2003-09

01-03

02-03

03-03

04-03

05-03

06-03

07-03

08-03

дн2003

10-03

11-03

12-03


01.09.03. *
Целый  день – мокреть:  никуда  не  ходил,  только  помылся.  Кирицев  опять  обманул,  не   приехал  чинить  ПК.  Он,  может  быть,  и  не  плохой  человек,  возможно,  хороший  специалист  своего  дела,  но  его  необязательность  перечёркивает  все  его  положительные  качества.  ТНТ  брала  интервью  за  ментов.  Все  говорили  отрицательно  или  резко  отрицательно.  Я  роюсь  в  своих  бумагах,  и  ста-рые  записи  встречаются  мне  не  обязательно  в  хронологическом  порядке.  Но,  думаю,  для  днев-ника  это  не  столь  важно.  [Все  люди,  и  я  в  этом  не  сомневаюсь,  рождаются  с  полным  набором  положительных  и  отрицательных  качеств.  И  это  естественно,  так  как  понятия  положительности  и  отрицательности  есть  величина  не  постоянная.  (В  то  время  я  ещё  не  был  знаком  с  работами  К. Лоренца.)  Вспомним  древние  цивилизации,  что  раньше  было  естественным,  теперь  считается  противозаконным  (Имеется  в  виду  однополая  любовь.  Теперь  это  опять  в  почёте).  То  есть,  набор  всех  возможных  норм  поведения  заложен  в  человеке  именно  для  того,  чтобы  он  мог  со-вершенствоваться  сам  и  совершенствовать  свою  общественную  структуру.  И  разум  человеческий  и  общественные  установления  данного  времени  определяют  его  поведение.  Но  в  более  тесном  кругу  знакомых  и  родных  контроль  за  поведением  ослабляется,  и  человек  может  позволить  себе  то,  что  не  сделал  бы  в  незнакомой  обстановке,  в  ином  обществе.  В  конце  концов,  контроль  за  поведением  может  ослабнуть  настолько,  что  поведение  человека  становится  антиобщественным.  Именно,  исходя  из  этого  человек  должен  периодически  менять  своё  окружение,  это  легче  всего  осуществить,  меняя  место  работы,  что  и  рекомендовали  классики  М.-Л.  Когда  сравниваешь,  что  должно  быть  с  твоей  точки  зрения,  с  тем,  что  есть,  то  убеждаешься  на  сколько  ещё  далеки  мы  от  нормальных условий  работы  и  жизни.  Но  оглянись  на  пройденный  путь,  то,  что  сделано,  впечатляет.  И,  главное,  мы  движемся  вперёд,  а  недовольство – наш  двигатель.] 

02.09.03. 
Собрался  и  поехалНапротив  меня  сидел  мальчик  удивительно  похожий  на  Славку  в  том  возрасте  (11 лет).  От  него  мысли  перешли  к  его  отцу,  моему  свояку,  Анатолию.  Необыкновенно  добрый,  душевно  добрый  был  человек.  Время  проведённое  с  ним  я  не  считаю  зря  потраченным.  По  приезде  никто  не  встречает;   заволновался,  боялся – не  найду.  Но  потом  объявился  Кум,  и  всё  пошло,  как  и  предполагалось.  И  грибы,  грибы…
 Они  начались  на  платформе,  у  цыган.  БсГ: С.22: "Наша  религиозность – это  вообще  наш  позор.  Но  вера  в  вечную  жизнь  имеет  под  собой  определенные  основания.  Ум  и  душа  возвращаются  в  общее  хранилище,  как,  впрочем,  и  тело.  Переселение  тел  в  загробный  мир  невозможно  хотя  бы  уже  потому,  что  каждый,  кто  был  бы  вынужден  взирать  сверху  на  нас,  испытывал  бы  страшные  муки:  он  просто  бы  бесился  от  ярости,  видя  те  ошибки,  которые  непрерывно  совершают  люди.  Человек  все  мерит  на  свой  ар-шин:  то,  что  больше  него,  он  называет  большим,  а  то,  что  меньше, – маленьким.  Я  бы  вторгся  в  Ватикан  и  вышвырнул  оттуда  всю  компанию.  Потом  я  бы  сказал:  «Извините,  ошибся!»  Но  зато  их  бы  уже  там  не  было".  Когда  речь  заходит  о  религии,  Гитлер,  на  мой  взгляд,  излагает  вполне  здравые  по  смыслу  суждения,  сдабривая  их  хорошей  долей  юмора.  "Папен  очень  умело  с  ним  (Гинденбургом)  обращался.  Да  и  заслуги  у  него  немалые.  Он  первым  проявил  ини-циативу:  нарушил  священную  конституцию".  Да,  чтобы  нарушить  девственность  Конституции  нужна  определённая  смелость,  граничащая  с  наглостью.  Гитлер  сделал  это  чужими  руками.  С.28: "Мы  потеряли  германцев,  которых  в  Северной  Африке  называли  берберами,  а  в  Малой  Азии – курдами.  Одним  из  них  был  Кемаль  Ататюрк,  голубоглазый  человек,  не  имевший  ничего  общего  с  турками".  У  нас  подобным  образом  думают  академик  Фоменко  и  другие  последователи  Лысенко,  правда,  они  считают,  что  Землю  первыми  заселили  русские.

03.09.03. 
Повезли  меня  в  лес  (на  машине).  Часа  три  я  наслаждался  мировым  покоем.  Речка;  правда,  клёва  не  было.  Но  зато  было  много  грибов.  Сначала  я  их  не  видел,  в  глаза  бросались  одни  сыроежки.  Но  потом  приобвык  и  собирал  только  хорошие.  Хорошие  с  моей  точки  зрения.  При-шёл  Кум  и  большую  часть  выкинул.  Но  в  лесу  очень  грязно.  Как  говорят  аборигены,  сюда  приезжают  отдыхать  новые  русские  евреи.
  [27.02.87.  Ровно  год,  как  я  принялся  за  мемуары.  Вот  так  и  рождается  высокий  стиль  и  низкий.  Мемуары  теперь  являют  собой  стиль  высокий  и  приложимы  к  высоким  фамилиям,  а  к  моим  писаниям  приложимы  слова  соответствующего  стиля,  как  то:  записки,  стряпня  или  что-нибудь  похлеще.  Однако  уверен,  что  и  это  будет  интересно  прочесть  через  несколько  десятков  лет.  Один  год  уже  даёт  возможность  убедиться  в  правоте  моих  слов.  И  на  сколько  был  я  прав  в  своих  претензиях  к  деятельности  наших  профсоюзов,  к  отношениям  профсоюзов  с  администрацией,  к  деятельности  администрации!  Будь  у  меня  побольше  честолюбия  или  даже  просто  здоровья,  можно  было  бы  встать  в  первые  ряды  и  обличать  и  строить,  но  «бодливой  корове  бог  рог  не  даёт».  Закончил  читать  первую  часть  «Царства  Божия».  Должен  привести  полное  его  название:  «Царство  Божие  внутри  вас  или  христианство  не  как  мистическое  учение,  а  как  новое  жизнепонимание».  Об  этом  произведении  Л. Н. Толстого  я  до  сих  пор  и  слыхом  не  слыхивал.  Я  думал,  что  моя  экзальтация  способствует  тому,  что  везде  и  всюду  мне  мерещатся  пророчества,  что  то,  что  сейчас  происходит  в  нашей  стране,  уже  было  (déjà vu),  об  этом  уже  говорилось  и  печаталось,  и  я,  правда,  приводил  доказательства  своей  правоты,  цитировал  и  Салтыкова-Щедрина,  и  Толстого.  Но,  как  я  уже  говорил,  возможно,  я  принимал  желаемое  за  действительное?  И  я  предложил  несколько  страниц  из  названной  вещи  прочесть  Свете  Сафоновой.]  

04.09.03. 
Это  день  трезвости  и  обратной  дороги.  Местная  интеллигенция  меня  не  понимает:  ехать  в  поезде  можно  и  выпивши.  Я  с  ними  согласился  бы,  если  бы  поездка  была  с  ночуем.  Из  поездки  в  Буй  я  всегда  возвращался  именно  таким  способом.  Новые  знакомства.  Общее  впе-чатление  хорошее.  Прибыл  домой  около  23 часов.  Разрушенный  Берлин  снимают  в  Питере,  на  Шкапина.  Это  ли  не  позор!  Вот  лицо  города.
  Ясп., С.146: «Сказанное  Бэконом  подтвердилось – частичное  знание  ведет  к  неверию,  полное – к  вере».  Речь  идёт  о  вере  в  науку.  Частичные  знания  рождают  Лысенко,  Фоменко  и  прочих  шарлатанов  от  Академии.  «В  настоящее  время  представляется  даже  возможным,  что  все  наследие  прошлого,  начиная  с  осевого  времени,  будет  утеряно,  что  история  человечества  от  Гомера  до  Гете  будет  предана  забвению».  Это  уже  не  возможность,  а  реальность.  Но  я  считаю,  поскольку  колебательные  процессы  в  Природе  до-вольно  распространены,  любовь  к  искусствам  прошлого  будет  периодически  возвращаться.  А  к  утрате  памятников  науки  и  культуры,  их  шедевров,  могу  привести  только  стихийные  бедствия.  Сегодня  даже  массовое  сжигание  книг  вызывает  не  горечь  утраты,  а  сожаление  о  содеянном.  С.147: «Ведь  безнадежность  всегда  вызывает  потребность  в  иллюзиях,  пустота  жизни – потреб-ность  в  сенсации,  бессилие – потребность  в  насилии  над  более  слабыми».  Как  бы  ни  ругали  наш  советский  социализм,  но  он  давал  советскому  человеку  больше  шансов  стать  человеком. Теперешний  поток  псевдокультурной  информации  из  США  очень  точно  соответствует словам  Ясперса.  С.148: «Простота – это  образ  истинного.  Упрощение – это  насилие,  заступающее  место  утерянной  простоты».  И  в  упрощении  нашему  строю  не  было  равных,  то  есть,  всех  стремились  сделать  равными,  в  смысле,  одинаковыми.  Кто  был  не  согласен,  того  ожидала  либо  тюрьма,  либо  психушка.  Это  в  лучшем  случае – остракизм.

05.09.03. 
Начались  непродуктивные  походы.  Первый – поликлиника.  Я  и  дневник  начал  вести  в  расчёте  на  ПК,  чтобы  иметь  возможность  достаточно  подробно  описывать  некоторые  вещи.  Каждый  поход  в  ту  сторону:  2–2.5 км.  И  занимает  почти  час.  Не  пользуюсь  транспортом,  так  как  с  костылями  туда  не  влезть.  Сначала  иду  дворами  между  Ленинградской  и  Широкой  (бывш.  Ленина).  По  пути  две  непроходимые  лужи  на  тротуаре,  одну  из  них  я  называю  им. Никифорова.  Мимо  помойки,  где  постоянно  роются  бомжи.  Там  же  построен  и  начал  заселяться  довольно  симпатичный  3-этажный  дом.  Дворами  дохожу  до  Октябрьского  бульвара  (его  не  переименовали:  бывш.  Ляминский)  и  по  нему  иду  до  Оранжерейной  (бывш.  Коминтерна).  Здесь  один  из  двух  пушкинских  светофоров.  Сворачиваю  по  Оранжерейной  и  иду  мимо  Магазейной  (бывш.  К. Маркса)  до  Пушкинской.  Перехожу  её  и  вступаю  на  диагональ  довольно  большой  площади,  где  во  время  оно  был  Екатерининский  собор  (взорван  в  1937 г.),  а  теперь  стоит  Ленин – руки  назад.  По  диагонали  дохожу  до  угла  Московской  и  Леонтьевской  (бывш.  Труда).  Далее  путь  может  быть  различным.  Зелени  ещё  много,  особенно  во  дворах. 
[Реакция  была  такой,  как  я  и  ожидал.  «Так  об  этом  же  и  сейчас  пишут!» – закричала  она.  Нет  смысла  приводить  отдельные  цитаты  из  этой  книги,  её  нужно  читать  целиком.  К  сожалению,  в  книге  не  приведены  исходные  данные:  год  издания,  тираж  и  т. д.  Указано  только  издательство:  Берлин,  издание  Августа  Дейбнера.  По  тексту  мне  удалось  установить,  что  год  издания  не  раньше  1890 г.  Я  не  везде  согласен  с  Великим  Львом,  но  его  проповедь  о  разоружении  меня  потрясла.  И  даже  не  тем,  как  сказана,  но  тем,  когда  сказана.  Почти  уверен,  если  бы  Толстой  увидел  теперешние  горы  оружия  и  его  силу,  сосчитал  бы  теперешние  армии,  он  бы  сразу  наложил  на  себя  руки.  Наглядный  пример  бесполезности  борьбы  за  разоружение.]   

06.09.03. 
Занимаюсь  приватизацией:  хожу  бестолковые  ходки.  Приятно  видеть,  как   выпендриваются  особенно  молодые  чиновницы.  С  каким  вкусом  она  обрывает  тебя,  чтобы  потом  сказать  гадость.  Это  подрастающее  нахлебное  поколение.  Самое  низкое  звено  бюрократии  составляют  женщины,  ибо  у  них  минимум  ума.  Ильич  как-то  сказал,  что  армия – паразит  на  шее  государства.  На  самом  деле  государство – паразит  на  шее  народа  (населения).  А  кому  подчиняется  армия?  за-дадим  себе  вопрос.  Ответ  ясен:  не  нам  с  вами.  Вот  что  удивляет:  как  бы  худо  ни  говорили  о  государстве  и  его  щупальцах,  как  бы  гнусно  о  нём  ни  отзывались,  государство  не  реагирует  никак,  и  это  есть  самое  сильное  его  оружие,  потому  что  у  говорящих  нет  иного  оружия,  кроме  слова.  А  как  ни  сильно  оно,  ему  далеко  до  дубинки.  «Майские  звёзды» – Крючков  с  усами,  как  у  Сталина.  То  же  мы  видели  у  немцев:  «Де-жа-вю».  Идучи – идя;  едучи –?;  будучи – будя!  «Спокойная  совесть – изобретение  дьявола». 
БсГ:  С.28: "В  мирное  время  следует  закладывать  такие  основы  военной  промышленности,  на  которые  можно  опереться  и  во  время  войны.  В  1936 г. – когда  был  разработан  2-й  четырехлетний  план...  Буржуа  способен  на  подвиг,  как  только  протянешь  руку  к  его  кошельку".  Очевидно,  что  примером  Гитлеру  служит  Сталин,  а  оба  вместе  они  являются  образцом  для  подражания  Путину.  С.31: "Слово  «сага»  происходит  от  «заген».  Если  мы  взглянем  на  греков,  которые  тоже  были  германцами,  то  обнаружим  такую  красоту,  какой  у  нас  сейчас  просто  нет.  Вообще,  время  с  III по  XVII век,  безусловно,  отли-чалось  немыслимой  жестокостью  и  крайней  степенью  деградации  человечества.  Кровожадность,  подлость  и  ложь – вот  что  было  характерно  для  этой  эпохи.  Войны  начинаются  и  кончаются.  Остаются  лишь  сокровища  культуры".  Философствующий  людоед.  Однако,  Средневековье  оценил  абсолютно  верно.  В  этот  период  человечество  как  бы  заново  начало  жить. 

07.09.03. 
Три  года  уже  живём  в  этой  квартире.  Отметили.  Кабельное  TV  обещает  компенсировать  мои  затраты  на  ремонт  антенны.  Я  их  завысил  на  200  рублей,  а  теперь  жалею,  что  спросил  мало.  Вот  каков  я,  подлец!  Конечно,  я  сам  себя  оправдываю.  Оправдание  донельзя  простое:  они  нас  больше  обманывают.    Думаю,  что  и  на  эту  тему  откровенничать  можно  только  с  самим  собой  и  Богом.  Это  и  есть  целомудрие.
 [А  с  другой  стороны  это  является  косвенным  доказательством  о  невозможности  построения  социализма  в  отдельно  взятой  стране,  о  чём  в  своё  время  говорил  Маркс.  Можно  построить  пародию  на  социализм.  Что,  собственно,  мы  и  сделали.  Но  и  этот  пародический  социализм  страшит  капиталистов  настолько,  что  они  уже  и  не  помышляют  о  разрешении  своих  противоречий  силой  оружия.  Уже  и  речи  нет  о  насильственном  дележе  рынков  сбыта,  но  все  они  объединяются  для  борьбы  с  новой  формацией.  В  единении – сила.  И  это  единство  капиталистического  мира  должно  служить  уроком  и  примером  и  для  нас.  Конечно  же,  ни  о  каком  разоружении  не  может  быть  и  речи,  пока  на  Земле  существуют  антаго-нистические  государства.  Можно  проливать  потоки  слов,  собирать  подписи,  проводить  кон-грессы,  но  невозможно  заставить  разбойника  бросить  нож,  не  угрожая  ему  виселицей.  Я  не  против  борьбы  за  мир,  она  необходима  хотя  бы  потому,  что  настраивает  массы  против  сторонников  войны,  то  есть,  является  сильным  пропагандистским  средством.  Но  действительное  разоружение  невозможно  при  наличии  границ.  Уберите  границы,  и  армия  отомрёт  сама.  Я  думаю,  нет  ни  одного  государства,  которое  не  было  бы  против  границ. Но  только  Германия,  например,  хотела  бы,  чтобы  это  безграничное  государство  называлось  Великой  Германией,  Америка – Великой  Америкой,  СССР – Великим  Советским  Союзом  (я  не  говорю  уже  о  великой  Румынии,  великой  Польше  и  т. д.).  Пока  существуют  нации,  будут  существовать  границы.] 

08.09.03. 
Тонечка  собирается  в  отпуск.  Присутствует  некая  грусть.  Может  ли  кто  разобрать,  почему  по  выходным  дням  я  гуляю  в  парк  с  утра,  а  по  будням – вечером?  Не  считаю  себя  виноватым,  если  о  моих  интимных  душевных  и  физических  переживаниях  станет  известно.  Пришвин  пом-нил,  что  было  вчера,  а  я  не  помню.  Не  было  переломных  моментов.  Да  и  вообще  вся  жизнь  какая-то  мелкая,  пустая.  Я  понимаю,  что  за  лучшую  жизнь  надо  бороться,  именно  это  и  есть  жизнь,  но  нет  сил,  а,  главное,  нет  желания,  то  есть,  я  уже  мертвец.  Прежде  гордился,  что  родился  в  СССР,  теперь  горжусь,  что  являюсь  носителем  русского  языка.
 Но  эта  гордость  уже  непреходяща.  Пришвин: «С.661: После  вечерней  бури  и  ливня  просияло  растерянное  утро.  Осень  нынешняя  вышла  без  осенней  красоты.  По-видимому,  июнь-июльская  жара  поджарила  стебельки,  и  лист,  отяжеленный  двухмесячными  дождями,  вдруг  потёк  и  опал.  Чувствую,  что  и  сам  тоже  разваливаюсь,  как  клееная  дверь  на  дожде.  Вот  она  осень  сейчас  синичкой  стучится  в  окно».  Ясп., С.149: «Истоки  кризиса  не  могут  быть  объяснены  какой-либо  одной  причиной».  А  я  могу.  Причина  всех  кризисов,  а  действительно  опасными  для  общества  являются  экономические,  в  том,  что  человек  не  признаёт  единства  законов  развития  Природы  и  общества.  Кризисы  куль-турного  плана  объясняются  психологией  роста  и  не  страшны  для  человечества.  «Возможность  того,  что  произойдет  метаморфоза  библейской  религии,  остается».  Библейская  религия  пришла  в  Европу,  когда  та  переживала  культурную  депрессию.  Но  с  развитием  искусств  и  наук  эта  религия  очень  скоро  перестала  отвечать  стремительно  растущему  культурному  уровню.  Попы  постоянно  работали  над  тем  чтобы  приспособить  её  к  постоянно  меняющимся  культурным  требованиям.  Продолжается  этот  процесс  и  в  наше  время,  свидетельством  тому  служат  многочисленные  секты  и  новые  религии.  Все  не  перечесть.

09.09.03. 
«Не  успел  ещё  растаять  в  воздухе  дымок  паровоза,  увозившего  на  юг  его  жену,  как  он  уже  пустился  во  все  тяжкие».  Проводил  Тонечку  в  Токсово,  а  вечером  пил  на  именинах  у  Натальи.  Заказал  обувь,  посмотрел  ноутбуки  б/у  и – душит  жаба.  Языковое  поле  грамматических  парадигм:  части  речи,  род,  число,  склонение,  спряжение,  глагольные  формы,  предлоги-приставки,  мор-фемы… 
[Значит,  главным  препятствием  к  разоружению  является  национализм.  Преодолеть  же  национализм  больше  всего  шансов  у  нас  и  США.  Мы  часто  и  с  удовольствием,  правда,  камерно,  обсуждаем  действия  государственных  деятелей,  деятелей местного  масштаба,  непосред-ственных  (посредственных)  руководителей.  Сколько  злобы и  желчи  при  этом  мы  на  них  изливаем,  какие  хлесткие  характеристики  даём!  «Был  бы  ум  бы / У  Лумумбы, / Ему  Чомбе / Ни  по  чём  бы».  Нет,  мы  не  просто  хаем,  мы  готовы  предложить  альтернативы,  как  принято  теперь  говорить.  Но  мы  готовы  делать  это  только  между  собой.  И  нет  нас,  когда  требуется  повести  за  собой,  выступить  открыто  против  неправого  начальства.  Это  и  есть  боязнь:  а  вдруг  никто  не  поддержит,  а  вдруг  начальство  победит,  да  ещё  и  тебя  прищемит!  Вот  что,  а  не  отсутствие  рогов,  сдерживает  нас  от  активной  борьбы  за  «светлое  будущее».  Трус  не  тот,  кто  боится,  трус  тот,  кто  не  может  преодолеть  свой  страх  (недавно  узнал,  что  не  я  первый  высказал  эту  мысль).  Так  и  я,  могу  выступать  в  роли  подстрекателя,  но  довести  дело  до  логического  конца  духу  не  хватает.  А,  кажется,  чего  бояться,  ведь  всё,  о  чём  мы  так  горячо  базарим,  сейчас  поддерживает  правительство,  встань  и  говори.  28.02.87.  В  природе  так  устроено, что  для  обеспечения  нормального  функционирования  какого-либо  сообщества,  например  муравейника,  между  его  чле-нами  происходит  разделение  функций.  Отсутствие  разума  у  муравьёв  подтверждает  объективную  необходимость  такого  разделения.

10.09.03. *
Совершал  покупки.  Наметил  дома  сделать  то  и  это  и  не  сделал  ничего.  Едва  успеваю  под-держивать  порядок  на  кухне. 
 БсГ:  С.31: "Именно  христианство  погубило  Рим,  а  не  германцы  и  гунны.  Но  это  же  безумие – поручать  строить  дороги  человеку,  который  пригоден  разве  только  для  того,  чтобы  их  подметать,  и  использовать  в  качестве  подметальщика  человека,  который  может  строить  дороги.  В  борьбе  между  умом  и  силой  последняя  всегда  побеждает".  Это  очень  точное  описание  ситуации  у  нас,  при  социализме.  С.35: "Если  немецкий  народ  не  готов  бороться  за  свое  выживание,  ну  хорошо – тогда  он  должен  исчезнуть!  Я  часто  размышляю  над  тем,  что  послужило  причиной  гибели  античного  мира.  Правящий  слой  слишком  уж  разбогател,  с  этого  момента  все  его  помыслы  были  направлены  на  то,  чтобы  обеспечить  своим  наследникам  беззаботную  жизнь.  Дети – вот  в  чем  наше  спасение!  И  то,  что  у  нас  есть  дети,  которые  хотят  жить,  оправдывает  наши  притязания  на  вновь  завоеванные  восточные  территории.  Только  в  оптимисте  могут  пробудиться  творческие  силы.  Без  веры  нет  свершений".  Дети – вот  наша  проблема:  одни  не  хотят  жить  в  России,  другие  просто  не  хотят  жить.  Наша  демографическая  программа  на  самом  деле  не  программа,  а  "как  получится".  Государство  о  ней  говорит,  но  не  действует. "Мы  построим  роскошные  дома  и  дороги,  и  те,  кто  вырастет  там,  полюбят  свою  родину  и  однажды,  подобно  немцам  Поволжья,  навсегда  свяжут  свою  судьбу  с  этими  землями.  Если  мы  вообще  намерены  выступать  с  претензиями  на  мировое  господство,  то  ссылаться  нам  следует  на  историю  германских  императоров.  Нет  ничего  более  великого,  чем  история  германских  императоров.  500 лет  они,  вне  всякого  сомнения,  правили  миром".  О  взаимной  интеграции,  слиянии  мечтал  и  Бисмарк.  Слабость  управления – постоянная  беда  России,  и  беда  эта  всем  очевидна,  кроме  нас.

11.09.03.
Прошёл  транспортную  комиссию,  доделал  формальности  для  обуви.  Вернулся  поздно  голодный,  но  довольный.  Звонила  Тонечка.  Читаю  «Фауста»:  что  ни  стих,  то  мысль.  Прежде  этого  не  замечал,  так  как  не  было  жизненного  опыта.
  [С  биологической  точки  зрения  человеческое  сообщество  ничем  не  отличается  от  муравейника.  Но,  поскольку  оно  находится  ещё  в  стадии  становления,  все  члены  должны,  а  точнее  вынуждены  выполнять  все  посильные  обязанности.  Наличие  разума  у  людей  вносит  искажение  в  эту  формулу,  так,  работают  не  все,  но  есть  хотят  все.  Эта  социальная  несправедливость  отражается  и  на  исполнении  военной  функции:  всеобщая  воинская  повинность  обязывает служить  в  армии  и  сильных,  и  слабых,  речь  идёт  не  только  о  силе  физической,  но  и  о  моральной.  Ведь  чтобы  драться  добросовестно,  человек  должен  обла-дать  соответствующим  темпераментом.  В  дальнейшем,  когда  войны  канут  в  Лету,  темперамент  воина  пригодится  в  других  сферах  деятельности  человека,  как  то  освоение  новых  простран-ственных  стихий,  особо  опасные  исследования  и  эксперименты.  Бесспорно, что  для  выполнения  каждой  функции  общества  будут  подготавливаться  соответствующие  темпераменты,  и  с  души  чело-вечества  будет  снят  ещё  один  фактор  морального  угнетения.  Как  я  понимаю,  именно  введение  всеобщей  воинской  повинности  в  России  в  1874 г. послужило  поводом  для  написания  Толстым  «Царства  Божия»,  именно  столкновение  государственных  интересов  с  интересами  отдельной  личности,  как  трактует  её  христианство,  и  побудило  Писателя  поднять  перо  в  защиту  этой  личности  и  против  войн  и  насилия  со  стороны  государства.  Сразу  по  окончании  чтения  первой  книги  "Царства  Божия"  я  наткнулся  в  книжном  шкафу  на  «Детство»  Толстого.  Какое  это  счастье,  читать  подобные  книги! А  какой  простой,  без  вычур  язык!  Правильная  речь  тоже  требует  воспитания,  а  мы  думаем,  что  это  естественно  русскому  говорить  по-русски.] 

12.09.03. 
У  Закаблуковской  разболтался  о  молодом  персонале  санаторки,  а  у  неё,  оказывается,  там  зять  работает.  Всем  говорю,  думай,  о  чём  говоришь,  а  сам…  Все  собрались  и  сдали  документы  на  приватизацию.  Слишком  хорошо  всё  получилось.  Решил  переориентироваться  с  госпиталя  на  санаторий  в  Репино.  В  госпиталь  меня  не  берут,  так  он  предназначен  для  ветеранов  действующей  армии.  Да  и  «Айва»  опять  без  цвета,  её  надо  выкидывать.  Ещё  и  ещё  раз  утверждаю:  убить  может  только  нечеловек,  недееспособный  человек.
  Ясп., С.153: «Духовная  куль-тура  Китая!  Единственной  способной  пошатнуть  и  уничтожить  ее  силой  является  трезвая  наука.  Если  настанет  время,  когда  этой  наукой  там  начнут  серьезно  заниматься,  то  во  всей  духовной  жизни  Китая,  без  сомнения,  произойдет  полный  переворот».  Духовная  культура  Китая  непов-торима,  своеобразна  и  притягательна.  Должен  произойти  переворот  в  образовательной  системе  Китая.  Длительное  время  она  опиралась  на  достижения  национальной  психологии,  теперь  же  необходимо  включить  национальный  разум,  а  резервы  его  мне  кажутся  неисчерпаемыми.  «Со  всеми  своими  великими  научными  открытиями и  техническими  изобретениями  наша  эпоха  скорее  подобна  времени,  когда  были  созданы  орудия  труда  и  оружие,  приручены  животные,  использована  лошадь  как  средство  передвижения,  чем  времени  Конфуция,  Лао-Цзы,  Будды  и  Сократа».  Я  давно  встречал  эту  мысль,  теперь  понял,  откуда  её  истоки.  Но  с  этим  нельзя  согласиться.  Меняя  среду  обитания  человек  меняется  сам  под  воздействием  меняющейся  среды.  С.154: «Мы  остро  ощущаем  всю  важность  рокового  вопроса,  как  нам,  веруя,  превратиться  в  настоящих людей».  Я  воспринимаю  эту  фразу  буквально.  Действительно,  веруя,  настоящим  человеком  не  станешь.  Вера это  цветы  невежества.  Средневековье наглядный  тому  пример.  Падение  Европы  во  мрак  невежества,  казалось  неожиданным.

13.09.03. 
Вновь  пробуксовка:  приватизация  через  суд.  Мне  показалось,  что  эту  новость  мне  сообщили  с  удовольствием.  Гулял  в  парке  днём.  С  утра  всё  были  причины  задержки.  Л  пропала,  не  объяв-ляется.  Приезжала  Тонечка,  привезла  грибов.  Ем  одни  грибы  и  опровергаю  поговорку:  "гриб  да  огурец  в  попе  не  жилец".  Государства  все  без  исключения  не  в  состоянии  оградить  граждан  своих  от  агрессии  ненормальных,  ибо  этих  ненормальных  подавляющее  большинство.  Каждый  че-ловек  (подчёркиваю:  человек)  постоянно  совершает  открытия,  которые  уже  сделаны  до  него.  Бес-спорно,  он  при  этом  умудряется,  но  многократно  совершаемая  одна  и  та  же  работа,  сказывается  на  замедлении  развития  прогресса.  Интернет  и  знакомство  с  надлежащей  литературой  помогут  избежать  лишней  работы.
 [Среди  учащихся  одной  из  групп  вечернего  отделения  ЛРТ,  где  я  в  своё  время  преподавал,  был  эстонец,  по  фамилии  Соосаар,  так  он  по-русски  говорил  лучше,  хотя  и  с  акцентом,  чем  его  русские  соученики.  Невольно  хочется  сравнить  Толстого  и  Руссо.  Мне  кажется,  что  в  книжке  Толстого  больше  исповеди,  чем  в  «Исповеди»  Руссо.  И  всё  из-лагается  так  непринуждённо,  так  невинно,  что,  кажется,  обладай  я  этим  талантом  хотя  бы  впо-ловину,  передо  мною  не  стояла  бы  проблема,  о  чём  писать.  Такому  перу  всё  под  силу  и  всё  дозволено. Хватит  философии  и  полемики.  Возвращаюсь  к  заметкам,  написанным  около  двад-цати  лет  назад.  “Ходят  слухи,  что  в  гибели  космонавта  Комарова  повинен  Брежнев.  Даже  если  это  и  неправда,  всё  же  свидетельствует  о  том,  что  последний  совершенно  не  пользуется  ува-жением”.  Написал  я  это  26.11.68,  но  не  помню,  чтобы  когда-либо  в  период  его  правления  мне  хотелось  послушать,  что  он  говорит.  Характерен  такой  анекдот.  «Почему  ты  пришёл  на  работу  в  неглаженных  брюках?» – Видишь  ли,  утром  включил  радио – говорит  Брежнев,  включил  теле-визор – опять  он,  включил  приёмник – на  всех  волнах  он  же.  Уж  я  утюг  и  не  стал  включать.

14.09.03.  
За  мной  заехал  Егор,  и  взял  в  Чудово.  Встретили  хорошо,  но!  Везде – мать-перемать.  Ромка – приятный.  Сашка  пьёт  до  усрачки.  А  в  целом – чудесный  народ,  наш  русский,  бывший  раб,  не  могущий  отвыкнуть  от  этого.
  БсГ:  С.40: "Численность  народа  увеличивается  очень  быстро  до  тех  пор,  пока  еще  хватает  земли  и  для  второго  сына,  и  для  третьего,  и  для  четвертого.  Кре-стьянин  заинтересован  в  том,  чтобы  постоянно  иметь  приток  рабочей  силы".  Подобным  образом  и  развивалась  Российская  империя  до  1917 г.  Потом  всё  пошло  прахом.  "Величайший  ущерб  народу  наносят  священники.  К  нам  же  пришел  еврей.  Он  принес  эту  скотскую  идею  о  том,  что  жизнь  продолжается  в  потустороннем  мире:  можно  губить  человеческие  жизни,  все  равно  на  том  свете  их  ждет  лучшая  участь,  хотя  на  самом  деле  человек  прекращает  свое  существование,  как  только  теряет  свое  тело.  Мы  не  имеем  права  говорить,  что  большевизм  уже  побежден.  Чем  решительнее  будет  расправа  с  евреями,  тем  быстрее  будет  устранена  эта  опасность".  Грубо,  но  ведь  в  России  так  и  есть.  "Русские  живут  недолго,  50...60 лет.  Почему  мы  должны  им  делать  прививки?  Дать  им  шнапсу  и  табаку  сколько  пожелают".  Ну  чем  не  гуманист?  С.44: "Если  наши  скоты  священники  выспрашивают  на  исповеди  семилетнего  ребенка  о  его  грехах,  то  тем  самым  они  только  внушают  ему  греховные  мысли.  В  Риме  попы  следят  за  тем,  какой  длины  у  женщин  одежда  и  рукава  и  носят  ли  они  головные  уборы.  Если  бы  господу  богу  это  не  понра-вилось,  он  бы  уж  как-нибудь  дал  понять  людям.  Только  попов  это  злит, поскольку  воспитание  сделало  их  извращенцами. Если  бы  не  опасность распространения  большевизма  по  всей  Европе, я  бы  не  стал  препятствовать  революции  в  Испании,  там  бы  истребили  всех  попов.  Если  у  нас  попы  придут  к  власти,  то  в  Европу  вернутся  самые  мрачные  времена  средневековья".  Былого  могущества  церковь  уже  не  достигнет,  но  отношение  к попам  правильное. 

15.09.03.
Посетил  могилку  Егорыча  и  других.  После  обеда  двинулся  домой.  Легко  потратил  500 р.  Ве-чером  звонила  Тонечка.
  [«Художник  для  того  только  показывает  плохие  стороны  жизни,  чтобы  на  их  фоне  ярче  выступало  то  хорошее,  чему  он  хочет  научить  своих  читателей,  зрителей,  во-обще  публику».  Сейчас  всё  это  я  выразил  бы  гораздо  проще.  «Существуют  две  крайности  вос-питания:  показывать  только  хорошее,  дабы  брали  пример;  показывать  только  плохое,  дабы  так  не  делали.  Но  лучше  всего  показывать  жизнь,  где  эти  крайности  переплетаются  в  естественном  виде.  Чем  темнее  ночь,  тем  ярче  звёзды, – сказал  умный  человек.  Это  даёт  нам  право  считать,  что  мы  живём  в  сравнительно  светлое  время,  так  как  звёзд  у  нас  не  видно.  И  ещё  один  безра-достный  вывод:  светлое  будущее  всего  человечества  гарантирует  нас  от  звёзд.  07.06.69.  Челове-чество  может  жить  без  войн  и  нарушителей  общественного порядка,  точнее,  без  общественных  зол  при любых  законах,  совершенствуя  их  с  течением  времени,  но  только  лишь  в  том  случае,  если  все  будут  равны  перед  этими  законами.  Законы  должны  быть  для  всех  одинаковы,  это  бес-спорно,  но  важно  и  то,  что  перед  законами  стоят  неодинаковые  люди,  не  по  социальному  поло-жению,  хотя  это  тоже  играет  определённую  роль,  но  по  уму,  по  способности  правильно  воспри-нимать  окружающую  действительность  и  правильно  на  неё  реагировать.  Революция  происходит  только  тогда,  когда  содержание  перестаёт  соответствовать  форме».  02.03.87.  Ложь  во  спасение.  Никто  не  знает,  где  кончается  спасение  и  начинается  погибель.  Если  мы  поставим  перед  собой  такую  задачу,  то  найдём  множество  примеров,  где  ложь  необходима.  Ложь  это  та  пелена,  которая  ещё  отделяет  истинный  разум  от  инстинкта.  Но  уже  то,  что  мы  задумались  над  местом  лжи  в  нашей  жизни,  говорит  за  то,  что  ей  не  долго  жить  осталось,  что  скоро  она  будет  восприниматься  как  атавизм,  и  даже  самая  невинная  ложь  будет  вызывать  шок  и  удивление. ] 

16.09.03.  
Хотел  обрадоваться  за  «Айву»,  а  цвет  опять  пропал,  а  выбросить  жалко.  Ходил  в  собес:  надежд  на  получение  компенсации  очень  мало.  Приватизация  под  вопросом,  зависит  от  принадлежности  нашего  дома.  Только  госпиталь – реальность,  кажущаяся.  Государство  должно  обеспечивать  у  себя  нормы  международного  права,  если  оно  вошло  в  состав  этого  содружества..  Если  мы  предполагаем  наличие  Всемирного  Разума,  то  вправе  ожидать  от  него  принятия  неких  решений  и  соответствующих  им  действий.  Возможно,  что  это  так  и  происходит,  только  мы  пока  понять  этого  не  можем,  не  в  состоянии.
 Приятно  тешить  себя  иллюзиями  и  несбыточными  фантазиями.  Государство  преследует  не  только  нашу  организацию,  пристали  и  к  «Солдатским  матерям».  Они  работают  на  грантах.  Было,  я  попытался  получить  грант  на  нашу  организацию.  Мне  сказали,  что  помогут,  но  60%  откат.  Иногда  мне  кажется,  что  кто-то  останавливает  меня  на  краю.  Ясп., С.154: «Уже  Гете,  предвидя  в  1825 г.  век  машины,  характеризовал  его  следующим  образом:  "Это  будет  век  способных,  легко  ориентирующихся  в  практических  вопросах  людей,  которые,  обладая  большей  предприимчивостью,  чем  другие,  ощущают  свое  превосходство  над  толпой,  хотя  сами  они  и  не  одарены  высокими  талантами".  Гете  предчувствовал  и  худшее:  "Я  предвижу,  что  придет  время,  когда  люди  перестанут  радовать  Бога,  и  он  вторично  уничтожит  их  во  имя  нового  творения"».  Сегодня  эти  люди  управляют  государствами.  Каждая  фраза  Гёте  достойна  быть  высеченной  на  камне.  С.156: «В  1835 г.  Токвиль  писал  следующее:  в  настоящее  время  существуют  на  Земле  два  великих  народа, которые, начав  с различных  точек,  прибли-жаются,  по-видимому,  к  одной  цели:  это  русские  и  англо-американцы». Эти  два  народа  сближает  то,  что  у  них  есть  шанс  избежать  национализма,  который  получил  широкое  распро-странение  в  последнее  время  у  других  мононациональных  народов. 

17.09.03.
Весь  день  не  выходил  из  дому,  да  и  погода  тому  способствовала.  Да,  мир  чуден.  Спектакль  в  Париже:  отрезание  кусочков  платья  у  сидящей  на  сцене  женщины.  И  об  этом  «искусстве»  говорят  потом  на  весь  свет.  Euronews – родимое  пятно  на  канале  «Культура»,  из  получасовой  программы  полезной  информации  наберётся  едва  ли  на  пять  минут,  однако,  эта  информация  считается  объективной.  На  сей  день  меня   ничего  не  тревожит,  ничто  не  гложет.
  Мне  самому  становится  интересно  читать  старые  строки  своего  дневника.  [Ведь  давно  ли  за  столом  «пускали  ветры»,  но  вряд  ли  самый  закоснелый  реакционер,  самый  наглый  хулиган  позволит  себе  за  столом  такое  сегодня.  А  когда  перестанем  врать,  достичь  единства  взглядов  не  составит  труда.  Вот  в  какое  время  хотелось  бы  пожить,  вот  когда  настанет  истинный  прогресс  в  науке  и  обществе.  Уровень  цивилизации  не  отменяет  революции.  Наша страна  сегодня  тому  пример.  Уровень  цивилизации  только  определяет  её  (революции)  кровопролитность.  Теперь  я  могу  по-пытаться  принять  концепцию  нашего  Кропоткина,  так  мы  звали  нашего  декана  в  УМЛ  за  его  окладистую  бороду,  который  утверждал,  что  с  каждой  новой  ступенью  вверх,  временное  рас-стояние  между  революциями  уменьшается. Теперь  это утверждение  кажется  естественным.  Человек  должен  умирать  тогда,  когда  он  оказывается  никому  не  нужным.  Но  если  нужду  в  нём  ощущает  хотя  бы  один  человек,  он  должен  жить.  В  этих  вопросах  жизни  и  смерти  у  нас  ещё  столько  лжи  и  лицемерия!  Мы  скорбим,  когда  скорби  нет,  мы  плачем,  когда  глаза  наши  сухи.  А  что,  в  сущности,  есть  смерть?  Это  необходимое  звено  в  цепи  круговорота  органики  в  природе.  И  хоронить  умерших  следует  не  в  городе,  но  в  огороде,  который  должен  рожать  хлеб.  Стыд  и  позор  я  испытываю  за  то,  что  читаю  в  пятьдесят  лет  книгу,  которую  следовало  прочесть  по  крайней  мере  лет  тридцать  пять  тому  назад.]  

18.09.03. 
Начал  хождения  по  обмену  водительского  удостоверения.  Поход  в  Пушкинское  УВД  был  бес-полезен:  послали  в  Тярлево,  там  ГАИ.  Чувствую,  что  государство  так,  за  здорово  живёшь,  и  ко-пейки  не  отдаст.  Пришёл  в  собес  за  путёвкой,  так  там  сказали,  чтобы  зашёл  через  два  с  поло-виной  года.  Не  слабо!
 А  помнится,  Путин  обещал,  что  ветераны  и  блокадники  будут  лечиться  в  санаториях  каждый  год.  Но  я  давно  заметил,  что  речи  Путина  на  деятельность  чиновников  на  местах  влияния  не  оказывают.  Пришвин: «С.661: Пепельное  небо,  на  окне  мельчайшие  мушки.  Осень  с  осенью  складывается:  там,  за  окном,  и  у  меня  за  душой.  Ночью  было  невыносимо  неловко  так  жить,  сложив  руки  перед  низкой  тучей  беды  для  всего  человечества.  Подумав,  так  решил,  что  всё-таки  войны  не  будет».  БсГ: С.44: "Закон  о  печати  позаботился  о том  («Им-перский  закон  о  главных  редакторах»  от  4 октября  1933 года  определял  периодическую  прессу  как  «государственное  средство  просвещения  и  воспитания».),  чтобы  народ  оставался  в  неве-дении  относительно  разногласий  в  правительстве.  Пресса  существует  не  для  этого.  Пусть  также  публикует  роман  с  продолжением,  девицы  тоже  должны  получить  свое".  Вне  всякого  сомнения  Путин  руководствуется  этим  законом.  Вся  боевая  пресса  загнана  в  Интернет.  А  романы  с  продолжением  заполонили  телевидение.  С.46: "Десятки  тысяч  людей  могут  послужить  своему  народу  лишь  тем,  что  пойдут  на  фронт.  Но  что  там  делать  художнику?  Его  просто  пристрелит  какой-нибудь  русский  идиот.  Сколько  у  нас  освобожденных  от  военной  службы,  велика  ли  беда,  если  получат  бронь  еще 500...600 талантов".  Работа  на  публику.  Американские  солдаты  не  хотели  стрелять,  когда  узнали,  что  против  них  выставили  подростков.  "Мы  внесли в  партийную  программу  положение  о  необходимости  запретить  спекуляцию  землей.  Основная  масса  народа  хочет,  чтобы  ею  правили".  Это  большевистские  лозунги,  так  думали  и  Ленин,  и  Сталин.  

19.09.03.  
В  ушах  звон,  как  треск  кузнечиков  в  августе  в  тёплый  вечер.  В  Тярлево  потерпел  фиаско:  послали  на  шоссе  Революции,  86.  Но  прежде  необходимо  получить  шофёрскую  справку.  Ввя-зался  в  игры  с  государством…  Одно  утешает,  что  всегда  можно  бросить.  Тамара  Тимофеева  в  д/д  почиталась  за  умственно  отсталую,  а  сейчас  руководит  общественной  организацией.  Вспоминаю,  Ю. Козырев  просил  меня  быть  посредником  в  знакомстве  с  нею.  Я  ему  ничего  не  сказал,  но  меня  это  крайне  задело:  я  считал  Юрку  достаточно  умным  человеком,  чтобы  связываться  с  такой  дурой.  Это  ещё  раз  подтверждает  общий  уровень  развития  человечества.  Мелодию  изобрели  на  Востоке.  На  Западе  её  ввели  в  рамки.  "Я  был  потрясён,  когда  узнал,  что  это  был  её  «ебёнок»".  Были  Сафоновы.  [«…он  был  хороший  француз,  но  француз  в  высшей  степени.  Он  был  не  глуп,  довольно  хорошо  учён…  но  он  имел  общие  всем  землякам  и  столь  противоположные  русскому  характеру  отличительные  черты  легкомысленного  эгоизма,  тщеславия,  дерзости  и  невежественной  самоуверенности».  Невольно  думается,  что  это  характеристика  Дантеса.  05.03.87. Рабство  в  буквальном  смысле  слова  состоит  из  двух  компонентов:  физическое  угнетение  и  угнетение  моральное  (какой  тяжелый  слог).  Тяжесть  физического  угнетения  определяется  величиной  денежного  вознаграждения.  Больше  зарплата – меньше  угнетение,  меньше  зарплата – больше  угнетение.  Бесплатный  труд  без  принуждения  есть  труд  вдохновенный.  Моральное  угнетение  есть  самый  постыдный  вид  угнетения.  Никакие  деньги  не  могут  компен-сировать  его  издержки.  Истинная  борьба – это  борьба  за  свободу  духа.  Борьба  есть  колеба-тельный  процесс,  победивший,  хочет  он  этого  или  нет,  неизбежно  перегибает  палку  в  про-тивоположную  сторону.  Я  хочу  сказать,  что  борьба  с  моральным  закрепощением  может  привести  к  анархии,  а  борьба  с  вольнодумством  приводит  к  мракобесию.

20.09.03.   
«
Приватизация»  нас  обувает,  не  скрывая  своих  намерений,  хотя  понятно,  что  это – государство.  Судак  так  не  хватает  наживу,  как  заглатывает  государство.  Ясп., С.156: «В  1870 г.  Буркхардт  в  своих  «Размышлениях  о  мировой  истории»  писал  о  будущем  следующее:  государство  вновь  обретет  верховное  господство  над  культурой,  более  того,  в  значительной  степени  подчинит  ее  своему  вкусу.  Господствующим  типом  жизни  станет  жесткая  целесообразность».  Это  значит,  что  по  культурному  уровню  населения  можно  судить  о  культуре  государства.  Я  постоянно  буду  напоминать,  что  государство – это  три ветви  власти:  законодательная  (депутаты),  исполнительная  (администрация  и  прокуратура)  и  судебная  (фактически  купленная  администрацией).  Вот  о  культуре  этого  комплекса  и  идёт  речь.  С.157: «В  1872 г.  он  (Буркхардт)  писал  в  письме:  Иде-алом  жизни  станут  армейские  распорядки... военизированное  государство  должно  стать  крупным  предпринимателем».  Это  мы  видели  на  примере  СССР  и  Германии,  этот  же  порядок  пытается  сохранить  и  Путин.  «Если  установится  единый  мировой  порядок,  то  грозить  ему  будет  не  варварский  народ  извне,  а  сама  природа,  беззаботность,  с  которой  расходуются  ограниченные  запасы  сырья,  позволяет  во  всяком  случае  предположить  возможность  или  вероятность  того, что  эти  запасы  будут  полностью исчерпаны.  Сократится  ли  тогда  население  земного  шара  до  своего  прежнего  числа,  каким  оно  было  500 лет  тому  назад?»  Мне  очень  приятно,  что  мои  мысли  полностью  совпадают  с  рассуждениями  Ясперса.  С.161: «Знакомясь с  сообщениями  о  концентра-ционных  лагерях,  мы  почти  теряем  дар  речи.  Эта  опасность  страшнее  атомной  бомбы,  так  как  она  угрожает  душе  человека».  Насилие  прекращает  песню  души,  то  есть  свободу.  Насилие – это  система,  иерархия.  Редкий  человек  может  остаться  свободным  в  условиях  системы.  Из  моих  современников  я  могу  назвать  только  А. А. Любищева.

21.09.03.
Были  Таня  Большакова  и  Г. А. Лавренюк-Сарбаш.  Мой  пост  затянулся  и,  боюсь,  не  скоро  кончится.  Президент  должен  назначать  губернаторов,  ибо  это  исполнительная  власть.  Это  было  бы  честнее,  нежели  протаскивать  своего  человека  через  машину  голосования.  Тем  более,  что  голосование  неизбежно  приводит  к  трениям  в  обществе.  [Непротивление  злу – это  графитовый  стержень  в  ядерном  реакторе,  который  замедляет  реакцию.  Это  средство – попытка  остановить  колебательный  процесс  на  золотой  середине.  Самое  большое  несчастье – это  моральное  угнетение.  Человек  перестаёт  быть  таковым,  если  перестаёт  замечать, что  он  морально  угнетаем.  Всякая  попытка  оправдания  морального  угнетения  приводит  к  его  усилению.  Все  отношения  начальства  с  подчинёнными,  которые  доводилось  мне  встречать  на  моём  жизненном  пути,  основывались  на  моральном  угнетении.  Человеку  не  свойственно  морально  угнетать  человека.  Прошу  не смешивать  с  добровольным  рабством  в  любви.  Здесь  любимому  приятно  приказывать,  а  любящему  приятно  повиноваться.  Берию  не  остановила  печальная  участь  Николая  Ивановича  Ежова,  который  за  свои  преступления  был  расстрелян.  Но,  как  утверждает  история  (наша),  перед  своим  падением  он  запил,  что  говорит  об  угрызениях  совести,  о  некотором  роде  раскаяния.  Похоже,  что  Берия  как  земляк  Сталина,  имел  более  прочное  положение  и,  повторяя  злодеяния  Ежова,  не  мучился  никакими  переживаниями.  В  этом  свете  деятельность  Хрущева  несколько  облагораживается,  так  как  надо  обладать  мужеством,  чтобы  не  только  решиться,  но  и  выступить  против  этого  морального  урода.  Говорят,  что  непосредственным  вершителем  ареста  Берии  был  Г. К. Жуков.  Фильм  «Покаяние»  сделан  в  духе  евангельской  притчи,  но  сделан  здорово.  Сцена  у  бревен  потрясает.И  в  то  же  время  присутствует  гротеск  и  сарказм.  Фильм  создан  специально  для  руководящих  кадров.  Боюсь,  они,  эти  кадры,  не  поймут  этого.]

22.09.03.
Питерцы  сделали  вид,  что  Путина  не  поняли,  и  в  первом  туре  Матвиенко  не  прошла.  Гулял  по  Ленинградской  в  надежде  встретить  знакомых,  но  увы  и  ах!  Кирицеву  с  первой  попытки  восстановить ПК  не  удалось.  Некоторые  записи  настолько  оторваны  от  контекста,  что  даже  сам  не  могу вспомнить,  о  чём  они,  с  чем  связаны.  Нормальное  государство,  когда  судье  нечего  делать.  Редкий  писатель  выдерживает  взятый  в  начале  темп,  стиль  повествования.  Ощущаю  я  это  и  на  себе,  на  своём  дневнике.  Владислав  определил  мои  дневники  как  поток  сознания.  «Понял  сейчас  и  довольно  чётко, / Что  я – безнадёжная  трещотка».  БсГ: С.49: "Помогай  себе  сам,  тогда  тебе  поможет  бог!  В  один  и  тот  же  период  созданные  одной  и  той  же  божественной  рукой  люди  придерживаются  тысяч  различных  верований.  Бог  сотворил  людей.  Людьми  мы  стали  лишь  благодаря  смертному  греху.  Бог  создал  все  предпосылки  для  этого.  500 000 лет  взирает  он,  как  люди  безобразничают.  Зачем  бороться,  когда  всего  можно  добиться  молитвой?  Если  у  меня  нет  ни  гроша  за  душой,  а  в  смертный  час  нет  времени  для  покаяния,  тогда – все,  конец!  Но  если  я  отложил  10 марок  и  заранее  заплатил  церкви,  тогда  порядок!  Этого  хотел  тот,  кто  сотворил  мир?  Если  этому  верит  крестьянская  девочка  или  какой-нибудь  малолетний  пророк,  я  слова  не  скажу.  Но  когда  в  достаточной  степени  образованные  люди  почитают  такие  дьявольские  суеверия!  Сотни  тысяч  из-за  них  подвергали  пыткам!"  С.49: "А  эта  лицемерная  проповедь  любви  ко  всем!  Ложь  недолговечна.  Я  не  верю  в  то,  что  истину  можно  надолго  утаить.  Она  одержит  победу!  Я  иду  в  церковь  не  для  того,  чтобы  слушать  службу.  Я  только  любуюсь  красотой  здания".  Абсурдность  религии  очевидно,  да  ещё  сами  попы  всей  своей  жизнью  подрывают  авторитет  церкви.  Единственное  назначение  религии – поддерживать  на  высоком  уровне  нравственность  толпы.  Судя  по  поп-культуре  в  США,  там  религии  нет. 

23.09.03.
Приехал  Славка  и  увёз  меня  к  себе.  Смесь  прекрасного  с  безобразным:  пьёт  и  матится,  как  вся  чудовская  родня,  но  так  же  и  добр.  Чтобы  заниматься  общественной  деятельностью,  надо  быть  более  принципиальным,  чем  я.  А  честный  человек  никогда  не  ввяжется  в  общественную  деятельность,  которая  не  может  не  опираться  на  проходимцев,  воров  и  демагогов.  [09.03.87. Я  ещё  только  делаю  робкие  попытки  завязать  переписку  с  общественным  мнением,  а  жена  уже  обзывает  меня  кляузником.  Конечно  же,  такая  похвала  не  вдохновляет.  Но  хорошо,  что  меня  поддерживает  мой  друг  Миша.  А  для  хотящего  писать  достаточно  даже  символической  под-держки.  Наверное,  с  нового  года  у  нас  функционирует  новая  программа  «Ленинградская  па-норама».  Программа  интересная,  но,  как  и  всякое  живое  дело,  допускает  оригинальные  промахи.  Следующее  ниже  письмо  на  радио  как  раз  и  посвящено  некоторым  из  них.  «Уважаемая  “Ленинградская  Панорама”!  С  тех  пор  как  я  в  первый  раз  услышал  Вашу  передачу,  я  сразу  же  стал  горячим  её  поклонником.  Информация,  сообщаемая  Вами,  не  только  познавательна,  но  иногда  просто  захватывающая.  Ваши  передачи  не  только  отвлекают,  но  и  развлекают.  Вначале  мне  показалось,  что  Ваша  программа  была  призвана  синтезировать  разрозненные  программы  Ленинградского  радио,  но  потом  я  увидел,  что  она  гораздо  шире  и  глубже.  Когда  я  понял,  что  Ваша  программа  суть  самостоятельная,  я,  как  человек  ума  пытливого,  попытался  определить  её  жанр.  Сначала  я  решил,  что  программа  носит  детективный  характер,  и  вот  почему.  В  одной  из  ваших  передач  было  пролито  много  слёз  о  незавидной  судьбе  сквера  у  Казанского  собора.  Вы  при  этом  говорили,  что  сквер,  как  и  многие  другие  архитектурные  памятники  Ленинграда,  охраняются  государством.  Я  очень  часто  встречаю  этот  псевдоним  и  по  радио,  и  по  телевидению,  и  в  печати,  но  ни  разу  не  видел  этого  хранителя».] 

24.09.03.
Прибыл  домой  достаточно  поздно:  Славка  уже  с  утра  «наварил  харю».  Зато  посмотрел  «Момент  истины»  с  Карауловым.  Страшная  картина.  Не  верится,  что  можно,  хоть  что-то,  исправить.  Длительный  пост  нарушен,  но  с  неожиданной  стороны.  Мережковский,  как  и  Ильин,  а  может  быть,  это  свойственно  новым  писателям,  достаточно  бездоказателен.  То  есть,  высказывает  своё  мнение,  и  всё!  Не  убеждает  хотя  бы  цитатами.  Пришвин? «С.663: Слушаю  "Голос  Америки",  до  того  там  всё  грубо  и  глупо,  и  сказать  нечего.  Когда  сам  ругаешься  на  своих,  то  кажется,  это  ничего,  а  когда  на  них  же,  на  своих,  американцы  пускают  русских  собак, – тут  плохо  становится,  и  хочется  защищать  то  самое,  что  позволял  себе  ругать.  С.664: Чем  хороша  «Война  и  мир»?  Тем,  что  Толстой  вспомнил  добрых  людей,  переживших  войну,  и  показал  их  любовь  к  родине.  Мороза  нет,  тепло,  туманчик,  и  всё  как  раз,  чтобы  по  чернотропу  на  зайцев  пустить  гончих.  Озимь  густо-зелёная  бьёт  в  глаза.  Затруби,  труба!»  Ясп., С.162: «Психическая  болезнь – это  естественный  процесс,  который,  может  быть,  когда-нибудь  мы  научимся  преодолевать  естес-твенными  средствами.  Пока  мы  бессильны  и  вынуждены  претерпевать  его».  Поскольку  мы  уна-следовали  от  животных  инстинкты,  постольку,  я  так  думаю,  некорректно  говорить  о  психи-ческой  норме.  Критерием  психической  нормы  является  мораль,  которая  подвержена  колебаниям.  С.163:  «Противостоять  угрозам  будущего  человек  может  лишь  в  борьбе  с  возможностями  зла  в  самом  мире.  Только  человек  может  одолеть  им  самим  порожденное  зло –  в  рамках  правового  порядка,  который  станет  мировым  порядком».  Нами  уже  установлено,  что  зло – это  непреодолимые  инстинкты.  Точнее,  инстинкты,  которые  человек  может,  но  не  хочет  преодолеть.  «Иллюзорные  представления  и  маскировка  действительного  положения  дел  ведут  к  его  гибели».  Увы,  это  абсолютно  точные  слова  про  мою  деятельность  в  "ДСИ",  и  результат  такой  же.

25.09.03.  *
Шофёрская  комиссия  ещё  не  работает.  Узнал  (списал)  расписание  суда.  Мережковский  о  Серафиме  Саровском  пишет  здорово,  хлёстко,  со  знанием  дела.  Чувствуется,  как  он  болеет  за  православие,  в  то  время   как  попы  (не  только  наши)  используют  христианство  как  подтирку.  Мечта  Мережковского – третий  Завет  в  Духе.  Реализация  этой  затеи  неизбежно  выливается  в  сектантство.  Но  Мережковскому  хотелось  быть  основателем  новой  религии,  а  подстрекателем  в  этом  вопросе  была  З. Гиппиус.  Но  слишком  уж  мелки  эти  фигуры,  чтобы  претендовать  на  роль  основателей.  [«И  когда  Вы  так  искренне  печалились  о  судьбе  упомянутого  сквера,  мне  в  голову  пришла  мысль,  что  этот  хранитель – личность  вымышленная,  что  это  миф,  что  его  и  нет  на  самом  деле.  И  в  связи  с  этим  у  меня  к  Вам  просьба:  если  Вам  удастся  выяснить,  кто  же  конкретно  охраняет  те  или  иные  памятники,  то  сообщите  пожалуйста  об  этом  не  только  мне,  но  и  всем  ленинградцам.  Потом  я  решил,  что  передача  носит  юмористический  характер.  Я  даже  подумал,  что  слушаю  программу  "Опять  двадцать  пять".  Вы  обсуждали  осуждающее  письмо  пожилого  слушателя  по  поводу  якобы  пошлого  пения  Аллы  Пугачевой.  Первым  с  оправда-тельным  словом  выступил  автор  исполненной  песни  некто  Кузнецов,  хотя  не  совсем  ясно,  в  чём  он  виноват.  Его  дело  писать,  а  не  исполнять.  Ведь  пишет  же  музыку  Баглаенко,  почему  же  не  писать  её  Кузнецову?  И,  наконец,  в  качестве  третейских  судей  для  определения  досто-инств  песни  или  исполнителя,  я  не  совсем  понял,  были  приглашены  школьники  12–14  лет.  Всё  это  было  бы  действительно  смешно,  если  бы  мы  не  знали,  что  у  передачи  есть  режиссёр,  от  которого  зависит,  быть  пошлости  в  программе  или  не  быть.  Правда,  режиссёр  может  и  не  иметь  вкуса.  Но  последняя  передача  перед  Международным  Женским  Днём  склоняет  меня  к  мысли,  что  передача  Ваша  всё  же  скорее  фантастическая,  причём  без  всякой  научной  основы».]  

26.09.03. 
Неожиданный  звонок.  Я  до  мелочей  подготовился  ко  встрече,  но  всё  напрасно.  Однако  пред-вкушение,  которое  я,  испытал,  было  очень  сильно.  Вся  плоть  моя  трепетала.  Иногда,  в  такие  минуты,  мне  кажется,  что  я  ничего  не  потерял.  Следует  различать  человеческий  фактор  и  чино-вничий  (бюрократический).  Когда  действие оказывается  напрасным  из-за  человеческого  фактора – не  так  обидно.  Пришвин: «С.665: Чаще  и  чаще  в  голову  приходит  в  отношении  своего  конца,  что  это  вообще  для  себя  неплохо,  кое-что  и  пойму,  а  кое-что  получу  прямо  в  руки.  Но  как  подумаешь  о  близком  человеке,  о  друге,  посвятившем  тебе  свою  жизнь,  тут  расставаться  жалко,  и  ничем  этот  провал  не  закроешь».  Пришвин  читает  мои  мысли,  но  всё-таки  я  хочу  уйти  первым.  Я  очень  надеюсь  на  это,  что  было  бы  последним  подарком  моей  судьбы.  БсГ: С.49: "Я  себя  превосходно  чувствую в  обществе  великих  исторических  героев,  к  которым  сам  принад-лежу.  На  том  Олимпе,  на  который  я  восхожу,  восседают  блистательные  умы  всех  времен".  На  таком  высоком  уровне  власти  похвальба  делает  человека  уродом.  Как  он  мог  оказаться  у  власти – уму  непостижимо.  "Я  бы  хотел,  чтобы  в  радиусе  10 километров  от  моей  могилы  не  было  ни  одного  попа".  Его  желание  исполнилось  удивительным  образом.  В  11 км  от  Магдебурга,  останки  кремировали.  Пепел  вместе  с  углями  «перемешали  до  состояния  однородной  массы,  собрали  и  высыпали  в  воды  ближайшей  реки  (Эльба)».  С.50: "От  меня  постоянно  требуют,  чтобы  я  сказал  похвальное  слово  бюрократии.  Но  я  не  могу  этого  сделать".  С  этим  нельзя  не  согласиться.  "Когда  женщина  начинает  размышлять  о  проблемах  бытия,  вот  это  ужасно.   Самоуправление  ведет  к  самостоятельности.  Если  у  кого-то  проявляется  в  какой-либо  области  ярко  выраженный  талант,  зачем  требовать  от  него  еще  каких-то  знаний?  Пусть  дальше  работает  по  своей  специальности!"  Авторитарная  власть  в  отличие  от  либеральной  не  терпит  самостоятельности.

27.09.03.  
Стоило  поплакаться  на  судьбу  и – неожиданный  визит,  который  с  лихвой  вознаградил  меня.  Заметил,  что  она  любит  меня  подразнить,  но  я  ей  подыгрываю.  Я  согласен  с  Л. Толстым  в  изложении  Мережковского,  хотя  Мережковский  не  заслуживает  особого  доверия.  Окулист  меня  обманула.  Вся  неделя  была  напрасной.  Пришвин: «С.665: Пора  бы  людям  разоблачить  и  любовь  и  поэзию  от  их  "полезности"  и  объявить  для  всех  идеалом,  что  любовь  свободна  от  дето-рождения,  а  поэзия  от  стихов».  Это  очень  важный  вопрос  и  требует  особого  разбирательства.  «С.666: Большой  и  трудный  вышел  у  меня  этот  день.  Сговорились  с  Кремлёвкой,  и  уже  в  5  часов  вечера  сейчас  я  сижу  в  палате  хирургического  отделения.  Моя  задача  посоветоваться  с  большими  врачами  и  вернуться  домой  на  тихую  жизнь».  [«В  этой  передаче  Вы  на  весь  Ленинград  объявили,  что  фирма  «Лотос»  завалит  нас  цветами.  Цветы  действительно  были,  но  только  на  чёрном  рынке,  по  ценам  недоступным  даже  зажиточному  покупателю.  Надеюсь,  у  Вас  цветы  были  по  госу-дарственной  цене.  Ваш  неизменный  слушатель  и  почитатель  имярек  и  адрес.  Пост  скриптум.  Пишу  без  адреса,  так  как  за  всё  время  слушания  Вашей  передачи  ни  разу  не  слышал,  чтобы  был  назван  адрес,  хотя  приглашение  писать  было  неоднократным.  Названный  же  Вами  телефон  311–88–44,  видимо,  просто  фикция,  так  как  никто  никогда  не  снимает  трубку».  Конечно,  всё,  что  здесь  изложено,  в  сущности,  сырой  материал,  требующий  ещё  большого  труда.  Но  в  то  же  время  этот  материал – заготовка,  могущая  быть  использованной  впоследствии.  Человек  создан  для  того,  чтобы  жить  в  гармонии  с  Природой.  Дисгармонию  и  дискомфорт  человек  ощущает  посредством  органов  чувств.  Вся  деятельность  его  должна  быть  направлена  на  устранение  этого  дискомфорта.  Если,  осуществляя  свою  деятельность,  человек  не  будет  ощущать  моральных  переживаний,  значит,  вреда  окружающей  среде  он  не  приносит.

28.09.03.  
Приехала  Тонечка,  а  внуки  нет.  Обедали  у  М. А.  Ходил  на  почту.  Можно  сказать – нечаянная  встреча:  «а  вся  ещё  теперь  дрожу».  Это  выгодно  государству  воспринимать  анархию  как  вседо-зволенность.  На  самом  деле  анархия  стремится  к  ограничению  всепроникновения  государства  в  жизнь  общества,  гражданина.  Будучи  не  согласен  с  Мережковским  (и  не  только  с  ним),  я  обязан   высказать  свою  точку  зрения  или,  хотя  бы,  задуматься  об  этом.  Зиновьев  (писатель  и  философ,  «Зияющие  высоты»)  предрекает  скорое  сокращение  населения  на  одну  треть,  но  через  войну.  Сокращать  население  необходимо,  но  при  этом  не  терять  технических  и  технологических  достижений.  Если  за  решение  проблемы  возьмётся  чистая  наука,  то  успех  обеспечен.  Ясп., С.163: «В  наше  время  людей  как  бы  охватывает  неведомый  ранее  страх.  Он  многозначен  и  неоднороден.  Это  не  только  поверхностный  и  быстро  стирающийся  в  памяти  страх  и  не  только  страх  глубокий  и  гложущий, скрытый  или  явный, – он  находится  на  витальном  или  экзи-стенциальном  уровне  и  как  будто  заключает  в  себе  всевозможные  виды  страха.  В  демокра-тических  странах – это  страх  перед  неопределенной  опасностью,  неуверенностью,  зыбкостью  свободы;  в  тоталитарных  странах – страх  перед  террором,  в  условиях  которого  единственный  шанс  человека  выжить  состоит  в  повиновении  и  соучастии,  тогда  человек  становится  как  бы  потухшим  существом,  бессознательно расточающим  себя  в  удовлетворении  жизненных  страстей.  Пока  есть  страх,  у  человека  еще  есть  шанс  выстоять,  и  реальность  этого  шанса  зависит  от  того,  как  человек  преодолеет  свой  страх».  В  этом  пассаже  Ясперс  сам  обозначил  источник  страха – это  государство,  а  сущность  государства  просто  придаёт  те  или  иные  оттенки  страху  гражданина.  Но  даже  и  оттенки  страха  обозначены  у  Ясперса:  в  тоталитарном  государстве  страх  физического  насилия,  в  демократическом – социального.  

29.09.03.
Погода  не  позволила  гулять.  Кирицев  продолжает  обманывать  (ПК).  Все  меня  обманывают,  только  мне  совестно  это  делать.  [Под  окружающей  средой  следует  понимать  всё,  и  окружающих  людей  тоже.  Любовь  к  ближнему – это  та  же  лю-бовь  к  Природе.  Нельзя  противопоставлять  науки  искусствам.  Они  родственны.  Наука,  доведённая  до  совершенства,  есть  искусство.  Деятельность,  основанная  на  интуиции, ближе  к  искусству,  деятельность  же,  инструментом  которой  является  математика,  назову  наукой.  Мы  говорим,  задача  решена  красиво,  если  решение  её  просто,  рационально.  Следовательно,  красота  в  простоте,  и  простота  в  красоте.  Это  мы  видим  и  в  одежде,  и  в  архитектуре,  и  в  живописи,  и  в  музыке.  17.03.87.  И  всё  же,  нет  ничего  красивее  человеческого  тела.  А  как  просто  оно  устроено!  Сравните  его  с  замысло-ватостью  (устройства)  насекомых  и  увидите,  что  не  только  люди,  но  все  высшие  животные,  устроены  много  проще.  Чем  выше  ступень  организации  системы,  тем  проще  её  внешний  вид.  Видимо,  нет  ничего  проще,  чем  Бог.  Чем  выше  организация  общества,  тем  меньшим  числом  законов  оно  регламентируется  (и  анархия  тоже  стремится  к  простоте  организации).   Когда  я  писал  приведённый  выше  опус,  я  с  мыслями  Кропоткина  знаком  ещё  не  был.  Начал  читать  Конфуция,  и,  право,  умирать  не  хочется.  Утопическое  государство  должно  управляться  только  моральными  нормами  людей,  его  составляющих.  Основу  этики  такого  государства  составят  о  поведении  среди  себе  подобных  мысли  Сократа,  Иисуса  Христа,  Толстого.  Буква – элементарная  часть  письменной  речи  (при  условии,  что  каждой  фонеме  соответствует  своя  буква  и  при  учёте  фонемных  комплексов).  Каждая  буква  имеет  свои  произносительные  особенности.  Исключение  составляют  знаки,  которые  не  произносятся,  но  указывают  на  особенность  произношения  буквы,  на  которую  направлено  действие  (знака).]   

30.09.03.
Проводил Тонечку  на  последнюю  неделю.  Был  у юриста,  обещала  помочь  в  деле  приватизации.  Ещё  не  известно,  как  достанется  справка  с  Витебского  отделения.  Мережковский  не  делает  выводов, а  просто  высказывает  своё  мнение,  подбирая  к  нему  «доказательства».  Это,  кстати,  свойственно  и  советской  методологии.  Мережковский  сквозь  зубы  хвалит  Пушкина  и  Лер-монтова,  по  пути  все  же  лягая  их,  но  уничтожает  навовсе  Достоевского.  Вспоминается  Ленин:  «Если  бы  Достоевский  дожил  до  Революции,  мы  бы  его  расстреляли».  Смешал  с  грязью  Чехова  и  Горького.  Питер  сравнивает  с  гигантским  нужником.  В  одном  месте  говорит:  «Я  буду  бре-дить».  Он  думал,  что  его  будут  разуверять.  БсГ: С.55: "Английский  язык  не  способен  выражать  мысли,  выходящие  за  пределы  общепризнанных  фактов  и  представлений.  Посредством  немецкого  языка  можно  четко  и  ясно  выразить  итоги  научного  познания,  даже  если  они  выходят  за  границы  доказанного.  Итальянский  язык – язык  музыкантов.  В  нашем  языке  мало  гласных,  и  нужно  следить  за  тем,  чтобы  он  не  обеднел.  Слово – это  всего  лишь  средство,  а  не  цель;  мысли – вот  главное,  а  также  умение  правильно  расставить  слова.  Если  представить  себе,  что  мы  начнем  изымать  из  нашего  языка  иностранные  слова,  то  когда  и  на  чем  мы  остановимся?  Не  говоря  уже  об  опасности  ошибиться  в  отношении  языковых  корней.  Работа  многих  поколений  наших  предков  окажется  тогда  ни  к  чему.  Не  должно  быть  разницы  между  написанием  и  звучанием,  как  в  современном  английском!  Если  у  каждого  звука  есть  соответствующая  буква,  то..."  Всех  отмеченных  недостатков  лишен  русский  язык.  С.57: "Женщина  может  любить  гораздо  сильнее  мужчины.  Интеллект  в  ее  жизни  вообще  не  играет  никакой  роли.  По  сравнению  с  дамами  интеллектуалками  моя  мать,  конечно  же,  проигрывала,  но:  она  подарила  немецкому  народу  великого  сына".  Поразительная  скромность!

van-osmos@yandex.ru

ПРОДАЁТСЯ  ЗЕМЛЯ  В  ЛЕНИНГРАДСКОЙ  ОБЛАСТИ

Hosted by uCoz
Hosted by uCoz