2006-05

01-06

02-06

03-06

04-06

дн2006

06-06

07-06

08-06

09-06

10-06

11-06

12-06


01.05.06. 
Приходил  Л. Р.,  значит,  прогулка  по  боку.  Он  увольняется:  связь  с  ним  усложнится.  Сексуаль-ный  сон – залог  здоровья  и  хорошего  настроения  при  пробуждении.  В  молодости  сны  были  в  стиле  Рубенса,  сейчас  по  плоти  скромнее,  но  изощрённее  по  содержанию.  С  Мережковским  мне  не  повезло:  приобрёл  его  некоторые  исторические  романы,  а  читать  не  хочу.  Всему  виной  В. Г.,  она  дала  мне  его  «1905 год».  Книга  интересная,  но  грязная.  Чтобы  писать  о  таких  вещах  нужно  обладать  гением  Достоевского,  Толстого.  В. Янин: «13 июля  2000 г.  из  земли была  извлечена  потрясающая  находка. Это  своеобразная  книга,  представляющая  собой  деревянные  таблички  с  текстом,  написанным  по  воску.  Хорошо  известно,  что  циры,  навощенные  таблички для  письма,  широко  употреблялись  в  древней  Греции  и  Риме,  в  средневековой  Западной Европе.  Иногда  соединялись  в  кодексе  пять  и  более  дощечек,  образуя  полиптих.  Или  еще  чаще соединялись  две  или  три  дощечки,  триптихи.  Вот  такая,  значит,  находка.  Поскольку  она  относится  к  концу  десятого,  началу  одиннадцатого  века,  то  стало  совершенно  очевидным,  что  мы  имеем  дело  с  древнейшей  книгой.  Самой  древней  книгой  на  Руси  считалось  Остромирово  евангелие,  пяти-десятых  годов  одиннадцатого  века.  Но  эта  книга  не  только  самая  древняя  для  Руси,  но  она  самая  древняя  для  всего  славянского  мира.  То  есть,  для  болгар,  для  хорватов.  Только  что,  лет  2025 назад,  в  Новгороде  принято  христианство.  Следовательно,  перед  нами  одна  из  тех  книг,  которые  читали  первые  новгородцы,  принявшие  крещение» «Пришли новгородские  словене  и  кривичи.  Они  поселились  посреди  финно-угорского  населения.  Потому что  финно-угорское  население  занималось  рыбной  ловлей  и  охотой,  в  то  время,  как  кривичи  и новгородские  словене  занимались  сельским  хозяйством».  Яркий  пример  сосуществования,  так  как  у  них  были  разные  общественно-экономические  уклады,  которые  не  конкурировали  друг  с  другом.

02.05.06.
Повторил  большой  круг.  Наконец,  привезли  окно,  завтра  будут  устанавливать.  Приятно  и  уто-мительно,  сайт  не  оставляет  свободного  времени.  Я  не  представляю  себе,  как  можно  афиши-ровать  свои  извращенческие  наклонности.  А  тут  даже  клубы  лесбиянок  и  геев.  Уверен,  это  не  от  большого  ума.  Порядочные  люди,  когда  это  становится  достоянием  гласности,  налагают  на  себя  руки.  Прошёл  по  большому  кругу,  это  два  часа  сорок  минут.  Дрозды  в  случае  опасности  трещат  ровно,  как  воробьи.  Гоббс, С.22: «Без  способности  речи  у  людей  не  было  бы  ни  государства,  ни  общества,  ни  договора,  ни  мира,  так  же  как  этого  нет  у  львов,  медведей  и  волков».  Пока  что,  будем  считать  это  на  первых  порах,  разум  изощрил  животные  инстинкты  и  сделал  человека  опасным  не  только  окружающей  природе,  но  и  самому  себе.  «Бог  покарал  каждого  человека  за  его  мятеж  забвением  прежнего  языка.  И  так как  при  этом  люди  были  вынуждены  рассеяться  по  различным  частям  света,  то  необходимым следствием  этого  было  постепенное  создание  ими  существующего  ныне  разнообразия  языков – по мере  того,  как  их  научала  этому  нужда  (мать  всех  изобретений).  С  течением  времени  это  разнообразие  стало  повсюду  еще  более  богатым».  Попробуй  я  заявить,  что  задолго  до  вавилонского  Столпотво-рения  существовали  различные  языки,  попы  с  издёвкой  скажут  мне а  ты  докажи.  С.24: «Так,  все  эти  слова – тот,  кто  в  своих  действиях  соблюдает  законы  своей  страны, – составляют  лишь  одно  имя,  равнозначное  слову  справедливый».  Чтобы  быть  уверенным  в  этом,  необходимо,  чтобы  законы,  которые  мы  обязаны  исполнять,  были  справедливыми.  А  чаще  всего  это  не  так.  Потому  трудно  найти  на  планете  место,  где  бы  народ  время  от  времени  не  протестовал.  Кроме  того,  даже  деспотичные  режимы,  чтобы  поднять  свой  международный  престиж,  пишут  гуманные  законы,  но  оставляют  за  собой  право  не  исполнять  их.   

03.05.06. 
Закачиваю  на  сайт  дневники,  сейчас  работаю  с  2003-им  годом  и  переживаю  всё  снова  и  снова.  Но  с  другой  стороны  этот  же  год  был  и  наиболее  плодотворным.  Опыт  объединённой  Европы  показывает,  что  права  человека  в  полном  объёме  могут  быть  гарантированы  лишь  при  отсутст
-вии  границ.
  В  том  же  ряду  грязных  писателей  я  числю,  повторюсь,  Лимонова,  Кончаловского  и  Аксёнова.  Хотя  Довлатов,  как  мне  показалось, преклоняется  перед  последним,  но  я  сужу  не  по  внешности,  но  по  их  произведениям.  Маннергейм: «Финские  части  высадились  в  Таллинне  30 декабря.  Они  принимали  участие  в  контрнаступлении,  которое  началось  через  четыре  дня.  Но  только  один  наш  полк  смог  вести  операции  на  побережье.  Он  наступал  на  старую  Нарву  и  помог  освободить  её».  Толст., Исп. (16, 94): «Я  был  крещён  и  воспитан  в  православной  христи-анской  вере.  Меня  учили  ей  с  детства,  и  во  всё  время  моего  отрочества  и  юности.  Но  когда  я  18-ти  лет  вышел  со  второго  курса  университета,  я  не  верил  уже  ни  во  что  из  того,  чему  меня  учили».  Обряд  крещения  во  младенчестве  широко  был  распространён  и  при  советской  власти,  за  это  не  преследовали,  может  быть,  подшучивали.  А  воспитание  в  вере  уже  преследовалось.  «Я  никогда  и  не  верил  серьёзно,  а  имел  только  доверие  к  тому,  чему  меня  учили,  но  доверие  это  было  очень  шатко».  Я  рос  в  непосредственной  близости  от  моей  тётки,  Марии  Ивановны.  Она  была  верующая,  но  не  истошная,  как  мои  дети-внуки.  Я  рано  познакомился  с  Библией,  и  она  сразу  удивила  меня  своей  жестокостью:  при  захвате  населённого  пункта  евреи  уничтожали  всех  "мочащихся  к  стене",  то  есть  мужской  пол.  Меня  это  тем  более  поражало,  что  точно  так  же  поступают  животные-грызуны.  (16, 95): «Я  выводил  заключение  о  том,  что  учить  катехизис  надо,  ходить  в  церковь  надо,  но  слишком  серьёзно  всего  этого  принимать  не  следует».  Перед  нами  пример  передачи  поведения:  все  так  делают,  и  я  так  должен  поступать.

04.05.06. * 
Однако,  приходится  много  времени  уделять  ПК.  Но  когда  он  функционирует  нормально,  то  вре
мя  летит  незаметно.  Не  могу  понять,  что  могут  и  делают  психотерапевты  с  людьми,  пере-жившими  трагедию.  НТВ:  «хождение  по  мукам  в  чиновничьих  кабинетах  в  поисках  правды».  Это  в  Германии,  а  каково  у  нас?  Парк  представляет  жалкое  зрелище,  как  после  сражения:  тра-ва  выжжена,  деревья  порублены  и  валяются  рядом  со  свежими  пнями.  Зяблик  нагло  садится  на  дорогу  в  десяти  шагах  и  вприпрыжку  ходит  от  одной  обочины  к  другой,  собирая  гастролиты.  Гоббс, С.25: «Таким  образом,  без  слов  нет  возможности  познания  чисел,  тем  более – величин, скоростей,  сил  и  других  вещей,  познание  которых  необходимо  для  существования  и  благо-денствия  человеческого  рода».  Рим  не  знал  математики,  поэтому  не  имел  науки.  Его  внешняя  политика – война,  а  для  разбивки  лагеря  достаточно  знать  меры  длины.  Помпеи  и  Геркуланум – одноэтажные  горо-да,  такие  же,  я  думаю,  и  другие.  В  Риме  воевали  профессионалы,  в  то  время  как  в  Греции,  фактически,  ополченцы,  которые  обучались  военному  делу  уже  в  процессе  военных  действий.  «Истина  и  ложь  суть  атрибуты  речи,  а  не  вещей.  Там,  где  нет  речи,  нет  ни истины,  ни  лжи».  Но  мы  же  говорим,  что  внешность – обманчива.  Хотя  понятно,  что  чаще  всего  мы  обманываем  себя  сами.  А  что  делает  заяц,  когда  "путает"  следы?  Он  же  хочет  обмануть  преследователя.  «Природа  не  может  ошибаться,  и  по  мере  накопления  богатства  языка люди  становятся  мудрее;  без  письменности  никто  не  может  стать  необычайно  мудрым».  Без  письменности  народ  пребывает  как  бы  во  младенчестве.  С.26: «Греки  имеют  лишь  одно  слово  logos  для  речи  и  разума.  Это  не  значит,  будто  они  полагали,  что  не  может  быть  речи  без  разума,  а  лишь  то,  что  не  может  быть рассуждения  без  речи».  Речь – это  внешнее  проявление  разума;  какова  речь,  таков  и  разум.  У  глухонемого  потенциал  разума  не  использован. 

05.05.06. 
В  гостиной  поставили  новое  окно.  Кажется,  Тонечка  загорелась  поменять  окна  везде.  Видимо  поняла,  что  деньги  копить – глупо.  Черепанов  обещает  оплатить  аренду  за  этот  год.  Кирицев  прибедняется.  Уже  два  дня  не  был  в  парке,  наверное,  много  изменений.  Весна  нынче  дружная.
  Начинает  зеленеть  ива.  Завтра  еду  к  Максимовым.  Сайт  уже  посещают,  жаль,  не  оставляют  от-зывов.  Две  главы  в  сайте  исполнены  полностью.  Немного  заврался:  у  Е. О.  не  хватает  приме-чаний  и  комментария.  Маннергейм: «24 февраля  1919 г.  эстонский  главнокомандующий  генерал  Лайдонер  объявил,  что  вся  страна  освобождена  от  неприятеля.  В  тот  же  день  Эстония  объявила  себя  независимой».  Толст., Исп. (16, 95): «Если  и  есть  различие  между  явно  исповедующим  пра-вославие  и  отрицающими  его,  то  не  в  пользу  первых.  Как  теперь,  так  и  тогда  явное  признание  и  исповедание  православия  большею  частью  встречалось  в  людях  тупых,  жестоких  и  безнравст-венных  и  считающих  себя  очень  важными.  ум  же,  честность,  прямота,  добродушие  и  нравственность  большею  частью  встречались  в  людях,  признающих  себя  неверующими».  Опира-ться  на  веру  может  лишь  ум  детский,  неокрепший,  не  познавший  мир,  либо  своекорыстные  лю-ди,  наживающиеся  на  невежестве.  (16, 96): «Вероучение,  принятое  по  доверию  и  поддерживаемое  внешним  давлением,  понемногу  тает  под  влиянием  знаний  и  опытов  жизни,  противоположных  вероучению,  и  человек  очень  часто  долго  живёт,  воображая,  что  в  нём  цело  то  вероучение,  которое  сообщено  было  ему  с  детства,  тогда  как  его  давно  уже  нет  и  следа,  потому  слова,  которые  он  говорит,  и  кресты,  и  поклоны,  которые  он  кладёт  во  время  стояния  на  молитве,  суть  вполне  бессмысленные  действия».  Вот  почему  попы  и  другие  руководители  сект  и  учений  тщательно  оберегают  свою  паству  (своих  баранов)  от  источников  знаний  и  извращённо  толкуют  жизненный  опыт.  В  конце  концов,  это  действо  входит  в  привычку,  как  сморкание  через  палец. 

06.05.06. 
Погоды  стоят  тёплые,  сухие.  Вот,  кажется,  и  всё,  что  имею  сообщить.  Работаю  с  Пришвиным  и  вновь  окунаюсь  в  мудрость  человека,  который  просто  отошёл  от  государства  в  сторону.  Соб-ственно,  этого  хочу  и  я,  но  моя  инвалидность  сделала  меня  сильно  зависимым  от  собеса,  ко-торый  я  наиболее  часто  вспоминаю  недобрым  словом.  Отправил  Черепанову  по  факсу  платёжку.  Отправку  факса  можно  считать  отработанным  элементом.  Опыта  приёма  пока  не  было.  Отпра-вил  письмо 
Г. И. Соловьёву.  Гоббс, С.30: «Не  может  быть  уверенности  в  правильности  конечных  заключений  без  уверенности  в  правильности  всех  тех  утверждений  и  отрицаний,  на  которых  они  были  основаны  или  из  которых  они  были  выведены».  Главным  источником  ложных  посылок  в  нашем  быту  является  религия.  Гоббс  это  прекрасно  понимает,  тут  речь  идёт  не  о  тёмной  пеле-не,  но  о  непроглядном  мраке  самой  атмосферы.  «Очень  верно  Цицерон  где-то  сказал,  что  нет  такого  абсурда,  которого  нельзя  было  бы  найти  в  книгах  философов.  Причина  этого очевидна:  ни  один  из  них  не  начинает  своих  рассуждений  с  определений,  или  объяснений,  тех  имен,  ко-торыми  они  пользуются;  этот  метод  применялся  лишь  в  геометрии,  благодаря  чему  ее  заключе-ния  стали  бесспорными».  Вольтер  повторяет  древних,  когда  говорит,  что,  прежде  чем  начинать  дискуссию,  договоримся  о  терминологии.  С.33: «Ощущение  и  память  дают  нам  лишь  знание  факта,  являющегося  вещью  прошлой  и  непреложной,  наука  есть  знание  связей  и  зависимостей  фактов.  А  что  касается  большинства  людей,  то  хотя  они  и  обладают  некоторой  способностью  к  рассуждению,  например  до  известной  степени  при  счете,  однако  они  обладают  ею  в  такой  ма-лой  степени,  что  она  приносит  им  мало  пользы  в  повседневной  жизни».  Здесь  мы  опять  стал-киваемся  с  понятием  подавляющее  большинство.  Действительно,  это  большинство  пользуется  разумом  только  в  магазине.  Связь  фактов  и  явлений  им  не  доступна,  а  власти  это  и  нужно. 

07.05.06.   
Был  у  Максимовых,  познакомился  с  их  семейством.  Исполнилась  моя  мечта:  увидеть  чиновника  в  домашней  обстановке.  Увидел,  их  зять – чиновник.  Приехали  внуки.  Периоды:  больница: 1939–1946,  д/д: 1947–1953,  Химический  переулок: 1946–1955,  ЛАПТ: 1953–1957,  Решетникова: 1955–1968,  ЛИАП: 1957–1963,  музыкальная  школа: 1964–1968,  Обводный: 1968–1976,  филологический  факуль
-тет: 1971–1977,  Зеленоградск: 1966–1976,  ЛИХТ: 1977–1978,  философский  факультет: 1978–1980,  касса: 1980–1986.  Маннергейм: «Эстонцы  получили  независимость  не  в  подарок,  они  добились  её,  принеся  большие  жертвы.  Наши  добровольческие  части  действовали  в  полном  согласии  с  исто-рическим  назначением  Финляндии – защищать  западную  цивилизацию  на  севере.  Помощь  Фин-ляндии  имела  большое  значение  для  освобождения  Эстонии,  для  рождения  новых  национальных  Балтийских  государств».  Толст., Исп. (16, 96): «Я  говорю  о  людях  нашего  образования,  говорю  о  людях,  правдивых  с  самими  собою,  а  не  о  тех,  которые  самый  предмет  веры  делают  средством  достижения  каких  бы  то  ни  было  временных  целей.  (Эти  люди самые  коренные  неверующие,  потому  что  если  вера  для  них средство  для  достижения  каких-нибудь  житейских  целей,  то  это  уж  наверно  не  вера)».  У  культурного  человека  вера  становится  привычкой,  для  дикого  человека это  удила.  (16, 97): «Так  как  я  очень  рано  стал  много  читать  и  думать,  то  моё  отречение  от  вероучения  очень  рано  стало  сознательным,  но  я  верил  во  что-то.  Во  что  я  верил,  я  никак  бы  не  мог  сказать.  Единственная  вера  моя  в  то  время  была  вера  в  совершенствование.  И  очень  скоро  это  стремление  быть  лучше  перед  людьми  подменилось  желанием  быть  сильнее  других  людей,  т. е.  славнее,  важнее,  богаче  других».  Я  тоже  начал  читать  рано  и  читал  много,  но  вот  думать  стал  поздновато.  Я  тоже  работал  над  собой,  но  цели  у  меня  были  проще,  человечнее.  Я  не  был  тщеславен,  а  мысли  о  богатстве  вовсе  не  приходили  в  голову.

08.05.06. 
Возможно,  я  не  закончил  перечисление  периодов  моей  нелёгкой,  но,  порою,  очень  сладкой  жизни.  Подснежник,  шмель,  капустница.  Некоторые  пожарища  покрылись  свежей  зеленью,  другие – ни  травинки.  Был  Л. Р.,  просто  чудо,  как  мило.  Ожидая  его,  не  гулял,  но  закончил  Пришвина.
 Начал  кряхтеть,  как  Александр  Калягин,  нагибаюсь  ли,  разгибаюсь  ли.  Одним  словом:  встанешь – не  сесть,  сядешь – не  встать.  А  двигаться  надо,  иначе  окаменеешь.  Хотя  правда  и  то,  что  об  этом  думать  надо  было  раньше.  Маннергейм: «Среди  проблем  Финляндии  были  две,  которые  требовали  немедленного  решения:  создать  командное  училище  для  воспитания  новых  офицеров;  реорганизовать  и  укрепить  части  шюцкора».  Гоббс, С.34: «Свет  человеческого  ума – это  вразу-мительные  слова,  однако  предварительно  очищенные  от  всякой  двусмысленности  точными  опре-делениями.  Рассуждение  есть  шаг,  рост  знания – путь,  а  благоденствие  человеческого  рода – цель.  Если  богатый  опыт  есть  благоразумие,  то  богатство  знания  есть  мудрость.  Ибо  хотя  мы  обычно  обозначаем  именем  "мудрость"  и  то  и  другое,  однако  римляне  видели  различие  между  prudentia  и  sapientia,  приписывая  первое  свойство  опыту,  а  второе – знанию.  Способность  первого  будет  относиться  к  способности  второго,  как  благоразумие  к  мудрости:  обе  эти  способности  полезны,  но  вторая – непогрешима».  С.36: «Они  (схоластики)  называют  это  метафорическим движением,  что  является  бессмысленным  выражением,  так  как  метафорическими  могут  быть  названы  слова,  но  не  тела  и  движения».  Автор  называет  произвольными  движения  отдельных  органов  тела,  в  противоположность  физиологическим  процессам.  Эти  движения  он  называет  страстями.  Мы  предлагаем  различать  движения  намеренные,  совершаемые  под  влиянием  рассудка,  и  непро-извольные  или  инстинктивные,  которые  уже  можно  назвать  страстями.  Ощущения  запоминаются  и  на  основании  этой  памяти  формируются  рассудочные  движения. 

09.05.06. 
Немного  гулял,  встретил  Л. И.,  он  собирался  на  праздник,  не  стал  его  задерживать.  Сегодня  переживаю  апатию,  ничего  не  охота  делать.  Жизнь  на  Химическом  переулке,  в  честь  завода  «Красный  химик»,  запомнилась  садом  «9-го  января»,  клубом  завода,  где  запомнился  фильм  «Потомок  Чингиз-хана».  Шантрапу  пускали  перед  самым  началом  сеанса,  и  мы  рассаживались  на  полу,  где  придется.  Оттуда  я  ездил  в  д/д,  через  весь  город,  а  потом  и  в  техникум.  Местность  моего  проживания  возле  завода  снится  мне  до  сих  пор.
  Толст., Исп. (16, 98): «Че-столюбие,  властолюбие,  корыстолюбие,  любострастие,  гордость,  гнев,  месть всё  это  уважалось.  Отдаваясь  этим  страстям,  я  становился  похож  на  большого,  и  я  чувствовал,  что  мною  довольны.  Без  ужаса,  омерзения  и  боли  сердечной  не  могу  вспомнить  об  этих  годах.  Я  убивал  людей  на  войне,  вызывал  на  дуэли,  чтоб  убить,  проигрывал  в  карты,  проедал  труды  мужиков,  казнил  их,  блудил,  обманывал».  В  наше  время  формы  реализации  пороков  изменились,  но  всё  равно  есть  за  что  краснеть  и  испытывать  сердечную  боль.  (16, 99): «Двадцати  шести  лет  я  приехал  после  войны  в  Петербург  и  сошёлся  с  писателями.  И  не  успел  я  оглянуться,  как  сословные  писательские  взгляды  усвоились  мною  уже  совершенно.  Взгляды  эти  под  распущен-ность  моей  жизни  подставили  теорию,  которая  её  оправдывала.  Наше  призвание – учить  людей,  художник  и  поэт  бессознательно  учит.  Я  считался  чудесным  художником  и  поэтом.  Мне  за  это  платили  деньги,  у  меня  было  прекрасное  кушанье,  помещение,  женщины,  общество,  у  меня  была  слава.  Вера  эта  в  значение  поэзии  и  в  развитие  жизни  была  вера,  а  я  был  одним  из  жрецов  её.  Быть  жрецом  её  было  очень  выгодно  и  приятно».  Кто  бы  что  бы  ни  говорил,  но  для  молодого  человека  такая  школа  необходима.  Главное,  не  удариться  в  подлость.  Подлость  неисправима.  Что  удивительно,  от  сонма  писателей  и  поэтов  осталась  горстка  великих.

10.05.06. * 
Вчера  принимал  поздравления  и  приглашения  по  телефону,  но  никуда  не  пошёл.  Непонятно,  почему  я  вдруг  начал  с  «Красного  Химика»,  хотя  именно  там  ничего,  связанного  с  моими  любовными  переживаниями,  не  было.  Были  две  сестрёнки,  но  они  были  малолетки.  Была  Валя  Ермишина,  так  та  наоборот,  была  стара,  да,  к  тому  же,  тоща  и  не  симпатична.
  Её  уроки  любви  мне  казались  странными.  Как  я  уже  говорил,  мои  пристрастия  проснулись  раньше,  в  период  моего  пребывания  в  ЛИХТе.  Но  там  они  были  как  бы  безадресны.  Гоббс, С.39: «Желание  богатств  называется  корыстолюбием.  Это  слово  всегда  употребляется  в  постыдном  смысле,  ибо  люди,  конкурирующие  между  собой  в  достижении  богатств,  недовольны  успехами  друг  друга;  однако  само  по  себе  это  желание  постыдно  или  допустимо  в  зависимости от  тех  средств,  при  помощи  которых  эти  богатства  добываются».  Однако  демократия  полагает  кон-куренцию  своим  краеугольным  камнем.  Это  ли  не  абсурд!  Конкуренция – это  основа  рыночной  экономики.  А  этот  вид  экономики  неизбежно  плодит  с  одной  стороны  бедных,  до  нищеты,  а  с  другой – неограниченно  богатых  с  патологически  развитым  корыстолюбием,  за  редким  иск-лючением – благотворителей,  которая  лишь  подчёркивает  массовую  нищету.  С.40: «Желание  знать  почему?  и  как?  называется  любознательностью.  Это  желание  не  присуще  ни  одному  животному  существу,  кроме  человека, желание  пищи  и  других  удовольствий  ощущения  благодаря  своему  доминированию  подавляет заботу  о  знании  причин,  являющемся  умственным  наслаждением.  Это  последнее,  сохраняясь  в непрерывном  и  неустанном  возникновении  знания,  превосходит  кратковременную  силу  любого плотского  наслаждения».  Любознательность  присуща  всем  высшим  животным,  это  один  из  базовых  инстинктов поиск  новых  мест  обитания  и  прокормления.  Поиск  связан  с  рассудочной  деятельностью.  А  человек  ещё  и  размышляет  и  делает  выводы. 

11.05.06. 
Доходил  до  ОВИРа,  но  напрасно:  надо  завтра.  В  отличие  от  докладов  политбюро,  доклады  Путина  содержательны,  но  нет  никакой  гарантии,  что  всё  будет  именно  так,  как  он  мечтает.  Человек,  отменивший  льготы  инвалидам  и  старикам,  не  может  быть  искренним.  Налоговая  до  сих  пор  не  сняла  арест  с  нашего  р/с.  Продвигаю  всячески  свой  сайт,  в  наглую,  всеми  прав-дами  и  неправдами.
  И  даже  в  д/д  не  сразу  я  стал  ассоциировать  свою  любовь  с  конкретным  лицом.  Необходим  был  первый  шаг.  Толст., Исп. (16, 100): «Усомнившись  в  истинности  самой  веры  писательской,  я  стал  внимательно  наблюдать  жрецов  её  и  убедился,  что  почти  все  жрецы  этой  веры,  писатели,  были  люди  безнравственные  и,  в  большинстве,  люди  плохие,  ничтожные  по  характерам,  но  самоуверенные  и  довольные  собой.  Из  сближения  с  этими  людьми  я  вынес  новый  порок – до  болезненности  развившуюся  гордость  и  сумасшедшую  уверенность  в  том,  что  я  призван  учить  людей,  сам  не  зная  чему.  На  самый  простой  вопрос  жизни:  что  хорошо,  что  дурно, – мы  не  знаем,  что  ответить».  Писатель – это  большая  ответственность,  это  не  только  знание  жизни,  но  и  мастерское  владение  словом.  Хороший  писатель  вынуждает  заглянуть  внутрь  себя.  (16, 101): «Теперь  мне  ясно,  что  разницы  с  сумасшедшим  домом  никакой  не  было;  тогда  же  я  только  смутно  подозревал  это,  и  то  только,  как  все  сумасшедшие, – называл  всех  сумасшедшими,  кроме  себя»(16, 102): «Мучимый,  как  всякий  живой  человек,  вопросами,  как  мне  лучше  жить,  я  отвечал:  жить  сообразно  с  прогрессом.  Когда  я  увидал,  как  голова  отделилась  от  тела,  и  то,  и  другое  врозь  застучало  в  ящике,  я  понял – не  умом,  а  всем  существом, – что  никакие  теории  разумности  существующего  и  прогресса  не  могут  оправдать  этого  поступка».  Смертная  казнь  от  имени  государства  ставит  это  государство  в  один  ряд  с  убийцами,  что  в  свою  очередь  уподобляет  его  хищным  животным.  Выход  есть.

12.05.06. 
Правительство  планомерно  проводит  работу  по  уничтожению  любого  проявления  общественной  деятельности.
  В  д/д  я  не  только  страдал  и  любил,  я  много  читал,  учился  не  плохо.  Увлекался  передачами  «театр  у  микрофона»,  они  начинались  после  гимна.  К  этому  времени  я  уже  высыпался  и  слушал  с  удовольствием.  Радио  у  нас  не  выключалось.  Таким  же  образом  я  зна-комился  с  классической  музыкой  и  рано  полюбил  её.   Только  подумал  о  необходимости  рефор-мы  в  «приходите  завтра»,  и  появился  фз-59  об  обращении  граждан.  Гоббс, С.40: «Страх  перед  невидимой  силой,  придуманной  умом  или  воображаемой  на  основании  выдумок,  допущенных  государством,  называется  религией,  не  допущенных – суеверием.  А  если  воображаемая  сила  в самом  деле  такова,  как  мы  ее  представляем,  то  это  истинная  религия».  Истинная  религия – это  религия  Разума.  Что  может  быть  выше  и  прекраснее  слов:  "Всё  сущее – познаваемо".  «Страх  без  представления  о  том,  почему  или  отчего,  называется  паническим  ужасом,  так  как,  согласно  легенде,  виновником  его  является  Пан.  В  действительности  же  дело  происходит  так,  что  первый,  в  ком  возник  этот  страх,  имеет  представление  о  его  величине,  остальные  же  бегут,  увлекаемые  примером,  причем  каждый  предполагает,  что  его  сотоварищ  знает  почему».  Во  время  пани-ческого  страха  толпа  разбегается  в  разные  стороны.  С.41: «Эта  страсть  свойственна  большей  частью  тем  людям,  которые  сознают,  что  у  них  очень  мало  способностей,  и  вынуждены  для  сохранения  уважения  к  себе  замечать  недостатки  у  других  людей.  Вот  почему  много  смеяться  над  недостатками  других  есть  признак  малодушия.  Ибо  людям,  обладающим  душевным  величием,  свойственно  помогать  другим  и  избавлять  их  от  насмешек,  а  себя  сравнивать  лишь  с  наиболее  способными».  Да,  мы  часто  склонны  вовсе  без  причины  ёрничать,  зубоскалить  на  счёт  ближнего.  Мы  с  Мишей  каждое  утро,  обсуждая  последние  события  позволяем  себе  такие  шутки.  

13.05.06. 
Тонечка  затеяла  ремонт  в  гостиной,  где  поменяли  окно.  Сегодня  жду  работниц.  Вчера  принял  участие  в  качестве  мальчика  для  битья  в  бюрократическом  спектакле.  Ходил  в  ОВИР  за  паспор-том,  была  одна  шероховатость:  начал  оформление  год  назад  с  одним  паспортом,  а  закончил  с  другим,  в  котором  указаны  все  параметры  предыдущего.  Водили  из  кабинета  в  кабинет,  «посидите  здесь»,  «подождите  там»,  угрожали  затяжкой  с  выдачей  до  осени.  И,  наконец,  сказали  «приходите  через  неделю».
  Маннергейм: «Благодаря  увлечённости  и  энергии  начальника  генерального  штаба  кадетский  корпус  был  готов  открыть  свои  двери  27 января  1919 года.  В  соответствии  с  моими  инструкциями  шюцкор  должен  был  получить  право  на  внутреннее  самоуправление».  Толст., Исп. (16, 102): «Вернувшись  из-за  границы,  я  поселился  в  деревне  и  попал  на  занятия  крестьянскими  школами.  Занятие  это  было  мне  особенно  по  сердцу,  потому  что  в  нём  не  было  той,  ставшей  для  меня  очевидною,  лжи,  которая  мне  уже  резала  глаза  в  деятельности  литературного  учительства».  Против  этой  писательской  лжи  о  должна  быть  направлена  цензура.  Цензор  должен  быть  здоровым  консерватором,  но  не  ретроградом.  (16, 103): «В  высших  сферах  литературной  деятельности  мне  ясно  было,  что  нельзя  учить,  не  зная,  чему  учить,  потому  что  я  видел,  что  все  учат  различному  и  спорами  между  собой  скрывают  только  сами  от  себя  своё  незнание».  Писатель  не  должен  ставить  перед  собой  задачи  учить.  Учит  жизнь,  а  писатель  должен  её  правильно  отобразить.  «Теперь  мне  смешно  вспомнить,  как  я  вилял,  чтоб  исполнить  свою  похоть - учить,  хотя  очень  хорошо  знал  в  глубине  души,  что  я  не  могу  ничему  учить  такому,  что  нужно,  потому  что  сам  не  знаю  что  нужно».  В  юности  я  хотел  учить  тоже.  Но  потом  понял,  что  моё  призвание  в  другом.  «В  год  освобождения  крестьян  я  вернулся  в  Россию  и  занял  место  посредника».

14.05.06. 
Несколько  дней  не  ходил  в  парк  в  виду  ремонта.  Сегодня  пошёл,  несмотря  на  сильные  боли  в  бедре  опорной  ноги.  Всё  преобразилось,  полная  зелень,  пенье  всех  и  всяческих  птах,  природа  ликует.  В  1953 г.  я  провёл  лето  на  даче  в  Вырице.  Там  я  испытал  воздействие  сразу  двух  прелестниц:  Гали  Шупенёвой  и  Тани  Белезековой.  Это  были  девочки  редкой  красоты  и  прекрасно  сложены.  Галя  была  младше  меня  на  год,  а  Таня  на  целых  три  года.  Однако,  они  не  помешали  мне  поступить  в  техникум.  Они  вдохновляли  меня.  Маннергейм: «В  соответствии  с  принципами  самоуправления,  местные  организации  шюцкора  могли  сами  выбирать  своих  ко-мандиров,  но  поскольку  в  обязанности  главы  государства  входило  утверждение  итогов  этих  выборов,  то  между  командованием  шюцкора  и  исполнительной  властью  была  постоянная  связь».  Гоббс, С.41: «Печаль,  вызванная  обнаружением  какого-либо  собственного  недостатка  и  пред-ставлением  о  чем-то  позорном,  называется  стыдом.  Эта  страсть  проявляется  в  том,  что  человек  краснеет  от  стыда.  В  молодых  людях  эта  страсть  похвальна  и  является  признаком  любви  к  хорошей  репутации.  В  пожилых  людях  она  является  признаком  того  же,  но  так  как  пришла  слишком  поздно,  то  непохвальна».  Дарвин  говорил,  что  чувство  стыда  свойственно  только  человеку.  Начиная  с  рождения,  человек  только  тем  и  занимается,  что  грешит,  не  сознавая  этого.  Окружающие  снисходительно  списывают  это  на  молодость.  С  возрастом,  человек  начинает  осознавать  свои  заблуждения,  вот  здесь  и  начинаются  муки  совести,  заставляющие  при  одном  воспоминании  краснеть  от  стыда.  С.43: «Животные,  которые  способны  обдумывать,  также  должны  иметь  волю.  Определение  воли,  даваемое  обыкновенно  схоластами,  а  именно,  что  это  разумное  желание,  неправильно».  Мы  уже  отмечали  своё  несогласие  с  мнением  Гоббса  в  этом  вопросе.  Воля  свойственна  только  неразумным  животным.  Человек  понимает свободу  и  её  границы. 

15.05.06.  
Сегодня  не  жарко,  но  прогулку  по  большому  маршруту  совершил.  Тяжело,  кажется,  болят  все  суставы.  Услыхал  сбивчивое  щёлканье  соловья,  трясогузка  тоже  громко  заявляет  о  себе.  В  парке  есть  одно  место,  где  мне  трудно  проходить.  Боюсь,  это  заставит  изменить  маршрут.  Судя  по  письмам  Суворова,  татары  легко  и  безропотно  покинули  Крым  по  приказу  Екатерины.  Они  получали  подъёмные  и  транспорт.  Теперь  же  они  требуют  территорию  с  ожесточением.  Apropos,  ст. 2  59-фз  полностью  повторяет  попытку  Павла I.  Маннергейм: «В  январе  1919 года  посол  Вестман  вручил  мне  приглашение  прибыть  в  качестве  гостя  к  королю  Швеции».  Толст., Исп. (16, 104): «Я  вкусил  уже  соблазна  писательства,  соблазна  огромного  денежного  вознаграждения  и  рукоплесканий  за  ничтожный  труд  и  предавался  ему  как  средству  к  улучшению  своего  ма-териального  положения  и  заглушению  в  душе  всяких  вопросов  о  смысле  жизни  моей  и  общей.  Я  писал,  поучая  тому,  что  для  меня  было  единой  истиной,  что  надо  жить  так,  чтобы  самому  с  семьёй  было  как  можно  лучше».  Вот  он  экономический  рычаг,  который  позволяет  одним  ездить  по  заграницам,  описывая  свои  впечатления  и  получая  за  это  значительные  гонорары,  а  других  заставляет  горбатиться,  добывая  хлеб  насущный  в  поте  лица  своего.  (16, 106): «Даже  узнать  истину  я  не  мог  желать,  потому  что  я  догадывался,  в  чём  она  состояла.  Истина  была  то,  что  жизнь  есть  бессмыслица»(16, 111): «Бессмыслица  жизни, – есть  единственное  несомненное  знание,  доступное  человеку».  Даже  поиск  смысла  жизни  заключает  уже  в  себе  самом  большой  смысл.  (16, 117): «Ну,  я  знаю, – говорил  я  себе, – всё  то,  что  так  упорно  желает  знать  наука,  а  ответа  на  вопрос  о  смысле  моей  жизни  на  этом  пути  нет».  Поиск – это  один  из  мощнейших  инстинктов  животного.  Я  даже  уверен,  что  благодаря  этому  инстинкту  развился  разум.  Этот  инстинкт  будет  сопровождать  человечество  на  всём  его  жизненном  пути.

16.05.06. 
Вчера  веч
ером  была  гроза  с  градом,  сейчас  небо  чистое,  ни  воблочка,  как  сказал  бы  Лука-шенко.  Если  Путин  действительно  поставил  условием  вхождение  в  состав  России,  то  это  нор-мально.  Там  же  должна  быть  и  Украина.  Мы  рассуждаем  о  прозрачности  общественной  деятель-ности  и  в  то  же  время  храним  коммерческую  тайну.  А  эта  тайна  стала  таковой  под  нена-вязчивым  «мягким  обаянием  буржуазии».  Таким  образом,  теоретически  телефонные  разговоры  юридических  лиц  должны  быть  известны  и  легко  доступны.  Маннергейм: «Густав V  в  речи  вы-разил  своё  отношение  к  Финляндии.  Он  сказал,  что  Швеция  всегда  стремилась  ускорить  вклю-чение  Финляндии  в  группу  Скандинавских  государств  и  что  сотрудничество  северных  стран  бу-дет  распространяться  и  на  Финляндию».  Гоббс, С.50: «Тайные  мысли  человека  распространяются  на  все  вещи:  священные,  светские,  чистые,  бесстыдные,  серьезные  и  легкие,  не  вызывая  чувства  стыда  или  осуждения,  но  в  словесном  разговоре  это  можно  сделать  постольку,  поскольку  это  считается  допустимым  в  зависимости  от  времени,  места  и  лиц».  Человек  имеет  весь  спектр  мы-слей  от  самых  высоких  до  самых  низких.  Пробуждаясь,  в  зависимости  от  ситуации,  они  про-сятся  наружу.  Одни  мысли  мы  высказываем  с  гордостью,  других  стыдимся.  Умный  тем  и  отли-чается  от  дурака,  что  понимает,  какие  мысли  можно  высказывать,  а  какие  нельзя.  С.51: «Вели-чие  души  сказывается  в презрении  к  несправедливым  или  бесчестным  средствам».  Это  мог  ска-зать  высоко  духовный  человек.  Но  даже  выдающиеся  политики  считают  за  честь  обмануть  сво-их  контрагентов,  я  не  говорю  уже  о  собственном  народе,  который  самостоятельно  не  в  состо-янии  отличить  правду  от  лжи.  Поэтому  следует  постоянно  иметь  в  виду,  что  если  вам  хотят  раскрыть  глаза  на  то  или  иное  политическое  явление,  на  самом  деле  пускают  пыль  в  глаза.  По-этому  тысячу  раз  прав,  сказавший,  что  судить  следует  не  по  словам,  но  по  делам  говорящего. 

17.05.06. 
Начинаю  новую  кампанию  против  ФНС.  А  И. П.  наоборот  ищет  в  них  опору.  Доходил  до  почты,  послал  в  ФНС  картель.  Это  значит,  что  завтра  я  обязан  довести  дело  до  конца  и  по-дать  в  суд  исковое  заявление.  Собственно,  я  к  этому  готов.  Получил  уведомление,  что  доку-менты  на  Курдикова  в  суд  дошли.  Призма – это  естественное  устройство,  которое  разлагает,  падающее  на  неё  излучение,  в  ряд  Фурье.  Несомненно,  что  законодательная  власть  выбирается.  А  вот,  что  значит  «администрирование»?  Кто  назначает  и  снимает  судей?  Толст., Исп. (16, 118): «Шопенгауэр  называл  профессорской  философию,  служащей  только  к  тому,  чтобы  распределить  все  существующие  явления  по  новым  философским  графам  и  назвать  их  новыми  именами».  К  таким  философам  в  первую  очередь  я  отношу  Гегеля.  Если  бы  не  революция,  таким  философом  мог  бы  стать  Ульянов.  «Мы  приблизимся  к  истине  только  настолько,  насколько мы  удалимся  от  жизни, говорит  Сократ,  готовясь  к  смерти. К  чему  мы,  любящие  истину,  стремимся  в  жизни?  К  тому,  чтобы  освободиться  от  тела  и  от  всего  зла,  вытекающего  из  жизни  тела.  Если  так,  то  как  же  нам  не  радоваться,  когда  смерть  приходит  к  нам?  "Мудрец  всю  жизнь  ищет  смерть,  и  потому  смерть  не  страшна  ему"».  Эти  слова  исполнены  оптимизма,  несмотря  на  то,  что  речь  идёт  о  смерти.  (16, 119): «Суета  сует, говорит  Соломон, суета  сует всё  суета!  Что  пользы  человеку  от  всех  трудов  его,  которыми  трудится  он  под  солнцем?  Род  преходит  и  род  при-ходит,  а  земля  пребывает  во  веки.  Что  было,  то  и  будет;  и  что  делалось,  то  и  будет  делаться;  и  нет  ничего  нового  под  солнцем».  Это  не  Сократ,  это  пресыщенный  жизнью  во  всех  её  аспектах  человек,  который  клевещет  и  на  самого  себя.  Его  трудами  создано  могучее  госу-дарство,  ставшее  богатейшим  центром  торговли  на  Ближнем  Востоке,  его  уважали  и  боялись,  ему  поклонялись  и  перед  ним  преклонялись.  Ему  было  трудно  умирать.

18.05.06.  
Было  несколько  звонков,  в  которые  я  уже  перестал  верить.  Однако,  после  сегодняшнего  звонка  побрился,  и  не  зря  (26).
  В  суде  приняли  исковое  заявление  на  3 млн.  Я  полагаю,  что  госу-дарство – это  исполнительная  власть.  Власть  законодательная – это  власть  народа.  Суд – это  не-зависимое  образование,  независящее  как  от  исполнительной,  так  и  законодательной  власти.  Про-блема  независимости  суда  в  его  финансировании.  Положение  и  самостоятельность  СМИ – вещь  проблематичная.  Маннергейм: «Я  надеялся,  что  Дания  и  Норвегия  пришлют  мне  такие  же  при-глашения.  Прошло  немного  времени,  и  я  с  удовольствием  принял  приглашения  царствующих  особ  посетить  столицы  Дании  и  Норвегии.  10 февраля  1919 года  я  отправился  в  Стокгольм».  Гоббс, С.51: «Страстями,  более  всего  обусловливающими  различия ума,  являются  главным  образом  желания  власти,  богатства,  знания  или  почестей.  Все  эти  страсти  могут  быть  сведены  к  первой,  т. е.  к  желанию  власти,  ибо  богатство,  знание  и  почести  суть  различные  виды  власти».  В  этом  пункте  наши  мнения  расходятся.  Я  согласен,  что  богатство  и  почести  суть  атрибуты  власти.  Поклоняются  не  власти,  поклоняются  её  богатству.  Хотя  богатство  обеспечивается  властью.  Так  было  всегда.  Даже  если  к  власти  придёт  малообеспеченный  гражданин,  то,  пользуясь  властью,  он  быстро  станет  богатым,  богаче  тех,  кто  привёл  его  к  власти.  Знание  из  этого  ряда  выпадает,  это  сокровище  ума,  а  не  подвала «Отсутствие  всяких  желаний  означает  смерть,  точно  так  же  слабость  страстей  означает  тупость.  Питать же  по  отношению  к  какой-либо  вещи  более  сильную  и  более  пылкую  страсть,  чем  та,  которая обычно  наблюдается  у  других  людей,  есть  то,  что  люди  называют  сумасшествием.  Этого  сумасшествия  бывает  столько  же  видов,  сколько  и  страстей».  Мне  очень  приятно  сознавать,  что  Томас  Гоббс  думает  так  же,  как  я.  У  каждого  человека  свои  страсти  (психозы),  то  есть,  определить  психическую  патологию  не  возможно. 

19.05.06. * 
Вполне  вероятно,  что  кончилась  чёрная  полоса.  Какого  цвета  следующая,  я  пока  не  могу  сказать.  Но…  сегодня  получил  загранпаспорт,  а  вечером  позвонили  с  собеса,  что  готовы  предо
-ставить  мне  льготный  автомобиль.  И  на  моём  Е. О.  произошли  подвижки  в  лучшую  сторону:  я  понял,  что  и  как  надо  делать.  А  это  ускорит  процесс  наполнения  и  другого  сайта.  Временно,  пока  есть  что  работать  в  Интернете,  дневник  будет  скуп.  «Читать  Посланья  должен  каждый, – / Заметил  мне  мой  друг  однажды. / – Весьма  заманчивое  чтиво, – / Ответил  я  ему  учтиво».  Маннергейм: «Я  попросил  Его  величество  принять  Большой  крест  Белой  розы  Финляндии  на  цепи.  Этот  орден  был  создан  на  основе  элегантного  Креста  Свободы.  На  цепи  висели  восемь  геральдических  роз,  соединённых  древнефинской  свастикой».  Толст., Исп. (16, 120): «И  меня  постигнет  та  же  участь,  как  и  глупого, к  чему  же  я  сделался  очень  мудрым?»  Глупого  будет  помнить  только  семья,  с  тихой  радостью  освободившаяся  от  его  присутствия.  А  рассуждения  мудрого  на  эту  тему  породят  цепную  реакцию  мыслей,  заставят  думать  не  одного  человека  и  после  его  смерти.  (16, 121): «Живые  знают,  что  умрут,  а  мертвые  не  знают  ничего»(16, 122): «Сакиа-Муни  не  мог  найти  утешения  в  жизни,  и  он  решил,  что  жизнь величайшее  зло,  и  все  силы  души  употребил  на  то,  чтоб  освободиться  от  неё  и  освободить  других.  И  освободить  так,  чтоб  и  после  смерти  жизнь  не  возобновлялась  как-нибудь,  чтоб  уничтожить  жизнь  совсем,  в  корне.  Это  говорит  вся  индийская  мудрость».  Это  страшные  слова,  я  не  верю,  что  это  мог  сказать  Будда.  Мудрец  не  боится  смерти,  но  он  её  и  не  ищет.  (16, 123): «То,  к  чему  я  пришёл,  не  есть  плод  моего  заблуждения,  болезненного  состояния  ума, напротив,  оно  подтвердило  мне  то,  что  я  думал  верно  и  сошёлся  с  выводами  сильнейших  умов  человечества.  Обманывать  себя  нечего.  Всё суета.  Счастлив  кто  не  родился,  смерть  лучше  жизни;  надо  избавиться  от  неё»

20.05.06. 
Едва  нашёл  время  для  дневника.  Работаю  с  первым  посланием  Путина.  Занимался  химией:  не  гулял.  Да  и  погоды  не  радуют.
  Поскольку  повелительная  форма  глагола  применяется  только  в  разговорной  речи,  письменность  на  неё  влияла  в  наименьшей  степени.  Ибо  эта  форма  упо-требляется  только  в  прямой  речи,  которая  встречается  только  в  художественных  произведе-ниях,  да  изредка  в  летописях.  Ремонт  идёт  своим  чередом,  погода  пасмурная.  «однокорытников»  бог  потихоньку  прибирает.  Маннергейм: «Король  перевёл  разговор  на  актуальные  вопросы  северных  государств  и  поднял  проблему  Аландских  островов.  Во  время  беседы  я  заметил,  что  мы,  фин-ны,  по-прежнему  считаем  Аландские  острова  частью  Финляндии,  как  было  всегда».  Гоббс, С.53: «Сумасшествие  есть  лишь  резко  выявившаяся  страсть.  Страсти,  которыми  не  управляют,  боль-шей  частью  суть  простое  сумасшествие».  Какие-то  страсти  обуздывает  религия,  иные силовые  органы  государства.  Есть  психозы  неконтролируемые  и  неизлечимые,  носителей  таких  откло-нений  следует  выводить  за  пределы  продолжения  рода.  Тут  большую  положительную  роль  дол-жна  играть  пренатальная  диагностика.  С.56: «Священное  писание  было  написано,  дабы  показать людям  Царство  Божие  и  подготовить  умы  людей  к  тому,  чтобы  стать  послушными  подданными Бога».  Задача  религии  состоит  в  том,  чтобы  сделать  народ  послушным,  но  не  послушным  орудием  вражды  и  мракобесия.  Этот  период,  можно  надеяться,  христианство  уже  пережило,  а  ислам  в  середине  этого  процесса.  «Простые  люди  редко  говорят  бессмыслицы,  и  поэтому  претенциозные  люди  считают  их  идиотами».  Когда  Гоббс  говорит  простые  люди,  он  имеет  в  виду  представителя  подавляющего  большинства,  по  моей  терминологии.  Взятый  отдельно,  такой  человек  вполне  адекватный,  но  будучи  соединёнными  в  толпу,  они  теряют  эту  адекватность.  Соответственно,  претенциозные  люди  тоже  не  адекватны,  но  уже  по  отдельности.   

21.05.06. 
Выставил  на  обозрение  первое  послание  Путина  со  своим  комментарием  и  начал  работу  над  вторым.  Сижу  дома  и  работаю  довольно  упорно.  «Один  печалится, / Что  населенье  сокращается, / Другая  же  переживает: / – Блокадник  плохо  вымирает».
  Путин  говорит  о  демографической  ка-тастрофе,  а  Матвиенко,  поздравляя  блокадников  с  днём  Победы,  заметила,  что  больно  долго  жи-вут  они.  Очевидная  несогласованность.  Наверное,  всё  дело,  в  том,  что  Путин  говорит  на  феде-ральном  уровне,  а  Матвиенко  на  региональном.  Маннергейм: «Вечером  король  дал  в  мою  честь  званый  ужин.  Его  величество  произнёс  следующую  речь: – Господин  регент!  Когда  народ  Фин-ляндии  немногим  более  года  назад  решил  взять  судьбу  страны  в  свои  руки  и  разорвал  много-летние  связи  с  могучим  восточным  соседом,  вся  Швеция  с  симпатией  следила  за  его  стремле-нием  к  достижению  независимости».  Толст., Исп. (16, 123): «Я  нашёл,  что  для  людей  моего  круга  есть  четыре  выхода  из  того  ужасного  положения,  в  котором  мы  все  находимся.  Первый выход  неведения.  Он  состоит  в  том,  чтобы  не  знать,  не  понимать  того,  что  жизнь  есть  зло  и  бессмыслица.  Люди  этого  разряда большею  частью  женщины,  или  очень  молодые,  или  очень  тупые  люди.  Второй выход  эпикурейства.  Он  состоит  в  том,  чтобы,  зная  безнадёжность  жизни,  пользоваться  покамест  теми  благами,  какие  есть.  Нравственная  тупость  даёт  им  возможность  забывать,  что  выгода  их  положения  случайна.  Третий выход  силы  и  энергии.  Он  состоит  в  том,  чтобы,  поняв,  что  жизнь  есть  зло  и  бессмыслица,  уничтожить  её.  Так  поступают  редкие  сильные  и  последовательные  люди.  Я  видел,  что  это  самый  достойный  выход,  и  хотел  по-ступить  так.  Четвёртый выход  слабости.  Он  состоит  в  том,  чтобы,  понимая  зло  и  бессмыс-ленность  жизни,  продолжать  тянуть  её.  Я  находился  в  этом  разряде».  Вся  жизнь  автора  говорит  за  то,  что  он  сам  себя  оговаривает.  Все  четыре  разряда  требуют  особой  характеристики.

22.05.06. 
Чувствую  некоторое  облегчение,  но  это  ремиссия  на  более  низком  уровне.
  Редактирую  третье  послание  (2002 г.).  Дима  как  будто  недоволен,  что  появился  шанс  получить  почти  $2000.  В  мо-лодости  я  наслаждался  своим  телом,  теперь  я  наслаждаюсь  окружающей  его  природой.  Дошёл  по  бульвару  до  Египетских  ворот.  Первая  стрижка  травы:  прекрасный  аромат.  Недалеко  от  этих  ворот  огорожен  строительный  участок,  а  близ  его  забора  сгоревший  дом.  Видимо  старики  упёр-лись,  не  хотели  покидать  такое  прекрасное  место.  Гоббс, С.56: «Имеются  два  рода  знания,  из  которых  первый  есть  знание  факта,  второй – знание последовательной  зависимости  одного  утвер-ждения  от  другого.  Второй  род  знания  называется наукой.  И  это  есть  то  знание,  которое  требу-ется  от  философа,  т. е.  от  того,  кто  претендует  на правильное  мышление».  А  кто  должен  оп-ределять  правильность  мышления?  Правильность  мышления  подвергается  проверке,  именуемой  эк-заменом.  Экзаменатором  должен  быть  авторитетный  в  этой  области  знаний  человек.  Редко  кто  согласится  с  тем,  что  он  мыслит  неправильно.  С.58: «Запись  знания  факта  называется  историей,  которой  имеются  два  вида. Один  называется  естественной  историей  и  является  историей  таких  фактов  или  явлений  природы,  которые  совершенно  не  зависят  от  человеческой  воли.  Таковы,  например,  истории металлов,  растений,  животных,  стран  и  т. п.  Другой  вид  называется  граж-данской  историей  и  является  историей  произвольных  действий  людей  в  государствах».  В  целом,  и  в  этом  вопросе  наши  мысли  совпадают.  История – это  достаточно  фрагментарный  поток  информации  о  человеке.  «Без  щедрости  богатство – ничто,  ибо  в  этом  случае  оно  не  защищает  своих  обладателей,  а  делает  их  добычей  зависти».  Действительно,  в  нашей  истории  до  17-го  года  мы  можем  насчитать  не  более  десятка  "миллионщиков",  которые  широко  практиковали  благотворительную  деятельность.  Остальные  нашли  пристанище  в  пьесах  А. Н. Островского. 

23.05.06. 
Но  оно  нравилось  и  строителю,  и  у  того  не  было  другого  выхода,  как  спалить  стариков.  По  пепелищу  бродит  согнутая  годами  старуха,  роясь  в  угольях  своей  клюкой.  А  в  это  время  Путин  говорит  о  правовом  поле  и  защите.  Я  думаю,  он  в  молодости  был  неплохим  футболистом  (защитником).  Гулять  не  ходил:  Тоня  попросила  остаться  дома,  так  как  должен  придти  Якуб – установка  плинтусов.  Завтра  обещают  привезти  холодильник.  Холодильники  дарят  без  паспортов:  толи  брак,  толи  воизбежание  продажи.  Маннергейм: «В  моей  программе  было  посещение  кава-лерийского  гвардейского  полка,  где  проходил  службу  мой  прадед.  Позднее  он  был  переведён  в  Турку.  У  меня  сохранилась  фотография  в  моём  фотоархиве.  Все  газеты  выражали  своё  дру-желюбие.  Они  говорили,  что  наше  включение  в  семью  северных  наций  столь  желанно,  сколь  и  естественно».  Толст., Исп. (16, 128): «И  я  бы  сказал  неправду,  если  бы  сказал,  что  я  разумом  пришёл  к  тому,  к  чему  я  пришёл,  и  не  убил  себя.  Разум  работал,  но  работало  и  ещё  что-то  другое,  что  я  не  могу  назвать  иначе,  как  сознанием  жизни.  Я  с  сотнями  подобных  мне  людей  не  есть  всё  человечество,  что  жизни  человечества  я  ещё  не  знаю».  Мы  читаем  не  то,  что  нужно,  для  получения  широких  знаний,  а  то,  что  попадает  под  руку.  И  потом  на  основании  разрозненных  знаний  пытаемся  представить  себе  картину  мира,  выработать  целостное  мировоз-зрение.  Но  я,  будучи  в  возрасте  Толстого  тех  лет,  ещё  не  задумывался  о  столь  глубоких  про-блемах.  (16, 129): «Я  увидел,  что  все  эти  миллиарды  живших  и  живущих  людей,  все,  за  редким  исключениями,  не  подходят  к  моему  делению.  Убивать  же  себя  они  считают  величайшим  злом.  Знание  разумное  не  даёт  смысла  жизни,  исключает  жизнь;  смысл  же,  придаваемый  жизни  мил-лиардам  людей,  всем  человечеством,  зиждется  на  каком-то  презренном,  ложном  знании».  Значит  есть  смысл  в  жизни,  если  человечество  не  вымирает,  но  наоборот,  плодится  бесконтрольно. 

24.05.06. 
Осталось  восстановить  обстановку  в  отремонтированной  комнате,  и  жизнь  вернётся  в  нормаль-ное  русло,  до  начала  ремонта  моего  кабинета.  Англичане,  я  их  уважаю  с  тех  пор  как  позна-комился  с  их  историей,  литературой;  я  их  люблю.  Люблю  за  их  принципиальное  отношение  к  истории,  за  их  любовь  к  искусству,  за  их  любовь  к  природе  и  наукам.  Их  выдающиеся  учёные  работали  на  собственные  средства,  а  сегодня  узнал,  что  лондонский  симфонический  оркестр – это  детище  сэра  Шолта.  Маннергейм: «На  железнодорожном  вокзале  Копенгагена  меня  встречал  король  Кристиан X,  который  повёз  меня  в  замок  Амалиенборг.  Королевскую  карету  сопровождал  эскадрон  гусарского  полка.  Король  вручил  мне  орден  Слона  на  красивой  ленте,  такой  же  светло-голубой,  как  и  лента  ордена  Серафима.  На  ордене  был  изображён  маленький  белый  слон,  на  спине  которого  сидел  негр».  Гоббс, С.58: «...репутация  патриота  (то,  что  называется  по-пулярностью)».  Сегодня  это  называется  популизмом,  когда  личину  патриота  может  использовать  любой  негодяй.  «Благоразумным  людям  мы  более  охотно  вручаем  власть  над  собой,  чем  дру-гим».  Придя  во  власть,  как  правило, благоразумный  человек  теряет  это  благоразумие,  поняв,  какие  возможности  обогащаться  перед  ним  открываются.  Наглядный  пример Ельцин,  казался  очень  благоразумным.   С.59: «Знание – небольшое  могущество,  ибо  оно  не  проявляется  вовне  и  поэтому  ни  в  ком  не  замечается,  да  и  обладают  им  не  все,  а  лишь  немногие,  и  эти  немногие  обладают  знанием  лишь  немногих  вещей,  а  природа  знания  такова,  что  познать  его  наличие  в  ком-либо  может  лишь  тот,  кто  сам  в  значительной  степени  овладел  им».  Тут  всё  противоречит  мне.  Умный  человек  сказал:  "Знание сила",  и  с  ним  я  согласен.  А  по  речи  этого  человека  сразу  видно,  что  он  обладает  знанием.  У  знающего  человека  и  речь  иная,  чем  у  невежды.  А  что  таких  людей  мало,  это,  увы,  бесспорная  истина. 

25.05.06. 
Совершил  поход  по  большому  кольцу.  Вышел  пораньше,  чтобы  не  взопреть.  Только  на  подходе  к  дому  почувствовал,  что  разогрелся  хорошо.  Дома  всё  устаканилось.  Осталось  определить  на  место  холодильник.
  Будучи  в  неведении,  что  простительно  в  условиях  тоталитаризма,  я  восхи-щался  поступком  отца  Кнушевицкого,  когда  узнал,  что  он  купил  сыну  набор  инструментов  сим-фонического  оркестра,  увидя  его  неоспоримые  успехи  и  настойчивость.  Так  вот  сэр  Шолта,  венгр  по  происхождению,  содержит  на  свои  средства  целый  симфонический  оркестр.  Маннер-гейм: «Следующим  шагом  в  моей  программе  внутренней  политики  были  новые  выборы.  24 фе-враля  я  распустил  парламент.   Та  часть  народа,  которая  совсем  недавно  выступала  против  зако-на  и  правительства,  тоже  получала  право  принять  участие  в  выборах.  Речь  могла  идти  только  о  всенародных  выборах – это  было  благородным  жестом  доверия».  Толст., Исп. (16, 130): «Я  знал,  что  я  ничего  не  найду  на  пути  разумного  знания,  кроме  отрицания  жизни,  а  там  в  вере ниче-го,  кроме  отрицания  разума,  которое  ещё  невозможнее,  чем  отрицание  жизни».  Инстинкт  сохра-нения  жизни один  из  базовых  инстинктов,  без  него  не  могло  бы  возникнуть  ничего  живое.  Придти  к  разумному  отрицанию  жизни  невозможно,  всё,  что  угодно,  только  не  это.  (16, 131): «Строго  разумное  знание,  то  знание,  которое,  как  это  сделал  Декарт,  начинает  с  полного  сомне-ния  во  всём,  откидывает  всякое  допущенное  на  веру  знание  и  строит  всё  вновь  на  законах  разума  и  опыта.  Знание  философское  ничего  не  отрицает,  а  только  отвечает,  что  вопрос  этот  не  может  быть  решён  им,  что  для  него  решение  остаётся  неопределённым».  Л. Н. настоящий  советский  человек.  На  пути  своего  исследования  он  смело  нагромождает  одну  надуманную  трудность  на  другую  и  потом  с  большим  или  меньшим  успехом  преодолевает  эти  трудности.  Он  велик  тем,  что  брался  за  решение  великих  проблем,  но  не  всегда  успевал  в  этом.

26.05.06.  
Ни  рыба,  ни  мясо – это  селёдка  в  уксусе.  Сходил  в  ОВИР  и  опять  бестолку.  Не  хотят  отдавать  не  свои  деньги.  Понятие  существует  потому,  что  оно  имеет  применение.
  Пойте, – говорил  оркестрантам  дирижёр  Бруно  Вальтер.  И  я  сразу  обращаю  эти  слова  на  себя:  я  не  мог  играть  новую  вещь,  пока  она  не  запоёт  у  меня  в  груди.  От  этой  передачи  BBC  очень  много  впечатлений.  Оставлю  на  завтра.  Как  облагораживает,  одухотворяет  музыка.  Вот  негр-дирижёр¸ какие  тонкие  интеллигентные  черты  лица.  Маннергейм: «Избирательная  борьба  была  тяжёлой:  левые  силы  вели  подрывную  агитацию.  Избирательная  система,  принятая  на  предыдущих  парламентских  выборах,  нисколько  не  изменилась,  посему – это  следует  отметить  особо – та  партия,  которая  всего  лишь  два  года  назад  привела  страну  на  край  гибели,  имела  такие  же  конституционные  права,  как  и  партии,  боровшиеся  за  сохранение  общественного  порядка».  Гоббс, С.59: «Пусть  люди  (как  это  большинство  и  делает)  ценят самих  себя  как  угодно  высоко,  их  истинная  цена  не  выше  той,  в  которую  их  оценивают другие».  Аплодисменты!!!  как  сказал  бы  мой  друг  Л. И. Руновский.  Однако,  хотелось  бы,  чтобы  оценивали  люди  достойные,  которым  бы  и  я  безоговорочно  вручил  это  право.  К  великому  сожалению,  это  право  узурпируют  невежды,  чиновники  от  наук  и  искусств.  Поэтому,  порою,  испытываю  чувство  огорчения  от  невостребованности  моей  головы.   С.62: «Уступить  кому-либо  какое-нибудь  преимущество – значит  оказывать  ему  уважение,  ибо  это  есть  признание  большей  силы».  Тут  всё  не  так.  Этой  фразой  Гоббс  оправдывает  изречение:  "Боятся,  значит,  уважают".  Когда  боятся  и  подчиняются  физической  силе,  об  уважении  говорить  не  приходится.  При  первой  же  возможности  покорённый  постарается  освободиться  от  угнетения.  Другое  дело сила  разума,  она  не  подчиняет,  но  привлекает  уважение  и  преклонение. 

27.05.06. 
Матвиенко  пенсию  мне  пока  не  прибавила.  Вчера  заказали  окно  в  мою  палату. 
Англичане  этими  своими  передачами  намереваются  возродить  интерес  к  классической  музыке.  Это  благородное  начало,  и  вполне  естественно,  что  оно  исходит  из  туманного  Альбиона.  Мне,  после  этой  передачи  показалось,  что  влияние  Германии  на  наш  соцреализм  было  гораздо  значительнее,  чем  я  думал  раньше.  Это  влияние  сказалось  не только  в  архитектуре  и  живописи,  но  и  в  музыке.  Вагнер – предтеча  социалистического  искусства.  Толст., Исп. (16, 132): «Где  жизнь,  там  вера,  с  тех  пор,  как  есть  человечество,  даёт  возможность  жить,  и  главные  черты  веры  везде  и  всегда  одни  и  те  же».  Человеческий  социум,  развиваясь,  неизбежно  проходит  стадию,  которая  у  всех  племён  и  народов  одинакова  и  которую  я  называю  шаманизмом.  Но  это  ещё  не  вера,  это  суеверие.  Вера  вырастает  из  института  шаманизма,  когда  небольшая  группа  людей  управляет  всем  социумом  в  интересах  иерархов,  когда  сами  иерархи  являются  частью  этого  института.  Вера это  знания  невежды.  Мне  кажется,  Л. Н.  в  данном  случае  под  верой  понимает  нечто  чистое,  глубинное,  что  в  человеке  вырабатывается  без  постороннего  поповского  влияния.  (16, 133): «Вера  есть  сила  жизни.  Если  человек  живёт,  то  он  во  что-нибудь  да  верит.  Если  б  он  не  верил,  что  для  чего-нибудь  надо  жить,  то  он  бы  не  жил.  Без  веры  нельзя  жить».  Эта  вера  зиждется  на  основе  инстинкта  продолжения  рода  животного.  У  человека  она  переходит  не  в  веру,  а  уверенность,  что  нужно  жить,  пахать,  любить  и  петь  об  этом.  Суеверие  является  основой  языческих  религий.  И  можно  считать  законом  возникновение  языческих  религий  из  шаманизма.  Отличительные  признаки  шаманизма:  костёр,  бубен,  наркотические  растения,  пляска  шамана.  Шаманизм  возникает  в  тот  момент,  когда  когда  разум  начинает  осознавать  себя  и  пугается  своих  возможностей.  одновременно  возникает  институт  управления  коллективным  сознанием.

28.05.06. * 
Жду  холодильник.  Миша  Сафонов  стал  скептиком,  но  я  думаю,  это  у  него  показное,  не  прочув-ствованное.  Привезли  холодильник  «Норд».  Отдали  шкаф  М. А.  и  водрузили  на  его  место  ста-рый  холодильник,  а  новый  на  его  место.  Черепанов  пропал,  Кирицев  не  звонит.  Кругом  обман.  Может  быть,  я  в  некотором  роде  идеалист?  Может  быть,  сказывается  стерильное  детдомовское  воспитание?  Может  быть,  так  и  должно  быть:  ненадёжность,  недоверие,  подлоги  и  обман? Ми-зантропом  стать  легко,  выходить  из  этого  состояния  трудно.  Гоббс, С.62: «Подражать  кому-либо – значит  оказывать  ему  уважение,  ибо  это  значит  горячо  одобрять  его.  Подражать  же  его  врагам – значит  оказывать  ему  неуважение».  Очевидно,  что  здесь  идёт  речь  о  манере  поведения.  Такое  подражание  является  неприкрытой  лестью,  и  может  лишь  вызвать  презрение  у  того,  кому  подра-жают.  Подражание  может  быть  вызвано  уважением  к  научному  авторитету  образца  для  подража-ния.  В  США  был  молодой  биолог,  который  писал  А. А. Любищеву,  что  старается  ему  во  всём  подражать,  но  просит  простить  его  за  то,  что  не  может  относиться  к  своему  внешнему  виду  так  же  пренебрежительно,  как  он.  С.64: «Владычество  и  победа  есть  нечто  почетное,  так  как  достигаются  силой,  а рабское  положение,  обусловленное  нуждой  или  страхом, – нечто  позорное.  Богатство  есть  нечто почетное,  ибо  является  силой.  Бедность – позор.  Великодушие,  щедрость,  надежда,  мужество, самоуверенность – нечто  почетное,  ибо  они  имеют  своим  источником  сознание  силы;  малодушие, скаредность,  робость,  неуверенность  в  себе – нечто  позорное».  Иногда  я  даже  доволен,  что  не  всегда  согласен  с  автором.  Вот  и  сейчас,  он  в  один  ряд  ставит  совершенно  несопоставимые  понятия.  Владычество  над  собой почётно,  владычество  над  другими позорно.  Физическая  сила,  направленная  на  обогащение позорна.  Сила  разума  всегда  и  везде  почитается.  Бедность  часто  является  следствием  стечения  обстоятельств:  "бедность не  порок". 

29.05.06. 
Был  у  Сафоновых.  Приятно  было  сознавать,  что  я  действительно  могу  консультировать  по  ПК.  Рамазан  Кадыров,  как  у  Лескова,  швырял  деньги  под  ноги  красавице.  На  мой  взгляд – это  позор  для  руководителя  республики.  Но  Путин  мирится  и  не  с  этим.  Вот  в  этом  вопросе  нет  принципиальности,  местные  баи,  как  хотят,  так  и  воротят.  И  вот,  новое  сообщение:  Россия  вышла  на  первое  место  по  торговле  оружием.  И,  похоже,  гордится  этим.  А  торговать  оружием  безнравственно!
  Бедность  может  быть  благородна,  нищета – безнравственна.  Маннергейм: «Неожи-данным  стало  увеличение  мест  у  Аграрного  союза.  Я  многого  ожидал  от  аграриев  в  деятель-ности  парламента:  это  были  консервативные  силы  финских  крестьян».  Толст., Исп. (16, 136): «Ме-ня  оттолкнуло  то,  что  жизнь  этих  людей  была  та  же,  как  и  моя,  с  тою  только  разницей,  что  она  не  соответствовала  тем  самым  началам,  которые  они  излагали  в  своём  вероучении.  Они,  эти  верующие  нашего  круга,  точно  так  же,  как  и  я,  жили  в  избытке,  старались  увеличить  или  сохранить  его,  боялись  лишений,  страданий,  смерти,  и  так  же,  как  и  я  и  все  мы,  неверующие,  жили,  удовлетворяя  похотям,  жили  так  же  дурно,  если  не  хуже,  чем  верующие.  Эта  вера  годится,  может  быть,  хоть  не  для  утешения,  а  для  некоторого  рассеяния  раскаивающемуся  Соломону  на  смертном  одре,  но  она  не  может  годиться  для  огромного  большинства  челове-чества,  которое  призвано  не  потешаться,  пользуясь  трудами  других,  а  творить  жизнь.  Ведь  не  то,  что  мы  с  Соломоном  и  Шопенгауэром  не  убили  себя,  не  это  убедило  меня  в  суще-ствовании  веры,  а  то,  что  жили  эти  миллиарды  и  живут  и  нас  с  Соломоном  вынесли  на  своих  волнах  жизни».  Вера это  внутреннее  убеждение,  которое  может  быть  и  ложным.  Религия это  инструмент  управления  людьми.  У  Соломона  была  вера,  что  всё суета  сует,  а  религии  он  не  касался.  Против  его  веры  трудно  возражать,  это  был  его  жизненный  опыт,  его  мудрость. 

30.05.06.
Неожиданно  удачный  поход.  Сначала  в  собесе  получил  гарантийное  письмо  на  54660 р.,  отдал  письмо  в  к. 118  юристу.  На  почте  получил  выкопировку  на  место  под  гараж.  В  Освенциме  папа  Бенедикт  повёл  себя  необычно:  он  задал  вопрос  богу,  где,  мол,  ты  был  и  почему  допу
-стил  такое.  В  Индонезии  землетрясение,  всё  разрушено,  и  тут  же  люди  заявляют,  что  работы  нет.  Когда  у  крестьянина  сгорит  дом,  он  печалится,  что  теперь  работы  не  в  проворот.  Вчера  был  у  Сафоновых  и  там  испытал  сильное  разочарование:  мой  вес  стал  90 кг.  Гоббс, С.64: «За-нятость  есть  признак  могущества».  Я  вижу  две  крайности  в  занятости:  делать  деньги  и  сеять  разумное,  доброе,  вечное.  Конечно,  есть  масса  промежуточных  вариантов.  Мне  бы  хотелось  быть  причисленным  ко  второй  крайности.  «Быть  знаменитым  из-за  богатства,  высокого  поста,  великих  деяний  или  какого-нибудь  выдающегося  блага  есть  нечто  почетное,  так  как  это  признак  могу-щества,  по  причине  которого  человек  знаменит.  Безвестность,  напротив,  есть  бесчестье.  Проис-ходить  от  знаменитых  родителей  почетно,  ибо  детям  таких  родителей  легче  всего  получить  по-мощь  от  друзей  своих  предков.  Происходить  от  безвестных  родителей,  напротив,  есть  нечто  по-зорное».  Иногда  мне  кажется,  что  Гоббс  тонко  иронизирует  над  своими  современниками.   С.67: «Герцоги,  полатыни duces,  были  генералами  во  время  войны;  графы  (comites)  сопровождали  гене-рала  из  чувства дружбы  и  оставались,  чтобы  управлять  завоеванными  и  усмиренными  местами;  маркизами  были  графы,  управлявшие  марками,  или  пограничными  областями,  империи.  Баронами  назывались  те, кто  находился  при  особе  королей  и  принцев  для  их  личных  услуг  во  время  вой-ны.  Кто  хотел  бы  более  подробно  узнать  о  происхождении  почетных  титулов,  может  найти  это,  как  это  сделал и  я,  в  превосходнейшем  трактате  мистера  Сельдена  на  эту  тему».  Это  инфор-мация  о  происхождении  титулов,  мне  она  кажется  интересной.  Наверное,  маркиз = маркграф. 

31.05.06.   
Листья  деревьев  и  кустов  развернулись  полностью:  настало  лето.  Сегодня  приснился  чудный  сон:  я  купаюсь  в  море  и  хочу  изобразить  китёнка.  В  своё  время  это  получалось  у  меня  не  плохо.  Потом  на  пляже  цитировал  «Онегина»,  а  вокруг – прекрасный  пол.  Совершил  поход  по  большому  кругу.  После  ряда  дождливых  дней  дорога  местами  стала  трудно  проходима.  Опушил-ся  одуванчик,  к  моему  удивлению  пиликает  кузнечик.  Я  всегда  думал,  что  он  поспевает  вместе  с  летом.  Мощно  запел  соловей,  затрещал  на  открытых  местах  коростель.  К  концу  похода  вспо
-тел,  хотя  оделся  легко.  Маннергейм: «Однако  будущее  продемонстрировало,  что  Аграрный  союз  во  многих  чрезвычайно  важных  для  страны  вопросах – особенно  когда  речь  заходила  о  нуждах  обороны – занимал  сомнительную  позицию».  Толст., Исп. (16, 138): «Спокойная  смерть,  смерть  без  ужаса  и  отчаяния,  есть  самое  редкое  исключение  в  нашем  круге,  смерть  неспокойная,  непо-корная  и  нерадостная  есть  самое  редкое  исключение  среди  народа».  Вот  и  мне  Л. Н.  помог  лучше  понять  себя,  прояснить  и  разделить  понятия  вера  и  религия.  Человек  должен  жить  и  умирать  с  верой  в  то,  что  жизнь  его  не  была  напрасной.  «Все  наши  действия,  рассуждения,  наука,  искусства – всё  это  предстало  мне  как  баловство.  Я  понял,  что  искать  смысла  в  этом  нельзя.  Действия  же  трудящегося  народа,  творящего  жизнь,  представились  мне  единственным  настоящим  делом.  И  я  понял,  что  смысл,  придаваемый  этой  жизни,  есть  истина,  и  я  принял  его».  Когда  я  говорю,  что  Толстой  помог  мне  понять,  это  не  значит,  что  я  встал  на  его  точку  зрения,  я  просто  увидел,  в  чём  он  заблуждается  и  постарался  конкретизировать  некоторые  термины,  употребляемые  им  наиболее  часто.  (16, 139): «Я  заблудился  не  столько  от  того,  что  неправильно  мыслил,  сколько  от  того,  что  я  жил  дурно.  Ибо  всякий,  делающий  худые  дела,  ненавидит  свет  и  не  идёт  к  свету,  чтобы  не  обличились  дела  его».

van-osmos@yandex.ru

ПРОДАЁТСЯ  ЗЕМЛЯ  В  ЛЕНИНГРАДСКОЙ  ОБЛАСТИ

Hosted by uCoz
Hosted by uCoz