2003-03

01-03

02-03

дн2003

04-03

05-03

06-03

07-03

08-03

09-03

10-03

11-03

12-03


01.03.03. 
Продолжается  проверка  нашей  организации  на  предмет  распределения  гуманитарной  помощи.  Проверки  были  и  прежде,  мы  занимаемся  этим  "бизнесом"  уже  давно.  Но  прежде  достаточно  было  представить  документацию,  и  на  этом  всё  заканчивалось.  Нынче  же  проверяют  подписи,  сверяют  паспортные  данные,  опрашивают  по  телефону  получальщиков.  А  люди  куда  как  разные.  Тонечка  переживает  и  правильно  делает.  Этого  можно  и  нужно  было  ожидать.  Но…  Прошла  чистка  начальства  на  таможне,  потребовалась  определённая  отчётность.
  [Я  просто  хотел  пока-зать,  на  чём  зиждется  успех  подобного  рода  людей.  В  то  время,  когда  во  мне  ещё  играла  молодость,  и  я  был  полон  энтузиазма,  я  присвоил  себе  девиз:  «мы,  беспартийные  большевики,  с  оптимизмом  смотрим  в  будущее».  Я  ещё  и  сейчас  пользуюсь  этими  словами,  хотя  уже  просто  по  привычке,  так  как  оптимизма  почти  уже  не  осталось.  Счастлив  человек,  у  которого  запаса  оптимизма  хватает  на  всю  жизнь.  Один  из  них – Лев  Толстой.  Посмотрел  фильм  Герасимова  и  нахожусь  под  впечатлением  философии  графа.  По-моему,  она  очень  близка  учению  Сократа,  а  точнее,  народной  мудрости.  Конечно,  извратить  можно  всё,  что  угодно.  Так  и  поступают  толстовцы,  считающие  венцом  его  философии  вегетарианство  и  непротивление  злу,  совершенно  искажая  идеи  Толстого.  28.05.86.  Вчера  был  сильный  ветер.  В  районе  16-го  км  контактный  провод  упал  на  рельс,  короткое  замыкание,  и  сгорела  подстанция.  Сгорела  дотла.  К  утру  следующего  дня  всё  восстановили,  но  если  бы  была  блокировка  по  току  и  температуре,  или  если  бы  она  работала,  если  она  есть,  то  сколько  было  бы  сбережено  средств  и  нервов.  Считается  верхом  глупости  наступить  на  грабли  дважды.  Никто  не  застрахован  от  аварий,  несчастных  случаев,  но  нельзя  допускать  аварии  дважды  по  одной  и  той  же  причине.  Я  уже  говорил  о  потёмкинских  деревнях,  теперь  хочу  привести  ещё  два  примера.]

02.03.03. 
Началась  весна,  а  с  нею  появились  новые  надежды.  Так,  наверное,  говорит  каждый:  «Если  минует  меня  сия  чаша,  то…»  Вчера  с  Лёшей  Васильевым  фантазировали,  но,  как  это  принято  у  русских,  всё  фантазиями  и  кончится.
  Никит. II: Примечания, С.615: «Адрес  польского  дворян-ства,  наряду  с  жалобами  на  «отсутствие  у  общества  органов,  вышедших  из  его среды  для  упра-вления  публичными  делами»,  содержал  требование,  вызвавшее  оживлённые  толки, – присоединить  Подольскую  губернию  в  административном  отношении  к  Царству  Польскому».  Поляки  понимали, что  подобное  положение  вещей  не  вечно.  Подобные  чувства  испытывали  и  украинцы,  когда  присоединяли  к  себе  чужие  территории  "административно".  С.618: «17 апреля – день  рождения  Александра II.  Вместо  В. И. Назимова  30 апреля  1863 г.  был  назначен  виленским  генерал-губернатором  с  диктаторскими  полномочиями  М. И. Муравьёв  («Вешатель»)».  С.621: «Лесной  корпус  в  начале  60-х  гг.  был  преобразован  в  Земледельческий  институт».  С.623: «Академики  получали  особое  вознаграждение  за  посещение  заседаний  (т. наз.  «пожетонное»)».  С.624: «Статья  Прудона – по-видимому,  одна  из  глав  его  двухтомной  книги  «Война  и  мир»,  М., 1864.  Вечера  у  Ф. П. Литке  были  с  официальными  приёмами,  на  которые   «академики  получали  приглашение  рассылкою  почетного  списка  дней  на  весь  сезон».  С.632: «Речь  идет о  депутации  польских  крестьян  к  Александру II  с  благодарностью  за  указ  19  февраля  1864 г.,  предоставлявший  крестьянам  Царства  Польского  в  пользование  обрабатывавшуюся  ими  землю  вместе  с  инвентарём, освобождавший  их  от  повинностей  в  пользу  помещиков,  а  фактически  также  и  от  выкупных  платежей».  Уже  эта  несправедливость  в  отношении  своих  крестьян  возбуждала  зависть  и  злобу  против  поляков.  С.639: «"Положение"  19 февраля  1861 г.  не  распространялось  на  прибалтийские  губернии,  в  которых  формально  не  существовало  крепостного  права».       

03.03.03. 
Переживаю  трудное  моральное  состояние,  хотя  прекрасно понимаю,  что  государство  со мною  поступало  и  поступает  сейчас  неблаговидно,  это  если  выражаться  очень  мягко.  Любая  проверка  угнетает,  особенно,  когда  понимаешь,  что  проверяет  тебя  воровская  организация,  которой  мы  платили  за  растаможивание  груза.  Они  предполагали  увидеть  на  наших  счетах  миллионы,  поэтому  сразу  заморозили  наш  р/с.  Их  разочарование  было  глубоким:  там  было  всего  209 р.  И,  тем  не  менее,  на  закате  жизни  я  благодарю  судьбу.  Если  и  есть  трудности,  то  только  в  частной  жизни,  в  семейном  её  аспекте.  Но  зато  в  остальном  я  могу  считать  себя  удачником.
  Берд.: «Именно  второй  тип  разговора  и  есть  показатель  высокой  культуры.  Образование  культурной  традиции  означает  высокую  культуру,  при  этом  являются  не  только  творцы  культуры,  но  и  культурная  среда.  Чистого  классицизма  никогда  не  существовало,  и  величайшие  творцы  никогда  не  бывали  чистыми  классиками».  «Можно  ли  сказать,  что  греческая  трагедия,  диалоги  Платона,  Данте,  Сервантес,  Шекспир,  Гёте,  Толстой  и  Достоевский,  Микеланджело,  Рембрандт,  Бетховен  принадлежат  к  чисто  классическому  типу?  Конечно  нет.  Но  ещё  в  пределах  самой  культуры  возможны  творческие  прорывы  и  преображения,  возможна  победа  музыки,  величайшего  из  искусств,  музыки  и  в  мысли  и  в  познании.  Соблазн  царства  принимает  самые  разнообразные  формы  в  истории,  он  трансформируется  и  вводит  людей  в  заблуждение».  «Тоталитарное  государство  само  хочет  быть  церковью,  организовывать  души  людей,  господствовать  над  душами,  над  совестью  и  мыслью…  Коммунистическое  царство,  которое  есть  одно  из  проявлений  империализма,  имеет  эти  же  свойства,  что  и  священное  царство  византийское  или  московское».  Культура,  как  я  думаю,  будет  развивать  музыкальные  формы,  архитектуру.  Власть  же,  будет  постоянно  мимикрировать,  изображая  из  себя  овечку. 

04.03.03. 
Пригласили  на  допрос  в  таможню.  Приглашение  было  корректным,  но  чем-то  кончится?  Го-сударству  нельзя  доверять  никогда.  Гиксосы  действовали  на  800  лет  раньше  троянских  событий.  Раньше  них  колесниц  не  применял  никто.  Конкуренция  в  любви  ведёт  к  насилию,  продаж-ности.  В  этом   легко  убедиться  по  фильмам  США.  Кооперация  в  любви,  хоть  и  не  столь  темпе-раментна,  тем  не  менее,  демонстрирует  взаимную  терпимость  и  целомудрие.  Вообще-то  интен-сивность  любовных  отношений  зависит  от  обстоятельств  и  душевного  расположения.
  Никит. III: 1866 г., С.7: «Разбои  и  грабежи  самые  возмутительные  и  дикие  злодейства  совершаются  открыто  не  в  одном  Петербурге,  но  в  целой  России.  Администрация  утешается  или  утешает  других  тем,  что  это  и  прежде  бывало,  да  только  не  печаталось».  Некоторые  записи  просто  злободневны.  С.9: «Наша  администрация  не  пользуется  доверием,  её  произвол  и  злоупотребления  всем  страшно  надоели».  С.17: «Если  хочешь,  чтобы  для  тебя  не  пропал  нынешний  день,  не  думай  о  завтрашнем.  Ум  специалиста  тупеет  по  мере  того,  как  всё  глубже  и  глубже  уходит  в  свой  предмет.  Им  овладевает  дух  исключительности,  и  он,  по  выражению  одного  умного  грека,  от  великой  учености  становится  дураком.  Примеры  налицо.  Вот  Ю. Либих,  который  химиею  хотел  объяснить  всю  историю  человечества».  Многое  можно  простить  за  эту  мысль.  С.18: «Поутру  был  у  начальника  Северо-Западного  края,  Кауфмана.  Напечатано  описание  обеда,  данного  здешним  дворянством  князю  Щербатову.  Тут  было  выпито  и  провозглашено  обедавшими  бесчисленное  множество  тостов  в  честь  князя  и  друг  за  друга».  С.19: «Взаимным  восхвалениям  и  прославлениям  не  было  конца.  Как  дети,  обрадовавшиеся,  что  им  можно  пошуметь  и  поскакать  на  воле  и  без  гувернёров,  почтенные  дворяне  кричали,  пили,  шалили,  играя  в  либерализм  в  полном  веселии  и  самодовольстве»Ребёнок это  основная  ипостась  человека.

05.03.03. 
0:3:15.  Вокруг  ничего  не  делается  положительного.  Только  мрачные  прогнозы  сбываются.  При-ближается  развязка,  не  хотелось  бы  при  сём  присутствовать.
 Однако  Л  не  даёт  мне  предаваться  унынию,  любовь  держит  меня  наплаву.  Берд.: «Цивилизация  возникла  как  средство,  но  была  превращена  в  цель,  деспотически  управляющую  человеком.  Культура  со  всеми  своими  ценно-стями  есть  средство  для  духовной  жизни,  для  духовного  восхождения  человека,  но  она  превра-тилась  в  самоцель,  подавляющую  творческую  свободу  человека».  Цивиизация – ни  цель,  ни  средство,  это  аура  человечества,  её  образ,  меняется  вместе  с  ним.  «Отсюда  совсем  не  вытекает  той  рабьей  социальной  философии,  согласно  которой  человек  должен  терпеть  внешнее  соци-альное  рабство  и  лишь  внутренне  освобождать  себя».  Философия  не  может  быть  рабьей,  может  быть  философия  рабства.  А  вот  мировоззрение  рабье  есть,  это  мировоззрение  толпы.  Внутренне  освободившийся  уже  не  раб.  «Человек – раб  окружающего  внешнего  мира,  потому  что  он  раб  самого  себя,  своего  эгоцентризма».  Не  всякая  зависимость  есть  рабство.  Я  зависим  от  коровы,  которая  даёт  мне  молоко,  но  нельзя  сказать,  что  я  раб  этой  коровы.  Рабство,  как  и  свобода,  являются  плодами  деятельности  разума.  Мы  уже  видели,  что  и  свобода  не  свободна,  а  необходимость.  «Человек  бывает  рабом  своего  рафинированного  "я",  очень  отошедшего  от  "я"  животного,  он  бывает  рабом  своих  высших  идей,  высших  чувств,  своих  талантов».  Всё  пере-численное  не  есть  рабство,  это  просто  фигура  речи.  Мы  говорим  о  каком-то  человеке,  что  он  раб  своих  инстинктов,  но  на  самом  деле  в  этом  случае  мы  видим  недостаток  социализации.  Никому  же  не  придёт  в  голову  утверждать,  что  волк  является  рабом  своих  инстинктов.  Раб  своих  талантов  охвачен  вдохновением;  а  если  я  не  раб  своего  Я,  значит,  я – шизофреник.  Раб – человек,  рабовладелец – человек.  Слово  раб  стало  широко  распространённой  фигурой  речи.

06.03.03. 
Легко  рассуждать,  гораздо  труднее,  если  не  невозможно,  реализовать  желаемое.  Я  с  раннего  детства  желал  то,  желал  это,  но  потрудиться  в  нужно  направлении  как-то  не  приходило  в  голову.  Как  назло,  чувствую  себя  хорошо,  даже  привычные  болячки  отступили.  А  может  быть,  это  необходимо – пройти  через  все  муки,  в  том  числе  и  душевные.  Привычка  «надувать  щеки»  неистребима.  Я  это  делаю  невольно  даже  перед  самим  собой.
  Никит. III: 1866 г., С.20: «Все  либералы  ужасно  любят  лакомиться  властью.  Если  это  правда,  то  этим  не  следует  оскорбляться,  потому  что  это  правда.  Если  это  ложь,  то  этим  не  следует  оскорбляться,  потому  что  это  ложь».  Это  справедливо  для  умного  человека.  Дурак  не  различает  правду  и  ложь.  С.21: «Празд-ник  пасхи.  Есть  люди  мысли  без  науки:  это  обыкновенные  мечтатели  и  фантазёры.  Есть  и  люди  науки  без  мысли:  это  тупые  гробокопатели,  собиратели  фактов,  непонимающие  их,  ка-менщики,  не  дающие  себе  отчёта  в  том,  над  каким  зданием  они  трудятся».  Кто  же  ты?  С.24: «Много  добра,  конечно,  происходит  от  тесных  связей  и  сношений  между  собой  государств  в  Европе;  но  отсюда  возникает  также  и  великое  зло.  Связи  эти  и  отношения  до  того  усло-жняются  и  запутываются,  что  дипломатия  часто  находится  в  невозможности  их  распутывать  и  является,  наконец,  необходимость  разрубать  их  мечом».  В  этом  весь  смысл  государственной  дипломатии.  С.25: «Одинакий  восторг».  С.29: «Замечательно,  что  на  этот  раз  трёх  блюд  ужина  на  многих  не  хватило,  и  эти  многие  сильно  на  это  возроптали».  Это  очень  хороший  пример  проявления  зависти.  Если  бы  никому  не  подали,  то  никто  и  не  вздумал  бы  об  этом.  С.30: «Наши  демагоги  большею  частью  космополиты.  Они  затевают  всякие  смуты  в  России  не  для  России,  а  во  имя  всемирной  социалистической  революции».  О  социалистической  революции  говорят  давно,  это  не  удивительно,  но  вот  её  всемирность  отмечается  впервые.

07.03.03. 
Приезжал  Мирошниченко.  А  с  ним,  как  всегда,  выпивка  крепкая.  Уехал  поздно.  Солнце  лас-ковое,  горячее.  Снег  повсюду  тает  и  грязный  даже  на   Софийском  бульваре.  Конечно,  осно-ваний  может  оказаться  недостаточно, но  тоскатня  обещает  быть  значительной.
  Я-то  считаю,  что  оснований  нет  вовсе.  Но  у  них  своя  точка  зрения.  Они  охраняют  устои,  которые  я,  по  их  мнению,  пытаюсь  расшатать.  Берд.: «Тирания  идей  может  стать  основой  государственного  и  социального  строя.  Религиозные,  национальные,  социальные  идеи  могут  играть  такую  роль  по-работителей,  одинаково  идеи  реакционные  и  революционные».  Толпа  интеллектуального  рабства  не  понимает.  Подчинение  идеям  социального  государства  трудно  назвать  рабством.  Вот,  идеология – другое  дело.  «Свободная  личность  есть  редкий  цветок  мировой  жизни».  Но  эти  цветы  есть  и  рано  или  поздно  они  живописным  ковром  покроют  всю  землю.  «Огромное  боль-шинство  людей  не  состоит  из  личностей,  личность  у  этого  большинства  или  ещё  в  потенции,  или  уже  разлагается».  Сократ  считал  два  человека  на  500,  я  думаю:  1.4%.  Заметен  прогресс,  значит,  в  потенции,  а  не  разлагается.  «Величайший  соблазн  человеческой  истории  есть  соблазн  царства,  соблазн  великого  царства  не  оставляет  человека  на  протяжении  всей  его  истории:  империи  древнего  Востока,  Римская  империя,  папская  теократия,  священная  визан-тийская  империя,  московское  царство – третий  Рим,  петровская  империя,  коммунистическое  царство,  третье  германское  царство».  «Человек  призван  к  царствованию.  И  человек  ищет  своего  царства,  одержим  мечтой  о  царстве».  Сегодня  идею  глобализации  реализуют  антиглобалисты.  «Своё  вожделенное  царство  он  отождествляет  с  мировым  единством,  с  окончательным  объединением  человечества».  Мне  это  стремление  к  единому  человечеству  кажется  естественным  и  разумным.  Разъединило  людей  рабство,  объединит  свобода.

08.03.03.  
Хорошо  погулял  по  нашим  бульварам.  Тонечка  целый  вечер  отсутствовала.  Какие  прекрасные  слова:  «Да,  умереть  и  обрести  покой. / Но  как  тебя  оставлю  милый  мой!»  Это  сонет  66  в  моём  переводе.  Вот  пример,  когда  власть  налагает  отпечаток  даже  на  бессмертное,  о  чем,  кстати,  в  этом  же  сонете  пишет  и  Шекспир.
  Престиж  обязывает  власть  иметь  высокое  искусство,  но  та  же  власть  понимает,  что  искусство  порождает  мысли  о  свободе.  Никит. III: 1866 г., С.31: «Ничто  так  не  вредит  самостоятельности  нашей мысли,  как  сильно  распространившаяся  у  нас  страсть  к  чтению.  Чтение  решительно  убивает  решимость  и  силу  действовать  своим  умом.  Этот  по-следний  привыкает  к  плавному  течению  по  реке  чужих  мыслей,  которая  несёт  его  на  себе,  не  позволяя  ему  или  очень  мало  позволяя  употреблять  при  движении  свои  собственные  силы».  Работая  долгое  время  цензором,  автор  перестал  отличать  одну  книгу  от  другой,  он  искал  и  вычёркивал  только  ненужные  слова,  не  вникая  в  смысл  читаемого.  С.33: «Она  была  у  семи  банкиров,  и  ни  один  не  согласился  обменять  ей  её  бумаги  на  звонкую  монету.  Один  из  них  сказал:  "Как  можем  мы  дать  вам  на  них  монету,  когда  неизвестно,  что  будет  через  несколько  месяцев  в  вашей  империи?"»  Валюту  держит  промышленность,  а  не  крепостное  крестьянство.  С.36: «Сколько  в  беспорядках  и  страданиях  человеческих,  зависящих  от  неотразимого  хода  вещей  и  условий  жизни,  приходится  на  долю  собственного  безумия,  глупости  и  страстей  самого  человека».  Так  можно  сказать,  только  познав  самого  себя.  С.37: «Здесь  видел  я  и  портрет  Ломоносова  в  полном  мундире  статского  советника.  Ум  человеческий,  конечно,  может  многое,  но  сам  человек  ничто».  Что  с  ним  случилось?  Одна  мысль  ценнее  другой.  С.38: «Стремление  популяризировать  знание  сделало  и  делает  много  зла».  И  вдруг  падение  во  мрак  невежества!  Популяризация  знаний - это  основной  фронт  борьбы  с  невежеством.

09.03.03. 
Праздник  отмечали  у  Алиповых.  Много  в  этот  день  пришлось  находиться  на  улице.  Вечер  помню  плохо.  Пришвин:
«С.566: Смерти  никогда  не  надо  бояться:  она  во  всяких  случаях,  может  быть,  и  пройдёт,  а  от  одного  только  страха  можно  умереть».  Приятно  отметить,  что  в  этом  возрасте  автор  ещё  шутит.  Хорошо,  если  в  преклонном  возрасте  человек  остаётся  не  ребёнком,  а  молодым.  Дети  шуток  не  понимают.  Берд.: «"Царство Кесаря"  в  сущности  никогда  не  соглашалось  признать  "Царство  Божие"  автономной  областью  и всегда  требовало  от  "царства  Божия"  услуг,  всегда  стремилось  превратить  его  в  своё  орудие».  Приятно  видеть  ничем  не  затуманенную  мысль.  Сегодня  очень  часто  идеология  одерживает  верх  и  управляет  государством.  Наиболее  наглядно  и  дико  это  проявляется  в  исламе.  Даже  американцы  ещё  не  разобрались  как  следует,  что  же  лучше/хуже  ислам  или  тоталитаризм.  «То  жуткое  явление  жизни,  которое  сейчас  именуется  тоталитарным  государством,  совсем  не  есть  временное  и  случайное  явление  известной  эпохи,  это  есть  выявление  истинной  природы  государства».  Автор  продолжает  поражать  яс-ностью  мысли.  Я  считаю,  что  пришёл  к  этой  мысли  самостоятельно.  Власти  западной  демо-кратии  просто  научились  хорошо  маскироваться.  «Государство  всегда  стремилось  быть  тотали-тарным.  Государство  всегда  пользовалось  дурными  средствами,  шпионажем,  ложью,  насилием,  убийством…»  «Никто  не  мог  никогда  толком  объяснить  и  оправдать,  почему  несомненные  пороки  и  грехи  для  личности – гордость,  самомнение,  эгоизм,  корыстолюбие,  ненависть,  кровожадность  и  насильничество,  ложь  и  коварство – оказываются  добродетелями  и  доблестью  для  государства  и  нации.   Гордыня  личная  менее  страшна,  чем  гордыня  национальная,  государственная,  классовая,  конфессионально-церковная».  От  гордыни  личной  страдает  сам  гордящийся,  а  от  прочих  гордынь  страдают  окружающие.

10.03.03. 
Приехали  внуки.  Утром  помылся  и  ничего  не  делал.  20  часов  Интернета  в  месяц – это  много.  И,  как  я  полагаю,  главным  образом  нужна  почта,  а  всё  остальное  только  в  условиях  опре-делённого  профиля  работы.  Пока  ищу  взаимопонимания,  когда  найду,  и  сорока  станет  мало.  Только  начинаю  ощущать  пользу  Интернета.  Пришвин:
«С.566: Боязнь  эта  свойственна  молодости  и  она  значит  только,  что  жить  ещё  хочется.  Я  знаю,  что  умирать  нужно,  что  без  этого  не  обойдёшься,  и  хотел  бы,  первое,  что-то  закончить,  к  чему-то  прийти,  и  второе,  поменьше  бы  собою  огорчить  близких  людей.  Первый  мороз.  Воздух  бодрый,  и  вкусный,  и  звонкий».  Как  красиво  говорит  автор,  когда  пишет  о  Природе.  Этим  мне  он  очень  близок.  [Строили  БАМ,  вдоль  всего  пути  вырастали  новые  города  со  всеми  удобствами,  которые  показывали  по  телеви-дению.  И  вдруг  выясняется,  что  не  только  городов  нет,  но  даже  бараков  не  хватает.  Начальник  строительства  БАМа  обязался  за  четыре  года  выстроить  всё,  что  не  смогли  построить  за  двенадцать  лет.  Этим  вопросом  будут  заниматься  вечно.  А  возьмите  Тюменскую  область,  сколь-ко  оптимизма  внушали  репортажи  с  тех  мест.  Теперь  выясняется,  что  по  количеству  насвер-ленных  дырок  она  не  даёт  и  половины  того,  что  от  неё  ожидали.  Конечно,  замалчивать  безо-бразия  преступно,  но  орать  о  них  и  продолжать  творить,  просто  глупо.  Теперь  немного  шутки.  Когда  в  Тюменской  области  добыли  три  млрд  кубометров  газа,  естественно,  организовали  по  этому  поводу  прямой  телерепортаж,  который  передавали  по  восьмому  каналу  в  18.00.  Первым  давал  интервью  рабочий  Кретинин. – Что  дал  Вам  третий  миллиард? – спросил  корреспондент. – Что  дал,  что  дал,  а  ничего  не  дал. – ответил  рабочий.  Потом  спрашивали  инженеров,  начальников  и  других  ответственных,  которые  говорили,  как  по  писанному  и  которых  показали  потом  в  программе  «Время»,  но  бедный  Кретинин  в  эту  передачу  уже  не  попал.]

11.03.03. 
Вдруг  ощутил,  что  всё  уже  сделано,  то,  что  надо  бы  сделать,  по  моим  соображениям,  никому  не  нужно.  Всё  как-то  закругляется  и  идёт  по  инерции.  Внуки  уехали,  и  стало  пусто.  Витя  читает,  и  это  обнадёживает,  хотя  всё  равно,  у  каждого  своя  планида.  Интересно  было  узнать,  что  Тарик  Азиз  является  христианином.  Некоторые  факты  и  события  моей  жизни  понуждают  меня  признавать  нечто,  охраняющее  и  предупреждающее  меня  от опасности.  Я  уже  упоминал  о  тех  случаях  моей  жизни,  когда  мне  реально  угрожала  смерть,  точнее,  когда  я  должен  был  погибнуть.  Однако  это  не  произошло  не  раз  и  не  два,  но  до  сих  пор  «а  хоть  пощупай – жив».  И  нынче  я  могу  сказать,  что  стоит  мне  помыслить  какую-либо  мою  проблему,  как  в  СМИ  или  при  чтении  я  обнаруживаю  опеку,  заботу  о  себе.
  Никит. III: 1866 г., С.39: «Пруссия  без  со-мнения  усилится,  и  тогда  у  берегов  Балтийского  моря,  возле  наших  немецких  провинций  и  По-льши,  воздвигнется  опасная  сила.  Кто  не  напоминает  о  себе,  тот  скоро  бывает  забыт.  Где  су-ществует  разнообразие  жизни,  там  существуют  и  её  противоположности;  где  есть  противополож-ности,  там  есть  борьба,  там  есть  торжество  одного  и  падение,  гибель  другого.  Вы  желаете  ус-пеха  правой  стороне?  Будьте  уверены,  что,  восстав  от  падения,  она  поспешит  сделаться  непра-вою».  Так  и  пахнуло  основоположниками.  Автор  много  и  многих  видел  и  неизбежно  становится  философом.  С.43: «В  № 210 «С.-Петербургских  ведомостей»  напечатаны  некоторые  результаты,  добытые  следственной  комиссией  о  Каракозове.  Из  них  видно,  до  какой  степени  изгажено,  перепорчено,  изуродовано  молодое  поколение».  Кто  же  так  изуродовал  молодое  поколение?  С.48: «У  чиновника  нет  интересов  общественных;  у  него  только  воля  начальника  и  беспрекословное  повиновение  этой  воле,  всё  равно – хороша  она  или  дурна,  полезна  обществу  или  вредна:  у  чиновника  есть  начальство,  а  нет  отечества».  Эта  мысль  достойна  распространения. 

12.03.03. *
0:3:16.  Легко  потерять  бдительность.  Возможно,  это  неизбежно,  но  я  полностью  полагаюсь  на  её  чутьё.  Целомудрие  проявляется  в  том,  что  человек  не  рассказывает  о  своих  интимных  делах  и  не  пытается  расспрашивать  об  этом  других.  Целомудрие  сродни  такту.   Конечно,  это  зависит  от  воспитания.
  Берд.: «Нужно  сказать,  что  политика  всегда  основана  на  лжи.  И  потому  нравственный  директив,  не  христианский  только,  но  и  человеческий,  должен  означать  требование  доведения  политики  и  её  фиктивной  власти  над  человеческой  жизнью  до  крайнего  минимума».  Это  и  есть  главный  лозунг  нормального  анархизма.  «Ничего  особенно  умного  не  говорил  и  Наполеон.  От  французской  революции  получил  он  идеи  мировой  демократии,  соединенных  штатов  Европы,  сам  же  присоединил  к  этому  демоническую  волю  к  могуществу  и  пожирающий  империализм,  который  его  и  погубил».  Претенденты  на  мировое  господство  хотели  осуществить  глобализацию  насильственным  путём,  а  Природа  этого  не  переносит.  «Предстоит  в  мире  радикальная,  революционная,  персоналистическая  переоценка  ценностей,  и  тогда  только  возможны  будут  глубокие  социальные  изменения.  Государство  имеет  функциональное  значение  в  общественной  жизни  людей.  Великая  опасность  заключается  не  в  самой  идее  государства,  исполняющего  необходимые  функции,  а  в  идее  суверенитета  государства,  суверенитета  теократии,  демократии,  коммунизма».  «Монарх  был  тотемом.  И  в  XX  веке  нисколько  не  освободились  от  этого.  Суверенный  народ,  суверенный  класс,  суверенная  раса – и  всё  это  новые  трансформированные  формы  тотема.  Анархизм  есть  один  из  полюсов  мысли  об  отношении  личности  и  государства,  общества  и  государства».  Как  опошлены  у  нас  все  понятия  анархизма! – этой,  в  сущности  своей,  самой  гуманной  социальной  теории.  Только  вот  рассчитана  эта  теория  не  на  дураков,  не  на  подавляющее  большинство.   

13.03.03.
Приезжала  Люда,  работали  по  бухгалтерии,  потом  бухнули.  Она  всегда  собирается  домой  рано,  а  уезжает  поздно.  Так  было  и  в  этот  раз.
  Никит. III: 1866 г., С.58: «С  Н. А. Милютиным  случился  удар.  Он  безнадёжен.  Его  навещал  государь.  В  № 324  "Голоса"  напечатана  сильная  заметка  о  Н. А. Милютине».  С.61: «Валуев  сделает  то,  чего  само  общество,  может  быть,  и  не  сделало  бы:  он  приведёт  его  к  полнейшей  вере,  что  ничему  верить  нельзя.  Он  принял  важную  меру,  заменив  чиновника  одряхлевшего  чиновником  помоложе».  Браво,  сегодня  мы  называем  это  ротацией  или  омоложением  кадров.  1867 г., С.67: «Вчера  умер  Н. И. Греч.  Мне  хотелось  бы  помянуть  его  правдивым  словом» С.68: «На  похоронах  Н. И. Греча.  Отпевали  его  в  лютеранской  Петропавловской  церкви,  а  похоронили  на  Волковом  кладбище».  Уходят  сподвижники.  С.69: «Правду  сказать,  мы  все  одурачены.  Мы,  как  дети,  поверили  чему-то  хорошему,  забыв,  что  в  сей  стране  всё  спокон  века  было  и  есть  ложь  и  произвол, – чему,  вероятно,  и  предназначено  быть  до  скончания  веков».  Браво,  Никитенко!  Также  смело  и  я  пишу  в  своём  дневнике,  зная,  что  его  никто  не  прочтёт.  С.70: «Делать  и  говорить  можно  горячо,  но  ни  говорить,  ни  делать  не  должно  сгоряча».  Афоризм.  С.71:  «Мы  считаем  правительство  каким-то  богом;  думаем,  что  оно,  как  само  небо,  должно  стоять  выше  общества  и  по  умственным  качествам,  и  по  добродетели,  и  по  знанию.  Но  разве  оно  не  есть  продукт  того  же  народа,  каким  управляет?  Ум,  добродетели  и  пороки  последнего  действуют  в  нём  бессознательно  и  бывают  причиною  всего,  что  делается  им  дурного  или  хорошего».  С.74: «Заходил  осведомиться  о  Тройницком,  который  опасно  болен.  Сегодня  ему  хуже.  Опасаются  за  его  жизнь».  Опасается  и  за  свою  жизнь.  Всё  естественно.  С.80: «Чиновник,  с  одной  стороны,  есть  раб – раб  своего  начальника,  а  с  другой – вор,  и  чем  он  выше  в  служебной  иерархии,  тем  раболепнее  и  тем  вороватее». 

14.03.03.
0:3:17.  Следует  быть  более  внимательным  к  людям  и  окружающей  обстановке.  К  сожалению,  нас  к  этому  никто  не  приучает,  а  самовоспитание – очень  сложный  процесс.  Очередной  поход  в  банк.  Когда  это  становится  рутинным,  это – стабильность.  Пришвин:
«С.568: Я  стою  и  расту – я  растение.  Я  стою,  и  расту,  и  хожу – я  животное.  Я  стою,  и  расту,  и  хожу,  и  мыслю – я  человек.  Я  стою  и  чувствую:  земля  под  моими  ногами,  вся  земля.  Опираясь  на  землю,  я  поднимаюсь:  и  надо  мною  небо,  всё  небо  моё.  И  начинается  симфония  Бетховена,  и  тема  её:  всё  небо – моё».  Берд.: «Страшнее  всего  раб,  ставший  господином.  Цезарь-диктатор,  герой  империалистической  воли,  ставит  себя  под  знаком  фатума.  Он  не  может  остановиться,  не  может  себя  ограничить,  он  идёт  всё  дальше  и  дальше  к  гибели.  Это  человек  обречённый.  Воля  к  могуществу  ненасытима».  Тем  и  страшен  лозунг:  "Кто  был  ничем,  тот  станет  всем".  «Он  (Ницше)  называл  государство  самым  холодным  из  чудовищ  и  говорил,  что  человек  начинается  лишь  там,  где  кончается  государство».  А  это  и  есть  основа  анархизма,  только  Ницше  довёл  эту  мысль  до  абсурда.  «Но  анархизм  материалистический,  а  он  часто  таким  бывал, в  сущности,  нелеп.  Да  и  большая  часть  анархических  учений  противопоставляет  не  свободу  человеческой  личности  власти  общества  и  государства,  а  свободу  народной  стихии.  Таков,  например,  ком-мунистический  анархизм  Бакунина.  Совершенное  состояние  есть  состояние  безвластия,  т. е.  анархии.  Царство  Божие  есть  анархия».  Вывод:  всякая  утопия  анархична,  анархия  есть  утопия.  Это  огорчает,  цель  становится  недосягаемой,  но  для  нас  главное – движение  к  этой  цели.  Будем  везде  доказывать  чистоту  и  благородство  помыслов  Анархизма.  «Есть  высшая  правда  в  том,  что  человек  есть  существо  самоуправляющееся,  он  сам  должен  управлять  собой,  а  не  им  управлять.  Государство  должно  защищать свободу  и  право,  в  этом  его  оправдание». 

15.03.03. 
Ездил  на  д/р  к  Г. И. Петровой.  Всё  было  очень  мило,  кроме  подходов  к  дому.  Всюду  ощущается  отсутствие  МСУ.  Чудовская  родня  собирается  в  большой  поход  на  двух  машинах  в  Чудово  почтить  память  А. Е. Гурина.  Я  не  хочу  ехать  из-за  отсутствия  сил  (официально),  а  на  самом  деле  из-за  желания  побыть  одному.
  Никит. III: 1867 г., С.82: «Нет  ничего  безобразнее  русской  бюрократии.  Характеристика  её  в  двух  словах:  воровство  и  произвол» С.86: «Человек  достигает  житейской  мудрости  только  собственным  опытом  и  собственными  ошибками,  но  обыкновенно  приобретает  её  тогда,  когда  уже  не  в  состоянии  вкушать  плодов  её».  Если  бы  старость  могла,  а  молодость  умела!  С.87: «Эти  два  дня  провёл  в  "Пустыньке"  у  графа  Алексея  Константиновича  Толстого,  автора  «Иоанна  Грозного».  "Пустынька" – нечто  вроде  роскошного  замка  на  берегу  Тосны,  на  расстоянии  от  Петербурга  в  час  с  четвертью  езды  по  Московской  железной  дороге  и  в  четырёх  или  пяти  верстах  от  станции  Саблино.  Самая  местность  усадьбы  интересна.  Едешь  к  ней  по  гнусному  ингерманландскому  болоту  и  вдруг  неожиданно  наты-каешься  на  реку  Тосну,  окаймлённою  высокими  и  живописными  берегами.  На  противоположном  берегу  её  дом,  который  таким  образом  представляет  красивое  и  поэтическое  убежище».  С.89: «Вечером  был  на  музыке,  где  видел  греческого  короля».  С.91: «В  политической  будущности  России  я  не  отчаиваюсь,  потому  что  народ  есть  все-таки  сила,  но  я  отчаиваюсь  в  том,  чтобы  в  России  установилась  когда-нибудь  хорошая  администрация.  Странное  дело:  бывали  многие  хо-рошие  государи,  которые  думали,  что  они  должны  делать  добро,  но  чрезвычайная  редкость  найти  в  истории  государя,  который  бы  добровольно  захотел  подчинить  свою  волю  законам».  Администрация  не  может  быть  хорошей,  она  такой  задумана  Богом.  Скорее  найдёшь  симпатичного  чёрта  или  ведьму,  чем  добросовестную,  не  ворующую  администрацию.

16.03.03. 
Тонечка  вернулась  неожиданно  быстро  и  с  трезвым  Славкой.  Ничего  не  успел  сделать.  То,  что  я  связался  с  пенсионным  фондом – ошибка.  Следовало  платить  и  ждать,  когда  выступят  другие.  Который  раз  убеждаюсь,  что  лезть  вперёд  не  следует,  нужно  ждать,  чтобы  там  ни  говорили  наши  психологи-идеологи.  Думаю, что  Мирошниченко  это  не  остановит.
 Пришвин: «С.569: На  простой  прогулке  после  утреннего  завтрака  обыкновенный  дачник  встречает  приход  прекрасного  мгновения  к  себе  пошлым  восклицанием.  А  художник,  как  раненый,  хватается  за  кисть  и  в  труде  адском  топит  невыносимость  своего  счастья,  отчего  и  труд  его  делается  возможным.  Какая  же  это  осень  была!»  Осень  69-го  была  сплошным  бабьим  летом.  «И  только  теперь  по-нимаю,  как  это  жизненно  было  у  Гёте,  что  Фауст  умер  в  попытке  остановить  прекрасное  мгно-вение.  Вечером  в  зале  Чайковского  слушал  Татьяну  Николаевну.  Симпатичная  русская  женщина  с  простенькой  причёской  играла  3-й  концерт  Бетховена:  как  она  играла  и  что  она  играла!»  [А  теперь  я  хочу  вернуться  к  Толстому.  Все  мы  знаем,  что  всё  в  природе  порождает  себе  по-добное:  человек  может  родить  только  человека,  мышь  рождает  мышь,  и  т. д.  А  Толстой  провёл  эту  мысль  чуточку  дальше:  добро  порождает  добро,  зло  порождает  зло.  И  сразу  проявилась  глубина  мысли.  Лично  мне  приходится  очень  час-то  убеждаться  в  её  справедливости.  Поведение  пассажира  вызывает  подобную  реакцию.  Как  скажешь  пассажиру,  такого  же  жди  ответа.  И  непротивление  злу  нужно  понимать  как  сознательное  преодоление  негативной  реакции,  дабы  не  умножать  зло.  В  этой  связи  принял  решение  принимать  все  возвращаемые  билеты  и  чаще  вспоминать  Кассиодора.  Мы  не  то,  чтобы  часто,  а  всегда  судим  о  событии  по  его  внешним  проявлениям,  и  только  в  исключительных  случаях,  и  то,  когда  крайняя  нужда  заставит,  заглядываем  в  его  суть.  Да,  я,  ещё  учась  в  техникуме,  мечтал  о  роли  преподавателя.]   

17.03.03. 
Проверка  продолжается.  Вчера  работали  с  Людой,  потом  приехали  внуки.  Сложилась  ситуация,  когда  не  успеваю  использовать  все  20 часов  Интернета.  Заходила  Л,  но,  как  всегда,  не  вовремя.
 Конечно,  не  как  всегда,  а  иногда,  ворчать  на  её  не  за  что.  Берд.: «Государство  должно  быть  ограничено  и  введено  в  должные  пределы.  Власть  слишком  часто  творила  зло  и  служила  злу.  И  люди  власти  слишком  часто  бывали  подбором  худших,  а  не  лучших.  Государство  существует  для  человека,  а  не  человек  для  государства».  На  каком  же  низком  уровне  числится  человек  у  государства,  если  государство  диктует  ему,  а  не  наоборот!  «Люди  власти  слишком  часто  бывали  подбором  худших,  а  не  лучших.  Св. Людовик – явление  редкое  в  истории,  редки  и  люди  власти,  отдавшие  свою  силу  социальным  реформам  во  имя  человека,  а  не  возрастанию  самой  власти,  могущества  государства  и  нации.  Менее  всего  уважало  государство  права  человека,  хотя  единственная  его  задача  заключается  в  охране  этих  прав.  Государство  не  должно  ставить  себе  "великих"  целей».  «Власть,  правительство  есть  лишь  слуга,  лишь  защитник  и  гарант  прав  человека,  не  более  того.  Свобода  есть  победа  над  страхом.  Свободные  сами  не  страшатся  и  не  внушают  страха.  Величие  мысли  Льва  Толстого  и  заключается  в  желании  освободить  человеческое  общежитие  от  страха».  Об  этом  говорил  ещё  д'Эспиноза:  "Счастливая  жизнь – это  жизнь  без  страха".  «Выносимы  лишь  те  государства,  которые  имели  бы  символику  ценности  человека,  а  не  величия  государства».  Это  тоже  утопия.  Современные  государства  бредят  величием  и  вооружённым  имиджем,  о  ценности  человека  вспоминают  после  его  смерти.  «Террор  заложен  в  государстве…»  Как  мы  были  наивны,  когда  поражались  террору  Гитлера  и  Ленина-Сталина.  Теперь  мы  только  на  протяжении  XX  века  убедились  в  том,  что  любое  государство  таково.  Особенно  впечатляет  государство  Пол-Пота.   

18.03.03. 
Целый  день  работал  с  И.  П.,
это  убитое  время  и  угнетённое  настроение.  У  него  совершенно  иной  стиль.  А  это  тоже  раздражает.  Никит. III: 1867 г., С.97: «В  запасном  дворце  в  Царском  Селе  произошёл  ночью  пожар,  и  в  нём  сгорел  Чивилев.  Двух  его  дочерей  успели  спасти.  Причины  и  подробности  этого  происшествия  ещё  неизвестны.  "Как  о  пожарах  пишется, / Оста-лась  неизвестною / Причина,  так  и  тут"  (чI глIV).  Вот  до  чего  доходят  остзейские  немцы.  Им  до  того  не  нравилось  распоряжение  правительства  (едва  ли  не  в  десятый  раз  делаемое)  о  при-знании  в  их  краю  русского  языка  официальным,  что  они  угрожают  восстанием  в  союзе  с  Гер-маниею».  Они  требовали  признания  официальным  немецкого  языка,  а  не  какого-либо  другого.  С.99: «Многие  вовсе  не  знают  правила,  что  когда  нет  предметов  для  разговора,  то  лучше  молчать,  чем  говорить  вздор».  Это  правило  просто  необходимо  для  гостиных,  где  собираются  дураки.  1868 г., С.111: «Похороны  князя  В. А. Долгоруокго,  бывшего  шефа  жандармов  и  одного  из  любимцев  государя.  Говорят,  он  был  добрый  человек,  но  вряд  ли  годился  на  что  другое,  как  только  на  то,  чтобы  слыть  добрым  человеком.  Вчера  мороз  доходил  на  Неве  до  35°,  а  сегодня,  говорят,  доходит  до  37°.  Вот  надпись  к  памятнику  Крылова,  что  в  Летнем  саду,  написанная  П. В. Шумахером  и  напечатанная,  кажется,  в  «Искре»:  "Лукавый  дедушка  с  гранитной  высоты / Глядит,  как  резвятся  у  ног  его  ребята, / И  думает:  милейшие  зверята, / Какие,  выросши,  вы  будете  скоты"».  С.112: «Если  где-нибудь  нужен  гений,  то  это  в  поэзии  и  в  делах  финансовых».  С.117: «Надо  быть  дураком,  чтобы  быть  довольным  собою».  Недаром  говорят  самодовольный  дурак.  С.  123:  «Уезжая  за  границу,  Валуев  сказал  одному  из  своих  знакомых:  "Я  рад,  что  уезжаю,  наконец,  из  этой  татарщины"».  И  сам  делал  всё,  чтобы  сохранить  Россию  в  этом  виде.  В  нашей  "татарщине"  жить  трудно,  но  воровать  легко.

19.03.03. 
Со  льготами  инвалидным  организациям  подвели,  как  говорится,  «муде  к  бороде».  Оставили  льготу  по  НДС,  но  получить  её  можно  только  через  суд.  А  контрагент  суда  боится,  как  чёрт  ладана.  Пенсионный  фонд  отняли,  налог  на  прибыль – тоже.  Следует  признать,  что  на  рынке  труда  у  инвалидов  преимуществ  не  осталось.
  Берд.: «Самое  отвратительное  в  государстве,  бо-лезнь,  порождённая  из  самого  принципа  государственной  власти,  есть  бюрократизм.  Единст-венное  реализованное  в  мире  коммунистическое  государство  оказалось  самым  бюрократическим  государством  мира».  «Право  власти  не  принадлежит  никому,  никто  не  имеет  права  властвовать – ни  отдельный  человек,  ни  подобранная  группа  людей,  ни  весь  народ».  «Есть  не  право,  а  тяжелая  обязанность  власти  как  ограниченная  функция  защиты  человека».  Власть  захватывают  и  не  отдают  без  кровавой  драки.  Исключительный  исторический  пример  был  в  Запорожской  Сечи,  где  главного  атамана  выбирали  и  заставляли  принять  бунчук,  символ  власти.  Никто  не  считает  власть  бременем,  но  доходным  местом.  «Государство  всегда  было  занято  борьбой  против  врага,  внутреннего  и  внешнего».  «Государственная  власть  искажена  страхом,  но  она  не  только  внушает  страх,  но  и  испытывает  страх».  Внешнего  врага  выдумывали,  внутреннего  искали.  Приведу,  на  мой  взгляд,  впечатляющий  пример.  Наша  армия,  призванная  отражать  внешнюю  агрессию  с  любой  стороны,  насчитывает  1 млн  солдат  и  офицеров,  а  войска  МВД  для  подавления  внутреннего  врага – 2 млн.  «Бюрократия,  без  которой  не  может  обойтись  никакое  государство,  имеет  фатальную  тенденцию  к  развитию,  расширению,  увеличению  своей  власти,  к  рассмотрению  себя  не  как  слуги  народа,  а  как  господина,  требующего  повиновения.  Бюрократия  порождается  процессом  государственной  централизации».  Бюрократия – это  и  есть  государство,  его  костяк  и  плоть.  И  революции  совершает  бюрократия,  когда  она  перерастает  свои  рамки.   

20.03.03.
Мы  пришли  к  тому  состоянию,  когда  в  1961 г.  инвалидов  перевели  на  полное  соцобеспечение,  лишив  их  права  самостоятельно  решать  свою  судьбу.  Тонечка  болеет  уже  второй  день.  Земля.  Что  делать  с  землёй?  Началась  война.  В  этой  связи  жаль  Природу. 
Никит. III: 1868 г., С.125: «Что  германские  и  особенно  турецкие  славяне  добиваются  самостоятельности – это  понятно  и  естественно.  Но  непонятны  и  неестественны  крайние  претензии  славянофилов  на  первенствую-щую  роль  между  европейскими  народами.  Где  их  права  на  это?  Что  сделали  они  до  сих  пор  для  всемирной  цивилизации,  науки,  искусства?  Они  всё  толкуют  о  будущем  величии  славян,  о  будущей  их  блистательной  роли.  Ничто  из  того,  что  всещедрою  природою  даётся  человеку,  не  достаётся  ему  даром.  Родится  ребёнок  с  страшными  страданиями  для  матери;  начнут  прорезы-ваться  у  него  зубы,  он  страдает;  начнёт  учиться – страдает;  ум  и  мудрость  житейская  достаются  ему  тысячами  страданий,  и  проч.  И  проч.  И  всё  это  было  бы  ничего,  если  б  имело  какие-нибудь  порядочные,  крупные  последствия,  а  то  всё  разрешается  несколькими  горстями  пыли».  Здесь  автор  горячится:  в  науки  и  искусства  Россия  внесла  достойный  вклад.  С.126: «Если  б  у  меня  спросили:  какой  главный  и  несомненный  признак  ограниченного  ума? – я  отвечал  бы:  высокое мнение  о  самом  себе.  В  Государственном  совете  начинают  серьёзно  рассуждать  о  способах  ограничения  пьянства  в  России  и  уже  пришли  к  решению,  что  следует  ограничить  число  кабаков».  И  этой  проблемы  решение  мы  оставим  нашим  потомкам.  С.127: «Я  понимаю  систему  сдерживания,  но  не  допускаю  системы  притеснения.  Массы  должны  быть  призываемы  к  содействию,  когда  это  надо,  но  не  к  постоянному  участию  в  управлении.  К  этому  они  и  неспособны,  и  им  некогда.  Необходимы  выборные  люди.  "Работать  рад  бы  всею  душою,  да  работы  нет;  воровать  боюсь,  просить  милостыни  не  велят,  что  же  тут  делать?" – "Умереть!"»    

21.03.03. 
Так  долго  продолжаться  не  может.  Совещались  на  счёт  прекращения  работы.  В  условиях  нашего  государства  всякая  полезная  деятельность  не  имеет  смысла.  Однако  решили  ещё  помучиться.  Меня,  собственно,  тревожит  только  судьба  счёта:  только  бы  не  дошло  до  ареста.
  Берд.: «Бюрократизм  есть  самая  крайняя  форма  деперсонализации. Это  есть  царство,  не  знающее  личности,  знающее  лишь  номер,  безличную  единицу.  Это  есть  в такой  же  степени  фиктивное  бумажное  царство,  как  и  царство  денег  в  капиталистическом мире».  Наверное,  нет  чиновника,  от  которого  ничего  не  зависит.  Эта  система  действительно  подходит  для  лагерного  режима,  для  поголовной  унификации.  «Идеологи  государства,  плененные  идеалом  царства,  любят  употреблять  выражение  "государственный  ум",  "государственно  мыслящий  человек".  Реально  же  это  значит,  что  человек,  признанный  государственным  умом,  лишен  чувства  человечности,  рассматривает  человека  как  орудие  для  могущества  государства  и  не  останавливается  ни  перед  какими  на-силиями  и  убийствами».  Сегодня  употребляют  выражение  эффективный  менеджер.  «Сентимен-тальные  люди  могут  быть  очень  жестокими.  Сентиментальны  Робеспьер,  Дзержинский,  Гитлер.  История  человечества  есть  в  значительной  степени  история  войн,  и  она  приходит  к  тотальной  войне.  В  сущности  стиль  государства  есть  стиль  военный,  а  не  штатский.  Власть  государства  всегда  окружена  символами  войны,  войсками,  знамёнами  и  орденами,  военной  музыкой.  Символика  власти  всегда  военная».  «Если  власть  не  ведёт  войны  с  внешними  врагами,  то  она  всегда  готовится  к  этой  войне  и  она  всегда  наготове  для  войны  с  врагом  внутренним».  Власть  тоже  учитывает  исторические  уроки  и  всегда  готова  к  войне  с  внутренним  врагом,  то  есть  со  своим  народом.  «Ошибочно  было  бы  сказать,  что  война  существует  для  людей,  нет,  люди  существуют  для  войны».  Армия – лицо  и  престиж  государства. 

22.03.03.                 
Приходится  расплачиваться,  в  прямом  смысле  слова,  то  есть  деньгами,  за  свою  самонадеянность.  Тонечке  очень  худо.  Приходила  вечером  Наташка  ставить  капельницу.  Ездил  в  Питер,  правда,  только  до  Витебского  вокзала. 
Никит. III: 1868 г., С.129: «Я  люблю,  чтобы  каждая  фраза  была  отчеканена  так,  чтобы  выражающаяся  в  ней  мысль  значила  не  более  и  не  менее  того,  что  она  есть».  Таким  в  первую  очередь  должен  быть  принцип  работы  законодателя.  С.130: «Я  глубоко  убеждён,  что  крайняя  демократия  ведёт  к  варварству.  Повиноваться  должны  все,  управлять  мо-гут  немногие,  которые,  в  свою  очередь,  должны  повиноваться  закону.  Был  у  князя  П. А. Вязем-ского.  Он  мне  читал  свои  замечания  на  роман  графа  Толстого  "Война  и  мир".  Не  та  книга  ум-на,  которая  умна,  а  та,  которая  делает  меня  умнее,  заставляет  меня  мыслить».  Это  можно  счи-тать  объективным  подтверждением  того,  что  старость  богата  мудростью.  С.135: «Только  тот  не  считает  себя  умнее  всех,  кто  мудрее  всех».  А  вот  и  доказательство!  С.137:  «Но  я  боюсь  за  Рос-сию  в  одном  отношении.  Есть  на  её  теле  одна  смердящая,  опасная  рана  вроде  злокачественного  карбункула – это  почти  повальная  деморализация.  Массы  лишены  понятия  о  честности  и  долге».   Опять  автор  горячится.  В  случае  опасности  стране  власть  думает  о  том,  куда  бы  смыться,  а  на-род  берётся  за  дубину.  1869 г., С.142: «Мы  находимся  в  периоде  очищения  от  всякой  скверны  и  в  начале  шествия  нашего  к  лучшему  будущему.  Ум  может  умствовать,  как  хочет,  но  сердце  человеческое  не  может  вынести  ужасной  мысли,  чтобы  вселенная  могла  пребывать  без  высо-чайшего  существа,  живого  и  бесконечно  разумного».  Живой,  значит  чувствующий,  а  чувствовать  может  только  плоть.  Но  надежда  изложена  хорошо.  С.145: «Внизу  пьянство  и  грубое  невежество,  в  середине  неурядица  и  брожение  умов,  в  верхнем  слое  отсутствие  способностей,  патриотизма  и  характеров.  Право,  иногда  готов  отчаяться  в  будущности  России, – но  не  отчаиваешься».    

23.03.03. 
Эта  проверка  парализовала  мою  активность.  Делаю  только  то,  что  нельзя  не сделать.  Тонечка,  не  сглазить  бы,  пошла  на  поправку.  Пришло  решение  суда  об  отсрочке  выселения.  Редкая  приятная  весть.  Вчера  видел  и  слышал  журавлей. 
Государство  во  всех  своих  проявлениях  вызы-вает  только  отрицательные  эмоции.  Решил  вплетать  в  дневник  свои  «Реминисценции».  Приш-вин: «С.570: Художник  Никольский  пробился  в  больницу  и  продолжает  писать  мой  портрет».  Берд.: «Всякий  жестокий  и  насилующий  человек  есть  человек  слабый,  бессильный  и  больной.  Сильный  человек  есть  человек  дарящий,  помогающий,  освобождающий,  любящий».  Согласен,  злоба – это  слабость.  «Когда  могущество  государства  и  нации  объявляется  большей  ценностью,  чем  человек,  то  в  принципе  война  уже  объявлена,  все  для  нее  уже  подготовлено  духовно  и  материально,  и  она  в  любой  момент  может  возникнуть».  «Капиталистический  строй  всегда  будет  порождать  войны,  за  пацифически  настроенными  правительствами  всегда  будут  стоять  торговцы  пушками  и  удушливыми  газами  и  всегда  будут  готовить  войну.  Государства  хотят  роста  на-родонаселения  и  поощряют  деторождение  исключительно  с  точки  зрения  пуше-чного  мяса,  для  усиления  армии.  Современная  война  есть  страшная  проза,  а  не  поэзия…»  «Смешно  говорить  о  военных  доблестях  в  современных  химических  войнах,  истребляющих  мирное  население».  При-мер:  уничтожение  "внутреннего  врага" – тамбовских  крестьян  Тухачевским  и  Котовским  хими-ческим  оружием  или  бессмысленное  уничтожение  наших  солдат  нашими  полководцами  в  ВОВ.  Пока  я  не  узнал,  что  Котовский  такой  же  убийца,  как  и  многие  другие  "герои"  гражданской  войны,  он  пользовался  моим  уважением.  Теперь  остался  один  Чапаев.  «Романтизм  войны,  которому  легко  поддается  и  современная  молодежь,  есть  самый  отвратительный  романтизм,  так  как  он  связан  с  убийством,  и  притом  не  имеющий  никаких  оснований».   

24.03.03. 
Буквально  заставляю  себя  отмечаться  в  дневнике  каждый  день:  самообладание.  Долго  гулял,  ходил  по  хозяйственным  магазинам,  искал  поручень  для  ванной  комнаты.  Вот  они  «уши  Мидаса»,  выпирают,  выдавая  нашу  недоразвитость:  для  войны  есть  всё,  а  для  дома,  для  семьи – ничего. 
Никит. III: 1869 г.,  С.149: «Над  людьми  должны  господствовать  закон  и  страх,  охраняю-щий  закон.  Все должны,  хоть  немного,  чего-нибудь  бояться:  цари – революций,  вельможи – неми-лостей,  чиновник – своего  начальства,  богатый – воров,  бедные – богатых,  злоумышленники – судов  и  проч.  Многие  ещё  боятся  черта,  и,  наконец,  всякий  человек  боится  Бога  и  смерти».  Весь  этот  набор  страхов  может  действовать  только  на  толпу,  на  подавляющее  большинство.  Следует  бояться  только  насильственной  смерти.  С.152: «Боясь  быть  обманутым  иллюзиями,  попадаешь  в  когти  такого  скептицизма,  в  котором  ни  истины,  ни  радости.  Лишь  только  сойдётся  нас  трое  или  четверо,  чтобы  предпринять  какое-нибудь  общее  дело,  общими  силами,  тотчас  является  дух  раздора.  Один  из  сильнейших  врагов  наших – именно  прилепленность  к  настоящему.  Насладимся,  напьёмся  сегодня  как  свиньи,  до  упаду,  а  завтра  хоть  трава  не  расти.  Дайте  мне  сбыть  мой  гнилой  товар  и  получить  рубль  на  рубль  барыша,  нет  нужды,  что  завтра  во  мне  увидят  плута  и  мошенника  и  будут  избегать  моей  лавки,  да  сегодня-то  я  поживился».  Да,  это  всё  от  невежества,  но  оплотом  невежества  является  цензура.  С.160: «Начинать  многое  и  ничего  не  кончать – это  одно  из  свойств  нашей  русской  натуры.  Разбирается  вопрос:  совместна  ли  свобода  печати  с  самодержавием?  Повторяют  фразу,  сказанную,  как  его  называют,  новым  Аракчеевым,  П. А. Шуваловым:  «Надо  зажать  рот  печати».  Словом,  паника  всеобщая.  Ожидают  худшего,  чем  во  времена  николаевские».  "Искусству  власти  зажимают  рот", двести  пятьдесят  лет  назад  сказал  Шекспир.  У  нас  стали  зажимать  недавно,  потому  что  недавно  стали  говорить. 

25.03.03. 
ПК  раздражает  донельзя.  Вчера  работали  с  Людой.  Она  высказала  здравую  мысль  передать  управление  ДСИ  Аганину,  а  "булгахтером"  при  нём  был  бы  Миша  Сафонов.
  Отсюда  идёт:  стенка  на  стенку  и  т. д.  Пришвин: «С.571: Думал  о  том,  что  одни  люди  ищут  сходства  во  всём  и  подобия,  другие,  напротив,  ищут  особенностей  и  случаев.  Два  совершенно  разных  миро-созерцания.  Это  бывает  не  часто,  что  солнце  поднимается,  разгорается,  а  мороз  тоже  растёт:  солнечный  день  с  нарастающим  морозом.  Воробьи  ещё  спят  почему  в  больнице,  помню,  взгляд  на  воробьёв  мягчил  душу?  На  этом  чувстве  установилась  вся  моя  жизнь  и  деятельность.  Эта  целомудренная  радость  в  душе,  как  заря».    Берд.:  «При  этом  техника  войны  такова,  что  вряд  ли  даже  могут  быть  победители».  После  ВОВ  наша  страна  выглядела  хуже  побеждённых  госу-дарств.  Да  ещё  и  сейчас  следы  ‘победы’  сказываются  на  нашей  экономике.  «…у  разбойников  есть  свои  понятия  о  чести,  свои  понятия  о  справедливости,  свои  нравы,  чего  у  государства,  одержимого  волей  к  власти,  нет».   «Банда  разбойников  всегда  делает  резкое  различие  между  отношением  к  своему  кругу  и  находящимся  вне  его,  к  этим  кругам  применяется  разная  мораль.  В  этом  государства,  ведущие  войны,  очень  походят  на  банды  разбойников».  Но  главное  в  том,  что  власти  и  разбойники  по  одну  сторону.  «Не  думаю,  чтобы  верно  было  говорить  о  справедливых  и  несправедливых  войнах.  Это – применение  моральной  оценки  к  явлению,  ко-торое  находится  вне  какой-либо  морали».  «Государства  никогда  не  были  реально  ‘священными’,  и  тем  менее  войны  могли  быть  "священными".  И  именно  тоталитарные  государства,  которые  стремятся  к  могуществу  и  требуют  военной  храбрости,  не  допускают  моральной  и  гражданской  храбрости  и  воспитывают  трусов-рабов».  Как  раз  эту  трусость  в  начале  ВОВ  и  демон-стрировали  наши  прославленные  военачальники;  да  и  не  только  в  начале.

26.03.03. 
Связался  с  Полянчуковым,  он  обещал  заняться  нашим  делом.  Никит. III: 1870 г., С.165: «Всякое  время  есть  переходное.  Умер  Герцен.  В  сегодняшнем  номере  "С.-Петербургских  ведомостей"  о  нём  сказано  несколько  недурных  слов».  Уже  ругательных  слов  нет:  старость  примиряет.  С.171: «Я  думаю,  что  человечество  должно  пройти  ещё  через  один  фазис  варварства,  и  к  этому  фазису  приведёт  его  всеобщая  демократия».  Этот  фазис  варварства  мы  и  переживаем  сегодня,  и  называется  этот  фазис  демократия.  С.172: «Все  люди  носят  в  себе  физиологическую  и  психическую  возможность  быть  человеком,  но  не  всякое  неделимое  достигает  роста  и  образа  человеческого.  Сколько  людей  являются  и  исчезают,  не  успев  проявить  в  себе  ничего  человеческого.  Идея  долга  и  обязанности  вытекает  из  моей  человечности,  моей  человеческой  природы.  Я  должен  поступить  так,  а  не  иначе,  или  не  делать  того  и  другого  единственно  потому,  что  я  человек,  и  потому,  что,  поступая  иначе,  я  изменил  бы  моей  человеческой  природе».  Вот  в  этой  идее  "долга  и  обязанности"  собака  и  зарыта,  всяк  понимает  это  по-своему.  С.174: «Самое  умное,  самое  злобное  и  самое  несчастное  существо  на  земле  без  сомнения  человек».  С  этим  трудно  не  согласиться.  И  самое  несчастье  его  проистекает  от  его  злобы.  Злоба  человека  определяется  его  способностью  управлять  своими  инстинктами.  С.175: «Ведь  это  грубое  и  глубокое  варварство  не  уважать  искусства,  литературы.  Главный  признак  просвещённого  народа  это  то,  что  он  ставит  на  одну  линию  науку  и  искусство.  Это  два  крыла,  на  которых  человечество  взлетает  на  высоту  усовершенствований  и  там  парит.  Лютый  май.  Каждый  день  дождь,  часто  со  снегом,  ветер,  тепла  2–4°,  словом,  мерзость,  превосходящая  даже  мерзости  петербургского  климата».  Чтобы  уважать  науки  и  искусства  нужно  быть  с  ними  знакомыми,  нужно  иметь  образование,  а  в  России  99%  населения  безграмотно.  

27.03.03. 
Не  знаю  ни  одного  человека  из  знакомых  моих,  которые  бы  так  или  иначе  сталкиваясь  с  ИМНС,  отзывались  об  этой  организации  и  её  работниках  хотя  бы  нейтрально.  Мне  вспомина-ется  Ирина  Икрамовна   из  Пушкинской  ИМНС,  так  она  чуть  не  заплакала,  естественно,  от  огорчения,  когда  узнала,  что  мы  выиграли  суд.  Это  был  суд  с  Ревуцким,  но  он  всё  равно  нашёл  способ  деньги  не  вернуть.  Государственная  структура!  Берд.: «В  каждом  человеке  есть  два  царства – света  и  тьмы,  правды  и  лжи,  свободы  и  рабства».  Об  этом  мы  уже  говорили,  а  де Моз  определил  это  как  набор  психозов,  этот  набор  строго  индивидуален.  Фактически,  здесь  наблюдается  сочетание  инстинкта  и  разума.  «Эгоизм,  корысть,  самомнение,  гордость,  воля  к  могуществу,  ненависть  к  другим,  насилие – всё  делается  добродетелью,  когда  переносится  с  личности  на  национальное  целое».  Всё  это  прекрасно  демонстрируется  всей  историей  России.  «Понятие  о  чести  связано  с  личностью,  его  нет  при  совершенной  деперсонализации.  Когда  все рассматриваются  как  рабы  или  как  простой  материал,  тогда  не  может  быть  речи  о  чести».  Есть  кастовое  понятие  чести,  соответственно,  существует  "офицерская  честь".  Но  это  понятие  никак  не  связано  с  моралью,  так  как  офицер  не  обязательно – личность.  «Современная  война  есть  слишком  низкое  состояние  для  того,  чтобы  война  была  объявлена,  люди  находятся  на  слишком  низком  моральном  уровне».  Собственно,  подавляющее  большинство  всегда  находится  на  низком  моральном  уровне,  просто  война  это  обнажает.  В  связи  с  этим  особенно  безобразно  выглядят  "воины"  самой  демократической  страны  мира.  Глядя  на  их  поведение  в  горячих  точках,  не-вольно  думаешь,  что  все  солдаты  таковы.  «Храбрость была  первой  добродетелью  в  человеческом  обществе.  Она  останется  добродетелью,  но  направление  её  будет  иное».  Убивая  друг  друга,  люди  не  храбрость  проявляют,  а  трусость:  "если  я  не  убью  его,  то  он  меня  убьёт".   

28.03.03.
Грех – понятие  осмысленное,  осознанное.  Нельзя  родиться  «во  грехе».  Ещё  можно  допустить  зачатие  «во  грехе»,  но  и  то,  с  большой  натяжкой.  Ибо  зачатие – процесс  таинственный,  божественный,  присущий  всему  живому.  Никит. III: 1870 г., С.178: «Кто  знает,  как  далеко  время,  когда  и  этих  Габсбургов  и  Гогенцоллернов  постигнет  та  же  участь,  которая,  очевидно,  уже  висит  над  головою  Наполеона  и  его  династии.  Мы  отличаем  и  должны  отличать  французское  правительство  от  французского  народа».  Но  почему  же  ты  не  отличаешь  русское  правительство  от  русского  народа,  который  находился  и  находится  в  гораздо  худшем  положении,  чем  народы  Европы.  С.179: «Есть  люди,  которых  хватает  ровно  на  одно  доброе,  разумное  или  мужественное  дело,  после  которого  они,  вдруг  точно  опомнившись,  что  взялись  не  за  своё  дело,  становятся  в  ряды  самых  обыкновенных  и  пошлых  людей  своей  категории  и  своего  ремесла.  Из  всех  человеческих  пороков  самый  смешной – высокомерие,  самый  гнусный – лицемерие,  самый  глупый – скупость».  Умные  мысли  приятно  читать.  С.180: «На  дружбу  отвечать  дружбою  (предполагая,  что  она  возможна),  на  услугу – услугою,  на  учтивость – учтивостью  вдвое,  вражде  проти-вопоставлять  мужественную  и  благоразумную  защиту,  но  без  малейшего  покушения  мстить,  а  затем  полнейшее  хладнокровие:  вот  чего  следует  держаться  в  своих  ежедневных  сношениях  с  людьми.  В  России  урожаи  вообще  хороши».  Когда  нет  засухи  или  гнилых  дождей.  Не  повезло  же  Годунову.  Да  и  при  хорошем  урожае  народ  "с  кострицею,  с  мякиною  ячменный  хлеб  жевал"  (чI глIV).  С.181: «А  мы  неужели  за  то,  что  Пруссия  подарит  нам  Парижский  трактат,  гарантируем  ей  Эльзас  и  Лотарингию?  Поистине,  политика  не  знает  нравственности».  Всю  жизнь  провёл  рядом  с  властью  и  не  замечал  этого  прежде.  С.183: «Самый  лучший  друг  и  самый  большой  враг  человека – это  он  сам».  Вот  сиди  и  думай,  где  ты  сам  себе  навредил.

 29.03.03.
Люди  сами  выбирают  свой  жребий,  а  Природа  постоянно  расплачивается  за  их  глупость.  Люди  поступают,  как  Бог:  сделал,  посмотрел  и  сказал это  хорошо,  хотя  на  самом  деле это  гавно.  Храбрость  нужна  при  преодолении  стихийных  сил  Природы.  Берд.: «Нет  ничего  более  чудовищ-ного,  чем  благословение  войны  христианскими  церквами,  чем  самое  словосочетание  "христолю-бивое  воинство"».  А  воины  Аллаха?  Хотя  Аллах  и  запрещает  убивать  душу  живую.  «Воевать можно  только  с  объектом,  с  субъектом  нельзя  воевать.  Если  вы  увидите  во  враге  субъекта,  конкретное  живое  существо,  человеческую  личность,  война  делается  невозможной».  Воевать  ни  с  кем  нельзя,  можно  преодолевать  временные  трудности,  бороться  с  бесхозяйственностью,  за  перевыполнение  плана.  Если  не  хочешь  идти  на  войну,  в  лучшем  случае  тюрьма.  Так  хочет  власть.  «Мораль  нации  не  хочет  знать  человечности.  Коротка  жизнь  отдельного  человека,  жизнь  же  нации  длинна,  она  может  длиться  тысячелетия.  Жизнь  нации  осуществляет  связь  времен,  которой  не  может  осуществить  отдельный  человек».  «Отдельный  человек  чувствует  связь  с  пред-шествующими  поколениями  через  жизнь  нации».  Отдельный  человек  чувствует  связь  с  нацией  через  национальную  культуру.  Государственность  и  экономика  вненациональны,  через  одина-ковые  этапы  развития  этих  аспектов  цивилизации  проходят  все  народы  и  государства.  «Лич-ность  не  часть  нации,  национальность  есть  часть  личности  и  находится  в  ней,  как  одно  из  её  качеств».  «(Национализм)  всегда  питается  ложью  и  без  лжи  обойтись  не  может.  Ложью  является  уже  национальное  самомнение  и  чванство,  столь  смешное  и  глупое  со  стороны».  Этим  сейчас  гордится  Россия.  «Национализм  есть  уже  потенциальная  война.  Социализм  (не  коммунистичес-кий,  т. е.  не  фашистского,  типа)  интересуется  людьми,  ценностью  человека.  Народ  есть  люди,  нация  есть  принцип,  есть  правящая  идея.  Нация  глубже  связана  с  государством,  чем  народ». 

30.03.03.
"Романтизм  войны" – это  базовый  инстинкт  защиты  своей  территории  и  своего  клана.  Патриотизм это  признание  романтизма  войны  на  государственном  уровне.  "Романтизм  войны" – это  война  царей.  Пришвин: «С.572: Самое  главное  для  меня  теперь – это  про  себя  тихонько,  осторожно,  добиваясь  полного  и  разумного  спокойствия,  собираться – это  теперь  главное  моё  дело:  собираться  тихонько.  Боже  мой!  дай  мне  только  здоровья,  чтобы  оно  поддержало  силы  мне,  чтобы  юношей,  а  не  стариком  войти  в  новую  жизнь.  Да,  но  так  и  есть,  моя  смерть  есть  частный  случай,  какой-то  холмик  в  высоких  деревьях,  последняя  видимость,  за  которой,  уходя,  скрывается  от  всех  глаз  путник  жизни.  Без  всякого  обмана  жизнь  наша  едина,  она  есть  путь».  Я  собираться  заранее  в  путь  не  буду,  позовут, – пойду  как  есть.  [Но  одно  дело  хотеть,  и  совсем  иное – уметь.  У  нас  многие  хотят,  но  далеко  не  все  из  них  умеют.  Почему  же  Лав-ренюк  решил,  что  я  гожусь  для  этой  работы?  А  дело  в  том,  что  однажды  мы  с  ним  и  с  его  сыном  Павликом,  которому  в  то  время  было  около  семи  лет,  гуляли  по  берегу  Финского  за-лива.  Пора  было  уже  идти  домой,  но  ребёнок  так  увлёкся  сбором  ракушек,  что  оторвать  его  от  этого  занятия  казалось  невозможным.  Тогда  я  сказал  ему,  что  нельзя  быть  таким  жадным,  нужно  оставить  ракушек  и  другим  детям.  Лавренюк  счёл  это  мастерским  педагогическим  приё-мом,  а  мною  просто  руководило  желание  идти  поскорее  домой.  Конечно  же,  педагогом  может  быть  только  тот,  кто  накопил  определённый  жизненный  опыт,  кто  может  и  хочет  передать  его  другим.  Быть  педагогом  в  молодые  годы  нельзя,  здесь  больше  уместно  слово  опекун  или  нянька  (учитель),  и  надо  любить  чужих  детей.  И,  работая  в  техникуме,  я  не  был  педагогом,  но  просто  преподавателем,  причём,  довольно  высокомерным.  Недаром  один  из  моих  слушателей  сказал,  что  я  пытаюсь  задавить  их своим  интеллектом,  а  это  просто  непедагогично.]

31.03.03. 
Восстановить  всё  не  возможно.  Этот  долбанный  ПК  меня  сведет  с  ума.  Ну,  что  помню:  3:18.  От  первого  члена  отказался  в  виду  полной  нереальности  его  изменения.  Л  навещает  довольно  регулярно,  С
крайне  редко.  Тучи  сгущаются,  но  бывают  и  светлые  моменты.  Думаю,  что  людские  пороки  в  среде  инвалидов  замешаны  гуще,  чем  в  среднем  по  населению.  Не  исключаю  и  себя.  Приезжали  внуки.  Рад  их  видеть,  но  жить  с  ними  постоянно  невозможно.  Режим  летит  ко  всем  чертям.  Привычка,  однако,  врачует  всё.  Никит. III: 1870 г., С.184: «Если  у  нас  министр  не  ответствен  перед  законом,  то  неужели  он  не  ответствен  уже  ни  перед  совестью  своей,  ни  перед  здравым  смыслом?  Я  уже  не  говорю – перед  общественным  мнением:  власти  не  привыкли  его  уважать,  хотя,  право,  не  мешало  бы  это  делать – не  ради  пользы  общей,  о  которой  у  нас  никто  не  думает,  но  ради  своей  собственной.  В  продолжение  моей  жизни  я  видел  много  запретительных  мер  против  печати,  но  ни  одна  не  достигла  своей  цели,  то  есть  не  останавливала  потока  мыслей,  а  только  извращала  его  и  заставляла  уходить  вглубь,  чтобы  затем  снова  вырваться  из-под  земли  уже  бурливым  ключом  в  каком-нибудь  тёмном  углу».  Какое  красивое  сравнение,  какое  глубокое  понимание  ничтожности,  бесплодности  своей  работы.  Такие  же  раздумья  посещали  и  меня,  только  я  понимал  это.  С.187: «Что  касается  моего  идеализма,  то  он  состоял  в  том,  что  я  питал  и  продолжаю  питать  непреодолимое  отвращение  ко  всяким  дрязгам  и  мелочности  в  жизни,  науке  и  литературе.  Этого  я  нимало  не  вменяю  себе  в  достоинство,  напротив,  думаю,  что  в  житейском  и  практическом  смысле  это  большой  недостаток.  Но,  как  говорит  Манфред  Байрона,  в  этом  "я  не  мог  преодолеть  моей  природы".  Надо  признаться,  что  вражда  национальностей  вовсе  не  гуманное  чувство.  Это  задаток  будущих  соперничеств  и  войн».  Национализм – это  позор  нации.

van-osmos@yandex.ru

ПРОДАЁТСЯ  ЗЕМЛЯ  В  ЛЕНИНГРАДСКОЙ  ОБЛАСТИ

Hosted by uCoz
Hosted by uCoz