философия

домой

психология

воспитание

Ясперс

государство

Бердяев

из дневников

анархизм

         


      Философия – это  мировоззрение  человека,  то  есть  его  суждение  об  окружающем  его  мире,  о ве событиях  происходящих  в  этом  мире,  комплекс  понятий  о  культуре,  идеологиях,  его  заблуждения  и  прозрения.  Философия – это  способ  изложения  своего  мировоззрения.  Философия – это  обоснование  своего  мировоззрения. 
Философия это  рабочее  состояние  разума.  Нет  разума нет  философии.  Философию  нельзя  отрицать  или  принимать,  ибо  уже  это  рассуждение  является  актом  философии.  Можно  не  соглашаться  с  выводами  и  заключениями  отдельных  философов,  философия  от  этого  не  перестанет  быть.  Философия это  поприще  на  котором  состязаются  мировоззрения.   Мировоззрение это  активное  философское  самосознание,  ставшее  самопознанием.  Миросозерцание это  самосознание  не  достигшее  философского  уровня  и  далёкое  от  самопознания.   

      Философские  взгляды  не  могут  быть  враждебны  друг  другу,  они  могут  лишь  дополнять  друг  друга.  Мировоззрение  не  может  быть  всеобъемлющим,  даже  в  том  случае,  если  изучению  подвергается  одно  и  то  же  явление,  даже  если  это  явление  рассматривает  гений. 
Мировоззрение  индивидуально  и  не  может  быть  политической  концепцией.
      Материализм  и  идеализм – это  разные  точки  зрения  на  человека,  окружающую  его  действительность,  они  отнюдь  не  враждебны  друг  другу,  как  стихи  и  проза.  Их  можно  противопоставлять,  но  только  как  художественные  образы.

      Философские суждения могут быть  глубокими,  а  могут  быть  и поверхностными.  Философское  образование  ещё  не  гарантирует  звание  философа.  Равно  как  и  отсутствие  систематического  образования  в  этой  области  знаний  не  мешает  стать  философом,  как,  например,  выдающиеся  философы  Древности. 

      Несомненно,  Гегель  и  при  жизни  ощущал  себя  "глыбой",  однако,  и  он  писал  для  читателей,  предполагая  в  них  наличие  философского  разума.  Его  заслуга  в  том,  что  он  приглашает  нас  размышлять  вместе  с  ним,  приглашает  нас  стать  философами.

      Мировоззрение  формируется  под  воздействием  личного  жизненного  опыта,  школ  и  течений,  существующих  в  умах  людей  в  данную  эпоху,  на  склад  ума  индивидуума.  Часто  индивидуум  не  высказывает  свои  мировоззренческие  взгляды.  Но  это  не  значит,  что  их  нет.  Часто  философ  рассматривает  явление  через  ту  или  иную  призму  предвзятости.  Бердяев,  например,  в  своей  работе  "Смысл  творчества"  прямо  определяет  эту  свою  предвзятость  русским  православием,  причём,  в  своей  собственной  трактовке  этого  православия.  Призма  К. Маркса:  бытиё  определяет  сознание.  Да,  вполне  вероятно,  что  у  каждого  индивидуума  есть  своя  призма,  может  быть  не  сформулированная.  Очень  часто  философы  формулируют  какой-никакой  постулат,  а  потом  на  протяжении  всей  своей  жизни  строят  натянутые  схемы  в  поддержку  этого  постулата.

      Свой,  личный  жизненный  опыт  непререкаем.  Его  атрибуты:  синяки,  шишки,  грабли.

      Склад  ума – это  набор  психозов  индивидуума,  подаренный  ему  при  рождении  (по  де  Мозу).  Мы  привыкли  придавать  слову  "психоз"  отрицательный  смысл.  На  самом  деле – это  группы  нейронов  уже  при  рождении  соединённые  между  собой  и  формирующие  в  последствие  личность  индивидуума.  Каждая  такая  группа  нейронов  формируют  одну  и  ту  же  реакцию  на  тот  или  иной  внешний  стимул.  Набор  психозов  строго  индивидуален.  Наиболее  ярко  эти  психозы  проявляются  в  современной  кинопродукции  США. 

      Очень  трудно  найти  двух  человек,  у  которых  были  бы  одинаковые  точки  зрения  на  то  или  иное  событие,  которые  реагировали  бы  одинаково  на  тот  или  иной  раздражитель.  Хотя  люди  часто  утверждают,  что  согласны  с  той  или  иной  точкой  зрения,  но  это,  во-первых,  лишь  согласие,  а  во-вторых  желание  быть  в  коллективе,  не  оставаться  одному.  Вот  стоять  на  одной  платформе,  разделять  мнение,  рассматривать  под  тем  же  углом  зрения  уже  проще.  Это  уже  может  быть  объединительным  фактором.

     Бердяев  выделяет  эпохи  классицизма  и  романтизма.  Я  с  ним  не  вполне  согласен:  не  эпохи,  а  мировоззрения,  и  к  этим  двум  я  добавил  бы  ещё  гуманизм.  Все  три  мировоззрения  зародились,  по-видимому,  и  существуют  и  сейчас  одновременно.  Однако,  я  несколько  иначе  трактую  эти  мировоззрения.

      Рассмотрим  предварительно  человеческую  особь. 
      Живой  человек,  как  и  мёртвый,  обладает  телом:  это  его  материальная  составляющая;  на  этом  сходство  живого  человека  и  мёртвого  кончается.  Но  мы  можем  твёрдо  заявить,  что  одной  из  главных  составляющих  человека  является  ТЕЛО.  Это  его  материальная  часть,  которая  роднит  его  со  всей  материальной  Вселенной,  со  всей  природой,  как  живой,  так  и  неживой.
      А  главное  отличие  заключается  в  самом  определении  "живой".  Живой,  то  есть  обладающий  жизнью,  несущий  в  себе  животворящий  дух.  Животворящий  дух – это  дыхание.  Живой  человек  обязательно  дышит:  потому – душа.  Если  человек  испустил  дух,  это  значит,  что  он  умер.  Таким  образом,  второй  обязательной  составляющей  живого  человека  является  ДУХ.  Дух,  дыхание – это  как  раз  то,  что  роднит  человека  со  всей  живой  природой.  Живая  природа  потому  и  живая,  что  дышит,  несёт  в  себе  дух  животворящий,  дух,  творящий  жизнь.
      Однако,  в  человеке  есть  нечто,  что  делает  его  уникальным  созданием  Вселенной.  Это – РАЗУМ.  Нет  разума – нет  человека.  Человеком  не  рождаются,  человеком  становятся.  И  если  живое  существо,  имеющее  тело,  как  у  человека,  имеющего  в  себе  дух  животворящий,  то  есть  жизнь,   но  не  имеющего  разума  мы  и  называем  человеком,  то  просто  по  инерции  мышления.  Разум – это  благо,  это,  как  говорится,  дар  божий.  Разум – душа  человека.  Но  мы  должны  постоянно  помнить,  что  и  колодец  с  чистой  родниковой  водой  можно  использовать  как  выгребную  яму.
      Таким  образом,  в  человеке  мы  выделяем  три  главные  субстанции:  тело – материя,  дух – жизнь  и  разум.  "Человек  не  только  дух,  он  сложного  состава,  он  также  и  животное,  также  и  явление  материального  мира,  но  человек  также  и  дух",  говорит  Бердяев,  только,  как  я  считаю,  под  духом  он  понимает  разум.  Это  высказывание  станет  более  ясным,  если  вместо  слова 
дух  мы  скажем  душа.
      Бесспорно,  это  было  известно  и  Древним  философам.  Они,  как  и  все  живые  и  мыслящие  люди,  по  разному  смотрели  на  феномен  "человек",  рассматривали  его  с  разных  точек  зрения  и  формулировали  своё  мировоззрение  по-разному.  Кроме  того,  следует  учитывать,  что  значение  слов  изменяется  от  эпохи  к  эпохе  довольно  сильно,  поэтому  терминологию  следует  постоянно  уточнять. 

Классицизм – искусство  формы,  романтизм – искусство  содержания,  гуманизм – искусство  восприятия.

      Соответственно  нашей  терминологии  мы  можем  выделить  следующие  системы  взглядов.  Красота  тела,  широта  души,  величие  разума.
      1.
Материализм – система,  отдающая  предпочтение  материи,  телу.  В  искусствах  это  соответствует  классицизму.  Таким  образом,  классицизм – это  эпоха  преклонения  перед  красотой  тела.  При  этом  имеется  в  виду  не  только  красота  человеческого  тела,  но  и  красота  Природы,  как  живой,  так  и  неживой.  В  эпоху  классицизма  достигли  своего  расцвета  изобразительные  виды  искусства,  что  естественно:  телесную  красоту  нужно  видеть.
      2.
Идеализм – система,  отдающая  предпочтение  душе,  жизни,  как  внутренней,  так  и  внешней.  В  искусствах  это  соответствует  романтизму.  Романтизм – это  эпоха  преклонения  перед  широтой  души.  Наиболее  полно  это  преклонение  выразилось  в  литературе  и  музыке.  Драма  стала  заведовать  страстями  и  душою  человеческою.  (1035)
      3.
Гуманизм – система,  отдающая  предпочтение  разуму.  Гуманизм – это  эпоха  преклонения  перед  величием  разума.  Полный  расцвет  эта  эпоха  получит  тогда,  когда  человек  станет  независим  от  Природы,  её  живой  части.  Все  сферы  Земли  взаимодействуют  между  собой,  не  исключение  и  ноосфера.  Но  ноосфера – это  плацента  разума.  Происходит  процесс  созревания  плода.  Беда,  если  плод  родится  недоношенным  или  мёртвым.  

Гуманизм  будущего.  Внутри  государства  нет  границ,  ибо,  где  есть  границы,  там  есть  и  пограничные  конфликты.  Каждая  нация  имеет  право  на  самоопределение  своей  культурной  жизни.  Экономическая  жизнь  определяется  условиями,  традициями  и  должна  быть  свободной,  рациональной,  не  наносящей  некомпенсируемого  ущерба  окружающей  среде.  Все  нации  равны.  Здоровый  физически  и  духовно  народ  в  окружении  здоровой  Природы.  Никакого  идеологического  давления.  Интересы  человека  выше  интересов  государства.  Изоляция  от  общества  только  по  причине  буйного  психического  расстройства  и  нарушения  уголовного  законодательства.  Заключение  по  политическим  мотивам,  равно,  как  и  смертная  казнь анахронизмы.

Гуманизм  прошлого.  Культурные  ценности  и  культурные  достояния  всех  эпох.  Национальные  культуры  оплодотворяют  друг  друга,  национальные  идеологии  уничтожают  друг  друга.  Развитие  гуманизма  на  примере  высшей  меры  наказания:  от  кровожадного  терзания  на  части  до  пожизненного  заключения.  От  политических  тюрем  до  плюрализма  мнений.

      За  свою  пятимиллиардную  историю  Земля  пережила,  по  крайней  мере,  три  глобальных  катастрофы,  во  время  которых  погибало  более  99%  всего  живого  на  планете.  Астрономы  обещают  ещё  5 млрд  лет  спокойной  жизни  Солнца,  т. е.,  время  ещё  есть.

      Конечно,  все  обозначенные  системы  взглядов  имели  место  с  древнейших  времён  и  существуют  до  сих  пор. 

      Расцвет  классицизма  происходил  в  греко-римские  времена.  Это,  прежде  всего,  скульптура.  Затем – Возрождение,  это,  главным  образом  живопись.  В  наше  время  наблюдается  упадок  эпохи  классицизма,  что  выражается,  в  первую  очередь,  в  беспредметности  живописи.  Но  уже  в  эпоху  классицизма  мы  видим  блестящие  образцы  романтизма.  Это,  прежде  всего,  трагедии  Эсхила,  Софокла,  Еврипида;  это  Эзоп,  хотя  в  его  творчестве  явно  проступают  черты  эпохи  гуманизма.  Однако,  ярче  всего  эпоха  гуманизма  выразилась  в  деятельности  Гиппократа  и  Сократа.

      Расцвет  романтизма  пришёлся  на  XIX  век.  Но,  как  и  классицизм,  романтизм  сегодня  переживает  время  упадка.

      Не  следует  забывать,  что  философия  является  матерью  всех  наук,  то  есть,  по  нашей  терминологии  она  изначально  гуманистична,  что  не  мешает  ей  включать  в  себя  как  материализм,  так  и  идеализм.

      Философы,  которые  хотели  быть  понятыми,  излагали  свои  учения  в  виде  художественных  произведений.  Вам  нужны  примеры?  Начните  с  Эзопа.  Паскаль,  Декарт,  Вольтер.  Хочу  особо  отметить,  что  вся  жизнь  Мишеля  Монтеня,  изложенная  им  в  его  "эссе",  есть  художественное  произведение.  Согласен,  для  этого  необходим  ещё  талант  писателя.

      Насколько  полны  смысла  слова:  «Не  объять  необъятное»,  с  какой  бы  точки  зрения  мы  их  ни  рассматривали.  Философия  необъятна.  Да,  философия – это  сфера  наших  знаний.  Мы  все  должны  стремиться  к  тому,  чтобы  ясно  себе  представлять  хотя  бы  крупицу  этого  объёма.  А  в  сущности,  философия  и  представляется  нам  совокупностью  терминов  и  понятий.  Некоторые  термины  и  понятия  оказываются  далёкими  от  действительности,  тогда  мы  их  называем  схоластическими.  Возьмём  для  примера  набившую  оскомину  пару:  сущность  и  явление.  Кто  только  не  жевал  её.  А  в  жизни  всё  просто:  берёза – явление  природы,  берёзовые  дрова – сущность  выживания.  То  есть,  математическое  множество  деревьев... 

      Н. Я. Данилевский  (1822 – 1885):  Концепция культурно-исторического типа, состоящего из четырёх основ: религия, культура (наука, искусство, техника), политика, общественно-экономический уклад. Культурно-исторические типы или цивилизации противостоят этнографическому материалу.
      Ошибка  Данилевского  в  том,  что  он  выделил  в  доминирующий  аспект  религию.  Его  политика  есть  не  что  иное  как  государственность;  общественно-экономический  уклад – просто  экономика.  Этнографический  материал – это  культура  народа.  Очевидно,  что  Шпенглер  не  был  знаком  с  опытом  Данилевского.
        Ступени  цивилизации  выделя
ют  по  уровню  культуры,  по  типу  экономики  и  по  виду  государственности. 

      Напомним:  человек  отличается  от  животного  наличием  разума,  поэтому  мы  можем  видеть  следы  его  разумной  деятельности.  Разумная  деятельность  человека  охватывается  понятием  цивилизация.  Тогда  история  даёт  нам  представление  о  цивилизации.  Цивилизация это  состояние  социума.  Общество  отличается  от  социума  структурированностью,  социум  аморфен.  Общество  характеризует  народ,  социум население.

_____________________

      Творчество – это  процесс  самопознания.  Рассуждения  Сократа – это  процесс  самопознания;  творчество  Достоевского – это  величайший  образец  самопознания. 

Самопознание  в  том  и  заключается,  что  человек  ищет  в  себе  инстинкты, которые он  должен  и  может  контролировать.  У  такого  человека  вызывают  сострадание  те,  кто  в  образе  человеческом  остаются  животными.  Первый  признак  животного – установление  иерархических  отношений.  Смысл  мира  в  постоянном  постижении  истины,  ибо  сущее – постижимо. 

религия (христианство) понимает под словом грех наши инстинкты, ОНО Зигмунда Фрейда. Я бы уточнил: грех – это неконтролируемые инстинкты, которые проявляются публично.  Следовательно, Бог – это Разум, а праведность – способность управлять своими инстинктами.  Я  поспешил  сказать  это  от  имени  всех  религий.  так  рассуждает  очень  уважаемый  мною  ап. Павел.

При рассмотрении функционирования любого государства следует учитывать три аспекта: политику, экономику и социум. Развитая экономика подразумевает стабильный социум даже при наличии диктатуры. Кажется, можно сопоставить политику, экономику и социум государства с физикой, физиологией и ментальностью человека.

Стрела времени Хокинга, направленность развития истории Фукуямы и антропоцентристское развитие Вселенной Феоктистова.

Рабство может быть физическим и интеллектуальным. Физическое рабство может быть принудительным, добровольным и «в силу обстоятельств» или, как обозначает этот тип рабства Бердяев: рабство у быта. Интеллектуальное рабство – это рабство у привычек, обычаев, суждений, мнений и т. п. Эпатаж – это попытка взломать интеллектуальное рабство. Иногда это приводит к появлению новых привычек, но выйти из интеллектуального  рабства невозможно. 
В расширяющейся Вселенной стабильность вообще невозможна. И чем больше масштаб явления, тем меньше вероятность его  стабильности. Кроме того, демократия проявляется только на старте.

Пусть  это  звучит  как  оправдание,  но  действовать  можно  и  нужно  только  тогда,  когда  знаешь,  что  делать  и  имеешь  средства  это  сделать.  А  если  этого  нет,  пиши  мемуары.  Ещё  Балтазар  Грассиан  говорил:  "Если  не  знаешь,  что  делать,  ничего  не  делай".

Нам  говорят,  что  материя  активна.  Это  заявление  основывается  на  том  факте,  что  на  Земле  существует  жизнь.  Но  если  эта  жизнь  возникла  случайно,  значит,  материя  косна,  если  же  она  активна,  значит,  жизнь  не  случайна,  значит,  она  может  и  должна  возникать  везде,  где  позволяют  физические  условия  (физико-химические).  Всё  может  быть,  и  тарелка  сможет  летать,  если  создать  необходимые  для  этого  условия.  Но,  как  показывает  наш  опыт  жизни  на  Земле,  химические  элементы  (и  соединения)  могут  существовать  только  в  определённом  диапазоне  температур,  при  том  в  довольно  узком  диапазоне.  Правда,  это  относится  только  к  элементам  таблицы  Менделеева.  Может  быть,  возможны  условия  для  существования  более  тяжёлых  элементов  и  для  формирования  соединений  также  способных  создать  жизнь,  но  в  других  формах.  Но  положим,  что  материя  активна,  тогда  человека  можно  рассматривать  как  инструмент  познания  природы,  то  есть  Природа  создала  человека  для  познания  самоё  себя.  Но  поскольку  жизнь  одного  человека  коротка  для  столь  грандиозного  процесса,  как  познание,  Природа  дала  ему  способность  размножаться.  Таким  образом,  человек  призван  выполнять  две  функции:  познание  и  размножение.  А  для  разделения  этих  функций  она  разделила  и  человечество  на  две  части:  мужчин  и  женщин.  И  нам  естественно  видеть  думающего  мужчину  (например,  «Мыслитель»  Родена)  и  материнство  женщины  (например,  «Мадонна»  Петрова-Водкина).

Человек  не  создавал  цивилизации;  цивилизация – это  форма  бытия  человека  от  каменного  века  до  наших  дней;  цивилизация – это  культурный  уровень.  Столкновение  цивилизаций – это  столкновение  культур.  До  сего  дня  культурный  уровень  определяется  религией.  Таким  образом,  сталкиваются  даже  не  цивилизации,  а  религии.

Бытие  материи  характеризуется  тремя  взаимосвязанными  и  взаимоопределяемыми  субстанциями:  пространство,  время  и  движение.  То  есть,  пространство – это  время  движения  материи;  время – это  движение  материи  в  пространстве; движение – это  время  нахождения  материи  в  пространстве.

Удивительный  парадокс:  чем  больше  мы  познаём,  тем  больше  встаёт  перед  нами  нерешённых  вопросов.  Таким  образом,  относительный  уровень  знаний  человечества  постоянно  снижается.  Потому  древние  мудрецы  и  казались  и  кажутся  умнее  современных  учёных,  что  они  знали  относительно  больше.

Ступени  цивилизации  можно  выделять  по  типу  культуры,  как  чаще  всего  и  поступают,  по  типу  экономики  и  по  виду  государственности.

Научное  кредо  Пригожина  состоит  в  следующем:  мир,  в  котором  мы  живём, – это  мир  неустойчивостей  и  флуктуаций,  ответственных,  в  конечном  счёте,  за  поразительное  богатство  форм  и  структур,  которые  мы  видим  в  окружающей  действительности.  А  ведь  это  есть  проявление  неустойчивости  и  флуктуаций  микромира.

Мировой  Разум  не  имеет  понятия  времени,  во-первых,  потому,  что  вечен,  во-вторых – что  не  имеет  плоти.  Как ни  мимолётны  некоторые  чувства,  но  и  они  длятся  какое-то  время.  Я  думаю,  со  временем  (простите  за  каламбур)  М. Р. научится  облекать  во  плоть  самого  себя  и  отдельные  свои  градиенты.  А  плоть – это  Ego

05.09.88.  Опыт  рассуждения  о  критерии  истины.  «Суждение  об  истине  может  быть  субъективным  и  объективным.  Субъективное  суждение это  суждение  одного  субъекта;  объективное  суждение это  суждение  об  одном  и  том  же  явлении  более,  чем  одного  человека.  Соответственно  количеству  мнений  по  данному  предмету  суждение  будет  более  или  менее  объективным.  Истина  одна,  поэтому  она  абсолютна.  Истиной  владеет  абсолютный  разум.  Абсолютный  разум это  разум  абсолютно  всех  разумных  существ».  «Если  все  разумные  существа  выскажут  своё  суждение  по  одному  и  тому  же  явлению,  то  это  коллективное  суждение  будет  максимально  приближено  к  истине.  Мне  кажется,  что  и  сейчас  в  человеческом  обиходе  можно  выявить  несколько  истинных  суждений.  Одно  из  них жизнь  прекрасна.  Хотя  можно  найти  среди  людей  крайних  идеалистов,  считающих,  что  жизнь  наша  духовно  бедна,  можно  столкнуться  с  материалистами,  которые  будут  утверждать,  что  жизнь  не  достаточно  комфортна,  наконец,  можно  отыскать  скептиков,  которые  относятся  к  жизни  безучастно,  но  всё  равно  подавляющее  большинство  согласно  с  этим  утверждением,  что  подтверждается  постоянным  ростом  населения.  Суждение  о  явлении  может  быть  неложным,  сомнительным  и  лживым.  Мы  пока  рассматриваем  только  субъективное  суждение».  «Неложное  суждение  может  быть  истинным  и  неистинным,  но  утверждаемым,  как  истинное.  Сомнительное  суждение  предполагает  несколько  несхожих  мнений  по  одному  и  тому  же  явлению.  Потому  и  говорят  сомнение,  что  высказывается  не  одно  мнение.  Лживым  суждением  является  суждение,  выносимое  в  угоду  каким-либо  житейским  целям  и  не  являющееся  научным.  Примеров  тому  тьма.  Однако,  как  неложное  суждение  может  быть  истинным  и  неистинным,  так  и  лживое  суждение  может  оказаться  истинным  вопреки  желанию  субъекта  исказить  истину.  Говоря  о  том,  что  суждение  может  оказаться  истинным,  мы,  однако,  не  берёмся  утверждать,  когда  это  происходит. Утверждать,  что  суждение  является  истинным,  значит,  брать  на  себя  ответственность коллективного  разума.  Не  имеет  права  утверждать  истину  один,  отдельно  взятый  человек».  «Если  ему  даётся  право  на  высказывание  объективного  суждения,  это  не  значит,  что  данное  суждение  отражает  его  мнение.  Он  имеет  право  высказывать  своё  мнение,  имеет  право  принимать  участие  в  формировании  коллективного  мнения,  но  не  имеет  права  на  монополию  истины.  Руководитель это  не  диктатор  своего  мнения,  это  координатор  действий  отдельных  членов  коллектива,  являющийся  таким  же  равноправным  его  членом,  как  и  все  остальные.  Ещё  Древние  противопоставляли  здравый  смысл  толпы  самому  выдающемуся  разуму  одиночки:  "...толпа  от  самой  своей  многочисленности  приобретает  некий  большой  коллективный  здравый  смысл,  и  те,  у  кого  по  отдельности  рассудка  мало,  оказавшись  все  вместе,  имеют  его  в  изобилии"  (На  этом  принципе  основано  вече.).  Разум  человеческий  делает  умозаключения  на  основе  деятельности  органов  чувств.  Но  какими  бы  совершенными  эти  чувства  ни  оказались,  они  не  могут  дать  исчерпывающую  информацию  о  предмете,  явлении,  и  потому  выводы  разума  могут  оказаться  ближе  или  дальше  от  истины».  «Таким  образом,  мы  можем  говорить  об  истинности  или  ложности  суждения,  но  не  того  явления,  с  которым  столкнулись  наши  органы  чувств.  Мир  вокруг  нас  существует,  следовательно,  он  есть  истина.  Эта  истина  действует  на  наши  органы  чувств,  вызывая  своё  отображение  в  мозгу.  Если  же  отпечаток  возникает  в  мозгу  самопроизвольно  во  время  ли  сна  или  болезни,  либо  просто  по  желанию  носителя  разума,  как,  например,  поступаю  часто  я  сам,  то  эта  картина  оказывает  обратное  действие  на  наши  органы  чувств  и  нередко  настолько  сильное,  что  это  действие  воспринимается  нами  как  реальность,  что  может  привести  к  самозаблуждению.  Вот  это-то  впечатление  от  разума  на  органы  чувств  и  следует  именовать  ложным.  Впечатление  же  от  чувств  к  разуму  истинное,  но  не  полное,  полнота  его  относительна.  Поэтому  и  появилось  понятие  относительной  истины».

 

van-osmos@yandex.ru

ПРОДАЁТСЯ  ЗЕМЛЯ  В  ЛЕНИНГРАДСКОЙ  ОБЛАСТИ

Hosted by uCoz