2003-02

03-01

дн2003

03-03

04-03

05-03

06-03

07-03

08-03

09-03

10-03

11-03

12-03


01.02.03.
Приходил  Валерий  Владимирович,  художник,  который  согласен  иллюстрировать  моего  Онегина.  Все  согласия  и  несогласия  сотрудничества  зависят  от  возможности  финансирования.  Я  не  могу  финансировать  даже  самого  себя.  А  вообще-то  трудно  вспомнить,  что  было  вчера.
  Берд.: «Вот  этот  "мир"  должен  быть  разрушен  личностью,  освобожден  от  своего  порабощенного  и  порабо-щающего  состояния».  Здесь,  несомненно,  автор  имеет  в  виду  социальные  институты  государства  и  общества.  Но  я  уверен,  личность  ничего  разрушать  не  будет,  но  постарается  оказывать  положительное  влияние  на  эволюционные  процессы  в  социуме.  «Бóльший  интерес  представляют  более  утонченные  и  менее  заметные  формы  рабства  у  природы».  Ещё  раз  отметим,  что  рабство  есть  плод  развития  человеческого  социума.  Ни  у  растений,  ни  у  любых  других  животных  кроме  человека  рабства  нет.  Если  возникает  проблема  с  добыванием  пищи  животное  или  растение  ищут  более  благоприятных  мест  обитания  или  погибают.  Рабство  может  понять  только  разум.  «Свобода  есть  результат  необходимости,  сознанность  и  познанность  необходимости».  Это  собственные  слова  Бердяева,  кстати,  мне  они  до  боли  знакомы  почти  с  детства.  Нам  известно,  но  это  уже  по  логике  вещей,  что  необходимость  и  осознанность  беспричинно  не  возникают.  В  противном  случае,  какой  сумбур  творился  бы  в  наших  головах!  «Природа  божественна,  бла-гостна,  она  приносит  излечение  больному  и  разорванному  человеку  цивилизации.  Этот  порыв  имеет  вечное  значение,  и  периодически  человек  будет  им  захвачен».  Если  помните,  совсем  недавно  Бердяев  всячески  проклинал  Природу  и  призывал  её  уничтожить  и  горько  сожалел,  что  человек  стал  частью  Природы.  Как  переменчив  человек!  «Науки  о  природе  также  не  имеют  дела  с  мировым  целым,  с  космическим  единством,  они познают  именно  частичность  природы  и  не  благоприятны  оптимистическому  взгляду  на  космос».

02.02.03.  
В  США  опять  трагедия.  Челнок  может  совершать  гарантированно  десять  полётов,  а  риску  подвергаются  сразу  семь  человек.  Наши  спускаемые  аппараты  представляются  в  этом  плане  надёжнее  и  с  меньшим  риском.  Многие  микроорганизмы  критичны  к  t = 47ºС.  Если  вы  обратите  внимание,  то  заметите,  что  тоже  не  можете  переносить  эту  температуру.  Это  дополнительное  подтверждение  тому,  что  тело  наше  суть  симбиоз  микроорганизмов,  и  что  температура  океана-бульона  была  значительно  ниже.
  Никит. II: 1865 г., С.514: «В  "С.-Петербургских  ведомостях"  напечатана  статья,  извлеченная  из  отношения  нашего  консула  в  министерство  финансов  о  нетерпимом  мошенничестве  наших  купцов,  которые  поставляют  на  заграничные  рынки  лён  низшего  разряда,  выдавая  его  за  первый  сорт  и  беря  за  него  деньги  как  за  первый.  И  подобное  мелкое  гнусное  надувательство  встречается  уже  не  в  первый  раз,  так  что  иностранцы  отказываются  иметь  дело  с  русским  купцом».  Не  только  это  свидетельство  опровергает  слова  Путина  о  честности  русского  купца.  Где  деньги,  там  не  может  быть  честности.  Об  этом  же  говорит  вся  деятельность  наших  олигархов.  С.515: «Россия  тем  отличается,  что  в  ней  ни  зло,  ни  добро  не  выдерживаются  систематически  и  последовательно.  У  нас  систематичны  и  последо-вательны  один  беспорядок  и  хаос».  Это  подмечено  верно,  это  мы  видим  и  сегодня.  С.516: «Целый  день  буря.  С  трёх  или  четырёх  часов  до  восьми  палили  из  пушек – значит,  в  Галерной  гавани  и  в  Коломне  большой  прилив воды.  Часу  в  восьмом  я  вышел  на  Невский  проспект;  спуски  на  Фонтанке  залиты  почти  по  самую  мостовую.  Вчера  было  настоящее  наводнение  в  низменных частях  города, в  Коломне, на островах.  Около  Кокушкина  моста  даже  по  улице  плавали  на  лодке.  Один  господин   на  Каменном  острове  ехал  в  карете  по  воде,  которая  проникала  сквозь  дверцы.  Эта  ужасная  погода  приостановила  и  наши  сборы  на  дачу».  

03.02.03. 
Отметили  д/р  М. А.  В  субботу  Тоня  уезжала  ко  внукам  и  там  ночевала.  С «повышением  пенсии»  чиновники  опять  мудрят,  якобы  не  повышают  работающим  пенсионерам.  Хочется,  чтобы  всё  это  было  известно  всем.
 Берд.: «Современная  физика  одинаково  отрицает  и  космос  в  античном  смысле  слова,  и  старый детерминистический  материализм,  что  мир  частичен,  что  нет  мира  как  целого  и  единства,  это вполне  согласно  с  революцией  в  современной  физике».  Я  не  знаю,  какую  революцию  имеет  в  виду  наш  философ,  но  уже  в  его  время  происходит  слияние  существующих  наук,  и  на  их  стыке  возникновение  новых  областей  знания.  Оптимистический  взгляд  на  космос,  что  это?  Эти  его  речи  суть  бестолковая  толкотня,  не  имеющая  к  физике  никакого  отношения.  «Случай  играет  огромную  роль  в  мировой  жизни,  и  он  не  означает  просто  незнания.  Если  произойдет  столкновение  планет  и  результатом  его  будет  космическое  разру-шение,  т. е.  нарушение  космического  лада,  то  это  совершенно  нецелесообразно  и  даже  не  не-обходимо  в смысле  существования  закона  для  этого  столкновения.  Это  случайное  явление».  Какой  примитив.  Нам  известно,  что  все  космические  тела  движутся  по  определённым  орбитам,  подчиняясь  законам  небесной  механики.  Земля  образовалась  именно  так.  И  если  происходят  столкновения  небесных  тел,  то  они  закономерны  и  определяются  орбитами  их  движения  в  пространстве.  «Бутру  верно  говорит  о  случайных  законах  природы».  Будем  считать,  что  Бердяев  заблуждается,  а  Бутру  просто  их  не  знает  и  судит,  как  невежда.  «Власти  космически-орга-нического  над  человеческим  духом  нужно  противоставлять  не  механически-техническое,  не  рацио-нализацию,  а  свободу  духа,  начало  личности,  не  зависящее  ни  от  организма,  ни  от  механизма».  Автора  так  и  разбирает  кого-нибудь  с  кем-нибудь  столкнуть.  Страшна  власть  невежества,  а  непознанное  рано  или  поздно  будет  познано.     

04.02.03.
Гулял,  а  это  главное.  Приходил  художник,  забрал  свои  вещи  и  подарил  мне  две  прелестные  миниатюры.  Работает  в  лубочном  стиле,  но  рука  твёрдая,  глаз  точный.  Началась  проверка  гума-нитарной  помощи.  Чем-то  кончится.
  Пришвин: «С.554: Из  усадьбы  Толмачёвых  приехали  в  Хру-щёво  две  девочки,  Маруся  и  Надя.  На  Марусе  меня  хотели  женить,  а  я  сам  хотел  жениться  на  хорошенькой  Наде,  и  я  плакал.  Так  живут  люди  все:  непременно  все  расстаются,  и  одни,  рас-ставаясь,  уверены  в  том,  что  встретятся:  это  счастливые,  здоровые,  хорошие  люди.  Другие  не  верят  в  то,  что  встретятся:  это  несчастные,  озлобленные».  Мне  это  суждение  кажется  ограничен-ным;  социальная  жизнь  не  знает  подобных  рамок.  «С.555: Ложь  не  может  быть  принципом,  чело-век  может  спастись  и  не  прибегая  ко  лжи.  Но,  конечно,  всё-таки  и  я  иногда  вру.  Ныла  грыжа,  в  глазах  даже  от  газет  сверкали  молнии,  на  сердце  лежал  неминуемый  час  расставания.  Стра-шно,  что  никакого  интереса  не  унесёшь  с  собой  к  тому,  что  так  страстно  делал  всю  жизнь,  чего  домогался,  чем  болел.  Напротив,  хочется  даже  всё  сжечь, – таким  оно  кажется  мелким,  не-нужным».  Отчаяние  старости,  это  состояние  необходимо  постоянно  преодолевать.  [Что  же  я  увидел? Из  240  человек,  с  которыми  я  занимался  непосредственно,  выделялись  человек  десять,  ещё  человек  двадцать  мог  выделить  я.  Остальное – совершенно  не  подготовленный  для  работы  материал  (не  подготовлен  природой).  Чувствовалось  полное  отсутствие  школьной  подготовки.  26.05.86.  Ещё  находясь  в  начале  пути,  я  уже  волнуюсь,  что  дорога  скоро  кончится.  Для  тех,  кто  не  понимает  аллегорий,  даю  разъяснение.  Я  постоянно  переживаю,  что  скоро  иссякнут  мысли,  и  не  о  чем  будет  писать.  Но,  похоже,  что  мои  переживания  напрасны.  Повседневная  жизнь  даёт  столько  материала  для  обдумывания,  что  его  хватит  не  только  на  меня.  Я  не  думаю  освещать  внешнеполитические  или  межгосударственные  проблемы.]    

05.02.03. 
0:1:6.  В  нашем  государстве  простой  гражданин  не  может  влиять  на  внутриполитический  процесс. Или  я  просто  не  умею  это  делать.  Из  системы  жизни:  интимная – частная – общественная,  вы-рывается  последняя  составляющая.  Создаётся  впечатление,  что  она  приватизирована.  Стоит  холо-дрыга – ветер  в  нашу  сторону.
  Никит. II: 1865 г., С.521: «Охотники  нивелировать  человечество  го-товы  превратить  его  в одну  грубую,  безразличную  и  безобразную  массу, из  которой  уже  не  дол-жно  вырастать  ни  одно  дарование, ни  одна  умственная  или  нравственная  заслуга».  Массу  мы  не  нивелируем,  мы  подразделяем  её  на  подавляющее  большинство  и  людей.  Хочет  того  или  нет  автор,  но  первая  часть  является  субстратом  (навозом)  для  выращивания  людей.  Но  субстрат  должен  быть  ухожен,  достаточно  образован  и  спокоен.  С.523: «Говорят, что  судебная  реформа  откладывается  в длинный  ящик.  Административная  или  бюрократическая  сила  не  хочет  выпус-тить  власти  из  своих  рук».  Может  сложиться  впечатление,  что  автор  не  является  её  частью.  С.526: «Сегодня  ночью  разразилась  ужаснейшая  буря  в  Павловске  и  Петербурге. В  Павловске  поломало  много  деревьев,  а  сучьями  усеяло  аллеи.  В  Петербурге  снесло  и   попортило  деревян-ные  мосты  и  несколько  деревянных  крыш;  на  Неве  разбило  вдребезги  много  барок  с  дровами  и  другим  грузом;  в  Летнем  саду  повырывало  деревья  с  корнями.  Говорят,  несколько  человек  поги-бло.  Когда  я  приехал  в  Петербург,  только  и  было  толков,  что  об  урагане».  Сильно!  С.530: «Невероятно,  но  справедливо,  что  ей  назначено  пенсиону  118 р.  в  год».  Для  справки.  С.531: «Министр  хотел  узнать:  не  угодно  ли  мне  будет  лучше  удалиться  из  Совета?  При  этом  госу-дарю  императору  угодно  произвести  меня  в  тайные  советники,  а  он,  Валуев,  будет  хлопотать  об  увеличении  мне  пенсиона».  С.532: «Сентябрь 1.  Среда.  Получил  уведомление,  что  я  произве-ден  в  тайные  советники».  Разве  может  он  критиковать  власть  от  души,  так,  лёгкая  фронда.   

06.02.03. 
Я  всё  занимаюсь  самооправданием:  я  мог   бы  сделать  много,  если  бы  учился  и  жил  в  условиях  личной  свободы.  Я  уже  жаловался  на  судьбу.  Ограниченный  доступ  к  литературе,  ограниченные  возможности  в  самостоятельной  работе.  Поэтому  сейчас  я  живу  сугубо  личной  жизнью,  то  есть  интим  и  частная   жизнь.  Общественной  работой  заниматься  просто  тяжело.  Если  душа  покидает  тело,  то  в  какую  сторону  она  летит?  Или  это  происходит,  как  излучение  от  точечного  излуча-теля?
  Свобода  духа  и  будет  способствовать  этому  процессу:  "Сквозь  тернии – к  звёздам!"  Лич-ности  вне  организма  нет!  Берд.: «Из  всех  форм  рабства  человека  наибольшее  значение  имеет  рабство  человека  у  общества».  Рабство – это  прежде  всего  государство.  Все  другие  формы  раб-ства  допускаются  и  попускаются  государством.  Что  имеет  в  виду  Бердяев  под  термином  об-щество,  трудно  уловить.  Вряд  ли  участник  толпы  чувствует  себя  угнетённым.  Само  пода-вляющее  большинство  не  является  обществом,  это – масса,  и  эта  масса  не  подозревает,  что  находится  в  рабстве.  Это  сознаёт  незначительная  часть  населения – 1.4%.  «Человек  живёт  как  бы  в  социальном  гипнозе.  И  ему  трудно  противопоставить  свою  судьбу  деспотическим  притяза-ниям  общества,  потому  что  социальный  гипноз  устами  социологов  разных  направлений  убеждает  его,  что  самую  свободу  он  получил  исключительно  от  общества.  Ему  (Герцену)  принадлежат  слова:  "Подчинение  личности  обществу,  народу,  человечеству,  идее – продолжение  человеческих  жертвоприношений"».  «В  первобытном  обществе  личность  совершенно  поглощена  коллективом».  Как  же  совместить  его  эволюционистские  взгляды  с  Адамом?  Человек  может  ощущать  свободу  только  в  обществе.  Вне  общества  человек  волен.  «Но  общество  не  есть  организм,  не  есть  существо  и  личность».  Единым  организмом  я  предпочитаю  считать  такую  общность  людей,  которые  связаны  экономически. 

07.02.03.
0:1:7.  Меня  пока  не  трогают,  но  подводить  Апханова   не  хочется.  Советская  власть – это  рафинированная  власть  чиновников.  А,  как  известно,  власть  без  борьбы  не  отдают.  Борьба  продолжается.  Борьба  между  советским  аппаратом  и  вновь  создаваемым.  Конечто,  испытанные  кадры  из  обоймы  не  выпадут.
  Никит. II: 1865 г., С.533: «Валуев  действительно   постарался   как   можно   выгоднее  для   меня   обставить   моё  увольнение.  Он  хотел   назначить  мне  в  прибавку  к  моему  пенсиону  (1700  руб.)  две  тысячи  пятьсот  рублей,  что,  разумеется,  могло  бы  меня  весьма  успокоить.  Но  К. К. Грот  этому  воспротивился  и  назначил  всего  пенсиона  три  тысячи».  Есть  с  чем  сопоставить:  118 и  3000.  Поэтому  жалованье  Пушкина,  5000,  можно  считать  очень  хорошим.  С.534: «Всякий  чиновник  есть  раб  своего  начальника,  и  право,  нет  рабства  более  жестокого  и  позорного,  чем  это  рабство.  Чиновник  ещё  счастлив,  если  он  глуп:  он  тогда,  пожалуй,  даже  может  гордиться  своим  рабством.  Но  если  он  умён,  положение  его  ужасно».  Это  можно  рас-сматривать  как  озарение.  С.535: «Кто  в состоянии  эмансипировать  этих  рабов  в  таком  бюро-кратическом  государстве,  как  Россия,  где,  кроме  того,  произвол  начальника  не  находит  нигде  обуздания:  и  общественное  мнение  и  печать  ему  нипочем».  Чиновник  слышит  только  голос  начальника.  С.537: «"Колокол"  дребезжит,  как  разбитый  кусок  железа.  Герцен  потерял  голову  от  неудачи.  Он  думал,  что  поднимет  всю  Россию  идти  с  ним,  или,  вернее,  за  ним,  к  пере-созданию,  или,  лучше  сказать,  к  разрушению,  самой  себя, – но  не  успел  в  этом  и  теперь  ругается  самым  непристойным  образом,  "разводя  яд  своих  чернил  слюнями  бешеной  собаки".  Письмо  его  к  государю  по  случаю  кончины  наследника – верх  непристойности.  Оно  даже  не  умно.  Тут  Герцену  не  помогает  даже  остроумие   памфлетиста,  талантом   которого  он,  бесспорно,  одарён».  А  это  истинное  лицо  апологета  самодержавия.  

08.02.03.
0:1:8.  Прогулял  прогулку  по  вине  Апханова.  Приехала  Людочка,  приступила  к  балансу.  Её  настроение  мне  не  нравится.  На  улице  мягкая  погода,  около –5˚С,  поют  по  весеннему  синички.
  Экономика  является  физиологией  этого  организма,  тело  составит  всё  государственное  устройство  от  власти  до  бомжа,  дух  же  этой  общности  определяется  культурным  и  интеллектуальным  уровнем.  Рассматривая  всё  в  целом,  увидим  перед  собой  организм.  Пришвин: «С.555: Приходят  холода  к  вечеру  с  лимонными  зорями,  находит  жара,  трусят  небольшие  дожди,  лето  как  лето.  Что  меня  в  своё  время  не  бросило  в  искусство  декадентов?  Что-то  близкое  к  Максиму  Горькому.  А  что  не  увело  к  Горькому?  Что-то  близкое  во  мне  к  декадентам,  отстаивающим  искусство  для  искусства».  Жизнь  показала,  что  к  таким  писателям-философам,  как  Бердяев,  следует  возвращаться  постоянно,  что  я  и  делаю.  Мы  вновь  остановим  своё  внимание  на  его  работе  "О  рабстве  и  свободе  человека".  Берд.: «Книга  написана  о  рабстве  и  освобождении  человека,  и  она  во  многих  частях  своих  относится  к  социальной  философии,  но  в  нее  вложено  моё  целостное  философское  миросозерцание».  В  этой  работе  я  обнаружил  минимум  мистицизма  и  поповского  влияния,  хотя  всё  же  обнаружил.  «Всегда  и  во  всех  формах  органическое  пони-мание  общества  антиперсоналистично,  оно  неизбежно  признаёт  примат  общества  над  личностью  и  принуждено  видеть  в  личности  орган  общественного  организма».  «Органическое  понимание  общества  всегда  иерархично.  Общество  представляется  как  бы  личностью  более  высокой  иерар-хической  ступени,  чем  личность  человека.  Но  это  делает  человека  рабом.  Общество  совсем  не  есть  организм,  общество  есть  кооперация».  Клетка – следствие  кооперации.  «Источник  человечес-кой  свободы  не  может  быть  в  обществе,  источник  человеческой  свободы  в  духе.  Правильная  ступенность – в  примате  личности  над  обществом,  в  примате  общества  над  государством».   

09.02.03. 
Доходил  до  почты.  Вечером  приехали  внуки.  Я  их  люблю,  но  зачем  же  режим  ломать?  Лёг  спать  около  0 часов.  Я  их  люблю,  но  уже  чувствую  на  них  тлетворное  влияние  религии.  Пришвин:
«С.557: Хорошо  бы  переделать  "Государеву  дорогу",  вернее,  осуществить  замысел  самый  первоначальный:  изобразить  рождение  коммунизма  в  мальчике  Зуйке  на  фоне  крушения  старого  мира  и  борьбы  и  восхождения  нового.  Мудрость  автора  должна  сказаться  в  том,  чтобы  дать  картину  возможного  коммунизма,  в  который  мы  все  верим,  который  должен  победить,  и  отделить  его  от  картины  провалов  на  пути  к  цели».  [Самое  значительное,  на  что  я  замахи-ваюсь,  это  моя  повседневная  жизнь,  мои  мелкие  заботы  и  моё  к  ним  отношение.  Вот  кон-кретный  пример  информации,  приводящей  меня  в  сильное  возбуждение.  В  программе  «Время»  от  24.05  корреспондент  Синицын,  представляющий  общественное  мнение,  сообщил,  что  на  каком-то  заводе  в  Москве,  на  каком  точно,  установить  не трудно,  остановили  прокатный  стан  «300»,  проработавший  на  данном  предприятии  90  лет.  Я  согласен,  что  народу  нужно  говорить  правду,  которая  вызвала  бы  сочувствие  или  энтузиазм,  которая  побуждала  бы  к  героическим  поступкам.  Пётр  Иванович,  мой  отчим,  рассказывал,  что  когда  в  1936 г.  резко  возросли  цены  на  хлеб,  и  правительство  объяснило  народу,  что  полученные  за  счёт  этого  средства  пойдут  на  оказание  помощи  республиканцам  Испании,  то  в  ответной  реакции  проявилось  желание  народа  умножить  эту  помощь.  После  Чернобыльского  несчастья  весь  наш  народ  добровольно  спешит  оказать  посильную  помощь  пострадавшим.  Но  кому,  кроме  сатирика,  нужна  правда,  показыва-ющая  не  только  нашу  отсталость,  не  только  нашу  нерасторопность,  но  и  нашу  глупость.  Я  знаю  многих,  которые  признаются  в  своих  ошибках,  в  своих  досадных  промахах,  но  не  встречал  людей,  которые  рассказывали  бы  всем  и  каждому  о  том,  как  они  обосрались.]   

10.02.03. 
Внуки  уехали  после  обеда.  Ритка   молодец,  с  ПК  обращается  всё  уверенней.  Беднеет  мысль,  а  как  её  украсить?  Никто  не  скажет…
  Никит. II: 1865 г., С.540: «Разговор  с  Тютчевым.  От  него  услышал  я,  между  прочим,  что  И. С. Аксаков  женится  на  его  дочери  фрейлине…»  Подобные  браки  вполне  соответствуют  морганатическим.  С.543: «Президент  предложил  уничтожить  Готторп-ский   глобус,  приобретенный  Петром I  в  1713  году,  так  как   этот   глобус  в   пожаре – 1748,  кажется,  года – так  обгорел,  что  от  него  остался  один  остов,  и  он  занимает  только  напрасно  большое  место.  Это  тот  самый,  внутри  которого  могут  поместиться  двенадцать  человек».  Сколько  произведений  искусств  исчезает  безвозвратно!  С.547: «Из  всех  господств  самое  страшное – господство  черни.  Господство  личного  деспотизма  связывает   людей  и  не  даёт  им  свободно  дышать;  господство  аристократии   погружает  их  в  тупую  апатию;  господство  черни  без  цере-монии  грабит  и  режет  их.  Народ  ещё  полудикий,  пьяный,  лишенный  нравственного  и  рели-гиозного  образования».  За  кого  же  переживает  автор?  За  этот  полудикий  народ?  У  раба  один  начальник – его  хозяин,  а  сколько  начальников  у  его  господина  и  какие  они, – ему  наплевать.  С.550: «В  №  263  "Северной  почты"  напечатано  первое  предостережение "Голосу" – вероятно,  за  его  антинациональные  выходки.  Так,  например,  он  отзывался  с  каким-то  глумлением  о  делах  наших  в  Средней  Азии  по  случаю  занятия  Ташкента,  что  особенно  теперь  некстати  по  причине  всяческих  слухов,  распространяемых  в  английских  газетах  насчет  наших  завоевательных  видов  и  проч.»  С.554: «Сначала,  в  молодости,  жизнь  наша  нам   кажется   чрезвычайно  важною  для  дру-гих,  потом  она   кажется  важною   исключительно  для  нас  самих,  а  в  заключение  мы  убеждаемся,  что  она  не  имеет  решительно   никакой   важности   ни  по  отношению  к  самой  себе,  ни  по  отношению  к  другим,  ни  к  нам  самим».  Не  верю!  Заслужил  тайного  советника  и  так  ноет. 

11.02.03.
Апханов  пристаёт  всё  активнее.  В  любом  случае  я  оказываюсь  крайним.  Прогуливаю  не  только  прогулки,  но  и  утреннюю  гимнастику.  Пришвин:
«С.558: N  делает  ту  же  ошибку,  как  Лев  Толстой:  путём  логическим  хотят  сократить  путь  своего  таланта.  Так  и  Гоголь.  Мастерство – это  служба.  Теперь  приближаюсь  к  пониманию  права  на  жизнь  каждого  существа  и  к  отвращению  к  убийству».  Это  благо,  когда  мастерством  управляет  талант.  Берд.:  «Можно  было  бы  уста-новить  три  типа  человеческой  социальности:  органические  общности,  механические  общества,  духовные  общности.  Общество  есть  организация,  а  не  организм.  Но  оно,  когда  нужно  прини-мает  образ  организма.  Гений  никогда  не  вмещается  в  общество… Была  борьба  матриархата  и  патриархата.  Ничего  священного  не  было  в  происхождении  человеческих  обществ,  и  священное  в  их  истории  было  лишь  условной  символикой».  Матриархат  наблюдается  только  у  слонов  и  гиен.  У  приматов  нет  ни  одного  вида,  в  котором  бы  присутствовал  матриархат.  У  слонов  о  детях  заботится  всё  сообщество,  что  позволяет  самкам  расслабиться  и  претендовать.  Я  не  ду-маю,  что  наши  женщины  деградировали,  а  у  них  и  сегодня  не  хватает  смысла  заботиться  о  потомстве.   «Но  не  существует  общества,  как  органической  реальности,  которой  принадлежал  бы  примат  над  людьми.  Это  общество  не  состоит  из  этих  людей,  оно  остается,  когда  этих  людей  уже  нет».  «Но  оно  существует  в  связующей  памяти  людей,  а  не  вне  людей.  Общество  суще-ствует  не  только  памятью,  но  и  подражанием».  Очень  точно  Бердяев  подметил,  что  люди  умирают,  а  общество  остаётся  с  другими  людьми.  Полная  аналогия  с  животным  организмом,  когда  одни  клетки  отмирают,  но  рождаются  новые,  давая  организму  возможность  продолжать  жить.  «Общество  не  есть  организм.  Человек  есть  организм,  общество  же  его  орган,  а  не  нао-борот».  Сообщество  самоорганизуется,  подтверждая  тем  самым  свою  жизнеспособность.   

12.02.03.
Ездил  с  Апхановым  на  Гороховую.  Разгром  идёт  полным  ходом.  С  сейфом,  кажется,  получилось  натурально.  Я  сказал,  что  сейф  Лентелефонстрой  вывез  на  свалку,  а  те  подтвердили  этот  факт.  Действительно,  у  нас  было  два  сейфа.  В  одном  из  сейфов  были  сомнительные  документы,  я  бы  сказал,  неполноценные.
  Пришвин: «С.559: Слушаешь  сонату  Бетховена,  как  будто  смотришь  в  себя  самого.  А  когда  слушаешь  Листа,  то  смотришь  на  сторону  и  там  узнаёшь  себя  по  людям,  что  у  них  делается  тоже,  как  и  у  тебя.  Русский  в  возможном  недалеко  ушёл,  но  он,  как  никто,  в  невозможном  ("чудо")».  Никит. II: Примечания, С.561: «…статья  К. Аксакова  "Опыт  синонимов.  Публика – народ".  В  связи  с  напечатанием  этой  статьи  Александр II  на  докладе  Норова  положил  резолюцию:  "Статья  эта  мне  известна.  Нахожу,  что  она   написана  в  весьма  дурном  смысле.  Объявить  редакции  «Молвы»,  что  если  и  впредь  будут  замечены  подобные  статьи,  то  газета  сия  будет  запрещена,  а  редактор  и  цензор  подвергнутся  строгому  взысканию"».  Следует  постоянно  иметь  в  виду,  что  это  царь-освободитель.  А  от  К. Аксакова  я  этого  не  ожи-дал,  и  сегодня  актуальна  проблема  народ население.  С.562: «Но  Никитенко,  как  свидетель-ствует   Кавелин,  "мямлил,  ленился,  не  умел  совладать  с  уставом", и  начатая  им  работа  была  закончена  А. П. Заболоцким-Десятовским  и  К. Д. Кавелиным».  Он  и  чин-то  получил,  наверное,  за  выслугу  лет,  хотя  и  выслуживаться  толком  не  умел.  С.563: «…имя  бывшего  друга  многих  декаб-ристов,  превратившегося  в  преданного  слугу  самодержавия,  действительно  часто  повторяется   на   столбцах  «Колокола».  Никитенко  имеет,  вероятно,  в  виду   заметку   Герцена  «Паки   и  паки  о  князе  Петре  Вяземском»,  написанную  по  поводу  одного  из  секретных  циркуляров  Вяземского  по  цензурному  ведомству».  Набоков,  понося  горячую  молодость  Вяземского,  тем  самым  выхваляет  его  последующий  консерватизм,  выказывая  своё  раздолбайство.  

13.02.03. 
Ездили  в  банк,  потом  у  Люды  отметили  получку,  это  в  её  квартире  на  Фонтанке,  дома  как-то  уютнее.  В  банк  нас  всегда  сопровождает  Мирошниченко,  он  изрядный  перестраховщик.  Не  такие  у  нас  суммы,  чтобы  кто-то  мог  покуситься,  да  ещё  среди  бела  дня.  Переживаем  тяжелые  времена:  неопределённость  с  проверкой,  неопределённость  с  пенсионным  фондом.  Возложил  на  свои  хилые  плечи  огромное  бремя  ответственности.
 Можно  утверждать,  что  общества  не  будет  без  человека,  но  с  тем  же  правом  мы  утверждаем,  что  человека  не  будет  без  общества.  То  же  самое  можно  видеть  и  на  клеточном  уровне:  отдельная  клетка  нежизнеспособна.  Но  что  удивительно:  клетка  клетке  не  вредит,  а  человек  человеку с  удовольствием.  Берд.: «Ие-рархическое  строение  общества  замечается  в  каждом  обществе,  оно  было  в  обществе  первобыт-ном,  и  оно  обнаруживается  в  обществе  коммунистическом».  Что  естественно,  поскольку  обще-ство  живёт  по  естественным  законам,  диктуемым  властью.  Так  будет,  пока  существует  власть  государства.  «Социальный  иерархизм  много  раз  и  во  многих  формах  освящался,  признавался  священным,  но  реально  в  нем  ничего  священного  не  было,  и  он  возникал  из  совсем  не  священной  борьбы  сил  и  интересов».  Социальный  иерархизм  признавался  священным  только  теми,  кто  постоянно  и  во  всём  видит  мистицизм,  в  то  время  как  его  можно  увидеть  в  обычной  волчьей  стае.  И  этот  иерархизм  не  возникал,  а  существовал,  во  всяком  случае,  так  давно,  как  существует  человек  и  другие  животные,  в  организации  которых  присутствует  эле-ментарный  социум. «В  обществе,  во  всяком  обществе,  есть  что-то  порабощающее…  чисто  че-ловеческий  интерес  выше  интереса  общественного  и  государственного.  Мифы  и  символы  приспособляются  к  среднему  человеку.  Ничтожество  и  глупость  политических  мыслей  вожаков  общества  связана  с  этим  приспособлением  к  среднему  человеку».    

14.02.03.
Была  Людочка:  решали  бухгалтерские  вопросы:  выдача  зарплаты,  составление  кассы,  отчёты.  Гнетёт  неопределённость  с  тряпками.  Это  надо  было  ожидать.  Нет   умения   взвешивать  от-ветственность  и  риск.
  Но  на  всём  этом  лежит  отпечаток  лапы  таможни.  Если  бы  гуманитарная  помощь  была  действительно  бесплатна,  не  приходилось  бы  выкаблучиваться,  чтобы  компенси-ровать  эти  поборы.  Но  все  мы  сильны  задним  умом,  особенно  я.  Никит. II: Примечания, С.565: «Появление  в  марте – мае  1858 г.  массы  "уличных  листков"  (выражение  Добролюбова)  составляет  одну  из  характерных  черт  эпохи.  "Издания, – вспоминает  современник, – появлялись  как   грибы,  хотя  точнее   было  бы  сказать,  как  водяные   пузыри  в  дождь,  потому  что  как  много  их  по-являлось, так  же  много  и  исчезало.  Издания  были  всевозможных  фасонов,  размеров  и  направлений,  большие  и  малые,  дешевые  и  дорогие,  серьёзные  и  юмористические,  литературные  и  научные,  политические  и  вовсе  не  политические.  Появлялись  даже  летучие  уличные  листки"».  Это  точная  копия  наших  90-х  годов,  но  наряду  с  перечисленными  была  ещё  масса  кле-ветнических.  Был  период  самоутверждения  СМИ.  С.566: «Имеются  в  виду  чиновники  высших  четырёх  классов,  т. е. статские, действительные  статские,  тайные  и   действительные  тайные   советники.  В  мае  1858 г.   Е. П. Ковалевский   в  одном  из  докладов  царю,  говоря  о  жела-тельности  устранения  некоторых  стеснений,  указал  на  противоречие  их  с «прогрессом  граж-данственности».  Александр II  на  полях  сделал  пометку,  которую  имеет  в  виду  Никитенко:  «Что  за  прогресс!!!  прошу  слова  этого   не  употреблять  в  официальных  бумагах».  Среди  наших  самодержцев-самодуров  искать  положительный  образ – напрасный  труд.  С.572: «"Русский  дневник" – …начав  своё   существование   в   январе  1859 г.,  она  (газета)   закончила  его  на  №  141,  5  июня.  Редактором  газеты  был  П. И. Мельников  (А. Печерский)».   

15.02.03. 
Я  противоречу  сам  себе:  если  я  действительно  хочу,  чтобы  человек  значительно  сократил  давление  на  природу  путём  уменьшения  численности  вида  до  100–200  млн,  то  я  должен  спокойно  смотреть,  как  умирают  малообеспеченные  и  старики,  как  это  делает  наше  государство.  Кстати,  вчера  у  Шустера  была  названа  цифра  120 млн  вместо  145,  согласно  переписи.  Шустера  не  люблю,  он  под  видом  объективности  изливает  на  оппонента  потоки  грязи.  Таков  же  и  Киселёв,  да  их  очень  много  таких.
  Берд.: «Человек  склонен  возвышать  себя  через  свою  со-циальную  группу,  партию,  профессию,  но  это  как  раз  не  личное,  а  безличное  возвышение.  Наименьшей  общеобязательностью  отличаются  истины  религиозного  характера.  Рабы  должны  быть  освобождены  путем  социального  акта,  но  они  внутри  могут  остаться  рабами,  победа  над  рабством  есть  духовный  акт.  Социальное  и  духовное  освобождение  должно  было  бы  идти  рука  об  руку».  Никакой  акт   не  отменяет  рабства,  но  может  изменить  его  форму.  На  форму  рабства  влияет  экономика.  «Ничтожество  и  глупость  политических  мыслей  вожаков  общества  связана  с  этим  приспособлением  к  среднему  человеку».  Власть  вынуждена  так  поступать,  она  приспо-сабливается,  потакает  толпе  и  кажется  глупой.  «Конкретный  человек  не  может  быть  человеком  самым  детерминированным,  это  самый  свободный  человек.  Человек  находится  в  дурной  рабьей  зависимости  от  общества».  Я  нарочно  поставил  эти  фразы  рядом,  чтобы  ярче  выглядела  про-тиворечивость  автора.  «В  действительности  критерий  истинности  находится  в  субъекте,  а  не  в  объекте.  Объект  есть  создание  субъекта».  Объект  потому  и  называется  объектом  потому,  что  существует  независимо  от  субъекта.  «Первореальность  находится  именно  в  субъективности,  а  не  в  объективности.  В  объективности  находится  лишь  отраженная,  вторичная,  символизированная  реальность».  Это  образец  непроницаемой  туманности.

16.02.03. 
Ходил  на  почту.  Юбилей  Румянцева-клоуна.  Вспоминаю,  он  приезжал  к  нам  в  больницу  со  своей   Манюней.  А может  быть,  это  была  подделка!  Блокада  ещё  продолжалась.  В  этой  же  палате  я  помню  ночную  бомбёжку,  а  потом  и  дневную  Пришвин:
«С.560: После  раннего  утра  подул  ветерок,  деревья  шепчутся  между  собой.  Вот  почему  и  до  сих  пор  моё  любимое  место  в  лесу – просека  между  большим  тёмным  хвойным  лесом  и  молодым  лиственным  на  вырубке.  Тут  бывает  под  охраной  большого  леса  на  просеке  такая  тишина,  что  даже  и  щека  и  ладонка  ветра  не  чуют.  А  там  на  вырубке  деревья  молодые – осинки,  берёзки,  и  до  самых  папоротников  внизу  всё  в  движении,  всё  в  переговорах,  как  будто  вся  вырубка  со  всеми  своими  деревьями,  кустами,  папоротниками,  пнями-букетами – и  чего  только  нет,  и  всё  шевелится,  как  будто  сидят  за  одним  столом  в  непрерывной  беседе.  И  у  них  тоже  главный  разговор,  конечно,  о  ветре,  о  полёте  по  ветру  семян,  о  распределении  между  собою  света  и  тени,  о  том,  как  чувствуют  себя  под  землёй  корешки».  [Точности  ради  должен  сказать,  что одного  такого  я  всё  же  знал,  это  Витя  Матвеенков.  Но  то  был  безнадёжный  алкаш,  ему  просто  нечем  больше  было  хвастаться.  Из-за  этого,  должно  быть,  и  пропал  раньше  времени.  Грибоедов  устами  Чацкого  говорил: «Зачем  же  мнения  чужие  только  святы?»  (дIII – явл3)  Теперь  же  никто  не  признаёт  чужого  мнения.  Поэтому,  порой,  не  хочется  его  и  высказывать.  Но  ведь  и  сам  грешен.  С  мнением  женщины  считаешься  только  тогда,  когда  совершенно  безразлично,  как  поступить  или  что  сделать.  Надо  чаще  себя  заставлять  хотя  бы  выслушать  чужое  мнение,  а  тогда  появится  право  высказать  своё.  Замечаю  в  себе  растущую  с  каждым  годом  раздражительность  и  недовольство  окружающим.   Помнится,  в  комсомол  я  вступал  с  энтузиазмом.  Потом  энтузиазм  прошёл,  но  осталась  могучая  вера  в  правильность  идей.  Но  вера  эта  ничем  не  подкреплялась.] 

17.02.03. 
День  прошёл  по  полноценному  графику.  Часто  можно  слышать,  что  жизнь  вокруг  нас  несо-вершенна.  Конечно,  это  не  так.  Природа  совершенна,  ибо  нерукотворна.  Её  беда  в  том,  что  она  сотворила  человека,  тем  самым  выпустив  джина  из  бутылки.  Хорошо,  если  это  окажется  Хаттабыч.
 Несовершенен  человек  потому,  что  ещё  не  достиг  совершенства  разума.  С  точки  зрения  формы  человека  можно  считать  совершенным,  ведь  мы  же  его  любим.  Пришвин: «С.562: Для  себя  человек  может  и  не  умирать,  но  для  другого  он  умирает  (все  умирают).  Так  что  бессмертие  обязательно  субъективно,  а  смерть  обязательно  объективна».  Это  очень  интересная  мысль  и  логичная.  «С.563: Чрезвычайно  просто  это  чувство  радости  жизни  и  всем  доступно.  Я  скорей  всего  прост  и  глуп,  как  Иван  Дурак».  Это  нам  знакомо:  "век  живи".  Никит. II: Примечания, С.576: «24  июня  (12  июня  ст. ст.)  1859 г.  завязалось  сражение  при   Сольферино,  в котором  приняли  участие, с  обеих  сторон, 350 000  человек.  После  пятнадцатичасового  боя  авст-рийское  войско  было  разбито  и  отступило  с  огромными  потерями».  По  кровопролитности  эту  битву  сравнивают  с  Бородинской  и  при  Ватерлоо.  С.577: «"адрес"  пяти  либеральных  депута-тов  Главного   комитета  по  крестьянскому  делу  (А. М. Унковского,  Д. В. Васильева,  П. Н. Дуб-ровина,  А. Г. Шредера,  Д. П. Хрущова).  Александр II  был  чрезвычайно  раздражен  этим  адресом,  признал  его  «ни  с  чем  не  сообразным»  и «дерзким  до  крайности»;  подписавшие  его  получили  замечание  за  "Неправильные  и  неуместные  свои  домогательства"».  Доказательство  того,  что  ма-нифест  об  освобождении  крестьян  был  вырван  из  зубов  самодержавия.  С.578: «Главное  управ-ление  цензуры  отстранило  Калиновского  от  редактирования   журнала  и  передало  дело  в  суд; однако  суд  определил: Калиновского,  как  "несознавшегося  и  неизобличенного,  никакому  взыс-канию  не  подвергать"».  Редкий  случай,  когда  цензура  получает  оплеуху.

18.02.03. 
Можно  говорить  лишь о  несовершенстве  мира  внутреннего,  душевного.  Это  несовершенство  проявляется  в  том,  что 
подавляющее  большинство  не  может  и,  что  страшно,  не  хочет  кон-тролировать  свои  звериные  инстинкты.  И  недовольство  окружающим  миром  порождается  внутри  нас,  и  причины  недовольства  у  всех  разные.  Были  Татьяна  с  Галей  Лавренюк.  Существование  Гали  жалкое,  но  она,  повинуясь  лишь  инстинкту,  продолжает  самоистязание  ради  внуков.  У  неё  жизнь  истошная,  она  долго  выдержать  не  сможет.  Помочь  ей  могло  бы  только  государство,  но  ему  не  до  нас.  Берд.: «Это  значит,  что  при  достижении  высшей  духовной  общности  людей  мир  представлялся  бы  иным  и  познание  его  было  бы  иным».  Здесь  Бердяев  предстаёт  утопистом.  Мы  и  до  него  знали,  что  не  будь  мир  пересыщен  дураками,  он  выглядел  бы  более  при-влекательно.  Правда,  я  предпочитаю  употреблять  термин  подавляющее  большинство.  «Упо-требляю  сейчас  слово  "цивилизация"  в  распространенном  смысле,  который  связывает  её  с  про-цессом  социализации  человека».  Цивилизация – это  продукт  разумной  деятельности  человека,  а  человек – продукт  цивилизации.  То,  что  было  до  наскальной  живописи  и  набедренной  повязки  можно  назвать  протоцивилизацией.  Новой  цивилизацией  назовём  период  от  появления  пись-менности.  Новейшую  цивилизацию  можно  отсчитывать  от  начала  промышленной  революции.  Цивилизация  включает  в  себя  три  момента:  культура,  экономика  (уклад),  государственность.  «Цивилизация  создана  человеком,  чтобы  освободиться  от  стихийных  сил  природы».  Человек  не  создавал  цивилизации;  цивилизация – это  форма  бытия  от  каменного  века  до  наших  дней;  цивилизация – это  культурный  уровень.  Столкновение  цивилизаций – это  столкновение  культур.  До  сего  дня  культурный  уровень  определяется  религией.  Таким  образом,  сталкиваются  даже  не  цивилизации,  а  религии.  Религия  определяет  враждебность  культур.    

19.02.03.
0:1:9.  Сижу  дома,  жду  развязки.  Постоянное  чувство  усталости,  наверное  от  нервов.  Сплю  хорошо,  но  девяти  часов  не  хватает.  Раздражает  ПК:  то  зависает,  то  произвольно  прекращает  связь  с  Интернетом.  Вот  и  теперь,  последнюю  запись  делаю  в  четвёртый  раз.  Уже  слышал  голоса  двух  видов  перелётных  птиц,  конечно,  они  могут  ещё  отлетать,  при  наступлении  морозов.
  Никит. II: Примечания, С.579: «Кроме  Писемского-городничего,  в  спектакле  14 апреля  участвовали  П. И. Вейнберг  (Хлестаков),  Ф. М. Достоевский  (почмейстер).  Отмечая   громадный   успех   спектакля,  Л. Ф. Пантелеев  пиал,  что "кульминационным  пунктом  спектакля  стала  сцена  купцов,  когда  появились  Тургенев,  Григорович,  Майков,  Панаев,  Некрасов,  Дружинин.  Что  тут  происходило  в  течение  нескольких  минут – и  рассказать  трудно.  Весёлый  смех,  рукоплескания  продолжались  так  долго, что  Хлестаков, по  его  словам, даже  присел  отдохнуть".  Образы  Неаполя,  Бурбонов  и   пыток,  возникшие  в  воображении   Никитенко,  связаны  с  незадолго  перед  тем  умер-шим   королём   неаполитанским   Фердинандом  II  Бурбоном.   Подавив  революционное  движение  1848 г.  в  стране,  Фердинанд  установил  режим  свирепого  полицейского  произвола  и  террора.  По  воспоминаниям  В. Ф. Одоевского,  Николай I  говорил  о  Фердинанде,  что  он – "один  из  немногих,  с  которым  можно  иметь  дело"».  Откровение  палача.  С. 580:  «Под  Грансоном,  на   западном  берегу  Невшательского  озера  2  марта  1476 г.  состоялось сражение  между  швейцарцами  и  войском  герцога  Бургундского  Карла  Смелого.  В сражении  Карл  потерпел  поражение.  В  1803 – 1805 гг.  Наполеон  раскинул  под  Булонью  огромный  военный  лагерь,  готовясь  к  вторжению  в Англию.  Задуманную  кампанию  сорвала  начавшаяся  война  с  Австрией.  Имеется  в  виду:  «Библия,  Ветхий  завет,  Отдел  первый,  заключающий  в  себе  Закон  или  Пятикнижие.  Перевод  Вадима»,  Лондон  1860.  Вадим – псевдоним  В. И. Кельсиева;  см.  его  "Исповедь"».   

20.02.03.
0:1:10.  Приближение  весны  вдохновляет.  Проблема,  хотя  её  решение  от  тебя  не  зависит,  зани-мает  целиком  и  не  даёт  сосредоточиться  на  более  приятных  вещах.  И  тем  не  менее,  каждый  визит  Л  поднимает  настроение.  И. П.  довольно  навязчив:  ему  кажется,  что  жизненным  опытом  обладает  только  он.  Кроме  того,  он  абсолютно  уверен,  что  только  его  проблема  должна  находиться  в  центре  внимания  его  круга  знакомых  и  якобы  единомышленников.  С  ним  работать  очень  тяжело,  он  считает,  что  это  моя  обязанность.
  Берд.: «Отойдя  от  природы  он  (человек)  по-терял  свою  целостность  и  первоначальную  силу»  Антропология  утверждает,  что  человек  стал  крупнее  и  сильнее.  Проблема  в  том,  что  отойдя  от  природы,  он  стал  против  природы.  «В  цивилизации  есть  яд,  есть  неправда  и  она  делает  человека  рабом».  Очевидно,  что  здесь  Бердяев  под  цивилизацией  понимает  государство.  Бердяев  считает,  что  если  он – философ,  то  может  и  должен  не  касаться  тем  обыденных.  Кропоткин  был  более  земным.  «Интеллект  был  величайшим  орудием  человека,  и  в  нем  достиг  человек  огромной  изощренности».  Я  считаю,  что  развитие  интеллекта  находится  в  самой  примитивной  стадии.  Когда  исчезнут  границы,  прекратятся  войны,  тогда  можно  будет  говорить  о  появлении  интеллекта.  «Развитие  цивилизации  сопро-вождалось  угнетением  и  эксплуатацией  огромных  масс  человечества,  трудящегося  народа.  И  это  угнетение  оправдывалось  объективными  ценностями  цивилизации.  «Цивилизация,  по-видимому,  не  могла  возникнуть  и  не  могла  развиваться  иначе,  как  путем  страшного  социального  неравенства  и  угнетения,  она  зачата  во  грехе.  Против  цивилизации  восставали  такие  люди,  как  Ж.-Ж. Руссо,  как  Лев  Толстой,  их  восстание  ставит  уже  более  глубокую  проблему.  Сомнение  в  оправдан-ности  цивилизации  очень  характерно  для  русской  мысли».  Руссо  и  Толстой – это  уже  продукт  цивилизации.  Они  восстали  против  государственности,  а  не  цивилизации.

21.02.03. 
0:1:11.  Начинаю  получать  поздравления, а  также  подарки.  «И  благо  смешано  со  злом».  (4
39)  Л  сделала  щедрый  подарок,  подняла  мне  настроение,  улучшила  моё  самочувствие.  И  тут  же  из-вестие:  скончалась  Антонина  Васильевна,  Тони  двоюродная  сестра.  Она  была  очень  полная,  но  по  дому  всё  делала  сама.  Теперь  Коля  без  неё  пропадёт.  Пришвин: «С.563: Твардовский  прислал  отказ  моей  «Сыроежке».  При  неудаче  является  сладкий  соблазн  признать  невозможность  писа-тельства  и  послать  его  к  чёрту.  Лучше  всех  дела  у  доктора  Филатова:  придёт  к  нему  человек  слепой,  а  уйдёт  зрячий.  Постоянно  после  неудачи  хочется  сбросить  с  себя  некую  радость  или  долг  жизни  и  всё  свалить  на  условия  в  том  смысле,  что  в  этих  условиях  невозможно  работать.  С.564: Кто-то  спросил  удивлённо:  "Разве  вы  ещё  постреливаете?"  Кто-то  сказал:  "Вы  ещё  попи-сываете?"»  [Жизнь  показывала,  что  идеи  оставались  таковыми,  а  жизнь  творят  проходимцы,  хан-жи  и  просто  самоуверенные  дураки.  Попутно  назову  несколько  фамилий.  Генеральный  директор  объединения «Ленинец» Михеев, выдвиженец Зайкова, что  говорит  о  беспринципности  последнего,  так  этот  Михеев  просто  дурак;  Сазанов,  как  и  Оводенко,  безграничный  нахал;  Казарцев,  на-чальник  ОТК,  если  не  дурак,  то  лицемер  страшный;  Алексеев,  зам.  начальника  нашего  цеха,  как  и  Михеев,  просто  дурак.  Вот  люди,  которые  на  пустом  месте  могут  изобразить  деловитость,  хлопотать  из  ничего,  переливать  из  пустого  в  порожнее  и,  при  всём  при  том,  требовать  не-укоснительного  соблюдения  закона.  Однажды  на  оперативке,  Казарцев  требовал  круто  наказать  маркировщику,  кажется,  Таню  Шишакову,  за  то,  что  из  сотен  написанных  ею  цифр  одна  не-много  отличалась  углом  наклона.  Стали  выяснять  мнение  каждого  относительно  меры  наказания.  Когда  дошла  очередь  до  меня,  я  предложил  расстрел.  Только  тогда  всем  стало  ясно,  что  здесь  обычное  буквоедство,  и  наш  ревнитель  закона  (строгих  мер)  оказался  в  одиночестве.]

23.02.03. 
Тонечка  прихворнула  и  этим  поставила  под  угрозу  праздники.  То,  что  происходит  сейчас,  не  есть  цивилизация.  Это  муки  родов  истинной  цивилизации  без  истошной  жизни  и  максимального  напряжения  нервов.  Тогда  опять  вспомнят  философов-гуманистов,  всех  от  Сократа  до  Бердяева.  А  сейчас  надобно  смириться  с  тем,  что  нам  выпало  жить  в  это  кровавое  время.  А  что  Природа  добьётся  своего  и  сократит  численность  человека  раз  в  пятьдесят,  я  не  сомневаюсь.  Признаки  тому  уже  есть.  Пришвин:
«С.563: Говорили  о  дневниках  Толстого  и  нашли  в  них  общее  с  мо-ими  в  том  смысле,  что  эти  дневники  пишутся  с  целью  самопознания  и  что  процесс  писания  та-ких  дневников  есть  разговор  с  самим  собой.  Кроме  самопознания,  учусь  в  них  просто  писать  и  написанное  часто  мне  потом  годится.  С.565: Не  от  перелёта  ли  птиц  взялась  у  людей  мысль  о  том  свете  и  что  мы  можем  туда  улететь».  Никит. II: Примечания, С.583: «Н. И. Пирогов,  до-стигший  громадной  популярности  после  Крымской  войны, был  назначен   попечителем   сперва   Одесского  (1856),  а  позже  Киевского  учебного  округа  (1858).  Однако  он  не  пользовался  симпа-тиями  Александра II,  которого  раздражали  независимость  поступков  и  суждений  Пирогова,  на-стойчивые  его  стремления  расширять  сеть  учебных  заведений.   Отставка   Пирогова,  давно   уже   подготовлявшаяся,  была   осуществлена  в  начале  1861 г.  «Колокол»  отметил,  что  "отставка  Н. И. Пирогова – одно  из  мерзейших   дел  России  дураков  против  России  развивающейся"».  Никитенко  не  любил  Герцена,  потому  что  понимал,  что  тот  его  относит  к  России  дураков.  С.585: «19  февраля  1861 г.  Александр II  подписал   Положение  о  крестьянах  и   манифест  о  реформе.  Однако  оба  документа  были  опубликованы   лишь  6 марта.   Опасаясь  народных  волнений,   петербургский   генерал-губернатор   П. И. Игнатьев   17  февраля   опубликовал   то  странное  объявление,  о  котором  упоминает  Никитенко  и  которое,  конечно,  не  могло  успокоить  "взволнованных  ожиданий"».     

24.02.03.  
Некоторые  думают,  что  действует  человек.  На  самом  деле  руками  человека  творит  и  действует  Природа,  правда,  она  пока  ещё  не  осознала,  какой  непослушный  инструмент  оказался  в  её  руках.  Но  я  верю  в  Природу,  и 
ей  не  составит  труда  привести  численность  человека  к  ра-зумной  норме.
  Берд.: «Цивилизация  не  есть  последняя  цель  человеческого  существования  и  вер-ховная  её  ценность.  Она  обещает  освободить  человека,  и,  бесспорно,  она  дает  орудия  осво-бождения».  Кажется,  Бердяев  начинает  понимать,  что  цивилизация – это  зеркало  человечества,  а  не  ярмо  на  его  шее.  «Человек  закован  в  нормах  и  условностях  цивилизации».  Вот  эти  нормы:  культура,  мораль,  этика,  качество  жизни.  А  над  всем  этим – жёсткая  зависимость  от  Природы.  Человеку  кажется,  что  с  развитием  техники  он  становится  более  независимым.   Даже  успехи  медицины  не  гарантируют  ему  выживаемость,  если  Природа  ополчится  на  него.  «Это  вели-чайший  предрассудок,  что  рост  народонаселения  есть  всегда  благо.  Возможно,  что  как  раз  на-оборот».  Здесь  Бердяев  демонстрирует  удивительную  интуицию.  «Существует  вечный  конфликт  между  ценностями  культуры  и  ценностями  государства  и  общества.  В  сущности,  государство  и  общество  всегда  стремились  к  тоталитарности,  делали  заказы  творцам  культуры  и  требовали  от  них  услуг».  Государство  воспринимает  культурные  ценности  как  антураж,  а  общество  этим  живёт.  Конфликта  я  тут  не  вижу.  «Истина,  красота,  правда,  любовь  не  зависят  от  количества,  это  качества».  Это,  прежде  всего,  качество  образования  и  воспитания.  «Аристократический  принцип  отбора  образует  культурную  элиту,  духовную  аристократию.  Подлинный  аристократизм  есть  не  что  иное,  как  достижение  духовной  свободы.  Созвучие,  понимание,  сопереживание.  «В  человеке  цивилизации  периодически  пробуждается  зверь  и  дикарь».  Они  в  нём  и  не  засыпали,  но  удерживаются  в  узде  религией  и  государством.    

25.02.03.  
0:3:11.  Отметил  65  лет.  Страшно  подумать,  а  всё  ещё  думаю  о  любви.  «Между  двух  небольших  покатых  гор,  скорее,  холмов,  лежало  узкое  ущелье,  которое  в  одну  сторону  открывалось  ровной  долиной,  ласкающей  глаз,  а  с  другой,  пересекалось  глубоким  оврагом,  две  половины  которого  образовывали  с  ущельем  стрелу, указывающую  на  выход  из  этого ущелья.  Почти  посередине  ущелья  находился  вход  в  глубокую  пещеру,  обладавшую  интересной  особенностью:  периодически  из  неё  то  изливался  прозрачный  и  чистый  ручей,  то  действовал  грязевый  вулкан.  Внутри  пещеры  было  тепло,  а  по  ней  разливался  тонкий  аромат  неведомого  происхождения».
  Никит. II: Примечания, С.586: «"Накануне  19 февраля, – рассказывает  Э. Р. Перцев, – было  заготовлено  в  каждом  съезжем  доме  (а  их  в  Петербурге  тринадцать)  по  нескольку  возов,  от  двух  до  шести,  розог.  Полицейские,  когда  их  спрашивали,  зачем   им   вдруг  понадобились  розги   в  таком  огро-мном  количестве,  не  запинаясь,  хотя  и  шепотом,  отвечали:  "Для  сечения  дворовых  людей,  которые  перестанут  слушать  своих  господ".  Наблюдать,  чтобы  ни  внутри  двора,  ни  на  улице  перед  домом  не  собиралось  более  трёх  человек  и  присматривали  бы,  не  окажется   ли  у  кого  гостей  более  трёх  человек,  хотя  бы  и  за  карточным  столом".  Наконец,  тот   же  Перцев  рас-сказывает:  "Вечером  18  февраля  приехали  в  Зимний  дворец  оба  графа  Адлерберга,  отец  и  сын,  Сухозанет,  князь  Долгорукий,  Игнатьев,  Муравьёв  и  Чевкин   и   объявили,  что  они  явились  охранять  особу  царя  и  царское  семейство. Надобно  заметить, что  все  эти  господа – самые  упрямые  и  ярые  противники  освобождения  крестьян"». С.591: «Крестьянин  с. Бездна,  Спасского  уезда,  Казанской  губ.,  Антон  Петров  после  опубликования "Положения"  "принял  на  себя  обя-занность  читать  крестьянам  Положение"».  С.592: «Антон  Петров  был  расстрелян  по  приговору  военного  суда,  предрешенному   телеграммой  Александра  II».          

26.02.03.
0:3:12.  Нинушка  осталась  ночевать,  но  Л  ничего  не  боится. 
Берд.: «Масса  есть  категория  количества,  и  она  не  определяется  высшими  качествами  и  ценностями.  Масса  может  иметь  разное  классовое  происхождение.  Есть  буржуазная  масса,  и  она  самая  неприятная.  Мелкая  бур-жуазия  и  мелкое  чиновничество,  пролетаризированные  элементы  всех  классов  образуют  большие  массы,  из  которых  вербуются  фашистские  банды.  "Народ"  не  есть  "масса"».  Тут  следует  ещё  раз  акцентировать  внимание  читателя  на  понятии  народонаселение.  Всё  население  в  данном  государстве  подразделяется  на  личности  и   подавляющее  большинство.  Из  подавляющего  боль-шинства  время  от  времени  властью  формируются  толпы.  «Только  ли  терминологическим  является  различие  между  цивилизацией  и  культурой?  Различение  культуры  и  цивилизации  стало  попу-лярным  со  времени  Шпенглера,  но  оно  не  есть  его  изобретение.  Терминология  тут  условна.  Французы,  например,  предпочитают  слово  "цивилизация",  понимая  под  этим  культуру,  немцы  предпочитают  слово "культура"».  Первоначально  под  словом  цивилизация  понимали  опреде-лённую  структуризацию  данного  социума,  но  уже  древние  греки  и  римляне  стали  привносить  в  это  понятие  государственное  устройство.  Собственно,  как  ни  смотри,  а  с  возникновения  этого  понятия,  оно  включало  в  себя  все  три  составляющие:  государственность,  культуру,  экономику.  «Русские  раньше  употребляли  слово  "цивилизация",  а  с  начала  XX века  отдали  предпочтение  слову  "культура".  Но  славянофилы,  К. Леонтьев,  Достоевский  и  др.  уже  отлично  понимали  различие  между  культурой  и  цивилизацией».  Я  считаю  моё  определение  цивилизации  исчер-пывающим.  «Латинское  слово  "цивилизация"  указывает  на  социальный  характер  указываемого  этим  словом  процесса».  Это  продукт  жизнедеятельности  разумного  общества  людей.  О  циви-лизации  в  стае  волков  говорить  не  приходится.

27.02.03. 
0:3:13.  Славка  никогда  не  даст  другим  расслабиться.  Вот  и  сейчас,  приехал  за  Нинушкой  и  не  дал  ей  даже  поесть.  Да  и  высказывания  его  о  собственной  мамане  мне  кажутся  неприличными.
  А  производит  первое  впечатление  очень  даже  милого  и  добродушного  парня.  Никит. II: Примечания, С.595: «В  Москве  ещё  с  середины  XVIII в.  находилось  отделение  сената,  с  огра-ниченными  функциями».  С.596: «Поступив  осенью  1846 г.  в  Петербургский  университет, Чер-нышевский  в  письмах  к  родным  неоднократно  упоминает  о  Никитенко,  как  об  одном  из  лучших  профессоров».  С.600: «Тактика  пассивного  сопротивления  (т. е.  саботажа)  успешно  при-менялась  широкими  массами  венгерского  народа  в  борьбе с  попытками  австрийского  прави-тельства  централизовать  управление  страной».  С.601: «Ришельевский  лицей – учебное  заведе-ние  гимназического  типа,  существовавшее  в  Одессе  в  1817–1857 гг.  и  получившее  своё  название  по  имени  новороссийского   генерал-губернатора  А. Ришелье».  С.606: «Губернский  съезд  тверских   мировых   посредников   в  декабре  1861 г.  подавляющим  большинством  голосов  признал,  что  "за-коноположение  19  февраля  не  удовлетворило  народных   потребностей  ни  в  материальном  отношении,  ни  в  отношении  свободы,  а  возбудило  их  в  самой  сильной  степени"».  Чувствуется,  что  к  этому  руку  приложил  М. Е. Салтыков-Щедрин.  С.609: «Несостоявшаяся  дуэль  В. С. Курочкина  и  А. Ф. Писемского  была  вызвана ожесточенной  литературной  полемикой между "Библиотекой  для  чтения" и "Искрой". Писемский  поспешил  отказаться  от  дуэли,  предложив  своим  противникам  "ведаться  со  мною  судебным  порядком"».  С.611: «Флигель-адъютант  М. Я. Ростовцев  был  арестован  вместе  со  своим  братом   Н. Я.  за  то, что  оба  они  ездили  к  А. И. Герцену  объясняться  относительно  неоднократных  упоминаний  в  статьях  "Колокола"  имени  отца  их  Я. И. Ростовцева  как  доносчика  на  декабристов». 

28.02.03.
0:3:14.  Прошедшая  неделя  была  необыкновенно  активна.  Сильно  обезвоживает  организм  не  толь-ко  алкоголь,  но  и  любовь.  Со  всех  сторон  и  довольно  убедительно  предрекают  крах  России  как  самостоятельного  государства,  как  густонаселённой  территории.  Отрицать  это  недостаточно,  надо  предпринимать  шаги,  а  какие?  с  кем?  Как  показывает  история,  на  эти  шаги  необходимы  боль-шие  деньги.  А  всё,  что  можно  было,  уже  выкрадено,  вывезено.
  Берд.: «В  сущности,  государство  и  общество  всегда  стремились  к  тоталитарности,  делали  заказы  творцам  культуры  и  требовали  от  них  услуг.  Ценности  низшего  порядка,  например  государство,  всегда  стремились  подчинить  и  поработить  себе  ценности  высшего  порядка,  например  ценности  духовной  жизни,  познания,  искусства».  Всё  преходяще.  «Очень  важно  определить  соотношение  между  аристократическими  и  демократическими  началами  в  культуре».  Демократическое  начало  сегодня  называется  поп-куль-турой  и  оно  оказывается  подавляющим.  «Истина  аристократична  в  том  смысле,  что  она  есть  достижение  качества  и  совершенства  в  познании,  независимо  от  количества,  от  мнения  и  тре-бования  человеческих  количеств.  Истина  существует  для  всего  человечества,  и  все  люди  призва-ны  быть  приобщенными  к  ней».  Истина  не  для  всех.  «Нет  ничего  противнее  гордости  и  пре-зрительности  замкнутой  элиты.  Великие  гении  никогда  не  были  такими».  Истина  не  для  всех  не  потому,  что  не  дают  знать,  а  потому,  что  не  хотят.  «Так,  ценности  религиозные  и  ценности  социальные  должны  быть  признаны  демократическими,  ценности  же  связанные  с  философией,  искусством,  мистикой,  культурой  эмоций,  должны  быть  признаны  аристократическими».  Именно  демократические  ценности  не  требуют  ни  образования,  ни  воспитания,  в  отличие  от  ценностей  аристократических.  «Разговор  есть  порождение  высокой  культуры.  Можно  различать  разговор  ритуальный,  условный,  утилитарный  и  разговор  интеллектуальный,  бесполезный,  искренний». 
 

van-osmos@yandex.ru

ПРОДАЁТСЯ  ЗЕМЛЯ  В  ЛЕНИНГРАДСКОЙ  ОБЛАСТИ

Hosted by uCoz
Hosted by uCoz