2001-05

01-01

02-01

03-01

04-01

дн2001

06-01

07-01

08-01

09-01

10-01

11-01

12-01


01.05.01. 

Намеренно  нарушил  пост.  Пять  дней  кряду – это  тяжело,  это  самоистязание.  Налицо  зависимость.  А  это  просто  шутка  такая.  В  природе,  я  думаю,  уже  не  спариваются  пантеры  и  леопарды,  тем  более  львы  и  тигры.  Хотя  в  неволе  это  возможно.  Я  слышал,  что  перед  войной  в  киевском   зоопарке  якобы  родился  тигролев. 
С.-Щ.: «В  манерах  его  прежде  всего  поражала  очень  милая  смесь  откровенной  преданности  с  застенчивою  почтительностью».  Занимая  довольно  высокие  административные  должности  Салтыков-Щедрин  видел  насквозь  весь  бюрократический  аппарат.  Обыватель  сталкивается  с  фасадом  этого  аппарата  и  то  приходит  в  ужас,  иногда  смертельный.  «
Что  люди – братья,  что  они  должны  любить  друг  друга,  что  счастье  есть  удел  всех».  Об  этом  же  говорят  все  партии  и  правительства  и  продолжают  враждовать  и  воевать.  Однако,  воюют  руками  народа,  якобы  для  счастья  народа.  Но  какое  счастье  в  войне?  «Дама  редко  когда  в  определенном  круге  мыслей  находится.  Дама – женщина-с».  За  долго  до  Фрейда,  тем  более,  до  Бёрна  русскому  обывателю  было  ясно,  что  собою  представляет  дама,  если  она  женщина.  Круг  мыслей это  обдумывание  предмета,  это  ипостась  взрослого,  на  которую  женщина  редко  способна.  «Идеал  всей  моей  жизни  именно  в  том  и  состоял,  чтобы  никогда  ни  во  что  не  вмешиваться.   Поди,  разговаривай, выслушивай  тупоумные  возражения,  старайся  опро-вергнуть  мысли,  в  которых  даже  ухватиться  не  за  что, – сколько  тут  пошлого  празднословия,  мелочных  уколов,  дрязг,  утомительной  суетни».  «...отвечала  она,  постукивая  в  такт  ножкой  с  тою  неумолимо-наглою  непреклонностью,  которая  составляет  удел  глупца,  сознающего  себя  силой».  Позиция  животного,  осознающего  своё  положение  в  иерархии.  Как  часто  такую  позицию  старается  занять  Тонечка!  А  у  Светки  Сафоновой  это  постоянное  состояние  души.  Как  приятно  постигать  отчётливую  мысль!  Это  праздник  души.

02.05.01. *
Отметили,  как  водится.  Около  часу  ночи  была  гроза.  На  моём  веку  так  рано  ещё  не  бывало.
  Берд.:  С.172: «Связь  человека  по  духу  подменяется  родовой  связью  по  плоти  и  крови.  Осво-бождение  личности  от  сексуального  акта  есть  освобождение  от  рода,  разрыв  связи  рода  челове-ческого  во  имя  иной  связи,  по  духу».  Что  связь  по  духу  сильнее  кровных  уз,  об  этом  говорил  ещё  Цезарь:  "Отец – не  тот,  кто  родил,  отец – тот,  кто  воспитал".  Об  этом  же  говорят  и  бес-численные  гражданские  войны,  когда  брат  восстаёт  на  брата  и  сын  на  отца.  Но  от  сексуаль-ного  акта  человечество  вряд  ли  когда  отречётся.  Ещё  раз  повторим:  ведь  это  связано  с  вдохно-вением,  именно  этим  человек  и  отличается  от  животного.  Вполне  вероятно,  что  и  оплодотво-рение  будет  искусственным,  запрограммированным,  но  любовь  не  исчезнет.  «Враги  человеку  домашние  его».  Это  очень  глубокая  мысль.  Об  этом  говорил  Будда,  об  этом  говорит  и  Христос.  Вновь  родившийся  человек  впитывает  всё  хорошее  и  дурное,  что  окружает  его  дома,  он  видит,  что  его  родители,  его  домашние не  боги.  По  этой  причине  Будда  покинул  родной  дом,  ради  этого  уходил  из  дому  Христос.  Но  и  потом  домашние  Иисуса  Христа  подчёркивали,  что  он  их  родственник,  когда  внешнее  окружение  почитало  его  за  Бога. «Никогда  еще  не  были  так  распро-странены  всякие  уклоны  от  «естественного»,  рождающего  пола,  никогда  не  было  такого  ощуще-ния  и  осознания  бисексуальности  человека».  Об  этом  говорили  и  во  времена  Сократа.  Каждое  время  находило  тому  свои  оправдания.  А  в  наше  время  даже  регистрируют  однополые  браки,  что  вообще  не укладывается  у  меня  в  голове.  Я  не  говорю  уже  о  клубах  лесбиянок  и  гомосек-суалистов,  об  их  борьбе  за  право  демонстрировать  свою  безнравственность.  Всё  это  говорит  не  о  том,  что  чистота  брака  и  сам  институт  брака  изжил  себя.  Это  вопиёт  о  перенаселённости  планеты,  когда  нравственность  топчется  миллиардами  ног  брошенных  без  воспитания  людей. 

03.05.01. *
По-моему,  был  приступ  тромбофлебита:  знобило,  и  болела  опорная,  левая  нога.  Я  не  думаю,  что  это  связано  с  приёмом  алкоголя.  Коренное  различие  у  нас  с  Тонечкой  в  том,  что  я  люблю  вкусное,  а  она  полезное.  Но  я  убеждён,  что  алкоголь  полезен  и  против  тромбофлебита.  Перворазник,  сказал  И. П.,  он  очень  интересный  собеседник,  но  в  голове  у  него  завелись  тараканы,  то  есть,  сформировался  психоз,  который  он  преодолеть  не  хочет.  Он  начитан,  пишет  неплохие  стихи.
  С.-Щ.: «Очень  часто  молодые  люди  сначала  только  роль  играют,  а  потом  втягиваются  и  получают  дурные  привычки».  В  юности  очень  важно  правильно  выбрать  роль,  которую  потом  играть.  Но  многие  об  этом  даже  не  задумываются.  «Прежде  всего – Россия!  прежде  всего – отечество,  призывавшее  нас  к  обновительной  деятельности!  А  потом  уж – убеждения».  Патриотизм – щит  и  меч  чиновника  любого  уровня,  он  (патриотизм)  и  родился-то  в  среде  махровых  бюрократов.  «Ведь  ни  сепаратизм,  ни  социализм  не  мешают  писать  доклады,  циркуляры,  предписания  и  отношения».  Бюрократия  интернациональна,  то  есть,  она  даже  не  национальна,  её  национальность  и  есть  бюрократия.  Вопрос  о  сепаратизме  встаёт  там,  где  нарушены  бюрократические  связи.  «Развивай  за  стаканом  чаю  сепаратистические  соображения  насчет  самостоятельности  Сибири».  О  самостоятельности  Сибирь  думает  и  сегодня,  и  не  только  Сибирь.  Недоразвитость  России  и  отдельных  её  регионов  являются  гарантией  единства.  «Вот  как  думало  тогдашнее  начальство,  и  думало,  по  мнению  моему,  правильно,  потому  что,  несмотря  на  его  снисходительность  по  сему  предмету,  Сибирь  все-таки  и  по  настоящую  пору  не  отделена».  Сегодняшние  начальники  тоже  снисходительно  относятся  к  разговорам  о  сепаратизме,  но  если  от  разговоров  переходят  к  следующему  этапу, у  них  есть  армия.  Но,  как  уже  отмечалось,  наше  единство  в  нашей  отсталости.

04.05.01.
4:4:6.  Приходила  Галина  Александровна,  призналась,  что  уже  пять  лет  не  ела  мяса – не  может  себе  позволить:  всё  уходит  на  лекарства.  С  этой  дамой  я  познакомился  на  проповедях  попа  Пупко.  А  на  этих  злополучных  бесплатных  лекарствах,  которых,  как  мне  лично  говорил  Редько,  хватит  всем  и  на  долго,  на  них  его  зам.,  Карева,  открыла  фирму  «Фармацея».  Правовое  государство – это  дефицит  дураков;  мафия – это  дефицит  местного  самоуправления.  Зацвела  черёмуха,  самое  раннее  было  12.05.
  Берд.: С.175: «Совершенство  индивидуальное  и  деторождение – обратно пропорциональны.  Этому  учит  биология,  учит  и  мистика.  Женщина  механическим  подражанием  из  зависти  и  вражды  присваивает  себе  мужские  свойства  и  делается  духовным  и  физическим  гермафродитом».  В  отношении  женщин – согласен.  Если  женщина  достигает  ду-ховного  совершенства,  она  перестаёт  быть  женщиной.  Этому  феномену  масса  примеров.  Отрица-тельных  я  не  знаю.  А  вот  с  мужчинами,  тут  дело  сложнее.  Пушкин  и  Толстой  были  много-детны,  по  нашим  меркам.  В  природе  встречаются  однополые  существа,  но  творчески  активными  они  не  становятся.  И  опять  ссылаюсь  на  Бога:  нам  его  представляют  как  совершенство,  но  это  никак  не  мешало  ему  рожать.  Было  время,  когда  плодовитость  Бога  считалась  благом,  сегодня  утверждают,  что  он  бесполый.  С.185: «Тайна  половой  любви  как  абсолютная  тайна  двух  недосягаема  для  общества,  но  общество  привыкло  регламентировать  все,  что  имеет  отношение  к  продолжению  человеческого  рода.  Семья  родилась  из  необходимости,  а  не  из  свободы».  Бердяев  говорит  о  целомудрии  и  говорит  довольно  тяжеловесно.  Для  интима  семья  не  нужна.  Семья – это  показатель  достатка,  то  есть,  если  семья  есть,  значит,  достаток  недостаточен.  Если  государство  будет  забирать  детей  у  желающих  отдать,  количество  семей  значительно  сократится.  Да  и  сегодня  большинство  семей  лишь  номинально. 

05.05.01.
Гулял.  Второй  день  летняя  погода.
  С.-Щ.: «Даже  самое  глубокое  разномыслие  не  может  людям  препятствовать  делать  одно  и  то  же  дело,  если  этого  требует  начальство».  Какой  нежностью  и  каким  сочувствием  отдают  эти  слова  о  бюрократе.  С  какой  нежностью  и  любовью  бюрократ  почитает  начальство.  И  это  не  совковое  воспитание,  это  правление  царя-освободителя,  вот  когда  закладывались  основы  современного  строя,  современного  государства.  Освободив  Россию  от  кре-постного  права  этот  царь  уготовил  ей  рабство  бюрократическое.  «Одни  и  те  же  краеугольные  камни,  те  самые,  о  которых  вы  услышите  и  в  любой  обвинительной  речи  прокурора,  и  в  любой  защитительной  речи  адвоката».  Можно  видеть,  что  прокуратура  и  адвокатура  и  прежде  играли  в  одной  команде.  Что  касается  суда,  то  он  всегда  там,  где  больше  платят.  «Кабы  на  человека  да  не  узда,  он  и  бога-то  позабыл  бы!».  Что  касается  узды,  то  в  наше  время  она  утрачена,  и  власть  предпринимает  сатирически-героические  усилия  ради  её  восстановления.  Узда  не  только  связывает  народ,  она  ещё  и  развязывает  руки  власти,  чтобы  легче  грабить  этот  народ.  Но  и  насчёт  узды  можно  быть  спокойными:  власть  установила  тесные  контакты  с  РПЦ,  а  вместе  они  своего  не  упустят.  «Человек  должен  быть  консерватором  не  только  за  страх,  но  и  за  совесть;  человек  вполне  прав  перед  обществом  и  законом,  если  может  доказать,  что  он  консерватор  "только  за  страх"».  И  всё  же  консерватизм  необходим  хотя  бы  сохранением  традиций.  Отсутствие  страха  порождает  вандализм.    Страх – перманентное  состояние  россиянина.  Он  из-за  страха  может  и  горы  свернуть.  «Религия  есть  один  из  рычагов,  которым  государство  имеет  право  пользоваться  для  своих  целей».  Это,  пожалуй,  один  из  главных  рычагов,  наряду  с  полицией  и  армией.  А  вот  право  пользоваться  этими  рычагами  государство  узурпировало,  не  спрашивая  право.  У  кого  спрашивать?

06.05.01.
Дошёл  до  Нижнего  парка.  Устал,  но  хорошо!  «Земля  враждебна  человеку…»  Конечно  же,  нет.  Она  ему  враждебна  постольку,  поскольку  он  ей  вредит.  И  только  в  целях  самозащиты. 
Жестокость  от  страха.
  Самый  яркий  пример – царствование  Ивана  Грозного,  он  по  естест-венному  праву  уничтожал  потенциальных  претендентов  на  трон.  У  Сталина  такой  мотивации  не  было.  Берд.: С.185: «Если  божественно  деторождение,  то  божествен  и  акт,  от  которого  оно  зави-сит.  В  этом  свято  прав  Розанов – этот  гениальный  провокатор.  Если  сексуальный  акт  греховен,  если  он  есть  падение  пола,  то  не  может  быть  и  невинного  морального  пафоса  деторождения».  Полшага  не  дошёл  до  понимания  того,  что  греховность  заключается  в  инстинктах,  то  есть  в  отношении  к  половому  акту.  «Таинство  любви – выше  закона  и  вне  закона.  Таинство  любви – творческое  откровение  самого  человека.  Жизненное  благоустройство,  семейное  благоустройство – могила  любви.  Нет  и  быть  не  может  закона  для  любви,  любовь  не  знает  закона.  Лишь  жертва  безопасностью  дает  свободу.  Любовь – свободное  художество».  В  этих  немногих  фразах – всё,  что  нужно  знать  о  любви.  Если  ты – человек,  значит,  любовь – творческое  откровение,  от  которого  кружится  голова.  Если  ты – не  человек,  то  это просто  совокупление.  А  в  семье  любви  уже  нет,  но  должно  быть  глубокое  взаимное  уважение,  благодарность  за  минуты  вдохновения.  Дети  должны  рождаться  в  период  максимального  любовного  горения.  Дети цветы  жизни,  плоды  любви.  С.190: «Тайна  соединения  не  может  быть  развратна.  Где  соединение  достигается,  там  нет  разврата».  Потому  что  тайна  соединения  и  есть  целомудрие.  А  разврат – когда  все  знают  обо  всех.  «Любовь  к  любви  вместо  любви  к  лицу – в  этом  психология  разврата».  Я  с  этим  категорически  не  согласен.  Ещё  Пушкин  говорил:  "Что  мне  до  того,  что  она  не  любит.  Важно,  что  я  люблю".  К  этому  выводу  я  пришёл  ещё  в  отрочестве.

07.05.01.
Как  прекрасна  Природа,  буквально,  во  всех  своих  проявлениях.  А  понимают  это  только,  опять-таки,  те  же  1.4%.  Подавляющее  большинство  наслаждается  Природой,  а  некоторые  восхищаются  ею.
   Берд.: С.190: «В  любви  нет  произвола  личности,  нет  личной  воли,  личного  желания,  любви  неразделенной,  односторонней  не  может  и  не  должно  быть».  Здесь  всё  стоит  на  голове.  Я  сразу  вспоминаю  И. С. Тургенева.  Он  говорил,  что  в  любви  один раб,  другой господин.  А  я  говорю,  что  любовь это,  когда  я  владею  телом  того,  кто  владеет  моей  душой.  Взаимная  любовь – это  большая  редкость,  но  нужна  ли  она?  Любовь – это  отдача  душевных  сил,  значит,  кто-то  должен  их  получить.  С.193: «Женщина  существо  совсем  иного  порядка,  чем  мужчина.  Она  гора-здо  менее  человек,  гораздо  более  природа,  она  женщина,  а  не  человек».  Золотые  слова! Она  и  вдохновляет,  как  природа.  Но  она  и  в  большей  степени  руководствуется  инстинктами.  Она  никогда  не  может  быть  взрослой,  но  или  ребёнок,  или  родитель.  «В  мужской  природе  есть  способность  переживать  в  себе  во  всякое  время,  то  есть  независимо  от  времени,  всю  полноту  духовной  жизни  своей  личности,  всегда  чувствовать  себя  собой  в  полноте  своих  сил.  Мужчина  не  склонен  отдаваться  исключительно  и  безраздельно  радости  любви  или  страданию  от  какого-нибудь  несчастья,  у  него  всегда  еще  есть  его  творчество,  его  дело,  вся  полнота  его  сил».  Бер-дяев  хотел  сказать,  что  мужчина  обязан  быть  взрослым.  Согласен,  но  не  в  любви.  И  отдаваться  "безусловно / Любви,  как  милое  дитя"  (3 – 31) «Эротическая  энергия – вечный  источник твор-чества».  А  это  гарантия,  что  творчество  неиссякаемо.  Здесь  уместно  заметить,  что  источник  вдо-хновения  одновременно  является  и  источником  мочи.  Природа  вновь  подтвердила  свою  рацио-нальность.  Когда  Бердяев  излагает  без  привлечения  сверхъестественных  сил,  читать  его  приятно  и  поучительно.  Но  становится  обидно  за  этот  мозг,  когда  он  начинает  поповское  сюсюканье.

08.05.01. *
Восхищаюсь  и  наслаждаюсь.  Неказиста  песнь  воробья,  но  как  она  прекрасна,  когда  он  докла-дывает  всему  свету,  что  в  его  гнезде  появились  птенцы.  Никит.
I:  1826 г., С. 12: «…честолюбие,  сопровождаемое  успехом,  с  каждым  шагом  вперёд  умаляет  в  глазах  честолюбца  предметы,  оста-ющиеся  у  него  позади,  и  так  до  тех  пор,  пока  они  совсем  стушуются  и  он  уже  не  видит  больше  ничего,  кроме  самого  себя».  Взгляд  молодого,  дерзающего  человека,  ещё  не  замыленный  рутиной.  С. 13: «Мы  страдаем  не  столько  от  постигающего  нас  зла,  сколько  от  того  располо-жения  духа,  с  каким  принимаем  его».  Зло  может  исходить  только  от  человека;  очень  неприятно,  если  такому  человеку  доверился.  От  заведомо  плохого  человека  хорошего  не  ждёшь.  С. 32: «В  матери  его  много  ума,  начитанности,  тонкости,  много  любезности  и  лишь  небольшая  доза  той  чопорности  и  принуждённости,  без  которой  никогда  не  обходятся  люди  так  называемого  "хорошего  тона"».  Кум  Аркадий  заметил,  а  я  теперь  постоянно  это  вижу,  что  артисты  ходят  наклонив  эдак  головку  на  бочок.  Так  ходит  и  Ленин.  Этим  они  как  бы  приписывают    себя  к  избранному  обществу.  С. 34: «У  нас  есть  придворные,  но  нет  министров;  есть  люди  деловые,  но  нет  людей  с  умом  самостоятельным  и  душою  возвышенною.  Один  Сперанский».  Лев  Толстой  не  любил  Сперанского,  что  он  из  поповичей.  Толстой  терпеть  не  мог  попов.  Никитенко  был  ещё  молод  и  склонен  к  переменам.  С. 35: «– Насильственными  мерами, – говорит  он, – нельзя  сделать  ничего  прочного:  можно  только  разве  оторвать  ветви  злоупотреблений,  тогда  как  надо  истребить  корни  их.  Я  знал  многих  сенаторов,– сказал  он,  между  прочим,– которые  едва  умели  подписывать  своё  имя…»  "
Тут  был  ещё  сенатор  сонный, / Проведший  с  картами  весь  век, / Для  власти  нужный  человек"  (9 – 29).  Так  и  сегодня,  обрывают  ветки  с  древа  зла,  а  выкорчевать  его  не  хотят:  а  вдруг  и  мне  пригодится.  Да  нам  Сперанский  не  указ.

09.05.01.
Встречались  детдомовцы,  не  только  нашего  д/д,  а  всех  Питерских.  Происшествий  никаких.  Здо-ровье  в  порядке,  так  мне  кажется.  Окуджава:  "у  нас  то  гульба,  то  пальба".  Жизнь  сознания – сознание  жизни.  Об  образованности  Суллы  я  больше  доверяю  Саллюстию,  нежели  Гулиа.  Однако  уже  трудно  читать  художественную  литературу  без  зевоты.  Чужие  фантазии  не  воспринимаются,  отторгаются.  Прав  был  А. Мариенгоф,  литература  предназначена  для  молодёжи.  Активно  читать  надо  лет  с  десяти,  когда  восприятие  ещё  не  забито  штампами.
  Берд.: С.193: «Мир,  принудительно  данный,  «мир  сей» – уродлив,  он  не  космичен,  в  нем  нет  красоты».  Читая  Бердяева,  следует  постоянно  быть  начеку,  чтобы  правильно  понять  какой  мир  имеет  в  виду  автор  в  конкретной  фразе.  Я  полагаю,  что  сейчас  Бердяев  имеет  в  виду  мир  как  человеческое  общение,  окружение.  Да,  этот мир  уродлив.  Но  это  простительно,  ведь  человек  недавно  слез  с  дерева.  Ещё  десять  тысяч  лет  назад  он  не  умел  писать.  Если  же  мы  посмотрим  на  мир  как  на  Природу,  то  этот  мир  прекрасен,  во  всяком  случае,  в  той  его  части,  которой  человек  не  осквернил  своим  присутствием. С.200: «И  вся  жизнь  Л. Толстого  была  мучительным  переходом  от  творчества  совершенных  художественных  произведений  к  творчеству  совершенной  жизни.  Эта  трагедия  художника-творца  ныне  достигла  такой  остроты,  что  сделала  почти  невоз-можным  совершенное,  классически  прекрасное  искусство».  Литература  помогала  творить  новый  мир.  Мучительность  заключалась  в  том,  что  творцы  хотели  видеть  результат  сразу.  До  тех  пор  пока  присутствует  творческое  горение,  автор  счастлив,  ибо  счастье  и  есть  творческий  процесс;  для  человека.  Для  коровы счастье  в  удовольствии.  А  творческий  процесс это  наслаждение.  Да,  эпоха  классицизма  закончилась  с  началом  двадцатого  века.  Но  закончилась  не  Львом  Толстым  и  не  в  России,  а  во  всей  Европе  и  в  Новом  Свете.
 
10.05.01. *
День  Победы.  Дошёл  до  Парка.  Трудновато.  Читаю  дневники  Пришвина.  Как  хочется  жить  в  деревне,  конечно,  с  определёнными  удобствами.  Пришвин:  «Превращение  в  чиновника,  есть  гибель  физическая  и  духовная».  Стараясь  уменьшить  долю  государства  в  жизни  гражданина,  мы  спасаем  человеческие  души.
  Классическое  искусство,  значит,  искусство  присущее  данной  культу-ре,  культуре  данного,  развивающегося  самостоятельно,  народа.  Эта  же  культура  и  будет  внутрен-ней  для  данного  народа,  имманентной.  И  если  говорить  о  классицизме,  то  он  имманентен  толь-ко  грекам.  Если  говорить  об  инках  и  майя,  то  для  них  классицизмом  являются  их  раскапыва-емые  города.  Таким  образом,  трансцендентной,  наносной  является  для  всех  народов  Европы,  и  для  России  в  том  числе,  культура  Древних  греков  и  Римлян.  Правда,  в  СССР  классицизм  про-должился  в  музыке  (Хачатурян,  Кабалевский)  и  в  живописи  (Глазунов).  Был  у  нас  и  класси-ческий  писатель:  Паустовский.  Трудно  было  ожидать  сохранения  старых  стилей  в  архитектуре,  когда  столь  стремительно  растёт  население  Планеты.  Берд.: С.200: «Задание  всякого  творческого  акта – создание  иного  бытия».  Ноосфера  возникла  одновременно  с  осознанием  человеком  нали-чия  у  него  разума.  Но  ноосфера  пока  ещё  не  принесла  свой  плод человека  свободного,  а  это  возможно  посредством  научного  творчества.  «Языческое  искусство – классическое  и  имманентное.  Христианское  искусство – романтическое  и  трансцендентное.  В  классическом  языческом  искусстве  есть  имманентная  завершенность,  имманентное  совершенство.  Классически  прекрасное  языческое  искусство  стремится  к  завершенности,  совершенству  форм  здесь,  на  земле,  в  этом  мире.  Закон-ченное  совершенство  языческого  искусства  никуда  не  зовет,  оно  оставляет  здесь,  в  этом  мире».  Мне  одна  дама  сказала:  вас  так  интересно  слушать,  так  много  непонятных  слов.  У  философа  речь,  как  и  мысль,  должна  быть  четкой,  ясной  и  понятной.  Я  стараюсь  быть  понятным.

11.05.01.
Занимался  преступной  деятельностью.  Сходил  на  почту.  Гладил  бельё.  И  читал…
  Классицизм  каждого  народа  сохраняется  в  его  народности,  фольклоре.  Это  не  окончательная  мысль,  это  раз-мышления.  Никит. I:  1826 г., С. 38: «Читал  Байрона.  Его  поэзия  подобна  эоловой  арфе,  на  кото-рой  играет  буря:  нет  гармонии,  но  слышны  такие  аккорды,  которые  вас  потрясают,  как  стоны  умирающего  друга  или  любовницы.  Наполеон,  Байрон  и  Шеллинг  представители  нашего  века.  Они  скажут  будущим  поколениям  его  тайну  и  покажут  им,  как  в  наше  время  дух  человеческий  хотел  торжествовать  над  роком  и  изнемогал  в  непосильной  борьбе  с  ним».  По-видимому,  в  это  время  вышел  перевод  произведений  Байрона,  который  читал  и  Пушкин:  "...отзывается  чтением  Байрона,  от  которого  я  с  ума  сходил" (1031).  1827 г., С. 41: «Конечная  цель  их  не  нравственное  и  умственное  самоусовершенствование,  а  чин,  без  которого  у  нас  нет  гражданской  свободы».  Чин  давал  дворянство,  которое  имело  уже  некоторые  права,  в  том  числе  избирательные.  С. 42: «Прекрасно  исполнен,  между  прочим,  снимок  с  одной  мозаической  иконы  в  киевском  Софий-ском  соборе».  "Она  казалась  верный  снимок / Du  comme  il  faut"  (9 14)  С. 46: «То  было  лицо  молодой  женщины  поразительной  красоты.  Но  меня  всего  больше  привлекала  в  ней  трогатель-ная  томность  в  выражении  глаз,  улыбки,  в  звуках  голоса.  Молодая  женщина  эта – генеральша  Анна  Петровна  Керн,  рождённая  Полторацкая.  Отец  её,  малороссийский  помещик,  вообразил  се-бе,  что  для  счастья  его  дочери  необходим  муж  генерал.  За  неё  сватались  достойные  женихи,  но  им  всем  отказывали  в  ожидании  генерала.  Последний,  наконец,  явился.  Ему  было  за  пятьдесят  лет.  Густые  эполеты  составляли  его  единственное  право  на  звание  человека».  "Сегодня  был  я  ей  представлен, / Глядел  на  мужа  с  полчаса; / Он  важен,  красит  волоса, / Он  чином  от  ума  избавлен"  (альбом – 12).  Такое  замужество  давало  ей  право  иметь  любовников.

12.05.01.
Встреча  по  поводу  «Народной  партии».  Что-то  будет?  Приехал  поздно.  Поел  и  спать.  Снился  Зеленоградск.  Закончил  3-ю  часть  Лунной  сонаты.  Алексей  Румянцев  и  Галина  Петрова  усом-нились  в  моих  способностях,  я-таки  одолел  3-ю  часть,  правда,  исполнял  её  несколько  медлен-нее,  чем  положено.
  Берд.:  С.202: «Христианское  искусство  уже  не  верит  в  законченное  достиже-ние  красоты  здесь,  в  этом  мире.  Христианское  искусство  верит,  что  законченная,  совершенная,  вечная  красота  возможна  лишь  в  мире  ином.  В  искусстве  языческом  было  классическое  здоровье.  В  искусстве  христианском  есть  романтическая  болезненность».  Христианское  искусство  болезненно  не  потому,  что  трансцендентно,  то  есть  привнесено  извне,  оно  болезненно  потому,  что  противоестественно.  И  если  не  будет  новых  варваров,  то  от  этой  культуры  сохранятся  только  своеобразная  архитектура  и  живопись.  Собственно,  не  искусство  противоестественно,  а  сюжеты,  диктуемые  христианством.  Искусство  как  грань  культуры – бессмертно.  Христианские  мотивы  в  искусстве  были  вызваны  диктатурой  христианства  в  эпоху  Возрождения,  когда  преследовался  даже  фольклор.  «В  творческом  подъеме  Возрождения  совершилось  небывалое  еще  по  силе  столкновение  языческих  и  христианских  начал  человеческой  природы.  Окончательная  реставрация  какой-нибудь  предшествующей  мировой  эпохи  вообще  невозможна.  Бенвенуто  Чиллини  был  в  такой  же  мере  христианином,  как  и  язычником.  Описания  его  религиозных  прозрений  в  тюрьме – изумительны,  покорность  воле  Божьей  этого  авантюриста  и  скандалера,  убивавшего  людей  направо  и  налево,  потрясает».  Я  изумлён.  Рассуждать  об  имманентности  и  трансцендентности  и  не  понять,  что  Возрождение  было  бунтом,  успешным  бунтом  имманент-ности  против  трансцендентности,  после  которого  христианская  культура  фактически  превратилась  в  субкультуру.  И  здесь  нет  никакой  речи  о  возврате  к  прошлому,  о  деградации. 

13.05.01.
Тяжесть  во  всём  организме  к  вечеру  увеличивается,  особенно  после  хорошей  выпивки.  Я  рассуждаю  так,  что  выпивка
это  просто  физическая  нагрузка,  отсюда  и  усталость.  Никит. I:  1827 г., С. 47: «Вчерашнего  как  будто  и  не  бывало.  Анна  Петровна  находилась  в  упоении  радости  от  приезда  поэта  А. С. Пушкина,  с  которым  она  давно  в  дружеской  связи».  У  Довлатова  отмечается,  что  Никитенко  тоже  был  с  А. П.  в  "дружеской  связи",  и  по  этому  поводу  чувствуется  у  Довлатова  ревность  за  Поэта.  С. 48: «Когда  я  уже  прощался  с  ней,  пришёл  поэт  Пушкин.  Это  человек  небольшого  роста,  на  первый  взгляд  не  представляющий  из  себя  ничего  особенного.  Если  смотреть  на  его  лицо,  начиная  с  подбородка,  то  тщетно  будешь  искать  в  нём  до  самых  глаз  выражения  поэтического  дара.  Но  глаза  непременно  остановят  вас:  в  них  вы  увидите  лучи  того  огня,  которым  согреты  его  стихи – прекрасные,  как  букет  свежих  весенних  роз,  звучные,  полные  силы  и  чувства».  Никитенко – молодец;  несмотря  на  мужское  соперничество,  он  по  достоинству  оценил  творчество  Пушкина.  С. 49: «Надо  заставить  себя  мыслить:  это  единственный  способ  сбить  мечтательность  и  неопределённость  понятий,  в  которых  ныне  видят  что-то  высокое,  что-то  прекрасное,  но  в  которых  на  самом  деле  нет  ничего,  кроме  треска  и  дыма  разгоряченного  воображения».  Мыслить – это  обязанность  человека.  С. 50: «Жен-щина  эта  очень  тщеславна  и  своенравна.  Первое  есть  плод  лести,  которую,  она  сама  при-знавалась,  беспрестанно  расточали  её  красоте,  её  чему-то  божественному,  чему-то  неизъяснимо  в  ней  прекрасному, – а  второе  есть  плод  первого,  соединенного  с  небрежным  воспитанием  и  беспорядочным  чтением».  Никитенко  вынужден  выражаться  достаточно  сдержанно,  а  Довлатов  прямо  называл  её  дрянью.  Почему-то  хочется  ему  верить.  Женская  красота – это  скоро-портящийся  товар,  которым  надо  умело  пользоваться,  а  не  торговать.

14.05.01.
Хорошо  отдохнул,  и  снова  всё  кажется  чудесным.  Видите,  я  прав  насчёт  физической  нагрузки.
  Берд.:  С.203: «Боттичелли – самый  прекрасный,  волнующий,  поэтический  художник  Возрождения  и  самый  болезненный,  раздвоенный,  никогда  не  достигавший  классической  завершенности.  Его  Венеры  всегда  походили  на  Мадонн,  как  Мадонны  его  походили  на  Венер.  В  Боттичелли,  в  его  искусстве  и  его  судьбе,  воплотилась  тайна  Возрождения.  В  Боттичелли  раскрывается  роковая  неудача  Возрождения,  его  недостижимость  и  неисполнимость».  Эта  эпоха  потому  так  и  называ-ется,  что  она  сбросила  с  искусства  оковы  мракобесия.  В  чём  я  абсолютно  уверен,  так  это  в  том,  что  наш  философ  сам  не  сможет  объяснить,  что  такое  "классическая  завершенность".  И  это  проблема  не  только  Бердяева,  но  большинства  философов  и  философствующих.  "Воплоти-лась  тайна  Возрождения" какая  тайна?  И  если  она  воплотилась,  значит,  это  уже  не  тайна.  Так  что  же  это?  Берд.: С.215: «Но  эстетизм  не  верит  в  красоту  как  сущее.  Эстетизм – не  теургичен.  Эстетизм  уходит  в  мир  призрачный,  в  красоту  как  не  сущее,  от  уродства  сущего».  Уродство  сущего – это  дело  рук  человеческих.  В  Природе  уродство  не  жизнеспособно,  Природа  как  бы  стесняется  произведённого  уродства.  А  человек  ничего  не  боится.  Не  только  творит  уродливое  (что  нельзя  назвать  творчеством),  но  и  уродует  Природу.  «Красота  в  своей  последней  сущности – неопределима,  красота – великая  тайна.  Жить  в  красоте – заповедь  новой  творческой  эпохи».  И  сегодня  делаются  попытки  определить  красоту.  Это  просто  глупо.  Красота  и  должна  быть  тайной.  Всё  прекрасно,  чего  не  коснулась  рука  человека.  «Бунт  создает  лишь  анархию.  Искусство,  как  и  вся  культура,  должно  быть  внутренно  изжито  человеком».  Во-первых,  Бердяев  понимает  анархию,  как  большевики.  Что  касается  искусства  и  культуры,  то  здесь  присутствует  бред  Бердяева.  Начатки  искусства  преподаёт  нам  Природа:  спорт,  танцы,  вокал.

15.05.01.
Первая  встреча  по  кондоминиуму.
  Можно,  конечно,  допустить,  что  сексуальное  размножение  будет  изжито  и  заменено  клонированием,  когда  исчезнут  последние  инстинкты.  Но  это  будет  уже  не  человек.
  Никит. I:  1827 г., С. 52: «…в  маленькой  беседке,  называемой  храмом  любви».  Эту  выписку  я  сделал  для  Лотмана.  С. 55: «Этот  просвещенный  и  благородный  человек  всегда  стремится  прежде  всего  действовать  как  гражданин  и  нередко  забывает,  что  он  начальник. …здравый  философский  дух,  который  ставит  религию  на  твёрдую  почву,  недоступную  для  фанатиков».  Это  в  духе  Салтыкова-Щедрина:  начальник  не  может  быть  гражданином,  или  то,  или  другое.  С. 56: «Вот  поэт  Пушкин.  Не  смотрите  на  подпись:  видев  его  хоть  раз  живого,  вы  тотчас  признаете  его  проницательные  глаза  и  рот,  которому  недостаёт  только  беспрестанного  вздрагивания:  этот  портрет  писан  О. А. Кипренским».  В  этом  портрете  художник  оказался  достойным  натуры.  С. 58: «Поэт  А. С. Пушкин  уехал  отсюда  в  деревню.  Он  проигрался  в  карты.  Говорят,  что  он  в  течение  двух  месяцев  ухлопал  17 000 руб.  Поведение  его  не  соответствует  человеку,  говорящему  языком  богов  и  стремящемуся  воплощать  в  живые  образы  высшую  идеальную  красоту.  Прискорбно  такое  нравственное  противоречие  в  соединении  с  высоким  даром,  полученным  от  природы.  Никто  из  русских  поэтов  не  постиг  так  глубоко  тайны  нашего  языка,  никто  не  может  <предстать>  с  такой  живостью,  блеском,  свежестью  красок  в  картинах,  созданных  его  пламенным  воображением.  Ничьи  стихи  не  услаждают  души  такой  пленительной  гармонией.  И  рядом  с  этим,  говорят,  он  плохой  сын,  сомнительный  друг.  Не  верится!..  Во  всяком  случае  в  толках  о  нём  много  преувеличений  и  несообразностей,  как  всегда  случается  с  людьми,  которые,  выдвигаясь  из  толпы  и  приковывая  к  себе  всеобщее  внимание,  в  одних  возбуждают  удивление,  а  в  других – зависть».  И  первые  завистники друзья.

16.05.01.
5:4:6.  Опять  пришло  тепло.  Думаю  о  санаторке.  Кстати,  резус-фактор  подтверждает,  что  homo  sapiens  сношался  с  обезьянами  и  имел  от  этого  совокупления  детей.  СПИД,  сифилис  и  другие  болезни  животных  только  подтверждают  растленность  человека.  Большевики  расправились  с  левыми  эсэрами  (не  было  никакого  мятежа)  так  же,  как  потом  Гитлер  расправился  с  Рэмом. 
Берд.: С.217: «Теургия  не  культуру  творит,  а  новое  бытие,  теургия – сверхкультурна.  Теургия – искусство,  творящее  иной  мир,  иное  бытие,  иную  жизнь,  красоту  как  сущее».  В  своих  рассуж-дениях  Бердяев  не  может  окончательно  определиться,  кто  же  он,  язычник  или  христианин.  Теургия = божественная  оргия,  действительно  творит  новый  мир,  но  творит  в  состоянии  опьянения.  А  в  этом  состоянии  всё  кажется  другим.  Иногда  действительно  кажется,  что  мир  творили  в  пьяном  виде.  «Религиозная  тенденция  в  искусстве  такая  же  смерть  искусству,  как  и  тенденция  общественная  или  моральная».  Творцом  в  Искусстве  является  человек,  который  яв-ляется  членом  социума  и  подвержен  его  влиянию.  Искусство  не  должно  быть  аморальным.  Однако,  понятия  морали  подвижны  и  дают  такие  образцы  искусства,  как  советское  и  нацист-ское.  С.218: «В  конце  искусства – такое  же  самоотречение,  как  и  в  конце  науки,  государства,  семьи,  всей  культуры».  Уважаемый  автор  переходит  все  границы:  он  мешает  в  одну  кучу  по-нятия  экономические,  эстетические  и  нравственные.  Действительно,  государство  и  семья  ото-мрут,  но  науки  и  искусства  будут  существовать,  пока  существует  человек.  Человек  не  мыслим  вне  культурного  пространства.  «Сама  природа  есть  произведение  искусства,  и  красота  в  ней  есть  творчество».  Бердяев  меня  поражает:  то  он  несёт  ахинею  (да  простят  меня  его  почитатели),  то  выдаёт  бесподобные  перлы,  как,  например,  приведённая  фраза.  Здесь  ничего  ни  убавить,  ни  прибавить,  но  она  полностью  опровергает  его  же  вышеприведённые  умозаключения.


17.05.01.
Надо  ввести  термин  «ни  то,  ни  сё».  Это  было  вчера.  Кто  говорит,  что  детство  сохранилось  в  нём,  тот  сознаётся  в  том,  что  он  не  далеко  ушёл  от  животного.  Религия – это  попытка  оправ-дать,  реабилитировать  животную  сущность  человека.  Никит.
I:  1827 г., С. 60:
«Замечу  ещё  одно  достоинство  языка  Пушкина,  показывающее  вместе  и  талант  необыкновенный  и  глубокое  знание  русского  языка,  а  именно:  редкую  правильность  среди  самых  своенравных  оборотов.  В  его  мо-гучих  руках  язык  этот  так  гибок,  что  боишься,  как  бы  он  не  изломался  в  куски.  На  деле  ви-дишь  другое – видишь  разнообразнейшие  и  прелестные  формы  там,  где  боялся,  чтобы  рука  поэта  не  измяла  материал  в  слишком  быстрой  игре, – видишь  формы  чисто  русские».  Я  думаю,  что  "просвещённая"  дворянская  Россия  говорила  на  русском  языке,  переведённым  с  французского  и  разбавленного  французским.  Но  уже  гвардейцы,  приведшие  Екатерину  на  престол  говорили  на  живом  русском  языке,  знаком  был  этот  язык  и  Ивану  Баркову.  С. 63: «Оставить  только  три  уни-верситета:  Московский,  Харьковский  и  Казанский – ибо  С.- Петербургский,  по  мнению  Паррота,  ничем,  однако,  не  доказанному,  совершенно  бесполезен.  Сперанский  и  С. Г. Строганов  против  сего  проекта.  За  него  с  разными  исключениями  и  дополнениями:  К. О. Ламберт,  Д. Н. Блудов,  И. Ф. Крузенштерн  и  А. К. Шторх».  А  какие  имена  среди  реакционеров:  Крузенштерн,  ему  памятник  поставлен,  Блудов,  член  кружка  "Арзамас".  1828 г.  С. 66: «Зная,  что  мне  не  под  силу  заплатить  ему  за  курс  300 р.,  как  платят  другие  его  слушатели,  он  (проф. Галич)  предложил  мне  посещать  его  лекции  бесплатно».  С. 71: «Г-н  Сусман  с  необыкновенным  искусством  проиграл  на  флейте  претрудные  вариации,  но  в  вариациях  этих  всё  достоинство  в  их  трудности.  Я  искал  в  них  чувства  и  поэзии,  а  нашел  метафизику,  которую  надо  слушать  умом,  а  не  сердцем».  Я  считаю  таким  композитором  А. Шнитке,  а  исполнителем  Г. Кремера. 

18.05.01.
Приезжал  И
. П.,  один  из  немногих,  с  кем  можно  разговаривать  на  отвлечённые  темы.  От  края  до  края  основной  мотив:  боимся  мародёров!!!  Не  наводнения,  не  пожара,  а  мародёров  боимся.  М. Леонтьев  договорился  до  аукциона  должностей.  Хотя  Людовик XIV  продавал  места  в  парла-мент.  А. А.:  "Общее  сальдо  для  деятельности  Лысенко – резко  отрицательное,  и  если  взять  толь-ко  то,  что  при  правильном  руководстве  нашего  сельского  хозяйства  мы  имели  бы  сейчас  сред-нюю  мировую  урожайность  в  13 ц/га,  то  деятельность  Лысенко  привела  к  потере  урожайности  в  5 ц/га  и,  беря  даже  старую  посевную  площадь  100 млн  га,  мы  получает  ежегодный  убыток  в  500 млн  центнеров,  или  3 млрд  пудов  в  год".  Теперь  умножьте  на  40-50 лет,  и  станет  видно,  что  распада  СССР  могло  и  не  быть.  Никакой  "Штирлиц"  не  смог  бы  так  навредить,  как  Лысенко. 
Берд.: С.219: «Традиционная  мораль  христианского  мира  доныне  не  была  творческой.  Христиан-ство  привило  миру  мораль  послушания  и  мораль  благоустройства.  Мораль  в  этом  мире  вполне  подобна  государству,  хозяйству,  семье,  науке.  Мораль – канонична,  подзаконна.  В  традиционной  морали  христианского  мира  есть  страшная  тягость,  есть  пафос  бремени.  Благая  весть  Евангелия  не  знает  категорического  императива,  но  его  знает  отяжелевший  в  последствиях  греха  христиан-ский  мир.  И  само  послушание,  начавшееся  как  подвиг,  вырождается  в  лицемерие».  Послушание  не  может  быть  подвигом,  ибо  не  творит.   Бердяев  опять  неразборчив  в  выборе  адресата.  Для  1.4%  категорический  императив – врождённое  приобретение,  он  имманентен  ему,  а  для  98.6%  этот  императив  обеспечивает  религия  и  государство  извне.  В  этом  и  заключается  служение  рели-гии  и  её  конкретная  польза.  Мораль  как  функция  полиции  нравов,  функция  церкви,  религии.  Паства – пастырь;  дети – родители  и  над  всем  этим  НЕЛЬЗЯ!  А  "пафос  бремени"  (торжество  угнетения) – это  выше  моего  понимания.  Хотя  на  память  приходит  "пафос  первых  пятилеток". 

19.05.01.
6:4:6.  Привёз  домой  ПК,  помог  Юра  Козырев,  он  всё  довёз  на  мотоколяске.  Еле  втащил  монитор  на  свой  этаж.  Дома  я  его  отблагодарил,  он  не  боится  пить  за  рулём.  Я  не  принуждал,  он  сам.  Теперь  учиться,  учиться  и  учиться  пользоваться.  Роль  религии  и  состоит  в  оправдании  власти,  в  прислуживании  ей.  А  отделение  церкви  от  государства  лишь  усугубляет  ничтожность  её  положения  в  обществе. 
Берд.: С.223: «Духовное  сословие – самое  бытовое, самое  приспособ-ленное  и  самое  устроившееся  из  всех  сословий.  Лица  «духовные» – наименее  духовные,  наиболее  плотяные.  Этот  мир  занял  себе  удобные  места  в  жизни  не  только  духовно,  но  и  материально.  Буржуазность  есть  приспособление  к  мировой  данности  в  целях  устроения,  спокойствия  и  безо-пасности  в  этом  мире.  И  мир  христианский  принял  внехристианскую  буржуазную  мораль,  при-годную  для  жизни,  оправданную  послушанием».  Буржуазная  мораль  плоть  от  плоти  христиан-ская.  "Попы  живут  по-княжески", – писал  Поэт.  Это  можно  видеть  и  сегодня.  Никакой  кризис  их  не  волнует:  доходы  у  них  в  тяжёлые  времена,  я  думаю,  возрастают.  Сообразуясь  со  словами  Бердяева,  можно  сказать,  что  попы  и  буржуазия  суть  одно  и  то  же.  А  удобные  места  в  социуме  суть  экологические  ниши,  за  них  также  идёт  борьба,  порой,  кровавая.  С.225: «Забывает  христианское  сознание,  что  богатые,  славные,  сильные  мира  сего – это  те,  которым  труднее  все-го  войти  в  царство  небесное».  Они-то  понимают,  что  это  опиум  для  народа,  и  поступают,  как  им  удобно  сейчас.  Порою  кажется,  что  Бердяев  сам  верит  в  эту  галиматью.  «Кто  живет  в  вечном  ужасе  от  собственного  греха,  тот  бессилен  что-нибудь  сделать  в  мире».  Для  чего  и  иска-жается  смысл  выражения  "зачат  и  рождён  во  грехе".  Мы  с  вами,  читатель  уже  твёрдо  уяснили,  что  наши  врождённые  грехи – это  наше  Оно,  это  наши  инстинкты.  Но  98.6%  населения  это  не  понимают,  а  главное,  ему  мешают  это  понять  попы  (шаманы)  всех  конфессий.

20.05.01.
ПК  занимает  всё  свободное  время,  уже  в  ущерб  другим  занятиям,  но  кроме  любви.  «Извольте» – истинно  русское  слово;  боюсь,  не  имеет  перевода  на  другие  языки,  оно  стало  идиомой. 
С.-Щ.: «
Палка,  сударь,  нема,  коли  в  ней  любви  действо  не  проявляется!»  Тут  не  поспоришь,  палка  и  россиянин  связаны  любовью  до  гроба,  до  гроба  россиянина,  естественно.  "Да,  был  я  крут  повремени, / Но  я  карал  любя".  (чI глV «Некоторые  выражения  до  такой  степени  осинони-мизировались,  к  числу  таких  однородных  выражений  принадлежали  "отечество"  и  "государство"».  Чиновнику  престижно,  когда  его  почитают  за  отечество  и  невдомёк  ему,  что  прикрываются  отечеством  подлецы  и  негодяи. «Даже  люди  культуры,  как  то:  предводители  дворянства,  члены  земских  управ  и  вообще  представители  так  называемых  дирижирующих  классов, – и  те  как-то  нерешительно  и  до  чрезвычайности  разнообразно  отвечают  на  вопрос:  что  такое  государство?  Одни  смешивают  его  с  отечеством,  другие – с  законом,  третьи – с  казною,  четвертые – громадное  большинство – с  начальством».  И  громадное  большинство  в  этом  случае  абсолютно  право,  ибо  для  него  любой  чиновник уже  начальник.  И  ещё  "громадное  большинство"  и  есть  наше  с  вами  подавляющее  большинство «Выражение "государство"  даже  в  понятиях  массы  культурных  людей  не  представляет  ничего  определенного,  а  просто  принадлежит  к  числу  слов,  случайно  вошедших  в  общий  разговорный  язык  и  силою  привычки  укоренившихся  в  нем».  Власти  выгодно  прятаться  за  ширмой  неопределённости  этого  термина.  Для  меня  очевидно,  что  государство это  административно-бюрократический  аппарат.  «Сапожнику,  тачающему  сапоги,  даже  и  на  ум  никогда  не  придет,  что  его  работа  (да  и  вообще  вся  его  жизнь)  имеет  какое-нибудь  отдаленное  отношение  к  тому  общему  строю  вещей,  который  носит  название  государства».  А  ведь  он  обувает  армию,  защитницу  отечества. 

21.05.01.  
Научился  вводить  информацию,  правда,  только  по  одному  каналу.  У  населения  РФ  нет  защиты  ни  физической,  ни  же  экономической,  то  есть,  присутствует  постоянное  чувство  страха,  страха  ограбления,  страха  нищеты.  Нет  у  населения  и  правовой  защиты  в  случае  наступления  таких  форсмажоров.  А  в  таком  состоянии  рождаются  одни  дебилы,  а  это  тоже  страх.
  Берд.: С.225: «Совершивший  дурное  и  низкое  не  погиб,  он  очищается  таинством  покаяния  и  рождается  к  новой  жизни».  Самый  страшный  суд – это  суд  собственной  совести.  Поп  простит,  Бог  простит,  даже  тот,  кого  обидел,  может  простить,  но  совесть  не  прощает.  Это  и  есть  Страшный  суд.  Мне  тот  свет  для  того  только  и  нужен,  чтобы  повиниться  перед  теми,  кого  обидел,  просить  у  них  прощение.  «Бытовая  православная  мораль,  доводящая  пафос  послушания  до  покорности  и  под-данства  злу  и  уродству,  не  есть  вечное  в  христианстве,  а  лишь  временное,  как  и  все  бытовое».  А  всё  дело  в  словах  "раб  божий".  Конечно,  это  пройдёт  вместе  с  попами.  Христианство  не  вечно,  следовательно,  всё,  что  оно  в  себя  включает,  тем  более  не  вечно.  «Нельзя,  конечно,  смешивать  старчество  со  старостью.  В  старчестве  есть  достижение  мудрости,  в  старости – упадок».  Если  старчество  и  старость  приходят  вместе,  то  это  не  страшно.  Мудрость  всегда  поможет  преодолеть  невзгоды  старости.  С.226: «Справедливо  говорит  Карлейль,  что  только  победа  над  страхом  делает  человека  человеком».  Я  Карлейля  не  читал,  но  обязательно  прочту.  Есть  страх,  который  нельзя,  опасно  побеждать. Это  инстинктивный  страх,  который  способствует  выживанию  вида.  Есть  благоговейный  страх  (см. Кьеркегора)  перед  Природой,  её  красотой  и  могуществом.  Этот  страх  неведом  большинству  людей.  А  есть  раболепный  страх.  Но  у  кого  он  присутствует,  тот  его  и  не  замечает,  например,  наши  СМИ.  Спиноза  говорил,  что  счастливая  жизнь – это  жизнь  без  страха.  Следует  признать,  что  возможна  деградация  личности.

22.05.01.
Ездил  на  Суворовский, 67.  Миша  Кирицев  временами  проявляет  активность,  когда  ему  приходит  в  голову  новая  идея,  как  обдурить  нас.  Когда  оказывается,  что  идея  ему  пользы  не  приносит,  он  опять  на  долго  исчезает.  Решено  начать  ООО.  Устал…  ПК,  к  сожалению,  влияет  и  на  качество  дневника.
  Берд.:  С.226: «Традиционную  христианскую  мораль  слишком  исключительно  строили  на  страхе  и  заботе  о  спасении  души.  Панический  страх  гибели  унижает  человека.  Страх  этот  неблагороден  и  некрасив.  От  ужаса  готов  человек  отказаться  от  всех  творческих  ценностей,  лишь  бы  не  погибнуть.  Эгоистический  страх  собственной  гибели,  доводящий  человека  до  отказа  от  чести,  должен  уступить  место  страху  собственной  низости,  уродства  и  неблагородства».  Чтобы  это  понять,  человек  должен  познать  самого  себя,  то  есть,  стать  лич-ностью.  Только  личность  бесстрашна.  Но  мы  должны  помнить,  что  плоть  слаба.  С.232: «Ры-царство – вечно  по  своему  заданию.  Оно  внесло  в  мир  героические  ценности – ценность  жертвенной  чести и  жертвенной  верности.  В  рыцарстве  ковалась  личность».  Рыцарство – это  высшая  честь  и  мораль,  недостижимая  и  большинством  рыцарей.  Таких,  как  дон-Кихот  из  Ла-манчи – единицы.  И  заметьте,  высшая  честь  и  мораль  всегда  подвергалась  осмеянию  со  стороны  98.6%.  «Об  альтруизме  говорят,  когда  охладела  и  омертвела  любовь.  В  демократическом  альтруизме  есть  неприятное  самодовольство  человеческой  ограниченности».  Этологи  утверждают,  что  альтруизм  встречается  и  среди  животных,  например,  слонов.  Значит,  в  этом  инстинкте  есть  определённая  видовая  потребность.  Возможно,  наследственность  только  начала  осваивать  это  генетическое  приобретение.  Может  быть,  закреплению  альтруизма  препятствует  огромная  чис-ленность  населения  Земли.  Но  с  мнением  Бердяева,  что  альтруизм  вынужденная  замена  любви,  я  категорически  не  согласен.  Об  альтруизме  не  говорят,  его  исповедуют  или  нет.

23.05.01.
ПК,  как  дикий  мустанг:  поступает  не  так,  как  я  хочу,  а  как  он  хочет.  Ближе  всех  к  моему  пониманию  анархизма  подошёл  П. А. Кропоткин.  Анархизм  переводится  не 
безвластие,  а  без  авторитетов,  то  есть,  отрицается  иерархия.
  Бесспорно,  авторитет  истины  не  отвергается.  С.-Щ.: «Много-много,  ежели  он  сознаёт  связь  своей  жизни  с  местным  квартальным  надзирателем,  да  и  то  не  с  квартальным  надзирателем  вообще,  а  именно  с  Иваном  Иванычем,  который  поступил  на  место  Петра  Петровича  и  увеличил  дани  вдвое».  Не  понятно,  почему  у  нас  этот  феномен  именуется  взятка?  Дань и  всё  тут.  Дань  и  государство  берёт.  Таков  порядок  вещей.  Правда,  в  таком  случае  Иван  Иваныч  или  Пётр  Петрович  должны  гарантировать,  что  больше  никто  за  взяткой  не  придёт.  «А  между  тем  путаница  в  понятиях  производит  путаницу  и  в  практической  жизни.  Тут  мы  на  каждом  шагу  встречаемся  и  с  взяточничеством,  и  с  наглейшим  обиранием  казны».  Можно  подумать,  что  описывается  наше  время.  А  ведь  ещё  Ягужинский  говорил  Петру,  что  если  за  каждую  взятку  вешать,  то  верёвок  не  хватит.  Сегодня  за  взятки  и  грабёж  казны  дают  условно  с  сохранением  места  службы  за  взяточником.  О  конфискации  иму-щества  нет  и  речи.  Это  один  из  основных  принципов  либерализма.  А  за  воровство  государство  должно  карать  строго,  ведь  воруют  у  него.  «А  о  казне-матушке  даже  пословица  такая  сложилась,  которая  доказывает,  до  какой  степени  велико  ее  долготерпение.  [Казна не  убогая  вдова:  ее  не  оберешь.  "...мирской  казны – / Ее,  как  рыбу  из  моря, / Века  ловить – не  выловить"  (чI глIV)]  Затем,  что  касается  уплаты  податей  и  повинностей,  то  все  плательщики  на  этот  счет  единодушны.  Все  уплачивают  что  нужно,  и  втайне  все-таки  думают,  что  не  платить  было  бы  не  в  пример  лучше».  Вот  этот  оптимизм  и  позволяет  воровать  без  оглядки.  Трудно  установить,  какую  поговорку  имел  в  виду  Салтыков-Щедрин.  У  нас  ведь  тоже  нет  цензуры. 

24.05.01.
Целый  день  не  садился  за  ф-но.  Однако,  снова  интенсифицируется  деятельность  ДСИ.  Даже  нет  времени  болеть.
 Берд.: С.234: «Есть  божественная  правда  не  только  в  любви  к  другому,  но  и  в  любви  к  себе».  Сократ  говорил:  "Если  ты  сам  себя  не  любишь,  кто  же  будет  любить  тебя?"  Любить,  но  не  ударяться  в  самолюбование.  «Роль  закона – отрицательная.  Но  он  может  быть  направлен  против  хаоса».  С. Довлатов  говорил,  что  после  коммунистов  он  больше  всего  не  любит  антикоммунистов.  Конечно,  Бердяев  выше  примитивного антибольшевизма,  но  в  отноше-нии  к  анархизму  он  опускается  до  его  уровня.  Как  и  большевики,  он  отождествляет  анархию  с  хаосом,  что  неверно.  Закон  ограничивает  волю,  а  не  свободу.  «Мировой  религиозный  кризис  есть  также  моральный  кризис.  Этика  гуманизма  в  последних  своих  пределах  может  привести  к  антихристовой  этике».  Гуманизм  религии  лицемерен,  об  этом  кричит  вся  её  история.  Религия  является  оплотом  морали  для  основной  массы  населения.  Поповщина  Бердяева,  как  уши  Мидаса,  ото  всюду  прёт.  Заявляя  человека  творческой  личностью,  он  не  верит  в  торжество  этой  личности.  В  этом  вся  мизерабильность  Бердяева.  С.238: «В  той  же  плоскости  остается  и  анархизм – он  механически  бунтует  против  всякого  закона».  Хотелось  бы  обозвать  Бердяева,  но  удержусь.  Анархизм – это  сообщество  творческих  личностей,  о  которых  так  печётся  Бердяев.  Личность  понимает  назначение  закона  и  не  нарушает  его.  В  чём  его  заблуждение,  мы  уже  говорили.  «Государство  вечно  забывает  свое  отрицательное  происхождение  и  свою  отрица-тельную  природу,  по  существу  своему  не  творческое  и  становится  врагом  всякого  творческого  движения».  И  невдомёк  Бердяеву,  что  он  буквально  цитирует  Кропоткина.  «В  революционной  психологии  есть  нездоровая  истерика».  Истерика  революции – это  страшно,  но  ещё  страшнее  истошная  жизнь  народа  в  период  войн  и  революций.

25.05.01.
Приезжали  внуки.  Люба  меня  достаёт  своими  разговорами,  как  будто  сомневается.  Дима  стал  "правовернее  самого  Аллаха".  Похоже  на  показуху.  Собственно,  это  и  есть  показуха.  Мы  для  них  язычники,  а  ап.  Павел  учил  среди  язычников  вести  себя  согласно  их  правилам.    Никит.
I:  1828 г., С. 74:
«Оркестр  уже  гремел,  когда  мы  вошли:  играли  какую-то  увертюру.  Впереди  других  музыкантов  стоял  небольшой  толстячок:  он  весь  трясся,  подпрыгивал,  размахивал  руками  и  по  временам  пронзительно  вскрикивал:  «пиано».  Это  известный  К. А. Кавос,  дирижирующий  в  здешней  академии  оркестром».  Первоначально  дирижёр  должен  был  доказывать,  что  он  нужен  оркестру.  С. 77: «Англия  боится  за  Индию.  Но  если  Россия  в  самом  деле  имеет  виды  на  последнюю,  то  во  всяком  случае  будет  действовать  без  шуму  и  постепенно».  Войну  с  Персией  никак  тихой  не  назовёшь.  С. 79: «…мы  отправились  на  Бертов  завод.  …пароход,  испуская  клубами  густой  и  черный  дым,  уже  как  стрела  мчался  по  гладкой  поверхности  невского  устья.  Паровое  судно  только  дважды  в  день  отходит  в  Кронштадт:  поутру  в  9 часов  и  в  5 вечером».  Наше  адмиралтейство  считало,  что  эти  пароходы – просто  забава.  Разочарование  наступило  очень  скоро.  С. 80: «В  восемь  часов  мы  приблизились  к  Кронштадту…  На  другой  день  поутру  мы  с  генералом  приступили  к  осмотру  училища.  Оно  здесь  настоящая  развалина.  Учителя  его  бедст-вуют,  как,  впрочем,  и  везде  в  России».  Обратите  внимание,  в  России  перестройка  начинается,  когда  уже  всё  развалилось.  1829 г.  С. 85: «Удивительно,  как  наши  женщины  низкого  сословия  преданы  пьянству.  …и  одна  угроза  квартального  заставить  их  мести  улицы  усмиряет  этих  жалких  детей  невежества».  Несомненно,  такая  же  участь  ожидала  бы  и  Никитенко,  не  будь  его  папа  помещик.  Да  и  то  не  секрет,  что  Александр III,  Николай II  были  алкоголиками,  этого  Никитенко  мог  и  не  знать,  но  что  Пётр I  пил,  как  лошадь,  было  ему  известно.

26.05.01. *
Встречались  на  Гороховой  по  партийным  делам.  Чувствую,  что  больше  двух  часов  умственной  интенсивной  работы – и  продуктивность  снижается.  Однако,  результатами  доволен.  Здесь  речь  идёт  о  "Народной  партии",  которую  создал,  зарегистрировал  и  хотел  быть  её  бессменным  пред-седателем,  В. П. Гулаков.  А  какой  председатель  хочет  перемен?  Стоит  холодрыга.  Се  человек:  +15° – холодно,  +25° – жарко.  Никакие  отборы  не  могли  привести  от  яичной  скорлупы  к  плаценте.
 Берд.: С.238: «Абсолютная  государственность  и  абсолютный  анархизм – две  стороны  од-ного  и  того  же  дефектного  состояния мира».  Здесь  опять  Бердяев  имеет  в  виду  хаос.  Не  верю,  что  он  не  читал  Кропоткина.  С.244: «Социализм – выражение  рабства  человека  у  природной  необходимости,  а  не  власти  человека  над  природой».  Человек  постоянно  забывает,  что  он – часть  Природы.  Чтобы  правильно  взаимодействовать  с  природой,  он  должен  чётко  понимать  своё  место  в  ней.  Насилуя  Природу,  он  насилует  себя.  Царство  человека  над  Природой – это  утопия.  Он  самозванец,  а  не  царь  Природы.  Отрыв  человека  от  Природы  будет  болезненным,  как  отрыв  пуповины.  Живое  рождается  в  плаценте  для  смягчения  перехода  от  утробы  к  от-крытой  среде.  «Лишь  подлинный  аристократизм,  аристократизм  внутреннего  человека».  Подлин-ный  аристократизм – это  честь  и  достоинство;  ложный  аристократизм – это  спесь  и  гордыня.  С.253: «Истинный  выход  из  себя,  из  своей  замкнутости  и  оторванности  скрывается  внутри  самого  себя,  а  не  вовне,  во  внутреннем,  а  не  во  внешнем.  Так  учит  всякая  мистика.  Но  в  строгом,  дифференцированном,  абсолютном  смысле  слова  мистикой  можно  назвать  лишь  то,  что  относится  к  духовному  плану».  Мистика – это  когда  человек  перестаёт  понимать  самого  себя.  Это  туман  в  голове,  точнее,  в  мозгах.  Кстати,  и  сам  термин  происходит  от  слова  туман.  Философия  должна  в  своих  рассуждениях  достигать  предельной  ясности.

27.05.01.
Насилие – противоположность  любви,  точнее,  две  стороны  одной  медали.  Если  бы  удалось  так  регулировать  эти  отношения,  чтобы  насилие  находило  всегда  желающего  принять  это  насилие,  может  быть,  зло  и  исчезло  бы.  Может  быть,  насилие – одна  из  форм  любви.  У  пернатых  петух  клюёт  курочку  в  шею;  у  кошачьих  кот  треплет  кошку  так,  что  теряют  форму  уши;  у  китовых  после  совокупления  на  теле  самки  остаются  шрамы.  Не  этим  ли  инстинктом  продиктована  поговорка  "если  бьёт,  значит,  любит."  Проник  в  ПК.  Как  из   него  извлечь  информацию?  Это  похоже  на  то
вошёл  в  помещение,  а  выход  не  найти.  А. А.:  "Подозрительность  и  само-уверенность  Сталина,  сопряжённые  с  его  невысоким  культурным  уровнем,  вместе  с  исключи-тельной  по  своей  самоуверенности  наглостью  Лысенко  и  привели  к  сессии  1948 года:  это  акт  чистого  деспотизма".  Никит. I: 1830 г., С. 93: «В  церквах  молятся  о  спасении  земли  русской;  простой  народ,  однако,  охотнее  посещает  кабаки,  чем  храмы  господни;  он  один  не  унывает,  тогда  как  в  высших  слоях  общества  царствует  скорбь».  Народ  относится  к  чуме  как  к  суду  божьему,  ему  всё  равно  бежать  некуда.  Скорбят  не  о  народе,  а  о  подушной  подати.  С. 95: «Подарок  русским  писателям  к  Новому  году:  в  цензуре  получено  повеление,  чтобы  ни  одно  сочинение  не  допускалось  к  печати  без  подписи  авторского  имени.  Нам  пришлось  удосто-вериться  в  горькой  истине,  что  на  земле  русской  нет  и  тени  законности».  Потом  стал  стесняться  этой  скорби,  потом  скорбь  прошла.  1831 г.,  С. 96: «Три  рода  людей  обыкновенно  присутствуют  на  балах:  танцующие,  бостонисты  и  зрители,  в  свою  очередь  разделяющиеся  на  зрителей  игры  и  танцев.  К  последним  принадлежат  устаревшие  дамы – матушки  героинь  французского  кадриля  и  котильона – или  мужчины,  приглашаемые  для  счёта».  "Вот  то-то  детки: / Им  бал,  а  батюшка  таскайся  на  поклон; / Танцовщики  ужасно  стали  редки!.."  (дIII явл7)
 
28.05.01. *
Дрожу  от  холода,  даже  не  сажусь  за  ф-но.  Безграмотность – понятие  относительное,  ибо  я  считаю  безграмотным  того,  кто  не  знает  то,  что  известно  мне.  Так  же  и  я  безграмотен  относительно  кого-нибудь.  Так  же  рассуждал  и  Шерлок  Холмс,  хотя  его  автор  постоянно  сбивался  в  его  оценке.  Должна  присутствовать  широта  взглядов  и  понимание  окружающей  действительности. 
Берд.: С.260: «В  христианстве  вечно  противоборствуют  два  начала – внутренно-мистическое  и  внешне-бытовое,  аристократическое  и  демократическое,  духовное  и  душевное, интимно-сокровенное  и  приспособленное  для  среднего  уровня  человечества и  средних  ступеней  человеческого  общения».  Поскольку  упоминается  христианство,  значит,  речь  идёт  о  религии.  А,  как  мы  помним,  это  блюдо  для  98.6%.  Кстати,  автор  дальше  и  говорит  о  среднем  уровне,  не  желая  обижать  эти  проценты.  Я  же  просто  не  желаю  исследовать  внутреннее  строение  христи-анства.  «И  современный  человек  на  высших  ступенях  может  знать  не  больше,  даже,  скорее,  меньше,  так  как  нет  уже  ныне  в  мире  таких  мудрых.  Древняя  мудрость – предел  стремления  для  нынешнего  человека.  Творческого  прироста  мудрости  в  мире  нет».  Не  понимаю,  как  об  этом  можно  говорить  серьёзно  и  даже  писать  книги.  Эта  сентенция  противоречит  здравому  смыслу.  Её  можно  принять  лишь  в  той  части,  что  нет  прироста  мудрости,  и  то  лишь  постольку,  поскольку  дураков  рождается  в  71  раз  больше,  чем  умных,  и  дураки  заполонили  уже  весь  свет.  Древняя  мудрость,  как  и  современная,  опирается  на  здравый  смысл,  на  житейский  опыт.  С.275: «Естествознание  и  техника  забыли  свое  происхождение:  они  магического  происхождения.  Совре-менная  наука,  подобно  магии,  жаждет  добыть  философский  камень».  Мракобесие  в  действии.  Непостижимо,  как  такое  можно  писать,  будучи  современником  Эйнштейна.  И  хотя  химия  формировалась  в  недрах  алхимии,  последняя  не  есть  наука.

29.05.01.
Вырабатываем  первые  документы  партии.  Партию  должны  строить  молодые,  а  не  старики,  а  Гулаков  старше  меня.  Он  бывший  политработник  и,  по-видимому,  испытывает  некоторую  не-удовлетворённость  в  своих  карьерных  устремлениях.  Волошинов  ревнует  к  моей  самостоятель-ности,  но  вынужден  уступать  моей  логике.  По  всему  похоже,  он  привык  верховодить.  С  утра – солнце,  а  к  вечеру  заволакивает.  «Лишь  на  Николу  вешнего / Погода  поуставилась…»  (
чI – глII) Уже  давно  миновал  Никола,  а  тепла  нет  и  нет.  Приснился  Лёня  Якушев,  он  в  нашем  д/д  выступал  в  роли  защитника  слабых  и  младших.  Эта  его  благородная  функция  запомнилась.  Удивительно  влияние  сновидений  на  настроение.  «Гравитационные  волны» – значит,  есть  фаза,  значит,  могут  складываться  и  вычитаться.  Это  можно  проверить  по  влиянию  Солнца  и  Луны  на  атмосферное  давление,  без  учёта  температуры  воздуха.  С.-Щ.: «Покуда  люди  жили  "без  тоски,  без  думы  роковой",  до  тех  пор  и  столпы  стояли  твердо  и  прямо.  Становые  брали  взятки,  подрядчики  надували  и  обирали  казну,  крестьяне  копили  недоимки,  сепаратисты  говорили:  "Нет,  никогда  москалям  не  пивать  таких  водок,  как  наши  малороссийские  сливянка  и  запеканка!"».  Кто  эти  люди? это  крепостные  крестьяне.  Тоска  у  них  была,  а  вот  думы  роковой  не  было.  Появилась  после  отмены  рабства.  «Ежели  вы  спросите,  например,  княжну  Оболдуй-Тараканову,  на  какую  монету  купец  даст  больше  яблок – на  гривенник  или  на  целковый,  то,  быть  может,  найдутся  светлые  минуты,  когда  она  и  ответит  на  этот  вопрос».  Несомненно,  Салтыков-Щедрин  здесь  льстит  женщине.  «Но  ежели  даже  такая  женщина,  как  княжна  Оболдуй-Тараканова,  не  может  дать  себе  надлежащего  отчета  ни  в  том,  что  она  охраняет,  ни  в  том,  что  отрицает,  то  что  же  можно  ждать  от  того  несметного  легиона  обыкновенных  женщин».  Всё  встало  на  свои  места.  Женщина  неспособна  быть  краеугольным  камнем.

30.05.01.
Был  у  Дальнова,  ездил  к  нему  с  Черепановым.  Дальнов  чем-то  заведует  в  Ленобласти.  Любое  предложение  заканчивается  вопросом:  а  что  я  буду  с  этого  иметь.  Умные  люди  советуют  с  этого  начинать  разговор.  Все  хотят,  но  не  хотят  на  это  работать.  Апатия.
  Берд.: С.275: «Эпохам  этим  соответствуют  разные  знаки  на  небесах.  Нам  не  дано  знать  резких  хронологических  граней  этих  эпох.  Все  три  эпохи  сосуществуют».  Жаль,  очень  жаль  наблюдать  шевеление  тараканов  в  такой  голове.  Бесспорно  то,  что  три  направления  существуют  и  сосуществуют  с  тех  пор,  как  человек  стал  соображать.  Эти  три  направления  следующие  суть:  классицизм,  романтизм  и  гуманизм.  Подробно  я  собираюсь  рассмотреть  их  в  разделе  "философия".  А  о  знаках  на  небесах  ему  видней.  Могут  быть  временные  грани  между  эпохами,  эпохи  могут  как-то  совмещаться,  но  направления  в  философии  от  времени  не  зависят,  раз  возникнув,  они  постоянно  присутствуют  в  культуре.  С.282: «Культура  так  же  символична,  как  и  породивший  ее  культ.  Культ – рели-гиозный  исток  культуры.  Трагедия  творчества  и  кризис  культуры  достигли  последнего  зао-стрения  у  великих  русских  писателей:  у  Гоголя,  у  Достоевского,  у  Толстого».  Естественно,  что  существуют  истоки  того  или  другого  социального  явления.  Но  культура  стала  неотъемлемой  частью  ноосферы.  А  видеть  всюду  символы  и  небесные  знаки,  я  думаю,  следствие  влияния  декадентства.  Отсюда  же  и  культурный  нигилизм.  Развивается  человечество,  преобразуется  и  его  культурная  среда.  «Ее  гениальность  в  ином.  Россия  не  может  остаться  только  Востоком  и  не  должна  сделаться  только  Западом.  Миссия  России  быть  Востоко-Западом,  соединительницей  двух  миров».  Наверное,  только  русские  ищут  какую-то  национальную  идею.  По  этой  причине  рус-ская  философия  слегка  окрашивается  в  национализм.  Правда,  Гитлер  тоже  видел  миссионерскую  задачу  немецкого  народа,  но  он  и  не  пытался  маскировать  свой  национализм.

31.05.01.
Не  всё  получается,  как  рассчитываешь.  Неужели  человек  победит  когда-нибудь  в  себе  чинов-ника?  Чиновник – это  смесь  бездушия, цинизма  и  жадности.  Есть  ли  среди  них  порядочные?  Если  и  попадаются,  то  случайно,  и  быстро  оттуда  изгоняются.
  Берд.: С.282: «Всякая  культура  покоится  на  предании».  Я  считаю,  не  покоится,  а  вырастает  из  преданий.  Как  ни  старался  Пётр I  насадить  у  нас  Европейскую  культуру,  почвой  нашей  культуры  остаётся  "самодержавие,  православие,  народность".  И  спустя  века,  нашу  культуру  питает  эта  почва.  «Утонченность  и  изящество  есть  исключительное  достояние  культуры  французской.  Но  ведь  утонченность  и  изя-щество  и  есть  культурность  по  преимуществу».  Бердяев,  по-видимому,  под  словом  "культура"  подразумевает  нечто,  требующее  конкретного  и  подробного  объяснения.  Культура – понятие  мно-гогранное,  и  основным  её  компонентом  является  язык.  А  по  утончённости  русскому  языку  нет  равных.  Формирование  в  конце  XVIII  начале  XIX  века  современного  русского  языка  и  обес-печило  тот  небывалый  взлёт  культуры  в  России,  которому  завидует  "утончённая"  культура  За-падной  Европы.  С.288: «Славянская  раса  по  историческому  своему  положению  антагонистична  расе  германской».  Нет  антагонистичных  рас  и  национальностей.  Антагонистичны  всегда  прави-тельства.  Правда,  можно  настроить  толпу  на  толпу,  стенку  на  стенку,  но  здесь  уже  речь  о  разуме  не  идёт.  «В  последней,  тайной  своей  сущности  творчество,  конечно,  церковно».  Бедный  Бердяев,  совершенно  запутался  в  поповских  рясах.  «Сознание  человека  на  вершине  культуры  достигло  зрелой  и  конечной  остроты.  И  нет  современному  человеку  возврата  к  детской,  мла-денческой  религиозности,  нельзя  его  вернуть  к  религиозной  опеке».  Культура – это  субстрат,  в  котором  развивается  человечество.  По  моим  рассуждениям  этому  человечеству  сейчас  не  более  пяти  лет  (по  умственному  развитию).  И  говорить  о  конце  культуры,  я  думаю,  преждевременно.

van-osmos@yandex.ru

ПРОДАЁТСЯ  ЗЕМЛЯ  В  ЛЕНИНГРАДСКОЙ  ОБЛАСТИ

Hosted by uCoz