психология

домой

философия

воспитание

дневник

Т.А.Харрис

из дневников


Современную  психологию  рассматривают  как  прикладную  медицинскую  дисциплину  для  лечения  людей,  представляющими  опасность  для  общества  и/или  для  самих  себя.  Психологи,  как  правило,  практикуют,  то  есть,  имеют  постоянное  общение  с  такими  людьми.  Выводы  их,  соответственно,  представляют  собой  рекомендации,  как  сделать  этих  людей  общественно  полноценными.

Я  рассматриваю  психологию  как  объект  изучения,  а  не  как  инструмент  лечения  психических  отклонений,  тем  более,  что  установить  психическую  норму  невозможно. 

Человек  рождается  с  уже  готовым,  врождённым  объёмом  информации,  который  мы  называем  набором  инстинктов.  Этот  врождённый  набор  информации  представляет  собой  архетип,  границы  и  возможности  которого  должна  определить  психология,  чтобы  уметь  отграничить  приобретаемую  информацию  от  врождённой.  Инстинкт выживания на самом деле включает в себя два базовых инстинкта: инстинкт продолжения рода и инстинкт поиска новых источников пищи. Инстинкт продолжения рода в человеке преобразовался в линию: любовь – вдохновение – творчество. Инстинкт поиска новых источников пищи преобразовался в линию: «всё сущее познаваемо» – философия – науки – самодостаточность. А вот базовый инстинкт власти, первенства, лидерства должен отмереть.

Транзакция,  социальный  контакт,  элемент  общения. 
Одновременно  могут  общаться  друг  с  другом  только  два  человека.  Общающиеся  люди  или  игнорируют  третьего,  либо  обрывают  его.  Третий  лишний.

Я  замечал,  когда  я  имитировал  шипение  змеи,  ребёнок  грудного  возраста  замирал  и  переставал  двигаться.  Делаю  вывод,  что  боязнь  змеи его  врождённый  инстинкт.

Человек  может  вспомнить  то,  что  запечатлелось  в  его  мозгу  после  рождения  его,  но  он  не  может  вспомнить,  то  с  чем  уже  родился,  то  есть,  он  не  может  вспомнить,  как  отпечатались  в  его  памяти  инстинкты.

Тот  факт,  что  мы  запоминаем  запахи,  говорит  за  то,  что  эти  запахи  фиксируются  в  нашей  памяти  и,  следовательно,  могут  быть  воспроизведены.

Главная  заслуга  Бёрна  состоит  в  открытии  ипостасей  ребёнок,  родитель,  взрослый  и  в  формулировании  наследственной  передачи  поведенческих  генов.

Я  не  собираюсь  подвергать  ревизии  существующие  методы  лечения  психических  отклонений,  но  ведь  совсем  необязательно  жизненные  неудачи  должны  приводить  к  психическим  и  срывам.

Критерием  психической  нормы  является  мораль,  которая  подвержена  колебаниям. 
Психическую  норму  определить  невозможно,  поэтому  мы  принимаем  за  норму  своё  поведение.
 

Если  человек  не  может  определить  в  какой  ипостаси  он  выступает  в  данном  социальном  контакте,  то  он  нуждается  в  помощи  психотерапевта.  Сам  процесс  определения  своей  и  собеседника  ипостаси  является  терапевтическим.

      Обращаясь  в  обществе  себе  подобных,  человек  проявляет  себя  в  одной  из  трёх  ипостасей:  ребёнок,  родитель,  взрослый.  Каждой  ипостаси  соответствуют  не  только  определённые  поведенческие  характеристики,  но  и  модальность  в  речи.  В  рассуждениях  об  ипостасях  человека  мы  опираемся  на  работы  Э. Бёрна.  

Находясь  в  процессе  общения,  человек  контактирует  только  с  одним  субъектом.  Человек,  контактирующий  с  толпой  (собранием),  общается  с  архетипом.

Обдумывание свойственно  только  ипостаси  взрослый.  Эта  ипостась  может  быть  свойственна  не  только  людям  признающим  моральные  и  этические  нормы,  но  также  и  тем,  кто  ими  пренебрегает.

      Ипостась  ребёнок  характеризуется  тем,  что  при  встрече  только  двух  особей  в  этой  ипостаси,  сразу  возникает  ситуация,  в  которой  между  ними  определяются  права  на  более  высокую  ступень  в  иерархии.  Этот  процесс  называется  выяснение  отношений.  Молодёжь  агрессивна,  выяснение  отношений  происходит  бурно,  часто  кончается  потасовкой.  Молодёжь  говорит  громко  без  особой  надобности,  в  речи  часто  употребляется  модальность  хочу – не  хочу,  буду – не  буду.  Человек  в  ипостаси  ребёнок  постоянно  самоутверждается,  это  его  наследственная  необходимость.  В  этой  ипостаси  могут  находиться  особи  обоего  пола  и  любого  возраста.

      Ипостась  родитель  характеризуется  более  спокойным  поведением.  Агрессивность  родителя  наблюдается  только  в  том  случае,  когда  семье,  домашнему  очагу  угрожает  опасность.  Эта  ипостась  в  речи  характеризуется  модальностью  надо – не  надо,  частым  употреблением  повелительной  формы  глагола.  Она  присуща  более  старшему  поколению  и  соответствует  более  высокой  ступени  в  иерархии.  Однако,  ипостась  родитель  у  женщин  тяготеет  к  ипостаси  ребёнок,  в  то  время  как  у  девочек  ипостась  ребёнок  тяготеет  к  ипостаси  родитель.  У  мужчин  ипостась  родитель  тяготеет  к  ипостаси  взрослый,  а  ипостась  взрослый  часто,  незаметно  для  носителя  этой  ипостаси,  переходит  в  ипостась  родитель.

      Обе  рассмотренные  ипостаси  взаимосвязаны  и  взаимозависимы,  обе  берут  своё  начало  от  инстинктов,  присущих  животным  и  составляют  сущность  Оно,  выделяемую  Фрейдом.  Человек  может  пребывать  только  в  одной  какой-либо  ипостаси,  и  эта  ипостась  определяет  его  внешнее  Я.  Очевидно,  что  обе  ипостаси  ситуативны,  то  есть,  в  одной  ситуации  особь  может  иметь  ипостась  ребёнок,  в  другой – родитель.  Таким  образом,  внешнее  Я  не  есть  застывший  образ  особи,  поскольку  борьба  за  более  высокое  место  в  иерархии  ведётся  постоянно,  вовлекая  в  это  процесс  всё  новые  массы  людей.

      Все  женщины,  без  исключения,  пребывают  в  ипостаси  либо  ребёнок,  любо  родитель.  Мужчины  в  молодом  возрасте  пребывают  в  ипостаси  ребёнок  естественно,  а  в  более  зрелом  возрасте  принимают  на  себя  эту  ипостась,  уступая  женщине  ипостась  родитель.  Отсюда  следует  вывод,  что  большая  часть  населения  пребывает  в  ипостаси  ребёнок,  поэтому  патерналистское  отношение  власти  к  населению  закономерно.  Понятна  теперь  и  привычная  слуху  терминология:  отцы  небесные,  отцы  отечества,  отец  солдатам.  И  ещё:  патерналистские  отношения  раб  и  господин  тоже  используют  ипостаси  ребёнок  и  родитель  и,  следовательно,  тоже  идут  от  нашего  животного  прошлого.  

      Ипостась  взрослый  встречается  крайне  редко,  её  характеризует  уверенность  в  своей  правоте,  хладнокровность  в  решении  вопросов,  уход  от  конфликтных  ситуаций.  Модальность  этой  ипостаси:  согласен – не  согласен,  следует – не  следует.  Ипостась  взрослый  присуща  людям  познавшим  жизнь,  постоянно  занимающимся  самопознанием.  Конрад  Лоренц  говорил,  что  человек  без  разума – это  животное,  человек  без  инстинктов – это  робот.  Ипостась  взрослый  вполне  соответствует  термину  homo  sapiens.

Человек  рождается  с  конкретным  набором  психозов,  проявляющиеся  в  инстинктах,   которые  формируют  архетипы,  более  или  менее  одинаково  реагирующие  на  те  или  иные  феномены  культуры.

      До  определённого  момента  в  душе  человека  присутствуют  две  ипостаси:  ребёнок  и  родитель,  которые  определяют  его  Оно.  По  мере  социализации  человек  приобретает  основы  морали  и  нравственности,  начинает  понимать  что  можно  и  что  нельзя,  а  это  неизбежно  ведёт  к  самопознанию.  Самопознание  не  избавляет  от  инстинктов,  но  позволяет  управлять  ими.  Таким образом,  в  душе  человека  появляется  ещё  одна  составляющая,  которая  может  влиять  на  внешнее  Я.  Эти  составляющие,  инстинкты  и  разум,  формируют  внутреннее  Я

      Жизнь  человека,  она  же – личная  его  жизнь,  имеет  три  основных  аспекта:  интимный,  частный,  публичный.  

      Интимный  аспект  включает  в  себя  не  только  половую  жизнь,  но  также  вопросы  санитарно-гигиенические,  медицинские,  элементы  нижнего  белья,  религию.  Интимная  жизнь  человека  должна  составлять  сугубую  его  тайну,  это  мы  именуем  целомудрием.  Внешнее  проявление  целомудрия  назовём  тактичностью.  Тактичность  подразумевает  не  только  сохранение  своих  интимных  тайн,  но  также  отказ  от  попыток  проникновения  в  интимные  тайны  других.

      Частный  аспект  личной  жизни  человека  включает  в  себя  отношения  в  семье,  общение  с  друзьями,  забота  о  своём  культурном  уровне.  Этот  аспект  должен  характеризоваться  полупрозрачностью.  То  есть  человек  может  делиться  некоторыми  моментами  частной  жизни,  но  расспрашивать  других  об  их  частной  жизни.  Человек  должен  решать  сам,  о  чём  говорить  и  о  чём  умолчать.  Частная  жизнь  человека  должна  сопровождаться  любовью  и  доброжелательностью.

      Публичный  аспект  включает  в  себя  работу  человека,  его  общественную  деятельность,  отношение  на  этом  поприще  с  другими  людьми.  Публичная  деятельность  человека  должна  быть  абсолютно  прозрачной,  публичный  человек  должен  быть  готовым  ответить  на  любые  вопросы,  касающиеся  его  работы.  Публичность  человека  характеризуется  силой  его  авторитета,  его  мастерством  и  умением  сотрудничать  на  общественном  поприще  со  всеми,  невзирая  на  чины  и  регалии.        

Психологи,  упоминаемые  в  работе  Харриса  и  он  сам,  приписывают  определённые  суждения  и  понятия  пациентам,  будучи  совершенно  уверенными,  что  именно  так  они  чувствуют  и  понимают.  В  их  устах  детские  умозаключения  напоминают  суждения  философов:  "Приняв  окончательное  решение,  ребенок  придерживается  выбранной  им  установки".  (Кьюби) 

  С.-Щ.: «Дама  редко  когда  в  определенном  круге  мыслей  находится.  Дама – женщина-с».  За  долго  до  Фрейда,  тем  более,  до  Бёрна  русскому  обывателю  было  ясно,  что  собою  представляет  дама,  если  она  женщина.  Круг  мыслей это  обдумывание  предмета,  это  ипостась  взрослого,  на  которую  женщина  редко  способна.  

Бифуркация  в  поведении  человека  проявляется  как  ни  где  более  в  Природе.  Бифуркация  взаимодействует  с  ситуацией.  Именно  в  этой  точке  поведение  человека  непредсказуемо.

Одним из критериев психической нормы могут служить базовые инстинкты.

Вся  история  и  всех  народов  говорит  за  то,  что  народ  (любой)  должен  находиться  под  постоянным  идеологическим  воздействием.  Причём,  народ  не  разбирает,  прогрессивно  или  регрессивно  это  воздействие,  лишь  бы  оно  было.

Прозрачность  в  общественной  жизни  необходима,  в  частной – желательна,  в  интимной – исключена.  В  интимной  жизни  превалируют  инстинкты  (а  их  следует  стыдиться),  в  общественной – разум.  Вера – дело  интимное,  сугубо  индивидуальное.  Разного  рода  бдения  и  сатанизмы  суть   извращения  и  подобны  коллективному  сексу. 

Если  мы  будем  учитывать  передачу  по  наследству  поведенческих  генов,  то  можно  столкнуться  с  таким  понятием,  как  трудное  воспитание.  Детство – это  переходный  период  от  животного  к  человеку.  Вежливость – ещё  не  воспитание.  И  собака  научается  давать  лапу.  Педагоги,  культура,  литература,  другие  виды  искусства,  а  главное,  история  и  её  личности  должны  давать  пример.

Свобода  может  быть  физическая  и  творческая.  Творческую  свободу  объяснил  Фрейд:  движение  к  разуму – это  последовательное  освобождение  от  инстинктов,  от  Оно.  О  физической  свободе  говорил  Эзоп,  о  творческой  свободе  говорил  Сократ.  Творческая  свобода  делает  человека  личностью.

Человек  может  простить,  государство  может  простить,  бог  может  простить,  но  совесть  не  прощает.  Если  совесть  не  прощает,  значит,  происходит  процесс  перерождения  индивидуальности  в  личность.

Подавляющее большинство женщин пребывают в ипостаси родитель, даже если они ещё дети или возглавляют фирму. Родительские функции – это один из базовых инстинктов женщины. Ипостась родитель формирует у женщин как внешнее Я, так и внутреннее Я, которое полностью совпадает с Оно. Мужчины по большей части пребывают в ипостаси ребёнок: дети, старики, заключённые, солдаты, рабочие. Госслужащие и некоторые должности, как правило, располагаются на различных ступенях иерархии, что позволяет им выступать поочерёдно: то в ипостаси родитель, то в ипостаси ребёнок. Это справедливо до самых верхних эшелонов власти. Отсюда важный вывод: ипостась ситуативна.  Взрослым может быть только мужчина и только наедине с самим собой, то есть в границах внутреннего Я. Таким образом, внутреннее Я мужчины формируется из ипостаси взрослый и Оно. Результат взаимодействия этих двух составляющих выражается во внешнем Я.

Родительская  составляющая  проявляется  в  нас  несомненно,  когда  мы говорим:  «Это  какой-то  детский  сад».  А  вспомните  знаменитое:  «Отец – солдатам…»

Человек  живёт  в  эмоциях,  но  не  в  стрессах  и  равнодушии.  Греховность  не  в  том,  что  человек  не  без  греха,  а  в  том,  что  он  этого  греха  не  понимает.   Ибо  инстинкт  есть  врождённое  знание.

Личная  жизнь  человека  имеет  три  аспекта  (опять  триединство):  интимный,  о  котором  знают  только  участники  интима;  частный,  здесь  круг  посвящённых  шире  и  охватывает  родных  и  близких  знакомых;  общественный  или  публичный,  он  должен  быть  абсолютно  прозрачным.  Публичный  аспект  получает  своё  отражение  в  истории,  поэтому  мы  говорим исторические  факты.  За  искажение  исторических  фактов,  фактов  деятельности  публичных  людей  должно  наказывать  больно.

Я  вижу  нечто  родственное  между  ревностью  и  конкуренцией.  Ревность это  очевидный  животный  инстинкт,  с  которым  можно  и  нужно  бороться.  Личность  не  ревнует,  личность  любит  и  творит.  Ревность  драматична  в  пределах  семьи.  Если  семья  ещё  не  создана,  то  ревность  абсурдна.  Как  похожи  рыцарские  турниры  на  бой  баранов  за  первенство  в  стаде.  Тем  более  ревность  не  обоснована  в  условиях  эмансипации  женщины.  Ревность это  поведенческая  характеристика  ребёнка,  что  ещё  раз  подтверждает  её  животное  начало,  ибо  ребёнок  ещё  далёк  от  социального  состояния  и  близок  к  животному.

Первая,  низшая  свобода  есть  воля,  свобода  проявления  инстинктов.  Кстати,  инстинкты  не  могут  быть  низменными,  ибо  они  выработаны  Природой  для  Природы.  Низменными  их  делает  человек.  Обратите  внимание,  как  логично  соотносятся  понятия:  добро  и  зло,  свобода  и  воля,  творчество  и  инстинкты.  Бердяев  этого  не  видит,  а  потому  и  говорит,  что  свобода – не  добро.  Творчество – это  свобода  Разума  от  химер,  психозов,  аффектов  и  прочего,  связывающего  человека  с  животным. 

Человек  должен  жить  один,  и  общаться  с  себе  подобными  лишь  по  необходимости.  Тогда  можно  легко  сохранять  целомудрие  и  не  болтать  лишнее.  Большая  половина  морально-социальных  проблем  была  бы  снята – храни  люди  целомудрие. 

Внутреннее  Я  состоит  из  следующих  противоборствующих  компонентов:  Оно  (ребёнок,  родитель),  взрослый.  В  зависимости  от  того,  какой  компонент  возобладает,  мы  видим  это  во  внешнем  Я  особи.

Мы  никогда  не  лжем  себе,  но  часто  пытаемся  себя  убедить  в  том,  что  поступили  правильно,  что  мы  добродетельны.

Родительская  составляющая  проявляется  в  нас  несомненно,  когда  мы  говорим:  «Это  какой-то  детский  сад».  А  вспомните  знаменитое:  «Отец – солдатам…»

Каждый цветок прекрасен в свою пору, также и женщина. В этот период государство должно предложить ей необходимые медицинские и иные социальные услуги, обеспечивающие беспрепятственное деторождение. Женщина должна быть любящей, грамотной матерью, а не менеджером.

То,  что  объединяется  под  понятием  “культура”,  рассчитано  на  1.4%,  всё  остальное  есть  квазикультура,  поп-культура  и  т. п.,  и  рассчитана  на  98.6%  населения.  Эти  вещи  предназначены  вполне  определённому  кругу  психических  отклонений, то  есть  больной  автор  ищет  потребителей  своих  нездоровых  произведений  среди  людей  с  подобными  же  симптомами.

Триада  Берна:  Родитель – Взрослый – Ребёнок   отлично  сочетается   с   моей  триадой  О – Ч – И.  Взрослый – общественный  аспект,  Родитель – частный  (семья,  друзья),  Ребёнок – интим. Ап. Павел:  целомудрие  (1) – любовь  (4) – сила  (7);  Я:  интим  (2) – частная  жизнь  (5) – поприще  (8);  Эрик  Берн:  ребёнок  (3) – родитель  (6) – взрослый  (9).  27  основных  вариантов  личности.  Гармоничная  личность:  123,  456,  789.

У  человека  вся  жизнь – личная, только  она  имеет  различные  аспекты.  Общественный  аспект,  о  нём  знают  многие,  и  поэтому  он  оказывает  более  сильное  воздействие  на  людей  морально  чувствительных.  Семейный  (частный)  аспект,  о  нём  знают  немногие,  хотя  многие  стремятся  знать  о  нём  как  можно  больше.  Интимный  аспект,  о  нём  не  должен  знать  никто  другой  (кроме,  разумеется,  участников  интима).  Конечно,  все  эти  аспекты  переплетаются  между  собой  самым  невероятным  образом  и  оказывают  друг  на  друга  сильнейшее  влияние.

У  пернатых  самочка  просит  любви  у  самца  также,  как  птенец  выпрашивает  корм:  с  писком  и  подрагиванием  крылышек.  Это  ещё  раз  подтверждает  правильность  моей  схемы,   где  интим  подразумевает  детскость  (Бёрн)  и  целомудрие  (ап. Павел).

Способностью  постичь  глубины   души  Кьеркегор  напоминает  Достоевского.  Читаешь  и  думаешь:  это  про  меня.  И  вместе  с  тем,  насколько  мерзопакостна  душа  человеческая!  Об  этом  говорил  ещё  Грибоедов:  «О  если  б  кто  в  людей  проник: / Что  хуже  в  них  душа  или  язык?».

Такт – это  внешняя  форма  проявления  целомудрия.  Такт – это  не  только  не  рассказывать  о  своих  бедах  и  переживаниях,  но  и  не  расспрашивать  других,  и  слушать,  если  рассказывают.

Мне  кажется,  что  мы  слишком  сильный  упор  делаем  на  сознательность  человека,  совершенно  забывая  его  биологическую  сущность.  В  экономическом  обществе  это  экономически  зависимое  звено,  и  это  забывать  нельзя.  Именно  эта  забывчивость,  а  точнее,  пренебрежение  экономическими  связями  всех  членов  общества,  и  явилось  причиной  застоя,  если  не  кризиса,  в  нашей  экономике.  Сознательное  отношение  к  труду,  это  миф,  порождённый  Великой  революцией  и  Великой  войной.  Безусловно,  дюжина  здоровых  молодцов  с  радостью  и  удовольствием  выкатят  груженую  машину  из  канавы,  но  катить  её  всю  дорогу,  даже  если  дорога  гладкая,  они  даром  не  согласятся.  В  этом  случае  может  помочь  только  экономическая  заинтересованность.

0108, ***
Светла, как ясный день, младенческая совесть.
Могут  ли  мысли,  не  действия,  не  слова,  только  мысли  отягощать  совесть?!.

ПРОДАЁТСЯ  ЗЕМЛЯ  В  ЛЕНИНГРАДСКОЙ  ОБЛАСТИ

Hosted by uCoz