Т.А.Харрис

психология


Томас А. Харрис. Я – О'Кей, ты – О'Кей

1.  Введение 
«Теоретики  даже  не  пришли  к  согласию  относительно  значения  понятия  "эго"
»
Я – это  осознание  самого  себя.  Я – всегда  одно  и  то  же,  но  проявляет  себя  в  зависимости  от  ситуации  то  ребёнком,  то  родителем,  то  взрослым.  Я  может  изменяться  только  с  изменением  объёма  знаний,  жизненного  опыта. 

«Дилетант  от  науки  думает,  что  изрекание  трудных  слов  способствует  пониманию  сложных  вещей»
В  этом  проявляется  ипостась 
ребёнок.  Я  испытал  это  на  себе,  особенно  в  период  учёбы  в  техникуме. 

«Вопрос – как  сделать  психоанализ  массовым?» 
Я  уверен,  что  транзактный  анализ  можно  в  игровой  форме  использовать  в  начальных  классах,  а  в  старших  классах  необходимо  давать  основы  психоанализа.  Эта  дисциплина  поможет  на  начальных  этапах  выявлять  психологические  отклонения  учащихся  и  оказывать  необходимое  корректирующее  воздействие.  Хочу  ещё  раз  подчеркнуть,  что  меня  интересует  психоанализ  без  очевидных  патологий,  в  то  время  как  Харрис  рассматривает  терапевтический  аспект  этой  дисциплины.

2.  Глава 1
«Противоречие  между  добром  и  злом
»
Добро – это  уровень  развития  ипостаси 
взрослый,  это  способность  подавлять  выпадающие  из  контекста  эмоции,  инстинкты.  Зло – это  нежелание  управлять  своим  поведением,  это  воля  ипостаси  ребёнок  и  родитель

«Сомерсет  Моэм  писал:  "Бывает,  я  с  недоумением  рассматриваю  некоторые  черты  моего  характера.  Я  осознаю,  что  состою  из  нескольких  личностей,  и  что  личность,  главенствующая  в  данный  момент,  неизбежно  уступит  место  другой.  Но  которая  из  них  реальна?  Все  или  ни  одна  из  них?"» 
Об  этом  состоянии  души 
доходчиво  и  интересно  говорили  Гоголь  и  Достоевский.  Подобные  моменты  переживает  каждый  человек,  знакомый  с  самоанализом.  Душа это  ринг,  на  котором  постоянно  противостоят  друг  другу  ребёнок родитель  и  взрослый.  Но  только  взрослый  может  правильно  оценить  ситуацию  и  дать  возможность  проявить  себя  нужной  в  этот  момент  ипостаси.

«Моисей  расценивал  благо  главным  образом  как  справедливость,  Платон  видел  его  сущность  в  мудрости,  Иисус – в  любви»
Благо – неисчерпаемо,  и  приведённые  здесь  его  проявления – лишь  мизерная  часть  этого  необъятного  понятия.  Благо,  кроме  того,  ещё  и  субъективно,  ибо  и  справедливость,  и  мудрость,  и  любовь  каждый  понимает  и  воспринимает  по-своему.  Наконец,  каждая  ипостась  одного  и  того  же  человека  воспринимает  благо  иначе.  

«Его  (З. Фрейда)  заслугой  было  создание  теории  о  существовании  в  нашем  бессознательном  непримиримых  разногласий»
Как  учёный,  Фрейд  был  счастливым  человеком,  мало  кто  его  понимал,  но  многие  видели  конкретную  пользу  в  его  учении.  Но  печальна  его  участь  родителя:  все  четыре  его  дочери  погибли  в  концлагере.  Мне  не  ясен  термин 
бессознательное.
  [Бессознательное есть истинно реальное психическое, столь же неизвестное нам в своей внутренней сущности, как реальность внешнего мира.]  Исходя  из  толкования  Фрейда,  я  понимаю  бессознательное  как  информацию,  находящуюся  в  компьютере,  но  сейчас  неиспользуемую.

«Можем  ли  мы  стать  искренними?» 
Ребёнок
  не  может  быть  искренним  ибо,  благодаря  неискренности,  он  может  получить  лакомый  кусок,  ласку  или  избежать  наказания.  Родитель  не  может  быть  искренним,  потому  что  его  главная  забота дети,  а  за  них  родитель  пойдёт  на  всё.  Искренним  может  быть  только  взрослый,  только  взрослый  может  судить  здраво  и  правильно  оценивать  ситуацию.  Почему  же  так  мало  искренности  видим  мы  вокруг  себя?  А  вот  и  ответ:  взрослым  может  быть  только  внутреннее  Я

«Как  и  посредством  каких  из  12 миллиардов  клеток  мозга  осуществляется  функция  памяти?» 
По  последним  данным  мозг  содержит  40 миллиардов  нейронов.  При  рождении  мозг  ребёнка  уже  содержит  довольно  обширную  информацию,  необходимую  для  нормального  функционирования  организма,  и  большой  объём  другой  информации,  обеспечивающей  продолжение  рода,  добывания пищи  и  познания  окружающего  мира.

«Вывод  Пенфилда:  запись  в  памяти  сохраняется  даже  после  того,  как  субъект  потерял  способность  осознанного  воспоминания»
Мне  действительно  приятно,  что  вывод  Пенфилда  совпал  с  моими  рассуждениями.  Информация,  записанная  в  мозгу  может  быть  удалена  только  путём  прямого  физического  воздействия.
  Интересно  проследить  влияние  физического  воздействия  на  информацию,  запечатлённую  при  рождении. 

«Каждое  наше  воспоминание  имеет  свой  отдельный  нейронный  путь»
Я  об  этом  сказал  семью  строками  выше.  Следует  добавить,  что,  благодаря  пересечению  информации,  возможности  человеческого  мозга  практически  неисчерпаемы.  Я  потому  и  делаю  выписки  из  прочитанного,  чтобы  читатель  знал  с  кем  имеет  дело.

«Эрик  Бёрн:  единица  социального  взаимодействия  называется  транзакцией»
У  меня  были  применены  термины 
социальный  контакт  или  элемент  общения,  но  термин  транзакция  короче  и  внутренне  не  противоречив.
 

«Была  ли  книга  Бёрна  "Игры,  в  которые  играют  люди"  бестселлером  из-за  кратковременного  увлечения  или  она  предлагала  людям  некоторые  легко  доступные  пониманию  и  подлинные  представления  о  самих  себе?» 
Начать  с  того,  что  понятие 
бестселлер  ни  о  чём  не  говорит  или  говорит  ровно  столько  сколько  поп-культура.  До  Бёрна  я  познакомился  с  Фрейдом,  прочёл,  ошеломившего  меня,  Юнга  и,  как  мне  кажется  имею  право  сказать,  что  Бёрн  полезен.  Полезен  не  только  больным,  но  и  здоровым.  После  прочтения  Бёрна  я  понял,  что  психология – это  среда,  в  которой  мы  обитаем,  а  среду  обитания  нужно  постигать  с  детства.
 Поэтому  я  считаю,  что  психологические  игры,  не  заумные простые,  должны  применяться  в  начальных  классах,  чтобы  к  окончанию  школы  основы  психологии  были  восприняты  всеми  учащимися.  

3.  Глава 2
«Пол  Тиллих:  Стремление  к  истине  подавляется  ответами,  наделенными  силой  неоспоримого  авторитета
»
Мне  и  сейчас  страшно  выступать  против  расширения  Вселенной,  но  меня  вдохновляет  сомнение  Хаббла.  Да  и  подсказка  Алана  Гута  сыграла  свою  роль:  инфляция  или  есть  или  её  нет;  нелепо  применять  этот  приём  на  каком-то  отдельном  отрезке  времени. 

«Эти  состояния  не  роли,  а  психологические  реальности.  Берн  указывает,  что  Родитель,  Взрослый  и  Ребенок – не  абстрактные  понятия,  подобно  Сверх-Я,  Я  и  Оно,  а  феноменологические  реальности.  Каждое  состояние  вызывается  повторным  проигрыванием  записанной  ранее  информации,  затрагивающей  реальных  людей,  реальное  время,  реальные  места,  реальные  решения  и  реальные  чувства»
Давайте  разберёмся  с  терминологией  ибо  обилие  терминов  на  одну  и  ту  же  тему  может  сбить  с  толку.  Начну  с  того,  что  мне  импонирует  терминология  Бёрна,  подтверждённая  жизнью,  поэтому  я  буду  все  другие  термины  объяснять  через  термины  Бёрна. 
Сверх-Я – это,  конечно,  взрослый  или  внутреннее  Я;  мы  уже  показали,  что  взрослый  проявляет  себя  редко,  но,  что  называется,  грызёт  нашу  совесть.  Я  или  внешнее  Я – это  одна  из  ипостасей  ребёнка родителя  и,  реже,  взрослого,  по  которой  судят  о  субъекте  в  целом.  Наконец,  Оно – это  весь  набор  информации,  запечатленный  в  мозгу  ребёнка  при  рождении,  это  все  те  инстинкты,  как  родителя,  так  и  ребёнка,  которые  так  сближают  человека  с  животным.  И  эти  психофизические  черты  проявляются  не  только  у  человека,  но  и  у  животных.  Всем  знакома  картина,  когда  птенец-слеток  просит  пищу  у  родителя,  он  приседает,  трепещет  крылышками  и  пищит.  Уже  прочитав  Бёрна,  я  обратил  внимание  на  то,  как  воробьиха  просит  совокупления  у  воробья.  Это  была  ипостась  ребёнок.

«Часто  меня  спрашивают:  когда  прекращается  запись  информации  в  компоненты  Родитель  и  Дитя?» 
Я  не  буду  приводить  здесь  разъяснения  Харриса  ибо  убеждён,  что  информация  отложенная  в  мозгу  при  рождении  и  определяющая  инстинкты  человека,  не  пополняется.  В  процессе  социализации  и  развития  человека  может  накапливаться  только  информация,  связанная  с  ипостасью 
взрослый.  Только  в  результате  общения  со  своим  внутренним  Я  человек  совершенствуется.  Если  внутреннее  Я  человека  не  совершенствуется,  то  его  социализация  ограничивается  умением  говорить  и  соблюдать  правила  приличия  под  угрозой  наказания,  что  свойственно  всем  животным. 

«Согласно  идее  Аристотеля:  "То,  что  выражается,  уже  отражено"»
Да,  Древние  Греки  поражают  своей  мудростью.  Хотя  психология – наука  наблюдательная.  Да  и  по  логике  вещей,  как  я  могу  говорить  о  том,  о  чём  никогда  не  слышал,  чего  никогда  не  видел?  Приобретённое  в  период  сознательной  жизни  в  ДНК  не  фиксируется.

«Прогулки  пешком,  по-видимому,  снижают  тревогу.  Имеется  запись,  что  движение  действует  благотворно,  помогает  отвлечься  и  более  четко  понять,  в  чем  состоит  личная  проблема»
С  этим  совершенно  согласен:  испытал  на  себе.  Сколько  во  время  прогулок  было  написано  неотправленных  писем,  сколько  составлено  невысказанных  речей!

«Начинают  составлять  некие  "константы",  которым  он  может  доверять»
Я  ещё  раз  обращаю  внимание  читателя  на  то,  что  все  выдающиеся  психологи  ориентировали  свою  работу  на  людей  с  изменённой  психикой.  Я  же  рассматриваю  психологию  с  точки  зрения  применения  её  достижений  к  людям  здоровым.  Хотя  представить  себе  психологию  без  патологий  трудно – не  с  чем  сравнивать.  Воспитываясь  в  детском  доме,  где  с  особенной  чёткостью  проявлялись  стадные  инстинкты  человека,  я  быстро  нашёл  свою  нишу:  чтение  и  наблюдение.  конкурентов  не  было.

«Связи  между  Взрослым,  Родителем  и  Дитя  хрупки». 
Харрис  предпочитать  иметь  дело  с  ипостасью 
дитя,  я  следуя  Бёрну,  использую  термин  ребёнок  как  менее  связанный  с  определённым  возрастом.  Влияние  взрослого  не  должно  быть  доминирующим,  ибо  человек  просто  обязан,  порою,  быть  родителем,  а  иногда  и  ребёнком.

4.  Глава 3
«Приняв  окончательное  решение,  ребенок  придерживается  выбранной  им  установки
».  Размышления  Харриса  я  проецирую  на  свой  отроческий  любовный  опыт,  и  он  не  встраивается  в  рамки  автора.  Я  приходил  в  школу  первым,  потому  что  знал,  что  Зина  Тихонова  приходит  тоже  первая.  Я  намеревался  сказать  ей  об  этом  и  не  мог,  так  и  не  смог.  И  не  только  в  этом  случае.  В  момент  произнесения  заветных  слов  меня  охватывало  такое  сильное  волнение,  что  я  терял  дар  речи.  Долго  не  мог  избавиться  я  от  этого  синдрома.  А  что  же  подпитывало  этот  синдром?  Ведь  инстинкт  продолжения  рода  предполагает  в  таких  случаях  агрессивность.  И  я  не  знаю.

«Резко  выброшенный  в  жизненное  пространство». 
Речь  идёт  о  новорожденном.  Роды  должны  происходить  при  слабом освещении,  при  повышенной  влажности  и  температуре  воздуха  близкой  к  температуре  тела  роженицы.  Тело  новорожденного  должны  обволакивать  влажные,  тёплые,  нежные  пелены.  И  лишь  постепенно  ребёнок  должен  привыкать  к  окружающим  климатическим  показателям.  Тогда  не  будет  психов  и  эпилептиков. 

5.  Глава 4: «Ралф  Уолдо  Эмерсон:  Все  тщатся  усовершенствовать  общество,  но  никто  не  совершенствуется  сам». 
Это  фраза,  красивая  фраза.  Я могу  предложить  свою  фразу:  Человек  совершенствует  общество,  общество  совершенствует  человека.  Человек  перенимает  моральные  принципы  от  общества,  видя  недостатки  этих  принципов,  человек  предлагает  новые.  Нельзя  других  упрекать  за  недостатки,  которыми  ты  преисполнен  сам.  Но  видя  эти  недостатки  в  других,  легче  бороться  со  своими.  Совершенство
категория  сравнительная.

«Сократ:  "Если  не  изучать  жизнь,  то  не  стоит  жить"».  
По  крайней  мере  два  базовых  инстинкта  человек  сохранит  навсегда:  половое  влечение  и  познание  окружающего  мира,  преобразовав  их  в  любовь  и  науку. 

«Философ  Элтон  Трублад  утверждает:  Тот  факт,  что  мы  не  имеем  абсолютной  уверенности  относительно  любых  заключений  человека,  не  означает,  что  задача  исследования  бесплодна.  Истина  в  том,  что  мы  всегда  должны  действовать  на  основе  вероятности,  а  располагать  вероятностью  уже  значит  кое-что  иметь.  В  любой  сфере  приложения  человеческой  мысли  мы  ищем  не  абсолютную  определенность,  недоступную  человеку,  а  скорее  идем  тропой  отыскания  приемлемых  способов  оценки  степени  вероятности».  
Математика  позволяет  утверждать,  что  промежуточная  истина  существует.

6.  Глава 5
«Я  вижу  подтекст  даже  в  поваренной  книге
». 
Вот  благодатная  почва  для  возникновения  религии.  Вначале  религия  была  в  некотором  роде  представлением,  но  человеческая  мнительность,  а  это  болезнь,  окутала  её  мраком  мистицизма.  Начали  искать  и  ищут  до  сих  пор  в  ней  рациональное  зерно. 

«Взрослый  формируется  позже,  чем  Родитель  и  Дитя».  
И  это  естественно: 
родитель  и  ребёнок врождённые  ипостаси,  а  взрослый продукт  социализации  и  жизненного  опыта. 

«Удержаться  от  проявления  чувств». 
Взрослый  контролирует  чувства,  но  и  родитель,  и  ребёнок  не  должны  лишаться  права  проявлять  себя  в  определённых  ситуациях. 

«Аристотель  утверждал,  что  истинная  сила  заключается  в  том,  чтобы  удерживаться  от  применения  силы». 
Красота  мысли  и  афористичность  её  подачи  отличает  Древних  Греков.  Сравните  философа  Аристотеля  и  философа  Трублада.  Это  день  и  ночь,  ясность  и  чёткость  дня  и  темнота  и  расплывчатость  ночи.  Аристотель  утверждает,  а  Трублад  не  имеет  абсолютной  уверенности.

«Для  творческой  личности  [Взрослого. – Т.Х.]...» 
Вот  ценное  наблюдение.  Творческой  личностью  может  быть  только 
взрослый.  Но  это  не  значит,  что  творчество  лишено  эмоций.  Внутреннее  Я  психически  нормального  и  физически  здорового  человека  содержит  в  себе  всё,  что  дала  ему  Природа  и  что  приобрёл  он  сам,  исследуя  себя  и  окружающий  мир.  Вот  и  объяснение,  почему  так  мало  творческих  личностей.  Человек  ещё  не  научился  проявлять  себя  в  ипостаси  взрослый,  а  ипостасям  родитель  и  ребёнок  учиться  не  надо. 

«Никто  не  осудит  вас  за  то,  чего  вы  не  говорили». 
Это  уже  мудро:  язык  мой
враг  мой.  Лишнее  говорят  друг  другу  дети  или  родители.  Отсюда  берёт  начало  проблема  отцов  и  детей.  Два  года  нам  надо  научиться  говорить  и  шестьдесят  лет  научиться  молчать.  Многим  века  мало,  чтобы  овладеть  ипостасью  взрослый

7.  Глава 6
«В  структурном  плане  все  люди  одинаковы:  у  каждого  есть  Родитель,  Взрослый  и  Дитя.  Различаются  они  по  двум  показателям:  по  содержанию  Родителя,  Взрослого  и  Дитя,  которое  для  каждого  своеобразно,  а  также  по  характеру  взаимодействия  Родителя,  Взрослого  и  Дитя
». 
Тут  с  особенной  остротой  проявляется  разность  между  волей  и  свободой.  Мы  говорим,  что  этот  ребёнок  своевольный;  мы  говорим  о  самоуправстве  родителей.
  Именно  этим  определяется  доля  участия  каждой  ипостаси  в  формировании  внешнего  Я.  Там,  где  присутствует  своевольный  ребёнок,  где  властвует  родитель-деспот,  там  о  свободе  взрослого  говорить  не  приходится.  Можно  ли  говорить,  что  своевольный  ребёнок,  что  родитель-деспот – это  отклонение  от  психической  нормы?  Ведь  недавно  мы  согласились,  что  психической  нормы  не  существует.

«Опыт  материнства  в  них  (обезьянах)  отсутствовал,  и  это  касалось  даже  инстинктивных  проявлений.  Материнство  не  было  зафиксировано  в  Родителе  и  не  могло  быть  воспроизведено».  
Я  думаю,  здесь  речь  идёт  о  поведенческих  генах,  которые  по  наследству  не  передаются,  но  связаны  с  совместным  проживанием.  И  этот  феномен  ярко  показывает,  что  воспитание  осуществляется  не  кнутом,  не  пряником,  но  примером.  

«Большинство  же  из  нас  подвержено  сменам  настроения». 
Такая  смена  настроения  объясняется  тем,  что  наш  взрослый  ещё  не  перерос  ребёнка  и  родителя.  Когда  же  взрослый  достигает  зрелости,  он  свободно  контролирует  ребёнка  и  родителя,  а  на  их  попытки  проявления  самостоятельности  отвечает:  всё  суета  сует.

«Настроение  меняется  без  причины». 
Причина  может  быть  неуловима,  может  быть  на  уровне  физиологии,  но  она  есть.  Именно  настроение  говорит  состоянии  организма.  У  здорового,  влюблённого  человека,  как  и  у  Природы,  нет  плохой  погоды:  сытому  да  пьяному  никакой  мороз  нипочём. 

«То  есть  маниакальная  депрессивность  имеет  семейный  характер». 
Вполне  можно  согласиться  с  тем,  что  психические  отклонения  несут  на  себе  отпечаток  поведенческих  генов.

«Альфред  Норт  Уайтхед:  Моральное  воспитание  невозможно  без  постоянного  созерцания  величия». 
Я  вижу  повторение  мысли  Сократа,  который  употребил 
прекрасное  вместо  величие.  Мораль,  может  быть,  строгая  мораль  способствует  выращиванию  взрослого.  Эта  мораль  не  позволяет  половых  отношений  детям,  проводит  различные  возрастные  ограничения  для  мужчин  и  женщин. Мораль  требует  целомудрия в  интимных  отношениях,  любви  в  семье  и  друзьях  и  силы  в  отправлении  публичных  обязанностей. 

8.  Глава 7
«Игрой  мы  называем  серию  следующих  друг  за  другом  скрытых  дополнительных  транзакций  с  четко  определенным  и  предсказуемым  исходом
».
Ещё  раз  отметим, что  игры  проводятся  с  пациентами,  чтобы  выявить  у  них  превалирующую  ипостась  или  синдром,  мешающий  активизации 
взрослого.  Ипостась  взрослого  можно  принять  за  условную  психическую  норму.  Возможно,  что  психическая  норма  индивидуальна.  Потому  мы  говорим,  что – это  яркая  индивидуальность.  Потому  люди  дружат,  видя  друг  в  друге  схожие  архетипы.

«Дело  может  кончиться  разбитым  носом». 
Очевидно,  речь  идёт  об  ипостаси 
ребёнок.  По-видимому,  встретились  двое,  незнакомых  друг  с  другом,  и  происходит  выяснение  их  взаимного  расположения  в  иерархии  самцов,  либо  пересмотр  старых  отношений  с  той  же  целью. 

«По  мнению  Сартона,  выдающимися  личностями  в  истории  становились  обеспокоенные  люди,  не  желавшие  мириться  с  неизбежностью  отчуждения  и  движимые  стремлением  к  единению». 
Я  не  понимаю  термина 
выдающаяся  личность.  Мы  с  Бердяевым  определились,  что  личность – уже  выдающаяся.  Я  согласен  с  термином  яркая  индивидуальность,  тогда  становится  совсем  неясным,  кого  имел  в  виду  Сартон.  Если  он  имел  в  виду  деятеля  науки,  искусства – это  одно,  а  если  политического  деятеля,  то  это  совсем  другое.  В  первом  случае – проявление  личности,  а  во  втором – борьба  за  положение  в  иерархии.

«Близость – это  взаимоотношение,  свободное  от  игр,  поскольку  цели  людей  не  скрываются.  Близость  становится  возможной,  когда  отсутствие  страха  позволяет  наиболее  полно  воспринимать  мир,  когда  красота  может  быть  увидена  вне  зависимости  от  практической  пользы,  когда  стремление  к  собственности  становится  ненужным  вследствие  реальности  обладания». 
Со  всем  согласен,  красиво  выражена  мысль.  Но  хочу  добавить,  что  в  этих  отношениях  (мы  рассматриваем  психическую  норму)  принимают  участие  ипостаси 
ребёнка,  а  между  ними  неизбежны  выяснения  положения  на  ступенях  иерархии.  Одна  ступень  двоих  не  воспримет. 

 «Уход  в  себя  может  служить  цели  расслабления  и  восстановления  сил». 
Если  перед  нами  психическая  норма,  то  мы  видим  ипостась 
взрослый,  имеем  перед  глазами  акт  самопознания.  "Мыслитель"  Родена это  акт  самопознания  в  бронзе.  Уход  в  себя  во  всех  других  случаях  означает  невозможность  реализовать  свои  инстинкты.  В  ипостаси  ребёнок  это  нередко  ведёт  к  самоубийству.

9.  Глава 8
«Счастливы  те  редкие  молодые  супруги,  чей  Родитель  сохраняет  впечатление  о  том,  что  такое  хорошая  семья.  Большинство  же  людей  подобных впечатлений  не  имело»
"Мне  счастье  в  девках  выпало: / У  нас  была  здоровая,  непьющая  семья".  Здесь  мы  опять  сталкиваемся  с  феноменом  передачи  поведенческих  генов.  Поведенческие  гены не  только  зло.  Через  эти  гены  передавалось  культурное  наследие,  опыт  быта  и  ремёсел.  Но,  в  связи  с  тем,  что  в  мире  сложилась  система  образования  и  профес-сиональной  подготовки,  осуществить  прерывание  передачи  чисто  негативных  поведенческих  генов  не  вызовет  большого  труда.  Негативные  поведенческие  гены  имеют  тенденцию  накапливаться  не  только  в  семье,  но  и  в  народе.  

«Добрачном  консультировании»
Это  похоже  на  плановую  вязку.  Хотя,  может  быть,  в  отношении  больных  людей  это  имеет  смысл. 

«Поскольку  не  существует  двух  абсолютно  одинаковых  людей,  постольку  и  надежда  на  идеальную  совместимость  иллюзорна»
У  любви  не  должно  быть  экономических  препятствий.  Когда  любовь  уходит  люди  должны  иметь  возможность  жить  отдельно,  независимо  друг  от  друга.  Государство  должно  быть  всегда  готово  поддержать  мать-одиночку  без  унижения  её.

«Все  эти  пары  состояли  в  браке  не  менее  10 лет.  У  всех  были  дети,  а  у  некоторых  и  внуки».
Препятствий  к  разводу,  наверное,  может  быть  много,  но  главными  являются  отсутствие  жилья  и  экономическая  несостоятельность.  Государство  не  должно  препятствовать  разводу,  но  обязано  забирать  детей  из  неблагополучной  семьи.  Сократа  спросили,  жениться  или  нет.  "Женись, – ответил  Сократ, – если  повезёт,  станешь  счастливым,  если  нет,  станешь  философом".  В  супружеской  жизни  главное – дети.  Дети  должны  быть  плодами  любви. 

«В уже  упоминавшейся  пьесе»
Театр,  как  и  литература  направлены  на  стабилизацию  психики,  особенно  молодых  людей.  Я  начал  читать  очень  рано  и  читал  очень  много  и  всё  подряд.  Сейчас  читаю  целенаправленно  или  по  просьбе  товарищей.  Помню,  прочёл с  удовольствием  Скиллинга  Теорию  поля  (Введение  в  теорию  электромагнитных  волн),  с  большим  интересом  прочёл  Железнодорожный  справочник.  Полностью  согласен  с  А. Мариенгофом,  что  художественная  литература  пишется  для  определённого  возраста  с  целью  его  развития  и  психологического  становления.

«Я  приму  решение,  спать  ли  с  тобой,  после  сеанса  в  среду»
Если  об  интимных  отношениях  становится  известно  третьим  лицам, 
это  уже  не  интимные  отношения,  они  лишены  целомудрия.  Должен  заметить,  что  в  классической  русской  литературе  интимные  отношения  всегда  были  окутаны  тайной  целомудрия.  Вот  французская  литература  была  более  откровенной,  почему  юношество  к
  ней  так  и  тянулось. 

«Одна  и  та  же  борьба:  постичь  наше  соучастие  во  зле»
Чтобы  постичь  соучастие  во  зле  необходимо  понять,  что  есть  зло.  Зло  есть  обнажённый  инстинкт.  Если  человек  понимает,  что  он  обнажил  свои  инстинкты,  значит,  он  сам  начнёт  с  ними  бороться,  преодолевать  их,  управлять  ими.  Если  человек  не  понимает  этого,  значит,  он  не  человек,  тогда  с  ним  начинают  бороться  окружающие.  Познание  зла  в  самом  себе
обязанность  человека,  это  и  есть  самопознание.  Я  думаю,  что  процесс  самопознания  должен  пройти  через  огни,  воды  и  медные  трубы,  чтобы  стать  необратимым.

«Гораздо  утешительнее  видеть  мир,  населенный  абсолютно  невинными  жертвами  и  окружающими  их  чудовищными  насильниками». 
Невозможность  противостоять  окружающему  миру  неизбежно  ведёт  к  депрессии.  У  животного  в  естественных  условиях  депрессии  не  бывает.  В  любых  условиях  он  найдёт  своё  место  в  иерархии,  свою  нишу  в  Природе.  Человек  не  должен  утрачивать  инстинкты,  он  должен  уметь  управлять  ими. 

«Сумасшествие – вот вершина  невинности». 
Невинный  не  значит  безгрешный,  невинный
это  дурак.  Невинный  не  различает  добро  и  зло  и  полностью  полагается  на  свои  инстинкты.  Сумасшедший  некогда  был  социальным  человеком,  но  под  воздействием  обстоятельств  утратил  эти  свойства.  Глухонемой не  сумасшедший,  он  и  не  был  в  нормальном  состоянии,  он  не  мог  усвоить  социализацию  по  причине  глухоты.

«Они  насаждают  тиранию  прошлого,  "проигрывая"  старые  записи». 
Я  с  раннего  детства  рос  вне  своей  семьи
в  коллективе,  где  всегда  присутствовали  воспитатели,  поэтому  я  не  усвоил  мата  и  не  испытал  на  себе  гнёта  поведенческих  генов.  То,  что  я  вижу  в  "чудовской  родне",  и  есть  этот  гнёт  когда  негативные  гены  передаются  из  поколения  в  поколение,  где  мат  усваивают  с  молоком  матери,  и  девочки  матятся  так  же  непринуждённо,  как  их  матери.  Мой  опыт  показывает,  что  эту  цепь  передачи  негативных  генов  можно  и  нужно  прерывать.  Но  это  уже  забота  государства.  Опыт  воспитания  в  аристократическом  обществе  в  этом  смысле  мне  представляется  положительным. 

«Они  подражают  своему  кругу  в  одежде,  ведении  хозяйства,  воспитании  детей,  в  системе  ценностей  и  образе  мыслей». 
Действительно,  крепостной  крестьянин,  попавший  в  компанию  аристократов,  будет  чувствовать  себя  в  ней  полнейшим  идиотом.  Но  и  аристократ  в  крестьянском  коллективе  почувствует  себя  не  в  своей  тарелке.  Необходимо  время  для  адаптации.

10.  Глава 9
«...какой-то  злой  мачехой  из  старой  сказки». 
Теперь  мы  знаем,  что  это  инстинкт  сохранения  своей  генетической  линии.  И  до  сего  дня  синдром  отчима-мачехи  проявляется  часто  и  в  уродливом  виде  (точнее  было  бы  сказать  в  естественном  виде).  И  если  этот  инстинкт  даёт  себя  знать  в  пределах  одной  расы,  то  как  остро  он  проявляется  при  столкновении  различных  рас. 

«В  школе  ребенок  сразу  погружается  в  атмосферу  соревнования». 
Вот  это-то  и  странно  и  противоречит  должному  воспитанию  человека.  Соревнование
это  желание  стать  (встать)  выше,  то  есть  проявление  естественного  права,  а  школа  должна  способствовать  социализации.

«"Надо  ли  обучать  транзактному  анализу  в  школе?"  Утвердительно  ответили  94%,  имея  в  виду  старшие  классы,  и  85% – младшие». 
Как  я  понимаю  Харриса.  обучать  психологии  через  простейшие  игры  надо  с  самого  детства,  может  быть,  до  школы.  Дух  соревнования,  о  котором  так  любят  говорить  у  нас,  ожесточает  сердца.  Класс  должен  быть  ровным:  без  лидеров  и  аутсайдеров.  И  тех,  и  других  следует  собирать  в  ровные  группы.  С  ростом  самосознание  должно  появляться  чувство  своего  места  на  Земле,  в  Истории,  в  обществе.  Этим  наукам  также  следует  обучать  с  детства.  Перед  глазами  детей  постоянно  должны  проходить  картины  лика  нашей  планеты.  Эпос  и  лучшие  стихи  лучших  поэтов  для  детей  должны  звучать  и  впитываться  детьми  ещё  до  школы.  Уже  в  средних  классах  ученики  и  педагоги  должны  определиться  с  классическим  или  реальным  образованием. 

«Образование  провозглашается  величайшим  средством  избавления  от  мирового  зла.  Это  зло,  однако,  четко  запечатлено  в  поведении.  Поэтому  обучение  поведению  с  помощью  таких  легкодоступных  систем  как  Р-В-Д  может  способствовать  решению  важных  проблем,  угрожающих  человечеству  самоуничтожением.  Это  задача  почти  необъятная,  однако,  нам  где-то  и  когда-то  необходимо  прервать  марш  поколений  по  направлению  к  безумию  и  другим  формам  разрушения,  берущим  начало  в  детстве». 
Обучение  поведению  возможно  только  путём  прерывания  наследования  поведенческих  генов.  Поведение это  привычка,  которую  или  впитывают  с  детства  или  воспитывают  годами  под  неустанным  самоконтролем.

«...характерные  для  трехлетних:  провокации,  позерство,  ухищрения  и  мошенничество». 
Детский  возраст  (первая  седмица)  мне  представляется  наиболее  жестоким,  но,  в  то  же  время,  и  наиболее  восприимчивым.  Почему  и  надо  сразу  по  окончании  грудного  кормления  изолировать  детей  от  семьи.  Об  этом  говорил  Будда:  "Дом  мой  ад  есть".  Вполне  вероятно,  что  он  не  сам  ушёл  из  дому,  а  был  изгнан  как  противник  традиционного  воспитания,  я  бы  сказал  естественного  воспитания,  то  есть  воспитания,  как  у  животных.

«Человек  привлекает  к  себе  не  своими  намерениями,  а  тем,  что  он  есть.  И  дети  растут  не  такими,  как  желают  их  родители,  а  воспроизводят  в  себе  то,  чем  они,  родители,  являются». 
Харрис  постоянно  приводит  примеры  передачи  поведенческих  генов,  но  нигде  об  этом  не  говорит  прямо,  хотя  видно,  что  он  сторонник  взглядов  Бёрна  и  при  каждом  удобном  случае  развивает  их.  Дети  до  двух  лет,  не  умея  ещё  говорить  уже  понимают  речи  родителей,  которые,  может  быть,  за  редким  исключением,  пересыпаны  матерщиной.  Везя  малышей  в  колясках,  две  мамы,  беседуя  непринуждённо  на  матерном  языке,  не  понимают,  что  вливают  яд  в  сознание  своих  детей.  Такому  ребёнку  в  ближайшем  будущем  для  изучения  матерного  языка  не  понадобится  улица,  в  свой  двор,  а  потом  и  в  садик  он  придёт  вполне  подготовленным.

«Ребенку  еще  недоступна  столь  сложная  транзакция». 
Ребёнку  вовсе  не  нужно  знать,  что  такое  транзакция,  ему  льстит,  если  с  ним  разговаривают,  как  со  взрослым,  и  он  начинает  искать  взрослого  в  себе.  Это  и  есть  положительный  результат  транзакции.  Чем  ближе  человек  к  взрослому,  тем  дальше  он  от  животного.  А  это  главное  в  социализации. 

«Мягкое  управление  ребенком  со  стороны  его  родителей». 
В  семье  должна  царить  любовь,  тогда  социализация  ребёнка  будет  проходить  успешно.  На  определённом  этапе,  когда  возникают  устойчивые  диалоги  родителей  с  ребёнком,  следует  оказывать  ребёнку  уважение,  как  взрослому.  Хорошо  сказал  некто:  дети  должны  любить  родителей,  а  родители  должны  уважать  детей.  Родителей  нужно  любить  уже  за  то,  что  они  дали  тебе  жизнь.  Как  только  в  семье  возникает  напряжённость,  государство  должно  быть  готовым  придти  на  помощь  и,  в  случае  необходимости  взять  на  себя 
защиту  ребёнка.

11.  Глава 10
«Так,  многие  погружаются  в  бесцельное  времяпровождение,  ожидая,  что  вот-вот  случится  нечто  такое,  что  все  изменит.  Так,  однако,  проходит  четверть  жизни». 
Человечество  развивается  не  как  следует,  а  как  приходится.  Государство  ничего  не  делает,  чтобы  облегчить,  расчистить  пути  развития.  Если  безработица  достигает  20%  в  развитых  странах,  если  уровень  нищеты  превышает  20%  в  развивающихся  странах,  то  о  свободном  развитии  личности  не  может  быть  речи.  Поэтому  в  ожидании  счастья,  благополучного  поворота  судьбы  пройдёт  не  четверть,  а  вся  жизнь  и  не  у  многих,  а,  почитай,  у  всех.  А  бесцельное  времяпровождение  заключается  в  добывании  хлеба  насущного,  в  работе  не  по  призванию,  а  по  принуждению.

«Ищет  одобрения  в  кругу  сверстников,  переживания  Дитя  воспроизводятся  с  особой  силой». 
Начиная  от  Фрейда  и  кончая  Харрисом  все  читанные  мною  психологи  рассматривали психологию  как  инструмент  лечения,  меня  же  психология  интересует  как  феномен.  Мои  переживания,  которых  касаются  психологи,  не  имели  той  остроты,  которая  может  повредить  и  без  того  неустойчивый  рассудок. Возможно, мне  в  преодолении  этих  периодов  роста  и  созревания  помогала  Природа, но, возможно,  в  этих  вопросах  и  следует  полагаться  на  Природу.
  Это  уже  позже,  в  половозрелую пору  я  делился  своими  успехами  с  друзьями.  В  начале  же  моей  любовной  карьеры  я  был  скрытен.  Правда,  иногда  любовь  развязывала  мой  язык  некстати,  но  это  отражалось  только  на  мне  и  оставалось  неизвестным  моим  друзьям-приятелям.  Хотя  я  знаю  из  литературы,  что  в  период  бурного  сексуального  развития  молодой  самец  может  наложить  на  себя  руки.  Это  проявление  атавизма  турнирных  поединков  за  обладание  самкой.

«Вы  имеете  в  виду – когда  начинаешь  кокетничать,  и  все  такое». 
Женщина  очень  рано  начинает  понимать  своё  предназначение  быть  матерью.  Я  наблюдал  привлекающее  поведение  у  девочек  с  пятилетнего  возраста.  Уже  с  этого  возраста  они  целуются  взасос,  как  Брежнев.  Я  уверен,  что,  в  силу  своей  физиологии,  женщина  никогда  не  может  стать  взрослой.  В  интиме  она  ребёнок,  в  семье
родитель,  на  поприще строгий  родитель.  Эта  схема  идеальная,  в  жизни  бывают  незначительные  отклонения. 

12.  Глава 11
«Джон  Дьюи Мы  мыслим  лишь  тогда,  когда  сталкиваемся  с  проблемой». 
Я  с  этим  согласиться  не  могу  потому,  что  я  мыслю  постоянно.  Может  быть,  Джон  писал  о  себе,  тогда,  как  у  них  говорят,  это  его  проблемы.  Но  можно  трактовать  и  так,  что  процесс  познания
процесс  непрерывный,  поэтому  и  человек  мыслит  постоянно. 

«Этим  людям  нужно  психотерапевтическое  лечение,  которое,  впрочем,  может  быть  в  чем-то  полезно  каждому». 
Для  нормального  человека  такого  рода  лечение  заключается  в  разъяснении  ситуации,  если  он  растерялся,  потерял  ориентировку,  в  то  время  как  для  больного  требуется  вправление  мозгов.  И  я  думаю,  что  для  психически  больного  лечение  может  принести  только  временное  улучшение.

«Цель  психотерапии – сделать  каждого  человека  специалистом  в  области  анализа  собственных  транзакций». 
Могу  похвалить  себя:  до  этого  додумался  сам.  Можно  прямо  во  время  общения  определить  ипостаси  свою  и  собеседника,  выяснить,  на  какой  ипостаси  настаивает  собеседник,  и  пойти  ему  навстречу.  Проводя  такой  анализ  я  автоматически  ставлю  себя  в  ипостась 
взрослого.  Такое  поведение  приводит  к  прямому  самоанализу,  к  самопознанию.  Если  сразу  после  транзакции  раскрыть  собеседнику  сущность  позиций  участников,  то  ему  легко  будет  это  понять,  в  это  вникнуть.  Но  главное  состоит  в  том,  что  при  таком  подходе  можно  избежать  или  предотвратить  конфликтную  ситуацию.  Такой  же  анализ  я  применяю  к  автору  и  действующим  лицам  произведения  как  художественного,  так  и  публицистического,  к  телепередачам  и  отдельным  говорящим  головам  (В. Розанов  называл  их  говорящими  штанами).  Конечно,  приведённая  фраза это  золотые  слова,  но  задолго  до  Харриса  эту  идею  высказал  Сократ:  "Познай  самого  себя". 

«...высвобождение Взрослого». 
Читатель  может  убедиться  сам,  что  Харрис  идёт  по  моим  следам.  По-видимому,  болезнь  в  том  и  заключается,  что  зрелый  годами  человек  не  может  выйти  из  ипостаси 
ребёнок  или  родитель.  Тут  нужна  помощь  психотерапевта.  Но  нельзя  требовать  от  ребёнка,  чтобы  он  стал  сразу  взрослым,  ему  следует  постоянно  объяснять  преимущества  этой  ипостаси,  объяснять  без  крика  и  насилия.  Крик  и  насилие это  методы  воспитания  неконтролирующего  себя  родителя.  «От  симптомов  психической  болезни  можно  избавиться,  куда  труднее  избавиться  от  ярлыка».  От  психической  болезни  можно  избавиться  только  путём  хирургического  удаления  затронутых  этим  психозом  нейронов.  Психотерапия  может  только  поставить  это  заболевание  под  контроль  пациента,  помочь  ему  забыть  его,  то  есть  убрать  в  подсознание.  Но  при  неблагоприятной  ситуации  болезнь  может  проявиться  вновь.

«Понятия  Сверх-Я,  Я  и  Оно  в  классическом  психоанализе». 
Даже  если  предположить,  что  эти  термины  объяснены  достаточно,  они  не  исчерпывают  варианты  всех  возможных  типов  психопортретов.  Начнём  с 
Оно Фрейд  определял  его  содержание  инстинктами,  унаследованными  человеком  от  животного.  Две  ипостаси  человека  со  всей  полнотой  отражают  его  наследственную  природу:  ребёнок  и  родитель.  Таким  образом  можно  заключить,  что  Оно это  комплекс  инстинктов  ребёнка  и  родителя.  Вместо  терминов  Сверх-Я  и  Я  предлагаю  рассматривать  соответственно  внутреннее  Я  и  внешнее  ЯВнешнее  Я  может  проявляться  в  любой  из  ипостасей,  но  в  транзакции  принимает  участие  только  одна  из  них.  Ипостась  взрослый  проявляется  крайне  редко,  как  правило,  это  речь  лектора,  но  не  оратора.

«Из  заключения,  что  человек  страдает  шизофренией,  также  можно  понять  не  слишком  много,  поскольку  не  существует  четкого  определения  шизофрении». 
Психика  человека  индивидуальна,  поэтому  мы  не  можем  говорить  о  психической  норме.  По  этой  же  причине,  я  так  думаю,  и  психические  заболевания  (отклонения  от  нормы  субъекта)  носят  на  себе  отпечаток  индивидуальности.  Мне  известно,  что  болезнь  Дауна  можно  определить по  отпечатку  ладони  новорожденного.  Врачи-психиатры  должны  систематизировать  синдромы,  отличать  инстинкты  от  приобретённых  психозов,  знать  генетически  обусловленные  психические  отклонения.  Болезнью  можно  называть  наиболее  часто  встречающиеся  психозы  из  приобретённых.  Генетические  отклонения  неизлечимы  и  являются  уродствами  или  наследственностью.  Болезнь  потому  и  называется  болезнью,  что  её  можно  вылечить.  "Болезнь  Дауна"
не  болезнь. 

«От  слов,  камуфлирующих  истину,  следует  отказаться  в  пользу  таких  понятий,  которые  отражают  истину  ясно,  просто  и  точно». 
Совершенно  очевидно,  что  здесь  речь  идёт  об  ипостаси 
взрослый.  И  это  оправдано  назначением  каждой  ипостаси.  Епархия  ипостаси  ребёнок  интим,  где  целомудрие  предполагает  непроницаемую  тайну.  Поэтому  так  естественно,  что  дети  лгут,  хитрят,  обманывают.  Жестокость  ребёнка  оправдана  борьбой  за  более  высокую  ступень  в  иерархии  и  за  самку.  Епархия  ипостаси  родитель семья,  а  главное  в  семье:  не  выносить  сор  из  избы.  Это  объясняет  скрытность  и  лукавство  этой  ипостаси.  Каждая  ипостась  предполагает  общение  с  равной  себе.  Начало  транзакции это  выяснение  своей  роли  и  роли  собеседника,  определение  "кто  есть  кто".  Ипостась  взрослый  предполагает  общение  с  себе  подобной,  она  ничего  не  скрывает,  но  стремится  обнажить  истину.  Если  в  жизни  общественной услышите  о  служебной  тайне,  о  коммерческой,  государственной  или  иной  какой-то  тайне,  знайте,  вас  хотят  обмануть.   

«Научить  транзактному  анализу,  чтобы  он  сам  мог  оценивать  свои  транзакции». 
Прежде  чем  начать  анализ  транзакции,  следует  понять  сущность  ипостаси  присущей  участникам  транзакции.  Процесс  понимания  ролей  участников  социального  контакта  необходимо  ведёт  к  самопознанию.  К  постепенному  пониманию  этого  процесса  и  должны  опытные  педагоги  подводить  учеников  с  младших  классов.  Учебная  транзакция  не  должна  маскироваться  конфликтной  ситуацией.  Разбор  конфликта  должен  проводиться  сначала  с  каждым  участником  отдельно.  Только  когда  есть  полная  уверенность  в  том,  что  конфликт  не  возгорится  вновь,  можно  приступить  к  анализу  ситуации  вместе,  с  присутствием  посредника. 

«Психическое  равновесие». 
Этот  термин  определяет  уровень  присутствия 
взрослого  в  субъекте.  Мы  часто  слышим  слова:  "неуравновешенный  ребёнок".  На  самом  деле  некоторая  неуравновешенность,  не  распущенность,  естественна  для  ребёнка,  который  ещё  не  мог  познать  сущность  ипостаси  взрослого.  Естественна  неуравновешенность  и  для  родителя,  полного  забот  о  ребёнке.  И  только  ипостась  взрослого  гарантирует  психическую  уравновешенность.

«Мы  не  можем  отречься  от  человеческого  общества,  насквозь  пронизанного  играми». 
Игры  свойственны  детям  в  процессе  познавания  окружающего  мира.  Со  временем  эти  игры  детей  становятся  более  жестокими
это  процесс  определения  своей  ступени  в  иерархии.  Играют  родители,  обучая  детей премудростям  жизни  в  человеческом  обществе.  Играют  и  взрослые,  разрешая  и  сглаживая  конфликты  между  участниками  социального  контакта.  Таким  образом,  приходится  согласиться  с  автором:  играми  занято  не  менее  98%  населения  нашей  планеты. 

«Если  мы  не  хотим,  чтобы  зло  взяло  верх,  мы  должны  противопоставить  ему  добро». 
Т. Харрис  не  хочет  проследить,  что  является  источником  зла.  Фрейд  определил,  что  источником  зла  являются  инстинкты,  связывающие  нас  с  Природой.  Инстинкты  Фрейд  определил  термином 
Оно,  а  мы  установили,  что  Оно  формируется  ипостасями  ребёнок  и  родитель.  Тот  же  Фрейд  говорил,  что  развитие  человечества  будет  идти  по  пути  освобождения  от  инстинктов.  Но  каких  инстинктов?  Не  откажемся  же  мы  от  детей  и  родителей!  Человечество  должно  освобождаться  от  инстинктов,  противоречащих  общепринятым  нормам  морали.

13.  Глава 12
«Моральный  выбор:  поступить  правильно  или  неправильно». 
Выше  говорится,  что  поступая  так  или  иначе,  мы  ориентируемся  на  общепринятые  моральные  нормы.  Вне  семьи,  вне  интима  человек  обязан  придерживаться  моральных  норм  и  правил.  В  семье  порядок  поведения  устанавливает  родитель.  В  интиме  понятия  морали  отсутствуют.


«Реальность,  осознаваемая  посредством  изучения  истории
 и  наблюдения  за  человеком,  является  также  средством  формирования  мировоззрения
». 
Нам  важно  знать,  что  мировоззрение  формируется 
внутренним  Я,  а  излагается  внешним  Я.  Потому  и  прав  был  Тютчев  когда  говорил,  что  мысль  изречённая  есть  ложь,  это  его  очень  точное  психологическое  наблюдение,  ибо  внутреннее  Я  и  внешнее  Я совершенно  разные  люди.  А  что  способствует  формированию  мировоззрения  нас  здесь  не  интересует,  этот  вопрос  мы  рассмотрим  в  соответствующем  разделе.  Хотя  бесспорно,  что  на  формирование  мировоззрения  влияют  и  общепринятые  нормы  поведения.  А  мораль  и  нравственность  не  вдруг  воспринимаются  толпой,  требуется  время  и  приёмы  управления  массами.

«Потребность  в  системе  моральных  ценностей». 
Система  моральных  ценностей  складывалась  тысячелетиями,  это  продукт  житейской  мудрости  и  здравого  смысла.  В  определённом  смысле  сохранению  моральных  норм  и  высокой  нравственности  способствует  религия.  Но  и  в  этом  случае  она  остаётся  прислужницей  власти,  ибо  помогает  удерживать  массы  населения  в  узде. 
Кого  же  призваны  ограничивать  моральные  нормы  и  нравственные  принципы?  Взрослого  законы  не  ограничивают,  его  ограничивает  знание  и  понимание  морали.  Законы  направлены  на  то,  чтобы  подчеркнуть,  что  эти  инстинкты  несовместимы  с  общественными  институтами,  и,  в  случае  необходимости,  пресекать  проявление  этих  инстинктов.  Таким  образом,  можно  сказать,  что  законы  направлены  против 
Оно,  то  есть  против  детишек-шалунишек  и  любвеобильных  родителей.  Но  об  этом  говорил  уже  Спиноза,  правда,  рассматривая  проблему  в  несколько  ином  ракурсе.  Проблема  существовала  всегда,  только  теперь  её  стали  изучать  и  рекомендовать  снадобья.

«Соблюдения  морального  принципа – доверия  к  сообщаемым  ученым  открытиям».
Это  очень  важный  принцип,  но,  к  сожалению,  основную  массу  потребителей  составляют  дети  и  женщины  (родители),  которые  по  природе  своей  очень  доверчивы  и  легко  увлекаются  невразумительной  терминологией  и  сверхъестественными  сказками  шарлатанов.  Взрослому  образованному  человеку  достаточно  хорошо  известна  устоявшаяся  научная  терминология  из  различных  областей  знания,  и  он  сразу,  только  по  этому  признаку  распознаёт  шарлатана.  Кроме  того,  взрослый  понимает,  что  такое  внутренняя  непротиворечивость. 
 

«Накопление  прошлых  достижений  и  фиксация  каждого  успеха». 
Это  и  есть  здравый  смысл  и  житейская  мудрость.  Ещё  раз  с  удовольствием  отмечаю,  что  Харрис  следует  за  нашими  рассуждениями.  Конечно,  фиксация  нравственных  принципов  могла  осуществляться  только 
взрослым.  Поэтому,  логично  признать,  что  на  определённом  этапе  становления  моральных  начал, во  власти  могли  находиться  мудрецы.  Что,  собственно,  и  демонстрирует  нам  История  Древней  Греции.  Да,  именно  там  и  следует  искать  начала  начал.  Не  устаю  восхищаться  Древними  Греками они  сделали  всё,  чтобы  человечество  развивалось  успешно. 

«"Можно"  и  "нужно" – понятия  Родителя». 
Я  считаю  своим  приоритетом  для  распознания  ипостаси  применять  модальность: 
ребёнок не  хочу,  не  буду;  родитель надо,  нельзя;  взрослый – следует,  согласен.  Это  единственно  верный  способ  определить,  с  кем  говоришь.

«Идея  о  важности  личности – это  моральное  представление». 
Понятие 
личность,  как  и  любовь,  во  всех  языках  многогранно  и  многозначно.  Мы  с  Бердяевым  остановились  на  том,  что  личность понятие  публичное,  это  субъект  в  ипостаси  взрослый,  он  творчески  свободен,  не  нуждается  в  законах  ибо  его  нравственный  уровень  гораздо  выше  этих  законов.  Харрис  же  имеет  в  виду  тривиального  обывателя,  обладающего  совокупностью  определённых  гражданских  прав. 

«Тейяр  де Шарден  писал:  "Человек  будет  стремиться  к  познанию  до  тех  пор,  пока  им  будет  руководить  страстный  интерес.  Интерес  этот  зависит  от  допущения,  которое  невозможно  строго  научно  доказать,  что  этот  мир  подчиняется  определенному  порядку"». 
Нам  известно,  что  это  один  из  базовых  инстинктов  животного – поиск  новых  мест  обитания.  Но  только  человек  поднял  этот  животный  интерес  до  уровня  познания  окружающего  мира.  Законы  мироздания  потому  и  называются  законами,  что  они  определяют  последовательность  и  логику  событий.

«Бертран  Рассел:  "Я  ценен,  ты  ценен"». 
Это  констатация  того,  о  чём  мы  говорили  выше.  О  личности  здесь  речи  нет. 


«
Я – личность.  Ты – личность.  Но  в  отсутствие  тебя  я  не  являюсь  личностью,  поскольку  лишь  наличие  другого  человека  делает  возможным  существование  языка,  только  язык  делает  возможным  мышление  и  лишь  мышление  определяет  человеческую  природу». 
С  этим  мы  согласны:  человек  проявляет  себя  в  транзакции.  Но  принимать  участие  в  социальных  контактах  может  кто  угодно,  но  личностью  является  далеко  не  каждый.  И  тот,  кто  в  одних  обстоятельствах  проявляет  себя  как  взрослый  в  других  условиях 
может  оказаться  ребёнком  или  родителем.  То  есть,  личность – понятие  тоже  ситуативное,  нельзя  требовать  от  человека  постоянной  серьёзности.

«Приняв  эту  идею,  мы  становимся  ответственны  друг  за  друга.  Такая  ответственность – высшая  цель  всех  людей.  Первое  ее  следствие:  не  убивайте  друг  друга». 
Известно,  что  эта  заповедь  провозглашена  давно, но  не  известно,  чтобы  люди  стремились  её  исполнять.  Везде,  где  есть  люди,  там  убивают. 

«Тейяр  де Шарден:  Возможно,  все  страдания  и  слезы  не  противоречат  общей  тенденции,  непостижимой  для  нашего  разума». 
Опять  вдохновляют  Древние  Греки:  всё  сущее  постижимо.  Все  страдания  и  слёзы,  вызываемые  стихиями  Природы,  заставляют  человека  интенсивнее  пользоваться  разумом,  совершенствовать  этот  божественный  инструмент.
  Но  гораздо  больше  горя  и  слёз  приносят  люди  друг  другу.  Но  если  стихия  слепа  и  бездушна  и  приносит  вред  не  только  людям,  но  и  самоё  Природе,  что  зло  человеческое  направлено  против  человека  специально,  целенаправленно.

«Располагая  известными  нам  данными,  можно  кое-что  сказать  и  о  проблеме  зла.  Зло,  или  грех,  или  "человеческие  наклонности"  (как  бы  мы  это  ни  назвали)  присущи  любому  человеку.  Мы  просто  не  в  силах  отрицать  врожденной  греховности  человека». 
Удивительн
ые  люди,  эти  учёные:  уже  встал  на  порог,  а  перешагнуть  не  может.  Осталось  связать  два  понятия:  инстинкт  и  грех.  Врождённая  греховность
это  инстинкты  человека,  те  инстинкты,  которые  не  совместимы  с  социализацией  его,  которые  запрещены  законами  морали  и  нравственности.  Неконтролируемость  этих  инстинктов  и  есть  грех.  Родители  ругают  ребёнка,  если  он  писает  в  штаны  а  не  в  горшочек,  это  плохо,  это  грех.  Но  мы  ведём  ребёнка  к  врачу,  если  у  него  энурез,  это  уже  болезнь.  На  этом  примере  легко  заметить,  как  зыбка  грань  между  грехом  и  болезнью.  Можно  надеяться,  что  со  временем  понятие  греха  исчезнет. 

«Установка    не  в  порядке,  вы  в  порядке" – главная  проблема  нашей  жизни». 
На  самом  деле  главная  проблема  в  том,  чтобы  правильно  оценить  свою  ипостась  в  транзакции,  оценить  и  изменить,  если  первоначальная  была  ложной.  Беда  в  том,  что  если  сталкиваются  две  ипостаси 
ребёнок,  и  обе  не  знакомы  с  самопознанием,  то  конфликт  неизбежен.  Трудно  сохранить  равновесие  и  в  транзакции  родитель родитель,  здесь  источником  конфронтации  служит  ревность.  Нам  часто  говорят  о  самоутверждении  ребёнка.  Это  не  что  иное,  как  борьба  за  более  высокую  ступень  в  иерархии.  Если  рядом  претендента  на  ту  же  ступень  нет,  то  весь  пыл  выходит  в  пар.  Если  очевидно,  что  один  из  участников  транзакции  стремится  взять  на  себя  роль  родителя,  не  спорьте  с  ним,  станьте  послушным  ребёнком.  Но  в  любом  случае  следует  призывать  к  благоразумию,  чтобы  возобладала  ипостась  взрослый.  Мы  не  должны  воспринимать  с  опаской  слова  главная  проблема,  Т. Харрис  работает с  больными  людьми,  у  него  несколько  иные  задачи.  Если  самопознание  стало  нормой  вашей  жизни,  если  вы  можете  реально  оценить  ситуацию,  то  проблем  у  вас  не  будет.

«Взрослый – это  адвокат». 
Известно, что  адвокат  необходим  в  конфликтной  ситуации. 
Харрис  предполагает,  что  в  такой  ситуации  один  из  участников  транзакции  способен  обрести  ипостась 
взрослый.  В  процессе  транзакции  это  невозможно.  Реально  в  процессе  самоанализа  рассмотреть  ошибки  в  своей  позиции.  Ошибки собеседника  анализировать  можно,  но  указывать  ему  на  это не  корректно.  Можно  пытаться  анализировать  ситуацию  в  присутствии  психотерапевта,  но  это  уже  область  медицины. 

«Догма – враг  истины  и  враг  личности». 
Это  уже  философское  заключение.  Догма
враг  промежуточной  истины,  которая  по  сути  своей  подвижна.  Но  выражение  абсолютная  истина  недостижима  звучит  как  догма.  Однако,  способность  перешагнуть  через  догму проблема  психологическая.  А  насчёт  личности  я  уже  говорил:  мы  с  Харрисом  понимаем  этот  термин  по-разному.  Бесспорно,  творчество  и  догма несовместимы.  Можно,  однако,  утверждать,  что  ипостась  взрослый  может  быть  свойственна  только  личности.

«Установка  "Я – о'кей,  вы – о'кей"  несовместима  с  верой». 
Серьёзная  философия  вызывает  адекватный  отклик.  Действительно,  в  русском  языке  это  очень  хорошо  подчёркнуто,  вера  в  кого-то
это  неверие  в  себя:  убогие  люди,  постоянно  говорящие  о  Боге,  не  замечающие  кипящей  вокруг  жизни. 

«Священники  прошли  соответствующую  подготовку  и  ведут  занятия  по  транзактному  анализу  для  своих  прихожан  наряду  с  отправлением  культовых  ритуалов». 
Современная  религия
это,  в  сущности,  психотерапия.  Основная  масса  населения  психически  неуравновешена,  это  мы  можем  видеть  каждый  день  то  в  одной,  то  в  другой  стране.  Да  и  митинг,  собственно,  рассчитан  на  неуравновешенную  публику.  Неторопливые,  монотонные  религиозные  спектакли  способствуют  стабилизации  психики  слабых  людей.  Белинский  говорил,  что  странно  видеть  взрослого  человека,  скачущего  на  палочке,  воображая  себя  всадником.  Как  хорошо  это  подмечено.  Неустойчивость  психики  в  том  и  заключается,  что  взрослый  человек  вдруг  принимает  ипостась  ребёнок.  Это  и  грустно,  и  смешно,  а  иногда  и  страшно.

«Тейяр  говорит,  что  этот  порог  был  пересечен  одним  шагом,  и  что  существует  "интервал,  о  котором  в  научном  плане  мы  ничего  не  можем  сказать,  но  преодолев  который,  мы  обнаруживаем  себя  перемещенными  в  совершенно  иную  биологическую  плоскость"». 
Два  порога  преодолены:  клетка  и  разум.  Будет  ли  третий  порог?  Или  он  уже  был,  но  мы  не  сумели  его  обозначить? 

«Имя  этой  бесконечной  и  неисчерпаемой  глубине  и  основанию  сущего – Бог.  Слово  "Бог"  означает  именно  эту  глубину». 
Бесспорно,  у  каждого  человека  свой  Бог.  Людей  следует  различать  не  по  цвету  кожи,  не  по  национальным  признакам,  но  по  тому,  какой  у  кого  Бог.  Собственно,  сегодня  это  так  и  происходит.  Поэтому  науку  можно  признать  религией 
людей  разумных.  Тейяр  де Шарден  внешне
католик,  он  вынужден  казаться  таким  ибо  обязан  своим  образованием  иезуитам.  Но  всё  его  творчество  выдаёт  в  нём  человека,  поклоняющегося  Разуму.

«А  что  же  происходит  с  религиозным  опытом?  Я  убежден,  что  он  представляет  собой  уникальное  сочетание  Дитя  (чувство  интимности)  и  Взрослого  (осознание  конечности)  при  полном  исключении  Родителя». 
Всегда  отношения  человека  с  Богом
это  отношения  ребёнка  и  родителя.  Даже  если  человек  гневается  на  Бога,  то  это  обида  ребёнка,  но  никак  не  взрослого.  Вот  с  наукой  отношения  у  человека  вполне  интимные,  на  равных  началах.  А  в  интиме  мы  становимся  детьми.

 «Праведность  праведников  сурова  и  самоуверенна». 
Праведник
это  ребёнок  который  говорит:  "Назло  тятьке  руки  отморожу,  что  рукавицы  не  купил". 

«Препятствия,  границы  и  блага  имеют  не  физическую  природу,  а  психологическую». 
С  этим  нельзя  не  согласится.  Известно,  что  препятствия  человек  воздвигает  себе  сам.  Можно
нельзя это  границы  ипостасей  ребёнок родитель.  Опять  же  Древний  Грек  Сократ  говорил:  "Я  знаю  одно  благо разум,  одно  несчастье невежество". 

«Глассер  считает,  что  основная  проблема  человека – моральная,  и  что  ответственность – залог  душевного  здоровья». 
Мораль  и  ответственность  являются  тестами  на  психическое  здоровье.  Мораль  прививают,  ответственность  осознаётся.

«Уилл  Дюран  пишет:  "Свобода  означает  просто,  что  мы  знаем,  что  мы  делаем"». 
Я  этого  автора  знаю  под  именем  Вил  Дюрант,  думаю,  это  одно  и  то  же  лицо.  Понятие 
свобода  очень  многогранно  и  индивидуально  (субъективно).  Когда  свобода  есть,  её  не  замечаешь,  когда  свободы  нет,  то  без  неё  скучаешь. 

14.  Глава 13
«Образ  жизни  коллектива,  как  и  отдельной  личности,  наследуется  из  поколения  в  поколение  посредством  Родителя.  Порой  мы  слепо  отстаиваем  своего  коллективного  Родителя,  забывая,  что  другие  народы  делают  то  же  самое.  В  известном  смысле,  все  народы  живут  за  занавесом.  Не  исключено,  что  это  один  и  тот  же  занавес». 
То,  что  в  семье  мы  называем  поведением,  в  нации,  народности  мы  называем  обычаями.  Наш  народ  просто  не  может  жить  без  царя,  так  же  как  на  Востоке  не  могут  жить  без  кумира,  идола.  Эта  мысль  Харриса  очень  глубока.  Сколько  Россия  совершила  в  мировом  масштабе  полезного  и  гуманного,  а  образ  мыслей  народа  в  целом  не  меняется.  Власть  это  чувствует,  понимает  в  такой  ситуации  свои  преимущества  и  не  стремится  изменить  ход  вещей.  Подобное  происходит  у  наших  южных  соседей,  это  можно  разглядеть  в  Африке.  Легко  было  народам  США,  они  сразу  оторвались  от  своих  корней,  отбросили  не  только  обычаи,  но  и  привычки  и  начали  "с  чистого  листа".

«Закон  не  есть  истина  в  последней  инстанции.  Бывают  хорошие  законы  и  плохие.  Плохие  законы  пересматриваются  в  результате  протеста  общественности». 
На  этот  случай  у  власти  есть  войска  МВД,  вооружённые  самым  современным  оружием.  Водомёты  и  слезоточивый  газ – это  для  иностранных  корреспондентов,  а  для  своих – броневики  на  базе  КамАЗа. 

«Правление  Родителя  силами  Родителя  и  во  имя  Родителя  должно  исчезнуть  с  лица  Земли». 
Это  бесспорно,  но  прежде  нужно  уничтожить  экономическую  зависимость  населения  от  власти,  обеспечить  население  жильём  и  сделать  его  достаточно  образованным  и  культурным,  чтобы  оно  могло  жить  без  опеки  Родителя.  Да  и  самому  Родителю  втолковать,  что  нельзя  пеленать  ребёнка,  выросшего  уже  из  этих  пелёнок.  И  это  произойдёт  не  раньше,  чем  исчезнут  границы,  пока  не  забудется  девиз:  "мой  дом
моя  крепость".

«Молодые  люди  могут  быть  разрушителями,  некоторые  из  них  именно  таковы.  Они  еще  не  платили  налогов  и  не  приложили  никаких  усилий  к  созданию  тех  институтов,  на  которые  нападают.  С  другой  стороны,  они  еще  слишком  молоды,  чтобы  голосовать,  однако  от  них  требуется  платить  нечто  большее,  чем  налоги.  От  них  требуется  отдавать  жизнь  в  войнах,  которые  многие  из  них  не  одобряют». 
Войны  не  прейдут  пока  есть  границы.  Молодые  люди  становятся  разрушителями,  потому  что  нет  работы,  дающей  экономическую  независимость  и  возможность  платить  налоги,  трущобы  вместо  достойного  жилища,  бесправие  вместо  образования  и  культуры.
 

«Слова  "фанатик"  или  "неуравновешенный"  являются  бесполезными». 
Слов  бесполезных  не  бывает.  Даже матерные  слова  находят  применение.  Патриот
это,  в  сущности,  фанатик  своего  государства,  вполне  вероятно,  что  ему  за  это  хорошо  платят  или  что-то  обещают.  Фанатик это  патриот  своих  убеждений,  чаще  всего  мы  ассоциируем  это  с  религией.  В  наше  время  большое  распространение  получило  слово  фанат  для  характеристики  спортивных  болельщиков.

«Бывает,  что  многое  сказано,  но  ничего  не  понято». 
Такое  может  быть  в  двух  случаях.  Первый,  когда  говорящий  сам  не  вполне  понимает,  что  он  хочет  сказать.  Яркий  пример  этому  "Капитал"  Карла  Маркса.  Второй,  когда  говорящий  намеренно  говорит  длинно,  нудно,  непонятно
  с  целью  загипнотизировать  толпу,  загасить  страсти,  увести  вопрос  в  сторону. 

«Я  надеюсь,  сенатор  Фулбрайт  и  другие  наши  общественные  деятели  могут  получить  кое-что  полезное  от  психиатров.  По  моему  убеждению,  понимание  природы  Р-В-Д  и  необходимости  высвобождения  Взрослого  как  у  государственных  лидеров,  так  и  у  простых  избирателей  явилось  бы  важнейшим  шагом  к  пониманию  стоящих  перед  нами  социальных  и  политических  проблем».
Скорее  небо  упадёт  на  землю  и  Дунай  потечёт  вспять,  чем  Родитель  откажется  от  своей  роли  и  даст  волю  (свободу)  своим  детям.  Для  этого  необходимы  не  добрая  воля  и  хороший  царь,  а  экономические  и  социальные  предпосылки.

«Недоверие – наша  общая  проблема». 
Я  родился  доверчивым,  но  потом  меня  обманули  раз,  другой...  Я  понял,  что  за  это  не  убивают,  а  так,  иногда  пожурят.  И  я  стал  обманывать  сам.  А  поскольку  обманываю  я,  постольку  я  ожидаю  этого  и  от  других.  Это  один  из  поведенческих  генов.  Ложь  и  недоверие  рождаются  в  семье.  А  это  уже  вопрос  воспитания.  Чтобы  прервать  цепь  порочных  поведенческих  генов,  необходимо  отобрать  ребёнка  от  родителей  в  раннем  возрасте. 

«Мы  связаны  друг  с  другом,  и  все  мы – люди,  а  не  вещи.  Люди  всего  мира – это  не  вещи,  которыми  можно  манипулировать,  а  личности,  которых  надо  понять;  не  язычники,  которых  необходимо  обратить  в  свою  веру,  а  люди,  которых  надо  услышать;  не  враги,  которых  ненавидят,  а  личности,  с  которыми  считаются;  не  родственники,  которых  надо  содержать,  а  равноправные  братья». 
Харрис предаётся  патетике,  выказывает  себя  идеалистом,  оторванным  от  реальной  действительности.  Нам  эти  речи  говорили  на  протяжении  многих  лет  и  обещали  скорую  их  реализацию.  Но  прав  оказывается  основоположник:  это  невозможно  в  отдельно  взятой  стране.

«Любой  недоучка  может  разбогатеть  на  стряпне  телевизионных  шоу,  где  жестокость  преподносится  во  всех  ужасающих  деталях». 
Как  ни  горько  это  сознавать,  но  это  и  есть  реальные  плоды  демократии.
  Мало  того  подобные  "шедевры"  творят  люди  со  значительными  психическими  отклонениями,  и  потребителями  их  творений  являются  такие  же  психи.  Причём,  речь  идёт  не  о  странностях,  особенностях,  но  именно  о  болезнях.

«Убийства  совершает  именно  Дитя». 
Бесспорно,  убивает  человек  в  ипостаси 
ребёнок.  Каждое  убийство  мотивировано.  Во  время  гона,  борьба  за  самку  между  самцами  стоящими  на  одной  ступени  иерархии  у  человека,  это  следует  особо  подчеркнуть,  не  редко  кончается  гибелью  одного  из  соперников.  У  животных  этот  феномен  встречается  редко.  Борьба  за  источники  пропитания  у  животных  заканчивается  изгнанием  более  слабого  соперника  с  его  мест  обитания,  у  людей  этот  вопрос  решается  кровопролитными  войнами.  Борьба  за  более  высокую  ступень  в  иерархии  у  животных  бескровна,  у  людей  же  сопровождается  убийствами  не  одного  человека,  но  даже  всей семьи.  Иногда  человек  убивает  и  в  ипостаси  родитель.  Это  происходит  только  в  отношении  чужих  детей.  Очевидно,  что  все  мотивы  объясняются  конкуренцией.  Всё,  что  сказано  о  конкуренции,  можно  найти  в  исторических  хрониках,  сказках  и  преданиях  у  всех  народов.  Происходит  это  и  в  наше  время.

«Моя  десятилетняя  дочь  поинтересовалась,  станем  ли  мы  смотреть  фильм  "Бонни  и  Клайд".  Я  ответил,  что  нет,  поскольку  он  перенасыщен  насилием  и  мне  не  по  душе  то, как  в  нем  превозносятся  довольно  скверные  личности. Несколько  дней  спустя  я  был  озадачен тем,  как  объяснить  ей,  что  фильм  "Бонни  и  Клайд"  удостоен  высоких  премий». 
Никакая  самая  выдающаяся  игра  актёров  не  может  служить  оправданием  популяризации  насилия.  Этот  вид  искусства  направлен  на  обострение  низменных  инстинктов  ипостаси 
ребёнок,  когда  психика  ещё  неустойчива,  нормы  морали  не  стали  правилом.  

«Эмерсон  говорил:  "Человек – это  то,  о  чем  он  постоянно  думает"». 
Может  быть,  я  недостаточно  вник  в  этот  афоризм,  но  мои  мысли  постоянно  новые,  разные.  Мне  так  же  легко  перейти  от  самопознания  к  любовным  воспоминаниям,  а  от  них
к  эволюции  Вселенной.  Меня  в  одинаковой  степени  занимает  психология,  как  и  собственное  мировоззрение.  Я  люблю  людей  и  ненавижу  их  одновременно,  например,  могу  ценить  отдельного  чиновника  и  ненавидеть  бюрократию  в  целом. 

«Благодаря  развитию  науки  стало  возможным  обеспечить  пищей  все  население  Земли,  если  неконтролируемый  рост  его  численности  будет  остановлен». 
Как  заметил  С. П. Капица,  проблем  с  пищей  нет,  есть  проблема  в  распределении.  Правда,  он  предполагает,  что  в  этом  столетии  рост  населения  прекратится.
 

«Тейяр  говорил:  "Либо  природа  не  приемлет  нашего  стремления  в  будущее,  и  тогда  мысль – плод  усилий  миллионов  лет – мертворожденна  в  бессмысленной  вселенной.  Либо  открыт  иной  путь…"». 
Тейяр  знал,  что  говорил.  Если  учесть  скорость  развития  науки  и  социальных  отношений  последние  двести  лет,  то  будущее  окажется  не  за  горами.  И  тут  нам  открываются  два  пути:  либо  взрыв  технологий  и  гуманизма,  либо  смерть. 

«Личность  освобождается  от  власти  прошлого». 
Прошлое
это  то,  что  не  оказывает  влияния  на  настоящее.  То,  что  для  субъекта  является  прошлым,  для  государства  может  ещё  быть  настоящим.  Например,  ВОВ  для  меня  давно  кончилась,  но  для  моего  государства  она  ещё  отзывается  демографическим  провалом.  Освободиться  от  власти  прошлого  не  значит  забыть  его.

15.  Послесловие
«Взрослый – как  обоюдоострый  меч,  порочная  часть  которого  является  источником  многих  бедствий  сегодняшнего  дня». 
Все  мыслимые
  преступления  всех  времён  и  народов  совершались  под  влиянием  инстинктов,  а  инстинкты,  как  мы  установили,  не  контролируются  людьми  только  в  ипостаси  ребёнок,  реже родитель.  В  ипостаси  взрослый,  как  я  считаю,  человек  знаком  с  самопознанием,  применяет  в  жизни  модальность,  не  противоречащую  нравственным  принципам.  Но  мы  также  установили,  что  в  зависимости  от  ситуации  субъект  может  оказаться  в  любой  ипостаси,  соответствующей  этой  ситуации,  в  транзакции  может  принимать  любую  ипостась,  с  тем,  чтобы  избежать  конфликта.  Можно  допустить,  что  субъекту  в  ипостаси  взрослый  создали  такую  ситуацию,  когда  конфликт  неизбежен,  и  он  вынужден  принять  иную  ипостась.

«Сейчас  уже  мало  кто  назовет  Взрослое  эго-состояние  компьютером». 
Конрад  Лоренц  нам  говорил,  что  компьютер это  человек,  лишённый  инстинктов,  эмоций.  Каким  бы  добропорядочным  ни  рисовали  мы  себе  портрет  взрослого,  но  до  тех  пор,  пока  у  него  есть  физиология,  будут  и  инстинкты  и  эмоции,  то  есть,  человек  никогда  не  станет  компьютером,  а  компьютер  никогда  не  станет  одушевлённым.  Компьютер  может  рассуждать,  но  не  размышлять.  
Любая  эмоция  требует  физиологического  обоснования. 

ПРОДАЁТСЯ  ЗЕМЛЯ  В  ЛЕНИНГРАДСКОЙ  ОБЛАСТИ

Hosted by uCoz