2005-05

01-05

02-05

03-05

04-05

дн2005

06-05

07-05

08-05

09-05

10-05

11-05

12-05


01.05.05. 

Мы  не  можем  обнаружить  переходных  ступеней  (состояний)  от  обезьяны  к  человеку,  и  этот  факт  заставляет  нас  сомневаться  в  истинности  предположения  Дарвина.  Хотя  Дарвин  нигде  не  утверждал,  что  человек  произошёл  от  обезьяны.  От  общего  с  обезьяной  предка,  да.  То  же  и  относительно  возникновения  жизни:  подтверждения  этому,  а  тем  более  непосредственное  возникновение  её  наблюдать  никому  не  удавалось.  Поэтому  можно  подумать,  что  Земля  была  заражена  жизнью.
  К. Анохин: «Работа  мозга – это  и  работа  разума,  наш  мозг  и  разум  едины.  Аристотель  придерживался  как  раз  концепции  единства  мозга  и  разума,  или  души  и  тела».  Я  настаиваю  на  том,  что  разум – это  продукт  деятельности  мозга.  Сущность  человека  заключается  в  его  разуме,  который  Анохин  называет  душой.  Я  сам  склонен  так  считать,  но  у  автора  эта  мысль  несёт  в  себе  некий  сверхъестественный  оттенок.  Мозг  и  разум  едины  так  же,  как  едины  борщ  и  его  вкусовые  качества.  «Наш  мозг  и  разум  составляют  единое  целое.  Разум  является  функцией  мозга.  Еще  в  начале  20-го  века  в  учебниках  психологии  вы  могли  увидеть  такое  определение: "Память – это  свойство  души",  а  это  наша  личность».  Стоило  отругать  учёного,  как  он  начал  мыслить  более  здраво,  согласился  со  мною.  Память – это  личный  жизненный  опыт  индивида,  накопленный  им  в  результате  деятельности  его  разума.  В  математике  есть  понятие  свойство  функции,  соответственно,  мы  можем  говорить  о  свойствах  разума,  одно  из  них память.  «В  объективных  нейробиологических  исследованиях  памяти  принято  разделять  вопрос  о  механизмах  памяти  на  три  вопроса,  на  три  проблемы.  Первая – как  память  формируется  в  мозге?  Вторая – как  память  хранится  в  мозге  на  протяжении  многих  лет?  И  третья – как  память  избирательно  извлекается,  когда  это  необходимо?»  Для  меня  важнейшим  является  вопрос:  как  мозг,  материальная  биологическая  субстанция  становится  нематериальным  разумом.   

02.05.05.
Одежда  возникла  в  силу  необходимости.  Она  и  упростится,  в  конце  концов,  чтобы  только  и  выполнять  свои  необходимые  функции. А  украшения, причём  всяческие, отомрут, за  исключением, 
возможно,  тех,  что  необходимы  для  укрепления  элементов  одежды  и  причёски  у  женщин.  Но  эти  приспособления  трудно  будет  назвать  украшениями,  настолько  просты  они  будут.  Маннер-гейм: «Промышленные  и  финансовые  круги  также  представили  доказательства  своих  патрио-тических  настроений.  По  всей  стране  создавались  промышленные  комитеты,  целью  которых  было  налаживание  работы  средних  и  мелких  предприятий,  а  также  крупных  государственных  про-изводств  по  выполнению  военных  заказов.  Руководство  материальным  обеспечением  должно  было  сосредоточиться  в  руках  только  что  созданного  Совета  обороны.  Результат  не  остался  не-замеченным».  Шп.: «Культура  зарождается  в  тот  момент,  когда  из  первобытно-душевного  состояния  вечно-детского  человечества  пробуждается  и  выделяется  великая  душа,  некий  образ  из  безобразного,  ограниченное  и  преходящее  из  безграничного  и  пребывающего.  Она  расцветает  на  почве  строго  ограниченной  местности,  к  которой  она  и  остается  привязанной,  наподобие  рас-тения.  Культура  умирает  после  того,  как  эта  душа  осуществит  полную  сумму  своих  воз-можностей  в  виде  народов,  языков,  вероучений,  искусств,  государств  и  наук  и,  таким  образом,  вновь  возвратится  в  первичную  душевную  стихию».  Когда  человек  осознаёт,  что  он  разумен,  то  есть,  когда  он  начинает  пользоваться  этим  даром  Природы,  тогда,  стремясь  поделиться  радостью  с  окружающими  людьми,  он  начинает  говорить.  В  это  же  время  рождается  культура  и  цивилизация.  У  животных  нет  цивилизации,  потому  что  нет  культуры,  основной,  непреходящей  её  составляющей.  Если  принять  концепцию  Шпенглера,  то  нас  ожидает  возврат  в  животное  состояние.  А  это  абсурд,  то  есть  нонсенс,  одним  словом  чепуха.

03.05.05.
Несмотря  на  введение  новых  школьных  программ,  школьное  обучение  у  нас  деградирует.  Я  знаю  школы,  где  сокращаются  программы  по  физике  вплоть  до  полной  отмены  предмета.  Один  из  крупнейших  шагов  назад – это  отмена  экзаменов  в  школе.  Я  в  четвёртом  классе  сдавал  пять  экзаменов,  с  пятого  класса  шесть  уроков  в  день  стало  нормой.  А  как  вам  нравится  перевод  на  следующую  ступень  при  наличии  двоек?  И  заключительный  аккорд – это  введение  обязательного  всеобщего  среднего  образования  без  жизненной  на  то  необходимости.
  К. Анохин: «Эббингауз  сделал  фундаментальное  открытие – он  показал,  что  процессы  запоминания  неравномерны  и  имеют  две  фазы.  Первую  кратковременную,  где  хранится  много  информации,  и  вторую,  долговременную,  где  объем  информации  невелик,  но  она  поддерживается  в  течение  длительного  времени».  Нынешний  уровень  познания  происхождения  разума  довольно  низок  и  соответствует  стадии  наблюдения.  Приведённое  высказывание  Эббингауза  подчёркивает  именно  результат  наблюдения,  его  относительность:  кратковременно,  долговременно.  Где  проходит  эта  временная  граница?  Ведь  память  свойственна  не  только  человеку,  но  и  другим  животным,  даже  насе-комым.  Я  даже  думаю,  что  жизнь  есть  следствие  памяти.  А  что  такое  ДНК,  как  не  память?  «В  мозге,  когда  происходит  запоминание,  идет  очень  активный  процесс,  и  он  требует  макси-мального  количества  ресурсов.  Если  мозгу  дать  в  это  время  другую  задачу,  то  вторая  задача  перекрывает  первую,  и  не  дает  памяти  сформироваться».  Подобное  я  замечаю,  сравнивая  работу  своей  головы  с  ПК.  Если  я  собираюсь  совершить  какое-либо  действие,  и  в  это  время  приходит  иная  информация,  я  переключаюсь  на  неё,  совершенно  забывая  предыдущую.  Ровно  так  же  работает  компьютер,  он  прекращает  выполнение  операции,  если  поступила  новая  команда.  Очевидно,  что  от  компьютера человека  отличает  организация  памяти. 

04.05.05. 
Я  твёрдо  уверен  в  том,  что  не  было  бы  никакой  «монетизации»,  не  захоти  думцы  получить  свои  льготы  наличными.  А  для  них – это  очень  большие  деньги,  несравнимые  с  пенсиями  даже  инвалидов  ВОВ.  Забота  о  стариках  и  инвалидах  в  данном  случае  бессовестное  лицемерие  и  наглое  прикрытие.  Маннергейм: «Во  второй  половине  сентября  1915 года  я  вернулся  на  фронт,  где  русские  армии  сражались  между  Серетом  и  Днестром  за  последний  плацдарм  в  Галиции.  Противник  стремился  предотвратить  вторжение  русских  частей  в  Бессарабию,  так  как  это  могло  подтолкнуть  Румынию  к  вступлению  в  войну».  Шп.: «Когда  цель  достигнута  и  идея,  т. е.  все  изобилие  внутренних  возможностей,  завершена  и  осуществлена  во  внешнем,  тогда  культура  вдруг  застывает,  отмирает,  ее  кровь  свертывается,  силы  ее  надламываются она  становится  цивилизацией.  И  она,  огромное  засохшее  дерево  в  первобытном  лесу,  еще  многие  столетия  может  топорщить  свои  гнилые  сучья.  Мы  наблюдаем  это  на  примерах  Египта,  Китая,  Индии  и  мусульманского  мира.  Так,  античная  цивилизация  времен  империи  необъятно  разрасталась  с  кажущейся  юношейской  силой  и  изобилием  и  отнимала  воздух  и  свет  у  молодой  арабской  культуры  Востока».  Как  мы  уже  отмечали,  цивилизация – это  продукт  деятельности  мозга  человечества,  её  можно  уподобить  ноосфере.  Крито-Микенская  культура  не  умерла,  она  погибла.  Культура  Запада  расцвела  на  почве  античной  культуры.  Арабская  культура  имеет  много  источников.  Самобытной  можно  назвать  русскую  культуру.  «Мы  говорим  о  habitus'e  растения,  понимая  под  этим  ему  одному  свойственный  внешний  вид».  В  русской  транскрипции  я  это  термин  встречал  как  габитус,  он  относился  только  к  деревьям.  Но  мне  кажется,  что  этот  термин  применим  повсюду.  Всем  известно  выражение:  "я  милого  узнаю  по  походке".  Такую  же  смысловую  нагрузку  несут  силуэты  военно-морской  и  другой  военной  техники.

05.05.05.
Речь  будущего  человечества  не  будет  разделяться  на  стили,  т
ак  как  стиль – характеристика  касты.  Кроме  того,  каждое  слово  будет  иметь  одно,  вполне  определённое  значение.  Уже  сейчас  наличие  синонимов  создаёт  некоторые  языковые  проблемы  (теперь  я  думаю  несколько  иначе).  Развитию  речи  мешает  письменность.  Уверен,  что  лет  через  200
-300  письменность  как  всеобщая  необходимость  исчезнет,  и  ничем  не  сдерживаемый  язык  станет  универсальным,  единым  между-народным  и  достигнет  невиданных  высот  красоты  и  выразительности.  К. Анохин: «Американский  психолог  Карл  Дантон  показал,  что  у  животных  все  то  же  самое.  Эти  процессы  универсальны,  их  можно  наблюдать  у  всех  животных,  способных  к  обучению,  начиная  от  приматов,  и  кончая  беспозвоночными,  например,  виноградными  улитками». У  животных,  имеющих  мозг, он  частично  заполнен  врождённой  информацией,  которая  закрепляется  в  нём  как  наследственная.  Для  возможности  обучения  должна  быть  свободная  часть  мозга.  Пчёлы  демонстрируют  нам  это  сами.  Найдя  богатый  нектаром  и  пыльцой  участок  пчела  запоминает  дорогу  к  нему  и  делится  этой  информацией  с  другими  пчёлами  улья.  Чтобы  понять  это,  нет  нужды  проводить  иные  экс-перименты  по  обучаемости  пчёл.  «И  возникла  гипотеза,  что,  может  быть,  формирование  долговременной памяти,  смотрите  какой  скачок  от  души, – это  изменение  в  свойствах  активности  генома  нервных  клеток,  изменение  в  свойствах  работы  и  их  ДНК».  Я  не  меньший  атеист,  чем  Анохин,  но  не  желаю  отказываться  от  понятия  душа.  До  недавнего  времени  душе  отводили  место  в  сердце  человека,  но  пересадка  сердца  опровергла  эти  предположения.  Сегодня  ни  у  кого  нет  сомнения  в  том,  что  душа это  наше  внутреннее  Я,  которое  в  большой  степени  определяется  нашим  разумом.  Чтобы  опровергнуть  это,  необходимо  провести  пересадку  головы,  но  на  такой  эксперимент  охотники  вряд  ли  найдутся.

06.05.05.
Я  думаю,  что  не  сошёл  с  ума  до  сих  пор  лишь  потому,  что  во  мне  с  детских  лет  живут  две  страсти,  взаимно  уравновешивающие  друг  друга:  любовь  к  знаниям  и  плотская  любовь.  Причём,  моя  хромота  ограничивает  мою  плотскую  любовь,  а  плотская  любовь  ограничивает  страсть  к  знаниям.  И  я  боюсь,  что  сойду  с  ума,  как  только  лишусь  одной  из  этих  страстей.
  Маннергейм: «Я  командовал  2-м  кавалерийским  корпусом,  который  перебрасывали  с  туда-сюда.  В  декабре  армии  перешли  к  позиционной  войне.  12-ю  кавалерийскую  дивизию  отвели  к  г. Гусятин.  После  передышки  ей  приказали  выдвинуться  на  200 км  к  северу  и  занять  плацдарм  близ  г. Луцка,  где  концентрировались  войска  для  весеннего  наступления».  Шп.: «Я  применяю  это  важное  для  физиогномики  понятие  к  великим  организмам  истории  и  говорю  о  habitus'e  индийской,  египетской,  античной  культуры,  истории  или  духовности.  Смутное  ощущение  этого  всегда  было  заложено  уже  в  понятии  стиля,  и  мы  его  только  уясняем  и  углубляем,  когда  говорим  о  религиозном,  духовном,  политическом,  социальном,  экономическом  стиле  культуры,  вообще  о  стиле  души».  Как  говорится,  фраза  написана  на  одном  дыхании  высоким  штилем.  Всё  обстоит  гораздо  проще:  каждая  культура  имеет  национальный  оттенок,  сообщая  тем  самым  национальный  оттенок  местной  цивилизации.  Мы  имеем  право  говорить  о  цивилизации  челове-чества  так  же,  как  и  о  цивилизации  отдельной  народности,  имеющей  собственный  фольклор.  «Что  означает  идеальная  длительность  жизни  в  тысячу  лет  для  каждой  культуры  по  сравнению  с  отдельным  человеком,  чья  "жизнь  длится  70 лет"?»  Язык,  в  наибольшей  степени  характеризующий  культуру,  значительно  изменяется  в  течение  пятисот  лет,  но  он  не  исчезает.  То  же  происходит  и  с  культурой.  Культура  Запада  не  умерла  в  конце  XIX в.,  она  трансформировалась  в  поп-культуру,  когда  демократизованные  массы  потребовали  своей  доли  участия  в  культурном  процессе.

07.05.05.
Довольно  рано  пожаловала  Каневская.  С  нею  мы  хотим  осуществить  некий  проект.  Обсудили  ближайшие  задачи.  Позвонил  Жене,  что  готов  вернуть  гаражные  деньги.  Но  у  него,  видимо,  другие  планы.  Если  он  деньги  не  возьмёт,  придётся  честно  их  отрабатывать.  Маннергейм: «В  спокойное  зимнее  время  удалось  накопить  значительные  резервы  боеприпасов.  Положение  неско-лько  улучшилось,  но  всё  же  материальное  превосходство  противника,  особенно  в  артиллерии,  было  бесспорным.  С  апреля  1916 года  Юго-Западным  фронтом  стал  командовать  генерал  Бру-силов.  Осенью  1915 года  в  результате  успешных  действий  наших  войск  численность  группировок  противника  на  восточном  фронте  уменьшилась».  К. Анохин: «Во  взрослом  мозге  процессы  развития  никогда  не  заканчиваются».  Это  приятно  было  узнать,  а  то  нас  постоянно  пугают,  что  нервные  клетки  не  восстанавливаются.  И  действительно,  если  бы  так  и  было,  то  нервные  люди  на  глазах  становились  бы  тупее,  а  мимо  этого  факта  пройти  нельзя.  «Память  имеет  моле-кулярные  механизмы  и  многие  из  них  связаны  с  процессами,  происходящими  не  между  клет-ками,  а  внутри  клетки».  Тут  сомнений  нет,  важно  знать  эти  процессы.  Статична  ли  память,  как  в  компьютере,  или  она  подвижна  и  представляет  собой  некий  повторяющийся  цикл  в  определённой  замкнутой  системе.  «Никакие  из  экспериментальных  попыток  определить  объем  и  пределы  памяти  не  приводили  к  лимитам».  Это  тоже  отрадный  факт.  Но  хотелось  бы  знать,  как  формировались  инстинкты,  как  оказались  они  записанными  в  ДНК?  «Познания  нашей  памяти – это  познание  нами  самих  себя.  Потому  что,  как  сказал  Габриэль  Гарсия  Маркес:  "Жизнь – это  не  те  дни,  которые  прожиты,  а  те,  которые  запомнены"».  Как  видно,  Анохин  акцентирует  внимание  на  той  памяти,  которая  приобретается  нами  в  процессе  нашей  жизни.  Однако,  самопознание,  главным  образом,  заключается  в  познании  и  контроле  наших  инстинктов. 

08.05.05. *
Из  событий,  вычеркнутых  фортуной  из  моего  дневника,  вернусь  к  проблеме  гаража.  Кращук  заплатил  за  его  снос,  а  Женя  не  хочет  брать  деньги,  и  на  что-то  надеется.  А  я  надеюсь  на  благополучный  исход.  А  что  остаётся  делать?  Шп.: «В  Гётевом  "Вертере",  изображении  целой  эпохи,  которая  знакома  каждому  фаустовскому,  но  незнакома  ни  одному  античному  человеку».  Почему  бы  Шпенглеру  не  сравнить  себя  с  пещерным  человеком.  Это  было  бы  более  корректно.  «После  Анталкидова  мира  (386 г. до  н. э.),  если  наблюдать  дикую  революцию  неимущих,  кото-рые,  например  в  Аргосе    370 г. до  н. э.),  перебили  на  улицах  дубинами  всех  богатых,  то  перед  нами  параллель  к  французскому  обществу  после  Парижского  мира  (1763 г.)».  Поведение  толпы  во  все  времена  одинаково.  Шпенглер  не  знает  о  бунтах  Разина  и  Пугачёва.  А  переворот  Улья-нова  (Ленина)  обошёлся  в  11 млн  жизней.  «Предназначение  Ганнибала  касается  внутреннего  за-вершения  общей  античной  судьбы.  Со  сражения  при  Заме  центр  античности  переходит  от  элли-низма  в  Рим.  Соответствующий  смысл  западноевропейской  эпохи,  в  которую  мы  сейчас  живем,  будет  изложен  позднее.  Я  надеюсь  доказать,  что  все  без  исключения  великие  создания:  формы  религии,  искусства,  политики,  общества,  хозяйства,  наук  во  всех  культурах  одновременно  возни-кают,  завершаются  и  угасают».  То,  что  стало  мировым  достоянием,  что  характеризует  уже  миро-вую  культуру,  угаснуть,  исчезнуть  не  может.  Допустимо  говорить  об  угасании  фольклора  народ-ности,  если  она  растворяется  в  среде  окружающих  народов  или  вследствие  вымирания.  Можно  говорить  о  смещении  культурного  центра  из  пределов  одного  государства  в  другое.  Но  и  в  этом  случае  уже  можно  говорить  о  мировой  культуры,  отдельные  аспекты  которой  могут  прева-лировать  в  различных  государствах.  Так,  например,  сегодня  бесспорным  лидером  в  науках  явля-ются  США,  лидерами  социальной  культуры  являются  страны  Северной  Европы. 

09.05.05.
Одним  неосторожным  действием  уничтожил  записи  более,  чем  за  двадцать  дней.  О,  горе!  Да,  кое-что  можно  восстановить,  кое-что  потом  всплывёт  в  памяти,  но  нарушен  принцип.  И  скукота.  Жалко  потраченного  времени, хотя  меня  постоянно  предупреждают:  чаще  сохраняй  сде-ланное,  не  ленись.  Долго  горевать  об  этом  не  буду,  зато  какая  наука.  Да  и  ради  разнообразия  это  тоже  не  вредно,  а  то,  видишь  ли,  заскучал.  К. Анохин: «Некоторые  из  форм  памяти  сильно  зависят  от  сознания,  некоторые  из  них  являются  бессознательными,  и  мы  автоматически  воспро-изводим  эти  навыки,  например,  навыки,  приобретаемые  в  результате  длительного  обучения».  Потому  и  различают  действия  машинальные  и  инстинктивные.  "Он  подал  руку  ей.  Печально / (Как  говорится,  машинально) / Татьяна  молча  оперлась..."  (4 – 18)  Навыки,  полученные  в  ре-зультате  обучения  можно  забыть,  если  долго  их  не  практиковать.  Забыть  инстинкты  невозможно.  Бессознательные  навыки – это  понятие  условное,  ими  руководит  сознание,  но  на  уровне  под-сознательного  мышления.  Мне  кажется,  что  в  психоанализе  ещё  нет  устойчивой  и  более  кон-кретной  терминологии,  потому  что,  имея  достаточно  хорошее  воспи-тание,  человек  может  конт-ролировать  и  инстинкты.  «Как  устроены  все  эти  системы  памяти  в  мозге,  можем  ли  мы  увидеть  следы  работы  памяти  в  мозге,  можем  ли  увидеть  следы  самой  памяти  в  мозге?  Оказалось,  что  те  методы,  которые  были  использованы  для  изучения  памяти  у  животных,  для  изучения  молекулярной  биологии  памяти,  подходят  для  того,  чтобы  визуализировать  след  памяти  в  целом  мозге».  Картина,  представленная  Анохиным,  была  очень  наглядна  и  впечатляюща.  Она  только  укрепила  меня  во  мнении,  что  наша  память  динамична,  не  сортируется,  не  хранится  где-то,  но  постоянно  как  бы  мерцает.  И  достаточно  сигнала,  внешнего  или  внутреннего,  в  ту  или  иную  область  мозга,  чтобы  память  явила  нам  своё  содержание.

10.05.05.
Я  думаю,  что  СПИД – венерическая  болезнь,  т
о  есть,  относится  к  области  интимных  отношений,  области  целомудрия.  А  даже  закоренелому  цинику  не  придёт  в  голову  хвастаться  сифилисом,  тем  более  организовывать  клубы,  общественные  организации  и  пикеты. 
Физическое  наслаждение  человек  испытывает,  когда  задействованы  все  органы  чувств.  Для  примера  скажу,  что  вкусная,  ароматная  пища  должна  ещё  радовать  глаз.
  Шп.: «Реконструировать  давно  забытые  и  неиз-вестные  эпохи,  даже  целые  культуры,  руководясь  морфологическими  связями  (прием,  не  лишенный  сходства  с  палеонтологией,  которая  в  настоящее  время  по  одному  найденному  обломку  черепа  может  дать  пространные  и  точные  указания  о  скелете  и  о  принадлежности  экземпляра  к  определенному  виду).  Обладая  в  достаточной  степени  физиогномическим  тактом,  мы,  вообще  говоря,  можем  по  рассеянным  деталям  орнаментики,  способов  постройки,  письма,  по  отдельным  датам  политического,  хозяйственного  и  религиозного  порядка  восстановить  орга-нические  основные  черты  исторической  картины  целых  столетий,  прочитать  по  подробностям  художественного  языка  форм  хотя  бы  современную  им  форму  государственного  устройства,  или  по  математическим  принципам  характер  соответствующего  хозяйства;  это  чисто  гетевский  прием,  восходящий  к  гетевской  идее  прафеномена,  сделавшийся  привычным  в  ограниченных  областях  сравнительной  зоологии  и  ботаники,  но  который  в  никогда  не  предвиденных  размерах  можно  применить  и  ко  всей  области  исторического».  Следует  признать,  что  многие  мои  задумки  о  цивилизации  и  культуре  Шпенглер  предвосхитил,  но  это  лишь  укрепляет  меня  в  моих  мнениях.  Он  выделяет  понятия,  которые,  по  моему  мнению,  определяют  цивилизацию,  только  использует  другие,  но  близкие  к  мои,  термины.  Политические  институты это  государственность;  хозяйственные  институты это  экономика;  религиозные  институты это  культура.

11.05.05. 
Фредерик  Бартлетт: «
Воспоминание  не  является  повторным  возбуждением  неисчислимых  фиксиро-ванных  фрагментов  следов,  оно  всегда  творческое  воссоздание  или  конструирование,  складываю-щееся  из  нашего  отношения  ко  всей  активной  массе  реакции  и  опыта  прошлого».  Раз  воз-буждённые  нейроны  не  теряют  своей  активности,  но  постоянно  участвуют  различными  комбина-циями  в  различных  воспоминаниях.  Динамичное  хранение  памяти  подтверждается  ещё  тем,  что  количество  клеток  в  мозгу  тоже  динамично:  одни  отмирают,  другие  нарождаются,  то  есть,  хране-ние  памяти  в  постоянных  клетках  при  отмирании  может  привести  к  потере  информации.  Ман-нергейм: «При  планировании  наступления  учитывалось,  что  русской  армии  впервые  придётся  пре-одолевать  хорошо  укреплённую  линию  обороны.  Мы  приступили  к  необходимым  подготовитель-ным  мероприятиям,  используя  опыт,  накопленный  на  фронте  во  Франции.  На  местах  прорыва  собрали  большое  количество  артиллерии».  К. Анохин: «Я  вам  показывал  отпечаток  такого  следа  только  в  одной  структуре  мозга,  количество  нейронов  может  достигать  десятки  и  сотни  милли-онов.  А  теперь  попробуйте  представить  себе,  а  как  можно  разрушить  такую  память?  Как  можно  эту  огромную  сеть  элиминировать  из  нашего  опыта?  Это  очень  сложная  вообще  задача.  Вы  не  можете  уничтожить  все  нейроны  один  за  одним,  потому  что  они  распределены  среди  других  нейронов,  нужно  будет  уничтожить  весь  мозг».  Как  можно  видеть,  Анохин  подтверждает  мои  предположения,  что  память  в  мозгу  динамична  и  не  имеет  постоянного  места  хранения.  «Мы  все  время  говорили  сейчас  о  памяти,  как  свойстве  больших  популяций  или  систем,  функцио-нальных  систем  нервных  клеток.  Вообще,  если  мы  задумаемся,  то  память – это  только  одна  из  характеристик  работы  таких  систем.  Память – это  ведь  искусственно  выделенный  нами  аспект  работы  мозга».  Инстинкты это  капитализация  памяти.  Инстинкт  и  рефлекс одно  ли  и  то  же?    

12.05.05.  
Не  условия  создаются  для  кого-то,  а  этот  кто-то  приспосабливается  к  имеющимся  условиям.  Че
-ловечество  приспособилось  к  земным  условиям  и  оно  продолжит  своё  существование  даже  и  в  том  случае,  когда  Вселенная  заметит  его  и  ополчится  на  него,  если  оно  сумеет  приспособиться  к  новым,  ещё  более  суровым  условиям  и  выдержит  эту  борьбу  не  на  жизнь,  а  на  смерть  с  Космосом.
  Маннергейм: «Из  места  сосредоточения  дивизия  конным  порядком  передислоцировалась  в  местечко  Варковичи,  находившееся  в  двадцати  километрах  от  Дубно,  где  я  должен  был  ждать  приказа  о  начале  атаки.  Ближе  к  вечеру  стало  известно,  что  прорыв  к  северу  от  Дубно  удался.  Поэтому  я  получил  приказ  спешным  образом  перебросить  дивизию  к  месту  прорыва».  Шп.: «Кто  вообще  понимает,  в  какой  мере  можно  называть  душу  идеей  существования,  тот  почувствует,  как  близко  ей  родственна  достоверность  судьбы  и  в  какой  мере  сама  жизнь,  названная  мною  образом,  в  котором  протекает  осуществление  возможного,  должна  быть  ощущаема  как  имеющая  определенное  направление,  как  роковая, притом  ощущаема  смутно  и  боязливо  со  стороны  пер-вобытного  человека,  а  со  стороны  человека  высокой  культуры ясно  и  в  форме  миросозерцания,  которое  может  сообщаться  другим,  конечно,  только  через  посредство  искусства  и  религии,  а  не  при  помощи  доказательств  и  понятий».  Когда  читаю  подобные  опусы,  на  ум  приходит  абрака-дабра  пародирующая  выступление  советского  партийного  работника:  "В  век  универсального  прогресса  и  сплошной  цивилизации,  когда  каждый  индивидуум  декларирует  свои  права,  некогда  трактованные  самими  гениями,  которые  несут  в  себе  аксиому,  на  которой  и  зиждется  вся  эта  проблема..."  Некоторые  считают,  что  философ  должен  выражаться  туманно  (мистицизм),  я  при-держиваюсь  противоположного  мнения.  Я  могу  не  всё  сказать  по  незнанию,  но  то,  что  я  говорю,  должно  быть  ясно  и  понятно  каждому,  кто  прочтёт.  А  душой  я  считаю  разум.

13.05.05.  
(35)
Утром  пришёл  Лёха,  позвонил  своей  «крале».  Судя  по  разговору,  он  уже  счастлив,  если  она  позволит  ему  погладить  её  ножку.  А  «краля»  уже  бабка,  хотя  это  ничего  не  значит.  Маннергейм: «Оседлав  коней,  мы  срочно  отправились  в  путь,  но  ехать  пришлось  довольно  да-леко,  дорога  раскисла  под  дождями,  и  до  места  прорыва  мы  добрались  только  к  заходу  солнца.  Только  к  утру  наши  подразделения  собрались  в  условленном  месте  по  ту  сторону  фронта.  Утром  мы  столкнулись  с  пехотными  частями  австрийцев,  которые  в  течение  всего  дня  отходили  через  Стырь.  Поскольку  у  противника  на  другом  берегу  реки  были  сильные  укрепления,  пере-права  через  реку  казалась  безнадёжным  предприятием».  К. Анохин: «Она  (память)  могла  воз-никнуть  и  развиться  в  эволюции  живого,  если  только  она  приносила  пользу  для  будущего  пове-дения».  Польза  памяти  очевидна  для  продолжения  рода  всего  живого.  У  людей  это  подтвер-ждается  очень  милой  поговоркой:  "Где  пообедали,  туда  и  ужинать  идём".  «Пациенты  с  на-рушениями  памяти,  оказывается,  также  не  способные  вообразить  себе  новые  картины,  сплани-ровать  будущее».  Планировать  и  воображать  можно  только  опираясь  на  опыт.  «Сознание – это  не  след,  а  процесс.  Если  что-то  самое  важное  можно  сказать  о  свойствах  сознания,  то  то,  что  это  процесс».  Вполне  естественно,  что  в  живом  организме  и  память  живая,  а  откладываются  надолго  только  соли  в  суставах  и  камни  в  почках  и  печени.  «Возможно  ли  в  будущем  как-то  с  помощью  вот  такого  замечательного  направления  в  науке  помогать  психологами,  психоаналитикам  доставать  этот  травмирующий  фактор?»  Я  испытал  этот  феномен  лично.  Засыпая,  мне  часто  грезилось,  что  кто-то  маленький  и  пушистый  подбегает  ко  мне  сзади  и  запрыгивает  на  постель.  При  этом  моё  сердце  наполнялось  ужасом.  Когда  я  увязал  это  с  моими  блокадным  испугом  от  присутствия  крысы  у  меня  на  подушке,  эта  страшилка  перестала  повторяться.   

14.05.05. 
Вырвал  зуб  7нл  (крайний).  Зубной  врач  (Пинчук)  так  со  мной  разговаривал,  как  будто  я  на  время  взял  его  зуб  и  должен  был  вернуть.  Сегодня  весь  разбитый,  даже  известие  о  приезде  Димы  не  вернуло  мне  настроения.  Вчера  всё  было  наоборот.  Вчера  у  меня  были  задействованы  все  три  аспекта  личной  жизни:  интимный,  частный  и  общественный.  Я  испытывал  душевный  комфорт.  Пасмурно,  но  достаточно  тепло,  и  дождит.  Сирень  дала  зелёный  лист.
  Шп.: «Судьба  есть  слово  неподдающейся  описанию  внутренней  достоверности».  Судьба – суд  божий,  то  есть  так  спланировал  жизнь  бог,  так  бог  судил.  Когда  отпала  религиозная  шелуха,  судьбой  стали  на-зывать  прошедший  отрезок  жизни.  Философ  сказал,  что  судьба  управляет  жизнью  глупого  чело-века.  Умный  старается  влиять  на  ход  событий,  хотя  это  не  всегда  удаётся.  «Идею  судьбы  может  сообщить  только  художник портретом,  трагедией,  музыкой.  Одно  требует  разложения,  другое  созидания.  В  этом  коренится  связь  судьбы  с  жизнью,  причинности  со  смертью.  В  идее  судьбы  открывается  взыскание  душой  мира,  ее  желание  света,  возвышения,  завершения  и  осуществления  ее  назначения».  Автор  проводит  идею  души  через  мистицизм.  Как  сложится  жизнь,  не  знает  никто,  кроме  гадалки.  Художник  изображает  событие,  то,  что  уже  было  и  запечатлено  художни-ком.  О  том,  чего  взыскует  душа,  никто  не  догадывается.  Глупый  не  может  это  высказать,  а  ум-ный  не  хочет.  «Кто  разлагает  элемент  мира  ощущений,  познавая  его,  кто  усвояет  его  себе  при  посредстве  причинного  опыта,  объясняет  его,  исходя  из  сцепления  известного  механического  це-лого,  кто,  следовательно,  подчиняет  все  живое  становление  неподвижному  ставшему,  тот  неиз-бежно  будет  обозревать  всю  сумму  бытия  с  точки  зрения  причины  и  следствия,  без  внутренней  устремленности,  без  тайны».  Это  клевета  на  разум.  Кто  хочет  познавать  окружающую  действите-льность  (бытие,  сущее),  тот  имеет  внутреннее  устремление,  которое  является  инстинктивным.

15.05.05.   
Вчера  было  плохо,  а  сегодня  чувствую,  что  могу  и  хочу…  жить.  Тонечка  опять  работает.  Весна  нынче  поздняя.  Помнится, 
черёмуха  цвела  уже  12-го  мая,  а  сейчас  в  парке  только  ива  покры-лась  дымкой  зелени.  Ходил  на  Колоничку,  услыхал  соловья.  Говорят,  он  поёт  к  теплу.  Маннер-гейм: «Я  позвонил  Деникину  и  предложил  ему  в  течение  дня  сменить  мои  части  на  этих  высотах.  Если  высоты  ему  понадобятся,  он  всегда  сможет  захватить  их.  На  что  я  ответил,  что  через  какое-то  время  будет  очень  сложно  отбросить  немцев  назад.  – Где  вы  видите  немцев? – закричал  Деникин. – Здесь  нет  никаких  немцев!  Я  сухо  заметил,  что  мне  легче  их  видеть,  так  как  я  стою  прямо  перед  ними».  Полибий (предисл.): «Походы  Александра  Македонского  и  возни-кновение  на  обломках  персидской  империи  новых  царств,  возглавляемых  македонянами  и  эллина-ми,  знаменовало  собой  начало  бурной  эпохи  эллинизма».  Удивительно,  что  до  сих  пор  в  Индии  сохраняется  греческая  община  из  потомков  воинов,  оставшихся  в  этих  пределах.  Удивительно  и  то,  что  образ  Будды  формировался  под  сильным  воздействием  греческой  мифологии.  «Цицерон  также  упоминает  об  упреках  Полибия  в  адрес  римлян,  не  радеющих  должным  образом о  воспи-тании  детей,  которое  эллинские  мыслители  считали  одним  из  важнейших  компонентов  государ-ственной  системы».  Бесспорно,  нынешние  власти  стараются  исправить  демографическую  ситуа-цию.  На  мой  взгляд,  всё  делается  не  так.  Следует  воспользоваться  ситуацией,  когда  родители  бросают  детей,  и,  пока  нефть  дорогая,  забирать  детей  под  свою  строгую  опеку.  «Полибий  гово-рил,  что  его  "История"  не  просто  изображает  события,  но  и  объясняет  их  причины  и  следствия.  Знание  истории  приносит  пользу  лишь  в  том  случае,  когда  изучены  причины  происшедшего,  а  причину  имеет  каждое  событие.  Ее  надо  искать  даже  тогда,  когда  найти  ее  трудно  или  даже  невозможно».  Полибий – философ,  а  его  "История"  лишь  повод  изложить  своё  мировоззрение.

16.05.05.       
Отключили  отопление.  На  TV  профилактика:  ни  один  канал  не  работает.  И  тут  выясняется  привычка,  зависимость  от  этого  источника  информации.  Собираюсь  ехать  за  обувью,  заказывать  по  новым  правилам.  Стартовал  в  8:20,  вернулся  домой  в  12:40.  Естественно,  ездил  напрасно.  Это  слово  естественно  просто  убийственно  для  нашей  действительности.  Перед  TV  камерами  ветеранов  целуют,  а  в  кабинетах  опускают  до  сволочного  состояния.  Я  ощущаю  старость  в  том,  что  если  в  юности  выходя  из  кабинета  ни  с  чем,  я  тут  же  забывал  об  этом.  Сегодня  же  даже  получасовая  прогулка  до  метро  не  смогла  вернуть  меня  к  Некрасову:  только  и  думал,  что  о  гну-сности  нашего  бытия.
  Маннергейм: «С  приходом  ночи  мою  дивизию  отвели  в  резерв  армейского  корпуса,  и  холмы  снова  оказались  в  руках  немцев.  Этот  факт  генерал  Деникин  осознал  уже  на  следующий  день.  Утром  генерал  Деникин  должен  был  начать  наступление.  Приказ,  отданный  мне  командиром  армейского  корпуса,  гласил,  что  дивизия  должна  в  конном  строю  развивать  наступление,  начатое  генералом.  Я  предположил,  что  подтянувшиеся  немецкие  части  выиграют  бой  у  Деникина».  Шп.: «Эта  тенденция  заложена  в  знакомом  каждой  высокой  культуре  чувстве:  знание  есть  власть.  Под  этим  разумеется  власть  над  судьбой».  Знание  предполагает  философию  на  научном  уровне;  судьба – на  бытовом.  Шпенглеру  хочется,  чтобы  в  жизни  оставалась  какая-то  тайна,  а  философ  стремится  всё  сделать  явным.  Я  допускаю  тайну  только  в  интимных  отноше-ниях.  «Абстрактный  ученый,  естествоиспытатель,  человек  мыслящий  в  системах,  все  духовное  существование  которого  зиждется  на  принципе  причинности,  есть  позднее  проявление  ненависти  к  силам  судьбы,  т. е.  непонятного».  Автор,  похоже,  считает  себя  вдохновенным  философам,  а  всех  учёных  считает  сухарями  не  могущими  помечтать.  А  ведь  гипотеза,  это  и  есть  мечта  учёного,  он  её  любит,  лелеет  и  очень  огорчается,  если  она  окажется  вдруг  несостоятельной.

17.05.05. 
Почти  два  часа  провёл  в  сберкассе.  Любое  соприкосновение  с  государством  вызывает  зубную  боль.  Отправил  Кращуку  заявление  на  гараж.  Если  он  сможет  быстро  повлиять  на  комиссию,  то  я  выйду  из  своего  положения  без  потерь.
  Полибий (предисл.): «Платон  считал,  что  ложь  полезна  в  качестве  лекарства,  употребляемого  правителями-философами  по  отношению  к  управляемым,  а  Полибий,  как  уже  упоминалось,  писал  именно  для  первой  категории,  т. е.  для  государственных  мужей».  Мы  знаем  формулу ложь  во  спасение,  но  она  приемлема  только  на  бытовом  уровне.  Деятельность  публичных  фигур  должна  быть  прозрачна.  В  наше  время  только  появилось  такое  понимание  политики,  которое  пока  не  наполнено  содержанием.  Что  же  говорить  о  древних  временах,  когда  обман  и  коварство  в  политике  считались  доблестью.  Что  касается  искренности  в  отношении  своего  народа,  то  власть она  и  в  Африке  власть.  Главную  задачу  она  видит  в  том,  чтобы  выглядеть  уверенно  и  внушать  суеверный  трепет.  «Историк  должен  быть  объективен,  сочетая  в  своем  рассказе  похвалу  и  осуждение.  Ему  не  следует,  подобно  трагическим  поэтам,  описывать  события  с  помощью  драматических  приемов,  ибо  цели  у  истории  и  трагедии  разные.  Правда,  изложение  его  должно  быть  живым  и  наглядным,  но  точность  в  описании  событий  важнее  красоты  слога.  Историк  (прежде  всего  автор  прагматической  истории)  должен  разбираться  в  военном  деле,  политике,  экономике,  причем  книжное  знание  хотя  и  важно,  но  само  по  себе  недостаточно – необходимо  обладать  практическим  опытом,  необходимо  посещать  места  событий,  расспрашивать  свидетелей;  лучше  всего,  естественно,  быть  самому  очевидцем  описываемого,  если  позволяют  обстоятельства.  Люди,  принимающиеся  за  составление  истории,  считают  обязательным  подготовить  себя  жизненным  опытом;  иначе  невежество  историков  никогда  не  кончится».  Это  характеристика  летописца,  живого  участника  описываемых  событий. 

18.05.05. 
В  Общественную  палату  теперь  так  просто  не  попасть. 
Каневская,  как  кажется,  может  вдохнуть  вторую  жизнь  в  ДСИ.  Начал  судебную  борьбу  с  «нечистой»,  заявление  приняли.  С  запада  дует  сильный  теплый  ветер,  несёт  запахи  моря.  Позвонили  сразу  и  Женя  и  Кращук.  Обстановка,  ка-жется,  стала  ещё  более  ясной.  Мой  утлый  челн  плывёт  между  двумя  железными  бортами,  гото-выми  вот-вот  столкнуться.  Маннергейм: «Я  предложил  перебросить  мою  дивизию  к  болоту  между  Киселином  и  Воронцами,  откуда  мы  смогли  бы  атаковать  в  любом  направлении. – Вы  получили  мой  приказ,  генерал? – Конечно,  получил. – Так  выполняйте  его! – сказал  Кашталинский  и  отклю-чился.  Во  главе  основных  сил  я  направился  в  сторону  горящего  Киселина – его  обстреливала  тя-жёлая  артиллерия  немцев.  Грохот  стоял  страшный,  «чемоданы»  взрывались  с  ужасающим  зву-ком».  Шп.: «Ранний  человек  никогда  не  идет  так  далеко,  чтобы  воспринимать  свою  картину  мира  совершенно  безлично,  в  некотором  роде  от  лица  всего  человечества,  и  его  чувство,  как  историческое,  несомненно  более  первоначально  и  более  достоверно».  Я  как-то  уже  предлагал  считать  точку  зрения  человечества  наиболее  объективной.  Отдельно  взятый  человек  не  может  иметь  объективной  точки  зрения,  но,  обладая  определённым  талантом,  может  внушить  её  значи-тельному  числу  людей.  Мы  должны  верить  ранним  людям,  потому,  что  они  воспринимают  мир  со  всей  непосредственностью  ребёнка.  «Для  первобытного  человека  слово  время  не  имеет  значе-ния.  Он  живет  и  не  чувствует  в  нем  необходимости».  Относительно  языка  первобытных  людей  мы  не  можем  даже  строить  догадок.  О  языках  стало  возможным  вести  речь  только  с  появле-нием  письменности.  Но  нет  сомнения,  что  к  этому  времени  у  развитых  народов  в  лексиконе  уже  были  слова:  что? – материя,  где? – пространство,  когда? – время.  Кроме  того,  несомненно,  что  наблюдая  солнце  и  луну  у  доисторических  людей  было  понятие  о  времени  суток  и  семидневке.

19.05.05. 
Я  осуществляю  какие-то  действия  в  надежде  на  определённый  конечный  результат.  Если  же  конечный  результат  получается  не  такой,  как  я  ожидал,  значит,  либо  я  рассчитывал  на  авось,  либо  я  заблуждаюсь  на  счёт  наших  законов.  Вот  и  сейчас.  Затевая  игру  с  «нечистой»,  я,  ка-жется,  действую  на  законных  основаниях:  хочу  доказать,  что  это  обман,  причём  наглый  обман.  Никто  в  этом  не  сомневается,  в  том  числе  и  юрист  в  исполкоме  по  защите  прав  потребителей,  но  помогут  ли  мне  наши  законы,  или  они  окажутся  на  стороне  жуликов?  Боюсь,  просто  скажут,  что  я  сквалыга,  сутяга  и  откажут  на  основании  ничтожности  дела. 
Полибий (предисл.): «Стиль  Полибия  суховат,  что  признает  и  он  сам,  однако  цель  автора  не  развлечь  читателя,  а  дать  наставление  государственным  мужам».  Тем  самым  Полибий  подтверждает  мою  мысль,  что  он  не  историк,  а  философ,  ибо  только  философы  склонны  поучать  власти  предержащие,  правда,  без  заметного  успеха.  «Однако  Полибий  впервые  высказал  мысль,  что  образцом "смешанной  конституции"  является  римская.  Нелегко  решить,  аристократией,  монархией или  демократией  является  Рим.  Аристократический  элемент  представлен  в  нем  сенатом,  монархический – консу-лами,  демократический – народным  собранием.  Причем  они  не  противостоят друг  другу,  а  обна-руживают  единодушие,  а  если  одна  из  властей  захочет  возвыситься  над  другими,  то  те  смогут  умерить  ее  притязания.  Это  обеспечивает  государству  равновесие  и  устойчивость».  Исторические  документы  рассказывают  нам  о  жизни  правителей  и  государств,  иногда  касаются  сословий,  но  никогда  не  говорят  о  погоде,  если  только  она  не  превращается  в  стихийное  бедствие,  как,  на-пример,  Всемирный  потоп.  Поэтому  мы  не  можем  себе  правдиво  представить  как  взаимо-отношения  обозначенных  ветвей  власти,  так  и  их  взаимодействие  с  народом.  В  Риме  в  период  становления  консульства,  была  заметная  консолидация  всех  слоёв.

20.05.05. 
Сегодня  погода  прекрасна,  но  надо  идти  на  именины  Коли.  Женя  настаивает  на  том,  чтобы  я  вернул  деньги  Кращуку,  говорит,  что  городской  суд  отменил  решение  нашего.  Но,  кажется,  тоже  темнит.  На  обед:  зелень,  редька,  жареное  сердце  и  проч.  Это  всё  закуски.  Потом  прилич-ный обед,  всё  сытно,  обильно.  Шёл  туда, – было  прохладно.  На  обратном  пути  встретил  стрижа.  Но  черёмуха  до  сих  пор  не  цветёт.  На  моей  памяти  самое  позднее  цветение  было  18.05.
  Шп.: «Гёте  однажды  упоминает  о  "принципе  осмысленного  распорядка",  которой  мы  носим  в  себе».  Бесспорно,  что  разум  человека  несёт  в  себе  некие  стабилизирующие  моральные  нормы,  не  сов-местимые  с  животным  бытом.  Животное  начало  быть  сексуальным  лидером  породило  набедрен-ную  повязку,  скрывающую  слабеющую  плоть,  которая  впоследствии  обрела  моральную  функцию.  Да  и  моральный  принцип  нельзя  родился  из  угрозы  получения  наказания.  «Назвать  что-либо  его  именем значит  получить  над  ним  власть:  это  существенная  составная  часть  первобытного  волхвования.  Чтобы  принести  ущерб  своему  врагу  или  убить  его,  проделывали  над  его  именем  известные  магические  процедуры.  Что-то  от  этого  раннего  проявления  боязни  мира  еще  сохранилось  в  стремлении  всякой  систематической  философии  отделаться  от  необъятного,  от  слишком  мощного  для  духа  путем  понятий,  или,  если  иначе  невозможно,  путем  наименований.  "Философия",  любовь  к  мудрости,  есть  страх  и  ненависть  по  отношению  к  непонятному.  Что  наименовано,  понято,  измерено,  то  побеждено,  то  стало  неподвижным,  "табу".  Еще  раз:  "знание  есть  власть"».  Автор,  по-видимому,  имеет  в  виду  философов-систематиков,  которые,  фактически  составляли  толковые  словари  философских  терминов.  Разъяснение  термина  снимает  с  него  ореол  таинственности,  мистицизма.  Но  это  всё  относится  к  играм,  свойственным  детям.  Настоящий  философ  не  имеет  к  науке  эмоциональных  претензий. 

21.05.05. 
Сегодня  рано,  в  9:00,  пошёл  гулять  и  насладился  Природою  вполне.  Птицы  орут  на  разные  голоса,  но  всех  перекрывает  своим  зычным  голосом  соловей.  Некая  птаха  отличалась  необыкно
-венным  чувством  ритма;  это  была  не  дробь,  но  ритмическая  мелодия.  На  Колоничке  открыт  купальный  сезон.  Парк  проходим  насквозь.  На  небе  ни  облачка.  Я  был  одет  очень  тепло.  Сейчас  жду  Лёню  Руновского.  ЦСКА  выиграли  кубок  УЕФА,  но  существует  мнение,  что  мы  заплатили  португальцам.  Маннергейм: «В  связи  с  изменением  обстановки  моей  дивизии  пред-писывалось  немедленно  прибыть  в  район  западнее  Воронцов,  где  противник  сильно  теснил  ле-вый  фланг  39-го  армейского  корпуса.  Я  не  мог  не  ухмыльнуться,  вспоминая  реплику  генерала  Кашталинского:  «Так  выполняйте  его!»  Теперь  ведь  нам  нужно  было  обогнуть  болото,  и  переход  занял  весь  день».  Полибий (предисл.): «Полибий  в  богов  не  верил,  но  считал  религию  удобным  средством  поддержания  власти  над  толпой».  Вот  истинное,  изначальное  и  единственное  на-значение  религии.  «Еще  один  важный  фактор – умение  заимствовать  от  соседей  все  лучшее.  Преимущество  римской  политической  системы  Полибий  видит  не  только  в  ее  внутренней  стабильности,  но  и  в  том,  что  она  вкупе  с  эффективной  военной  организацией  обеспечила  ему  господство  над  всем  обитаемым  миром».  Самой  Природой  заложено  в  человеке  свойство  перенимать  опыт  не  только  у  себе  подобных.  И  только  россияне  против  всех  законов  ищут  свой  собственный  путь,  постоянно  набивая  себе  шишки  в  решении  задач,  которые  уже  решены  соседними  народами.  «Strabon:  Эратосфен,  Полибий  и  Посейдоний  мудрецы.  Препираться  со  всеми  не  стоит,  но  спорить  с  Эратосфеном,  Гиппархом,  Посейдонием,  Полибием  и  другими  подобными  почетно».  Замечательно!  Действительно,  в  споре  рождается  истина,  а  чего  можно  добиться  от  упрямого  и  ограниченного  книжного  червя.

22.05.05.   
Прогулка  через  парк.  Зацвела  черёмуха,  пришёл  коростель.  Отметил  про  себя  памятные  места,  почва  ещё  слишком  влажная.  (36)  Вчера  проводил  Лёню  и  сразу  заснул.  Проснулся,  как  обыч-но,  в  6
:00.  Можно  ли  считать  подарком  судьбы  то,  о  чём  мечтал,  чего  хотел  и  добивался?  Как  хорошо  проходит  день,  когда  не  сталкиваешься  с  государством.  Завтрашняя  поездка  на  фабричку  уже  угнетает.  Боюсь,  моё  настроение  повлияет  и  на  погоду.  Раньше  не  замечал,  а  теперь  обра-тил  внимание,  что  при  первой  возможности  спешу  занять  горизонтальное  положение.  Маннер-гейм: «Через  несколько  секунд  я  сам  увидел,  как  немцы  отступают.  Таков  был  результат  хорошо  подготовленной  контратаки,  которую  провела  одна  из  моих  казачьих  сотен  под  командованием  войскового  старшины  Смирнова. Этот  успех  нельзя  было  развить:  уже  настолько  стемнело,  что,  когда  мой  первый  полк  добрался  до  места  схватки,  он  не  смог  войти  в  соприкосновение  с  противником».  Шп.: «В  этом  глубочайший  корень  различия  идеалистических  и  реалистических  мировоззрений.  Оно  отвечает  двоякому  значению  слова  "боязливый".  Одни  возникают  из  боязли-вого  благоговения,  другие из  отвращения  (боязни)  к  недостижимому.  Одни  созерцают,  другие  хотят  подчинить,  механизировать,  обезвредить.  Платон  и  Гёте  приемлют  тайну,  Аристотель  и  Кант  хотят  ее  уничтожить».  Хотя  автор  довольно  часто  высказывает  взгляды,  близкие  моим,  но  в  целом  я  отношу  его  к  мыслителям,  которые  под  случайно  пришедшую  в  голову  мысль  под-водят  глубокомысленную  базу.  Я  совершенно  не  согласен  с  его  желанием  проводить  параллели  между  эпохами,  я  рассматриваю  эти  эпохи  как  ступени.  Его  параллели  между  живописью,  музы-кой  и  математикой  кажутся,  порою,  бредом.  Он  не  привлекает  биологию  и  физику  потому,  что  мало  с  ними  знаком.  Платон  и  Гёте  не  были  просто  созерцателями,  они  на  практике  пытались  реализовать  свои  идеи.  Аристотель  и  Кант  не  обезвреживали  Природу,  они  её  познавали. 

23.05.05. 
Как  ни  ныл  я  вчера,  а  погода  осталась  прекрасной,  и  на  фабричке  всё  сошло  благополучно  и  сразу.  Сегодня  опять  видел  оптимистический  сон.  Какая  радость – эти  мои  сны.
  Я  всё  ещё  в  поиске  и,  что  удивительно,  нахожу.  Я  бы  ничего  не  имел  против,  если  бы  жизнь  во  моих  снах  стала  продолжением  теперешней.  Примаков  употребил  забавную  формулу:  русские  засланцы. Об  Украине.  Сейчас  ставится  под  вопрос  само  явление  «воссоединение».  Якобы,  Украина  была  за-воёвана.  Во-первых,  на  тот  момент  ни  Россия,  ни  Польша  не  располагали  достаточными  ре-сурсами  для  ведения  войны,  следствием  чего  явилось  Андрусовское  перемирие.  Украина  самосто-ятельно  решала  свой  дальнейший  путь,  и  не  исключался  вопрос  о  воссоединении  с  Турцией.  Полибий (предисл.): «Деяния  римлян,  обнимающие  собою  историю  целого  мира,  как  совершенные  ими  во  взаимных  распрях,  так  и  против  других  народов,  были  предметом  обработки  для  Диони-сия  Галикарнасского,  написавшего  историю  от  так  называемых  аборигенов  до  Пирра  эпирца.  От  этого  времени  и  до  падения  Карфагена  ведет  свое  повествование  мегалополец  Полибий».  Те-перь  придётся  искать  и,  найдя,  читать  Дионисия.  Всё  представляется  интересным.  Времени  нет,  вот  что  обидно.  «Suidas: Да  будет  известно,  что  историю  Полибия  продолжает  софист  Посей-доний  Апамейский.  События  после  Полибия  описал  и  амасеец  Страбон в  сорока  трех  книгах».  Вот  и  этих  хотелось  бы  освоить,  в  особенности  Страбона.  Полибий (01): «Познание  прошлого  скорее  всяких  иных  знаний  может  послужить  на  пользу  людям.  Повесть  об  испытаниях  других  людей  есть  вразумительнейшая  или  единственная  наставница,  научающая  нас  мужественно  переносить  превратности  судьбы».  Я  думаю,  что  Интернет  обеспечит  лучшее  знание  истории  более  широкому  кругу  людей.  Без  знания  истории  нет  человека.  Изучение  истории  способствует  формированию  философского  мировоззрения,  делает  жизнь  человека  осмысленной.

24.05.05. 
Третий  день  кряду  стоит  безоблачная  тёплая  (жаркая)  погода.  Поздно  вечером,  вчера  приехал  Кирицев,  забрал  деньги  на  телефон  для  Димы.  Обещал  быть  сегодня,  а  с  ПК  закончить  в  воскресенье.  А  завтра  должен  решиться  также  вопрос  о  проплате  аренды.
  Чувствую,  что  завтра  меня  ждёт  поражение,  и  арендную  плату  придётся  вносить  с  чужого  счёта.  Есть  ли  тут  какая-то закономерность?  Я  горел,  агитировал,  но  никто  не  реагировал.  И  когда  я  плюнул,  вдруг  приходит  сосед  и  предлагает  создать  ТСЖ.  Шп.: «Современная  теория  относительности,  которая  готовится  свергнуть  механику  Ньютона т. е.  в  сущности  опровергнуть  его  формулировку  проблемы  движения, допускает  случаи,  когда  обозначения  "ранее"  и  "позднее"  становятся  обратимыми;  математическое  обоснование  этой  теории  (Минковским)  применяет  мнимые  единицы  времени  для  целей  измерения».  Доказанную  многочисленными  экспериментами  теорию  нельзя  опровергнуть,  можно  лишь  расширить  область  её  применения  или  рассматривать  как  частный  случай.  А  отрицательные,  мнимые  и  комплексные  числа,  так  же  как  и  отрицательное  время  это  лишь  возможности  математики,  и  вряд  ли  обнаружатся  в  реальной  жизни,  в  реальной  Природе,  в  реальной  Вселенной.  « Когда  новые  философы они  все  это  делают применяют  выражение,  что  вещи  существуют  "во  времени",  так  же  как  и  в  пространстве,  и  не  могут  быть  "мыслимы"  вне  его,  то  они  просто  строят  в  своем  воображении  рядом  с  обычным  пространством  второе».  Хотелось  бы  знать,  к  каким  философам  относит  себя  наш  автор.  Или  он  вовсе  не  мыслит  себя  философом,  чтобы  с  чистой  душой  громить  и  старых  и  новых.  Время  относится  как  четвёртое  измерение  к  трёхмерному  пространству,  где  нет  места  ни  вторым,  ни  третьим.  Было,  есть  и  будет – это  временные  категории,  обозначающие  пребывание  в  нашем  трёхмерном  пространстве.  Другое  дело,  что  время – величина  переменная,  но  всегда  больше  ноля,  как  и  температура. 

25.05.05. 
Я  не  ошибся  в  том,  что  арендную  плату  придётся  вносить  с  чужого  счёта.  Но  дело  с  нало-говой  ещё  не  окончено.  Я  в  своё  время  пренебрёг  формулировкой,  за  что  и  расплачиваюсь. 
По-беда  была  бы  уже  в  кармане,  а  так  придётся  снова  идти  в  суд  с  правильной  формулой.  Ку-пили  Димочке  на  д/р  хороший  сотовый  с  фотокамерой  телефон  К-500i.  Как  Кутузов  при  Боро-дино,  отмечаю  победу.  Маннергейм: «Тем  же  вечером  мне  позвонил  командующий  39-м  корпусом  генерал  Стельницкий  и  поблагодарил  нас  за  действия,  которые  «спасли  армейский  корпус  от  полной  катастрофы».  Однако  командир  пехотной  части  решил  всю  славу  присвоить  себе».  Полибий (01): «Раньше  события  на  земле  совершались  как  бы  разрозненно,  ибо  каждое  из  них  имело  свое  особое  место,  особые  цели  и  конец.  Начиная  же  с  этого  времени  история  ста-новится  как  бы  одним  целым,  события  Италии  и  Ливии  переплетаются  с  азиатскими  и  эллин-скими,  и  все  сводятся  к  одному  концу.  Вот  почему  с  этого  именно  времени  мы  и  начинаем  наше  изложение».  Наверное,  и  Геродот  писал  свою  Историю  как  всемирную.  Но  время  шло,  кругозор расширялся.  Теперь  Полибию  кажется,  что  он  пишет  всемирную  Историю.  Теперь  кажется  наивным  говорить  о  конце  Истории,  когда  всемирная  История  только  начинается.  «Как  существо  живое  делается  ни  к  чему  негодным,  раз  у  него  отнято  зрение,  так  вся  история  обращается  в  бесполезное  разглагольствование,  раз  она  лишена  истины».  Должен  ли  историк  давать  оценку  изучаемым  фактам?  Имеет  ли  право  летописец  выносить  своё  суждение  проис-ходящим  событиям?  Или  это  уже  дело  социологов  и  политологов?  «Превосходство  в  дисциплине  спасло  римлян,  ибо  смертью  наказывается  у  них  каждый,  кто  покинет  свое  место  или  совсем  убежит  с  поста».  Так  же  поступал  и  Пётр I,  создавая  свою  регулярную  армию.  Да,  наверное,  на  таком  же  основании  строились  все  европейские  армии.

26.05.05. 
Однако,  свободного  времени  нет,  есть  дела,  которые  уже  давно  ждут  своей  очереди.  Хочешь – не  хочешь,  но  следует  придерживаться  принятой  терминологии,  даже  если  она  тебя  не  вполне  устраивает.  Музыка  Шнитке  (кончёрто  гроссо  № 3):  А  ты  так  можешь?  А  так,  а  так…  У  Шнитке  техника  заслоняет  музыку  совершенно,  то  есть,  для  неё  просто  не  остаётся  места.  Гениям  нельзя  общаться  очно,  они  и  заочно-то  друг  друга  не  переносят.  Бетховен  был  нетерпим  к  98.6%-ам
"Сноснее  прочих  был  Евгений, / Людей  он  просто  не  любил"  (2 – 19),  а  Гёте  был  к  ним  снисходителен.  Маннергейм: «В  начале  июля  были  произведены  некоторые  перегруппировки,  затем  развернулось  наступление  под  Луцком,  а  в  конце  месяца  весь  фронт  под  командованием  генерала  Брусилова  перешёл  в  наступление.  В  Галиции  были  достигнуты  большие  успехи,  од-нако  в  районе  Ковеля  и  Владимира-Волынского  бои  продолжались  до  12 августа».  Шп.: «Понятия обратим  внимание  на  происхождение  слова  "понимать" "взять  рукой" суть  значимости  те-лесного  характера».  В  немецком  языке  ничего  подобного  нет,  если  Шпенглер  писал  по-немецки.  В  этом  языке  это  слово  можно  перевести  как  представлять,  что  с  "взять  рукой"  не  имеет  ничего  общего.  В  этом  месте  я  усматриваю  "отсебятину"  переводчика.  «Где  нет  системы,  там  нет  философии – таков  невысказываемый  предрассудок  всех  присяжных  систематиков  по  отно-шению  к  "созерцателям",  в  превосходстве  своем  над  которыми  они  внутренне  вполне  уверенны.  Поэтому-то  Кант  и  назвал  с  досадой  стиль  Платоновского  мышления  "искусством  изобильно  болтать"  и  поэтому-то  еще  до  сих  пор  профессора  философии  молчат  о  философии  Гёте».  Система  необходима,  она  показывает,  как  понят  предмет,  указывает  на  недостатки  теории.  Да  и  автор  навязывает  нам  свою  систему  параллельных  культур.  Философы-систематики  своей  педан-тичностью  отстаивают  чистоту  и  точность  терминологии.

27.05.05.   
Посыпалась  черёмуха,  уронил  серёжку  ясень.  В  парке  зелень  яркая,  свежая,  сочная.  Государство  поставило  перед  собой  задачу:  либо  загнать  всех  в  ТСЖ  и  обложить  непомерной  данью,  либо  выселить  в  социальное  жильё.  Но  для  второго  потребуется  много  государственного  жилья,  а  строительства  в  таких  масштабах  не  видно.  Возможно,  оно  будет  такое  жильё  строить  руками  мафии,  как  в  своё  время  в  Италии.  Но  в  любом  случае  коренной  житель  будет  вытесняться  на  периферию.
  Маннергейм: «Мою  дивизию,  подчинённую  8-й  армии,  перебрасывали  в  критических  ситуациях  с  одного  плацдарма  на  другой,  где  появлялись  шансы  на  прорыв  линии  фронта.  В  перерывах  между  этими  бросками  мы  получили  возможность  испытать  и  оборонительную  войну».  Полибий (01): «В  среде  их  был  некий  лакедемонец  Ксантипп,  человек  лакейского  воспитания,  превосходно  испытанный  в  военном  деле.  <Карфагенские>  воины  собирались  кучками,  произно-сили  имя  Ксантиппа  и  требовали,  чтобы  он  вел  их  возможно  скорее  в  бой.  Тогда  же  и  римляне  по  существующему  у  них  обычаю  забряцали  оружием  и  с  дружным  криком  ударили  на  неприятеля».  Какие  глубокие  корни  у  этого  выражения  бряцать  оружием!  «Давно  уже  Еврипид  прекрасно  выразился,  что  один  мудрый  совет  стоит  множества  рук».  «Вообще  римляне  во  всех  случаях  действуют  силою,  и  раз  какая-либо  цель  поставлена,  они  считают  для  себя  обязательным  достигнуть  ее,  и  раз  принято  какое-либо  решение,  для  них  не  существует  ничего  невоз-можного».  Мне  всю  жизнь  не  хватало  решимости  идти  к  намеченной  цели.  Правда,  подводя  итоги,  я  всё  чаще  думаю,  что  это  были  не  мои  цели. «После  недавней  победы  (пунийцы)  презрительно  относился  к  римлянам».  Это  предвестник  грядущего  поражения. У  русских  хорошая  поговорка: "Не  хвались,  идучи  на  рать,  хвались,  идучи  с  рати".  «От  вождя  требуется,  чтобы  он  умел  одинаково  верно  определять  моменты  как  для победы,  так  и  для  отступления». 

28.05.05. 
Витя  остался  у  нас  ночевать.  С  раннего  утра – уже  у  ПК.  Молодец,  и  схватывает  быстро,  и  сам  соображает.  Если  ему  удастся  избежать  соблазна  играми,  то  он,  надеюсь,  оставит  и  богостро
-ительство.  Хотя  через  это  проходили  и  великие.  Собираюсь  к  Сафоновым  консультировать.  Я  доволен.  Завтра  ответственный  день.  Хочется  избавиться  от  этой  заботы,  которая  тяготит  уже  почти  год.  Маннергейм: «Несмотря  на  удачные  операции  русских  войск  под  Луцком,  где  была  прорвана  линия  фронта,  австрийская  армия  не  потерпела  решающего  поражения.  Долгая  артилле-рийская  подготовка  лишила  наступление  эффекта  неожиданности».  Шп.: «Вся  математика,  следо-вательно,  выражаясь  популярно,  и  арифметика  и  геометрия,  отвечают  на  вопросы  "что",  т. е.  на  вопрос  о  естественном  устроении  вещей.  Противоположностью  этому  является  вопрос  "когда"  в  приложении  к  вещам,  вопрос  специфически  исторический,  вопрос  о  судьбе,  будущем  и  прошед-шем».  Автор  нашёл  важные  вопросы  и  по  неизвестному  принципу  противопоставляет  их.  Что? – материя;  определение  Шпенглера  трудно  усваиваемое.  Когда? – время,  конечно  этот  вопрос  мо-жно  отнести  и  к  истории,  имея  в  виду,  что  у  истории  не  может  быть  будущего.  Непонятно,  почему  автор  пренебрег  третьим  важнейшим  вопросом  бытия.  Где? – пространство.  Теперь  стано-вится  вполне  очевидным,  что  эти  понятия  не  могут  противопоставляться  ибо  они  составляют  одно  целое.  «Проблема  пространства,  следовательно,  есть  единственная  задача  всякой  точной  науки,  которая  исключительно  занимается  ставшим,  имея  своей  задачей  безостаточно  разложить  его  имманентную  необходимость  в  образе  подлежащего  математической  обработке  принципа  причинност».  Но  нет,  автор  помнит  и  о  пространстве.  Конечно  же  науки  не  замыкаются  только  на  пространстве,  они  интересуются  также  материей  и  временем.  Сколько  бы  нам  ни  твердили  о  судьбе,  причинность  и  последовательность  событий  показывают  их  протяжённость  во  времени.

29.05.05.  
Миша  переживает  тот  период,  когда  ничего  не  получается,  как  только  консультант  уедет.  Про-шёл  через  парк  по  удлинённому  маршруту.  Оделся  легко,  но  было  прохладно.  Зелень  разво-рачивается  вовсю,  и  птицы  не  замечают  прохлады.
 Возможно,  о  кондоминиумах  мало  кто  слышал,  возможно,  просто  боялись  этого  слова.  Но  вот  появился  жилищный  кодекс,  который  в  части  ТСЖ   полностью  повторяет  закон  о  кондоминиумах,  и  дело  сдвинулось.  Полибий (01): «Такой  конец  имела  война  из-за  Сицилии  между  римлянами  и  карфагенянами,  и  таковы  были  условия  мира.  Длилась  она  непрерывно  двадцать  четыре  года  и  была  продолжительнее,  упорнее и  важнее  всех  войн,  какие  известны  нам  в  истории».  Финикийцы  первоначально  расселялись  по  всему  Средиземноморью  достаточно  мирно,  так  как  население  этих  территорий  было  очень  неве-лико.  Благоприятные  естественные  условия  и  отсутствие  врагов  способствовало  росту  населения.  Это  понуждало  к  расселению,  поиску  новых  свободных  территорий.  Войны  стали  неизбежны.  Латиняне  сразу,  как  только  самоидентифицировались,  встали  на  путь  экспансии,  подчинения  со-седних  племён.  Богатый  военный  опыт  способствовал  созданию  высокоморальной  армии.  Греки,  несмотря  на  большой  культурный  и  политический  прогресс,  не  смогли  преодолеть  межплемен-ную  вражду  и  стали  лёгкой  добычей  римлян.  «Раз  этими  (наёмными)  войсками овладевают  недовольство  и  смута,  они  ведут  себя  не  как  люди  и  под  конец  уподобляются, диким  зверям».  Римляне  это  понимали  и  принимали  помощь  только  от  союзников.  А  вот  пунийцы  и  греки  предпочитали  воевать  наёмниками,  за  что  часто  жестоко  расплачивались.  «Устье  названной  выше  реки  при  ветрах,  дующих  в  известном  направлении,  наполняется  песком,  и  тогда  у  самого  устья  образуется  мелкий  переход».  Это  природное  явление  встречается в  различных  модификациях  довольно  часто,  но  еврейские  попы  сумели  внушить  тёмному  народу,  что  это  чудо.

30.05.05. 
Занимался  «нечистой»,  немного  гулял.  Услышал  сегодня  новую  птаху.  Голоса  различаю,  а  идентифицировать  не  могу.  Таких  насчитываю  с  десяток.  Написал  исковое  заявление  для  В. А. Алиповой.  Ощущаю  некоторый  цейтнот.  Кирицев  опять  в  истории.  Темнит,  зараза.  Как  плохо  быть  зависимым.  А  всё  денег  жалко,  всё  кажется,  через  него  обойдусь  дешевле. 
«Глупо  после  сорока  взывать  к  Гиппократу  о  здоровье»,  а  мне  уже  о-го-го,  как  сказал  бы  Лёня.  Шп.: «Сумасшедший  король,  под  грозой,  между  шутом  и  нищим, это  полная  противоположность  группе  Лаокоона.  Это фаустовский  вид  страдания,  в  противоположность  аполлоновскому.  Софокл  также  написал  драму  о  Лаокооне.  Несомненно,  там  не  было  речи  о  душевных  муках».  Король  в  рубище,  слепой, это  вещественная,  реальная  картина  его  страданий.  Ещё  можно  было  бы  согласиться  с  образом  Отелло,  но  и  у  него  есть  античный  предшественник Митридат.  У  античного  человека  душевные  страдания  персонифицированы,  но  и  у  короля  Лира  виновники  его  страданий  носили  конкретные  имена.  У  античного  человека  было  Прокрустово  ложе  физи-ческих  проблем,  а  здесь  мы  имеем  Шпенглерово  ложе  абстрактных  понятий.  «Каждой  культуре  свойствен  строго  индивидуальный  способ  видеть  и  познавать  природу,  или,  что  то  же,  у  каждой  есть  ее  собственная  своеобразная  природа,  каковой  в  том  же  самом  виде  не  может  обладать  никакой  другой  вид  людей».  Я  должен  быть  благодарным  автору  за  его  абсолютно  неприем-лемые  умозаключения,  они  помогают  высказаться  мне  и  найти  правильную  формулировку.  Конец  XIX,  начало  XX вв.  продемонстрировали  всему  миру  удивительное  содружество  и  плодотворное  сотрудничество  учёных  совершенно  различных  по  культуре  стран  мира  в  познавании  Природы.  Благодаря  этому  сотрудничеству  родилась  квантовая  механика,  углубились  понимание  и  представления  о  микромире,  сложилась  новая  космогония.. 

31.05.05.  
Приезжали  наши,  привезли  стол  в  большую  палату.  Заказал  стол  на  колёсиках.  Во  Франции  президент  должен  считаться  с  мнением  народа,  а  у  нас  голосуют  столько  раз,  сколько  необ-ходимо  для  продвижения  своего  человека,  например,  Матвиенко.  За  неё  питерцам  пришлось  голосовать  два  раза.  Зацветают  сиреня.  Хочу  поехать  к  Куму  на  пару  ночей.  Человеку  свой-ственно  излагать  свои  мысли  как  истину  в  последней  инстанции,  даже  когда  он  этого  не  хочет.  Причиной  конфликтов  часто  бывает  ситуация,  когда  стороны  одну  и  туже  вещь  называют  разными  именами.  Вспоминается  Вольтер:  «Прежде  чем  спорить,  договоритесь  о  терминологии».
  Полибий (01): «Солдаты  разом  побили  камнями  всех  выступивших  вперед.  Родственники  вынесли  трупы  убитых,  как  бы  истерзанные  зверями».  Побивание  камнями  свойственно  тем  народам,  где  произрастает  мало  лесов.  Там,  где  много  лесов,  например  на  Руси,  предпочитают  сажать  на  кол.  «В  душе  часто  образуются  черные  гнилостные  болячки,  и тогда  человек  обращается  в  нечести-вейшую  кровожаднейшую  тварь.  Если  таким  людям  оказывать  снисхождение  и  милость,  они  принимают  это  за  коварство  и  хитрость  и  по  отношению  к  милостивым  становятся  еще  веро-ломнее  и  жесточе.  Если  же  покарать  их,  ярость  их  возрастает,  и  нет  ничего  столь  отвра-тительного  или  ужасного,  к  чему  они  не  были  бы  способны,  самую  разнузданность  вменяя  себе  в  заслугу;  наконец,  они  дичают  совершенно  и  теряют  свойства  человеческой  природы».  Это  характеристика  вооружённой  толпы.  «Весьма  здраво  и  мудро  заботился  он  (Гиерон)  о  том,  чтобы  не  дать  сильнейшему  народу  возможности  осуществлять  все  свои  замыслы.  Действительно,  никогда  не  следует  допускать  этого  и  давать  какому-либо  государству  усилиться  до  такой  степени,  когда  становится  невозможным  оспаривать  посягательство  его  даже  на  права  обще-признанные».  Ничто  не  ново.  Вся  история  Англии  суть  следование  политике  Гиерона.  

 

van-osmos@yandex.ru

ПРОДАЁТСЯ  ЗЕМЛЯ  В  ЛЕНИНГРАДСКОЙ  ОБЛАСТИ

Hosted by uCoz
Hosted by uCoz