2004-06

01-04

02-04

03-04

04-04

05-04

дн2004

07-04

08-04

09-04

10-04

11-04

12-04


01.06.04.
 
Она  вчера  не  отметилась,  и  было  немного  грустно.  Прочистил  уши.  Вечером  гулял,  как  обычно.  Тонечка  наводила  порядок  в  моём  кабинете,  и  после  этого  я  приводил  в  порядок  свой  письменный  стол.  Я  всё  жду,  когда  же  будут  реализованы  противоречия  между  словами  Путина  и  тем,  что  делается  внизу.  В  какие  формы  это  выльется.  Местная   прокуратура  обещает  мне  сохранность  гаража.
  Маннергейм: «Мундир  из  белого  сукна  с  посеребренным  воротником  и  га-лунами,  плотно  облегающие  лосины  (между  прочим,  их  надо  было  надевать  мокрыми  и  высу-шивать  на  голом  теле),  блестящие  кожаные  сапоги.  Эти  сапоги  были  гораздо  выше  колен,  и  сидеть  в  них  доставляло  большое  неудобство.  Поверх  мундира  надевался  красный  вицмундир  с  Андреевскими  звездами,  вышитыми  спереди  и  сзади.  Наряд  довершала  каска,  украшенная  дву-главым  императорским  орлом,  который  мы,  офицеры,  называли  мирным  именем  «голубь».  Было  весьма  приятно  освободиться  от  всего  этого  обмундирования,  которое  приходилось  носить  в  те-чение  целых  суток.».  Харр., Глава 11: «Из  заключения,  что  человек  страдает  шизофренией,  также  можно  понять  не  слишком  много,  поскольку  не  существует  четкого  определения  шизофрении».  Психика  человека  индивидуальна,  поэтому  мы  не  можем  говорить  о  психической  норме.  По  этой  же  причине,  я  так  думаю,  и  психические  заболевания  (отклонения  от  нормы  субъекта)  носят  на  себе  отпечаток  индивидуальности.  Мне  известно,  что  болезнь  Дауна  можно  определить  по  отпечатку  ладони  новорожденного.  Врачи-психиатры  должны  систематизировать  синдромы,  отличать  инстинкты  от  приобретённых  психозов,  знать  генетически  обусловленные  психические  отклонения.  Болезнью  можно  называть  наиболее  часто  встречающиеся  психозы  из  приобретён-ных.  Генетические  отклонения  неизлечимы  и  являются  уродствами  или  наследственностью.  Бо-лезнь  потому  и  называется  болезнью,  что  её  можно  вылечить.  "Болезнь  Дауна" – не  болезнь. 

02.06.04. 
0:9.  Парк   весь  промок,  но  найти  место  нужно,   и   нашли.  Дождь  угрожал,  но  не  пошёл.  Было  тепло  и  уютно.
 Сегодня  (01.06.04)  возле  Колонички  встретил  мальчика  и  девочку  лет  по  две-надцати.  Они  шли  обнявшись,  причём  девочка  фиксировала  руку  мальчика  на  своей  попе.  О  моих  ухаживаниях  в д/д  даже  никто  не  догадывался.  В  присутствии  посторонних  мы  никак  не  общались  друг  с  другом.  О  времена!  О  нравы!  Кто  главнее,  знатнее,  было  самым  важным  при  боярах,  при  Павле  и  теперь.  Моя  общественная  деятельность  велась  из  предположения,  что  мы  работаем  в  правовом  поле.  Но  я  жестоко  ошибался:  мы  оказались  в  джунглях.  Результат  налицо.
  Я  только  тем  оправдываю  свою  общественную  деятельность,  что  у  меня  не  было  компьютера  и  я  был  вынужден  излагать  свои  мысли  с  трибуны.  Ясп., С.447: «Никогда  нельзя подвести  окончательный  итог  и  полностью  понять,  как  человека  вообще,  так  и  отдельного  человека».  Этим  вопросом  задаётся  человек  с  тех  пор,  как  обнаружил  у  себя  разум.  И  окончательный  вердикт  невозможен,  поскольку  человек  постоянно  меняется,  развивается,  пре-образуется.  С.449: «Человек  не  может  быть  понят  как  «развившийся»  из  животных».  Это  при-митивизм.  Дарвин  никогда  не  говорил,  что  человек  произошёл  от  обезьяны.  Человек  как  вид – один  из  множества  других  видов  млекопитающих.  Чудо  состоит  в  том,  что  только  он  обрёл  разум.  Тейяр де Шарден,  изображая  генеалогическое  древо  видов  в  том  месте,  где  ветвь  разделяется,  рисовал  некое  облако,  утаивающее  детали  возникновения  новых  видов.  В  этом  заключается  таинство  и  чудо  развития  жизни,  тем  более – разумной.  «Он  отдан  во  власть  безжалостного  немого  и  слепого  природного  процесса;  он  должен  умереть».  Это  непозво-лительная  неблагодарность:  Природа  его  родила,  взрастила,  взлелеяла,  и  вот,  на  тебе.  Если  бы  Природа  была  слепа,  не  писал  бы  ты  сейчас  такие  глупости.    

03.06.04. 
0:10.  Вышел  на  своё  место  и  нашёл,  что  искал.  Как  приятно,  когда  не  ошибаешься  в своих  предположениях.
 Недочеловек  обязательно  должен  иметь  хоть  самое  ничтожное   живое  существо  в  своём  подчинении
,  именно  в  этом  заключается  его  самореализация,  самоутверждение.  Человек  не  любит  правду,  точнее,  недочеловек.  Не  любит  правду  о  нём,  как  о  индивидуальности,  ибо  индивидуальность  эта  ущербна.  Также  не  любит  он  противоречий,  когда  оспоривается  его  мне-ние.  Посмотрите  ему  в  глаза  и  увидите  животное.  Если  в  разговоре  тебе  вместо  аргумента  говорят  нет,  прекращай  дискуссию.  [Помнится  сильная  гроза  ночью,  опять  же  ночью  полная  лу-на.  Во  время  этой  грозы  дежурила  учительница  Мария  Васильевна,  но  я  ещё  тогда  не  учился.  Она  успокаивала  нас  своим  присутствием.  Я  не  помню  страха,  но  с  тех,  видимо,  пор  полюбил  наблюдать  стихийные  проявления  Природы.  Автор  нам  нравится  или  нет  в  зависимости  от  того, насколько  совпадают  наши  с  ним  взгляды.  Руссо  подкупает  желанием  откровенничать.  Ви-димо,  свойственно  человеку  делиться  своими,  даже  самыми  интимными  мыслями  с  кем-нибудь.  Руссо  пишет,  что  г-жа  Ламберсье  наказанием  разбудила  его  чувственность,  но  каким  наказа-нием,  он  не  объясняет;  пишет,  что  всю  жизнь  стремился  к  необычной  форме  любви,  но  какой?  Подобное  испытываю  и  я,  но  жизнь  показала,  что  необычность  заключается  в  неопытности.  Мне  хочется  быть  более  откровенным,  но  я  боюсь  этим  оскорбить  целомудрие. Откровенность  возможна,  я  так  думаю,  либо  между  совершенно  незнакомыми  людьми,  очередная  встреча  ко-торых  исключена,  либо  между  интимными  партнёрами,  да  и  то  только  в  рамках  этих  отноше-ний.  О  любви  говорено  и  писано  очень  много  и  ещё  больше  будет  сказано.  Я  не  буду  разъ-яснять  своё  отношение  к  этому  предмету,  замечу  только,  что  каждый  мыслящий  человек  вкла-дывает  в  это  волшебное  слово  своё  понятие,  и  эти  понятия  никогда  не  бывают  идентичными.  

04.06.04. 
А  сегодня  «облом»:  встреча  была,  а  результатов  нет.  В  парке  после  радикальной  вырубки  обра
-зовалось  много  столообразных  пней,  которые  гостеприимно  манят  прохожих.  И  если  раньше  по-сетители  в  парке  не  задерживались,  то  теперь  повсюду  можно  наблюдать  семейные  застолья  на  природе.  Государство  должно  брать  на  себя  издержки  частного  бизнеса,  а  потом  раскручивать  виновных  на  всю  катушку.  Это  был  бы  выигрышный  пункт  для  любой  партии.  Мы  с  Тонечкой  видимся  достаточно  редко.  Выходные  да  по  будням  примерно  с  16  до  21  часа.  Это  позволяет  сохранять  сносные  отношения.  Маннергейм: «Нас  приглашали  на  всевозможные  празднества,  боль-шие  приемы  и  концертные  танцы,  а  также  на  балы,  которые  император  ежегодно  давал  для  ты-сяч  приглашенных.  Раз  в  году  шеф  полка  императрица  Мария  Федоровна  вместе  со  своим  суп-ругом  императором  Александром III  принимала  у  себя  всех  офицеров  полка».  Харр., Глава 11: «От  слов,  камуфлирующих  истину,  следует  отказаться  в  пользу  таких  понятий,  которые  отражают  ис-тину  ясно,  просто  и  точно».  Совершенно  очевидно,  что  здесь  речь  идёт  об  ипостаси  взрослый.  И  это  оправдано  назначением  каждой  ипостаси.  Епархия  ипостаси  ребёнок – интим,  где  це-ломудрие  предполагает  непроницаемую  тайну.  Поэтому  так  естественно,  что  дети  лгут,  хитрят,  обманывают.  Жестокость  ребёнка  оправдана  борьбой  за  более  высокую  ступень  в  иерархии  и  за  самку.  Епархия  ипостаси  родитель – семья,  а  главное  в  семье:  не  выносить  сор  из  избы.  Это  объясняет  скрытность  и  лукавство  этой  ипостаси.  Каждая  ипостась  предполагает  общение  с  равной  себе.  Начало  трансакции это  выяснение  своей  роли  и  роли  собеседника,  определение  "кто  есть  кто".  Ипостась  взрослый  предполагает  общение  с  себе  подобной,  она  ничего  не  скрывает,  но  стремится  обнажить  истину.  Если  в  жизни  общественной  услышите  о  служебной  тайне,  о  коммерческой,  государственной  или  иной  какой-то  тайне,  знайте,  вас  хотят  обмануть.    

05.06.04.  
Отметили  Димочке  35  лет,
 без  него.  Они  празднуют  только  день  смерти  Христа.  Звонил  Славка,  обещал  забрать  меня  в  субботу,  а  в  воскресенье  вернуть.  Но,  думаю,  обманет.  Обычно,  я  угощаю  его  выпивкой,  а  он своими  похождениями.  Его  похождения  страшно  рассказывать,  это  ментовские  будни.  Работают  в  паре;  нужно  иметь  большое  доверие  друг  другу,  чтобы  со-вершать  такие  дела.  Ясп., С.450: «В  обществе  людей  господствует  не  только  справедливость,  но  и  власть,  которая  объявляет  свой  произвол  органом  справедливости  и  поэтому  всегда  основана  на  неправде».  С  этим  можно  и  нужно  согласиться.  Такие  слова музыка.  Если  учесть,  что  государство  враг  гражданина,  то  и  отношение  к  справедливости  у  них  противоположное,  и  поле  правовое  понимается  по-разному.  Ясперс  пишет  ровно  про  сегодня,  только,  может  быть,  несколько  устарела  терминология.  Его  за  это  и  знать  не  хотят,  обзывая  экзистенциалистом.  Процесс  познавания  самого  себя творческий  процесс.  А  он  нормально  и  логично  рассуж-дающий  человек,  притом  не  из  толпы.  «Человек  как  свобода,  незамкнутость – знак  его  свободы.  Каждое  животное обладает  своей  собственной,  пригодной  для  него  формой,  имеет  в  своей  ограниченности  и  свое  завершение  в  постоянно  повторяющемся  круговороте  живого».  Виды  вымирают  завершёнными  в  своём  развитии.  Человек  же  в  своём  развитии  незавершаем.  Ясперс  называет  это,  я  так  думаю,  незамкнутостью.  То  есть,  одно  из  свойств  человека – постоянное  совершенствование.  С.453: «Идея  равенства  всех  людей  совершенно  очевидно  неверна,  поскольку  речь  идет  о  характере  и  способности  людей  в  качестве  доступных  психологическому  иссле-дованию  существ». На  конкретный  старт  должны  допускаться  все  желающие – это  основа  де-мократии.  Должны  действовать  определённые  цензы,  включающие  запрет  на  те  или  иные  про-фессии  по  физическим,  физиологическим  и  умственным  показателям.   

06.06.04.  
Как  я  предполагал,  так  и  случилось.  Отношения  с  такими  непредсказуемыми  людьми,  конечно,  опасны  с  любой  точки  зрения.
  Но  когда  она  не  обманывает  и  приходит  на  наше  место,  то  природа  воспринимается  значительно  острее.  А  в  парке  прелестно:  зацвёл  шиповник.  И  я  понимаю  Омара  Хайяма, – тут  никто  не  устоит,  аромат  «обалденный».  Тонечка  осуждает  мои  эксперименты  с  авантюристами.  Затраты  невеликие,  а  время  и  мозг  заняты.
  [Можно,  однако,  выделить  два  крайних  взгляда:  физический  и  моральный.  Физическая  любовь,  лишенная  каких-либо  моральных  критериев,  по  моему,  называется  похотью.  Моральная  любовь,  исключающая  физические  отношения, – это  уважение,  потому  что  дружба  уже  предполагает  физическую  симпатию.  23.12.88.  Стара,  как  мир  истина:  сколько  не  повторяй  слово  халва,  во  рту  слаще  не  станет.  Товарищ  М. Куштанин  в  "Известиях"  от  16.12.88  (№ 351)  утверждает,  что  у  нас  уже  демократия  и  в  качестве  примера  приводит  Рязанский  завод,  где  в  избирательную  комиссию  были  выдвинуты  сразу  два  (2)  кандидата.  Я  не  знаю,  где  расположен  корпункт  товарища  Куштанина,  но,  видимо,  Рязанский  завод ближайший  к  нему,  где  отмечен  столь  демокра-тичный  феномен.  После  образования  Центральной  избирательной  комиссии,  что  произошло  до-вольно  внезапно,  думаю,  не  только  для  меня,  но  и  для  всего  Советского  народа,  я  с  не-терпением  ждал,  когда  же  приступят  к  образованию  избирательных  округов  и  соответствующих  комиссий.  Ибо  мне,  как,  вероятно,  и  многим,  хотелось  принять  самое  горячее  участие  в  их  формировании.  И  вдруг,  в  Ленинградской  Правде  от  16.12.88  (№ 288)  узнаю,  что  мне  пошли  навстречу  и  не  стали  утруждать  лишними  заботами. Всё  уже  решено  за  меня:  избирательные  округа  и  комиссии  созданы,  осталось  дождаться  весны,  чтобы  узнать,  кого  же  они  (комиссии)  изберут  депутатами  в  местные  и  высшие  советы.  

07.06.04. 
Не  страна,  а 
"черт  те  что".  Осуществлять  планомерную  деятельность  невозможно.  Всё  идёт  "абы,  как".  Теперь  Кирицев  надул.  А  сирень  в  полном  цвете  (
цвету).  Природа  ликует,  как  будто  человека  нет.  Не  хочется  поддаваться  мрачным  мыслям.  Харр., Глава 11: «Научить  транз-актному  анализу,  чтобы  он  сам  мог  оценивать  свои  транзакции».  Прежде  чем  начать  анализ  транзакции,  следует  понять  сущность  ипостаси  присущей  участникам  транзакции.  Процесс  пони-мания  ролей  участников  социального  контакта  необходимо  ведёт  к  самопознанию.  К  постепен-ному  пониманию  этого  процесса  и  должны  опытные  педагоги  подводить  учеников  с  младших  классов.  Учебная  транзакция  не  должна  маскироваться  конфликтной  ситуацией.  Разбор  конфлик-та  должен  проводиться  сначала  с  каждым  участником  отдельно.  Только  когда  есть  полная  уверенность  в  том,  что  конфликт  не  возгорится  вновь,  можно  приступить  к  анализу  ситуации  вместе,  с  присутствием  посредника.  «Психическое  равновесие».  Этот  термин  определяет  уровень  присутствия  взрослого  в  субъекте.  Мы  часто  слышим  слова:  "неуравновешенный  ребёнок".  На  самом  деле  некоторая  неуравновешенность,  не  распущенность,  естественна  для  ребёнка,  который  ещё  не  мог  познать  сущность  ипостаси  взрослого.  Естественна  неуравновешенность  и  для  родителя,  полного  забот  о  ребёнке.  И  только  ипостась  взрослого  гарантирует  психическую  урав-новешенность.  «Мы  не  можем  отречься  от  человеческого  общества,  насквозь  пронизанного  игра-ми».  Игры  свойственны  детям  в  процессе  познавания  окружающего  мира.  Со  временем  эти  игры  детей  становятся  более  жестокими – это  процесс  определения  своей  ступени  в  иерархии.  Играют  родители,  обучая  детей премудростям  жизни  в  человеческом  обществе.  Играют  и  взрос-лые,  разрешая  и  сглаживая  конфликты  между  участниками  социального  контакта.  Таким  обра-зом,  приходится  согласиться  с  автором:  играми  занято  не  менее  98%  населения  нашей  планеты.   

08.06.04. 
2:10.  Около  четырёх  приехал  Славка  и  забрал  меня  с  собой.
  Тонечка  не  возражала,  у  неё  была  своя  задумка.  Погода  продолжала  оставаться  хорошей,  но  ночью  испортилась:  дождь  и  холод.  Но,  тем  не  менее,  ночь  прошла  хорошо.  Приехал  домой,  а  Тонечка  в  «Семашке»  на  урологии.  Венера  проходит  по  диску  Солнца  с  девяти  до  пятнадцати.  Как  хочется  сразу  и  раньше  Тони,  но  естественным  путём.
  Ясп., С.454: «Господствовало  удовлетворенное  самодовольство,  в  котором  апостол  Павел,  Августин,  да  и  сам Кант  видели  проявление  характера  в  корне  испорченного  человека».  Состояние  самодовольства  не  достигается  самостоятельно,  этому  способствуют  окру-жающие.  Самодовольство  не  имеет  разума.  «Философская  вера  есть  вера  человека  в  свои  воз-можности,  в  ней  дышит  его  свобода».  В  этой  фразе  Ясперс  велик:  ни  тени  религиозности.  Мудрый  верит  в  человека  ищет  опору  в  себе:  Познай  самого  себя.  Слабый  верит  в  Бога,  не  надеясь  на  свои  силы:  Дай  Бог  нашему  теляти  волка  поймати.  С.456: «На  протяжении  тыся-челетий  философия  и  религия  в  союзе  или  противостоят  друг  другу  во  вражде.  Она  делает  предметом  своего  исследования  культ,  притязание  на  откровение,  притязание  на  власть  осно-ванного  на  религии  сообщества».  С  тех  пор,  как  возникла  религия,  она  являлась  главной  частью  власти,  но  также  и  главной  частью  культуры.  Религия  вызывает  недоумение  и  даже  неприязнь,  когда  начинает  претендовать  на  управление  науками.  Боги  Архимеда  не  вникали  в  его  научную  деятельность  и  не  мешали  ему.  А  вот  христианство  существенно  тормозило  просвещение,  понимая  свою  философскую  несостоятельность.  «Тот,  кто  полагает,  что  полностью  владеет  истиной,  уже  не  может  по-настоящему  говорить  с  другим – он  прерывает  подлинную  коммуникацию  в  пользу  того  содержания,  в  которое  он  верит».  Поэтому  так  трудно  говорить  с  людьми,  которые  утверждают,  что  верят  в  Бога.   

09.06.04. 
Удовлетворение  полное  и  продолжительное,  но  и  нагрузка  почти  не  по  силам.  Ещё  сейчас  ощу
-щаю  усталость.  У  Тони,  слава  Богу,  операция  плановая  и  прошла  успешно.  Уже  сегодня  ожи-даю  её  домой.  Ввязался  в  драку  с  «нечистой»  и  уже  не  сомневаюсь,  что  понесу  материальные  затраты,  а  не  выиграю  ничего.  С  нашим  государством  не  скучно:  то  разыгрывается  трагедия,  то  комедия.  При  чём,  разыгрывая  комедию,  государство  всегда  готово  превратить её  в  трагедию.  У  Миши  Сафонова  требуют  уплаты  налога  за  мотоколяску
(!),  которой  у  него  нет  уже  лет  15.  И  нет  сомнения,  что  могут  нервы  помотать  основательно.
  А  мне  в  этом  плане  везёт,  никаких  серьёзных  проблем  при  списывании  автосредств  не  возникало.  [Я  живу  в  г. Пушкине  и  попал  в  52-й  избирательный  округ.  Об  этом  я  сужу  по  косвенным  данным,  так  как  в  избирательной  комиссии  упоминается  Пушкинский  райпищеторг,  от  которого  в  избирательную  комиссию  избран  представитель.  Не  вызывает  ни  тени  сомнения,  что  после  того,  как  очевидно  дискредитировала  себя  советская  торговля,  никто  не  стал  бы  при  демократическом  обсуждении  выдвигать  или  поддерживать  кандидатуру  от  райпищеторга.  Этот  пример  я  привёл  не  в  осуждение,  но  как  иллюстрацию  фальсификации  демократии.  А  именно  в  избирательной  комиссии  гласность  и  демократия  необходимы,  как  нигде.  Именно  в  избирательной  кампании  гласность  и  демократия  становятся  синонимами:  нет  гласности,  значит,  нет  демократии,  а  нет  демократии,  естественно,  нет  и  гласности.  Что  и  произошло  с  образованием  избирательных  комиссий.  В  заключение  хочется  спросить,  где  черпают  информацию  корреспонденты,  подобные  Куштанину?  Ну,  пусть  он  приведёт  мне  пример  хоть  одного  собрания  по  созданию  избирательных  комиссий  в  Ленинграде,  хоть  один  пример  обсуждения  по  любому  избирательному  округу,  а  то  Рязанский  завод...  Поди  проверь.  А  ведь  так  хочется  хоть  кому-нибудь  верить!]    

10.06.04. 
2:11.  Гулять  не  ходил,  вру,  доходил  до  почты:  отправил  последнюю,  надеюсь,  подачку  «нечис
-той».  Тонечка  ещё  не  вернулась,  но  вечером  зашла  Л
*.  Во  Второй  мировой  можно  выделить  несколько  отдельных  войн.  Так  Германия  вела  одну  войну  против  Запада  за  сферы  влияния,  другую,  против  СССР,  на  уничтожение.  И  даже  непросвещённый  взгляд  на  документальные  кадры  заметит  разницу  в  ожесточённости  и  неистовости  этих  войн.  Маннергейм: «В  моей  личной  жизни  в  это  время  произошли  перемены:  в  1892 году  я  сочетался  браком  с  госпожой  Анастасией  Араповой.  Ее  отцом  был  генерал-майор  Николай  Арапов,  входивший  в  Свиту  Его  величества.  В  прошлом  он  также  был  кавалергардом.  В  1894 году  скончался  могущественный  император  Александр III,  а  вскоре  в  Москве  состоялось  торжественное  коронование  Николая II  и  импера-трицы  Александры  Федоровны,  куда  на  весь  месяц  были  командированы  и  все  кавалергарды».  Харр., Глава 11: «Если  мы  не  хотим,  чтобы  зло  взяло  верх,  мы  должны  противопоставить  ему  добро».  Т. Харрис  не  хочет  проследить,  что  является  источником  зла.  Фрейд  определил,  что  источником  зла  являются  инстинкты,  связывающие  нас  с  Природой.  Инстинкты  Фрейд  опре-делил  термином  Оно,  а  мы  установили,  что  Оно  формируется  ипостасями  ребёнок  и  родитель.  Тот  же  Фрейд  говорил,  что  развитие  человечества  будет  идти  по  пути  освобождения  от  ин-стинктов.  Но  каких  инстинктов?  Не  откажемся  же  мы  от  детей  и  родителей!  Человечество  должно  освобождаться  от  инстинктов,  противоречащих  общепринятым  нормам  морали.  Глава 12: «Моральный  выбор:  поступить  правильно  или  неправильно».  Выше  говорится,  что  поступая  так  или  иначе,  мы  ориентируемся  на  общепринятые  моральные  нормы.  Вне  семьи,  вне  интима  человек  обязан  придерживаться  моральных  норм  и  правил.  В  семье  порядок  поведения  уста-навливает  родитель.  В  интиме  понятия  морали  отсутствуют.    

11.06.04. 
Ездил  в  банк,  кое-что  уточнил.  Вот  место:  от  Витебского  вокзала  не  более  1000 м,  а  добираюсь  более  часа.  Л
*  обманула,  но  и  сама  не  воспользовалась.  Одно  слово:  дура.
  Маннергейм: «Перед  императором  на  коне  и  его  блестящей  свитой  гарцевал  первый  эскадрон  кавалергардов,  где  я  исполнял  обязанности  командира  первого  взвода.  Обе  императрицы  ехали  в  изумительных  празд-ничных  экипажах,  запряженных  восьмерками,  за  ними  следовали  двадцать  карет,  запряженных  шестью  и  четырьмя  лошадьми.  Балконы  над  улицами  были  заполнены  празднично  одетым  на-родом.  На  возвышении  в  красивой  Грановитой  палате  был  накрыт  стол  для  царственной  пары  и  вдовствующей  императрицы,  их  обслуживали  преимущественно  самые  высокопоставленные  лица  двора,  люди  весьма  престарелые.  Трясущимися  руками  они  подносили  закуски  и  напитки  на  царский  стол,  вокруг  которого  в  почетном  карауле  стояли  офицеры-кавалергарды  с  обна-женными  палашами».   Ясп., С.459: «Культ – акт  сообщества,  молитва – действие  отдельного  человека  в  его  одиночестве». Религиозный  культ  означает  насилие,  он  не  мыслим  без  наказания.  Для  реализации  сильной  власти  требуется  единобожие  как  оправдание  этого  насилия.  В  усло-виях  многобожия  всегда  можно  просить  защиты  у  этого  бога  от  того.  Ещё  раз  хочу  под-черкнуть,  что  я  не  берусь  полемизировать  с  Ясперсом.  Моя  задача  состоит  в  том,  чтобы  изложить  свои  мысли,  которые  возникают  при  чтении  философа.  «Уже  в  Новом  завете  Иисус,  призывавший  не  оказывать  сопротивления  и  учивший  этому в  Нагорной  проповеди,  говорит:  Не  мир  пришел  я  принести, но  меч.  Устанавливается  альтернатива,  следовать  за  ним  или  нет:  Кто  не  со  Мною,  тот  против  Меня».  Ленин  любил  повторять  эту  фразу:  Кто  не  с  нами,  тот  против  нас.  Я  не  собираюсь  развенчивать  религию,  это  уже  проделали  до  меня  многие  мудрые  люди.  Обидно,  что  с  этим  вопросом  носятся  до  сих  пор  и  довольно  умные  философы.   

12.06.04. * 
Вернулась  из  больницы  Тонечка.  Соскучилась  по  ругани  и  набросилась  просто  так – сама  приз
-налась,  что  придраться  не  к  чему,  всё  блестит.  Получил  информацию,  что  с  15-го  меня  госпита-лизируют.  Чувствуется,  что  Тонечка  недовольна,  но  чем,  понять  не  могу.
  Я  думаю,  женщина  ча-сто  сама  не  может  объяснить  мотивы  своего  недовольства.  [05.02.89. «Уважаемая  ЦИК  (Централь-ная  избирательная  комиссия)!  Я  хочу  выразить  вам  сочувствие  и  признательность,  ведь  ваша  ра-бота  в  этом  году  трудна  и  ответственна,  как  никогда:  надо  же  сделать  вид...  и  в  то  же  время  сохранить...  Только  исходя  из  этого  я  позволю  себе  несколько  замечаний.  1. В  Известиях  от  24.01.89  № 24  пишут,  что  24 января  заканчивается  выдвижение  кандидатов  в  народные  депута-ты,  и  тем  самым  рискуют  вызвать  на  себя  гнев  избирателей,  ибо  многие  из  них  даже  не  подо-зревают,  что  существуют  окружные  избирательные  комиссии,  тем  более,  где  они  расположены  и  как  функционируют.  Для  примера  возьмём  Колпинский  избирательный  округ  № 52  (по  Ленингра-ду).  Я  обратился  с  вопросом  к  секретарю  исполкома,  где  находится  и  как  создавалась  наша  ок-ружная  избирательная  комиссия,  и  она  (учитесь,  как  надо  отвечать!)  рассказала  о  составе  изби-рательной  комиссии,  что  можно  было  прочесть  во  всех  ленинградских  газетах.  Никакой  лишней  информации.  Вы  можете  резонно  возразить,  что,  кто  ищет,  тот  всегда  найдёт.  Но  горячие  голо-вы  из  радикально  настроенной  молодёжи  и  студентов  скажут  что  плоха  та  комиссия,  которую  нужно  искать,  ведь  ваша  ЦИК  не  прячется!  2. По  нашему  округу  все  трудовые  коллективы  подряд,  единодушно,  не  сговариваясь,  выдвигают  товарища  Ходырева.  С  этим  я  совершенно  сог-ласен,  ибо,  кто  ещё  может  быть  нашим  депутатом,  если  не  председатель  Ленгорисполкома! Но  зачем  же  так  откровенно  убирать  других  кандидатов.  Ведь  тогда  придётся  голосовать  за  одного  Ходырева,  и  тогда  у  нас  опять  исчезнет  и  так  довольно  призрачная  видимость  демократии».    

13.06.04. 
В  этом  году  обстоятельства  сложились  так,  что  в  самое  благоприятное  время  для  встреч  наступило  время  отпуска.  Теперь  вся  надежда  на  то,  что  моё  пребывание  в  санаторке  будет  дольше,  чем  отпуск.  Но  на  это  надежд  мало.  Придётся  смириться  с  решением  судьбы.  Потерял  паспорт  на  квартиру.  Всё  надо  начинать  с  начала.  Одна  надежда  на  новые  неожиданные  деньги.
  Маннергейм: «Однако  праздничная  коронация  получила  ужасное  продолжение.  Через  два  дня  ка-валергарды  были  подняты  по  тревоге.  Вскоре  случившееся  получило  свое  объяснение.  Мимо  нас  проехал  большой  караван  открытых  телег,  из-под  покрывал  свешивались  безжизненные  руки  и  ноги.  На  близлежащем  Ходынском  поле  произошло  ужасное  несчастье.  Толпы  людей  устреми-лись  к  палаткам,  где  раздавали  прохладительные  напитки  и  маленькие  сувениры.  Началась  паника,  людей  сбивали  с  ног  и  затаптывали  насмерть.  Говорили,  что  погибло  около  двух  тысяч  человек.  Катастрофа  на  Ходынке  стала  как  бы  пророчеством  для  несчастного  правления  Николая II.  Это  сравнимо  лишь  с  фейерверком  в  честь  обручения  Людовика XVI  и  Марии  Антуанетты,  который  также  привел  к  многочисленным  жертвам».  Харр., Глава 12: «Реальность,  осознаваемая  посредством  изучения  истории  и  наблюдения  за  человеком,  является  также  средством  формиро-вания  мировоззрения».  Нам  важно  знать,  что  мировоззрение  формируется  внутренним  Я,  а  излагается  внешним  Я.  Потому  и  прав  был  Тютчев  когда  говорил,  что  мысль  изречённая  есть  ложь,  это  его  очень  точное  психологическое  наблюдение,  ибо  внутреннее  Я  и  внешнее  Я – со-вершенно  разные  люди.  А  что  способствует  формированию  мировоззрения  нас  здесь  не  интере-сует,  этот  вопрос  мы  рассмотрим  в  соответствующем  разделе.  Хотя  бесспорно,  что  на  формиро-вание  мировоззрения  влияют  и  общепринятые  нормы  поведения.  А  мораль  и  нравственность  не  вдруг  воспринимаются  толпой,  требуется  время  и  приёмы  управления  массами.     

14.06.04.  
Ходил  на  почту.  От  «нечистой»  получил  уже  приглашение  на  Рено.  Готовлюсь  к  самоизоляции,  но  продолжаю  также  и  хлопоты  по  приватизации.  Других,  покамест  нет.  Миша  обещал  заехать,  забрать  шмотки.  Нам  дали  двухместную  палату
,  это  в  красном  здании,  где  раньше  был  детский  корпус.  Это  и  хорошо  и  плохо:  Света  будет  постоянно  «ошиваться»  у  нас.
  Палата  просторная,  светлая,  одно  слово,  для  VIP-персон.  Ясп., С.465:  «Воля  к  власти  становится  основным  факто-ром  этой  религиозной  действительности,  которая  при  своем  возникновении  не  имела  ничего  общего  с  властью.  Притязание  на  мировое  господство – следствие  притязания  на  исключитель-ность  истины.  Проявляется  стремление  к  абсолютности,  к  преследованию  сторонников  других  убеждений,  к  агрессивному  признанию  своей  приверженности  истинной  вере,  к  инквизиторской  проверке  убеждений  других  людей.  Но  с  основанным  на  Библии  притязанием  на  исключитель-ность  дело  обстоит  совсем  не  так.  По  своей  природе  и  сущности  оно  все  время  стремится  опе-реться  на  могущественные  институты  и  всегда  готово  вновь  зажечь  костры  для  еретиков».  Вот  Ясперс  обнажил  звериную  сущность  религии,  а  несколько  страниц  ниже  и  выше  этого  пассажа  расшаркивается  перед  нею  в  комплиментах.  Я  готов  признать  значение  Библии,  но  только  в  полной  изоляции  от  религиозного  антуража.  С.465: «Нетерпимость  против  нетерпимости  (но  то-лько  против  нее)  неизбежна,  нетерпимость  против  притязания  на  исключительность  необходима  в  тех  случаях,  когда  данная  вера  проповедуется  не  только  для  того,  чтобы  проверить  ее  по-средством  других  идей,  но  стремится  к  принуждению  посредством  закона,  школьного  образова-ния  и  т. д.».  Христианству  и  исламу  нужно  противостоять.  Эти  две  религии  крайне  агрессивны,  а  порою,  просто  бесчеловечны.  Тем  более  грустно  видеть,  как  наша  страна  погружается  в  религиозный  мрак.  А  претензии  наших  попов  на  академические  звания  смешат  и  удивляют.    

15.06.04. 
День  прошёл  в  сборах.  Расстался  с  Никитенко,  уточнил  расписание  работы  ПИБа.  Ощущаю  предстартовое  волнение.  Смена  обстановки  необходима.
  Но  главное,  близость  к  Природе:  помыл  харьку  и  в  парк.  А  там памятные  места  почти  везде,  где  можно  уединиться  и  расстелить  подстилку.  Да  и  сама  Природа  в  июне  ещё  благоухает.  [«3. Именно  протестуя  против  п. 2,  жители  Колпино  хотели  собраться  и  выдвинуть  другого  кандидата  (см. Известия  № 21),  но  исполком  им  запретил.  Конечно,  это  было  сделано  правильно,  но  излишне  откровенно.  А  можно  добиться  того  же,  но  вполне  демократичным  методом:  сейчас  свирепствует  эпидемия  гриппа,  и,  исходя  из  гуманных  соображений  можно  запретить  все  и  всяческие  сборища.  В  заключение  хочу  пожелать  вам  дальнейших  успехов  в  вашей  многотрудной  работе.  Не  поду-майте,  что  я  критиковал  вас,  это  просто  дружеские  советы,  если  позволите,  единомышленника.  Имея  в  виду  вашу  занятость,  на  ответ  не  рассчитываю.  Пенсионер-философ,  М. О. Погостов» 13.02.89. «Уважаемые  товарищи!  Многие  из  вас,  наверное,  смотрят  в  19:00  по  первой  программе  актуальную  сейчас  передачу  под  рубрикой  «власть  советам».  Наличие  этого  лозунга  говорит  об  отсутствии  этой  власти  у  советов  сегодня.  Одним  из  условий  существования  советов  являются:  земля – у  тех,  кто  её  обрабатывает;  предприятия – у  тех,  кто  на  них  работает;  банки – у  народа.  А  что  же  мы  имеем  на  самом  деле?  Земля  у  Агропрома,  единственная  советская  республика – Эстония  реализовала  этот  ленинский  декрет.  Предприятия  принадлежат  соответствующим  министерствам  и  ведомствам.  Первые  же  робкие  ростки  социализма – производственные  кооперативы  железной  хваткой  держат  за  горло  исполкомы.  Банки,  вместо  того,  чтобы  поощрять  хозяйственную  инициативу  и  способствовать  становлению  социалистических  отношений,  в  руках  министерства  финансов  стали  орудием  давления  и  диктата».]  

16.06.04. 
Со  вчерашнего  дня  я  в  санаторке:  большая  двухместная  палата,  молодая  и  красивая  врач.
  Молодая  и  красивая  для  женщины  синонимы,  за  редким  исключением.  Беда,  если  женщина  считает  себя  молодой  в  пику  мнению  окружающих.  С  Мишей  отметили  прибытие.  Харр., Глава 12: «Потребность  в  системе  моральных  ценностей».  Система  моральных  ценностей  складывалась  тысячелетиями,  это  продукт  житейской  мудрости  и  здравого  смысла.  В  определённом  смысле  сохранению  моральных  норм  и  высокой  нравственности  способствует  религия.  Но  и  в  этом  случае  она  остаётся  прислужницей  власти,  ибо  помогает  удерживать  массы  населения  в  узде.  Кого  же  призваны  ограничивать  моральные  нормы  и  нравственные  принципы?  Взрослого  законы  не  ограничивают,  его  ограничивает  знание  и  понимание  морали.  Законы  направлены  на  то,  чтобы  подчеркнуть,  что  эти  инстинкты  несовместимы  с  общественными  институтами,  и,  в  случае  необходимости,  пресекать  проявление  этих  инстинктов.  Таким  образом,  можно  сказать,  что  законы  направлены  против  Оно,  то  есть  против  детишек-шалунишек  и  любвеобильных  родителей.  Но  об  этом  говорил  уже  Спиноза,  правда,  рассматривая  проблему  в  несколько  ином  ракурсе.  Проблема  существовала  всегда,  только  теперь  её  стали  изучать  и  рекомендовать  снадобья.  «Соблюдения  морального  принципа – доверия  к  сообщаемым  ученым  открытиям». Это  очень  важный  принцип,  но,  к  сожалению,  основную  массу  потребителей  составляют  дети  и  женщины  (родители),  которые  по  природе  своей  очень  доверчивы  и  легко  увлекаются  не-вразумительной  терминологией  и  сверхъестественными  сказками  шарлатанов.  Взрослому  образо-ванному  человеку  достаточно  хорошо  известна  устоявшаяся  научная  терминология  из  различных  областей  знания,  и  он  сразу,  только  по  этому  признаку  распознаёт  шарлатана.  Кроме  того,  взрослый  понимает,  что  такое  внутренняя  непротиворечивость.    

17.06.04. 
Постоянно  пропадают  важные  документы,  вот  и  сейчас  паспорт  на  квартиру,  заказал  новый  в  ПИБе,  при  этом  чуть  не  вымок.
  Успел  добежать  до  конторы,  а  пока  там  канителился,  дождь  прошёл.  Наладить  регулярные  прогулки  мешает  погода.  Ясп., С.465: «Притязание  на  исключи-тельность – дело  людей и  не  основано  на  воле  Бога,  открывшего  людям  много  путей  к  себе».  Здесь  Ясперс  напускает  туману,  позволяя  думать,  что  он  не  отрицает  Бога.  Собственно,  я  не  против  этого  термина,  но  хочу,  чтобы  он  был  ясен.  На  нашей  планете  Земля  Богом  является  для  меня  Природа,  за  пределами  Земли  Богом  я  почитаю  Всемирный  Разум.  И  для  меня  "торг  здесь  неуместен".  С.446: «Мы  видим  человеческое  тело  в  его  ни  с  чем не  сравнимом  выра-жении».  Во-первых,  мы  судим  с  точки  зрения  человека.  Вполне  вероятно,  что  с  точки  зрения  лягушки,  человек  выглядит  прямым  уродом.  Во-вторых,  попробуйте  одеть  его  в  шерсть  и  вы  увидите,  что  любить  его  будет  только  настоящая  женщина,  подсознание  которой  ещё  хранит  память  о  происхождении.  «Вопрос  о  различии  между  человеком  и  животным  (а  тем  самым  и  вопрос  о  становлении  человека),  быть  может,  наиболее  волнующий  вопрос».  Для  меня  это  не  вопрос:  наличие  разума.  Вот,  почему  в  ряду  подобных  видов  животных  разум  объявился  только  у  человека?  Как  рано  человек  понял,  что  имеет  разум?  С.467: «Можно  рискнуть  заметить, что  в  Библии,  если  брать  ее  в  целом,  все  встречается  в  полярности.  В  конечном  итоге  для  каждого фиксирования  идеи  в  слове  можно  найти  противоречащее  ему  высказывание».  Это  является  очевидным  доказательством  того,  что  Библию  писали  люди,  причём  разные  люди,  в  различных  эмоциональных  состояниях.  Не  видеть  этого  может  только  слепой,  дурак  или  негодяй.  «Трудно  вообразить,  что  может  занять  ее  (библейской  религии)  место».  Риторический  (праздный)  вопрос:  подавляющее  большинство  населения  планеты  обходятся  без  этой  религии.   

18.06.04.   
Оплатил  изготовление  паспорта. 
В  санаторку  поступила  партия  термометров,  которые  постоянно  показывают  температуру  36.6°Желая  помочь,  испортил  шесть  термометров:  погрузил  в  кипяток.  Приходил  Л. Р.,  сегодня  обещал  навестить  капитально.  Скучаю  без  вдохновительного  общения.
  [«Из  выдвинутых  кандидатов  только  председатель  Ленгорисполкома  т. Ходырев  имеет  реальную  возможность  передать  власть  советам  в  Ленинграде  или,  в  качестве  эксперимента  (видимо,  ещё  не  созрели  для  свободы),  в  одном  из  его  районов.  Однако,  т. Ходырев  не  делает  это,  несмотря  на  то,  что  после  27-го  съезда,  провозгласившего  революционную  перестройку,  прошло  уже  три  года.  Здесь  можно  предположить две  причины:  или  т. Ходырев  не  может  передать  власть,  тогда  ему  нечего  делать  в  верховном  совете,  либо  он  не  хочет  это  делать,  тогда  тем  более  ему  не  место  в  народном  парламенте.  Таким  образом  как  кандидат  т. Ходырев  не  выдерживает  кри-тики.  Исходя  из  этого,  предлагаю  вычёркивать  всех».  (Уже  в  этом  выступлении  сквозит  идея  МСУ  и  голосование  против  всех.)  05.03.89.  Митинг  в  г. Пушкине.  «Товарищи!  Ни  у  кого  из  вас  не  вызывает  сомнения,  что  Перестройка  есть  не  что  иное,  как  революция.  А  революция – это  ответственный  момент  в  истории  народа,  для  истории  народа.  Те  же  чувства  обуревают  нас,  что  и  революционеров  17-го.  Такие  же  страсти  кипят  в  народе,  что  и  в  период  Октября.  Но  если  в  17-ом  было  ясно  видно,  где  друг,  а  где  враг,  где  революция,  а  где  контрреволюция,  то  сейчас  все – и  враги,  и  сторонники  голосуют  за  Перестройку.  Как  же  отличить  своих  от  чужих?  В  своё  время  Ленин  говорил,  что  отношение  к  революции  проверяется  отношением  к  Советам.  Давайте  и  мы  попробуем  оперировать  этим  инструментом,  попробуем  разобраться,  кто  за  Перестройку,  а  кто  об  этом  только  говорит.  Народ,  здесь  присутствующий,  конечно  же  не  тот,  что  в  17-ом  году,  и  вам  будет  гораздо  легче  разобраться,  где  дела,  а  где  фразы».  

19.06.04. 
Получил  паспорт  на  квартиру.  Вернулся  в  санаторку  прямо  к  обеду.  Сафоновых  уже  не  было.  Потом  с  Лёней  хорошо  поддали.  Он  проводил  меня  почти  до  дому.
 
Маннергейм: «Командир  кавалергардов  генерал  фон  Грюнвальд  предложил  мне  очень интересное  назначение  в  император- кие  конюшни.  Я  не  мог  отказаться  от  соблазна  потратить  какое-то  время  на  свое  пристрастие лошадей,  а  в  императорских  конюшнях  их  было  около  двух  тысяч!  Для  бедного  молодого  офице-ра  также  много  значили  жалованье  полковника  и  собственная  квартира  в  одном  из  самых  пре-стижных  районов  столицы».  Харр., Глава 12: «Накопление  прошлых  достижений  и  фиксация  каж-дого  успеха».  Это  и  есть  здравый  смысл  и  житейская  мудрость.  Ещё  раз  с  удовольствием  отме-чаю,  что  Харрис  следует  за  нашими  рассуждениями.  Конечно,  фиксация  нравственных  принци-пов  могла  осуществляться  только  взрослым.  Поэтому,  логично  признать,  что  на  определённом  этапе  становления  моральных  начал, во  власти  могли  находиться  мудрецы.  Что,  собственно,  и  демонстрирует  нам  История  Древней  Греции.  Да,  именно  там  и  следует  искать  начала  начал.  Не  устаю  восхищаться  древними  греками – они  сделали  всё,  чтобы  человечество  развивалось  успешно.  «"Можно"  и  "нужно" – понятия  Родителя».  Я  считаю  своим  приоритетом  для  распозна-ния  ипостаси  применять  модальность:  ребёнок – не  хочу,  не  буду;  родитель – надо,  нельзя;  взро-слый – следует,  согласен.  Это  единственно  верный  способ  определить,  с  кем  говоришь.  «Идея  о  важности  личности – это  моральное  представление».  Понятие  личность,  как  и  любовь,  во  всех  языках  многогранно  и  многозначно.  Мы  с  Бердяевым  остановились  на  том,  что  личность – понятие  публичное,  это  субъект  в  ипостаси  взрослый,  он  творчески  свободен,  не  нуждается  в  законах  ибо  его  нравственный  уровень  гораздо  выше  этих  законов.  Харрис  же  имеет  в  виду  тривиального  обывателя,  обладающего  совокупностью  определённых  гражданских  прав.    

20.06.04. 
Из  дому  на  почту  и  к  Цветковым.  От  них  в  санаторку  и  спать.  Света  очень  своевольная  и,  я  бы  сказал,  злая.  Человек  рождается  со  всеми  начатками  зла  и  пороков.  Иногда,  к  счастью  для  него,  он  некоторых  своих  пороков  просто  не  знает.  Он  совершенствуется  в  борьбе  со  своими  пороками.
  Самопознание  тем  полезнее,  чем  раньше  наступает.  Ясп., С.473: «Значение  культа,  об-рядов,  празднеств,  догматической  достоверности  священников  теряется  при  философском  рассмо-трении.  Следует  ли  считать  это  веским  возражением  против  философии  вообще?»  Поразитель-ный  вывод!  Напомним,  что  философствование – это  естественное  состояние  разума.  То  есть,  воз-ражать  можно  сколько  угодно,  но  философия  будет,  пока  существует  разум.  А  то,  что  религия  не  выдерживает  философской  критики,  известно  давно.  «Философия  не  может  дать  человеку  то,  что  дает  ему  религия».  При  всём  моём  уважении  к  Ясперсу  не  могу  удержаться:  какая  это  чушь!  Религия  занимает  то  место  в  голове,  где  должен  быть  мозг.  Религия  не  конкурирует  с  разумом,  она  заполняет  те  пустоты  в  голове,  где  разум  отсутствует.  «Способность  принимать  на  веру  даже  самый  грубый  абсурд  поразительным  образом  увеличилась  в  современном  человеке.  Он  так легко  поддается  суеверию.  Но  там,  где  есть  суеверие,  победить  может  только  вера,  не  наука».  Это  как  бы  клин  клином.  Я  считаю,  что  лучше  ликбез.  Такой  неудержимый  рост  на-селения  Земли  позволяет  вовсе  отойти  от  какой-либо  религии,  если  бы  скорость  роста  просве-щения  соответствовала  скорости  роста  населения.  С  суеверием  может  покончить  только  образова-ние  и  науки.  «Сознательное  лицемерие  тех,  кто  по  своему  духу  превосходит  остальных,  служит – как  полагал  Платон – условием  формирования  масс».  Платон,  оказывается,  давно  ответил  на  вопрос,  что  может  заменить  библейскую  религию.  Что  определяет  религию:  культ,  обряды,  пастырь,  паства.  Всё  это  было  в  Германии  Гитлера  и  разворачивалось  на  глазах  Ясперса.   

21.06.04.  
Ничего  не  происходит.  Получаю  удовлетворение  только  от  сновидений.  Самые  частые  из  них:  море,  большие  комнаты,  приятные  партнёры.
  Это  значит:  Зеленоградск,  детство  в  больнице,  любовь.
  [«За  власть  Советам  кричат  и  свои  и  чужие.  Но  вот  ключ  к  разгадке:  одни  требуют  передать  власть  Советам,  а  другие  стремятся  эту  власть  сохранить.  То,  что  власть  у  Советов  отсутствует,  не  вызывает  сомнения  ни  у  кого.  "Аргументы  и  факты"  в  каждом  номере  на  второй  странице  печатают  лозунг  "Вся  власть  Советам",  если  бы  таковая  у  них  была,  не  было  бы  нужды  об  этом  говорить.  Телевидение  по  первой  программе  в  19:00  ввела  ежедневную  рубрику  "Власть  Советам",  то  есть,  они  тоже  согласны,  что  власти  у  Советов  нет.  Видные  пуб-лицисты  говорят  со  страниц  газет  и  журналов,  с  экранов  телевизоров  о  необходимости  реани-мации  Советской  власти  и  приводят  яркие  примеры  её  паралича.  М. С. Горбачёв  говорит  о  восстановлении  Советской  власти  в  стране.  В. Я. Ходырев  говорит  о  её  воссоздании  в  Ленин-граде.  Если  кто  ещё  сомневался  в  отсутствии  Советской  власти,  то  теперь,  надеюсь,  последние  сомнения  развеяны.  Прошу  иметь  в  виду,  что  имеющие  власть  часто  называют  её  советской – это  заведомая  ложь.  Кому  же  реально  принадлежит  власть?  Кто  же  её  узурпировал?  А  иначе  это и  не  назвать.  Ведь  наше  социалистическое  отечество  мыслилось  Советским.  Если  мы  ответим  на  эти  вопросы,  мы  сразу  же  увидим  тех,  кто  против  передачи  власти  Советам.  И  хотя  я  не  сомневаюсь,  что  вы  сами  догадались,  я  всё  же  скажу.  Власть  принадлежит  тем,  кто  принимает  решения.  А  кто  же  у  нас  принимает  решения?  Наверху – это  министерства  и  ведомства,  а  пониже – исполкомы.  Вот  кто  сплошь  и  рядом  творит  произвол  и  насилие,  произвол  экономический  и  насилие  нравственное,  вот  кто  никогда  добровольно  не  уйдёт  в  отставку,  вот  кто  до  последнего  вздоха  будет  цепляться  за  рычаги  власти».  

22.06.04. 
Света  уехала  в  Питер,  и  мы  с  Мишей  расслабились.
  Я  её  едва  переношу,  и  то  только  потому,  что  она  жена  Михаила.
  Света,  как  назойливый  ребёнок,  постоянно  путается  под  ногами.  Иногда  задумываюсь,  чувствует  ли  Миша  моё  отношение  к  Светке.  Харр., Глава 12: «Тейяр  де Шарден  писал:  "Человек  будет  стремиться  к  познанию  до  тех  пор,  пока  им  будет  руководить  страстный  интерес.  Интерес  этот  зависит  от  допущения,  которое  невозможно  строго  научно  доказать,  что  этот  мир  подчиняется  определенному  порядку"».  Нам  известно,  что  это  один  из  базовых  инстинктов  животного – поиск  новых  мест  обитания.  Но  только  человек  поднял  этот  животный  интерес  до  уровня  познания  окружающего  мира.  Законы  мироздания  потому  и  называются  законами,  что  они  определяют  последовательность  и  логику  событий.  «Бертран  Рассел:  "Я  ценен,  ты  ценен"».  Это  констатация  того,  о  чём  мы  говорили  выше.  О  личности  здесь  речи  нет.  «Я – личность.  Ты – личность.  Но  в  отсутствие  тебя  я  не  являюсь  личностью,  поскольку  лишь  наличие  другого  человека  делает  возможным  существование  языка,  только  язык  делает  возможным  мышление  и  лишь  мышление  определяет  человеческую  природу».  С  этим  мы  согласны:  человек  проявляет  себя  в  транзакции.  Но  принимать  участие  в  социальных  контактах  может  кто  угодно,  но  личностью  является  далеко  не  каждый.  И  тот,  кто  в  одних  обстоятельствах  проявляет  себя  как  взрослый  в  других  условиях  может  оказаться  ребёнком  или  родителем.  То  есть,  личность – понятие  тоже  ситуативное,  нельзя  требовать  от  человека  постоянной  серьёзности.     «Приняв  эту  идею,  мы  становимся  ответственны  друг  за  друга.  Такая  ответственность – высшая  цель  всех  людей.  Первое  ее  следствие:  не  убивайте  друг  друга».  Известно,  что  эта  заповедь  провозглашена  давно, но  не  известно,  чтобы  люди  стремились  её  исполнять.  Везде,  где  есть  люди,  там  убивают.    

23.06.04. 
Плохая  погода,  сонливо.
  Я  просто  удивляюсь  на  себя,  никогда  не  предполагал,  что  можно  так  сильно  реагировать  на  погоду.  Помнится,  когда  тёща  жаловалась  на  погоду,  я  посмеивался  про  себя.
  Ясп., С.474:  «Общение  людей  открыло  нам  помимо  Библии  две  другие  важные  сферы  религии:  Упанишады  и  буддизм  в  Индии,  учения  Конфуция  и  Лао-Цзы  в  Китае.  Мыслящему  человеку  с  открытой  душой  не  может  остаться  недоступной  исходящая  оттуда  глубина  истины,  где  бы  она  ни  звучала.  Душа  стремится  расшириться,  достигая  безграничного».  Мы  уже  уста-новили,  что  душа – это  разум.  Философствуя,  мы  познаём,  познание  формирует  наше  мировоз-зрение.  Как  правильно  заметил  философ,  здесь  нет  места  для  Бога.  Философия  для  обозначения  тех  или  иных  категорий  использует  мифологические  образы,  особенно  это  проявляется  в  восточных  мировоззрениях.  С.475:  «Без  авторитета  жизнь  людей  невозможна.  Церкви  признают  необходимость  вести  за  собой  массы.  В  силу  своего  притязания  на  всеобъемлющую  истину  они  требуют  права  на  контроль  над  действиями  отдельного  человека  и  на  руководство  общественной  деятельностью  людей».  Без  авторитета  не  могут  жить  люди,  которые  ещё  не  порвали  пуповину,  связывающую  их  с  животными.  «Философская истина – не единственная  в  мире».  Истина  может  быть  абсолютная  и  относительная  (частная).  Смысл  жизни  человечества  заключается  в  постиже-нии  истины.  При  открытии  относительной  истины  человек  испытывает  наслаждение.  Истинное  наслаждение  доступно  только  разуму.  С.483: «Сократ  отстранился  от  демонов,  чтобы  следовать  своему  даймониуму,  а  в  нем – требование  божества».  Я  не  сомневаюсь,  что  Сократ  был  ате-истом,  меня  в  том  убедило  всё,  что  я  читал  о  нём  и  связанное  с  ним.  Всякий  раз,  когда  он  говорил  о  демоне,  предупреждающем  его  от  опрометчивого  шага,  он  имел  в  виду  своё  внут-реннее  Я.  Суждение  Ясперса  на  этот  счёт  я  игнорирую,  простите.    

24.06.04. 
Появился  Филимонов.  Ходил  в  сберкассу  за  подкреплением.
  Хотя  особых  затруднений  в  деньгах  я  не  испытываю,  но  должно  отметить,  что  в  санаторке  их  оборот  значительно  увеличивается.  Сказывается  некоторое  соревнование  с  Мишей.  Мальчишеский  задор.  Под  дождь  не  попал.  Даже  в  мелких  вопросах  судьба  оберегает  меня.
  [«Одним  из  главных  условий  существования  Советов  являются:  земля  у  тех,  кто  её  обрабатывает,  предприятия  у  тех,  кто  на  них  работает,  банки  у  народа.  А  что  же  мы  имеем  на  самом  деле?  Земля  у  Агропрома,  единственная  Советская  республика – Эстония  реализовала  этот  Ленинский  декрет.  Предприятия  принадлежат  соответст-вующим  министерствам  и  ведомствам.  Первые  же  робкие  ростки  социализма – производственные  кооперативы  железной  хваткой  держат  за  горло  исполкомы.  Банки,  вместо  того  чтобы  поощрять  хозяйственную  инициативу  и  способствовать  становлению  социалистических  отношений,  в  руках  Министерства  финансов  стали  орудием  давления  и  диктата.  Из  представленных  к  регистрации  кандидатов  только  председатель  Ленгорисполкома  товарищ  Ходырев  имеет  реальную  возможность  передать  власть  Советам  в  Ленинграде  или,  в  качестве  эксперимента,  в  одном  из  его  районов.  Однако,  товарищ  Ходырев  не  делает  это,  несмотря  на  то,  что  после  27-го  съезда,  провоз-гласившего  революционную  Перестройку,  прошло  уже  три  года.  Здесь  можно  предположить  две  причины:  или  товарищ  Ходырев  не  может  передать  власть,  тогда  ему  нечего  делать  в  Верховном  Совете,  либо  он  не  хочет  делать  это,  тогда  тем  более  ему  не  место  в  Народном  Парламенте.  Таким  образом,  как  кандидат  товарищ  Ходырев  не  выдерживает  критики.  Я  понимаю,  что  одним  этим  выступлением  всего  не  изменить.  Но  в  одном  я  твёрдо  убеждён,  что  вы  все,  принимающие  участие  в  первых  выборах,  а  демократическими  их  пока  что  назвать  нельзя,  будете  выбирать:  или  движение  вперёд,  или  застой».]   

25.06.04.  
Человек  рано  умирает  из-за  лени
,  из-за  лени  физической.  Моя  лень  совсем  иного  рода,  она  способствует  мыслительной  деятельности.  Сдали  документы  на  приватизацию.  Надеемся,  что  это  наш  последний  заход.  Чиновник  агентства  наглый  до  предела.  Наиболее  интенсивным  оказался  1997-й  год:  случалось  по  три  встречи  за  день.  Особенно  выделился  август.  У  всех  характеры  разные,  что  делало  встречи  более  интересными  и  не  утомительными,  желанными.  Харр., Глава 12: «Тейяр  де Шарден:  Возможно,  все  страдания  и  слезы  не  противоречат  общей  тенденции,  непостижимой  для  нашего  разума».  Опять  вдохновляют  древние  греки:  всё  сущее  постижимо.  Все  страдания  и  слёзы,  вызываемые  стихиями  Природы,  заставляют  человека  интенсивнее  пользоваться  разумом,  совершенствовать  этот  божественный  инструмент.  Но  гораздо  больше  горя  и  слёз  приносят  люди  друг  другу.  Но  если  стихия  слепа  и  бездушна  и  приносит  вред  не  только  людям,  но  и  самоё  Природе,  то  зло  человеческое  направлено  против  человека  специ-ально,  целенаправленно.  «Располагая  известными  нам  данными,  можно  кое-что  сказать  и  о  про-блеме  зла.  Зло,  или  грех,  или  "человеческие  наклонности"  (как  бы  мы  это  ни  назвали)  присущи  любому  человеку.  Мы  просто  не  в  силах  отрицать  врожденной  греховности  человека».  Уди-вительное  дело,  эти  учёные,  уже  встал  на  порог,  а  перешагнуть  не  может.  Осталось  связать  два  понятия:  инстинкт  и  грех.  Врождённая  греховность – это  инстинкты  человека,  те  инстинкты,  которые  не  совместимы  с  социализацией  его,  которые  запрещены  законами  морали  и  нрав-ственности.  Неконтролируемость  этих  инстинктов  и  есть  грех.  Родители  ругают  ребёнка,  если  он  писает  в  штаны  а  не  в  горшочек,  это  плохо,  это  грех.  Но  мы  ведём  ребёнка  к  врачу,  если  у  него  энурез,  это  уже  болезнь.  На  этом  примере  легко  заметить,  как  зыбка  грань  между  грехом  и  болезнью.  Можно  надеяться,  что  со  временем  понятие  греха  исчезнет.   

26.06.04. 
Вчера  отдыхал:  накануне  с  Мишей  под  видом  преферанса  хорошо  выпили.  Мне  делают  капель
-но  трентал,  после  которого  слегка  подташнивает.  Роюсь  в  памяти  и  не  могу  вспомнить  ничего,  чтобы  народ  приветствовал  в  действиях  нашего  правительства.  Прихлебатели,  то  есть  Дума,  Со
-веты  всех  рангов,  депутаты  всех  уровней  и  прочая  сволочь  не  в  счёт.  Я,  вот,  всё  думаю:  радуется  ли  овца,  когда  её  стригут  или  "понимает"  неизбежность  этого  действа.  Думаю,  что  я  не  овца,  овцы  не  понимают.  Маннергейм: «Главный  конюший  Пруссии  граф  фон Ведель  пригласил  меня  в  императорские  конюшни  в  Потсдаме,  и  там  я  получил  удар  в  колено  от  одной  из  личных  лошадей  императора.  Врач  утешал  меня:  "Хотя  вам  будет  трудно  вести  вперед  эскадрон,  вы  все  же  прекрасно  сможете  командовать  полком,  и  ничто  не  помешает  вам  стать  генералом!"».  Ясп., С.483: «Открытое  отсутствие  веры  называется  нигилизмом».  Даже  атеист  верит  в  то,  что  Бога  нет.  Нет  человека  без  веры,  даже  тот,  кто  говорит,  что  не  верит,  верит  сам  себе.  Ясперс  боится  открыто  выразить  своё  отношение  к  религии,  а  таким  определением  нигилизма  валит  в  одну  кучу  атеистов,  скептиков, пессимистов  и  прочих,  трезво  смотрящих  на  окружающую  действительность.  С.488: «Он  (нигилизм)  признает  в  качестве  бытия  лишь  плоский  опыт  существования».  Этот  "плоский  опыт"  является  плодородной  почвой  философии.  А  нигилизм  не  признаёт  ничего,  отсюда  и  его  наименование.  Рассуждая  подобным  образом,  Ясперс  объявил  нигилистом  Екклизиаста,  который  на  самом  деле  являет  себя  первым  философом.  «Если  бы  Бог  хотел  истины,  добра,  любви,  он  создал  бы  человека  и  мир  другими.  Следовательно,  Бог  либо  не  всемогущ,  либо  не  добр».  Говоря  такие  слова,  Ясперс  ничем  не  рискует:  на  дворе  не  Средневековье,  может  быть,  кто-то  ему  поаплодирует.  Но  мы  уже  убедились,  что  это  пустая  бравада:  подсознательное  желание  не  прослыть  ретроградом.

27.06.04. 
Позвонила  Л
*,  я  сказал,  что  нахожусь  в  санаторке.  Хватит  ли  у  неё  моздок,  найти  меня  там?  Эта  её  своеобразность,  порою,  очень  сильно  раздражает.  Иногда  кажется,  что  Жириновский  намеренно  использует  маску  шута,  чтобы  высказывать  здравые  мысли,  ибо  в  России  только  шутам  дозволялось  говорить  правду,
  да  и  не  только  а  России,  см.  "Даенадцатая  ночь".  [12.03.89. Я  голосую  за  Перестройку!  «Уважаемые  товарищи  избиратели  52-го,  Колпинского  избирательно-го  округа!  Вскоре  вам  предстоит  принять  участие  в  первых  в  нашей  истории  наиболее  демо-кратичных  выборах  в  народный  парламент.  Так  же,  как  и  каждого  из  вас,  меня  распирает  чувство  гордости  за  наши  успехи  на  пути  демократизации  общества.  Однако,  не  следует  впа-дать  в  эйфорию,  враги  Перестройки  не  дремлют  и  дают  бой  на  каждом  рубеже.  Давайте  вспом-ним,  как  начиналась  эта  выборная  кампания.  Создание  окружной  избирательной  комиссии  было  окутано  мраком.  Если  на  Рязанском  заводе  кандидатуры  в  окружную  избирательную  комиссию  обсуждались  (см. Известия № 351 от 16.12.88),  то  в  нашем  избирательном  округе  она,  эта  комис-сия  возникла  стихийно  и  сразу  вся,  целиком.  Мало  того,  что  обстоятельства  её  рождения  оку-таны  тайной,  мало  кому  известно  место  её  пребывания  и  время  работы.  Но  вот  началось  выд-вижение  кандидатов  в  депутаты.  Обратите  ваше  внимание  на  то,  как  единодушно  от  Колпино  до  Пушкина  все  трудовые  коллективы,  не  сговариваясь,  выдвигают  Ходырева.  Слабая  попытка  Ижорцев  выдвинуть  своего  кандидата  была  нейтрализована  голосованием  предложения  о  коли-честве  кандидатов.  И  несмотря  на  эти  условия,  Ходырев  проходит  с  незначительным  преиму-ществом.  Но  вот  своё  слово  захотели  сказать  избиратели  по  месту  жительства.  В  Пушкинском  районе  им  не  дали  такой  возможности.  В  Колпино  поначалу  складывалась  такая  же  ситуация,  но  нашёлся  смельчак,  который  обратился  за  помощью  в  Известия  (см. № 21 от  21.01.89)».]     

28.06.04.  
Помылся,  вышел  в  Интернет,  сварил  пшенки  и  поехал  в  санаторку. 
К  обеду  приехали  Сафоно-вы,  Миша – с   признаками  тромбофлебита.  Совершил  три  ходки  в  парке.  И  опять  этот  сладкий  сон,
 состоящий  из  одних  положительных  эмоций.  Как  долго  будут  сопровождать  меня  такие  сно-видения?  Харр., Глава 12: «Установка  "Я  не  в  порядке,  вы  в  порядке" – главная  проблема  нашей  жизни».  На  самом  деле  главная  проблема  в  том,  чтобы  правильно  оценить  свою  ипостась  в  транзакции,  оценить  и  изменить,  если  первоначальная  была  ложной.  Беда  в  том,  что  если  стал-киваются  две  ипостаси  ребёнок,  и  обе  не  знакомы  с  самопознанием,  то  конфликт  неизбежен.  Трудно  сохранить  равновесие  и  в  транзакции  родитель родитель,  здесь  источником  конфрон-тации  служит  ревность.  Нам  часто  говорят  о  самоутверждении  ребёнка.  Это  не  что  иное,  как  борьба  за  более  высокую  ступень  в  иерархии.  Если  рядом  претендента  на  ту  же  ступень  нет,  то  весь  пыл  выходит  в  пар.  Если  очевидно,  что  один  из  участников  транзакции  стремится  взять  на  себя  роль  родителя,  не  спорьте  с  ним,  станьте  послушным  ребёнком.  Но  в  любом  слу-чае  следует  призывать  к  благоразумию,  чтобы  возобладала  ипостась  взрослый.  Мы  не  должны  воспринимать  с  опаской  слова  главная  проблема,  Т. Харрис  работает с  больными  людьми,  у  не-го  несколько  иные  задачи.  Если  самопознание  стало  нормой  вашей  жизни,  если  вы  можете  реа-льно  оценить  ситуацию,  то  проблем  с  самим  собой  у  вас  не  будет.  «Взрослый – это  адвокат».  Известно, что  адвокат  необходим  в  конфликтной  ситуации.  Харрис  предполагает,  что  в  такой  ситуации  один  из  участников  транзакции  способен  обрести  ипостась  взрослый.  В  процессе  транзакции  это  невозможно.  Реально  в  процессе  самоанализа  рассмотреть  ошибки  в  своей  пози-ции.  Ошибки собеседника  анализировать  можно,  но  указывать  ему  на  это – не  корректно.  Можно  пытаться  анализировать  ситуацию  в  присутствии  психотерапевта,  но  это  уже  область  медицины.   

29.06.04.  
Отказался от капельницы:  подташнивало.  Продолжили  преферанс  с  рюмкой.  Хороший  сон  не  только  от  чистой  совести,  но  и  от  гипотонии.  Катастрофа – это  радикальное  изменение  состо
-яния. 
Следовательно,  смерть  есть  катастрофа,  ибо  изменение  состояния,  при  том  радикальное – налицо.  Ясп., С.488: «Вместе  с  объяснением  тьмы,  из  которой  мы  происходим,  вырастает  импульс  неограниченной  добросовестности.  Все  должно  быть  высвечено,  оправдано,  обосновано.  Нет  ничего,  что  нельзя  было  бы  поставить  под  вопрос  и  проверить».  "Нет  ничего  тайного,  что  бы  не  стало  явным", – это  сказал  философ.  "Сущее  познаваемо", – сказал  другой  философ.  Ясперс передаёт  это  своими  словами,  на  это  он  затратил  в  три  раза  больше  слов:  хлеб  мудрствующих.  С.494: «В  экзистенциальности  человек  остается  самим  собой только  в том  случае...  Философское  мышление  возникает  из  внутреннего  бытия  души,  которая  в  мыслях  ищет  сознание  самой  себя,  а  тем  самым  объективации  и  сообщения».  Экзистенциальность  человека – это  его  внутреннее  Я,  а  с  самим  собою  человек  пребывает  всегда,  за  исключением  психических  отклонений.  А  о  философском  мышлении  мы  уже  говорили,  это  явление  также  относится  к  экзистенции.  «Философия  хочет  достичь  вечной  истины».  Мне  кажется,  термин  абсолютная  истина  более  подходящ  и  более  употребителен.  Мы  знаем,  что  абсолютная  истина  недостижима:  счёт  времени  идёт  на  бесконечность.  Но  Природа  не  дремала  и  создала  человека,  чтобы  он  стремился  преодолеть  эту  бесконечность.  Для  этого  она  дала  человеку  разум  и  способность  продолжения  рода.  Теперь  всё  зависит  от  человека.  Ещё  раз  обращаю  внимание  (больше  для  себя),  что  философия – это  способность  разума,  она  может  быть  больше,  меньше,  но  не  имеет  цели.  Цель  имеет  разум,  который  вечно  стремится  познать,  познавать,  достигать.  Вечные  истины,  прописные  истины – это  то,  что  относится  к  здравому  смыслу.   

30.06.04.  +++
Выступил  ходатаем  за  ближнего.  Что  получится  из  этого,  не  знаю
,  но  знаю,  что  так  следует  поступать  всегда.  Рутинный  день:  процедуры, прогулки.
  [«Газета  помогла,  а  смельчак,  обратите  внимание  на  совпадение,  призван  на  два  месяца  на  сборы,  где  сможет  применить  свою  ак-тивность  в  пределах  армейского  устава.  И  совсем  не  ясно,  сможет  ли  он  принять  участие  в  выборах  в  родном  округе  или  ему  предстоит  голосовать  за  незнакомых  ему  людей.  Итак,  со-брание  состоялось,  хотя  место  и  время  его  проведения  менялись  неоднократно.  На  собрание  постарались  пригласить  лишь  хозяйственно-партийный  актив  округа  в  надежде  протащить  Хо-дырева.  Но  народ,  как  в  семнадцатом,  штурмом  овладел  залом,  где  проводилось  собрание,  а  результаты  голосования  всем  известны  и  очевидно  выражают  симпатии  избирателей.  Пользуясь  конституционным  правом  агитировать  за  кого  угодно  и  против  кого  угодно,  используя  для  этого  средства  массовой  информации  (см. Известия № 32 от 01.02.89),  я  как  доверенное  лицо  кандидата  Ошуркова  призываю  вас,  товарищи  избиратели,  отдать  ему  свои  голоса  на  выборах.  А  на  ок-ружном  собрании  по  регистрации  кандидатов  призываю  голосовать  за  регистрацию  всех  выдви-нутых  кандидатов  без  исключения.  Пусть  сам  народ  скажет  своё  слово  26-го  марта.  Это  будет  не  только  выбор  депутата,  но  и  голосование  за  Перестройку  или  против  неё.  Мы  не  против  Ходырева,  мы  за  демократию;  пусть  и  Ходырев,  но  не  только  Ходырев».  М. О. Погостов.  28.03.89.  Две  иллюстрации  к  "демократическим"  выборам  в  Пушкинском  исполкоме  14 февраля  1989 г.  1. Тройная  проверка  участников – на  наружных  ступенях,  на  мраморной  лестнице  и  тщательная  сверка  паспорта,  мандата  и  личности.  В  то  же  самое  время  В. Т. Баутина  проводит  без  всякой  проверки  человека  с  гладким  лицом  и  красным  удостоверением  мимо  самых  строгих  контролёров.  Миновав  их,  она  говорит:  "Ну  вот  видите,  как  всё  просто". 

 

van-osmos@yandex.ru

ПРОДАЁТСЯ  ЗЕМЛЯ  В  ЛЕНИНГРАДСКОЙ  ОБЛАСТИ

Hosted by uCoz
Hosted by uCoz