часть третья

Некрасов

пролог

глава I

глава II

глава III

глава IV

глава V

глава VI

глава VII

глава VIII


 

ПРОЛОГ

Ст. 17--19. Уж налились колосики ~ Головки золоченые...-- Образ в этих стихах строится Некрасовым на основе народной загадки о колосьях ржи: "На поле Ногайском, на рубеже Татарском стоят столбы точеные, головки золоченые" (Даль, с. 1072).

Ст. 32--34. Не столько росы теплые ~ Увлажили тебя!.." -- Перефразировка народных пословиц "Не столько роса, сколько пот (удобряет нивы)", "Не столько роса с неба, сколько пот с лица" (Даль, с. 1009).

1.  На  рожь,  что  кормит  всех. – Дорогой  пшеничный  хлеб  был  для  неимущих  крестьян  роскошью.
Ст. 39--43. Ты тем перед крестьянином ~ На рожь, что кормит всех.-- Художественная переработка народной пословицы "Матушка рожь кормит всех дураков сплошь, а пшеничка по выбору" (Даль, с. 900).

Ст. 55--60. Горох, что девку красную ~ На семьдесят дорог! -- Контаминация народной пословицы "Горох в поле -- что девка в доме: кто ни пройдет, всяк щипнет" (Даль, с. 1014) и загадки про небо, звезды или град: "Рассыпался горох на двенадцать (на семьдесят) Дорог" (Садовников, No 1852в и 1938).

Ст. 66--68. Такая свекла добрая! ~ Лежит на полосе.-- Перефразировка народной загадки про свеклу: "Красненьки сапожки в земельке лежат" (Даль, с. 1071).

2.  Литеры – буквы.

3.  У  девок  каменных... – В  парках  при  дворянских  усадьбах  ставились  статуи.

Ст. 84--209. Заметив за селением ~ У холуя в зобу! -- А Ф. Тарасов, автор книги "Некрасов в Карабихе" (Ярославль, 1977). Утверждает, что, описывая заброшенную помещичью усадьбу в "Прологе" главы "Крестьянка", Некрасов передавал свои впечатления от первых посещений Карабихи. Именно так выглядела в 1861 г. эта заброшенная хозяевами, князьями Голицыными, усадьба. Девки каменные - мраморные статуи.

Ст. 210--212. Что церкви без священника ~ То саду без помещика! -- Переработка текста похоронного причитания "Не дай свет да Богородица ~ Угоды без крестьянина" (Барсов, с. 55).
 

Глава I – ДО ЗАМУЖСТВА
 

Ст. 426--436. А брат веселой песенкой ~ В лесу стучит топор!" -- Переработка текстов двух свадебных причитаний (побудка невесты братом) из сборника Рыбникова: "Пора вставать да пробужатися ~ По часовенькам спасаются" (ч. IV, с. 110) и "По деревням печи топятся ~ В островах да секари секут" (там же с. 119).

Ст. 440--450. Идет родная матушка ~ Лукошко набери!.." -- Переработка фрагмента "Приходила желанная родитель-матушка ~ Во корзинку кинут корку обгорелую" свадебного причитания из сборника Рыбникова (ч. IV, с. 111).

Ст. 451--452. Да не в лесу родилася, Не пеньям я молилася...-- Перефразировка афоризма "Не в лисях родилась, не пням, богу молилась" из автобиографии И. А. Федосовой (Барсов, с. 318),

4.  В  день  Симеона... – 1 сентября – npоводы  лета.
Ст. 454--457. В день Симеона батюшка ~ По пятому годку...- С праздником Симеона Летопроводца ("Семен лето провожает"), который отмечался 1 сентября ст. ст., был связан обычай "вывода из младенчества". У Даля; "Пбстриги и сажание на коня отрока при переходе из младенчества (по четвертому году)" (с. 995),

5.  И  вывел  из  младенчества… – Обычай. [примечание  автора]

Ст. 458--468. А на седьмом за бурушкой ~ Я смолоду была.-- В автобиографии И. А. Федосовой читаем: "Шести год на ухож лошадь говяла и с ухожа домой пригоняла"; "Я знаю шить и кроить и коровушек доить и порядню водить"; "Шутить была мастерица, шутками да дурками всех расшевелю"; "Я ж была сурова; по крестьянству -- куды какая: колотила, молотила, веяла и убирала" (Барсов, с. 314--319). Черновые варианты ст. 458--408 характеризует текстуальная близость к источнику (см.: Другие редакции и варианты, с. 413), которая в окончательном некрасовском тексте почти не ощущается.

Ст. 472--474. Спасибо жаркой баенке ~ Студеному ключу...-- Переработка текста свадебного причитания (похвала бане) "Спасибо тебе, теплопарная баенка ~ На свежей-то ключевой воды!" (Рыбников, ч. IV, с. 115). Первоначально (см.: Другие редакции и варианты, с. 413--414) Некрасов шел от другого, более традиционного причета -- похвалы бане "Еще наша парна баенка ~ На край бережку поставлена" (Рыбников, ч. IV, с. 112).

6.  Наян – назойливый,  нахальный  человек.
Ст. 478--480. На парней я не вешалась ~ А тихому шепну...-- Черновой вариант этих строк (см.: Другие редакции и варианты, с. 414) текстуально близок следующему фрагменту автобиографии И. А. Федосовой: "Имя мне было со изотчиной; грубного слова не слыхала: бедный сказать не смел, богатого сама обожгу..." (Барсов, с. 315). В процессе творческой работы Некрасов все более отходил от источника. Наян -- нахал.

Ст. 481--482. "Я личиком разгарчива, А матушка догадлива...-- Общее место в народных песнях, например: "Мое личико разгарчивое, Моя матушка догадливая" (Народные русские песни из собрания П. Якушкина. СПб., 1865, с. 211).

7.  Питерщик... – Уход  крестьян  в  поисках  заработка  в  Петербург  и  другие  города  был  массовым  явлением  в  губерниях  северного  Поволжья.  См.  примечание  14  к  части  II.

8.  О  святках... – Народные  празднества  с  Рождества  до  Крещения:  с  25 декабря  по  6 января.  [по  старому  стилю]

Ст. 489--501. Родительница плакала ~ И люди засмеют!.." -- фрагмент построен на типичных мотивах свадебных причитаний. Стихи имеют параллель и в автобиографии И. А. Федосовой: "Чужая сторона не медом налита, не сахаром посыпана" (Барсов, с. 322), и в причетах сборника Рыбникова: "Как чужа дальна ознобна сторонушка ~ Не сахаром, злодейка, пересыпана" (ч. IV, с. 108), "Чтобы буйны ветры не обвеяли ~ Добры люди не смеялися" (там же, с. 114).

Ст. 503--504. ...Закручинилась, Всю ночь я не спала...-- Ср. в автобиографии И. А. Федосовой: "Легла спать; не спится, а думается, в девушках сидеть али замуж идти" (Барсов, с. 317).

Ст. 505--519. Ах! что ты, парень, в девице ~ Цвела, как маков цвет! -- Переработка текста двух свадебных причетов сборника Рыбникова: "Ты скажи-ка, чужой чужбинин! ~ Мое бело личико разгорелося" (ч. III, с. 374--375) и "Скажи, где я прилюбилася ~ В лице кровь да разыгралася" (ч. IV, с. 145). Святки -- церковные празднества с Рождества до Крещения (с 25 декабря по 6 января ст. ст.).
 

9.  Гарус – цветная  крученая  шерсть  для  вышивания  или  вязания;  

10.  Гарнитур  (искаженное  гродетур) – плотная  шелковая  ткань.
Ст. 524--536. Ах! кабы знать! Послала бы ~ Меня бы промигал!..-- Переработка свадебного причитания невесты "Сокол-братец родименькой со У желанныих родителей" (Рыбников, ч. III, с. 403--405). Гарнитур (правильно: гродетур) -- плотная шелковая ткань.

Ст. 537--543. Всю ночку я продумала... ~ Не стану обижать!-- Ср. с рассказом И. А. Федосовой. Узнав, что ее приехали сватать, она отвечает свату: "Бог ли понесет с воли да в подневолье.-- Нет уж, как хошь, надо идти, мы такую даль ехали". И далее -- разговор с женихом: "Жених сел подле меня и говорит: идешь ли замуж? -- Не знаю,-- итти-ть ли.-- Иди, говорит, не обижу; стал подбивать и подговаривать.-- Век так ласкает ваш брат" (Барсов, с. 318).

Ст. 550. Пал на сердце Филипп! -- Ср. в автобиографии И. А. Федосовой: "Пал на сердце не молодой вдовец..." (Барсов, с. 316). В черновой рукописи (см.: Другие редакции и варианты, с. 388) Некрасов сделал выписку из этого фрагмента.

Ст. 551--559. "Ты стань-ка, добрый молодец ~ Я вся тут такова!" -- Переработка текста свадебного причитания "Становись-ка, млад отецкий сын со Мне-ка жить бы да не плакаться" (Рыбников, ч. III, с. 374), сопровождавшего соответствующий момент свадебной игры: жених и невеста становились на одну половицу и глядели друг другу в лицо.

11.  И  волюшка скатилася  с  девичьей  головы...  Во  время  последней  вечеринки,  или  поручения,  с  невесты  снимают  волю,  то  есть  ленту,  которую  носят  девицы  до  замужества.  [примечание  автора]
Ст. 599--612. Велел родимый батюшка ~ С девичьей головы...-- Переработка свадебного причитания "Повелел мой сударь-батюшко ~ Подрожали мои резвые ноженьки" (Рыбников, ч. III, с. 367).
 

Глава II ПЕСНИ
 

12.  «Песни». – Эта  глава,  как  и  вся  в  целом  часть III,  буквально  соткана  из  материала  народных  песен,  плачей,  пословиц,  загадок,  творчески  осмысленных  и  обработанных  Некрасовым.  Основными  книжными  фольклорными  источниками  явились  для  Некрасова  народные  песни,  собранные  Рыбниковым,  Шейном,  а  также  причитания  Ирины  Федосовой  в  записи  Барсова.

Ст. 619--622. У суда стоять со Голова болит...-- Перефразировка заключительных строк "У суда ведь ноги ломит, Под венком голова болит" свадебной песни "Я не знала, не ведала" (Рыбников, ч. III, с. 402--403).

Ст. 627--642. На широкий двор ~ Кто непряхою...-- Незафиксированный вариант или контаминация нескольких вариантов широко распространенной песни о том, как молодую "От венчаньица везут К свекру-батюшке на двор" и как родня мужа встречает ее бранью. Варианты этой песни есть в сборниках Рыбникова (ч. III, с. 446--447), Студитского (Народные песни Вологодской и Олонецкой губернии, собранные Ф. Студитским. СПб., 1841, с. 159), Якушкина (Народные русские песни из собрания П. Якушкина. СПб., 1865, с. 143), Варенцова (Сборник песен Самарского края, составленный В. Баренцевым. СПб., 1862, с. 95), печатались в журнале "Русская беседа" (1870, No 1) и в "Ярославских губернских ведомостях" (1870, No 42). В своде А. И. Соболевского указано одиннадцать ее вариантов (Соболевский А. И. Великорусские народные песни, т. 2. СПб., 1896, с, 490--503, No 589--599). Наиболее близки некрасовскому тексту варианты, записанные П. В. Шейном (с. 333--335, No 63 и 64). Почти во всех вариантах этой песни есть отброшенное Некрасовым окончание: молодая жена отвечает на брань еще более грубой бранью, а на оплеуху мужа -- оплеухой. Деверь -- брат мужа. Золовка -- сестра мужа.

Ст. 651--668. Спится мне, младенькой, дремлется ~ Сонливая, дремливая, неурядливая! -- Идентичный вариант народной песни (разночтение -- отсутствие у Некрасова слова "мою" во второй строке) есть у Шейна (с. 336--337, No 66), менее схожий вариант -- в своде А. И. Соболевского (Великорусские народные песни, т. 2, с. 488, No 586). Введя в поэму народную песню, Некрасов опустил ее последнюю, смягчающую драматизм ситуации строфу: "мил-любезный" утешает свою "загоненную, заброненную" жену.

Ст. 669--679. Семья была большущая ~ А есть кому журить! -- Рисуя картину жизни Матрены в мужниной семье, Некрасов опирался на рассказ И. А. Федосовой о ее втором замужестве: "Дядина да диверь -- бранить стали, всю зиму бранили, привидла всего; Яков мой такой нехлопотной, а они базыковаты (бранчливы, сварливы,-- примечание Барсова), обижали меня всячески. По весны Яков отправился к Соловкам,-- а я все плакала да тосковала; все крестьянство у их вела" (Барсов, с. 321). В черновых набросках (см.: Другие редакции и варианты, с. 395, 420) эта связь с источником отчетлива, в окончательном тексте почти неощутима.

Ст. 674--675. Не плюй на раскаленное Железо -- зашипит! -- Перефразировка народной пословицы "Шипит, как каленое железо, когда плюнешь" (Даль, с. 117).

Ст. 678--679. Любить-голубить некому, А есть кому журить! -- Перефразировка народного речения "Журить, бранить есть кому, а жаловать некому" (Даль, с. 34).

Ст. 692. Надула в уши свекору...-- "Надуть кому в уши" (Даль, с. 732) -- просторечное фразеологическое выражение, имеющее смысл "наговорить".

Ст. 693--694. Что рожь добрее родится Из краденых семян.-- Народное поверье: "Краденые семена лучше родятся" (Даль, с. 1010).

Ст. 695. Поехал ночью Тихоныч...-- Свекор, т. е. отец мужа Матрены Тимофеевны, ошибочно назван Тихонычем, хотя из текста главы ясно, что он -- сын Савелия, богатыря

13.  Да  прокатил  на  саночках  в  Екатеринин  день Первое катание на санях.  [примечание  автора]  В  Екатеринин  день... 24 ноября  праздновались  «екатерининские  гулянья».

Ст. 705. Екатеринин день -- 24 ноября ст. ст. У Даля: "Екатерининские гулянья; первое катанье на санях" (с. 1000).

Ст. 714. Со свечкой поискать...-- Ср. народную поговорку "Этого днем со свечою поискать (такое диво, редкость)" (Даль, с. 625).

14.  Коты женские  ботинки,  чаще  всего  теплые  (с  мехом  или  войлоком)  и  нарядно  украшенные.
Ст. 724. Коты -- женская обувь, род теплых полусапожек.

15.  Корчага большой  глиняный  горшок.  [Корчага кувшин  на  южно-русском  диалекте.]
Ст. 728. Корчага -- большой глиняный горшок.

Ст. 757--790. Мой постылый муж ~ Кровь пробрызнула.-- Широко распространенная игровая хороводная песня. В своде А. И. Соболевского (Великорусские народные песни, т. 2, с. 439--451) дано четырнадцать ее вариантов в записях 1780--1890-х гг. Идентичный некрасовскому вариант был напечатан в "Современнике" (Александров В. Деревенское веселье в Вологодском уезде.-- С, 1864, No 7, с. 179--193). Взяв народную песню, Некрасов отбросил ее начало: жена загуляла с дружком и виноватая возвращается домой, где ее встречает разгневанный муж.

16.  На  Благовещенье 25 марта.  Народная  пословица:  «На  Благовещенье  весна  зиму  поборола».
Ст. 791. Благовещенье -- церковный праздник в честь девы Марии, получившей "благую весть" о грядущем рождении Христа; отмечался 25 марта ст. ст. и считался праздником встречи весны: "На Благовещенье -- весна зиму поборола" (Даль, с. 976).

17.  На  Казанскую церковный  праздник,  отмечался  8 июля  и  осенью 22 октября.
Ст. 792. Казанская -- церковный праздник в честь иконы "Казанской божьей матери", отмечавшийся дважды в году: 8 июля и 22 октября ст. ст.

Ст. 794--800. Как писаный был Демушка! ~ У сокола глаза! -- Переработка текста свадебной величальной песни "Как у этого млада сына отэцкого ~ Черна соболя сибирского" из сборника Рыбникова (ч. III, с. 378--379).

Ст. 814--815.-- Отстань, бесстыдник! ягодка, Да бору не того! -- Перефразировка народной поговорки "Это нашего бора ягодка" (Даль, с. 502).

Ст. 821. "Эй, не шути с огнем!".-- В основе стиха -- народное суждение "Не шути с огнем, обожжешься!" (Даль, с. 738).
 

Глава III САВЕЛИЙ,  БОГАТЫРЬ  СВЯТОРУССКИЙ
 

18.  По  сказкам... Ревизские  сказки именные  списки,  составлявшиеся  при  крепостном  праве  во  время  переписей;  возможно,  здесь  в  смысле:  по  рассказам,  по  преданью.
Ст. 851. По сказкам, сто годов...-- т. е. по ревизским сказкам -- официальным документам (спискам), в которых содержался перечень крепостных крестьян, принадлежавших помещику.

19.  Аники-воины В  народных  сказаниях  Аника,  богатырь  непомерной  силы,  оказывается  робким  и  бессильным  в  поединке  со  смертью;  поэтому  он  охарактеризован  в  сказаниях  как  «пустохвастишко», «пустохвалишко».
Ст. 890. Аника-воин (или Оника-воин) -- персонаж русских духовных стихов и былин. Он наделен огромной силой, но самоуверен, хвастлив ("пустохвастишко", "пустохвалишко"), грозится Даже смерти голову отрубить; однако, встретившись с ней, проявляет робость и бессилие. По другой версии, хвастая, он пытается поднять "сумочку переметную" с тягой земной, в результате чего погибает (сюжет, обычно связанный с образом Святогора-богатыря). В сборнике Рыбникова есть былина об Онике-воине (ч. II, с 255--258).

20.  Корёжина По  названию  реки  Корёга  в  Корежской  волости,  Буйского  уезда,  Костромской  губернии.
Ст. 904. Корёжина -- Слово происходит от названия реки Корёги в Корёжской волости Буйского уезда Костромской губернии. Первоначально, в черновых вариантах главы (см.: Другие редакции и варианты, с. 424), родные места Савелия, богатыря святорусского, носили название "Ветлужины" (от реки Ветлуги). Заменив Ветлугу Корёгой, Некрасов связал место действия главы с северной, наиболее глухой и лесистой частью Костромской губернии (см. об этом: Тарасов А. Ф. О местных источниках поэмы.-- Истоки, с. 39--40).

Ст. 920--922. Я в землю немца Фогеля ~ Живого закопал...-- Возможно, что импульсом для разработки этой сюжетной ситуации был для Некрасова сибирский очерк М. Л. Михайлова "Зеленые глазки" (Дело, 1867, No 12, рубрика "Из прошлого", подпись: Л. Шелгунова), в котором рассказывается, как семь крепостных женщин в порыве гнева закопали живым в землю ненавистного барского управителя, циника и насильника (указано Г. А. Тишкиным). Сближать некрасовский текст с очерком Михайлова позволяет ряд деталей последнего: женщины по приказу управителя копают ров вокруг его сада (у Некрасова -- Фогель "велел колодец рыть"); обороняясь от домогательств управителя, одна из женщин толкнула его в вырытую яму (у Некрасова -- мужики стали подталкивать Фогеля к яме в ответ на его придирки); в очерке Мавра бросает гневные слова: "Засыпем его землей!", и все, точно "этого слова и ждали", схватились за лопаты и стали кидать землю, пока не сровняли яму с землей (у Некрасова -- под слово "Наддай!" мужики так "наддали", "Что ямы словно не было -- Сровнялася с землей!").

21.  Во  времена  досюльные... – прежние,  старинные,  «доселешние».
Ст. 926. Досюльвые -- прежние, старинные. Например, в "Плаче о писаре" И. А. Федосовой: "Во досюльны времена Было годышки" (Барсов, с. 289).

Ст. 938--940. Недаром есть пословица ~ Три года черт искал.-- Перефразировка костромской пословицы "Буй да Кадуй черт три года искал" (Даль, с. 354).

22.  Сохатый – лось.

23.  Очеп  (оцеп) – Деревенский  колодец.  [примечание  автора]  Деревянный  шест,  рычаг  в  колодце-журавле.

24.  Лобанчиков Полуимпериалы.  [примечание  автора]  См.  примечание  53 к  части I.

25.  Травник настойка  на  какой-либо  траве.

Ст. 954. Дорога скатерть-скатертью...-- Просторечный фразеологизм. У Даля: "Дорога как скатерть -- садись да катись!" (с. 283).

Ст. 1019. Травник -- водка, настоенная на каких-либо травах.

26.  Под  подоплекою в  подкладке  рубахи  на  плечах  (под  оплечье).
Ст. 1034. Под подоплекою -- в подкладке рубахи на плечах (под оплечьем).

27.  Варна турецкая  крепость  на  Черном  море,  взятая  русскими  войсками  после  упорных  боев  во  время  войны  1828 года.  Ныне  порт  в  Болгарии.
Ст. 1076. Под Варною убит.-- Варна -- крепость на Черном море, взятая после упорных летних боев русскими войсками в сентябре 1828 г., во время русско-турецкой войны.

28.  Земская  власть земский  суд,  состоявший  в  дореформенное  время  из  земского  исправника  и  земских  заседателей;  являлся  в  уезде  и  полицией,  и  судом,  и  следственным  органом.

Ст. 1141--1143. А деньги, сунь -- отвалится ~ В собачьем ухе клещ.--Сравнение опирается на народную пословицу "Сколько ни дуйся клещ, а видно отвалится" (Даль, с. 743).

29.  Илья-пророк По  народному  поверью,  гром  и  молния  происходит  от  того,  что  Илья-пророк  разъезжает  по  небу  на  огненной  колеснице  (20 июля  [2 августа] Ильин  день,  разгар  летних  гроз).
Ст. 1160--1162. ...Илья пророк ~ На колеснице огненной...-- По библейской легенде (и народным представлениям), когда пророк Илия, живым вознесенный на небо, катается по нему в огненной колеснице, гремит гром.

Ст. 1164. И гнется, да не ломится...-- Перефразировка народной пословицы "Лучше гнуться, чем переломиться" (Даль, с. 205).

Ст. 1172--1176. Покамест тягу страшную ~ Не слезы -- кровь течет! -- В рассказе Савелия о богатырстве русского народа слышится отзвук былины о Святогоре и тяге земной. "Кабы я тяги нашел, Так бы всю землю поднял",--говорит Святогор. Но, попытавшись поднять суму переметную с тягой земной, "И по колена Святогор в землю угряз, А по белу лицу но слезы, а кровь течет..." (Рыб
ников, т. I, с. 33).

Ст. 1190--1191. Да наши топоры Лежали -- до поры!-- В рукописях Некрасова на листе с выписками из фольклорных сборников и восходящими к ним набросками (см.: Другие редакции и варианты, с. 396) есть двустишие "Есть у бога топоры, Да лежат до поры", которое, вероятнее всего, является контаминацией народных пословиц о божьем возмездии: "От божьей власти (или кары) не уйдешь", "Бог долго ждет, да больно бьет", "Рубят и топоры до поры" (Даль, с. 5, 229, 227). Позже, использовав эту заготовку, Некрасов радикально переосмыслил и переработал ее, превратив в афоризм о народном гневе.

Ст. 1230. Кабак.... острог в Буй-городе...-- Буй -- уездный город Костромской губернии. В черновых рукописях (см.: Другие редакции и варианты, с. 435) вместо Буя был назван Данилов -- уездный город Ярославской губернии, расположенный недалеко от Грешнсва. Поскольку сюжетная ситуация главы "Крестьянка" связана с Костромой, в окончательной редакции ярославский Данилов уступил место костромскому Бую (см. об этом: Тарасов А. Ф. О местных источниках поэмы.-- Истоки, с. 33--35).

30.  Заводские  начальники Часть  осужденных  на  каторгу  работали  в  Сибири  на  солеваренных,  железоделательных  заводах  и  находились  в  бесконтрольном  подчинении  у  владельцев  заводов.

31.  По  манифесту  царскому... Манифест  в  связи  с  коронацией  Александра II  в  1856 году.
Ст. 1253. По манифесту царскому...-- Имеется в виду амнистия в связи с коронацией Александра II в 1856 г.
 

Глава IV ДЕМУШКА
 

Ст. 1274--1296. -- Зажгло грозою дерево ~ До белого утра!..-- В основе этой развернутой метафоры лежит народная пословица "Бор сожгли, а соловушек по гнездышку плачет" (Даль, с. 667).

Ст. 1300. Как зыкнула, как рыкнула...-- И. А. Федосова рассказывала о своей матери: "...пекла и варила и везде поспела, не рыкнула, не зыкнула" (Барсов, с. 314). Некрасов в черновой рукописи "Крестьянки" записал, переосмысляя текст: "Как рыкнула, как зыкнула" (см.: Другие редакции и варианты, с. 410), в дальнейшем употребив эту формулу применительно к свекрови героини.

Ст. 1310--1311. Трудненько было пахарю. Да весело жнее! -- Высказанная Матреной мысль отражена в пословице "Пашешь -- плачешь, жнешь -- скачешь" (Даль, с. 545).

Ст. 1318--1319. Телега хлеб домой везет, А сани -- на базар!)-- Ср. с пословицей "Телега хлеб в дом возит, сани на базар" (Даль, с. 1018).

Ст. 1339--1340. Заснул старик на солнышке, Скормил свиньям Демидушку. -- Эпизод со смертью Демушки подсказан Некрасову фактами реальной жизни, когда дети становились жертвами безнадзорности. В печати тех лет постоянно мелькали сообщения о крестьянских детях, съеденных свиньями (см.: Базаров Вас. От фольклора к народной книге. Л., 1973, с. 254). О подобном же случае говорит поэт в стихотворении "Деревенские новости" ("А у солдатки Аксиньи Девочку -- было ей с год -- Съели проклятые свиньи"). Возможно, что импульсом для разработки этого эпизода явился и плач И. А. Федосовой "О попе -- отце духовном", в котором рассказывается о гибели ребенка от несчастного случая в страдное время.

Ст. 1342--1343. Я клубышком каталася, Я червышком свивалася...-- Этот мотив представляет собой общее место похоронных причитаний; ср., например: "У меня да у горюшицы Сердце клубышком катается, Оно червышком свивается..." (Рыбников, ч. III, с. 418) или "Стала клубышком во ноженьках кататися, Стала червышком победнушка свиватися..." (Барсов, с. 259).

Ст. 1346--1362. Чу! конь стучит копытами ~ Знать, голод разобрал!..-- Творческая переработка фрагментов "Как во ту пору теперь да в тое времечко ~ Из окошечка в окошечко кидалася..." и "Назад староста бежит да не оглядывает ~ Позаочь его бранят да проклинают" (Барсов, с. 286, 283--284) "Плача о старосте" И. А. Федосовой.

Ст. 1363--1365. Молитвы Иисусовой ~ У земского стола...-- Ср. фрагмент "Как найдет мировой когда посредничек ~ Не творит да тут Исусовой молитовкп" (Барсов, с. 282--283)

32.  Налой  (аналой) – высокий  церковный  столик  с  наклонной  верхней  доской,  на  который  клались  евангелие,  иконы,  крест.
Ст. 1366. Налой (аналой) -- высокий столик с откосом для чтения богослужебных книг.

Ст. 1371--1373. ...Становой ее Как зверь в лесу порыкивал...-- Ср. в "Плаче о старосте" И. А. Федосовой: "Он в походню по покоям запохаживае ~ Быдто зверь да во темном лесу порыкивав" (Барсов, с. 283). Становой (становой пристав) -- чиновник уездной полиции, в обязанности которого входило взимание налогов и недоимок, проведение полицейских дознаний, наблюдение за благонравием жителей.

Ст. 1382--1384. Как в стойле конь подкованный ~ Ударил кулаком...-- Некрасовым переработаны строки "Да он резвыма ногама призатопае, Как на стойлы копь копытом призастукае" и "Он затопае ногама во дубовый пол, Он захлопае рукама о кленовый стул" (Барсов, с. 284--285, 283) "Плача о старосте" И. А. Федосовой.

Ст. 1401--1406. И тут я покорилася ~ Ребеночка предать! -- Ср. сходный мотив федосовского "Плача об убитом громом-молнией" (Барсов, с. 250).

Ст. 1408--1410. В груди у них нет душеньки ~ На шее -- нет креста! -- В основе текста фрагмент "Как у этых мировых да у посредников ~ Нет креста-то ведь у их да на белой груди..." (Барсов, с. 283) "Плача о старосте" И. А. Федосовой.

Ст. 1411--1414. Из тонкой из пеленочки ~ Терзать и пластовать.-- Аналогичная картина медицинского вскрытия нарисована И. А. Федосовой в "Плаче об убитом громом-молнией" (Барсов, с. 249).

33.  Падите  мои  слезоньки... Взято  почти  буквально  из  народного  причитания.
Ст. 1417--1431.-- Злодеи! палачи! ~ Злодея накажи!..-- Ср. с фрагментом "Вы падите-тко горюци мои слезушки ~ Прими, господи, ты слезы детей малыих!" (Барсов, с. 287--288) "Плача о писаре" И. А. Федосовой. Не случайно Некрасов сделал к этому фрагменту главы "Демушка" примечание: "Взято почти буквально из народного причитанья" (см. с. 156 наст. тома), акцентируя тем внимание читателя не только на близости своего текста к произведению народного творчества, но и на звучащих в причитаниях мотивах гнева.

34.  Новина кусок  сурового  домотканого  холста  длиной  30  аршин (около  20 метров).
Ст. 1469. Новина -- кусок сурового домотканного холста длиной (в Ярославской губернии) в 30 аршин, т. е. около 21 метра.

Ст. 1491--1501. Крестьяне настоялися ~ Ломал перстни злаченые... Стихи представляют собой творческий сплав фрагмента "У судебных-то мест да настоялася со Всем судьям, властям ведь я да накорилася" (Барсов, с. 16) "Плача по муже" и фрагментов "Настоялися ведь мы да надрожалися ~ Без Исусовой молитвы намолилися", "Во потай у недоростков он выведыват, Уже нет ли где корыстного делишечка", "На крестьян ты с кулакама не наскакивай <v> Не ломай-ко ты перстни свои злаченый" (Барсов, с. 286, 283, 285) "Плача о старосте" И. А. Федосовой.

35.  Благочинный священник,  назначавшийся  для  административного  управления  несколькими  церквами  с  их  причтом  и  прихожанами.
Ст. 1510. Благочинный -- священник, наблюдавший за несколькими приходами.

36.  Воск  ярый светлый,  побелевший  на  воздухе.

37.  Камчатная  скатерть льняная  скатерть  с  вытканными  по  гладкому  грунту  материи  узорами,  цветами,  похожими  по  рисунку  на  камку  (старинная  шелковая  ткань  с  узорами).

Ст. 1546--1554. "Ой плотнички-работнички! ~ Ой, страшно будет спать!.." -- Широко распространенный мотив похоронных причитаний. Ср. в "Плаче по сыне" И. А. Федосовой: "Ай же, плотнички-работнички! ~ Не услана перинушка пуховая" (Барсов, с. 100).

Ст. 1627. "Высоко бог, далеко царь..." -- Ср. народную пословицу "Царь далеко, Бог высоко" (Даль, с. 6). Собиратель отмечает в скобках, что по-владимирски произносили "высоко", "далёко".

Глава V ВОЛЧИЦА
 

38.  Спас народное  название  трех  церковных  праздников  в  честь  Христа-спасителя,  связанных  с  проводами  лета.  В  день  «второго  Спаса»,  «Спаса  яблочного»  (6 августа)  освящались  яблоки,  есть  которые  до  этого  дня  считалось  грехом.  Примета:  если  мать  умершего  младенца  станет  есть  яблоки  до  Спаса  (когда  они  поспевают),  то  бог,  в  наказание,  не  даст  на  том  свете  ее  умершему  младенцу  «яблочка  поиграть».  [Примета примечание  автора]

Ст. 1652. Спас -- народное название трех церковных праздников, отмечавшихся 1 (Спас "медовый"), 6 (Спас "яблочный") и 16 (Спас "хлебный") августа ст. ст. и связанных с проводами лета и снятием урожая. На второй Спас освящали яблоки, до этого дня есть их считалось грехом: "Второй Спас яблочком разговляется", "Пришел Спас -- яблочко припас" (см.: Ермолов А. Народная сельскохозяйственная мудрость в пословицах, поговорках и приметах. Всенародный месяцеслов, т. I. СПб., 1901, с. 411).

Ст. 1666--1668. Платочком обметала я ~ Скорее поросла...-- Народный обычай. "Приходя на могилу, родные во многих местах Олонецкой губ. обыкновенно платком обметают и очищают могильный холм, чтобы свободнее вырастала на нем зеленая дуброва" (примечание Е. В. Барсова к первому тому "Причитаний Северного края" на листе "Дополнения и погрешности", вклеенном после брошюровки книги).

Ст. 1670--1684. Тужила по родителям ~ У едем -- заревешь!" -- Стихи текстуально близки народно-бытовой протяжной песне "Поблизешеньку солнце ходит ~ Я и поеду, ты взрыдаешь" (Шейн, с. 337--338, No 67) и, вероятно, являются ее переработкой. Ст. 1678--1679 имеют параллель в сборнике Рыбникова (ч. IV, С 126).

Ст. 1696. Песочный монастырь -- Игрицкий, в просторечии -- Песошный (по названию речки -- Песошня), монастырь находился в шестнадцати верстах от Костромы по Ярославскому тракту.

Ст. 1711--1717. Подкралось горе лютое ~ Позади летит -- не останется...-- В стихах закреплен устойчивый образ народных песен и причитаний, нашедший отражение еще в "Повести о Горе-злочастии" XVII в. и неоднократно встречающийся в сборнике Барсова, например: "Впереди да шло безсчастье ясным соколом ~ Позади оно злодийно не останется" (с. 8). В рукописях Некрасова набросок к этим стихам находится на листе с выписками из книги Барсова (см.: Другие редакции и варианты, с. 397).

Ст. 1734--1735. За всё страдное русское Крестьянство я молюсь! -- В черновых рукописях главы (см.: Другие редакции и варианты, с. 454) эти строки выглядели так: "Молюсь, молюсь, Матренушка! Молюсь за нищих, любящих, За всё священство русское И за царя молюсь", являясь перефразировкой заключительных строк автобиографии вопленицы Анны Лазорихи: "Молюсь за царя и за всё священство, сколько есть на свете, за любящих, за нищих и бедных и за всё страдное крестьянство" (Барсов, с. 326). В окончательном тексте Некрасов использовал только колоритное выражение "страдное крестьянство", употребленное вопленицей.

Ст. 1771--1772. Что на роду написано, Того не миновать! -- Контаминация народных пословиц "Кому что на роду написано" и "Чему быть, тому не миновать" (Даль, с. 26).

Ст. 1776--1778. Три петли: шелку белого ~ А третья -- шелку черного...-- Некрасов использует словесный образ "трех петелек шелковых" ("Первую петелку шелка да красного <...> Вторую петелку шелку да белого <...> Третью петелку шелку да черного") из былины "О царе Саламане, царице Саламании и прекрасном царе Василье Окульевиче" (Рыбников, ч. II, с. 298).

39.  С  золовушки  бракованной... Если  младшая  сестра  выйдет  замуж  ранее  старшей,  то  последняя  называется  бракованной.  [примечание  автора]

Ст. 1945--1978. -- Я пошла на речку быструю ~ Сердце гневное ношу!..-- Плач Матрены Тимофеевны написан Некрасовым по мотивам надмогильных причитаний, с опорой на конкретные поэтические тексты сборников Барсова и Рыбникова. Так, стихи "Я пошла на речку быструю со Зарыдала, сирота!" восходят к "Плачу по муже" И. А. Федосовой (Барсов, с. 13--14), стихи "Рано гостья бесподсудная со Смерть родного унесла!" подсказаны строкой "Пришла смерть да бесподсудная" (Барсов, с. 45) "Плача дочери по отце" Анны Первенцевой. В сборнике Рыбникова несколько раз, варьируясь, встречаются строки "Ты денна моя заступница, Ты ночная богомолица", столь близкие некрасовскому тексту. Но они были известны поэту в устном бытовании еще до выхода третьего тома сборника Рыбникова и использованы в качестве эпиграфа к "Орине, матери солдатской". Стихи "Ты ушла в бесповоротную ~ Не дорыскивает зверь..." -- переработка фрагмента "Туды ветрышки ведь е не провевывают ~ Не колодист туды путь -- бесповоротной" (Барсов, с. 191) "Плача о брате двоюродном" И. А. Федосовой.
Черновые наброски ст. 1967--1970 находятся на листе с выписками из сборника Барсова (см.: Другие редакции и варианты, с. 397). Традиционная народная мораль требует: "Будь головушкой поклонлива, Будь сердечушком покорлива" (Рыбников, ч. III, с. 402). Гораздо реже встречается вариант: "Как ведь я, красна девушка, Головою не поклонлива, Я сердечком не покорлива..." (Рыбников, ч. III, с. 401). Осмысляя эти тексты, Некрасов дает свой идейно-художественный вариант: "Я потупленную голову, Сердце гневное ношу!.." (ст. 1977--1978).

Глава VI ТРУДНЫЙ ГОД
 

40.   Необычайная  Звезда Комета.  [примечание  автора]
Ст. 1979--1990. В тот год необычайная ~ Сбылось: пришла бесхлебица! -- По народным представлениям, "Метлы (кометы) небо подметают перед божьими стопами" (Даль, с. 300) и предвещают войну или другие бедствия. "Звезда с хвостом -- к войне" (Даль, с. 53).

41.  Рубаху  чистую  надела  в  Рождество... Примета:  не  надевай  чистую  рубаху  в  Рождество:  не  то  жди  неурожая.  (Есть  у  Даля.)  [примечание  автора]
Ст. 2000--2002. Что я беду накликала ~ Надела в Рождество.-- Некрасов в примечании к этим строкам (см. с. 171 наст. тома) ссылается на Даля. У Даля ни в "Пословицах русского народа" (раздел "Приметы"), пи в книге "О поверьях, суеверьях и предрассудках русского народа" такая примета не упоминается. Видимо, Некрасов знал ее независимо от Даля, но ошибся, указав источник по памяти.

Ст. 2043--2045. Да правды из мошенника ~ Что тени из стены! -- В основе сравнения -- народная загадка о тени: "Чего из степы не вырубишь?" (Даль, с. 1062).

Ст. 2058--2144. Не дума... бред... Голодные ~ Молчи, солдатка-мать! ~ Три озера наплакано ~ Поить, кормить, растить?.. ~ Собрала ужин; матушку ~ Не поплачь с тоски! ~ Куда обиду сбыть? ~ С собой ее по гроб! -- Текст написан на основе "Плача по муже" И. А. Федосовой. Ср. последовательно ст. 2058--2067, 2074--2087, 2103--2126, 2138--2144 с фрагментами плача: "Будут детушки на улочке дурливыи ~ В буйну голову сирот да поколачивать"; "У мня три поля кручинушки насияно, Три озерышка горючих слез наронено"; "Поклоню да свою буйную головушку ~ Не откиньте-тко вдову вы бесприютную"; "Была гордая ведь я да непоклонная ~ Што останусь, сирота, вдова безсчастная"; "Да как ростить-то сиротных малых детушек"; "Да я слажу им тут ужины вечерныя ~ Со работушки вдова да в дом пришатится"; "Как о светлом Христове воскресеньине ~ Напрасничка ведь е, как порог шумит"; "Стала хорошо ходить да одеватися, Стала до бела она да намыватися"; "Надо жить бедной горюшице умеючи ~ Буйну голову носить надо низешенько"; "Весела ходи горюшица -- не смейся-тко, При тоскичушке -- ты будь, слезно не плачь бедна"; "Мне куды с горя горюше подеватися? ~ Во сыру землю горюше наб вкопатися" (Барсов, с. 17--18, 12, 6--7, 41, 23, 21, 24, 17).

Ст. 2069--2072. Теперь уж я не дольщица ~ Одеже и скоту.-- Переработка фрагмента "Ты не дольщичка крестьянской будешь жирушки ~ Ты не пайшичка любимоей скотинушки" (Барсов, с. 220) "Плача о дяде двоюродном" И. А. Федосовой.

Ст. 2089--2101. Послали деток п_о_ миру ~ Ты станешь нас бранить!.. -- Ср. с фрагментами "Плача по родном брате" И. А. Федосовой: "Сиротать пойдут безсчастны малы детушки ~ Как голодный -- придут оны -- холодный", "Как походить станут сердечны мои детушки ~ По крестьянским домам да не воруйте-тко" и "Говорить станут родителю тут матушке ~ Може, огрубя нас грубыим словечушком" (Барсов, с. 154--155, 156, 157).

Ст. 2128--2136. Пришла зима бессменная ~ С кем словом перемолвиться? -- Этот мотив является общим местом похоронных причитаний. См., например, у Барсова, с. 203. Строка "Ни талой нет талиночки" близка федосовской "Нигде нету-то талой талиночки" (Барсов, с. 21), две заключительные строки также имеют фольклорную параллель: "Не с кем слова да промолвити. Не с кем думушки подумати" (Сказки и песни Белозерского края, собранные Б. и Ю. Соколовыми. М., 1915, No 338).

Ст. 214 6. Нет мужа, нет заступника! -- Перефразировка народной пословицы "Есть дружок -- есть заступничек" (Даль, с. 820).

Ст. 2170--2203. На горе стоит елочка ~ Леса темны, караулы есть.-- Идентичный некрасовскому текст этой народной песни см.: Сахаров И. П. Песни русского народа, ч. III. СПб., 1838. с. 9. Варианты встречаются в сборниках Шейна (с. 436--437, No 6) и Соболевского (Соболевский А. И. Великорусские народные песни, т. 4. СПб., 1898, с. 659--660, No 836).

Глава VII ГУБЕРНАТОРША
 

Ст. 2264--2265. Рабочий конь солому ест, А пустопляс -- овес! -- Перефразировка народной пословицы "Рабочий конь на соломе, а пустопляс на овсе" (Даль, с. 39).

42.  Торговцы-колотырники барышники-перекупщики,  наживавшиеся  за  счет  трудового  крестьянства.
Ст. 2270. Колотырники -- см. выше, с. 638.

43.
  Чей  памятник? «Сусанина». Открыт  в  Костроме  в  1851 году;  сооружен  по  проекту  скульптора,  ректора  Академии  художеств  В. И. Демут-Малиновского.
Ст. 2314. "Чей памятник?" -- Сусанина.-- Памятник Ивану Сусанину (скульптор В. И. Демут-Малиновский) в Костроме был поставлен в 1851 г. У подножия шестиметровой колонны, увенчанной бюстом Михаила Романова,-- коленопреклоненная фигура Ивана Сусанина. Бывая в Костроме, Некрасов не раз видел этот памятник. Проводя идейно-образную параллель Савелий -- Сусанин, Некрасов в борьбе против фальсификации образа Сусанина дает свой "проект" памятника ему: о колонне с бюстом царя поэт не упоминает, а Сусанин, "из меди кованный", стоит в полный рост (см.: Тарасов А. Ф. О местных источниках поэмы.-- Истоки, с. 59).

44.  Шандал подсвечник.

Ст. 2389--2390. А силой тот не хвастайся, Кто сна не поборал! -- В основе стиха народные загадки про сон: "И рать и воеводу в один мах перевалял", "Кого не осилит ни князь, ни псарь, пи княжий выжлок?" (Даль, с. 564).

Глава VIII БАБЬЯ ПРИТЧА

45.  Уж  взяли  одного! По  рекрутской  повинности  (см.  выше,  примечание  58 к  части I).

46.  У  гроба  Иисусова... Излюбленные  места  религиозного  паломничества  в  Палестину  и  Грецию.
Ст. 2597--2600. У гроба Иисусова ~ В Иордань-реке купалася...-- Город Иерусалим в Палестине, где, по евангельским легендам, находился гроб Иисуса Христа, и "святая гора" Афон в Греции (средоточие христианских монастырей) были излюбленными местами религиозного паломничества. Река Иордан, протекающая близ Иерусалима, считалась священной, потому что в ее водах, согласно евангельской легенде, крестился Иисус Христос. В издании Ст 1879 редактор С. И. Пономарев изменил слово "Афонские" на "Фаворские" (с горой Фавор в Палестине связан евангельский сюжет о преображении Христа). В поправке С. И. Пономарева была своя логика. Она, как верно заметил М. Е. Устинов в докладе "Текстологические заметки" на XXI Всесоюзной некрасовской конференции в Ленинграде в январе 1982 г., ограничивала странствие "святой старицы" пределами "святых мест" Палестины и устраняла фактическую ошибку: на Афон женщин не пускали. Но поскольку в рукописях Некрасова слово "Фаворские" ни разу не упоминается, поправка С. И. Пономарева не может быть принята.

Ст. 2603--2644. "Ключи от счастья женского ~ Гуляет -- бог забыл!.." -- В основе легенды о ключах лежит мотив "Плача о писаре" И. А. Федосовой. Во введении к "Причитаниям Северного края" (с. XVI--XVII) Е. В. Барсов дал краткий пересказ части этого плача: "Но особенно любопытно происхождение горя народного, общественного. В Окиян-море ловцы пригодилися, изловили оны свежу рыбоньку, точно хвост да как у рыбы лебединой, голова у ней вроде как козлиная; распололи как уловню эту рыбоньку, много множество песку у ей приглотано, были сглонуты ключи да золоченый; прилагали ключи ко божиим церквам и ко лавочкам торговым, но они приладились только к тюрьмам заключенныим. Не поспели отпереть дверей дубовых, как С подземелья злое горе разом бросилось, Черным вороном в чисто поле слетело..." и т. Д. Некрасов в несколько сокращенном виде переписал этот текст (см.: Другие редакции и варианты, с. 398), пометив внизу и те страницы (290, 80--84, 245), на которые указывал собиратель. Но из записанной легенды в дальнейшем поэт взял лишь мотив проглоченных рыбой ключей, своеобразно его переосмыслив.



Другие редакции и варианты

С. 391. Прост_ы_нею премудрости Довольствуйся.-- Простыня -- простота сердца, прямодушие (Даль, Словарь, т. III, с. 513).
 

van-osmos@yandex.ru

ПРОДАЁТСЯ  ЗЕМЛЯ  В  ЛЕНИНГРАДСКОЙ  ОБЛАСТИ

Hosted by uCoz