2006-09

01-06

02-06

03-06

04-06

05-06

06-06

07-06

08-06

дн2006

10-06

11-06

12-06


01.09.06. * 
 
Это  Примаков  сопоставляет  понятия  «ислам»  и  «фашизм».  Кроме  него  все  понимают,  что  речь  идёт  об  Иране,  а  не  о  Башкирии  или  Татарии.  Бунтовщик – по  определению  один.    Только  что  получил  письмо  из  КУГИ  о  том,  что  мне  предоставляется  место  под  гараж  только  на  один  год,  в  то  время  как  минимальный  срок  аренды  земли  под  гараж  три  года.  Очевидно,  государство  в  лице  конкретных  чиновников  рассчитывает,  что  я  помру  в  течение  года.  Теперь  суди,  читатель,  плакать  или  смеяться.
  Маннергейм: «Процесс  обучения  улучшился.  Грамотнее  всего  дело  обстоя-ло  в  артиллерии,  что  являлось  заслугой  инспектора  артиллерии  генерал-лейтенанта  Ненонена.  Однородность  офицерского  состава  возросла,  и  с  1924 г.  необходимое  количество  командиров  и  старшего  офицерского  состава  прошло  учёбу  в  Высшей  военной  школе».  Гоббс, С.209:  «Тот,  кто  внушает  человеку  надежду  на  безнаказанность,  которая  поощряет  его  к  совершению преступле-ния,  сам  является  соучастником».  Безнаказанность – мать  преступности,  а  беззаконие – её  отец.  «Когда  какое-нибудь  действие  приносит  вред  не  только  в  настоящем,  но  и,  к  примеру, в  бу-дущем,  то  оно  является  большим  преступлением,  чем  когда  оно  приносит  вред  лишь  в настоя-щем».  В  таком  опасном  положении  всегда  находится  власть,  ибо  её  ошибки  отражаются  на  будущем  страны.  «Указанное  право  (наказывать)  было  не  дано  суверену,  а  лишь  оставлено ему,  и  только  ему,  и  (за  исключением  границ,  поставленных  ему  естественным  законом), оставлено  ему  в  таком  же  виде,  как  оно  существовало  в  естественном  состоянии».  Оставлено  потому,  что  лишить  его  этого  права  никто  не  мог.  С.215: «Если  причиненное  преступнику  зло  перевеши-вается  благом  или  удовольствием,  естественно связанным  с  совершением  преступления,  то  это  зло  не  подпадает  под  определение  наказания,  а является  скорее  ценой,  заплаченной  за  преступ-ление,  или  выкупом  за  него».  В  таком  случае  можно  настаивать  на  высшей  мере  наказания.   

02.09.06. 
На  пятое  взял  билет  в  Бологое.  Скоро  увижу  Кума,  провентилирую  мозги  и  лёгкие.  Купил  новые  картриджи  к  принтеру  Canon.  Но,  по-видимому,  я  просто  ими  не  умею  пользоваться. 
Жорес  Алфёров  оказался  слаб,  деньгу  тоже  любит,  первую  «энергетическую»  премию  присудил  себе.  «Был  случай,  и  Ермил-мужик / Свихнулся...»  (чI глIV)  Простите,  если  повторяюсь,  То-нечка,  если  нет  дома  срочной  работы,  не  спешит  возвращаться.  И  это  благо.  Она  прекрасно  понимает,  что  нам  говорить  не  о  чем,  и  даже,  будучи  дома,  она  мне  не  докучает.  Маннергейм: «Оборонительные  силы  располагали  лишь  тем  оружием,  которое  было  во  время  освободительной  войны,  а  оно,  устарело  и  износилось  до  предела.  Все  современное  вооружение,  такое,  как  тан-ки  и  самолёты,  отсутствовало.  Бронетанковая  техника  была  представлена  несколькими  десятками  танков  «Рено»,  которые  использовались  ещё  во  время  первой  мировой  войны».  Витген.: «Ие-рархии  независимы  от  действительности  и  должны  быть  независимы  от  нее».  Иерархия это  самоё  действительность,  это  способ  самоорганизации  материи.  В  излучении  нет  иерархии.  «Ло-гика  наполняет  мир;  границы  мира  являются  также  ее  границами».  Я  бы  сказал:  мир  исполнен  логики.  Нет  логики нет  мира.  Но  мне  не  понять,  почему  принимая  логику,  автор  отказывает  в  праве  на  существование  причинно-следственным  связям.  Я  считаю,  что  это  одно  и  то  же.  «То,  чего  мы  не  можем  мыслить,  того  мы  мыслить  не  можем;  мы,  следовательно,  не  можем  и  сказать  того,  чего  мы  не  можем  мыслить».  А  вот  этот  пассаж  напоминает  мне  схоластику  Дунса  Скотта,  прекрасно  изображённую  у  Рабле.  Наши  мысли  определяются  тем,  что  мы  знаем  о  мире.  Новые  мысли  появляются  с  новыми  знаниями  о  мире.  «Мир – и  жизнь  едины.  Я  есть  мой  мир  (микрокосм)».  Едины,  при  условии,  что  мир – это  наше  бытие,  наше  пребывание  в  нём.  А  мой  мир  есть  результат  моей  разумной  деятельности,  то  есть  моё  мировоззрение.

03.09.06.  
«
Детский  врач  Леонид  Рошаль  призвал  принять  срочные  меры  по  налаживанию  медицинского  обслуживания  в  школах  и  дошкольных  учреждениях.  По  его  словам,  нынешнее  состояние  здоровья  российских  школьников  сопоставимо  с  показателями  времен  Великой  Отечественной  войны  и  революции».  И  это  в  самой  богатой  стране  мира!  У  Алексея  Васильева  сегодня  д/р:  для  меня  всегда  главной  проблемой  был  подарок.  Не  денег  жалко,  хотя  и  это  тоже  имеет  значение.  Дарить  нужно  только  книги  и  цветы.
  Маннергейм: «Начиная  с  1927 г.  боевые  учения,  по  причине  экономии  средств  не  проводились.  Сумм,  выделяемых  на  оборону,  едва  хватало  на  создание  и  поддержание  явно  недостаточных  для  обороны  страны  вооружённых  сил,  что  же  касается  вооружения  и  оборудования,  то  на  это  вообще  не  обращали  внимания».  Гоббс, С.216: «Денежное  наказание  состоит  в  лишении  не  только  определенной  суммы  денег,  но  и  поместий  и  любых  других  благ,  которые  обычно  покупаются  и  продаются  за  деньги».  Мы  привыкли  к  термину  конфискация.  «Если  бы  люди  руководствовались  тем  разумом,  на  обладание  которым  они  претендуют,  их  государства  могли  бы  быть  по  крайней  мере  застрахованы  от  смерти  вследствие  внутренних  болезней».  Однако,  Гоббс – порядочная  язва,  но  юмор  его  достаточно  тонкий  и,  главное,  уместен.  Это  интеллектуальный  юмор.  С.225: «Кто  живет  под  властью мо-нарха, получают  представление,  будто  подданные  демократического  государства  наслаждаются  сво-бодой,  в  монархии  же  все  подданные – рабы».  Рабство – это  продукт  экономических  отношений.  «Духовная  власть  требует  для  себя  права  объявлять,  что  есть  грех,  и,  следовательно,  требует  для  себя  права  объявлять,  что  есть  закон  (так  как  грех  есть  лишь  нарушение  закона),  а,  с  другой  стороны,  гражданская  власть  требует  для  себя  права  объявлять,  что  такое  закон».  Здесь  нет  противоречия,  ибо  церковь  и  власть – едины,  объявляя  законы,  они  дополняют  друг  друга.   

04.09.06. * 
Занимаюсь  Онегиным.  Да  ещё  Саар  подбросил  работёнку:  перепечатываю  ему  афоризмы.  Хороших  мало,  всё  больше  взаимоотношения  полов.
  Важно  другое:  сегодня  телевидение  меня  просто  швырнуло  в  мой  Зеленоградский  период.  Первый  раз  я  попал  туда  не  без  помощи  Макарыча,  в  1966 г.  В  этом  же  году  вышел  фильм  «Никто  не  хотел  умирать».  Сейчас  смотрю – масса  просто  глупых  несоответствий,  а  может  быть  и  действительно  борьба  за  выживание  была  поставлена  на  самоуничтожение.  Витген.: «Субъект  не  принадлежит  миру,  но  он  есть  граница  мира».  Нам  автор  постоянно  напоминает,  что  символ  не  должен  быть  многозначным,  но  сам  с  видимым  удовольствием  употребляет  символ  мир,  не  объясняя  нам,  что  он  имеет  в  виду  сейчас.  Однако,  хотя  есть  и  другие  значения,  и  в  смысле  бытие,  и  в  смысле  окружающий  мир,  субъект  является  неотъемлемой  его  частью,  по  крайней  мере,  покуда  жив.  «Вы  говорите,  что  здесь  дело  обстоит  точно  так  же,  как  с  глазом  и  полем  зрения.  Но  в  действительности  вы  сами  не  видите  глаза.  И  не  из  чего  в  поле  зрения  нельзя  заключить,  что  оно  видится  глазом».  Само  понятие  поле  зрения  могло  возникнуть  только  благодаря  тому,  что  оно  видится  глазом.  Да  и  я  сам,  зная  достаточно  анатомию  могу  внутренним  оком  видеть  не  только  глаз  и  ухо,  но  и  внутренние  органы.  Глаз  всего  лишь  орган  восприятия  мозга.  «Все,  что  мы  видим,  может  быть  также  другим.  Все,  что  мы  можем  вообще  описать,  может  также  быть  другим.  Нет  никакого  априорного  порядка  вещей».  Как  всякий  глубоко,  чувствующий,  понимающий  и  уважающий  себя  философ,  автор  считает  необходимым  углубиться  в  мистицизм,  он  полагает,  что  с  его  исчезновением  исчезнет  и  окружавший  его  прежде  мир.  Так  полагают  многие,  считая  концом  света  свою  смерть.  Я  так  не  считаю,  ибо,  несмотря  на  множество  смертей  вокруг  меня,  особенно  во  дни  моей  старости,  мир  не  кончается.  Не  кончится  он  и  с  моей  смертью.

05.09.06. * 
Готовлюсь  к  поездке,  а  «нищему  собраться,  только  подпоясаться».  Даже  китайцы  удивляются  состоянию  наших  дорог,  но,  будучи  гостями,  дипломатично  ищут  мягких  выражений.  Во  времена  Пушкина  слово  «тоска»  означало  сильное  душевное  переживание,  отнюдь  не  мелан
-холического  свойства.  «Вторжение  в  Ливан» – заведомая  ложь.  Даже  из  передач  Euronewsа  ясно,  что  Хезбалла  разбита,  а  об  оккупации  Ливана  не  было  и  речи.  Погиб  прекрасный  человек,  Стивен Ирвин,  австралиец;  его  прямо  в  сердце  поразил  скат.
  Гоббс, С.226: «Сильнее  всякого иного  страха  духовная  власть,  хотя  и  окутана  тьмой  различных  схоластических  определений  и непонятных  слов,  не  может  не  иметь  на  своей  стороне  партии,  достаточной,  чтобы  внести  смуту  в  государство,  а  иногда  и  разрушить  его».  Духовная  власть  понимает,  чего  хочет,  но  для  своих  целей  использует  толпу,  окутанную  духовным  страхом,  который  и  является  фанатизмом,  которому  подвержены  самые  невежественные  представители  этой  толпы,  заражающие  всё  скопление  людей.  Мне  приходилось  находится  в  толпе,  которую  заражали  фанатизмом.  Держать  себя  в  руках  было  трудно.  С.228: «Опасной  болезнью  является  также  популярность  могущест-венных  подданных,  если  государство не  имеет  очень  хорошего  залога  их  верности».  С  подобной  проблемой  столкнулся  Сталин.  На  всякий  случай  он  уничтожил  всех  крупных  деятелей  Революции  как  лояльных,  так  и  нелояльных.  С.229: «К  этим  болезням  может  быть  прибавлена  свобода  высказываться  против  абсолютной  власти,  предоставленная людям,  претендующим  на  политическую  мудрость». Своё  мнение  о  власти  должен  иметь  всякий  мыслящий  человек.  Другое  дело,  что  высказывать  своё  мнение  на  политическом  уровне  нужно  в  конструктивной  форме  с  обоснованием  своего  мнения.  В  противном  случае  это  мнение  превращается  в  мнение  толпы.  Оппозиция  должна  быть  едина,  выступая  против  власти,  это  её  ближайшая  цель.

06.09.06. * 
Кум  встретил  хорошо.  Кричит  кошке:  «ко  мне».  Если  иногда  их  действия  казались  согласован
-ными,  так  это  потому,  что  кум  подделывался  под  её  намерения.  И  ещё:  «Принеси  да  принеси  воды,  как  будто  не  знает,  что  я  глухой».  С  Людой  совершил  поход  по  магазинам.  Потом  второй  завтрак.  Вечером  Кум,  едучи  с  рынка,  конечно  выпивши,  упал  в  канаву  не  без  помощи  проезжавшей  мимо  машины.  Сломал  ребро.  Наверное,  под  действием  шока  бодрился,  ещё  шу-тил:  «Возьми  маленькую  и  пей,  сколько  хочешь».
  Маннергейм: «Программа  ВМС,  которые  включали  два  линкора,  пять  подводных  лодок  и  несколько  торпедных  катеров,  была  одобрена  парламентом  несколько  лет  назад,  благодаря  энергичной  пропаганде,  проводившейся  гражданской  организацией  Флотский  союз – она  была  основана  в  1926 г.  для  поддержки  обороны  со  стороны  моря».  Витген.: «Предложение  логики  не  только  не  должно  опровергаться  никаким  возможным  опытом,  но  оно  также  не  может  им  подтверждаться».  Предложения  логики это  прежде  всего  житейский  опыт.  Когда  Ксантиппа  кричала  на  Сократа,  а  затем  выплёскивала  на  него  помои,  он  констатировал,  что  если  гремит  гром,  за  ним  обязательно  последует  дождь.  По  такому  же  принципу  строил  свои  логические  цепочки  Шерлок  Холмс.  «Логика  не  теория,  а  отражение  мира.  Логика  трансцендентальна».  Когда  камень  летит,  мы  понимаем,  что  его  кто-то  бросил.  Когда  камень  падает,  мы,  логически  рассуждая,  приходим  к  выводу,  что  его  вниз  влечёт  какая-то  сила.  Логика это  контуры  причинно-следственных  связей.  А  эти  связи  внутренне  присущи  взаимодействующим  объектам,  то  есть  имманентны.  Следовательно  и  логика  имманентна.  «Ибо  все  происходящее  и  Такое – случайно».  Я  повторяю,  что  являюсь  материалистом  и  в  чудеса  не  верю.  Случайно  пуля  пробила  грудь.  Но  пуля  для  того  и  выпущена,  чтобы  пробить  чью-то  грудь.  Случайно  погиб  солдат,  но  он  для  того  и  послан  на  войну,  чтобы  погибнуть.

07.09.06.  
Сидели  долго  и  пили  много.  Опять  сикнул  под  себя.  В  подобных  ситуациях  нельзя  пить  на  ночь  чай.  Конечно,  не  пить  алкоголь  в  голову  не  приходит.  Ходил  с  кумом  за  выпивкой.  Вечер  был  солнечный.  Государство  письменно  оформило  власть  доминанта,  вожака  стаи.
  Несмо-тря  на  очевидную  жестокость,  Разина  и  Пугачева  нельзя  рассматривать  как  врагов  народа.  Вра-ги  государства – да.  Но  тут  вспоминается:  «враг  моего  врага – мой  друг».  Не  стал  бы  народ  отмечать  своего  врага  в  песне  «есть  на  Волге  утёс».  Маннергейм: «Руководство  обороной  не  смогло  направить  усилия  на  верный  путь.  Береговая  артиллерия  прикрывала  столицу  страны  и  некоторые  иные  участки,  но  важные  районы  побережья  и  шхер  оставались  беззащитными».  Гоббс, С.232: «Если  целым  народам  можно  было  внушить  убеждение  в  истинности  великих  таин-ств  христианской  религии,  которые  выше  человеческого  разума,  а  миллионам  людей  внушить  веру  в  то,  что  одно  и  то  же  тело  может  находиться  одновременно  в  бесчисленных  местах,  что  противоречит  разуму,  то  разве  не  могут  люди  учением  и  проповедью,  покровительствуемыми  го-сударством,  заставить  признать  учение,  в  такой  степени  согласное  с  разумом,  что  всякому  не-предубежденному  человеку  стоит  лишь  прислушаться  к  нему,  чтобы  проникнуться  им?»  Пропо-ведники  разума  сжигались  на  кострах  и  побивались  камнями.  Даже  разумная  власть  не  сможет  преодолеть  невежество  подавляющего  большинства.  Одно  мне  ясно:  Гоббс  был  атеистом.  «Долг  суверена  заставить  просвещать  народ  относительно его  прав:  этого  требует  не  только  его  долг,  но  и  интересы  его  блага  и  безопасности,  ибо  лишь так  он  может  предотвратить  опасность,  которая  грозит  ему  лично  от  восстания».  Одной  из  задач  нашего "Демократического  Союза  ин-валидов" была  ликвидация  юридической  безграмотности  населения.  Но  властям  это  было  не  ну-жно,  и  нашу  организацию  растоптали.  Сегодня  этим  важнейшим  вопросом  никто  не  занимается. 

08.09.06.  
Заходил  сосед  Миша,  сразу  вспомнил  Некрасова:  «У  нас  народ  всё  голь  да  пьянь»
  (чIII глIV).  «Иду  к  врачу – / Деньги  плачу. / Дали  сдачу: / Считаю  и  плачу»,  а  лечения  никакого.  Ходил  с  Людой  на  вокзал,  взял  билет  на  понедельник.  Раньше  не  было.  Перечитываю  «Благонамеренные  речи»:  всё,  как  сейчас.  «У  тебя  ответ, / Только – нет».  Кум  противоречит,  как  кажется,  только  из  принципа.
  Если  государство  покажет,  что  оно  может  работать,  то  потом  ему  не  простят  безделья.  Все  ложатся  под  Путина.  Маннергейм: «Если  говорить  об  островных  участках,  то  здесь  наиболее  сложной  проблемой  была  оборона  Аландских  островов.  Шюцкор  значительно  вырос  численно,  он  стал  осваивать  и  другие  сферы  деятельности,  но  помощь  ему  со  стороны  госу-дарства  не  увеличилась».  Витген.: «Поэтому  не  может  быть  никаких  предложений  этики».  Пред-ложения  формулирует  субъект.  До  появления  субъекта,  действительно,  не  могло  быть  и  речи  об  этике.  Но,  поскольку  такое  понятие  существует,  значит  его  озвучил  субъект.  Хочет  автор  или  нет,  но  существует  философия  этики,  а  философия  пустяками  и  несуществующими  понятиями  не  занимается.  «Ясно,  что  этика  не  может  быть  высказана.  Этика  трансцендентальна.  (Этика  и  эстетика  едины.)»  К  счастью,  субъект,  особенно  в  молодые  годы,  стремится  высказать  своё  мне-ние  обо  всём,  что  видит  вокруг  себя  и  что  творится  в  его  душе.  Томас  Гоббс  считает  этику  естественным  обретением  человека.  Но  это  другая  крайность.  Этика – социальный  продукт  и  меняется  вместе  со  взглядами  и  уровнем  развития  социума.  «Первой  мыслью  при  установлении  этического  закона  формы  "ты  должен..."  является:  "а  что,  если  я  не  сделаю?"  Но  ясно,  что  эти-ка  не  имеет  ничего  общего  с  наказанием  и  вознаграждением  в  обычном  смысле».  Главной  эти-ческой  нормой  является,  по  моему  суждению,  нельзя.  Эта  норма  появляется  в  душе  субъекта,  когда  он  станет  относиться  к  окружающим  так  же,  как  хотел  бы,  чтобы  относились  к  нему.

09.09.06. * 
Кум  страдает,  и  мне  не  весело.  Отдых  у  них  называется  экстремальным  туризмом:  это  и  туалет,  и  их  отношения  с  животными.  Первую  обработку  тарелок  после  еды  делают  собаки.  Вызвали  скорую,  и  кума  отправили  в  больницу.  Пока  с  Людой  ходили  в  магазин,  вернулся  кум.  Врач,  как  заправский  полицейский  стал  выяснять,  где  он  прописан,  затем  заявил,  что  у  него  не  тот  полис.  Как  хотите,  а  это – идиотизм.  Водки  в  Огрызкове  нет,  приходится  ходить  в  Бологое,  а  это  далековато.
  Маннергейм: «Что  до  мобилизации  и  сосредоточения  армии,  то  наш  большой  сосед  обогнал  нас  в  этих  вопросах.  Нам  в  случае  нападения  необходимо  было  успеть  к  воротам  Карельского  перешейка  до  появления  предполагаемого  противника».  Гоббс, С.232: «Благоденствие  народа,  управляемого  аристократическим  или  демократическим  собранием,  обусловлено  не  фор-мой  правления,  а  послушанием  и  согласием  подданных,  и  в  монархии  народ  процветает  не  потому,  что  право  управлять  им  принадлежит  одному  человеку,  а  потому,  что  народ  повинуется  этому  человеку».  "Я  вам  не  скажу  за  всю  Одессу, / Вся  Одесса  очень  велика..."  В  Советском  Союзе,  в  период  управления  им  Сталиным,  не  было  зафиксировано  публичных  выступлений  против  власти.  Вот  после  его  смерти  такие  выступления  были,  хотя  их  старались  замалчивать.  Но  там  была  уже  другая  власть,  её  уже  можно  было  назвать  антинародной.  С.233: «Ввиду  этого  необходимо,  чтобы  было  установлено  время,  когда  народ  мог  бы  собираться  и  по  вознесении  молитв  и  хвалы  Богу – царю  царей  слушать  поучение  о  своих  обязанностях,  а  также  чтение  и  толкование  положительных  законов,  поскольку  они  касаются  всех  подданных,  и  напоминание  о  той  власти,  благодаря  авторитету  которой  они  становятся  законами».  Прежде,  народ  свободный  от  мракобесия  собирался  на  собрания-вече  для  решения  своих  проблем.  Теперь  же  его  собирают  для  одурманивания,  как  стадо  баранов,  чтобы  не  мешал  власти  решать  свои  вопросы.   

10.09.06.  
У  кума  высокая  температура,  медицина  бессильна.  «У  вас  плеврита  нет»,  заявили  в  больнице  и  не  стали  лечить  вовсе.  Неприкосновенность  есть  естественное  право.  Попробуйте  погладить  ди
-кое  животное,  посмотрите,  как  это  животное  защищает  свою  территорию.  Ветви  власти это  её  руки,  которыми  она  душит  своих  противников  (в  первую  очередь  народ)  и  которыми  держится  за  власть. Религия  должна  снимать  напряжения,  возникающие  меж  людьми.  У  наших  родствен-ников,  видимо,  исключение.  Им  на  эти  напряжения – наплевать.  Маннергейм: «Но  у  него  (боль-шого  соседа)  в  распоряжении  был  гарнизон  крупного  города,  а  также  значительные  технические  и  материальные  источники.  В  Ленинграде  противник  мог  сформировать  столько  же  дивизий,  сколько  мы  во  всей  нашей  стране.  Красная  Армия  была  способна  за  несколько  суток  совершить  марш  на  Карельский  перешеек».  Витген.: «Нельзя  говорить  о  воле,  как  о  носителе  этического.  Воля  как  феномен  интересует  только  психологию».  Этика  вырабатывается  субъектом,  в  то  время  как  воля  является  инстинктом,  то  есть,  к  социуму  отношения  не  имеет.  А  психология  как  раз  и  изучает  возможности  самоконтроля  инстинктов.  «Смерть  не  событие  жизни.  Смерть  не  пере-живается.  Если  под  вечностью  понимают  не  бесконечную  временную  длительность,  а  безвремен-ность,  то  вечно  живет  тот,  кто  живет  в  настоящем».  Очень  красивое  объяснение,  получается,  что  смерть  меня  не  касается.  Безвременье  равнозначно  переходу  из  области  отрицательных  чисел  в  область  положительных.  Ровно  столько  длится  состояние  Е  Вселенной,  затем  следует  Большой  взрыв,  что  означает  переход  в  состояние  mc2.  «Решение  загадки  жизни  в  пространстве  и  времени  лежит  вне  пространства  и  времени.  (Здесь  должны  решаться  не  естественно – научные  проблемы.)»  На  глазах  сознание  философа  погружается  в  область  мистицизма.  Для  меня  эта  область  познания  не  постижима , и  не  потому,  что  не  могу,  но  просто  не  хочу.

11.09.06. *  
Вчера  вечером  ещё  несчастье:  машина  сбила  кошку,  дай  бог,  чтобы  не  перелом  позвоночника.  По  их  улице  быстро  не  ездят:  рельеф  не  позволяет.  Кум,  было,  пошёл  на  поправку,  а  сегодня  опять  захандрил:  сильно  поплохело.  Самоубийства уносят  больше  человеческих  жизней,  чем
 вой-ны  и  убийства  вместе  взятые,  свидетельствуют  эксперты  ВОЗ.  Ежегодно  от  20 до  60 млн  человек  принимают  решение  покончить  с  жизнью, причем  около  миллиона  суицидальных  попы-ток  оказываются  успешными.
  Маннергейм: «Опоздание  или  промедление  может  означать  гибель.  В  соответствии  с  этой  системой  невозможно  было  держать  достаточно  большие  силы  на  Ка-рельском  перешейке,  а  также  быстро  усилить  развёрнутые  там  части».  Гоббс, С.233: «Под  хо-рошим  законом  я  разумею  справедливый  закон,  ибо  никакой  закон  не  может  быть  неспра-ведливым.  Хороший  закон – это  тот,  который  необходим  для  блага  народа  и  одновременно  общепонятен».  Справедливость  и  есть  тот  камень  преткновения,  мешающий  быть  законам  спра-ведливым.  Наличие  лобби  в  законодательных  собраниях  показывает,  что  понятие  справедливости  ещё  как  относительно  и  субъективно.  С.237: «Если  многие  люди  вследствие  неотвратимых  случайностей  сделались  неспособными  поддерживать  себя  своим  трудом,  то  они  не  должны  быть  предоставлены  частной  благотворительности,  а  самое  необходимое  для  существования  дол-жно  быть  им  обеспечено  законами  государства».  Гуманизм это  продукт  Разума.  Внутри  семьи  (рода,  племени)  царит  ещё  естественное  право.  За  пределами  этих  образований  начинается  гуманизм.  «А  когда  весь  мир  окажется  перенаселенным,  тогда  остается  как  самое  последнее  средство  война,  которая  заботится  о  всяком  человеке,  давая  ему  победу  или  смерть».  Стоило  похвалить  автора,  как  он  тут  же  ударяется  в  крайность.  Я  уверен,  что  человечество  найдёт  корректный  путь  сокращения  численности  населения  планеты. 

12.09.06. 
Вчера  Тонечка  не  встретила,  добирался  с  трудом,  проклиная  Путинские  реформы.  Дома  был  в  начале  десятого.  Но  запомнился  и  отрадный  момент:  электричка  ждала  меня,  пока  дохромаю.  Сегодня  ходил  в  исполком  два  раза  и   прозевал  важный  звонок.  Приехал  Славка  и  забрал  Тонечку  с  Нинушкой  в  Чудово.  Погода  стоит  тёплая,  хотя  и  пасмурная.
  Ежи  Лец:  «Человек  находится  в  безвыходном  положении – он  должен  быть  человеком».  Эти  слова – на  века.  Но  хочется  добавить:  речь  идёт  о  человеке,  а  не  ему  подобным.  Витген.: «Как  есть  мир  для  высшего  совершенно  безразлично.  Бог  не  проявляется  в  мире».  И  нам  должно  быть  совершенно  безразлично,  есть  он  или  нет.  Так  нет,  дотошные  попы  пытаются  проникнуть  в  его  интимную  жизнь.  Бог  оказывается  благороднее  их:  никак  себя  у  нас  не  проявляет.  «Мистическое  не  то,  как  мир  есть,  но  то,  что  он  есть».  То,  что  мир  есть,  есть  неизбежный  вывод  из  формулы  Эйнштейна.  Чудо  в  том,  что  есть  жизнь.  «Если  вопрос  вообще  может  быть  поставлен,  то  на  него  можно  также  и  ответить».  Древние  греки  говорили  проще:  сущее  познаваемо.  «Сомнение  может  существовать  только  там,  где  существует  вопрос,  вопрос – только  там,  где  существует  ответ,  а  ответ – только  там,  где  что-нибудь  может  быть  сказано».  Первая  половина  фразы  понятна,  а  во  второй,  будем  считать,  что  напутал  переводчик.  Не  может  ответ  предшествовать  вопросу,  разве  что  у  дураков,  которые  всё  знают.  «Мы  чувствуем,  что,  если  бы  и  существовал  ответ  на  все  возможные  научные  вопросы,  проблемы  жизни  не  были  бы  при  этом  даже  затронуты.  Тогда,  конечно,  больше  не  остается  никаких  вопросов;  это  как  раз  и  есть  ответ».  Если  бы  можно  было  получить  ответ  на  все  вопросы,  он  был  бы  уже  давно  получен.  Но,  поскольку  мир  бесконечен,  как  сама  Вселенная,  то  бессмысленно  искать  конечный  ответ.  Кроме  того,  как  можно  игнорировать  жизнь,  когда  она  является  венцом  эволюции  Природы.

13.09.06. * 
Возжелал  выйти  в  Интернет – и  на  тебе:  не  работает.  Во  время  моего  отсутствия  Тонечка  интенсивно  вытирала  пыль,  и  вот  результат.
  Трещины  на  руке,  как  овраги  на  земле:  ничем  не  беспокоишь,  а  они  растут  (33).  Благодаря  Виктору  Бутузову,  настроил  модем  и  вышел,  куда  хотел.  Если  коммерческая  фирма  отказывается  от  сотрудничества  с  государством,  она  подлежит  национализации.  Сомнения  Путина  по  поводу  "суверенной  демократии"  оставили  единороссов  без  программы.  Гоббс, С.242: «Если  командующий  армией  непопулярен,  то  армия  не  будет  лю-бить  и  бояться  его,  и,  следовательно,  он  не  сможет  с  успехом  выполнять  свои  обязанности.  Поэтому  он  должен  быть  умным,  храбрым,  приветливым,  щедрым  и  удачливым,  чтобы  в  армии  о  нем  составилось  мнение  как  о  человеке,  соответствующем  своему  назначению  и  любящем  сво-их  солдат».  Такая  показательная  ситуация  сложилась  в  русской  армии  в  период  отступления  её  в  1812 г.  «Естественное  состояние,  т. е.  состояние  абсолютной  свободы,  в  каковом  пребывают  люди,  не  являющиеся  ни  суверенами,  ни  подданными,  есть  анархия  и  состояние  войны;  что  правила,  которыми  люди  руководствуются  для  избежания  этого  состояния,  суть естественные  законы».  Люди,  не  связанные  законами  не  свободны,  а  своевольны.  Предоставленные  сами  себе,  они  формируют  сообщества,  именуемые  бандами  и  шайками.  С.243: «Господь  царствует,  да  трепещут  народы!  Он  восседает  на  Херувимах;  да  трясется  земля!  Хотят  этого  люди  или  нет,  но  они  всегда  вынуждены  подчиняться  божественной  власти.  О  царствовании  в  настоящем  смысле  слова  можно  говорить  лишь  в  отношении  того,  кто  управляет  своими  подданными  при  помощи  слов  и  обещания  награды  тем,  кто  повинуется,  и  угрозы  наказания  тем,  кто  не  повинуется».  О  какой  свободе  воли  тут  может  идти  речь?  "Царевым  гневом,  божиим / Грозил  крестьянам,  ежели / Взбунтуются  они..."  (чII – прIII)  Гнев  царя – это  гнев  божий. 

14.09.06.  
После  вчерашнего  свидания  заболел,  как  обычно:  большой  перерыв.  Сегодня  слабость,  жидкий  стул,  но  температуры  нет.  И. П.  начинает  потихонечку  нагружать.
У  Пушкина  «тоска» – сильное  душевное  переживание  отнюдь  не  меланхолического  свойства.
  Меня  задевает  только  содержание  книги.  Содержание  может  быть  пустое,  как  в  современных  детективах,  и  может  быть  против-ным  моему  разуму,  как  например,  Мережковский,  Набоков,  конечно,  местами.  Кропоткин  кое  в  чём  меня  утвердил.  Но  местами  я  с  ним  не  согласен.  Маннергейм: «Такова  была  общая  картина  состояния  оборонительных  сил  Финляндии  в  момент,  когда  мне  предложили  должность  предсе-дателя  совета  обороны  и  взять  на  себя  ответственность  за  готовность  к  обороне.  Было  ясно,  что  на  этой  работе  я  встречусь  с  огромными  и  трудностями».  Витген.: «Решение  проблемы  жизни  состоит  в  исчезновении  этой  проблемы.  (Не  это  ли  причина  того,  что  люди,  которым  после  долгих  сомнений  стал  ясным  смысл  жизни,  все  же  не  могут  сказать,  в  чем  этот  смысл  состоит.)».  Мы  выше  уже  поняли,  что  окончательный  ответ  получен  быть  не  может.  Но  в  этом  и  заключается  смысл  жизни отвечать  на  вопросы.  Но  проблема,  во-первых,  в  том,  что  подавляющее  большинство  живёт,  некоторые  из  них  даже  очень  хорошо  живёт,  и  никто  из  них  не  задумывался  в  чём  смысл  жизни.  Этот  вопрос для  избранных.  Во-вторых,  если  я  скажу,  что  знаю,  в  чём  смысл  жизни,  мне  буду  говорить,  что  я  лукавлю.  «Есть,  конечно,  нечто  невы-разимое.  Оно  показывает  себя;  это – мистическое».  Нечто  невыразимое  появляется  тогда,  когда  вопрос  не  ясен.  Автор  выше  сам  утверждает,  что  на  ясный  вопрос  всегда  можно  дать  ясный  ответ.  «О  чем  невозможно  говорить,  о  том  следует  молчать».  Это  касается  тех,  кто,  не  дослушав  вопроса,  говорят:  "Я  знаю".  Я  не  могу  сказать,  что  понял  автора  до  конца,  наверное,  это  невозможно.  Но  он  дал  мне  богатую  пищу  для  размышлений.  Спасибо  ему  и  Храброву.

15.09.06. * 
Убийство  Андрея  Козлова  «всколыхнуло  всю  Россию»,  а  исчезновение  ежегодно  200000  пенси
-онеров  никого  не  колышет.  А  всё  дело  в  том,  что  Козлов – чиновник  очень  высокого  ранга,  а  пенсионер – одна  морока  и  забота.  Человечество  развивается  не  от  глупости  к  разуму, а  от  ребёнка  ко  взрослому.  Греф  говорит,  что  порядка  на  таможне  будет  больше  после  вступления  в  ВТО.  А  почему  нельзя  навести  порядок  сейчас?  Даже  китайцы  недовольны  нашими  дорогами.  И  опять:  «рост  мировой  экономики  5.6%,  а  у  нас – 6.5%».
  Маннергейм: «Необходимо  было  спешно  оказать  содействие  переводу  оборонительных  сил  на  территориальную  основу.  И,  наконец,  особо  важной  и  срочной  задачей  являлось  укрепление  Карельского  перешейка».  Гоббс, С.245: «Люди  от  природы  имели  право  на  все,  следовательно,  каждый  из  них  имел  право  царствовать  над  всеми  остальными.  Но  так  как  это  право  могло быть  осуществлено  только  силой,  то  безопасность  каждого  требовала,  чтобы  люди  отказались  от  этого  права  и  общим  соглашением  всех  поставили  над  собой  людей,  облеченных  верховной  властью,  которые  управляли  бы  ими  и  защищали  их».  В  волчьей  стае  волки  не  уничтожают  друг  друга,  устанавливается  иерархическая  дисциплина,  которую  время  от  времени  нарушают  претенденты.  Точно  такая  же  иерархия  наблюдается  и  в  определении  власти  у  человека.  «Царствование  над  людьми  и  право  сокрушать  людей  по своему  произволу  принадлежат  всемогущему  Богу  не  как  творцу  и  милосердному,  а  именно  как всемогущему.  Право  причинять  страдание  часто  имеет  своей  основой  не  человеческий  грех,  а могущество  Господа».  Здесь  под  личиною  Бога  скрывается  неограниченная  власть,  что  свойственно  человеку.  "Право  причинять  страдание" – какие  злые  и,  одновременно,  пошлые  слова.  Конечно,  разумный  человек  даже  насильно  не  возьмёт  на  себя  такие  "права".  Даже  не  очень  разумный  человек  не  станет  уповать  на  такого  Бога. 

16.09.06.  
В  парке  чудесно!  При  каждом  дуновении  ветерка  раздаётся  дробный  стук  падающих  желудей:  того  и  гляди,  треснет  по  темечку.  Со  стороны  Московских  ворот  парк  огородили  решёткой.  Рез
-ко  похолодало,  градусов  на  8.  В  Евросоюзе  инфляция  2%,  у  нас,  по  словам  Грефа – 9%,  рост  ВВП  6.5%  даже  не  компенсирует  инфляции.
  Кропоткин – пламенный  писатель.  А  может  быть,  это  я – пламенный  читатель?  Не  нахожу  недостатков  у  Достоевского  и  других,  например,  «Что  делать?»  прочёл  в  один  присест.  Маннергейм: «Переход  нашей  страны  к  самостоятельности  бла-годаря  автономии,  в  которой  страна  находилась  полтораста  лет,  произошёл  без  существенных  внутренних  организационных  трений  или  переработки  конституции,  но  в  вопросе  государствен-ного  оборонительного  ведомства  и  внешней  политики  нам  необходимо  было  всё  начинать  с  са-мого  начала.  Совет  обороны  или  скорее  его  зародыш  на  бумаге  уже  существовал».  И. Храбров,  Философский  трактат:  «Такое  время  придёт  годам  к  60-ти,  к  пенсии,  когда  голова  освободится  от  других  мыслей  и  забот».  Вполне  вероятно,  что  такие  мысли  приходят  в  голову  и  тем,  кто  специально  занимается  философией,  воспринимает  её  как  хлеб  насущный,  но  их  старшие  коллеги,  облечённые  званиями,  но  не  имеющими  подобных  мыслей,  естественно,  не  позволят  веять  ветрам  новизны  и  вольности.  Но  приходят  такие  мысли  и  в  головы  не  посвятивших  себя  философии  целиком.  Им  приходится  формулировать  свою  философию  в  свободное  от  основной  работы  время.  К  таким  философам  отношу  я  и  себя.  «"Философия – это  своего  рода  попытка  преодолеть  замешательство".  Л. Витгенштейн».  В  устах  Витгенштейна  эти  слова  звучат  как  сво-его  рода  кокетство.  Он  сам  говорил,  что  если  есть  предложение,  оно  должно  быть  высказано.  Могут  быть  сомнения  в  правильности  предложения,  в  его  своевременности,  но  для  этого  существует  свора  хищников,  которые  с  жадностью  набрасываются  на  свежую  мысль.     

17.09.06. *  
Убийство  Козлова  всколыхнуло  не  всю  Россию,  но  всю  бюрократию,  всё  чиновничество.  Так  будет  точнее.  Сделал  большой  круг,  успел  до  перемены  погоды.  В  парке  проводятся  какие-то  работы.  Что  там  задумано,  пока  не  понять.  Цитата  Бенедикта ХVI  ещё  раз  показала,  выявила  всю  дикость  и  отсталость  исламского  мира.  Думаю,  что  наши  правоверные  просто  из  чувства  солидарности  высказываются  против  папы.  А  это  к  Путину:  «…уничтожать  предрассужденья, / Которых  не  было  и  нет / У  девочки  в  тринадцать  лет»  (4 9).  Маннергейм: «Членами  его  были  министр  обороны,  выступавший  в  качестве  председателя,  командующий  армией,  начальник  ген-штаба,  командующий  шюцкором,  а  также  два  избираемых  члена,  полномочия  которых  президент  утверждал  сроком  на  один  год.  Положение  полностью  игнорировало  вопрос  о  командующем  в  случае  возникновения  военных  действий».  Гоббс, С.246: «Не  согрешил  ни  он,  ни  родители  его,  но это  для  того,  чтобы  на  нем  явились  дела  Божьи».  Мало  радости  хромым  и  горбатым  и  прочим  обделённым  природой  людям,  что  дела  Божьи  вдруг  явятся  на  одном  из  миллиарда.  В  Евангелии  запротоколирована  жестокость  Бога.  «Что  представляют  собой  божественные  законы, или  внушения  естественного  разума,  каковые  касаются  естественных  обязанностей  одного человека  по  отношению  к  другому?»  В  этом  контексте  божественный  означает  превосходную  степень  (как  у  Спинозы)  качества  законов  естественного  разума,  это  преклонение  перед  Ра-зумом.  Первым  актом  проявления  этих  обязанностей,  которые  представила  нам  палеонтология,  являются  захоронения.  Мы  это  уже  отмечали.  С.248: «Частное  свободно  лишь  тогда,  когда  оно происходит  втайне.  Если  же  оно  происходит  на  глазах  толпы,  оно  всегда  подчиняется  некоторым ограничениям,  налагаемым  на  него  или  законами,  или  общественным  мнением,  что  несовместимо с  природой  свободы».  Интимное  должно  происходить  в  тайне частное – в  полумраке. 

18.09.06. * 
Пришёл  Л. И.,  славно  посидели.  Вчера  были  Саары,  милые  люди,  но  своеобразные.  Чтобы  научиться  их  правильно  воспринимать,  необходимо  некоторое   время.  Судите  люди  сами:  у  них  инфляция  2%,  у  нас – 9%;  на  их  валюту  8%,  на  нашу – 11%.  Я,  будучи  некомпетентен,  понимаю,  что  меня  хотят  надуть,  меня  хотят  загнать  в  рублёвый  вклад,  а  потом,  как  в  1998 г.,  резко  опустить,  до  уровня  унитаза.
  Государственный  преступник  ещё  не  означает  враг  народа,  поскольку  мы  знаем,  что  враг  народа  это  государство.  Маннергейм: «Новый  совет  обороны  был  создан  11 марта  1931 года.  В  него  помимо  командующих  армией  и  шюцкором,  а  также  на-чальника  генштаба,  являющихся  полноправными  членами,  вошли  два  генерала,  назначаемых  пре-зидентом  на  срок  три  года.  Его  состав,  следовательно,  стал  чисто  военным».  Хр.:  «Почему  существует  мир?  Почему  вообще  что-то  должно  быть не  быть  кажется  значительно  более  естественным.  ("Мистическое  не  то,  как  мир  есть,  но  то,  что  он  есть" – констатировал  Вит-генштейн.)»  Я  отвечаю  на  этот  вопрос  просто:  мир  потому  и  существует,  чтобы  ставить  по-добные  вопросы.  Нет  мира нет  проблем.  Это  положение  применимо  к  человеку  потому,  что  он  есть  микрокосм.  «Почему  есть  законы,  управляющие  этим  миром?  Каким  образом  мир  пону-ждается  к  исполнению  этих  законов?  (Есть  какая-то  мистика  еще  и  в  том,  как  он  так  есть.)»  Законы это  причинно-следственные  связи,  это  способ  существования  материи.  Все  взаимоот-ношения  в  Природе  осуществляются  по  пути  наименьшего  сопротивления.  Для  данной  кон-кретной  ситуации  эти  отношения  оказываются  наиболее  простыми  и  энергетически  наименее  затратными.  Законы  есть  потому,  что  есть  материя.  Излучение  с  излучением  не  взаимо-действует  потому,  что  не  имеет  массы  покоя.  Когда  время  обращается  в  0,  возникает  противоестественное  для  энергии  состояние  покоя,  и  происходит  Большой  взрыв.

19.09.06.  
Государство  настойчиво  призывает  население  хранить  деньги  в  рублях,  а  не  в  валюте,  чтобы  по
-том  ещё  раз  грабануть  население.  Гулял  по  большому  кругу.  Начали  ремонт  нашего  двора,  счи-таю,  что  благодаря  моим  действиям.  Кого  ни  спрошу,  убийство  Козлова  никого  не  волнует.
  Уточнение  формулировок:  в  молодости  едят  до  сытости,  в  зрелом  возрасте  потребляют  полезную  пищу,  в  старости  едят  для  стула.  В  молодости  пища  должна  быть  обильна,  в  зрелом  возрасте  пища  должна  быть  полезна,  в  старости  пища  должна  быть  съедобна.  Гоббс, С.248: «Мы должны  приписать  Богу  существование,  ибо  никто  не  может  иметь  намерения  воздать  почести тому,  кого  он  считает  несуществующим».  Неосновательное  утверждение.  Во-первых,  к  этому  может  побуж-дать  материальная  выгода,  лицемерие.  Внушив  тёмной  толпе  идею  существования  Бога,  легко  ею  управлять,  а  тут  необходим  пример.  Никто  не  будет  почитать  Бога,  если  его  не  почитает  начальник.  На  мой  взгляд,  лучше  поклоняться  некой  идее,  чем  расстилаться  перед  себе  подоб-ным.  «Недостойно  говорили  о  Боге  и  отрицали  Его  существование  те  философы,  которые  утвер-ждали, что  мир  или  душа  мира  есть  Бог.  Ибо  под  Богом  мы  понимаем  Причину  мира,  а  сказать,  что  мир  есть  Бог, – значит,  сказать,  что  мир  не  имеет  причины,  т. е.  что  Бога  нет».  Сам  факт  возгорания  искры  Разума  в  моей  голове  потрясает,  и  сознание  невольно  ищет,  кому  сказать  за  это  великое  спасибо.  «Кто  приписывает  Богу  покой,  отрицают  за  Ним  заботу  о  человеческом ро-де  и  этим  лишают  Его  уважения,  ибо  такой  взгляд  отнимает  у  Бога  человеческую  любовь  к Не-му  и  страх  перед  Ним,  являющиеся  корнем  уважения».  Бог  умыл  руки,  сказав  Адаму  и,  следова-тельно,  всему  человечеству,  что  отныне  его  судьба  в  его  руках.  С.249: «Нельзя  также  говорить,  что  имеется более  одного  Бога,  ибо  это  предполагает,  что  они  все конечны,  так  как  не  может  быть  более  одного  бесконечного».  Если  Бог  бесконечен,  где  же  тогда  разместиться  нам?   

20.09.06.  
Поеду  общаться  с  друзьями.  В  доме  намечается  дефицит  алкоголя.  Что  делать  с  геодезией,  не  знаю.  Вернулся  к  Пушкину.  Продолжаю  работу  по  благоустройству  подъезда.  В  квартире  похо
-лодало:  сегодня  принуждён  был  надеть  халат.  Попробовать  попасть  на  конкурс  финансирования  через  Общественную  палату,  естественно,  с  сохранением  своего  лица.  Пригласили  выступить  по  пятому  каналу.  Без  подготовки  отказался.
  У  поляков  очень  сильный  интеллект,  по  своему  скла-ду  он  приближается  к  нашему,  русскому.  Маннергейм: «Пока  фельдмаршал  Маннергейм  на-ходится  на  посту  председателя  совета  обороны,  командующий  войсками  обязан  выполнять  по-лучаемые  от  него  инструкции  по  вопросам  оперативной  подготовки  на  случай  развязывания  войны,  а  также  по  вопросам  планирования  и  организации  обороны».  Хр.:  «Мир  это – иерархия  структур,  т. е.  система  конфигураций,  части  которых  находятся  в  определенных  отношениях  друг  с  другом,  причем  каждая  структура  в  свою  очередь  может  быть  частью  структуры  более  вы-сокого  уровня».  Минимальной  составляющей  структур,  образующих  эту  иерархию,  является  эле-ментарная  частица;  высшей  иерархической  структурой  оказывается  Вселенная,  включающая  в  себя  все  возможные  структуры.  «Понимание  же  (как  и  другие  акты  мыслительной  деятельности:  восприятие,  представление  и  т. д.)  состоит  в  отображении,  переводе  структурных  отношений  с  одного  субстрата  на  другой,  из  одного  контекста  в  другой,  где  по  тем  или  иным  основаниям  они  представляются  более  очевидными».  Прежде  всего  следует  отметить,  что  мир – объективен,  а  понимание – субъективно.  Мир  будет  существовать  независимо  от  наличия  субъекта.  Понимание  может  возникнуть  только  при  наличии  объекта  понимания.  Понимание  структурных  отношений  впервые  возникает  в  мозгу  субъекта  при  их  анализе.  Для  максимально  объективного  понимания  структурных  отношений  их  контекст  не  должен  подвергаться  субъективным  влияниям.

21.09.06. * 
Вчера,  как  ни  странно,  оказалось  мало  выпивки,  да  и  закуски – не  ахти.  Сегодня  жду  И. П.  Приехал.  Тонечка  устроила  шикарный  обед,  И. П.  привёз  коньяк;  посидели  очень  «карашо».  Ра-ботать  нет  охоты,  а  Петрович  обещает  большую  нагрузку.
  Из  д/д  я  вышел  с  круговоротом  воды  в  природе,  закончив  ЛИАП,  я  знал  о  круговороте  белка  в  природе,  теперь,  на  излёте  моей  жизни  от  компетентных  людей  я  узнаю  о  круговороте  гавна  в  природе.  Гоббс, С.252: «Теперь, когда  я  думаю  о  том,  сколь  отличается  это  учение  от  практики  большей  части  света,  особенно западных  стран,  перенявших  свои  моральные  учения  от  Рима  и  Афин,  а  также  когда  я  думаю  о том,  какое  глубокое  знание  моральной  философии  требуется  от  лиц,  облеченных  верховной вла-стью,  я  почти  склонен  верить,  что  этот  мой  труд  так  же  бесполезен,  как  "Государство" Платона.  Ибо  он  тоже  был  того  мнения,  что  смуты  в  государствах  и  государственные  перево-роты  путем  гражданских  войн  не  исчезнут  до  тех  пор,  пока  суверенами  не  будут  философы».  Как  Гоббс  предвидел,  так  и  случилось.  Но  дело  в  том,  что  власть  должна  властвовать,  а  философ  этого  делать  не  сможет.  Вот  если  бы  философами  были  советники  суверена...  «В  отношении  того,  о  чем  я  буду  говорить  в  ближайших  главах,  а  именно  в  отношении  природы  и  прав  христиан-ского  государства,  где многое  зависит  от  сверхъестественного  откровения  воли  Божьей,  я  буду  основываться  в  своем рассуждении  не  только  на  естественном  Слове  Божьем,  но  и  на  пророчес-ком.  Но  не  следует отказываться  от  естественного  разума.  Тем  не  менее,  мы  не  должны  отречься  от  наших  чувств  и  опыта,  а  также  от  нашего  естественного  разума  (который  является  несом-ненным  Словом  Божьим).  А  если  имеется  видимость  такого  противоречия,  то  виной  этому  или  наше  неумение толковать  Слово  Божие,  или  наше  ошибочное  рассуждение».  Я  готов  согласиться  с  тем,  что  разумные  действия  можно  называть  божественными,  исходя  из  трактовки  Спинозы. 

22.09.06. * 
Производительность  у  Петровича  очень  низкая  даже  на  моём  фоне.  Иногда  кажется,  что  эта  работа  как  предлог  к  общению.  Набираю  «афоризмы  Саара»  и  прихожу  к  выводу,  что  стать  писателем  во  мнении  нашей  публики  очень  просто,  особенно  женщине.
  Потерянная  мысль  все-гда  кажется  наиболее  значительной.  Различные  виды  искусства  в  той  или  иной  мере  отражают  прогресс  в  развитии  человека  от  ребёнка  ко  взрослому,  от  невежества  к  разуму,  от  глупости  к  мудрости.  Маннергейм: «Бюджет  оборонного  ведомства  на  1932 год  подвергался  обсуждению  на  совете  обороны.  Комитет  по  экономии  повёл  себя  отвратительно,  а  правительственная  комиссия  по  вопросам  финансов  стала  требовать  значительного  сокращения  бюджетных  расходов».  Хр.:  «Ведь  понимание  с  точки  зрения  инженера  состоит  в  возможности  предсказывать  относительные  положения  тел  для  любого  момента  времени.  Именно  это  дает  интегрирование  системы  диф-ференциальных  уравнений».  Для  меня  мистическим  (употребляю  терминологию  автора)  пред-ставляется  тот  факт,  что  сначала  открыли  дифференциальные  уравнения,  а  потом  оказалось,  что  согласно  им  функционирует  механическая  система.  Понимание это  возможность  применения  математики.  «Математика – "родной"  язык  механики,  да  и,  в  каком-то  смысле,  науки  вообще – "В  каждой  науке  ровно  столько  науки,  сколько  в  ней  математики" – пожалуй  несколько  преувеличивал  И. Кант».  И  сам  автор  не  отрицает  этого  мистицизма,  хотя  и  с  некоторым  скептицизмом.  Я  с  Кантом  абсолютно  согласен,  те  науки,  где  недостаёт  математики,  мы  называем  дисциплинами.  «Могущий  показаться  странным  стиль  "трактата"  связан,  помимо  неумелости  и  косноязычия,  с  мучительными  поисками,  возможно  не  всегда  успешными,  "родного"  языка  для  каждой  мысли  по  поводу  вещей,  для  которых  нет  и  не  может  быть  точных  слов».  Трудно  высказать  смутную  мысль.  Не  можешь  сказать,  молчи,  говорил  Витгенштейн.

23.09.06.  
Михаил  подсунул  энциклопедию  Кирилла  и  Мефодия,  которая  мешает  выполнять  плановую  работу.  Но  интересно.  Несмотря  на  многие  огрехи  (нет  обозначенных  в  оглавлении  позиций),  вещь  нужная.  Жду  И. П.  На  дворе  туман.  Дошёл  до  почты:  наконец-то  пришли  оба  уведом
-ления.  Теперь  осталось  ждать  отказов.  Надо  хотя  бы  начать  сравнительный  анализ  библий  на  русском,  немецком  и  английском  языках  и  сравнивать  по  одному  предложению.  Было  бы  интересно  выписать  те  фразы,  где  бог  является  и  действует  в  образе  человеческом.  Маннергейм: «В  1931 г.  из-за  недостатка  средств  мы  провели  лишь  малые  боевые  учения.  Это  нанесло  боль-шой  вред, значение  которого  может  понять  только  профессионал.  Никакими  иными  методами  войска  не  могут  получить  предварительного  представления  о  различных  требованиях  войны,  ни-что  иное  не  сможет  сплотить  начальствующий  состав  и  рядовых  солдат».  Гоббс, С.255: «Изме-нить  свое  чувство,  память,  рассудок,  разум  и  мнение  не  в  нашей  власти,  так как  они  всегда  и  необходимо  детерминированы  тем,  что  мы  видим,  слышим  и  о  чем  мы  думаем,  и  поэтому  не  они  определяются  нашей  волей,  а  наша  воля  определяется  ими».  Здесь  под  словом  воля  следует  понимать  желание,  хотение  совершить  тот  или  иной  поступок  в  рамках  справедливости.  «Как  Бог  может  говорить  с  человеком  непосредственно,  могут  достаточно  хорошо  понимать  те,  с  кем  Бог  так  говорил.  Но  трудно,  если  не  невозможно,  понять,  как  в этом  могут  удостовериться  другие».  Поручик  Ржевский  тоже  рассказывал  очень  убедительно,  но  трудно  было  проверить  его  рассказы.   «Правда,  если  это  мой  суверен,  то  он  может  обязать  меня  к  повиновению  так,  чтобы  я  ни  действием,  ни  словом  не  выражал  ему  свое  неверие,  но  не  так,  чтобы  я  думал  иначе,  чем  мне  внушает  мой  разум».  Это  уже  вопрос  свободы  совести.  Самое  страшное,  когда  узниками  совести  становятся  дети  и  молодёжь.  Я  испытал  это  на  себе  в  полном  объёме.  

24.09.06. 
Гулял  в  парк  по  большому  кругу.  Колоничка – абсолютно  ровное  зеркало.  Но  вот  лёгкое  дуновение  ветерка  как  бы  поцеловало  поверхность  воды,  и  она  вся  затрепетала.  На  небе – ни  облачка,  солнце  перешло  в  зимнюю  половину  и  потеряло  свою  былую  жгучесть.  Передо  мною  на  площади  какой-то  праздник.  И. П.  производит  своей  беспомощностью  какое-то  жалкое  впечатление.  Он  очень  смахивает  на  бомжа,  хотя  имеет  жилище.  Гарем – это  первый  отличите
-льный  признак  животного.  Маннергейм: «На  боевых  учениях  1931 года  я  убедился,  что  как  офицерский,  так  и  унтер-офицерский  составы  действовали  воодушевлённо,  решительно  и  энер-гично.  Рядовой  состав  произвёл  также  хорошее  впечатление.  Однако  бросался  в  глаза  недоста-ток  средств  связи,  что  затрудняло  ход  учений».  Хр.:  «Таким  образом,  мир  можно  трактовать,  как  некоторый  текст,  понимание  которого  достигается  при  переводе  его  на  "родной"  язык.  Он,  подобно  лингвистическому  тексту,  есть  система  элементов – "букв",  образующих  иерархию  струк-тур  ("слов",  "предложений",  "глав",  "книг",  и  т. д.)».  Об  этом  нам  говорил  Витгенштейн,  но  более  сжато.  У  него  были  символы-буквы,  не  несущие  в  себе  смыла,  символы  высшего  поряд-ка,  имеющие  в  данном  языке  конкретный  смысл.  Ничто  не  мешает  нам  принять  к  сведению  и  символы  более  высоких  ступеней  иерархии.  «Э. Борель  рассматривал  проблему  возникновения  текста  по  воле  случая  (при  случайном  нажатии  клавиш  пишущей  машинки  "дактилографиру-ющими"  обезьянами).  Оценив  вероятность  появления  таким  образом  сонета  (около  700 букв)  на  языке  с  латинским  алфавитом  (26 букв), Борель  пришел  к  выводу  о  достоверной  невозможности  этого  "дактилографического  чуда"».  Борель  на  этот  эксперимент  накладывал  определённые  ограничения.  Если  мы  снимем  ограничение  по  времени,  если  не  будем  ограничивать  число  участников  эксперимента,  я  думаю,  сонет,  в  конце  концов,  будет  напечатан.

25.09.06.  
И. П. становится  неизбежным:  сегодня  опять  приедет.  Можно  ли  представить  себе  собесовские  услуги  по  уходу  за  беспомощными  платными?  И,  тем  не  менее,  в  России  именно  так.  Ходил  в  исполком  по  поводу  навеса  и  домофона.  Лидия  Пантелеевна  в  к. 276 принимала  очень  хорошо,  тем  более  разительна  неприязнь  других  чиновников.  Тонечка  не  выносит  И. П.,  но  сама  об  этом  ему  сказать  не  хочет.  Вспоминаю  Кружалина:  «Не  верь  улыбкам  медсестёр,  их  этому  учат».  Приглашает  Миша;  не  сидеть  же  дома  с  Тонечкой.
  Маннергейм: «В  августе  1931 г.,  оз-накомившись  с  оперативным  и  мобилизационным  планами,  а  также  с  планом  сосредоточения  войск,  я  провёл  основательную  рекогносцировку  на  Карельском  перешейке.  Этот  край  страны  не  был  для  меня  чужим,  но  с  этого  момента  он  стал  для  меня  ещё  более  близким  и  дорогим».  Гоббс, С.258: «Чудеса  теперь  больше  не  совершаются  и  мы  не  имеем  никакого  признака,  на  основании  которого  могли  бы  проверить  мнимое  откровение  или  внушение  свыше  у  частного  лица,  мы  не  обязаны  прислушиваться  к  какому-либо  учению, выходящему  за  рамки  Священного  писания,  которое  со  времени  нашего  Спасителя  заменяет пророчество  и  является  достаточным  восполнением  отсутствия  всяких  других  пророчеств».  Люди,  достойные  доверия,  не  только  я,  утверждают,  что  в  обозримое  историческое  время  Бог  никак  себя  не  проявил.  «Под  книгами  Священного  писания  подразумеваются  те  книги,  которые  должны  служить  каноном,  т. е.  ука-зывать  правила  христианского  образа  жизни.  Канонических  книг  Иосиф,  ученый  еврей,  писа-вший  в  эпоху  императора  Домициана,  насчитывал  двадцать  две,  приводя  это  число  в  со-ответствие  с  числом  букв  в  еврейской  азбуке».  С  какой  стороны  не  коснись,  Библия  составлялась  и  трактовалась  произвольно,  соответственно  образованности  или  невежественности  "учёных"  мужей,  привлекавшихся  к  комплектованию  Библии. 

26.09.06.  
Погода  приглашает  в  путешествие.  Психоз,  мне  представляется,  отражает  устойчивые  связи  опре
-делённых  клеток  головного  мозга  и,  по-видимому,  является  врождённой  формой.  Люди  с  оди-наковой  формой  психоза  могут  формировать  устойчивые  сообщества.  Устойчивость  психозов  оп-ределяется  отношением  к  ребёнку  на  самых  ранних  стадиях  его  развития.  Психоз – синдром – стереотип – менталитет.  Ощущение  национальности – это  синдром.  Любая  школа – это  стереотип.  Психозы,  синдромы  и  стереотипы  формируют  менталитет.
  Маннергейм: «Карельский  перешеек – замок  Финляндии,  наши  Фермопилы:  он  представляет  собой  тесный  проход  между  Финским  заливом  и  Ладожским  озером,  шириной  всего  лишь  70 км  в  самом  узком  месте.  Местность  для  обороны  весьма  пригодна,  ибо  озера  и  болота  разделяют  перешеек  на  относительно  легко  защищаемые  узкие  участки».  Хр.:  «Это  тем  более  достоверно  в  отношении  текста  в  миллионы  томов  и  уж  конечно  верхом  достоверности  кажется  невозможность  "чуда"  случайного  возник-новения  мира».  Нужно  исходить  из  того,  что  нечто  должно  было  возникнуть,  неизбежно,  как  математика.  Чудо  нужно  видеть  не  в  том,  что  возникло,  а  в  том,  что  возникло.  «Вопрос,  следовательно,  сводится  к  тому,  чтобы  это  бесконечное  представление  содержало  в  себе  наш  и  вообще  все  возможные  миры.  Единственно  приемлемый  ответ:  это  ничто».  Важно  заметить,  что  наш  мир  уже  содержит  все  возможные  миры,  то  есть  возникло  то,  что  неизбежно  должно  было  возникнуть.  Начинать  существовать это  основное  значение  слова  возникать.  То  есть,  до  этого  ничего  не  было,  ничего  материального,  иначе  мы  сказали  бы  об  этом.  «Ничто  есть  пространство  неограниченных  возможностей».  Этому  феномену  соответствует  математический  символ  0.  А  то,  что  возникло,  обозначается  символом  1.  Итак:  есть нет,  1 0.  Как  элегантно,  ненавязчиво  математика  показывает  нам,  что  является  основой  всех  текстов.

27.09.06. 
Был  у  Сафоновых:  демонстрация  дисков  прошла  успешно.  Миша  болеет.  Простужаемся  все  мы  по  собственному  желанию  (34).  Опять  жду  И. П.,  он  говорит,  что  термин  «блин»  введён  в  употребление  Брежневым.  Как  будет  пополняться  объём  знаний  «Демона  Сократа»,  если  не  будет  научной  школы,  производящей  новые  знания?  Что  приём  пищи  относится  к  области  ин
-тима,  особенно  наглядно  демонстрирует  И. П.  Мне  кажется,  слушая  И. П.,  что  у  него  в  голове  копошатся  какие-то  грязные  черви:  нет  ни  одной  чёткой,  ясной,  отточенной  мысли.
  Маннергейм: «Морёный  грунт  позволяет  строить  полевые  укрепления,  но  менее  пригоден  для  строительства  долговременных  укреплений,  ибо  отсутствует  скальная  основа.  Слабохолмистая  местность  оказа-лась  легкопроходимой  для  танков.  Однако  основным  вопросом  был  вопрос  возможности  перебро-ски  основных  сил  армии  к  этим  воротам  вторжения».  Гоббс, С.260: «Мы  читаем в  последней  главе  Второзакония (34, 6)  о  гробе  Моисея,  что  никто  не  знает  места  погребения  его  даже  до  сего  дня,  т. е.  до  того  дня,  когда  эти  слова  были  написаны.  Пятикнижие  написано не  Моисеем.  Ясно  поэтому,  что  эти  слова  написаны  после  его  погребения.  Ибо  было  бы  странно  думать,  что  Моисей,  когда  он  еще  был  жив,  говорит  о  месте  своего  погребения  (хотя бы  пророчески),  что  оно  не  было  найдено  до  того  дня.  Однако   книгу  закона  написал  Моисей  сам.  Это  та  книга,  которая  была  потеряна,  долгое  время  спустя  была  найдена  Хелкией  и  послана  царю  Иосии,  который  велел  читать  ее  народу,  возобновив  завет  между  Богом  и  народом».  Евреи,  которых  Моисей  вывел  из  Египта,  были  тёмный,  безграмотный  народ,  едва  ли  даже  выбранные  Моисеем  начальники  колен  умели  читать  и  писать.  Очевидно,  что  законодательную  часть  написал  Мо-исей  сам,  а  все  перипетии  еврейского  народа  передавались  как  предания,  потому  и  обросли  всевозможными  чудесами.  Первым  собирателем  мифов  и  сказаний  еврейского  народа  был  Ездра. 

28.09.06. * 
Любой  разговор  на  любую  тему  с  любым  встречным  так  или  иначе  упирается  в  скосткость  государства.  И  мало  радости  от  того,  что  у  других  не  лучше.  Если  государство  и  делает  до
-платы,  то  в  такой  унизительной  форме,  что  многие,  имеющие  право  на  это,  отказываются.  Г***,  инвалид  I гр.  с  детства,  одинокая,  каждый  год  должна  проходить  эту  унизительную  процедуру  проверок.  Врачи  (122-я  медсанчасть,  больница  в  г.  Бологое)  вначале  требуют  деньги,  а  потом  по  деньгам  лечение.
 Хр.:  «Это – неограниченные  возможности  не  чего-то  определенного  (определенное  предполагает  ограничения),  а  чистая  возможность  быть  или  не  быть.  Что-то  вроде  мерцающего  континуума  точек.  Такой  образ  ничто  согласуется  с  современными  пред-ставлениями  вакуума  (физического  ничто),  как  множества  виртуальных  частиц».  Мы  можем  говорить  о  мерцающем  вакууме  лишь  в  определённой  близости  с  материальными  объектами,  что  не  реально.  Но  мгновенное  энергетическое  состояние  вакуума  в  момент,  когда  инфляционное  время  обращается  в  0,  а  энергия  вакуума  стремится  к  бесконечности,  малейшее  нарушение  рав-новесия  приводит  к  взрыву  всего  пространства.  Пространство  исчезает  в  момент,  когда  время  обращается  в  0  и  возникает  вновь  при  образовании  бозонов  Хиггса.  «Таким  образом  из  ничто  (не  быть)  необходимо  "выпадает"  нечто  (быть),  могущее  связываться  в  структуры  (как,  это  уже  второй  вопрос),  образующие  в  конечном  счете  мир».  В  этом  вопросе,  я  интуитивно  чувствую,  наши  суждения  совпадают,  расходясь,  может  быть,  в  терминах.  «Сам  же  "текст  в  себе"  есть,  если  записать  его  в  двоичной  системе,  простое  чередование  единиц  и  нулей.  Имен-но  такой  "двоичный  алфавит"  возникает  при  расщеплении  ничто  на  "быть"  (единица)  и  "не  быть"  (нуль)».  Ничто  не  расщепляется,  ничто  и  есть  не  быть,  то  есть  0,  но  возникшее  нечто  есть  быть,  то  есть  1.  Время  существования  не  быть  стремится  к  нулю.

29.09.06. * 
Теряю  бдительность,  а  с  этим  теряю  информацию.  Вчера  опять  отключили  свет,  пришлось  вос
-станавливать  дневниковую  запись  по  Фронтпейдж.  Тонечка  ездила  на  85-летие  Веры  Николаев-ны,  а  я  проводил  разделение  фракций  дома.  Пытался  достучаться  до  пятого  канала:  безре-зультатно.  Мне  раньше  казалось,  да  и  сейчас  я  так  думаю,  что  страница  в  Интернете  есть  приглашение  к  диалогу.  Боюсь,  «Mein  Kampf»  нам  не  давали  читать  по  той  причина,  что  она  полностью  отражает  сущность  СССР.
  Черепанов  хочет  видеть  землю.  Как  легко  и  безропотно  татары  покидали  Крым  при  Екатерине  и  как  настырно  требуют  возврата  спустя  более  двух  веков.  Маннергейм: «Несколько  десятков  пулемётных  гнёзд  и  артиллерийских  позиций,  выстроен-ных  в  начале  20-х годов  в  качестве  основы  оборонительной  линии,  по  своей  конструкции  были  непригодными,  и  расположены  были  неудачно.  Оборонительные  устройства  не представляли  со-бой  единой  системы».  Гоббс, С.262: «В  книге  Иова  не  имеется  никакого  указания  насчет  вре-мени  ее  составления.  Все  начало  книги  до  3-го  стиха  3-й  главы,  где  начинается  жалоба  Иова, написано  в  древнееврейской  прозе  (как  засвидетельствовано  св. Иеронимом),  а  отсюда  до  6-го стиха  последней  главы – в  гекзаметрах,  конец  же  этой  главы – опять  в  прозе.  Так  что  весь диспут  изложен  в  стихах,  а  проза  прибавлена  лишь  как  предисловие  в  начале  и  как  эпилог  в конце.  Но  стихотворная  форма  не  является  обычным  стилем  таких  людей,  которые  или  сами сильно  страдают,  как  Иов,  или  приходят  утешать,  как  его  друзья.  В  философии  же,  особенно  в моральной  философии,  этот  стиль  часто  применялся  в  древности».  Греки  стали  оседлым  народом  гораздо  раньше  евреев.  Собственно,  евреи  никогда  не  были  оседлым  народом.  Сначала  они  кочевали  как  пастухи,  потом  как  завоеватели  и,  наконец,  как  пленники.  Поэтому,  в  отличие  от  греков,  они  не  создали  ни  путёвой  государственности,  ни  культуры.   

30.09.06. * 
Тургенев  говорил:  «Спорь  с  глупым,  чему-нибудь  его  научишь;  спорь  с  умным,  чему-нибудь  от  него  научишься;  но  не  спорь  с  Владимиром  Стасовым».  Я  всякий  раз  вспоминаю  это  изрече
-ние,  когда  у  меня  возникает  спор  с  И. П.  Тонечка  оказывает  ему  откровенно  негативный  при-ём,  не  потому,  сколько  он  ест,  а  потому,  как  он  ест.  Да  и  на  мой  взгляд  он  очень  неопрятен.  Но  он  нуждается  в  помощи,  и  я  могу  ему  помочь.  Русские  политические  деятели  всегда  пеклись  о  престиже  государства  и  никогда  о  благополучии  народа.
 Хр.:  «В  ничто  виртуально  наличествует  бесчисленное  множество  взаимоисключающих  альтернатив».  Плодотворной  является  идея:  ничто 0,  нечто 1.  Говорить  о  каких-либо  возможностях  в  состоянии  ничто  говорить  не  приходится,  так  как  это  состояние  не  длится  нисколько,  в  этом  состоянии  нет  времени  и,  следовательно,  пространства.  Но  такое  состояние  не  свойственно  Природе,  поэтому  оно  лавино-образным  процессом  сменяется  состоянием  нечто.  Все  законы,  которые  мы  можем  наблюдать  и  ещё  не  открытые,  свойственны  Природе  и  не  могут  быть  иными,  потому  что  основой  их  является  математика,  а  она  одна  пишет  тексты  Природы.  «Свет – тьма,  добро – зло,  рождение – смерть,  или  электрон  и  позитрон,  частица  и  античастица,  две  силы,  равные  по  величине  и  противоположные  по  направлению,  две  одинаковые  волны  в  противофазе  и  т. д.  и  т. п.  Полное  совмещение  этих  противоположностей  дает  ничто  подобно  аннигиляции  электрон-позитронной  пары».  Здесь  у  нас  проявляются  разночтения:  автор  в  одну  кучу  свалил  социальные  понятия  и  физические,  материальные  и  нематериальные.  Ничто  может  образовать  материя  и  антиматерия  в  абсолютно  равных  количествах.  Но  и  тут  говорить  о  ничто  не  корректно,  если  рядом  оказываются  материальные  объекты.  Электрон-позитронная  пара,  аннигилируя,  переходит  в  излучение.  Понятие  ничто  справедливо  только  для  материи,  имеющей  массу.

 

van-osmos@yandex.ru

ПРОДАЁТСЯ  ЗЕМЛЯ  В  ЛЕНИНГРАДСКОЙ  ОБЛАСТИ

Hosted by uCoz
Hosted by uCoz