2003-05

01-03

02-03

03-03

04-03

дн2003

06-03

07-03

08-03

09-03

10-03

11-03

12-03


01.05.03.
4:30.  Вчера  был  настоящий  допрос,  я  бы  сказал,  с  пристрастием.  Было  явное  понуждение  и  запугивание  признать  его  (следователя  таможни)  версию.  У  них  было  желание  устроить  пока-зательную  порку.  Но  вполне  вероятно,  что  они  просто  уничтожали  конкурента.  Главное,  чтобы  общественное  не  влияло  на  интимное,  да  и  на  частное.  Л  не  ощущает  моих  переживаний,  ей  важно  получить  то,  за  чем  пришла.  Остальное  можно  бы  и  пережить.  Пришвин:
«С.587: В  молодости  я  долго  не  понимал,  как  такие  удивительные,  небывалые  существа  Пушкин  и  Лермонтов,  такие  отрицатели  и  беззаконники,  рабски  тяготеют  к  условностям  аристократического  круга  и  в  исполнении  их  трагически  погибают.  Теперь  я  понимаю  это  как  естественное  влечение  небывалого  к  воплощению,  к  признанию,  к  пониманию».  Поведенческие  гены  нельзя  отбросить,  это  результат  воспитания.  Во  всей  прозе  Пушкина  мы  не  найдём  равного  отношения  к  не  дворянину.  «Вчера  солнце,  ещё  много  не  доходя  до  горизонта,  стало  погасать  во  мгле  и  расплываться,  и  так,  огромное  и  тусклое,  спустилось.  После  заката  заря,  широкая  вверх  и  короткая  по  горизонту,  была  слегка  розовая,  но  не  яркая.  Вечером  я  читал  рассказы  из  дневников.  Каверин  сказал,  что  ему  мои  вещицы  напоминают  сказки  Андерсена».  [Я  ничего  не  хочу  сказать,  но  подумать  есть  над  чем.  Широко  известна  форма  извращения,  как  гомосексуалисты,  которых,  однако,  ласково  именуют  педиками  (голубыми).  Недавно  я  узнал,  что  существуют  бисексуальные  мужчины,  но  что  это  такое,  я  не  имею  ни  малейшего  представления,  хотя  вполне  возможно,  что  просто  незнаком  с  терминологией.  Взять  хотя  бы  мольеровского  героя,  который  не  подозревал,  что  говорит  прозой.  01.07.86.  Совершил  небольшое  турне  по  Калининской  и  Новгородской  областям,  как  бы  побывал  в  творческой  командировке.  Впечатлений  много,  но  вот  высказать  их  не  хватает  сноровки.]

02.05.03. 
Отправил  Тонечку  к  Нинушке,  а  сам  занялся  преступной  деятельностью  с  намерением  растянуть  удовольствие  на  два  дня.  Но  ночью  почувствовал  себя  плохо,  и  это  плохо  продолжалось  до  двенадцати  дня.  Было  такое  состояние,  что  я   уже  начал  было  благодарить  небо,  да  вдруг  вспомнил,  что  кое-что  не  доделано.
 Берд.: «Привилегии  избранного  качественного  меньшинства,  духовной  аристократии  по  сравнению  с  бескачественной  массой  ничего  общего  не  имеют  с  клас-совыми  привилегиями…  В  обществе  всегда  будут  качественно  различные  группировки,  связан-ные  с  профессиями,  призваниями,  талантами,  высокой  культурой,  но  в  этом  нет  ничего  клас-сового».  Личности  не  могут  возникать  на  пустом  месте,  для  этого  нужен  субстрат.  «В  каждом  оформленном  обществе  есть  тенденция  к  неравенству  и  недопустимо  требовать  равнения  по  низ-шему.  Так  может  образоваться  господство  черни,  которая  не  есть  народ.  Должен  быть  найден  смысл  и  достоинство  труда.  Нетерпимо,  чтобы  были  люди  покинутые,  лишенные  всякой  гаран-тии  существования Решение  социального  вопроса  политикой,  принявшей  абсолютный  характер,  авторитетом  власти  есть  в  значительной  степени  фиктивное  решение,  оно  не  создаёт  новой  ткани  общества».  Труд  должен  заинтересовывать.  Труду  должен  быть  противопоставлен  интел-лектуально-спортивный  отдых.  Не  должно  быть  свободного  времени.  «Освобождение  трудящихся  от  порабощающей  власти  труда,  освобождение  вполне  справедливое,  ставит  проблему  досуга,  который  не  знают  чем  заполнить».  В  тоталитарном  государстве  досуга  нет.  «Труд  должен  быть  освобождён  от  рабства  и  угнетения,  но  невозможно  полное  освобождение  от  труда.  Труд  есть  самая  большая  реальность  человеческой  жизни  в  этом  мире,  есть  первичная  реальность».  "Без  труда  не  вытащишь  и  рыбку  из  пруда".  Это  пример  экономической  необходимости.  Эконо-мическая  зависимость  прекратится,  когда  человек  создаст  вокруг  себя  вторую  природу. 

03.05.03.
Вчера  весь  день  прошёл,  как  в  тумане.  Мне  хотят  отбить  охоту  заниматься  общественной  работой.  И  отбили.  Конечно,  этому  способствует  и  мой  возраст  с  сопутствующими  болячками.  Однако,  действительно  можно  гордиться  тем,  что  живёшь  рядом  с  такими  людьми,  как  Темирканов,  Гергиев,  в  окружении  таких  заведений,  как 
Эрмитаж,  Мариинка,  Филармония,  где «пятьдесят  шесть  лет  творил  Мравинский».
  Пришвин: «С.588: Старея,  человек,  естественно,  дела-ется  лучше,  потому  что  он  освобождается  от  слепых  страстей  и  тем  самым  входит  в  свой  разум.  С.591: Кому  же  мне  теперь  рассказывать  о  своей  «Осударевой  дороге»?  Руки  отвали-ваются,  но  тут  же  рождается  желание  упроститься  до  понимания  тех,  кто  вовсе  не  знает  истории».  [Вначале  я,  совершенно  внезапно  отправился  в  Бологое.  Это  320 км  по  ж/д.  И  на  этом  столь  незначительном  отрезке  пути  мы  умудрились  набрать  целый  час  отставания.   Со-гласитесь,  что  если  опаздывает  скорый  поезд,  то  нет  смысла  пускать  сверхскоростной  экспресс  ЭР-200.  К  этому  не  подготовлены  ни  пропускная  способность  дороги,  ни  её  техническое  со-стояние,  ни  же,  и  это  главное,  сознание  людей,  её  обслуживающих.  Академика  Зельдовича  спросили,  почему  не  могут  создать  долгоживущую  ядерную  реакцию  на  ТОКОМАКе?  Он  отве-тил,  что  ещё  нужды  нет,  нужда  заставит – такой  ТОКОМАК  будет.  У  нас  умеют  естественные  вопросы  доводить  до  крайней  нужды,  и  в  то  же  самое  время  создавать  вещи,  нужда  в  которых  если  и  появится,  то  совсем  не  скоро.  Например,  сверхзвуковой  пассажирский,  печально  из-вестный  ТУ-144,  или  упомянутый  выше  ЭР-200.  Бологое  встретило  хорошей  погодой,  мухами  и полным  бездельем.  Всё,  что  я  делал  там,  это  ел,  читал  и  загорал.  И  не  потому,  что  не  хотел  помочь, напротив,  я  горел  желанием  проявить  себя, но  любая  моя  инициатива  наталкивалась на  грозное  «нельзя»,  и,  в  конце  концов,  все  мои  благие  намерения  были  подавлены.]  

04.05.03. 
Вершины  своего  взлёта  я  назвать  не  могу,  а  вот  глубина  падения  мне  известна.  Собственно,  не  я  низко  пал,  а  меня  опустили.  Доходил  до  почты,  зашёл  к  Цветковым.  Как  кажется,  это  была  последняя  помощь  нашей  организации  инвалиду.  Теперь  всё  зависит  от  покладистости  Миро-шниченко,  а  затем  и  Миши  Сафонова.  Приятно  было  узнать,  что  Пришвин  также  делал  днев-никовую  запись о  прошедшем  на  утро  следующего  дня.  Дикость  режима  проявляется  в  мелочах:  даже  вести  дневник  запрещалось.  А  нарушение  запрета – лагерь  или  расстрел.
  Никит. III: 1873 г., С.269: «М. Н. Лонгинов,  как  он  сам  о  себе  говорит,  писатель  не  для  дам.  Он  прямой  наследник  Баркова  и  держится  его  мировоззрения,  отличаясь  от  него  только  удесятерённой  распущенностью  и  с  присоединением  к  последнему  кощунства.  И  из  этой-то  помойной  ямы  умственного  разврата  вытащили  это  нечистое  животное,  чтобы  сделать  его  начальником  по  делам  печати,  то  есть  охранителем  умственной  чистоты  и  нравственности  русского  народа.  Впрочем,  почему  же  и нет?  Ведь  это  никого  в  нашем  обществе  не  удивляет  и  не  оскорбляет».  Однако,  житейская  мудрость  подсказывает:  сделай  нарушителя  спокойствия  начальником,  и  он  сразу  наведёт  порядок  в  своей  епархии.  Не  то  же  ли  стало  и  с  Лонгиновым.  Такой  же  эффект  я  видел  и  в  своём  окружении.  Володин  Анатолий яркий  тому  пример:  пройдоха,  аферист,  но  руководить  может.  Руководитель это  не  профессия,  это  талант.  С.272: «Вот  формула  того,  чем  могли  бы  удовлетворяться  все рассудительные  люди  нашего времени:  со  стороны  правительства – поддержание  всех  реформ  нынешнего  царствования,  со  стороны  общества – деятельность  в  пределах  этих  реформ.  А  реформы  эти:  освобождение  крестьян,  новые  суды,  земство  и  свобода  печати».  Кто  же  препятствует  реализации  этих  реформ?  Освобождению  крестьян самодержавие,  новым  судам  новые  судьи,  земству бюрократия,  свободе  печати цензура. 

05.05.03.
Целый  день  лил  дождь.  Мирошниченко  согласился,  дело  за  Мишей.  Праздники  прошли,  нача-лась  опять  пора  треволнений.  Главное,  принять  решение.  Заявление  необходимо.  Тем  не  менее,  я  оказался  заурядным,  из  того  самого  субстрата,  который  составляет  98%  населения.  Испытания  нищетой  я  не  выдержал.  Хочу,  однако,  отметить  разницу  между  нищетой  и  бедностью,  о  которой  говорит  Пришвин.  Бедность  характеризует  всё  население,  а  нищета – отдельные  его  слои.  Государство  не  только  намеренно  создаёт  обстановку,  благоприятную  для  противоправных  действий,  ибо  само  пользуется  этой  обстановкой,  но и  понуждает  к  этим  противоправным  действиям,  чтобы  и тут  получить  навар.  Над  Колонистским  прудом  увидел  стрижа;  так  рано!
 Пришвин: «С593: Сатира – не  поэзия,  а  только  мысль,  заострённая  злободневно.  Лично  я  не  люблю  и  не  понимаю  сатиру,  как  слепой  на  всё  такое,  но  если  те,  кто  видят,  признают  за  хорошее  и  печатают,  то  и  я,  слепой,  тоже  говорю,  как  зрячие» Берд.: «Человек  является  существом  половым,  то  есть  половинчатым…»  Это  очень  напоминает  этимологию  по  Задорнову.  «Маркс  был  глубоко  прав,  когда  отрицал  их  (экономические  законы)  и  когда  ставил  устроение  общества  в  зависимость  от  активности  человека».  Экономическое  развитие  прямо  зависит  от  активности  человека,  это  и  есть  основной  экономический  закон:  "Волка  ноги  кормят".  Горы  можно  игнорировать,  но  они  заставляют  путника  ощущать  их  присутствие,  когда  он  идёт  по  дороге  вверх.  «Рабочие  продуктивно  и  дисциплинированно  трудятся  только  под  угрозой  потерять  работу  и  быть  обреченными  на  голод  со  своей  семьей.  Но  рабочие  трудятся  в  чужом  хозяйстве,  не  заинтересованные  в  нем».  Его  интерес – его  зарплата.  «…пол  был  скрытой  стороной  человеческой  жизни,  в  нём  всегда  было  что-то  стыдное,  его  не  решались  обнажать».  Теперь,  благодаря  де Мозу,  мы  знаем,  что  всё  дело  в  сакрализации  пола.   

06.05.03. 
Миша,  как  кажется  не  возражает.  Но  у  него,  оказывается,  ещё  не  вполне  готова  посадочная  полоса.  Потребуется  работа  над  этим.  Часто  стали  сниться  покойнички,  видать  к  себе  зовут.  Пришвин:
«С593: Н.  рассказывал,  что  у  них  во  Владимире  один  мальчик  до  того  пристрастился  к  лесу,  что  совсем  одичал,  в  семье  только  показывается,  из  школы  его  выгнали  и  всеобщее  прозвище  у  него  во  Владимире  «Пришвин».  Вот  до  чего  дошла  моя  слава!  Я  был  совершенно  чистым  мальчиком,  когда  меня  соблазняла  горничная  Дуняша  и  не  могла  соблазнить».  Никит. III: 1873 г., С.273: «Есть  люди,  которые  очень  разумно,  либерально  и  гуманно  рассуждают  о  всех  общественных  вопросах  и  в  то  же  время  не  упускают  ни  одного  случая  получить  тёплое  местечко,  чин  или  орден  и  особенно  лишнюю  копейку  в  свой  карман.  Эти-то  и  есть  люди,  которых  на  обыкновенном  языке  житейском  называют  хорошими,  между  тем  как  они  только  просто  благоразумные  и  смышлёные  эгоисты».  "Кто  в  двадцать  лет  был  франт  иль  хват, / А  в  тридцать  выгодно  женат, / Кто  в  пятьдесят  освободился / От  частных  и  иных  долгов, / Кто  славы,  денег  и  чинов / Спокойно,  в  очередь  добился, / О  ком  твердили  целый  век: / NN  прекрасный  человек"  (8 5).  С.275: «Что  мы  можем  принести  в  дар  Европе?  Кабаки,  деспотизм,  чиновничий  произвол  и  великое  расположение  к  воровству».  Это  со  стороны  государственности,  но  она  везде  пронизана  ложью;  со  стороны  экономики она  у  нас  и  сейчас  примитивна;  а  насчёт  культуры мы  на  уровне  мировых  стандартов.  С.280: «В  сегодняшнем,  113  №  "Голоса"  напечатан  любопытный  процесс  по  жалобе  титулярного  советника  Анучина  на  графа  В. Ф. Адлерберга.  Сенат  решил  в  пользу  последнего.  Этот  процесс  замечателен  тем,  что  он  служит  самым  убедительным  опровержением  мысли,  будто  у  нас  возможны  какое-нибудь  правосудие  или  законность».  Это  мы  отмечали  несколько  выше.

07.05.03. 
Приезжал  TV-мастер,  но  сразу  не  справился,  взял  работу  на  дом.  Звонил  Волошинов.  Опять  проскочила  мысль,  что  доказательств  нет.  Но  заявление  сделать  все  равно  надо.  У  меня  выбора  не  было,  да  к  тому  же  было  сильное  желание  поскорее  развязаться  с  этим  делом.  У  пернатых  самочка  просит  любви  у  самца  также,  как  птенец  выпрашивает  корм:  с  писком  и  подраги-ванием 
крылышек,  я  наблюдал  это  у  воробьёв.  Это  ещё  раз  подтверждает  правильность  моей  схемы,   где  интим   подразумевает  детскость  (Бёрн)  и  целомудрие  (ап. Павел).  В  первый  поход  через  парк   видел  в  воде  пиявку,  а  нынче  водомерку,  лягушачью  икру.  Думаю,  именно  за  икрой  вороны  и  лазают  по  болоту.  Пришвин:
«С.594: Жара  продолжается.  Обещают  холодный  май.  Недомогание,  то  ли  от  жары,  то  ли  от  гриппа,  то  ли  от  старости».  Про  атмосферное  давление  ничего  не  говорит,  тогда  его  ещё  не  знали.  Это,  наверное,  единственный  случай  сакрализации  (набедренная  повязка),  который  действительно  облагородил  человека  и  придал  ему  коренное  отличие  от  животного,  хотя  это  и  произошло  чисто  случайно.  Берд.: «Пол  есть  как  бы  печать  падшести  человека…»  Здесь  устами  Бердяева  говорит  поп,  а  поп  умное  сказать  не  может.  «Литература  всегда  изображала  любовь,  это  была  излюбленная  тема,  но  жизнь  пола  оставалась  скрытой.  Только  в  XX  веке  по-настоящему  решились  изображать  уже  не  прикрытый,  а  обнаженный  пол».  Любовь – это  не  тема,  а  сама  жизнь.  Я  в  юности  тоже  заблуждался  на  этот  счёт,  но  нас  к  этому  принуждала  идеология.  Но  и  вся  русская  литература  в  этом  плане  была  целомудренна.  Что  творится  сейчас  мне  не  нравится.  «Не  подлежит  никакому  спору  тот  факт,  что  половое  влечение  и  половой  акт  совершенно  безличны  и  не  заключают  в  себе  ничего  специфически  человеческого,  объединяя  человека  со  всем  животным  миром».  Бесспорно,  что  базой  влечения  является  инстинкт,  но  на  базе  его  у  человека  вырастает  вдохновение.

08.05.03.
Вчера  совершил  хорошую  прогулку  через  парк  до  Павловска.  Способностью  постичь  глубины   души  Кьеркегор  напоминает  Достоевского.  Читаешь  и  думаешь:  это  про  меня.  И  вместе  с  тем,  насколько  мерзопакостна  душа  человеческая!  Об  этом  говорил  ещё  Грибоедов:  «О  если  б  кто  в  людей  проник: / Что  хуже  в  них  душа  или  язык?»  (
д
IV яв10).  Отсутствие  Интернета  сказалось  на  увеличении  свободного  времени.  Никит. III: 1873 г., С.281: «Но  я  нахожу,  что  здесь  по-ступлено  в  духе  нынешних  идей,  столь  ясно  и  определительно  провозглашенных  Бисмарком:  "сила  есть  право".  "Закон – моё  желание, / Кулак – моя  полиция…"  (чI – глV)  Третьего  дня  В. М. Княжевич  умер.  Недели  за  три  перед  этим  я  был  у  него;  он  был  уже  очень  плох,  хотя  ещё  на  ногах,  и  даже  прошёлся  по  комнате,  чтобы  достать  сигару,  которой  обыкновенно  меня  потчевал.  Кандидат  здешнего  университета  Дьяченко,  бывший  уже  несколько  лет  на  службе,  пишет,  что  сибирский  генерал-губернатор  Н. П. Синельников  велел  посадить  его  в  дом  сумасшедших  и  отобрал  у  него  всё  его  имущество.  За  что  и  почему? – неизвестно.  Каков  бы  ни  был  повод,  но  если  этот  несчастный  не  сделал  никакого  важного  уголовного  преступления,  можно  ли  было  так  поступить  с  ним,  да  ещё  угрожать  ему  розгами,  если  он  будет  жаловаться  на  то,  что  с  ним  сделано».  Он  считает  себя  выше  Бисмарка.  С.284:  «Когда  ученый  с  предвзятой  идеей  делает  наблюдения  и  опыты,  он  всегда  найдёт  в  вещах  то,  что  ему  нужно  и  что  служит  к  под-тверждению  его  теории».  Такое  возможно  и  часто  случается,  когда  нет  условий  корректно  по-ставить  эксперимент.  С.285: «Навещал  больного  Тютчева.  Бедный,  он  более  страдает  нрав-ственно,  чем  физически.  Вчерашний  день  и  сегодняшний  до  семи  вечера  провёл  приятно,  как  редко  случается,  в  семействе  Воронова,  которое  очень  мило  и  оказало  мне  самое  тёплое  и  радушное  гостеприимство».  Хорошо,  когда  тебя  любят.

09.05.03. 
ПК  барахлит,  что  не  увеличивает  желания  сидеть  за  ним.  Да,  я  такой-сякой,  но  всё  же  окружающим  вреда  не  приносил,  но  наоборот.  Возможно,  польза  нужна  не  как  таковая,  а  в  нужный  момент,  когда  от  тебя  её  ждали  и  надеялись.  Доходил  до  почты,  музицировал,  читал.  Гергиев  как  бы  обнимает  музыку,  и  она  трепещет  в  его  руках.  Темирканов – руководитель  оркестра,  Гергиев – его  душа.
 Такую  мысль  высказала  Краснова  Марина  Евгеньевна.  Но  мне  больше  нравится  Темирканов,  может  быть  потому,  что  ученик  Мравинского.  Берд.: «Существует  глубокая  связь  между  любовью  и  смертью».  Это  мне  кажется  естественным,  рождение  и  смерть – начало  и  конец  одной  жизни.  «Конкретные  же  женщины,  с  которыми  это  связывается,  приносят  лишь  разочарование».  Влюбляются  в  женщину,  а  живут  с  женой.  Разница  большая.  «В  то  время  как  любовь-эрос  требует  взаимности,  любовь-милосердие  взаимности  не  требует,  в  этом  её  богатство  и  её  сила.  Эрос  в  чистом  виде  есть  рабство,  рабство  любящего  и  рабство  любимого».  «Эротическая  любовь  может  быть  безжалостной  и  жестокой,  она  совершает  величайшие  насилия».  Это  не  корректно  привносить  в  любовь  эко-номические  категории,  когда  всё  решает  психология.  «Любовь  и  смерть – самые  значительные  явления  человеческой  жизни,  любовь  есть  борьба  за  бессмертие».  С  этим  согласен,  только  уточнил  бы:  за  бессмертие  человечества.  В  этом  величие  женщины,  её  миссия.  «Любовь  для  него  (Вл. Соловьёва)  связана  не  с  дето-рождением  и  не  с  бессмертием  рода,  а  с  реализацией  полноты  жизни  личности  и  с  личным  бессмертием.  В  деторождении  происходит  распадение  личности  и  раскрывается  перспектива  дурной  бесконечности  родовой  жизни.  Невозможно  и  не  должно  отказаться  от  любви  во  имя  долга,  социального  и  религиозного,  это  рабье  требование,  отказаться  можно  только  во  имя  свободы  или  во  имя  жалости,  то  есть  другой  любви  же».

10.05.03. 
Отметили  день  Победы.  Я  думаю,  придёт  время,  если  человечество  раньше  не  сгинет,  когда  будут  со  стыдом  вспоминать  времена  войн  и  революций.
  Никит. III: 1873 г., С.286: «В  семь  часов  я  отправился  по  железной  дороге  в  город  и  прибыл  туда  под  шумом  проливного  дождя.  К  счастью,  на  станции  я  нашёл  извозчичью  коляску,  которая  благополучно  довезла  меня  до  моей  квартиры.  В  половине  одиннадцатого  я  уже  был  в  Павловске».  В  то  время,  похоже,  уже  установилось  регулярное  движение.  С.287: «Я  тоже  зашёл  к  благородному  и  доброму  Сомову,  который  очень  был  мне  рад.  С  радостью  тоже  приняли  меня  княгиня  и  дочь  её.  Очень  упрашивали  меня  обедать  у  них,  но  я  предпочел  свободу  радушному  их  приглашению  и  съел  кое-чего  в  трактире  Верёвкина,  который,  сказать  мимоходом,  очень  хорош.  Верещагин  обедал  у  А. Н. Савича,  который  и  меня  сильно  звал.  Ездил  в  Царское  Село  к  Тютчеву  и  не  видел  его.  Он  опять  без  сознания.  Я  узнал,  между  прочим,  настоящие  лета  его:  ему  78  лет.  Заходил  к  Перевощикову.  Бедный  старик,  слепой,  сидел  одиноко  в  своей  комнате  и  очень  был  рад  моему  посещению».  Тютчев  похоронен  на  Новодевичьем  кладбище,  я  видел  его  могилу  и  был  в  полной  уверенности,  что  он  жил  73 года.  С.288: «Ей  (матице  в  Чехии)  из  усердия  комитет  послал  несколько  русских  книг.  В  ответ  на  это  матица  пишет  чистым  русским  языком,  что  книги  им  не  нужны,  так  как  у  них  никто  по-русски не  знает,  и  взамен  их  просят  присылать  им  денег.  То,  что  веками  портилось  и  извращалось,  не  может  измениться  в  несколько  лет.  Реформы  имеют  в  виду  не  настоящее,  а  будущее» "Помоги  лучше  материально", эта  крылатая  фраза  в  то  время  ещё  не  была  известна.  А  насчёт  реформ  я  согласен.  Сначала  об  их  необходимости  много  кричат,  потом  о  них  долго  спорят,  а  внедряют  тихо  так,  что  никто  не  замечает,  как  и  когда  они  начали  работать.

11.05.03. 
ПК,  кажется,  отказал  вовсе.  Навестил  Цветковых.  Такт – это  внешняя  форма  проявления  це-ломудрия.  Такт – это  не  только  не  рассказывать  о  своих  бедах  и  переживаниях,  но  и  не  рас-спрашивать  других,  и  слушать,  если  рассказывают.  Такое  впечатление,  что  я  уже  на  финишной  прямой,  не  ясно  только,  каков  будет  финиш.
  Берд.: «В  связи  с  этим  невольно  возникает  вопрос  о  любви  к  родине,  отечеству.  Любовь  инстинктивна,  а  лечь  на  амбразуру  дота  инстинктивно  нельзя.  Любовь  к  отечеству  противоестественна.  Дислокации  могут  быть  видны  и  в  аморфной  структуре,  если  она  прозрачна.  Сама  непрозрачность  и  является  дефектом  для  данной  структуры.  «Христианство  было  социализировано  в  обыденном  объективированном  мире  и  приспособлено  к  его  требованиям».  Речь  должна  быть  предельно  ясна  и  освобождена  от  ненужных,  ничего  не  говорящих  и  ничего  не  объясняющих  слов.  «Розанов  обоготворяет  рождающий  пол.  Он  видит  в  поле  не  знак  грехопадения, а  благословение  жизни;  он  исповедует  религию  рождения  и  про-тивопоставляет  её  христианству,  как  религии  смерти.  Он  требует  освящения  и  благословения  полового  акта,  как  источника  жизни.  Половая  энергия  может  переключаться,  отделяться  от  спе-цифических  половых  функций  и  направляться  на  творчество».  Лопе  де  Вега,  Шекспир,  Ми-келанджело,  Пушкин,  да  примеров  этому  масса.  Я  только  из  скромности  не  включил  в  этот  перечень  себя.  «Он  (человек)  испытывает  мучительные  конфликты  между  бессознательной  поло-вой  жизнью  и  цензурой  общества.  Пол  в  своих  проявлениях  посягает  на  достоинство  личности,  унижает  человека.  Отсюда  стыд,  связанный  с  полом.  Этот  стыд  возрастает  с  ростом  личности  и  личного сознания Смысл  любви  может  быть  лишь  личным,  он  не  может  быть  социальным,  и  он  остаётся  скрытым  для  общества».  Даже  в  условиях  тоталитаризма  парторг  не  лез  в  постель  к  совокупляющимся.  Это  целомудрие  проявлялось  и  в  преследовании  извращений.

12.05.03. 
Всё  рушится.  Приходил  Лёха  Васильев,  всё  починил,  кроме  ПК:  я  не  дал,  так  как  он  был  выпивши.  Договорились,  когда  будет  трезвый.  Звонила  Елена  Анатольевна  Минкова  (380-33-18),  таможня.  На  15-ое  объявлен  перекур,  а  мне  дорог  каждый  день.  Пришвин:
«С.594: Дунино.  Первую  радость  я  увидел  в  деревне:  это  была  первая  зелень  на  завалинке  избушки  Макриды  Егоровны.  На  дорожках  прошлогодняя  листва  ещё  плотно  лежит,  но  от  малейшего  ветерка  по  лужайке  старые  листья  бегают,  как  мыши.  Может  быть,  весенние  пары  у  птиц  являются  после  борьбы  многих  самцов  за  самку?  Я  часто  заставал  эту  борьбу,  когда  оставались  трое:  два  самца,  как  мне  казалось,  и  одна  самка.  Не  раз  мне  случалось  видеть,  как  двое  из  трёх  после  целого  ряда  перипетий  решительно  улетают,  а  один  остаётся  и  долго  неподвижно  сидит.  Кукушка  в  этом  году  прилетела  на  неодетый  лес,  и  вечером  пробовал  начать  соловей.  Никит. III: 1873 г., С.289: «"Мы  едим  друг  друга  и  от  того  сыты  бываем",  сказал  человек,  который  тоже  ел  других,  пока  сам  не  был  ими  съеден.  Приехав  из  города,  я  прочитал  в  газетах  о  кончине  Ф. И. Тютчева.  Он  скончался  в  воскресенье,  а  похороны  назначены  завтра:  приглашают  на  вынос  из  квартиры  в  Новодевичий  монастырь  в  9  часов  утра.  Глупейшим  образом  надули  меня  с  похоронами  Ф. И. Тютчева.  Ровно  в  9  часов  сегодня  я  был  у  квартиры  покойного:  тут  мне  сказали,  что  он  давно  уже  увезен  на  железную  дорогу,  чтобы  быть  оттуда  отправлена  в  Новодевичий  монастырь.  Я  помчался  туда  и  увидел  только  дым  удаляющегося  поезда.  Итак,  мне  не  удалось  поклониться  праху  человека,  которого  я  так  любил,  и  который  делил  со  мною  одним  последние  убогие  крохи  своей  жизни».  Переживания  автора  понятны,  я  присутствовать  на  кладбище  не  люблю,  но  поминальной  тризны  стараюсь  не  пропустить.  Проводить  Тютчева – почётно,  и  пропустить  это  мероприятие  действительно  обидно.

13.05.03. 
Получил  приглашение  в  к. 208  (Михаил  Владимирович),  теперь  не  на  опрос,  а  на  допрос,  правда,  пока  в  качестве  свидетеля.  Третий  допрос  и  одни  и  те  же  вопросы.  Занимался  престу-пной  деятельностью.  Тонечка  разом  сокращает  производство.  Вольтер  предпочитал  любить  чело-вечество.  Если  бы  он  видел  его  нынешнее  состояние!  Я  стал  мизантропом,  видимо,  потому,  что  неудачник,  причём   только  в  общественном  аспекте  моей  жизни.  Всех  учу  не  обращать  на  это  внимание,  а  сам  так  сильно  реагирую.  Пришвин:
«С.594: Нынешней  весной  без  дождей  прямо  на  сухом  солнце  снег  пыхнул,  вода  сбежала,  и  началась  весна  майская  с  кукушкой  и  соловьями.  И  как  стала  тогда  в  Москве  жаркая  погода,  так  и  стоит  сейчас.  Истлевая,  человеку  надо  войти  в  новую  жизнь  не  удобрением,  не  соком  земли,  как  у  растений,  а  личностью.  С.596: Свет – это  движение,  ночь – это  покой.  Свет  стремится,  а  тень  ложится». [Но  зато  в  эти  четыре  дня  вынужденного  безделья  я  достаточно  много  прочёл.  Во-первых,  «Капитан  дальнего  плавания»,  о  А. И. Маринеско.  Из  этой  книги  вынес  одну  истину:  то,  что  ты  хороший,  нужно  доказывать  с  привлечением  документов,  а  то,  что  ты  плохой,  этому  поверят  на  слово  совершенно  посторон-них  людей.  Хотя  об  этом  уже  и  лучше  меня  сказал  Поэт: «…Я  только  в  скобках  замечаю, / Что  нет  презренной  клеветы / На  чердаке  вралём  рождённой / И  светской  чернью  ободрённой, / Что  нет  нелепицы  такой, / Ни  эпиграммы  площадной, / Которой  бы  ваш  друг  с  улыбкой / В  кругу  порядочных  людей / Без  всякой  злобы  и  затей / Не  повторил  стократ  ошибкой; / А  впрочем,  он  за  вас  горой; / Он  вас  так  любит…  как  родной!»  (4 21)  В  связи  с  этим  услужливая  память  сразу  находит  пример  из  моей  личной  жизни.  Жена  моего  друга  с  сочувствием,  но,  в  то  же  время  с  неким  внутренним  удовлетворением,  любит  передавать  вам  самые  невероятные  сплетни,  если  не  клевету,  и  при  этом  утверждать,  что  она  не  верит  ни  единому  слову  из  сказанного.] 

14.05.03. 
Был  на  допросе:  тон  уже  другой,  не  напористый.  Наверное,  сличили  мои  ответы,  разночтений  не  нашли,  а  расчётный  счёт  пустой.  Приехала  Люда.  Звонил  Кирицеву  насчёт  ПК,  обещал  приехать  сегодня.  Звонила  Л,  сказала,  что  сегодня  не  придёт.  Можно  было  и  не  звонить,  а  мой  вечер  был  свободен.  Тонечка  до  21:00  сидела  у  М. А.  Ни  ПК,  ни  TV – времени  масса.  На  улице  под  20
°С,  а  до  батареи  не  дотронуться.  В  космос  летаем,  а  регулировать  подачу  тепла  в  систему  отопления  не  можем.  Диву  даёшься  нашей  бестолковости.
 И  ведь  так везде!  Берд.: «Женщина  необыкновенно  склонна  к  рабству  и  вместе  с  тем  склонна  порабощать».  Женщина  склонна  принимать  ипостась  ребёнок,  поскольку  необычайно  склонна  к  интимным  отношениям,  и  к  ипостаси  родитель,  поскольку  является  матерью.  Ничего  сверхъестественного  здесь  нет.  «Эротика  играет  огромную  роль  у  творческих  натур».  Можно  думать,  что  автор  не  испытывал  вдохновения.  Никогда!  «Иерархически  организованная,  авторитарная  семья  истязает  и  калечит  человеческую  личность.  И  эмансипационное  движение,  направленное  против  таких  форм  семьи,  имеет  глубокий  персоналистический  смысл,  есть  борьба  за  достоинство  человеческой  личности».  В  такой  семье  мужик – просто  самец.  «С  формами  семьи  связана  была  тирания,  ещё  более страшная,  чем  тирания,  связанная  с  формами  государства».  Совершенствование  человека  должно  начи-наться  с  улучшения  его  наследственности.  Улучшение,  изменение  породы  животных,  селекция,  выведение  новых  сортов  растений  не  признаётся  антигуманным  действом.  Начни  улучшение  с  устранения  наследственных  болезней.  «Настоящая  любовь,  всегда  бывшая  редким  цветком,  агонизирует  и  исчезает  из  мира,  мир  стал  слишком  низок  для  нее.  Драма  любви  достигла  напряженности  вследствие  возникающих  препятствий».  Настоящая  любовь  так  же  редка,  как  и  личность.  Настоящая  любовь  сопровождается  вдохновением.

15.05.03. 
Первая  гроза,  довольно  сильная.  Несомненно,  что  два  человека,  по  меньшей  мере,  от  меня  страдали:  мать  и  жена.  Но  это,  как  бы  положено  по  жизни.  Больше,  уже  по  большому  счёту,  от  меня  не  страдал  никто.  Однако,  не  достоин  я  любви  и  не  имею  права  любить,  по  крайней  мере  говорить  об  этом.
  Вообще-то,  чувство  любви это  награда.  Никит. III: 1873 г., С.290: «Европе,  кажется,  суждено  быть  постоянным  очагом  войн.  Вот  в  настоящее  время  вопросы,  заключающие  в  себе  поводы  к  неизбежным  войнам:  восточный  вопрос,  отторжение  от  Франции  Эльзаса  и  Лотарингии,  антагонизм  России  и  Пруссии,  движение  славянских  племён  и  ожидающее  Австрию  разложение,  сила  католицизма,  волнующая  народы,  борьба  пролетариата  с  существующим  общественным  устройством,  наконец,  более  или  менее  всеобщее  стремление  к  изменению  форм  государственного  строя.  Пламя,  возгоревшееся  в  одном  месте,  легко  может  распространиться  на  далёкое  пространство.  Доклад  (Валуева)  говорит: состояние  крестьян  вообще  улучшается  со  времени  освобождения  их.  Однако  быт  их  очень  неудовлетворителен,  по  крайней  мере  в  большей  части  империи.  Главные  причины:  крайнее  невежество  их  и  деморализация,  вследствие  чего  обширные  размеры  пьянства;  потом  малость  поземельных  наделов  во  многих  губерниях  и  несоответственный  им  слишком  большой  выкупной  платёж;  чрезмерные  налоги;  почти  повсеместные  падежи  скота,  против  которых  до  сих  пор  не  принято  никаких  существенных  мер;  общинное  поземельное  владение  с  круговою  порукою;  чрезмерное  дробление  крестьянских  имуществ  от  разделов  семейных  и,  наконец,  дурные  крестьянские  администрации  и  суды».  Можно  смело  утверждать,  что  в  это  время  начала  зреть  I мировая  война.  Во  всяком  случае,  Никитенко  перечислил  все,  сопровождавшие  её  явления.  Если  к  таким  выводам  он  пришёл  сам,  то  честь  ему  и  хвала  за  политическую  зоркость.

16.05.03. 
Были  Люда  и  Ильин.  Людочка – как  обычно:  выпивает  неплохо,  но  потом  становится  очень  сентиментальной.  И  вновь  неопределенность,  таможне  не  хочется  отпускать  меня  с  миром,  а  взять  с  меня  и  с  организации  нечего  и  нет  оснований  к  прекращению  нашей  деятельности.  Я  даже  им  где-то  сочувствую:  потратили  на  меня  столько  сил  и  времени
и  всё  бестолку.  Берд.: «Теперь  брак  приобретает  не  принудительно-коммерческий,  а  свободно-коммерческий  характер».  Конечно,  любовь  присутствует,  как  и  прежде.  Это  необходимо  для  здорового  деторождения.  Семья  тоже,  как  и  прежде,  вызвана  экономической  необходимостью.  Кто  экономически  неза-висим,  тот  не  обременяет  себя  семьёй.  «Простое  удовлетворение  физиологической  потребности,  подобное  процессу  питания,  не  относится  специально  к  человеческой  жизни  и  не  ставит  вопроса  о  смысле,  это  относится  к  животной  жизни  человека  и  ставит  вопрос  об  ограничении  и  преодолении  животной  природы».  Порою  автор  признаёт  наше  животное  происхождение.  Но  и  простое  удовлетворение  этой  потребности,  если  контакт  осуществляется  по  взаимному  согла-сию,  должно  носить  интимный  характер.  «Безнравственно  рассматривать  личность  исключительно  как  средство  для  рода  и  эксплуатировать  личные  влечения  и  чувства  ради  родовых  целей».  Мне  рассказывали,  что  при  эвакуации  населения  с  Кубани,  ввиду  надвигавшейся  гитлеровской  оккупации,  прежде  всего  вывозили  детей – на  племя.  Как  ни  высоко  парит  автор,  но  инстинкт  продолжения  рода  сильнее  любых  моральных  установок.  Кроме  того,  автор,  похоже,  полагает,  что  простой  народ  любить  неспособен.  «Смысл  и  оправдание  брака  лишь  в  любви.  Брак  без  любви  безнравственен.  Вопрос  же  о  должном  отношении  к  детям  ничего  общего  с  этим  не  имеет,  это  совсем  другой  вопрос».  Я  согласен  с  автором,  что  дети  должны  рождаться  в  браке  по  любви.  Но,  как  мы  установили  выше,  любовь явление  редкое. 

17.05.03. 
Ездил  к  Галке  Петровой, – настроение  везде  грустное.  Но  не  отчаянное!  Пришвин:
«С.598: Леденящий  северный  ветер  и  очень  сильный.  Кажется,  всё  должно  остановиться  и  не  расти  и  не  цвести  на  таком  холодище.  Но  оно  не  останавливается  и  про  себя  растёт,  и  зеленеет,  и  цветёт.  Вот  если  бы  удалось  умереть  с  такой  чистой  и  простой  верой,  что  жизнь  после  тебя  сама  собой  продолжается  и  ты  сам  даже  после  этой  беды  к  ней  как-то  примкнёшь.  Всё  хорошее  в  человеке  почему-то  наивно,  и  даже  величайший  философ  наивен  в  своём  стремлении  до  чего-то  просто  додуматься.  Серьёзна  и  ненаивна  в  человеке  только  мощь:  могу – вот  и  всё».  Я  не  думаю,  что  смерть  надо  воспринимать  как  беду,  ведь  это  так  естественно – умереть.  А  вера  в  мощь – это  вера  в  Разум,  это  сродни  "всё  сущее  познаваемо".  Никит. III: 1873 г., С.291: «Средства  поправить  зло:  отмена  этих  причин,  а  главнейшее – школы;  введение  технических  знаний  в  круг  сельской  промышленности;  подчинение  крестьянского  самоуправления  контролю.  Мне  часто  случается  встречаться  с  моими  бывшими  университетскими  слушателями,  и  они  как-то  любовно,  сочувственно  ко  мне  всегда  относятся.  Я  всегда  шёл  своим  путём,  был  любим,  потому  что  всегда  питал  уважение  к  человеческому  достоинству  других.  Но  я  любим  был,  так  сказать,  в  одиночку,  не  ставил  себя  центром  партии.  Он  (некто  Гейнрихсен,  ныне  консул  наш  в  Афинах)  с  восторгом  вспоминал  о  моих  лекциях  и  напомнил  мне,  между  прочим,  об  овации,  которую  студенты  всех  факультетов  задумали  произвести  мне  после  того,  как  я  был  освобождён  из-под  ареста,  постигшего  меня  за  пропуск  одной  статьи  в  цензуре».  Само-управление  под  контролем – это  нонсенс;  а  отчётность  у  всех  должна  быть  прозрачной.  Когда-то  совершил  досадную  промашку,  а  теперь  этот  факт  вспоминается  как  подвиг.  Хороший  пример  того,  как  с  возрастом  меняются  взгляды  на  вещи.

18.05.03. 
Приезжали  Татьяна,  Лавренюк,  Старосельский
,  всё  с  нашего  цеха.  У  Галки  всё  плохо. 
Пришвин: «С.599: По  телевизору  видел  формы  нового  канала  Волго-Дон.  Кого  ни  вспомнишь,  всё  нет  и  нет  того  на  свете,  и  я  сам  себе  кажусь,  как  зимующий  лист  на  дубу.  Я  вполне  доволен  тем,  что  есть  у  меня,  и  чего  бы  попросил  себе,  разве  только  чтобы  поменьше  болеть  и  не  беспокоить,  не  пугать  собой  Л.  С.600: Как  слепые,  мы  переходили  голые  из  войны  в  войну,  из  пожара  в  пожар  и  не  знали,  что  мы  были  всегда  самые  богатые,  что  мы  всегда  бились  за  правду.  С.601: Я  думаю,  каждый  художник  во  все  времена  был  борцом  против  временного».  [Слушаешь  и  думаешь:  уж  не  в  этой  ли  головке  родилась  эта  невинная  «сплетё-ночка».  Я  уже  привык,  что  меня  обыкновенно  слушают  внимательно.  Конечно,  это  можно  отне-сти  на  счёт  моей  настырности  в  привлечении  внимания  слушателей,  но  я  думаю,  так,  во  вся-ком  случае,  мне  хочется  считать,  что  просто  я  хорошо  рассказываю.  Но  вот  изложить  свои  мыс-ли  на  бумаге  оказывается  очень  трудно.  Получаются  пропуски,  недомолвки,  перескоки  с  одной  мысли  на  другую.  И  несмотря  на  эти  литературные  промахи,  я  не  хочу  и  не  буду  ничего  ме-нять  в  своём  стиле.  Никакие  правила  не  заменят  живости  изложения.  Во-вторых  (смотри  выше,  что  во-первых),  прозу  Лермонтова.  Будучи  собранным  в  одной  книжке,  труд  его  наглядно  демон-стрирует  рост  мастерства  поэта.  Жаль,  мало  жил.  Да  гении  все  живут  мало,  в  противном  слу-чае  их  старческий  консерватизм  затушёвывает  их  гениальную  юность.  Например,  Эйнштейн,  соз-дал  теорию  относительности,  но  до  конца  дней  своих  отвергал  квантовую  механику   (исходящую  из  его  же  теории).  В  таких  случаях  бывший  гений  остаётся  просто  великим  или  выдающимся.  А  в  иных  случаях  о  нём  даже  забывают,  например,  Сахаров.  В-третьих,  Достоевского,  «Село  Степанчиково…»  и  проч. Теперь  я  начал  понимать,  почему  мне  не  хотелось  его  читать.]  

19.05.03. 
Приезжал  Кирицев,  настроил  ПК,  но  в  файле  «дневник»  такая  же  петрушка:  печатает  с  задержкой.
  Но  сплошь  и  рядом  государство  устанавливает  с  гражданином  такие  тяжёлые  эко-номические  отношения,  что  они  совершенно  искажают  существо  некогда  счастливого  брака.  Как  правило,  дети,  появившиеся  в  таком  браке,  становятся  крайними  в  этих  отношениях.  Я  виню  в  этом  только  государство.  Берд.: «Есть  люди,  живущие  под  чарами  красоты  и  искусства.  Это  может  быть  связано  с  душевной  структурой  людей,  может  быть  оригинально,  а  может  быть  результатом  подражания  и  моды,  заражения  известным  состоянием  среды».  Восприятие  искусства  зависит  от  воспитания.  Вкус  к  музыке,  живописи,  слову  прививается  с  детства.  А  музыка  мо-жет  проникать  в  душу  с  младенческих  лет.  «В  некоторые  эпохи  является  эстетическая  мода.  Когда  я  говорю,  что  эстетизм  свойственен,  главным  образом,  культурной  элите,  я  этим  не  хочу  сказать,  что  нет  эстетизма,  свойственного  народной  жизни.  Эстетизм  даже  более  свойственен  народу,  чем  буржуазии,  но  он  носит  другой  характер  и  не  превращается  в  эстетство,  которое  обозначает  уже  культурную  упадочность».  Для  восприятия  высокого  искусства  нужна  подготовка.  Вкус  воспитывается,  выращивается,  прививается.  Но  искусство,  в  свою  очередь,  должно  быть  доступно  и  понятно  всем,  кто  хочет  воспользоваться  его  плодами.  Эстетство  приводит  к  из-вращениям  в  искусстве,  что  демонстрирует  Декаданс.  Эстетствующими  буржуа,  как  я  думаю,  были  Мережковский  и  Гиппиус.  «Искание  истины  есть  активность,  а  не  пассивность,  есть  борьба,  а  не  мление».  Есть  ли  смысл  в  искании  истины,  если  мы  точно  знаем,  что  она  не  достижима?  Вот  оно,  решение  извечного  спора:  что  важнее цель  или  движение  к  цели.  Дви-жение  к  цели это  путь  познания,  а  познание смысл  жизни  человека.  Отыскивая  проме-жуточные  истины,  мы  прокладываем  путь  к  истине  вечной. 

20.05.03. 
Думал,  начнётся  светлая  полоса,  но  Полянчуков  развеял  все  мои   надежды.  Предъявить  ничего  и  никому  я  не  могу.  Удивительная  ситуация:  творится  произвол,  говорим  о  правовом  поле,  а  мяч  постоянно  летит  в  одни  ворота.  Чтобы  активно  и  основательно  отстаивать  свои  интересы,  нужны  хорошие  деньги,  а  с  хорошими  деньгами  нет  нужды  заниматься  лишними  хлопотами.  Общественная  деятельность  никому  не  приносит  удовлетворения.  Вред  природе  наносит  челове-чество,  а  сдачу  получать  будет  отдельный  человек.  Это  хорошо  видно  на  примере  атипичной  пневмонии.  Одна  мысль – развязаться  со  всем  этим,  не  знать,  не  видеть  и  не  слышать.  «Отряд  не  заметил  потери  бойца…»;  грохот   падения  слышен  и  страшен  только  падающему.  И  говорить  об  отдельном  человеке  так  же  бессмысленно,  как  об  отдельном  муравье.
  Пришвин: «С.602: Вспоминаю,  как,  бывало,  на  балу  в  женской  гимназии  мы  танцевали  с  девочками,  а  наши  матушки  сидят  по  стенам,  как  старые  стручки  на  акации,  и  обсуждают,  и  выбирают  из  нас  подходящие  парочки.  От  одного  отца  я  родился;  таким,  как  я  теперь  сделался  за  свою  жизнь, – я  многим  отцам  обязан,  и  среди  них  Пушкин.  Когда  мне  удаётся  написать  такое,  чему  я  обрадуюсь,  я  это  показываю  мысленно  Пушкину,  и  случалось,  в  мечтах  моих  Пушкин  меня  обнимал.  Зорька  летняя,  таясь,  за  ночь  полнеба  обошла  и  под  утро  скрылась  в  тумане» Никит. III: 1873 г., С.292: «Я  с  семьёй  и  двумя  гостями  ходил  на  ферму,  где  мы  пили  чай  и  кофе.  На  возвратном  пути  в  парке  мы  встретили  государыню  в  коляске  с  дочерью  невестою.  Они  недалеко  от  нас  вышли  из  коляски  и,  кажется,  готовились  искать  грибы.  Искание  грибов  в  парке – род  модного  увеселения  для  дачниц.  День  удивительно  хорош,  и  прогулка  наша  была  так  же  хороша,  как  день».  Это  потому  день  хорош,  что  встретил  августейших  особ.  А  грибы  в  Павловском  парке  собирал  и  я,  гуляя  там  Димой-малолеточкой.

21.05.03. 
4:31.  Поступил  в  санаторку.  День  прошёл  очень  хорошо.  Много  дружеских  приветствий,  наде-юсь  искренних.  В  первый  же  вечер  Л  подарила  мне  свидание  на  природе.  Жаль,  что  нельзя  всё  писать  в  дневник.
  Берд.: «Эстэты  по  своей  душевной  структуре  бывают  яркими  индиви-дуалистами,  но  не  бывают  личностями».  Эстетство это  претензия  на  знания,  которых  на  самом  деле  нет.  Основное  правило  в  русском  языке  есть  совпадение  произношения  с  написанием  слова.  Это  касается  и  слова  «эстэт».  Произнесите  в  этом  слове  вторую  гласную  как  «е»,  и  слово  покажется  вам  незнакомым.  «Смысл  искусства  в  том,  что  оно  есть  упреждение  прео-бражения  мира,  освобождение  от  уродства  и  тяжести  действительности».  Я  не  могу-таки  понять,  что  подразумевает  Бердяев  под  словом  «творчество».  Когда  личность  творит,  я  так  думаю,  она  не  задумывается  о  политических  коллизиях,  но  отражает  в  своих  творениях  реальную  действи-тельность,  окружающую  её.  «Классицизм  сменяется  романтизмом,  романтизм  сменяется  реализ-мом,  реализм  сменяется  классической  реакцией,  классическая  реакция  вызывает  восстание  субъек-тивизма  и  т. д.  И  обостряется  проблема  личности.  Личность  есть  дух,  свободный  дух…  через  неё  раскрывается  бесконечность  и  вечность  и  подлинная  красота».  Классицизм,  романтизм  и  реализм грани  искусства,  присутствуют  всегда,  только  время  от  времени  превалирует  та  или  иная  составляющая.  Смена  превосходства  той  или  иной  составляющей  определяется  социальными  процессами,  протекающими  в  обществе  в  данное  время.  «Уродливое  может  стать  художественно  совершенным  и  вызывать  эстетическую  эмоцию,  а  не  отталкивание.  Например,  уродство  у  Гойи,  у  Гоголя.  Это  есть  тайна  творческого  акта,  который  отделяет  искусство  от  действительности».  Главное  в  искусстве – реализм.  Реалистичными  должны  быть  не  только  предметы  искусства,  но  и  методы  воплощения.  В  искусстве,  как  один  из  приёмов,  может  присутствовать  мистицизм.

22.05.03. 
4:32.  Бывают  ситуации,  когда  реализовать  задуманное  невозможно  не  потому,  что  ты  не  хочешь,  а  потому,  что  препятствуют  окружающие,  даже  не  подозревая  об  этом.  Такая  ситуация  сложилась  у  меня  с  Мирошниченко.  Я  чувствую,  что  он  саботирует  моё  решение,  ему  неохота  расставаться  со  мной.  Видимо,  придётся  ему  всё  рассказать.  В  парке  чудесно.  Давно  надо  было  избирать  это  время.  Теперь  всё  круто  меняется.  Государство,  имея  много  денег,  не  знает  как  их  потратить  и  поэтому  ничего  не  делает.  А  медицина   разваливается.  Рассказали  трагический  случай:  сразу  три  смерти  по  вине  одного  врача.
  Никит. III: 1873 г., С.293: «На  днях  умер  И. Д. Галанин,  честный  и  благородный  человек.  Опять  холера  в  Петербурге.  Сегодня  доктор  Фассанов  мне  говорил,  что  заболело  102  человека  и  умерло  35.  И  это  в  самом  начале.  Один  случай  был  и  в  Павловске.  Нужна  ли  нам  литература?  Некоторой  части  общества,  может  быть,  и  нужна,  но  государство  полагает,  что  не  имеет  в  ней  никакой  надобности.  Было  у  меня  шумнее  и  многолюднее,  чем  обыкновенно  в  этот  день.  Я  получил  несколько  поздравительных  записок  и  телеграмм.  День  был  довольно  тёплый  и  светлый.  Гуляя  третьего  дня, встретил  строго  знакомого  и  отчасти  сослуживца,  бывшего  прокурором  в  Римско-католической  академии.  Он  обрадовался  мне  как  родному.  Ему  уже  86-й  год».  Вот  в  таких  условиях  становилась  и  расцветала  наша  литература.  Она  поневоле  приобретала  философский  оттенок,  за  что  её  притесняли  ещё  сильнее.  С.294: «Другой  старец,  тоже  сохранивший  хорошее  расположение  духа, – академик  Д. М. Перевощиков,  что  ещё  замечательнее:  он  совершенно  ослеп.  Ему  84-й  год.  Я  навещаю  его  здесь  очень  часто,  и  он  всегда  изъявляет  мне  самую  горячую  благодарность».  Долгожителям  гарантировано  одиночество.  Как  гениально  прозрел  судьбу  долгожителей  Дж. Свифт,  а  ведь  он,  описывая  путешествия  Гулливера,  был  ещё  довольно  молодым.     

23.05.03. 
Появилась  возможность  оттянуть  «жертвоприношение»  на  пару  недель:  написал  ходатайство  об  отложении  экзекуции  на  время  нахождения  в  стационаре.  Отвальная  Праховых.  Проспал  в
 тихий  час  и  потерял  важную  прогулку.
  Пришвин: «С.603: Человек  судит  о  небывалом,  не  сравнивая  с  тем,  что  было,  а  узнавая  его  по  себе  и  в  то  же  время  себя  забывая,  каким  жил  всю  жизнь,  равняясь  по  людям.  Так  писал  Белинский  о  Пушкине,  а  нынешние  критики  пишут  о  новом  исключительно  по  сравнению  с  тем,  что  уже  было».  Сейчас  критики  нет,  в  лучшем  случае  это  можно  назвать  разбором.  Берд.: «Искусство  есть  уже  преображение  нашей  жизни,  в  нем  нет  уже  тяжести,  скованности,  уродства,  унизительной  обыденности  жизниКрасота  танца,  стиха,  симфонии,  картины  войдет  в  вечную  жизнь».  Искусство  надо  воспринимать  как  часть  культуры;  культуру – как  часть  цивилизации;  цивилизация – продукт  разумной  деятельности  человечества.  Всё  в  целом  отпечатается  в  Истории,  которую  будут  изучать  потомки.  «Классицизм  и  романтизм  относятся  не  только  к  искусству  и  к  эстетической  чувствительности,  но  и  к  целому  душевному  типу  и  миросозерцанию.  Различие  классицизма  и  романтизма  в  искусстве  относительно  и  условно.  Великие  творения  искусства,  в  сущности,  нельзя  отнести  ни  к  классическому,  ни  к  романтическому.  Шекспир,  Гете  или  Лев  Толстой  не  могут  быть  признаны  ни  классиками,  ни  романтиками».  Все  условности  исчезают,  если  мы  к  классицизму  отнесём  изобразительные  искусства,  а  к  романтизму  литературные  жанры.  «Романтики  легко  подвергаются  эстетическим  иллюзиям.  Вся  русская  литература  XIX века  находится  вне  классицизма  и  романтизма,  она  реалистична  в  глубинном  смысле  слова.  Классицизм  в  своей  последовательности  во  всех  сферах  бесчеловечен  по  своему  принципу».  Если  вы  встанете  на  мою  точку  зрения,  то  вам  не  придётся  стилям  искусства  приписывать  человеческие  качества.

24.05.03.
Утро  было  чудесное.  Ходил  на  почту  отправить  письмо.  Там  потерял  уйму  времени,  устал.  Потом  испортилась  погода,  болела  нога,  я  заленился  и  сократил  прогулку.  В  Нижнем  парке,  в  части  прилегающей  к  санаторке,  имеется  по  крайней  мере  с  десяток  достопамятных  мест.  Что  наша  страна  богата, – никто  не  станет  отри
-цать.  Что  наш  народ  нищ – очевидно.  В  этой  парадоксальной  ситуации  народ  обречён  воровать,  это  его  наследственная  психологическая  установка.  Наш  народ  ограждён  от  нашего  государства  забором,  в  котором  через  каждые  пять  метров  есть  калитка,  возле  которой  стоит  привратник.  Нет,  он  не  ворует,  он  позволяет  воровать.  За  деньги!  и  ничем  не  рискует.  Не  считайте  это  ав-тоапологией.
  Никит. III: 1873 г., С.295: «У  нас  нет  ни  патриотизма,  ни  общественного  духа.  Он  возникает  из  народа,  а  у  нас  народ – стадо,  погоняемое  и  подчас  угнетаемое,  а,  главное,  не  достигшее  сознания  долга,  законности  и  нравственного  достоинства.  Самоубийства  сделались  у  нас  чем-то  вроде  эпидемии.  Не  проходит  дня,  чтобы  не  публиковано  было  о  нескольких  самоубийствах.  Вешаются,  топятся,  режутся  и  отравляются  люди  всех  состояний,  молодые  и  зрелого  возраста,  мужчины  и  женщины,  даже  мальчики  лет  пятнадцати – шестнадцати.  Чем  это  объяснить,  как  не  страшным  упадком  нравов,  отсутствием  нравственных  принципов  и  верований,  отсутствием  характеров,  идеалов?  Печальное  время!»  С.296: «В  прошедшую  пятницу  были  похороны  одного  из  лучших  людей  нашего  убогого  на  хороших  людей  общества – сенатора  Николая  Андреевича  Буцковского.  Летом  я  часто  встречался  и  беседовал  с  ним  в  Павловске,  где  он,  как  и  я,  проводил  лето.  В  окружном  суде  (я)  в  качестве  присяжного.  В  первом  деле  судился  некий  воришка,  молодой  человек  лет  20,  стянувший  часы  у  какого-то  рабочего,  но  пойманный  на  месте  и,  однако,  успевший  бросить  часы  в  сторону.  Суд  приговорил  его  к  арестантским  ротам  на  два  года»

25.05.03. 
Вчера  не  мог  делать  зарядку:  погода  была  пасмурная,  сырая.  Нога  болела  от  неправильного  положения.  При  ходьбе  всё  в  норме.  Вес  83,5  кг.  «Чувство  глубокого  удовлетворения  от  представившейся  возможности  раздавить  нищую  организацию».  У  нас  не  государственный  капи-тализм,  как  многие  полагали  и  полагают  до  сих  пор,  а  государственный  феодализм.  А  то,  что  некоторых  отпустили  «на  свои  хлеба»,  так  это  спокон  веку  называлось  "кормление".  Поэтому  губернаторы  удивляются,  когда  их  вдруг  принимаются  судить.  А  налоговая  служба  и  собирает  этот  оброк.  То  есть  её  истинное  название – оброчная  служба.  «В  ряду  тех  действий,  которые  над  нами  совершало  государство,  это  будет  закономерно».
  То  есть,  подкрепляется  законом.
  По  каким  же  законам  можно  судить  власть?  По-видимому,  можно  судить  отдельного  чиновника.  [07.07.86.  Ловлю  себя  на  том,  что  уже  лень  писать.  И  сразу  же  встаёт  множество  уважительных  причин,  по  которым  и  не  следует  этим  заниматься.  С  одной  стороны,  писать  следует  для  кого-то,  то  есть,  надеяться  на  читателя.  Но  читатель  окажется  скептиком,  вроде  меня  или  И. Се-минеева,  и  скажет:  «А  для  чего  он  эту  чушь  порет».  Или,  ещё  чего  доброго,  обвинит  в  какой-либо  болезни,  назовёт  психически  ненор-мальным.  Я  хочу  изложить  всего  себя,  но  как  только  подумаю  об  этом,  становится  страшно.  Все  эти  сомнения,  во-первых,  отравляют  душу,  а  во-вторых,  сковывают  в  самом  начале.  И  я  теперь  полностью  уверен  в  том,  о  чём  раньше  дога-дывался.  Достоевский  мучился  подобными  же  мыслями.  Но  он  нашёл  выход,  пиша  свои  произ-ведения  в  форме  записок,  в  таком  случае  он  от  имени  героя  имеет  возможность  говорить  всё,  что  накопилось  в  его  душе,  и  самые  грязные  и  нелепые  мысли  выдавать  за  рассуждения  действующих  лиц.  И  пусть  это  эфемерное  прикрытие,  но  всё  же  прикрытие.  А  я  выступаю  от себя  лично,  и  ничем  здесь  не  прикроешься.  Свалить  свои  мысли  на  кого-то  никак  не  удастся.] 

26.05.03. 
Погода  позволила  совершить  всё,  что  положено  по  графику.  Больше 
5  ходок  в  день  не  получа-ется,  но  и  то,  в  сумме  получается  4 км.
 Берд.: «Человек  находится  в  рабстве,  он  часто  не  заме-чает  своего  рабства  и  иногда  любит  его.  Ошибочно  думать,  что  свобода  лёгкая  вещь.  Свобода  трудная  вещь.  Оставаться  в  рабстве  легче».  Рабством  упивается  толпа,  подавляющее  большинст-во,  но  в  рабстве  у  толпы  и  власть,  она  вынуждена  угождать  ей.  «Любовь  к  свободе,  стремле-ние  к  освобождению  есть  показатель  уже  некоторой  высоты  человека,  свидетельствует  о  том,  что  человек  внутренне  уже  перестаёт  быть  рабом».  «Освобождение  человека  есть  требова-ние  не  природы,  разума  или  общества,  как  часто  думают,  а  духа.  Человек  не  только  дух,  он  сложного  состава,  он  также  и  животное,  также  и  явление  материального  мира,  но  человек  также  и  дух.  Дух  есть  свобода,  и  свобода  есть  победа  духа.  Человек  свободный  должен  чувствовать  себя  не  на  периферии  объективированного  мира,  а  в  центре  мира  духовного.  Никогда  не  даёт  освобож-дения  простое  бегство  от  реальности  или  отрицание  реальности».  «Обращение  к  Богу  может  быть  поражено  болезнью  и  превратиться  в  идолопоклонство.  Бог  может  действовать  только  на  свободу,  в  свободе  и  через  свободу.  Он  не  действует  на  необходимость,  в  необходимости  и  через  необходимость.  Он  не  действует  в  законах  природы  и  законах  государства.  Поэтому  уче-ние  о  Промысле  и  учение  о  благодати  требует  пересмотра,  традиционные  учения  неприемлемы».  Мы  знаем,  что  Природа  эволюционирует,  но  мы  не  можем  прогнозировать  направление  эволю-ции  и,  следовательно,  грядущих  событий,  поэтому  неожиданные  события  мы  называем  судьбой,  а  невежественные  люди промыслом  божьим.  А  эти  события,  порою,  бывают  настолько  нелепы!  «Мир  плох  не  потому,  что  в  нем  есть  материя,  а  потому,  что  он  не  свободен,  порабощен».  Мы  привыкли,  что  под  словом  мир  Бердяев  понимает  окружающий,  обнимающий  нас  быт.      

27.05.03.
Балтийский  ветер  несёт  с  собой  не  только  особый  аромат,  но  и,  что  главное, – воспоминания.  Черёмуха  осыпалась.  Миша  со  Светой  вписались.  Приезжали  внуки.  «Социальный  гриб»,  вот  что  такое  наше  государство.  А  президент – его  плодовое  тело.
  Никит. III: 1873 г., С.297: «Судили  восемь  человек  мужчин  и  женщин  за  сбор  пожертвований  на  монастыри  и  на  погорелых  по  фальшивым  книжкам  и  бумагам  с  поддельными  печатями.  Ни  монастырей  этих,  или,  как  назва-ли  они,  пустыней,  с  их  архимандритами  никогда  не  было  на  свете,  не  было  тоже  и  пожаров.  Несмотря  на  это  плуты  собирали  значительные  пожертвования,  засвидетельствованные  подписями  жертвователей  на  книжках  и  листах.  Это  целое  организованное  общество  мошенников  из  крестьян  и  рабочих».  С.298: «По  окончании  последнего  дела  председатель,  Якоби,  обратился  ко  мне  и  выразил  благодарность  суда  за  то,  что  я  разделил  с  ними  труда,  хотя  мог  бы  и  не  принимать  на  себя  звания  присяжного.  Я  отвечал,  что  с  таким  председателем  труда  было  немного  и  что  я  считал  своей  обязанностью  не  уклониться  от  этого  важного  общественного  долга.  Мои  товарищи,  присяжные,  тоже  отнеслись  ко  мне  с  тёплыми  и  радушными  словами  за  моё  участие  в  их  трудах,  на  что  я  отвечал,  что  мне  было  не  тяжело  исполнять  мои  обя-занности  при  содействии  таких  добросовестных  и  рассудительных  товарищей.  Итак,  я  расстался  с  судом  очень  дружески,  не  исключая  самих  сторожей,  хранивших  мою  шинель  и  калоши,  которых  я  наградил  монетами.  Недели  две  тому  назад  было  в  Петербурге  наводнение,  несколько  напоминавшее  наводнение  7  ноября  1824  года.  Вода  поднялась  почти  до  10  футов  (7  ноября  она  доходила  до  19).  Низменные  части  города  и  теперь  довольно  пострадали.  Вода  залила  подвалы  и  выходила  на  улицы.  Буря  потопила  много  барок  и  поломала  много  деревьев.  Все  предшествовавшие  и  последовавшие  дни  дул  сильный  юго-западный  ветер».

28.05.03. 
4:33.  Приехал  домой  помыться.  Перед  этим  пошёл  в  парк  без  всякой  надежды,  так  вот  на  тебе
.
  Раз  возникши,  материя  подчиняется  физическим  законам,  что  можно  рассматривать  как  форму  рабства.  Живая  природа  в  очень  сильной  степени  зависит  от  среды  обитания,  что  тоже  можно  рассматривать  как  рабство.  Но  тогда  от  нас  ускользает  тот  отрицательно-унижающий  смысл,  который  мы  привыкли  вкладывать  в  этот  термин  применительно  к  человеку.  Берд.: «Основное  противоположение  не  духа  и  материи,  а  свободы  и  рабства».  «Человеческая  жизнь  искалечена  выдуманными,  преувеличенными  экзальтированными  страстями  религиозными,  национальными,  со-циальными  и  унизительными  страхами.  На  этой  почве  возникает  порабощение  человека.  Человек  обладает  возможностью  превращать  любовь  к  Богу  и  к  высшей  идее  в  самое  страшное  раб-ство».  Бердяев  не  видит  явного  соответствия  духа  и  свободы,  материи  и  рабства.  Это  от  того,  что  очень  много  интеллектуальной  энергии  он  затратил  на  поповские  бредни.  Спиноза  и  Гоббс  тоже  много  внимания  уделяли  религии  и  философии  религии,  но  они  искали  и  находили  там  рациональное  зерно,  связь  её  с  властью  и  гражданским  правом.  А  у  Бердяева одни  "вздохи  при  луне".  «Рабство,  ощущаемое  человеком  как  насилие  извне  и  ненавидимое  менее  страшно,  чем  рабство,  которое  прельщает  человека  и  которое  он  полюбил».  Полюбить  рабство  невоз-можно,  к  рабству  можно  привыкнуть,  где-то  прикипеть  душой.  Человек  любит  рабство  как  гарантию  стабильности,  покоя.  «Победа  духа  над  рабством  есть,  прежде  всего,  победа  над  страхом,  над  страхом  жизни  и  страхом  смерти.  Киркегардт  видит  в  страхе-ужасе  основной  религиозный  феномен  и  признак  значительности  внутренней  жизни.  Библия  говорит,  что  начало  премудрости – страх  Божий.  И  вместе  с  тем  страх  есть  рабство.  Победа  духа  над  рабством  есть,  прежде  всего,  победа  над  страхом,  над  страхом  жизни  и  страхом  смерти».   

29.05.03. 
Унижение  и  спесь – вот  красная  нить  жизни  нашего  государства.  Доложился,  что  отправил  письмо-ходатайство.  Кирицев  дождётся,  что  его  ООО  закроют.  А  с  Мишей  не  хочет  работать  Мирошниченко.  Совместимость  людей  в  совместной  работе  имеет  очень  большое  значение.  Всё  это  мешает  работать  не  только  по  теме,  но  и  по  другим   направлениям.
  Никит. III: 1873 г., С.299: «Столетний  юбилей  Горного  корпуса.  Публики  ленточной  и  звездоносной  собралось  множество…  посетители  были  угощены  завтраком  в  прекрасно  убранном  зале.  Француза  сейчас  можно  отличить  от  всякого  другого,  а  в  этом  (Добре)  было  что-то  особенно  привлекательное  и  человечное.  Странно,  что  в  характере  Бисмарка  никто  не  заметил  одной  господствующей  черты, – это  глубочайшее  презрение  к  людям».  Я  начал  презирать  людей  довольно  поздно.  Бисмарк  же  демонстрирует  в  этом  вопросе  природную  проницательность.  С.300: «Как  примирить  мысль  о  провидении  с  бесчисленным  числом  зол,  удручающих  человечество?  Надобно  отказаться  или  от  веры  в  благость  провидения,  или  от  сочувствия  к  страданиям  наших  братий.  "Я  жив,  я  чувствую,  и  сердце  от  мученья / Взывает  ко  творцу  и  просит  облегченья".  Вера – вера,  но  ведь  и  любовь  к  людям  что-нибудь  значит».  С.301: «Майков  хочет  свой  перевод  с  комментариями  «Слова  о  полку  Игоря»  представить  в  Академию  на  Уваровскую  премию.  Он  желает  моего  совета  и  содействия.  Войска  движутся  по  всем  улицам  до  здания  Аничкова  дворца,  Публичной  библиотеки  и  театра,  гремят  пушки:  совершается  открытие  памятника  Екатерине  II.  Трудно  повторять  одно  и  то  же,  но  притом  так,  чтобы  оно  не  казалось  повторением.  Обедал  у  министра  Д. А. Толстого.  Девизом  графа  …могут  служить  слова:  «все  дураки,  кроме  меня  одного».  "Достаточно  перечитать  Пушкина:  «Кому  не  скучно  лицемерить, / Различно  говорить  одно, / Стараться  важно  в  том  уверить, / В  чём  все  уверены  давно…»"  (4 9)   

30.05.03.   
Зацвела  сирень.  Ходил  на  почту,  получил  письмо  с  приглашением  на  05.06.  Определенности  нет.  Полянчуков  послал  письмо  Лентелефонстрою
,  хотя  всё  уже  свершилось,  и  изменить  ничего  нельзя.
  Пришвин: «С.605: Всё  время  теперь  думаю  о  простоте  Ленина,  о  полном  разрушении  всяких  поз  и  иллюзий  (кстати,  иллюзия  и  поза – не  русские  слова,  а  хорошо).  Летнее  полное,  торжественное  утро,  день,  о  котором  так  сложилось  в  душе  с  детства».  Запахи  сосны,  спелого  лета,  море  горячего  солнца – всё  это  глубоко  запечатлелось  в  душе,  потому  что  сопровождалось  первым  поцелуем  любви.  «С.606: Приходит  время  липам  цвести,  а  они  и  не  собираются,  нет  никаких  признаков.  И  говорят,  что  так  везде.  Мне  думается,  что  за  всю  долгую  жизнь  мою  не  было  года,  когда  бы  не  цвели  липы.  Говорят,  что  пошёл  белый  гриб.  Рожь  от  града  и  ливня  полегла». [Вот  и  приходится  так  писать,  чтобы  всей  правды  не  сказать,  но  и  по  сказанному  можно  было  догадаться  о  моих  переживаниях.  Однако  все  эти  отступления  есть  форма  отдыха  от  основной  моей  затеи  с  мемуарами,  от  идеи  фикс.  Ещё  Неистовый  Виссарион  обвинял  русских  писателей  в  грамматической  болезни,  то  есть,  стоит  человеку  стать  писателем,  как  он  сразу  же  берётся  за  написание  грамматики  русского  языка.  Но  и  сам  Белинский  не  избежал  этой  болезни.,  он  тоже  оставил  потомству  свои  соображения  по  этому  предмету.  Я,  грешный,  хотя  и  не  писатель,  то  есть  не  признанный  окружающими,  но  тоже  пишу,  в  этом  ты  сможешь  убедиться  сам.  Есть  у  меня  и  стихи,  и проза,  есть  и  научные  трактаты.  Занимаюсь  я  и  грамматикой  русского  языка.  Это  и  есть  то  основное,  ради  чего  я  затеял  свои  воспоминания,  а  всё  остальное  суть  лирические  отступления  и  рассуждения.  В  своём  научном  исследовании  я  буду  продвигаться  от  малого  к  большому,  от  простого  к  сложному,  как  учил  Энгельс.  Опять  Энгельс,  это  говорит  о  моём  большом  уважении  к  автору  «Антидюринга».] 

31.05.03. 
С  Мишей  немного  выпили.  Читал  «Российскую  газету»:  ругают,  обвиняют,  а  с  них,  как  с  гуся  вода.  Всё,  как  в  киселе.  Наблюдал  солнечное  затмение,  вернее  эффект  от  него:  птицы  в  парке  замолкли,  один  соловей  продолжал  щелкать,  стало  темно,  как  в  последние  сумерки.
  Пришвин:
«С.607: Наше  время  началось  делом  и  отметает  все  старые  слова.  Это  дело  должно  кончиться  словом.  Славянин  у  Даля  означает  словенин  и  коренится  в  слове.  (30.07)  Прёт  вовсю  белый  гриб,  но  из-за  писания  «Лесной  повести»  я  от  грибов  первый  раз  в  жизни  отказываюсь.  Пишется  хорошо».  Берд.: «Киркегардт  (Кьеркегор)  видит  в  страхе-ужасе  основной  религиозный  феномен  и  признак  значительности  внутренней  жизни.  Библия  говорит,  что  начало  премудрости – страх  Божий.  И  вместе  с  тем  страх  есть  рабство».  Удивительное  умопомрачение.  Вся  Библия  пронизана  рабьим  страхом.  А  Кьеркегор  имел  в  виду  благоговейный  ужас  перед  величием  момента.  И  как  красиво  Бердяев  противоречит  в  своём  поповстве  великому  Гёте,  который  говорил,  что  религия  не  начало  мудрости  а  конец  её.  «Обыденность  притупляет  страхи,  связанные  с  глубиной  жизни  и  смерти,  но  создает  свои,  другие  страхи,  под  властью  которых  человек  все  время  живет,  страхи,  связанные  с  делами  мира  сего».  Быт – это  то  лекарство,  которое  отвлекает  от  понимания  экономической  зависимости.  Это  и  есть  привычка,  помогающая  забыть,  что  мы  рабы.  «Бесстрашие  есть  высшее  состояние.  Рабский  страх  мешает  раскрытию  истины.  Страх  порождает  ложь».  Потому  в  развитых  странах  считают  признания,  добытые  под  пытками,  недействительными.  Кроме  того,  ложь  является  психологической  характеристикой  ребёнка  и  родителя.  «Победа  над  страхом  смерти  есть  величайшая  победа  над  страхом  вообще.  И  вот  поразительное  противоречие  человека  в  отношении  к  страху  смерти.  Человек  боится  не  только  собственной  смерти,  но  и  смерти  других  людей».  

 

van-osmos@yandex.ru

ПРОДАЁТСЯ  ЗЕМЛЯ  В  ЛЕНИНГРАДСКОЙ  ОБЛАСТИ

Hosted by uCoz
Hosted by uCoz