2003-04

01-03

02-03

03-03

дн2003

05-03

06-03

07-03

08-03

09-03

10-03

11-03

12-03


01.04.03. 
Был  у  Миши  Сафонова:  главное  препятствие – это  Света.  Я  рассчитываю  на  честолюбие  Аганина  и  Миши,  однако  встретить  честолюбие  у  советского  человека,  хоть  и  бывшего,  мудрено.  Но  работа  предстоит  большая.  Совершенно  не укладывается  в  мозгу,  куда  могла  деваться  целая  неделя  записей.  Март,  по-видимому,  самый  хороший  месяц:  много  солнца  в  сочетании  с  чистым  снегом.
  Берд.: «Национализм  всегда  этатичен,  всегда  хочет  сильного  госу-дарства.  Все  современные  национализмы  походят  друг  на  друга,  как  две  капли  воды,  как  совершенно  походят  друг  на  друга  все  диктатуры,  все  организации  политической  полиции».  А  как  похожи  были  друг  на  друга  даже  внешне  Гиммлер  и  Берия!  «Национализм  всегда  приводит  к  тирании.  Нужно  помнить,  что  народ  кричал  'распни,  распни  Его'.  Это  достаточно  сви-детельствует  о  том,  что  не  в  народе  центр  совести».  Да,  и  в  тридцать  седьмом  народ  требовал  расстрела.  «Немецкое  национально-мессианское самомнение  даже  у  гениальных  людей,  как,  например,  у  Фихте,  носит  комический  характер,  его со  стороны  нельзя  перенести».  Через  это  проходят  многие  нации.  Сегодня  это  самомнение,  поддерживаемое  церковью,  переживает  Россия.  «Так  называемый  национальный  вопрос  в  сущности  не  может  быть  справедливо  разрешён».  Народ  не  умнеет.  «Бюрократия  образуется  в  каждом  организованном  в  государстве  обществе».  «Она  имеет  тенденцию  к  расширению  и  усилению  своего  значения.  Бюрократия  исполняет  служебную  функцию  по  отношению  к  народу.  Но  она  склонна  считать  себя  самодовлеющей  силой,  считать  себя  хозяином  жизни,  и  в  этом внутренняя  противоречивость  её  существования.  Революция  свергает  старую  бюрократию  и  немедленно  создаёт  новую,  ещё  более  расширенную  и  нередко  пользуется  для  этого  кадрами  старой  бюрократии,  готовой  служить  какому  угодно  режиму».  Все  революции  совершаются  на  пути  совершенствования  бюрократии.

02.04.03. 
3:19.  Нинушка,  слава  Богу,  выписала  всех  своих   приживалов.  Ездил  в  санаторку  чистить  уши.  Чувствую,  что  глупею,  не  по  дням,  а  по  часам.  Жить  точно  надоело,  но  прекратить  жизнь  самому  и  в  здравом  уме – невозможно.
  Никит. III: 1870 г., С.188: «Германские  порядки,  говорят,  нам  не  пример.  Образование  там  так  широко  раскинулось  и  так  утвердилось,  что  привлечение  к  военной  повинности  учёных  и  учащихся  не  может  повредить  ему.  Боюсь,  не  купили  ли  мы  Чёрное  море  ценою  слишком  большого  соучастия  с  пруссаками  в  убийстве  Франции.  Пруссаки,  продолжая  терзать  Францию,  между  прочим,  оказывают  услугу  нам.  Они  на  вечные  времена  закрепляют  ненависть  к  себе  французов,  и  в  случае  их  столкновения  с  нами,  что  надо  в  будущем  считать  неизбежным, – французы  будут  нашими  естественными  союзниками».  Сказывается  деятельность  Горчакова.  С.189: «Акт  в  Артиллерийской  академии.  Я  прочитал  адрес  хорошо.  Всё  сошло  не  только  прилично,  но  и  торжественно.  Потом  список  наград.  Мне – золотая  с  бриллиантами  и  с  вензелем  государя  табакерка,  которую  в  конце  акта  и  вручил  мне  великий  князь  Михаил  Николаевич  с  очень  ласковым  приветствием.  Вместе  с  другими  представлялся  государю  для  принесения  благодарности  за  полученную  награду.  Это  было  в  час  пополудни, в  Зимнем  дворце.  Когда  дошла  очередь  до  меня,  государь  с  своею  ласковою  улыбкою  очень  приветливо  сказал:  "Благодарю  вас  за  вашу  полезную  службу;  я уверен,  что  вы  с  такою  же  пользою  будете  продолжать  и  впредь"».  Ну  как  тут  выступать  против  власти  вслух,  когда  так  ласкают.  С.190: «Благо – это  вымысел  человеческий;  закон – это  необходимость;  долг – вот  что  существует  в  действительности».  Согласен  в  отношении  закона;  благо это  личное,  долг экономическая  необходимость.  С.  191:  «Прекрасны  слова  Лагарпа:  "Обманывать  людей  можно  и  с  малым  умом,  но просвещать  их  трудно  и  с  большим"».  Лагарп  был  умным  человеком.

03.04.03.
3:20.  Получил  аккредитацию  при  ЗакСе,  хотя  уже  сомневаюсь  в  необходимости  этого.  День  был  прохладный.  Мне  редко  удавалось  одеваться  по  погоде.  Помылся,  Тонечка  ходила  в  поликлини-ку,  а  в  это  время  приходила  Л.  Уходя  в  отставку,  я  исключаю  полностью  возможность  при-гласить  на  работу  Ерофеева,  это  молодой  юрист,  которому  мы  обещали  работу.
  [Учась  в  ЛГУ,  я  посвятил  этой  теме  реферат,  а  так  как  там  излагаются  мои  собственные  мысли  и  взгляды,  я  не  считаю  зазорным  поместить  их  в  свои  мемуары.  Но  всему  своё  время.  А  сейчас  надо  идти  чистить  картошку:  скоро  придёт  ребёнок,  а  его  нужно  кормить  (ему  в  это  время  семнадцать).  Но  чтобы  закончить  страницу  на  высокой  педагогической  ноте,  я  приведу  высказывание  выдающегося  немецкого  педагога  Дистервега:  «Моё  имя – человек,  немец – моё  прозвище».  Рядом  с  этими  словами  до  того  глупыми  кажутся  расизм  и  национализм,  ведь  родоначальниками  всего  человечества  были  Адам  и  Ева.  Их  беспокойные  дети  разбрелись  по  всему  свету,  одни  загорели  больше,  другие  меньше,  а  это  слишком  незначительный  повод  для  ненависти  друг  к  другу.  09.06.86.  Вчера  отмечали  Димке  семнадцать  лет.  Принимал  подарки  только  наличными:  хотел  купить  электрофон  «Арктур»  за  250  вместо  530.  Планирует  использовать  его  для  высокока-чественных  записей  главным  образом  и,  как  я  думаю,  извлекать  из  этого  доходы.  Был  Славка,  мой  племянник,  обещал  вывезти  меня  на  лоно  природы.  Очень  надеюсь,  что  не  обманет.  Не  как  сосед,  Коля  Полипов,  который  уже  который  год  клянётся  и  божится,  что  будем  вместе  рыбу  ловить,  но  так  всё  и  мечтаем.  Параноик,  как  мне  кажется,  произошло  от  «пара  ножек».  Кто-то, имея  дефект  речи,  исказил  это  милое  словосочетание  и  пустил  его  по  свету, наполнив  новым  содержанием.  В  этом  или  прошлом  году  на  медицинскую  технику  государство  выделило  73 млн  рублей,  при  бюджете  в  500 млрд.  это  составляет  чуть  больше  0.01%.]

04.04.03.
«Во  цвете 
радостных  надежд…»  (6 36),  как  сказал  Поэт.  В  юности  наши  возможности  представляются  светлыми:  буду  тем,  стану  этим:  решу  то,  сделаю  это.  Но  с  течением  времени  возможности  наши  темнеют,  тяжелеют:  будет  то-то  и  то-то,  станет  так-то  и  так-то.  Всё  в  соответствии  с  рассуждениями  Кьеркегора.  Невзорова  раскусили  все.  Его  озлобленность  и  неком-петентность  видны  всем,  кроме  него  самого.  Пришвин: 1952, «С.573: Мучился  несколько  дней,  вспоминая  своих  врагов,  но  пришла  минута  понимания,  и  я  их  всех  вдруг  простил.  В  большинстве  случаев  «та  сторона»  тоже  хочет  блага,  но  только  всем,  мы  же  хотим  блага  каждому».  Пытаюсь  напрягать  мои  мозги  и  не  могу  найти  врагов.  Есть  люди,  которые  мне  крайне  не  нравятся  и  первый  из  них  Юрченко,  мой  детдомовский  однокашник.  Это  махровый  чинуша.  Берд.: «Облегчить  разрешение  национального  вопроса  могло  бы  преодоление  суверени-тета  национальных  государств».  Национальности  должны  объединяться  по  культурному  признаку.  «Социальные  и  национальные  качества  человека  повторимы,  подлежат  обобщению,  отвлечению,  превращению  в  quasi-реальности,  стоящие  над  человеком,  но  за  этим  скрыто  более  глубокое  ядро  человека.  Защита  этой  человеческой  глубины  есть  человечность,  есть  дело  человечности».  «В  аристократизме  были  положительные  черты  благородства,  великодушия,  способности  к  жертвенному  нисхождению,  которых  не  знает  parvenu,  стремящийся  пролезть  вверх.  Аристократ  не стремится  во  что  бы  то  ни  стало  подниматься  вверх,  он  изначально  чувствует  себя  наверху.  Наряду  с  положительными  чертами  в  аристократизме  были  и  отвратительные  черты,  своеобразное  хамство  в  высокомерном  обращении  с  низшими,  презрение  к  труду,  расовая  гордость,  не  соответствующая  личным  качествам,  кастовая  замкнутость,  закрытость  к  живым  движениям  мира,  исключительная  обращенность  к  прошлому,  замкнутость». 

05.04.03.
3:21.  В  прошлом  году  в  среднем   каждый   пятый  день  мне  приносил   радостное  вдохновение.  В  этом   году  пока   каждый   четвёртый.  Несомненно,  это  кончится.  Но  как  и  когда?  Маркс  гово-рил  о  некой  спирали,  по  которой  идёт  прогресс  человечества.  В  России  у  этой  спирали  на-столько  мал  шаг,  что  больше  напоминает  молотильный  круг,  по  которому  гоняют  слепую  ло-шадь.  Некрасов  писал:  «Другой  ходил,  выпытывал / На  сколько  в  день  сработаешь, / По  многу  ли,  по  малу  ли / Кусков  пихаешь  в  рот»  (чI – глIII).  И  вот  газета  «Вести»  проводит  свою  полицейскую  акцию,  называемую  «Анкета».  Вот  некоторые  вопросы:  "Какова  у  Вас  пенсия;  Ра-ботаете  ли  Вы;  Что  Вы  едите".  Не  правда  ли,  очень   похоже?  Пришвин: «С.574: Одна  из  при-чин,  побуждающих  сделаться  писателем, – это  ненаходчивость.  Счастливый  всегда  имеет  в  запасе  острое  слово,  раз! – и  убито.  А  кандидат  в  писатели  должен  ещё  слово  поточить  дома,  но  зато  как  оно  остро  наточит!  Слово  готово,  но  девать  некуда:  враг  посмеялся  и  скрылся.  Куда  же  девать  слово?  Остаётся  напечатать,  да  так  и  пойдёт:  на  бумаге  отменно  хорошо,  а  в  жизни  во  всём  с  опозданием».  Никит. III: 1871 г., С.192: «Катков  поздоровался  со  мною  как  со  старым  приятелем.  Хотя  у  меня  и  была  причина  лично  негодовать  на  него,  однако  я  давно  об  этом  забыл  из  уважения  к  его  несомненным  достоинствам  и  услугам,  которые  он,  во  всяком  случае,  оказал  своею  газетою  народному  русскому  делу».  В  этих  словах  вся  сущность  Никитенко,  он  не  консерватор,  он  реакционер.  С.194: «Пермская  губерния  является  сценою  такого  административ-ного  произвола,  который  кажется  необыкновенным  даже  в  такой  классической  стране  произвола,  как  Россия».  Край  непуганых  дураков.  Несомненно,  что  при  личной  встрече  он  будет  вос-хищаться  пермским  губернатором.  С.195: «Вечером  был  у  Т. И. Филиппова.  Толпа  народу.  Как  и  всегда,  в  толпе  почувствовал  себя  тоскливо  и  скоро  ушёл».  Это  был  раут.

06.04.03.
4:21.  Какая  это  радость, обнять  любимого  человека.  Приехали  внуки,  и  снова  шум,  суета.  Со  взрослыми  религиозные  споры.  Причём,  окажись  моя  невестка  при  этих  своих  взглядах  в  средних  веках,  необходимо  стала  бы  фанатичкой.  А  что  фанатизм  выдаёт  ограниченность  (умственную  и  образовательную),  об  этом  мы  уже  говорили.  Приезжал  Кирицев,  подчистил  ПК.  А  раньше  всех  приехали  Нинушка  со  Славкой,  но  едва  удалось  заставить  попить  чаю.
  Правда  не  может  быть  вредной,  горькой – да.  Пришвин: «С.576: Старость  бывает  разная,  одни  старики  «впадают  в  детство»,  другие  постепенно,  сознательно  и  радостно  возвращаются  к  нему».  С  этим  согласиться  не  могу.  Я  могу  допустить  это  у  других,  у  меня  это  детство  может  про-являться  только  в  немощи  физической,  чего  мне  очень  не  хотелось  бы  испытать.  Таким  об-разом,  старческое  состояние  детства  безобразно  во  всех  отношениях.  Берд.: «Русская  коммуни-стическая  революция  создала  небывалую  по  своим  размерам  и  силе  бюрократию.  Чувство  вины  и  чувство  жалости – аристократические  чувства.  Чувство  обиды  и  чувство  зависти – плебейские  чувства.  Хороших  классов  не  бывает,  бывают  лишь  хорошие  люди…  Настоящая  аристократи-ческая  порода  не  есть  порода  господ.  Господин  в  сущности  плебей.  Господство  есть  плебейское  дело».  А  в  России  и  сегодня  обращение  к  друг  другу  начинается  с  господин.  «Буржуа  определяется  не  тем,  что  он  есть,  а  тем,  что  у  него  есть.  Государство  и  общест-во  не  может  быть  субъектом  собственности,  ибо  вообще  не  может  быть  субъектом.  Государство  и  общество  есть  лишь  посредник,  регулятор  и  гарант…  Утверждать  можно  собственность  только  как  вла-дение,  не  более.  Всякий  господствующий  класс  деморализуется.  Он  (Герцен)  призывал  "сво-бодного  человека  к  борьбе  с  освободителями  человечества".  Он  восклицает:  "Не  будет  миру  свободы,  пока  всё  религиозное,  политическое  не  превратится  в  человеческое,  простое"».

07.04.03.
Внуки  уехали.  Некоторое  время  уйдёт  на  прихождение  в  себя.  Конечно,  я  многого  не  достоин.  Но  я  был  достоин  того,  как  и  каждый  человек,  чтоб  на  старт  меня  выпустили  вместе  со  всеми,  чтоб  мне  не  приходилось  каждый  раз  туда  прорываться.  Последнее  время  часто  снится  далёкое  прошлое:  д/д,  институт,  друзья  юности.  Что  удивительно,  нынешние  трудности  меня  во  сне  не  беспокоят.  Особых  угрызений  я  не  испытываю.  Беспокоюсь  лишь  о  том,  чтобы  не  под
-ставить  других.
  Никит. III: 1871 г., С.196: «Можно  ли  спокойно  смотреть  на  миллионы  погибших  и  гибнущих  человеческих  существ  в  предположении,  что  эта  гибель  необходима  для  устроения  лучшего  порядка  вещей,  для  достижения  благой  цели?   Большая  конфузия  в  административной  сфере  по  поводу  напечатанных  в  "Московских  ведомостях"  статей  о  делах,  чинившихся  в  Пермской  губернии  администрацией.  Разыскивается,  кто  сообщил  в  московскую  газету  сведения  об  этих  делах,  которые  почему-то  должны  были  считаться  секретом  даже  тогда,  когда  о  них  производил  расследование  сенатор  Клушин».  И  прежде  воры  старались  не  афишировать  плоды  своей  деятельности.  С.201: «Пихлер,  обокравший  Публичную  библиотеку, – говорят,  он  украл  бо-лее  4 000  томов, – посажен  под  арест  и  предан  суду».  Вот  так  добропорядочный  немец  ско-лачивает  начальный  капитал.  С.203: «Парижская  коммуна  требует  совершенной  перестройки,  или,  лучше  сказать,  замены  государства  конфедерацией  общин,  то  есть  полного  осуществления  социа-листических  теорий.  Государство,  по  мнению  этих  великих  реформаторов  и  учителей,  отжило,  и  начинается  жизнь  общин.  А  что  же  вы  сделаете  из  государств..?  Мы  их  разрушим:  для  этого-то  и  следует  учредить  всемирную  революцию…  Вот  мы  приятели  с  Гончаровым.  Но  стоит  мне  не  согласиться  в  разговоре  с  его  мнением,  хотя  бы  дело  шло  о  жителях  луны,  он  непременно  сделается  моим  врагом.  Такова  терпимость  мысли  у  русских  образованных  людей». 

08.04.03.
4:22.  Демократия,  по-моему,  предполагает  прозрачность  в  общественной  жизни,  некоторую  прозрачность  в  частной  жизни,  но  абсолютное  её  исключение  из  жизни  интимной.  Американцы  же  представляют  себе  всё  и  вся  абсолютно  прозрачным.  В  этом,  повторяю,  по-моему,  их  заблуждение.  Время  прекращения  томления  духа.  Как  показала  моя,  возможно  не  показательная  жизнь,  хлопоты  на  общественном  поприще,  как  правило,  пустые.  Имеют  смысл  только  хлопоты  в  пользу  себя  и  семьи.  "
«Мы  рождены, – сказал  Сенека, – / Для  пользы  ближних  и  своей» (8 - 6)  И  не  в  отсутствии  благодарности  дело,  ибо  не  за  этим  хлопочем,  но  в  ревности  государства,  которое  одно  хочет  быть  «благодетелем».  Но,  как  указывает  народная  мудрость  «нельзя  ухватить  одной  рукой  и  сиську, и  письку»,  то  есть  «за  двумя  зайцами  погонишься – ни  одного  не  поймаешь».  [Хочу  вернуться  к  белорусскому  методу.  Ещё  раз  подчёркиваю,  что  опираюсь  только  на  слухи,  так  как  достать  фактический  материал  подобного  рода  просто  невозможно.  Так  вот,  в  Белоруссии  сокращались  главным  образом  декоративные  должности,  сохранившиеся  на  ж/д  с  дореволюционных  времён.  Кроме  того,  там  вводился  Щекинский  метод  с  полного  согласия  работающих  с  одновременным  повышением  заработка.  У  нас  же  производится  насильст-венное  сокращение  с  прибавлением  зарплаты  спустя  полгода  после  сокращения.  Кто-то  должен  поднять  этот  вопрос  на  уровень  гораздо  более  высокий,  чем  начальство  Октябрьской  ж/д.  Я  не  могу  заниматься  этим  в  виду  шаткости  собственного  положения.  Наш  профсоюз  идёт  об  руку  с  администрацией,  а  остальные  надеются  на  русский  «авось».  У  нас  распространяются  туристские  путёвки  в  ГДР,  стоимостью  270 р.  на  двенадцать  дней.  Предполагается  отправить  в  поездку  работников  пассажирского  отдела,  то  есть,  главным  образом,  кассиров.  При  зарплате  в  110 р. эту  путёвку  придётся  отрабатывать  два  с  половиной  месяца.]        

09.04.03.
4:23.  Кое-что  ещё  радует.  Но  постоянное состояние ожидания  плохого  мешает  наслаждаться  полно.  Гурченко – актриса  экстра-класса.  Но  она  перестала  быть  человеком.
 Здесь  актриса  предстаёт  в  ипостаси  ребёнок.  Да,  собственно,  игра  как  раз  и  присуща  этой  ипостаси.  Звонил Черепанов,  но  молчит  Полянчуков.  Разборку  с  клубом  придётся  похерить  окончательно.  Прежде  наши  люди  (если  хотите,  советские)  делали  дело,  теперь  делают  деньги.  Берд.: «Смешно  и  наивно  обсуждать  революцию  с  точки  зрения  разумных  и  моральных  норм».  Разумность  рево-люции  подсознательна,  любая  революция  разумна  с  точки  зрения  бюрократии.  Но  любая  рево-люция  аморальна,  поскольку  аморальна  бюрократия.  «Бюрократия  же  бесконечно  расширяется,  не  дорожит  замкнутостью,  охранением  качеств,  и  легко  приспособляется  ко  всяким  условиям  и  вся-ким  режимам.  Вот  почему  она  никогда  не  может  быть  названа  аристократией».  В  бюрократии  оказываются  люди  "без  царя  в  голове".  Из  бюрократа  никогда  не  выработается  творческая  личность.  Бюрократ  не  способен  к  самопознанию.  Если  вдруг  бюрократ  выпадает  из  обоймы,  его  ожидает  участь  чернорабочего  или  бомжа.  «Государственный  абсолютизм  вырастал  в  борьбе  с  аристократией  и  её  привилегированными  свободами.  Свобода  аристократична,  а  не  демокра-тична.  Свобода  была  привилегией аристократии».  Демократия это  пелена  обмана  для  толпы,  на  самом  деле  она пленница  своих  страстей,  сдерживаемых  законами.  «Подъемный  мост  был  защитою  свободы  феодального  рыцаря,  свободы  не  в  обществе  и  государстве,  а  свободы  от  общества  и  государства.  Часто  забывают,  что  свобода  есть  не  только  свобода  в  обществе,  но  и  свобода  от  общества.  Народные  массы  мало  дорожат  свободой  и  мало  чувствуют  недостаток  свободы.  Свобода  есть  свойство  духовного  аристократизма».  Демократия – это  quasi-свобода  для  толпы.  «В  Греции  бессмертными  признавали  лишь  богов  или  полубогов.  Люди  были  смертны».   

10.04.03. 
4:24.  Жаль,  что  не  удалось  подняться  выше  среднего  уровня.  Но  приятно  разделять  взгляды  и  мысли  таких  людей,  как  Сократ,  Конфуций  и  др.
  Никит. III: 1871 г., С.207: «Коммуна  перестала  существовать.  Версальцы  в  Париже.  Но  бунтовщики  успели  зажечь  его  в  разных  местах,  опроки-нуть  Вандомскую  колонну  и  разрушить  дом  Тьера.  Проклятая  коммуна  совсем  скомпрометирова-ла  дело  свободы.  Вчера  было  окончательное  заседание  Государственного  совета  по  делу  об  уче-бной  реформе.  К  шести  прежним  голосам  в  комиссии  присоединилось  двенадцать.  Всех  присут-ствующих  было  двадцать  семь.  Если  вычесть  18  голосов  из  27,  оказавшихся  против  классицизма, – то  на  стороне  последнего  окажется  меньшинство  в  9  голосов.  Разумеется,  большинство  здесь  ничего  не  решит,  а  решит  его  власть  предержащая,  которая,  как  говорят,  уже  предрешила  его  в  пользу  классицизма».  "Проклятая  коммуна"  решала  вопрос  о  свободе  народа,  а  чиновник,  есте-ственно,  печётся  о  свободе  чиновника.  С.208: «Человек  исправляется  от  многих  пороков  по  мер  того,  как  теряет  к  ним  вкус  и  способность.  Есть  шайки  воров  и  разбойников,  которые  так  и  называются,  но  есть  такие,  которые  носят  имена  прусских  солдат,  социалистов,  коммунистов,  национальных  гвардейцев  и  т. д.  Переехали  на  дачу  в  Павловск,  по  Фридериценской  улице  в  доме  Шигаевой».  Старость  нас  исправляет.  Есть  шайки,  которые  скрываются,  и  есть  шайки,  которые  гордятся.  С.211: «Катков  в  № 161  "Московских  ведомостей"  очень  умно  и  талантливо  го-ворит  много  дельного  и  правдивого  относительно  Нечаевского  дела,  но  он  всё-таки  не  дого-ворился  до  всей  правды.  Что  все  эти  восстания  и  агитация  юношей  есть  бред  полуобразо-вания».  С.212: «Происшествие  в  Павловске.  В  девять  часов  вечера  кто-то  выстрелил  в  темноте  из  револьвера  и  ранил  одного  из  двух  проходивших  по  аллее  разносчиков-гребенщиков.  Это  случилось  у  Солдатской  слободки,  возле  пруда,  недалеко  от  дач,  откуда  ещё  не  все  съехали».

11.04.03 
4:25.  Острота  ожидания  притупляется.  Часто  задаю  себе  вопрос,  какой  принцип  лучше:  всё  или  ничего,  либо  понемногу,  но  каждый  день.  В  молодости  я  придерживался  первого  принципа,  теперь – второго.  Обидно,  когда  уже  разинул  рот,  а  вкусный  кусок  жирного  пирога  проплывает  мимо  рта.
 Годы  своё  берут.  Берд.: «Только  христианство  признает  достоинство  бессмертных  существ  за  всеми  людьми,  т. е.  абсолютно  демократизирует  идею  бессмертия».  Вот  истоки  демократии – религия,  перед  богом  все  равны.  Для  капиталиста  демократия – это  щит  и  меч.  Самоуверенность  толпы,  которая  составляет  подавляющее  большинство  населения,  позволяет  поддерживать  её  в  абсолютном  покое.  Бунтуют  нищие,  которым  действительно  нечего  терять,  но  с  ними  государство  не  церемонится.  «Выработка  личности  есть  выработка  аристократического  типа,  т. е.  человека,  не  допускающего  себя  до  смешения  с  безликой  мировой  средой,  внутренне  независимого  и  свободного,  восходящего  к  более  высокому  качественному  содержанию  жизни  и  нисходящего  к  миру  униженному,  страдающему  и  лишенному  возможности  возвышения».  Среда  становится  безликой  не  сразу.  В  среднем,  у  человека  в  пределах  10 – близкие  друзья,  102 – хорошие  знакомые,  103 – просто  знакомые.  Становясь  статистической  единицей,  человек  теряет  индивидуальность.  «Хороших  классов  не  бывает,  бывают  лишь  хорошие  люди,  и  они  хороши  в  меру  раскрытия  личности.  Класс,  каста  есть  порабощение  человека.  Подлинный  аристократизм  есть  видение  образа  личности,  а  не  образа  социальной  группы,  класса,  касты.  Смысл  истории  человечества  в  появлении  замечательных,  великих,  гениальных  людей,  на  всю  же  остальную  человеческую  массу  смотрят,  как  на  унаваживаемую  почву,  на  средство  для  этого  цвета  человечества».  Не  только  у  Бердяева  встречаются  попытки  очеловечивать  историю.  История это  поток  информации,  роль  человека  уметь  правильно  ориентироваться  в  этом  потоке.

12.04.03. 
Приехала  Люда.  Начался  очередной  тур.  Выгоду  от  этой  деятельности  получает,  пока  что,  то-лько  Мирошниченко.
  Никит. III: 1871 г., С.213: «Всеобщее  возбуждение  в  Петербурге  по  причине  непомерной  дороговизны  квартир  и  дров.  Домовладельцы  страшно  возвышают  цены  на  кварти-ры:  кто  прежде  платил,  например,  700 рублей,  с  того  требуют  1000 и  больше.  Дрова  с  четырёх  рублей  и  4 р.  50 к.  дошли  до  7 рублей  за  сажень  и  угрожают  дойти  до  десяти.  Цены  небы-валые  в  Петербурге.  И  вообще  все  предметы  потребления  страшно  вздорожали».  Это  и  есть  инфляция,  им  это  слово  не  было  знакомо,  хотя  сам  процесс  присутствовал  постоянно.  С.217:  Лонгинова  иначе  не  называют  в  публике,  как  Мишкою  Лонгиновым.  Он  никогда  не  пользо-вался  ни  малейшим  уважением  в  обществе.  Есть  его  непечатная  поэма  "Отец***",  в  которой  кощунство  и  безнравственность  доведены  до  nec  plus  ultra.  Сам  Барков  покраснел  бы  от  стыда,  читая  эту  поэму.  Но  стихи  в  ней  замечательно  хороши».  Когда  в  1872 году  А. С. Суворин  издал  календарь,  в  котором  нецензурной  оказалась  одна  лишь  страница,  Лонгинов  присудил  к  сож-жению  всю  книгу!  Я  могу  понять  и  объяснить,  что  книги  сжигает  церковь,  оплот  мракобесия,  но  когда  это  делает  цензура,  она  ставит  себя  в  один  ряд  с  невеждами.  А  каков  Лонгинов!  какой  крутой  вираж  от  нарушителя  до  охранителя!  С.220: «Прекрасная  поговорка,  замеченная  мною  в  одном  из  журналов,  переведённая  с  французского:  "Если  нельзя  иметь  того,  что  любишь,  то  надобно  любить  то,  что  имеешь"».  Если  нельзя  иметь  того,  кого  любишь,  люби  того,  кого  имеешь.  Это  про  меня.  Приятно  сознавать  и  ощущать,  что  я  пропитан  прошлым  и  настоящим.  1872 г., С.223: «Провёл  у  Погодина  часа  четыре.  Он  приехал  сюда,  чтобы  поднести  государю  свою  русскую  историю,  написанную  до  монгольского  ига.  Погодин  говорит,  что  он  родом  из  крепостных  крестьян  и  подносит  своё  сочинение  освободителю  их»

13.04.03. 
Навестил  Цветковых:  Л. И.  выглядывает  хорошо,  Юра  несколько  хуже,  но  он,  как  я  думаю,  смирился  и  болезням  не  противостоит.  Он  подарил  мне  атлас  мира,  1924 г.,  Оксфорд.  Как  он  к  нему  попал?!.  Погода  тёплая,  воробьи  хвастаются  своим  приплодом.  Кажется,  ничего  не  делаю,  а  свободного  времени  нет.  Довольно  быстро  устаю.
  Замечания  о  языке  у  Гитлера  достаточно  примитивные,  но  верные.  Главное  в  том,  что  автор  понимает  необходимость  мира.  А  история  тут  не  при  чём,  она  фиксирует.  Берд.: «Необыкновенный,  замечательный,  наделенный  особыми  дарами  человек  не  есть  человек,  которому  все  дозволено;  наоборот,  это  человек,  которому  ничего  не  дозволено.  Это  дуракам  и  ничтожествам  все  дозволено.  Аристократическая  природа,  как  и  гениальная  природа  (гений  есть  целостная  природа,  а  не  только  какой-нибудь  огромный  дар),  не  есть  какое-либо  положение  в  обществе,  она  означает  невозможность  занять  какое-либо  положение  в  обществе».  «Аристократическая  порода  необычайно  чувствительная  и  страдающая.  В  буржуа  нет  изначальности,  он  плохо  помнит  своё  происхождение  и  своё  прошлое  в  отличие  от  аристократа,  который  слишком  хорошо  помнит».  Буржуа  хорошо  помнит  происхождение  своих  сокровищ,  поэтому  он  ратует  за  либерализм,  который  прощает  всем  преступное  прошлое,  если  оно  вдруг  выплывет  на  поверхность,  для  того  он  создал  парламент,  чтобы  в  нём  представлять  самого  себя  и  штамповать  законы  под  себя.  Теперь  ему  нужна  армия  для  завоевания  рынков.  «Буржуа  создает  самое  фиктивное,  самое  нереальное,  самое  жуткое  в  своей  нереальности,  царство  денег.  И  это  царство  денег,  в  котором  исчезает  всякое  реальное  ядро,  обладает  страшным  могуществом,  страшной  властью  над  человеческой  жизнью;  оно  ставит  и  свергает  правительства,  создает  войны,  порабощает  рабочие  массы,  порождает  безработицу  и  нищету,  делает  все  более  фиктивной  жизнь людей,  оказавшихся  удачниками  в  этом  царстве».

14.04.03.
Был  у  Максимовых.  Юрка – один  из  немногих  детдомовцев,  с  которым  интересно общаться.  Как  ему  трудно!  Он  вообще  отрезан  от  мира  сего:  даже  нет  ПК,  только  родственники. 
Никит. III: 1872 г., С.225: «Катков  приехал  опять  сюда,  чтобы  воодушевлять  и  начинять  аргументами  мини-стерство  народного  просвещения  к  предстоящей  борьбе  в  Государственном  совете  по  поводу  реальных  училищ,  которые,  по  плану  московского  заправилы,  должны  быть  профессиональными  в  низшем  техническом  смысле,  а  не  общеобразовательными.  В  борьбе  классического  образования  с  реальным  заключается  нечто  большее,  чем  дело  чисто  воспитательное  и  учебное:  тут  скрывается  смысл  политический».  Вот  когда  мужик  думал  о  ПТУ!  Я  думаю  (теперь),  что  сле-дует  отличать  психически  нормальный  консерватизм  от  реакционного  ретроградства.  С.227: «Для  наших  государственных  людей  нет  ничего  легче,  как  управлять  государством:  во  всяком  случае,  где  появляются  на  сцену  разные  человеческие  отношения,  права,  стремления,  стоит  только  употребить  репрессивные  меры, – и  дела  пойдут  как  по  маслу.  К  чему  ломать  голову  над  разными  тонкостями  управления?  Они  существуют  для  Западной  Европы,  а  у  нас  вся  мудрость  государственная  заключается  в  двух  словах:  быть  по  сему».  Конечно,  и  в  Европе  над  этим  не  задумываются;  думать  заставляет  волнение  толпы.  С.  228:  «В самом  деле,  мой  старый  приятель  Катков  дошёл  до  последней  крайности,  противодействуя  всему,  что  в  нынешнее  царствование  сделано  хорошего  в  России.  Был  на  днях  у  А. С. Воронова  и  прочитал  у  него  мнение  Головина,  представленное  председателю  Государственного  совета,  великому  князю,  о  новых  временных  правилах  цензуры,  внесённых  в  Совет.  Мнение  это  написано  с  замечательным  умом,  правдою  и  твёрдостью.  Оно  всё  проникнуто  мыслью  в  защиту  свободы  печати,  разумеется,  в  известных  пределах,  и  пагубности  репрессивных  против  неё  мер».

15.04.03. 
Приезжала  Люда.  Интенсивно  работали  и  не  менее  интенсивно  пили.  Получил  от  Тонечки  втык,  к  которому  привык.  Она  жалеет  Люда,  а  надо  меня,  у  Люды  бологовская  школа,  мне  до  неё  далеко.  Пришвин:
«С.578: Вчера  буран  был  до  ночи,  и  когда  кончился,  мы  не  знаем.  Сегодня  смотрю  из  окна,  как  рассветает  (7½),  и  вижу  по  деревьям  тишину.  Скоро  после  восхода  небо  очистилось,  и  после  бурана  открылся  самый  чудесный  день  с  голубыми  тенями  на  свежем,  нетронутом  снегу.  Где-то  в  лесу  пела  синица  брачным  голосом».  Вижу  Природу  глазами  автора  и  слышу  её.  Это  февраль,  в  солнечную  погоду  только  её  и  слышно.  Наступает  весна  света.  [Что  такое  хобби?  Существует много  мнений  на  этот  счёт,  в  том  числе  и  неприличных.  Я  думаю,  что  этим  словом  лучше  всего  обозначать  способ,  которым  предпочитают  любить.  Всякое  коллекционирование  я  считаю  психическим  недостатком.  Всё  равно,  отдельный  член  государства  не  сможет  создать  коллекцию  такой  полноты,  как  само  государство  (собирание  книг – не  есть  коллекционирование).  В  Древнем  Риме  существовал  класс  населения,  именуемый  плебсом,  то есть  народом.  Этот  народ  представлял  собой  римских  граждан,  которые  не  работали  и  не  имели  своих  рабов,  и  государство  кормило  их  на  свой  счёт.  Именно  этот  народ  бунтовал,  когда  был  недород,  и  так  или  иначе  влиял  на  внутреннюю  политику;  в  обмен  на  хлеб  и  зрелища  народ  поставлял  государству  солдат.  Аналогичная  картина  намечается  в  развитых  ка-питалистических  государствах.  К  концу  века  будет  завершён  процесс  роботизации  производства,  и  эта  картина  получит  завершение.  Безработные  Запада  составят  тот  же  самый  плебс,  который  будет  поставлять  пушечное  мясо  в  обмен  на  чечевичную  похлёбку.  Блестящий  пример  энгельсовской  спирали.  Уже  за  одно  это  открытие  Энгельс  достоин  доброй  памяти  (с  тех  пор  мои  взгляды  перестали  быть  такими  радикальными).]   

16.04.03. 
4:26.  Опять  таможня.  Они,  как  оказалось,  меня  искали  не  там.
 Л это  не  только  любовь,  она  даёт  забвение  от  тяжких  дум.  Берд.: «Буржуа  определяется  не  тем,  что  он  есть,  а  тем,  что  у  него  есть.  По  этому  критерию  он  судит  о  других  людях».  За  деньги  сегодня  не  только  можно  убить,  но  можно  купить  должность  президента  не  банка,  а  страны.  Купить  не  себе,  а  надёжному  своему  человеку,  который  будет  помнить  добро  и  защищать  его  перед  всем  миром  всеми  силами.  Это  нам  красиво,  с  помпой  демонстрируют  США  каждые  четыре  года.  Да  везде  президента  делают  деньги.  «Буржуа  сам  раб  и  делает  рабом  других. Порабощает  безличная  сила,  во  власти  которой  находятся  и  буржуа  и  пролетарий».  Эта  сила  денег  наводит  на  мысль,  что  лучше  иметь  одного  господина.  «Иллюзия  бесконечного  счастья  и  благополучия  есть  одна  из  самых нелепых  иллюзий».  Эту  же  мысль,  но  гораздо  жёстче  высказывал  Розанов.  Тем  не  менее,  эта  нелепая  мысль  крепко  вбита  попами  в  головы  верующих.  «Страх  искажает  человеческую  природу,  помрачает  человеческую  совесть,  часто  превращает  человека  в  дикого  зверя.  Это  про-исходит  в  революциях  и  контрреволюциях,  которые  психологически  очень  схожи,  происходит  в  войнах».  В  таких  условиях  человек  дичает.  «Она  (революция)  всегда  оказывается  неразумной  и  аморальной.  В  революциях,  как  и  в  контрреволюциях,  разнуздываются  садистские  инстинкты,  которые  потенциально  всегда  есть  в  людях».  «Правители  революции,  находящиеся  на   её  вер-шинах,  всегда  живут  в  смертельном  страхе,  они  никогда  не  чувствуют  себя  твёрдо.  Власть  вообще  всегда  связана  со  страхом.  Именно  эти  люди,  охваченные  аффектом  страха,  создают  инквизиционные  суды,  пытки,  гильотины,  они  сжигают  на  кострах,  гильотинируют  и  расстре-ливают  неисчислимое  количество  людей.  Ничто  так  не  искажает  человеческую  природу,  как  маниакальные  идеи».  Революцию  делает  толпа,  направляет  её  бюрократ.

17.04.03. 
Тучи  сгущаются.  Тонечка  уехала  ко  внукам  с  ночуем.  Кажется,  что  рухнет  всё  сразу.  Всё  прекрасное,  в  том  числе  и  возможности,  уже  позади.  Наблюдаю  реакцию  организма  на  события:  забавно,  быть  в  своём  уме  и  так  реагировать.  Это – объективная  реакция. 
Никит. III: 1872 г., С.230:  «Россия  страдает  совсем  не  теми  недугами,  как  Западная  Европа,  и  потому  к  нам  вовсе  не  идут  те  теории  об  изменении  существующего  порядка,  какие  проповедуются  там.  У  нас  две  глубокие  раны,  требующие  врачевания:  невежество  народа  и  дурная  администрация.  Исцелить  последнюю  гораздо  труднее, чем  первое».  Такие  речи  примиряют  его  со  мною.  С.234: «Вчера  был  у  князя  П. А. Вяземского.  Он  был  очень  доволен  моим  посещением».  А  когда-то  были  по  разную  сторону  баррикад.  С.235: «Уже  третий  день,  как  прекрасные  тёплые  дни,  настоящие  ве-сенние,  хоть  бы  не  в  Петербурге,  несмотря  на  то,  что  вчера  ладожский  лёд  шёл  во  всю  ши-рину  Невы.  Сегодня  я  разоблачился  от  шубы  и  зимних  калош  и  ходил  гулять  в  пальто,  разу-меется,  ваточном».  В  этом  тоже  есть  своя  поэзия.  С.237: «Отечество,  Россия – это  одно.  Сов-ременное  русское  общество,  администрация  русская – это  нечто  другое.  Сколько  у  меня  уваже-ния  и  преданности  интересам  первой,  столько  же  глубокого  презрения  к  обоим  последним».  Но  государство  хочет,  чтобы  его  отождествляли  с  отечеством.  С.239: «Вот  новое  распоряжение  министра  народного  просвещения:  в  гимназиях  воспитанник  должен  получить  на  экзамене  в  греческом  и  латинском  языках  по  4½  и  во  всех  прочих  предметах  по  4,  чтобы  иметь  доступ  в  университет.  Кто  хоть  в  одном  предмете  получил  3,  ему  выдаётся  свидетельство,  что  он  кончил  курс  гимназии,  но  без  всяких  прав.  Ум  становится  шире  и  светлее  и  сердце  добрее,  когда  вокруг  себя  не  видишь  ничего,  кроме  зелени  деревьев  и  цветов,  не  слышишь  ничего,  кроме  щебетанья  птиц,  крика  кукушки  и  т. п.  Человек  человека  делает  злым,  природа – никогда».

18.04.03. 
4:27.  И  страшно,  и  хочется  пройти  путь  до  Голгофы  до  конца.  И  ещё.  Просить  помощи  у  Бога  можно  в  том  случае,  если  ты  попал  в  беду  случайно,  неумышленно,  не  по  своей  воле.  Но  если  всё  наоборот, – то  сам  и  выпутывайся.  С  каждым  днём  всё  сильнее  ощущаю  на  себе   влияние  климата:  башка  тяжелая,  хотя   уже  несколько  дней,  как…  За  три  месяца  переживаний  и  тревог  похудел,  и  это  благо.  ПК  барахлит,  только  когда  в  окне  «дневник».
  Берд.: «Один  и  тот  же  революционер  до  революции  и  в  разгар  революции – совершенно  разные  люди,  даже  лицо  меняется,  нельзя  узнать  лица».  Вначале  он – мечтатель,  а  потом – вершитель  судеб  царств  и  людей.  «Будущего,  в  котором  должна  осуществиться  высокая  цель,  никогда  не  наступает,  в  нем  опять  будут  те  же  отвратительные  средства.  Насилие  никогда  не  приводит  к  свободе».  Как  бы  это  запомнить  хорошенько,  никогда  не  помышлять  о  революции,  но  способствовать  эво-люции  просвещением  масс.  «Настоящее  рассматривается  исключительно,  как  средство,  будущее  же – как  цель.  Но  великая  тайна  скрыта  в  том,  что  средство  важнее  цели».  Перифраза  утверждения  Бернштейна,  что  цель – ничто,  движение  к  цели – всё,  в  его  полемике  с  Лениным,  который  утверждал  обратное.  «Насилие  никогда  не  приводит  к  свободе,  ненависть  никогда  не  приводит  к  братству.  Террор  есть  одно  из  самых  низких  явлений  человеческой  жизни,  он  всегда  прибегает  к  символам  лжи».  Насилие  и  террор – это  проявление  зверинных  инстинктов.  «Практикующий  террор  перестает  быть  личностью,  он  находится  во  власти  демониакальных  сил.  Я  имею  в  виду  главным  образом  организованный  коллективный  террор,  практикуемый  людьми,  которые  добрались  до  власти.  Террор  есть  порождение  страха».  Убийца  боится  мести.  «Это  иллюзия,  что  революция  порывает  со  старым,  оно  является  лишь  в  новом  обличье.  Старое  рабство  меняет  одеяние,  старое  неравенство  преображается  в  новое  неравенство».

19.04.03. 
4:28.  Последняя  встреча  с  Людой,  до  следующего  месяца.  Тонечка  ходила  по  магазинам,  а  я  только  проводил  Люду,  как   пришла  неожиданно  Л,  принесла  скоросшиватели.  Гречко  необык-новенно  обаятельный  и,  видимо,  очень  скромный  человек.  Весна  понуждает  женщин  обнажать  и  подчёркивать.  А  это  гарантия  продолжения  рода.  Наступающая  неделя  решит  всё.  Пришвин:
«С.581: Автор  должен  представить  бывалое  и  понятное  с  точки  зрения  небывалого;  то  и  другое  должны  сойтись  в  единство,  как  художественное  произведение».  Никит. III: 1872 г., С.240: «Гово-рят,  граф  Толстой  имел  неосторожность  когда-то  написать  к  Каткову  письмо,  которое  сильно  его  может  скомпрометировать,  и  вот  причина,  почему  он  находится  в  такой  зависимости  от  него  и  его  товарища.  Против  моих  окон  беспрерывно  поёт  свою  милую  песнь  какая-то  птичка,  которой,  к  сожалению,  я  назвать  не  умею.  Голосок  её  похож  на  самые  нежные  звуки  флажо-лета,  мягкие,  как  лепетанье  ребёнка».  Я  переживал  только  за  письма  к  женщинам.  А  птичка  похожа  на  славку.  С.241: «Сегодня  в  Петербурге  празднуется  двухсотлетие  со  дня  рождения  Петра  Великого.  Это  действительно  праздник.  Без  Петра  Великого  Россия  и  теперь  ещё  гнила  бы  в  своей  гнусной  апатии  и  совсем  бы  исчезла  бы  под  натиском  таких  солдат,  как  Карл  XII  и  Наполеон».  Сегодня  в  обороте  много  новых  фактов  и  факторов,  объясняющих  нынешнее  положение  вещей.  С.242: «Униженные  в  течение  последнего  времени  отвсюду  извне,  развращен-ные  до  мозга  костей  внутри,  где  взять  нам  чувство  своего  национального  достоинства?  Общество,  которого  не  могли  пробудить  ни  крестьянское  освобождение,  ни  земские  учреждения,  ни  судебная  реформа,  стоит  того,  чтобы  им  управляли  посредством  насилия».  У  автора  терминология  так  же  небрежна,  как  и  у  Бердяева.  Трудно  понять,  что  он  называет  обществом:  бесформенную  крестьянскую  массу  или  свой  круг  интеллигенции  лояльной  правительству.  

20.04.03. 
Приближается  Светлое  Воскресенье,  а  меня  это  не  радует;  наступило  Вербное  воскресенье,  стоит  чудесная  погода,  а  на   душе  прескверно.   И  опять  подводит  Черепанов.  Самое  надёжное – работать  одному,  в  этом  заключается  элемент  анархизма  и  личности  одновременно.  Новая  рели-гия,  чтобы  процветать,  должна  разрушить  старую,  причём  до  основания.  Это  явление  лишний  раз  подтверждает,  что  коммунизм  есть  религия.  Наука  может  заблуждаться,  но,  поняв  это,  всегда  возвращается  к  истокам.  Государство  снисходительно  только  к  своим  чиновникам.  Прекрасной  иллюстрацией  этому  и  является  приведенная  несколько  ранее  поговорка.  Пришвин:
«С.582: Нападала  звёздная  пороша  поверх  обыкновенного  снега  и  убрала  каждый  сучок  не  как  иней,  шерстинка  рядом  с  белой  шерстинкой,  а  звёздочка  на  звёздочку,  сколько  ляжет,  а  что  не  уложится,  падает  вниз  поверх  снега».  Снег  падает  без  ветра,  прямо  с  голубого  неба.    Берд.: «Ответственность  всегда  лежит  на  тех,  которые  наверху,  а  не  внизу.  Всякая  большая  революция  имеет  претензию  на  создание  нового  человека.  Рабство  человека  оказывается  непобеждённым,  меняются  лишь  формы  рабства».  Всякая  революция  стремится  изменить,  упростить  социальные  отношения.  Того  же  раба  теперь  величают  господином.  «Революция  думает  сначала,  что  про-шлое  можно  уничтожить  без  остатка».  Революция  не  думает,  она  сначала  уничтожает,  а  потом  думает.  Даже  во  французском  гимне  об  этом  поётся.  «В  этом  сущность  исторической  трагедии,  которая  требует  конца  истории.  Историческое  время  побеждает  время  экзистенциальное».  Экзистенциальное  время  принадлежит  субъекту  и  кончается  вместе  с  ним,  а  историческое  время  принадлежит  человечеству.  «Революции  делаются  средним  человеком  и  для  среднего  человека,  который  совсем  не  хочет  изменения  структуры  сознания,  не  хочет  нового  духа,  не  хочет  стать  новым  человеком,  не  хочет  реальной  победы  над  рабством».  Не  хочет  изменений  чиновник. 

21.04.03. 
Последний  день  отдыха  (свободы)  перед  Голгофой.  Начинается  мой  крестный  путь.  Хватило  бы  сил  всё  выдержать.  Сравнение  с  Голгофой  не  корректно,  но  у  каждого  своя  Голгофа.  Пришвин:
«С.582: Солнце  вышло  с  утра.  Наше  дерево  возле  окна  убрано  инеем,  а  дальше  за  ним – берёзы  в  кружевах,  и  за  берёзами  сквозь  окошечко – весь  далёкий  лес,  тоже  всё  такой  разубранный.  Прилетел  поползень,  пошнырял  по  дереву  вниз  головой  и  вверх,  повертелся,  поклевал  и  был  таков.  И  на  другое  дерево:  раз,  два,  три  хватил – и  дальше.  А  вслед  за  ним  другой  прилетел  и  долго  вертелся  и  находил  себе  много».  [А  вот  пример  возрождения  язычества  на  более  высоком  уровне.  Сейчас  во  всём  мире  ширится  и  крепнет  движение  в  защиту  окружающей  среды,  в  частности,  движение  «Зелёных».  Когда  это  движение  охватит  подавляющее  большинство  населе-ния  Земли,  а  в  этом  движении  нет  ничего  противоестественного,  противоречащего  разуму,  то  возродится  культ  Природы  и  отдельных  её  элементов,  то  есть  язычество,  а  там  и  до  Бога  рукой  подать.   Удивительно  мир  устроен.  Моисей  писал  законы  своему  народу,  а  его  брат  Аарон  тол-ковал  их,  так  как  сам  Моисей  был  косноязычен  (как  Тюльпанов),  и  речь  его  была  (народу)  непонятна.  Его  мог  понять  только  брат.  Маркс  писал  свои  основополагающие  труды,  а  Энгельс  делал  их  доступными  широким  массам.  Так  же  трудно  читается  и  понимается  Ленин.  Возьмите  его  работу  «Материализм  и  эмпириокритицизм».  А  Сталин  оказался  прекрас-ным  его  популя-ризатором.  «Кому  нравится  поп,  кому  попадья,  а  кому  и  попова  дочка».  Заметьте,  поговорка  не  осуждает,  но  констатирует.  И  то  правда,  почему  мы  должны  осуждать  человека,  если  он  любит  яйца  с  душком?  Так  и  здесь,  нравится  поп,  так  и  люби  его  на  здоровье.  И  вообще,  я  заметил,  что  люди  в  большинстве  своём  осуждают  жестокость,  но  всем  известные  формы  извращения,  исключая  насилие,  воспринимают  как-то  нейтрально,  как  бы  допуская  такую  возможность.]

22.04.03.
Ходил  в  ОБЭП.  Одной  таможни  оказалось  недостаточно.  Уверен,  что  с  Чубайсом  так  не  разговаривали  бы.  Хотя  говорить  так  со  мной  оснований  у  них  нет.  Психическая  обработка,  сознаться  в  том,  чего  не  было.  Чему  удивляться?  Это  же  одна  из  рук  Левиафана.  Истошная  жизнь,  о  которой  я  уже  говорил,  Что  её  делает  таковой,  или  Кто?  Государство  наше – это  нео-душевлённый  предмет,  бездушное  существо.  Чувство  жгучего  стыда  я  испытывал  в  молодости  не  однажды.  Но  всех  свидетелей  тому  Господь  прибрал.  Теперь  опять,  но  прибираться  нужно  уже  мне  самому.
  Никит. III: 1872 г., С.247: «Вы  требуете  не  того  равенства,  которое  основано  на  законах  человеческой  природы  и  требованиях  права.  Вы  хотите  равенства  между  бездельником  и  честным  человеком,  между  умным  и  дураком,  между  невеждою  и  человеком  просвещенным,  даже  между  вором,  злодеем  и  трудолюбивым,  полезным  гражданином.  Заходил  навестить  Л. Ф. Пекарского.  Года  два  назад  его  постиг  удар  в голову  так,  что  рот  ему  поворотило  на  сторону».  Понимает,  что  демократия это  блеф.  С.248: «Домашняя  жизнь  отравляется  каждый  день  мерзо-стями  нашей  прислуги.  Ничем:  ни  ласкою,  ни  жалованьем  порядочным  нельзя её  привлечь  к  исполнению  того,  что  она  должна  делать  по  условию.  И  это  повсеместное  у  нас  зло.  Адми-нистрации  нет  до  этого  никакого  дела.  Она  не  заботится  о  том,  чтоб  наёмный  труд  подчинить  каким-нибудь  правилам,  равно  ограждая  его  от  тех,  кто  за  него  платит.  Торжественное  открытие  в  Петербурге  конгресса  статистиков.  Великий  князь  Константин  Николаевич  произнёс  речь…  Что  такое  эти  ученые  конгрессы?  Не  иное  что,  как  подвижные  клубы,  в  которых  от  времени  до  времени  умные  люди  собираются,  чтобы  поиграть  не  в  карты,  а  в  идеи,  с  дополнением  пива,  а  иногда  и  шампанского.  Впрочем,  для  России  ученый  конгресс  имеет  особенное  значение.  С  ним  втекает  струя  европеизма  в  мутную  реку  нашей  общественности».

23.04.03.
Начал  совершать  дальние  прогулки.  Ломонос  молодец,  как  может,  поддерживает  меня.  Встреча  в  таможне  перенесена  на  понедельник,  28.
  Берд.:  «Революции  всегда  плохо  кончаются.  Дух  революции  оказывается  враждебным  революции  духа.  Страшные  жертвы  нужны  для  достижения  очень  маленьких  результатов.  Человек  согласен  отказаться  от  своей  личности,  чтобы  жизнь  его  была  более  обеспеченной.  Коллективизм  всегда  авторитарен…  например,  в  войске,  в  тоталитар-ных  партиях.  В  коллективе  у  человека  ослабляется  страх  перед  опасностью  и  потребность  в  гарантии  безопасности». На  миру  и  смерть  красна.  Настоящий  героизм  проявляется  в  быту.  Труженики  тыла,  пожалуй,  большие  герои,  чем  вооружённые  до  зубов  воины,  задача  которых  в  том  и  состоит,  чтобы  умирать.  «Это  одна  из  причин  прельщения  коллективизма.  Коллективизм,  в  сущности,  порождён  нуждой  и  беспомощностью  человека.  Человек  должен  достигнуть  состо-яния,  в  котором  он  больше  не  будет  классироваться,  т. е.  пригвождаться  к  какому-либо  кол-лективу».  «Нельзя  быть  деспотом  и  эксплуататором  и  быть  хорошим  христианином  или  просто  человечным  в  личной  жизни».  Вот  почему  я  всегда  хочу  увидеть  гада-чиновника  в  частной  жизни.  Но,  к  счастью,  таких  знакомых  у  меня  нет.  «Объективная  целесообразность  есть  рабство  человека».  Какая  прекрасная  мысль!  В  этом  контексте  целесообразность  является  синонимом  необходимости.  «Человек  в  своей  беспомощности  и  покинутости,  естественно,  ищет  спасения  в  коллективах.  Жизнь  человеческих  обществ,  первобытных  кланов  началась  с  тесных  коллективов,  с  первобытного  коммунизма».  Человек  не  более  беспомощен,  чем  волк  в  стае,  а  в  стае  царит  иерархия.  «Коллективизм  всегда  авторитарен».  Уже  это  опровергает  возможность  пер-вобытного  коммунизма.  «Создается  прочная  иллюзия  коллективного  сознания».  В  тоталитарном  коллективе  не  может  быть  коллективного  сознания,  там  царствует  сознания  вожака. 

24.04.03. 
Дошёл  до  Павловска.  Кончился  Интернет.  Дума  приняла  закон,  смягчающий  наказания  за эконо-мические  преступления.  Касьянов  опять  говорит  о  каком-то  подъёме  экономики.  Касьянов  дол-жен  выкупить  наши  автозаводы,  выручку  от  таможенных  сборов  брать  на  восстановление  и  раз-витие  этих  предприятий,  а  не  в  карман.  Как  я  понимаю,  МВД  служит  для умиротворения  наро-да;  именно  с  этой  целью  МВД  берёт   на  вооружение  девятитонные  броневики.  Говорить  об  этом  вслух – крайний  цинизм.  Это  уже  не  первый  случай  крайнего  цинизма  государства  в  отно-шении  собственного  населения.
  Никит. III: 1872 г., С.249: «Вечером  бывает-таки  свежо.  Приготов-ляясь  к  исторической  роли,  Россия  должна  исповедью  и  покаянием  очиститься  от  своих  нравст-венных,  общественных  и  политических  мерзостей,  а  потом  приобщиться  духу  высшей  цивилиза-ции.  Мудрость  человеческая  имеет  пределы,  заблуждения  беспредельны.  Москва  отличилась:  она  так  дурно  приняла  конгрессистов,  как  будто  они  приехали  в  калмыцкую  землю.  Что  она  не  предложила  им  обед  с  миндалём  откормленными  поросятами – это  не  беда.  Но  беда  в  том,  что  она  выказала  им  непростительное  равнодушие».  С.250: «Оказалось  справедливым  изречение  На-полеона  I,  что  поскобли  немножко  русского – увидишь  татарина.  А  вот  образчик  этой  способно-сти  у  графа  Толстого.  Он  обратил  особенное  внимание  своего  гостя  (Д. Д. Дашкова,  сына  быв-шего  министра  юстиции),  молодого  человека,  прекрасно  образованного,  устроившего  у  себя  за-мечательную  школу  для  крестьянских  детей)  на  стойла  и,  между  прочим,  указал  ему  на  одно  из  них,  отделанное  с  чрезвычайной  роскошью.  "Знаете  ли,  для  кого  назначено  это  стойло?" – спро-сил  он  его.  "Конечно, – отвечал  Дашков, – для  любимой  вашей  лошади". – "Нет, – отвечал  граф, – это  для  меня,  когда  я  сойду  с  ума"».  С.252: «Гнилой  Запад  во  всём  нас  превосходит:  он  сделал  великое  открытие,  которое  в  России  никому  не  снилось,  то  есть,  что  у  Тимашева  есть  мысли». 

25.04.03. 
Ездил  на  встречу  с  д/д.  Козырев  по-прежнему  дуется  на  меня  и  не  оставляет  никаких  надежд  на  примирение.  А  в  остальном  всё  было  чудесно.
  Во  всяком  случае  нам  известно,  что  такое  обмен  мнениями:  приходишь  к  начальнику  со  своим  мнением,  а  уходишь  с  мнением  начальника.  Пришвин: «С.584: В  санатории  люди  меняются:  одни  уходят,  другие  появляются,  и  некоторые  ос-таются,  немногие  остаются  с  нами.  Среди  остающихся  чудесная  пара  венгерцев:  Гидаш  и  его  Аг-несса,  тоже  понравился  нам  Малюгин  Леонид  Антонович,  будем  помнить  Юлию  Друнину.  Всё  на  свете  было,  и  Америка  жила  до  своего  открытия,  и  порох  лежал  на  земле  как  сера,  селитра  и  уголь,  и  атомы,  как  планеты,  вертелись.  Небывалое  на  свете  это  только  я».  Берд.: «Спра-ведливость  сама  по  себе  не  индивидуальна».  Справедливость – социальный  продукт.  «Но  сама  по  себе  идея  равенства  пустая,  она  сама  по  себе  не  означает  возвышения  каждого  человека,  а  завистливый  взгляд  на  соседа».  Зависть  выдаёт  раба,  необязательно  нищего.  Это  чувство  свой-ственно  и  parvenu,  у  нас  новый  русский:  "из  грязи – в  князи".  «Утопия  всегда  заключает  в  себе  замысел  целостного,  тоталитарного  устроения  жизни.  Тоталитаризм  всегда  несёт  с  собой  рабс-тво».  Потому  что  утопию  замышляет  один  человек,  по  своему  хотению  и  пониманию.  «Нельзя  ждать  социальных  изменений  исключительно  от  нравственного  совершенствования  людей.  Людей  порабощают,  лишая  их  хлеба».  Экономические  отношения – это  незримые  нити  рабства.  «Есть  горькая  правда  в  словах  Герцена:  "Отчего  верить  в  Бога  смешно,  а  верить  в  человечество  не  смешно;  верить  в  царство  небесное  глупо,  а  верить  в  земные  утопии  умно?"  Слова  эти  направлены  против  всех  утопий».  Верить  вообще  глупо  не  только  в  утопии  и  царства,  но  и  в  долгосрочные  экстраполяции  в  будущее.  «Социализм  неосуществим,  потому  что  он  предполагает  нравственную  высоту,  которой  не  соответствует  действительное  состояние  людей». 

26.04.03.
4:29.  Задержка  с  з/п  за  март.  Я  отношу  это  на  счёт  нашей  необязательности,  вызванной  нашим  специфическим  воспитанием.  Мы  воспитывались  нищетой,  в  рабстве,  отсюда – необязательность.  Необязательность – удобна,  обязательность – ответственна.  Сонливость  и  апатия.  Даже  садиться  за  ф-но  нет  желания.
  Никит. III: 1872 г., С.255: «Познакомился  у  Тютчева  с  И. С. Аксаковым.  Какой  он  ражий!  Впрочем,  в  обращении  он  тих  и  скромен,  так  что  в  нём  нельзя  видеть  борзого  жур-налиста.  Поговорили  о  нынешнем  состоянии  цензуры,  которая  не  чуть  не  свирепее,  чем  в  нико-лаевские  времена.  Мы  от  предков  наших  унаследовали  значительную  долю  рабского  страха  пред  властями.  Ведь  не  могли  же  без  последствий  пройти  по  истории  ни  Пётр  Великий  со  своими  благими  видами,  но  и  со  своими  кнутобойством  и  застенками,  ни  Бирон,  ни  милосердная  Елизавета  с  резаньем  языков  и  битьём  кнутом  своих  придворных  дам,  ни  бешеный  Павел,  ни  верховный  визирь  Аракчеев.  Клеймо,  наложенное  ими  на  наши  нравы  и  дух,  долго  не  изгла-дится.   В  публике  уже  несколько  дней  ходят  слухи,  что  министр  народного  просвещения  граф  Толстой  с  ума  сошёл:  он  всё  считает  себя  лошадью».  "Сидел  на  губернаторстве / В  Якутске  генерал. / Так  на  кол  тот  коровушек / Сажал!  Долгонько  слушались / Весь  город  разукрасили. / Как  Питер  монументами, / Казненными  коровами, / Пока  не  догадалися, / Что  спятил  он  с  ума!(чII - прII)  С.  256:  «Поступки  графа  Д. А.  и  его  товарища  И. Делянова  отличаются  каким-то  сви-репством.  Последний,  между  прочим,  с  великим  азартом  требовал  в  Комитете  министров,  чтобы  книжку  "Беседы",  где  говорится  о  наших  монастырях,  не  только  конфисковать,  но  сжечь,  что  и  исполнено.  Министр  народного  просвещения  приказал,  чтобы  все  гимназисты  носили  в  гимназии  книги  свои  и  тетради  не  иначе,  как  в  ранцах  на  спине,  наподобие  солдат.  Чужая  опытность  никогда  не  служит  заменой  собственной»

27.04.03. 
Между  людьми,  не  между  народами,  отношения  лучше,  когда  они  меньше  знают  друг  о  друге.  Варил  холодец,  доходил  до  почты.  Погода  прохладная. 
  Но,  как  показала  жизнь,  социализм,  в  определённых  рамках,  вынужденно  строить  само  государство.  Оно  берёт  на  себя  обеспечение  некоторых  социальных  гарантий  всему  населению,  главные  из  них  здравоохранение  и  образова-ние.  Такое  государство  называют  социальным.  Социальные  гарантии  нужны  населению,  чтобы  поддерживать  его  в  постоянном  спокойном  равновесии.  Наши  правители,  похоже,  это  понимают,  но  страна  им  досталась  очень  уж  засранная,  а  население  крайне  распущенным.  Берд.: «Соци-алистическое  общество  не  есть  общество  святых,  это  как  раз  есть  общество  людей  грешных  и  несовершенных,  и  от  него  нельзя  ждать  появления  человеческого  совершенства».  И  тем  не  менее,  совершенные  люди  появляются  и  являют  собой  пример  для  подражания.  Святость  есть  род  извращения,  недостаточности.  «Социализм  есть  ложное  миросозерцание».  Миросозерцание  не  может  быть  коллективным.  Социализм – это  идеология.  Миросозерцание  не  может  быть  ложным,  оно  такое,  какое  есть  и  зависит  от  широты  кругозора.  Как  зрение,  может  быть  близоруким  или  страдать  дальтонизмом,  но  оно  есть.  «Две  проблемы  лежат  в  основе  социальной  жизни,  и  нет ничего  труднее  их  гармонического  разрешения – проблема  свободы  и  проблема  хлеба».  Один  говорил,  дадим  хлеба  и  зрелищ,  другой  утверждал,  что  не  хлебом  единым.  Прошедшие  два  тысячелетия  показали,  что  первый  был  прав.  «Для  всех  и  для  каждого  должен  быть  гаран-тирован  хлеб».  Сама  по  себе  фраза  утопична.  Кто  будет  гарантировать?  Государство?  Кто  же  будет  уважать  такое  государство,  которое  всех  кормит?  И  потом,  кому  и  сколько  давать  и  за  что?  Государству  проще  установить  жёсткую  экономическую  зависимость:  "кто  не  работает,  да  не  ест".  Но  есть  хотят  все,  а  работать  не  хочет  никто.  Вот  и  сопрягай.

28.04.03. 
Доходил  до  Павловска.  К вечеру  стало  просто  холодно,  и  ветер  нам  в  окна.    Пасху  отметили  вместе  с  Лидушкой  и  М. А.
  Никит. III: 1872 г., С.259: «По  распоряжению  министра  народного  просвещения,  из  саратовской  семинарии  не  велено  принимать  в  студенты  университетов  никого,  так  как  там  когда-то  учился  Чернышевский.  Суворин,  он  же  и  Незнакомец,  издал  по  прошло-годнему  примеру  календарь  на  1873  год.  Управление  по  делам  печати  велело  отобрать  и  сжечь  этот  календарь  за  какую-то  или  чью-то  биографию,  в  нём  помещённую.  Вот  уж  поневоле  ска-жешь:  черт  знает,  что  это  такое.  Жечь  книги  в  наше  время!  Таким  администраторам  присва-ивали  прежде  титул  гасителей,  теперь  их  надобно  уже  назвать  сожигателями».  Нам  Суворина  представляли  как  реакционера  потому,  что  он  писал  против  большевиков.  С.262: «Николай  Павлович  хотел  управлять  государством  как  казармою.  Заботясь  единственно  о  дисциплиниро-вании  своего  народа,  он  убивал  в  нём  систематически  его  умственные  силы  и  дошёл  до  того,  что  не  имел  ни  генералов,  ни  администраторов,  а  имел  одних  холопов,  которые  умели  говорить  ему:  «Слушаю-с».  Он  дошёл,  наконец,  до  Севастополя.  Он  считал  себя  полицмейстером  Европы;  с  высокомерием  старался  подавлять  в  ней  всякое  свободное  движение,  как  у  себя  дома,  посреди  пораженных  страхом  своих  рабов,  но,  посрамлённый  в  Севастополе,  умер  от  стыда  и  от-чаяния».  Хороший  антипанегирик  императору.  Но  семена  администрирования,  посеянные  им,  дали  исключительно  живучую  поросль  бюрократии.  С.263: «Говорят,  что  от  этой  встрёпки  мы  прозрели.  Правда,  на  минуту,  для  того  чтобы,  зевнув,  потянувшись,  снова  погрузиться  в  сон.  Был  у  меня  Я. М. Неверов,  попечитель  Закавказского  округа.  Он  приехал  сюда  просить  пощады  от  греческого  языка».  Сравнивая  системы  образования  до  и  после  Сталина,  прихожу  к  выводу,  что  сталинская  была  наиболее  рациональна,  что  и  доказала  практически.

29.04.03. 
Вариантов  становится  всё  меньше.  Вчера  был  в  таможне  на  В. О.  Поздно  вечером  пришёл  Сан.  Саныч.,  принёс  четыре  тысячи  оплатить  аренду  земли,  он  сделал  это  не  имея  никаких  обязательств  на  этот  счёт.  Платёжные  документы  в  банке  лежат  неделями.  Это,  что  называется,  возвращаясь  к  напечатанному.  Пришвин:
«С.585: Вчера  познакомился  с  художниками:  Куприяно-вым,  Крыловым,  Соколовым  (Кукрыниксы)».  Очень  хорошие,  глубоко  внимательные  к  природе  люди.  Берд.: «Фашистский  социализм  может  быть  левым,  это  коммунизм,  и  правым,  это  национал-социализм».  Фашизм  может  быть  национальным,  как  у  Гитлера,  и  интернациональным,  как  у  Сталина.  «Режим  заработной  платы  есть  рабий  режим.  Ложный  коллективизм,  угнетаю-щий  личную  совесть,  есть  порождение  капиталистической  индустрии.  Христианство  есть  религия  бедных,  и  нет  возможности  превратить  её  в  защиту  капиталистов  и  денег».  Выдавая  зарплату,  капиталист  подчёркивает,  что  он  рабовладелец.  Христианство  работодателя  суть  лицемерие.  «Не  только  пролетарий,  но  и  сам  буржуа  обезличен  и  обесчеловечен,  он  теряет  свободу  духа,  он  раб.  Человеческая  история  есть  страшная  комедия.  Лишь  немногие  определяются  своими  идеалами  и  верованиями…»  Господин  так  же  зависит  от  раба,  как  раб  от  господина.  Эта  взаимозависимость  и  есть  экономические  отношения.  «Бесклассовое  общество  совсем  не  есть  утопия,  оно  есть  неотвратимая  реальность,  оно  означает  гуманизацию  общества».  Общество  можно  назвать  бесклассовым,  но  покуда  есть  экономические  отношения,  до  тех  пор  будут  классы.  Их  всего  два:  класс  господ  и  класс  рабов.  Господа  получают  бонусы,  рабы – зарплату.  И  пусть  не  тешит  себя  иллюзиями  интеллигенция.  «Подлинно  человеческое,  человечное  общество  есть  общество  братское,  в  нём  не  может  быть  классового  иерархизма,  в  нём  лучшие,  качественно  высшие  будут  определяться  не  правами,  а  обязанностями».   

30.04.03. 
Бесспорно  прав  был  Спиноза.  Золотой  век  наступит,  когда  не  станет  причин,  поводов,  не  будет  людей, обстоятельств  понуждающих  нас  проявлять  низкие  свойства  нашей  души.  Не  найдя  применения,  эти  свойства  отомрут.  Наконец  пришли  деньги – небольшая  отрада.  Одна  надежда,  что  всё  останется  в  тайне.  Собирают  обо  мне  информацию,  каков  в  быту.  Хотя  мы  помним:  «Нет  ничего  тайного,  что  бы  не  стало  явным».  Пришвин:
«С.585: Грачёвник.  5 марта.  Солнечные  снегопады  изо  дня  в  день.  Начинают  своё  образование  летние  облака.  Галки  спарились  брачно  и  мило  сидят  на  сучках,  носик  против  хвостика  по  ветру.  На  некоторых  маленьких  ёлках  виснут  сосульки,  на  дорогах  возле  навоза  банкеты  мелких  птиц.  Мороз  хватил  на  –20°!  Но  какая  тишина,  какой  воздух!»  Никит. III: 1873 г., С.266: «Погода  отвратительная:  мелкий  дождик  и  сырость  с  холодом  проникают  до  костей.  Полагают,  что  природа  свихнулась  так  же,  как  люди,  забывая,  что  в  природе  господствуют  строжайшие  законы,  беззакония  же  только  у  людей».  Социум  тоже  развивается  по  определённым  законам,  но  познать  их  нам  пока  никак.  Беззаконного  в  Природе  ничего  нет.  С.267: «Наша  общественность  не  успела  ещё  сложиться,  а  уже  разлагается.  «Управлять  людьми  есть  самая  пустая  наука», – сказал  Оксенштиерн.  А  как  же  должна  быть  ничтожна  эта  наука,  когда  дело  идёт  об  управлении  такими  людьми,  как  русские?  Не  этим  ли  и  объясняется,  что  наши  государственные  люди  такие  неучи  и  гордятся  даже  этим?  Ведь  сказал  же  мне  министр  внутренних  дел  Д. Г. Бибиков  при  одном  случае  с  некоторым  видом  самодовольства:  «Ведь  я  учился  на  медные  деньги».  Наш  двор,  следуя  примеру  прусского,  наложил  траур  по  Наполеоне  на  две  недели. На  днях  случился  удар  с  бедным  Ф. И. Тютчевым.  У  него  отнялся  левый  бок  и  язык.  Ему,  кажется,  72  года.  Третий  день  уже  как  сильная  вьюга  и  мороз  8  и  10  градусов».  Когда-то  притеснял,  а  теперь  жалеет. 

 

van-osmos@yandex.ru

ПРОДАЁТСЯ  ЗЕМЛЯ  В  ЛЕНИНГРАДСКОЙ  ОБЛАСТИ

Hosted by uCoz
Hosted by uCoz