2003-01

дн2003

02-03

03-03

04-03

05-03

06-03

07-03

08-03

09-03

10-03

11-03

12-03


01.01.03. 
Новый  Год  встретили  скромно:  была  только  М. А.  Стоят  морозы  под  тридцать  градусов.  Сайт  не  даётся.  Было  много  поздравлений.  Пришвин: «С.527: Компромисс – это  такой  же  продукт  распада  общества,  как  страх  и  насилие.  Так  мы  все  в  обществе  разделяемся  и  своё  внутреннее  самоуправление,  облегчаясь,  передаём  на  сторону.  И  так  всё  дальше  и  дальше  уходим  от  себя  и  отдаёмся  во  власть  (бога,  царя  и  т. п.).  В  результате  такого  движения  образуется  авторитет,  поглощающий  личность,  и  то,  что  было  личностью,  распадается  на  фанатиков  и  лишних  лю-дей».  Созрел.  [Самое  гнусное  начало  в  человеческой  природе – это  жестокость.  По  всем  при-знакам  жестокость – врождённое  качество.  Есть  люди,  с  которыми  я  поддерживаю  очень  хорошие  отношения,  а  есть люди, с  которыми  я  вынужден  общаться.  В  подобных  ситуациях  не  знаешь  о  чём  говорить,  с  нетерпением  ждёшь,  когда  он  уйдёт,  и  постоянно  пребываешь  в  неловком  состоянии,  боясь  показать  свою  неприязнь  к  этому  человеку,  хотя  к  тебе  он  относится  хорошо.  Среди  таковых  мне  не  везёт  с  Николаями.  Особенно  меня  раздражает  их  жадность  к  водке.  А  по  моим  представлениям,  всякое  врожденное  качество  имеет  определённый  смысл,  предназначено  для  какой-то,  нам  пока  неведомой  цели.  (Теперь-то, после  знакомство  с  работой  Конрада  Лоренца,  всё  встало  на  свои  места).  Ведь  природа  ничего  не  делает  напрасно.  В  себе  я  этого  качества  не  обнаруживаю,  или  оно  у  меня  не  врождено,  или  по  каким-либо  причинам  не  развилось.  Помню,  в  детдоме,  где  насмотрелся  всего,  в  случае  кулачного  конфликта  я  прекращал  драку  сразу,  как  только  видел,  что  мой  противник  готов  зареветь  или  отступить.  Сейчас  весь  мир  трепещет  перед  жестокостью  и  не  знает,  как  предупредить  наиболее  её  крайние  проявления.  Но  если  бы  население  планеты  состояло  сплошь  из  таких,  как  я,  наверное,  остановился  бы  прогресс,  и  все  погрязли  в  лени.]   

02.01.03.
Некоторые  итоги:  в среднем – 4.87,  это  превзошло  все  мои  ожидания.  Боюсь,  этот  рекорд  уже  не  побить.  Я  говорю,  а  сам  надеюсь.  Дней  здоровья  было  более  половины,  преступная  деятельность – 50 раз,  при  норме  52.  Пока  не  гуляю,  хотя  думаю,  что  нога  позволила  бы.  Не  позволяют  морозы:  ощущаются  и  дома. 
Никит. II: 1864 г., С.454: «Вчера  мне  говорили,  что  у  государя  в  Петергофе  украли  лошадь.  Эта  дерзость  возможна  при  той  распущенности  и  безнаказанности,  какие  господствуют  у  нас  везде.  Пьянство  дошло  до  неслыханного  безобразия.  Было  несколько  случаев  смерти  от  пьянства  детей  четырнадцати   и  пятнадцати  лет.  Ежедневно  почти  «Поли-цейские  ведомости»  извещают  о  задавленных  и  искалеченных  на  улицах  скорою  ездою,  которая  запрещена  законом,  но,  видно,  разрешена  гуманным  болваном  генерал-губернатором  Суворовым».  Красть  лошадь  у  царя - это,  действительно,  не  пришло  бы  в  голову  никакому  немцу.  И  с  происшествиями  на  дорогах,  похоже,  у  них  такая  же  напряжёнка,  как  и  сегодня.  С.455: «В  Петергофе  на  станции  железных  дорог  во  время  иллюминации  27 июля  роздано  было  билетов  вдвое  против  того,  сколько  могли  вместить  вагоны.  От  этого  произошла  давка  и  страшный  беспорядок.  Публика,  видя,  что  власти  не  действуют  и  граждане  оставлены  без  защиты  и  преданы  в  жертву  разбойникам-антрепренёрам,  наконец,  решилась  сама  расправиться.  Она  перебила  в  вагонах  стёкла,  поколотила  служащих  и  разбила  кассу,  и  так  далее,  и  так  далее.  По  нашим  законам  требуется  собственное  признание   преступника   для  учинения  ему  законного  наказания.  Очевидно,  это  остаток  пыточных   времён  и  наследство  застенков.  Тогда  признание  действительно  было  делом  очень  обыкновенным,  хотя  и   мало  убедительным».  Картина  впечатляющая,  но  я  сильно  сомневаюсь,  что  этом  деле  принимал  участие  простой  народ.  И  когда  автор  говорит  о  серости  народной,  он,  скорее  всего,  имеет  в  виду  своё  окружение.

03.01.03. 
Досадно,  хоть  плачь.  Создал  вчера  сайт,  ввёл  туда  какую-никакую  информацию,  а  сегодня  не  могу  найти.  Были  у  М. А.  Сдох  ТВ.  Год  начинается  с  мелких  неприятностей.  Но  не  будем  отчаиваться,  это  нормальное  состояние  обывателя  в  СССР,  а  теперь  и  в  постсоветском  прост-ранстве.  Этот  термин  придумал  способный  крючкотворец.  Пришвин:
«С.529: Давно  ли  и  войны  и  радости  мира  происходили  на  пятачке,  а  теперь  весь  шар  человеческий  кругом  состоит  в  вой-не  двух  половин  и  произносит  цель  войны:  мир  всего  мира».  Был  такой  вопрос  в  Армянское  радио:  "Будет  ли  III  мировая  война?" Войны  не  будет,  но  будет  такая  борьба  за  мир,  что  кам-ня  на  камне  не  останется.  С.530: «Капица  говорит,  что  сделал  большое  открытие.  Не  знаю  и  не  интересуюсь  "открытиями",  они  теперь  везде  и  находятся  в  полном  отрыве  от  мира  нравствен-ного» Берд.: «Психологическое  насилие  играет  ещё  большую  роль  в  жизни,  чем  насилие  физи-ческое».  Психологическое  насилие  тем  более  страшно,  что  может  проводиться  незаметно  для  насилуемого  с  ранних  лет,  когда  молодой  мозг  ещё  неспособен  анализировать  воспринимаемую  информацию.  Такому  насилию  подвергался  я  в  д/д.  «Очень  интересно,  что  психологически  легче  воспринимается  как  свобода отсутствие  движения,  привычное  состояние.  Монизм  есть  господ-ство  'общего',  отвлечённо-универсального  и  отрицание  личности  и  свободы.  Совесть  не  может  иметь  своего  центра  в  каком-либо  универсальном  единстве,  она  не  подлежит  отчуждению,  она  остаётся  в  глубине  личности.  Автономию  человека  как  личности  нужно  называть  свободой».  «Масса  человеческая  прошла  через  труд  рабский,  через  труд  крепостной,  через  новый  рабский  труд  в  капиталистическом  мире  и  через  крепостной  труд  в  примере  коммунистического  общест-ва.  Человек  все  ещё  остается  рабом».  Здесь  отмечены  только  вехи  законодательного  рабства.  На  самом  деле  массы  будут  находиться  в  рабстве  до  тех  пор,  пока  существует  государство.

04.01.03. 
Открылся  контакт  с зарубежьем  (Литвой).  Обещают  помощь  в  создании  сайта.
  Нашёл  укромное  место  в ПК,  где  можно  прятать  интимные  вещи  без  пароля.
  Пришвин:
«С.527: Легла  на  душе  тень  мысли,  и  по  этой  тени  являлись  догадки  о  встрече  нас  всех.  А  если  иначе,  то  какое  злодейство  эта  наша  жизнь.  Из  первого  же  опыта  намечается,  что  играть  в  политику  поэту  с  нерешёнными  вопросами  в  душе  опасно.  Политика  сейчас – это  как  религия  в  прежнее  время».  Это  сильное  сравнение,  и  это  так  и  есть.  Но  легко  говорить  об  этом  сейчас.  «С.531: Пишу  я  о  природе,  а  мои  читатели  хватаются  за  мои  книги,  как  многие  думают,  чтобы  забыться  на  стороне  от  мучительной  действительности.  Некоторые  люди,  мои  недруги,  говорят,  что  я  об-маном  живу».  Никит. II: 1864 г., С.457: «Гуляя,  я  видел  следы  разрушения,  причинённого  вчера-шним  ураганом.  Он   пронесся  довольно  узкой  полосою  между  нашей  дачей  (по  дороге  в  де-ревню  Славянку)  и  второю  Матросскою   слободкою  и   повалил  на   пути  своём  огромные  дере-вья,  одни   повырывал   с  корнем,  другие  поломал  и  разбросал  повсюду  массу  сучьев  и  облом-ков».  Стихия,  её  надо  уважать,  с  нею  следует  считаться.  С. 458: «Трудно  уважать  и  самого  себя, сознавая  себя  таким  ничтожным  и  жалким  существом,  как  человек».  С.459: «Когда  россиянин   говорит  о  честности,  то  это  всё  равно,  как  бы  глухой  говорил  о  музыке.  Юбилей  академика  Карла  Максимовича  Бэра.  У  нас  ничего  не  умеют  сделать  так,  чтобы  это  было  прилично  и  безобидно  для   всех  и  каждого.  Шум,  гам,  стукотня,  какие-то  неистовые  возгласы  во   время   чтения   речей,  вскакивание  с  мест  и  возвращение  к  ним  со  стуком  и  грохотом».  Это  чест-вовали  не  нашего  автора,  а  вот  читайте,  как  чествовали  его.  С.461: «Сегодня А. А. Воскре-сенский,  исправляющий  должность ректора  университета,  поднёс  мне от  имени  последнего  диплом  на  звание  почетного  его  члена  с  весьма  любезными  изъявлениями».  День  и  ночь. 

05.01.03.
0:0:1.  Счёт открыт.  Как  приятно:  телефонный  звонок  и  в  трубке  голос – "Я  приду".  В  молодости  мы  чаще  доверяем  инстинктам,  в старости – опыту. Теперь,  благодаря  Эрику  Бёрну,  мы  знаем,  что  кроме  наследственных  генов  существуют  ещё  поведенческие  гены,  которые  приобретаются  после  рождения.  Пришвин:
1951, «С.531: Читаю  "Войну  и  мир", не  читаю,  а  пью».  Я  от  второ-го  прочтения  не  получил  того  удовольствия,  которое  ожидал.  Эта  вещь  очень  кинематографич-на.  «С532: Толстой  в  лице  Кутузова  и  России  хочет  нам  дать  это  чувство  нашего  расположения  к  своему  дикому,  заповедному.  Если  судить  самого  себя,  то  всегда  будешь  судить  с  пристрас-тием  или  больше  в  сторону  вины,  или  в  сторону  оправдания.  И  вот  это  неизбежное  колебание  в  ту  или  другую  сторону  называется  совестью».  Мне  это  кажется  естественным:  метод  после-довательного  приближения  к  истине.  Когда  палку  перегнёшь,  это  сразу  бросается  в  глаза.  [И  совсем  не  ясно,  что  хуже – атомная  война  или  вселенская  лень.  Если  победит  гуманное  начало,  то  в  будущем  Земля  явится  нам  в  виде  зелёного  шара,  разделённого  на  зоны  труда  и  проживания.  Сообщение  между  зонами  только  воздушное,  в  зоне  проживания  дорог  нет,  только  тропинки.  Но  если  верх  возьмут  меркантильные  интересы,  то  Земля  предстанет  перед  нами  в  виде  бетонированного  шара,  без  единой  травинки,  и  люди,  в  целях  экономии  места,  живут  под  землёй.  Продукты,  воздух,  вода  производятся  искусственно.  Мне  кажется,  что  второй  вариант  осущест-вить  гораздо  легче,  а  человечество  как  раз  и  движется  по  пути  наименьшего  сопротивления.  Но  всё  равно,  выбор  пути  будет  определяться  путём  вооруженного  конфликта.  Только  пройдя  через  этот  ужас,  человечество  поймёт  своё  предназначение,  только  тогда  можно  будет  сказать,  родился  человек  разумный,  и  начать  новый  отсчет  времени.  А  пока – это  предродовые  схватки,  шевеление  человека  во  чреве  матери-Природы.]

06.01.03.
0:0:2.  Сайт – дело  наживное,  заполучить  бы  «Гарант».  Пропустил  поход  на  почту,  зато  ухватил  кусочек  вдохновения.  К  счастью, Петрович  не  ругался.  Когда  слегка  вденешь,  день проходит  быстрее,  что  плохо.  ПК – это  наркотик.
 Пришвин: «С.531: Когда  тишина  зимой  в  лесу  достигает  последнего  предела,  то  почему-то  начинаешь  думать,  не  я  ли  оглох  и  не  слышу».  Да,  зимой  в  лесу  (парке)  тишина  приближается  к  абсолютной.  Берд.: «Социальное  реформирование  общества  воспринимается  как  насилие  теми,  для  кого  известный  привычный  социальный  строй  представ-ляется  свободой,  хотя  бы он  был  страшно  несправедлив».  Это  можно  назвать  привычкой  к  рабству,  но  можно  именовать  и  консерватизмом.  Тут  не  только  рабство,  но  обычаи,  устои,  те  же  "краеугольные  камни".  «В  мире  объективированном  материя  сильнее  Бога.  Сын  Божий  был  распят.  Сократ  был  отравлен.  Пророки  были  побиваемы  камнями».  Мир  потому  и  силён,  что  он  объективен,  а  не  выдуман.  А  Сократа  привлёк  в  свидетели  напрасно.  «Всегда  инициаторы  и  творцы  новой  мысли  и  новой  жизни  были  преследуемы,  угнетаемы  и  нередко  казнимы.  Средний  человек  социальной  обыденности  торжествовал.  Торжествовали  только  господин  и  раб,  свободных  же  не  выносили.  Высшую  ценность – человеческую  личность  не  хотели  признавать,  ценность  же  низшую – государство  с  его  насилием  и  ложью,  с  шпионажем  и  холодным  убийст-вом  почитали  высшей  ценностью  и  рабьи  поклонялись  ей».  "И  что  посредственность  одна / Нам  по  плечу  и  не  странна(8 9) «Совесть  не  может  иметь  своего  центра  в  каком-либо  универ-сальном  единстве,  она  не  подлежит  отчуждению,  она  остается  в  глубине  личности.  Свободный  лишь  тот,  кто  не  допускает  отчуждения,  выбрасывания  вовне  своей  совести  и  своего  суждения,  допускающий  же  это  есть  раб».  Я  согласен,  совесть  сугубо  индивидуальна.  Но  мы  же  помним  "ум,  честь  и  совесть"!  И  если  будут  внушать  это  с  детства,  то  можно  привыкнуть. 

07.01.03.
Полностью  поглощён  созданием  сайта.  Консультируюсь  с  Леной  из  Литвы – мой  добровольный  помощник.  Мучаюсь  с  тайником  для  интимной  лирики.  Думаю,  что  если  её  не  найдут  при  жиз-ни,  значит  я  сохранил  целомудрие  и,  следовательно,  безгрешен.  Но  только  в  этом  плане.
  Никит. II: 1864 г., С.462: «Ежели  есть  что-нибудь  достоверное  на  свете,  так  это  то,  что  нет  ничего  дос-товерного.  В  пожарах  обвиняют  поляков,  которых  целыми  толпами  выселили  из  Царства  Польс-кого  и  из  западных  губерний  во  внутренние  города  империи.  Ничто  столько  не  содействует  распространению  и  усилению  умственной  лени,  как  неумеренное  чтение.  Страсть  искать  всего  в  книгах  и  от  книг  ожидать  во  всём  вразумления,  правил  и  наставлений  ослабляет  силу  самосто-ятельного  мышления,  стесняет  деятельность  разума  и  устраняет  благотворное  на  нас  влияние  соб-ственного  опыта  и  наблюдения».  Наш  философ  заговорил  афоризмами.  А  на  счёт  чтения  он  заб-луждается,  знать,  чтение  и  исправление  слабых  писателей  отбило  у  него  охоту  читать.  Это  заме-тно  хотя  бы  по  тому,  что  он  никого  не  цитирует,  кроме  своих  начальников.  С.463: «Это  свой-ство  большинства  москвичей  смотреть  на  всю  остальную  Россию  свысока,  точно  они  этим  как  бы  хотят  напомнить  претензию  древней  Москвы  на  самодержавие.  Правда,  в  Петербурге  много  немцев,  но  тут  нет  также  недостатка  и  в  настоящих  русских,  только  последние  не  так  много  кричат  и  вопят  о  своём  патриотизме,  как  москвичи».  Интуитивно  он  примыкает  к  западникам,  но  боится  заявить  об  этом  открыто,  ибо  в  этом  лагере  вся  передовая  интеллигенция.  С.464: «Вчера  в  Апраксином  переулке  или  где-то  поблизости  вспыхнул  пожар.  Однако  его  скоро  зату-шили.  Пожары  у  нас  становятся  хроническим  бедствием.  В  редком  номере  газет  не  читаем  изве-стий  о  сильных  пожарах  в  разных  городах  и  сёлах.  Вообще  Северная  Пальмира  представляет  из  себя  чудную  картину  города,  где  безопасности   граждан   на   каждом  шагу  что-нибудь  угрожает».

08.01.03.
Никто  не  пишет,  сайт  вроде  бы  и  есть,  а  в  руки  не  даётся,  то  есть,  запускать  туда  инфор-мацию  ещё  не  умею.  Сижу  дома,  работаю  в  обычном  режиме.  Мирошниченко  тоже  молчит.
  Пришвин: «С.533: А  вот  пришло  время,  78 лет!  И  как  я  рад,  как  счастлив,  что  вовсе  не  надо  мне  больше  бегать  за  девочками,  что  каждая  женщина  мне  теперь  насквозь  видна.  Смерть  со-здаётся  любовью  близких,  а  сам  по  себе  человек  бессмертен.  Дым  из  трубы  поднимается  вверх,  высокий,  прямой  и  живой,  а  снег  падает,  и,  сколько  бы  ни  падало  снегу,  дым  всё  подни-мается.  Так  вот  и  я  себя  в  жизни  чувствую,  как  дым.  В  воздухе  пахло  самым  хорошим,  тем  самым,  чем  пахло,  когда,  бывало,  в  детстве  выходишь  на  двор  запускать  змей  с  трещоткой  и  длинным  мочальным  хвостом».  А  я  всё  ещё  предаюсь.  Правда,  мне  ещё  не  78.  Дожить  бы,  а  там  увидим.  [Может  быть  не  в  этот  раз,  может  быть  не  с  первой  попытки,  но  она  родит  настоящих  людей,  носителей  разума,  а  не  инстинктов.  А  будет  ли  эта  попытка  сразу  удачной  или  нет,  зависит  от  того,  как  будут  разворачиваться  события  сейчас.  Наверное,  все-таки  не  следует  падать  духом,  ведь  как  ни  была  слаба  Россия  временами,  однако  сохранила  за  собой  такую  огромную  территорию,  и  как  ни  сильны  были  страны  Западной  Европы,  однако  ютятся  на  своих  задворках,  уповая  только  на  мощь  США.  Я  совсем  не  люблю  философствовать  на  подобные  темы.  Это  получилось  как-то  само  собой.  А  всё  за  Державу  обидно.  Такая  огромная  и  такая  бестолковая.  Временами  просто  непонятно,  что  же  удерживает  её  на  вершине  мо-гущества,  чем  берём?  Количеством  людей? – так  в  Китае,  Индии  народу  гораздо  больше.  Может  быть,  нам  помогает  Бог? – так  ведь  мы – государство  атеистов.  Может  быть,  наши  земли  никому  не  нужны? – опять  нет.  На  востоке  китайцы  и  японцы,  на  западе  немцы  и  шведы,  на  юге  турки – всегда  находились  охотники  расширить  своё  “жизненное  пространство”  за  наш  счёт.]

09.01.03. 
Приехала  Людочка – начинается  активная  деятельность.  Если  я  и  не  указываю  конкретных  дел,  что  я  сделал,  это  не  значит,  что  их  нет.  Работа,  в  некотором   смысле,  кипит.  Посмотрел  хо-роший  голливудский  фильм  «Зелёная  миля».  Для  Голливуда  хороший  фильм  с  моей  точки  зрения – редкость.  Но  и  этот  фильм  не  лишен  голливудизмов:  матерных  выражений  и  грязной  скабрезности.  От  начала  до  конца  фильм  высосан  из  пальца,  то  есть,  так  не  бывает  и  не  могло  быть.
  Берд.: «Свободный  есть  существо  самоуправляющееся,  а  не  управляемое,  не  само-управление  общества  и  народа,  а  самоуправление  человека,  ставшего  личностью».  Сначала  авто-номия  общества  от  государства,  затем  самоуправление  народа,  и,  наконец,  автономия  личности.  «Общество  свободных,  общество  личностей  не  есть  ни  монархия,  ни  теократия,  ни  аристокра-тия,  ни  демократия,  ни  общество  авторитарное,  ни  общество  либеральное,  ни  общество  бур-жуазное,  ни  общество  социалистическое,  ни  фашизм,  ни  коммунизм,  даже  ни  анархизм…»  По  описанию  это  анархизм.  «Это  прежде  всего  означает…  изменение  структуры  сознания…»  Это  просто  утопия.  «Любовь  к  истине  есть  победа  над  порабощающим  страхом.  Примитивный  че-ловек,  который  все  ещё  живёт  в  современном  человеке,  находится  во  власти  страха,  он  раб  прошлого,  обычного,  духа  предков».  Я  думаю,  автор  говорит  о  противоположности  лжи.  Ложью  толпа  управляется.  «Господин  и  раб  об  этом  вообще  мыслить  не  могут,  об  этом  мыслить  может  лишь  свободный».  «…они  (господин  и  раб)  будут  создавать  всё  новые  формы  господства  и  рабства,  будут  совершать  всё  новые  переодевания…»  Это  всё  очень  смахивает  на  утопию,  против  которой  восстаёт  и  сам  Бердяев.  Однако,  пока  всё  совершается  так,  как  он  сказал.  Действительно,  власть  переодевается,  и  формы  рабства  меняются.  «Я  давно  усомнился  в  истинности  онтологизма  вообще  и  платоновского  онтологизма  в  частности».

10.01.03.  
С  Людой  обсудили  кое-какие  вопросы.  Пришла  информация,  что  готов  паспорт.
  Никит. II: 1864 г., С.465: «Катков  и  И. С. Аксаков  считают  себя  настоящими  опекунами  русского  народа.  К  Петербургу  они  питают  ненависть и  презрение  и  его  правительственное  значение  считают  чистой  узурпацией.  Стоит  только  жить  в  Петербурге,  чтобы,  по  их  мнению,  потерять  всякое  патриотическое  чувство  к  России.  Тот  не  патриот,  кто  не  орёт,  не  беснуется,  не  ломает  стульев  и  столов».  Тут  надо  оценивать  по  тому,  кто  сколько  вложил  в  развитие  культуры  об-щества.  Вклад  Никитенко  минимальный,  оттого  и  бесится.  Его  дневники  имеют  чисто  инфор-мационную  ценность.  С.466: «От  него  (Егора  Оттовича  Дуве,  начальника  винных  акцизов  в  Витебской  губернии)  услышал  я  о  новом  распоряжении,  чтобы  все  поляки,  служащие  там, были  немедленно  уволены  от  своих  должностей  с  предоставлением   им   права   искать  себе  мест  во  внутренних  губерниях».  Это  не  насильственное  переселение,  а  экономическое  принуждение,  ко-торое  не  сразу  бросается  в  глаза.  С.469: «Недавно  поймали  одного  поджигателя.  У  него  спро-сили,  что  побудило   его  к   поджогу?  Он  отвечал,  что  поджег  так,  сам  не  знает,  почему.  И. С. Аксаков  скажет, что  это – великие  силы  великой  национальности,  не  направленные  как  должно  и  потому  проявляющие  в  себе  преимущественно  элементы  разрушения.  Я  думаю, это  объясняется  проще.  Русский   человек  в  настоящий  момент  не  знает  ни  права,  ни  закона.  Единственною  уздою  его  до  сих  пор  был  страх.  Теперь  страх  этот  снят  с  его  души.  Безнаказанность  и  «дешевка» – вот  где  семя  этой  деморализации,  которая  свирепствует  в  нашем  народе  и  превращает  его  в  зверя,  несмотря  на  его  прекрасные  способности  и  многие  хорошие  свойства».  Из  этих  слов  вытекает,  что  любой  народ,  самый  миролюбивый,  даже  самый  культурный  государство  может  легко  довести  до  скотского  состояния.   

11.01.03.  
Ходил  за  паспортом:  мороз  > 20°С,  расстояние  изрядное – шёл  около  часа.  Паспорт  не  дали,  так  как  забыл  заплатить  в  сбербанк:  дырка  в  голове.  Подходы  к  паспортному  столу  непреодолимые,  пришлось  прибегать  к  помощи  посторонних.  Не  раз  помянул  нашу  администрацию:  "
Благослов-ляя  колеи / И  рвы  отеческой  земли (7 – 38).  Переволновался.  Обратно  тоже  пешком.  Нагулялся  вдосталь,  теперь  прихожу  в  себя.  Пришвин: «С.537: Люди  ещё  молодые,  состоящие  в  плену  главной  человеческой  страсти,  обеспечивающей  размножение,  представляют  себе  жизнь  без  это-го,  как  смерть.  Они  не  подозревают,  что  как  раз-то  и  начинается  свободная  и  большая  жизнь,  когда  они  освободятся  от  этого  пристрастия.  Не  оттого  ли  все  наши  страдания,  что  мы  пристрастны.  С.541: Так  всю  мою  жизнь  определила  эта  нота  души:  стремление  вдаль  и  к  другу.  Теперь  моя  задача  ввести  это  чувство  дали  в  коммунизм».  [22.05.86.  Как  правило,  я  скептически  отношусь  к  сплетням,  касаются  они  меня  или  нет, но  иногда  они  настолько  правдоподобны,  настолько  вероятны  в  наших  условиях,  что  невольно  в  душу  закрадываются  сомнения.  Вчера  я  услыхал,  что  работники  Чернобыльской  АЭС  за  несколько  дней  до  аварии  предупреждали  райком  о  её  возможности  и  рекомендовали  заранее  остановить  реактор,  но  последовало  обвинение  в  паникёрстве  и  приказ  продолжать  работать.  Если  вспомнить  гибель  рудовоза  «Умань»,  которому  запретили  зайти  в  Кадис,  переждать  шторм,  затем  гибель  нашего  корабля  у  берегов  Дании,  отказавшегося  принять  помощь  в  виду  особой  секретности  груза,  то  думайте  сами.  И,  наконец,  гибель  контейнеровоза,  предназначенного  для  каботажного  плавания,  у  берегов  Канады,  то  сплетня  о  Чернобыле  покажется  вполне  реальной.  А  виной  всем  перечисленным  трагедиям  призрачная  экономия  государственных  средств,  которая  чаще  всего  оборачивается  гибелью  людей  и  утратой  дорогостоящего  имущества.]

12.01.03.  
Вчера  было  первое  производственное  совещание.  Трений  не  было.  Приходили  молодые  юристы.  У  них  была  сессия.  Хорошо  пообедали.
  Берд.: «Я  выразил  это  ещё  в  своей  книге  “Смысл  твор-чества”,  где  утверждал  примат  свободы  над  бытием,  хотя  терминология  моя  была  недостаточно  отчётливой  и  последовательно  проведённой».  Мне  и  сейчас  его  терминология  кажется  сугубо  индивидуальной  и  нигде  не  определённой.  «Необходимо  проследить,  сколько  разнообразных  и  утонченных  форм  рабства  подстерегает  человека  и  прельщает  его».  "Довольно  рабство  тяжкое / Одни  пути  лукавые / Открытыми,  влекущими / Держало  на  Руси!"  (чII – пирIV)  «Истинная  фило-софия  должна  стремиться  к  конкретной  реальности,  к  существующему.  Нужно  делать  [видеть]  огромное  различие  между  Богом  и  человеческой  идеей  о  Боге».  Золотые  слова,  на  веки.  Только  он  сам  их  часто  опровергает  своим  сюсюканьем  по  поводу  Боженьки.  «"Я  есмь  сущий" – главное  ударение  на  "я", а  не  на  "сущем".  "Я",  личность,  первичнее  "бытия",  которое  есть  результат  категориального  мышления.  Личность  первичнее  бытия».  Где  же  тогда  пре-бывала  личность,  пока  бытия  ещё  не  было?  Я  согласился  бы  с  формулировкой  личность  выше  бытия А  на  я  есмь  сущий  древние  греки  уже  давно  вынесли  свой  вердикт:  всё  сущее  познаваемо.  Попы,  утверждая,  что  бог  непознаваем,  тем  самым  подписывают  ему  смертный  приговор:  бога  нет.  Бер-дяеву,  наверное,  заключение  древних  греков  было  неизвестно,  поэтому  он  настаивает  на  абсурде.  «Человек  был  признан  рабом  бытия,  которое  его  целиком  детерминирует,  он  не  свободен  в  отношении  бытия,  самая  его  свобода  порождена  бытием».  В  этой  фразе  не  вижу  ни  логики,  ни  смысла.  Жонглирование  словами.  Обидно.  Кем  был  признан?  Взаимное  сосуществование – ещё  не  рабство,  даже  взаимозависимость  ещё  не  рабство.  Рабство – один  из  главных  атрибутов  власти,  если  не  главный.  Рабство  может  быть  только  там,  где  есть  власть.

13.01.03.
Доходил  до  почты.  Погода – чудесная.  К  вечеру  приехали  дети-внуки.  От  Черепанова  обнадёжи-вающие  вести.  Что-то  хочет  предложить  Кирицев.
  Никит. II: 1864 г., С.470: «Земские  учреждения  никак  не  прививаются.  Пошлый  демократизм  принимает  всё  большие  и  большие  размеры  и  грозит  важными  бедами.  Мужик  не  исполнил  своих обязанностей,  мужик  вырубил  ваш  лес  или  каким-нибудь  образом  у  вас  своровал – вы  не  найдёте  на  него  управы  у  местных  властей».  Вот  появились  и  речи  крепостника:  "В  лесу  не  рог  охотничий, / Звучит – топор  разбойничий, / Шалят!  а  что  поделаешь? /Кем  лес  убережешь?.. I - глVС.471: «Мы   всё  спускаемся  по  скату  и  с  неудержимой  быстротой  мчимся  в  пропасть,  которой  пределов  и  дна – не  видно.  Я  мой  либе-рализм  смягчаю  консервативным  принципом.  Либерализм  надобно  просеивать  сквозь  сито  консер-ватизма:  пусть  выпадает  чистая  мука,  а  шелуха  выбросится  вон».  С.475: «Долго   разговаривал  с  Костомаровым.  Его  статья  «Вече   в  России»  заарестована  в  цензуре  бог  знает  за  что.  Цензорам  показалось,  что   не  следует   напоминать,  что   когда-то  давно  у  нас  народ  собирался  рассуждать  о  своих  делах».  Власть  понимает,  что  самоуправление – это  конец  самодержавию.  С.476: «Наше  время  принято  называть  переходным.  Но  не  все  ли  времена  переходные,  то  есть  не  все  ли   служат  ступенью  от  прошедшего  к  будущему?  В. П. Безобразов  в  присутствии  великого  князя  читал  записку  о  гирлах  у  Ростова-на-Дону,  о  их  засорении,  необходимости  очистки  их  и  проч.  Тут  находился,  между  прочим,  городской  голова  Ростова».  С.477: «В  заключение  он  сказал: «Но  между  неудобствами, которым  в  настоящее  время  подвергается  Ростов,  есть  ещё  одно  весьма   важное  для   местного  населения.  Это  то,  что  ни  один  обыватель  не  может  быть  спокоен,  если  не  имеет  в  своём  распоряжении  револьвера».  Депутация  остзейских   крестьян,  прибывшая  сюда   просить  государя  о  распространении  на  них  Положения  19  февраля,  принята  дурно».      

14.01.03. 
Провожал  детей-внуков.  День  прошёл  наперекосяк,  то  есть,  поработать  с  ПК  не  удалось.  Да,  правда,  помылся.  Заленился  с  ф-но.  Мы  никогда  не  лжем  себе,  но  часто  пытаемся  себя  убедить  в  том,  что  поступили  правильно,  что  мы  добродетельны.
 В  этом  проявляется  внутреннее  Я,  конкретное  взаимовлияние  ипостасей  взрослого  и  ребёнка.  Это  прямое  проявление  угрызения  совести.  Я  всегда  находил,  где  и  в  чём  я  допустил  непростительный  промах,  а  именно  только  такие  промахи  и  гложут  нашу  душу.  Берд.:  «Искание  истины  есть  активность,  а  не  пассив-ность,  есть  борьба,  а  не  мление».  Есть  ли  смысл  в  искании  истины,  если  мы  точно  знаем,  что  она  не  достижима?  Вот  оно,  решение  извечного  спора:  что  важнее – цель  или  движение  к  цели.  Движение  к  цели – это  путь  познания,  а  познание – смысл  жизни  человека.  Отыскивая  про-межуточные  истины,  мы  прокладываем  путь  к  истине  вечной.  «Эстэты  по  своей  душевной  структуре  бывают  яркими  индивидуалистами,  но  не  бывают  личностями».  Основное  правило  в  русском  языке  есть  совпадение  произношения  с  написанием  слова.  Это  касается  и  слова  «эс-тэт».  Произнесите  в  этом  слове  вторую  гласную  как  «е»,  и  слово  покажется  вам  незнакомым.  «Познание  личности  и  свободы  связано  с  личным  разумом,  с  волей  и  активностью».  В  рассуждении  разумной  деятельности  волю  надо  понимать  как  необходимость;  тогда  появляется  логика  в  данной  фразе.  Редкий  случай,  когда  автор  допускает  в  своих  рассуждениях  присут-ствие  разума.  «Именно  индивидуально-неповторимое  в  единичной  лошади  есть  самое  богатое  и  полное,  а  самое  главное,  то  же,  что  мы  называем  "общим"  в  лошади,  её  лошадиностью,  есть  лишь  качествование  индивидуально-неповторимого  и  единичного».  Явление  и  сущность – фило-софские  категории,  разжёваны  со  времён  Гегеля,  но  высказанные  в  тяжеловесной,  трудно  произносимой  форме  должны  казаться  более  глубокомысленными. 

15.01.03. 
0:0:3.  Сидел  дома,  не  музицировал.  Готовил  письмо  в  Пресс-центр  для  аттестации  ДСИ.  Потом  пришла  Л,  пока  Тонечка  получала  мой  паспорт,  мы  всё  успели.  Теперь  я  полноправный,  а  то  могли  и  не  похоронить.  У  Л  потрясающее  чувство,  я  бы  сказал,  чутьё  опасности,  ещё  не  было  случая,  чтобы  оно  подвело  её.  Вот  и  сегодня,  пришла  вовремя
 и  ушла  сразу.  Пришвин: «С.544: Весь  смысл  и  всё  должное  философии  состоит  в  том,  чтобы  побудить  каждого  мыслить  само-стоятельно  и  собственными  словами  выражать  свои  мысли.  Улыбка – это  единственное,  чего  не  хватает  в  Евангелии.  С.547: Всё  живое  так  живёт  между  светом  и  тенью,  все  живут  и  бранятся  более  на  тень,  а  убери  тень – в  одном  свете  на  земле  вся  жизнь  кончится.  Исповедь  Руссо  есть  описание  мук,  сопровождающих  известность.  Мы  являемся  современниками  идей  торжествующего  социализма».  [И  хотя  трудно  поверить,  что  персонал  АЭС  должен  консультироваться  с  рай-комом  о  режимах  работы  такого  предприятия,  но  наш  бюрократизм  и  боязнь  ответственности  могут  заставить  думать,  что  угодно.  Мир  был  бы  прекрасен,  если  бы  его  не  обсерали  взаимо-отношения  людей.  Они,  эти  отношения,  как  паутина  на  лике  природы.  Счастлив  был  Адам,  но  до  тех  пор,  пока  Бог  не  сотворил  Еву.  Вот  первоисточник  зла.  Я  уже  упоминал,  что  веду  на  станции  пропагандистскую  работу.  И  хотя  с  большой  неохотой  поддался  на  уговоры  начальника,  в  отношении  единого  политдня – это  его  прямая  обязанность,  но  скоро  открыл  для  себя  некоторые  выгоды.  Во-первых,  я  получил  доступ  на  соответствующие  лекции,  которые,  пусть  с  натяжкой,  можно  назвать  первоисточниками,  во-вторых,  появилась  возможность  высказывать  свои  взгляды,  за  что  и  получил  уже  ярлык  западника.  Хотя  я  привожу  в  пример  только  успехи  стран  «Содружества»,  и  в-третьих,  начальник  обещал  мне  платить  за  эту  мою  общественную  работу.  Но  в  своё  оправдание  скажу,  что  это  так  и  осталось  обещанием.] 

16.01.03.
0:0:4.  Куда-то  уходит  время,  причём,  незаметно.  А  это  признак  того,  что  занят  я,  и  очень  занят.  Телефонстрой  предпринимает  попытку  отделаться  обещаниями.  Натуральные  совки,  те  же  самые  приёмы  обмана,  надувательства  и  наглости.  Утешаюсь  любовью;  а  сколько  сил  она  от-нимает!  Пришвин:
«С.549: Листья  на  тополе  уже  такие,  что  пальцем,  даже  большим,  не  при-кроешь,  и  они  все  в  смоле  ароматной  и  на  солнце  блестят,  как  металл.  Вечером  были  у  Коненкова.  Вечером  были  в  консерватории  на  Requiem  Моцарта.  Слишком  я  благополучно  жил,  так  благополучно,  как  ни  у  кого».  Моя  жизнь  мне  тоже  кажется  благополучной.  Всё  красит  финал.  Никит. II: 1864 г., С.478: «Министр  внутренних  дел  велел  рассмотреть  в  Совете  (по  делам  печати)  записку  Пржецлавского  о "Московских  ведомостях" и  доложить  по  ней  своё  заключение,  когда  выздоровеет  Тройницкий.  До  меня  не  дошла  ещё  она.  Дело  это  весьма  щекотливое.  Накопилась  пропасть  дел.  Надобно  ещё  писать  замечания  на  академический  устав.  Мой  протест,  однако,  помог.  По  новому  уставу  решено  не  сливать  II  отделение  с  прочими  и   предоставить  ему  самостоятельность».  При  первой  же  возможности  автор  подчёркивает  свою  значимость.  С.479: «Жизнь – не  дар,  а  долг.  Притча  о  талантах  заключает  в  себе  глубокую  истину.  Высказывайте  смело  и  откровенно  идею,  если  сердце  ваше  бьётся  для  неё:  это  долг  честного  человека.  Но  не  унывайте  в  тщетности  ваших  усилий  дать  ей  перевес  в  человеческих  делах:  это  невозможно,  если  вы  не  вооружены  властью.  Довольно, что  вы  бросили  её  в  водоворот  человеческой  мысли:  может  быть,  она  там  и  не  потонет.  Но  вам  уже  не  знать  вашего  собственного  детища,  и,  может  быть,  семя  вашей  идеи  взрастёт  только  на  могиле  вашей».  Это  он  мне  шлёт  утешение.  С.483: «На  днях  В. И. Модестов  принёс  мне  свою   монографию  о  Таците.  Вещь  не  дурная,  и  автор,  кажется,  обещает  быть  хорошим  профессором».

17.01.03.
Настала  оттепель,  скользко,  а  надо  ехать  в  банк.  Интенсивно  работаю  по  телефону.  Кьеркегор,  правда,  в  туманной  форме,  говорит  о  том,  что  ничего  нового  в  каждом  следующем  человеке  нет.  И  я  с  ним  согласен,  ибо  всё,  что  казалось  мне  по  мере  роста  новым,  оказывалось  давно  известным  и  лишь  подчеркивало  мою  наивность.  Почему  и  уходит  время  высокохудожественной  литературы:  Шекспир,  Достоевский,  Толстой  и  равноподобные,  которые  в  своих  произведениях  представили  всё  высокое  и  низкое, что  присуще  человеческой  натуре.  Но  и  об  этом  уже  говорил  Мариенгоф.
 Высокое  искусство  не  может  противостоять  поп-культуре,  которая  более  понятна  и  притягательна  массам.  Берд.: «Происходит  ложная  абсолютизация,  почти  обоготворение  законов  природы  и  законов  общества».  Только  действующие  в  Природе  законы  и  достойны  обожествления.  На  основе  этих  законов  строится  плоть  человека  и  возникает  разум.  Только  опираясь  на  законы  Природы  и  общества,  человек  способен  к  самопознанию.  «Единичная  личность  и  её  судьба  есть  большая  ценность,  чем  мировой  порядок,  чем  гармония  целого,  чем  отвлеченное  бытие.  Личность  восстает  против  миропорядка».  Мировой  порядок – это,  по-видимому,  Природа  и  её  законы.  Автор  красуется  своей  парадоксальностью,  которая  на  самом  деле  выглядит  чепухой.  Он  сравнивает  несравнимые  вещи.  С  таким  же  успехом  можно  срав-нивать  в  ценности  подтяжки  и  аромат  весны.  А  против  миропорядка  может  восставать  только  сумасшедший,  но  даже  Бердяев  таких  за  личность  не  признаёт.  «Человек  творит  Бога  по  своему  образу  и  подобию  и  вкладывает  в  Бога  не  только  лучшее  в  своём  образе,  но  и  худшее».  Действительно,  Бог  Моисея  да  и  Авраама  представляется  мне  людоедом.  Потому  кажется  про-тивоестественным  поклоняться  творению  человека,  тем  более,  что  когда  человек  создавал  бога,  он  находился  в  своей  самой  дремучей  первобытной  форме.  

18.01.03.
Получил  первую  получку:  обмыли  в  кафе  Витебского  вокзала.  Бомжи  нагло  выпрашивают  еду,  и  их  никто  не  гоняет.  Любовь – это  состояние  души,  а  не  конкретная  направленность.  Предмет  любви  только  украшается  любовью,  чтобы  скрыть  его  недостатки  от  любящего.  Но  воспользо-ваться  этим  состоянием  может  как  порядочный,  так  и негодяй,  ну  если  не  негодяй,  то  просто  неподходящий  человек.  А  всё  возрастающее  количество  разводов  это  и  подтверждает.  На  не-лёгкое  экономическое  положение  накладывается  алкоголизм  и  наркомания.
  И  безработица,  точ-нее,  нежелание  работать.  Никит. II: 1865 г., С.489: «Вчера  вечером  на  бале  во  дворце.  Приехал   в  9  часов.  Гостей  было   уже  довольно  много.  Государь  вышел  в  польском  лишь  час  спустя,  и  за  ним  потянулся  ряд  пар  всё  почти  из  ветхих  старушек  и  старичков.  Красивых  женщин  вообще  здесь  мало.  Звездой  первой  величины  сияла  наша  родственница,  бывшая  Ш.,  ныне  графиня  Г.,  да  ещё  госпожа  Н. А. Дубельт,  дочь  А. С. Пушкина».  На  бал  приглашают  только  надёжных  лю-дей,  столпов,  которые  формируют  устои  самодержавия.  С.490: «За  ужином  мне  пришлось  сидеть  против  красавицы  Дубельт,  за   которой   увивался  Тимашев,  и  возле  генерала К. Л. Монтрезора,  который  мне  рассказал  несколько  любо-пытных  эпизодов  из  эпохи  двенадцатого  года.  Он  был  адъютантом  Кутузова.  Встретил  тут  много  знакомых.  Уехал  после  часу.  На  этот  раз  долго  ждал  кареты.  Ш.  красный,  как  пион,  он  пил  и  ел  за  столом  отлично,  а  вечером  вливал  в  себя  также  отличную  жженку.  И  ничего  ему.  А  лет  ему  за  семьдесят,  и  кондрашка  уже  раз  к  нему  стучался.  Фауст  Гёте  выше  Байронова  Манфреда  настолько,  насколько  человечество  выше  отдельной   личности   человека.  Норов  про-сил   меня  сделать  замечание  на  проект  о  печати,  внесённый  в  Государственный  совет.  Он  дал  мне  все  материалы  для  этого».  Кажется,  первое  суждение  о  литературных  произведениях  и  литераторах  в  связи  с  их  творчеством.

19.01.03.
Первый  небольшой  успех:  самостоятельно  добыл  из  Интернета  текст  167-ФЗ.  Он  ещё  раз  под-тверждает,  что  государство  не  брезгует  ни  чем,  чтобы  только  урвать  кусок  от  народа.  В  виду  гололёда  пропустил  встречу  с  д/д.  Деньги  и  книги  передал  через  брата  Валентины.  И  Люда  уехала  как  бы  заочно.
  Берд.: «На  отношения  между  Богом  и  человеком  перенесены  были  отно-шения  между  господином  и  рабом,  взятые  из  социальной  жизни.  Бог  есть  свобода.  Бог  есть  дух,  дух  же  не  знает  отношений  господства  и  рабства».  «К  Богу  не  применимы  все  эти  социо-морфические  и  космоморфические  категории.  Бог  есть  Тайна,  но  Тайна,  к  которой  трансцен-дирует  человек  и  к  которой  он  приобщается.  Именно  абсолюстически-монархическое  понимание  Бога  породило  атеизм,  как  справедливое  восстание.  Он  имел  положительную  миссию,  в  нём  совершалось  очищение  идеи  Бога  от  ложного  социоморфизма,  от  человеческой  бесчеловечности».  А  дух  есть  разум.  Вот  на  этом  следует  остановиться,  запомнить  этот  вывод  накрепко  и  на  этом  стоять.  Так  нет  же.  «Бог  совсем  не  есть  устроитель  мирового  порядка  и  администратор  мирового  целого,  Бог  есть  смысл  человеческого  существования.  Лейбниц  был  самым  страшным  пессимистом  в  истории  мысли.  Лейбниц  думал,  что  этот  мир  есть  самый  лучший  из  возможных  миров.  Но  если  самый  лучший  из  всех  возможных  миров  так  ужасен,  то  как  пессимистично  подобное  учение».  И  всё  же  я  согласен  с  Лейбницем.  Мы  только  что  вошли  в  наш  дом,  ещё  не  разобрались  с  его  устройством  и  потому  проявляем  недовольство.  Период  роста.  Бердяев  думает  по-моему,  но  некоторые  вещи  называет  другими  именами.  Главное,  я  его  понимаю  и  понимаю  легко.  «О  Боге  можно  мыслить  лишь  символически».  Совершенно  верно,  а  за  этим  символом  у  каждого  человека  должно  быть  своё,  сокровенное.  Я  своего  сокровища  не  скрываю:  Разум.  «Это  человек,  сам  человек  до  ужаса  бесчеловечен».  Но  он  стремится  стать  человеком. 

20.01.03.
Кажется,  кончились  праздники.  Предстоящая  неделя  обещает  быть  загруженной.  Начинаю  разоча-ровываться  в  Путине,  как  и  Ельцин,  он  предпринял  атаку  на  льготы  инвалидных  организаций.  Что  это  за  государство, 
которое  не  соблюдает  свои  же  законы!  Требуется  дополнительное  вдох-новение,  чтобы  преодолевать  в  работе  подобные  непредвиденные  препятствия.  Я  не  верю,  что  есть  успешные  независимые  общественные  организации.  (Это  я  себя  утешаю.)  Всё  подготовлено  к  тому,  чтобы  началось  вымирание  общественных  организаций.  Их  даже  не  надо  травить  ор-ганами  власти  и  тащить  в  суды, сами  сдохнут.  Смело  назову  ФНС  могильщиком  общественных  организаций.  [25.06  исполняется  пять  лет,  как  я  работаю  на  станции.  И  что  странно,  на  «Ленинце»  я  двадцать  лет  отдавал  все  свои  умственные  и  физические  силы  производству,  и  никто  не  сказал  «спасибо»,  а  здесь  за  дуракавалянье  получал  похвалы,  и  даже  наградили  грамотой.  Да,  я  знаю,  что  ничего  не  произвожу,  знаю,  что  о  качестве  моей  работы  можно  судить  лишь  по  количеству  жалоб  и  благодарностей,  но  если  пассажир  ленится  написать  жалобу,  то  ещё  труднее  ему  написать  благодарность.  Таким  образом,  качество  моей  работы  скрыто  от  глаз.  Но  если  я  не  произвожу  конкретный  продукт,  я  всё  равно  вижу,  как  его  производят  другие,  и  качество  работы  других  я  могу  и  должен  оценивать  по  достоинству,  ведь  я  покупаю  их  продукцию.  Великий  Белинский  не  был  ни  поэтом,  ни  же  писателем,  однако  он  был  великим  критиком  их  продукции  и  учил  поэтов  писать  стихи,  а  писателей – прозу.  И  все  мы  умеем  отличить  хорошую  работу  от  плохой,  но  не  все  решаемся  назвать  плохое  плохим.  В  Японии,  например,  раз  уволенному  очень  трудно  найти  работу,  уволенному  дважды  найти  работу  невозможно.  У  нас  же  увольнение  с  работы – крайняя  мера,  как  говорил  недавно  прокурор.  Исключение  составляет  увольнение  по  сокращению  штатов.]

21.01.03. 
Запланированные  контакты  по  телефону  сделал,  но  нигде  не  получил  окончательного  результата.  Боюсь,  в  нашем  государстве  это  невозможно.  С  вечера  хотел  что-то  записать,  оставил  до  утра  и  забыл.  Делать  записи  нужно  тотчас,  как только  подумал  об  этом.  Жить  без  веры  нельзя,  но  символ  веры  зависит  от  уровня  интеллекта.  Религия,  когда  символом  веры  является  Бог  в  разли-чных  модификациях,  нужна  лишь  как  нравственный  стимул  или  как  источник  вдохновения.  Как  давеча,  в  1999 г.,  за  ФЗ
-1  от  04.01.  стоял  Починок,  так  и  теперь  из-за  ФЗ-167  торчат  его  уши.  Никит. II: 1865 г., С.491: «Он  думал  управлять  ими  не  как  разумными  существами,  а  как  стадом  баранов – и  в  этом  состояла  его  главная  ошибка,  потому  что  хотя  в  человеке  и  есть  много  скотского,  но  это скотство  все-таки  особенного  свойства,  и  как  нельзя   рыбу   заставить  петь,  а  птицу  вечно  молчать,  так  человека  нельзя   заставить, например,  мыслить.  Граф  Н. И. Евдокимов – весьма  замечательная  личность  между  нашими  современными  знаменитостями.  Из  писарей  он   дослужился  до  полного  генеральства  и  графства,  приобретя  на  то  и  другое  неотъемлемое  право  окончательным  довершением  покорения  Кавказа».  С.492: «Он  (князь А. А. Суворов) давал  ему  разными  намёками  чувствовать  свою  светлость  и  темноту  его  происхождения.  Евдокимов  сказал  ему:  "Ваша  светлость, кажется  затрудняетесь  в  точных  сведениях  о  моей  родословной.  Я  помогу  вам.  Отец   мой   был   крепостной  крестьянин,  мать – крепостная  крестьянка,  а  я  начал  службу  мою  простым  солдатом  и  писарем.  Теперь  я  имею  честь  носить  такие  же  аксельбанты  (генерал-адъютантские),  какие  вижу  на  вашей  груди.  Само  собой  разумеется,  что  мне  не  могли  доставить  их  ни  мой  отец,  ни  моя  мать".  Мысль  о  созвании  земской  думы   недурна.  Жаль  только,  что  эта  инициатива  не  от  правительства,  а  только  от  местного  дворянства».  Да,  это  уже  не  тот  Суворов.  Нельзя  ожидать  от  детей  повторения  достижений  их  отцов.

22.01.03.
Йордана  убрали  по  указанию  Путина  за  очень  хорошее  освещение  осады  «Норд-оста».  То,  что  демонстрируют  Германия  и  Франция, – вдохновляет.  Их  политика  кажется  более  человечной,  на-дёжной  и  предсказуемой,  в  отличие  от  таковой  США.  Прячу  свои  сокровенные  мемуары  по  потайным,  как  мне  кажется,  закоулкам.  Но,  как  я  уже  замечал  выше,  в  этом   проявляется  моя  наивность,  ибо  нет  ничего  тайного,  что  бы  не  стало  явным.  Мне  кажется,  то  есть  я  почти  уверен  в  этом,  что  сны  снятся  в  период  погружения  в  сон,  а  не  при  выходе  из  него.  Мне  часто  снятся  эпизоды  с  автобусами,  автомобилями,  а  это  возможно  именно  при  засыпании,  по-ка   движение  за  окном  достаточно  интенсивное.  Когда  же  я  просыпаюсь,  движения  транспорта  ещё  нет.
  Берд.: «В  универсально-общем,  в  мировом  порядке,  в  мировой  гармонии  торжествует  справедливость,  разум,  благо,  красота,  несправедливость  же,  безумие,  страдание,  уродство  суще-ствуют  лишь  в  частях,  не  желающих  подчиниться  целому.  Идея  гармонии  целого,  миропорядка  и  есть  источник  рабства  человека».  Если  назвать  это  кашей,  то  каша  обидится.  Понятие  зла  воз-никает  при  рассмотрении  психологии  человека  и  связано  оно  с  инстинктами,  выдающими  проис-хождение  человека.  Сотворила  его  Природа,  действуя  строго  по  своим  законам.  Но  Бердяева  угнетает  мысль,  что  его  предки,  как  и  мои – одни  из  множества  приматов.  «Бог  находится  в  ребёнке».  Опять  не  угадал.  В  ребёнке  находится  зверь.  Но,  может  быть,  это  твой  бог?  «Миро-вая  гармония  есть  лживая  и  порабощающая  идея,  от  нее  нужно  освободиться  во  имя  достоин-ства  личности.  Ложный  эстетизм  видит  мировую  гармонию.  Эта  мировая  гармония  слишком  до-рого  стоит».  Если  барахлит  желудок,  если  в  семье  не  всё  в  порядке,  даже  если  в  государстве  переворот,  это  не  значит,  что  мировая  гармония  лжива.  "Над  Малороссией  волшебной / На  чёрном  бархате  небес / Нам  открывался  мир  чудес: / Хотелось  одой  петь  хвалебной..."  (8 – 42)       

23.01.03. 
Вчера  необоснованно  обрадовался:  нашёл  в  ПК  «Природу».  Но  потом  понял,  что  читать  ещё 
не  могу,  её  в  Интернет  почему-то  не  выкладывают.  Но  получил  ответ  от  webplus,  и  появилась  надежда  на  халявный  Интернет.  Надеется  на  халяву  нищий.  Никит. II: 1865 г., С.493: «Заседание  комиссии,  которую  Академия  назначила  для  выработки  проекта  празднования  столетнего  юбилея  Ломоносова  со  дня  его  смерти».  Хотел  сказать,  что  непорядочно  так  говорить:  юбилей  со  дня  смерти  отмечают,  а  не  празднуют.  Но  теперь  вижу,  что  автор – порядочная  каналья  и  намеренно  так  говорит  о  Ломоносове.  С.495: «Когда  Норов,  человек  по  крайней  мере   бесспорно  честный,  начал  упрекать  Корфа,  что  тот  отступается  от  собственных  своих  мнений,  Корф  отвечал:  "Да  из-за  чего  вы,  Авраам  Сергеевич,  горячитесь?  Ведь  всё  это  пустяки"».  Мнение,  которое  не  может  меняться,  становится  догмой.  Да  и  почему  не  поменять  мнение  "для  общей  пользы  и  своей"?  С.496: «Случается  иногда  в  публике  то  от  того,  то  от  другого  слышать  о   ничтожестве   господ,  заседающих  в  Государственном  совете,  но  я,  по  скептическому  моему  обыкновению,  многому  не  верил,  считая  это  преувеличением  или  либеральным  чесанием  языка».  Теперь  поверил  или  убедился  сам,  но  боится  ошибиться  в  этом  вопросе.  С.497: «Обедал  у  Владимирского.  К  чему  такая  роскошь  обеда?  А  все  жалуются  на  безденежье».  Безденежье  не  у  Владимирского,  а  у  его  бывших  крепостных.  Как  и  сегодня,  безденежье  не  у  банкиров,  а  у  народа.  С.498: «В  Петербурге  сильно  свирепствует  тифозная  горячка,  особенно  в  бедном  классе.  Все  больницы  переполнены.  Под  больных  отведены  измайловские  казармы.  Это  род  эпидемии».  Естественно,  богатый  может  на  время  уехать  за  границу.  С.499: «Заблуждения   нового  не  хуже  заблуждений  старого,  и  закоснелость,  неподвижность  грубого  и  одностороннего  консерватизма  стоит  бешеных  и  бестолковых  скачков  так  называемого  прогресса». 

24.01.03. *
0:0:5.  Условия  нашего  существования  часто  не  дают  нам  возможности  вести  наполненную  жизнь. Начинает  раздражать  ПК:  то  ли  он  сдыхает,  то ли  я  делаю  что-то  не  так.  Пришвин: «С.550: Холодно,  и  за  весь  май  черёмуха  не  успела  отцвести,  и  вишни  всё  бутонились  и  только  сейчас  стоят  в  полном  цвету.  Яблони  ещё  в  бутонах,  сирень  в  кисточках.  Нынче  на  заре  чуть-чуть  не  дошло  до  мороза.  Но  никогда  ещё  не  было  здесь  столько  соловьёв.  Вечером  слушал  соловьёв  и  наслаждался  не  переживанием  детства,  а  так,  как  оно  сейчас:  за  чёрной  пилой  леса  золотая  заря,  над  зарёй  облака  тяжёлые,  синие,  и  по  синему  красные  борозды» Берд.: «Если  все  от  Бога  и  все  направляется  Богом  ко  благу,  если  Бог  действует  и  в  чуме,  и  в  холере,  и  в  инквизиции,  и  в  пытках,  в  войнах  и  порабощениях,  то  это  при  последовательном  продумывании  должно  вести  к  отрицанию  существования  зла  и  несправедливости  в  мире».  Конечно,  характеристика  поповскому  богу  дана  убийственная.  Однако  ещё  раз  попытаемся  отделить  котлеты  от  мух.  Зло  определяется  наличием  в  человеке  животных  инстинктов,  часто  неконтролируемых,  что  и  проявляется  как  зло.  Несправедливость  в  мире  определяется  тем,  что  подавляющее  большинство  и  власть,  его  контролирующая  живут  по  законам  естественного  права  (закон  джунглей).  Если  так  думать,  то  всё  встаёт  на  свои   места.  «Бог  мыслится,  как  природа,  как  всеохватывающая  сила».  Эту  мысль  впервые  я  узнал  от  Гёте,  она  мне  очень  нравится,  но  всё  же  я  отдаю  предпочтение  Разуму.  «История  религии  учит  нас,  что  жертвоприношение  богам  было  социальным  актом  и  означало  ещё  рабство  человека».  Нам  уже  предельно  ясно,  что  рабство  исчезнет  только  вместе  с  государством.  История  жертвоприношений  показывает,  что  прогресс  человечества  налицо:  от  человеческих  жертв  мы  пришли  к  яйцам  и  куличам.  «Победа  над  рабством  у  природы,  у  природных  стихийных  сил  есть  ведь  основная  тема  цивилизации».

25.01.03.
По-прежнему  ничего  не  происходит.  На  улицу  не  выхожу.  Однако  удивляет,  что  в  период  раз-гула  стихии  и  отказа  коммунальных  служб,  Чубайс  в  три  раза  увеличил  стоимость  электроэ-нергии.  Вспоминается  формула  Ильича:  чем  хуже,  тем  лучше.  Высоцкий – это уникальное  явле-ние,  это  редкий  общественный  человек.  Вообще  трудно  себе  представить  будущее  общество.  Без  народности  (фольклора)  не  будет  человека.  А  без  человека  не  будет  Земли.  Пришвин:
«С.550: Определяется  чувство  конца  бесконечного  (то  есть,  что  конец  жизни  концом,  а  жизнь  жизнью  в  бесконечности).  Живой  человек  отличается  от  мёртвого  тем,  что  он,  как  живой,  непременно  единственный  и  другого  такого  точно  нет  и  не  может  быть  на  земле».  Душа  затосковала  по  жизни  вечной.  [А  может  быть,  и  здесь  проявляется  инстинкт?  Наш  рабочий  чувствует,  что  если  он  будет  работать  хорошо,  то  ему  и  его  потомкам  грозит  безработица  и,  следовательно,  огра-ниченные  возможности  в  продолжении  рода.  Но  капиталист,  используя  экономические  рычаги,  преодолевает  инстинкты,  а  мы  просто  боимся  это  делать.  Плохое  качество  работы  проявляется  не  только  в  сфере  производства,  оно  просто  безобразно  в  сфере  услуг,  кстати,  где  работаю  сейчас  и  я,  но  что  самое  страшное,  оно  очень  низкое  в  сфере  образования,  где  я  недавно  подвизался.  Может  сложиться  впечатление,  что  я  являюсь  виновником  всех  бед.  Нет,  всё  не  так.  Куда  бы  вы  ни  глянули,  какой  бы  сферы  ни  коснулись,  везде  увидите  одно  и  то  же:  мерзость  запустения.  Никому  ни  до  чего  нет  дела.  С  давних  пор  я  мечтал  стать  препода-вателем.  И,  наверное,  кое-какие  задатки  к  этому  у  меня  были.  Даже  мой  двоюродный  кум  В. Лавренюк,  Царство  ему  небесное,  хотел,  чтобы  я  был  воспитателем  его  детей.  Он  же,  в  конце  концов,  и  сосватал  мне  эту  работу  (в  техникуме).  Но  когда  я  мечтал  о  работе  преподавателя,  я  думал,  что  мои  ученики  будут,  по  крайней  мере,  такими  же  толковыми,  как  я.] 

26.01.03. 
0:1:5.  Порою  радуют  и  почти  незаметные  радости,  даже  простое  обещание  радости,  порою,  вдохновляет.  Получил  из  Москвы  письмо  о  том,  что  мои  соображения  по  кондоминиумам  будут  рассматриваться.  Сколько  времени  продлится  рассмотрение  и  каковы  будут  его  результаты, не  знает  никто.  Да,  место  человека  в  будущем  Земли  неопределённо  и  туманно.
  Никит. II: 1865 г., С.500: «Проект  законов  о  печати  прогуливается  в  Государственном  совете.  Из   департаментов  законов  и  экономии  он  поступил  сегодня  в  общее  собрание,  но  отсюда  его  опять  обратили  в  департамент  законов.  Вечером  заходил  к  Норову  ещё  поговорить  о  проекте.  Но  туда  нашло  так  много  каких-то  господ  и  гопож,  что  я  поспешил  обратиться  в  бегство».  С.501: «Сказать, что  нынешнее  поколение  ничтожно, что оно  не  в  состоянии  сделать ничего  важного,  значит  сказать  истину.  Странно,  право,  что  Академии  так  мало  дела  до  Ломоносова.  Положим,  он  не  великий  человек  науки  в  общем  смысле,  но  для  нас  он  очень  важен  как  первый  проложивший  у  нас  путь  науке  и  образователь  нашего  ученого  и  литературного  языка.  Философ  Лавров  предлагал  Литературному  фонду  просить  правительство  о  помиловании  Чернышевского  или  о  смягчении  его  участи.  Фонд  отказался  ходатайствовать».  Опять  врёт  каналья, Ломоносов  велик  широтой  охвата  естествознания.  Он  раньше  Лавуазье  сформулировал  закон  сохранения,  он  раньше  Франклина  объяснил  сущность  грома  и  молнии  и  предложил  громоотвод.  А  наш  автор  только  пресмыкается,  да  иногда  жалуется  себе  же.  А  "фонд"  верен  себе:  славянофилы  Чернышевского  не  любят,  а  западники  сами  задавлены  властью.    С.502: «В  газетах  пишут,  что  и  в  других  местах  России  появляется  так  называемая  возвратная  горячка,  которая  в  Петербурге  уже  больше  месяца  жестоко  свирепствует.  Все  больницы  переполнены.  Открываются  новые,  но  и  в  тех  не  хватает  места.  Болезнь  притом  часто  переходит  в  тиф  и  заразительна».    

27.01.03. 
Нового  ничего.  Звонил  Сергей  Черепанов,  готов  сдаться  Телефонстрой.  В  некотором  роде апатия:  ничего  не  получается  с  ПК.  Умерла  наша  Калерия,  так  и  не  повидались  с  нею.  Теперь  только  Там.  Широкой  души  и  доброты  необыкновенной.  Помнится,  в  детстве  мой  старший  брат,  Вася,  был  в  неё  влюблён,  и  об  этом  знали  все.  Мне  она  тоже  нравилась  очень,  но  об  этом  не  знал  никто.  А  теперь  нет  ни  её,  ни  Васи.  Остался  я,  чтобы  отметить  этот  факт.
  Пришвин: «С.551:  Мои  именины.  Не  бывает  в  нашей  природе  лучше,  как  в  день  моего  личного  праздника  Михаила,  князя  Черниговского,  по  старому  23 мая,  теперь  5 июня.  Способность  писать  без  таланта  называют  мастерством.  У  мастера  вещи  делаются,  у  поэта  рождаются».  Пушкин  был  поэт  и  мастер  в  одном  лице.  Мне  кажется,  так  и  должно  быть.  Берд.: «Природа  прежде  всего  для  меня  противоположна  свободе,  порядок  природы  отличается  от  порядка  свободы.  Под  при-родой  я  тут  понимаю  не  животных,  не  растения,  не  минералы,  не  звезды,  леса  и  моря,  которые  все  имеют  внутреннее  существование  и  принадлежат  экзистенциальному,  а  не  объективирован-ному  плану».  Что  понимает  под  природой  Бердяев,  мне  совершенно  не  понять.  Да  и  вся  фраза  не  для  моего  ума.  В  этом  своём  произведении,  бесспорно  глубоком  и  умном,  Бердяев  зани-мается  построением  своего  Бога,  прикрываясь  Христом,  как  щитом,  чтобы  не  уличили  в  ереси.  «Природа  божественна,  благостна,  она  приносит  излечение  больному,  разорванному  человеку  цивилизации,  …чудо  совсем  не  означает  нарушения  каких-либо  законов  природы,  это  есть  явление  смысла  в  человеческой  жизни…»  Вот  хоть  убей,  не  понимаю,  что  он  хотел  сказать.  Первая  часть  фразы  предельна  ясна  и  логична,  а  после  запятой – нечто  сверхъестественное.  «С  этим  связан  ужас  Паскаля  перед  необъятными  пространствами,  совершенно  холодными  к  чело-веку  и  его  судьбе».  Это  благоговейный  ужас,  он  сродни  восхищению.

28.01.03. 
Как  будто  бы  ничего  не  происходит,  а  ситуация  вокруг  ухудшается,  на  государство  смотреть  всё противнее.  С  тех  пор,  как  мыслители  стали  говорить  о  государстве,  они  представляют  его  как  первого  врага  народа:  Левиафан  Гоббса,  чудище  обло,  озорно,  стозевно  и  лаяй  Радищева,  да  и  у  других,  речи  которых  не  записаны.  Были  попытки  у  англичан  ограничить  это  чудовище, но  кончились  ничем,  поскольку  сами  ограничители  были  компонентами  этого  чудовища.  Слу-жители  культа  не  могут  свалить  своего  кумира,  хотя  иногда  могут  выражать  ему  своё  не-довольство.  Недовольство  выражается  тогда,  когда  Левиафон  вдруг  пожелает  озаботиться  нуж-дами  населения.
  Никит. II: 1865 г., С.503: «Глубокое  презрение  к   людям  и  к  их   судьбе – вот,  наконец,  всё,  что  выносишь  из  долговременного  опыта  жизни.  Стоило  ли  для  этого  жить».  "Кто  жил  и  мыслил,  тот  не  может / В  душе  не  презирать  людей(1 – 46).  "И  стоило  жить,  и  работать  стоило!"  С.504: «Не  тот  властвует  над  людьми,  кто  лучшего  о  них  мнения,  а  тот,  кто  худшего.  Наука,  говорят,  должна  освободить  человечество   от   иллюзий.  Хороша   услуга.  Я  не  знаю – в  состоянии  ли  чистая,  голая  истина  довести  человечество  до  чего-нибудь  другого,  кроме  отчаяния?  К  счастью,  она  невозможна».  Вот  поэтому  и  о  Ломоносове  такое  мнение.  С.508: «Зайдя  в  книжную  лавку  Базунова,  впервые  услышал  я  прискорбную  весть  о  смерти  наследника-цесаревича.  Потом  появился  и  бюллетень,  в  котором  сказано,  что  кончина  воспоследовала  с 11-го  на  12-е  апреля,  в  12  часов  50  минут  ночи».  Это  большое  горе  для  родителей.  С.509: «Президент  Северо-американских  Штатов  А. Линкольн  убит.  Этим,  вероятно,  сепаратисты  хотели  отомстить  ему  за  свои  поражения».  А  эта  смерть – горе  для  народа.  С.510: «Не  знаю,  говорил  ли  какой  генерал  или  нет,  но  всё  равно,  что  говорил  следующие  слова:  "Стоит  только  перед  сражением  подумать,  что  вот  я  буду  разбит,  и  наверное  будешь  разбит"». 

30.01.03.
ПК  напоминает  мне  человека  с  сильным  рассеянным  склерозом,  то  есть  меня.  Но  мне  простительно,  я  живой  человек,  а  он  не  имеет  права.  Пенсионерам  прибавили  пенсию  на тридцатку  и  трубят  об  этом  на  весь свет,  чиновникам  увеличили  оклады  втрое  и  молчат  об  этом,  как  рыба  об  лёд.  Вот  эта  информационная  дискриминация  порождает  недоверие  к  власти.  Лентелефонстрой  пошел  на  хулиганство,  а  у  нас  и  крыть  нечем.  Раскусил  бухгалтерию,  но  пока  не  знаю,  как  выводить  на  печать.  Пригодится  ли,
не  знаю.  Берд.: «Несмелов  говорит,  что  грехопадение  заключается  не  в  чем  ином,  как  в  суеверно-магическом  отношении  к  физическим  плодам  (яблоко),  питание  которыми  должно  дать  знание.  Эти  люди  подчинили  себя  внешней  природе.  Но  это  значит,  что  грехопадение  есть  не  что  иное,  как  отрицание  свободы.  Человек  превратился  в  часть  природы».  Оба  стремятся  не  уступить  друг  другу  в  мистицизме.  Опираясь  на  мифы,  судят  о  реальных  вещах.  Человек  всегда  является  частью  Природы,  даже  если  он  инопланетянин.  Утверждать  обратное  есть  крайняя  степень  мистифицирования.  Но  любые  мистификации  могут  оказать  какое-то  воздействие  только  на  представителей  подавляющего  большинства,  а  оно  таких  книг  не  читает.  Итак,  к  чему  всё  это?  «Человек – микрокосм,  и  потому  он  не  есть  часть  космоса.  Но  личность  есть  разрыв  причинных  связей.  Причинные  связи  природы  превращаются  в  смысловые  связи  духа».  «Причинная  связь  может  быть  бессмысленной.  В  природе  есть  и  прерывность,  есть  случай».  "Хочет  он  научный  базис  под  случайность  подвести".  Поскольку  Бердяев  понимает  свободу  как  осознанную  необходимость,  он  однозначно  устанавливает  причинность.  Кроме  того,  у  Природы  свои  законы,  которые  Бердяеву  кажутся  бессмысленными,  но  это  суждение  уже  на  его  совести.  Люди  получают  Нобелевские  премии,  открывая  всё  новые  явления  и  зависимости  в  Природе.

31.01.03. 
День проходит как  бы и  не  заметно, но дела  делаются.  К  великому  сожалению  много  времени  уходит  на  решение  проблем  надуманных,  никому  ненужных,  лишь  отнимающих  время  и  без  того  сильно  ограниченное.  Постепенно  сдаю  позиции:  не  гуляю,  за  ф-но  сажусь  без  всякой  охоты,  либо  пропускаю,  читаю  мало  и  совсем  не  работаю  с  прочитанной  литературой.
  Никит. II: 1865 г., С.511: «Читаю  "Юлия  Цезаря"  Наполеона III.  Что  бы  ни  говорили  враги  августейшего  автора,  а  сочинения  его  нельзя  не  признать  замечательным.  Потом,  в  авторе  нельзя  не  признать  художника.  Словом,  если  бы  Наполеон  не  был  правителем,  он  мог  бы  быть  очень  хорошим  писателем.  Искра  не  производит  пожара,  если  для  него  не  приготовлены  горючие  материалы».  Я  всеми  фибрами  души  ощущаю,  как  затрепетало  сердце  чиновника  при  произнесении  авгу-стейшего  имени.  "Как  будто  вся  утроба  в  нем, / При  мысли  о  помещиках, / Заликовала  вдруг(чII прIII).  Вот  суть  отношений  внутри  аппарата.  С.512: «Уже  напечатан  рескрипт  о  пожаловании  графом  Муравьёва  и  об  его  увольнении  и  также  приказ  о  назначении  Кауфмана.  Что-то  скажут   патриоты   московские,  да  и  другие?  Немец  в  Польше  для  устройства  русских  дел!  Впрочем,  он,  говорят,  православный.  В  газетах  напечатано  письмо  убийцы  Линкольна – Буса.  Письмо   за-ключает   в  себе  политическую  исповедь  убийцы  и  причины,  объясняющие  его  преступное   дело.  Вечер  у  В. К. Ржевского.  Меня  очень  занимали  рассказы  П. И. Мельникова (Печерского).  Это  настоящий  тип  русского  плутоватого  бывалого  человека.  Но  его  приятно  слушать, хотя  надобно  слушать  осторожно,  потому  что  он  не  затрудняется  прилгать  и  прихвастнуть».  Мне  противны  суждения  о  русской  литературе  бывшего  её  инквизитора.  С.513: «Сегодня  вся  Нева  запружена  льдом,  но  день  был  хороший: 10  град.  тепла.  Я  долго  гулял  в  Летнем  саду,  где  теперь  в  известные  часы  собирается  на  прогулку  наше  так  называемое  лучшее  общество».

 

van-osmos@yandex.ru

ПРОДАЁТСЯ  ЗЕМЛЯ  В  ЛЕНИНГРАДСКОЙ  ОБЛАСТИ

Hosted by uCoz