2004-12

01-04

02-04

03-04

04-04

05-04

06-04

07-04

08-04

09-04

10-04

11-04

дн2004


01.12.04.
   
Опять  мёрз,  пришлось  применить  грелку.  Лапинский  правильно  определил  «Соседей».  У  них  эта  деятельность  только  тому  и  служит,  чтобы  народ  о  них  услышал.  Самих  результатов  они  не  ждут  и  вряд  ли  хотят.  Думаю,  фильмы  о  ментах  потому популярны,  что  народ  жаждет  справед-ливости  и  ещё  надеется.  [
Карамзин: "Уменьшить  число  тунеядцев  на  жалованье,  отказывать  невеждам,  требующим  денег  для  мнимого  успеха  наук".  Это  какое-то  déjà vu:  и  сегодня  про-цветают  Грызловы-Петрики  и  Лысенки-Фоменки.  А  тунеядцы  суть  депутатский  корпус  сверху  до  низу  и  бюрократический  аппарат  государства.  "Где  мало  денег,  там  вещи  дешевы, – где  много  первых,  там  последние  дороги".  С  тех  пор  как  появились  на  свет,  деньги  не  потеряли  своего  функционального  значения.  Правда,  бывают  периоды  в  жизни  слаборазвитых  государств,  когда  деньги  теряют  свою  ценность,  и  народу  приходится  переходить  либо  на  иностранную  валюту,  либо  на  бартер. "У  знатных  таможенных  чиновников  уши  завешены  золотом!" Карамзина можно  назвать  самым  успешным  футурологом,  всё,  что  он  предсказал  в  своей  записке  царю  Александру I,  сбывается  через  двести  лет  на  сто  процентов.  Я  уже  говорил  о  том,  что  всякое  государство  должно  гордиться  своей  стабильностью.  Если  положение  населения  при  смене  правительства  не  изменилось,  значит,  сущность  правительства  сохранилась,  несмотря  на  смену  вывесок  и  фамилий.  "Книги  общего  гражданского  законодательства  готовятся  для  России".  В  современном  государст-ве,  а  его  отсчёт  следует  вести  с  создания  первых  законов,  следует  различать  два  законода-тельных  права:  естественное  право,  по  которому  живут  высшие  государственные  чиновники,  и  гражданское  право,  по  которому  живёт  остальное  население.  Государство,  в  котором  полноценно  функционирует  гражданское  право,  называется  правовым.  Нельзя  назвать  государство  правовым,  если  его  естественное  право  оказывает  влияние  на  гражданское  право.]

02.12.04. 
Ходил  на  почту:  ворох  писем  от  нечистой.  Вечером  зашёл  Алексей  В.  Выпили,  поговорили  за  Украину  и  о  прочем.  Он  тоже  киснет  среди  своих  женщин.
  Ю. Пив.: «Это  был  один  из  первых  русских  журналистов  мирового  уровня.  Это  первый  человек  в  России,  который  стал  что-то  делать  не  по  поручению  власти,  а  потому  что  он  считал,  что  нужно  делать.  И,  кстати,  за-рабатывать  стал.  Сам.  Помните,  как  потом  у  Пушкина:  "Не  продается  вдохновенье,  но  можно  рукопись  продать".  Вот  Карамзин  стал  продавать  рукописи.  Он  первый  профессиональный  ли-тератор,  свободный  человек».  Он  умел  совмещать  в  себе  и  свободного  человека  и  "крае-угольный  камень".  А  Пушкин  не  мог,  как  ни  прессовали  его.  Просто  удивительно,  насколько  жизнерадостно  его  творчество.  «Гражданское  общество.  Так  начинается  русская  мысль.  Русская  мысль  сразу  возникает  как  критика  власти.  А. И. Солженицын  учил  русских  людей,  русскую  власть,  как  надо  жить.  Часто  литераторы – мыслители,  вот,  как  Карамзин,  это  одно  и  то  же.  Или  как  Достоевский,  или  как  Солженицын,  или  как  Толстой,  или  как  Пушкин.  Это  часто  одно  и  то  же.  Они  учат  власть».  Это  пример  ланкастерской  взаимной  системы  обучения.  Власть  тоже  учит.  Но  если  интеллектуал  учит  власть  словом,  то  власть  учит  его  палкой.  Это  далеко  не  одно  и  то  же.   «Это,  так  сказать,  такое  отеческое  правление.  Как  отцу,  все  его  дети – старшие,  младшие,  более  глупые,  менее  умные, – дороги,  так  и  власти  дороги  все  пред-ставители  общества.  За  всю  историю  русских  царей,  только  два  были  выродки,  это  Иван  Грозный  и  Павел».  Если  взять  Ивана  Грозного,  то  по  каким  признакам  профессор  так  его  оце-нивает?  Пётр I  пролил  не  меньше  крови.  А  что  касается  Павла,  так  тут  я  вовсе  не  согласен.  Павел – это  русский  Гамлет.  Он  не  нравился  "любимцам,  гвардии,  гвардейским,  гвардионцам"  (дII явл6),  он  хотел  сбить  с  них  спесь.  Они  ему  мешали  освободить  крестьян,  за  что  и  убили.   

03.12.04. 

Что-то  было,  но  что  именно,  вспомнить  уже  нет  возможности.  Немного  досадно.
  Маннергейм: «2 марта  я  прибыл  в  Аксу довольно  чистый  город,  если  в  этих  местах  вообще  можно  говорить  о  чистоте.  В  конце  марта  я  снова  отправился  в  путешествие,  которое  должно  было  продолжаться  семнадцать  дней.  Путь  лежал  через  покрытый  снегом  Тянь-Шань,  отдельные  вершины  которого  достигали  семи  с  лишним  тысяч  метров,  и  я  мог  только  издалека  восхищаться  ими.  Мне  нужно  было  преодолеть  Тянь-Шань  через  перевал  Мужар  и  добраться  до  города  Кульджа,  находящегося  в  300 км  от  Аксу».  Плат.: С.318: "Как  мышление  относится  к  мнению,  так  познание  относится  к  вере,  а  рассуждение – к  уподоблению".  Мышление,  познание,  рассуждение – это  активные  действия  мозга;  мнение,  вера,  уподобление – пассивное  его состояние.  Отсюда  ясно  видно,  что  вера – это  лень  ума,  она  не  в  состоянии  радовать  человека  открытиями.  Рассудочная  деятель-ность  мозга  присуща  высшим  животным,  в  особенности  хищникам  и  приматам.  Высшим  жи-вотным  также  присущ  инстинкт  познания,  но  ограничивается он  только  рамками  освоения  новых  территорий  с  целью  поиска  новых  источников  пропитания.  Вера  же  ставит  человека  на  ступень  ниже  высших  животных.  С.321: "Питай  своих  детей  науками  не  насильно,  а  играючи,  чтобы  ты  лучше  мог  наблюдать  природные  наклонности  каждого".  Хотя  система  образования  в  Древней  Греции  только  складывалась,  но  уже  тогда  понимали  необходимость  обучения  детей  по  их  на-клонностям и  соответственно  физическим  данным.  Кроме  того,  самая  культурная  атмосфера  в  Греции  способствовала  гуманистическому  воспитанию.  Достижения  российской  педагогики  сего-дня  отброшены  и  забыты.  Даже  Советы  понимали  необходимость  реального  образования  и  создавали  РУ  и  ПТУ.  Конечно,  неправильная  постановка  в  этих  училищах  воспитательного  начала,  позволила  им  превратиться  в  рассадники  наркомании  и  блядства.   

04.12.04.  
Приезжали  Вера  и  Лена  Самсоновы.  Я  варил  холодец.  Подготовку  к  празднику  сочетали  с  лёгкой  выпивкой.
  [Карамзин: "Чего  не  доставало?  Способных  людей!..  Были  ли  они  в  России?  По  крайней  мере,  их  не  находили,  может  быть,  худо  искали!"  У  нас,  по  моему  мнению,  никогда  не  искали  способных  к  данной  работе  людей,  всегда  была  ставка  на  иностранцев.  Такая  мода  пошла  с  Петра I.  В  наше  время  это  особенно  проявляется  в  спорте.  В  науке  спо-собные  люди,  проявив  себя,  едут  за  рубеж.  Управленцы  наши  могут  отличиться  только  в  казнокрадстве.  Способных  людей  в  России  всегда  хватало,  а  вот  места  их  занимали  или  варяги,  или  тупые.  "Петр  Великий  любил  иностранное, однако  же  не  велел,  без  всяких  дальних  око-личностей,  взять,  напр[имер],  шведские  законы  и  назвать  их  русскими,  ибо  ведал,  что  законы  народа  должны  быть  извлечены  из  его  собственных  понятий,  нравов,  обыкновений,  местных  обстоятельств".  Совсем  недавно  Карамзин  хвалил  Ярослава  Мудрого,  что  тот  без  долгих  раз-думий  заимствовал  немецкие  законы.  И  потом,  для  кого  законы,  если  все  сословия  в  России  были  рабами  монарха:  "Хочу с  кашей  ем,  хочу с  маслом  пахтаю".  "Ни  в  ком  противоречия. / Кого  хочу – помилую, / Кого  хочу – казню"  (чI глV).  Только  после  19  февраля  1761 года  обо-значилась  необходимость  в  гражданском  законодательстве.  "Кстати  ли  начинать,  напр[имер],  русское  Уложение  главою  о  правах  гражданских,  коих,  в  истинном  смысле,  не  бывало  и  нет  в  России?"  К  тому  моменту,  когда  за  решение  этой  проблемы  взялся  Сперанский,  в  России  не  было  никакого  Уложения.  Об  этом  говорит  и  Л. Н. Толстой,  когда  посылает  Андрея  Болконского  под  начальство  Сперанского  систематизировать  разрозненные  указы  и  законы  в  Уложение.  "Для  старого  народа  не  надобно  новых  законов".  Мне  не  известно,  каким  количеством  душ  владел  Карамзин,  но  в  этой  фразе  выражено  мнение  "диких  крепостников".] 

05.12.04.
 
Отметили  Тонечкин  д/р.  Угомонился  около  десяти.  Холодец  все  хвалили,  да  он  и  на  самом  деле  был  хорош.
  Маннергейм: «В  Кульдже  я  получил  присланное  из  Пекина  разрешение  на  путешествие,  где  моя  фамилия  выглядела  как  «Ма-ну-ор-хей-му».  От  посла  России  в  Пекине  я  получил  газетную  вырезку автор  статьи  обращал  внимание  на  два  моих  паспорта  и  задавал  вопрос,  кем  же  в  действительности  был  этот  иностранец,  который  фотографировал  мосты,  наносил  на  карты  дороги,  замерял  высоты  и,  как  правило,  останавливался  в  местах,  важных  с  военной  точки  зрения».  Ю. Пив.: «Если  вы  хотите  дать  русским  законов,  то  поищите  их  не  в  римском  праве,  а  в  русских  юридических  традициях.  Что  родилось  в  Англии,  хорошо  для  Англии,  но  совсем  не  будет  работать  здесь».  Мы  охотно  соглашаемся  с  этим,  когда  примеряем  на  себя,  но  совсем  забываем  о  традициях,  когда  говорим  с  другими  менее  продвинутыми  национальностями.  Гуманистические  идеи  могут  привиться  только  на  почве  разума.  Невежество – плохое  удобрение.  «Русская  мысль  становится  мифологичной.  Каждый  раз  сравнивается  что-то  идеальное,  на  самом  деле  не  существующее,  с  чем-то  реальным».  Собственно,  этим  же  занимался  и  Сократ,  разбирая  возможные  государственные  устройства  в  сравнении  со  своими  идеалами.  Всякий  раз  камнем  преткновения  оказывается  власть.  Государство  должно  быть  таким,  чтобы  гражданин  ощущал  не  власть  государства,  а  власть  закона.  Сегодня  государство  об  этом  не  заботится.  «Карамзин – Кара-Мурза.  Дворянин  из  Золотой  Орды,  традиционное  русское,  так  сказать,  дворянство  было  из  Золотой  Орды».  Думаю,  что  даже  скрупулёзный  анализ  ДНК  не  позволит  провести  границу  между  русскими  и  татарами.  Ленин  совершил  грандиозную  ошибку,  создавая  СССР.  Следовало  создавать  Союз  Советских  Социалистических  народов,  при  этом  похерить  все  этнические  границы,  но  сохранить  административно-экономические.   

06.12.04.
 

Палитра  фашистов  обогатилась  ещё  одним  цветом – оранжевым.  Жизнь  без  тревог  в  наше  время  ещё  невозможна.  Кажется,  эту  тему  затрагивал  Спиноза,  и  ею  пронизано  научное  творчество  К. Лоренца.  У  Димы  гепатит.  Может  быть  не  гепатит,  но  нечто  похожее.  У  его  матери  тоже  было  подозрение.  Не  наследственность  ли?
  Маннергейм: «4 апреля  я  снова  отправился  в  путь  в  напра-влении  Карашара.  Этот  город,  расположенный  в  500 км  к  ю-в  от  Кульджи,  находится  вблизи  Шелкового  пути.  24 июня  мы  достигли  Урумчи,  где  нас  встречал  Луканин  и  гостеприимный  российский  консул  Кротов.  Одной  из  моих  задач  было  нанести  на  карту  некую  горную  тропу,  которая  тянулась  на  сто  километров  к  югу  от  Тянь-Шаня  до  города  Турфана».  Плат.: С.321: "Возрастная  градация  воспитания".  Воспитание – это  часть  процесса  социализации.  Социализации  человек  подвергается  на  протяжении  всей  своей  жизни,  и  только  на  том  свете  общество,  со-циум,  по-видимому,  оставляет  его  в  покое.  Под  словом  воспитание  чаще  всего  понимают  про-цесс  активного  социального  воздействия  на  человека  в  период  его  обучения  в  школе.  По  окон-чании  школы  учащийся  становится  в  три  раза  старше,  чем  был  при  поступлении  в  школу.  Ес-тественно,  что  к  каждой  возрастной  группе  должен  быть  свой  воспитательный  подход.  Я  бы  предложил  следующие  периоды  обучения:  6–9 лет;  9–12 лет;  12–15 лет  и  15–18 лет.  Для  каждого  периода  обучения – своё  образовательное  здание,  эти  здания  могут  находиться  на  одной  террито-рии.  Обучение  раздельное,  то  есть,  мальчики  и  девочки  обучаются  в  разных  классах.  Однако  массовые  мероприятия  проводятся  вместе.  Каждые  полгода  производится  перегруппировка  уча-щихся  одного  уровня  по  темпераменту  и  успеваемости,  с  тем,  чтобы  не  было  явных  лидеров.  Старост  нет,  есть  дежурные,  которые  ответственны,  а  не  командиры.  С  третьего  периода  обуче-ния  начинается  профориентация.  У  девочек  обязательно  домоводство,  у  мальчиков – физкультура.   

07.12.04. 
Димочка  в  больнице.  Тонечка  понеслась  к  ним.  Витька  тоже  хворает.  Путин  хорошо  сказал:  «нужно  уважать  мнение  народа,  проживающего  на  данной  территории».  Одно  приводит  в  недо
-умение,  почему  он  не  уважает  народ,  населяющий  Россию?  Конечно,  это  вопрос  риторический  и,  естественно,  останется  без  ответа.  Ликбез – должна  быть  постоянно  действующая  организация.  Учиться  нужно  постоянно,  в  любом  возрасте.  В  одном  месте  ты  преподаватель,  в  другом – слушатель.
  Маннергейм: «Этот  переход  через  Тянь-Шань  был  гораздо  короче  и  не  таким  тяже-лым,  как  прежние,  но  картины,  открывавшиеся  перед  нами,  были  все  столь  же  величествен-ными.  Ровно  через  неделю,  24 сентября,  мы  прибыли  в  Турфан,  находящийся  поблизости  от  Шелкового  пути.  Одно  из  самых  приятных  воспоминаний,  оставшихся  от  тех  дней, это  военное  учение,  организованное  для  городского  гарнизона  Турфана.  Его  солдаты  также  выглядели  пре-ждевременно  состарившимися.  Стрельба  по  мишеням  из  допотопных  ружей,  заряжавшихся  со  ствола,  была  по  любым  оценкам  ниже  всякой  критики.  Следующий  отрезок  пути  вел  по  се-верному  склону  Тянь-Шаня  в  сторону  Барке-ля  и  составлял  300 км.  На  одном  из  привалов  мне  удалось  побеседовать  с  двумя  молодыми  китайскими  офицерами  и  несколькими  солдатами  о  реформах,  необходимых  для  китайской  армии».  [Карамзин: "...буде  опыта  судилищ  доказывают  или  противоречие,  или  недостаток  в  существующих  законах".  Вот  откуда  идёт  судейское  без-законие:  у  них  есть  оправдание  тому,  чтобы  судить  по  своему  усмотрению,  и  эта  традиция  сохраняется  по  сие  время. "Русское  право  так  же  имеет  свои  начала,  как  и  римское, – определите  их,  и  вы  дадите  нам  систему  законов".  В  этих  словах  заключается  глубокий  смысл,  но  для  этой  работы  требуются  умы  высокие,  люди  бескорыстные,  а  такие  встречаются  не  часто,  и  таких  встречают  недружелюбно.  Вся  деятельность  Сперанского  являет  этому  пример.] 

08.12.04. 
И  прежние  правительства  России  были  антинародные,  собственно,  правительство  и  не  может  быть  народным,  но  они  пытались  скрывать  это  соответствующей  фразеологией.  Теперешнее – афиширует  свою  антинародность,  будучи  уверенным,  что  народу  «…всё  божья  роса».  Наткнулся  на  отчет  правительства  за  предыдущий  год.  Приятно  вспомнить  выражения:  повысилось…  умень
-шилась…  по  сравнению…  Правда,  появилось  новое:  по  оценкам.  Кто  оценщик,  не  говорится,  а  под  это  слово  можно  подогнать  любую  «туфту».  Витенька  сильно  переживает  за  болезнь  отца:  плачет  горючими  слезами.
  Ю. Пив.: «Сперанский,  безусловно,  самый  гениальный  чиновник,  ко-торый  был  в  русской  истории.  О  нем  есть  такие  книжки – "Наполеон  русской  бюрократии" "Светило  русской  бюрократии".  Был  гений  абсолютный.  Понимаете?  Кстати,  совершенно  оболган-ный  Львом  Николаевичем  Толстым.  Сперанский  еще  руководил  русской  разведкой».  Наполеон  предлагал  за  Сперанского  Александру I  два  немецких  княжества.  Удаление  Сперанского  подчерк-нуло  глупость  царя.  А  Толстой – писатель,  его  мы  трогать  не  будем.  «А  в  1808 году  Александр I  поручит  Сперанскому  написать  конституцию  для  России.  И  он  пишет  произведение,  которое,  как  "Записка  о  древней  и  новой  России"  Карамзина,  так  и  это  произведение,  это  начало  рус-ской  оригинальной  мысли.  "Записка  о  древней  России“  Карамзина  и  вот  это  "Введение  к  уло-жениям  государственных  законов" – эти  две  работы  для  нас  столь  же  важны,  как,  например,  для  западной  политической  традиции,  для  западного  самопознания – "Государь"  Маккиавелли,  или  работа  "Левиафан"  Гоббса,  или  "О  духе  законов"  Монтескье.  Это  вот  работы  такие  эпохальные,  которые  создали  западное  политическое,  историческое,  социальное  мышление,  социальное  созна-ние.  Так  эти  работы  для  русских.  Этот  проект  русской  конституции станет  навсегда  основопо-лагающим  проектом  русской  конституции».  Да,  нам  есть,  чем  гордиться,  есть,  что  терять.   

09.12.04. 

А  что  же  было  вчера?  Прогулялся  по  магазинам.  Есть  мнение,  но  довольно  обширное,  чтобы  изложить  в  дневнике.  Это  этология.
  Маннергейм: «Посетив  город  Хами,  который  сотни  лет  был  опорным  пунктом  в  военных  действиях  против  монголов,  мы  пустились  в  монотонное  путеше-ствие  через  пустыню  Гоби.  Местами  она  представляла  собой  совершенно  невыносимую  для  глаз  ровную,  гладкую  плоскость,  местами  возвышались  холмы,  где  вряд  ли  могла  вырасти  хотя  бы  одна  травинка.  Наше  путешествие  продолжалось  при  сильном  морозе  и  пронизывающем  ветре,  который  добирался  до  тела  даже  сквозь  шубу  и  валенки».  Плат.: С.323: "Справедливость  воспи-тывается  в  человеке  с  детства".  Это  ещё  и  потому  справедливо,  что  именно  в  детстве  человек  особенно  остро  ощущает  несправедливость.  Трудно  требовать  от  детей  справедливого  отношения  друг  к  другу,  но  для  воспитателя – это  первая  обязанность.  Именно  справедливость  должна  про-поведовать  культура  во  всех  своих  аспектах,  в  особенности  художественная  литература.  Пушкин,  Тургенев,  Аксаков  имели  в  виду  в  большей  степени  иметь  своими  читателями  не  отцов,  а  детей.  Наказанием  должно  быть  повышенное  внимание  воспитателя  к  провинившемуся  ученику.  И  с  детства  не  навязчиво,  но  постоянно  проводить  психологический  "разбор  полётов".  С.327: "В  образцово  устроенном  государстве  жены  должны  быть  общими,  дети тоже,  да  и  все  их  воспи-тание  будет  общим;  точно  так  же  общими  будут  военные  и  мирные  занятия,  а  царями  надо  всем  этим  должны  быть  наиболее  отличившиеся  в  философии  и  в  военном  деле".  В  образцово  устроенном  государстве  экономическая  зависимость  людей  от  государства  и  друг  от  друга  будет  сведена  к  минимуму.  Уже  сегодня,  говорит  С. П. Капица  продуктов  питания  производится  доста-точно,  чтобы  обеспечить  всё  население  Земли,  вся  проблема  в  распределении.  При  отсутствии  экономической  зависимости  отпадает  надобность  в  семье,  что  эквивалентно  общности  жён.   

10.12.04. 
Оказывается,  я  давно  интересуюсь  этологией,  но  не  знал,  что  она  так  называется.  Были  Миша  Слипаченко  и  Сафоновы.  Славно  посидели.  Потом  пришёл  Алексей  В.  С  ним  добавили.  И  в  самую  гущу,  когда  уже  вернулась  Тонечка, пришла  Л
*,  и  тут  же  ушла.  Да, тяжело  с  ними  пользоваться  ситуацией.  Следует  заняться  поиском  черт,  отличающих  человека  от  животного.  Не  подумайте,  что  я  плохо  думаю  об  Л*,  просто  к  слову  пришлось.  Вестимо,  не  в  физическом  или  физиологическом  плане,  а  в  области  морали  и  этики,  заменяющих  инстинкты.
  Маннергейм: «После  восьми  тяжелых  суток  пути  мы,  наконец,  приехали  в  провинцию  Ганьсу.  Под  величест-венными  воротами  Великой  китайской  стены  я  проскакал  собственно  в  Китай.  Великую  китайс-кую  стену  я  представлял  себе  более  солидной,  чем  она  оказалась  на  самом  деле».  [Карамзин: "Россия  состоит  не  из  Петербурга  и  не  из  Москвы,  а  из  50 или  более  частей,  называемых  гу-берниями; если  там  пойдут  дела,  как  должно,  то  министры  и  Совет  могут  отдыхать  на  лаврах; а  дела  пойдут,  как  должно,  если  вы  найдете  в  России  50 мужей  умных,  добросовестных,  которые  ревностно  станут  блюсти  вверенное  каждому  из  них  благо  полумиллиона  россиян,  обуздают  хищное  корыстолюбие  нижних  чиновников  и  господ  жестоких,  восстановят  правосудие,  успокоят  земледельцев,  ободрят  купечество  и  промышленность,  сохранят  пользу  казны  и  народа".  Это  за-дача  невыполнимая.  Добросовестных  людей  должен  искать  человек  тоже  добросовестный.  Таких  людей  нужно  не  искать,  а  выращивать.  Для  этого  нужно  использовать  сверхприбыль  от  роста  цен  на  нефть и  средства  полученные  от  конфискации  имущества  и  штрафов  казнокрадов  и  взяточников.  Последний  источник  должен  также  служить  для  поощрения  прокуратуры  и  судей,  которые  особенно  способствовали  изобличению  и  наказанию  коррупционеров.  Но  главное, новые  культурные,  бескорыстные,  воспитанные  на  лучших  примерах  истории  кадры.]

11.12.04. 
Зима  кончилась,  всё  растаяло,  давление  низкое,  Луны  не  видать.  Тонечка  ездила  к  Диме.  У  него 
определили  «детский  гепатит»,  то  есть  «А».  Живёт  в  отдельном  номере  (на  двоих),  платит  250  в  день.  А  Зурабов,  наш  нежнейший  опекун,  уже  заботливым  голосом  предупредил,  что  мак
-симум  пять  дней  в  больнице  бесплатны,  а  потом,  коли  нет  денег,  лечись  дома  или  на  кладбище.  Но  Дима  пошёл  ему  навстречу  и  стал  платить  с  первого  дня  и  за  весь  номер.
  Маннергейм: «Как  только  мы  проехали  под  воротами,  в  чистом  зимнем  вечернем  воздухе  раздалась  музыкальная  мелодия,  которая  призывала  приличных  граждан  поспешить  домой.  Через  мгновение  я  услышал,  как  в  Китайском  государстве  закрылись  пять  железных  ворот.  Теперь  мы  все  сидели  взаперти!  1 января  мы  прибыли  в  город  Сучжоу,  который  находится  на  полпути  между  Кульджой  и  Пекином.  В  Сучжоу  мы  жили  как  в  военном  лагере.  Город  был  заполнен  недавно  призванными  солдатами,  отправляющимися  в  Кульджу,  их  усиленно  муштровали  офицеры  и  унтер-офицеры.  Здесь  я  впервые  увидел  ощутимые  результаты  военной  реформы».  Ю. Пив.: «Сегодня  мы  живем  по  проекту  Сперанского,  с  небольшими  видоизменениями, но  мы  живем  по  проекту  Сперанского.  Он  первый  теоретик  правового  государства  в  России.  Он  говорит:  "Власть  необходимо  ограничить  через  систему  разделения  властей".  Он  выводит  фигуру  императора  из  системы  разделения  властей».  Главное  противоречие  между  государством  и  гражданином – власть.  Власть  следует  не  ограничивать,  а  устранить  вовсе.  Достаточно  сделать  государство  рядовым  юридическим  лицом  с  особыми  полномочиями.  «Он  сделал  очень  много  и  помимо  этого.  Ну  например,  он  создал  Царскосельский  лицей.  Это  первое  учебное  заведение  в  России,  где  не  было  физических  наказаний.  Там  не  били».  Телесные  наказания  вредны  потому,  что  умного  они  убивают,  а  глупому, – как  с  гуся  вода.   

12.12.04. 
Приснился  совершенно  молодёжный  сон.  Тонечка  заболела,  к  Диме  не  поехала,  целый  день  лежала.
 Знающий  и  любящий  русский  язык  обязательно  сделает  для  себя  в  нем  какое-нибудь  открытие.  А  это  уже  радость,  радость  познания.
  Плат.: С.333: "Дар  слова  в  сочетании  с  обра-зованностью;  только  присутствие  того  и  другого  будет  всю  жизнь  спасительным  для  добро-детели  человека,  у  которого  это  имеется".  Дар  слова – это  не  только  умение  говорить  долго,  не  запинаясь,  это  умение  говорить  и  при  этом  выражать  мысли,  которыми  ты  обогатился,  получая  образование.  Образование  не  только  расширяет  горизонт  знаний,  образование – это  почва  для  выращивания  новых  мыслей.  А  чтобы  эти  новые  мысли  изложить  и  даётся  дар  слова.  С.334: "Кто  среди  граждан  делает  свое  дело,  тех  называют  простаками  и  не  принимают  их  в  расчет,  а  кто  берется  не  за  свое  дело,  тех  уважают  и  хвалят".  Главное  для  бездельника  или  человека,  берущегося  не  за  своё  дело – это  громко  делать  вид,  особенно,  если  при  этом  присутствует  начальство.  Начальству  нравится  такая  "деловитость",  он  замечен,  причислен  и  продвигается.  Профессионал  же  делает  своё  дело  надёжно,  добротно,  без  лишнего  шума,  зато  плодами  его  труда  чаще  всего  пользуются  шумные  бездельники,  а  наш  труженик  прослывёт  простачком.  "Рабочий  конь  солому  ест, / А  пустопляс  овёс"  (чIII глVII).  С.335: "Это  строй  (олигархия),  основывающийся  на  имущест-венном  цензе;  у  власти  стоят  там  богатые,  а  бедняки  не  участвуют  в  правлении".  Некто  сказал:  "Если  ты  не  можешь  управиться  со  своим  хозяйством,  что  тебе  делать  в  управлении  государством".  Я  вижу  в  этом  особый  резон.  Правда,  среди  бедняков  часто  встречаются  философы,  но  олигархи  боятся  умных  ещё  больше,  чем  бедных.  Правда,  бедняков  значительно  больше,  чем  богатых,  так  сложилось  исторически,  и  им  было  бы  трудно  решить,  кто  должен  править  сейчас,  а  кто  потом.  У  олигархов  такой  проблемы  нет.   

13.12.04. 
Заленился,  гулять  не  пошёл.  На  одной  из  тусовок  познакомился  с  деловым  человеком.  Он  строит  жильё.  Беседуя  с  ним,  понял,  как  важно  фиксировать,  что  говорит  руководитель,  в  част
-ности,  наш  Президент.  Вчера  он  ещё  раз  клятвенно  заявил  о  нерушимости  нашей  конституции,  а  это  значит,  что  юридические  основания  добиваться  справедливости  у  народа  есть,  нет  только  средств  реализовать  это  право.  Вернулся  к  Пришвину.  Его  точка  зрения  на  русскую  литературу  и  её  представителей  для  меня  более  убедительна,  нежели  Набокова  и  Мережковского. 
Мнение,  высказанное  с  желчью,  не  может  быть  верным.  Подморозило,  солнце встаёт  прямо  передо  мной.  Солнце  светит,  и  болезней  нет.  Кто-то  брюзжал,  что  в  дневниках  одни  только  жалобы  на  пого-ду  и  здоровье.  Вот  здесь  я  солидарен  с  Пришвиным:  в  жизни  всё  важно. 
Маннергейм: «29 янва-ря  1908 г.  мы  вышли  к  Хуанхэ,  или  иначе  Желтой  реке,  на  берегу  которой  виднелся  город  Ланьчжоу.  20 июня  я  отправился  в  путь  на  с-в,  где  моей  целью  был  город  Утаи.  Там  находился  в  изгнании  далай-лама,  уехавший  из  Тибета,  так  как  он  считал  невозможным  вступать  в  пере-говоры  с  китайским  правительством».  [Карамзин: "Не  выезжая  из  Москвы,  мы  знаем,  что  такой-то  губернии  начальник – глупец  и  весьма  давно!  в  такой-то – грабитель,  и  весьма  давно!.. Слухом  земля  полнится,  а  министры  не  знают  того,  или  знать  не  хотят!" Читатель  может  поду-мать,  что  я  намеренно  приписываю  эту  критику  Карамзину,  чтобы  тем  самым  пристыдить  наше  правитель-ство,  нашу  власть.  Нет,  я  ещё  раз  повторяю,  что  цитирую  "Записку  о  древней  и  новой  России",  которую  Карамзин  направил  царю  Александру I  как  совет  по  разумному  управлению  огромной  страной.  Но  согласен,  что  и  у  меня  складывается  впечатление,  что  Карамзин  наш  современник.  Конечно,  министры  знают,  что  губернаторы  воруют,  но  воруют  и  сами  министры;  всем  известно,  что  наши  депутаты грабители,  но  это  не  мешает  им  оставаться  депутатами.] 

14.12.04. 
Гулял.  Встретил  Изольду, – медсестра,  которая  выхаживала  меня  после  холециститотомии.  Тоне
-чка  хворает,  но  лечиться  не  хочет:  в  таком-то  состоянии  ходит  на  работу.  Правда,  вернулась  раньше  и  этим  сорвала  мои  планы.  Я  обнаруживаю,  что  проблемы,  о  которых  я  думал  и  над  которыми  размышлял,  становятся  предметом  обсуждения  в  научном  обществе,  причем  именно  в  том  ключе,  как  полагал  и  я.
  Ю. Пив.: «Он  (Сперанский)  подготовит  свод  законов.  Он  соберет  все  законы  России,  классифицирует  их,  поставит  по  хронологической  последовательности.  И  опубликует  сорок  пять  таких  томов.  А  потом  сделает  из  них  выжимку – пятнадцать:  те,  которые  действуют.  И  с  этого  момента,  это  тысяча  восемьсот  тридцатый – тридцать  третий  год,  и  с  этого  момента  Россия  встанет  на  фундамент  закона.  С  этого  момента  все  законы  будут  известны.  А  раньше  их  не  знали.  Причем,  у  Сперанского  была  одна  тоже  тяжелая  функция  в  те  годы.  Ведь  его  поставили  фактически  во  главе  суда  над  декабристами».  Таким  жестоким  образом  Николай I  проверял  лояльность  Сперанского.  Этим  методом  потом  широко  пользовался  Сталин.  Я  думаю,  Сталин  был  много  образованнее,  чем  о  нём  думают.  Во  всяком  случае,  мне  представляется,  что  история  и  сущность  самодержавия  была  ему  хорошо  знакома.  А  наиболее  близкой  по  духу  ему  была  эпоха  Николая I.  И  ещё  мне  кажется  несомненным,  что  свою  "Сталинскую"  конституцию  он  списывал  со  Сперанского.   «Сперанский  был  первым  теоретиком  элитизма  в  России.  Он  рассмотрел  русскую  верхушку  как  совокупность  пяти  элитных  групп,  и  сказал,  что  вот,  есть  прогрессивные  элиты,  есть  реакционные.  И  борьба  между  ними  определит  будущее  России.  А  от  царя,  от  фигуры  императора,  зависит:  он  должен  быть  этаким,  модератором,  дирижером,  управлять  этими  элитами,  чтобы  не  допустить,  чтобы  они  съели  друг  друга».  Это  псевдо  парламентаризм  с  его  оппозицией.  Другого  в  условиях  самодержавия  быть  не  могло.    

15.12.04.
День  свадьбы  прошёл  незаметно.  Тонечка  болеет,  я  за  ней  ухаживаю.  К  вечеру,  кажется,  ей  полегчало.  Заходила  позвонить  Л
*, как  всегда  не  вовремя.  Сохраняются  льготы  на  проезд  пара
-литикам,  безногим  и  безруким.  Некая  бабка  на  костылях  при  встрече  с  Ржаненковым  спросила,  как  быть  ей.  Он  хладнокровно  ответил:  «Ты  стоишь,  и  стой».  Наглость  чиновников  объясняется  их  безнаказанностью.  Попробуй  он  сказать  подобное  на  улице  вечером,  тотчас  бы  получил  по  морде.  Маннергейм: «После  пяти  дней  путешествия  на  лошадях  я  увидел  монастырь.  Чтобы  ис-просить  аудиенцию  у  Его  святейшества,  я  посетил  одного  из  приближенных  далай-ламы  и  из  разговора  с  ним  понял,  что  китайские  власти  внимательно  наблюдали  за  деятельностью  лама-истского  первосвященника.  Судя  по  тому,  что  китайские  чиновники  выделили  мне  сопровож-дающего,  говорившего  на  ломаном  английском  языке,  мой  визит  вызывал  у  властей  немалые  подозрения».  Плат.: С.336: "Установление  имущественного  ценза  становится  законом  и  нормой  олигархического  строя.  Такого  рода  государственный  строй  держится  применением  вооруженной  силы  или  же  был  еще  прежде  установлен  путем  запугивания".  Путём  запугивания  устанав-ливается  любая  власть.  Олигархи – это  разбогатевшая  верхушка  власти,  устранившая  конкурентов  и  предполагающая  обеспечить  богатством  своё  потомство  до  седьмого  колена.  Но  именно  в  своих  детях  олигархия  находит  свой  конец.  "Подобного  рода  государство  неизбежно  не  будет  единым,  а  в  нем  как  бы  будут  два  государства:  одно – государство  бедняков,  другое – богачей.  Хотя  они  и  будут  населять  одну  и  ту  же  местность,  однако  станут  вечно  злоумышлять  друг  против  друга."  Единства  в  государстве  не  бывает,  если  есть  власть,  значит,  есть  и  претенденты  на  эту  власть.  Такое  положение  прячут  под  фиговым  листочком  оппозиция.  В  тех  государствах,  где  оппозиция  загнана  в  подполье,  фактически,  существует  оккупационный  режим. 

16.12.04. * 
Приближается  час  суда  (с  МНС),  а  Лапинский  не  чешется.  Сегодня  люди  живут  не  где  хотят,  а  где  придётся.  Не  зря  же  тянет  их  во  время  отдыха  поменять  место  пребывания.  А  будь  такая  возможность,  они  остались  бы  в  месте  временного  отдыха  жить  и  работать  постоянно.  То  же  самое  можно  сказать  и  о  работе.  Человек  делает  не  то,  чего  душа  просит,  а  то,  что  вызвано  насущной  необходимостью.  Это  время  и  называется  «время  выживания».  Пройдёт  оно,  и  тогда  только  наступит  эра  Человечества.  Одно  из  завоеваний  человека:  совесть – стыд – целомудрие.  Это  неразрывная  цепь.  Во  мне  проснулся  стыд  за  мои  проступки  в  молодости  против  целомудрия. 
[
Карамзин: "Мало  ангелов  на  свете,  не  так  много  и  злодеев,  гораздо  более  смеси,  т. е.  добрых  и  худых  вместе.  Мудрое  правление  находит  способ  усиливать  в  чиновниках  побуждение  добра  или  обуздывает  стремление  ко  злу.  Для  первого  есть  награды,  отличия,  для  второго – боязнь  наказаний".  Чиновника  нельзя  назвать  злодеем,  ведь  после  работы  он  идёт  в  семью,  а  там  жена,  дети,  то  есть,  после  работы  он  становится  одним  из  общей  мессы  населения.  У  чиновника  есть  инструкция,  которую  он  обязан  выполнять  неукоснительно,  но  за  определённое  вознаграждение  он  может  её  трактовать  в  угоду  клиенту  без  ущерба  государству.  Да,  он  бездушен,  но  и  бездушный  хочет  есть  вкусно.  Клиент  наградит,  а  государство  защитит,  потому  что  чиновник  и  есть  государство.  "Сколько  агнцев  обратилось  бы  в  тигров,  если  бы  не  было  страха!  Одно  из  важнейших  государственных  зол  нашего  времени  есть  бесстрашие.  Везде  грабят,  и  кто  наказан?  В  два  или  три  года  наживают  по  нескольку  сот  тысяч  и,  не  имев  прежде  ничего,  покупают  деревни!"  "Был  господин  невысокого  рода, / Он  деревнишку  на  взятки  купил..."  (чII пирI)  У  нас  сейчас  деревни  не  продаются,  а  то  бы  купил,  как  нечего  делать,  сегодня  строят  хоромы.  Нынче воруют  миллионами  и  не  в  два-три  года,  а  одним  махом.]

17.12.04. 
Время  от  времени  намеченное  удаётся  осуществить.  Иногда  хочется  повлиять  на  события,  но  останавливаю  себя  тем,  что  это  чистой  воды  эгоизм.  Всё  должно  совершаться  само  собой,  без  напряжения,  без  истерики,  без  истошности.  В  сущности,  и  Лессинг,  и  Конрад  Лоренц  говорят  одно  и  то  же:  не  может  человечество  быстро  оторваться  от  пуповины,  нужно,  по  крайней  мере,  лет  эдак  тысячу.  Христианство  в  Средние  века  тоже  было  безнравственно.  Ислам  ныне
 пережи-вает  аналогичный  кризис.  Люди  не  думали  бы  о  тщете  бытия,  не  будь  вокруг  них  этих  безобра-зий.  И  религия,  в  конечном  счёте,  призвана  объяснить  несправедливость,  которая  объясняется  экономической  зависимостью.
  Ю. Пив.: «В  Сперанском  мы  имеем  отца-основателя  другой  рус-ской  традиции – либеральной,  правовой.  Потому  что  то,  что  он  предлагал,  это,  безусловно,  привело  бы  Россию  к  усилению  свободы.  К  усилению  правового  и  юридического  начала.  Но  власть  русская  очень  умелая,  очень  хитрая,  очень  умная,  очень  осторожная».  Я  думаю,  что  по-следние  слова  профессор  относит  к  современной  власти.  Наша  власть  хочет  выглядеть  по-евро-пейски,  для  чего  создала  парламент.  Но  не  хочет  отказываться  от  преимуществ  азиатского  прав-ления,  поэтому  положила  этот  парламент  в  карман.  Комизм  ситуации  заключается  в  том,  что  это  видит  не  только  Европа,  но  и  собственный  народ.  Только  власть  пребывает  в  неведении,  что  все  это  видят.  «Но,  конечно,  сегодня,  в  последнее  десятилетие,  какие-то  ростки  нового  мы  с  вами  можем  ощутить.  Но  уровня  тех,  конечно,  нет.  То  был  золотой  век  русской  культуры  вообще.  Это  был  золотой  век  вообще  России.  Так  что,  я  не  убежден,  что  Россия  вновь  подни-мется  на  те  же  высоты  в  литературе,  в  искусстве,  в  музыке  и  прочая,  прочая.  Хотя  литература  в  двадцатом  столетии,  как  ни  странно,  была  неплохая».  Если  бы  не  политика  преследования  интеллектуальной  элиты  в  СССР,  мы  бы  многое  не  утратили  и  многое  приобрели.   

18.12.04. 
Доходил  до  почты,  потом  в  магазин.  Гололёд.  Все  подступы  к  А. Толстому  затруднены.  На
-столько  сильное  впечатление,  что  во  сне  несколько  раз  падал.  Любовные  свидания  выбивают  из  колеи.  Снижается  работоспособность,  но  поднимается  вдохновение.  Может  быть  это  не  верный  термин,  но  мысли  после  этого  крутятся  вокруг  одного  предмета.  Я  не  могу  понять  ни  наше  Государство,  ни  нашу  Думу.  Конституционный  суд  один  раз  выносил  решение  по  этому  пово-ду,  но,  тем  не  менее,  наши  законодатели  принимают  новый  закон,  дискриминирующий  негосу-дарственные  организации  инвалидов:  141-ФЗ,  ст. 395.
  Маннергейм: «На  следующий  день  далай-лама  принял  меня.  Около  огромных  ворот  в  почетном  карауле  выстроилось  подразделение  ки-тайских  солдат.  В  маленькой  комнате  у  дальней  стены  имелось  возвышение,  покрытое  коврами,  и  там,  в  кресле,  похожем  на  трон,  сидел  далай-лама».  Плат.: С.337: "Они  не  смогут  вести  какую  бы  то  ни  было  войну,  так  как  неизбежно  получилось  бы,  что  олигархи,  дав  оружие  в  руки  толпы,  боялись  бы  ее  больше,  чем  неприятеля.  Вдобавок  они  не  пожелали  бы  тратиться  на  войну,  так  как  держатся  за  деньги".  История  подтвердила  слова  Сократа.  Начиная  с  первого  века  до  н. э.  в  Древнем  Риме  императорами  становились  начальники  легионов.  А  предательство  своего  народа  блестяще  подтвердили  олигархи  Франции,  отдав  на  растерзание  прусской  армии  своих  соотечественников-коммунаров  в  1881 г.  Маркс  говорил,  что  у  пролетария  нет  отечества.  Он  был  неправ.  Отечества  нет  у  олигархов,  его  отечество  там,  где  его  деньги.  С.338: "Ясно,  что,  где  бы  ты  ни  увидел  бедняков  в  государстве,  там  укрываются  и  те,  что  воруют,  срезают  кошельки, оскверняют  храмы  и  творят  много  других  злых  дел".  Известно,  что  Сократ  не  совершал  путешествий,  не  посещал  другие  страны,  чтобы  сравнить  устройство  власти  одного  государства  с  другим,  но,  тем  не  менее,  выводы  его  не  устарели  и  сегодня.   

19.12.04. 
Погода  не  позволяла,  сидел  дома. 
Ищи  в  себе  Человека,  а  Зверь  сам  себя  проявит.  Я  уже  писал,  что  жизнь  надо  заканчивать  в  своё  время,  в  своём  доме,  своей  смертью,  среди  своих.  Я  нашёл  ещё  одно  условие:  в  своём  уме.  Такое  впечатление,  что  в  Думе,  да  и  в  Правительстве  юридической  экспертизы  не  существует.  Кстати,  это  проявляется  и  в  деле  Юкоса. 
[Карамзин: "Не  боятся  государя – не  боятся  и  закона!  В  монархе  российском  соединяются  все  власти:  наше  правление  есть  отеческое,  патриархальное".  Вот  в  этом  и  кроется  причина:  все  власти  свои,  а  народ  как  бы  чужой,  об  него  и  ноги  вытереть  можно.  Вот  в  такой  ситуации  и  родилась  поговорка:  "Украдёшь  на  грош раздавят,  как  вошь;  украдёшь  сто  тысяч не  посмеют  и  высечь".  Грош  крадёт  нищий,  а  тысячами  ворует  государство.  "За  деньги  не  делается  ничего  великого.  Честь,  честь  должна  быть  главною  наградою!  Римляне  с  дубовыми  венками  завоевали  мир".  Римский  воин,  выходя  в  отставку,  получал  в  собственность  участок  земли  и  рабов.  Ясно, что  чиновник  чиновнику  рознь.  Один,  уходя  на  заслуженный  отдых  ни  в  чём  не  нуждается,  а  другого  ждёт  рядовая  пенсия.  О  чести  ли  говорить,  если  рядовая  пенсия  едва  превышает  про-житочный  минимум.  "Природа  дает  ум  и  сердце,  но  воспитание  образует  их".  Какого  бы  вопроса  государственной  деятельности  мы  ни  касались,  неизбежно  приходим  к  необходимости  воспитания.  Не  искать  порядочных  людей  надо,  а  создавать.  Для  этого  государство  должно  иметь  современную  систему  образования  и  здравоохранения.  Одно  без  другого  немыслимо.  "При-нимать  всякого  дворянина  в  воинскую  службу  офицером,  требуя  единственно,  чтобы  он  знал  начала  математики  и  русский  язык  с  правильностью..."  "Бывало,  храбрый  генерал / Служил  и  грамоты  не  знал"  (3 12).  "Французы  не  педантствуют – и  побеждают".  Эту  фразу  я  выписал  единственно  ради  слова  педантствуют.  В  нём  пять  согласных  кряду.  ]

20.12.04. * 
Приезжали  наши.  Всё  съели  и  улетели.  Осталось  приятное  воспоминание.  Наше  государство,  как  завзятый  шулер, постоянно  меняет  условия  игры  в  свою  пользу.  Именно  в  этом  проявляется  его  подлая  сущность. 
Чаадаев  говорит:  «Мне  кажется  порою,  что  мы  идем  не  вместе  со  всеми  народами  рядом,  а  вот  где-то  поодаль,  и  показываем  всем,  как  не  надо  делать».  Такое  же  впечатление  сохраняется  у  меня  и  сейчас,  только  идти  мы  стали  несколько  далее.  Как-то  у  японцев  спросили,  на  сколько  Россия  от  них  отстала.  Навсегда,  ответили  японцы.  Ю. Пив.: «Последняя  попытка  русских  аристократов,  а  декабристы,  безусловно,  были  таковыми,  огра-ничить  всевластие  монархии.  Ограничить  поднимающуюся  бюрократию».  У  декабристов  не  было  желания  уничтожить  государство,  а  государство  без  бюрократии  немыслимо.  Их  интересовала  только  форма  государства,  а  не  его  бытие.   «После  этого  высшее  русское  дворянство  будет  по-прежнему  играть  огромную  эстетическую,  культурную,  экономическую  роль  в  русской  истории».  Здесь  речь  идёт  о  потомственном  дворянстве.  Служилые  дворяне,  то  есть  те,  что  получили  дворянство  за  заслуги,  занялись  прямо  противоположным  делом:  ниспровержением  потомствен-ного  дворянства.  Я  здесь  усматриваю  обыкновенную  зависть.  Из  таких  дворян  были  Ставрогин  и  Ульянов.  «Его  отец,  Иван  Борисович  Пестель,  был,  говоря  сегодняшним  языком,  одним  из  крупных  олигархов  того  времени.  То  есть  он  был  губернатором  в  Сибири.  Правда,  управлял  ею  из  Петербурга.  И  прославился  невероятным  воровством».  Ведь  что  удивительно:  Сибирь  поди  где,  а  деньги  текли  в  карман  в  Петербург.  В  наше  время  это  не  редкость.  Губернатор  Чукотки,  Абрамович,  чаще  бывал  в  Англии  или  в  Москве,  но  и  оттуда  притекали  к  нему  деньги.  Я  думаю,  что  самая  должность  губернатор  обязывает  воровать,  самая  эта  должность  притягивает  деньги.  "Деньги  к  деньгам", – говаривал  досточтимый  Ходжа  Наср-эд-Дин. 

21.12.04. 
Приехала  Людочка,  пообщались.  Решительно  отстранил  свидание,  хотя  почувствовал  недоволь
ст-во.  Родство  выше.  Хотя  согласен  с  Юлием  Великим:  «Не  тот  отец,  кто  родил,  а  тот,  кто  воспитал».  У  чудовской  родни  в  следующем  поколении  хватает  охламонов,  у  Людочки – охла-моны,  мой  сынок – лоботряс,  у  Нинушки  дети – не  подарок.  Вывод:  всё  поколение  такое.  При-швин  наивен,  думал,  что  его  будут  читать  грядущие  поколения.  А  грядущие  поколения  читают  только  бред  воспалённого  воображения  душевно  больных  и  психопатов.  Я  думаю,  что  Зурабов – чеченский  шпион-диверсант.  Он  поставил  перед  собой  задачу  сравнять  население  всей  ос-тальной  России  с  Чечнёй.
  Плат.: С.338: "Такими  люди  становятся  там  по  необразованности, вызванной  дурным  воспитанием  и  скверным  государственным  строем?"  Я  не  сомневаюсь,  что  власть  калечит  людей,  но  есть  страстные  натуры,  они  жаждут  власти.  Полученное  ими  обра-зование  только  способствует  изощрённости  методов  её  достижения.  В  детском  возрасте  к  таким  натурам  должны применяться  несколько  иные  воспитательные  меры,  вплоть  до  индивидуального  обучения.  Это  не  просто  лидеры,  это  вожаки  стаи.  С.343: "Демократия,  на  мой  взгляд,  осу-ществляется  тогда,  когда  бедняки,  одержав  победу,  некоторых  из  своих  противников  уничтожат,  иных  изгонят,  а  остальных  уравняют  в  гражданских  правах  и  в  замещении  государственных  должностей".  Бедняки  одержать  победу  не  могут,  они  помогают  другим  негодяям  захватить  власть.  "Прежде  всего  это  будут  люди  свободные:  в  государстве  появится  полная  свобода  и  откровенность  и  возможность  делать,  что  хочешь".  Свободный  человек – это,  прежде  всего  тот,  кто  ясно  видит  разницу  между  свободой  и  своеволием.  Свободный  человек  понимает,  что  его  свобода  кончается  там,  где  начинается  свобода  другого  человека.  Люди  свободные – это  люди  честные,  следовательно,  отношения  между  ними  абсолютно  прозрачные.   

22.12.04. 
Пришвин  называет  это  ритмом  жизни,  я – регулярностью.  А  в  принципе,  это  и  есть  рутина,  «круги  своя».  Я  не  надеялся,  но  всё  что  надо,  было  сделано.  Могу  понять  долг  перед  Родиной,  даже  перед  Отечеством,  но  долг  перед  Государством – это  уже  перегиб. 
Мне  должно  государство  и  по  жилью,  и  по  пенсии,  и  по  прочим  социальным  услугам.  Но  так  у  нас  уже  всё  замор
-довано,  оболгано,  что  и  в  этом,  казалось  бы  простом  вопросе,
 всё  поставлено  с  ног  на  голову.  Маннергейм: «На  мой  низкий  поклон  далай-лама  ответил  легким  кивком.  Он  спросил  меня,  из  какой  страны  я  приехал,  сколько  мне  лет  и  по  какой  дороге  прибыл.  После  небольшой  паузы  далай-лама  поинтересовался,  не  передавал  ли  Его  величество  император  России  какое-либо  сооб-щение  для  него.  Я  сказал,  что  перед  отъездом  не  мог  нанести  визит  императору.  Далай-лама  подал  знак,  и  в  комнату  тут  же  принесли  кусок  красивого  белого  шелка,  на  котором  были  тибетские  письмена.  Он  попросил  меня  вручить  этот  подарок  царю.  Я  спросил,  не  передаст  ли  Его  святейшество  какое-либо  устное  послание  помимо  этого  подарка,  далай-лама  поинтересовал-ся  моим  титулом.  Услышав,  что  я  барон  и  собираюсь  назавтра  покинуть  монастырь,  он  попро-сил  меня  задержаться  еще  на  один  день – к  нему  должны  поступить  некоторые  сведения,  и,  возможно,  он  попросит  меня  об  услуге».  [Карамзин: "Еще  Россия  имеет  40 миллионов  жителей".  Было  время,  наша  страна  насчитывала  242 миллиона  жителей.  А  если  бы  не  сталинские  экспери-менты  и  войны  с  собственным  народом  и  Гитлером,  я  не  сомневаюсь,  в  СССР  было  бы  более  400 миллионов.  Но  сегодня,  благодаря  линии  КПСС,  у  нас  осталось  142 миллиона,  и  население  продолжает  сокращаться.  Значительно  уменьшилась  и  территория  Российской  империи.  Несмотря  на  крайне  консервативные  взгляды  Карамзина  Николая  Михайловича,  мы  его  ценим  за  бесценный  вклад  в  русскую  словесность,  за  формирование  современного  русского  языка.]

23.12.04.
Шел  на  почту  и  неожиданно  встретил  Виктора  Амосова.  С  ним  проследовал  к  Цветковым,  а  оттуда  вскоре  домой.  Позвонили  Тамаре,  она  быстро  прикатила,  и  получился  неплохой  сабан
-туй.  День  был  солнечный  и  без  ветра.  Совершается  солнцеворот. 
Маннергейм: «Далай-лама  ска-зал,  что  ему  довольно  хорошо  в  Утае,  но  сердце  его  находится  в  Тибете.  Многие  посещавшие  монастырь  жители  Тибета  просили  его  вернуться  в  Лхасу,  что  он,  возможно,  и  сделает».  Ю. Пив.: «Муравьев  сказал:  история  принадлежит  народу.  Он  один  из  первых,  ну,  может  быть,  второй,  после  Сперанского,  гениальный  проповедник  русского  гражданского  общества.  Народ  по-рождает  историю,  а  не  власть».  Народ  порождает  власть  в  силу  своей  многочисленности:  толпа  требует  управления.  Если  мы  признаем,  что  народ  порождает  историю,  то  придётся  признать  дремучую  невежественность  народа  в  данном  вопросе.  Народ,  да  и  то  не  везде,  созрел,  чтобы  требовать,  но  не  быть,  ибо  он  часто  даже  не  знает,  чего  хочет.  «Граф  Уваров.  Многолетний  министр  народного  просвещения,  президент  императорской  Академии  наук.  Человек  по-своему  блестящий.  При  том,  что  он  был  человек  морально,  может  быть,  не  очень,  но  блестяще  образо-ванный,  культурный».  Главное  заключается  в  том,  что  он  точно  знал,  чего  хочет  от  него  импе-ратор,  да  и  император  знал,  на  кого  можно  положиться.  "В  академии  наук  явился  вице-прези-дентом  Дондуков-Корсаков.  Уваров  фокусник,  а  Дондуков-Корсаков  его  паяс.  Кто-то  сказал,  что  куда  один,  туда  и  другой:  один  кувыркается  на  канате,  а  другой  под  ним  на  полу".  (0639 "В Академии наук / Заседает князь Дундук. / Говорят, не подобает / Дундуку такая честь; / Почему ж он заседает? / Потому что <жопа> есть".  (0610)  «Кн. Дондуков-Корсаков,  на  которого  написана  эпи-грамма,  председатель  петербургского  цензурного  комитета,  назначенный  вице-президентом  Акаде-мии  наук  по  протекции  президента  Уварова,  с  которым  его  связывали  порочные  отношения».   

24.12.04. * 
Потерпел  фиаско  в  суде.  А  был  уверен  на  100%.  Кажется,  всё  ясно,  всё  логично – и  вот  на  тебе.  Конечно,  дело  не  стоит  выеденного  яйца,  следовало  по  телефону  уладить  этот  вопрос,  но  амбиции  застили  свет.  Витя  пригласил  к  себе,  но  я  очень  устал  и  не  пошёл.  Теперь  новая  проблема:  он  кровно  обиделся.  Однажды  летом  я  шёл  рано  утром  под  пологом  сомкнувшихся  крон  клёнов.  Было  ясно  и  тихо.  Но  вдруг  дохнул  по  верху  ветерок  и  по  листьям  застучали  частые  капли.  Я  поднял  голову  вверх: 
на  небе  ни  облачка,  а  дождь  идёт-таки.  Это  влияние  Пришвина.  Пасмурно,  вьюжит,  на  улицу  выходить  неохота.  Световой  день  короток,  короток  и  мой  «рабочий».
  Плат.: С.345: "Если  у  человека,  говорили  мы,  не  выдающаяся  натура,  он  никогда  не  станет  добродетельным;  то  же  самое  если  с  малолетства – в  играх  и  в  своих  занятиях – он  не  соприкасается  с  прекрасным.  Человеку  оказывается  почет,  лишь  бы  он  обнаруживал  свое  распо-ложение  к  толпе".  С  прискорбием  отмечаю,  что  в  толпе  нет  добродетельных.  Вожаки  берутся  из  толпы.  Вожак  потакает  толпе,  а  толпа  ведёт  его  к  власти.  Соприкасаясь  с  прекрасным  толпа  становится  сборищем  вандалов.  "Эти  и  подобные  им  свойства  присущи  демократии – строю,  не  имеющему  должного  управления,  но  приятному  и  разнообразному.  При  нем  существует  своеобразное  равенство – уравнивающее  равных  и  неравных".  Действительно,  равенство  своеобразное,  оно  ощущается  только  в  период  предвыборной  кампании,  когда  Президент  жмёт  руку  сантехнику  "Те  вожделения,  от  которых  мы  не  в  состоянии  избавиться,  можно  было  бы  по  справедливости  назвать  и  необходимыми,  а  также  и  те,  удовлетворение  которых  приносит  нам  пользу:  подчиняться  как  тем,  так  и  другим  неизбежно  уже  по  самой  нашей  природе".  В  этом  высказывании  Сократ  вплотную  подошёл  к  определению  понятия  инстинкт,  мало  того,  он  выделяет  базовые  инстинкты  (вожделения),  которые  способствуют  сохранению  вида. 

25.12.04. 
В  неравновесной  структуре  «человек»  протекает  три  вида  процессов:  а) контролируемые  и  управляемые,  б) контролируемые,  но  неуправляемые,  в) неконтролируемые  и  неуправляемые.  Эволюция  Человека  идёт  в  направлении  подчинения  контролю  и  управлению  всех  процессов,  протекающих  в  нём. 
Каждый  контакт  с  государственной  структурой  я  чувствую  себя  так  погано, он  приводит  меня  в  состояние  безысходности.  Восточная  мудрость:  «У  кого  нет  в  сердце  цветка,  тот – зверь».  Современное  искусство:  есть,  кому  показывать,  да  нет,  кому  смотреть.  Счастлив  я  и  в  плане  общественном,  ибо  понимать  мерзость  чиновничества – это  счастье.  «Делали  ставку  на  самоуправление,  самостоятельность.  Нужно  ее  дать  местным  органам  само-управления.  Во-первых,  их  нужно  создать.  А  во-вторых,  дать  им  большую  власть,  потому  что  общество  строится  снизу».  Отсутствие  местного  самоуправления это  главная  наша  беда.  Само-управление это  собственность  на  землю  и  недвижимость  на  территории  проживания  и  уплата  налогов  по  месту  жительства.  [Сперанский, «Введение  к  уложению  государственных  законов»: "В  1808–1811 гг.  Сперанский  пользовался  неограниченным  доверием  императора  и  с  большим  уме-нием  и  огромной  энергией  воплощал  в  жизнь  неопределенные  высочайшие  проекты  в  области  реформирования  государственного  управления.  Проект  был  готов  и  представлен  Александру I  в  октябре  1809 г.  Император  признал  его  удовлетворительным  и  полезным.  Столкнувшись  с  сильным  противодействием,  Александр I  отклонил  одобренный  им  ранее  план  Сперанского".  Как  я  говорил  выше,  законов  в  России  не  было,  тем  более  Уложения.  Вопрос  встал  потому,  что  Польша  бунтовала  и  требовала  себе  Конституцию.  Встал  такой  вопрос  и  в  России,  для  чего  и  приглашён  был  Сперанский.  Наш  император  был  трус  и  лицемер,  каких  свет  не  видел.  Противодействие  было  лишь  предлогом,  чтобы  сбросить  камень,  давивший  ему  душу.]

26.12.04. 
Человека  угнетает  ограниченность  живой  природы,  которой  он  питается:  Человечество  растёт  (количественно),  а  Природа – нет.  Ресурсы  же  неживой  материи  практически  не  ограничены,  тем  более,  что  Человек  стоит  на  пороге  превращения  веществ  в  промышленных  масштабах.  Пытаюсь  найти  контрудар  по  МНС,  но,  как  назло,  «Гарант»  не  включается.  Ещё  день  насмарку.  Прихожу  к  мысли,  что  борьба  с  государством – это  не  моё  дело.
  Маннергейм: «В  конце  аудиен-ции  я  попросил  позволения  продемонстрировать  браунинг,  который  собирался  вручить  далай-ламе  в  качестве  подарка.  Когда  я  показал,  что  пистолет  одновременно  заряжается  семью  патронами,  далай-лама  заразительно  рассмеялся.  Этот  подарок  весьма  прост,  сказал  я  и  посетовал,  что  не  могу  преподнести  что-нибудь  получше,  ведь  за  долгое  путешествие  у  меня,  кроме  оружия,  ничего  не  осталось.  С  другой  стороны,  времена  такие,  что  даже  святому  человеку  чаще  требуется  пистолет,  чем  молитва».  Ю. Пив.: «"Православие,  самодержавие,  народность".  Свобода,  равенство,  братство».  Провести  какое-либо  соответствие  между  этими  двумя  триадами  невоз-можно.  Может  быть  что-то  подсказывает  Некрасов:  "Крестьянство  православное,  Русь-матушка,  царь-батюшка,  а  больше  ничего".  (чI – глIV)  "Когда  нам  скажут,  что  хотим – / Куда  как  верится  охотно!"  (дII – явл11)  То,  что  сказал  Уваров – не  доктрина,  это  описание  состояния  Руси.    «Была  монархия  в  самодержавной  форме,  есть  и  будет  всегда.  То  есть  всему  республиканскому  или  ограничительному  запрет».  Монарх  от  президента  отличается  наследственностью.  Правда,  настали  времена,  когда  на  Востоке  монарха  величают  президентом,  а  президентскую  власть  сделали  наследственной.  Формы  государственной  власти  неисчислимы  и  самые  изощрённые,  то  есть,  они  постоянно  совершенствуют  свою  приспособляемость  к  новым  требованиям  времени.  Но  власть  всегда  и  везде  остаётся  властью.  Власть  по  природе  своей  требует  подчинения.  

27.12.04. 
Поход  в  Арбитраж  отбил  мне  охоту  выходить  на  улицу:  одолевает  страх  упасть,  оказаться  беспомощным  в  глазах  окружающих.
  Метёт  метель,  а  снег  не  убирают.  Да,  мне  не  нравятся  двойные  стандарты,  да,  я  не  люблю,  когда  правила  игры  меняются  по  ходу  игры.  Тем  более  противно  видеть  это  в  стране,  где  родился  и  живу.  Хорошо  сказал  Фёдоров,  президент  Чува-шии:  «Создаётся  впечатление,  что  Путину  не  известно,  что  творит  в  государстве  Бюрократия».  Я  бы  добавил:  или  знает,  но  ничего  не  может  поделать  с  этим  явлением
,  а  может  быть,  не  хочет.  Пусть  гневаются  на  Бюрократа,  а  его  не  трогают.  Пришвин  убеждает  меня  в  необхо-димости  дневников.  Дневники  должны  вести  все,  кто  умеет  писать.  А  потом  всё  это  в  Интернет,  и  вот  вам  объёмная,  живая  история  времени.  Плат.: С.347: "И  я  думаю,  что  в  случае,  когда  в  противовес  этому,  что-то  помогает  его  олигархическому  началу,  будь  то  уговоры  или  порицания  отца  либо  остальных  членов  семьи,  в  нем  возникает  возмущение  и  противоборство  ему,  а  также  борьба  с  самим  собою".  В  юности  дух  противоречия  силён,  работает  инстинкт  борьбы  за  более  высокую  иерархическую  ступень.  Так  возникает  конфликт  отцов  и  детей.  Это  будет  благо  для  молодого  человека,  если  его  противоречия  с  родителями  побудят  его  заглянуть  в  собственную  душу.  "В  конце  же  концов,  по-моему,  они,  заметив,  что  акрополь  его  души  пуст,  захватывают  его  у  юноши,  ибо  нет  там  ни  знаний,  ни  хороших  навыков,  ни  правдивых  речей – всех  этих  лучших  защитников  и  стражей  рассудка  людей,  любезных  богам".  Мне  кажется,  что  образованный  человек  не  может  долго  оставаться  бездельником.  Невежество  и  безделье – это  благодатная  почва  для  взращивания  порочных  наклонностей.  Когда  же  иссякают  средства  для  питания  пороков,  открывается  один  путь:  преступная  деятельность,  затем  деградация  личности  и  преждевременная  смерть.  Альтернатива  этому – религия  и  монастырь. 

28.12.04. * 
Солнце  на  самом  низком  уровне,  но  солнечных  дней  в  декабре  было  много.  С  утра  морозит,  но  к  вечеру  теплеет,  наверное,  пересиливает  внутренний  жар  мегаполиса.  Не  залюбил  судью  Пасько,  хотя  сам  виноват:  к  суду  нужно  готовиться,  а  я  понадеялся  на  наше  родное  русское  авось.  Зимой  выход  меньше,  чем  летом.  Думаю,  зимой  охлаждение  глубже,  и  спиртометр  де
-монстрирует  меньшую  плотность  продукта  (самсоновки).  Земля  вращается  вокруг  Солнца,  Луна – вокруг  Земли.  Но  взгляните  на  небо:  и  Солнце,  и  Луна  идут  одним  путём.
  [В  разреклами-рованном  фильме  «Берег  мёртвых»  А. Лошака  нам  показали  брызжущие  жизнелюбием,  весельем  и  наслаждением  жизнью  сцены  ночного  разгула  русской  (другие  иностранцы  уехали)  молодёжи  в  городе,  где  погибли  тысячи  людей.  Называлось  это  «наши,  мужественно  сжав  зубы,  продол-жали…  отдых».  На  мой  взгляд – это  глумление.  В  сообщениях  с  места  последней  катастрофы  мы  не  видели  трупов  наземных  животных.  …все  животные,  от  слонов  до  кроликов,  покинули  опасные  места.  Американские  учёные  из  Центра  прогноза  и  предупреждения  цунами  в  Гонолулу  (Гавайские  о-ва) своевременно  сообщили  высшему  руководству  Индии  и  Индонезии.  Катастро-фическое  землетрясение  в  Юго-Восточной  Азии  произошло  в  воскресенье  26.12. 2004 г.  в  0 ч  58 мин  53 с  по  Гринвичскому  времени…  Его  эпицентр  находился  в  Индийском  океане  в  250 км  к  западу  от  северной  оконечности  о. Суматра.  Расчётная  магнитуда  оказалась  равной  9.  ...оно  за-няло  четвёртое  место  среди  землетрясений,  зарегистрированных  за  всю  историю  инструменталь-ных  сейсмических  наблюдений,  начиная  с  1900 г.  Для  количественной  оценки  величины  земле-трясения …самой  практичной  оказалась  шкала  магнитуд…  Понятие  магнитуды  было  впервые  введено  в  сейсмологическую  практику  в  1935 г.  американским  сейсмологом  Ч. Ф. Рихтером  (1900–1985)...  В  России  применяется  12-бальная  шкала  сейсмической  интенсивности  MSK-64.] 

29.12.04. * 
Последний  раз  в  этом  году  проводил  химические  опыты.  Вопреки  ожиданиям,  год  кончается  хорошо,  даже  очень  хорошо.  В  последних  «Вестях»  прочёл:  «Государственная  Дума  приняла  в  первом  чтении  законопроект  о  замене  образования  и  здравоохранения  льготными  выплатами».  Это  не  юмор,  это  сатира,  убийственная  сатира.  Вполне  возможно,  что  и  написал  это  сам  бю
ро-крат,  будучи  уверенным  в  своей  безнаказанности.  А  что  же  народ? – Народ  безмолвствует.  Была  у  меня  знакомая  Валя,  по  прозвищу  «Сподобка».  Это  был  мой  Зоил.  Однажды,  на  одной  из  встреч  с  нею,  у  Галки  Петровой,  она  просит  у  меня  прощение,  на  следующий  день  я  узнаю,  что  она  умерла.  Её  муж,  по  фамилии  Швец,  пальцем  не  пошевелил,  чтобы  спасти  её  или  хотя  бы  облегчить  участь.  Кажется  мне,  грузинская  песня  создана  для  симфонизма.  Не  пойму,  почему  никто  не  взялся  написать  хотя  бы  «Грузинскую  рапсодию»?  И  вот  пример  к  прежним  моим  вы-сказываниям.  Страшное  цунами,  масса  жертв,  большое  горе,  но  не  зло.  Понятие  зла  появилось  и  пришло  в  мир  вместе  с  человеком.  То  есть,  нет  Мирового  зла,  нет  никакого  Дьявола  или  Сатаны.  Это  всё  образы  Человека.  Ю. Пив.: «Народность – это,  фактически,  простонародность».  Население  становится  народом,  когда  осознаёт  себя,  свою  значимость.  А  такая  ситуация  возника-ет,  когда  появляются  выборные  органы  местного  самоуправления.  А  простонародность это  поп,  царь  и  господин.  «У  нас  есть  люди,  которые  в  открытую  говорят,  что  они  являются  сторон-никами  официальной  концепции  Уварова:  народность,  православие,  самодержавие Я  не  буду  называть  эти  громкие  имена».  Они  не  только  сторонники  этой  концепции,  они  реализуют  её  на  современный  манер.  Только  с  народностью  у  них  не  получается,  народ  не  хочет  стоять  на  коленях  перед  образами.  Я  тоже  знаю  эти  громкие  имена.  Сознавая  необходимость  подчинения  толпы,  они  вновь  привлекают  православие  к  сотрудничеству,  давая  ему  всяческие  льготы.   

30.12.04.
Год  кончается  на  хорошей  «мажорной» ноте. С  большим  опозданием,  но  всё  же  приехал  И. П.  Посидели.  Он  сильно  сдал.  Достаёт  Лариса  Григорьевна.  Однако  государство  наглеет:  с  народом  творит,  что  хочет.  Когда  Тонечка  просит  меня  о  чём-либо,  я  тут  же  бросаюсь  исполнять  её  просьбу.  Если  же  её  кто-либо,  не  обязательно  я,  просит  о  чём-либо,  она  прежде  выдерживает  мхатовскую  паузу.
  Маннергейм: «На  следующий  день  далай-лама  прислал  мне  12 метров  тонкого  красно-коричневого  тибетского  сукна  и  пять  связок  благовонных  палочек.  Вместе  с  тем  он  передал,  что  еще  не  закончил  то  письмо,  которое  хотел  передать  через  меня, ожидавшиеся  им  сведения  пока  не  поступили.  По  всей  вероятности,  далай-лама  передумал  посылать  со  мной  сообщение.  Однако  он  известил,  что  обязательно  примет  меня  в  Лхасе,  если  я  совершу  еще  одно  путешествие  по  Азии».  Плат.: С.351: "Отец  привыкает  уподобляться  ребенку  и  страшиться  своих  сыновей,  а  сын – значить  больше  отца;  там  не  станут  почитать  и  бояться  родителей  (все  под  предлогом  свободы!),  переселенец  уравняется  с  коренным  гражданином,  а  гражданин – с  переселенцем;  то  же  самое  будет  происходить  и  с  чужеземцами".  Эту  страшную  картину  демо-кратии  мы  видим  сегодня  в  нашей  России.  С.352: "Та  же болезнь,  что  развилась  в  олигархии  и  ее  погубила,  еще  больше  и  сильнее  развивается  здесь – из-за  своеволия – и  порабощает  демокра-тию.  В  самом  деле,  все  чрезмерное  обычно  вызывает  резкое  изменение  в  противоположную  сторону,  будь  то  состояние  погоды,  растений  или  тела.  Не  меньше  наблюдается  это  и  в  государственных  устройствах".  За  очень  короткий  промежуток  времени  Россия  испытала  на  себе  все  ужасы  российской  демократии,  неограниченной  олигархии,  сохранившей  в  себе  худшие  пороки  демократии  и  приближается  к  автократии.  Аристократического  правления  у  нас  быть  не  может:  нет  аристократов.  И  монархизм  нам  не  грозит,  слишком  старомоден.   

31.12.04. *  +++
Вот  ещё  один  год  прошёл.  Путинские  планы  об  удвоении  ВВП  для  меня  уже  неинтересны.  Главное  открытие  в  прошедшем  году  состоит  в  том,  что  нет  Мирового  зла,  нет  Мировой  скорби.  Это  эгоизм  Человека,  поставившего  себя,  необоснованно,  в  центр  Вселенной,  приписы
-вает  ей  свои  недостатки  (если  не  пороки).  Путин,  что  ни  день,  перлее  и  перлее  перлы  выдаёт.  Его  команда  проводит  независимую  от  президента  политику.  Особенно  распоясалась  Матвиенко.
  [
Сперанский: "Общий  предмет  всех  законов  есть  учредить  отношения  людей  к  общей  безопас-ности  лиц  и  имуществ;  отношения  людей,  в  обществе  живущих.   Законы  существуют  для  поль-зы  и  безопасности  людей,  им  подвластных".  Прочитав  эту  фразу  Александр I  понял,  что  ему  придётся  либо  освободить  крестьян,  либо  признать  90%  населения  империи  имуществом.  Вполне  вероятно,  что  дальше  читать  этот  проект  он  не  стал.  "Три  силы  движут  и  управляют  государ-ством:  сила  законодательная,  исполнительная  и  судная.  Соединенное  действие  сил  составляет  державную  власть".  Сперанскому  было  понятно,  что  все  три  силы  находятся  в  одних  руках,  в  руках  самодержца.  Смешно  думать,  что  император  согласился  бы  лишь  на  представительную  власть,  как,  например,  в  Соединённом  Королевстве.  В  этом  заключена  тщета  трудов  Спе-ранского.  "Рабство  сие  может  быть  двояко:  политическое  вместе  и гражданское,  или  одно  только  политическое". Автор  рабство  физическое,  коему  было  подвержено 90%  населения,  скромно  именует  рабством  гражданским.  Он  понимает,  что  существуют  правовые отношения,  которые  обеспечиваются  гражданским  правом,  но  в  России  той  поры  не  было  субъектов,  к  которым  было  бы  применимо  понятие  гражданское  право.  Кроме  того,  он  упускает  из  виду  возможность  применения  экономического  рабства  в  условиях  гражданского  права.  Это  достигается  построением  таких  социальных  отношений,  которые  может  регулировать  власть.]   

 

van-osmos@yandex.ru

ПРОДАЁТСЯ  ЗЕМЛЯ  В  ЛЕНИНГРАДСКОЙ  ОБЛАСТИ

Hosted by uCoz
Hosted by uCoz