2004-04

01-04

02-04

03-04

дн2004

05-04

06-04

07-04

08-04

09-04

10-04

11-04

12-04


01.04.04.

План  урегулирования  на  Кипре  Кофи  Анана  содержит  свыше  тысячи  страниц.  Я  не  могу  пред
-ставить себе,  что  там  может  быть  написано,  если  только  не  «Война  и  мир».  Что  такое 
нейтри-но,  и  существуют  ли  силы,  способные  удерживать  его  в  определённом  состоянии?  Ведь  сущест-вует  же  нейтронный  газ.  Нейтрино  ни  с  чем  не  реагирует,  как  же  его  удержать?  Все  звёзды  излучают  нейтрино  во  всех  направлениях.  Это  значит,  что  в  любой  точке  Вселенной  сходятся  нейтрино  со  всех  направлений.  Значит,  в  любой  точке  Вселенной  должно  происходить  нечто  как результат  взаимодействия  нейтрино.  [18.10.88. Воистину  говорят:  не  ищи  свою  судьбу,  она  сама  тебя  найдёт.  «Работал  я  настройщиком,  и  судьба  подсунула  мне  мемуары  влюблённой  лесбиян-ки:  "Её  любила  я  давно, / Но  опасалась  ей  признаться, / Чтобы  не  дать  ей  посмеяться / Над  этим  чувством  озорно".  Теперь  я  устроился  в  редакцию  местной  газеты,  в  отдел  писем,  и  в  первые  же  дни  работы  получил  рукопись  некоего  Межоева,  которая  есть  не  что  иное,  как  исповедь  и  тоже  на  сексуальную  тему.  Тема  эта,  бесспорно,  волнующая,  но  в  данном  произведении  она  из-ложена  настолько  откровенно,  что  опубликовать  её  в  газете  или  ещё  где-либо  не  представляется  возможным.  Но  и  оставлять  пропадать  этот  опус  втуне  тоже  было  бы  преступлением.  По  некотором  размышлении  я  решил  поместить  эти  записки  в  своих  мемуарах».  Приведу  некоторые  записи  времён  разрухи  и  организации  Всероссийского  общества  инвалидов.  В  тот период  я  узнал,  что  министр  по  социальному  обеспечению  Казначеев  кроме  окладов  и  прочего  получал  пенсию  как  инвалид  первой  группы,  не  будучи  таковым.  Тогда  же  мне  стало  известно,  что  среди  инвалидов  только  2%  имели  высшее  образование  и  не  потому,  что  не  могли,  но  потому,  что  доступ  к  образованию  им  был  закрыт  формой  209.  В этих  же  записях  могут  встречаться  стихи  Межоева  и  Евграфа  Сазонова.  Моисей  Погостов  был  более  серьёзным  человеком.]    

02.04.04. 
«Не  жизнь, а  умора»,  сказал  один  персонаж  в  фильме.  Совок  может  правильно  и  метко  охарактеризовать  ситуацию,  но  ничего  не  может  сделать  для  её  улучшения.  Мудрость  народа  неистребима,  но  часто  и  неприменима.  Так  понятно  желание  в  пожилом  возрасте  уединиться  от  мира  сего:  сотрудников  нет,  количество  одногодков  стремительно  сокращается.  Но  это  не-возможно  в  условиях  города.  Если  бы  в  деревню,  да  с  минимальными  удобствами!
  Харр., Глава 2: «Связи  между  Взрослым,  Родителем  и  Дитя  хрупки».  Харрис  предпочитать  иметь  дело  с  ипостасью  дитя,  я  следуя  Бёрну,  использую  термин  ребёнок  как  менее  связанный  с  определённым  возрастом.  Влияние  взрослого  не  должно  быть  доминирующим,  ибо  человек  просто  обязан,  порою,  быть  родителем,  а  иногда  и  ребёнком.  Глава 3: «Приняв  окончательное  решение,  ребенок  придерживается  выбранной  им  установки».  Размышления  Харриса  я  проеци-рую  на  свой  отроческий  любовный  опыт,  и  он  не  встраивается  в  рамки  автора.  Я  приходил  в  школу  первым,  потому  что  знал,  что  Зина  Тихонова  приходит  тоже  первая.  Я  намеревался  сказать  ей  об  этом  и  не  мог,  так  и  не  смог.  И  не  только  в  этом  случае.  В  момент  про-изнесения  заветных  слов  меня  охватывало  такое  сильное  волнение,  что  я  терял  дар  речи.  Долго  не  мог  избавиться  я  от  этого  синдрома.  А  что  же  подпитывало  этот  синдром?  Ведь  инстинкт  продолжения  рода  предполагает  в  таких  случаях  агрессивность.  И  я  не  знаю.  «Резко  вы-брошенный  в  жизненное  пространство».  Речь  идёт  о  новорожденном.  Роды  должны  происходить  при  слабом освещении,  при  повышенной  влажности  и  температуре  воздуха  близкой  к  тем-пературе  тела  роженицы.  Тело  новорожденного  должны  обволакивать  влажные,  тёплые,  нежные  пелены.  И  лишь  постепенно  ребёнок  должен  привыкать  к  окружающим  климатическим  показателям.  Тогда  не  будет  психов  и  эпилептиков.   

03.04.04. 
«Власть  тьмы»  сохраняется,  как  до  17-го,  после  17-го,  так  и  сейчас.  Разница  только  в  том,  что  сейчас  об  этом  позволено  говорить.  Но  власть  тьмы  настолько  сильна,  что  нисколько  не  тревожится  этими  разговорами.
 Удивительно  простодушны  дети.  Скажешь  ребёнку:  не  делай  то-то  и  то-то,  и  он  тут  же  это  сделает  или  попытается  сделать.  Я  рано  это  понял  и  пользовался  этим  для  достижения  своих  целей.
    Яркий  случай  рассказал  Владислав  Боровский.  Его  ребёнок  лет  четырёх  взял  в  руки   молоток.  Бабушка  сказала:  «Только  не  бей  по  стеклянной  двери»,  и  он  тут  же  разбил  эту  дверь.  Владислава  очень  жаль,  он  погиб  рано  и  глупо.  Он  был  добрый,  улыбчивый  человек.  От  него  я  перенял  выражение:  "Две  большие  разницы  или  четыре  ма-леньких".  Я  от  себя  добавил:  как  говорят  в  Одессе,  и  в  таком  варианте  оно  вернулось  ко  мне  с  экрана  TV Ясп., С.377: «Тому,  кто  считает,  что  все  в  порядке,  и  доверяет  ходу  событий  как  таковым,  мужество  не  нужно.  Только  опыт,  свидетельствующий  о  невыполнимости  попыток  вы-полнения,  может  осуществить  то,  что  человеку  задано  сделать».  Как  чётко  проводит  Ясперс  гра-ницу  между  98.6%  и  1.4%.  Именно,  благодаря  первым  власть  обрела  непреодолимую  силу.  Че-ловек  должен  делать  себя  сам;  в  этом  ему  никто  не  поможет,  даже  Бог.  С.378: «Человек  всегда  больше  того,  что  он  знает  о  себе.  Он  не  одинаков  во  всех  случаях,  он  есть  путь».  Это  уже  психология.  Психика  человека  мгновенно  реагирует  на  постоянно  меняющуюся  окружающуюся  обстановку,  а  все  изменения  психики  делают  человека  другим.  Уже  по  одному  этому  признаку  человек  непостижим.  «Экзистенциальная  философия – это  философия  бытия  человека,  которая  вновь  выходит  за  пределы  человека».  Я  согласен,  что  история,  её  философия  есть  философия  экзистенциальная,  поскольку  она,  история,  представляет  нам  бытие  человека.  Но  я  хотел  из  этой  работы  Ясперса  почерпнуть  смысл  и  назначение  истории.  Пока  мне  это  не  удалось.   

04.04.04. 
«Я  всё  грущу, 
но  слёз  уж  нет»  (
1 – 59). Послал  письмо  Матвиенко.  Это  ещё  полгода  переписки,  которая,  как  всегда,  кончится  «иль  плохо,  иль  ничем»  (ч
II – вст).  За  всякое  знание  надо  платить.  [01.11.88. Эпиграф:  Все  инвалиды  страждут  одинаково,  независимо  от  того,  как  они  стали  инвалидами.  «Уважаемая  Комиссия!  Хочу  привести  вам  два  примера  из  жизни  инвалидов  в  нашей  стране,  чтобы  потом  вы  по  совести  рассудили,  гармонируют  ли  они  друг  с  другом  или  звучат  диссонансом.  Мой  товарищ, бывший  лётчик-истребитель, закончил  училище, академию, дослужился  до  звания  майора, командовал  эскадрильей.  Но  вот  случилась  беда,  произошла  авария,  травма  позвоночника, обе  ноги  парализованы.  Он  стал  инвалидом  первой  группы.  Это  ли  не  трагедия?!.  Вполне  естественно,  что  он  получает  бесплатное  лечение,  два  раза  в  год  по  полтора  месяца  отдыхает  в  спецсанаториях,  пенсия  его  300 р.,  государство  даёт  ему  бесплатно  автомобиль.  И  хотя  он  ни  одного  дня  не  занимался  общественно  полезным  трудом,  но  всю  свою  жизнь  учился  и  служил  на  народные  деньги,  всё,  что  он  получает  от  государства,  читай народа,  сейчас,  он  получает  по-праву.  Я – инвалид  с  детства,  двадцать  восемь  лет  проработал  в  народном  хозяйстве,  сейчас – инвалид  второй  группы,  нетрудоспособен,  пенсия  116 р.,  никаких  дополнительных  льгот,  всё  в  порядке  очереди.  И  даже  мотоколяску,  не  автомобиль,  которую  гости  с  Запада  рассматривают  как  анахронизм,  а  гости  с  Востока  готовы  приобрести  как  сувенир  каменного  века,  даже  это  "чудо"  техники  мне  не  дают  бесплатно,  но  требуют  два  моих  месячных  пособия.  Я  не  за  то,  чтобы  опускаться  до  уровня  отстающих,  я  за  то,  чтобы  подниматься  до  уровня  передовых.  Иными  словами,  я  не  за  то,  чтобы  у  одного  отнять,  а  другому  дать.  Я  просто  хочу  знать,  как  вам  это  нравится.  Неужели  за  двадцать  восемь  лет  работы  я  не  заработал  на  эту  несчастную  мотоколяску?»]   

05.04.04. 
Всё  ещё  снятся  восхитительные  сны!  Анекдот.  Сын  спрашивает  у  генерала:  папа,  а  я  буду  генералом?  Да,  сынок.  А  маршалом?  Нет,  у  маршала  свои  дети  есть.  Именно  это  нам  вчера  демонстрировал  в  интервью  новый  премьер.  Летом  мы,  воспитанники  д/д,  ходили  в  Удельный  парк. Там  был  небольшой  пруд,  где  мы  купались.
  Дно  пруда  глинистое  и  после  купанья  приходилось  мыться.  А  вокруг  пруда  «чапыжник»,  где  можно  было  уединиться  и  наслаждаться  любовью.  Теперь  я  поражаюсь  своей  смелости,  но  в  то  время   всё  было  естественно  и  не  страшно.  Хотя  волнение  было  очень  сильным.
  Харр., Глава 4: «Ралф  Уолдо  Эмерсон:  Все  тщатся  усовершенствовать  общество,  но  никто  не  совершенствуется  сам».  Это  фраза,  красивая  фраза.  Я могу  предложить  свою  фразу:  Человек  совершенствует  общество,  общество  совершенствует  че-ловека.  Человек  перенимает  моральные  принципы  от  общества,  видя  недостатки  этих  принци-пов,  человек  предлагает  новые.  Нельзя  других  упрекать  за  недостатки,  которыми  ты  преис-полнен  сам.  Но  видя  эти  недостатки  в  других,  легче  бороться  со  своими.  Совершенствование – категория  сравнительная.  «Сократ:  "Если  не  изучать  жизнь,  то  не  стоит  жить"».  По  крайней  мере  два  базовых  инстинкта  человек  сохранит  навсегда:  половое  влечение  и  познание  окру-жающего  мира,  преобразовав  их  в  любовь  и  науку.  «Философ  Элтон  Трублад  утверждает:  Тот  факт,  что  мы  не  имеем  абсолютной  уверенности  относительно  любых  заключений  человека,  не  означает,  что  задача  исследования  бесплодна.  Истина  в  том,  что  мы  всегда  должны  действовать  на  основе  вероятности,  а  располагать  вероятностью  уже  значит  кое-что  иметь.  В  любой  сфере  приложения  человеческой  мысли  мы  ищем  не  абсолютную  определенность,  недоступную  человеку,  а  скорее  идем  тропой  отыскания  приемлемых  способов  оценки  степени  вероятности».  Математика  позволяет  утверждать,  что  промежуточная  истина  существует.   

06.04.04.  
Избрание  Евдокимова – это  стихийное  выступление  народа  за  местное  самоуправление.  Величие  государства  определяется  не  лозунгами  типа  «От  можа  до  можа!»  а  международным  признанием.  В  этом  отношении  приятное  впечатление  производит Китай. Мои  любовные  увлечения  и  приключения  в д/д  не  мешали  мне  хорошо  учиться,  много  читать,  наблюдать  за  жизнью  нашего  пруда.  Кроме  того,  я  был  ответственным  за  наш  живой  уголок:  морские  свинки  и  белые  крысы
,  к  этой  своей  обязанности  я  относился  очень  ответственно.
  Ясп., С.380: «Поскольку  человек  есть  только  в  обществе,  которому  он  обязан  существованием,  традицией  и  задачами,  его  природу  следует  изучать  только  посредством  изучения  общества».  Если  согласиться  с  тем,  что  человек  есть  продукт  социальной  среды,  то  есть  общества,  то  предметом  изучения  оказывается  история  общества.  Но  внутри  общества  перманентно  образуются  и  сосуществуют  сообщества  и  совокупности.  В  моём  понимании  совокупность в  отношении  человека  всё  равно,  что  стадо  в  отношении  овец.  Примером  такой  совокупности  были  СССР  и  Гитлеровская  Германия.  Такую  совокупность  подразумевает  и  Ясперс.  «Государство  является  средством  господства  класса,  который  хочет  подчинить  себе  другие.  Религия  для  этих  других – опиум,  который  их  успокаивает  и  заставляет  подчиняться  угнетению».  Вот  уж  и  Ясперс  повторяет  классиков  Марксизма-Ленинизма.  Горе  в  том,  что  бараны  не  понимают,  что  маршируют  под  барабанный  бой,  мало  того,  им  нравится  эта  музыка.  С.385:  «Марксизм,  психоанализ  и  расовая  теория  являются  сегодня  самыми  распространенными  маскировками  человека.  Каждый  из  нас  однажды  испытал  обаяние  «Коммунистического  манифеста».  В  марксизме,  психоанализе  и  расовой  теории  заключены,  собственно  говоря,  разрушающие  свойства».  Я  в  своё  время  тоже  подпал  под  обаяние  этой  юношеской  работы  Маркса.   

07.04.04. * 
Чем  ярче  и  гуманнее  выступление  Путина  в  отношении  нашего  народа,  тем  круче  и  беспо
-щаднее  начинают  заворачивать  гайки  на   местах.  В  Пушкине,  т
о  есть  у  нас,  уронили  памятник  Ленину.  Свалить  такую  махину  умудрились  так,  что  менты,  а  их  на  душу  населения  в  Пуш-кине,  пожалуй,  больше,  чем   в  Питере,  и  не   заметили:  памятник  в  десяти  шагах  от  их  главной  конторы.  Л. Филатов:
«С.386: Не  было  такого,  чтобы  небеса  дарили  нашей  грешной  земле  безоб-лачную  жизнь.  В  этом  ключ  к  пониманию  бытия.  Скажи  себе,  что  ты  плохой.  Нет,  это  святой  может  сказать,  а  средний  никогда  не  признается,  что  он  свинья.  Как  он  завистлив,  как  пуглив,  как  требователен  к  другим  и  как  невзыскателен  к  себе.  А  ведь  это  единственно  возможный  путь – путь  к  себе  и  к  миру  через  себя.  И  у  меня,  как  у  всякого  человека,  есть  грехи.  Я  пытаюсь  быть  лучше,  но  не  всегда  это  выходит,  даже  чаще  не  выходит».  Это  и  есть  само-познание.  Счастлив  человек,  вступивший  на  этот  путь.  [Лишний  раз  обращаю  внимание  чи-тателя  на  то,  что  я  думал  сказать  эту  речь,  но  не  сказал,  думал  написать  такое  письмо,  но  не  написал.  11.11.88. Уважаемая  Комиссия!  Предлагаю  внести  в  текст  Конституции  СССР  сле-дующее.  1. Конституция  СССР  разрешает  всем  конституционно  дееспособным  гражданам  СССР  организовываться  в  партии  на  любой  социальной  основе  при  непременном  наличии  в  их  программе  трёх  моментов:  а) отрицательное  отношение  к  любым  войнам  под  любым  предлогом;  б) исключение  национализма  в  любой,  в  том  числе  и  территориальной  форме;  в) запрещение  антагонистических  отношений  между  людьми  любой  социальной  принадлежности.  2. Деятельность  Комитета  Конституционного  надзора  постоянно  освещать  в  широко  доступной  печати.  3. Считать  гражданина  СССР  душевно  больным  и,  следовательно,  конституционно  недееспособным,  если  он  так  или  иначе,  прямым  действием  или  косвенно  покушался  на  жизнь  любого  человека.]   

08.04.04. 
Опять  сломался  ПК:  я  его  включаю,  а  он  с  наглой  вежливостью  заявляет – теперь  питание  можно  отключить. Я  хотел  сказать,  что  в  д/д  я  добивался  успеха  в  любви  без  насилия  и  принуждения.  Да,  я   при  этом  лукавил,  но  не  более  того.  Наоборот,  я  всегда  ставил  себя  в  положение  исполнителя  если  не  приказаний,  то  пожеланий.  Хотя,  порою,  эти  пожелания  были, мягко  говоря,  очень  настойчивы.  И  этот  принцип  в  любовных  отношениях  я  пронёс  через  всю  свою  жизнь.  Лукавство  я   применял  для  того лишь,  чтобы  направить  эти  отношения  в  нужное  мне  русло,  как  это  делал «братец-Кролик»:  "Только  не  бросай  меня  в  терновый  куст".  Ходил  за  Колоничку:  нигде  снега  нет, только  она  (Колоничка)  лежит  белым  пятном.  Слушал  зяблика,  скворца  и  ещё  пару  прилётных  птиц, голоса  которых  я  не  могу  идентифицировать.  Парк  про-дувается  насквозь,  похолодало,  и  птички  приумолкли.
  Харр., Глава 5: «Я  вижу  подтекст  даже  в  поваренной  книге».  Вот  благодатная  почва  для  возникновения  религии.  Вначале  религия  была  в  некотором  роде  представлением,  но  человеческая  мнительность,  а  это  болезнь,  окутала  её  мраком  мистицизма.  Начали  искать  и  ищут  до  сих  пор  в  ней  рациональное  зерно.  «Взрослый  формируется  позже,  чем  Родитель  и  Дитя».  И  это  естественно:  родитель  и  ребёнок – врождённые  ипостаси,  а  взрослый – продукт  социализации  и  жизненного  опыта.  «Удержаться  от  проявления  чувств».  Взрослый  контролирует  чувства,  но  и  родитель,  и  ребёнок  не  должны  лишаться  права  проявлять  себя  в  определённых  ситуациях.  «Аристотель  утверждал,  что  истинная  сила  заключается  в  том,  чтобы  удерживаться  от  применения  силы».  Красота  мысли  и  афористичность  её  подачи  отличает  Древних  Греков.  Сравните  философа  Аристотеля  и  философа  Трублада.  Это  день  и  ночь,  ясность  и  чёткость  дня  и  темнота  и  расплывчатость  ночи.  Аристотель  утверждает,  а  Трублад  не  имеет  абсолютной  уверенности.   

09.04.04. 
Сразу  стало  много  времени,  даже  длительная  прогулка  в  парк  не  сократила  его  заметно.  Во  вторник  видел  первых  насекомых.  На  Колоничке  сидят  рыбари,  а  рядом  купаются  в  проруби.  Некая  птаха  поёт  похоже  на  зяблика,  а  начало  трели,  как  «интермеццо»  Мусоргского.  Над  Пушкином  ещё  летает  ИЛ-18.
  Л. Филатов: «С.387: А  рождённые  нами  и  отшлифованные  за  долгие  годы  монстры:  аппарат,  партия,  военно-промышленный  комплекс – вы  думаете,  они  с  лёгкостью  отдадут  всё  то,  за  что  боролись  всю  жизнь?  Нет,  их  сопротивление  тоже  будет  и  упорным,  и  долгим».  Ясп., С.385: «Все  три  теории  способны  уничтожить  то,  что  ценно  в  человеке.  Они  ничего  не  доказывают,  а  лишь  повторяют  относительно  простые  толкования.  Опровергнуть  их  невозможно,  поскольку  они  сами  являются  выражением  веры;  они  верят  в  ничто  и  в  своей  вере  своеобразно  фанатически  уверены  в  догматике  образов  бытия,  которыми  они  маскируют  для  себя  свое  ничто».  Как  говорили  классики  Марксизма-Ленинизма,  теория  без  практики  мертва.  Если  расовая  теория  станет  разделом  антропологии,  то  наука  станет  богаче.  Если  психоанализ  будет  способствовать  пониманию  психических  болезней,  ничего  плохого  от  этого  не  произойдёт.  Также  и  в  марксизме  можно  найти  рациональное  зерно,  чтобы  глубже  понять  социальные  процессы  в  обществе.  Только  практическое  приложение  теорий  часто  доводится  до  абсурда.  «Человек  же  как  возможность  своей  спонтанности  противится  пониманию  его  как  результата».  Человек,  пока  он  жив,  не  может  быть  результатом.  «Экзистенциальная  философия  может  снизиться  до  простой  субъективности». Философия  не  может  быть  объективна. Потому  и  существуют  школы  и  взгляды.  Вот  и  у  меня  своё  собственное  мировоззрение.  «В  наше  время  подступы  к  метафизике  экзистенциально  столь  же  запутаны,  как  и  все  философствование  вообще».  И  в  эту  запутанность  значительную  лепту  внёс  экзистенциалист  Ясперс.    

10.04.04.  
Пошёл  на  прогулку  пораньше  по  внушению  Свыше.  Вернулся,  а  у  дверей – Бахуриани  и  Лена. Потом  приехал  Дима.  День  прошёл  радостно  и  быстро.  По  сообщениям  СМИ  рост  населения  на  Земле  замедлился.  Скоро  начнётся  сокращение.  Этот  процесс  необходим,  хотя  и  очень  болезнен. 
Пример:  Руанда.  Больше  всего  дорожат  Россией  те,  кто  больше  всего  в  ней   ворует.  Клас
-сическую  русскую литературу  девятнадцатого  века  отличало  целомудрие.  [Первый  пункт  пред-лагаю  потому,  что  однопартийная  система  характерна  для  развивающихся  государств,  а  мы  долго  в  этом  состоянии  не  задержимся.  Во-вторых,  мы в  самом  начале  перестройки,  и,  несомненно,  плюрализм  победит.  В-третьих,  зачатки  новых  партий  уже  налицо,  это  Народный  фронт  в  Прибалтике  и  Память  в  РСФСР.  По  второму  пункту:  Комитет  контролирует  исполнение  Конституции,  а  народ  контролирует  деятельность  Комитета.  А  в  третьем  пункте  я  за  отмену  смертной  казни.  Пока  писал  вам  это  письмо,  моя  мать  сделала  замечание:  "Пиши – не  пиши  всё  равно  они  сделают  по-своему".  Весьма  характерное  замечание.  25.11.88.  Общественное  мнение  только  тогда  имеет  цену,  если  оно  может  влиять  на  состав  органов  власти  как  местной,  так  и  центральной.  Борьба  идей,  но  не  борьба  людей.  Детство  и  юность:  лучшей  дороги  в  жизнь  придумать  было  нельзя.  «От  СПИДа  нас  не  спасёт  хиромантия / И  никакой  экстрасенсный  мотив, / Помочь  нам  может  лишь  ‘хера  мантия’, / А  если  по  научному – презерватив».  Пока  есть  социальная  несправедливость,  будет  существовать  и  публицистика.  Обратите  внимание  на  абсурдность  словосочетания:  «Исполнительный  комитет  решил».  Ленин  по  наивности  думал,  что  принимать  решения  будут  Советы  народных  депутатов,  а  исполнять  их  будут  исполкомы.  Там,  где  не  боятся,  что  народ  не  созрел  для  свободы,  там  отменяют  предвыборные  собрания,  ибо  это  собрание  есть  не  что  иное,  как  дополнительный  фильтр  для  неугодных  соискателей.]    

11.04.04.  
Приехал  Кирицев,  ремонтировал  ПК.  «Ни  одна  религия,  даже  григорианцы,  наиболее  близкие  к  православию,  не  могут  повторить  чудо  сошествия  огня»,  вот  аргументы  религии.  Как  они  при-митивны.  Получил  заказ  от  «Торговля  на  дому».  Тут  же  следует  новое  предложение.
  Я  думал  их  подразнить,  но  попался  сам,  так  всегда  бывает.  Л. Филатов: «С.387: Нет  у  нас  больших  врагов,  чем  мы  сами.  Если  солнце  на  небе  и  ты  с  собой  в  ладу – значит,  всё  идёт  как  должно».  Я  враг  сам  себе  до  тех  пор,  пока  подавляю  в  себе  взрослого,  пока  мною  безраздельно  владеет  ребёнок.  Если  я  с  собой  в  ладу,  значит,  взрослый  во  мне,  моё  внутреннее  Я  возобладало  над  инстинктами.  А  это  уже  плоды  самопознания.  «С.402: Только  осенний  плод  бывает  по-настоящему  сладок».  Вот  почему  Пушкин  любил  осень,  и  она  была  для  него  осо-бенно  плодотворна.  Филатов  глубоко  проник  в  душу  человеческую.  Харр., Глава 5: «Для  твор-ческой  личности  [Взрослого. – Т. Х.]...»  Вот  ценное  наблюдение.  Творческой  личностью  может  быть  только  взрослый.  Но  это  не  значит,  что  творчество  лишено  эмоций.  Внутреннее  Я  пси-хически  нормального  и  физически  здорового  человека  содержит  в  себе  всё,  что  дала  ему  Природа  и  что  приобрёл  он  сам,  исследуя  себя  и  окружающий  мир.  Вот  и  объяснение,  почему  так  мало  творческих  личностей.  Человек  ещё  не  научился  проявлять  себя  в  ипостаси  взрослый,  а  ипостасям  родитель  и  ребёнок  учиться  не  надо.  «Никто  не  осудит  вас  за  то,  чего  вы  не  говорили».  Это  уже  мудро:  язык  мой – враг  мой.  Лишнее  говорят  друг  другу  дети  или  ро-дители.  Отсюда  берёт  начало  проблема  отцов  и  детей.  Два  года  нам  надо  научиться говорить  и  шестьдесят  лет  научиться  молчать.  Многим  века  мало  овладеть  ипостасью  взрослый.  Проблема  "отцов  и  детей" – это  проблема  родителя  и  ребёнка;  она  не  приобретается,  как  думают  некоторые,  она  врождённая,  поэтому  и  повторяется  из  поколения  в  поколение,  из  века  в  век.  

12.04.04. 
Напросился  на  халтуру,  а  сил  работать  нет.  Гулял  в  парк.  Как  постоянно  я  умудряюсь  одеваться  не  по  погоде!
  Ясп., С.381: «Для  него  (Макса  Вебера)  социология – уже  не  философия  человеческого  бытия.  Она  является  отдельной  наукой  о  поведении  человека  и  его  следствиях».  Поведение  человека – это  проявление  его  психологии.  Фактически,  следует  определить  роль  каждой  ипостаси  человека  в  различных  ситуациях  общения,  рассмотреть  с  этой  точки  зрения,  какую  ипостась  принимают  на  себя  различные  структуры  общества  и  государства.  С.390: «По-пытка  описать  анонимность  уничтожила  бы  ее,  если  бы  описание  стало  познанием».  Как  ка-жется  мне,  под  анонимностью  Ясперс  понимает  то,  что  я  называю  целомудрием.  Человек  не-познаваем  не  только  потому,  что  он  постоянно  меняется,  но  и  потому,  что  какая-то  часть  его  души  есть  то,  сугубо  личное,  что  отличает  людей  друг  от  друга,  делает  их  индивидуальностями.  «Они  создали  такую  атмосферу,  которая  вносит  соблазн  в  существование  индивида,  побуждая  его  бежать  от  самого  себя,  приняв  признанный  образ  деятельности,  необходимый  для  всеобщего  блага.  В  структуре  существования  это  всеобщее  благо  как  будто  со  всех  сторон  идет  мне  навстречу,  чтобы  освободить  меня  от  самого  себя  как  притязания  на  самобытие,  всегда  хочет  устраниться,  чтобы  только  не  нести  ответственности».  Свобода  подразумевает  ответственность.  Как  это  ни  странным  покажется,  но  раб  ни  за  что  не  отвечает.  Когда  С. Я. Маршак  писал:  "Фюрер  мыслит  за  него",  он,  возможно,  не  подозревал,  что  описывал  своё  состояние.  «Дело-витость,  ею  можно  заслонить  собственное  ничтожество».  Подобную  деловитость можно  наблю-дать  в  любом  казённом  доме.  Очень  красиво  такую  деловитость  демонстрировал  В. П. Смирнов.  Когда  в  нашу  лабораторию  входило  высокое  начальство,  он  брал  самый  большой  прибор  и  нёс  его  прямо  на  это  начальство,  и  те  расступались,  с  неким  уважением  глядя  на  подобное  рвение.   

13.04.04. 
Опыта  работы  нет,  объём  её  не  оценил  правильно  ни  по  стоимости,  ни  по  времени.  Теперь  боюсь  за  здоровье
 (ноги).  Кроме  того,  с  этой  работой  совершенно  нарушил  режим,  чувствую,  как  от  этого  страдаю.
  А  всё  жадность.  [Экология – защита  не  только  окружающей  среды,  но  и  тех,  кого  эта  среда  окружает.  Самое  сладкое  в  любви – преодоление  барьера  стыдливости.  Когда  этот  барьер  перейдён,  любовь  теряет  90%  своей  прелести.  «Календулы  настойка / Эффективна  настолько, / Что  убивает  сразу / Любую  заразу».  Если  о  безобразиях  в  Стране  мы  судим  только  по  радио,  телевидению,  газетам,  значит  обстановка  ещё  терпима.  Но  если  об  этих  безобразиях  можно  узнать  не  читая  газет,  не  слушая  радио,  не  смотря  телевидение,  значит  дальше  ехать  некуда.  Говорят:  наши  младшие  братья,  имея  в  виду  животных.  Но  ведь  младший,  это  тот,  кто  появился  на  свет  после  меня.  Неужели  никто  не  видит  нас  и  не  изучает?  Неужели  только  мы  изучаем?  Мысль – это  новое  понимание  явления,  возникшее  на  базе  полученных  знаний.  Знание – это  понимание,  заимствованное  извне.  Анахарсис:  «Обуздывай  язык,  чрево,  уд».  Пифагор:  «Мысль – превыше  всего  между  людей  на  Земле».  Аристипп:  «Лучше  быть  нищим,  чем  невеждой:  если  первый  лишен  денег,  то  второй  лишен  образа  человеческого».Сократ:  «Есть  одно  только  благо – знание  и  одно  только  зло – невежество».  Александр  Крон  сказал,  что  музыка  Шопена  гениальна.  Согласен!  Но  что  вы  скажете  о  восточных  танцах  Бородина?  Если  они  выдуманы,  то  гениален  их  автор,  если  они  списаны,  то  гениален  народ,  их  создавший,  и  композитор,  их  ангажировавший.  Давление,  в  частности  атмосферное, – это  клин,  раздвигающий  точки  кипения  и  плавления  материалов;  при  р = 0,  t°пл = t°к.  Род  людской:  мужчины,  женщины,  андрогинны.  Женщины:  молодые,  старые.  Молодые:  достойные,  недостойные.  Достойные:  искорки,  огонёчки,  звёздочки,  солнышки.  Солнышки:  рыбки,  лошадки,  замкнутые,  отзывчивые.]    

14.04.04. 
Сдал  работу,  получил  расчет.  ПК  работает,  но  нет  Интернета,  а  время  идёт,  то  есть оплаченное,  но  не  используемое  время.  В  д/д  у  меня  не  было  ярко  выраженных  друзей.  Вспоминаются  Во
-лодя  Коваленко  и  Игорь  Викторов,  с   которыми  у   меня   были  хорошие,  приятельские  отноше-ния.  
Также  выделял  среди  других  Якушева  Лёню,  Толю  Козырева,  Юру  Козырева,  Юру  Макси-мова.  Харр., Глава 6: «В  структурном  плане  все  люди  одинаковы:  у  каждого  есть  Родитель,  Взрослый  и  Дитя.  Различаются  они  по  двум  показателям:  по  содержанию  Родителя,  Взрослого  и  Дитя,  которое  для  каждого  своеобразно,  а  также  по  характеру  взаимодействия  Родителя,  Взро-слого  и  Дитя».  Тут  с  особенной  остротой  проявляется  разность  между  волей  и  свободой.  Мы  говорим,  что  этот  ребёнок  своевольный;  мы  говорим  о  самоуправстве  родителей.  Именно  этим  определяется  доля  участия  каждой  ипостаси  в  формировании  внешнего  Я.  Там,  где  присутс-твует  своевольный  ребёнок,  где  властвует  родитель-деспот,  там  о  свободе  взрослого  говорить  не  приходится.  Можно  ли  говорить,  что  своевольный  ребёнок,  что  родитель-деспот – это  от-клонение  от  психической  нормы?  Ведь  недавно  мы  согласились,  что  психической  нормы  не  су-ществует.  «Опыт  материнства  в  них  (обезьянах)  отсутствовал,  и  это  касалось  даже  инстинк-тивных  проявлений.  Материнство  не  было  зафиксировано  в  Родителе  и  не  могло  быть  воспро-изведено».  Я  думаю,  здесь  речь  идёт  о  поведенческих  генах,  которые  по  наследству  не  пере-даются,  но  связаны  с  совместным  проживанием.  И  этот  феномен  ярко  показывает,  что  воспита-ние  осуществляется  не  кнутом,  не  пряником,  но  примером.  «Большинство  же  из  нас  подверже-но  сменам  настроения».  Такая  смена  настроения  объясняется  тем,  что  наш  взрослый  ещё  не  перерос  ребёнка  и  родителя.  Когда  же  взрослый  достигает  зрелости,  он  свободно  контролирует  ребёнка  и  родителя,  а  на  их  попытки  проявления  самостоятельности  отвечает:  всё  суета  сует.   

15.04.04.  
Человек  перенимает  у  животных  всё  самое  жестокое  и  самое  распущенное.  И  только  институт  заложников – изобретение  собственно  человеческое.  У  Володи  Коваленко  была  кличка  «цыган»,  он  был   полный  сирота,  но  здоровый,  т
о  есть  не   инвалид.  Он  был  инициатором  нашей  друж
-бы.  Когда  я  появился  в  д/д,  он  сразу  предложил  прокатить  меня  на  "кукарешках"  (на  закорках).  То  же  можно  сказать  и  об  Игоре.  Его  любимая  фраза:  «И  Динго  вцепилась  Негоро  в  горло».  Он  был  весь  обожжен:  посадил  пупсика  на  примус.  Я  не  сразу  привык  к  его  внешнему  виду.  Лёня  Якушев  всегда  вступался  за  обижаемых.  Юрка  Козырев  постоянно  что-нибудь  мастерил.  Ясп., С.390: «Люди  боятся  слов,   остается  немота – не  глубина  молчания,  а  выражение  пустоты.  Человек  стремится  отказаться  от  себя,  устремиться  в  работу,  чтобы  забыться,  не  быть  сво-бодным.  Сущность  свободы – борьба».  Была  "кухонная  свобода",  а  там  говорили  в  упоении  ни  о  чём.  Была  дана  свобода  словоблудия.  Любая  несущая  информацию  литература  была  ДСП – для  служебного  пользования.  «Там,  где  все  обращается  против  него,  он  готов  склоняться  и  угод-ничать, но  вновь  встает  во  весь  рост,  как  только  видит,  что  опасность  миновала.  На  службе  он  гибок  в  отношениях  с  властью;  груб  и  неверен  вдали  от  власти;  для  него  обычна  лишенная  экзистенции  ирония.  Он  бесхарактерен,  не  будучи  злым,  одновременно  добродушен  и  враждебен, готов  помочь  и  беспощаден  и,  собственно  говоря,  ничто.  Он  склонен  к  мелкому  непристойному  обману  и  вместе  с  тем  может  быть  порядочным  и  честным,  но  при  этом  всегда  лишен  величия;  он – не  дьявол  во  плоти.  В  интеллектуальности  он  обретает  единственное  прибежище.  Его  страсть – дискуссия.  Он  высказывает  решительные  мнения,  занимает  радикальные  позиции,  но  не  удерживает  их».  Это  портрет  нашего  шестидесятника,  из  которого  родился  демократ  90-х.  Удивительно,  что  писано  это  в  1931 г.,  "перед  заходом  солнца".   

16.04.04.  
По  канавам  в  парке  уже  зеленеет  ряска,  а  на  камнях
 под  водой – свежая  тина.  Люблю  это  вре
-мя  года.  В  д/д  оно  означало  снятие  блокады,  то  есть  можно  было  снова  и  легко  уединяться  на  природе.  С  таким  настроением  я  встретил  четыре  весны.  Это  ли  не  счастье?  ВВП  Литвы  растёт  на  9%  в  год!
  [Давно  хочу  начать  писать.  Не  мемуары,  а  что-то  вроде  воспоминаний  по  поводу  чего-либо.  Наиболее  удобной  кажется  форма  исследования  русского  словаря.  Что  мешает?  Время  есть,  удобство  есть,  есть  желание.  Считаю,  что  мешает  жена,  так  как  если  она  прочтёт  мои  откровения,  это  может  ей  и  не  понравиться.  Но  эта  причина,  видимо,  надуманная.  Скорее  всего,  просто  лень.  Мемуары  пишут  все.  Воспоминания  Монтеня  и  Руссо  живы  для  потомков.  Руссо,  выставляя  себя  предельно  откровенным,  на  самом  деле  таковым  не  является.  Монтень  доставляет  истинное  наслаждение.  Если  Руссо  всю  свою  жизнь  стремился  выдвинуться,  то  основной  мотив  Монтеня – быть,  как  все.  Этот  взгляд  мне  очень  импонирует.  Быть,  как  все:  одеваться,  жить,  думать.  А  каким  ярым  противником  единомыслия  в  России  выступал  Щедрин!  Но  здесь  другое  дело,  он  имел  в  виду  единомыслие  от  единоначалия.  Общественный  строй  был  иной  (эти  записи,  по-видимому,  относятся  к  доуниверситетскому  периоду).  А  вообще-то  едино-мыслие  на  главном  направлении – основа  успешного  развития  общества  как  организма.  Удиви-тельно,  что  со  времени  возникновения  клетки,  она  нисколько  не  изменилась  (нет  эволюции).  Развитие  происходит  на  более  высоких  уровнях:  многоклеточность,  общество.  Сон  по  своему  воздействию  на  организм,  живостью  впечатлений  и  ощущений  есть  жизнь.  Сон  может  оставить  воспоминание  не  менее  сильное  по  восприятию  и  долготе  сохранения  в  памяти,  нежели  действи-тельность.  Например,  приснились  мне  однажды  две  сестры.  Я  настолько  сильно  переживал  общение  с  ними,  что  проснулся  весь  мокрый.  И  такие  сны  посещают  меня  довольно часто.]

17.04.04. 
Ходил  в  парк  с  двумя  привалами,  почти  не  устал.  Если  при  Советах  95%  промышленности  работало  на  войну,  то  откуда  возьмётся  она  сейчас,  когда  военный  комплекс  резко  сократился.  Дорог  нет,  жилья  нет,  хлеба  нет,  как  нет  и  других  пищевых  продуктов.  Куда  приложить  руки – масса  возможностей,  но  мы  качаем  нефть.  Ибо  это  сейчас,  а  на  будущее  нам  наплевать.  В  школе  было  сплошное  головокружение:  в  нашем  классе  38  девчонок,  и  каждая  вторая – красавица.  Особенно  хочется  выделить  Марину  Михайлову,  её  красота  была  нежная,  домашняя;  затем  Риту  Лихареву,  у  этой  девочки  красота  аристократическая,  пронзительная.  Учиться  было  очень  тяжело.  Я  всегда  больше  переживал  за  их  огорчения  в  учёбе,  нежели  за  свои.
  Л. Филатов: «С.440: Будь  у  неё  семейные  проблемы – / Её  не  потянуло  бы  в  вожди!..»  Это  бы  применить  к  нашим  феминисткам,  которые  вместо  того,  чтобы  рожать  и  воспитывать,  рвутся  на  трибуну  и  в  Сенат.  Харр., Глава 6: «Настроение  меняется  без  причины».  Причина  может  быть  неуловима,  может  быть  на  уровне  физиологии,  но  она  есть.  Именно  настроение  говорит  о  состоянии  организма.  У  здорового,  влюблённого  человека,  как  и  у  Природы,  нет  плохой  погоды:  сытому  да  пьяному  никакой  мороз  нипочём.  «То  есть  маниакальная  депрессивность  имеет  семейный  характер».  Вполне  можно  согласиться  с  тем,  что  психические  отклонения  несут  на  себе  отпечаток  поведенческих  генов.  Глава 6: «Альфред  Норт  Уайтхед:  Моральное  воспитание  невозможно  без  постоянного  созерцания  величия».  Я  вижу  повторение  мысли  Сократа,  который  употребил  прекрасное  вместо  величие.  Мораль,  может  быть,  строгая  мораль  способствует  выра-щиванию  взрослого.  Эта  мораль  не  позволяет  половых  отношений  детям,  проводит  различные  возрастные  ограничения  для  мужчин  и  женщин.  Мораль  требует  целомудрия в  интимных  отношениях,  любви  в  семье  и  друзьях  и  силы  в  отправлении  публичных  обязанностей.   

18.04.04. 
Очень  сожалею,  что  не  могу  всё  описывать  в  моём  дневнике.  А  хотелось  бы.  Благодарю  Бога,  что  он  создал  меня  именно  таким.  Надеюсь,  я  всё  делал  так,  как  Он  задумал.  Был  у  Цвет
-ковых,  просто  так.  В  д/д  любовь  приходилось  тщательно  скрывать,  в  то  время  как  дружбу  люди  выставляют  на  показ.  Удивительно,  но  факт:  о  моих  любовных  приключениях  никто  не  догадывался.  Если  бы  не  так,  я  стал  бы  непременно  предметом  насмешек,  как  это  случалось  с  другими.  Естественно,  я  был  не  одинок  в  своих  исканиях,  но  я  был  целомудрен,  правда,  не  до  конца.  "
Нас  пыл  сердечный  рано  мучит(1 9).  Я  очень  переживал  за  тех,  кто  становился  предметом  насмешек  по  поводу  любви.  Ясп., С.393: «Он  заинтересован  в  риторическом  воз-действии,  а  не  в  понимании».  А  это  уже  наш  родной  чиновник  крупного  масштаба  или  по-литрук  в  армии.  «Если  в  начале  его  исторического  пути  его  физическому  существованию  угро-жали  силы  природы,  то  теперь  его  сущности  угрожает  собственный,  созданный  им  мир».  Очень  важно  отметить,  что  Ясперс  не  отделяет  человека  и  историю  друг  от  друга:  где  человек,  там  и  История.  В  этом  и  лежит  корень  смысла  и  назначения  Истории.  Да,  человек  активно,  слишком  агрессивно  изменяет  окружающую  среду.  Хорошо  это  или  плохо – покажет  будущее.  Может  быть,  тут  (на  Земле)  его  история  и  закончится.   С.400: «Поглощение  всего  существования  аппа-ратом  уже  стало  необратимым.  Действительность  мира  невозможно  игнорировать.  Быть  действи-тельным  в  мире,  даже  если  поставленной  цели  достигнуть  невозможно,  остается  условием  собственного  существования.  Поэтому  этос  заключается  в  том,  чтобы  жить  вместе  с  другими  внутри  аппарата  власти,  не  давая  ему  поглотить  себя».  Сейчас  вопрос  встал  остро:  либо  государственный  аппарат  становится  в  один  ряд  со  всеми  другими  юридическими  лицами,  либо  он  всё  остальное  население  будет  рассматривать  как  досадный  атрибут  своего  существования.   

19.04.04. 
В  нашем  мире  нельзя  жить  так,  чтобы  делалось  всё  по  договорённости,  по  плану.  При
-ближается  май,  а  за  землю  ещё  не  плачено.  Вечером  проследовала  информация,  что  встреча,  назначенная  на  понедельник,  не  состоится.  И  всё  это  не  по  нерадению  договаривающихся  сторон,  но  по  обстоятельствам,  определяющим  норму  жизни  в  России.  Ещё  два  дня  назад  на  Колоничке  лежал  лёд,  рыхлый,  набухший,  сине-зелёный,  оторвавшийся  от  берегов,  а  вчера  уже  почти  нет  его.  И  уже  некий  псих  открыл  сезон  купанья.  И  всем  им  я  обещал  любовь  «до  гроба».  И  я  своё  обещание  выполнил:  я  люблю  их  до  сих  пор.
  Только  две  персоны  своим  поведением  вынудили  меня  изменить  отношение  к  ним  на  резко  отрицательное.
  [Диссиденты  будут  существовать  до  тех  пор,  пока  им  есть  куда  бежать  и  на  кого  опереться.  Первый  при-знак  отсутствия  мудрости – это  постоянное  недовольство  окружающим.  В  зависимости  от  обсто-ятельств  явление  может  стать  существенным, то есть,  стать  сущностью.  Например,  вода – лёд  и  вода – жидкость;  в  этом  примере  существенным  является  агрегатное  состояние  вещества.  Вода  морская  и  вода  речная,  здесь  существенным  может  быть  солёность.  То  есть,  сущностью  ста-новится  то  явление,  которое  отличает  сравниваемые  вещи  друг  от  друга.  Законодательство,  на  мой  взгляд,  можно  было  бы  улучшить,  связав  его  с  неизбежностью  ограничения  роста  популя-ции.  Безнаказанность  дебилов  побуждает  и  нормальных  людей  с  неустановившейся  психикой  к  необдуманным  поступкам.  Дебильность  наследственна,  значит,  с  нею  можно  бороться,  ограни-чивая  рождаемость  дураков.  Это  можно  осуществлять  либо  гражданскими  мерами,  либо  каст-рацией  как  мерой  наказания.  Введение  всеобщего  среднего  образования  дискредитирует  нашу  десятилетку.  Негибкость  всей  нашей  системы  образования  (вплоть  до  присвоения  ученых сте-пеней)  поразила  её  невежеством,  лишила  её  интеллигентности  в  лучшем  смысле  этого  слова.]   

20.04.04. 
Напомню  слова  Касьянова:  «Наметилась  тенденция  к  уменьшению  скорости  падения  нашей  экономики».  А  вчера  по  4-му  каналу  говорил  Путину  Греф:  «Падение  темпов  снижения  ре
-альных  доходов  населения».  Думаю,  и  Путин  не  понял,  о  чём  идёт  речь,  хорошо  это  или  плохо.  Прошёл  до  Павловска.  По  берегам  канав  молодая  зелень,  ива  зазеленела.  Как  вы-пущенные  из  рогатки,  пролетают  шмели.  Чтобы  получить  удовольствие,  много  времени  не  надо.  Много  времени  отнимает  наслаждение. 
Харр., Глава 7: «Игрой  мы  называем  серию  следующих  друг  за  другом  скрытых  дополнительных  транзакций  с  четко  определенным  и  предсказуемым  исходом».  Ещё  раз  отметим, что  игры  проводятся  с  пациентами,  чтобы  выявить  у  них  превалирующую  ипостась  или  синдром,  мешающий  активизации  взрослого.  Ипостась  взрослого  можно  принять  за  условную  психическую  норму.  Возможно,  что  психическая  норма  индивидуальна.  Потому  мы  говорим,  что – это  яркая  индивидуальность.  Потому  люди  дружат,  видя  друг  в  друге  схожие  архетипы.  «Дело  может  кончиться  разбитым  носом».  Очевидно,  речь  идёт  об  ипостаси  ребёнок.  По-видимому,  встретились  двое,  незнакомых  друг  с  другом,  и  происходит  выяснение  их  взаимного  расположения  в  иерархии  самцов,  либо  пересмотр  старых  отношений  с  той  же  целью.  «По  мнению  Сартона,  выдающимися  личностями  в  истории  становились  обеспокоенные  люди,  не  желавшие  мириться  с  неизбежностью  отчуждения  и  движимые  стремлением  к  единению».  Я  не  понимаю  термина  выдающаяся  личность.  Мы  с  Бердяевым  определились,  что  личность – уже  выдающаяся.  Я  согласен  с  термином  яркая  индивидуальность,  тогда  становится  совсем  неясным,  кого  имел  в  виду  Сартон.  Если  он  имел  в  виду  деятеля  науки,  искусства – это  одно,  а  если  политического  деятеля,  то  это  совсем  другое.  В  первом  случае – проявление  личности,  а  во  втором – борьба  за  положение  в  иерархии.   

21.04.04.  
Ходил  на  почту,  полтора  часа  потратил  на  то,  чтобы  отправить  два  письма.  Вызвал  службу  ремонта  ПК,  на  Кирицева  расчета  нет,  а  время  идёт.  Я  понимаю,  что  использование  техники  требует  материальных  затрат,  но  так  жалко  денег!  Бурным  в  смысле  охвативших  меня  чувств,  был  период  1949–1953  г.  Затем  было  длительное  затишье,  чувства  мои  перешли  в  широкое,  спо
-койное  русло.  Следующий  бурный  период  1970–1976 гг.  Потом  опять  и  по  сей  день  спокойное  течение  событий.  Волнуюсь  только  в  момент  встречи.
  Ясп., С.400: «Деградация  сферы  труда  в  нечто  относительное  как  будто  убивает  желание  приложить  свою  силу».  Прошло  пятнадцать  лет  после  развала  СССР.  Казалось,  бомж  должен  был  вымереть,  исчезнуть.  На  самом  деле  бомж  помолодел.  Новым  технологиям  нужны  новые  мозги,  а  соответствующих  условий  подготовки  нет.  ПТУ,  которые  ещё  сохранились,  плодят  бандитов  и  блядей.   С.401: «Философия  не  является  средством,  она – сознание  в  осуществлении.  Философствование – это  мышление».  С  этим  мы  уже  давно  согласились,  отметим  только  ещё  раз,  что  в  устах  Ясперса  сознание  означает  разум.  «С  легкостью  достигнутое,  воспринятое  с  детства  послушание  законам,  регулирующим  общественные  функции,  создает  свободную  сферу  и  для  самобытия».  С  легкостью  это  не  достигается.  Если  мы  будем  учитывать  передачу  по  наследству  поведенческих  генов,  то  можно  столкнуться  с  таким  понятием,  как  трудное  воспитание.  Детство – это  переходный  период  от  животного  к  человеку.  Вежливость – ещё  не  воспитание.  И  собака  научается  давать  лапу.  Педагоги,  культура,  литература,  другие  виды  искусства,  а  главное,  история  и  её  личности  должны  давать  пример.  «Подлинная  радость  от  близости  нетронутой  природы».  Я  думаю,  что  это  чувство  свойственно  далеко  не  всем.  Если  человек  победит  в  себе  животное  начало,  то  Природа  будет  сохранена.  В  этом  плане  наиболее  благоприятные  условия  сохраняются  в  Южной  Америке  и  Сибири.   

22.04.04. *  
ПК  отремонтировали  за  1500 рублей. 
Теперь  надо  тратить  и  тратить  время  Интернета.  Вчера  на  улице  не  был.  В  сердце  поселилась  постоянная,  но  не  сильная  боль.  Я  думаю,  что  самые  запоминающиеся  места  во  сне  являются  те,  где  происходили  наиболее  сильно  взволновавшие  события,  и  в  первую  очередь – любовные,  не  последнюю  роль  играет  физиология.  Л. Филатов: «С.543: Народ  устал  от  голода  и  жажды, / Но  все-таки  работать  не  идёт!.. / Он  свято  верит,  что  с  небес  однажды / Ему  в  ладони  что-то  упадёт!..  Чтоб  дух  изжить  бесстыдства  и  разврата, / Мы  кой-кого  казним,  а  там,  глядишь, / Заставим  по  законам  шариата / Жить  и  Москву,  и  Лондон,  и  Париж!..»  [Складывается  впечатление,  что  человек  стремится  изменить,  как  он  думает,  улучшить  окружающую  природу,  кроме  своей  собственной.  Природа  вынуждена  была  использовать  для  создания  интеллекта  органический  материал,  но  предоставила  человеку  возможность  заменить  его  более  надёжным  и  долговечным  неорганическим  материалом  и,  если  представится  возможность,  улучшить  его.  Человечество  пройдёт  следующие  стадии  развития:  1. Организация  материи;  2. Изу-чение  свойств  элементов;  3. Моделирование  интеллекта;  4. Замена  органических  интеллектов  не-органическими;  5. Сращение  интеллектов.  Человеку  доступны  три  вида  впечатлений:  реальность,  воображение  и  сновидение.  К  сожалению,  реальность  и  сновидение – явления  однократные,  хотя  и  сильные.  Воображение  же  позволяет  переживать  событие  вновь  и  вновь. В  этом  случае  сила  впечатления  пропорциональна  силе  воображения.  Бытует  мнение,  что  если  мужчине  нравятся  молодые  девушки  (девочки),  то  он  стал  стар.  И  ещё,  если  человек  предаётся  воспоминаниям,  значит,  он  стар.  Не  в  моих  правилах  опровергать  общественное  мнение.  Коли  ты  выступаешь  на  общественном  поприще,  ты  должен  считаться  с  общественным  мнением.  В  личной  жизни  им  можно  пренебречь,  если,  конечно,  это  не  ущемляет  никак  окружающих. 

23.04.04. 
Гулял  до  Колонички:  прохладно.  По  моему  письму  губернатору  начались
 отклики,  первый  от  Почиваловой.  Её  реакция:  Ах,  Самсонов,  опять  от  него  головная  боль.  Наш  д/д,  я  полагаю,  был  уникальным.  Такие  заведения  нужно  распространять.  Конечно,  найдутся  семьи,  где  можно  полу-чить  классическое  лицейское  образование,  но  в  семье  невозможно  получить  тот  опыт  дружбы  и  любви,  какой  имел,  например,  я  в  своём  д/д.  Убожество  телевизионных  передач  (у  меня  17  каналов),  за  редким  исключением,  повергает  в  уныние  с  одной  стороны,  но  с  другой  под-тверждает  мою  гипотезу  о  98.6%.
  Маннергейм:
«Карл  Густав  Эмиль  Маннергейм  прожил  долгую  жизнь.  Он  родился  4 июня  1867 года,  а  скончался  27 января  1951 года.  Из  83 прожитых  им  лет  почти  семьдесят  был  военным.  Он  уходил  с  высоких  постов – всегда  добровольно,  либо  же,  как  это  произошло  в  конце  жизни,  по  состоянию  здоровья.  Гордый  был  человек».  Харр., Глава 7: Близость – это  взаимоотношение,  свободное  от  игр,  поскольку  цели  людей  не  скрываются.  Близость  становится  возможной,  когда  отсутствие  страха  позволяет  наиболее  полно  воспринимать  мир,  когда  красота  может  быть  увидена  вне  зависимости  от  практической  пользы,  когда  стрем-ление  к  собственности  становится  ненужным  вследствие  реальности  обладания».  Со  всем  согла-сен,  красиво  выражена  мысль.  Но  хочу  добавить,  что  в  этих  отношениях  (мы  рассматриваем  психическую  норму)  принимают  участие  ипостаси  ребёнка,  а  между  ними  неизбежны  выяснения  положения  на  ступенях  иерархии.  Одна  ступень  двоих  не  воспримет.  «Уход  в  себя  может  служить  цели  расслабления  и  восстановления  сил».  Если  перед  нами  психическая  норма,  то  мы  видим  ипостась  взрослый,  имеем  перед  глазами  акт  самопознания.  "Мыслитель"  Родена – это  акт  самопознания  в  бронзе.  Уход  в  себя  во  всех  других  случаях  означает  невозможность  реализовать  свои  инстинкты.  В  ипостаси  ребёнок  это  нередко  ведёт  к  самоубийству.   

24.04.04. 
Гулял  в  парк.  Позвонила  Амосова,  приглашает  на  80-летие.  Возраст  разливает  вокруг  меня  апатию  и  не  позволяет  активно  решать  те  или  иные  вопросы.  Остаётся  только  нытьё  и  мыши
-ная  возня.  Химический  переулок,  д/д,  улица  Решетникова,  ДКТС – вот  места,  которые  я  сохра-нил  в  памяти  как  наиболее  приятные,  незабываемые  воспоминания.
  Маннергейм: «Он  участвовал  в  крупнейших  войнах  первой  половины  века:  в  русско-японской  и  Первой  мировой  (естест-венно,  на  стороне  России),  в  войне  за  независимость  Финляндии  1918 г.  (против  красных),  в  советско-финляндской  войне  1939–1940 гг.  (против  агрессии  Советского  Союза),  во  Второй  мировой  (на  стороне  Германии против  СССР).  Когда  он  не  воевал,  то  строил  оборону  страны.  В  1931–1938 годах  под  его  руководством  была  возведена  знаменитая  "Линия  Маннергейма"».  Ясп., С.402: «С  технизацией  мира  мы  вступили  на  путь,  по  которому  надлежит  следовать  даль-ше.  Повернуть  вспять  означало  бы  затруднить  существование  до  невозможности.  Порицание  не  поможет,  необходимо  преодоление».  Если  повернуть  вспять,  то  это  будет  катастрофой  для  наи-более  развитых  государств.  Собственно,  в  России  как  раз  и  сделана  такая  попытка.  На  наше  счастье,  мы  ещё  не  достигли  уровня  развитых  стран.  «Если  же  знание  остается  просто  ясно-стью,  то  я  обретаю  в  нем  самосознание.  В  непонимании  оно  предоставляет  свободу  научному  суеверию,  а  затем  и  всякому  суеверию.  Науку  постигает  лишь  тот,  кто  изначально  есть  он  сам».  К  великому  несчастью,  пока  мудрец  мыслит,  дурак  исполняет  административные  хлопоты.  Пока  мудрец  сеет  разумное,  популяризируя  науку,  дурак  плодит  шарлатанов.  И  наконец:  "в  на-чальниках  дурак  у  мудреца".  Действительно,  можно  подумать,  что  ничего  не  меняется:  ведь  об  этом  писал  ещё  Шекспир.  «Жизнь  как  существование  не  имеет  судьбы».  Вот,  она – капитальная  идея!  Судьбу  имеет  разум. Только  разум  может  постичь  свою  судьбу  и  правильно  оценить  её.   

25.04.04. 
Были  у  Амосовой,  она  в  80  лет  сохранила  ещё  завидную  подвижность.
  Было  много  народу.  Лучше  всех  выглядела  Тамара  Амосова.  Туда  и  обратно  ходил  пешком.
  [Я  помню  себя  очень  рано.  Мне  было  14  месяцев,  когда  меня  взвешивали  на  весах-люльке  при  приёме  в  больницу.  Весы  стояли  вдоль  окна,  а  моё  больное  бедро  ощущало  неприятный  холод  металла,  когда  обнажалась  люлька.  Психологи  утверждают:  для  того,  чтобы  помнить,  нужно  регулярно  вспоми-нать.  Именно  этим  я  и  занимаюсь  всю  свою  сознательную  жизнь.  Красота – понятие  субъек-тивное.  Следует  различать  красоту  окружающей  нас  природы  (живой  и  не  живой) и  красоту  нам  подобных  индивидов. Красота  природы  двояка:  полезная  красота  и  стихийная  красота.  В  этом  отражаются  два  аспекта  жизни  человека:  инстинкт  выживания  и  инстинкт  поиска.  Красота  ин-дивидуума  нам  подобного,  прежде  всего,  определяется гармонией  членов,  пропорциями.  Красота  мужчины  должна  сопровождаться  печатью  интеллекта.  Красота  женщины  должна  сопровождаться  обаянием  материнства.  Красота  женщины – высшая  ступень  прекрасного.  Она  определяется  сле-дующими  моментами  по  степени  важности:  1. Ноги  длинные,  стройные. 2. Попа,  слегка  вы-тянутая,  рельефная;  второй  пункт  полностью  определяется  первым  и  наоборот:  хорошие  ноги  не  растут  из  плохой  попы.  В  комплексе  эти  два  пункта  создают  ансамбль,  определяющий  общее  отношение  к  женщине.  3. Торс,  гибкий  позвоночник,  тонкая  талия,  слегка  выдающийся  живо-тик.   4. Груди,  чтоб  им  было  тесно  вдвоём,  упругие.  5. Шея  длинная,  слегка  выдающаяся  вперёд,  чистая.  6. Лицо – соответствие  фаса  профилю.  Следует  помнить,  что  Природа  произвела  разделение  полов  для  реализации  двух  главных  целей:  продолжение  рода  (женщины)  и  поиск,  исследование,  познание  (мужчины).  По  этой  причине  противоестественно  выглядят  рожающий  мужчина  и  думающая  женщина.  Помни:  дура – это  умная  женщина.]   

26.04.04. 
Приезжали  Татьяна  и  Г. А.,  вспоминали,  говорили,  ели,  пили.  А  в  это  время  у  Татьяны  пытались  вскрыть  дверь  квартиры.  Злоумышленников  не  поймали.  «Как  о  пожарах  пишется / В  газетах,  я  их  читывал, / Осталась  неизвестною / Причина,  так  и  тут…»
  (чI глV)  Маннергейм: «Мне  исполнилось  15 лет,  когда  в  1882 году  я  поступил  в  кадетский  корпус  Финляндии.  Для  кадетского  корпуса  были  характерны  усердный  труд  и  железная  дисциплина.  Малейшие  отклонения  от  правил  пресекались  драконовскими  мерами,  в  первую  очередь  лишением  кадетов  свободы».  У  нас  в  д/д  главным  наказанием,  конечно  в  младших  классах,  было  отбирание  штанов  и  трусов,  чтобы  не  вылезали  из  постели.  Харр., Глава 8: «Счастливы  те  редкие  молодые  супруги,  чей  Родитель  сохраняет  впечатление  о  том,  что  такое  хорошая  семья.  Большинство  же  людей  подобных впечатлений  не  имело».  "Мне  счастье  в  девках  выпало: / У  нас  была  здоровая,  непьющая  семья".  (чIII глI)  Здесь  мы  опять  сталкиваемся  с  феноменом  передачи  поведенческих  генов.  Поведенческие  гены не  только  зло.  Через  эти  гены  передавалось  культурное  наследие,  опыт  быта  и  ремёсел.  Но,  в  связи  с  тем,  что  в  мире  сложилась  система  образования  и  про-фессиональной  подготовки,  осуществить  прерывание  передачи  чисто  негативных  поведенческих  генов  не  вызовет  большого  труда.  Негативные  поведенческие  гены  имеют  тенденцию  накап-ливаться  не  только  в  семье,  но  и  в  народе.  «Добрачном  консультировании».  Это  похоже  на  плановую  вязку.  Хотя,  может  быть,  в  отношении  больных  людей  это  имеет  смысл.  «Поскольку  не  существует  двух  абсолютно  одинаковых  людей,  постольку  и  надежда  на  идеальную  совместимость  иллюзорна».  У  любви  не  должно  быть  экономических  препятствий.  Когда  любовь  уходит  люди  должны  иметь  возможность  жить  отдельно,  независимо  друг  от  друга.  Государство  должно  быть  всегда  готово  поддержать  мать-одиночку  без  унижения  её. 

27.04.04. 
Парк  манит  своими  ароматами  и  загадками.  Силы  убывают,  а  желание  по-прежнему  толкает  в  опасности.  Иногда  нарываешься  среди  хаоса  программ  на  интересную  передачу,  так  и  тут:  говорят  красиво,  а  решений,  плана  действий  не  предлагают.  Как  и  предприятие  Владислава  Шинкунаса – по  содержанию  и  намерениям  интересное,  а  по  результатам – бесплодное.  Звонили  из  комитета  по  законности  и  правопорядку.  Появилась  надежда,  возможно  призрачная.
  Воз-можно,  помогают  тем,  кто  проявляет  настойчивость.
  Ясп., С.404: «Искусственный порядок,  ос-нованный  на  послушании  авторитетам  освобождает  от  свободы,  возвращаясь  к  авторитарным  формам,  освящающим  аппарат  обеспечения».  Собственно,  власть – она  всегда  и  везде  власть.  Разница  только  в  том,  насколько  сильно  та  или  иная  власть  обнажает  зубы.  Но  и  то  правда,  что  стадо  без  пастуха  погибнет.  Одно  плохо,  что  пастух  ставится  надо  всеми,  независимо  от  наличия  или  отсутствия  разума  у  отдельного  человека.  Порядок  необходим,  но  он  должен  быть  в  согласии  с  Природой  и  освящен  человеческим  разумом.  «Дистанцирование  от  мира  дает  ему  свободу,  погружение  в  мир – его  бытие».  Как  бы  независим  ни  был  человек,  как  бы  гениален  он  ни  был,  он  не  может  существовать  вне  бытия,  вне  быта,  вне  истории.  С.406: «Про-тивоположность  свободы  и  авторитета  по  своему  характеру  такова,  что  друг  без  друга  они  потеряли  бы  сами  себя;  свобода превратилась  бы  в  хаос,  авторитет – в  деспотию.  Церковь  совершенно  не  заинтересована  в  свободе,  она  служит  условием  существования  возникающей  свободы».  Очевидно,  что  здесь  речь  идёт  о  той  массе  (98.6%), о  которой  говорят: без  бога  в  душе,  без  царя  в  голове.  В  соответствие с  этим,  под  словом  свобода  понимается  воля,  которую  действительно  нужно  держать  в  узде.  Анархизм  предполагает  совокупность  самоуправляемых,  самодостаточных  личностей,  которые  никем  не  руководят  и  не  нуждаются  в  руководстве.   

28.04.04.   
0:4.  Ходил  в  парк  не  напрасно.  Но,  ветер,  холодно  и,  главное,  сыро.  Тем  не  менее,  сезон  открыт.  Не  могу  жить  без  узнавания  нового.  Внуки  мои  под  влиянием  своих  родителей,  совсем  "с  глузду  съехали".  Рита  меня  спрашивает:  «тебе  отдать  портрет  Есенина  или  выкинуть?»  Согла
-ситесь,  такие  вопросы  может  задавать  только  дикарь.  Это  наглядный  пример  «преимуществ»  религии  вообще  и  «Свидетелей  Иеговы»  в  частности.  Обскурантизм  и  паразитизм – вот  лозунги  их  знамён.  Они  от  них открещиваются,  но  дела  их  говорят  сами  за  себя.
  [Польза  от  умной  голо-вы  проявляется  в  том  случае,  если  ты  не  ленишься  записывать  свои  мысли.  Если,  спустя  неко-торое  время,  тебе  захочется  уничтожить  старые  записи,  значит,  ты  растёшь,  умнеешь.  Вот  поче-му,  наверное,  я  не  спешу  записывать.  Всё  равно  уничтожать.  Ек. Павловна  (соседка)  жалуется  тёще  на  своё  здоровье:  «Я  вся  наэлектризована,  мне  даже  дали  парализование  нервной  систе-мы».  Воспоминания – это  мои  сокровища,  и  я  часто,  если  не  каждый  день,  перебираю  их,  как  Кощей  свои  монеты.  Особенно  люблю  это  делать  перед  сном,  что  часто  вызывает  соответст-вующие  сновидения.  Иногда  мне  кажется,  что  от  сновидений  у  меня  остаются  более  глубокие  впечатления,  чем  от  реальных  событий.  Все  люди  одинаковы  по  своей  натуре;  образование  и  воспитание  только  способствуют  сдержанности  и  сокрытию  отрицательных  свойств  её.  Не  верь  писателям:  и  плохих  и  хороших  они  списывают  с  самих  себя  (в  то  время  я  ещё  не  читал  ни  Мережковского,  ниже  Набокова).  Иногда  диву  даёшься,  какие  мерзопакостные  движения  совер-шает  душа.  Очень  показательно  в  этом  плане  произведение  Л. Леонова  «Русский  лес».  Человек  охотно  рассказывает  о  хороших  своих  поступках,  но  сильно  я  сомневаюсь,  чтобы  он  стал  хвастаться  дурными,  в  особенности  подлыми  деяниями.  Всю  жизнь  мне  везло  (не  как  Щукарю).  Всегда,  потеряв  одну  связь,  я  тут  же  обретал  новую.  Особенно  запомнилась  дата  16.08.80.

29.04.04. 
Невозможно  отойти  от  окружающей  действительности:  везде  она  достаёт.  Продал  гараж  уж  года  два  назад,  а  делами  гаража  приходится  заниматься  до  сих  пор.  Гараж  сносят  под  новую  за
ст-ройку – нужно  помочь  Жене  (Хапаев,  его  фамилия)  отстоять  гараж.  Видать  не  зря  возник  ин-ститут  отшельников.  К  концу  жизни  человечество  надоедает.  Слишком  коротка  жизнь  в  сравне-нии  с  прогрессом  человечества.  Прогресс  можно  и  не  заметить.
  Харр., Глава 8: «Все  эти  пары  состояли  в  браке  не  менее  10 лет.  У  всех  были  дети,  а  у  некоторых  и  внуки».  Препятствий  к  разводу,  наверное,  может  быть  много,  но  главными  являются  отсутствие  жилья  и  экономическая  несостоятельность.  Государство  не  должно  препятствовать  разводу,  но  обязано  забирать  детей  из  неблагополучной  семьи.  Сократа  спросили,  жениться  или  нет.  "Женись, – ответил  Сократ, – если  повезёт,  станешь  счастливым,  если  нет,  станешь  философом".  В  супружеской  жизни  главное – дети.  Дети  должны  быть  плодами  любви.  «В уже  упоминавшейся  пьесе».  Театр,  как  и  ли-тература  направлены  на  стабилизацию  психики,  особенно  молодых  людей.  Я  начал  читать  очень  рано  и  читал  очень  много  и  всё  подряд.  Сейчас  читаю  целенаправленно  или  по  просьбе  то-варищей.  Помню,  прочёл с  удовольствием  Скиллинга  Теорию  поля  (Введение  в  теорию  элек-тромагнитных  волн),  с  большим  интересом  прочёл  Железнодорожный  справочник.  Полностью  согласен  с  А. Мариенгофом,  что  художественная  литература  пишется  для  определённого  возраста  с  целью  его  развития  и  психологического  становления.  «Я  приму  решение,  спать  ли  с  тобой,  после  сеанса  в  среду».  Если  об  интимных  отношениях  становится  известно  третьим  лицам,  это  уже  не  интимные  отношения,  они  лишены  целомудрия.  Должен  заметить,  что  в  классической  русской  литературе  интимные  отношения  всегда  были  окутаны  тайной  целомудрия.  Вот  французская  литература  была  более  откровенной,  почему  юношество  к  ней  так  и  тянулось.   

30.04.04. 
0:5.  Ходил  в  парк,  и  опять  не  зря.  Вчера  очередная  попытка  приватизации,  но  и  она  прова
-лилась  из-за  моего  упрямства.  А  упрямство  сродни  глупости.  Конечно,  обидно  замечать  это  в  себе.  Набежало сразу  много дел:  надо  успеть  переделать.  Русский  язык  расположен  к  каламбурам  не  слабее  французского.
  Маннергейм: «В  1885 году  на  смену  генералу  Неовиусу  пришел  генерал  Карл  Энкелль,  крутой  и  строгий  солдат,  выслужившийся  в  штабе  генерала  Скобелева  на  турецкой  войне».  Ясп., С.406: «Аристократия  редко  могла  длительное  время  действительно  быть  господством  лучших.  То,  что  она  в  ряде  случаев  создавала  неповторимый  духовный  мир,  было  следствием  ее  происхождения  из  подлинно  благородного  социального  слоя  и  постоянного  само-воспитания.  Проблема  человеческого  благородства  состоит  теперь  в  спасении  воздействия  наи-лучших,  число  которых  невелико.  Сегодня  начинается  последний  поход  против  благородства».  Здесь  Ясперс  говорит  о  нас  с  вами,  уважаемый  читатель,  об  1.4%.  Об  аристократии  духа  очень  проникновенно  говорил  Бердяев.  В  России  использовался  термин  интеллигентность,  который  в  советское  время  был  опошлен.  Интеллигентность – это  прежде  всего  самовоспитание  и  само-дисциплина.  С.407:  «От  одиночества  спасает  не  мир,  а  самобытие,  устанавливающее  связь  од-ного  человека  с  другим.  Подобная  близость  обладающих  самобытием  людей – лучшее,  что  может  быть  нам  даровано  сегодня.  Эти  люди  служат  друг  другу  гарантией  того,  что  бытие  есть.  В  изолированном  существе  подлинного  благородства  быть  не  может.  Оно – в  связанности  само-бытных  людей,  которые  верны обязательству  постоянно  интересоваться  друг  другом,  помогать  друг  другу,  когда  они  встречаются,  и  быть  готовым  к  коммуникации,  ожидая  ее,  не  проявляя  навязчивости.  Но  в  мире  она  ненадежна  из-за  слабости,  связанной  с  малочисленностью».  Я  думаю,  что  рано  или  поздно,  Интернет  найдёт  и  соединит  этих  людей.   

 

van-osmos@yandex.ru

ПРОДАЁТСЯ  ЗЕМЛЯ  В  ЛЕНИНГРАДСКОЙ  ОБЛАСТИ

Hosted by uCoz
Hosted by uCoz