.
Решили  в  суд  не  идти:  стратегия  затягивания.  7:13:29.  Вспоминаю  осень:  прозрачно-желтые  ли-сты  клёна  на  голубом  фоне  и  черно-чёткие  веточки  его.  Зрелище  изумительное,  кажется,  краше  не  бывает.  А  вчера:  белоснежные  вершины  деревьев  на  фоне  того  же  голубого  неба.  Но  сколь-зко,  что  ослабляет  впечатление,  так  как  требует  постоянного  внимания  к  дороге. 
Ломоносов (Лом.), № 7 – 8, 2003:  С.22: "Хаос  не  ведёт  к  потере  гармонии.  28 мая  нынешнего  года  ушел  из  жизни  крупнейший  естествоиспытатель  ХХ в.  Илья  Пригожин.  Илья  Романович  родился  в  Моск-ве  25.01.1917.  Вскоре  после  октябрьского  переворота,  в  1921 г.,  семья  Пригожиных  эмигрирова-ла.  С  1953 г.  он – член  Королевской  академии  Бельгии,  а  с  1969-го – её  президент.  Исследования  Пригожина  в  области  термодинамики  необратимых  процессов  коренным  образом  преобразовали  и  оживили  эту  науку, – сказал  Стиг  Классон  в  своей  вступительной  речи  от  имени  Шведской  королевской  академии  наук. – Эта  работа  открыла  для  термодинамики  новые  связи  и  создала  теории,  устраняющие  разрывы  между  химическим,  биологическим  и  социальным  полями  научных  исследований.  Исследования  Пригожина  отличают  элегантность  и  прозрачность,  поэтому  ученого  заслуженно  называют  «поэтом  термодинамики».  Полноценное  включение  понятия  о  «стреле  вре-мени»  в  науки  о  природе  произошло  только  во  второй  половине  ХХ в.,  и  связано  это,  прежде  всего,  с  работами  Пригожина.  Научное  кредо  Пригожина:  мир,  в  котором  мы  живём, – это  мир  неустойчивостей  и  флуктуаций,  ответственных,  в  конечном  счёте,  за  поразительное  богатство  форм  и  структур,  которые  мы  видим  в  окружающей  действительности.  Ученый  приходит  к  следующему  фундаментальному  выводу:  «Сложность  в  природе  невозможно  свести  к  некоему  принципу  глобальной  оптимальности…  В  своей  погоне  за  сложностью  природа  занимает  более  «прагматическую»  позицию,  в  которой  существенную  роль  играет  поиск  устойчивости»". 

08.12.01.
Не  гулял.  Утром  в  ясную  погоду  наблюдаю,  как  «небу  в  шаль / Вползает  солнца  вша».  В  безве-трие,  при  солнце  в  моём  жилище  прекрасно.  Зимой,  в  солнечную  погоду  нет  надобности  в  паровом  отоплении,  но  у  нас  это  не  понимают,  считают,  что  экономия  не  оправдает  затрат. 
Никит. I: 1853 г., С. 372: «Есть  у  Б. Нибура  следующее  положение:  "великие  эпидемии  и  заразы  совпадают  с  эпохами  упадка  цивилизации".  Мысль  эта  меня  поразила.  Наше  время  как  бы  служит  ей  подтверждением».  Это  естественно,  государство  перестаёт  заниматься  социальными  проблемами.  С. 375: «Война.  Говорят,  турки  перешли  Дунай  или  заняли  один  из  островков,  который  командует  переправой.  Наша  флотилия,  ходят  слухи,  пострадала  на  Дунае».  Вот  так  незаметно  подкралась  катастрофа.  1854 г., С. 379: «Не  делиться  должно  с  людьми,  а  давать  им,  ничего  не  требуя  взамен».  Так  может  говорить  человек,  на  себе  испытавший  чёрствость  людей.  А  детство  у  Никитенко  было  достаточно  мрачным.  С. 383: «Действительно,  настоящая  эпоха – это  эпоха  нравственных  и  умственных  ничтожеств».  Это  прекрасное  замечание,  ничтожества  постоянно  окружают  и  сопровождают  власть,  да  и  сама  власть,  по  большому  счёту,  ничтожна.  С. 386: «Изменяться  свойственно  человеку,  но  неужели  он  должен  изменяться  только  к  худшему?  Скольких  людей  я  знал  и  знаю,  которые  начали  своё  поприще  по-человечески,  а  продолжали  его  или  кончили  так,  что  сказать  стыдно».  Никитенко  судит  об  обществе  своего  круга  или  выше,  а  там  это – естественно.  Не  избежал  этого  процесса  и  автор.  С. 389: «Безалаберность – вот  девиз  нашего  общества,  а  ложь  его  кумир.  Оно  лжет  ежеминутно  мыслью  и  делом,  сознательно  и  бессознательно.  Нет,  тут  надо  ещё  целое  столетие,  что-бы  могла  выработаться  какая-нибудь  разумная  сила».  Прошло  полтора  столетия,  но  положение  во  власти  не  изменилось:  так  же  она  беспомощна  в  управлении  и  так  же  окружена  всякой  сволочью.

09.12.01.
Накоплен  достаточно  большой  репертуар  для  прослушивания.  Имею  теперь  представление  о  дирижерах  не  только  советской  школы.
  О  Миронове  даже  думать  не  хочется.  Он  дерьмо  даже  в  сравнении  с  Зюгановым.  Будучи  третьим  лицом  в  нашем  государстве,  он  ничем  не  примечателен.  Чем  дольше  автор  работает  над  своим  произведением,  тем  больше  вероятность  противоречий  в  нём:  происходит  накопление  знаний,  расширяется  кругозор.  Хотя  мы  знаем,  что  результат  для  всех  один:  "Век  живи,  век  учись,  а  дураком  помрёшь".  "Я  стал  философом,  пленился  «теорией»,  чтобы  отрешиться  от  невыразимой  тоски  обыденной  «жизни»", – сказал  Бердяев.  А  если  бы  он  не  испытал  на  себе  этой  тоски,  не  стал  бы  философом.  Но  об  этом  говорил  ещё  Сократ.  А  я  ещё  раз  скажу,  что  только  из  повседневной  жизни,  из  мира,  который  так  ненавидит  Бердяев,  мы  черпаем  материал  для  философии.  Тот  же  здравый  смысл,  основа  философии,  говорит,  что  ненависть плохой  советчик.  Б-ев, С.15: «Эти  связи  были  частью  родственные,  частью  по  службе  моего  отца  в  кавалергардском  полку».  Я  так  и  не  понял,  стесняется  своего  происхождения  Бердяев  или  гордится  им.  Во  всяком  случае,  описывает  он  своих  высокопоставленных  родственников  с  любовью.  «Мать  моего  отца,  рожденная  Бахметьева,  была  в  тайном  постриге  еще  при  жизни  моего  деда.  Она  была  близка  к  Киево-Печерской  лавре».  Похоже,  что  религиозный  туман  с  детства  обволакивал  душу  (разум)  Бердяева,  и  от  этого  туманизма  (мистицизма)  он  избавиться  не  смог  до  конца  дней  своих.  С.18: «Для  военного  времени  Николая I  он  (дед)  был  исключительно  гуманным  человеком».  И  несмотря  на  это,  Бердяев  всеми  фибрами  души  ненавидит  гуманизм  как  философское  мировоззрение.  Не  повторы  удивляют,  удивляет  его  непоследовательность.  В  одном  и  том  же  произведении,  главе  он  может  утверждать  прямо  противоположные  мнения. 

10.12.01.
День  здоровья:  просто  нечего  пить.  День  шёл  своим  чередом.  Вечером  приехали  внуки,  без  Любы.  Она  болеет,  лечится  голодом.  Я  понимаю,  что  реализовать  МСУ  теперь  невозможно,  но  заниматься  этим  должно  уже  сейчас.  Но  вот  ситуация:  низы  не  могут,  верхи  не  хотят.
  «По-литикой  так  или  иначе  занимаются  все».  Это  из  фильма  «Ва-банк».  Политика – это  эконо-мические  отношения,  а  есть  и  одеваться  хотят  все.  Лучше  всего  способствует  мебели  каша.  А  манная – для  меня  особенно  благотворна.  В  связи  с  этим  вспоминаю  анекдот,  который  любила  рассказывать  Мария  Филипповна  Овсейчик.  Если  человек,  народ  не  ощущает  своего  рабского  состояния,  значит  ниже  падать  некуда.  Никит. I: 1854 г., С. 393: «Толкуют  об  юбилее  Греча.  Многие  находят  его  неуместным.  Во-первых,  литературные  заслуги  Греча,  которые  у  него,  коне-чно,  есть,  не  таковы,  однако,  чтобы  дать  ему  право  на  этот  почёт.  Как  же  после  того  должно  общество  выражать  свою  признательность  деятелям,  подобным  Крылову,  Пушкину,  Жуковскому,  Гоголю?  Во-вторых,  репутация  Греча,  двусмысленна.  В  чём  только  ни  подозревают  его!  Да  и  дружба  с  Булгариным  не  делает  ему  чести  и  не  возбуждает  к  нему  доверия.  Юбилей,  вероятно,  состоится,  то  есть  соберётся  сумма,  достаточная  для  хорошего  обеда, – в  чём  и  вся  сила».  Бесспорно,  образование  позволяло  Никитенко  отличать  литературу  от  халтуры,  но  выражать  себя  он  мог  только  в  дневнике.  1855 г., С. 402: «Но  мой  посетитель  вдруг  сказал: – Государь  скончался! – Но  вот  его  убила  эта  несчастная  война.  Начиная  её,  он  не  предвидел,  что  она  превратится  в  такое  бремя,  которого  не  вынесут  ни  нравственные,  ни  физические  силы  его.  В  настоящих  обстоятельствах  смерть  его  является  особенно  важным  событием,  которое  может  повести  к  неожиданным  результатам.  Для  России,  очевидно,  наступает  новая  эпоха».  Есть  мнение,  что  он  принял  яд.  Но  и  после  смерти  позор  его  не  смыт,  на  нём  остался.

11.12.01.
Новый  Год  на  носу,  а  дело  стоит.  До  чего  народ  стал  решителен:  ещё  дело  не  сделано,  а  уже  деньги,  нет,  не  требуют,  а  хватают.  Это  называется 
предоплата.  Раньше:  сделал получи,  теперь:  заплати,  а  там  посмотрим.  Языческие  религии,  а  они  сильно  отличаются  от  народа  к  народу,  следует  рассматривать  как  равноправные  с  религиями  позднейшего  времени.  Любая  религия  начиналась  с  пляски  под  бубен  вокруг  костра.  Любая  религия  призвана  помогать  на-чальству  удерживать  народ  в  повиновении.  Смена  религиозных  концепций  произошла  в  связи  с  повышением  общего  уровня  образованности.  Религия  особенно  необходима  в  период  демографи-ческого  взрыва,  и  вообще  значение  её  будет  сохраняться  до  тех  пор,  пока  соотношение  98.6% : 1.4%  не  изменится  хотя  бы  до  50% : 50%.  Б-ев, С.18: «Я  никогда  не  любил  общества  мальчиков-сверстников  и  избегал  вращаться  в  их  обществе».  Признаться,  в  д/д  я  тоже  избегал  общества  сверстников,  за  редким  исключением,  зато  много  читал.  С.23: «Кадеты  же  мне  показались  осо-бенно  грубыми,  неразвитыми,  пошлыми».  Подобная  картина  была  и  в  нашем  д/д.  Теперь  мне  понятно,  что  в  коллективе  шло  постоянное  соревнование  за  более  высокую  ступень  в  иерархии.  Я  был  скрытен  в  своих  переживаниях,  но  достаточно  открыт  для  общения  и  общих  занятий.  «Я  читаю  быстро  и  легко.  Но  я  читаю  активно,  а  не  пассивно,  я  непрерывно  творчески  реагирую  на  книгу  и  помню  хорошо  не  столько  содержание  книги,  сколько  мысли,  которые  мне  пришли  в  голову  по  поводу  книги».  Я,  кроме  того,  любил  одно-временно  читать  три – четыре  книги  разнопланового  содержания.  Это  делало  моё  воображение  более  объёмным.  С.25: «Я  всю  жизнь  учился,  учусь  и  сейчас».  И  в  этом  вопросе  мы  едины.  В  условиях  д/д  выбирать  направление  не  приходилось.  Но  уже  в  техникуме  я  понял:  выбрал  не  то  направление.  Однако  по  инерции  закончил  институт  того  же  профиля,  потом  встал  на  эту  стезю,  которой  держусь  и  сейчас.  

12.12.01.
Присутственный  день.  Решали,  как  быть  в  случае  выселения.  К  обеду  ощущаю  потребность  вы-пить.  После  завтрака  чувствую  себя  необыкновенно  хорошо.  «Штатный»  завтрак:  творог  со  сме-таной  и  песком  в  припивку  с  крепким  чаем,  затем  какая-нибудь  каша  на  молоке  со  сливочным  маслом.
  Никит. I: 1855 г., С. 403: «Длинная  и,  надо-таки  сознаться,  безотрадная  страница  в  исто-рии  русского  царства  дописана  до  конца».  Перевернули  лист  и  начали  писать  другую 
безот-радную  страницу С. 404: «Похороны  государя».  Как  говорят:  "Умер  Максим,  ну  и  ...  с  ним;  положили  его  в  гроб,  ну  и  мать  его  ...".  Уверен,  про  меня  так  не  скажут.  С. 405: «Настаёт  пора  положить  предел  этому  страшному  гонению  мысли,  этому  произволу  невежд,  которые  сделали  из  цензуры  съезжую  и  обращаются  с  мыслями  как  с  ворами  и  с  пьяницами».  Это  видение  миража,  впереди  и  крепость  и  ссылки.  С. 407: «Общее  собрание  в  Академии  наук.  Я  присутствовал  тут  в  первый  раз.  Было,  между  прочим,  прочтено  высочайшее  утверждение  меня  в  звании  ординарного  академика.  Вместе  со  мною  утверждён  и  преосвященный  Макарий.  Замечательный  духовный  ум.  Самая  наружность  его  привлекательна.  Я  смотрел  на  него  с  эстетическим  удовольствием,  а  после  подошёл  к  нему,  и  мы  познакомились».  Фактически  стал  академиком  за  выслугу  лет никаких  литературных,  ни  же  научных  трудов.  С. 411: «Вот  я  сижу  в  маленькой  каморке  в  Павловске,  на  так  называемой  даче,  на  углу  1 Матросской  слободки  и  Пикова  переулка».  С.415: «Страшный  закон  судьбы:  ты  не  получишь  желаемой  вещи  прежде,  нежели  она  не  утратит  для  тебя  половины  своей  прелести.  Дело  о  цензуре  застряло  в  канцелярии.  По  приказанию  министра  я  отдал  туда  мою  записку  для  перебеления:  вот  уже  скоро  месяц  она  переписывается.  Это  ужас!  Я  говорил  министру.  Он  отвечал,  что  канцелярия  его  бестолкова,  а  директор – (дурак),  обещал  подвинуть  дело,  но  всё  забывает.  Вот  как  делаются  у  нас  серьёзные  дела!»

13.12.01.  
Отметили  Конституцию.  Путин  может  сделать  своё  президентство  образцом  для  подражания,  даже  не  добившись  внушительных  успехов:  верность  Конституции.  Третьеводни  болело  левое  запястье:  не  дотронуться.  Теперь  побаливает  сердце.
  Фобии – это  то,  что  я  называю  психозами:  устойчивые,  передаваемые  по  наследству  соединения  нейронов  мозга,  то  же  самое,  что  инстинкты.  Лом.:  С.39: "Для  продвинутой  цивилизации  попасть  лучом  в  нас – не  проблема.  Мы  сами  могли  бы  посигналить  лазером  уже  сегодня".  С.54: "Ученые  продолжают  спорить  о  том,  что  важнее:  наследственность  или  воспитание?  Большое  сходство  однояйцевых  близнецов  связано  с  их  воспитанием,  а  не  наследственностью".  C.61: "Первобытный  человек не  сразу  научился  защищать  себя  с  оружием  в  руках.  Долгое  время  он  был  пугливой  дичью.  Отголоски  тех  далёких  страхов,  связанных  с  реальной  перспективой  погибнуть  в  пасти  какого-нибудь  саблезу-бого  тигра,  возможно,  сохранились  и  поныне  в  виде  всевозможных  фобий.  Боязнь  хищников  должна  оставаться  у  людей  минимум  миллион  лет.  По  идее,  она  должна  присутствовать  и  по  сей  день".  С.66: "Париж.  Середина  XVII века.  Мушкетёры  короля,  человек  в  железной  маске – и  первый  научный  журнал.  XVII век – время  бурного  развития  естественных  наук.  Получают  новый  толчок  механика  и  физика – Галилео  Галилей  открывает  законы  падения  тел  (1632,  1638),  Ио-ганн  Кеплер – законы  движения  планет  (1609,  1610),  Исаак  Ньютон – закон  всемирного  тяготения  (1687).  Продвигаются  вперёд  оптика  (Галилей  в  1609-м  и  Кеплер  в  1611 году  сооружают  зрительные  трубы,  Ньютон  развивает  оптику  на  основе  теории  истечения,  Гюйгенс  и  Гук – на  основе  волновой  теории),  картография,  баллистика,  гидравлика.  5 января  1665 года  французский  учёный  Дени  де Салло  начал  публикацию  ежемесячного  периодического  издания  под  названием  Le  journal  des  scavans  («Журнал  ученых»),  просуществовавшего  до  начала  XX века".

14.12.01.
Приходили  смотреть  протечку  в  ванной.  Демократия  придумана  для  утешения  безликой  людской  массы.
  Б-ев, С.25: «Человек  есть  микрокосм,  потенциальная  величина,  в  нем все  заложено».  Человеческий  потенциал  неизмерим,  но  раскрывается  он  чрезвычайно  медленно.  И тому  при-чиной  отсутствия  возможностей  самопознания,  то  есть,  нынешняя  система  воспитания  не  стре-мится  раскрыть  потенциал  человека.  Главным  препятствием  в  этом  вопросе  является  перена-селение.  В  РФ  этой  проблемы  нет,  но  нет  и  желания  нового.  С.27: «Огромную  роль  в  моей  жизни  играли  болезни».  В  это  трудно  поверить,  но  и  в  этом  вопросе  наши  судьбы  схожи.  Я – инвалид  с  детства,  и  д/д  наш  был  специфическим,  инвалидным.  За  свою  жизнь  я  перенёс  десять  операций.  Моя  физическая  ограниченность  принуждала  больше  времени  уделять  умствен-ным  занятиям.  Но  главное,  у  меня  был  дополнительный  круг  общения,  в  который  физически  здоровые  люди  попадают  очень  редко.  Круги  общения:  д/д,  техникум,  институт,  музыкальная  школа,  ЛГУ,  УМЛ,  преподавание,  завод  и,  наконец,  ДКТС,  на  фоне  которого  1964 г.  про-исходили  остальные  события.   С.31: «Я  прежде  всего  человек  брезгливый,  и  брезгливость  моя  и  физическая,  и  душевная».  Должен  признаться,  что  не  во  всяком  доме  я  мог  есть  спокойно.  Если  я  попадал  в  такой  дом,  то  ел  только  консервы  или  пищу  подвергшуюся  термообработке  (жареную,  вареную). Этому  виной  моя  жена:  у  неё  всё  всегда  стерильно.  Но  я  думаю,  что  Бердяев  имел  в  виду  нечто  иное.  О  себе  скажу,  если  я  правильно  понял  Бердяева,  что  меня  всегда  коробила  бестактность  и  своя  тоже.  Сколько  времени  прошло,  а  вспомнишь  и  краснеешь.  Порою,  я  переживал  жгучий  стыд,  когда  видел  человека  берущегося  не  за  своё  дело.  Мне  было  стыдно  за  человека,  за  homo  sapiens.  Но  душевная  брезгливость – это  нечто  особенное,  это  нежелание  общаться  с  определёнными  людьми,  с  определённым  кругом  людей. 

15.12.01.
7:13:30.  Отметили  36 лет  совместной  жизни.  Был  скромный  подарок,  заскочила  Л.  Заказал  форму  № 9.  В  одном  городе,  а  требования  разные. 
В  ЖЭКе  даже  новые   русские  говорят  полу-шёпотом.  Закончил  «Налоговый  кодекс»,  но  бестолку,  он  меняется  очень  быстро,  да  и  вообще  мне  он  уже  не  пригодится.  На  мой  взгляд, ситуация  стала  даже  лучше  в  отношении  НДС.  Государство  должно  иметь  свой  бизнес  и  собирать  налоги  только  на  для  всего  общества  необходимые  услуги:  полиция,  здравоохранение  и  т. п.  Никит. I: 1855 г., С. 416: «1 августа,  окончив  все  свои  дела  в  Витебской  губернии,  я  отправился  в  город  Городок,  чтобы  встретить  там  могилёвский  дилижанс  и  сесть  в  него».  Во-первых,  хотел  отметить,  что  у  названия  передачи  "Городок"  есть  реальный  прототип.  Во-вторых,  железные  дороги  были  ещё  далеко  не  везде.  С. 418: «Мои  именины.  Жена  ездила  в  город  и  привезла  горестную  весть:  Севастополь  взят!  Вот  слово  в  слово  бюллетень  от  27 августа:    двенадцать  часов  пополуночи.  Неприятель  получает  почти  ежедневно  новые  подкрепления.  Бомбардирование  продолжается  огромное.  Урон  наш  более  2500 человек  в  сутки.  В  10 часов  утра.  Войска  нашего  императорского  величества  защищали  Севастополь  до  крайности,  но  более  держаться  в  нём  за  адским  огнём,  коему  город  подвержен,  невозможно.  Войска  переходят  на  северную  сторону,  отбив  окончательно,  27 августа,  шесть  приступов  из  числа  семи,  поведённых  неприятелем  на  западную  и  корабельную  стороны;  только  из  одного  Корнилова  бастиона  не  было  возможности  их  выбить.  Враги  найдут  в  Сева-стополе  одни  окровавленные  развалины".  Мы  не  два  года  ведём  войну – мы  вели  её  тридцать  лет,  содержали  миллион  войск  и  беспрестанно  грозя  Европе».  "Только  горами  не  двигали, / А  на  редуты  как  прыгали! / Зайцами,  белками,  дикими  кошками. / Там  и  простился  я  с  ножками, / С  адского  грохоту,  свисту  оглох, / С  русского  голоду  чуть  не  подох!"  (чII пирIII)

16.12.01.
Был  у  Сафоновых.  Тонечка  уехала  на  моленье,  я  называю  это  мероприятие 
шабаш
.  А  сов-местимы  ли  целомудрие  и  исповедь?  Культура  аристократична  потому,  что  охватывает  тонкий  интеллектуальный  слой  населения  в  1.4%. Цивилизация  демократична  потому,  что  охватывает  всё  население.  Б-ев, С.32: «Я  прежде  всего  должен признать  в  себе  очень  большую  силу  воображения.  Воображение  играло  огромную  роль  в  моей  жизни.  В  воображении  я  переживал  несчастье  и  страдал  с  большей  остротой,  чем  в  действительности».  Для  меня  страшна  скользкая  дорога,  и  когда  я  воображаю  падение,  то  на  лбу  выступает  настоящая  испарина.  Так  же  сильно  я  переживаю  и  воображения  на  почве  любви.  Эти  картины  при  той  же  силе  ощущений  оказываются  чистыми,  целомудренными.  Зато,  какое  это  счастье,  когда  воображаемая  картина  совпадает  с  действительностью.   С.34: «Я  люблю  лишь  формы  плоти.  Я  никогда  не  любил  рассказов  об  эмоциональной  жизни  людей,  связанных  с  ролью  любви;  для  меня  всегда  было  в  этом  что-то  неприятное».  Здесь,  как  мне  кажется,  Бердяев  переходит  границы  целомудрия.  Поэтому  скажу  одно,  я  с  ним  согласен  почти  во  всём.  «Еще  большее  отталкивание  вызывало  во  мне  все  связанное  с  человеческим  самолюбием  и  честолюбием,  с  борьбой  за  преобладание.  Я  старался  не  слушать,  когда  говорили  о  конкуренции  между  людьми.  Я  чувствовал  облегчение,  когда  речь  переходила  в  сферу  идей  и  мысли».  Подобные  абсолютные  совпадение  мыслей  укрепляют  меня  во  мнении,  что  я  не  отношусь  к  подавляющему  большинству.  С.39: «"Я  люблю  тебя,  о,  вечность", – говорит  Заратустра».  В  русском  языке  есть  слова,  которые  настолько  многозначны,  что  можно  утверждать,  что  каждый  человек  вкладывает  в  них  сугубо  свой  смысл.  Любить  вечность  можно  только  поняв  её.  Понять  вечность  может  только  ум  просвещённый  и  образованный.  Зороастр – наблюдающий  звёзды,  то  есть  астроном.  Логично.    

17.12.01.
Целый  день  один – блаженство.  В  Италии  по  случаю  морозов  открыли  для  бездомных  метро.  Возможно  ли  такое  в  России,  где  и  добропорядочных  граждан  не  пустят  в  метро  раньше  поло-женного  времени?  Пришвин:
«С.217: Прошла  моя  жестокая  молодость,  теперь  я  ружьё  беру,  только  чтобы  добыть  себе  пищу.  Вот  убил  вчера  двух  глухарей,  теперь  хватит  нам  дня  на  три,  и  я  иду  без  ружья  за  грибами  стариком,  будто  иду  в  свой  настоящий  дом,  где  такой  мир,  такая  радость,  такая  слава  жизни  в  росе.  Грибы  такие  глазастые  смотрят  на  меня  со  всех  сторон.  Кто  не  обрадуется  этому  всему?  Воробьиная  ночь:  сверкало  на  горизонте,  а  в  избе  духота.  За  час  до  рассвета  пролил  сильный  дождь.  Народ  повалил  за  грибами  на  восходе.  (Воробьиная  ночь – народное  выражение,  имеющее  два  значения:  1) самая  короткая  в  году  ночь;  2) летняя  грозовая  ночь  с  непрерывным  блеском  молний  и  раскатами  грома).  Вчера  и  сегодня  ветер,  ясно,  прохла-дно.  "В  полном  разгаре  страда  деревенская"  (09.08 половина  ржи  сжата)».  Гриб  лезет  и  лезет.  Лом.:  "С.105: Терминатором  исследователи  неофициально  называют  мелкого  невзрачного  паучка, который  обожает  кровь,  особенно  человеческую.  Но  по  слабости  своих  челюстей,  не  способных  прокусить  ничью  кожу,  добывает  её  удивительным  способом – из  насосавшихся  комаров.  Кровожадность  оказалась  вполне  обоснованной.  Кровь – легко  усвояемый  продукт,  готовый  к  употреблению.  Ведь  пауки  едят  жидкую  пищу.  А  в  нашем  случае  содержимое  насекомого  изначально  жидкое, – продолжает  исследователь. – Измельчены  даже  кровяные  клетки.  Более  того,  у  хорошо  поевшего  комара  брюшко  распирает  изнутри. Если  его  проткнуть, кровь  пойдёт  самотёком.  Даже  яд  тратить  не  нужно.  У  скакунчиков  уникальное  зрение – в  шесть  раз  острее,  чем  у  других  членистоногих,  и  сопоставимое  с  человеческим.  Основные  глаза  у  скакунчика  камерного  типа,  очень  похожие  на  человеческие – один  хрусталик  спереди  и  сетчатка  сзади".

18.12.01.
В  то  время  как  Путин  говорит  о  слабом  развитии  бизнеса  (среднего  и  малого)  и  о  нехватке  рабочих  мест,  то  есть  сознаётся,  что  наша  промышленность,  наше  хозяйство  в  жопе,  Кудрин,  его  министр  финансов,  радуется,  что  нашёл,  что  ещё  продать.  Теперь  алмазы  будут  стабилизи
-ровать  наш  бюджет.  Мы  не  развиваем  экономику,  мы  ищем,  что  продать.
 Б-ев, С.39: «Меня  часто  упрекали  в  том,  что  я  не  люблю  достижения,  реализации,  не  люблю  успеха  и  победы,  и  называли  это  ложным  романтизмом».  Не  доводить  дело  до  конца  свойственно  русским.  С.40: «Совершенство  достижимо  лишь  в  бесконечном.  Стремление  к  бесконечному  и  вечному  не  дол-жно  быть  пресечено  иллюзией  конечного  совершенства».  Совершенство,  как  и  истина – слова  из  того  же  многозначного  ряда.  Совершенство  ассоциируется  с  прекрасным,  а  понимание  прекрас-ного  сугубо  индивидуально.  И  потом,  совершенство  личности  или  человеческих  отношений.  Как  показал  Белинский,  и  гениальность  принадлежит  своему  времени.  Стремление  к  вечному  и  бес-конечному – это  путь  познания  истины.  Абсолютная  истина  там  нас  и  ожидает.  «В  противо-положность  господствующей  точке  зрения  я  думаю,  что  дух  революционен,  материя  же  консер-вативна  и  реакционна.  Но  в  обыкновенных  революциях  мир  духа  ущемлен  материей,  и  она  искажает  его  достижения.  Дух  хочет  вечности.  Материя  же  знает  лишь  временное.  Насто-ящее  достижение  есть  достижение  вечности».  Философия  должна  оперировать  объективными  понятия-ми.  Материя – понятие  объективное,  материя  вечна.  А  вот  революция,  дух – это  понятия  субъ-ективные,  потому  что  и  творит  их  человек.  В  Природе  революций  не  бывает,  бывают  ката-клизмы,  которые  могут  радикально  изменить  ход  эволюции.  Человека  не  будет,  а  материя  будет  существовать.  Нет  человека – нет  ни  духа,  ни  революции.  Здесь  Бердяев  опять  пытается  гово-рить  красиво,  но  бездоказательно.  "Дух  хочет  вечности", – что  это  значит?  Для  меня – загадка.

19.12.01.
Присутственный  день.  Приходил  кум  Аркадий.  Трудно  им  в  Бологое.  Как  разительно  изме-нились  его  взгляды!  Он  стал  мягче,  терпимее.  Я  думаю,  к  этому  его  подвигнуло  одиночество.  Они  с  Людой  больше  думают,  чем  говорят.  А  вот  Миронов  не  думает,  а  говорит.  Даже  если  случайно  проскочит  дельная  мысль,  он  не  пытается  её  реализовать.  Сразу  прогнулся  перед  Пу-тиным,  как  метко  заметил  Немцов.
  Пришвин: «С.218: Я  вдруг  увидел  на  поляне  с  редкими  кус-тами  множество  больших  паучьих  сетей,  до  того  разукрашенных  росой,  что  я,  такой  страстный  охотник,  остановил  собаку,  уложил  её  и  принялся  фотографировать.  Из  мелькающих  мыслей  между  прочим  была  одна:  "Вероятно  моя  страсть  к  наслаждению  красотой  сильней,  чем  охотой".  С.219: Радость,  когда  выходишь  на  охоту  и  видишь,  как  собака  сдерживается  моей  рукой,  вся  кипит  и  дрожит:  моё  сердце  дрожит,  и  кровь  вся  кипит,  совершенно  как  у  собаки.  Горюны  всего  мира,  не  упрекайте  меня:  ведь  почти  все  вы  ещё  спите,  и  когда  вы  проснётесь,  обсохнет  роса,  кончится  моя  собачья  радость,  и  я  тоже  пойду  горевать  обо  всём  вместе  с  вами».  Лом.:  С.109: "Болезнь  растительного  происхождения.  Десятую  часть  генома  малярийного  паразита  состав-ляют  гены  растений".  Я  могу  думать,  что  насекомые  произошли  от  растений.  С.150: "После  войны  Боулби  по  поручению  ВОЗ  готовит  доклад  о  состоянии  психического  здоровья  бездомных  детей,  где  впервые  на  большом  фактическом  материале  показывает,  насколько  травмирует  ребёнка  разлука  с  матерью в  раннем  возрасте.  Главный  вывод  доклада  состоит  в  том,  что  для  психического  здоровья  детей  абсолютно  необходимы  эмоционально  тёплые,  близкие  и  устой-чивые  отношения  с  матерью  (или  с  тем,  кто  её  заменяет) – отношения,  которые  приносят  обоим  радость  и  удовлетворение. На  горе  и  страдания  детей,  глубоко  переживающих  разлуку  с  матерью,  не  могли  смотреть  без  слёз  даже  чиновники  министерства  здравоохранения".

20.12.01.
Был  в  ЗакСе.  Каждое  посещение  этого  места  вызывает  чувство  сострадания  к  этому  собранию  убожества  в  сочетании  с  чувством  важности  взятой  на  себя  миссии.  Опять  принимали  дис-криминационный  закон.  И  Евдокимова,  которая,  по  долгу  занимаемой  должности,  должна  была  отстаивать  интересы  инвалидов,  с  большевистской  прямотой  выступала  за  «чем  хуже,  тем  лучше»,  хотя  хуже  уже  некуда.
  Я,  будучи  как-то  летом  у  Кума,  наблюдал  охоту  скакунчика  на  комара.  Паук  не  промахнулся.  Всё  думаю:  жизнь  и  так  полна  ужасов,  зачем  ещё  выдумывать  новые  и,  главное,  сопровождаемые  насилием.  Пришвин: С.221: «Всех,  кто  имеет  дело  непо-средственно  с  универсальным  и  презирает  мелкоту,  я  подозреваю  в  трёх  грехах  нашей  совре-менности,  это  три  греха,  или,  вернее,  три  кита:  утопизм,  авантюризм  и  халтура.  С.222: Вот  как  обрадуешься,  что  часто  и  человек  становится  хорош».  Редкое  качество  радоваться  успехам  других.  Б-ев, С.44: «Чуждость  и  общность – вот  главное  в  человеческом  существовании,  вокруг  этого  вращается  и  вся  религиозная  жизнь  человека».  Как  давно  уже  определено,  религия – это  узда  на  подавляющее  большинство.  В  этом,  пожалуй,  и  заключается  общность  религии.  Религия  не  может,  не  способна,  не  приспособлена  разглядеть  в  стаде  личность.  Без  веры  нет  человека,  но  у  каждого  человека,  в  зависимости  от  его  интеллекта,  свой  объект  поклонения.  В  течение  жизни  один  объект  может  замещаться  другим.  С.48: «Я,  в  сущности,  всегда  мог  понять  Канта  или  Гегеля,  лишь  раскрыв  в  самом  себе  тот  же  мир  мысли,  что  и  у  Канта  или  Гегеля».  Это  должно  быть  естественным,  резонировать  на  созвучные  мысли.  Книга  плохая,  если  она  не  возбуждает  мыслей,  не  приглашает  к  размышлению,  но  вызывает  чувство  досады  за  потерянное  время.   Я  и  из  Бердяева  выписываю  только  то  что  согласно  моим  мыслям  или  прямо  противо-положно.  Но  и  в  последнем  случае  я  стараюсь  объяснить  эти  противоречия.

21.12.01.

Помылся,  гладил  бельё.  День  прошёл  в  спокойном,  штатном  ритме.  Наткнулся  на  передачу  о  Волошине.  Какое  доброе  лицо.  А  белое  офицерство  если  и  благородно,  то  как-то  холодно,  с  переходом  в  пренебрежение,  высокомерие.  Здесь  я  имею  в  виду  Гумилёва  Николая.  Может  быть,  по  этой  причине  они  и  разошлись  с  Ахматовой.  Пришвин:
«1931, С.223: (В  поисках  индустриальной  темы  Пришвин  по  командировке  журнала  "Наши  достижения"  отправляется  на  Урал,  где  идёт  строительство  машиностроительного  завода).  Я  тоже  "ударник",  тоже  закрепился… поставлять  своё  производство  в  количестве…  Иду  вечером,  слышу,  какая-то  старушка  стонет.  Кому  нужна  она?»  Не  старость  страшна,  а  беспомощность  и  ненужность.  Лом.:  С.151: "Артур  Блох.  Закон  Мерфи.  Хорошо  не  будет.  Вот  и  хорошо.  Если  что-то  плохое  может  случиться,  оно  случается.  В  любом  собрании  данных  ошибочной  является  именно  та  цифра,  которая  вызывает  наименьшие  сомнения.  Следствия:  1. Её не  заметит  ни  один  из  тех,  кого  вы  попросите  о  помощи.  2. Любой,  кто,  проходя  мимо,  решит  встрять  со  своим  непрошенным  советом,  обнаружит  её  моментально.  Ни  одна  из  серьёзных  проблем  не  имеет  решения.  Одолев  школьную  программу  литературы,  большинство  соотечественников  наших  уверено,  что  в  начале  родной  литературы – сплошное  голое  поле,  покрытое  мраком  средневековья.  Посреди,  как  одинокий  дуб,  торчит  «Слово  о  полку  Игореве»,  и  ни  до  него,  ни  после  в  России  уж  ничего  не  родилось,  пока  Радищеву  не  пришло  в  голову  ехать  из  Петербурга  в  Москву.  И  «Горе-Злочастие»  автор  отчего-то  упорно  зовёт  «злосчастием».  А  ещё  можно  узнать  об  ихневмоне-мангусте,  уподропосе-антилопе  и  аспидохелоне-ките.  О  камне  адаманте  и  ехидне,  о  еже  и  магните,  о  горгоне  и  дубе  перидекском.  А  ещё  об  авторах  и  читателях  прелестных,  наивных  и  мудрых  книг,  которые  давно  уже  никто,  кроме  специалистов,  не  читает.  А  зря". 

22.12.01.
7:13:31.  Приезжал  И
. П.  Славно  время  провели.  Вечером  зашёл  позвонить  Лёша:  дома  не  разре-шает  мать,  а  ему  уж  за  сорок.  Пишу  письмо  Путину.  Надежды  никакой.  Просто  изливаю  свой  полемический  задор.  И. П.  всячески  старается  ослабить  напористость  моих  писем.  Б-ев, С.49: «Мне  всегда  было  трудно  интимное  общение  с  другим  человеком».  Я  это  чувство  испытал  в  отрочестве.  Было  необыкновенно  трудно  сделать  первый  шаг.  Но  потом  ничто  уже  не  мешало  интимному  общению.  С  годами это  волнующее  чувство  притупилось,  стало  похожим  на  раскры-вание  конфеты.  «Есть  тоска  юности.  В  юности  тоска  у  меня  была  сильнее,  чем  в  зрелом  воз-расте».  Хотя,  в  принципе,  тоска  тоже  понятие  чрезвычайно  многозначное  и  носит  черты  инди-видуальности,  но  мне  знакомо  чувство  тоски  только  в  связи  с  невозможностью  преодолеть  само-го  себя  в  своих  устремлениях.  Почему  я  так  думаю?  Потому  что  чувство  тоски  в  иных  аспек-тах  жизни  мне  незнакомо.  Мало  того,  я  уверен,  что  тосковать  может  в  чём-то  недостаточная,  дефективная  индивидуальность.  Бывает  в  переходном  возрасте  душевное  томление,  иногда  приво-дящее  к  самоубийству.  С.52: «Тоска,  в  сущности,  всегда  есть  тоска  по  вечности,  невозможность  примириться  с  временем».  Я  готов  признать  себя  недостаточно  образованным,  недостаточно  мудрым,  даже  недостаточно  воспитанным,  но  хоть  ты  тресни,  тоски  по  вечности  не  ощущаю.  Готов  признать,  что  хотелось  бы  слиться  с  Всемирным  Разумом,  хотелось  бы  облечься  новой  плотью,  чтобы  вновь  испытать  все  перипетии  жизни,  не  обязательно  на  Земле.  Но  понимаю,  что  расчёты  на  это  весьма  проблематичны.  И  религия  тут  не  помощник.  А  Бердяев  тоскует  потому,  что  ему  мерещится  царствие  небесное.  Только  как  он  себе  его  представляет,  никому  не  известно.  Кем  он  хочет  там  быть:  молодым  и  здоровым  хулиганом  или  мудрым  старцем?  Наш  автор  просто  боится  смерти.  Но  как  можно  боятся  того,  что  уготовано  каждому,  что  неизбежно.

23.12.01.
Проходим  точку  зимнего  солнцележания.  Тонечка  ездила  за  дарами  для  д/д.  Измучилась,  бедная, 
в  том  числе  из-за  бестолковой  организации,  как  у  нас  принято.  Гулял.  В  Пушкине  зима  ощу-щается  лучше,  чем  в  Питере.  Пришвин: «С.224: На  одного  счастливого  (даровитого,  нравствен-ного  и  т.п.)  приходится  99 бездарных,  которые  устраиваются,  собственно,  не  по  ладу,  а  по  примеру  счастливых  ладных.  Этот  пример  среди  бездарных  начинает  мало-помалу  быть  как  пра-вило.  До  поры  до  времени  быт  держится,  начинаются  "устои",  а  потом  всё  летит,  потому  что  легенды  сильно  расходятся  с  "жизнью"».  С  некоторой  даже  гордостью  отмечаю  очень  точное  совпадение  в  цифрах.  Никит. I: 1855 г., С. 419: «Лет  пять  тому  назад  москвичи  провозгласили,  что  Европа  гниёт,  что  она  уже  сгнила,  а  бодрствуют,  живут  и  процветают  одни  славяне.  А  вот  теперь  Европа  доказывает  нашему  невежеству,  нашей  апатии,  нашему  высокомерному  презрению  её  цивилизации,  как  она  сгнила.  Все  радуются  свержению  Д. Г. Бибикова,  кроме  разве  графа  Петра  Андреевича  Клейнмихеля,  не  понимал  (никто)  лучше  него  системы  решительных  мер,  сущность  которой  превосходно  определена  словами  одной  сказки:  "а  наш  богатырь,  что  медведь  в  лесу:  гнёт  дуги – не  парит,  сломит – не  тужит".  Искусство  управлять  темпераментом,  своими  природными  наклонностями  и  силами,  есть  самообладание.  Я  часто  раскаивался  в  том,  что  переел,  перепил  и  переговорил,  и  никогда  в  том,  что  недоел,  недопил,  недоговорил».  Славянофилы – это  предки  Емели.  От  ничегонеделанья  только  дураки  родятся.  С. 420: «Наше  общество  одарено  способностью  всё  делать  легко,  но  оно  не  выказывает  способности  делать  что-нибудь  как  следует  и  как  должно.  Его  девиз:  как-нибудь.  Почти  все  наши  сановники  на  всё  соглашаются,  и  тем  не  менее  ничего  не  делается».  Авось!  В  этом  слове  можно  услышать  не  только  надежду,  но  и  некую  уверенность,  что  и  так  всё  получится. 

24.12.01. *
Гулял  до  почты.  К  обеду  приехали  наши.  Дима  взялся  за  непосильную,  на  мой  взгляд,  задачу:  обратить  свою  маманю  в  свою  веру.  Пришвин:
«С.227:  Я  ли  не  знаю  Мережковского,  но  я  сей-час  не  знаю,  в  очках  он  или  без  очков,  бреется  ли,  а  может  быть,  есть  усы  и  что-то  вроде  бороды.  Как  странно,  что  ясно  вижу  его,  а  ничего  внешнего  назвать  не  могу.  В  этом  есть  моя  особенность,  я  вижу  внутреннее,  а  что  извне,  то  мне  нужно  усилие.  Есть  секрет  личного  у  человека».  Есть  персоны  безличные.  А  Мережковский злодей  потому,  что  он русский.  Б-ев, С.54: «Свойственно ли  мне  переживание  скуки,  которая  есть  притяжение  нижней  бездны  пустоты?»  Я эту  фразу  извлёк  на  обозрение  потому,  что  уверен,  сегодня  и  сам  Бердяев  не  смог  бы  объяснить,  что  он  хотел  этим  сказать.  Этот  приём  у  некоторых  философов  называется  туманизм  (мистицизм).  Ещё  в  молодости  я  слышал,  что  скучному  человеку  везде  скучно.  Скука – это  узость  мировоззрения,  точнее,  миросозерцания.  Я  не  помню,  чтобы  мне  было  когда-нибудь  скушно.  Я  найду  занятие  для  своего  разума  даже  если  окажусь  один  и  без  книг  и  других  источников  информации.  «Обыденность,  повторяемость,  подражание,  однообразие,  скованность,  конечность  жизни  вызывают  чувство  скуки».  Если  "чердак"  пуст,  скука  неизбежна,  она  предопределена  пустотой. Но  если  вы  наполняете  его  постоянно  "всяким  хламом",  как  говорил  Шерлок  Холмс,  то  одно  это  занятие – разбор  хлама,  займёт  всё  ваше  время,  скучать  не  придётся.  «Постоянная  тоска  ослабляла  мою  активность  в  жизни».  А  это  уже  откровение,  здесь  наш  философ  расписался  в   ограниченности  своего  миросозерцания, которую  он  старался  тща-тельно  маскировать  под  мистицизм. Моё  мнение, что  этим  ограничителем  является  религия.  Будучи  поражён  этим  вирусом  с  детства,  как  он  сам  пишет,  несмотря  на  обширные  знания  и  эрудицию,  преодолеть  эту  заразу  ему  не  удалось.

25.12.01.
Опять  холодрыга.  Где-то  лопнула  труба,  и,  кроме  того,  ветер  в  нашу  сторону.  Но  гулял,  правда,  по  делу.  Пришвин:
«С.229: Что  значит  "разъяснить"  писателя?  Значит,  это  прекратить  его  деятельность.  Дорога  к  власти – это  именно  и  есть  тот  самый  путь  в  ад,  устланный  благими  намерениями».  Путь  к  власти  не  может  быть  честным.  «С.231: Начинаю  понимать  в  жёлтых  лицах  китайцев  индивидуальности.  Уважение  к  китайцам  растёт:  истинно  трудовые  люди  и  живучие».  Китайцы  без  салютов  и  пушечного  грома  показали  всему  миру  свою  экономическую  мощь.  Никит. I: 1855 г., С. 421: «Теперь  все  видят,  как  поверхностно  наше  образование,  как  мало  у  нас  существенных  умственных  средств.  А  мы  думали  столкнуть  с  земного  шара  гниющий  Запад!  Немалому  ещё  предстоит  нам  у  него  поучиться!  Теперь  только  открывается,  как  ужасны  были  для  России  прошедшие  29 лет.  Боже  мой,  какое  горе,  какая  потеря  для  науки,  для  мысли,  для  всего  высокого  и  прекрасного:  Грановский  умер!  А  там,  под  Карсом,  мы  потерпели  пора-жение,  Кинбурн  взят.  Всё  одни  утраты  и  скорби – физические  и  нравственные».  Да,  это  была  мощная  оплеуха  царизму,  но  нравственно  страдал  народ.  С. 422: «Ещё  одна  смерть,  только  поли-тическая,  и  притом  возбуждающая  общую  радость,  а  не  печаль:  Клейнмихель,  наконец,  подобно  Бибикову,  пал  и  уничтожился.  Вчера,  говорят,  он  получил  из  Николаева  от  государя  записку,  в  которой  ему  предлагают  подать  в  отставку.  Многие  у  нас  теперь  даже  начинают  толковать  о  законности  и  гласности,  о  замене  бюрократии  в  администрации  более  правильным  отправлением  дел.  Лишь  бы  всё  это  не  испарилось  в  словах!  Русский  ум  удивительно  склонен  довольст-воваться  словами  вместо  дел – начинать  и  оканчивать  одними  хорошими  намерениями».  Бюро-кратия  незаменима,  это  доказало  время.  Она  даже  формы  свои  сохраняет  неизменными.  С. 423: «До  сих  пор  мы  изображали  в  Европе  только  огромный  кулак».  Нам  и  теперь  хочется,  но...

26.12.01.
Отметили  на  работе  смену  вех.  Дома  продолжил.  Но  холод  всё  же  одолевал.  Спал  в  пижа-ме  и  с  грелкой.  Приятная  весть  от  Черепанова.  Дай-то  Бог.  Бог  не  даст,  и  никто  не  даст. 
Пришвин: «С.233: Чем  успокаивает  шум  моря,  когда  сидишь  на  берегу?  Тем,  думается,  что  мерный  звук  прибоя  говорит  о  больших  сроках  земли,  прибои – это  как  будто  часы  самой  планеты,  и  вот  эти  большие  сроки  встречаются  со  сроком  твоей  маленькой  жизни,  и  начинается  раздумье,  и  маленькая  скорбь  исчезает.  Лучшее  в  моём  путешествии  были  эти  встречи  с  морем  в  одиночестве  среди  пустынных  гор  и  дико  распавшихся  скал.  С.234: Если  китаец  находит  Жень  и  делает  заметку,  то  эта  заметка  значит  и  для  другого,  кто  найдёт:  "замечено,  не  трогай".  И  не  трогают,  потому  что  иначе – смерть.  Китайцы  не  пьют  коровье  молоко,  потому  что  тогда  надо  корову  мамой  считать».  Б-ев, С.56: «Я  всегда  знал,  что  свобода  порождает  страдание,  отказ  же  от  свободы  уменьшает  страдание.  Свобода  не  легка,  как  думают  ее  враги,  клевещущие  на  нее,  свобода  трудна,  она  есть  тяжелое  бремя».  Подумал  я,  а  может  быть  следует  говорить  не  о  мно-гозначности  слова,  а  о  многогранности  понятия.  Тогда  мы  увидим,  что  свобода  многогранна,  в  ней  я  выделяю  три  главных  аспекта:  физический,  экономический  и  интеллектуальный.  Вот  оно,  истинное  триединство,  которое  сопровождает  нас  везде,  как  только  мы  начинаем  рассматривать  атрибуты  человеческого  бытия.  Во  всей  своей  полноте  свобода  недостижима,  но  личность,  твор-ческая  личность  обязана  быть  свободна  интеллектуально.  Антоним  понятию  свобода рабство,  которое  имеет  те  же  три  аспекта.  Интеллектуальная  свобода  позволяет  это  рабство  видеть  и  страдать  от  него.  Конечно,  Эзоп  страдал  от  рабства  физического,  но  он  был  свободен  интел-лектуально,  и  ему  завидовал  его  господин.  Особенно  остро  это  ощущали  Пушкин  и  Некрасов,  что  и  отразилось  в  их  творчестве:  Пушкин  воспевал  свободу  духовную,  а  Некрасов  физическую.  

27.12.01.
*
Изменилось  направление  ветра,  и  сразу  стало  уютно  и  тепло.  Гипофиз – это  связующее  звено  между  миром  инстинктов  и  миром  духовным,  поэтому  он  и  управляет  и  любовью,  и  вдохновением.    Пришвин:
«С.235: Природу  я  понимал  раньше  как  условие  рождения  на  земле  человека  и  в  этом  смысле  смотрел  на  охрану  природы.  Теперь  охрану  природы  хотят  свести  просто  к  охране  советского  хозяйства.  Выходит  так,  что  страсть  бессильна…  любовь  и  любовь  сильная  рождается  в  привычках.  Ещё:  люди  живут  бессмысленно – и  это  не  важно:  важно,  что  они,  привыкая  друг  к  другу,  любятся  и  от  этого  весь  внешний  мир  приходит  с  ними  в  согласие:  двери  поют».  Подавляющее  большинство  именно  просто  живёт,  но  в  этом  и  есть  его  смысл  жизни.  Хочу  отобразить  в  своих  дневниках  и  заметки  прежних  лет,  их  я  веду  с  1968 г.  Эти  прежние  мои  записи  я  буду  выделять  квадратными  скобками.  [Это  выписки  из  Белинского:  я  успел  прочесть  восемь  томов  из  тринадцати.  (3) Историческое  лицо  делает  только  то,  что  необходимо, – по  крайней  мере,  только  необходимые  из  его  действий  производят  резуль-таты;  всё  же  принадлежащее  личному  произволу  его,  и  доброе,  и  худое,  существует  временно,  не  оставляя  никаких  следствий  и  исчезает  вместе  с  лицом.  (13) Поэтому  дурно,  но  систематически  и  наукообразно  учёный  в  детстве  человек  счастливее  всякого  самоучки,  ибо  что  он  знает, – знает  прочно,  а  главное,  всегда  может  учиться  сам,  и  его  учёные  приобретения  всегда  будут  отличаться  обширностью,  глубиною,  основательностью,  если  не  всегда  при  этом  многосторон-ностью, – тогда  как  самоучка  всегда  и  всё  будет  схватывать  скоро  и  живо,  но  вместе  с  тем  и  поверхностно,  неосновательно,  непрочно,  сбивчиво,  калейдоскопически.  Что  же  касается  до  предрассудков,  вкрадывающихся  в  учение,  то  ум,  предоставленный  самому  себе,  едва  ли  не  склоннее  к  предрассудкам,  нежели  ум,  направленный  авторитетом  книги  или  учителя. ] 

28.12.01.
Мирошниченко  не  пришёл.  Но  я  не  скучал.  Закончил  Пайпса.  Начал  Ильина – новый  подход  в  критике  художественного  произведения.  И  как  вдохновенно  о  Пушкине! 
Б-ев, С.57: «Огромная  масса  людей  совсем  не  любит  свободы  и  не  ищет  ее.  Революции  масс  не  любят  свободы». Подавляющее  большинство  не  понимает  смысла  свободы  и  потому  легко  подменяет  его  понятием  воля.  Государство  ограничивает  эту  волю  законами  и  гарантирует  эти  законы  силой,  необхо-димую  меру  которой  постоянно  превышает.  Подавляющему  большинству  непостижим  смысл  ин-теллектуальной  свободы.  Им  не  понять,  почему  Эзоп  не  согласился  даже  на  фиктивное  рабство.  Подавляющее  большинство  требует  только  экономической  свободы.  Все  войны  и  революции  имеют  экономическую  подоплёку.  Нужны  ли  протесты  с  сжиганием  автомобилей  и  битьём  витрин  магазинов?  Это  тоже  проблема  государства.  Это  противоестественно,  когда  граждане  в  одном  и  том  же  государстве  убивают  друг  друга.  Это главная  проблема  государства.  Со-временные  СМИ  борются  не  за  интеллектуальную  свободу,  а  за  своеволие  в  прессе  и  эфире.  И  это  относится  не  только  к  нашим  СМИ.  Те  журналисты,  которые  правильно  понимают  свой  долг,  долго  не  живут.  «С  детства  я  решил,  что  никогда  не  буду  служить,  так  как  никогда  не  соглашусь  подчиниться  никакому  начальству».  Этому  можно  только  позавидовать.  Я  рос  и  воспитывался  в  условиях  жёсткой  иерархии,  даже,  скорее,  кристаллической  структуры,  когда  шаг  вправо,  шаг  влево  означал  конец  свободе,  а  то  и  жизни.  Поэтому  я  с  некоторой  радостью  вышел  на  пенсию,  чтобы  выйти  из  этой  структуры.  Но  главная  беда  заключалась  в  интеллектуальном  рабстве,  о  котором  я  лет  до  тридцати  не  подозревал.  Авторы,  которые  потом  помогли  мне  прозреть,  были  мне  неизвестны  до  тридцати  лет.  Рабство это  пагубная  привычка,  прививается  с  детства,  одна  из  поведенческих  характеристик.

29.12.01.
*
Пришвин:
«С.236: Раньше  я  писал,  понимая  читателя  как  друга,  может  быть,  в  далёком  будущем,  и  дивился,  когда  находил  современников,  до  которых  доходило  моё  писание.  Теперь  современ-ники  представляют  собой  властную  организацию  цензоров,  не  пропускающих  моё  писание  к  бу-дущему  другу.  1932, С.238: Да,  вот  если  бы  все  люди  стали  заниматься  тем,  что  каждый  из  них  любит,  для  чего  каждый  рождён, – что  бы  это  было!»  Сначала  нужно  наделать  машин  гавно  убирать  за  этими  людьми  и  кормить  их.  Да  и  много  других  работ,  которые  необходимо  делать.  [(54) Известно,  что  люди  высшего  общества  гораздо  свободнее  других  в  употреблении  собствен-ных  слов;  жеманство,  чопорность,  щепетность,  оговорки, – отличительный  признак  людей,  не  жи-вущих  в  хорошем  обществе,  но  желающих  корчить  хорошее  общество.  Человек,  в  сфере  гости-ной  рождённый,  в  гостиной – у  себя  дома;  садится  ли  он  в  кресла, – он  садится,  как  в  свои  кресла;  заговорит  ли, – он  не  боится  переговориться.  Посмотрите  на  провинциала,  на  выскочку:  он  не  смеет  присесть  иначе,   как  на  кончике  стула,  шевелит  краем  губ,  кобенясь,  извиняется  вычурными  фразами  наших  нравоучительных  романов,  не  скажет  слова  без  прилагательного,  без  оговорки..  (64) Выражения  «мне  нравится,  мне  не  нравится»  могут  иметь  свой  вес,  когда  дело  идёт  о  кушанье,  винах,  рысаках,  гончих  собаках  и  т. п.;  тут  могут  быть  даже  свои  авторитеты.  Но  когда  дело  идёт  о  явлениях  истории,  науки,  искусства,  нравственности – там  всякое  я,  которое  судит  самовольно,  бездоказательно,  основываясь  только  на  своём  чувстве  и  мнении,  напоминает  собою  несчастного  в  доме  умалишённых,  который  с  бумажною  короной  на  голове,  величаво  и  благоуспешно  правит  своим  воображаемым  народом,  казнит  и  милует,  объявляет  войну  и  заключает  мир,  благо  никто  ему  не  мешает  в  этом  невинном  занятии.  Убеждение  должно  быть  дорого  потому  только,  что  оно  истинно,  а  совсем  не  потому,  что  оно  наше.

30.12.01.
7:13:32.  Год  неумолимо  катится  под  гору.  Прекрасный  новогодний  подарок.  Был  на  Пушкинской, 5
:  чаепитие;  потом  зашёл  на  ст. Детское  Село,  там  тоже  был  хороший  приём.  Познакомился  с  новым  начальником  станции.  Типичный  «новый  русский»  но  показал  знания,  закончил  ЛИИЖТ.  В  пятницу  отправил  письмо  Путину.  Б-ев, С.58: «Из  философов  же  наибольшее  значение  имел  Кант.  Философия  Канта  есть  философия  свободы,  хотя,  может  быть,  недостаточно  последовательно,  не  до  конца  развитая».  Я  уже  плакался  на  судьбу,  смотри  выше  (18.12.01) и  не  могу  похвастаться,  что  прочёл  в  полном  объёме  Гегеля,  Канта,  но  Древних  греков  я  постиг  и  главным  образом  опираюсь  на  их  авторитет.  Здравый  смысл  и  самопознание – вот  фундамент  философии.  Этот  фундамент  помогает  и  мне  формировать  своё  мировоззрение.  Спиноза  дал  мне  урок  практической  философии.  В  остальном  я  оправдываюсь  бессмертным  изречением:  "Не  объять  необъятное".  С.59: «У  меня  может  быть  восстание  против  низких  и  ложных  идей  о  Боге  во  имя  идеи  более  свободной  и  высокой.  Я  объясню  это,  когда  буду  говорить  о  Боге».  Но  этими  низкими  и  ложными  идеями  пропитана  вся  Библия.  Может  быть,  Бердяев  имеет  в  виду  какого-то  другого  Бога?  В  принципе,  я  проявляю  к  религии  терпимость,  пока  она  остаётся  вне  рамок  государства.  Вера  Бердяева – его  личное  дело,  иногда  только  обидно,  когда  поповские  бредни  затемняют  глубину  философской  мысли.  «Мое  отталкивание  от  родовой  жизни,  от  всего,  связанного  с  рождающей  стихией,  вероятно,  объясняется  моей  безумной  любовью  к  свободе  и  к  началу  личности».  Бехтерев  утверждал,  что  физические  недостатки  человека  накладывают  свой  отпечаток  на  его  психику.  Во  все  времена  этот  базовый  инстинкт  (половое  влечение)  у  человека  сопровождался  творческим  порывом. 

31.12.01.  
Приехали   наши.  Режим  нарушен:  смотрю  с  ними  TV,  ничем  заниматься  не  могу.  Отбой  наступил  в  00-00.  Столкновение  эгоизмов:  дети  не  учитывают  нашей  старости,  мы  притес-няем  их  молодость.  Последняя  запись.
  Я  уже  говорил,  что  половое  влечение  у  человека  сопрово-ждается  вдохновением,  творчеством;  в  эти  минуты  человек  свободен.  Любовь  к  свободе  про-является  у  вполне  сформировавшейся  личности.  Мы  понимаем,  что  речь  идёт  о  свободе  ин-теллектуальной.  Мне  известна  всего  одна  значительная  фигура  в  истории,  которая  страдала  недостатком,  присущим  евнухам:  Буало.  «У  Депрео  была  лишь , / А  у  меня : с ,»  (У  Депрео  была  лишь  запятая, / А  у  меня  две  точки  с  запятой.)  (0236).  Но  судя  по  отзывам  современников,  его  произведения  пылали  ненавистью  к  полноценным  отношениям.  Никит. I: 1856 г., С. 428: «В  массах  сильно  недовольны  согласием  на  мир  и  принятием  в  нём  четырёх  пунктов.  Он  не  должен,  подобно  отцу  своему,  восстановлять  против  себя  и  России  силу,  которая,  по  выражению  Талейрана,  умнее  и  сильнее  даже  его  и  Наполеона, – общественное  мнение».  Россия  просто  не  могла  уже  воевать.  С. 429: «Хорошо  кричать  тем,  у  кого  нет  ответственности,  а  Александр  отвечает  не  только  за  настоящее,  но  и  за  будущее.  Познакомился  на  вечере  у  министра  с  одним  из  коноводов  московских  славянофилов,  А. С. Хомяковым.  Он  явился  в  зало  министра  в  армяке,  без  галстука,  в  красной  рубашке  с  косым  воротником  и  с  шапкой-мурмолкой  под-мышкой.  Говорил  неумолкно  и  большей  частью  по-французски, – как  и  следует  представителю  русской  народности».  Это  дешёвая  клоунада,  которая  не  делает  чести  Хомякову.  С. 430: «Мне  показалось,  что  между  морскими  офицерами  более  образованных,  чем  между  сухопутными.  Общество  их  приятнее,  особенно  старых  моряков».  Морской  офицерский  корпус – это  действительно  военная  элита,  которая  сохранила  свою  честь  до  Октября.
 

van-osmos@yandex.ru

ПРОДАЁТСЯ  ЗЕМЛЯ  В  ЛЕНИНГРАДСКОЙ  ОБЛАСТИ

Hosted by uCoz