2003-06

01-03

02-03

03-03

04-03

05-03

дн2003

07-03

08-03

09-03

10-03

11-03

12-03


01.06.03.
 
Третий  день  болит  желудок:  тошноты  нет,  и  стул  вроде  бы  не  очень.  Думаю,  что  причиной  «столичная».  Ем  мало,  но  не  худею.  Научная  мысль  не  умрёт,  ибо  даже  на  ложе  смерти  человек  думает:  «почему»?
  Пришвин: «С.609: Моя  задача  была  во  всё  советское  время  приспособиться  к  новой  среде  и  остаться  самим  собой».  Это  коренная  отличительная  черта  человека  от  животного.  «На  прогулке  вчера  видел  красивейший  гриб,  похожий  на  минарет.  Любовался  им  и  думал:  "Гриб  красивейший  все  называют  поганым  только  за  то,  что  его  нельзя  съесть".  С.611: Серия  жарких  сентябрьских  дней  ещё  не  кончилась,  но  стало  похолоднее  (с  утра  +11°),  и  на  ясном  небе  сегодня  разные  кошачьи  хвосты» Никит. III: 1873 г., С.302: «…хранимому  и  поддерживаемому  высшею  разумною  силою!  Что  эта  сила  есть,  в  этом  может  сомневаться  только  идиот  или  такой  мудрец,  который,  по  словам  одного  умного  афинянина,  от  большой  учености  сделался  дураком.  Всемогущество  само  себя  в  своём  творчестве  определило,  чтобы  не  сказать – связало,  законами,  и  отступить  от  них  значило  бы  противоречить  самому  себе.  В  заседании  II  отделения.  Избраны  в  члены-корреспонденты  графы  Лев  Толстой  и  Алексей  Толстой».  "Я  под  любую  ерунду / Любую  базу  подведу".  А  Лев  и  Алексей  Толстые  достойны  высокого  звания.  С.303: «Самоубийства  сделались  хроническим  злом  в  нашей  Богом  хранимой  России.  Вот  и  Фёдор  Фёдорович  Сидонский  умер.  На  днях  его  хоронили.  Он  был  болен  всего  дня  два:  его  сразила  жаба.  Говорят,  после  него  осталось  денег  двугривенный.  В  недавнее  время  произошло  столько  смертей,  более  или  менее  неожиданных,  что  мысль  о  смерти  невольно  западает  в  душу.  Люди  моих  лет  очень  часто  умирают – мысль  эта  стала  нередко  посещать  меня.  Люди  почти  никогда  не  бывают  готовы  к  ней».  Сидонский,  я  уверен,  не  накладывал  на  себя  руки,  к  этому  крайнему  шагу  принуждают  отчаянные  условия  жизни.

02.06.03. 
Холодрыга!  Нет  желания  выходить  на  улку.  Приехали  Миша  со  Светой, – вдели.  Кому  это  нужно,  чтобы  человек  постоянно  чувствовал  свою  зависимость.
  Я  могу  утверждать,  что  страха  перед  своей  смертью  не  испытываю,  а  вот  смерть  близких  меня  действительно  страшит.  Берд.: «Убийство  совершается  не  только  бандитами,  убийства  совершаются  организованно,  в  огромных  масштабах,  государством,  людьми,  обладающими  властью  или  только  что  её  захватившими».  Государства  не  боятся  чужой  смерти,  даже  гордятся,  когда  много  убивают,  в  том  числе  и  своих.  «Человек  убивает  из  страха;  в  основе  всякого  убийства,  частного  или  государственного,  лежат  страх  и  рабство».  Если  не  я,  то  меня.  «Победа  над  смертью  не  может  быть  эволюцией,  не  может  быть  результатом  необходимости;  победа  над  смертью  есть  творчество,  совместное  творчество  человека  и  Бога,  есть  результат  свободы».  Победа  над  смертью  может  стать  эле-ментом  эволюции.  Это  нам  хотят  продемонстрировать  Скулачевы.  «Творчество  есть  освобож-дение  от  рабства.  Человек  свободен,  когда,  он  находится  в  состоянии  творческого  подъема».  Я  не  пытаюсь  ловить  мэтра  на  слове,  но  «Сижу  за  решёткой  в  темнице  сырой» – это  слова  свободного  человека.  «Человек  может  переживать  разные  формы  освобождающего  экстаза.  Может  быть  экстаз  борьбы,  экстаз  эротический,  может  быть  даже  экстаз  гнева.  Экстаз  есть  всегда  выход  из  состояния  скованности  и  порабощенности,  выход  в  мгновение  вольности».  Экстаз – это  воля  страстей,  инстинктов.  С  моей  точки  зрения – распущенность.  «Свобода,  ложно  направленная,  может  быть  источником  рабства».  Это  возможно  только  в  интиме,  добровольная  утрата  свободы.  «Это  приводит  нас  к  проблеме  эсхатологической,  к  проблеме  конца  истории  и,  значит,  освобождения  человека  от  рабства  у  истории».  Не  история  творит  человека,  а  человек  историю.  «Христианство  глубоко  исторично,  оно  есть  откровение  Бога  в  истории».   

03.06.03. 
4:34.  Холодина  страшная,  но  я  пришёл  и  нашёл.  Загадал  на  удачу,  и  получилось,  как  загадал.  Теперь  жду  удачу.  Если  да,  то  придётся  пересмотреть  концепцию  предсказания.
  Пришвин: «С.611: Всю  ночь  бушевала  буря  и  хлестал  громко  дождь.  Писать  в  дневник  нечего,  потому  что  всё  вписываю  в  повесть.  Первый  раз  в  жизни  так  пишу».  Я  думаю,  это  и  есть  вдохновение,  когда  пишется  хорошо,  мне  это  знакомо.  Но  бывают  дни,  когда  действительно  в  дневник  писать  нечего.  Никит. III: 1874 г., С.305: «Часа  за  три  до  Нового  года  я  получаю  от  И. Д. Делянова  карточку  с  следующим  надписанием:  "И. Д. Делянов  спешит  поздравить  с  орденом  Белого  Орла".  У  меня  для  встречи  Нового  года  была  приготовлена,  по  обыкновению,  бутылка  шампанского,  и  мы,  то  есть  я  и  мои  домашние,  встречали  его  с  бокалами  довольно  живо,  если  не  весело,  и  просидели  до  половины  второго  часа  ночи.  Редко  власть  принадлежит  умнейшим,  ещё  реже  людям  честным.  Но  людям  того  и  другого  рода  вместе  почти  никогда».  Перикл,  например.  С.306: «Получил  приглашение  на  обед  во  дворец  11-го  числа  по  случаю  бракосоче-тания  великой  княжны.  Не  поеду.  Да  и  мундир  мой  плоховат  для  такого  торжественного  дня».  "Иль  приглашением  на  бал / Туда,  где  дед  ваш  не  бывал(8 – 48).  С.307: «На  днях  посетил  меня  М. А. Тулов,  из  Киева,  привёзший,  между  прочим,  мне  любезный,  дружественный  поклон  от  М. В. Юзефовича.  Был  у  меня  Алексей  Яковлевич  Мейснер.  Он  пришёл  просто  познакомиться  со  мною  и  изъявить  мне,  как  он  говорил,  своё  уважение,  особенно  за  статью  о  Бенедиктове,  с  которым  с  детства  он  был  очень  дружен.  Был  у  министра  народного  просвещения  с  изъявлением  благодарности  по  получении  знаков  Белого  Орла.  Принят  им  с  прежним  радушием  и  чрезвычайно  любезно.  Четыре  силы  управляют  миром:  деньги,  ум,  красота  и  слово.  Иные  могут  ещё  прибавить – меч.  Но  меч  не  управляет  миром,  а  преобразует  его». 

04.06.03. 
4:35.  Несмотря  на  простуженное  состояние  хожу  в  парк,  и  не  безрезультатно.  В  тени  тополей,  на  нашем  любимом  месте  просто  прекрасно.  Я  всегда  прихожу  первым  и  подготавливаю  удобное  лежбище.  Последнее  время  ощущаю  некий  дискомфорт  в  брюхе:  либо  простудился,  либо  отравился.
 Пришвин: «С.611: Вечером  ходил  за  реку  на  овсянище  и  сразу  же  нашёл  выводок  перепелов.  Собака  работала  блестяще,  ружья  не  было.  Вспомнил  былое  счастье  и  пришёл  с  больною  спиною.  Прошло  время  моей  охоты.  Видел  фильм  об  охоте,  показывали  расстрел  волков.  Самому  бы  стрелять – ничего,  но  смотреть,  как  расстреливают  даже  волков,  очень  неприятно.  Так  и  со  всей  охотой:  можно  охотиться,  но  хвалиться  тут  нечем.  С.615: Художник  Алексей  Игнатьевич  Кириллов  живёт  у  меня  и  пишет  портрет.  Малый  не  плохой  и  не  вкусивший  смиренности  ни  от  народничества,  ни  от  церкви.  Нет  у  меня  до  сих  пор  отдельного  независимого  кабинета,  и  боюсь,  что  если  устроюсь,  если  не  будут  щекотать  мои  нервы  домашние,  то  я  просто  усну  в  своём  независимом  кабинете».  А  я  добился-таки  на  старости  лет  отдельного  кабинета.  Очень  удобно.  [Вот  маршрут  моего  исследования:  буква – морфема – слово – предложение.  На  каком  этапе  я  остановлюсь,  знает  только  Бог.  Здесь  одной  жизни  может  и  не  хватить  (ведь  язык,  тем  более  русский,  неисчерпаем).  Но,  лиха  беда – начало.  Буквы  русского  языка,  числом  33,  сведены  в  алфавит,  который  даёт  следующее  их  взаимное  расположение:  а – б – в – г – д – е – ё – ж – з – и – й – к – л – м – н – о – п – р – с – т – у – ф – х – ц – ч – ш – щ – ъ – ы – ь – э – ю – я.  При  таком  расположении  буквы  стихийно  формируют  одно  законченное  предложение:  «где  ёж?»  и  самосто-ятельные  слова  «но»  и  «туф»  (не  рассматриваются  однобуквенные  слова  и  слово  её,  посколь-ку  оно  входит  в  состав  фразы).  Буквы  делятся  на  следующие  группы:  фонемы,  фонемные  комплексы  и  знаки.        

05.06.03.
Удалось  отсрочить  разбирательство  до  выписки.  Началась  работа  с  банком.  Пока  в  деле, – и  силы  есть,  и  интерес.  Но  потом  силы  покидают,  наступает  сильная  усталость.  Беспокоит  брюхо.  И  эта  необходимость  пить.  Вот  уж  как  глубоко,  в  генах  она  сидит  в  нас.  Пришвин:
 «С.616: Никогда  не  видал  такой  серой  осени:  время  как  будто  навсегда  остановилось  и  не  продолжается.  Лес – чёрные  стволы,  и  между  ними  не  на  ветках,  а  прямо  в  воздухе,  как  неподвижные  жёлтые  птицы,  отдельные  листья.  Только  на  рябине  осталась  единственная  веточка  с  её  рябиновыми  сложенными  лесенкой  лепестками.  Молодой  клён  весь  уцелел,  я  тронул  его,  и  он  весь  сразу  опал  к  ногам  моим.  С.620: Шахов  летом  жил  на  Жиздре,  рассказывал,  что  на  озёрах,  как  на  войне,  бомбёжка:  глушат  рыбу.  Пробовал  найти  защиту  и  нашёл  полное  равнодушие.  Этому  уничтожению  нет  пределов,  потому  что  энтузиасты  охоты  и  рыбной  ловли  обессилены,  «любитель»  исчез,  и  я  о  себе  иногда  слышу:  "Вот  последний  любитель  идёт!"»  Да,  законы  (заборы)  нужны  подавляющему  большинству.  Христианство – это  исторический  миг,  который  может  оставить  глубокий  след  в  душах  современников,  но  не  человечества.  Берд.:  «Человек  обречен  жить  в  историческом  целом  и  в  нем  черпать  смысл  своего  существования,  превышающий  обыденность,  хотя  бы  его  существование  было  раздавлено  этим  целым».  Наско-лько  это  сопливо  и  противно  в  сравнении  с  древними  философами,  которые  видели  смысл  жизни  в  познании  окружающего  мира.  «Космическое  время  смертоносно  не  для  рода,  а  для  личности,  оно  не  хочет  знать  личности  и  не  интересуется  её  судьбой».  Время  не  интересуется  никем,  даже  самим  собой,  а  вот  для  нас  оно  представляет  живой  интерес  и  с  точки  зрения  индивида,  и  с  точки  зрения  человечества.  «Конец  истории  есть  событие  времени  экзистен-циального».  Конец  истории  актуален  для  индивида,  только  так  его  и  нужно  понимать.    

06.06.03.  
4:36.  Пасмурная  погода  препятствует  зарядке.  Но  в  остальном,  всё  пока  идёт  хорошо.  Вызвал  Люду,  за  неё  решил  вопрос  в  пенсионном  фонде.  Много  читал,  но  это  не  помешало  мне  насладиться  вечерней  прогулкой.  Миша  прав:  меняется  форма  рабства,  его  наименования,  юриди-ческое  оформление,  но  рабство  остаётся.  Я  переживаю  за  свою  страну.
  Никит. III: 1874 г., С.308: «Между  прочими  тостами  был  предложен  и  мой,  с  маленькой  речью,  директором  департамента  духовных  дел  иностранных  исповеданий,  графом  Е. Е. Сиверсом.  Многие  лета  (по-латыни),  ура  и  другие  любезности.  Было  тоже  секретарём  заявлено  о  сочувствии,  которое  питают  к  нам  ста-рокатолики,  которые  думают  о  соединении  их  церкви  с  нашею.  Похороны  академика  Б. С. Якоби.  Я,  пройдя  некоторое  расстояние,  воротился  домой.  Погода  была  гнусная.  Пронзительный  ветер  сквозь  шубу  пробирал  до  костей.  У  Гончарова,  который  сам  приезжал  просить  меня  на  вечер.  Здесь  познакомили  меня  с  Н. С. Лесковым, автором  известного  и,  как  говорят,  очень  хорошего  романа  "Соборяне".  А  по  утру  был  у  графини  А. Д. Блудовой,  перед  которой  должен  был,  между  прочим,  извиниться,  что  в  пятницу  не  явился  вечером  на  её  любезное  при-глашение;  она  была  именинница».  А  был  бы  не  цензором,  а  публицистом,  чай,  не  получал  бы  подобных  приглашений.  С.309: «Представлялся  государю  в  Зимнем  дворце.  Государь  подошёл  ко  мне.  Трудно  изобразить  приятную  улыбку  и  ласковый  тон,  с  которым  он  сказал:  "Благодарю  вас,  благодарю  вас  за  вашу  ревностную  и  верную  службу.  Я  уверен,  что  и  далее  вы  будете  продолжать  её  с  тою  же  пользою.  Ещё  раз  благодарю".  Т. И. Филиппов  настаивал  на  том,  чтобы  отменены  были  репрессивные  меры  против  наших  единоверческих  раскольников  за  их  пре-данность  древним  обрядам  и  сложено  было  проклятие  собора  1676  года  13  мая  посредством  сношения  с  восточными  патриархами  или  посредством  нового  собора».

07.06.03. 
Такое  ощущение,  что  я  не  сделал  чего-то  важного,  а  должен,  и  время  есть  это  сделать.  Самое  плохое,  что  может  быть – это  арест  р/с.  Но  это  предвижу  и,  как  кажется,  смогу  предотвратить.  Погода  не  только  препятствует  режиму  и   моциону,  но  срывает  важные  встречи,  которые  мне  особенно  нужны  для  поддержания  духа.  Вся   суть  книги  Э. Тополя   «У. е.»  в  его  посланиях  Президенту.
 Подобные  писатели  кичатся  своим  порно-графическим  стилем,  поэтому  даже  если  встречается  умная  мысль,  она  теряется  в  постели.  [Фонемы  подразделяются  на:  гласные – при  их  произнесении  присутствует  только  звук;  сонорные – наряду  со  звуком  присутствует  шум;  согласные  звонкие – звук  и  шум  предс-тавлены  в  равной  пропорции;  согласные  глухие – шум  преобладает,  звук  почти  отсутствует.  Гласные:  а – и – о – у – ы – э.  Сонорные:  л – м – н – р.  Звонкие  согласные:  б – в – г – д – ж – з.  Глухие  согласные:  к – п – с – т – ф – х – ш.  Конечно,  о  количественных  характеристиках  звука  и  шума  говорить  не  приходится,  всё  относительно  и  крайне  субъективно,  но  судить  об  их  нали-чии  или  отсутствии  можно.  Одну  и  ту  же  фонему  каждый  индивид  произносит  по-своему,  что,  собственно,  и  является  индивидуальной  произно-сительной  характеристикой,  и  что  формирует  диалекты  и  говоры.  Фонемные  комплексы  под-разделяются  на  гласные  и  согласные.  Гласные  фонемные  комплексы:  е = й + э;  ё = й + о;  ю = й + у;  я = й + а.  Согласные  фонемные  комплексы:  ц = т + с;  ч = т + ш;  щ = ш + т + ш.  Знаки  включают  в  себя:  мягкий  гласный – й,  разделительный – ъ,  мягкий  согласный – ь.  Мягкий  гласный  знак  может  находиться  как  перед  смягчаемым  гласным,  так  и  после  него.  В  первом  случае  мягкий  гласный  знак  входит  в  состав  гласного  фонемного  комплекса,  например:  бес,  пёс,  люд,  ляд.  Во  втором  случае  он  обозначается  самостоятельной  буквой,  например:  пей,  пой,  дай,  буй.  Мягкий согласный  знак  может  находиться  только  после  смягчаемого  согласного.] 

08.06.03. 
Надо  рассчитывать  з/п,  а  Люды  всё  нет.  Проводили  Ник.  Ив.  с  Любой.  Звонил  Бандиту – приглашает  на  д/р  своей  жены  21.06.  В  теперешнем  моём  положении  не  до  праздников.  Пришвин:
«С.620: Евг. Алекс. Мравинский  объявился  в  Москве,  позвонил,  и  вечером  мы  слушали  в  консерватории  Брамса.  Он  как  дирижёр  в  своих  приёмах  так  изменяется,  что  я  в  нём  себя  узнаю:  тоже  ведь  и  я  в  своих  писаниях  живу  и  расту  непрерывно.  Недаром  же  он  так  любит  читать  «Лесную  капель»:  наверное,  у  нас  с  ним  есть  какой-то  общий  секрет  в  творчестве.  Ско-рее  всего  этот  секрет  в  полной  безраздельной  отдаче  жизни  своей  искусству».  "Но  разве  меж  моих  друзей / Двух,  трёх  великих  нет  людей?(5 33А  мне  не  свезло,  среди  моих  знакомых  одни  алкоголики.  Если  найду,  сообщу,  конечно,  таких  как  Мравинский.  А  просто  порядочных  людей  достаточно.  Карл  Ясперс,  Смысл  и  назначение  истории  (Ясп.), С.28: «Данные  историчес-кого  времени – времени  письменной  документации – случайны  и  неполны.  Между  безмерной  до-историей  и  неизмеримостью  будущего  лежат  5000 лет  известной  нам  истории».  Я  настаиваю  на  том,  что  история – это  прошлое.  Ведь  говорят  это  уже  история  или  это  принадлежит  истории.  То,  что  история  фрагментарна – это  факт,  но  для  того  и  существуют  различные  исто-рические  науки,  чтобы  восполнять  пробелы.  Напомним:  человек  отличается  от  животного  наличи-ем  разума,  поэтому  мы  можем  видеть  следы  его  разумной  деятельности.  Разумная  деятельность  человека  охватывается  понятием  цивилизация.  Тогда  история  даёт  нам  представление  о  цивилизации.  С.29: «Библейское ограничение во времени – 6000-летнее существование мира – устранено».  Я  очень  надеюсь,  что  у  Ясперса  мы  не  найдём  ни  поповского,  ни  мистического  тумана.  Тогда  мы  сможем  рассматривать  артефакты  на  первобытных  стоянках  человека  и  наскальную  живопись  как  древнейшую  цивилизацию,  а  следовательно,  и  её  историю.

09.06.03  
Из-за  процедур  (утром  массаж)  сокращена  вдвое  утренняя  прогулка.  Когда  выпью,  хоть  чуть-чуть,  уже  гулять  неохота.  Соловей  сдаёт  свою  вахту  славке  (северный  соловей).
  Пришвин: «С.622: Запереться  можно  и  надо  от  шума,  от  помех,  но  от  жизни  нельзя  запираться,  ты  должен  слышать  постоянное  течение».  А  Бердяев  считает,  что  жизнь  мешает  ему  жить.    Никит. III: 1874 г., С.311: «Некоторые  утверждают,  что  Академия  поступила  очень  несправедливо,  не  выбрав  своим  членом  Сеченова».  Это  подтвердило  время.  А  в  Академии  сидели  ретрограды  вроде  Никитенко.  С.313: «Я  помню,  что  во  время  моего  цензорства  один  из  моих  товарищей  не  хотел  пропустить  в  фельетоне  газеты  неблагоприятного  отзыва  о  петербургской  погоде,  говоря,  что  это  оскорбляет  отечество».  Теперь  они  сидят  в  Академии.  С.314: «Пока  недовольные  порядком,  или,  точнее  сказать,  беспорядком,  вещей  сетуют,  ропщут  и  втихомолку  заявляют  друг  другу  своё  неудовольствие,  стоящие  во  главе  этого  порядка  или  беспорядка  благоденствуют,  находя  в  нём  наилучшие  средства  богатеть  и  благоденствовать».  Точь-в-точь  как  «кухонные  дебаты»  при  Советской  власти.  Перед  нами  дневник  чиновника.  Многие  чиновники  так  думают,  но  не  в  силах  противоречить  начальнику.  С.316: «Похороны  начальницы  Смольного  монастыря,  Марии  Павловны  Леонтьевой.  Обедня  и  отпевание  происходили  в  церкви  заведения».  С.317: «Умер  барон  Фредерикс,  добрый  хозяин,  где  я  квартирую  уже  лет  30  или  более».  Наступила  трудная  полоса  жизни,  когда  умирают  сверстники,  намекая  и  нам  на  такую  возможность.  С.319: «Обычное  празднование  моих  именин.  Множество  поздравлений  утром,  букетов  цветов  также».  Я  бы  в  этот  день  выпил.  С.  326:  «Он  (Бисмарк)  высится  над  людьми  потому,  что  питает  к  людям  глубокое  презрение.  Известные  люди  никогда  не  прощают  тех,  которые  имели  случай  увидеть  их  ничтожество  на  деле».  Неизвестные  тоже.

10.06.03.
Получил  приглашение  на  казнь:  «…свиданья  час  условлен».  Это  будет  26  июня.  Приезжала  Люда,  работали  над  з/п,  в  последний  раз.  Собственно,  и  чашка  кофе  кончается.  Боюсь  только  за  Мирошниченко.  Пришвин:
«С.622: Наши  пишут  теперь  о  другом,  не  зная  себя,  а  в  моё  время  писали  о  себе,  не  видя  другого.  Я  тем  спасся  от  декадентства, что  стал  писать  о  природе.  Можно  ли  быть  счастливым,  когда  все  близкие  люди  умерли  и  знаешь,  что  сам  дышишь  на  ладан?»  Человек  счастлив,  если  он  любил,  испытал  вдохновение,  жил  без  страха.  Счастливые  мгновения  человек  помнит  всю  жизнь.  Минуты  вдохновения – это  превращение  в  человека.  Жизнь  без  страха,  к  сожалению,  зависит  не  от  нас.  Ясп., С. 29: «Эмпирическая  картина  истории  перед  лицом  этого необозримого  многообразия  может  свестись  к  простому  выявлению  отдельных  закономерностей  и  нескончаемому  описанию  множества  событий».  Можно  ли  выявить  закономерности  в  появлении  родов  и  видов  в  Природе!  А  человек – часть  Природы.  История  не  должна  бояться  изобилия  фактов,  чем  больше  фактов,  тем  полнее  история,  тем  она  достовернее.  С. 31: «В  его  (Альфред Вебер)  концепции, по  существу,  представлен  всемирно-исторический  процесс,  который  он  расчленяет  на  первичные  культуры,  вторичные  культуры  первой  и  второй  ступени  и  доводит  до  истории  западноевропейской  экспансия,  идущей  с  1500 г.».  М. Тэтчер  в  своё  время  упрекала  Россию  в  постоянной  экспансии,  напрочь  забывая,  как  Англия  превра-тилась  в  Великобританию.  Примером  вторичной  культуры,  я  думаю,  является  культура  обеих  Америк.  «Человечество  имеет  единые  истоки  и  общую  цель».  Эта  мысль  из  разряда  неопровер-жимых  истин.  Кого  ни  спроси,  все  это  понимают.  Проблема  в  том,  что  каждый  считает  свою  цель  общей.  Доказать,  что  общие  корни,  легко,  а  вот  сформулировать  общую  цель,  я  думаю,  невозможно.  А  может  быть,  и  не  нужно.  Ещё  Гёте  говорил,  что  главное  в  жизни – жить.

11.06.03.
4:37.  Соловей  замолк.  Книга  нравится,  если  она  отвечает  нашему  внутреннему  состоянию.  Но  у  Тополя  секс  граничит  с  порнографией.  Люда  звонила,  хочет  приехать.  Рассказал  Мирошниченко  о  своих  переживаниях.  Он  принял  это  спокойно,  и  мне  стало  спокойнее.  Пришвин:
«С.623: Вольных  грехов  нет  у  меня,  но  невольных – я  весь  в  грехах,  и  к  этому  ещё  есть  много  таких,  что  я  сам  их  за  грехи  не  считаю  и  они  совсем  даже  и  не  грехи».  «С.624: Жертва – это  ответ  невинного  за  ошибку  другого,  и  потому  живи  и  не  ошибайся.  Не  греши  не  потому,  что  тебе  будет  за  это  нехорошо,  а  потому,  что  за  твой  грех  будет  отвечать  другой,  невинный.  Смеясь,  вспомнили  и  мою  жизненную  тему:  «Помирать  собирайся – рожь  сей».  На  могиле  Чертковых  написано.  У  него:  "Не  в  силе  бог,  а  в  правде".  У  неё:  "Сила  моя  в  немощи  совершается"». [Букву  ъ  следует  всё  же  именовать  твёрдым  знаком,  так  как  функции  разделения  может  вы-полнять  и  мягкий  согласный  знак  (если  за  ним  следует  гласный  фонемный  комплекс,  который  следует  отделить  от  этого  согласного),  например:  обезьяна. Твёрдый  же  знак,  как  противо-положность  мягкого,  показывает,  что  мягкий  гласный  знак,  входящий  в  гласный  фонемный  комплекс,  не  должен  смягчать  предыдущий  согласный,  например:  съел – сел. Если  же  действие  мягкого  гласного  знака  распространяется  и  на  предыдущий  согласный,  то  твёрдый  знак  не  употребляется,  например:  сел – съел.  Если  же  нам  нужно  подчеркнуть  смягчение  согласного,  за  которым  следует  гласный  фонемный  комплекс,  то  необ-ходимо  употреблять  мягкий  согласный  знак,  например:  свинья.  Вдумчивый  читатель  уже,  наверное,  заметил,  что  в  параллельных  рядах  звонких  и  глухих  согласных  в  первом  ряду  не  хватает  звонкого  х.  Ещё  в  восемнадцатом  веке  эта  буква  присутствовала  в  русском  языке,  но  её  ненужность  блестяще  доказал  М. В. Ломоносов.  Сегодня  её  следы  можно  проследить  в  украинском  диалекте.     

12.06.03. 
4:38.  Звучно  поют  соловей  и  зяблик.  Но  есть  птахи,  песнь  которых  по  разнообразию,  возможно,  превосходят  соловьиную,  но  они  поют  тихо,  не  вызывающе,  это,  например,  славка.  Я  думаю:  какое  право  имеет  один  человек  навязывать  себя   другому,  да  к  тому  же  на  всю  жизнь?
  Всему  причиной  социальная  слабость  общества  и  государства.  Никит. III: 1875 г., С.327: «Всё  ложь,  всё  ложь,  всё  ложь  в  любезном  моём  отечестве.  В  одном  нет  лжи, – что  мы  составляем  государство  сильное,  способное  сделать  отпор  какому  угодно  внешнему  врагу,  который  бы  дерзнул  на  нас  напасть.  У  нас  нет  общественного  духа  ни  на  йоту».  Сразу  видно  государственного  человека:  находит  удовлетворение  в  военной  силе  отечества.  С.328: «Вот  уже  неделя,  как  у  нас  страшные  холода – морозы  от  20  до  22  и  23°.  В  комнатах  9  и  даже  8°  тепла,  несмотря  на  усиленную  топку.  Из  всех  человеческих  склонностей  самая  глупая – это  привязанность  к  жизни.  Все  знают,  какое  она  ничтожество,  как  она  скоротечна,  как  блага  её  неверны,  а  бедствия  постоянны  и  неизбежны,  как  самая  высшая  доблесть,  возлагаемая  на  нас  мудростью,  состоит  в  презрении  её – а  между  тем  каждый  из  всех  сил  бьётся,  чтобы  продлить  эту  мимолётную,  превратную  и  не-верную  жизнь,  и  готов  на  всевозможные  страдания,  лишь  бы  сохранить  беднейший,  печаль-нейший  её  остаток.  <Создана  комиссия>  для  совещаний  о  законах  относительно  рабочих  и  наёмников.  Председателем  этой  комиссии,  как  известно,  Валуев.  Что-то  она  сделает?  Наверное  можно  сказать,  ничего.  Всё  пойдёт  к  концу,  как  угодно  творцу.  А  творец  этот – администрация,  а  во  главе  её  Валуев.  Да  и  что  такое  наше  общество?  Разве  в  нём  существуют  основы  какой-нибудь  самостоятельности,  какого-нибудь  практического  осуществления  его  нужд  и  стремлений?»  Пессимизмом  повеяло,  с  Пришвиным  рядом  не  поставить.  У  нормальных  стариков  с  годами  развивается  скептицизм.  Пессимизм это  болезнь,  а  скептицизм здоровье.    

13.06.03. 
Неожиданно  приехала  Бахуриани.  Просто  так.  Утром  было  солнце,  потом  пасмурно,  но  тепло.  Сделал  шесть  ходок.  Закончил  Паршева  «Америка  против  России».  Есть  толковые  наблюдения,  но  книга  написана  вульгарным  языком,  для  толпы.  Одни  намёки,  давление  на  низменные  инстинкты.  И  оправдание  диктатуры,  что  не  одно  и  то  же  с  закрытым  рынком.  Многие  положения  дискуссионны,  но  могут  привести  к  интересным  выводам.
  Пришвин: «С.625: Учился  я  плохо  и  никогда  этого  себе  не  прощу:  я  был  очень  рассеян  и  ленив  и  не  достаточно  стремился  побороть  этот  свой  порок.  Писателю  надо  выйти  из  зависимого  положения,  надо  сделаться  хозяином  своего  языка».  Я  всегда  учился  с  удовольствием,  мне  всё  было  интересно.  Ясп., С.32: «Ось  мировой  истории  следует отнести,  по-видимому,  ко  времени  около  500 лет  до  н. э.,  к  тому  духовному  процессу,  который  шел  между  800 и  200 гг.  до  н. э.  Тогда  произошел  самый  резкий  поворот  в  истории.  Появился  человек  такого  типа,  какой  сохранился  и  по  сей  день.  Это  время  мы  вкратце  будем  называть  осевым  временем».  Для  начала  прошу  взглянуть  на  цивилизацию  индейцев  Америки.  Их  предки  покинули  Азию  примерно  25 тыс.  лет  назад,  на  уровне  узелковой  письменности  и  без  колеса.  Сейчас  принято  восхищаться  их  успехами  в  астрономии,  градостроительстве,  ирригационных  сооружениях.  Но  чем  они  превосходят  тот  же  Египет  и  государства  Юго-Восточной  Азии.  Везде,  где  жизнь  населения  связана  с  годовыми  природными  циклами,  мы  увидим  то  же  самое.  Но  отсутствие  письменности,  а  как  следствие,  математики,  не  позволило  им  продвинуться  в  культуре.  У  них  не  существовало  торговли,  которая  требовала  элементарного  учёта.  Их  племена  постоянно  воевали  друг  с  другом  за  пленных  как  за  охотничий  трофей.  У  них  до  сих  пор  не  изжит  каннибализм.  Отсутствие  торговли  сделало  ненужной  письменность,  а  без  письменности  они  оказались  вдали  от  оси  времени.

14.06.03.
Погода  стояла  дождливая,  но  когда  я  выходил  на  прогулку,  дождь  прекращался.  Не  было  дождя  и  после  тихого  часа  в  течение  двух   часов.  Времени  вполне  достаточно,  чтобы…
  Никит. III: 1875 г., С.329: «Лицо  цивилизованного,  благовоспитанного  человека  никогда  не  выражает  того,  что  происходит  в  его  душе.  В  этом  состоит  настоящая  благовоспитанность.  Надобно,  чтобы  оно  улыбалось  и  обнаруживало  полнейшее  ко  всем  благорасположение,  которого,  в  сущности,  нет  и  тени.  Да  никто  этого  не  требует,  все  довольствуются  тем,  чтобы  казаться,  а  не  быть.  (ср.  ослепительную  улыбку  американца).  Мужик  русский – почти  совершенный  дикарь.  Он  груб,  невежествен,  лишен  понятия  о  праве  и  законе,  религия  у  него  состоит  в  кивании  головою  и  отмахивании  направо  и  налево  руками;  он  пьяница  и  вор,  но  он  не  в  пример  лучше  так  называемого  образованного,  интеллигентного  русского  человека.  Мужик  искренен,  он  не  стара-ется  казаться  тем,  что  он  не  есть;  он  не  лжет  ни  на  себя,  ни  на  других,  ни  на  вещи.  Но  человек  образованного  круга  фальшив  с  головы  до  ног,  он  плут  по  убеждению,  что  «умный  человек  не  может  быть  не  плутом»,  суетен,  либерален  на  словах  и  низок,  раболепен  на  деле,  готов  на  всякие  низости  за  чин  или  крестик,  вор  по  вкусу  к  широкому  житью.  Но  главное  и  хуже  всего,  что  он  лжец  во  всём,  что  ни  думает,  что  ни  говорит  и  что  ни  делает.  Он  учится  легко  и  скоро,  выучивается  всему,  чему угодно,  усваивает  себе  всякую  новую  идею  быстро;  поэтому  внешность  становится  мягкою,  благовидною,  лоснящеюся.  Он  европеец,  человек  циви-лизованный;  но  в  действительности  из  всего  этого  выходит  существо  слабодушное,  бесха-рактерное.  Правда,  были  люди,  которые  много  сделали  мне  хорошего,  но  их  давно  уже  нет  на  свете.  Только  одна  память  их  светится  в  моём  сердце».  Психологический  опыт,  в  котором  автор,  фактически,  говорит  о  себе  и  сам  себе  не  нравится.

15.06.03. 
Был  совершеннейший  мёртвый  сезон.  Природа  вполне  может  обходиться  без  человека.  Разумным  мог  назвать  человека  только  дурак.
 Правдивость  этого  положения  подтверждает  процентное  соотношение:  98.6:1.4.  Разумный  человек  не  задумался  бы  над  этим  вопросом.  Пришвин: «С.626: Не  могу  забыть  уголок  Замоскворечья  в  свете  тончайшем  догоревшей  январской  вечерней  зари.  Это  испытать  должны  все  художники:  пейзаж,  проходя,  умирает  в  темноте,  а  художник  собирает  его  у  себя  на  холсте  и  воскрешает.  Чем  ближе  юбилей,  тем  спокойнее  становится  на  душе,  и  если  так  будет  дальше,  то,  кажется,  кончится  тем,  что  я  усну  навсегда  под  колыбельную  песню  в  полном  безмыслии».  Ясп., С.32: Совсем  другую  картину  представляет  собой  район  Среди-земноморья.  К  третьему  тысячелетию  до  н. э.  там  уже  существовала  довольно  продвинутая  письменность,  что  позволило  гиксосам  изобрести  колесо.  На  том  уровне  развития  изобретение  колеса  можно  сравнить  с  атомным  оружием.  Появление  колесниц  с  косами  быстро  выдвинули  гиксосов  на  уровень  наиболее  развитых  народов.  Их  экспансия  шла  по  всем  направлениям  и  скоро  достигла  на  западе  Египта,  а  на  востоке  Индии  и  Китая.  Но  их  относительная  мало-численность  не  позволила  им  сохранить  свою  самость:  они  растворились  в  покорённых  народах,  как  это  произошло  с  гуннами,  а   позднее  с  монголами,  покинувшими  свою  родину  ради  за-воевания  новых  территорий. Вместе  с  гиксосами  распространялось  и  их  изобретение,  которое  вскоре  стало  бытовым  явлением  у  кочевых  племён.  Вместе  с  колесом  распространялись  и  новые  знания.  С.33: «Человек  осознает  бытие  в  целом,  самого  себя  и  свои  границы.  Перед  ним  открывается  ужас  мира  и  собственная  беспомощность».  Это  произошло  в  тот  момент,  когда  человек  понял,  что  обладает  разумом.  Тогда  его  и  объял  ужас  от  своей  беспомощности  перед  Природой,  и  последствия  этого  ужаса  сказываются  на  психике  человека  и  по  сей  день.    

16.06.03. *
Троица.  Были  Сафоновы,  М. А.,  Лидушка.  В  санаторке  продолжили.  Отношения  должны  быть  такими,  чтобы  два  человека  могли  разойтись  навсегда  без  каких-либо  взаимных  обязательств.
  Никит. III: 1875 г., С.330: «Хорошо  иметь  мягкое  и  доброе  сердце,  но  то  нехорошо,  что,  видя  человека  честного  в  беде,  страдаешь  сам  почти  столько  же,  сколько  и  он.  Нет  на  свете  животного  опаснее  и  вреднее,  как  человек  с  умом  без  сердца  (именно  животного)».  К  такому  выводу  приходишь,  когда  почувствуешь  на  себе  укусы  подобных  людей.  С.331: «Обед  с  нес-колькими  из  моих  товарищей  академиков  в  новом  великолепном  отеле  «Европа».  Веселовский,  Чебышев,  Грот,  Безобразов,  Сомов  и  я».  Вот  из  этих  людей  и  состоит  общество,  которым  так  недоволен  автор.  С.333: «Нынешний  раз  студенты  особенно  выразили  свою  преданность  мне,  при  питии  тоста  за  меня,  шумными  и  продолжительными  криками  и  дружным  «многая  лета»  на  латинском  языке».  Пить  со  студентами  безнравственно.  С.334: «Содействие  общественному  благу!  Но  ведь  только  одни  сумасшедшие  или  Дон-Кихоты  могут  мечтать  об  этом,  не  имея  в  наличности  никаких  для  того  сил – ни  политических,  ни  общественных,  ни  нравственных  (ни  финансовых).  На  базаре  житейской  суеты  требуются  и  оплачиваются  только  вещи  ценные.  А  какую  цену  могут  иметь  мысли  о  человеческом  достоинстве,  нравственные  или  эстетические  идеалы  и  тому  подобный  мыслительный  вздор?  Вообще  же  надобно  правду  сказать:  я  ничего  не  умел  сделать  из  довольно  порядочного  капитала  способностей,  отпущенных  мне  природою».  Это  самое  сильное  разочарование  в  жизни,  когда  понимаешь,  что  большая  часть  времени  потрачена  впустую.  Может  быть,  это  не  совсем  так,  вырабатывался  характер,  приобретался  жизненный  опыт.  С.335: «Очень  умную  вещь  сказал  один  умный  человек:  "Тот  не  заслуживает  свободы,  кто  не  умеет  уживаться  с  некоторыми  её  неудобствами"».     

17.06.03. 
А. И. Коварская,  мой  лечащий  врач,  намекнула  мне,  чтобы  я  19-го  выписывался.  Но  Сафоновы  похлопотали  за  меня,  и  выписку  перенесли  на  25  июня  (я  так  думаю).  Пришвин:
«С.627: Мальчишка-редактор  стремился  в  мою  речь  вставить  свои  слова.  Дошло  до  того,  что  мои  слова  «урожай  от  погоды,  а  слово  от  народа»  были  им  вычеркнуты  с  такой  репликой:  "урожай  не  только  от  погоды"».  Мальчишка  в  сравнении  с  возрастом  М. М.,  а  на  самом  деле,  уверен,  он  с  отличием  окончил  ВПШ  и  отвечал  за  свои  слова  перед  партией.  Ясп., С.33: «В  осевое  время  произошло  открытие  того,  что  позже  стало  называться  разумом  и  личностью».  Я  думаю,  что  человек  осознал  свой  разум  гораздо  раньше,  когда  появились  первые  шаманы.  Наскальная  жи-вопись – это  уже  разум,  цивилизация.  Затем – набедренная  повязка,  религия,  ритуальные  танцы.  С.35: «То,  что  достигается  отдельным  человеком,  отнюдь  не  становится  общим  достоянием.  В  те  времена  дистанция  между  вершинами  человеческих  возможностей  и  массой  была  чрезвычайно  велика.  Однако  то,  чем  становится  единичный  человек,  косвенным  образом  изменяет  всех  лю-дей.  Человечество  в  целом  совершает  скачок».  Появление  письменности  дало  толчок  к  элемен-тарному  просвещению,  к  появлению  творческих  личностей.  Даже  среди  вождей  встречались  прогрессивные:  Хаммурапи,  Моисей,  которые  дали  своим  народам  первые  законы.  «При  таком  понимании  параллельные  явления  предстают  как  одновременно  возникающие  следствия  биоло-гического  развития  человека  и  становятся  однопорядковыми  ступенями  его  эволюции.  То,  что  в  силу  общего  биологического  развития  заложено  в  людях,  являет  себя  одновременно  и  незави-симо  от  всего  остального,  подобно  тому  как  это  происходит  на  жизненном  пути  разъединенных  друг  с  другом  близнецов,  вышедших  из  одной  яйцеклетки».  Эта  мысль  подтверждает  общность  законов  развития  природы  и  общества,  что  вообще-то  естественно.

18.06.03. 
Наталья  Александровна,  бухгалтер  у  Сафонова,  огорчила  меня  необходимостью  победы  26  июня.  Но  она  хваткая,  с  нею  было  бы  легко  работать.
 Никит. III: 1875 г., С.336: «Общество  наше  и  нравы  до  того  испорчены,  что  никто  не  верит,  если  скажут  о  ком-нибудь,  особенно  из  ад-министративных  лиц:  "он  честный  человек".  Подделка  бумаг,  подлоги  всякого  рода,  кражи  казённых  и  общественных  денег,  огромнейшие  плутовства  по  железным  дорогам,  которыми  приобретаются  из  ничего  громадные  капиталы, – всё  это  сделалось  самыми  обыкновенными  явлениями  наших  дней.  А  между  тем,  эти  капиталы  только  и  пользуются  уважением  общества,  почетом,  и  владельцы  их  занимают  высокие  места».  Это  можно  назвать  цивилизованным  грабежом,  хотя  пострадавшие  вполне  вероятно,  могут  покончить  жизнь  самоубийством.  А  потом  мягкохарактерный  автор  удивляется  этому  явлению  в  обществе.  С.337: «Администрация,  раз-вращенная  и  бездарная,  народ,  лишенный  общественного  духа:  как  они  могут  работать?»  И  ведь  работают  же  до  сих  пор.  С.338: «Вагнер  уже  второй  серьёзный  ученый,  который  придаёт  спиритизму  особенное  какое-то  значение.  Первый – наш  академик  А. М. Бутлеров,  который  уже  вполне  в  него  уверовал.  Оба  естественники.  От  них  менее  всего,  кажется,  можно  ожидать  веры  в  сверхъестественное».  Я  говорю  "Ура!"  Никитенко,  Лёня  сказал  бы  "Аплодисменты!"  Что  до  Бутлерова,  то  мы  знаем,  что  из  алхимии  выросло  много  выдающихся  учёных,  хотя  преобладали  в  ней  шарлатаны.  С.343: «Юбилей  академику  и  вице-президенту  В. Я. Буняковскому  в  честь  пятидесятилетия  с  того  времени,  как  он  получил  степень  доктора.  Государь  прислал  Алек-сандровскую  ленту  и  велел  производить  Буняковскому  прибавку  к  полученной  им  прежде  аренде  в  1500  рублей.  Выбита  медаль  в  честь  его,  установлена  премия  за  лучшее  сочинение  по  части  математики».  Награда  заслуженная,  хотя  и  вручена  из  сомнительных  рук.

19.06.03. 
В  санаторке  ограничен  чтением,  а  по  сему  мало  пищи  для  разума.  Решил  прервать  все  и  всяческие  подсчёты,  тем  более  что  сбился.  Надвигаются  моральные  испытания:  теперь  уже  меня  достают  с двух  сторон.  Я  ещё  имел  неосторожность  сказать,  что  им  очевидна  бессмысленность  их  исканий.  Пришвин:
«С628: Самое  лучшее  на  этом  вечере  было  короткое  моё  выступление.  Удача  моя  в  том,  что  сейчас  стал  очень  похож  на  свою  мать.  Прежде  я  смотрел  просто:  помру,  то  и  пусть  хоронят.  Теперь  подходит  страшный  вопрос:  а  если  придётся  самому  хоронить?  Морозный  (–25°)  и  солнечный  день.  Мне  минуло  80 лет,  и  вечером  в  Союзе  праздновали  мой  юбилей».  Да,  этот  вопрос  "если  придётся  самому  хоронить"  пугает  и  меня.  Это  будет  страшно.  «С.632: Техника  с  самого  начала  каждого  берёт  в  свои  руки,  не  брезгуя  полными  невеждами  и  дураками.  А  природа  моя – это  личность,  это  живое  изначальное  творческое  существо».  Дей-ствительно,  можно  и  медведя  научить  кататься  на  велосипеде.  А  вот  творческое  начало,  вос-принятое  от  Природы это  подарок,  это  счастье,  которым  следует  гордиться.  [Нужность  или  ненужность  того  или  другого  грамматического  явления  определяется  тем,  несёт  оно  или  нет  на  себе  какую-либо  смысловую  нагрузку,  имеет  или  не  имеет  смыслоразличительной  функции.  Так  вот,  в  русском  языке  звонкий  х  (γ)  не  имеет  никакой  смыслоразличительной  функции  и  поэтому  потерял  право  на  употребление.  11.07.86 В  своей  писанине  я  рассчитываю  на  сни-сходительного  читателя,  который,  если  и  не  поймёт  меня,  то,  по  крайней  мере,  попытается  это  сделать.  А  на  всех  остальных  мне  наплевать.  Не  для  них  писано,  не  им  и  критиковать.  Вот  как  ловко  я  застраховал  себя  от  критики.  Ты  успел  заметить,  мой  читатель,  что  в  своём  научном  исследо-вании  я  использую  свою  же  терминологию  потому,  что  мои  термины  кажутся  мне  более  отве-чающими  сути  обозначаемого  явления.

20.06.03. 
Бывают  встречи  скомканные,  вымученные,  натянутые,  почти  безрезультатные.  Но  иногда  всё  происходит  полно,  радостно  с  обоюдным  стремлением  слиться,  проникнуть  друг  в  друга  до  крайности.  И  всё  же  я  не  достоин  быть  здесь  и  пребывать  Там.
  Но  если  я  нерв  Высшего  Разума,  то  должен  исполнять  свою  функцию  до  конца  и  без  самооплакивания.  Ясп., С.48: «Никто  не  может  полностью  понять,  что  здесь  произошло,  как  возникла  ось  мировой  истории».  Произошло  то,  что  история  стала  фиксироваться,  в  историческом  процессе  стали  обозначаться  личности  и  даты.  «Удивление  перед  тайной является  само  по  себе  плодотворным  актом  познания,  источником  дальнейшего  исследования  и,  быть  может,  целью  всего  нашего  познания,  а  именно – посредством  наибольшего  знания  достигнуть  подлинного  незнания,  вместо  того  чтобы  позволить  бытию  исчезнуть  в  абсолютизации  замкнутого  в  себе  предмета  познания».  Дейст-вительно,  чем  больше  мы  познаём,  тем  больше  непознанного  открывается  нам.  Стремясь  к  вечной  истине,  мы  можем  оказаться  перед  вечной  тайной.  С.49: «Однако  основой,  на  которой  может  произойти  объединение  всех  людей,  не  может  быть  откровение,  ею  должен  быть  опыт.  Откровение – это  образ  исторически  частной  веры,  опыт  же  доступен  человеку  как  таковому».  Как  приятно  читать  такие  слова:  это  настоящая  вера,  вера  в  человека.  И  это  при  том,  что  творил  Ясперс  в  условиях  фашизма.  «Притязание  на  исключительность,  это  выражение  фана-тизма,  высокомерия,  самообмана,  основанного  на  воле  к  власти,  которое  прежде  всего  проявляется  во  всех  секуляризациях,  а  также  в  догматической  философии  и  в  так  называемых  научных  мировоззрениях,  может  быть  преодолено  именно  пониманием  того,  что  Бог  являл  себя  в  истории  различным  образом  и  что  к  Нему  ведет  множество  путей.  Посредством  мировой  истории  Бог  как  бы  предостерегает  от  притязаний  на  исключительность». 

21.06.03. 
Екклесиаст – это,  наверное,  основополагающая  мудрость.  Как  всё  надоело,  ибо  всё  одно  и  то  же,  всё  суета  сует.
 Никит. III: 1875 г., С.344: «Бедный  Буняковский  не  знал,  куда  деться  от  добродетелей  и  всех  похвальных  и  высоких  качеств,  которыми  его  венчали.  Моя  речь  была  всех  сдержаннее,  хотя,  конечно,  выставляла  на  вид  всё,  чем  он  заслуживает  уважение  и  любовь.  Она  произвела  благоприятное  впечатление,  и  меня  удостоили  похвал  за  неё.  Да  тут  же,  кстати,  или,  вернее,  некстати,  многие  заговорили  и  о  моём  юбилее».  Кстати,  кстати,  мы  все  хотим  его  и  ждём  с  нетерпением.  С.347: «Умирая,  Август-император  сказал  окружающим  его:  "Друзья! Пьеса  сыграна, – рукоплещите". Тоже  один  знаменитый  человек,  кажется,  Мориц  Саксонский,  перед  смертью  произнёс:  "Друзья!  Какой  прекрасный  сон  видел  я!"  Речь  моя  напечатана  в  129  номере  "Нового  времени".  Я  отовсюду  слышу  самые  лестные  отзывы».  Август-император,  если  его  не  оговорили,  заимствовал  эти  слова  у  Бетховена,  который  умер  на  полвека  раньше.  Но  кто  же  будет  ругать  академика,  который  хвалит  другого  академика!  С.350: «Всё-таки  лучше,  если  пра-витель  бывает  окружен  представителями  народа,  чем  своим  двором».  Это  позволяли  себе  прави-тели  Древней  Греции,  да  и  то  далеко  не  все.  С.352: «Древнеклассическая  литература  и  язык  действительно  составляют  нечто  законченное».  Законченность – предвестник  гибели,  которая  и  не  заставила  себя  ждать.  С.353: «Все  говорят  о  Боге,  а  живут  так,  как  будто  его  совсем  не  было.  Суматошный  день.  Поздравлений  было  множество, – я  устал,  принимая  их  и  отвечая.  Телеграмм  получено  пять.  Приезжали  из  Царского  Села.  Прекрасные  букеты.  Никогда  в  этот  день  у  меня  не  было  такого  привала  людей».  Вот  и  дождался,  и  окунулся,  и  получил.  С.355: «Добраться  кое-как  до  могилы  без  больших  дорожных  неприятностей,  сохраняя  по  возможности  бодрый  вид, – вот  всё,  что  мне  теперь  предстоит».  Вот  это  уже  рассуждения  зрелого  мужчины. 

22.06.03. 
Не  позвонил  Бандиту  и  не  поехал  к  нему.  Весь  день  лил  дождь,  лишь  пока  я  добирался  от  дома  до  санаторки,  он  несколько  ослаб.
 Ясп., С.50: «На  земле  нигде  нет  ни  полной  истины,  ни  настоящего  спасения».  Полная  истина  (я  полагаю,  что  Ясперс  имеет  в  виду  абсолютную  истину)  недостижима.  Как  сказано  выше,  человек  даже  отдаляется  от  истины.  А  спасение  утопающих – дело  рук  самих  утопающих,  то  есть,  это  дело  рук  самого  человека.  «Сегодняшний  мир  с  его  сверхдержавами – Америкой  и  Россией, – с  Европой,  Индией  и  Китаем,  с  Передней  Азией,  Южной  Америкой  и  остальными  регионами  земного  шара,  постепенно  в  ходе  длительного  про-цесса,  идущего  с  XVI в.,  благодаря  развитию  техники,  фактически  стал  единой  сферой  общения,  которая,  несмотря  на  борьбу  и  раздробленность,  во  все  возрастающей  степени  настойчиво  тре-бует  политического  объединения, будь  то  насильственного  в  рамках  деспотической мировой  импе-рии,  будь  то  в  рамках  правового  устройства  мира  в  результате  соглашения».  Глобализация  оче-видна,  хорошо,  если  она  реализуется  без  мирового  военного  конфликта.  В  своё  время  я  говорил  себе,  что  пусть  все  народы  и  государства  подчинит  себе  Китай,  но  будет  одно  государство,  которое  не  будет  угрожать  самому  себе  атомным  оружием.  С.52: «То,  что  мы  называем  исто-рией,  и  то,  чего  в  прежнем  смысле  больше  не  существует,  было  лишь  мгновением,  про-межутком  в  какие-то  пять  тысячелетий  между  заселением  земного  шара,  продолжавшимся  сотни  тысяч  лет  в  доистории,  и  тем,  что  мы  теперь  рассматриваем  как  подлинное  начало  мировой  истории».  Одни  говорят,  что  история  ещё  не  начиналась,  другие, – что  она  уже  кончилась,  третьи  пытаются  определить  начало  истории.  Я  полагаю,  что  история  началась  тогда,  когда  человек  ощутил  себя  разумным.  Первые  действительные  следы  истории – это  артефакты  на  древнейших  стоянках  и  наскальная  живопись. 

23.06.03.
Неумолимо  приближается  развязка,  в  благополучный  исход  не  верю.  Теперь  пытаются  достать  Ефимовскую.  Зацвел  клевер,  сочетание  его  цветков  с  незабудкой  и  белыми  цветами  дудника  ласкает  взор.  И  надо  всем  этим  благолепием  тонкий  медовый  аромат  дудника.  Отметили  22-е  июня.  Пришвин:
«С.635: С  любовью  женщина  может  проникнуть  во  все  дела,  и  чем  глубже  она  в  них  проникает,  в  дела,  тем  сильнее  любовь  и  тем  выше  сама  женщина.  Мужчина  же,  ценя  любовь,  тем  самым  и  остаётся  мужем,  что  предоставляет  всего  себя  ей,  уверенный  в  том,  что  в  его  мужское  творческое  начало  женщина  не  может  никогда  проникнуть».  Сразу  начнут  при-водить  примеры,  но  то  исключения.  Никит. III: 1875 г., С.356: «Заупокойная  обедня  и  панихида  по  графе  А. К. Толстом.  Я  пришёл  рано,  когда  обедня  ещё  не  начиналась.  Тут  было  несколько  литераторов:  Гончаров,  Краевский,  Стасюлевич,  Миллер  (Орест),  Костомаров.  А. К. Толстой  был  одним  из  даровитейших  наших  поэтов  и  моим  хорошим  знакомым».  Августейших  особ  не  было,  иначе  наш  автор  упомянул  бы  их  непременно.  А  ведь  А. К. Толстой  был  личным  другом  императора.  С.357: «Умер  Андрей  Степанович  Воронов.  Общество  лишилось  в  нём  одного  из  благороднейших  своих  членов,  а  я – лучшего  и  в  настоящее  время  единственного  человека,  которого  мог  безопасно  и  доверчиво  назвать  своим  другом.  Против  него  поднялась  целая  буря  по  поводу  его  проекта  об  обязательном  учении».  Вот  за  обязательность  образования  Воронов  действительно  достоин  глубокого  уважения.  Видно,  Сталину  было  с  кого  брать  пример.  С.358: «На  похоронах  Воронова.  Бесчисленное  множество  карет,  людей  на  выносе.  Многие  сопро-вождали  гроб  до  могилы  на  Митрофаньевском  кладбище».  Ныне  это  кладбище  затоптано,  сровнялось  с  землёй,  но  место,  где  это  кладбище  было,  до  сих  пор  так  и  называется.  С.359: «Дневник  мой,  право,  единственный  у  меня  друг».  Вот  теперь  обрёл  настоящего  друга.   

24.06.03. 
Последняя  запись  в  стенах  санатория.  Услышал  о  делах  Грызлова  и  почувствовал  род  удовлетворения,  а  это  нехорошо.  В  небесах  видел  «Дианы  грудь».  Умер  Колобов – основатель  и  главный  дирижер-постановщик 
«Новой  оперы».  Его  предсмертное  интервью  в   «Российской  газете»  очень  впечатлительно.  Это  было  необыкновенно  талантливая  личность,  он  умер  в  рас-цвете  сил.  Невольно  появляется  мысль  об  отравлении,  тем  более,  что  он  ничем  не  болел.  Ясп., С.53: «Человек  четыре  раза  как  бы  отправляется  от  новой  основы.  Сначала  от  доистории,  от  едва  доступной  нашему  постижению  прометеевской  эпохи  (возникновение  речи,  орудий  труда,  умения  пользоваться  огнем),  когда  он  только  становится  человеком.  Во  втором  случае  от  возникновения  великих  культур  древности.  В  третьем – от  осевого  времени,  когда  полностью  формируется  подлинный  человек  в  его  духовной  открытости  миру.  В  четвертом – от  научно-технической  эпохи,  чье  преобразующее  воздействие  мы  испытываем  на  себе».  Здесь  Ясперс  намечает  ступени  (фазы)  цивилизации.  Ступени  цивилизации  можно  выделять  по  типу  культуры  (уровень),  как  чаще  всего  и  поступают,  по  типу  экономики  (уклад)  и  по  типу  государ-ственности  (строй).  С.56: «Письменные  источники  нигде  не  датируются  ранее  3000 г.  до  н. э.  Следовательно,  история  длится  около  5000 лет».  По  большому  счёту  письменности  нет  и  сегодня  в  таких  развитых  государствах,  как  Япония,  Китай  и  других,  использующих  иероглифы.  Да  и  появившаяся  письменность  далеко  не  сразу  стала  употребляться  для  фиксации  фактов  истории.  Кроме  того,  что  считать  историческим  фактом,  разлив  Нила  или  воцарение  нового  фараона.  Этот  вопрос  и  теперь  не  даёт  покоя  историкам.  Я  согласен  со  Шпенглером:  история – это  то,  что  было.  Всё!  что  было.  Но,  к  сожалению,  большая  часть  того,  что  было,  для  нас  пока  недоступно.  Там,  где  нет  письменности,  там  нет  истории,  там  предыстория. 

25.06.03.
День  прошёл  чудесно,  погода  стояла  отличная  и  позволила  всё.  Вечером  была  отвальная.
  Никит. III: 1876 г., С.  362:  «Как  милы,  опрятны  деревенские  домики,  на  которые,  увы!  так  мало  похожи  наши  сельские  избы.  Кажется,  в  этих  домиках  настоящее  жилище  мира,  простоты  и  семейного  счастия.  Конечно,  это  только  в  моём  воображении:  и  здесь  люди  страдают  так  же  от  нужд,  раздоров  и  терпят  скорби,  как  и  везде».  Терпят  нужду,  как  везде  народ  терпит,  но  не  такую,  как  обитатели  вросших  в  землю  жилищ  в  России.  С.366: «Если  в  человечестве  можно  назвать  что-нибудь  великим,  несмотря  на  суету  и  неразрешимость  вопросов  его  существования,  на  бедствия  и  превратности  его  судеб,  то  это  без  сомнения  памятники,  созданные  его  историей,  веками  и  его  образованием.  В  этом  отношении  можно  сказать,  что  они  оспаривают  у  природы  её  величие,  красоты,  могущество.  Наука,  искусство,  гражданское  устройство  Европы – вот  права  человека  на  почёт  в  системе  мироздания,  права,  которые  должен  уважать  разум,  если  только  он  сам  не  есть  летучий,  преходящий  во  вселенной,  феномен».  До  гражданского  устройства,  которое  гармонировало  бы  с  Природой  далеко  даже  Европе.  С.367: «В  нынешнем  моём  путешествии  я  видел  два  чуда  в  Европе:  Венецию,  которую  море  как  будто  родило  в  своих  волнах  и  подняло  на  свои  плечи,  чтобы  показать  свету  лучшие  из  своих  перлов;  другое  чудо  то,  где  глубочайшая  мысль  человеческая  нашла  достойное  себя  воплощение  на  куске  жалкой  поверхности  стены,  запрятанной  в  старом  здании – в  трапезной  старого  монастыря  св.  Марии,  ныне  примыкающего  к  казармам.  Чудо  это – картина  «Тайная  вечеря»  Леонардо  да  Винчи.  Русского  человека  надобно  поднимать  из  грязи,  в  которой  он  так  давно  и  так  часто  барахтается,  а  не  топтать  его  в  ней».  Остаётся  сочувствовать  позднему  прозрению.  С.368: «Я  сосредоточил  всё  моё  внимание  на  памят-нике  Кавуру.  Кавур  бронзовый,  изображен  в  обыкновенном  сюртуке  и  с  лентой  по  камзолу». 

26.06.03. 
Покинул  санаторку.  Приезжала  Бахуриани  с  Леной.  Все  события  под  знаком  ожидания  неприят-ностей.  О  моих  переживаниях  знали  очень  немногие.  Переписываю  записи  В. Г. Васильевой  о  Байроне.  В. Г.  работала  библиотекарем  в  Центральной  библиотеке  им. Мамина-Сибиряка  в  Пушкине.  Приятно  было  увидеть,  что  суждения  Байрона  о  народе  совпадают  с  моими.
 Пришвин: «С.635: Народ  шёл  по  чистым  улицам  не  растерянный,  не  бежал,  а  собранный  и  праздничный.  А  на  кладбище  каждый  покойник  подозвал  к  себе  родного  человека,  и  вот  собралось  великое  множество  людей,  и  каждый  из  них  нашёл  своего  человека,  лежащего  под  камнем».  Ясп., С.56: «История – всегда  ясное  для  человека  прошлое,  сфера  усвоения  этого  прошлого,  сознание  своего  происхождения.  Доистория – обоснованное,  правда,  фактически,  но  не  познанное  прошлое».  С  этими  золотыми  словами  можно  было  бы  согласиться, если  бы  мы  не  знали  доподлинно,  что  история  переписывается  каждым  новым  начальником,  что исторические  факты  искажаются  в  угоду  сиюминутных  интересов.  Если  бы  к  летописям  относились,  как  к  святыням,  а  не  как  к  подтирке!  Провести  грань  между  историей  и  доисторией  представляется  невозможным,  а  возможно,  и  ненужным.  Современная  история  так  же  трудно  поддаётся  изучению,  как  и  история  неолита.  С.56: «Быть может,  нам  грозит  опасность  вновь  превратиться  в  людей  каменного  века,  ибо  мы,  собственно  говоря, никогда  не  перестаём  ими  быть.  На  протяжении  известной  нам  истории  человечества,  этого  короткого  промежутка  времени,  человек  не  изменился  сущест-венным  образом  ни  по  своим  биологическим  и  психофизическим  свойствам,  ни  по  своим  первичным  неосознанным  импульсам  (ведь  с  тех  пор  прошло  лишь  около  ста  поколений)».  Мы  помним,  что  Ясперс  работал  в  условиях  диктатуры  фашизма.  Ещё  Лессинг  печально  качал  головой  по  поводу  скорости  умственного  развития  человека.

27.06.03. 
Получил  постановление  об  административной  ответственности,  но  это  не  освобождает  от  более  крутых  мер.  События  развиваются  по  наихудшему  варианту,  но  я  их  предвидел.  Человек  не  может  быть  независимым.  Если  понимать  под  этим  независимость  от  другого  человека,  то  это  очевидно, так  как  даже  Байрон,  ограждённый  от  преследований  титулом,  и  тот  зависел  от  обстоятельств,  создаваемых  другими  людьми.  Но  так  же  очевидна  его  (человека)  зависимость  и  от  Природы.
  Никит. III: 1876 г., С.373: «Сегодня  мы  поехали  в  Ферней,  куда  давно  влекло  меня  желание  поклониться  тени  человека,  у  которого  было  хорошее  сердце,  скверный  характер  и  возвышенный  ум  с  гением  писателя».  С.378: «Проходя  под  колоннадой  кургауза,  я  часто  встре-чаю  человека,  наружность  которого  меня  постоянно  поражает  своей  крайней  непривлека-тельностью.  Во  всей  фигуре  его  что-то  наглое  и  высокомерное.  На  днях,  когда  мы  гуляли  с  нашей  милой  знакомой  М. А. С.  и  этот  человек  снова  встретился,  она  сказала:  "Знаете,  кто  это?  Мне  вчера  его  представили,  и  он  сам  мне  следующим  образом  отрекомендовался:  «Барон  Гек-керн  (Дантес),  который  убил  вашего  поэта  Пушкина».  И  если  бы  вы  видели,  с  каким  само-довольством  он  это  сказал, – прибавила  М. А. С., – не  могу  вам  передать,  до  чего  он  мне  противен!"»  С.379: «При  Наполеоне  III  он  был  сенатором,  но  теперь  лишен  всякого  значения».  С.380: «"Ни  один  волос  не  падёт  с  головы  нашей  без  воли  Божией".  Конечно,  это  справедливо.  Падение  волос  с  головы  совершиться  может  не  иначе,  как  по  закону,  а  законы  вещей  и  составляют  волю  всемогущего  и  премудрого  их  виновника.  Анненков  приезжал  из  Цюриха  меня  навестить.  Россия  по  тому  одному  уже  необходима  для  Европы,  что  она  составляет  сильнейший  оплот  против  английского  варварства,  принявшего  на  себя  миссию  защищать  азиатское  мусульманское  варварство  против  цивилизации  и  просвещения  Европы». 

28.06.03.
На  улице  постоянный  шум  довольно  высокого  уровня,  ни  о  каких-либо  птицах  и  речи  нет,  если  только  утром  воробей  под  самым  окном.  Сочиняю  жалобу.  Даже  терминология  в  отноше-ниях  гражданина  с  государством  принята  рабская,  гражданским  правом  не  пахнет.  Пока  ещё  в  ритм  прежней  жизни  не  вошёл.  Мешает  постоянное  давление  этой  заботы:  лишает  вдохновения,  элементарного.  Пришвин:
«С.635: В  Торопце  кладбище  называется  "Восстань".  Простой  русский  народ  за  время  революции  неузнаваемо  поумнел  и  скоро  должен  хорошо  устроиться.  Будет  много  хороших  поэтов,  но  только  таких,  как  Пушкин,  не  будет;  запоют  голоса,  но  такого,  как  Шаляпин,  не  будет».  Вот  и  гадай,  похвалил  автор  или  поругал  русский  (советский)  народ.  «С.636: Какой  был  я  бездельник  и  пустой  человек,  откуда  же  потом  всё  взялось?  Ведь  буквально  из  ничего».  Произошёл  качественный  скачок,  переход  количества  в  качество.  Ясп., С.62: «Первое становление  человека – глубочайшая  тайна,  до  сих  пор  совершенно  нам  не-доступная,  непонятная.  Представление  о  человеке  всегда  уже  есть  в  момент,  к  которому  относят  его  становление.  К  тому  же  нам  не  известен  даже  окончательный,  удовлетворительный  ответ  на  вопрос:  что  такое  человек».  Тем  более  кажется  невероятным  искать  в  истории  закономерности.  Человек – это  животное,  которое  благодаря  наличию  в  определённой  степени  разума  может  контролировать  свои  инстинкты.  А  поскольку  у  человека  есть  разум,  остаётся  надежда,  что  самые  глубокие  тайны  его  происхождения  будут  открыты.  Уже  сегодня  наука  прослеживает  следы  человека  на  глубину  нескольких  миллионов  лет.  «Биологическое  развитие  создает  насле-дуемые  свойства,  историческое  развитие – только  передачу  опыта.  То,  что  наследуется,  носит  постоянный  характер.  То,  что  передается,  может  быть  в  кратчайший  промежуток  времени  уничтожено  и  забыто».  Пиша  эти  строки  Ясперс  видит  перед  собой  фашистскую  Германию.  

29.06.03. 
Тревожит  то,  что  не  успею-таки  вовремя  отправить  «жалобу».  Вопреки  желанию,  никуда  не  ходил.  Всё,  что  есть  мерзопакостного  в  человеке,  о  чём   мне  довелось  узнать  из  книг  ли,  из  рассказов,  из  личной  жизни,  всё  это  присутствует  и  во  мне.  И  скрывать  мне  это  помогает  императив  Канта.  Но,  главное,  я  заметил  это  за  собой  очень  рано,  когда  проявиться  этим  на-клонностям  ещё  было  не  в  чем.  Это  во  мне  врождённое,  и  я  гожусь  этим,  в  этом  проявляется  моя  связь  с  Природой.  Пришвин:
«С.636: Вот  сейчас  вижу  на  ограде  возле  столбика  маленького,  тонкого,  гибкого,  изящного  зверька,  я  никогда  не  видал  такого  существа.  Я,  маленький,  стою  изумлённый  против  него,  и  он  мгновение  сидит  растерянный  против  меня.  Вот  это  мгновение  остановилось,  и  я  вижу  его  теперь  через  70 лет!  и  теперь  даже  знаю,  что  зверёк  этот – горностай.  Так  вот  и  вся  жизнь  моя:  ничтожна  до  крайности,  если  я  смотрю  на  неё  общим  гла-зом,  и  бесконечно  богатая,  если  я  её  вспоминаю,  как  жизнь  единственного  в  свете  и  неповто-римого  в  своём  первенстве  существа».  [Надеюсь,  эта  терминология  не  покажется  тебе  непонят-ной.  Тем  более,  что  сомнительные  места  я  собираюсь  подробно  разъяснять  и  сопровождать  примерами.  Буквы,  будучи  представлены  отдельно,  не  несут  никакой  смысловой  нагрузки,  за  исключением  однобуквенных  слов  (если  они,  опять  же,  поставлены  в  контекст,  а  не  взяты  отдельно).  Но  как  только  они  начинают  взаимодействовать  друг  с  другом,  происходит  нечто  необыкновенное:  они  словно  оживают  и  получают  возможность  говорить,  как  будто  до  того  они  были  зачарованы,  но  добрый  волшебник  коснулся  их  своей  палочкой  и  освободил  от  чар. И  этим  волшебником  является  каждый  грамотный  человек.  Но  ещё  более  необыкновенные  чудеса  происходят  со  словами,  когда  за  их  расстановку  принимается  мастер.  Этот  вид  искусства  уже  принадлежит  не  каждому,  но  является  уделом  избранных.    

30.06.03.
Совершил  поход  на  почту,  но  неудачно.  Я  не  верю  в  благополучный  исход,  но  в  отношении   ДСИ  это,  надеюсь,  не  будет  катастрофой.  Вот  в  отношении  меня  могут  быть  варианты  и  притом  неприятные.  Погоды  испортились,  на  улицу  выходить  охоты  нет.  Петля  затягивается  всё  туже,  а  я  всё  тешу  себя  иллюзиями,  что  Бог  поможет  и  в  этот  раз,  как  помогал  прежде.  До  сих  пор  не  садился  за  ф-но.  О  прогулке  в  парк  только  мечтаю.  Ничего  не  хочется,  даже  того,  что  можно  достать  рукой.
  Никит. III: 1876 г., С.381: «Но  есть  законы,  которые  установляет  природа,  и  есть  другие,  которые  установляет  для  себя  сам  человек.  Гораздо  легче  иметь  дело  с  людьми,  которые  поддерживают  своё  мнение,  чем  с  теми,  от  которых  ничего  другого  не  услышишь,  кроме  да  и  нет.  Англия  считает  себя  в  праве  в  своих  интересах  отравлять  мил-лионы  людей  опиумом,  потому  что  сбыт  опиума  доставляет  ей  миллионы  фунтов  стерлингов».  Это,  пожалуй,  самое  грязное  пятно  в  истории  Великобритании.  С.382: «Ещё  в  детском  возрасте  (лет  13-ти – 14-ти)  внутреннее  стремление  влекло  меня  ко  всему  идеальному,  к  подражанию  великим  мужам  древности».  Вот  она,  моя  самая  болезненная  сердечная  рана.  В  таком  раннем  возрасте,  из  крепостных,  он  уже  знал  о  великих  мужах  древности.  С.383: «Политическая  нравст-венность  состоит  в  соблюдении  того  же  самого  элементарного,  простого  и  общепризнанного  правила,  которое  существует  и  для  честных  людей:  чего  себе  желаешь,  того  другому  не  делай».  Здесь  автор  наивно  заблуждается.  Да  и  сам  он  несколько  выше  говорит  о  том,  что  политика  замешана  на  лжи.  С.385: «Италия  и  Швейцария – прекраснейшие  страны.  А  что  такое  Англия?  Пузатый,  ожиревший  торгаш,  измеряющий  достоинства  людей  суммою  добываемых  ими  барышей».  Швейцарию  сделали  райским  уголком  те  же  толстосумы,  заинтересованные  в  её  нейтралитете  и  финансовой  стабильности,  где  можно  спокойно  хранить  награбленное  золото.

 

van-osmos@yandex.ru

ПРОДАЁТСЯ  ЗЕМЛЯ  В  ЛЕНИНГРАДСКОЙ  ОБЛАСТИ

Hosted by uCoz
Hosted by uCoz